Жюль массне. Жюль массне: о музыке французский композитор, получивший известность в основном благодаря своим операм

Жюль Массне… трудно назвать композитора, в чей адрес высказывалось бы больше противоречивых суждений. называл его «кондитерским изделием» и недоумевал, почему его ценит , восклицал: «Ах, как тошен этот Massenet!» Тем не менее, Чайковский признавал, что в этой «тошноте» есть нечто родственное его собственной натуре, а утверждал, что частицу Массне несет в себе каждый французский композитор.

Жюль Массне появился на свет в Монто (ныне это часть города Сент-Этьен, а тогда была отдаленная деревушка). Младший сын торговца, к музыке он приобщался благодаря матери – одаренной пианистке-любительнице. Первый урок фортепианной игры Жюль получил в шестилетнем возрасте (по иронии судьбы, в тот же день началась революция) – к тому времени семья переехала в Париж.

В десятилетнем возрасте Массне поступил в Парижскую консерваторию. Он отличался усердием, но по прошествии двух лет учебу пришлось прервать: отец был серьезно болен, и по рекомендации медиков семья переехала в Шамбери. Однако желание учиться было непреодолимым. Жюль дважды пытался бежать из дома, чтобы отправиться в Париж, и со второй попытки ему это удалось. В Париже четырнадцатилетний подросток оказался практически без средств к существованию. Получать деньги от родителей он не мог и не хотел – им и без того было тяжело (больной отец не мог содержать семью, мать зарабатывала уроками музыки). Поселившись на Монмартре, он познал все «прелести» жизни богемы. Многие студенты зарабатывали, играя на органе в церкви, Массне тоже рассчитывал это делать, но больших успехов в игре на органе не достиг и вскоре бросил этот инструмент. Он нашел другой заработок – стал в оперном театре исполнителем на ударных, что позволило ему весьма близко познакомиться с операми разных композиторов (в частности, Шарля Гуно).

Окончив консерваторию в 1863 г., Массне удостоился Римской премии. Вернувшись в Париж после трехлетнего пребывания в Риме, он пишет песни, фортепианные пьесы, оркестровые сюиты. Как обладатель Римской премии, он получил от театра Опера-Комик заказ на создание одноактной оперы «Двоюродная бабушка», премьера которой состоялась в 1867 г.

Во время франко-прусской войны композитор служил в рядах Национальной гвардии. Война произвела на него столь тягостное впечатление, что он даже не описывал подробно эти годы в своих записках.

В 1872 г. была поставлена первая крупная опера Массне – «Дон Сезар де Базан». Она потерпела фиаско, зато оратория «Мария Магдалина», исполненная в следующем году, имела успех. Но подлинным триумфом стала постановка оперы «Король Лахорский» в 1877 г. После французской премьеры она была поставлена в Дрездене, Лондоне, Мадриде, а также в восьми итальянских театрах. В следующем году композитор стал профессором Парижской консерватории.

Дальнейшие годы обернулись для Массне чередой сменяющих друг друга успехов и неудач. Директор Парижской оперы отказался от его оперы «Иродиада», и она была впервые поставлена в Брюсселе. С восторгом была принята публикой опера «Манон», вошедшая впоследствии в триаду наиболее популярных французских опер наряду с «Кармен» и «Фаустом» Шарля Гуно. После этого лирического произведения Массне обращается к жанру большой оперы, создавая «Сида». В конце 1880-х гг. Массне – к тому времени очень известный композитор – оказался в центре скандала из-за своих чувств к американской певице Сибил Сандерсон. Хотя его отношение к ней оставалось в пределах платонической любви, появляются карикатуры с явным намеком на то, что Сандерсон – любовница Массне. Для этой певицы композитор писал центральную партию в опере «Эсклармонда», имевшей большой успех. Сложнее складывалась судьба «Вертера» – одного из лучших его творений. Над этой оперой композитор работал не один год, с перерывами. Руководство театра Опера-Комик не пожелало ее ставить, сочтя чрезмерно мрачной, и произведение впервые было поставлено в 1892 г. в Вене.

К началу ХХ столетия Массне достиг мировой известности – его оперы ставились в разных странах. Но он был далек от наслаждения славой, предпочитая светским мероприятиям домашнее уединение (композитор называл себя «человеком у камина) – он даже не всегда посещал премьеры собственных произведений. Последние годы жизни композитора были омрачены и тяжелой болезнью, и непростыми отношениями с Люси Арбель. Эта певица, которой суждено было стать последней любовью композитора, не столько отвечала ему взаимностью, сколько пользовалась его чувствами, стараясь извлечь выгоду. Среди последних опер Массне особое место занимает «Дон-Кихот», заглавная партия в которой были написана для .

Композитор ушел из жизни в 1912 г. В соответствии с желанием Массне, его похороны проходили без музыки.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Жюль (Эмиль Фредерик) Массне (12 мая 1842 - 13 августа 1912) - французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую премию (за кантату «Давид Риццио»). 1864-65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878-96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников - , Charles Koechlin, Gustave Charpentier, Ernest Chausson, George Enescu, Reynaldo Hahn. В 1910 президент Академии изящных искусств. Массне - один из виднейших представителей французской лирической оперы и французского романса. Написал свыше 30 опер, в том числе «Двоюродная бабушка» (1867), «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), «Сид» (1885), «Таис» (1894), «Сафо» (1897), «Дон-Кихот» (1910, Монте-Карло, написана специально для русского певца (бас) Фёдор Шаляпин). Вершины оперного творчества Массне - «Манон» (1884) и «Вертер» (1886), прочно вошедшие в мировой оперный репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось лирическое дарование композитора. Самая сильная сторона его музыки - мелодия, яркая, проникновенная, сочетающая декламационность с напевностью. Помимо опер, Массне написал 3 балета, оратории, симфонии, фортепьянные произведения, около 200 романсов и песен и др.

Массне родился в Монто, Франция, тогда пригороде, а сейчас части города Сент-Этьен, департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж, где отец Жюля Алексис Массне (1788-1863), в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов, проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида (в девичестве Ройе) начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля, таким образом в возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию. Он был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери, но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.
Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863 году, когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию, после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом, по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка» (1867, Опера-комик).
Массне заслужил внимание и одобрение известных композиторов той эпохи (Чайковского, Венсана д’Энди, Шарля Гуно), благодаря своей драматической оратории «Мария Магдалина» (впервые представлена в 1873). Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.
В 1870-1871 Массне принимал участие во Франко-прусской войне. С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников - Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Джордже Энеску, Рейнальдо Ан, Шарль Кёклен. В 1876 он получил орден Почётного легиона, с 1899 - командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.
Наибольшим успехом пользовались оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1892), «Таис» (1894), «Жонглёр Богоматери» (1902), «Дон Кихот» (1910, написана специально для русского певца (бас) Федора Шаляпина).
Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт, ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.
Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.
Массне умер в Париже в возрасте 70 лет после тяжелой болезни (рак).

Жюль Эмиль Фредерик Массне родился 12 мая 1842 года в местечке Монто около города Сент-Этьенн (департамент Луара) в семье промышленника.

Отец - Алексис - отличался трезвостью воззрений на жизнь, деловитостью. Аделаида, мать, любила природу, искусства, хорошо играла на фортепиано, увлекалась живописью, была мечтательной и набожной.

Ухудшение здоровья Алексиса Массне заставило его отказаться от работы в промышленности. Сильно пошатнулись и его материальные дела.

В самом начале 1848 года семья Массне переселилась в Париж, где вскоре они стали свидетелями революции. Любопытно, что именно 24 февраля, в день начала революции, Жюль получил первый урок фортепианной игры от своей матери.

Семейство Массне жило в Париже скромно. Отец болел и не мог добывать средства, мать стремилась поддержать семью, давая уроки музыки. Между тем Жюль все явственнее проявлял музыкальные способности, и его решили определить в консерваторию.

Экзамен состоялся 10 января 1853 года, и Жюль был принят в подготовительный класс фортепиано, руководимый Адольфом Лораном. В июне Жюль поступил в класс сольфеджио Опостена Савара.

Успехи на консерваторских конкурсах давались Массне с трудом. Лишь в 1859 году Жюль завоевал как пианист первую премию на консерваторском конкурсе.

В 1860 году Массне был принят в класс гармонии Анри Ребера и стал посещать класс органа, руководимый старым органистом Франсуа Бенуа. В ноябре 1861 года Массне поступил в класс композиции Амбруаза Тома, уже известного автора ряда опер. В лице Тома Жюль нашел покровителя, впоследствии ставшего близким другом.

Школьные успехи Массне между тем снова застопорились. Вероятно, один из этих неуспехов побудил Массне обратиться к его прежнему педагогу Огюстену Савару с просьбой давать ему частные уроки гармонии.

1863 год начался для Массне печально 1 января в Ницце умер его отец. Но этот же год ознаменовался большими удачами юного композитора. Массне получил первую премию по контрапункту, а затем и Большую Римскую премию и право на поездку в Рим.

В Риме творчество Массне стало интенсивно развертываться. Уже в 1863 году он пишет Большую концертную увертюру и Реквием для голосов с сопровождением органа, виолончелей и контрабасов, а в 1864 году «Воcпоминание о римской Кампанье». В 1864 и 1865 годах он сочинил Первую сюиту для оркестра и симфоническую сюиту «Помпея».

Живя в Риме, Массне встречался с Листом, который стал невольным сватом молодого композитора. Не будучи в состоянии продолжать занятия с молодой девушкой Констанцией (Нинон) Орри де Сент-Мари, Лист поручил Массне обучать ее фортепианной игре. Однако Массне влюбился в свою ученицу. Он боготворил ее и, повесив портрет Нинон в своей комнате на вилле Медичи, каждый день украшал его свежими цветами. Вряд ли можно сомневаться, что эта мечтательная и восторженная любовь сказалась на кристаллизации в творческом сознании Массне тех женских образов, которые стали позднее типичными для его музыки.

Любовь оказалась взаимной, но встретила временное противодействие родителей, опасавшихся необеспеченности композитора.

В начале 1866 года Массне возвратился в Париж, сочинил там оперы, сюиты для оркестра, но его индивидуальность отчетливее проявилась в вокальных пьесах («Пасторальная поэма», «Поэма зимы», «Поэма апреля», «Поэма октября», «Поэма любви», «Поэма воспоминаний»). Эти пьесы написаны под влиянием Шумана; в них намечается характерный склад ариозного вокального стиля Массне.

Свадьба Массне со столь нежно любимой им Нинон состоялась 8 октября того же года в маленькой церкви Авона (около Фонтенбло). Материальное положение новой семьи Массне оставалось стесненным, и лауреату Римской премии пришлось наняться литавристом. Весной 1868 года у Массне родилась дочь. Во время войны 1870- 1871 годов он поступил добровольцем в национальную гвардию. После окончания войны, в ноябре 1872 года, в театре Комической оперы состоялась премьера четырехактной комической оперы Массне «Дон Сезар де Базан». Опера не имела большого успеха.

В 1873 году он, наконец, завоевывает признание - сначала музыкой к трагедии Эсхила «Эринии» (в вольном переводе Леконта де Лиля), а затем - «священной драмой» «Мария Магдалина», исполненной в концерте. Сердечными словами Бизе поздравил Массне с успехом «Еще ни разу наша новая школа не создавала ничего подобного. Ты вогнал меня в лихорадку, злодей! Эх ты, здоровенный музыкант... Черт побери, ты чем-то беспокоишь меня!.. » «Надо обратить внимание на этого молодца, - писал Бизе одному своему другу. - Смотри, он заткнет нас за пояс».

К. Сен-Санс писал, что после «Детства Христа» Берлиоза не было ничего столь смелого в этом жанре. Он отмечал реализм «Марии Магдалины», несколько сожалея об утрате «величия и престижа легенды». Вместе с тем, в «Марии Магдалине» Сен-Санс находил удачными выражения чувств «исключительной тонкости».

В этом произведении определился излюбленный круг образов и средств выразительности Массне. Вне зависимости от сюжетов, эпох и стран Массне изображал женщину своего, буржуазного круга, чутко характеризовал ее внутренний мир. Современники называли Массне «поэтом женской души». Массне с большим основанием может быть причислен к «школе нервной чувствительности». Ему удавалось изобразить женственность, мягкость, изящество, чувственную грацию. Массне разработал индивидуальный ариозный стиль, декламационный в своей основе, тонко передающий содержание текста, но очень напевный, причем неожиданно возникающие эмоциональные «взрывы» чувств выделяются фразами широкого мелодического дыхания.

Тонкостью отделки отличается и оркестровая партия. Нередко именно в ней развивается мелодическое начало, что способствует объединению прерывистой, нежной и хрупкой вокальной партии.

Неожиданно завоеванное признание окрылило Массне. Его произведения часто исполняются в концертах («Живописные сцены», увертюра «Федра», Третья оркестровая сюита, «Священная драма», «Ева» и другие), а «Гранд Опера» ставит в 1877 году оперу «Король Лагорский» из индийской жизни. Вновь большой успех Массне увенчан лаврами академика - в тридцать шесть лет он становится членом Института Франции и вскоре приглашается профессором консерватории.

Новую оперу - «Король Лахорский» (либретто Луи Галле) - Массне сочинял в 1872-1876 годах и закончил в январе 1877 года. При этом Массне использовал музыку своих прежних «непристроенных» сочинений - прежде всего музыку «Кубка Фульского короля». Премьера в апреле 1877 года прошла хорошо. Впоследствии «Королю Лахорскому» аплодировали зрители двенадцати городов. Музыка «Короля Лахорского» очень понравилась Чайковскому. Петр Ильич писал брату Модесту из Флоренции «... С величайшим удовольствием играю эту оперу. Черт возьми, сколько у этих французов вкуса, шика. Советую тебе достать».

Однако в «Короле Лагорском», равно как и в позже написанной «Эсклармонде» (1889), еще много от рутины «большой оперы» - этого давно исчерпавшего свои художественные возможности традиционного жанра французского музыкального театра. Массне полностью обрел себя в своих лучших произведениях - «Манон» и «Вертере».

Премьера «Манон» состоялась в театре Комической оперы 19 января 1884 года. Критики не были единодушными.

Но независимо от суждений критиков или композиторов, судьбу «Манон» решила публика. Успех оперы уже на премьере был необыкновенным, а затем он стремительно нарастал и расширялся. Вскоре «Манон» была поставлена в Брюсселе, Лилле, Нанте, Лионе, Руане, Гавре, Тулузе, Монпелье, затем пошла в Вене, Генте, Гамбурге, Милане, Стокгольме, Лондоне, Петербурге... Сюжет оперы «Манон» заимствован из повести аббата Прево, в которой рассказывается о трогательном и печальном романе бедного юноши - студента де Грие, который хотел посвятить себя служению церкви, и легкомысленной девицы, погубившей себя, - ее именем названо это произведение. В центре оперы - двое влюбленных.

Образ Манон нарисован преимущественно пастельными красками, хрупкими мелодическими линиями, в которых речитативы, проникнутые разговорными интонациями, объединены с краткими напевными.

В следующем акте характеристики героев развиваются в двух дуэтах. Опорные устои второй развернутой диалогической сцены образуют ариозо Манон и ставшая популярной ария де Грие, светлая, мечтательная мелодия которой словно «обволакивает» непрерывно текучее оркестровое сопровождение.

Вершина оперы - дуэт второй картины 3-го акта («В духовной семинарии Св. Сульпиция»). В мастерски построенной сцене «запечатлен большой диапазон чувств Манон стремится вновь завоевать любовь де Грие.

Видимо, уже в 1882 году Массне стал обдумывать оперу «Вертер».

Премьера состоялась только 16 февраля 1892 года - и не в Париже, а в театре Императорской оперы в Вене. Успех был большой. Парижская же премьера «Вертера» состоялась только 16 января 1893 года.

Восприятию «Вертера» публикой вначале до некоторой степени помешал ее «двунациональный» характер. Немцам эта опера представлялась слишком французской, а французам - слишком немецкой. Впрочем, наиболее проницательные из музыкантов сразу поняли, что «Вертер» - произведение истинно французское, несмотря на дань, отданную в нем немецкой образности. Решающее суждение о «Вертере», как и о «Манон», вынесла публика. И приговор ее оказался благоприятным.

В «Вертере», по сути дела, применены те же принципы. Но сюжет здесь иной, и соответственно изменилось соотношение действующих сил драмы.

Содержание для своей оперы композитор почерпнул в знаменитом романе Гёте «Страдания молодого Вертера», в котором показана трагическая судьба страстного, мятущегося юноши, гибнущего в тисках самодовольно-мещанского общества Германии конца XVIII века. Бурным протестом против духовной ограниченности этого общества проникнут гётевский роман. Но Массне воспользовался лишь его сюжетной канвой, все свое внимание сосредоточив на любовной драме Вертера - человека чистого сердца, потерявшего надежды на счастье с Шарлоттой - женой своего друга. Герой романа Гёте в минуту просветления говорит «В душе моей царит удивительная ясность, подобная нежному утру весны». Именно эта нежно-весенняя атмосфера лучше всего передана в опере Массне. И хотя в центре ее стоит Вертер, в музыке незримо главенствует мягкий, женственный облик Шарлотты.

Драматизмом насыщен монолог Шарлотты и сцена диалога героев, объединенная повторяющимися то в оркестре, то в голосах своего рода рефренами; здесь содержится и вдохновенный романс Вертера «О, не буди меня», завоевавший и на концертной эстраде популярность. Можно с уверенностью сказать, что в «Вертере», как и в «Манон», музыка Массне оказалась оригинальнее, естественнее, непосредственнее, органичнее, чем в ряде других его опер. «Вертер» и «Манон» синтезировали важнейшие факторы образного миросозерцания Массне - те, которые были для него самыми дорогими, близкими, кровными.

Так, к сорока пяти годам Массне добился желанной славы. Но, продолжая работать с прежней интенсивностью до самой смерти (13 августа 1912 года), на протяжении последующих двадцати пяти лет жизни он не столько расширял свой идейно-художественный кругозор, сколько применял в разных оперных сюжетах ранее разработанные им театральные эффекты и средства выразительности. И несмотря на то, что премьеры этих произведений обставлялись с неизменной помпой, большинство из них заслуженно забыто. Следующие четыре оперы представляют все же несомненный интерес «Таис» (1894 год, использован сюжет романа А. Франса), «Наваррка» (1894) и «Сапфо» (1897).

Промахи и общие места как будто делают «Таис» одной из рядовых опер Массне. Однако в «Таис» есть и вершины. Главной из них явилась замечательная оркестровая интермедия под названием «Размышление». Это тонкая, изящная и вполне земная лирика, полная мечты, окрашенная поэтической чувственностью.

Двухактная опера «Наваррка» названа композитором «лирическим эпизодом». В опере кипят дикие, безудержные страсти. Неудивительно, что А. Брюно предостерег молодых композиторов от следования этой «неистовой фантазии человека большого таланта».

В «Сафо» отражаются вердистские влияния на Массне. В опере немало страниц волнующей, правдивой музыки. В течение восемнадцати лет, с 1878 по 1896 год, Массне вел класс композиции в Парижской консерватории. Среди его учеников – французские композиторы Альфред Брюно, Гюстав Шарпантье, Флоран Шмитт, Шарль Кёклен, классик румынской музыки Джордже Энеску и другие. Но даже те, кто не обучался у Массне, испытали воздействие его нервно-чувствительного, гибкого по выразительности ариозно-декламационного вокального стиля.

1. уроки музыки

В молодости месье Жюль был чрезвычайно популярен. Но не как композитор, а как учитель музыки.
- Нет ничего проще, - говорил Массне, закручивая ус, - чем давать уроки игры на фортепиано. Достаточно знать три предложения: "Здравствуйте, мадмуазель..."; "Немного медленнее, прошу вас..."; "Засвидетельствуйте мое почтение вашей матушке"... Большего не надо.

2. выручайте, коллеги!

Будучи человеком неврастеническим, Массне довольно неохотно принимал на себя обязанности дирижера своих произведений: он слишком сильно волновался во время выступления и очень неуверенно чувствовал себя за пультом. Но однажды заболел дирижер парижской Комической оперы и композитор был просто вынужден дирижировать премьерой своего произведения.
Страшно нервничая, Массне, сопровождаемый бурными аплодисментами, подошел к дирижерскому пульту. Он поклонился публике, потом оркестру, постучал палочкой по пульту, и в наступившей тишине вполголоса сказал оркестрантам:
- А теперь, дорогие коллеги, будьте так добры, сопровождайте меня!

3. старушка мольера

Однажды некий начинающий композитор обратился к Массне с просьбой прослушать его произведения. При этом молодой человек заметил развязно:
- Я где-то слыхал, месье, что, например, Мольер частенько читал свои новые, произведения одной старушке, а потом всегда внимательно прислушивался к ее замечаниям и имел блестящий успех. Так что, если вам, маэстро, понравится моя музыка, и вы дадите мне несколько дельных советов, я могу не сомневаться в своем успехе...
- Дорогой друг, - ответил Массне, - пока вы не станете Мольером, я не буду вашей старушкой!

2011-2012. JumpMusic.

Событий, сольных, выступлений.

Альбомы, музыка и песни онлайн.

Видеоклипы артистов онлайн

(1842-05-12 ) Место рождения Дата смерти Страна

Франция

Профессии

Жюль Эмиль Фредерик Массне (фр. Jules Émile Frédéric Massenet ; 12 мая , Монто, близ Сент-Этьена - 13 августа , Париж) - французский композитор , получивший известность в основном благодаря своим операм . Его произведения пользовались огромной популярностью на рубеже 19-20 веков, и он заслужил славу одного из великих мелодистов своего времени. Вскоре после смерти Массне его стиль вышел из моды, и большинство его опер были забыты и не ставились на сцене. Начиная с 1970-х годов интерес к наследию Массне восстановился, его оперы вновь заняли достойное место в репертуарах ведущих театров мира.

Биография

Массне родился в Монто, тогда пригороде, а сейчас части города Сент-Этьен , департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж , где отец Жюля Алексис Массне (1788-1863), в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов , проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида (в девичестве Ройе) начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля, таким образом в возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию . Он был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери , но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.

Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863 году , когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию , после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом , по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка » (1867, Опера-комик).

Массне заслужил внимание и одобрение известных композиторов той эпохи (Чайковского , Венсана д’Энди , Шарля Гуно), благодаря своей драматической оратории «Мария Магдалина » (впервые представлена в 1873). Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.

В 1870-1871 Массне принимал участие во Франко-прусской войне . С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников - Гюстав Шарпантье , Эрнест Шоссон , Джордже Энеску , Рейнальдо Ан , Шарль Кёклен . В 1876 он получил орден Почётного легиона , с 1899 - командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.

Наибольшим успехом пользовались оперы «Манон » (1884), «Вертер » (1892), «Таис » (1894), «Жонглёр Богоматери » (1902), «Дон Кихот » (1910, написана специально для русского певца (бас) Федора Шаляпина).

Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт , ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.

Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.

Массне умер в Париже в возрасте 70 лет после тяжелой болезни (рак).

Произведения

Оперы

  • «Эсмеральда » (Esméralda) - 1865, не окончена.
  • «Кубок фульского короля » (La coupe du roi de Thulé) - 1866, не ставилась.
  • «Двоюродная бабушка » (La grand’tante) - 1867.
  • «Манфред » (Manfred) - 1869, не окончена.
  • «Медуза » (Méduse) - 1870.
  • «Дон Сезар де Базан » (Don César de Bazan) - 1872 (вторая редакция - 1888).
  • «Восхитительный Бель-Буль » (L’adorable Bel"-Boul) - 1874.
  • «Тамплиеры » (Les templiers) - 1875, утрачена.
  • «Беранжера и Анатоль » (Bérangère et Anatole) - 1876.
  • «Король Лахорский » (Le roi de Lahore) - 1877.
  • «Роберт Французский » (Robert de France) - 1880, утрачена.
  • «Жирондисты » (Les Girondins) - 1881, утрачена.
  • «Иродиада » (Hérodiade) - 1881 (вторая редакция - 1884).
  • «Манон » (Manon) - 1884.
  • «Сид » (Le Cid) - 1885.
  • «Эсклармонда » (Esclarmonde) - 1889.
  • «Маг » (Le mage) - 1891.
  • «Вертер » (Werther) - 1892.
  • «Таис » (Thaïs) - 1894 (вторая редакция - 1898).
  • «Портрет Манон » (Le portrait de Manon) - 1894.
  • «Наваррка » (La Navarraise) - 1894.
  • «Амадис » (Amadis) - 1895 (поставлена в 1922).
  • «Сафо » (Sapho) - 1897 (вторая редакция - 1909).
  • «Золушка » (Cendrillon) - 1899.
  • «Гризельда » (Grisélidis) - 1901.
  • «Жонглёр Богоматери » (Le jongleur de Notre-Dame) - 1902.
  • «Керубино » (Chérubin) - 1905.
  • «Ариадна » (Ariane) - 1906.
  • «Тереза » (Thérèse) - 1907.
  • «Вакх » (Bacchus) - 1909.
  • «Дон Кихот » (Don Quichotte) - 1910.
  • «Рим » (Roma) - 1912.
  • «Панург » (Panurge) - 1913.
  • «Клеопатра » (Cléopâtre) - 1914.

Оратории и кантаты

  • «Давид Риццио» (David Rizzio) −1863.
  • «Мария Магдалина » (Marie-Magdeleine) - 1873.
  • «Ева» (Ève) - 1875.
  • «Нарцисс» (Narcisse) - 1877.
  • «Богородица» (La Vierge) - 1880.
  • «Вавилон» (Biblis) - 1886.
  • «Земля Обетованная» (La Terre promise) - 1900.

Балеты

  • «Куранты» (Le carillon) - 1892.
  • «Цикада» (La cigale) - 1904.
  • «Тореадор» (Espada) - 1908.

Для оркестра

  • Первая сюита - 1865.
  • Венгерские сцены - 1871.
  • Драматические сцены - 1873.
  • Живописные сцены - 1874.
  • Неаполитанские сцены - 1876.
  • Феерические сцены - 1879.
  • Эльзасские сцены - 1881.
  • Концертная увертюра - 1863.
  • Увертюра «Федра» - 1873.
  • Увертюра «Брюмер» - 1899.
  • Большая концертная фантазия «Пророк» - 1861.
  • Сюита «Помпея» - 1866.
  • Фантазия «Фламандская свадьба» - 1867.
  • Фантазия «Возвращение каравана» - 1867.
  • Симфоническая поэма «Видения» - 1890.

Для инструментов с оркестром

  • Фантазия для виолончели с оркестром - 1897.
  • Пьеса для двух скрипок с оркестром - 1902.

Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.
К. Дебюсси

Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую.
П. Чайковский

Дебюсси удивил меня, защищая это кондитерское изделие («Манон» Массне).
И. Стравинский

Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец - частицу Верди и Пуччини.
Ф. Пуленк

Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Ж. Массне. Главное достоинство его музыки - в мелодиях, которые, по словам композитора А. Брюно, «узнаешь среди тысяч». Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность. Грань между мелодией и речитативом почти неуловима, а потому оперные сцены Массне не делятся на замкнутые номера и связывающие их «служебные» эпизоды, как это было у его предшественников - Ш. Гуно, А. Тома, Ф. Галеви. Требования сквозного действия, музыкального реализма были актуальными требованиями эпохи. Массне воплощал их очень по-французски, во многом воскрешая традиции, восходящие к Ж. Б. Люлли. Однако в основе речитации Массне лежит не торжественная, немного напыщенная декламация трагических актеров, а безыскусственная бытовая речь простого человека. В этом главная сила и своеобразие лирики Массне, в этом же причина его неудач, когда он обращался к трагедии классического типа («Сид » по П. Корнелю). Прирожденный лирик, певец интимных движений души, умеющий придать особую поэтичность женским образам, он часто берется за трагические и помпезные сюжеты «большой» оперы. Ему недостаточно театра Opera Comique, он должен царить и в Grand Opera, для чего предпринимает почти мейерберовские усилия. Так, на концерте из музыки разных композиторов Массне, втайне от коллег, добавляет к своей партитуре большой духовой оркестр и, оглушив публику, оказывается героем дня. Массне предчувствует некоторые достижения К. Дебюсси и М. Равеля (речитативный стиль в опере, аккордовые блики, стилизацию старинной французской музыки), но, работая параллельно с ними, остается все же в рамках эстетики XIX в.

Музыкальная карьера Массне началась с его поступления в консерваторию в десятилетнем возрасте. Вскоре семья переезжает в Шамбери, но Жюль не может обойтись без Парижа и дважды убегает из дома. Успешной оказалась лишь вторая попытка, однако четырнадцатилетний мальчик познал всю неустроенность жизни артистической богемы, описанной в «Сценах...» А. Мюрже (которого он знал лично, так же как и прототипов Шонара и Мюзетты). Преодолев годы бедности, в результате упорного труда Массне добивается Большой Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю поездку в Италию. Из-за границы он возвращается в 1866 г. с двумя франками в кармане и с ученицей по фортепиано, которая тогда же становится его женой. Дальнейшая биография Массне представляет собой непрерывную цепь все возрастающих успехов. В 1867 г. поставлена его первая опера «Двоюродная бабушка», через год у него появляется постоянный издатель, пользуются успехом его оркестровые сюиты. А затем Массне создает все более зрелые и значительные сочинения: оперы «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский » (1877), ораторию-оперу «Мария Магдалина» (1873), музыку к «Эриниям» Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой «Элегией», мелодия которой появилась еще в 1866 г. в качестве одной из Десяти фортепианных пьес - первого изданного произведения Массне. В 1878 г. Массне становится профессором Парижской консерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуется любовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне - оперы «Манон » (1883) и «Вертер » (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира. До конца жизни композитор не сбавлял творческой активности: не давая отдыха ни себе, ни слушателям, он пишет оперу за оперой. Мастерство растет, но времена меняются, а стиль его остается неизменным. Творческий дар заметно убывает, особенно в последнее десятилетие, хотя Массне по-прежнему пользуется уважением, почетом и всеми житейскими благами. В эти годы написаны оперы «Таис » (1894) со знаменитым «Размышлением», «Жонглер богоматери» (1902) и «Дон-Кихот » (1910, по Ж. Лоррену), созданный специально для Ф. Шаляпина.

Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник К. Сен-Санс, «но это не имеет никакого значения». «...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей... У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент... В теории мне такой характер музыки не нравится... Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Грие в ризнице Сен-Сюльпис? Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут?»

Е. Рубаха

Сын владельца железных копей, Массне получает первые музыкальные уроки у матери; в Парижской консерватории учится у Савара, Лорена, Базена, Ребера и Тома. В 1863 году удостоен Римской премии. Посвятив себя различным жанрам, прилежно трудится и на театральном поприще. В 1878 году после успеха «Короля Лахорского» назначается профессором композиции в консерватории, должность, которую он занимает до 1896 года, когда, достигнув мировой известности, он оставляет все посты, в том числе директора Института Франции.

«Массне в полной мере реализовал себя, и тот, кто, желая уколоть его, втихомолку отзывался о нем как об ученике модного песенника Поля Дельме, пустил шутку дурного вкуса. Массне, напротив, много подражали, вот это правда... его гармонии подобны объятиям, а мелодии - изогнутым шеям... Похоже, что Массне стал жертвой своих прекрасных слушательниц, чьи веера долго и восторженно трепетали на его спектаклях... Признаюсь, мне непонятно, почему лучше нравиться старым дамам, любительницам Вагнера и космополиткам, чем юным надушенным особам, не очень хорошо играющим на пианино». Эти утверждения Дебюсси, если оставить в стороне иронию, хорошо характеризуют творчество Массне и его значение для французской культуры.

Когда была создана «Манон», другие композиторы на протяжении века уже определили характер французской оперы. Вспомним «Фауста» Гуно (1859), незавершенных «Троянцев» Берлиоза (1863), «Африканку» Мейербера (1865), «Миньон» Тома (1866), «Кармен» Бизе (1875), «Самсона и Далилу» Сен-Санса (1877), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1881), «Лакме» Делиба (1883). Помимо оперной продукции достойны упоминания и наиболее значительные произведения Сезара Франка, написанные между 1880 и 1886 годами, сыгравшие столь важную роль в создании чувственно-мистической атмосферы в музыке конца века. В это же время Лало внимательно изучал фольклор, а Дебюсси, награжденный в 1884 году Римской премией, был близок к окончательному формированию своего стиля.

Что касается других видов искусства, то импрессионизм в живописи уже изжил себя, и художники обратились к одновременно натуралистическому и неоклассицистскому, новому и драматическому изображению форм, как, например, Сезанн. Более решительно перешли к натуралистическому изображению человеческого тела Дега и Ренуар, тогда как Сёра в 1883 году экспонировал свою картину «Купание», в которой неподвижность фигур знаменовала поворот к новой пластической структуре, быть может, символистской, но по-прежнему конкретной и четкой. Символизм начал только-только проглядывать в первых работах Гогена. Натуралистическое направление (с чертами символизма на социальном фоне), напротив, очень явственно в это время в литературе, особенно в романах Золя (в 1880 году появилась «Нана», роман из жизни куртизанки). Вокруг писателя образуется группа, обращающаяся к изображению более неприглядной или по меньшей мере необычной для литературы действительности: между 1880 и 1881 годами Мопассан избирает публичный дом местом действия своих рассказов из сборника «Дом Теллье».

Все эти идеи, замыслы и тенденции нетрудно обнаружить и в «Манон», благодаря которой композитор внес свой вклад в оперное искусство. За этим бурным началом последовало долгое служение опере, в течение которого не всегда находился подходящий материал для раскрытия достоинств композитора и не всегда сохранялось единство творческой концепции. Как следствие, различные типы противоречий наблюдаются и на уровне стиля. Вместе с тем переходя от веризма к декаденству, от сказки к историческому или экзотическому рассказу с разнообразным использованием вокальных партий и оркестра, Массне никогда не разочаровывал свою публику, хотя бы благодаря только превосходно сработанному звуковому материалу. В любой его опере, даже не удавшейся в целом, есть памятная страница, живущая самостоятельной жизнью вне общего контекста. Все эти обстоятельства обеспечили большой успех Массне на дискографическом рынке. Лучшими его образцами остаются в конечном итоге те, в которых композитор верен самому себе: лиричному и страстному, нежному и чувственному, передающему свой трепет партиям наиболее созвучных ему главных героев, влюбленных, чья характеристика не чужда изысканности симфонических решений, достигнутых с легкостью и лишенных школярской ограниченности.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Автор двадцати пяти опер, трех балетов, популярных оркестровых сюит («Неаполитанские», «Эльзасские», «Живописные сцены») и множества других сочинений во всех жанрах музыкального искусства, Массне принадлежит к числу тех композиторов, чья жизнь не знала серьезных испытаний. Большой талант, высокий уровень профессионального мастерства и тонкое художественное чутье помогли ему добиться общественного признания в начале 70-х годов.

Он рано сумел обнаружить то, что соответствовало его индивидуальности; облюбовав свою тему, не боялся повторяться; писал легко, не задумываясь, и ради успеха был готов пойти на творческий компромисс с господствующими вкусами буржуазной публики.

Жюль Массне родился 12 мая 1842 года, еще ребенком поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил в 1863 году. Пробыв как ее лауреат три года в Италии, он вернулся в 1866 году в Париж. Начинаются настойчивые поиски путей к славе. Массне пишет и оперы, и сюиты для оркестра. Но его индивидуальность отчетливее проявилась в вокальных пьесах («Пасторальная поэма», «Поэма зимы», «Поэма апреля», «Поэма октября», «Поэма любви», «Поэма воспоминаний»). Эти пьесы написаны под влиянием Шумана; в них намечается характерный склад ариозного вокального стиля Массне.

В 1873 году он, наконец, завоевывает признание - сначала музыкой к трагедии Эсхила «Эриннии» (в вольном переводе Леконта де Лиля), а затем - «священной драмой» «Мария Магдалина», исполненной в концерте. Сердечными словами Бизе поздравил Массне с успехом: «Еще ни разу наша новая школа не создавала ничего подобного. Ты вогнал меня в лихорадку, злодей! Эх ты, здоровенный музыкант... Черт побери, ты чем-то беспокоишь меня!..». «Надо обратить внимание на этого молодца,- писал Бизе одному своему другу.- Смотри, он заткнет нас за пояс».

Бизе предугадал будущее: вскоре он сам закончил недолгий жизненный путь, а Массне в ближайшие десятилетия занял первенствующее положение среди современных французских музыкантов. 70-е и 80-е годы в его творчестве были самыми блестящими и плодотворными.

«Мария Магдалина», которой открывается данный период, по своему характеру ближе опере, нежели оратории, а героиня - кающаяся грешница, уверовавшая в Христа, представшая в музыке композитора современной парижанкой, была обрисована теми же красками, что и куртизанка Манон. В этом произведении определился излюбленный круг образов и средств выразительности Массне.

Начиная с Дюма-сына и позднее Гонкуров во французской литературе утвердилась галерея женских типов, изящных и нервных, впечатлительных и хрупких, чувствительных и импульсивных. Нередко это обольстительные кающиеся грешницы, «дамы полусвета», мечтающие об уюте семейного очага, об идиллическом счастье, но сломленные в борьбе с лицемерной буржуазной действительностью, вынужденные отказаться от мечты, от любимого, от жизни… (Таково содержание романов и пьес Дюма-сына: «Дама с камелиями» (роман - 1848, театральная инсценировка - 1852), «Диана де Лиз» (1853), «Дама полусвета» (1855); см. также романы братьев Гонкуров «Рене Мопрен» (1864), Доде «Сафо» (1884) и другие.) Однако вне зависимости от сюжетов, эпох и стран (реальных или вымышленных) Массне изображал женщину своего, буржуазного круга, чутко характеризовал ее внутренний мир.

Современники называли Массне «поэтом женской души».

Вслед за Гуно, который оказал на него сильное воздействие, Массне с еще большим основанием может быть причислен к «школе нервной чувствительности». Но в отличие от того же Гуно, применявшего в своих лучших произведениях более сочные и разнообразные краски, создававшие объективный фон жизни (особенно в «Фаусте»), Массне утонченнее, элегичнее, субъективнее. Ему ближе изображение женственной мягкости, изящества, чувственной грации. В соответствии с этим Массне разработал индивидуальный ариозный стиль, декламационный в своей основе, тонко передающий содержание текста, но очень напевный, причем неожиданно возникающие эмоциональные «взрывы» чувств выделяются фразами широкого мелодического дыхания:

Тонкостью отделки отличается и оркестровая партия. Нередко именно в ней развивается мелодическое начало, что способствует объединению прерывистой, нежной и хрупкой вокальной партии:

Подобная манера вскоре будет типичной для опер итальянских веристов (Леонкавалло, Пуччини); только взрывы чувств у них более темпераментны и страстны. Во Франции же такая трактовка вокальной партии была усвоена многими композиторами конца XIX и начала XX века.

Но вернемся к 70-м годам.

Неожиданно завоеванное признание окрылило Массне. Его произведения часто исполняются в концертах («Живописные сцены», увертюра «Федра», Третья оркестровая сюита, «священная драма» «Ева» и другие), a «Grand Opera» ставит оперу «Король Лагорский» (1877, из индийской жизни; фоном служат религиозные распри). Вновь большой успех: Массне увенчан лаврами академика - в тридцать шесть лет он становится членом Института Франции и вскоре приглашается профессором консерватории.

Однако в «Короле Лагорском», равно как и позже написанной «Эсклармонде» (1889), еще много от рутины «большой оперы» - этого, давно исчерпавшего свои художественные возможности традиционного жанра французского музыкального театра. Массне полностью обрел себя в своих лучших произведениях - «Манон» (1881-1884) и «Вертер» (1886, премьера состоялась в Вене в 1892 году).

Так, к сорока пяти годам Массне добился желанной славы. Но, продолжая работать с прежней интенсивностью, на протяжении последующих двадцати пяти лет жизни он не столько расширял свой идейно-художественный кругозор, сколько применял к разным оперным сюжетам ранее разработанные им театральные эффекты и средства выразительности. И несмотря на то, что премьеры этих произведений обставлялись с неизменной помпой, большинство из них заслуженно забыто. Следующие четыре оперы представляют все же несомненный интерес: «Таис» (1894, использован сюжет романа А. Франса), по тонкости мелодического рисунка приближающаяся к «Манон»; «Наваррка» (1894) и «Сафо» (1897), отражающие веристские влияния (последняя опера написана по роману А. Доде, сюжетно близкому «Даме с камелиями» Дюма-сына, а тем самым «Травиате» Верди; в «Сафо» немало страниц волнующей, правдивой музыки); «Дон-Кихот» (1910), где в исполнении заглавной роли потрясал слушателей Шаляпин.

В течение восемнадцати лет (1878-1896) он вел класс композиции в Парижской консерватории, воспитав многих учеников. Среди них позже приобретшие во Франции известность композиторы Альфред Брюно, Гюстав Шарпантье, Флоран Шмитт, Шарль Кёклен, классик румынской музыки Джордже Энеску и другие. Но даже те, кто не обучался у Массне (например, Дебюсси), испытали воздействие его нервно-чувствительного, гибкого по выразительности ариозно-декламационного вокального стиля.

Цельность лирико-драматического выражения, искренность, правдивость в передаче трепетных чувств - таковы достоинства опер Массне, ярче всего выявленные в «Вертере» и «Манон». Однако композитору часто не хватало мужественной силы в передаче жизненных страстей, драматических ситуаций, конфликтного содержания, и тогда некоторая изысканность, подчас салонная слащавость прорывались в его музыке.

Это - симптоматичные признаки кризиса недолговечного жанра французской «лирической оперы», который оформился к 60-м годам, а в 70-х - интенсивно впитывал в себя новые, прогрессивные веяния, шедшие от современной литературы, живописи, театра. Тем не менее уже тогда обнаружились в нем черты ограниченности, о которых говорилось выше (в очерке, посвященном Гуно).

Гений Бизе преодолел узкие рамки «лирической оперы». Драматизируя и расширяя содержание своих ранних музыкально-театральных сочинений, правдивее и глубже отражая противоречия действительности, он достиг вершин реализма в «Кармен».

Но французская оперная культура не удержалась на этом уровне, ибо ее виднейшие мастера последних десятилетий XIX века не обладали непреклонной принципиальностью Бизе в утверждении своих художественных идеалов. Еще с конца 60-х годов, в связи с усилением реакционных черт в мировоззрении, Гуно после создания «Фауста», «Мирейль» и «Ромео и Джульетты» отошел от прогрессивных национальных традиций. Сен-Санс, в свою очередь, не проявил должной последовательности в творческих исканиях, был эклектичным и лишь в «Самсоне и Далиле» (1877) добился значительной, хотя и не полной удачи. В известной мере односторонний характер имели и некоторые достижения в области оперного искусства Делиба («Лакме», 1883), Лало («Король города Ис», 1880), Шабрие («Гвендолина», 1886). Во всех этих произведениях воплощались разные сюжеты, но в их музыкальной трактовке в той или иной мере скрещивались воздействия и «большой» и «лирической» оперы.

Массне также пробовал свои силы в обоих жанрах, и он тщетно пытался непосредственной лирикой, доходчивостью средств выразительности обновить изживший себя стиль «большой оперы». Более же всего привлекало его то, что закрепил Гуно в «Фаусте», служившем Массне недосягаемым художественным образцом.