«Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах Антона Чехова. Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на Правда и красота всегда составляли

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой
жизни и вообще на земле.
А.П.Чехов



2015 год – Год литературы в России. Важной датой этого года является 155-летие Антона Павловича Чехова, родившегося 29 января 1860. Его имя широко известно во всем мире. О поклонниках таланта Чехова можно узнать, прочитав книгу С.сотрудника ялтинского дома – музея С. Брагина. Образы гостей чеховского дома, будь-то настоятель Кентерберийского собора, девушка из французской провинции, герой-первооткрыватель космоса или чилийский поэт Пабло Неруда помогают понять, что же так важно и привлекательно для столь разных людей в гуманистическом гении русского писателя.

Монолог из рассказа «Скрипка Ротшильда»:
- И почему человек не может жить так, чтобы не было потерь и убытков? Зачем люди всегда делают не то, что нужно? Зачем бранился всю жизнь, рычал, бросался с кулаками, обижал жену и, спрашивается, с какой надобности давеча напугал и оскорбил бедного Ротшильда? Зачем люди вообще мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу! Зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая дается человеку только один раз, проходит без пользы?



Время, бесстрашный художник,
Словно на белых страницах,
Что-то все пишет и пишет
На человеческих лицах.

Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким – тоже.
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера…

Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери,
Поздние наши утраты.
Черточки нашего скотства,
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
С Богом и с горсточкой праха.

Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня,
Мужество и добродетель…

Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши…

Он уже в поле не воин,
Двинуть рукою не волен.
Больше не скажет: - Довольно!
Все. Ему больше не больно.
Юрий Левитанский «Время, бесстрашный художник»


А.П. Чехов, прославивший русскую литературу, вырос из «коротких штанишек» юмористических журналов 1880-х годов. Это пестрая и шумная журнальная толпа для большинства крупных писателей того времени представляла собой «уличную литературу».
«- В одном отношении вы все должны быть мне благодарны, - говорил он молодым писателям - это я открыл путь для авторов мелких рассказов. Прежде, бывало, принесешь в редакцию рукопись, так ее даже читать не хотят. Только посмотрят с пренебрежением. «Что? Это называется - произведением? Да ведь это короче воробьиного носа. Нам таких штучек не надо». А я вот добился и другим указал дорогу. Да это еще что, так ли еще со мной обращались! Имя мое сделали нарицательным. Так и острили, бывало: «Эх вы, Че-хо-вы!» Должно быть, это было смешно». (А.И. Куприн. Памяти Чехова)
Репортерская наблюдательность позволила Чехову стать автором коротких рассказов-сценок, отражавших порой беспощадную правду жизни.

Максим Горький говорил, что всё творчество А. П. Чехова – это борьба с пошлостью. Пошлость в чеховских рассказах рядится в разные наряды: то это маленький чиновник, довёдший генерала до белого каления своими назойливыми извинениями, то лебезящий перед своим бывшим одноклассником, добившимся высокого положения в обществе, человечек («Толстый и тонкий») , то мещанин, мечтающий об усадьбе с крыжовником («Крыжовник») , то молодая эмансипированная особа, считающая себя вправе решать судьбы других людей («Дом с мезонином») …

Да, он любил только все настоящее, искреннее, органичное. Первое место занимали естественность. Потому-то его и восхитила фраза из ученической тетрадки – «море было большое…»
Что же все-таки сделало его произведения вечными, неувядающими? Прежде всего, бесконечная влюбленность в жизнь, радость бытия. Это и придавало его художническому взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно все: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.
Вспомним рассказ «Дочь Альбиона».
Уездный предводитель дворянства Федор Андреич Отцов, приехавший в гости к помещику Грябову, находит хозяина у реки во время ловли рыбы с английской гувернанткой. Грябов вовсю обсуждает Уильку Чарльзовну Тфайс в самых нелестных тонах («кукла», «длинный гвоздь», «кикимора», «тритон») - мол, она все равно не понимает. Англичанка лишь презрительно смотрит на них. Леса зацепилась и Грабов должен раздеться и лезть в воду. Отцов страшно конфузиться. Объяснить англичанке, что надо отвернуться, не смогли, поэтому помещик раздевается при ней - мисс Тфайс лишь презрительно улыбнулась и хладнокровно сменила червя. «Это, брат, ей не Англия!» - сказал Грябов. Через 2 минуты он уже сидел и удил. И все это происходит на фоне прекрасного летнего дня, знойного и прозрачного. Читатель вместе с героями рассказа оказывается на берегу прохладного озера, погружаясь в молчаливую атмосферу рыбалки и летнюю зарю.

М. П. Чехов называл «Дочь Альбиона» «чисто бабкинским» рассказом (М. П. Чехов. Антон Чехов и его сюжеты. М., 1923, стр. 33); Ю. Соболев также приводил свидетельства местных жителей о том, что в Бабкине жила «рыжая англичанка, которая удила рыбу» (Ю. Соболев. По чеховским уголкам. В Бабкине. - «Рампа и жизнь», 1914, № 27, стр. 13).
Вот так – стремительно, с тонким юмором и трепетной любовью к человеку,
с жалостью и пониманием его слабостей и пороков, его душевной красоты и морального уродства пришел в русскую литературу и в жизнь каждого, кто любит книгу, Антон Павлович Чехов.
У Чехова совершенно особая природа юмора. Он рассчитан на умного, думающего читателя, обладающего чувством юмора. Влюбленность в жизнь, изображение бесконечных человеческих изменений, любовь к человеку, каким бы он ни был, - вот в чем тонкость чеховских рассказов.
При всей ироничности, насмешливости Чехов считал, что писатель должен
ИЗОБРАЖАТЬ, а не СУДИТЬ. Красивые и уродливые, больные и здоровые, веселые, полные надежд и отчаявшиеся… Герои чеховских рассказов и пьес встают перед нами, как живые, такие похожие на нас. Можно перечислять названия: «Скучная история», «Цветы запоздалые», «Невеста», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Дядя Ваня», «Леший», «Медведь» и многие другие. Перед тем, кто хоть раз прочел Чехова, встают образы яркие и запомнившиеся на всю жизнь.
Они очень разные, герои Чехова, но накрепко объединены главным – они живут в России сложного, трагического времени. России прекрасной, богатой, бескрайней – ЖИВОЙ! Как жив вишневый сад, «прекраснее которого ничего во всем свете нет», благоухающий, цветущий нежными белыми цветами, хотя и очень старый. Сад у Чехова – неотъемлемая часть культуры, быта, жизни вообще не только дворянской России – всей России. Вырубить его – вырубить целый пласт памяти, оставить без хозяина – доброго, заботливого, трудолюбивого, как старый Фирс.
Но в жизни этой, как утверждает Чехов, все взаимосвязано, ненарушимо, одинаково близко и понятно образованному семинаристу и невежественным, но добрым и душевно богатым крестьянским вдовам. Замечательно это передано в рассказе «Студент».

Фрагмент из рассказа «Студент»:
«…Если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем я только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, в ту страшную ночь в тихом-тихом, темном-темном саду первосвященника, когда апостол Петр отрекся от Господа нашего Иисуса, имеет отношение к настоящему – к этим женщинам, к этой пустынной деревне, ко мне самому, ко всем людям.
Прошлое, оказывается, связано с настоящим непрерывною цепью событий.

Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Как же восхитительна, чудесна, полна высокого смысла наша жизнь!»
О чем бы ни писал А.П.Чехов на протяжении всего своего творческого пути,
эти размышления всегда были в основе его произведений.
Ялта стала последним приютом больного Чехова. В то время Антон Павлович был уже очень знаменитым писателем и драматургом.
Вот как пишет в критико – биографическом очерке А.А. Измайлов (ПСС, 1911 г.): «Известность, приносившая конечно большое удовлетворение А. П-чу, была, разумеется, и не без терний. В Ялте образовался целый кружок поклонниц Чехова, иногда отравлявших дни покойнаго писателя. Их в шутку звали «антоновками». Оне приезжали к писателю на поклон, привозили к нему таких же паломниц поклонников, пытались окружить Чехова своими заботами об его житейском благополучии, звонили тридцать раз в день по телефону, справлялись об его здоровье, навещали его уютную дачку, словом проделывали то, что проделывали в Кронштадте богомолки с о. Иоанном Кронштадским». А еще бесконечные молодые писатели… Антон Павлович не отказывал никому. «Как хорошо уважать людей!» - это девиз Чехова воплощен во всей его жизни и творчестве.

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина,
Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит – о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струя запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!
Ю. Левитанский. Ялтинский домик (1976)


Словами героя рассказа «Крыжовник» А.П. Чехов обращается ко всем- современникам и потомкам с завещанием:
«К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сытых, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился.… Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания.… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя, молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других.
Не успокаивайтесь! Не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Подготовила ведущий библиотекарь Морской библиотеки Фудина Оксана

Книги А.П. Чехова в Редком фонде Севастопольской Морской библиотеки


1. А.П. Чехов. Полное собрание сочинений. Т. XXII.(Сборник «Нивы за 1911 г.) – М.: Изд. т-ва А.Ф. Маркс.- С.-Пб, 1911
Этот том интересен тем, что в нем читатель узнает о начале творчества А.П. Чехова, о том как и когда он получил псевдоним «Антоша Чехонте», прочтет его ранние рассказы.
В критико-биографическом очерке А.А. Измайлова много интересных подробностей детства и юности Чехова, его отношений с разными людьми, о том каким был Антон Павлович в быту и в творческих отношениях. В частности, читатель узнает, что Чехов не только писал пьесы, но и сам был прекрасным актером – любителем и многое другое.
2. А.П. Чехов. Сочинения т.17 Повести и рассказы.- Б.м. – 1915. – 160с.
В своем раннем творчестве Чехов писал романы и рассказы в подражание различным известным беллетристам – Жюль Верну, Виктору Гюго, в стиле испанских, португальских писателей. Вот и повесть «Ненужная победа» это подражание венгерскому писателю, очень популярному в то время.
О возникновении замысла «Ненужной победы» А. В. Амфитеатров вспоминал: «Однажды в моем присутствии он <А. П. Чехов> держал пари с редактором „Будильника“, А. Д. Курепиным, что напишет повесть, которую все читатели примут за повесть Мавра Иокая, - и выиграл пари, хотя о Венгрии не имел не малейшего представления, никогда в ней не бывал. Его молодой талант играл, как шампанское, тысячами искр».

3. Неизданная пьеса А.П. Чехова (Документы по истории литературы и общественности, вып. 5).- М.: «Новая Москва».- 1923.- 255 с.
Рукопись была найдена в 1920 году при разборке документов и бумаг в Московском отделении банка Русско-Азовского общества. Она хранилась в личном сейфе сестры писателя. Это одна из немногих рукописей, дошедших до нас от ранних лет; ее единственную берегли так, как и должно оберегать материалы, имеющие серьезное историко-культурное значение. Все остальные автографы Чехова - от ранних до самых поздних - отправлялись прямо в набор, дальнейшая их судьба ни самого писателя, ни его близких уже не занимала.
Рукопись, найденная Н. Ф. Бельчиковым, не имела титульного листа; неизвестно было, когда создавалась пьеса и как она называлась.
Юношеская драма, не увидевшая при жизни своего автора ни сцены, ни света, имеет, тем не менее, долгую и довольно сложную сценическую историю.
У нас она была поставлена впервые в Псковском драматическом театре имени А. С. Пушкина в 1957 году. Главные роли в этом спектакле исполнили Ю. В. Пресняков (Платонов) и Н. А. Полонская (Войницева)
Широко известная теперь по фильму " Неоконченная пьеса для механического пианино"(1977; фильм Н. Михалкова отмечен международной кинопремией «Давид» в 1979 году).
4. В Редком фонде Морской библиотеки есть несколько томов последнего прижизненного издания А.П. Чехова – Полного собрания сочинений 1903 года, выпущенного в Санкт – Петербурге А.Ф. Марксом: т.15, т.13
Первое собрание сочинений Чехова было выпущено в 10-ти томах (изд. А. Ф. Маркса, 1899-1902; том XI, с повестями и рассказами последних лет, вышел посмертно - в 1906 г.). По настоянию автора книги выходили под титулами: "Рассказы", "Повести и рассказы", "Пьесы". Для издания Чехов отобрал лишь часть своих сочинений, заново отредактировав их тексты. Некоторые рассказы (около 20) Чехов исключил после того, как они были им выправлены и набраны. В результате в издание Адольфа Маркса не вошла почти половина того, что было создано Чеховым за четверть века его литературного труда. К тому времени, когда начало выходить это издание, Чеховым было написано около 750 произведений. В 10 томов этого издания, вышедших при жизни Чехова, вошло только 241 произведение, и еще девять было включено в 12-й том приложения к "Ниве". Впоследствии они вошли в состав XI посмертного тома.

В 1903 году Адольф Маркс повторил издание собраний сочинений Антона Чехова в виде приложения к журналу "Нива", разбив его на шестнадцать томов.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России начала XIX в., их быт и нравы, жизнь крестьян.

Основная тема романа - передовая личность и ее отношение к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны - представителей прогрессивной дворянской интеллигенции.

Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы Пушкина. Начиная с III главы Татьяна наряду с Онегиным становится основным действующим лицом в романе.

Само имя Татьяны, не освященное литературной традицией, воспринимавшееся как простонародное, связано с «воспоминанием старины иль девичьей». Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Пушкин подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила няня поэта Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:

Ей рано нравились романы,

Они ей заменяли все,

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала видеть и встретить в жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:

Воображением мятежным.

Умом и волею живой,

И своенравной головой

И сердцем пламенным и нежным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества, она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни человеческого общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать Онегину любовное послание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки:

До глубины души своей

Она проникнута: не может

Никак понять его…

Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был холостым и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания. Но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княжной, обретает всеобщее уважение и преклонение в «высшем свете». За это время она сильно меняется. «Равнодушною княжной, непреступною башней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в «высшем свете» она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремится ее душа. Свое отношение к жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:

…Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе чувства к ней - себялюбие, эгоизм.

Татьяна Ларина открывает галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Таковы Ольга Ильинская в «Обломове», героини тургеневских романов, жены декабристов, воспетые во многих стихотворениях.

Сочинение

Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал «праздником жизни», сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. «Теперь нельзя брать героя моложе 30-35 лет», - говорил Чехов, противопоставляя своих героев 20-летним Печорину и Онегину.

Один из самых интересных молодых героев, созданных Чеховым, - студент Иван Великопольский в рассказе «Студент». И рассказ этот писатель считал своей лучшей, «самой отделанной» вещью. Видимо, в «Студенте» автору была дорога мысль о вечных духовных ценностях, сближающих людей не только самого разного социального положения и культурного уровня, но и эпох, отдаленных друг от друга многими столетиями. Мысль эта выражена в рассказе лаконично и выразительно.

В холодный вечер страстной пятницы Иван Великопольский, студент духовной семинарии, греясь у костра, рассказал двум крестьянкам-вдовам, матери и дочери, евангельский эпизод, предшествовавший описанию «страстей господних». На тайной вечере апостол Петр, ученик и соратник Христа, как говорится в евангельском сказании, поклялся в верности его учению, в готовности идти с ним на смерть, но тот в ответ произнес фразу: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». Далее в Евангелии сказано, что в ту ночь, когда Христа допрашивали и избивали, Петр действительно трижды отрекся от него.

Но как только запел петух, он вспомнил слова учителя и горько зарыдал, каясь в своем предательстве. Рассказ студента взволновал обеих крестьянок. При словах о том, что в тишине темного сада раздавались глухие рыдания Петра, старшая всхлипнула и «заслонила рукавом лицо от огня», словно стыдясь своих слез, а у младшей взгляд стал напряженным, «как у человека, который сдерживает сильную боль».

Эта реакция слушательниц, в свою очередь, взволновала и самого студента. Если в начале рассказа он шел темным лугом к костру в невеселом расположении духа и думал о том, что жизнь никогда «не станет лучше», то теперь для него настал миг прозрения. Он вдруг почувствовал связь между слезами старой женщины, которая сидела сейчас перед ним, и тем, что происходило, по евангельскому преданию, девятнадцать веков назад. И подумал, что правда и красота, «по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». В этом апофеозе правды и красоты «вообще на земле» есть какое-то особое, праздничное настроение; невольно вспоминается, что страстная неделя приближается к концу» и те же люди, приютившиеся от непогоды у костра, встретятся в пасхальные дни. И вместе с тем совершенно бесспорно, что специфика евангельской легенды, к которой обращается писатель в этом рассказе, подчинена широкой общечеловеческой идее, более всего в этом произведении нам дорога мысль художника о родстве человеческих душ, о том, что человек может найти себя и свое место в жизни через понимание чужих страданий, в общении с другими людьми.

Обретение смысла жизни, как мы увидим, останется мечтой лучших чеховских героев и в более поздние годы их жизни. Но как часто уже в молодости эта мечта начинает угасать и появляются приметы будущего погружения личности в атмосферу пошлого существования. Пытаясь понять чеховских героев, попавших в обстоятельства, подобные только что приведенным, нужно вникнуть в психологические мотивы, которые руководят героями. И если вникнуть, то за внешним иногда бездействием, за нежеланием таких героев практически сопротивляться враждебным им обстоятельствам обнаружится такая сила внутреннего сопротивления человека сложившемуся положению вещей, которая стоит открытой борьбы. За внешней покорностью героев судьбе у Чехова очень часто слышен сдержанный протест, их страдания напоминают, что во все времена человек жив «не хлебом единым» и не удобствами быта (даже если этот быт понимать широко, включая сюда и приобщение к культуре и прогрессу), но еще очень важной потребностью - стремлением к душевной чистоте и подлинно нравственной жизни.

Внутренняя жизнь человека развивается в тесном общении с внешним миром. Чехов всегда учитывает эту зависимость, она у него определяет весь облик героя - и индивидуальный характер личности, и духовные ее запросы. Но между противоположностями в душе чеховских героев большей частью нет мирного сосуществований. Если человек подчиняется силе обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлению, то он в конце концов теряет все истинно человеческое, что было ему свойственно. Это омертвение человеческой души - самое страшное возмездие, которое воздает жизнь за приспособленчество.

Чиновник Николай Иванович Чимша-Гималайский, добрый и кроткий человек, любил деревенскую природу («Крыжовник»). Но тоска по деревне понемногу превратилась в навязчивую идею - купить «усадебку» с крыжовником. Он мечтал: «Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо, и…. и крыжовник растет». На достижение этой цели была истрачена молодость, ей в жертву была принесена жизнь жены, на которой Николай Иваныч женился из-за денег для покупки усадьбы

(на любовь он уже был неспособен, ведь в нем заглохли все чувства, кроме одного - желания стать землевладельцем). И вот результат - это уже «не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин». Он изменился внешне - «постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянулись вперед, - того и гляди хрюкнет в одеяло». Изменился он и внутренне - стал неуживчив, высокомерен и говорил важно, точно министр.

Душевное очерствение Николая Иваныча тем разительнее, что он от природы был добрый, мягкий человек, и поначалу его тоска о деревне могла даже показаться поэтической и вызвать у читателя сочувствие: сидя годами в казенной палате, он рвался на волю, на свежий воздух, грезил деревенской тишиной… Мера душевного оскудения человека определяется, в частности, его отношением к прошлому - Николай Иваныч, поселившись в усадьбе, забывает, что его отец был солдат, а дед - крестьянин, и хвастает дворянством: «мы, дворяне», «я как дворянин».

На свинью похож не только Николай Иваныч, но и его собака, которой лень лаять, и голоногая толстая кухарка. Крыжовник со своего участка, кислый и жесткий, он ест, приговаривая: «Ах, как вкусно! Ты попробуй!» Новый земледелец стал равнодушным к чужим страданиям, к общественным интересам. Этот эгоизм и равнодушие, уход в мир своего «я», стремление ограничить все тремя аршинами земли осуждается Чеховым.

Имя Чехова в русской литературе стоит особняком. Всем своим творчеством писатель боролся против пошлости и мещанства. Лучшие герои Чехова - интеллигентные, думающие люди, души которых страдают в поисках гармонии и добра жизни. Антон Павлович призывает в каждом своем рассказе к поиску смысла жизни, душевной чистоты, возвышенным целям, состраданию: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя!., не уставайте делать добро… Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл или цель, то смысл и цель эти вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!»

С восхищением говорит о великом русском писателе американец Эрскин Колдуэлл: «Антон Павлович Чехов был и несомненно останется на все времена, пока существует искусство слова, одним из величайших писателей мира. Его творения - это памятник, воздвигнутый его гению, и притом нетленный». Интересно высказывание французского писателя Анд-ре Моруа: «Своим театром и своими рассказами Чехов указывает нам путь к более чистой жизни». В произведениях русского писателя Моруа видит призыв к светлому - чистому.

Ненавидя старый мир - мир пошлости и мещанства, - Чехов предвещал новую Россию, предсказывал свободную и счастливую жизнь.

Важное место в романе «Евгений Онегин» занима­ет образ Татьяны Лариной - «милый идеал» Пушки­на. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им в жизни. Мне кажется, что образ Татьяны воплощает идеал правдивости и душев­ной красоты.

Для Пушкина очень важно то, что героиня - «рус­ская душою». Что же делает ее такой, и какие черты ее характера близки Пушкину? Какой русский чело­век не любит природу и русскую красавицу зиму! Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива…

Татьяне нравится встречать восход солнца, бро­дить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья и противопоставляет «постылую жизнь» высшего света в Петербурге род­ным, близким для сердца деревенским местам, обшир­ным просторам.

Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, с кото­рым «неразлучно воспоминанье старины». Ведь ге­роиня - воплощение национального характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами.

Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьян­кой, так же как и сам Пушкин, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла поня­тия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, об­рядов, народных традиций, «милых преданий про­стонародной старины», русских снов служит тому доказательством.

Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуаль­ность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого ко­кетства, ни сентиментальной чувствительности - всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она полюбила Онегина «не шутя», серьез­но, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признани­ями самого Пушкина!

И, наконец, Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отверг­нуть «постылой жизни мишуру», сохранить свой вы­
сокий нравственный облик. И свет видит в ней воле­вую натуру, осознает ее превосходство. Но, хотя Тать­яна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна изменить человеку, за которого она вышла замуж. Кем бы он ни был, она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превос­ходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе.

По словам Белинского, «он первый поэтически вос­произвел, в лице Татьяны, русскую женщину».

Навигация по записям

«…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов) (по роману Пушкина «Евгений Онегин)

«…Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…» (А. П. Чехов)

Важное место в романе «Евгений Онегин» занима­ет образ Татьяны Лариной - «милый идеал» Пушки­на. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им в жизни.






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

«Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» : философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении.

А какой я нытик? Какой я «пессимист»?
Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…
А.П. Чехов
.

Цель : раскрытие философской проблематики и значения евангельских тем и образов в рассказе А.П.Чехова «Студент».

Задачи:

  • определить функции пейзажа в рассказе;
  • рассмотреть персонажную систему;
  • раскрыть значение евангельского сюжета как философского и композиционного ядра рассказа;
  • выявить актуальность проблематики рассказа «Студент».

Студенты должны уметь:

  • выполнять текстуальный анализ произведения малой жанровой формы;
  • раскрывать значение евангельских тем и образов в произведении;
  • выявлять актуальность философской проблематики произведения классической литературы.

Оборудование: тексты рассказа А.П.Чехова «Студент», аудиозаписи музыки Альбинони, В.-А. Моцарта (отрывок из «Реквиема»), песня В. Бутусова «Мне снилось, что Христос воскрес…», книга А. Меня «Сын человеческий», распечатки с цитатами В.-А. Моцарта, Саади, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.А. Блока.

ХОД УРОКА

Вызов

Вступительное слово учителя.

На прошлом занятии мы охарактеризовали основные особенности прозы А.П. Чехова, чьё творчество стало своеобразной завершающей страницей в развитии русской классики 19 века. Вы знаете, что он мечтал написать роман, но в историю нашей литературы вошёл как мастер малого жанра. Пожалуйста, вспомните, в чём своеобразие чеховского решения нравственно-философских проблем, волновавших его великих современников – Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, Л.Н.Толстого.

(На страницах произведений Чехова нет развернутого изложения его философских взглядов и пространных философских монологов и диалогов героев (как, например, у Толстого и Достоевского). Философская проблематика его произведений как бы «вырастает» из бытовых реалий).

Верно! Подобное явление мы встретим и в рассказе «Студент», который нам предстоит изучить сегодня. Рассказ «Студент» выбран нами для изучения не в последнюю очередь потому, что сам Чехов считал его одним из лучших в своем творчестве. Об этом свидетельствует признание самого писателя, взятое в качестве эпиграфа к уроку.

СЛАЙД 2

Для названия темы урока взяты строки из самого рассказа: «Правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни…» Философская проблематика рассказа А.П. Чехова «Студент». Значение евангельских тем и образов в произведении».

СЛАЙД 3 Теперь посмотрите на 3слайд, где есть сразу несколько картинок и текстов. C ейчас я прокомментирую содержание слайда, а вы, исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе занятия.

Итак, на слайде представлены, во-первых , слова А.П. Чехова, взятые нами в качестве эпиграфа. По воспоминаниям Ивана Бунина, на упрёки в пессимизме и отсутствии волевых героев, способных на поступок, А.П. Чехов отвечал: «А какой я нытик? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – «Студент»…».

Во-вторых , вы видите фото картины «Отречение апостола Петра» датского художника Карла Блоха, жившего в 19 веке и ниже те слова из 26 главы Евангелия от Матфея, которые иллюстрирует эта картина: «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». Эти слова цитирует и герой рассказа «Студент».

Наконец , самые неожиданные изображения и тексты – фото альбома «Крылья» (1995) группы «Наутилус Помпилиус» и В. Бутусова, а также начало песни «Мне снилось, что Христос воскрес, И жив, как я и ты».

Итак, повторяю: исходя из темы урока и содержания слайда, сформулируйте те основные вопросы, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Возможные ответы студентов.

1) почему именно рассказ «Студент» А.П. Чехов назвал любимым? 2) какие философские проблемы поднял он здесь? 3) какую роль в раскрытии этой проблематики играет евангельская история об отречении апостол Петра? 4) наконец, как рассказ «Студент», написанный в конце XIX века, связан с нами, живущими в XXI веке? в чем его актуальность?

Спасибо!

СЛАЙД 4 . Итак, цель нашего урока – оттолкнувшись от частного – от конкретных бытовых ситуаций, изображенных А.П. Чеховым в рассказе «Студент», – определить его основную философскую проблематику, раскрыв значение евангельской истории об отречении апостола Петра в структуре произведения.

Осмысление

Обратимся к тексту рассказа, открывающегося описанием пейзажа : «Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку . Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело . Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо . Запахло зимой».

Какой характер носит этот пейзаж, по какому принципу он построен?

(Пейзаж, открывающий рассказ, внутренне контрастен, его описание построено на столкновении двух начал, двух стихий).

Какие силы сталкиваются, вступают в борьбу?

(Сталкиваются добро и зло, холод и тепло, свет и тьма. Хрупкую гармонию тихого весеннего вечера нарушает вмешательство сил зла, которые временно одерживают победу).

В какой день развиваются события рассказа? (Действие происходит в Страстную Пятницу, накануне Пасхи).

Чем знаменателен этот день? СЛАЙД 5 .

(В жизни православных верующих это в своем роде единственный по степени своей трагедийности день – день, когда пре дали и преда ли мучениям, распяли Спасителя – Иисуса Христа. Особенность богослужений в храме в этот день, наполненный особой скорбью по распятому Спасителю, такова, что христиане основную часть времени должны находиться в храме – только там и только так, молясь и скорбя всем приходом, всем православным миром, можно преодолеть зло и смерть, набирающие исключительную силу в этот страшный день).

Кем является главный герой рассказа Иван по происхождению, образу жизни, воспитанию и образованию? СЛАЙД 6, 7

(Главный герой рассказа – Иван Великопольский, студент Духовной Академии, сын дьячка, т.е. он принадлежит к духовному сословию, тесно связан с основами церковной жизни и прекрасно должен осознавать сущность событий Страстной пятницы…)

И что же? Как он ведет себя в этот день и как можно расценить его поступок ? СЛАЙД 6, 7

«Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.

(Иван возвращается домой не из церкви, а из леса, не с соборной службы и молитвы (в которых он просто обязан участвовать), а с охоты… Своим поступком – уходом на охоту – он отрекается и от Христа, и от своих братьев – христиан).

Каково душевное состояние Ивана и чем оно может быть мотивировано?

«Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно . Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле» .

(Ему тяжело, тоскливо, неуютно, он подавлен и охвачен мрачным настроением, потому, видимо, что голос совести не дает ему покоя… Он чувствует, что поступил безнравственно…)

СЛАЙД 8

Прочитаем, о чем размышляет герой? В чем суть этих размышлений? Обратим внимание, что мысли его движутся от частного (бытового) к общему (глобальному, вечному): «Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой». СЛАЙД 9

(Студент размышляет об одиночестве и беззащитности человека перед мраком и холодом, и герой уверяется в том, что зло неискоренимо, вечно, вездесуще. Справедливости и добра нет в мире – это открытие буквально леденит его сердце. Мысли Ивана удивительно напоминают раздумья еще одного студента – Родиона Раскольникова).

Однако в океане холодной мглы забрезжил свет костра. Огонь этот виден издалека. СЛАЙД 10

А.Фет"Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...» На одном из уроков, посвященных поэзии А.А. Фета, мы анализировали его стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…» и говорили о том, насколько значимы и многоплановы в литературе образы костра, горящей свечи, света в окне. Огонь должен согреть и просветлить душу уставшего и запутавшегося человека… Произойдет ли чудо? Подойдем к огню вместе с Иваном и всмотримся в лица женщин.

СЛАЙД 10 …НА ВДОВЬИХ ОГОРОДАХ СВЕТИЛСЯ ОГОНЬ…

По какому принципу соотносятся портретные характеристики вдовы Василисы и ее дочери Лукерьи? " Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки… Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой».

(В описании внешности двух женщин автор использует тот же принцип контраста, но за внешней противопоставленностью есть глубокое внутреннее единство этих образов, обусловленное некоей общей духовной основой: обе женщины – православные верующие и буквально с полуслова понимают Ивана, вспомнившего об апостоле Петре).

Какую евангельскую историю и в связи с чем вспомнил Иван ?

СЛАЙД 11 Отречение апостола Петра

«– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»

(Он вспомнил историю об отречении апостола Петра, видимо, потому, что сознательно или бессознательно он отождествляет себя с Петром. Эта история отвечает его душевному состоянию и поведению).

«Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…»

СЛАЙДЫ 12,13 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ

Студент спрашивает о 12 Евангелиях, и женщины прекрасно понимают, о чем идет речь. В Страстной четверг – накануне Страстной пятницы – читается 12 отрывков, избранных из 4-х Евангелий, в которых повествуется о последних часах земной жизни Спасителя. Обратимся к страницам книги священника Александра Меня «Сын человеческий» и прочитаем отрывок из 16главы «Ночь в Гефсимании». Здесь повествуется о молитве Спасителя в Гефсиманском саду, где Он любил уединяться для молитвы. Горячо молился Господь и накануне своих крестных страданий.

Послушаем чтение отрывков об этих событиях . Приложение 1 .

СЛАЙДЫ 14- 21

СЛАЙД 21 Поцелуй Иуды. Илья Глазунов.

Вернемся к тексту чеховского «Студента», к эпизоду, в котором говорится об отречении Петра. Любимый ученик трижды отрекается от учителя, которого любит «страстно, без памяти…»

СЛАЙД 22 Отречение апостола Петра

«– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания… Студент вздохнул и задумался.»

Какова реакция женщин на пересказ хорошо известного им эпизода?

«Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». (Василиса плачет, а лицо Лукерьи искажается от боли).

Как относится Иван и женщины к Петру?

(События, произошедшие 19 веков назад, воспринимаются ими как сегодняшние. Это не христианский миф и не легенда, как сейчас модно говорить. Петр для верующих людей, истинных христиан – отнюдь не вымышленный персонаж, а реальный человек – живой, грешный, достойный сострадания. Это тот самый ближний, о любви к которому заповедовал Иисус. Чеховские героини живут в полном согласии с учением Христа. Василиса плачет вместе с Петром, как бы сочувствуя его судьбе, сочувствуя его горю, разделяя его нравственные муки и раскаяние).

СЛАЙД 23

Профессор Московской Духовной Академии – М.М. Дунаев – говорил о героях чеховского рассказа: «Женщины, слушающие студента, несомненно, переживают рассказываемое в своей душе, и тем сопереживают его душевной муке. И студент понял, что через это переживание совершается незримое единение душ во Христе, какое только и может противостоять греху и унынию… Переживание предательства апостола Петра как своего собственного помогает студенту очиститься душою – и по-иному сознать жизнь». СЛАЙД 24 (цитаты И.Н. Сухих и Г.М.Фридлендера).

Обратимся к тексту и найдем подтверждение словам профессора М. М. Дунаева:

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

СЛАЙД 25 Альбом гр. «Наутилус Помпилиус» «КРЫЛЬЯ» (1995)

Спустя 101 год после появления чеховского «Студента», группа «Наутилус Помпилиус» выпустила альбом «Крылья» (1995 год), в который вошла песня «Мне снилось, что Христос воскрес…» Послушаем песню на стихи Ильи Кормильцева и подумаем, в чем переживания ее героя близки переживаниям чеховских героев? Приложение 2 .

Пока звучит песня , СЛАЙДЫ 26-29

Звучит сообщение по песне «Мне снилось, что Христос воскрес…». Приложение 2 .

Спасибо за сообщение! Надеюсь все почувствовали внутреннее сходство переживаний чеховского студента и героя песни В. Бутусова. Впрочем, несомненно и существенное различие, особенно касающееся финала двух этих произведений.

СЛАЙД 30 Каким настроением проникнут финал рассказа?

«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Как и почему изменилось настроение Ивана? Какую истину открыл он для себя?

СЛАЙД 31

Прочитаем: «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

(Общение с простыми русскими женщинами, искры их душевного тепла, веры и понимания согрели и душу студента, понявшего, что он не один. Мир, казавшийся ему «сиротским» и «опустевшим» (как герою Бутусова), вдруг обрёл гармоничность, появилось чувство причастности и единения с другими людьми. Внезапно его осенила ещё одна важная и мудрая мысль о том, что всё в жизни связано, ничто не исчезает бесследно, всё имеет свой глубокий смысл, и эта связь времен основана на вере, добре и любви, способных победить смерть и зло).

СЛАЙДЫ 32-33

Размышление

На этой стадии урока звучит заключительное слово учителя, происходит обобщение и систематизация наблюдений и знаний, полученных в ходе обсуждения рассказа и просмотра отрывка из д/ф «Апостол Пётр», оценка этих наблюдений и знаний, осознание и усвоение полученной информации. Результатом должно стать заполнение каждым студентом «двойных дневников». СЛАЙДЫ 35-36

Заключительное слово учителя.

СЛАЙД 34. Процитирую литературоведа Георгия Михайловича Фридлендера: «История, рассказанная чеховским героем, - это история о таком же, как они, деревенском человеке, простом рыбаке… Так же как чеховский студент и его слушательницы, евангельский Петр хорошо знал холод, бесприютность, материальные лишения, грелся у простого костра вместе с другими бедняками. … в минуту неожиданного испытания Пётр не мог совладать со страхом за себя и свою жизнь он испугался – и это заставило его отречься от своего Учителя. Но человек великой слабости, Пётр, по свидетельству Евангелия, стал человеком великой силы, он преодолел страх и мужественно проповедовал слово Учителя». К этим словам добавлю, что апостол Пётр после Воскресения Иисуса Христа стал мужественно проповедовать христианскую веру, невзирая на гонения преследователей и врагов христианства. Впоследствии он был распят, как и Христос .

СЛАЙД 34.

Итак, в финале рассказа герой движется в родную деревню, домой; из пустоты отречения и одиночества к своим ближним, из мрака и холода к рассвету. Свет зари символизирует начало нового этапа в жизни молодого студента Духовной Академии: торжество света над тьмой, верой над безверием и унынием, вечной памяти над равнодушием и беспамятством. Свет костра « на вдовьих огородах» согрел и просветлил его душу.

СЛАЙДЫ 37-38 .

Подводя итоги, еще раз подчеркнем, к каким философским проблемам обратился здесь Чехов? О чем его рассказ «Студент» - эта удивительная жемчужина философской прозы XIX века?

(Рассказ этот о жизни и поисках её смысла, о добре и зле, о человеческой силе и слабости, о предательстве и раскаянии, о времени (о связи настоящего с прошлым), о судьбе христианства, о России, о нас с вами…)

И всё это на нескольких страницах. Именно евангельский эпизод об апостоле Петре, составляющий ядро «Студента», помог Чехову решить целый спектр философских проблем.

Думаю, нам удалось понять, почему этот рассказ Чехов называл любимым, надеюсь, полюбили это произведение и вы. Вот что значит русская классика! От неё во все стороны расходятся лучи – к прошлому, настоящему, будущему.

Заполнение «двойных дневников». Приложение 3 .

А теперь посмотрите на слайд и в распечатки: вам предложена подборка цитат выдающихся представителей мировой культуры. Используя методику «Двойной дневник», раскройте смысл данных цитат и выскажите своё мнение, какую из них и почему можно взять эпиграфом к нашему уроку по рассказу "Студент"?

Список литературы.

  1. Звиняцковский В.Я. Начинаю с Чехова// Русский язык и литература в средних учебных заведениях. 1990. № 1. С. 6-12.
  2. Сухих В.Н. Жизнь человека: версия Чехова// Чехов А.П. Рассказы из жизни моих друзей. – СПб., 1994.
  3. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. – Л., 1971. С. 135-137.
  4. Харитонова О.Н. Философская проблема А.П. Чехова «Студент» на уроке литературы в X классе// Литература в школе. 1993. № 6. С.51-54.