В большом состоялся гала-концерт в честь михаила лавровского. Юбилейный вечер народного артиста ссср михаила лавровского Юбилейный вечер народного артиста ссср михаила лавровского

В настоящее время - балетмейстер-репетитор Большого театра, профессор кафедры хореографии ГИТИСа, художественный руководитель Московской государственной академии хореографии. Поставил несколько балетов, фильмов-балетов и хореографических номеров в драматических спектаклях.

МС: Михаил Леонидович, вы счастливый человек. Знаете почему?

МС: Потому что у вас юбилей - 75 лет, а мы собираемся не вспоминать то, что было, а обсуждать ваши планы! Не каждый может похвастаться тем, что такой юбилей встречает активной жизненной позицией.

МЛ: Без этого нельзя! Если этого нет, вы погибли! Конечно, мы все стареем, это закон природы, закон Господа. Поколения проходят. Что значит «прошло поколение»? Прошли идеалы, вкусы, нравы. Это не значит, что мы лучше, это значит, что мы просто другие, так как много времени прошло. Вот посмотрите (я философствую, но объясню), к примеру, яблоня: весна, лето, осень, зима - зима всё закрывает, всё умирает, и яблоня, которая даёт яблоки, тоже проживает и умирает. Следующая весна - опять всё снова, но яблоки могут быть более горькими, более сладкими, лучше или хуже - как наши дети; это та же яблоня. Гены наши - это наши дети, просто чуть-чуть другие люди.

МС: Поводом для нашей встречи послужила ваша постановка « » в Неаполе. Но летом встретиться не получилось, и сейчас я очень рада, что у меня есть возможность не только поговорить о постановке, но и лично поздравить вас с юбилеем.

МЛ: Спасибо.

МС: И всё же давайте поговорим об этой постановке. Как она прошла под чутким присмотром итальянских профсоюзов?

МЛ: Постановка хорошо прошла. Очень надоедливый, жёсткий и, по-моему, очень неправильно работающий в Италии профсоюз. Да, он защищает людей, но так нельзя: я не могу взять актёра, которого я хочу именно тогда, когда он мне нужен, – надо предупредить заранее. А как я могу за неделю знать, кто мне будет нужен именно сегодня, всё же зависит от репетиционного процесса, от того, как у кого выходит та или иная сцена. А они говорят: «Нет, берите сейчас». Или вот ещё пример: моя помощница репетирует с солистами сцену, которая у них получается достаточно хорошо. Тогда репетитор хочет пройти и другую сцену с этими же солистами, но это запрещает профсоюз! И приходится несколько раз повторять то, что и так понятно, а времени на сложные вещи становится меньше. Вот такая глупость. Может быть, они по-своему правы. Но меня это не устраивает. Я привык работать, так как принято в России, скажем, как работал . Я беру то, что мне надо, тогда когда мне надо и того, кого вижу в данной партии, пусть он премьер или артист кордебалета. Нельзя требовать от постановщика того, чего нет в его планах. Или вот ещё: рабочий день у оркестра заканчивается в 22:00 - и всё. И их не интересует, что спектакль не закончен, что музыка ещё должна играть. Хорошо, Алексей Богорад сумел договориться, и утрясли этот вопрос, а то не знали, что делать. Там такие запреты, которые по творчеству очень сильно бьют. Хотя об итальянцах ничего плохого сказать не могу. Артисты прекрасно справились с задачами.

МС: В Неаполе ставили постановку Леонида Лавровского?

МЛ: Я делал Лавровского. Но понимаете, в чём дело: только Большой театр и Мариинский могут потянуть и поставить так, как было, один в один. А труппы поменьше - там актёры, в общем-то, другие по эмоциональной своей насыщенности. Но итальянцы справились. На Западе ведь все чуть засушены: поставлена правильно спина и техника замечательная, но та пластика, одухотворённость и та правда эмоций, смысл того, что они делают на сцене, отсутствуют очень часто. В балетах «модерн» - замечательно, в классике - я не видел. Ну, видел только у Натальи Макаровой, .

МС: Много пришлось порезать?

МЛ: Конечно! Мы там сделали практически два акта. Основные куски оставили, хотя многое пришлось убрать. Но, я вам скажу, что при всей гениальности всё-таки прошло с 1940 года больше 70 лет - и сам Лавровский вносил изменения, когда я с ним работал. Конечно, какие-то вещи надо менять, согласно новому времени, но нельзя терять стиль спектакля и смысл того, что хотел сделать хореограф, в данном случае - . А техника, конечно, может меняться: время-то идёт вперёд, и нельзя так косно стоять на месте. Если есть решение спектакля и человек не нарушает его (а для этого надо иметь вкус), то можно сделать.

МС: Интересную тему вы затронули. А как вы относитесь к реконструкции балетов?

МЛ: Вы знаете, в чём дело: реставрация, наверно, нужна, но надо иметь вкус - это грань таланта. Чтобы восстанавливать балеты, надо их чувствовать и уметь это делать. Это получалось у Леонида Лавровского, который сделал « ». Отреставрированный им спектакль считался лучшей постановкой в мире. Или « » - хорошо сделано , ничего сказать не могу, очень хорошо, замечательно. У него есть понимание. А когда оставляют то же самое, классическое решение, но почему-то меняют количество лебедей - это неправильно. Это всё равно, что у Большого театра сделать вместо восьми колонн одну в стиле модерн. Это глупость, это значит, что вкуса не хватает. Построй новый театр - и, пожалуйста, никто тебе не мешает. Вкус - это тоже талант. Вот Григорович это делать умеет. Он реставрировал «Спящую красавицу», у нас она называлась «Белая спящая» - она не прошла. Позже он всё переделал, и с Симоном Вирсаладзе у них получился блестящий спектакль.

Если речь идёт о старом балете, то там свои законы - они, может быть, чуть наивны, лишены реального логического мышления на сцене, но они своей наивностью (как дети, когда что-то говорят) покоряют вас. И если бы ребенок заговорил трезвым поставленным голосом, то это было бы совсем другое. Потому надо учитывать, что постановки столетней давности являются шедеврами классического, романтического балета, и делать из них философские произведения, типа трудов Канта, бессмысленно. Для этого существуют другие спектакли. Балет, которому сто лет или больше, надо отреставрировать, что-то убрать, что-то добавить, но сохранить дух того спектакля. И, конечно, уметь хорошо танцевать. Среди актёров есть плохая тенденция - упрощать. Та же «Жизель»: допустим, зачем же делать двойной кабриоль в вариации Альберта, если вы скажете, что раньше, когда ставили, делали только один. Вот это, на мой взгляд, неправильно. Техника-то развивается. А то, как в басне Эзопа «Лисица и виноград», выходит: не могла сорвать виноград и сказала, что он не вызрел. Так и артисты: надо уметь хорошо делать двойной кабриоль. Да, раньше был одинарный, а завтра кто-то сделает тройной - это только плюс будет.

Вот такой пример: я обожаю итальянский неореализм в кино - Джузеппе де Сантис, Роберто Росселлини, Федерико Феллини, конечно, Витторио де Сика; это то, что мы смотрели в 1950-х годах - блистательно! Но, конечно, сейчас темп фильмов другой, и смотреть те фильмы уже сложнее. Но вы никогда не скажете, что это набор кадров: это законченное высокохудожественное произведение, просто время прошло, сейчас другой ритм. То же самое и в нашем искусстве. Мы можем что-то поменять в балете, и это плюс - плюс сиюминутности воздействия энергетики актёра на зрительный зал и плюс в том, что можно, если есть вкус, «очистить» спектакль, сделать его смотрибельным для современников, но не потерять тот дух, который был заложен постановщиком, - пластика, отношения между персонажами, блистательно поставленные вариации. А танцевать, конечно, надо всегда лучше и лучше (технически я имею в виду).

МС: Очевидно, что техника сейчас другая, востребованная нашим временем. Но иногда при реставрации балета хореографы пытаются вернуть танцоров в стилистику исполнения, существовавшую во времена его создания…

МЛ: Не могу согласиться. У меня всегда это ассоциируется с хорошей иконой или с хорошей картиной: мы достали из земли икону или картину - и надо восторгаться! А как? Она вся в земле, я же не вижу лика… Умело очистить её, не испортить - это дело другое. Очистить умело и восстановить те краски - тогда ей будут восторгаться. То же самое у нас: нельзя сейчас, в XXI веке, воспринимать спектакль так, как было поставлено в начале XIX или в конце XVIII века. Кто-то, может, и восторгается. Но главное - чтобы не было скучно. И тут Юрий Николаевич Григорович прав в том, что больше пяти минут скучно на спектакле быть не должно, этого нельзя делать. Человеку нужен эмоциональный удар, эмоциональный шок. Потом можете разбирать дома, что было правильно, что неправильно… Если вы затронуты эмоционально, то это да! А от того, что всё правильно, можно и заснуть на спектакле. Смысл искусства - подсознательно воздействовать на зрителя, так его взволновать, чтобы у него возникли яркие эмоции; на сцене даже могут происходить отрицательные моменты, например трагедия, но эмоция должна сильно взволновать.

Понимаете, в чём дело: я люблю драматический театр, балетный, хореографический, оперный театр - это интересно. Техника должна быть сильная, мощная. Это как в опере - нельзя не взять ноту, которая написана в партитуре. Так и в балете - в танце взлёт должен быть обязательно. Духовный вместе с физическим, исполнение мощного движения, мужского, сильного, воздушного - это даёт эмоцию зрителю. И от этого поднимается настроение у людей: зритель не отдаёт себе отчета, но у него просыпаются силы: «Я человек, я тоже так могу!» А когда вы спокойны, красивы, в хорошем костюме, но ноль эмоций - это такой хорошо сработанный робот.

МС: Сцена у балкона только чего стоит…

МЛ: Сцена замечательная, только сейчас очень часто её неправильно танцуют. Смысл этой сцены, как когда-то говорили Лавровский и Жданов, в том, что артист не должен останавливаться. Весь смысл в волнении: ей 13 лет, ему - 17, и только в конце, когда взрыв вариации, они должны нестись. Как фреска Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле: статично ни одна фигура не стоит, все фигуры в наклонном положении - летят, с них летят одежды, и сами фигуры, хотя они и мощные, все в полёте - вот так идет шестая картина балета. И в конце только, когда он перед ней встаёт на колено, идет успокоение, и опускается занавес - конец первого акта. Передать смысл - в этом трудность исполнения.

Стоит приглядеться и понять, и признать, что в театральной истории мира не так много крупных знаменитых артистов, имена которых прочно связаны с крупными знаменитыми театрами.

До сих пор мегазвёзды, как правило, знамениты сами по себе, не служат в репертуарных театрах. В этом, наверное, была и есть причина. Да и репертуарный театр как таковой, если искать его, то обнаруживался он чаще в России, в Советском Союзе, в общем, у нас.

У нас были и есть такие артисты, которые не то чтобы служили, но главное – они составили славу своего театра, где и выступали, может, только несколько лет.

В ряду имён тех, кто составил славу Большого театра, – Михаил Леонидович Лавровский. Легендарному танцовщику, который долгое время был премьером Большого, 29 октября исполнилось 75 лет. Настоящий юбилей!

Покинув сцену, Михаил Лавровский с балетом не расстался. В Большом театре, где некогда был и солистом, и хореографом, теперь ведет классы как педагог-репетитор.

“Ученикам своим говорю, что копия, какой бы не была хорошей, это повторение. Подлинник, индивидуальность и личность всегда интересны во всем, мне лично, поэтому они должны найти свое лицо”,

– отмечает народный артист СССР Михаил Лавровский.

“Танцовщик виртуозной техники, огромного обаяния и необузданного темперамента”,

– сам Григорович так отзывался о Лавровском. Он исполнял главные партии в “Дон Кихоте”, “Лебедином озере”, “Спящей красавице”. Каждую не просто танцевал – проживал будто свою историю.

“Он был развит как танцовщик настолько мощно, что у него были все средства выразительности в танце, который я могла бы себе только представить”,

– говорит народная артистка СССР Людмила Семеняка.

Когда Михаила Лавровского спрашивают о любимых персонажах, он не задумываясь называет Альберта в “Жизели” Адана и Спартака в одноименном балете Хачатуряна. По его словам, это было самое точное попадание в образы.

Партия легендарного вождя рабов стала визитной карточкой Лавровского. В 1970-м за эту роль он получил Ленинскую премию.

“Лавровский от природы обладает такими жестковатыми мышцами, которые очень подходили для этого спектакля. Он шел вторым исполнителем – за Васильевым. Однако физическая выдержка у него была лучше”,

– подчеркивает заслуженный артист России Валерий Лагунов.

В 1978-м случился поворот в судьбе. Лавровский становится балетмейстером. На его счету немало хореографических фантазий: будь-то трагедия Вацлава Нижинского, приключения Казановы или один из первых отечественных джаз-балетов “Порги и Бесс”.

“Чтобы создать свой язык, надо работать каждый день, каждый день ставить, тогда у вас выработается свой почерк – каким языком вы говорите со зрителем. Вы берете Толстого, Достоевского, Гюго и передаете это произведение, как вы это чувствуете”,

– говорит народный артист СССР Михаил Лавровский.

Сейчас Михаил Лавровский увлечен синтетическими постановками – на стыке пластики, вокала и драмы. Мечтает поставить пьесу Жана Ануя “Жаворонок” и устроить весной вечер своих балетов на сцене Большого.

© РИА Новости. Владимир Вяткин

Большой театр чествует народного артиста СССР блистательного танцовщика, хореографа и педагога , который отмечает свое 75-летие. Вечер в честь юбиляра состоится на исторической сцене ГАБТа 4 мая. Солисты и ученики Лавровского представят балеты в его хореографии. В одном из них - “Нижинском” партию исполнит сам юбиляр. Об этом сообщили в театре.

Супермен

После одного из ранних выступлений Большого театра в Ковент Гардене, где был представлен новый балет театра “Спартак” в главной роли с Лавровским, известный английский балетный критик Клемент Крисп отмечал, что был продемонстрирован самый впечатляющий мужской танец, который он когда-либо видел.

“Только в превосходных степенях можно описать эту поистине героическую интерпретацию: мощь физической силы, благородство переживаний, красота выражения”, - писал Крисп. Он называл Лавровского “суперменом”.

Лавровский с момента работы в ГАБТе с 1961 года был гордостью и главным украшением Большого балета. Он сочетал в себе аристократизм манер, виртуозную технику и мощный актерский темперамент. Для него не существовало ограничений - он был великолепен в любом амплуа.

Счастливый человек

“Важно оказаться в нужном месте в нужное время. И мне повезло, что моя жизнь в Большом театре совпала с приходом Юрия Григоровича, хореографа, создавшего балеты, в которых на первое место выходил человек, где нужен был не просто хорошо владеющий техникой танцовщик, не марионетка, а артист”, - сказал артист РИА Новости.

Лавровский отметил, что по мере возможности он также занимался хореографией, но сейчас своим главным делом считает педагогику.

“Я - счастливый человек - работал в Большом театре, моими партнерами были такие выдающиеся танцовщики, как Марис Лиепа, Владимир Васильев, Юрий Владимиров. Эталоном классического танцовщика для меня всегда был Николай Фадеечев”, - отметил Лавровский.

Балеты Михаила Лавровского

В программе юбилейного вечера будут исполнены одноактные балеты: “Фантазия на тему Казановы”, “Русская балерина”, “Нижинский” в хореографии Михаила Лавровского. А в последнем он сам выйдет на сцену в роли Дягилева.

Впервые будет представлен дуэт из оперы-балета “АМОК”, мировая премьера которого состоится в начале 2018 года.

Также будут исполнены - Адажио из балета “Спартак” и Гран па из балета “Дон Кихот”, в которых блистал Михаил Лавровский.

За дирижерский пульт в этот вечер встанет Павел Сорокин.

Приношение мастеру

В концерте примут участие известные танцовщики и уже знаменитые ученики Лавровского. В их числе: Иван Васильев, Владислав Лантратов, Михаил Лобухин, Игорь Цвирко, Екатерина Крысанова, Мария Виноградова, Марианна Рыжкина и другие.

“Михаил Леонидович - один из первооткрывателей мужского классического танца в мире, - сказал РИА Новости солист балета ГАБТа Владислав Лантратов. - Лавровский - это ежесекундная жизнь в танце. Его танец всегда с большим чувством, с яркими эмоциями. Иначе, он считает, нет смысла выходить на сцену. Вот это он старался передать мне. Хочется пожелать Учителю здоровья, чтобы он не утрачивал веры в жизнь, чтобы радовал нас своим присутствием. Нам так важны и дороги его советы”.

Билеты на Концерта, посвященного юбилею Михаила Лавровского в.

Вечер к 75-летию Михаила Лавровского позволит увидеть очень насыщенную культурную программу, посвященную яркой личности в истории большого театра. Он посвятил себя балету в самых разных ипостасях от артиста, затем начал активно работать с танцорами как хореограф и ставить собственные постановки.

Среди них “Ромео и Джульетта”, “Порги и Бес” и другие. За долгую работу в индустрии балета Лавровский получил большое признание и продолжает влиять на театральное искусство, являясь одним из членов жюри большого международного конкурса “Золотая маска”. Этот человек обладает своим собственным видением балета, что отразилось в его творчестве и постоянной работе.

Более полувека в балете

Более полувека он посвятил балету, в том числе работая непосредственно в Большом театре, и именно на этой сцене артисты разных поколений будут чествовать юбиляра. Зрителей ожидают интересные рассказы и воспоминания о жизни, выступление артистов балета под аккомпанемент оркестра и просто душевно проведённый вечер. Ценителям балета непременно стоит увидеть это событие, являющееся своего рода преемственным, потому что на сцене появятся и молодые сцены и легенды с мировым именем, не пропустите этот большой юбилей.

Концерт, посвященный юбилею Михаила Лавровского в Москве купить билеты.

Те, кто следят за развитием балетного искусства в нашей стране и посещают Большой театр, наверняка знакомы с творчеством Михаила Лавровского. Этот выдающийся хореограф, танцор балета и преподаватель внес значительный вклад в искусство, и в честь него большой театр устраивает праздничный вечер. Юбилейный вечер народного артиста СССР Михаила Лавровского будет наполнен особенной атмосферой, ведь Лавровского поздравят ученики и коллеги, также известные артисты Большого театра. Вас ждут сцены из различных балетов, живая музыка в исполнении оркестра и позитивные эмоции. Билеты на Юбилейный вечер народного артиста СССР Михаила Лавровского порадуют поклонников артиста, а также тех, кто интересуется балетом.

Лавровский рос в творческой семье, его мама была балериной, а отец — балетмейстером. Неудивительно, что он последовал по стопам родителей, и сразу же после хореографического училища Лавровский был принят в Большой театр. Два года спустя он стал уже солистом, а мировая слава пришла к нему в конце 1960-х годов, когда Лавровский исполнил партию Спартака. Михаил Леонидович оставил сцену в 1988 году, посвятив себя преподаванию, сначала в Большом театре, а затем он открыл собственное училище.

Купить билеты наЮбилейный вечер народного артиста СССР Михаила Лавровского вы можете у нас на сайте онлайн. Доставка билетов по Москве бесплатная.