Культура европы 15 18 века. Европейская культура в XVII – XVIII вв

Лекция №18.

Тема: европейская культура XVI-XVIII веков.

1. Культура Возрождения.

2. Литература Просвещения.

3. Искусство XVII-XVIII веков.


1.

Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса.

Возрождение (на французском языке Ренессанс) - гуманистическое движение в истории европейской культуры в период конца средневековья и начала нового времени. Ренессанс возник в Италии в XIV века, распространился в западных странах (Северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI века. Конец XVI - начало XVII века: упадок - маньеризм.

Феномен Возрождения определялся тем, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов. Некоторые культурологи, определяя ее значение, сравнивают с грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. В искусстве произошел переворот, сравнимый с открытием Коперника. В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог как высшее мерило всего сущего. Новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Антропоцентризм - главная идея мировоззрения эпохи Возрождения. Рождение нового мировоззрения связано с писателем Франческо Петрарки. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, он противопоставляет научное знание; счастью в «Граде Божьем» - земное человеческое счастье; духовной любви к Богу - возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества - ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение.

В эпоху Возрождения происходит утверждение идеала гармонической, раскрепощенной, творческой личности, красоты и гармонии, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания.

Эпоха Возрождения породила гениев и титанов:


  • Италия - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Вала, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте;

  • Франция - Рабле и Монтеня;

  • Англия - Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира;

  • Испания - Сервантеса;

  • Польша - Коперника;

  • Германия - Беме, Мюнцера, Кеплера.
В произведениях этих авторов присутствует мысль о том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Шедевры эпохи Возрождения:


  • Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря»;

  • Рафаэль «Сикстинская мадонна» и «Спящая Венера», «Мадонна Конестабиле» и «Юдифь»;

  • Тициан «Даная» (музей Эрмитаж).
Эпоха Возрождения характеризуется универсализмом мастеров, широким обменом знаниями (нидерландцы заимствуют некоторые колористические особенности итальянцев, а те, в свою очередь, заимствуют от них работу масляными красками на холстах).

Главная черта искусства и культуры Ренессанса - утверждение красоты и таланта человека, торжество мысли и высоких чувств, созидательной активности. В изобразительном искусстве развиваются стили барокко и классицизм, в живописи академизм и караваджизм. Появляются новые жанры - пейзаж, натюрморт, картины быта, охот и праздников.


Леонардо да Винчи Джоконда

Рафаэль Сикстинская мадонна

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования -сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии.

Период с последнего десятилетия XV века до середины XVI столетия (Высокий Ренессанс) становится «золотым веком» итальянского искусства. От него остается на память потомкам торжественная и величавая архитектура Браманте и Палладио, он дарит миру бессмертные шедевры Рафаэля и Микеланджело. Весь XVI век продолжается и лишь в начале XVII века угасает цветение рожденной под небом Италии культуры возрождения.

Поздний Ренессанс характеризуется бурным развитием и такого синтетического вида искусства, как театр, наиболее яркими представителями которого стали Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина (Испания), Вильям Шекспир (Англия).

Таким образом, культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм.

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал.

2.
Люди XVII-XVIII веков называли свое время столетиями разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты критике. В XVIII веке стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVII- XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. С 1717 по 1724 год было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо. Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений. Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в Англии. Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731годы) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство. От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности.

Кроме общепринятых в Европе стилей барокко и классицизма, в XVII-XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи. Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Стиль Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами. Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто(1684-1721) - придворного живописца. Герои Ватто - актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Ватто «Затруднительное положение».

Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

В эпоху Французской революции в искусстве восторжествовал новый классицизм. Классицизм XVIII века - не развитие классицизма предшествующего столетия - это принципиально новое историко-художественное явление. Общие черты: обращение к античности как к норме и художественному образцу, утверждение превосходства долга над чувством, повышенная отвлеченность стиля, пафос разума, порядка и гармонии. Выразителем классицизма в живописи стал Жак Луи Давид (годы жизни: 1748-1825). Его картина «Клятва Горациев» стала боевым знаменем новых эстетических взглядов. Сюжет из истории Рима (братья Горации дают отцу клятву верности долгу и готовности сражаться с врагами) стал выражением республиканских взглядов в революционной Франции.


И.С.Бах
XVIII век принес много нового в музыкальное творчество. В XVIII веке музыка встала на уровень других искусств, переживавших расцвет еще с эпохи Возрождения. Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Кристоф Глюк, Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт стоят на вершине музыкального искусства в XVIII века. Расцвет музыки как самостоятельного вида искусства в это время объясняется потребностью в поэтическом, эмоциональном выражении духовного мира человека. В творчестве Баха и Генделя еще сохранилась преемственность музыкальных традиций, но они начинали новый этап в истории музыки. Иоганна Себастьяна Баха (годы жизни:1685-1750) считают непревзойденным мастером полифонии. Работая во всех жанрах, он написал около 200 кантат, инструментальных концертов, сочинений для органа, клавира и др. Баху была особенно близка демократическая линия немецкой художественной традиции, связанная с поэзией и музыкой протестантского хорала, с народной мелодией. Через духовный опыт своего народа он ощущал трагическое начало в жизни человека и вместе с тем веру в конечную гармонию. Бах - музыкальный мыслитель, исповедующий то же гуманистическое начало, что и просветители.


Моцарт
Всё новое, что было характерно для прогрессивных направлений в музыке, воплотилось в творчестве австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (годы жизни: 1756-1791). Вместе с Францем Йозефом Гайдном он представлял Венскую классическую школу. Основным жанром Гайдна была симфония, Моцарта - опера. Он изменил традиционные оперные формы, внес психологическую индивидуальность в жанровые типы симфоний. Ему принадлежат около 20 опер: («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта»); 50 симфонических концертов, многочисленные сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», хоровые сочинения.


Культура западной Европы 17 века

XVI в. для Европы был временем борьбы феодализма и нарастающего капитализма, экономических сдвигов. Развивались мануфактурная промышленность, торговля, увеличивались экономические потребности - все это способствовало активизации точных и естественных наук. Это время характеризуется великими открытиями. Галилео Галилей (итальянский ученый) заложил основы современной механики, сделал телескоп 32-кратным увеличением. Немецкий астроном Иоганн Кеплер составил планетные таблицы, установил законы движения планет, заложил основы теории затмения.

Готфрид Лейбниц создал дифференциальные исчисления, предвосхитил принципы современной математической логики. Английский математик Исаак Ньютон открыл дисперсию света, закон всемирного тяготения, хроматическую аберрацию, создал основы небесной механики, теорию света. Христиан Гюйгенс создал волновую теорию света, маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического мятника, открыл кольцо у Сатурна. В этот период произошел мощный рост философской мысли. Мировоззрения Френсиса Бэкона, Джона Локка, Томаса Гоббса в Англии, Бенедикта Спинозы в Голландии, Рене Декарта во Франции внесли огромный вклад в формирование ведущих общественных идей, утверждение материализма. В XVII в. художественная литература отличалась огромным разнообразием жанров, например новелла, бытовая комедия, высокая трагедия, эпическая драма, ода, роман, сатира и др. С началом века связано творчество Сервантеса и Шекспира, а к следующему поколению относятся Джон Мильтон («Потерянный рай«) в Англии, Педро Кальдерой де ла Барка («Жизнь есть сон») в Испании и Пьер Корнель («Сид»), Жан Расин («Федра»), Мольер («Дон Жуан») во Франции. В соответствии со сложением национальных государств в Западной Европе формируются национальные художественные школы. Самые высокие достижения западноевропейского искусства этого времени относятся к искусству Фландрии, Голландии, Италии, Франции, Испании, Италии.

В XVII в. появились разнообразные виды портретов, развивались жанры, которые отражали окружение человека, давалась отчетливая социальная окраска образов. Наблюдалась непосредственная связь с натурой. Образы и явления передавались в движении. Многообразие форм художественного отражения действительности привело к тому, что в XVII в. остро встала проблема стиля. Сложились две стилевые системы: классицизм и барокко, независимо от этого складывалось реалистическое направление в искусстве. Стиль барокко характеризуют патетический характер образов и эмоциональная приподнятость. Для достижения этого используются изгибы стен, фронтоны, пилястры, разнообразные формы архитектурного декора, статуи, росписи, лепнина, отделка бронзой и мрамором.

В этот период создаются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, дворцово-парковые комплексы. В архитектуре самым ярким представителем этого стиля был Лоренцо Бернини, в живописи этого стиля придерживались братья Караччи, Гвидо, Гверчино, Рени, Пьетро да Нортона и др. В эпоху Людовика IV классицизм занял главенствующее место во Франции. Этот стиль характеризуется логичностью, гармонией композиции, простотой и строгостью. В изобразительном искусстве одной из основных была тема долга, героизма, доблести. Этот стиль не допускает преувеличенной эмоциональной выразительности. Самыми известными живописцами этого стиля были Пуссен и Клод Роллен (пейзаж), Шарль Лебрен (росписи), Риго (парадный портрет). Параллельно с классицизмом и барокко в XVII в. в живописи складывается «реализм». В этом стиле образы связываются с реальной действительностью. Из художников можно выделить Веласкеса, Рембрандта, Франса Хальса. Возникли новые жанры изобразительного искусства: разные формы пейзажа, бытовой жанр, натюрморт.

Культура западной Европы 18 века

XVIII в. - последний исторический этап перехода от феодализма к капитализму. Развитие культуры в этот период во всех странах Европы проходило под знаком идей Просвещения.

В этом веке в Германии сложилась школа классической немецкой идеалистической философии. Во Франции сформировался самый многочисленный отряд просветителей, оттуда по всей Европе распространились идеи Просвещения. В своих произведениях {«Персидские письма» и «О духе законов») Шарль Луи Монтескье высказывался против неограниченной монархии и феодализма. Вольтер был выдающимся вождем французского Просвещения. Он написал прекрасные литературные, философские и исторические произведения, в которых выражалась ненависть к религиозному фанатизму и феодальному государству. Деятельность Жана Жака Руссо стала новым этапом в развитии французского Просвещения. Его произведения содержали в себе ненависть к угнетателям, критику государственного строя, социального неравенства. Основателем материалистической школы являлся Жюльен Офре Ламетри, автор медицинских и философских трудов. Его деятельность вызывала ярость светских и церковных реакционеров. Дальнейшая судьба французского материализма связана с именами Дени Дидро, Этьена Бонно Кондильяка, Поля Гольбаха. 50-60-е гг. XVIII в. - расцвет деятельности французских материалистов. Этот период отличается одновременным развитием науки и техники. Благодаря Адаму Смиту и французским физиократам политэкономика становится научной дисциплиной. Наука быстро развивалась, она была напрямую связана с техникой и производством. В XVIII в. более значимыми становятся литература и музыка, постепенно они выходят на первый план среди всех видов искусств. Развивается проза как жанр, в которой показывается судьба отдельного человека в социальной среде того времени («Хромой бес» Лесажа, «Вильгельм Мейстер» Гете и др.). Особенно плодотворно развивается жанр романа, в котором описывается универсальная картина мира. В конце XVII-XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Огромное влияние на музыкальное искусство оказали И. Гайдн, В. Моцарт, Л. ван Бетховен. Больших результатов добились театральное искусство, драматургия, которая носила реалистический и предромантический характер.

Отличительная черта этого времени - исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства. XVIII столетие часто называют «золотым веком театра». Величайший драматург П. О. Бомарше считал его «исполином, который смертельно ранит всех, на кого направляет свои удары». Крупнейшими драматургами стали: Р. Шеридан (Англия), К. Гольдони (Венеция), П. Бомарше (Франция), Г. Лессинг, И. Гете (Германия). -

Ведущим жанром живописи XVIII в. был портрет.

Среди художников этого времени можно выделить Гейнсборо, Латура, Гудона, Шардена, Ватто, Гварди. Живопись не отражает универсальную полноту охвата духовной жизни человека, как это было раньше. В различных странах формирование нового искусства происходит неравномерно. Живопись и скульптура в стиле рококо носили декоративный характер.

Искусство XVIII в. завершается великолепным творчеством испанского художника Франсиско Гойи. Культурное наследие XVIII в. до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум. Век Просвещения - век великих открытий и великих заблуждений. Неслучайно конец этой эпохи приходится на начало Французской революции. Она уничтожила веру просветителей в «золотой век» ненасильственного прогресса. Она усилила позиции критиков его целей и идеалов.

Культура западной Европы до 19 века

Культура Западной Европы XVII- XIX вв. характеризуется становлением буржуазных общественных отношений, становлением рационалистического мышления - явления, наложившие отпечаток на развитие культурной жизни стран. Начало XVII в. связано с именами Шекспира и Сервантеса. Художественная литература отмечает разнообразие жанровых форм: высокая трагедия и роман, бытовая комедия и новелла, эпическая драма и лирический сюжет, ода и сатира. В следующем поколении творят Мильтон в Англии, Кальдерой в Испании и великие французские драматурги Корнель, Расин и Мольер. Музыка постепенно освобождается от культовых форм. Формируются новые музыкальные жанры; опера, оратория. Последним историческим этапом переходной эпохи от феодализма к капитализму и формирования прогрессивной идеологии просветителей был XVIII в. - век разума, век просвещения, век философов, социологов, экономистов. Развитие культуры в это время проходило в той или иной мере под знаком идей Просвещения. Идеи Просвещения распространялись по всей Европе именно из Франции, где сформировался самый многочисленный отряд талантливых просветителей: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гольбах.

В XVIII в. одновременно развиваются наука и техника. Литература и музыка постепенно приобретают значение ведущих видов искусства, удовлетворяя потребности времени в эстетическом осознании жизни, ее движения и становления. Судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени отражает жанр прозы: «Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете. Как самостоятельный вид искусства развивается музыка. Бах, Моцарт, Глюк, Гайдн создали такие музыкальные формы, как фуга, симфония, соната. Театральное искусство отходит от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим направлениям. XVIII в. - век портрета. Латурн, Гейнсборо, Гудон создали портреты, художественной особенностью, которых являлись изящная интимность, сдержанная лиричность. Галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди передают тончайшие оттенки настроения. В начале XVIII в. во Франции среди художников выделяется Ватто, в конце века создает революционно-пафосные полотна Давид. Молодой испанский живописец Гойя предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в. В архитектуре царит стиль позднего барокко. Классицистическое направление также претерпевает дальнейшее развитие. Появляется новый стиль - рококо.

В архитектуре он проявился в области декора - плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. XIX в. - век сложившихся буржуазных отношений. Культура отражает внутренние противоречия буржуазного общества. Именно поэтому появляются столь несходные явления: романтизм, критический реализм, символизм, натурализм, позитивизм и др. Классическая немецкая философия, диалектико-материалистическая философия, философия позитивизма - три определяющих направления в философии XIX в. Романтизм и реализм - основные направления литературы XIX в., которые формировались и функционировали в непосредственной связи друг с другом (Ф. Шлегель, Новалис). Яркими представителями романтизма в живописи являются французские художники Э. Делакруа, Т. Жерико, английские художники Дж, Констебль, Дж. Тернер, Р. Бенингтон. Реализм тесно связан с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой, к которой относится творчество Т. Руссо, Ж. Дюпре, Ш. Добиньи и др. Близко к ним по тематике стоят К. Коро, Ж. Милле. Глава реалистического направления - Г. Курбе. Основоположником импрессионизма был Эдуард Мане, но призванным лидером стал Клод Моне. Среди импрессионистов можно выделить О. Ренуара, Э. Дега, А. Спелей, К. Писсаро, среди более поздних - П. Сезанна, В. Ван Гога, а также скульптора О. Родена.



«Культура Европы в XVII–XVIII веках»


1. Духовная жизнь


В истории Европы XVII век отмечен торжеством нового стиля барокко в искусстве и скептицизма в духовной жизни общества. После заполненного энтузиазмом и верой в способности человека эпохи Возрождения приходит разочарование, отчаяние и трагический разлад отдельной личности с окружающим миром. Человек, со времен средневековья привыкший ощущать себя в центре мироздания, вдруг оказался затерянным на огромной планете, размеры которой ему стали известны. Звездное небо над головой перестало быть надежным куполом и превратилось в символ бескрайности пространства, которое манило и одновременно отталкивало и пугало. Европейцам пришлось вновь обрести себя и приспособиться к сильно изменившемуся окружающему миру.

В начале XVIII века в континентальной Европе на смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая вера в то, что человечество можно изменить путем повышения его образованности (отсюда и название данного течения). Просвещение зародилось во Франции, которая облегченно вздохнула после смерти Людовика XIV и с надеждой смотрела в будущее.

Огромную роль в распространении идей Просвещения сыграло тайное общество масонов - вольных каменщиков. Происхождение масонства до сих пор остается загадкой. Сами масоны считают себя продолжателями Ордена тамплиеров, выживших после расправы в начале XIV века, члены которого основали первую ложу - тайную секцию. Ученые считают, что масоны как политическая организация возникли в начале XVIII века на основе ремесленных союзов строителей. Члены масонских лож выступали за построение нового мира на основе всеобщего равенства и братства и боролись против католической церкви, за что неоднократно предавались анафеме.

2. Искусство Барокко и Рококо


В конце XVI века маньеризм постепенно начал уступать место барокко, высокому стилю утвердившейся абсолютной власти монархов, переживших кризис католичества и отстоявших право на существование протестантизма. Наивысший расцвет барокко пришелся на 2-ю половину XVII века, когда Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн.

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, полотна заполнены аллегориями и виртуозными декоративными композициями.

Несмотря на господство барокко, эта эпоха не была однородна в стилевом отношении. Во Франции, где были сильны тенденции строгого классицизма, старались следовать античным образцам. В Нидерландах более склонялись к натуралистическому стилю.

Барокко как стиль зародился в Италии, откуда он должен был нести в Европу свет возрожденного католицизма. Одним из самых выдающихся архитекторов-основоположников барокко стал Лоренцо Бернини. Он был назначен главным архитектором собора святого Павла - главного католического храма Рима. По его проекту в 1623-1624 годах над алтарем собора был сооружен огромный бронзовый балдахин, в качестве материала для которого по приказу Папы Урбана VIII использовали античную крышу Пантеона. Также в 1656-1665 годах Бернини выстроил грандиозную овальную колоннаду перед фасадом собора. В 1658 году архитектор возвел церковь Сант-Андреа аль Квиринале, в 1663-1666 годах - «Королевскую лестницу» в Ватикане. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов - «Фонтан тритона» и «Фонтан четырех рек». Помимо гениального архитектурного дара, Бернини обладал блестящими способностями скульптора. Он является автором гробниц Папы Урбана VIII и Александра VII в соборе святого Петра, скульптур «Давид» (1623), «Аполлон и Дафна» (1622-1625), многочисленных бюстов. В частности, во время поездки во Францию в 1665 году Бернини создал бюст Людовика XIV.

Главной живописной школой Италии эпохи барокко стала болонская, основанная тремя художниками: Аодовико Карраччи и его двоюродными братьями Аннибале и Агостино. В 1585 году они основали в Болоньи мастерскую, названную «Академией вступивших на правильный путь», в которой разработали основные принципы барочной живописи. В 1597 году Аннибале и Агостино переехали в Рим, где получили заказ на роспись галереи палаццо Фарнезе. По мнению Карраччи, реальная действительность слишком груба, поэтому ее следует облагородить, создавая на полотне идеальные образы.

Другой видный художник итальянского барокко, Караваджо Микеланджело да, наоборот стремился к максимальному реализму. Создавая картины на библейские сюжеты, художник специально старался сделать их как можно более демократичными и простыми. Таковы его полотна «Обращение Савла» (1600-1601), «Положение во гроб» (1602 - 1604), «Смерть Марии» (1606). Кроме того, он превратил натюрморт в самостоятельный жанр живописи.

Стиль барокко в Испании превратил XVII столетие в «золотой век» национальной культуры этой страны. Король Филипп IV всячески покровительствовал живописцам, создавая им наилучшие условия и щедро оплачивая их работу.

Первым крупным испанским художником барокко считается Хусепе Рибера, несмотря на то, что он еще в молодости уехал в Италию, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Его творчество испытало влияние Караваджо, и художник старался сделать свои персонажи как можно более реалистичными. Наиболее известными работами Риберы являются «Святой Иероним» (1626), «Мучение святого Варфоломея» (1630), «Хромоножка» (1642).

Величайшим живописцем Испании XVII века стал Диего Де Сильва Веласкес, с 1623 года - придворный живописец Филиппа IV. Манера Веласкеса отличалась подчеркнутым Реализмом, некоторой жесткостью письма и поразительной жизненной правдой. В молодые годы он создал целую галерею ярких народных типов, в зрелые годы, живя при дворе, отдавал предпочтение аристократам, членам королевской фамилии, а также мифологическим сюжетам. Таковы «Вакх» (1628-1629), «Венера с зеркалом» (1651), «Менины» (1656).

Испанское барокко оказало глубокое влияние на Фландрию, где утвердился тот же стиль. Вершиной фламандского барокко стало творчество художника Питера Пауля Рубенса. Как и многие другие живописцы, в молодости Рубенс совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и работы мастеров Возрождения. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко - «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Для Рубенса характерны могучие и пышные человеческие тела, полные жизненной силы, большой декоративный размах. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты, исторические сцены. Он стал создателем парадного барочного портрета. Наиболее известными картинами Рубенса являются: «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620), «Персей и Андромеда» (1621), «Вирсавия» (1636), «Шубка» (1638).

Учеником Рубенса был художник Антонис ван Дейк, придворный живописец Карла I. Продолжатель идей фламандской школы, Ван Дейк долгое время работал в Генуе, Антверпене, а в 1631 году навсегда переехал в Лондон. Там он стал любимым портретистом королевской семьи и получал такое количество заказов, что вынужден был распределять работу между учениками, создав нечто вроде художественной мануфактуры. Его кисти принадлежат портреты: «Карл I на охоте» (1633), «Семейный портрет» (1621).

Во Франции, где классическая традиция соперничала с барокко, наиболее ярким представителем национальной школы живописи был Никола Пуссен. Своими учителями Пуссен считал Рафаэля и Тициана, творчество которых изучал во время посещения Италии. Художник отдавал предпочтение изображению мифологических и библейских сцен с использованием большого количества персонажей и аллегорий. Яркими примерами классицизма стали его полотна «Вдохновение поэта» (1629-1635), «Царство флоры» (1632), «Похищение сабинянок» (1633), «Вакханалия».

Правление Людовика XIV стало целой эпохой в развитии французского искусства. Художники и архитекторы были объединены в Академию живописи и скульптуры и Академию архитектуры. Они были призваны прославить величие «короля-Солнца» и совместными усилиями на основе компромисса между барокко и классицизмом создали новое течение, которое получило название стиль Людовика XIV. Грандиозные дворцы и парковые ансамбли должны были наглядно воплотить идею всесилия абсолютного монарха и могущества французской нации.

Руководствуясь этими принципами, архитектор Клод Перро в 1667 году начал строительство восточного фасада Лувра, так называемой «Колоннады». По проекту Либераля Брюана и Жюля Ардуэна-Мансара был сооружен Дом инвалидов - общежитие для ветеранов войны и собор. Вершиной французского зодчества этой эпохи стало возведение Версаля (1668-1689). Работами по строительству Версальского дворца и паркового ансамбля руководили архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. В Версале свойственная классицизму строгость линий здания дворца сочетается с пышной барочной отделкой залов. К тому же, сам парк, украшенный многочисленными фонтанами, - порождение стиля барокко.

В отличие от Италии, Испании, Англии и Франции, где живописцы получали за свои полотна огромные деньги, в Голландии художникам платили очень мало. Неплохой пейзаж можно было купить за пару гульденов, хороший портрет, к примеру, стоил всего 60 гульденов, а Рембрандт, находясь на пике славы, получил за «Ночной дозор» только 1600гульденов. Для сравнения, гонорары Рубенса исчислялись десятками тысяч франков. Голландские мастера жили в весьма скромном достатке, иногда в нищете в небольших мастерских. Их искусство отражало повседневную жизнь страны и было направлено не на прославление монархии или славы Господней, а на раскрытие психологии обычного человека.

Первым великим мастером голландской школы живописи стал Франс Хальс. Подавляющее большинство его картин составляют портреты. Он располагал большой мастерской, имел 12 детей, которые вслед за отцом стали художниками, множество учеников, вел богемный образ жизни, был обременен многочисленными долгами и умер в полной нищете.

Самыми значительными произведениями ранней голландской живописи стали групповые портреты кисти Хальса. Заказчиками выступали члены гильдий, которые просили изобразить их во время пирушки или собрания. Таковы «Офицеры стрелковой роты святого Георгия» (1616), «Стрелки гильдии святого Адриана в Харлеме» (1627). Искусство Хальса лишено глубокой сосредоточенности и психологических коллизий. На его картинах, отразивших характер самого художника, люди почти всегда смеются. Хальс создал галерею простых голландцев, немного грубоватых, но откровенных в свои чувствах - «Цыганка», «Малле Баббе», «Мальчик-рыбак», «Шут».

Ученик Хальса художник Адриан ван Остаде работал в бытовом жанре. Его сцены из сельской и городской жизни проникнуты юмором и добродушной усмешкой. Тако вы «Драка», «В деревенском кабачке», «Мастерская художника». Классиком голландского пейзажа стал Ян ван Гойен, который использовал в своих работах принципы воздушной перспективы. Лучшим его полотном считается «Вид Дордрехта» (1648).

Вторым великим живописцем Голландии, чье творчество стоит вровень с Хальсом, был Ян Вермер Делфтский. Он отдавал предпочтение бытовым лиричным композициям, изображавшим одну или двух женщин в домашней обстановке, - «Девушка, читающая письмо», «Женщина у окна», «Женщина, примеряющая ожерелье», «Бокал вина», «Кружевница». Вермеру удалось с большой эмоциональной силой показать личную жизнь горожан, а также человека в единстве с окружающей средой. Ему удалось поразительно правдиво передать серебристый дневной свет, играющий на его полотнах множеством бликов.

Вершиной голландской школы стало творчество Рембрандта Харменса ван Рейна с его глубоким психологизмом и неповторимыми золотисто-коричневыми оттенками. Как и Хальс, Рембрандт пережил период популярности, но затем разорился и кончил жизнь в ужасающей бедности.

Рембрандт писал в основном портреты, как индивидуальные, так и групповые, а также картины на мифологические и библейские сюжеты. Художник был мастером светотени, и его персонажи как выхвачены лучом света из темноты. Его полотна «Даная», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына» по праву считаются непревзойденными шедеврами. Из групповых портретов наиболее известны «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Ночной дозор». Одухотворенность и поразительная эмоциональная глубина отличает «Портрет старика в красном».

Из Италии архитектура барокко распространялась не только на север, но и на восток. После окончания Тридцатилетней войны на юге Германии под руководством итальянских мастеров возводятся многочисленные барочные постройки. В конце XVII века в немецких землях появились собственные мастера, творившие в стиле барокко.

Прусский архитектор Андреас Шлютер возвел в Берлине Королевский дворец и здание цейхгауза. Если Шлютер ориентировался на итальянского скульптора Лоренцо Бернини и французские образцы, то творчество Даниеля Пеппельмана совершенно самобытно. По его проекту в Дрездене для Августа II Сильного был возведен знаменитый дворцовый комплекс Цвингер. Также по заказу Августа архитектор Пеппельман возвел Королевский дворец в Гродно.

Распространение стиля барокко в Речи Посполитой было вызвано проникновением в страну иезуитов. Первым барочным памятником в Беларуси и вообще в Европе за пределами Италии стал иезуитский костел, возведенный в конце XVI века итальянским архитектором Бернардони для князя Радзивилла в Несвиже. Подлинного расцвета этот стиль достиг во 2-й половине XVII века, когда, приобретя национальные черты, оформился в белорусское, или виленское барокко. Классическими примерами белорусского барокко стали многочисленные костелы и городская застройка в Вильно, Гродно, Минске, Могилеве, Бресте, Слониме, Пинске, перестроенный после взрыва Полоцкий Софийский собор, монастыри в Голыпанах, Барунах, Березвечье, дворцовые комплексы в Несвиже и Ружанах.

В конце XVII века из Беларуси барокко проникло в Россию, где вначале получило название нарышкинский стиль. Примером этого направления являются церковь Покрова в Филях и церковь Знамения в Дубровицах. С началом реформ Петра I барокко окончательно восторжествовало в русской архитектуре, что прежде всего проявилось при строительстве Санкт-Петербурга. Вершиной развития барокко в России стало творчество итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Он перестроил дворцы в Петергофе и Царском Селе, возвел в столице комплекс Смольного монастыря и знаменитый Зимний дворец.

В начале XVIII века во Франции зародился новый стиль искусства - рококо. В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Если барокко смотрело высоко вверх, то рококо спустилось с небесных высей на грешную землю и обратило свой взор на стоящих вокруг людей. Иногда стиль рококо называют искусством для искусства. Более верно было бы назвать этот стиль искусством для человека.

Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами. Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий.

Крупнейшим мастером рококо был Франсуа Буше, который превратил свои картины в декоративное панно для украшения стены. Таковы полотна «Купание Дианы», «Триумф Венеры», «Пастушеская сцена».

Морис-Кантер Ларут смог создать портретный жанр рококо. Запечатленные на его картинах люди в полном соответствии с требованием века любезно и галантно смотрят на зрителя, стараясь вызвать у него не восхищение, но чувство симпатии. Истинные же характеры персонажей скрыты под маской светской учтивости.

Картины Оноре Фрагонара полны искреннего чувства полноты жизни, которая проходит в беззаботном наслаждении. Примером этому служат полотна «Качели» (1766), «Поцелуй украдкой» (1780).

В Германию стиль рококо пришел в 30-х годах XVIII века, так и остался на севере, так как в южнонемецких землях до конца столетия безраздельно господствовало барокко.

В 1745 году прусский архитектор Георг Кнобельсдорф начал строительство под Потсдамом дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси. Само его название (в переводе с французского «без забот») отражало дух эпохи рококо. По заказу Фридриха II на виноградной террасе был выстроен скромный одноэтажный дворец. Однако довольно скоро рококо было вытеснено набиравшим силу классицизмом.

Английское искусство XVIII века было настолько своеобразно, что не поддается классификациям, принятым в континентальной Европе. Здесь наблюдается причудливое переплетение всех стилей и направлений, среди которых постепенно на первое место выступает классицизм.

Основоположником национальной английской школы живописи стал Уильям Хогарт. В полном соответствии с духом английского общества того времени он посвятил свое творчество политической и социальной сатире. Подлинную славу художнику принесли серии картин «Карьера мота», «Модный брак», «Выборы». Чтобы познакомить со своими работами как можно большее количество зрителей, Хогарт сам изготавливал гравюры всех своих работ маслом и распространял их большими тиражами.

Художник Джошуа Рейнолдс вошел в историю как теоретик искусства, первый президент Королевской (Лондонской) академии искусств и выдающийся портретист. Его портреты наполнены пафосом прославления героев, которые стали достойны того, чтобы их навечно запечатлели на полотне.

Если Рейнолдс отличался рациональным подходом к живописи, то творчество Томаса Гейнсборо было более, эмоциональным. Его портреты отличает поэтическое восприятие природы человека.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Европейская культура XVIII века не только продолжает культурное развитие предшествующего (XVII) столетия, но и отличается от него –по стилю, колориту, тональности.

XVII в. – век становления рационализма. XVIII – век Просвещения, когда рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой«третьего сословия» в его сначала идейной, а затем и политической борьбе с феодальным, абсолютистским строем.

Вольтер и Руссо во Франции, Гете и Шиллер в Германии, Юм в Англии, Ломоносов и Радищев в России – все великие просветители–гуманисты XVIII столетия выступали как убежденные сторонники и защитники человеческой свободы, широкого и универсального развития личности, непримиримые противники рабства и деспотизма. Во Франции, где противоречия общественной жизни переживались особенно остро, идеология Просвещения, материалистическая и атеистическая по преимуществу, стала теоретической, духовной предпосылкой великой революции 1789–1793 гг., а затем начавшегося широкого реформистского движения на континенте. Десятилетием ранее на идеях Просвещения создавалось государство Северо–Американских Соединенных Штатов.

Американская война за независимость, французская политическая революция и промышленная революция в Англии подвели «итог» длительному, напряженному общеевропейскому развитию со времен Реформации. Таким итогом было образование современного типа общества – промышленной цивилизации. Нарушалась не только феодальная, натуральная система хозяйства. «Ломалось» присущее ему сознание – раболепие вассала перед «синьором» и «сюзереном», хотя в этой ломке рождалось не только «высокое», но и «низкое» (термины заимствованы из «Феноменологии духа» Гегеля) сознание эпохи – цинизм и нигилизм тех общественных слоев и классов, которые воспринимали происходящее лишь как кризис и разложение и сами не были способны к социальному творчеству.

Понять XVIII в. – значит постичь его контрасты и парадоксы. Утонченность, изящество классицизма, великолепие Лувра и Версаля, величие Прадо и Вестминстерского аббатства соседствовали с суевериями, темнотой и неграмотностью масс, с бесправием и нищетой крестьянства, с деградацией и одичанием городских люмпенов. Блеск и нищета еще больше усиливали и оттеняли друг друга.

Моральный кризис охватил и «образованные» слои общества. Классическим памятником пышной и помпезной эпохи Людовика XV стал герой знаменитого диалога Дидро «Племянник Рамо» – предтеча будущих нигилистов и ницшеанцев (Диалог написан в 1762 г. Его персонаж – реальное лицо, племянник известного французского композитора). В образе незаурядного, но безнравственного циника и авантюриста автор диалога вывел тип человека, не нашедшего себя в своем времени, а потому социально опасного.


«Низкому», «разорванному» сознанию безвременья, его разрушающей и развращающей силе противостояла сила созидания и творчества – культура. Основным вектором ее развития было постепенное, но неуклонное преодоление одностороннего, «монохроматического» видения человека и мира, переход от механического к органическому, т.е. целостному, многокачественному восприятию действительности.

В производстве, в базисной структуре общества осуществлялся переход от мануфактуры к более развитым и сложным технологиям, к освоению новых видов сырья и источников энергии – к использованию природных сил не в первозданном, а в качественно измененном, преобразованном виде.

В науке монополия механико–математического знания уступала место выдвижению – наравне с ними – опытных и описательных дисциплин: физики, географии, биологии. Естествоиспытатели–натуралисты(Д.Геттон, К.Линней и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы. Качество и количество заняли теперь уже равнозначное, сопоставимое место в логике, языке и мышлении теоретика.

Не только научное, но имассовое сознание XVIII в. обретало черты, не свойственные рационально–рассудочному XVII столетию, когда существовали лишь «черное и белое», одномерное различение противоположностей на «да» и «нет», истину и ложь, добро и зло, правый и виноватый. XVIII в. уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменения, совершенствование своей природы, т.е. право на «просвещение» и образование как на процессы, требующие и предполагающие время. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах и морального совершенствования личности предполагала уже элементы историзма в сознании и самосознании эпохи.

Эта тема – постоянство и изменчивость человеческой Природы, зависимость и независимость ее от внешних условий или «среды», – рожденная в массовом опыте людей, ждущих перемен и практически готовящих своей деятельностью невиданное ранее обновление жизни, стала одной из центральных темфилософской рефлексии. То,что лишь предчувствовалось и предугадывалось в массах, философия подняла до уровня критики. Ее объектом стали и общественный (государственный) строй, и идеология этого строя – религия.

Во Франции, где социальные противоречия достигли наиболее острых и открытых форм классового противостояния. Критика религии (католицизма) велась с радикальных, атеистических позиций.По Гольбаху, религия есть ложь и бред, «священная зараза», не покончив с которой нельзя разделаться с насилием и деспотизмом крепостников–феодалов. АнгличанинЮм и немецКант были далеки от такого рационализма. Но и их критика феодальной идеологии нацеливалась в ее эпицентр: вопреки Ветхому и Новому заветучеловеческая личность и общественная мораль объявлялись автономными по отношению к религии, которая сама теперь выводилась из требований и интересов морали, вместо того чтобы стать ее опорой и истоком. В «Критике чистого разума» Кант отверг все возможные доказательства бытия бога и личного бессмертия, а это, по словам Генриха Гейне, было тогда настоящим «штурмом неба».

Но и на родине революции – во Франции – идеи Просвещения не были однородны, претерпев существенную эволюцию – от реформизма (в первую половину столетия) к откровенно революционным программам действия (в 60–80–е гг. XVIII в.). Так, если у представителей старшего поколения просветителей– Монтескье и Вольтера, выражавших интересы и умонастроения верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, преобладала идея постепенного обуржуазивания феодального общества по образцу соседней Англии, давно уже утвердившей у себя конституционно–монархический строй, то у идеологов следующего поколения антифеодальных мыслителей –Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха – прослеживался уже другой настрой: решительное отрицание помещичьей собственности и сословных привилегий, открытый призыв к свержению деспотической власти.

В крупнейших странах Европы к середине XVIII в. королевская власть уже не нуждалась в заигрывании с «третьим сословием», не искала больше в нем союзника в борьбе с феодальной вольницей. Более важным теперь стало для нее упрочение союза с церковью и высшим дворянством. Перед лицом главной угрозы, для подавления крестьянских волнений и голодных бунтов горожан объединились, забыв прежние распри, все силы старого общества. Объявив войну собственному народу, абсолютистский режим перенес ее и на сферу культуры: публично сжигались «нечестивые» и «мятежные» книги, а их авторов ожидали Венсенский замок или Бастилия. Однако всё это не отдаляло, а приближало народный взрыв, революцию.

Дух, мироощущение эпохи самым ярким и выразительным образом запечатлели себя в искусстве. Самые величайшие художники века:Бах, Гете, Моцарт, Свифт говорили с современниками и будущими поколениями людей языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями и искусственными правилами «стиля».

Но это не значит, что XVIII в. не знал своих собственных, характерных художественных стилей. Основным из них былбарокко – стиль, соединивший в себе старые традиции (готику) с новыми тенденциями – идеями демократического свободомыслия. Сочетая в себе аристократизм формы с апелляцией к «народному», т.е. буржуазному, вкусу, живопись, скульптура, а особенно архитектура барокко, – это нетленный памятник дуализму эпохи, символ непрерывности европейской культуры, но и неповторимости исторического времени (Примером чему может служить скульптура Бернини, архитектура Растрелли, живопись Джордано, поэзия Кальдерона, музыка Люлли и др).

В течение первых трех четвертей XVIII в. наряду с барокко в западноевропейском искусстве достаточно широко распространился и другой стиль –рококо: такое название он получил за вычурность, манерность, нарочитую «несхожесть» выполненных в этом стиле произведений искусства с грубой, неотлакированной натурой. Декоративная театральность, хрупкость и условность образов – это полная противоположность «легкомысленного» рококо тяжелой торжественности барокко.Лозунг эстетики рококо – «искусство для наслаждения» – выражал достаточно точно и красноречиво мироощущение предреволюционной аристократии, жившей «одним днем», по известному девизу Людовика XV: «После нас – хоть потоп».

Но большинство нации ожидало не потопа, а очистительной бури. К середине века вся образованная, мыслящая Франция, затем и остальная Европа (вплоть до России) жила идеями и идеалами Просвещения.Вольтер и Руссо стали знаменем борьбы. Но вольтерианство и руссоизм – это все же различные, во многом несхожие программы и цели, два достаточно отдаленных друг от друга полюса напряженной социальной жизни, два центра сосредоточения антифеодальных, антикрепостнических сил. При жизни (оба мыслителя умерли в одном году – 1778) Вольтер и Руссо относились друг к другу резко критически, даже неприязненно. Вольтеру претил плебейский демократизм женевского философа, его призывы отказаться от благ и достижений цивилизации во имя мифического «возвращения» человека к первобытной и первозданной природе. Руссо, со своей стороны, не мог разделить аристократического высокомерия своего старшего современника по отношению к простонародью, как и деистического вольнодумства вольтерианцев, их излишнего, как полагал он, и даже опасного рационализма.

Историческое время смягчило, сгладило эти противоречия. В глазах потомков великие деятели Просвещения –с каких бы позиций ни вели они критику идеологии и практики отживающего строя – делали одно, общее дело. Но в актуальном переживании современниковаристократический и демократический пути борьбы за переустройство общества были более чем двумя равноценными и равнозначными, равновозможными вариантами прогресса. Каждый изних не только по–своему выражал исторический опыт прошлого (вследствие давно уже происшедшей и продолжающейся дивергенции в культуре материального и духовного, нравственного и умственного развития), но и был по–своему продолжен в будущем – в европейской истории следующего, XIX столетия.

Путь Вольтера – это путь духовных и социальных революций «сверху»: от вольнодумства вольтерианцев – к романтизму и свободолюбию «Бури и Натиска», к мятежной неуспокоенности байронизма, а затем – и к русскому декабризму 1825 г. Европейская и наша отечественная литература запечатлела героев аристократического бунтарства:Чайльд Гарольда и Карла Моора, Чацкого и Дубровского. Их интеллектуальное и нравственное превосходство по отношению к своим современникам было несомненным. Но столь же очевидной была и обреченность этих людей на одиночество, на большую, трудно преодолимую удаленность от народа.

Судьба идей и учения Руссо еще более сложна и необычна. Изних рождались лозунги Французской революции: свобода, равенство, братство и во имя свободы появлялись вопреки логике – императивы и программы якобинской диктатуры, оправдывающие не только теорию, но и практику массового, истребительного террора (о чем сам философ, умерший за 10 лет до революции, конечно, и не помышлял).

Это была первая крупнейшая метаморфоза гуманизма в культуре нового времени. «Абсолютная свобода и ужас» –так в гегелевской«Феноменологии духа» назван параграф, где революция и диктатура выводятся как практический результат теоретических идей и принципов Просвещения, а политический террор оценивается как абсолютный пункт отчуждения. Великий диалектик не только оказался глубоко прав, осмысливая – на опыте Французской революции – свою современность, но и прозорливо смотрел в наш, XX в., когда указывал на односторонность якобинского (тем самым любого леворадикального) принципа «абсолютного равенства». Называя такое равенство «абстрактным», Гегель писал, что единственным результатом его может быть только «самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая значение не большее, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2–е изд. Т. 12. С. 736).

Но Руссо был не только (и не столько) предтечей Робеспьера и Марата. Имя женевского мудреца стоит у истоков и другого духовного течения, которое в целом можно охарактеризовать как романтически–патриархальное и антитехнократическое. (Через 100 лет после него эти же идеи у нас в России отстаивал Лев Толстой.) Руссо, Толстой, их единомышленники и последователи выразили протест широких масс (Руссо – городских низов, Толстой – крестьянства) против той тяжелой поступи цивилизации, которая осуществлялась не для, а за счет народа. На заре первой промышленной революции Руссо не дал обольстить себя скороспелыми плодами материального прогресса, предупредив об опасности неконтролируемого воздействия человека на природу, громко заявив об ответственности ученых и политиков не только за ближайшие, но и за отдаленные последствия принимаемых ими решений.

Но ничто не могло тогда разубедить европейца в том, что именно на его земле в его век совершаются или должны вот–вот совершиться великие, поворотные события мировой истории. Весь остальной мир был для Европы все еще «необетованным», а иноземцы – «туземцами». Европейская экспансия приняла уже не случайный (как в ХVI–ХVII вв.), а систематический, организованный характер. По ту сторону Атлантики (на Востоке Америки) европейские переселенцы осваивали новые для себя территории, оттесняя в центр материка коренное население континента. Африка, Азия, Океания продолжали хищнически разграбляться.«Пятый континент» (Австралия) был определен британским правительством как место самой отдаленной, а потому и самой жестокой ссылки наиболее важных, неисправимых преступников.

Европейцы, даже если они между собой воевали (австрийцы и итальянцы, немцы и французы), признавали друг в друге равных и соблюдали неписаные правила поведения даже в самых острых и ожесточенных спорах (победители не могли превратить побежденных в рабов, сражались армии, но не мирное население и т.п.). Но в неевропейских, «нехристианских» странах для англичан и французов, испанцев и португальцев не существовало уже никаких норм и запретов. С «туземцами» положено было не торговать и даже не воевать;их следовало покорять и истреблять. (Даже если это была страна такой высочайшей и древнейшей культуры, как Индия.)

Европейское Просвещение вписалось в историю культуры как эпоха гордого и самонадеянного сознания Ее современники гордились cобой и своим временем. Поэт века – Гете – с олимпийским величием и глубоким удовлетворением взирал на ход мировых событий который – казалось тогда – полноcтью подтверждал разумность и моральную оправданность действительности.

«Все разумное – действительно». Это не случайная фраза оброненная философом. Это – самосознание эпохи. Но уже последующие столетия заставили людей в этом усомниться.

«Культура Европы в XVII–XVIII веках»


1. Духовная жизнь

В истории Европы XVII век отмечен торжеством нового стиля барокко в искусстве и скептицизма в духовной жизни общества. После заполненного энтузиазмом и верой в способности человека эпохи Возрождения приходит разочарование, отчаяние и трагический разлад отдельной личности с окружающим миром. Человек, со времен средневековья привыкший ощущать себя в центре мироздания, вдруг оказался затерянным на огромной планете, размеры которой ему стали известны. Звездное небо над головой перестало быть надежным куполом и превратилось в символ бескрайности пространства, которое манило и одновременно отталкивало и пугало. Европейцам пришлось вновь обрести себя и приспособиться к сильно изменившемуся окружающему миру.

В начале XVIII века в континентальной Европе на смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая вера в то, что человечество можно изменить путем повышения его образованности (отсюда и название данного течения). Просвещение зародилось во Франции, которая облегченно вздохнула после смерти Людовика XIV и с надеждой смотрела в будущее.

Огромную роль в распространении идей Просвещения сыграло тайное общество масонов - вольных каменщиков. Происхождение масонства до сих пор остается загадкой. Сами масоны считают себя продолжателями Ордена тамплиеров, выживших после расправы в начале XIV века, члены которого основали первую ложу - тайную секцию. Ученые считают, что масоны как политическая организация возникли в начале XVIII века на основе ремесленных союзов строителей. Члены масонских лож выступали за построение нового мира на основе всеобщего равенства и братства и боролись против католической церкви, за что неоднократно предавались анафеме.

2. Искусство Барокко и Рококо

В конце XVI века маньеризм постепенно начал уступать место барокко, высокому стилю утвердившейся абсолютной власти монархов, переживших кризис католичества и отстоявших право на существование протестантизма. Наивысший расцвет барокко пришелся на 2-ю половину XVII века, когда Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн.

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, полотна заполнены аллегориями и виртуозными декоративными композициями.

Несмотря на господство барокко, эта эпоха не была однородна в стилевом отношении. Во Франции, где были сильны тенденции строгого классицизма, старались следовать античным образцам. В Нидерландах более склонялись к натуралистическому стилю.

Барокко как стиль зародился в Италии, откуда он должен был нести в Европу свет возрожденного католицизма. Одним из самых выдающихся архитекторов-основоположников барокко стал Лоренцо Бернини. Он был назначен главным архитектором собора святого Павла - главного католического храма Рима. По его проекту в 1623-1624 годах над алтарем собора был сооружен огромный бронзовый балдахин, в качестве материала для которого по приказу Папы Урбана VIII использовали античную крышу Пантеона. Также в 1656-1665 годах Бернини выстроил грандиозную овальную колоннаду перед фасадом собора. В 1658 году архитектор возвел церковь Сант-Андреа аль Квиринале, в 1663-1666 годах - «Королевскую лестницу» в Ватикане. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов - «Фонтан тритона» и «Фонтан четырех рек». Помимо гениального архитектурного дара, Бернини обладал блестящими способностями скульптора. Он является автором гробниц Папы Урбана VIII и Александра VII в соборе святого Петра, скульптур «Давид» (1623), «Аполлон и Дафна» (1622-1625), многочисленных бюстов. В частности, во время поездки во Францию в 1665 году Бернини создал бюст Людовика XIV.

Главной живописной школой Италии эпохи барокко стала болонская, основанная тремя художниками: Аодовико Карраччи и его двоюродными братьями Аннибале и Агостино. В 1585 году они основали в Болоньи мастерскую, названную «Академией вступивших на правильный путь», в которой разработали основные принципы барочной живописи. В 1597 году Аннибале и Агостино переехали в Рим, где получили заказ на роспись галереи палаццо Фарнезе. По мнению Карраччи, реальная действительность слишком груба, поэтому ее следует облагородить, создавая на полотне идеальные образы.

Другой видный художник итальянского барокко, Караваджо Микеланджело да, наоборот стремился к максимальному реализму. Создавая картины на библейские сюжеты, художник специально старался сделать их как можно более демократичными и простыми. Таковы его полотна «Обращение Савла» (1600-1601), «Положение во гроб» (1602 - 1604), «Смерть Марии» (1606). Кроме того, он превратил натюрморт в самостоятельный жанр живописи.

Стиль барокко в Испании превратил XVII столетие в «золотой век» национальной культуры этой страны. Король Филипп IV всячески покровительствовал живописцам, создавая им наилучшие условия и щедро оплачивая их работу.

Первым крупным испанским художником барокко считается Хусепе Рибера, несмотря на то, что он еще в молодости уехал в Италию, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Его творчество испытало влияние Караваджо, и художник старался сделать свои персонажи как можно более реалистичными. Наиболее известными работами Риберы являются «Святой Иероним» (1626), «Мучение святого Варфоломея» (1630), «Хромоножка» (1642).

Величайшим живописцем Испании XVII века стал Диего Де Сильва Веласкес, с 1623 года - придворный живописец Филиппа IV. Манера Веласкеса отличалась подчеркнутым Реализмом, некоторой жесткостью письма и поразительной жизненной правдой. В молодые годы он создал целую галерею ярких народных типов, в зрелые годы, живя при дворе, отдавал предпочтение аристократам, членам королевской фамилии, а также мифологическим сюжетам. Таковы «Вакх» (1628-1629), «Венера с зеркалом» (1651), «Менины» (1656).

Испанское барокко оказало глубокое влияние на Фландрию, где утвердился тот же стиль. Вершиной фламандского барокко стало творчество художника Питера Пауля Рубенса. Как и многие другие живописцы, в молодости Рубенс совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и работы мастеров Возрождения. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко - «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Для Рубенса характерны могучие и пышные человеческие тела, полные жизненной силы, большой декоративный размах. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты, исторические сцены. Он стал создателем парадного барочного портрета. Наиболее известными картинами Рубенса являются: «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620), «Персей и Андромеда» (1621), «Вирсавия» (1636), «Шубка» (1638).

Учеником Рубенса был художник Антонис ван Дейк, придворный живописец Карла I. Продолжатель идей фламандской школы, Ван Дейк долгое время работал в Генуе, Антверпене, а в 1631 году навсегда переехал в Лондон. Там он стал любимым портретистом королевской семьи и получал такое количество заказов, что вынужден был распределять работу между учениками, создав нечто вроде художественной мануфактуры. Его кисти принадлежат портреты: «Карл I на охоте» (1633), «Семейный портрет» (1621).

Во Франции, где классическая традиция соперничала с барокко, наиболее ярким представителем национальной школы живописи был Никола Пуссен. Своими учителями Пуссен считал Рафаэля и Тициана, творчество которых изучал во время посещения Италии. Художник отдавал предпочтение изображению мифологических и библейских сцен с использованием большого количества персонажей и аллегорий. Яркими примерами классицизма стали его полотна «Вдохновение поэта» (1629-1635), «Царство флоры» (1632), «Похищение сабинянок» (1633), «Вакханалия».

Правление Людовика XIV стало целой эпохой в развитии французского искусства. Художники и архитекторы были объединены в Академию живописи и скульптуры и Академию архитектуры. Они были призваны прославить величие «короля-Солнца» и совместными усилиями на основе компромисса между барокко и классицизмом создали новое течение, которое получило название стиль Людовика XIV. Грандиозные дворцы и парковые ансамбли должны были наглядно воплотить идею всесилия абсолютного монарха и могущества французской нации.

Руководствуясь этими принципами, архитектор Клод Перро в 1667 году начал строительство восточного фасада Лувра, так называемой «Колоннады». По проекту Либераля Брюана и Жюля Ардуэна-Мансара был сооружен Дом инвалидов - общежитие для ветеранов войны и собор. Вершиной французского зодчества этой эпохи стало возведение Версаля (1668-1689). Работами по строительству Версальского дворца и паркового ансамбля руководили архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. В Версале свойственная классицизму строгость линий здания дворца сочетается с пышной барочной отделкой залов. К тому же, сам парк, украшенный многочисленными фонтанами, - порождение стиля барокко.

В отличие от Италии, Испании, Англии и Франции, где живописцы получали за свои полотна огромные деньги, в Голландии художникам платили очень мало. Неплохой пейзаж можно было купить за пару гульденов, хороший портрет, к примеру, стоил всего 60 гульденов, а Рембрандт, находясь на пике славы, получил за «Ночной дозор» только 1600гульденов. Для сравнения, гонорары Рубенса исчислялись десятками тысяч франков. Голландские мастера жили в весьма скромном достатке, иногда в нищете в небольших мастерских. Их искусство отражало повседневную жизнь страны и было направлено не на прославление монархии или славы Господней, а на раскрытие психологии обычного человека.

Первым великим мастером голландской школы живописи стал Франс Хальс. Подавляющее большинство его картин составляют портреты. Он располагал большой мастерской, имел 12 детей, которые вслед за отцом стали художниками, множество учеников, вел богемный образ жизни, был обременен многочисленными долгами и умер в полной нищете.

Самыми значительными произведениями ранней голландской живописи стали групповые портреты кисти Хальса. Заказчиками выступали члены гильдий, которые просили изобразить их во время пирушки или собрания. Таковы «Офицеры стрелковой роты святого Георгия» (1616), «Стрелки гильдии святого Адриана в Харлеме» (1627). Искусство Хальса лишено глубокой сосредоточенности и психологических коллизий. На его картинах, отразивших характер самого художника, люди почти всегда смеются. Хальс создал галерею простых голландцев, немного грубоватых, но откровенных в свои чувствах - «Цыганка», «Малле Баббе», «Мальчик-рыбак», «Шут».

Ученик Хальса художник Адриан ван Остаде работал в бытовом жанре. Его сцены из сельской и городской жизни проникнуты юмором и добродушной усмешкой. Тако вы «Драка», «В деревенском кабачке», «Мастерская художника». Классиком голландского пейзажа стал Ян ван Гойен, который использовал в своих работах принципы воздушной перспективы. Лучшим его полотном считается «Вид Дордрехта» (1648).

Вторым великим живописцем Голландии, чье творчество стоит вровень с Хальсом, был Ян Вермер Делфтский. Он отдавал предпочтение бытовым лиричным композициям, изображавшим одну или двух женщин в домашней обстановке, - «Девушка, читающая письмо», «Женщина у окна», «Женщина, примеряющая ожерелье», «Бокал вина», «Кружевница». Вермеру удалось с большой эмоциональной силой показать личную жизнь горожан, а также человека в единстве с окружающей средой. Ему удалось поразительно правдиво передать серебристый дневной свет, играющий на его полотнах множеством бликов.

Вершиной голландской школы стало творчество Рембрандта Харменса ван Рейна с его глубоким психологизмом и неповторимыми золотисто-коричневыми оттенками. Как и Хальс, Рембрандт пережил период популярности, но затем разорился и кончил жизнь в ужасающей бедности.

Рембрандт писал в основном портреты, как индивидуальные, так и групповые, а также картины на мифологические и библейские сюжеты. Художник был мастером светотени, и его персонажи как выхвачены лучом света из темноты. Его полотна «Даная», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына» по праву считаются непревзойденными шедеврами. Из групповых портретов наиболее известны «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Ночной дозор». Одухотворенность и поразительная эмоциональная глубина отличает «Портрет старика в красном».

Из Италии архитектура барокко распространялась не только на север, но и на восток. После окончания Тридцатилетней войны на юге Германии под руководством итальянских мастеров возводятся многочисленные барочные постройки. В конце XVII века в немецких землях появились собственные мастера, творившие в стиле барокко.

Прусский архитектор Андреас Шлютер возвел в Берлине Королевский дворец и здание цейхгауза. Если Шлютер ориентировался на итальянского скульптора Лоренцо Бернини и французские образцы, то творчество Даниеля Пеппельмана совершенно самобытно. По его проекту в Дрездене для Августа II Сильного был возведен знаменитый дворцовый комплекс Цвингер. Также по заказу Августа архитектор Пеппельман возвел Королевский дворец в Гродно.

Распространение стиля барокко в Речи Посполитой было вызвано проникновением в страну иезуитов. Первым барочным памятником в Беларуси и вообще в Европе за пределами Италии стал иезуитский костел, возведенный в конце XVI века итальянским архитектором Бернардони для князя Радзивилла в Несвиже. Подлинного расцвета этот стиль достиг во 2-й половине XVII века, когда, приобретя национальные черты, оформился в белорусское, или виленское барокко. Классическими примерами белорусского барокко стали многочисленные костелы и городская застройка в Вильно, Гродно, Минске, Могилеве, Бресте, Слониме, Пинске, перестроенный после взрыва Полоцкий Софийский собор, монастыри в Голыпанах, Барунах, Березвечье, дворцовые комплексы в Несвиже и Ружанах.

В конце XVII века из Беларуси барокко проникло в Россию, где вначале получило название нарышкинский стиль. Примером этого направления являются церковь Покрова в Филях и церковь Знамения в Дубровицах. С началом реформ Петра I барокко окончательно восторжествовало в русской архитектуре, что прежде всего проявилось при строительстве Санкт-Петербурга. Вершиной развития барокко в России стало творчество итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Он перестроил дворцы в Петергофе и Царском Селе, возвел в столице комплекс Смольного монастыря и знаменитый Зимний дворец.

В начале XVIII века во Франции зародился новый стиль искусства - рококо. В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Если барокко смотрело высоко вверх, то рококо спустилось с небесных высей на грешную землю и обратило свой взор на стоящих вокруг людей. Иногда стиль рококо называют искусством для искусства. Более верно было бы назвать этот стиль искусством для человека.

Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами. Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий.

Крупнейшим мастером рококо был Франсуа Буше, который превратил свои картины в декоративное панно для украшения стены. Таковы полотна «Купание Дианы», «Триумф Венеры», «Пастушеская сцена».

Морис-Кантер Ларут смог создать портретный жанр рококо. Запечатленные на его картинах люди в полном соответствии с требованием века любезно и галантно смотрят на зрителя, стараясь вызвать у него не восхищение, но чувство симпатии. Истинные же характеры персонажей скрыты под маской светской учтивости.

Картины Оноре Фрагонара полны искреннего чувства полноты жизни, которая проходит в беззаботном наслаждении. Примером этому служат полотна «Качели» (1766), «Поцелуй украдкой» (1780).

В Германию стиль рококо пришел в 30-х годах XVIII века, так и остался на севере, так как в южнонемецких землях до конца столетия безраздельно господствовало барокко.

В 1745 году прусский архитектор Георг Кнобельсдорф начал строительство под Потсдамом дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси. Само его название (в переводе с французского «без забот») отражало дух эпохи рококо. По заказу Фридриха II на виноградной террасе был выстроен скромный одноэтажный дворец. Однако довольно скоро рококо было вытеснено набиравшим силу классицизмом.

Английское искусство XVIII века было настолько своеобразно, что не поддается классификациям, принятым в континентальной Европе. Здесь наблюдается причудливое переплетение всех стилей и направлений, среди которых постепенно на первое место выступает классицизм.

Основоположником национальной английской школы живописи стал Уильям Хогарт. В полном соответствии с духом английского общества того времени он посвятил свое творчество политической и социальной сатире. Подлинную славу художнику принесли серии картин «Карьера мота», «Модный брак», «Выборы». Чтобы познакомить со своими работами как можно большее количество зрителей, Хогарт сам изготавливал гравюры всех своих работ маслом и распространял их большими тиражами.

Художник Джошуа Рейнолдс вошел в историю как теоретик искусства, первый президент Королевской (Лондонской) академии искусств и выдающийся портретист. Его портреты наполнены пафосом прославления героев, которые стали достойны того, чтобы их навечно запечатлели на полотне.

Если Рейнолдс отличался рациональным подходом к живописи, то творчество Томаса Гейнсборо было более, эмоциональным. Его портреты отличает поэтическое восприятие природы человека.