В каком городе родился микеланджело. Микеланджело - биография, информация, личная жизнь

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. Отец не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую. Так начался расцвет гения.

1) Как пишет американское издание The New York Times, хоть Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке, в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионов долларов в современном эквиваленте.

2) Отличительной особенностью работ Микеланджело является обнаженная фигура человека, выполненная в мельчайших деталях и поражающая своей натуралистичностью. Однако в начале своей карьеры скульптор не знал особенностей человеческого тела настолько хорошо. И ему пришлось их выучить. Делал он это в монастырском морге, где осматривал мертвых людей и их внутренности.

Источник: wikipedia.org 3) До нас дошло немало его язвительных суждений о работах других художников. Вот, например, как он отозвался о чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе: «Поистине скорбь смотреть на нее». Другой творец, написавший картину, где лучше всего получился бык, получил от Микеланджело такой комментарий в адрес своего произведения: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».

4) Одна из самых великих работ — свод Сикстинской капеллы, над которой он работал 4 года. Работа являет собой отдельные фрески, представляющие все вместе композицию огромных размеров на потолке здания. Микеланджело держал всю картину в целом и ее отдельные части в голове. Не было никаких предварительных эскизов и т. д. За время работы он не впускал в помещение никого, даже папу римского.


Источник: wikipedia.org

5) Когда Микеланджело закончил свою первую «Пьету» и её выставили в Соборе Святого Петра (На тот момент Микеланджело было всего 24 года), до автора дошли слухи, что людская молва приписывает эту работу другому скульптору — Кристофоро Солари. Тогда Микеланджело высек на поясе Девы Марии: «Это сделал флорентиец Микеланджело Буонаротти». Позже он сожалел об этой вспышке гордости и больше никогда не подписывал свои скульптуры — это единственная.

6) Микеланджело не общался с женщинами до 60 лет. Именно поэтому его женские скульптуры напоминают мужские тела. Только на седьмом десятке он повстречал свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии.

7) Скульптор никого не считал себе равным. Уступал иногда власть имущим, от которых зависел, но и в сношении с ними проявлял свой неукротимый нрав. По свидетельству современника, он внушал страх даже папам. Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела».

8) Микеланджело писал стихи:

И даже Феб объять не в силах разом Своим лучом холодный шар земной. А нам подавно страшен час ночной, Как таинство, пред коим меркнет разум. Бежит от света ночь, как от проказы, И защищается кромешной тьмой. Хруст ветки иль курка щелчок сухой Не по нутру ей — так боится сглаза. Глупцы пред нею падать ниц вольны. Завистлива, как вдовая царица, Она и светляков сгубить не прочь. Хотя предубеждения сильны, От солнечного света тень родится И на закате переходит в ночь.

9) Перед свое смертью он сжег множество набросков, понимая, что нет технических средств для их воплощения.

10) Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, который безуспешно пытался с этим куском работать и потом бросил его.



Величайший мастер и мыслитель Высокого Возрождения - Микеланджело Буонарроти , проживший долгую и плодотворную жизнь, всегда думал, что все его творения не достойны Господа Бога. И сам он не достоин оказаться после смерти в Раю, потому как не оставил после себя на земле потомство, а лишь бездушные каменные изваяния. Хотя была в жизни великого гения необыкновенная женщина - муза и возлюбленная.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.


Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.


Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410677.jpg" alt="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." title="Итальянская картина 12-летнего Микеланджело: самая ранняя работа." border="0" vspace="5">


Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0024.jpg" alt="Мадонна у лестницы. (1491). Автор: Микеланджело Буонарроти." title="Мадонна у лестницы. (1491).

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0022.jpg" alt="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." title="Статуя пророка Моисея, предназначавшаяся для одного из папских надгробий Ватиканского собора." border="0" vspace="5">


Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что "хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть".

Единственный шедевр гения с его автографом

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0010.jpg" alt="Фрагмент.

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи - фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0011.jpg" alt=" Микеланджело Буонарроти." title=" Микеланджело Буонарроти." border="0" vspace="5">


По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.


Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.


Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.


Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0029.jpg" alt="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной. Автор: Francesco Jacovacci." title="Микеланджело у гроба Виттории Колонны, целующий руку покойной.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он "не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты".


Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/buanarotti-0006.jpg" alt="Гробница Буонаротти во Флоренции. " title="Гробница Буонаротти во Флоренции. " border="0" vspace="5">


Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения - , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Эпоха Возрождения подарила миру множество талантливых художников и скульпторов. Но среди них есть титаны духа, достигшие небывалых высот в разных сферах деятельности. Таким гением был Микеланджело Буонарроти. Чем бы он ни занимался: скульптурой, живописью, архитектурой или поэзией, во всем он проявлял себя как в высшей степени одаренный человек. Работы Микеланджело поражают своим совершенством. Он следовал гуманизму Возрождения, наделяя людей божественными чертами.


Детство и юность

Будущий гений Возрождения появился на свет 6 марта 1475 г. в местечке Капрезе округа Казентино. Он был вторым сыном подесты Лодовико Буонарроти Симони и Франчески ди Нери. Отец отдал ребенка кормилице ‒ жене каменотеса из Сеттиньяно. Всего в семье Буонарроти родилось 5 сыновей. К сожалению, Франческа умерла, когда Микеланджело было 6 лет. Через 4 года Лодовико женился снова на Лукреции Убальдини. Его скудных доходов едва хватало на содержание большого семейства.


В 10 лет Микеланджело отдали в школу Франческо да Урбино во Флоренции. Отец хотел, чтобы сын стал юристом. Однако юный Буонарроти вместо учебы бегал в церкви копировать работы старых мастеров. Лодовико часто поколачивал нерадивого мальчишку ‒ в те времена живопись считалась недостойным занятием для дворян, к которым причисляли себя Буонарроти.

Микеланджело подружился с Франческо Граначчи, который учился в мастерской известного живописца Доменико Гирландайо. Граначчи тайком носил рисунки учителя, и Микеланджело мог практиковаться в живописи.

В конце концов Лодовико Буонарроти смирился с призванием сына и в 14 лет отдал его на обучение в мастерскую Гирландайо. По контракту мальчик должен был учиться 3 года, но уже через год он покинул своего учителя.

Доменико Гирландайо Автопортрет

Правитель Флоренции Лоренцо Медичи задумал основать у себя при дворе художественную школу и попросил Гирландайо прислать ему несколько одаренных учеников. Среди них был Микеланджело.

При дворе Лоренцо Великолепного

Лоренцо Медичи был большим знатоком и почитателем искусства. Он покровительствовал многим художникам и скульпторам и смог собрать прекрасную коллекцию их работ. Лоренцо был гуманистом, философом, поэтом. При его дворе творили Боттичели и Леонардо да Винчи.


Наставником юного Микеланджело стал скульптор Бертольдо ди Джованни, ученик Донателло. Микеланджело с увлечением стал изучать скульптуру и проявил себя талантливым учеником. Отец юноши был против таких занятий: быть каменотесом он считал недостойным для своего сына. Лишь сам Лоренцо Великолепный смог переубедить старика, побеседовав с ним лично и пообещав денежную должность.

При дворе Медичи Микеланджело изучал не только скульптуру. Он мог общаться с видными мыслителями своего времени: Марселио Фичино, Полициано, Пико делла Мирандола. Платоновское мировоззрение, царившее при дворе, и гуманизм окажут большое влияние на творчество будущего титана Возрождения.

Ранние работы

Скульптуру Микеланджело изучал на античных образцах, а живопись ‒ копируя фрески прославленных мастеров в церквях Флоренции. Талант юноши уже проявился в его ранних работах. Самые известные из них ‒ рельефы Битва кентавров и Мадонна у лестницы.

Битва кентавров поражает своей динамичностью и энергией боя. Это скопище обнаженных тел, разгоряченных схваткой и близостью смерти. В этой работе Микеланджело берет за образец античные барельефы, но его кентавры ‒ это нечто большее. Это ярость, боль и неистовое желание победы.


Мадонна у лестницы отличается по исполнению и настрою. Она напоминает рисунок в камне. Плавные линии, множество складок и взгляд Богородицы, устремленный в даль, и полный боли. Она прижимает к себе спящего младенца и думает о том, что его ждет в будущем.


Уже в этих ранних работах виден гений Микеланджело. Он не слепо копирует старых мастеров, а пытается найти свой, особенный путь.

Смутные времена

После смерти Лоренцо Медичи в 1492 г. Микеланджело вернулся в родной дом. Правителем Флоренции стал старший сын Лоренцо Пьеро, которому дадут «говорящие» прозвища Глупый и Невезучий.


Микеланджело понимал, что ему необходимы глубокие познания по анатомии человеческого тела. Получить их можно было только вскрывая трупы. В то время такие занятия были сравни колдовству и могли караться казнью. К счастью, настоятель монастыря Сан Спирито согласился тайком пускать художника в мертвецкую. В благодарность Микеланджело изготовил для монастыря деревянную статую распятого Христа.

Пьеро Медичи снова пригласил ко двору Микеланджело. Одним из заказов нового правителя стало изготовление из снега великана. Это, несомненно, было унизительно для великого скульптора

Между тем обстановка в городе накалялась. Прибывший во Флоренцию монах Савонарола в своих проповедях бичевал роскошь, искусство, беспечную жизнь аристократов как тяжкие грехи. У него становилось все больше последователей, и вскоре утонченная Флоренция превратилась в оплот фанатизма с кострами, где горели предметы роскоши. Пьеро Медичи сбежал в Болонью, на город готовился напасть французский король Карл VIII.

В эти неспокойные времена Микеланджело с друзьями уехал из Флоренции. Он отправился в Венецию, а потом в Болонью.

В Болонье

В Болонье у Микеланджело появился новый покровитель, оценивший его талант. Это был Джанфранческо Альдовранди ‒ один из правителей города.

Здесь Микеланджело познакомился с работами известного скульптора Якопо делла Кверча. Много времени он проводил за чтением Данте и Петрарки.

По рекомендации Альдовранди Городской Совет заказал молодому скульптору три статуи для гробницы святого Доменика: святого Петрония, коленопреклоненного ангела с подсвечником и святого Прокла. Статуи отлично вписались в композицию гробницы. Выполнены они были с большим мастерством. У ангела с канделябром божественно-прекрасное лицо античной статуи. На голове вьются короткие курчавые волосы. У него сильное тело воина, скрытое в складках одежды.


Святой Петроний ‒ покровитель города держит в руках его макет. На нем епископское одеяние. Святой Прокл, нахмурившись, смотрит вперед, его фигура полна движения и протеста. Есть мнение, что это автопортрет молодого Микеланджело.


Этот заказ был желанным для многих мастеров Болоньи, и вскоре Микеланджело узнал, что на него готовится нападение. Это заставило его уехать из Болоньи, где он пробыл год.

Флоренция и Рим

Вернувшись во Флоренцию Микеланджело получил заказ от Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи на статую Иоанна Крестителя, позднее утерянную.

Кроме этого, Буонарроти изваял фигуру спящего купидона в античном стиле. Состарив ее, Мкеланджело отправил статую с посредником в Рим. Там ее приобрел кардинал Рафаэль Риарио как древнеримскую скульптуру. Кардинал считал себя знатоком античного искусства. Тем сильнее он был возмущен, когда обман раскрылся. Узнав, кто автор купидона и восхитившись его талантом, кардинал пригласил молодого скульптора в Рим. Микеланджело, подумав, согласился. Риарио вернул свои деньги, потраченные на статую. Но ушлый посредник отказался продать ее обратно Микеланджело, сообразив, что сможет сбыть ее еще раз подороже. Позднее, следы Спящего купидона затерялись в веках.


Вакх

Риарио пригласил Микеланджело пожить у себя и обещал снабдить работой. В Риме Микеланджело изучал античную скульптуру и архитектуру. Первый серьезный заказ он получил от кардинала в 1497 г. Это была статуя Вакха. Микеланджело закончил ее в 1499 г. Изображение античного бога было не совсем каноничным. Микеланджело реалистично изобразил опьяненного Вакха, который, покачиваясь, стоит с чашей вина в руке. Риарио от скульптуры отказался, и ее выкупил римский банкир Якопо Галло. Позднее статую приобрели Медичи и увезли во Флоренцию.


Пьета

По протекции Якопо Галло Микеланджело получил заказ от французского посла при Ватикане аббата Жана Билэра. Француз заказал скульптуру для своей гробницы под названием Пьета, изображающую Богоматерь, скорбящую по мертвому Иисусу. За два года Микеланджело создал шедевр. Он поставил себе сложную задачу, с которой прекрасно справился: разместить тело мертвого мужчины на коленях хрупкой женщины. Мария исполнена скорби и божественной любви. Ее юное лицо прекрасно, хотя на момент смерти сына ей должно быть около 50 лет. Художник объяснял это девственностью Марии и прикосновением Святого Духа. Обнаженное тело Иисуса представляет собой контраст с Богоматерью в пышных драпировках. Лицо его спокойно, несмотря на перенесенные страдания. Пьета ‒ это единственная работа, где Микеланджело оставил свой автограф. Услышав, как группа людей спорит об авторстве статуи, ночью он выбил свое имя на перевязи Богородицы. Сейчас Пьета находится в Соборе Святого Петра в Риме, куда была перенесена в 18 веке.


Давид

Став в 26 лет известным ваятелем, Микеланджело вернулся в родной город. Во Флоренции его уже 40 лет ждал кусок мрамора, испорченный скульптором Агостино ди Дуччи, забросившим работу над ним. Многие мастера хотели поработать с этой глыбой, но трещина, образовавшаяся в слоях мрамора всех отпугнула. Только Микеланджело решился принять вызов. Он подписал контракт на статую ветхозаветного царя Давида в 1501 г. и работал над ней 5 лет за высоким забором, скрывающим все от любопытных глаз. В итоге Микеланджело создал Давида в виде сильного юноши перед боем с великаном Голиафом. Лицо его сосредоточенно, брови сдвинуты. Тело напряжено от предвкушения схватки. Статуя была столь идеально сделана, что заказчики отказались от первоначального намерения разместить ее у собора Санта Мария дель Фьоре. Она стала символом свободолюбия Флоренции, изгнавшей клан Медичи и вступившей в борьбу с Римом. В итоге ее поставили у стен Палаццо Веккьо, где она простояла до 19 века. Теперь там находится копия Давида, а оригинал перемещен в Академию изящных искусств.


Противостояние двух титанов

Известно, что у Микеланджело был сложный характер. Он мог быть грубым и вспыльчивым, несправедливым к собратьям по искусству. Знаменито его противостояние с Леонардо да Винчи. Микеланджело отлично понимал уровень его таланта и относился к нему ревностно. Изящный, утонченный Леонардо был его полной противоположностью, и сильно раздражал грубого, неотесанного скульптора. Сам Микеланджело вел аскетичную жизнь отшельника, он всегда довольствовался малым. Леонардо же постоянно был окружен поклонниками и учениками и любил роскошь. Одно объединяло художников: их великий гений и преданность искусству.

Однажды жизнь свела двух титанов Возрождения в противостоянии. Гонфоланьер Содерини предложил Леонардо да Винчи расписать стену нового дворца Синьории. А позже с таким же предложением обратился к Микеланджело. Два великих художника должны были создать подлинные шедевры на стенах Синьории. Леонардо выбрал для сюжета битву при Ангиари. Микеланджело должен был изобразить битву при Кашине. Это были победы, одержанные флорентийцами. Оба художника создали подготовительные картоны для фресок. К сожалению, грандиозный замысел Содерини не воплотился. Оба произведения так и не были созданы. Картоны работ были выставлены на всеобщее обозрение и сделались местом паломничества для художников. Благодаря копиям мы сейчас знаем как выглядели замыслы Леонардо да Винчи и Микеланджело. Сами же картоны не сохранились, они были разрезаны и растасканы по кускам художниками и зеваками.


Гробница Юлия II

В самый разгар работы над Битвой при Кашине Микеланджело вызвал в Рим папа Юлий II. Папа поручил ему работу над своим надгробием. Изначально планировалась роскошная гробница, в окружении 40 статуй, равной которой не было. Однако этому грандиозному замыслу так и не суждено было сбыться, хотя художник потратил на гробницу папы Юлия II 40 лет своей жизни. После смерти папы, его родственники значительно упростили первоначальный проект. Микеланджело изваял для надгробия фигуры Моисея, Рахили и Лии. Им так же были созданы фигуры рабов, но они не вошли в окончательный проект и были подарены автором Роберто Строцци. Этот заказ половину жизни тяжелым камнем висел на скульпторе в виде неисполненного обязательства. Больше всего его приводило в негодование отступление от первоначального проекта. Это означало, что многие силы были потрачены художником впустую.


Сикстинская капелла

В 1508 г. папа Юлий II поручил Микеланджело расписать плафон Сикстинской капеллы. Буонарроти неохотно принялся за этот заказ. Он был прежде всего скульптором, фрески писать ему еще не доводилось. Роспись плафона представляла собой грандиозный фронт работ, которые длились до 1512 г.


Микеланджело пришлось сконструировать новый тип лесов для работы под потолком и изобрести новый состав штукатурки, не подверженный плесени. Художник писал стоя, запрокинув голову в течение многих часов. Краска капала ему на лицо, он заработал себе остеоартрит и ухудшение зрения из-за таких условий. Художник изобразил в 9 фресках историю Ветхого завета от сотворения мира до Великого потопа. По боковым стенам он написал пророков и предков Иисуса Христа. Часто Микеланджело приходилось импровизировать, так как Юлий II торопил с окончанием работы. Папа остался доволен результатом, хотя считал, что фреска недостаточно роскошна и выглядит бедно из-за малого количества позолоты. Микеланджело возражал на это тем, что изображал святых, а они не были богаты.


Страшный суд

Через 25 лет Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу для написания на алтарной стене фрески Страшный суд. Художник изобразил второе пришествие Христа и Апокалипсис. Считается, что эта работа ознаменовала собой конец эпохи Возрождения.


Фреска произвела фурор в римском обществе. Нашлись как поклонники, так и критики творения великого художника. Обилие обнаженных тел на фреске вызвало ожесточенные споры еще при жизни Микеланджело. Церковные деятели были возмущены, тем, что святые показаны в «непотребном виде». Впоследствии было предпринято несколько правок: фигурам пририсована одежда и ткань, прикрывающая интимные места. Вызывал много вопросов и образ Христа, скорее похожий на языческого Аполлона. Некоторые критики предлагали даже уничтожить фреску как противоречащую христианским канонам. Слава Богу, до этого не дошло, и мы можем видеть это грандиозное творение Микеланджело, хоть и в искаженном виде.


Архитектура и поэзия

Микеланджело был не только гениальным скульптором и художником. Он так же был поэтом и архитектором. Из архитектурных его проектов наиболее известны: собор святого Петра в Риме, палаццо Фарнезе, фасад церкви Медичи Сан Лоренцо, библиотека Лауренцина. Всего насчитывается 15 зданий или сооружений, где Микеланджело работал в качестве архитектора.


Всю жизнь Микеланджело писал стихи. Его юношеские опусы до нас не дошли, потому что автор их сжег в порыве гнева. Сохранилось около 300 его сонетов и мадригалов. Они считаются образцом поэзии эпохи Возрождения, хотя их сложно назвать идеальными. Микеланджело воспевает в них совершенство человека и сетует на свое одиночество и разочарование в современном обществе. Его стихи впервые были опубликованы уже после смерти автора в 1623 г.

Личная жизнь

Всю свою жизнь Микеланджело посвятил искусству. Он так и не женился, у него не было детей. Жил он аскетично. Увлекшись работой, мог ничего не есть кроме корки хлеба и спать в одежде, чтобы не тратить силы на переодевание. Отношения с женщинами у художника не складывались. Некоторые исследователи предполагают, что у Микеланджело были интимные связи с его учениками и натурщиками, однако достоверных сведений об этом нет.

Томмазо Кавальери

Известно о его близкой дружбе с римским дворянином Томмазо Кавальери. Томмазо годился художнику в сыновья и был очень красив. Микеланджело посвятил ему множество сонетов и писем, открыто говоря о своих пылких чувствах и восхищаясь достоинствами юноши. Однако судить о художнике по сегодняшним меркам нельзя. Микеланджело был поклонником Платона и его теории любви, которая учила видеть прекрасное не столько в теле, сколько в душе человека. Высшей стадией любви Платон считал созерцание прекрасного во всем окружающем. Любовь к другой душе по Платону приближает к любви Божественной. Томмазо Кавальери поддерживал дружеские отношения с художником до самой его смерти и стал его душеприказчиком. В возрасте 38 лет он женился, его сын стал известным композитором.


Виттория Колонна

Еще одним примером платонической любви называют отношения Микеланджело с римской аристократкой Витторией Колонна. Встреча с этой выдающейся женщиной произошла в 1536 г. Ей было 47 лет, ему ‒ за 60. Виттория принадлежала к знатному роду, носила титул принцессы Урбинской. Ее мужем был маркиз де Пескара, известный военачальник. После его гибели в 1525 г. Виттория Колонна больше не стремилась выйти замуж и жила уединенно, посвятив себя поэзии и религии. С Микеланджело ее связывали платонические отношения. Это была большая дружба между двумя уже немолодыми, повидавшими многое в жизни людьми. Они писали друг другу письма, стихи, проводили время в долгих беседах. Смерть Виттории в 1547 г. глубоко потрясла Микеланджело. Он погрузился в депрессию, Рим ему опротивел.


Фрески в капелле Паолина

Одними из последних работ Микеланджело были фрески в капелле Паолина Обращение Святого Павла и Распятие Святого Петра, которые в силу преклонного возраста он писал с большим трудом. Фрески поражают своей эмоциональной мощью и стройностью композиции.


В изображении апостолов Микеланджело нарушил общепринятую традицию. Петр у него выражает протест и борьбу, будучи пригвожденным к кресту. А Павла Микеланджело изобразил старцем, хотя обращение будущего апостола произошло в молодом возрасте. Таким образом художник сравнил его с папой Павлом III ‒ заказчиком фресок.


Смерть гения

Перед смертью Микеланджело сжег много своих рисунков и стихов. Великий мастер умер 18 февраля 1564 г. в возрасте 88 лет от болезни. При его смерти присутствовали врач, нотариус и друзья, в том числе Томмазо Кавальери. Наследником имущества, а именно 9000 дукатов, рисунков и неоконченных статуй, стал племянник Микеланджело Леонардо.

Где похоронен Микеланджело Буонарроти?

Микеланджело хотел быть похороненным во Флоренции. Но в Риме уже все было подготовлено к роскошному погребальному обряду. Леонардо Буонарроти пришлось выкрасть тело дяди и тайком вывезти в родной город. Там Микеланджело торжественно похоронили в церкви Санта Кроче рядом с другими великими флорентийцами. Гробницу проектировал Джорджио Вазари.


Микеланджело был мятежным духом, прославляющим божественное в человеке. Значение его наследия сложно переоценить. Он был не просто представителем итальянского Ренессанса, он стал огромной частью мирового искусства. Микеланджело Буонарроти сейчас остается одним из величайших гениев человечества и будет таким всегда.

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе - 18 февраля 1564, Рим)[⇨] - итальянский скульптор, художник, архитектор[⇨], поэт[⇨], мыслитель[⇨]. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения[⇨] и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских - он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве - свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Среди самых известных его скульптурных работ - «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Джорджо Вазари , первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Среди его архитектурных свершений - проект купола Собора Святого Петра, лестницы библиотеки Лауренциана, площадь Кампидольо и другие. Исследователями считается, что искусство Микеланджело начинается и завершается изображением человеческого тела.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (итал. Lodovico (Ludovico) di Leonardo Buonarroti Simoni) (1444-1534), который в то время был 169-м Подеста. В течение нескольких поколений представители рода Буонарроти-Симони были мелкими банкирами Флоренции, но Лодовико не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он время от времени занимал государственные должности. Известно, что Лодовико гордился своим аристократическим происхождением, ведь род Буонарроти-Симони претендовал на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносскою, хотя не нашлось достаточных документальных данных для подтверждения этого. Асканио Кондиви утверждал, что сам Микеланджело в это верил, вспоминая аристократическое происхождение рода в своих письмах к племяннику Леонардо. Уильям Уоллес писал:

Согласно записи Лодовико, который хранится в музее «Каза Буонарроти» (Флоренция), Микеланджело родился « (…) в понедельник утром, в 4 или 5:00 до рассвета». В этом реестре также указано, что крестины состоялись 8 марта в церкви Сан Джованни ди Капрезе, и перечислены крестные родители:

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сиена (итал. Francesca di Neri del Miniato di Siena), рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.
Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать. Во всяком случае, своему другу и биографу Джорджо Вазари сам Микеланджело потом говорил:

Микеланджело был вторым сыном Лодовико. Фриц Эрпели приводит года рождения его братьев Лионардо (итал. Lionardo) - 1473, Буонаррото (итал. Buonarroto) - 1477, Джовансимоне (итал. Giovansimone) - 1479 и Джизмондо (итал. Gismondo) - 1481. В тот же год умерла мать, а 1485 года, через четыре года после её смерти, Лодовико женился во второй раз. Мачехой Микеланджело стала Лукреция Убальдини. Вскоре Микеланджело отдали в школу Франческо Галатеа да Урбино (итал. Francesco Galatea da Urbino) во Флоренции, где юноша не проявлял особого наклона к учёбе и предпочитал общение с художниками и перерисовки церковных икон и фресок.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Высокое Возрождение, или Чинквеченто, которое дало человечеству таких великих мастеров как Донато Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Джорджоне, Тициан, охватывает сравнительно короткий период – от конца ХV до конца второго десятилетия ХVI в.

Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире – не только о земле, но и о Космосе. Восприятие людей и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов.

Искусство Высокого Возрождения характеризуется через такие понятия, как синтез, итог. Ему присущи умудрённая зрелость, сосредоточенность на общем и главном; изобразительный язык стал обобщённым и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлётами и последовавшем кризисом – Поздним Возрождением.

Во второй половине ХVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, культура переживала глубокий кризис, разочарование в идеях Возрождения. Под влиянием внешних обстоятельств, произошло понимание бренности всего человеческого, ограниченности его возможностей.

Расцвет Высокого Возрождения и переход в Позднему можно проследить на одной человеческой жизни – жизни Микеланджело Буонарроти.

Микеланджело

Микеланджело был скульптор, архитектор, живописец и поэт, но более всего – скульптор. Скульптуру он ставил выше всех других искусств и был в этом антагонистом Леонардо. Ваяние – это высекание путём откалывания и обтёсывания камня; ваятель мысленным взором видит в каменной глыбе искомый облик и «прорубается» к нему вглубь камня, отсекая то, что не есть облик. Это тяжёлый труд, – не говоря уже о большом физическом напряжении, он требует от скульптора безошибочности руки: неправильно отколотое уже нельзя снова приставить, и особой зоркости внутреннего видения. Так работал Микеланджело. В качестве предварительного этапа он делал рисунки и эскизы из воска, приблизительно намечая образ, а потом вступал в единоборство с мраморным блоком. В «высвобождении» образа из скрывающей его каменной глыбы Микеланджело видел сокровенную поэзию труда скульптора.

Освобождённые от «оболочки», его статуи хранят свою каменную природу; они всегда отличаются монолитностью объёма: знаменито высказывание Микеланджело Буонарроти, что хороша та статуя, которую можно скатить с горы, и у неё не отколется ни одна часть. Поэтому почти нигде у его статуй нет свободно отведённых, отделённых от корпуса рук.

Другая отличительная черта статуй Микеланджело – их титаничность, которая впоследствии перешла и к человеческим фигурам в живописи. Бугры их мускулов преувеличены, утолщена шея, уподобляемая могучему стволу, несущему голову, округлости бёдер тяжелы и массивны, подчёркивается глыбистость фигуры. Это титаны, которых твёрдый камень одарил своими свойствами.

Также для Буонарроти характерно нарастание чувства трагического противоречия, которое заметно и в его скульптуре. Движения «титанов» сильны, страстны, но вместе с тем как бы скованы.

Излюбленным приёмом Микеланджело является идущий из ранней классики контрапост («Дискобол» Мирона), реформированный в приём serpentinato (от латин. змеиный): завинченность фигуры в пружину вокруг себя через резкий поворот верхней части торса. Но контрапост Микеланджело не похож на лёгкое, волнообразное движение греческих статуй, скорее он напоминает готический изгиб, если бы не могучая телесность.

Хотя итальянское Возрождение и было возрождением античности, мы не найдём там прямого копирования древности. Новое говорило с древностью на равных, как мастер с мастером. Первым импульсом стало восхищённое подражание, конечным итогом – небывалый синтез. Начавшись с попытки возродить античность, Ренессанс создаёт что-то совершенно иное.

Маньеристы также будут использовать приём serpentinata, змеиные повороты фигур, но вне микеланджеловского гуманистического пафоса эти повороты являются не более чем вычурностью.

Другой часто используемый Микеланджело античный приём – хиазм, подвижное равновесие («Дорифор» Поликлета), получивший новое название: ponderatio – взвешивание, уравновешенность. Он состоит в соразмерном распределении напряжённости сил по двум перекрещивающимся диагоналям фигуры. Например, рука с предметом соответствует противоположной опорной ноге, а расслабленная нога – свободной руке.

Говоря о развитии скульптуры Высокого Возрождения, самым важным его достижением можно назвать окончательную эмансипацию скульптуры от архитектуры: статуя больше не зависти от архитектурной ячейки.

Пьета

«Пьета», Собор Святого Петра, Ватикан

Одно из самых известных произведений Микеланджело Буонарроти - скульптурная компоиция «Пьета» («Оплакивание Христа») (от итальянского pieta – милосердие). Она была выполнена в 1498–1501 гг. для капеллы собора Св. Петра в Риме и относится к первому римскому периоду творчества Микеланджело.

Сам сюжет изображения Марии с телом мёртвого Сына на руках пришёл из северных стран и был к тому моменту широко распространён в Италии. Происхождение своё он ведёт от немецкой иконографической традиции Versperbilder («образ вечери»), которая существовала в виде небольших деревянных церковных изображений. Оплакивание Марией Своего Сына – чрезвычайно важный момент для католицизма. Своими непомерными страданиями (ибо страдания матери, видящей мучения сына неизмеримы) она возвышена и превознесена. Поэтому для католичества характерен культ Богоматери, выступающей как Заступница людей перед Богом.

Мария изображена Микеланджело совсем юной девушкой, слишком юной для такого взрослого сына. Она словно бы совсем не имеет возраста, находится вне времени. Это подчёркивает вечную значимость оплакивания и страдания. Горе матери светло и возвышенно, лишь в жесте левой руки словно выплёскивается наружу душевное страдание.

Тело Христа безжизненно лежит на руках Матери. Эта скульптура совсем не похожа не другие у Микеланджело. Здесь нет титаничности, силы, мускулистости: тело Христа изображено тонким, слабым, почти безмускульным, в нём нет той каменности и массивности. Не использовано также и незавершённое движение контрапоста; наоборот, композиция полна статичности, но эта статика не та, про которую можно сказать, что в ней нет жизни, нет мысли. Кажется, Мария будет сидеть так вечно, и её вечное «статичное» страдание впечатляет более всякой динамики.

Микеланджело выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания в период Позднего Возрождения.

Осмысление

Конфликты Буонарроти с папами, выступление на стороне осаждённой папой и королём Флоренции, гибель и ссылки друзей и сподвижников, неудача с многими архитектурными и скульптурными задумками – всё это подрывало его мироощущение, веру в людей и их возможности, способствовало эсхатологическому настроению. Микеланджело ощущал закат большой эпохи. Даже в его поклонении человеческой красоте великий восторг сопряжён со страхом, с сознанием конца, который неумолимо должен последовать за воплощением идеала.

В скульптуре это проявилось в приёме non finita – незаконченности. Она проявляется в незавершённой обработке камня и служит эффекту необъяснимой пластичности фигуры, не до конца вышедшей из камня. Этот приём у Микеланджело можно трактовать по-разному, и вряд ли одно их объяснений станет окончательным; скорее, правы все объяснения, так как своей множественностью они отражают многогранность употребления приёма.

С одной стороны, человек в скульптуре позднего Микеланджело (а значит, и Позднего Возрождения) стремится вырваться из камня, из материи, стать завершённым; это означает его стремление вырваться из уз своей телесности, человеческой несовершенности, греховности. Мы помним, что проблема эта проблема невозможности ухода из рамок, установленных для человека природой, была центральной для кризиса Возрождения.

С другой стороны, незавершённость скульптуры – это признание автора в своей неспособности выразить до конца свою идею. Любое завершённое произведение теряет первоначальную идеальность замысла, идеи, поэтому лучше не заканчивать творение, а только наметить направление стремления. Эта проблема не сводится только к проблеме творчества: трансформируясь, она идёт Платона и Аристотеля (от мира идей и мира вещей, где материя «портит» идеи), через кризис Возрождения, через Шеллинга и романтиков к символистам и декадентам конца ХIХ в. Приём non finita даёт эффект творческого порыва, краткого, не доведённого до конца, но сильного и экспрессивного; если зритель подхватит этот порыв, он поймёт, чем должна стать фигура по воплощении.