Камиль сен санс биография для детей. Сен-Санс, Шарль-Камиль — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация
Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.
Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл под наблюдением бабушки первоначальный курс игры на фортепиано. Детская музыка с примитивным аккомпанементом левой руки ребенку не нравилась: «Бас не поёт» - говорил он пренебрежительно.
Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839 года.
Весной 1843 года ребенка отдали в обучение фортепианной игре известному пианисту и композитору Камилю Стамати. Профессор был поражён прекрасной подготовкой семилетнего мальчика и нашёл, что он нуждается лишь в усовершенствовании уже имеющихся пианистических навыков. С октября того же года начались занятия Камиля гармонией и контрапунктом с рекомендованным Стамати Пьером Маледаном. После трёх лет занятий с мальчиком Стамати счёл его подготовленным к концертным выступлениям. Они состоялись 20 января и 10 февраля 1846 года. А 6 мая Камиль дал большой концерт в зале Плейель, - этот день явился начальной датой его пианистической карьеры.
В ноябре 1848 года Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа. Этот органист и композитор был, по свидетельству Сен-Санса, одним из самых посредственных органистов, но «великолепным учителем».
Как органист Камиль преуспевал, и 28 июля 1851 года ему присудили первую премию по органу. Камиль посещал концерты, бывал в оперных театрах, неустанно расширял свои знания в области музыки. В октябре того же года он поступил в класс композиции Фроманталя Галеви.
В 1853 году, после нескольких месяцев стажировки в храме Сен-Северен, Сен-Санс получает место органиста в храме Сен-Мерри на другом берегу Сены. В этой должности Сен-Санс остается около пяти лет, по-прежнему отдавая весь свой досуг профессиональному совершенствованию и самообразованию. Первая симфония (1852) - несомненный итог композиторской юности Сен-Санса. Более того, в ней уже складываются многие существенные черты его творчества вообще. Совершенно очевидны эмоциональная умеренность и даже хладнокровие при живости, подвижности. Чувствуется полная убеждённость в непреходящей ценности традиций.
Для характеристики чрезвычайно интенсивной работы юного Сен-Санса следует рассказать о судьбе одной из его симфоний. В 1856 году Общество Св. Цецилии в Бордо объявило конкурс на сочинение симфонии для большого оркестра. Сен-Санс не замедлил написать симфонию (в Фа-мажоре), и она была премирована золотой медалью 26 января 1857 года, а 15 февраля исполнена в Париже. 8 июня Общество приняло Сен-Санса в число своих почётных членов, а вскоре состоялось исполнение Фа-мажорной симфонии в Бордо под управлением автора. Это было первое его выступление как дирижера!
В 1856 году Сен-Санс написал большую Мессу для четырёх голосов и хора с органом и оркестром. Эта Месса, исполненная в храме Сен-Мерри 21 марта 1857 года, - первое церковное сочинение Сен-Санса. Он посвятил её аббату Габриэлю, приходскому священнику храма Сен-Мерри.
С июля по сентябрь 1858 года Сен-Санс сочинял Симфонию ля-минор, получившую нумерацию Второй. Она значительно отличается от Первой. Творческая индивидуальность сформировалась здесь гораздо яснее, определилась и особая наклонность к полифоническим фигурам неоклассики. Первое исполнение Второй симфонии состоялось 25 марта 1860 года.
Между тем Общество Св. Цецилии в Бордо объявило новый конкурс на большую концертную увертюру. Сен-Санс написал увертюру «Спартак» (по трагедии Альфонса Пажеса). В июне 1863 года этой увертюре была присуждена первая премия.
В том же году состоялась поездка Сен-Санса на Пиренеи и Овернь. Под впечатлением её возникает первое трио для фортепиано, скрипки и виолончели - одно из лучших сочинений композитора. Музыка трио неотразимо обаятельна свежестью, лучезарностью и молодостью эмоций. Гармонические средства - самые простые, диатоника - всеобъемлюща. Но музыка увлекает, живёт упругими и переменчивыми ритмами, изяществом фактуры и голосоведения, блеском искрящегося темперамента. Повсюду чувствуется упоение природой, привольем, наслаждение первозданной непритязательностью народных напевов и танцевальных фигур. При этом пленяет непринужденность и логичность форм.
По-видимому, в 1863 году возникла и популярнейшая доныне пьеса Сен-Санса - Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Пытаясь уловить наиболее своеобразные качества этой известнейшей музыки, одновременно как бы подыскиваем ключи к самым характерным проявлениям творчества Сен-Санса вообще. Отметить, что эта пьеса написана с превосходным пониманием возможностей скрипичной виртуозности, что скрипке прозрачно аккомпанирует оркестр, что форма пьесы очень естественна и наглядна - значит ещё сказать очень мало. На свете много сочинений, обладающих подобными достоинствами, но вовсе лишенных обаяния пьесы Сен-Санса.
В 1867 году состоялось знакомство Сен-Санса с Антоном Рубинштейном. Для его выступления в Париже Сен-Санс пишет фортепианный концерт. Факт сочинения Второго концерта для фортепиано с оркестром за 17 дней не может не поражать. Уже 13 мая концерт был Сен-Сансом исполнен оркестром под управлением Рубинштейна вместе с рядом других его сочинений. С годами Второй концерт для фортепиано Сен-Санса стал одним из самых популярных сочинений композитора - он сохраняет чрезвычайную популярность до сих пор.
Чайковский писал об этом концерте: «Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать... на каждом шагу...»
15 августа 1868 года Сен-Санс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В октябре того же года он ездил в Германию и концертировал в Кёльне. В 1870-1871 годах жизненная и творческая активность Сен-Санса резко возрастают. У него целый ряд общественных обязанностей, а круг знакомств всё расширяется. Каждый понедельник на квартире Сен-Санса по-прежнему, но в более широких масштабах, происходят музыкальные вечера - нередко с участием зарубежных музыкантов. Временами у композитора обостряются туберкулез и болезнь глаз. Испытания военного времени (война Германии и Франции) и бедственная жизнь в Лондоне в апреле - мае 1871 года заметно повредили его здоровью. Но силой воли и творческой энергии Сен-Санс заставляет себя преодолевать препятствия, он трудится неустанно. Самым значительным сочинением Сен-Санса в 1871 году явилась его первая симфоническая поэма «Прялка Омфалы».
К концу года состояние здоровья Сен-Санса, утомленного очень интенсивной деятельностью, заметно ухудшилось - потребовался отдых на юге. Октябрь и ноябрь 1873 года Сен-Санс провел около столицы Алжира, в саду с мраморным водоёмом, тяготясь сознанием временного бессилия, но наслаждаясь покоем и одиночеством.
1873 год стал годом сочинения второй симфонической поэмы Сен-Санса - «Фаэтон», по сюжету известного мифа о сыне Гелиоса. А в следующем году возникла третья из симфонических поэм Сен-Санса, ставшая особенно популярной.
Это «Пляска смерти». Как партитура, симфоническая поэма «Пляска смерти» представляет одно из высших достижений Сен-Санса - столь удивительно она стройна, богата красками и прозрачна. В других программных деталях поэмы (звон арфы, бьющей полночь на фоне выдержанной ноты валторны вначале, свист и вой хроматических гамм, легкая трель скрипки соло и флейты в коде, подобная жужжанию зимнего ветра и т. п.) сказалось старое стремление Сен-Санса к звуковой наглядности на основе предварительного фиксирования слуховых ощущений.
В феврале 1875 года Сен-Санс женился на Марии-Лауре-Эмилии Трюффо, сестре его ученика и друга Жана Трюффо, которому он некогда посвятил Каприс на темы балетной музыки из «Альцесты» Глюка. Мария-Лаура была почти в два раза моложе Сен-Санса - она родилась 16 апреля 1855 года. Брак этот явился результатом скорее волевой причуды композитора, чем его любви к Марии Трюффо. Вдобавок Мария вызвала ревность со стороны матери Сен-Санса. В общем, брак его оказался несчастным. В 1875 году Сен-Санс сочинил Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт, по справедливому мнению Корто, представляет в своём целом «самое совершенное из сочинений, написанных Сен-Сансом для фортепиано». В музыке Четвёртого концерта сказались с исключительным блеском качества победоносного (иначе не скажешь!) эклектизма Сен-Санса, без колебаний пользующегося различными интонационными элементами и приёмами, выразительными факторами разных эпох, умеющего придавать их конгломерату цельность и образную целеустремлённость композитора.
Крупнейшим событием творческой жизни Сен-Санса, относящимся к 1876 году, явилось окончание им в январе партитуры давно задуманной и постепенно сочинявшейся оперы «Самсон и Далила» - самого выдающегося из его оперных произведений.
Римский-Корсаков считал, что лучшая из современных опер на Западе, после Вагнера, конечно, опера «Самсон и Далила». Процитируем здесь и Ж. Тьерсо, который указывает на особую значительность лучших проявлений мелодики «Самсона и Далилы»:
«Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: „Здесь нет мелодии“! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства».
В 1876 году возникает четвёртая и последняя из симфонических поэм Сен-Санса - «Юность Геракла», вызвавшая неоднозначные оценки. В апреле 1877 года закончилась служба Сен-Санса как органиста храма св. Магдалины, а вместе с тем и его служба как органиста вообще.
В это же время умирает Альбер Либон, директор почтового ведомства, большой почитатель Сен-Санса, завещав композитору 100 000 франков с целью избавить его от необходимости служить и дать возможность отдаться творчеству.
В 1882 году Сен-Санс заканчивает оперу «Генрих VIII». Эта опера не затмила, конечно, «Самсона и Далилу» - прежде всего потому, что музыка её менее ярка, менее убедительна, и в ней нет ничего равного несравненному любовному дуэту оттуда. Не следует, однако, забывать, что сама задача драматургии в «Генрихе VIII» была сравнительно более сложной, и то, что Сен-Санс как оперный драматург сделал большой шаг вперед.
Затем Сен-Санс осуществил свой давнишний замысел - написал зоологическую фантазию «Карнавал животных». Это произведение было впервые исполнено в Париже в узком кругу 9 марта 1886 года и вторично несколько дней спустя. А 2 апреля исполнение повторили для Листа, приехавшего в Париж. Считая свой «Карнавал» шуточным произведением к случаю, Сен-Санс всё же включил его в число пьес, подлежащих публикации. После смерти Сен-Санса «Карнавал животных» был опубликован в 1922 году и вскоре стал одним из популярнейших на всем свете его сочинений.
В этом, конечно, не следует видеть иронию судьбы. Просто «Карнавал животных» выразил в шутливой форме некоторые типичные, характерные, а частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса. Тут были юмор, программность, лирика в оправе отличного мастерства.
Большим достижением творческой жизни Сен-Санса явилось завершение в 1886 году и первое исполнение его Третьей (и последней) симфонии. Премьера этой симфонии состоялась в Лондоне, в концерте Филармонического общества 19 мая. Успех был велик.
Первое исполнение симфонии в Париже состоялось 9 января 1887 года. Выходя с этого концерта, взволнованный Гуно указал одному из своих друзей на Сен-Санса и промолвил громко, желая быть услышанным всеми: «Вот французский Бетховен».
Приведём два суждения о Третьей симфонии выдающихся русских композиторов.
Танеев в письме к Чайковскому отметил, что Третья симфония Сен-Санса «очень хороша». Калинников в одной из своих рецензий писал: «Симфония эта по глубине вдохновения - одно из лучших произведений Сен-Санса и представляет собою чудо техники и инструментовки. Употребление фортепиано и органа в этой симфонии как оркестровых инструментов более нежели уместно».
Место рождения: Париж
Страна: Франция
Описание:
Камиль Сен-Санс (полное имя Шарль-Камиль Сен-Санс, фр. Charles Camille Saint-Sans) - французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель.
Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса, происходившего из норманской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом Моцарта. Концерт прошёл с большим успехом, известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».
Помимо музыки, юный Сен-Санс интересуется французской историей и литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками - математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.
В 1848 г. Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851 г. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени - скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 г. Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857 г.
Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени П.Виардо, Ш.Гуно, Д.Россини, Г.Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса - «Прялка Омфалы» (1871 г.), «Фаэтон» (1873 г.), «Пляска смерти» (1874 г), «Юность Геракла» (1875 г.). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного во Франции Генделя.
К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах. Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. В 1861-1865 гг. он преподаёт в Школе Нидермейера, где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 г. он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля. В числе симфонических произведений Сен-Санса - монументальная 3-я симфония с органом, посвященная памяти Листа. Значительный интерес представляют его инструментальные произведения для солистов с оркестром. Музыка 2-го, 4-го, 5-го фортепьянных, 3-го скрипичного, 1-го виолончельного концертов привлекает мелодической свежестью, интересной ритмикой, виртуозным использованием солирующего инструмента. Очень популярна концертная пьеса Сен-Санса для скрипки с оркестром "Интродукция и рондо каприччиозо".
В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами, пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 г. Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.
В начале 1870-х годов Сен-Санс обратился к оперному жанру. Лучшей его оперой является "Самсон и Далила". Благодаря настоянию Листа, тепло относившегося к творчеству Сен-Санса, премьера оперы состоялась в 1877 г. в Веймаре. Музыку Сен-Санса в Германии в прошлом столетии ценили выше, чем во Франции. В Париже "Самсон и Далила" был представлен лишь в 1892 г. Вскоре опера получила мировое признание и обошла многие оперные сцены. В музыке этой оперы много прекрасных страниц, достаточно указать на широкоизвестные три арии Далилы, на "Еврейскую вакханалию", пронизанную подлинным духом Востока.
Сен-Санс интересовался народной музыкой Франции ("Рапсодия на бретонские мотивы", "Оверньская рапсодия") и других стран. Много путешествуя, Сен-Санс отразил свои впечатления в таких произведениях, как "Алжирская сюита", фантазия "Африка" , 5-й фортепьянный концерт с нубийской темой, "Ночь в Лиссабоне", "Арагонская хота". Национальный колорит ощущается и в "Персидских песнях", "Русском каприччио", японской опере "Желтая принцесса".
В ноябре 1875 г. Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским. Сенс-Санс высоко ценил русскую музыку, он познакомил парижских музыкантов с клавиром оперы Мусоргского "Борис Годунов".
В 1875 г. он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте. В 1881 г. Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.
В 1877 г. была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878 г. На рубеже 1870?80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 г. его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного Легиона.
Сен-Санс обладал незаурядным литературным дарованием. Он автор многих музыкально-критических статей, книг, среди них "Материализм и музыка" (1882 г.), "Гармония и мелодия" (1885 г.), "Ш. Гуно и Дон-Жуан Моцарта" (1894 г.), "Портреты и воспоминания" (1900 г.), а также 2 сборника стихов. Сен-Санс находил время и для редактирования произведений Глюка, Рамо, Моцарта. После смерти Э. Гиро Сен-Санс закончил (вернее написал по его эскизам) оперу "Фредегонда".
В 1886 г. Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, так как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 г. Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 г. во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.
К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. В 1900-1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах - Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов, чья музыка использовалась в кинематографе - в 1908 г. он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».
В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 г. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1. что он себе позволяет!
Как-то раз в беседе с Сен-Сансом некий отличавшийся большой самоуверенностью дирижер безапелляционно заявил, что в симфониях неуместно использование тромбонов. Удивленный этим Сен-Санс напомнил ему, что великий Бетховен позволял себе это и в его симфониях тромбоны звучат довольно часто
Дирижер закричал в запале:
Что он себе позволяет! Он, видимо, решил, что если он Бетховен, то ему все можно!
О, не следует так переживать, сударь! - отвечал Сен-Санс. - Он - Бетховен, и ему все можно, а вы - это вы, и вам нельзя... Просто каждый должен заниматься своим делом.
2. одну минуточку!
Однажды в каком-то светском собрании Камиль Сен-Санс аккомпанировал дуэту двух изысканных дам. Вдруг, сбившись с такта, дамы разошлись и запели кто в лес, кто по дрова. Сен-Санс остановился, положил на клавиши свои прекрасные руки и сказал:
Простите, мадам, но я был бы вам крайне обязан, - если бы вы сказали, кому из вас я должен аккомпанировать...
Когда композитора спросили, насколько верна эта история, он ответил с некоторым раздражением:
Да, это правда, но мне тогда было шесть лет!
3. еще живой, но уже памятник
В Дьеппе (Франция) состоялось торжественное открытие памятника К. Сен-Сансу, которое проходило... в присутствии самого композитора. Открытие прошло успешно и сопровождалось большим концертом.
Сен-Санс с большой иронией отнесся к подобному торжеству:
Ничего не поделаешь, приходится смириться с тем, что я уже не человек, а памятник. Видимо, дьеппцы настолько возненавидели мою музыку, что просто устали дожидаться моей смерти и таким образом решили заставить меня перестать сочинять.
Что из произведений Вы можете скачать в нотном виде:
К. Сен-Санс , Концерт No1 , для виолончели с оркестром, партитура, 3.7Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)
К. Сен-Санс , Концерт No2 , клавир для двух фортепиано , 62 стр., 3.179Мб. (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)
К. Сен-Санс , Концерт No1 для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 5.706Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)
К. Сен-Санс , Концерт No4 для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 4.797Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)
К. Сен-Санс , Концерт No5 для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 3.037Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)
К. Сен-Санс , "Африка " фантазия для фортепиано с оркестром, клавир для двух фортепиано , 1.490Мб (ВНИМАНИЕ! PDF-формат)
К. Сен-Санс , КОНЦЕРТ No3 ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ (переложение для скрипки и фортепиано):
К. Сен-Санс , "Хаванез " для скрипки и фортепиано (клавир и партия скрипки), 3.468Мб. (ВНИМАНИЕ! , PDF-формат)
К. Сен-Санс , Первая ария Далилы ("Любовь, дай обаянье... ") из оперы "Самсон и Далила " (фран., итал., рус. языки), 6 стр. , 285Кб.
Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса (1798―1835), происходившего из нормандской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Пятнадцатым концертом Моцарта (Си-бемоль мажор, К.450, к которому Сен-Санс сам написал каденцию). Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».Помимо музыки, юный Сен-Санс живо интересуется французской историей, литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками ― математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.
В 1848 Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Фроманталя Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени ― скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 года Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857.
Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени ― Полиной Виардо, Шарлем Гуно, Джоаккино Россини, Гектором Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы, активно пропагандирует музыку современных композиторов. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, до того неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса ― «Прялка Омфалы» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874), «Юность Геракла» (1875). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного до того во Франции Генделя.
К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах (тем не менее, Римскую премию, на которую Сен-Санс повторно номинировался в 1863, ему так и не присудили). Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. С 1861 по 1865 он преподаёт в Школе Нидермейера (единственный период, когда Сен-Санс официально занимался преподаванием), где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля.
В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами (среди которых был, в частности, Венсан д’Энди), пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 году Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.
В ноябре 1875 Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским.
Личная жизнь Сен-Санса складывалась не так удачно, как его музыкальная карьера. В 1875 году он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте: один выпал из окна, другой умер от болезни. В 1881 Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.
В 1877 была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878. На рубеже 1870―80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного легиона.
В 1886 Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, после того как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 году Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.
К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. Ещё в 1871 году состоялись первые концерты Сен-Санса в Лондоне, он играл в присутствии королевы Виктории, изучал рукописи Генделя, хранившиеся в библиотеке Букингемского дворца. По заказу Лондонского филармонического общества в 1886 он создал одно из самых известных своих оркестровых сочинений ― Третью симфонию c-moll (также известную как «Симфония с органом») и впервые продирижировал ею в Лондоне. В 1893 Сен-Санс руководил исполнением в Лондоне своей оперы «Самсон и Далила» в форме оратории (воплощать библейский сюжет на сцене было запрещено цензурой), и в этом же году получил степень почётного доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). В 1900―1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах ― Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов для кино ― в 1908 он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».
В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 года. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Основные сочинения
Оперы- «Жёлтая принцесса» (1872), op. 30;
- «Серебряный колокольчик» (1877; вторая редакция - 1913);
- «Самсон и Далила» (1877), op. 47;
- «Этьен Марсель» (1879);
- «Генрих VIII» (1883);
- «Прозерпина» (1887);
- «Асканио» (1890);
- «Фринея» (1893);
- «Фредегонда» (1895; окончил и оркестровал оперу Эрнеста Гиро);
- «Варвары» (1901);
- «Елена» (1904; одноактная);
- «Предок» (1906);
- «Деянира» (1911).
- Месса для четырёх солистов, хора, органа и оркестра, op. 4;
- «Сцены Горация», op. 10;
- Рождественская оратория, op. 12;
- «Персидская ночь» для солистов, хора и оркестра, op. 26-бис;
- 18-й псалм, op. 42;
- Оратория «Потоп» op. 45;
- Реквием, op. 54;
- «Лира и арфа» (по поэме Виктора Гюго) для солистов, хора и оркестра, op. 57 (1879);
- «Ночной покой» для хора, op. 68 № 1;
- «Ночь» для сопрано, женского хора и оркестра, op. 114;
- Кантата «Небесный огонь» (текст Армана Сильвестра) для сопрано, хора, оркестра, органа и чтеца, op. 115;
- «Лола». Драматические сцены для солистов и оркестра по поэме Стефана Бордеза, op. 116: Прелюдия, Мечта, Соловей, Танго, Заключение;
- «Шаги в аллее» для хора, op. 141 № 1;
- Ave Maria для хора и органа, op. 145;
- Оратория «Земля обетованная» (1913).
- Симфония № 1 Es-dur, op. 2;
- Симфония № 2 a-moll, op. 55;
- Симфония № 3 c-moll (с органом), ор. 78 (1886);
- Симфонические поэмы
- «Прялка Омфалы», ор. 31 (1869);
- «Фаэтон», ор. 39;
- «Пляска смерти» («Danse macabre»), для облигатной скрипки с оркестром, ор. 40 - в обработке группы Ekseption ставшая финальной мелодией шоу «Что? Где? Когда?»;
- «Юность Геракла», ор. 50;
- «Вера», три симфонические картины, ор. 130;
- Первая и Третья рапсодии на темы бретонских народных песен, ор. 7-бис
- Музыка к спектаклю «Андромаха» (1903)
- Музыка к кинофильму «Убийство герцога Гиза», ор. 128 (1908)
Концерты
Концерты для фортепиано с оркестром- № 1 ре мажор, Op. 17
- № 2 соль минор, Op. 22
- № 3 ми бемоль мажор, Op. 29
- № 4 до минор, Op. 44
- № 5 фа мажор, Op. 103 «Египетский»
- № 1 ля мажор, Op. 20
- № 2 до мажор, Op. 58
- № 3 си минор, Op. 61
- № 1 ля минор, Op. 33
- № 2 ре минор, Op. 119
- концертная пьеса для валторны с оркестром
- Овернская рапсодия для фортепиано с оркестром, ор. 73 (1884)
- Вальс-каприс для фортепиано с оркестром «Свадебный пирог», ор. 76
- Фантазия «Африка» для фортепиано с оркестром, ор. 89
- Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, ор. 28
- Концертная пьеса для скрипки с оркестром, ор. 67
- Гаванез для скрипки с оркестром, ор. 83
- Андалузский каприс для скрипки с оркестром, ор. 122
- Сюита для виолончели и оркестра, ор. 16-бис
- Аллегро аппассионато для виолончели с оркестром, ор. 43
- «Муза и Поэт» для скрипки и виолончели с оркестром, ор. 132
- Романс для флейты с оркестром, ор. 37
- «Оделетта» для флейты с оркестром, ор. 162
- Тарантелла для флейты и кларнета с оркестром, ор. 6
- Концертштюк для валторны с оркестром f-moll, ор. 94
- Концертная пьеса для арфы с оркестром, ор. 154
Камерные сочинения
- «Карнавал животных» для камерного ансамбля
- Два фортепианных трио
- Два струнных квартета
- Фортепианный квартет
- Фортепианный квинет
- Каприс на темы датских и русских песен для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано, ор. 79;
- Септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано, ор. 65;
- Две сонаты для скрипки и фортепиано
- Колыбельная для скрипки и фортепиано, ор. 38;
- Триптих для скрипки и фортепиано, ор. 136;
- Две элегии для скрипки и фортепиано, ор. 143 и ор. 160;
- «Ария часов с маятником» для скрипки и фортепиано;
- Фантазия для скрипки и арфы, ор. 124;
- Две сонаты для виолончели и фортепиано
- Сюита для виолончели и фортепиано, ор. 16 (существует и в оркестровой версии);
- Аллегро аппассионато для виолончели и фортепиано, ор. 43 (существует и в оркестровой версии);
- Романс для виолончели и фортепиано, ор. 51;
- Сафическая песнь для виолончели и фортепиано, ор. 91;
- Соната для гобоя и ф-п. (ор.166);
- Соната для кларнета и ф-п. (ор. 167);
- Соната для фагота и ф-п. (ор. 168).
- Многочисленные сочинения для фортепиано соло
- Сочинения для органа
Вокальные сочинения
Литературные произведения
- «Гармония и мелодия» (1885),
- «Портреты и воспоминания» (1900),
- «Проделки» (1913),
- «Германофилия» (1916).
Библиография
- Кремлёв Ю. Камиль Сен-Санс. - М.: Музыка, 1977.
- Друскин М. С. Французская музыка второй половины XIX века. - М.: Искусство, 1938. - С. 76-89.
Сен-Санс родился в семье Жака-Жозефа-Виктора Сен-Санса (1798―1835), происходившего из норманской крестьянской семьи и служившего в Министерстве внутренних дел. Отец умер, когда Камилю было три месяца, и его воспитанием занимались мать и двоюродная бабушка. Обучаться игре на фортепиано Сен-Санс начал с трёх лет, а в десять впервые выступил в зале Плейель с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом Моцарта (к последнему Сен-Санс сам написал каденцию). Концерт прошёл с большим успехом, усилившимся благодаря тому, что Сен-Санс играл программу на память (что было нехарактерно для этой эпохи). Известный педагог Камиль Стамати рекомендовал Сен-Санса композитору Пьеру Маледану, которого Сен-Санс позднее назовёт «непревзойдённым учителем».
Помимо музыки, юный Сен-Санс живо интересуется французской историей и литературой, философией, религией, древними языками и естественными науками ― математикой, астрономией и археологией. Свой интерес к ним он сохранит в течение всей своей жизни.
В 1848 Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа, и заканчивает её с первой премией в 1851. В том же году он начинает заниматься композицией и оркестровкой у Фроманталя Галеви, а также обучаться пению и аккомпанементу. Среди его сочинений этого времени ― скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и романсы, ряд неоконченных работ. В конкурсе на Римскую премию 1852 года Сен-Санс терпит неудачу, однако его «Ода к святой Цецилии» получает первый приз на конкурсе Общества Святой Цецилии в Бордо в том же году. Сен-Санс принимает активное участие в издании полного собрания сочинений Глюка, пишет романсы, фортепианный квинтет и симфонию «Urbs Roma», вновь получившую премию общества Святой Цецилии в 1857.
Успех Сен-Санса позволяет ему сблизиться с крупнейшими европейскими музыкантами того времени ― Полиной Виардо, Шарлем Гуно, Джоаккино Россини, Гектором Берлиозом. Его пианистическое и композиторское мастерство высоко оценил Ференц Лист. В 1857 Сен-Санс получает место органиста в парижской церкви Мадлен и занимает этот пост в течение двадцати лет, пользуясь большим успехом во многом благодаря своим импровизациям. Он сочиняет Вторую симфонию, оперы, активно пропагандирует музыку современных композиторов. Сен-Санс был одним из первых французских музыкантов, поддерживавших творчество Вагнера и Шумана. По собственной инициативе он дирижирует концертами из музыки Листа, первым во Франции исполняя его симфонические поэмы. Этот жанр, до того неизвестный во Франции, позднее появится и в творчестве самого Сен-Санса ― «Прялка Омфалы» (1871), «Фаэтон» (1873), «Пляска смерти» (1874), «Юность Геракла» (1875). Сен-Санс также возрождает интерес к произведениям Баха и Моцарта, открывает для публики практически неизвестного до того во Франции Генделя.
К началу 1860-х годов Сен-Санс уже широко известен как композитор и пианист-виртуоз. Его сочинения получают премии на престижных композиторских конкурсах (тем не менее, Римскую премию, на которую Сен-Санс повторно номинировался в 1863, ему так и не присудили). Сен-Санс с успехом исполняет во Франции и за границей свой Первый фортепианный концерт. С 1861 по 1865 он преподаёт в Школе Нидермейера (единственный период, когда Сен-Санс официально занимался преподаванием), где среди его учеников были Габриэль Форе, Андре Мессаже, Эжен Жигу. В 1871 он совместно с Роменом Бюссином основывает Национальное музыкальное общество, ставящее своей задачей развитие современной французской музыки и исполнение сочинений ныне живущих композиторов. В общество в разное время входили Форе, Франк, Лало, в рамках его концертов были впервые исполнены многие сочинения самого Сен-Санса, а также Шабрие, Дебюсси, Дюка и Равеля.
В 1870-х годах Сен-Санс начинает выступать как критик. Его публикации (не только на музыкальные темы), написанные живым, красочным языком, отмеченные мастерством ведения полемики с оппонентами (среди которых был, в частности, Венсан д’Энди), пользовались у читателей большой популярностью. После посещения Байрёйтского фестиваля в 1876 году Сен-Санс написал семь обширных статей, посвящённых творчеству Вагнера.
В ноябре 1875 Сен-Санс по приглашению Русского музыкального общества посещает с концертами Санкт-Петербург, где дирижирует «Пляской смерти» и выступает как пианист. К этому времени относится знакомство Сен-Санса с Н. Рубинштейном и Чайковским.
Личная жизнь Сен-Санса складывалась не так удачно, как его музыкальная карьера. В 1875 году он женился на девятнадцатилетней Мари-Лор Трюффо, несмотря на несогласие своей матери. У них родилось два сына, но оба они погибли в раннем возрасте: один выпал из окна, другой умер от болезни. В 1881 Сен-Санс покинул свою жену (официальный развод был оформлен несколько позже), и они больше никогда не виделись.
Лучшие дня
В 1877 была поставлена опера Сен-Санса «Серебряный колокольчик», посвящённая меценату Альберу Либону, выделившему Сен-Сансу сто тысяч франков, чтобы тот мог полностью посвятить себя композиции. Вскоре Либон умер, и Сен-Санс написал Реквием в его память, впервые исполненный в 1878. На рубеже 1870―80-х годов Сен-Санс продолжает работать над новыми сочинениями, среди которых наибольшую известность получила опера «Генрих VIII». В 1881 его избирают в Академию изящных искусств, три года спустя он становится офицером Ордена Почётного легиона.
В 1886 Сен-Санс порывает с Национальным музыкальным обществом, после того как в их концертах было решено исполнять не только французскую, но и зарубежную музыку. После смерти матери в 1888 году Сен-Санс отправляется в долгий концертный тур, посещая Алжир, Египет, Азию, Южную Америку, а вернувшись в 1890 во Францию, поселяется в Дьеппе, где вскоре будет открыт его музей. В это время он продолжает сочинять музыку и писать статьи.
К концу XIX века популярность Сен-Санса во Франции идёт на убыль, однако в Англии и США его продолжают считать одним из величайших французских композиторов-современников. Ещё в 1871 году состоялись первые концерты Сен-Санса в Лондоне, он играл в присутствии королевы Виктории, изучал рукописи Генделя, хранившиеся в библиотеке Букингемского дворца. По заказу Лондонского филармонического общества в 1886 он создал одно из самых известных своих оркестровых сочинений ― Третью симфонию c-moll (также известную как «Симфония с органом») и впервые продирижировал ею в Лондоне. В 1893 Сен-Санс руководил исполнением в Лондоне своей оперы «Самсон и Далила» в форме оратории (воплощать библейский сюжет на сцене было запрещено цензурой), и в этом же году получил степень почётного доктора Кембриджского университета (одновременно с Чайковским). В 1900―1910-х годах с большим успехом проходят выступления Сен-Санса в американских городах ― Филадельфии, Чикаго, Вашингтоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско. Сен-Санс стал одним из первых композиторов для кино ― в 1908 он написал музыку к фильму «Убийство герцога Гиза».
В последние годы жизни Сен-Санс, несмотря на почтенный возраст, много гастролировал как пианист и дирижёр во Франции и за границей. Последние его концерты состоялись в августе 1921 года. Сен-Санс умер в Алжире в возрасте 86 лет. Его тело было перенесено в Париж, где после церемонии прощания в церкви Мадлен он и был похоронен на кладбище Монпарнас.
Камиль Сен-Санс – одна из самых значимых и выдающихся фигур в сфере искусства Франции второй половины XIX века. Это был человек с великолепным образованием, который не только стал выдающимся пианистом, органистом и композитором, но и создал свою музыкальную академию. Сен-Санс стал учителем для Габриэля Форе и многих других талантливых музыкантов и оставил после себя множество гениальных произведений, среди которых особую популярность приобрели сюита «Карнавал животных», симфоническая поэма «Пляска смерти» и «Интродукция и Рондо каприччиозо» для скрипки с оркестром.
Краткую биографию Камиля Сен-Санса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Сен-Санса
Отец Сен-Санса родился в Нормандии, мать – в Шампани. Дедушка музыканта, Жан-Батист-Никола Сен-Санс занимался земледелием и руководил деревней Румениль-Бутей. Все его дети, кроме двух сыновей Камиля и Вектора, пошли по стопам отца и стали земледельцами. Камиль стал служить в церкви, а Виктор устроился в канцелярию.
Несмотря на болезненность, Виктор быстро достиг успеха в карьере и занял высокий пост. В 1834 году мужчина женился на мадмуазель Клеманс Коллен. Девушка имела еврейское происхождение, ее воспитывали тетя с дядей, вместе с которыми Клеманс переехала в Париж.
Сыграв свадьбу, молодожены стали жить вместе с родителями Клеманс, вскоре женщина родила сына, который в будущем станет гениальнейшим музыкантом и композитором. Мальчика назвали двойным именем – Шарль-Камиль (в честь умершего дяди Камиля и двоюродной бабушки Шарлотты, которая стала для него второй мамой). После крещения малыша семью настигла беда - из-за сильной чахотки умирает Виктор, не дожив даже до 40 лет. Ребенок остался на воспитании молодой матери и двоюродной бабушки.
Детство будущего композитора заслуживает особого внимания. С одной стороны, ребенок в столь юном возрасте потерял почти всех родных, с другой стороны, две женщины окружили мальчика невероятной заботой и вниманием. Без сомнения, именно этот фактор сделал детство музыканта по-настоящему счастливым и сформировал его спокойный и добрый характер.
Мать Сен-Санса рисовала картины акварелью и с ранних лет приучала сына к творчеству и красоте. Бабушка Шарлотта тоже была творческим человеком. Шарлотта Массон замечательно владела фортепиано, и музыкально развивала своего одаренного внука.
Камиль имел слабое здоровье, и это очень пугало родительниц, ведь его отец Виктор умер достаточно молодым. Доктора рекомендовали отправить мальчика жить в сельскую местность, чтобы улучшить состояние малыша. До двух лет Камиль жил в небольшой местности Корбей на Сене. Вернувшись в Париж, мальчик до 12 лет каждый год уезжал на каникулы в Васси (родина его матери). Именно там Сен-Санс научился слушать звуки природы и любовался красочными пейзажами окрестностей.
Из биографии Сен-Санса мы узнаём, что Камиль с ранних лет интересовался различными музыкальными звуками и красивыми мелодиями. Став взрослым, мужчина часто вспоминал, как вслушивался в каждый «шумок» и даже заставлял скрипеть старые двери, чтобы слушать их звук. Сен-Санс очень любил шум огромного чайника, который ставили каждый день на огонь. Юный музыкант садился около него и с нетерпением ждал, когда чайник начнет «петь» с каждой минутой все громче и громче, пока вода полностью не закипит. Именно так формировался музыкальный слух будущего композитора – он обладал необычайной внимательностью к интонациям жизни.
Раннее творчество Камиля Сен-Санса
В 1853 году талантливый молодой человек окончил консерваторию и получил работу органиста в старом храме Сен Мерри в Париже. Прихожан в церкви было достаточно много, около 26000 человек. За год в священном месте проходило около 200 свадеб, на которых оплачивалось музыкальное сопровождение. Также взималась плата за работу органиста на похоронных церемониях, поэтому вместе с небольшой стипендией Сен-Сансу удавалось зарабатывать достойное денежное вознаграждение. Орган , на котором играл Камиль, был сильно поврежден, его можно было использовать для простых служб, но для полноценных церковных концертов его явно было недостаточно.
Тогда у молодого музыканта было много свободного времени, которое он тратил с пользой для себя. Камиль продолжал играть на пианино, пробовал себя в качестве композитора и в 1853 г. написал свою первую Симфонию Es-dur. В композиции присутствовали военные фанфары и обширная духовая ударная группа, что полностью отожествляло настроение публики тех времен. Именно тогда к власти пришел Наполеон III, и Франция стала «подниматься с колен». За свою симфонию композитор получил первую награду от Общества Святой Цецилии. Великие композиторы той эпохи Россини , Берлиоз и Лист , а также популярная исполнительница Полина Виардо высоко оценили талант молодого музыканта и поддержали его творческие идеи. В 1858 году мужчина занял пост органиста в церкви Святой Магдалины.
Сен-Санс долгое время считался настоящим консерватором в музыке, однако, ему всегда нравились актуальные направления. Многие композиторы той эпохи писали свои сочинения под влиянием опер Вагнера , но Камиль всегда имел собственную точку зрения на этот счет. По словам композитора, он с восхищением и уважением относится к причудливым работам Рихарда Вагнера. По мнению Сен-Санса, сочинения Вагнера во многом превосходили его творчество, но он никогда не станет копировать его неповторимый стиль.
Борьба за Римскую премию
В 1861 году Сен-Санс стал преподавать в музыкальной школе в столице Франции, где готовил профессиональных музыкантов для работы во французских церквях. Когда основатель школы Луи Нидермайер умер весной 1861 года, Камиль занял его должность профессора по фортепиано. Коллеги-консерваторы были сильно удивлены, когда узнали, что преподаватель включает в учебный процесс уроки по современной музыке. Самый талантливый ученик Сен-Санса – Габриэль Форе рассказывал, что его учитель открыл для него современные произведения, которых он никогда не слышал из-за традиционной учебной программы. Форе признавался, что привязался к Камилю, как к родному отцу, испытывал по отношению к нему настоящее восхищение и всю жизнь благодарил своего учителя за его бесценные уроки.
В 1864 году Сен-Санс в очередной раз удивил общественность, когда повторно стал участником Римской премии. Большинство популярных тогда музыкантов и композиторов посчитали странным такое решение, ведь Камиль уже был уважаемым человеком в музыкальных кругах. Мужчину в очередной раз постигла неудача. Берлиоз, который судил премию, написал, что премия досталась молодому таланту, совсем не ожидавшему своей победы. Судьи были уверены, что победа достанется Сен-Сансу, которого все считали гениальным композитором и великим артистом. Но победивший конкурсант, несмотря на свой юный возраст, словно горел огнем изнутри и обладал невероятным рвением к творчеству. Берлиоз проголосовал за юношу, но внутри был очень расстроен, ведь маэстро понимал – Сен-Санс будет сильно огорчен своим проигрышем. В итоге победитель Римской премии – Виктор Зиг так и не смог построить музыкальную карьеру, и эта награда стала самым большим его достижением.
После ухода из школы Нидермандера, Камиль продолжил свою деятельность. В 1867 году мужчина получил награду на Межнациональном соревновании в Париже за кантату «Свадьба Прометея». В 1868 году Камиль представил на суд публики свою первую оркестровую работу.
Сен-Санс великий органист
По словам самого композитора, он безумно любил играть на органе и очень уверенно чувствовал себя за этим инструментом. Когда Сен-Санс учился в консерватории, он попал в класс музыканта Франсуа Бенау, которого называл слабым органистом, но прекрасным учителем. Сен-Санс долго не проявлял особых успехов в учебе, а его однокурсники смеялись над игрой Камиля, поэтому его сначала приняли в класс как «слушателя», и только спустя какое-то время юноша стал полноценным учеником. Упорство и трудолюбие молодого человека сделали свое дело, и уже в конце 1849 года он получил уже вторую премию по органу. В 1853 году Сен-Санс несколько месяцев играл на органе в церкви Сен-Северен, а затем 5 лет служил при храме Сен-Мерри. Через 4 года в храме был построен новый орган, на торжественном открытии которого музыкант сыграл Фантазию ми-бемоль мажор, ставшую его первой опубликованной органной композицией. Критики назвали это произведение серьезным, изящным и даже религиозным.
Затем почти 20 лет (с 1858 по 1877 гг.) Сен-Санс служил в роскошном храме Св. Магдалины, который находился в самом центре Парижа. В церкви было огромное количество прихожан и регулярно устраивались пышные праздники. Сен-Санс тогда в совершенстве овладел игрой на органе, и уже стал активно импровизировать на инструменте – по нотам он играл только тогда, когда плохо себя чувствовал. Его способность к фантазии и импровизации высоко оценивали известные композиторы, а вот прихожане и руководство не всегда были довольны игрой музыканта. Среди прихожан были влиятельные и богатые люди, которые хотели слышать на богослужениях и свадьбах привычную и знакомую музыку. На критику со стороны Сен-Санс отвечал, что согласен соблюдать музыкальные традиции, но только если проповеди священника будут схожи с диалогами комических опер.
В начале службы в церкви Святой Магдалины композитор написал органную пьесу «Свадебное благословение» Произведение, в которой чувствовался затаенный восторг и возвышенная радость, начинается с необычной игры квартовых созвучий, и продолжается величественным, медленным и последовательным мотивом. Пьесу исполняли во время жизни автора, и после его смерти – например, именно это сочинение Сен-Санса звучало на свадебной церемонии принцессы Марии (дочь английского короля Георга V) и Генри Чарльза Джорджа (виконта Ласселса).
В 1688 году Камиль пишет 3 рапсодии в стиле бретонских фольклорных песен. Рапсодии очаровали слушателя простотой и лаконичностью и полностью передали интерес композитора к народной музыке Франции. Мелодии, которые автор использовал при работе, он услышал во время речной поездки Бретани, когда приезжал навестить своего друга композитора Габриэля Форе. Именно ему Сен-Санс посвятил свое произведение.
Известный французский органист Шарль Видор говорил, что от органной игры Сен-Санса пришли бы в восторг и Бах , и Моцарт , и Мендельсон . Музыкант достиг такой вершины мастерства, что исполнение на органе написанной пьесы ничем не отличалось от импровизированной. Сен-Санс гениально играл прелюдии, фуги, импровизации, фантазии, отдельные пьесы.
Личная жизнь Сен-Санса
Личная жизнь композитора, в отличие от творческой, сложилась крайне неудачно. В 40 лет он взял в жены сестру своей ученицы - Марию Трюффо, которой было всего 19. В браке родилось двое детей, но у Сен-Санса не было времени, чтобы полноценно заниматься их воспитанием. В начале совместной жизни с Марией мужчина написал оперу «Самсон и Далида », фортепьянный концерт №4, ораторию «Потоп», сюиту для оркестра. Он успел съездить с концертом в Россию, пожить в Швейцарии, и вернулся только в 1878 г. Когда Камиль приехал домой, его ждала ужасная новость – его двухгодовалый сын Андре погиб, упав с 4 этажа. Через полтора месяца от неизвестной хвори скончался и его второй ребенок.
Через 3 года после трагедии их семья окончательно распалась. Когда Сен-Санс находился с молодой супругой на отдыхе, он внезапно куда-то пропал. Оказалось, композитор просто сбежал. Трюффо после этого ни разу не видела мужа, хотя всю жизнь не расторгала с ним брак (Мария умерла в возрасте 85 лет). По другой, неофициальной версии, его маленький сын крутился у новогодней елки и случайно задел ее, после чего одежда на малыше загорелась. Когда истошные крики ребенка услышала мать, было уже слишком поздно. Убитая горем женщина схватила ребенка и сгорела вместе с ним. Вернувшись домой, Сен-Санс увидел на полу два обуглившихся тела, после чего стал понемногу сходить с ума. Только любовь к музыке дала ему силы жить дальше.
Последние годы жизни музыкант постоянно гастролировал, выступая в качестве пианиста и дирижёра на Родине и в других странах мира. Последний выход Сен-Санса на сцену состоялся летом 1921 года. Композитор прожил почти до 90 лет – в Алжире его настиг инфаркт. Тело Сен-Санса перевезли на кладбище де Монпарнас.
Интересные факты о Камиле Сен-Сансе
- Биография Сен-Санса гласит, что будущий композитор с 3-летнего возраста уже обучался игре на фортепиано, в 5 начал писать первые музыкальные произведения, а в 10 выступал на концертах в качестве пианиста.
Музыка Сен-Санса звучит в фильмах
Произведение | Фильм |
«Лебедь» | «Жена смотрителя зоопарка» (2017) |
«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016) | |
«Если я останусь» (2014) | |
«Квартет» (2012) | |
«Улыбка Моны Лизы» (2003) | |
«Пляска смерти» | «Город монстров» (2015) |
«Обитель проклятых» (2014) | |
«Хранитель времени» (2011) | |
«Шрэк Третий» (2007) | |
«Карнавал животных» | «Королевство полной луны» (2012) |
«Фантазия 2000» (1999) | |
«Аквариум» | «Новейший завет» (2015) |
Сен-Санс обладал сильной волей, полностью контролировал свои эмоции, поэтому было невозможно угадать, что творится в его душе. Многие считают, что несмотря на свой талант и гениальность, композитор написал весьма мало выдающихся сочинений, потому что рассуждал излишне разумно. Сен-Сансу удалось сохранить истинные французские музыкальные традиции, которые в то время утрачивали свое влияние из-за новаторских идей Вагнера. Композитор мастерски поддерживал равновесие между консервативными концепциями и свежими идеями, и воспитал множество талантливых преемников. Сен-Санс не боялся экспериментировать, исполнял абсолютно разные произведения, именно поэтому стал значимой фигурой той эпохи в музыкальной жизни Франции и других стран мира.
Видео: смотреть фильм о Камиле Сен-Сансе