Музыка в эпохе просвещения. Художественная культура эпохи Просвещения

«Влияние идей Просвещения» - Просветительское движение. The American Revolutionary War. «Золотой век» российского дворянства. Состояние России. Екатерина Великая. «Об общественном договоре, или принципы политического права». Восстание Пугачева. Жан-Жак Руссо. Движение американских просветителей. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.

«Просвещение» - Просвещение-. Немецкое Просвещение. Шарль Монтескье. Родился в Женеве в семье часовщика. Музыка. Джонатан Свифт (1667-1745). Идеи энциклопедистов. Назови французских просветителей. В чём смысл девиза эпохи Просвещения? Значение деятельности просветителей. Англия – родина Просвещения. Энциклопедисты.

«Война за независимость и образование США» - Джордж Вашингтон. Дополнительный материал к теме в виде презентации в 7 классе, к курсу «Новой истории». Война за независимость и образование США. Резиденция президента США – Белый Дом. Сдача британских войск при Йорктауне. Торжественный въезд Вашингтона в Нью-Йорк. Подписание декларации независимости Соединенных провинций.

«Культура Просвещения» - Гётевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью. 4. Энциклопедисты. Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия и Германия. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Энциклопедисты полагали, что «идеи» воздействуют на реальный общественный прогресс.

«Просвещение, классицизм, сентиментализм» - Генри Филдинг. Чувство. Бетховен. Ограниченность разума. Просвещение. Дидро. Взлет музыкального искусства. Портрет Лопухиной. Т. Дж. Смоллетт. Ж.-Ж. Руссо. Николя Буало. Джонатан Свифт. Франция. Как это выглядит. Просвещение, классицизм, сентиментализм. Критик. Суть классицизма. Карло Гоцци. Классицизм.

«Европа XVIII век» - Основная цель – господство на Балтике. Внутриполитическое устройство. Д. Кантемира Арама Олега. Войны и революции XIX века мало изменили очертания европейских стран. Общество. Внешняя политика. ЕВРОПА во второй половине XVII – XVIII вв.

Всего в теме 25 презентаций

Доклад на тему: «Музыка в эпохе просвещения» В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.


Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной. Оперное искусство 18 века Оперная реформа второй половины 18 в. была во многом литературным


движением. Ее прародителем стал французский писатель и философ Ж.Ж.Руссо. Руссо занимался также музыкой, и если в философии он призывал вернуться к природе, то в оперном жанре ратовал за возвращение к простоте. В 1752, за год до прошедшей с успехом парижской премьеры Служанки-госпожи Перголези, Руссо сочинил собственную комическую оперу Деревенский колдун, за которой последовали язвительные


Письма о французской музыке, где главным предметом нападок стал Рамо. Италия. После Монтеверди в Италии один за другим появились такие оперные композиторы, как Кавалли, Алессандро Скарлатти (отец Доменико Скарлатти, крупнейший из авторов произведений для клавесина), Вивальди и Перголези. Расцвет комической оперы. Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы – опера-буффа (opera-buffa), возникшая как закономерная


реакция на оперу-сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы – Вену, Париж, Лондон. От своих прежних властителей – испанцев которые правили Неаполем с 1522 по 1707, город получил в наследство традицию простонародной комедии. Порицаемая строгими педагогами в консерваториях, комедия, однако, увлекала студентов. Один из них, Дж. Б. Перголези (1710–1736), в возрасте 23 лет написал интермеццо, или маленькую комическую


оперу Служанка-госпожа (1733). И прежде композиторы сочиняли интермеццо (их обычно играли между актами оперы-сериа), однако творение Перголези имело сногсшибательный успех. В его либретто речь шла не о подвигах древних героев, а о вполне современной ситуации. Основные персонажи принадлежали к типам, известным по “комедии дель арте” – традиционной итальянской комедии-импровизации со стандартным абором комических амплуа.


Жанр оперы-буффа получил замечательное развитие в творчестве таких поздних неаполитанцев, как Дж. Паизиелло (1740–1816) и Д. Чимароза (1749–1801), не говоря уже о комических операх Глюка и Моцарта. Франция. Во Франции на смену Люлли пришел Рамо, господствовавший на оперной сцене всю первую половину 18 века. Французской аналогией оперы-буффа явилась “комическая опера” (opera comique).


Такие авторы, как Ф. Филидор (1726–1795), П. А. Монсиньи (1729–1817) и А. Гретри (1741–1813), приняли близко к сердцу перголезиевскую насмешку над традициями и выработали собственную модель комической оперы, которая в соответствии с галльскими вкусами предусматривала введение разговорных сцен вместо речитативов. Германия. Считается, что в Германии опера была менее развита. Дело в том, что многие немецкие оперные композиторы работали за пределами


Германии – Гендель в Англии, Гассе в Италии, Глюк в Вене и Париже, в то время как немецкие придворные театры были оккупированы модными итальянскими труппами. Зингшпиль, местный аналог оперы-буффа и французской комической оперы, начал свое развитие позже, чем в латинских странах. Первым образцом этого жанра стал "Черт на свободе" И. А. Хиллера (1728–1804), написанный в 1766, за 6 лет до моцартовского


Похищения из сераля. По иронии судьбы великие немецкие поэты Гёте и Шиллер вдохновляли не отечественных, а итальянских и французских оперных композиторов. Австрия. Опера в Вене разделилась на три основных направления. Ведущее место занимала серьезная итальянская опера (итал. opera seria), где классические герои и боги жили и умирали в атмосфере высокой трагедии. Менее формальной была комическая опера (opera buffa), основанная


на сюжете Арлекина и Коломбины из итальянской комедии (commedia dell" arte), окруженных бесстыдными лакеями, их дряхлыми хозяевами и всякими плутами и жуликами. Наравне с этими итальянскими формами развивалась немецкая комическая опера (singspiel), чей успех заключался, пожалуй, в использовании доступного широкой публике родного немецкого языка. Еще до того, как началась оперная карьера Моцарта,


Глюк выступал за возврат к простоте оперы XVII века, сюжеты которой не приглушались длинными сольными ариями, задерживающими развитие действия и служившими для певцов лишь поводами для демонстрации силы своего голоса. Силой своего таланта Моцарт объединил эти три направления. Еще подростком он написал по одной опере каждого вида. Будучи зрелым композитором, он продолжал работать во всех трех направлениях, хотя традиция opera seria


увядала. Платонова Вера, 11 А класс

Музыкальный классицизм и основные этапы его развития

Классицизм (от лат. сlassicus - образцовый) – стиль в искусстве XVII – XVIII вв. Название «классицизм» происходит от обращения к классической древности как высшей норме эстетического совершенства. Свой эстетический идеал представители классицизма черпали в образцах античного искусства. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии порядка и гармонии в природе и внутреннем мире человека. Эстетика классицизма содержит сумму обязательных строгих правил, которым должно отвечать художественное произведение. Важнейшие из них – требование равновесия красоты и истины, логической ясности, стройности и законченности композиции, строгих пропорций, чёткого разграничения жанров.

В развитии классицизма отмечают 2 этапа:

Классицизм XVII века, развивавшийся отчасти в борьбе с искусством барокко, отчасти во взаимодействии с ним.

Просветительский классицизм XVIII века.

Классицизм XVII века – во многом антитеза барокко. Наиболее законченное выражение получает во Франции. Это была эпоха расцвета абсолютной монархии, оказавшей высочайшее покровительство придворному искусству и требовавшей от него пышности и великолепия. Вершиной французского классицизма в области театрального искусства стали трагедии Корнеля и Расина, а также комедии Мольера, на чьё творчество опирался Люлли. Его «лирические трагедии» несут на себе печать воздействия классицизма (строгая логичность построения, героика, выдержанный характер), хотя им присущи и черты барокко – пышность его опер, обилие танцев, шествий, хоров.

Классицизм XVIII века совпал с эпохой Просвещения. Просвещение – широкое движение в философии, литературе, искусстве, охватившее все европейские страны. Название «Просвещение» объясняется тем, что философы этой эпохи (Вольтер, Дидро, Руссо) стремились просвещать своих сограждан, пытались решать вопросы устройства человеческого общества, природы человека, его прав. Просветители исходили из представления о всемогуществе человеческого разума. Вера в человека, в его разум определяет светлый, оптимистичный настрой, присущий воззрениям деятелей Просвещения.

В центре музыкально-эстетических споров – опера. Французские энциклопедисты считали её жанром, в котором должно быть восстановлен синтез искусств, существовавший в античном театре. Эта мысль легла в основу оперной реформы К.В. Глюка.

Великим завоеванием просветительского классицизма является создание жанра симфонии (сонатно-симфонического цикла) и сонатной формы, что связывается с творчеством композиторов мангеймской школы. Мангеймская школа, сложилась в г. Мангейме (Германия) в середине XVIII века на основе придворной капеллы, в которой работали главным образом чешские музыканты (крупнейший представитель – чех Ян Стамиц). В творчестве композиторов мангеймской школы утвердились 4-хчастная структура симфонии и классический состав оркестра.

Мангеймская школа стала предшественницей венской классической школы – музыкальное направление, обозначающее творчество Гайдна, Моцарта, Бетховена. В творчестве венских классиков окончательно сформировались сонатно-симфонический цикл, который стал классическим, а также жанры камерного ансамбля и концерта.

Среди инструментальных жанров особой популярностью пользовались различные виды бытовой развлекательной музыки – серенады, дивертисменты, звучавшие на открытом воздухе в вечернее время. Дивертисмент (франц. развлечение) – инструментальные многочастные произведения для камерного ансамбля или оркестра, соединяющие в себе черты сонаты и сюиты и близкие серенаде, ноктюрну.

К. В. Глюк – великий реформатор оперного театра

Кристоф Виллибальд Глюк (1714 - 1787) – немец по происхождению (родился в г. Эрасбахе (Бавария, Германия)), тем не менее, является одним из выдающихся представителей венской классической школы.

Реформаторская деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и осуществлялась в русле эстетики классицизма. Всего Глюк написал около 40 опер – итальянских и французских, buffa и seria, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе видное место в истории музыки.

Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к партитуре оперы «Альцеста». Они сводятся к следующему:

Музыка должна выражать поэтический текст оперы, она не может существовать сама по себе, вне драматического действия. Таким образом, Глюк существенно повышает роль литературно-драматической основы оперы, подчиняя музыку драме.

Опера должна оказывать нравственное воздействие на человека, отсюда – обращение к античным сюжетам с их высоким пафосом и благородством («Орфей и Эвридика», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде»). Г. Берлиоз назвал Глюка «Эсхилом музыки».

Опера должна соответствовать «трём великим принципам прекрасного во всех видах искусства» - «простоте, правде и естественности». Необходимо избавить оперу от излишней виртуозности и вокальной орнаментики (присущей итальянской опере), запутанных сюжетов.

Не должно быть резкого контраста между арией и речитативом. Глюк заменяет речитатив secco аккомпанированным, в результате чего он приближается к арии (в традиционной опере-seria речитативы служили лишь связкой между концертными номерами).

Глюк по-новому трактует и арии: он вносит черты импровизационной свободы, развитие музыкального материала связывает с изменением психологического состояния героя. Арии, речитативы и хоры объединяются в большие драматические сцены.

Увертюра должна предвосхищать содержание оперы, вводить слушателей в её атмосферу.

Балет не должен быть вставным номером, не связанным с действием оперы. Его введение должно обуславливаться ходом драматического действия.

Большая часть этих принципов воплотилась в опере «Орфей и Эвридика» (премьера в 1762). Эта опера знаменует начало нового этапа не только в творчестве Глюка, но и в истории всей европейской оперы. За «Орфеем» последовала другая его новаторская опера – «Альцеста» (1767).

В Париже Глюк написал другие реформаторские оперы: «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1777), «Ифигения в Тавриде» (1779). Постановка каждой из них превращалась в грандиозное событие в жизни Парижа, вызывая бурную полемику между «глюкистами» и «пиччинистами» - сторонниками традиционной итальянской оперы, которую олицетворял неаполитанский композитор Николо Пиччини (1728 - 1800). Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы «Ифигения в Тавриде».

Таким образом, Глюк превратил оперу в искусство высоких просветительских идеалов, насытил его глубоким нравственным содержанием, раскрыл на сцене подлинные человеческие чувства. Оперная реформа Глюка оказала плодотворное влияние как на его современников, так и на последующие поколения композиторов (особенно на венских классиков).

Религиявпервые становится предметом суровой критики. Самым ярым и решительным ее критиком и особенно Церкви выступает Вольтер.

В целом XVIII век отмечен резким ослаблением религиозных основ культуры и усилением ее светского характера.

Философия XVIII века развивалась в тесном единстве и сотрудничестве с наукой и естествознанием. Огромным достиже­нием этого сотрудничества стало издание "Энциклопедии" в 35 томах (1751 - 1780), вдохновителями и редакторами которой выступили Дидро и Д"Аламбер. Содержание "Энциклопедии" со­ставили передовые идеи и взгляды на мир и человека. Она яви­лась сводом ценнейших знаний и сведений о развитии науки,
искусства и ремесел.

В XVIII столетии завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука - имея в виду естествознание - достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим:

Объективность знания;

Опытность его происхождения;

Исключение из него всего субъективного.

Необычайно возросший авторитет науки приводит к тому, что уже в XVIII веке возникают первые формы сциентизма, который ставит науку на место религии. На его основе форми­руется также так называемый сциентистский утопизм, согласно которому законы общества могут становиться совершенно "про­зрачными", целиком познанными; а политика - основываться на строго научных законах, ничем не отличающихся от законов природы. К таким взглядам, в частности, склонялся Дидро, который смотрел на общество и человека через призму естествознания и законов природы. При таком подходе человек переста­ет быть субъектом познания и действия, лишается свободы и отождествляется с обычным объектом или машиной.

В целом искусство XVIII века - по сравнению с предыду­щим - представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно де­монстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедо­низму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действитель­ности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Искусство XVIII века выступает во многом прямым продол­жением века предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений. Возникают новые стили, и частности, рококо и сентиментализм.

Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид (1748 - 1825). В его творчестве ("Клятва Горациев", "Смерть Марата", "Коронация Наполеона I" и др.) нашли отражение большие исторические события, тема гражданского долга.



Барокко будучи "большим стилем" эпохи абсолютизма, по­степенно утрачивает свое влияние, и к середине XVIII века утверждается стиль рококо. Одним из самых известных его представителей является художник О. Фрагонар (1732 - 1806). Его «Купальщицы» - настоящий апофеоз жизни, чувственной радости и наслаждения. В то же время изображаемые Фрагонаром плоть и формы предстают как бы бестелесными, воздушными и даже эфемерными. В его произведениях на передний план выходят виртуозность, изящество, изысканность, световые и воздушные эффекты. Именно в таком духе написана картина "Качели".

Сентиментализм (вторая половина XVIII века) противопоставил разуму культ естественного чувства. Одним из основателей и главных фигур сентиментализма стал Ж.-Ж. Руссо. Ему принадлежит известное высказывание: "Разум может ошибаться, чувст­во - никогда!". В своих произведениях - "Юлия, или Новая Элоиза", "Исповедь" и др. - он изображает жизнь и заботы про­стых людей, их чувства и мысли, воспевает природу, критически оценивает городскую жизнь, идеализирует патриархальный крестьянский быт.

Самые великие художники XVIII века выходят за стилевые рам­ки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ват­то (1684 - 1721) и испанский живописец Ф. Гойя (1746 - 1828).

Творчество Ватто ("Утренний туалет", "Пьеро", "Паломничество на остров Киферу") находится ближе всего к стилю рококо. В то же время в его произведениях ощущается влияние Рубенса и Ван Дейка, Пуссена и Тициана. Он по праву считается предше­ственником романтизма и первым великим романтиком в живо­писи.

Своим творчеством Ф. Гойя ("Портрет королевы Марии-Луизы", "Маха на балконе", "Портрет Сабасы Гарсия", серия офортов "Капричос") продолжает реалистическую тенденцию Рембрандта. В его произведениях можно обнаружить влияние Пуссена, Рубенса и других великих художников. Вместе с тем его искусство органически слито с испанской живописью - в осо­бенности с искусством Веласкеса. Гойя принадлежит к числу живописцев, творчество которых имеет ярко выраженный на­циональный характер.

Музыкальное искусство переживает невиданный подъем и расцвет. Если XVII век считается веком театра, то XVIII век по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку XVIII века представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И. С. Бах (1685 - 1750) и В. А. Моцарт (1756- 1791).

Бах является последним великим гением эпохи барокко. Он успешно творил практически во всех музыкальных жанрах, кро­ме оперы. Его музыка намного опередила свое время, предвос­хитив многие более поздние стили, включая романтизм. Творче­ство Баха составляет вершину искусства полифонии. В области вокально-драматической музыки самым знаменитым шедевром композитора является кантата "Страсти по Матфею", повест­вующая о последних днях жизни Христа. Наибольшую славу Баху при его жизни принесла органная музыка. В области музы­ки для клавира гениальным творением композитора является "Хорошо темперированный клавир", представляющий собой своеоб­разную энциклопедию стилей музыки XVII - XVIII веков.

В произведениях австрийского композитора В. А. Моцарта принципы классицизма сочетаются с эстетикой сентиментализ­ма. В то же время Моцарт является предшественником романтизма - первым великим романтиком в музыке. Его творчество охватывает почти все жанры, и повсюду он выступает смелым новатором. При жизни Моцарта наибольшим успехом пользовалась его оперы. Наиболее известными среди них являются "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", "Волшебная флейта". Особого выделения заслуживает также "Реквием ".

МКОУ Синявская СОШ

Музыкальная культура эпохи Просвещения

Урок-лекция

Провели учащиеся 10-го класса

Учитель Н

2013 год.

Цель урока: раскрыть специфику музыкальной культуры эпохи Просвещения.

Задачи урока: охарактеризовать эстетику нового музыкального жанра – комической оперы; рассказать о творчестве композиторов «Венской классической школы»; формировать умение адекватно воспринимать и оценивать музыкальные произведения.

План урока:

1.Рождение комической оперы.

2. «Венская классическая школа».

Й. Гайдин.

Ход урока

1.Рождение комической оперы.

Во всемирную историю 18 век вошёл как «век разума и просвещения». Торжество свободной человеческой мысли, победившей средневековое мировоззрение, приводит к стремительному развитию естественных наук, литературы и искусства.

Рождение и взаимодействие многих жанров и художественных стилей в музыке 18 века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и складывавшиеся традиции музыцирования, возникновение хоровых капелл, оркестров, оперных групп, развитие музыкального образования и становление концертной деятельности, появление национальной композиторской школы подготовили создание и расцвет классической музыки в 19 веке. Главное место среди музыкальных жанров являлась опера. Комическая опера сложилась в странах с развитой оперной культурой в качестве альтернативы придворной опере-сериа. Ее Родиной считается Италия, где этот жанр носил название опера-буфф (итал. opera buffa – комическая опера). Ее источниками стали комедийные оперы римской школы 17 в. и комедия дель арте. Поначалу это были забавные интермедии, вставлявшиеся для эмоциональной разрядки между актами оперы-сериа. Первой оперой-буффа стала «Служанка-госпожа Дж. Б. Перголези», написанная композитором как интермедии к своей же опере-сериа Гордый пленник (1733). В дальнейшем оперы-буффа стали исполняться самостоятельно. Их отличали небольшие масштабы, малое количество действующих лиц, арии буффонного типа, скороговорка в вокальных партиях, усиление и развитие ансамблей (в противовес опере-сериа, где основой были солирующие партии, а ансамбли и хоры почти не использовались). В музыкальной драматургии базой служили песенные и танцевальные народные жанры. Позже в оперу-буффа проникли лирические и сентиментальные черты, сдвигавшие ее от грубоватой комедии дель арте к прихотливой проблематике и сюжетным принципам К. Гоцци. Развитие оперы-буффа связано с именами композиторов Н. Пиччини, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза.

Во Франции жанр развивался под названием opéra comique (фр. – комическая опера). Возник как сатирическая пародия на «большую оперу». В отличие от итальянской линии развития, во Франции жанр изначально формировался авторами-драматургами, что обусловило сочетание музыкальных номеров с разговорными диалогами. Так, автором первой французской opéra comique считается (Деревенский колдун, 1752). Музыкальная драматургия opéra comique развивалась в творчестве композиторов Э. Дуни, Ф. Филидора. В предреволюционную эпоху opéra comique приобрела романтическую направленность, насыщенность серьезными чувствами и актуальным содержанием (композиторы П. Монсиньи, А. Гретри).

2.Великие композиторы

Ученик 1 . ГАЙДН Йозеф (1732-1809) - австрийский композитор, основоположник классической симфонии и квартета, представитель венской композиторской школы . В детские годы служил певчим в хоре собора Св. Стефана в Вене. Искусством композиции овладел самостоятельно. Более 30 лет служил у венгерского князя Эстерхази руководителем музыкальной капеллы. Последние годы жил в Вене; в 90-х гг. совершил две поездки в Лондон. Гайдн оставил огромное творческое наследие - свыше 100 симфоний, более 30 опер, оратории (среди них - “Сотворение мира”, “Времена года”, “Семь слов Христа на кресте”), 14 месс (в т. ч. “Нельсон-месса”, “Месса Терезия”, “Harmoniemesse”), 83 струнных квартета, 52 сонаты для фортепьяно, множество инструментальных пьес и песен. Вершина его творчества - двенадцать так называемых “Лондонских симфоний” (написанных в основном в Англии); среди других симфоний широчайшей популярностью пользуются “Прощальная” (№ 45), а также “Траурная” (№ 44), “Мария Терезия” (№ 48), “Страсть” (№ 49), “Охота” (№ 73), 6 парижских симфоний (№ 82-87), “Оксфордская” (№ 92).Его произведения отмечены богатством содержания, в них воспеваются светлые стороны жизни, непосредственная радость бытия . Однако им присущи также и взволнованная патетика, и глубокий драматизм, и открытое добродушие, и лукавый юмор. Музыка Гайдна подлинно народна, проникнута оптимизмом, полна изящества и обаяния. Неистощимая мелодичность, стройность формы, простота и ясность образов делают ее понятной и доступной широчайшим кругам слушателей. Гайдновская реформа в области симфонии, а также роль композитора в формировании состава симфонического оркестра имели огромное историческое значение, утвердив за Гайдном почетный титул “отца симфонии”. “Гайдн - необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его - не было бы ни Моцарта, ни Бетховена”, - писал П. И. Чайковский.


Ученик 2. Во́льфганг Амаде́й Мо́царт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, теперь этот город находится на территории Австрии. Игре на музыкальных инструментах и сочинению Моцарта обучил его отец - скрипач и композитор Леопольд Моцарт . С 4-летнего возраста Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет Моцарт создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1762 году начались гастроли Моцарта и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии. Моцарт выступал как пианист, скрипач, органист, певец. В годах он служил концертмейстером, в - органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. Между 1769 и 1774 годами совершил три поездки в Италию; в 1770 году был избран членом Филармонической академии в Болонье (у руководителя академии падре Мартини брал уроки композиции), получил в Риме от папы орден Золотой шпоры. В Милане Моцарт дирижировал своей оперой "Митридат, царь понтийский". К 19 годам композитор был автором 10 музыкально-сценических сочинений: театральной оратории "Долг первой заповеди" (1-я часть, 1767, Зальцбург), латинской комедии "Аполлон и Гиацинт" (1767, Зальцбургский университет), немецкого зингшпиля "Бастьен и Бастьенна" (1768, Вена), итальянских опер-буффа "Притворная простушка" (1769, Зальцбург) и "Мнимая садовница" (1775, Мюнхен), итальянских опер-сериа "Митридат" и "Луций Сулла" (1772, Милан), опер-серенад (пасторалей) "Асканий в Альбе" (1771, Милан), "Сон Сципиона" (1772, Зальцбург) и "Царь-пастух" (1775, Зальцбург); 2-х кантат, многих симфоний, концертов, квартетов, сонат и др. Попытки устроиться в каком-либо значительном музыкальном центре Германии или Париже не увенчались успехом. В Париже Моцарт написал музыку к пантомиме Ж. Ж. Новера "Безделушки" (1778). После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) Моцарт порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). Вехой в развитии национального музыкального театра явился зингшпиль Моцарта "Похищение из сераля" (1782, Вена). В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше . После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный приём, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787). С конца 1787 года Моцарт - камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов. Как оперный композитор Моцарт не имел успеха в Вене; только один раз удалось Моцарту написать музыку для венского императорского театра - весёлую и изящную оперу "Все они таковы, или Школа влюблённых" (иначе - "Так поступают все женщины", 1790). Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно. Последняя опера Моцарта - "Волшебная флейта" (венский пригородный театр, 1791) нашла признание у демократической публики. Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

Ученик 3. Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, предположительно это 16 декабря . Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн. Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника - Антонио Сальери.

Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и симфонии. В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине. После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели , квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена Реквием до-минор Луиджи Керубини.

3.Учитель предлагает школьникам следующую задачу:

Задание 1

Это один из редчайших примеров в истории мировой культуры, когда новый музыкальный жанр был создан не композитором, а… философом. Естественно, он не владел в полной мере композиторским мастерством, однако сумел сделать оперный спектакль не элитарным, а демократическим, понятным и доступным широкой публике. Назовите имя этого философа и созданное им музыкальное произведение.

Ответ : в 1752 г. создал первую французскую комическую оперу под названием «Деревенский колдун».

Задание 2

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и её виднейшие мастера – Франц Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Кристоф Виллибальд Глюк. Один из них создал более 100 симфоний и был назван «отцом симфонии». Среди его симфонических работ наиболее известны: «Сотворение мира», «Времена года», «Траурная», «Прощальная». Назовите имя этого композитора. Расскажите о творчестве этого мастера и о своём восприятии его произведений.

Ответ: Йозеф Гайдн.

Моцарт ушел, не оставив надгробий. Пальцы послушны. И клавиши быстры.

Так исчезают из жизни цветы. А небосвод навсегда голубой.

Без лицемерно-пустых славословий - Выпало счастье маэстро, артисту

Лёгкий и солнечный луч с высоты. Жить возле неба и рядом с землёй.

Призрак удачи и сумрак сомнений, Моцарт – и вспомнится локон летящий.

И череда бесконечных разлук Моцарт – и музыки лёгкий разбег.

На вдохновенье не бросили тени, Неподражаемый, неуходящий,

В. Боровицкая

Домашнее задание:

Опережающее задание: учащиеся уже готовили репортаж о памятниках античного Рима. Теперь им предлагается вновь побыть в роли журналистов и подготовить репортажи о памятниках культуры эпохи Просвещения из Москвы и Санкт-Петербурга.