Проект для дошколят по татарским традициям. Проект "народная культура и традиции татарского и русского народов"

Как приобщить детей к татарской народной культуре

Файзуллина

Лилия Исмагиловна

Заведующая

Муниципальным

автономным дошкольным

образовательным учреждением

Ембаевским детским садом

комбинированного вида «Родничок»

Моя малая Родина.... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё!

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной власти.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент.

При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Каждый ребенок живет в определенной культурной среде, слыша вокруг себя один или несколько языков. Наше село многонационально. В нем проживает около 20 национальностей, но основное население татары, русские, немцы. Вот почему мы обратились к национальному воспитанию детей.

Данная тема особенно актуальна в наши дни в распад Советского Союза и сплетения национальных отношений в тугие узлы противоречий, которые никто не может разрешить: Чечня, Таджикистан, Армения, Грузия и другие республики.

Перед нами встал вопрос «как в условиях детского сада сохранить родной национальный язык и культуру?»


Свою работу мы начали давно, лет 12 назад.

Началось это с того, что выпускники детского сада, ушедшие в школу, большинство отказались посещать уроки татарского языка, причем дети не только из смешанных семей, но из чисто татарских. Вот тогда мы задумались, что же предпринять, чтобы вызвать у детей желание учить свой родной язык.

Разговаривая с детьми на одном языке, мы лишаем их этнической самоидентичности, прерываем связь поколений в семье, нарушаем культурно-языковые традиции.

Педагоги ответственны за судьбы детей и должны понимать необоснованный отказ от воспитания двуязычной личности может сыграть роковую роль в жизни его подопечных.

Прежде чем приступить к работе мы изучили состав детей, посещающих детский сад по национальному признаку, провели анкетирование родителей.

Оказалось, что большинство детей в семьях общаются на русском языке , со сверстниками общение происходит тоже на русском языке.

На родительском собрании позиция родители нас удивила, большинство не собиралось обучать детей татарскому языку: «А зачем?»- спрашивали.

Пришлось убеждать родителей, что их дети должны знать свой родной язык, свою культуру.

Народ существует, пока существует язык .

Когда мы продумывали работу по данному разделу, было много споров и среди коллектива детского сада «Зачем - это нужно?»

Наш педагогический коллектив поставил задачу: - показать детям красоту национальной культуры через песни, национальные татарские танцы, сказки, игры, национальные костюмы, обычаи.

Тема для нашего коллектива была новой, не изученной, со своими трудностями. Как вести данную работу, чтоб не ущемить и работу по воспитанию интереса и к русской культуре, которая тоже пребывает в кризисе.


Прежде всего, составили план, в котором было предусмотрено:

· ознакомление с культурой татарского народа;

· ознакомление с татарским национальным орнаментом и обучение детей составлять узоры по его мотивам;

· устное народное творчество;

· знакомство детей с татарскими народными играми, танцами;

· создание условий.

Но чтобы не ущемить интерес к русской культуре, (ведь мы забыли исконно русские песни, нет наверно человека, который бы знал русскую народную песню от начала до конца, умел сплясать русскую, спеть частушки), мы решили данную работу вести параллельно

И начали эту работу с себя, с педагогического коллектива, с родителей.

Во-первых, изменили имена воспитателей и обслуживающего персонала, если вместо татарского имени Фирдаус была Фаина, а вместо Гузель - Галя, стали называть по имени отчеству по-татарски, обращали внимание на то, какие красивые эти имена.

Провели работу по созданию условий:

· создали в группе предметно-развивающую среду для успешного осуществления национального воспитания;

· на группе работает воспитатель со стажем работы и знанием татарского языка.

Группа была оформлена в татарском национальном стиле: орнамент по периметру, на центральной стене ковер с национальным орнаментом, подиум со столом и куклами из коробок в национальной татарской одежде, уголок ряженья из национальной одежды, фотографии в рамке детей в национальных костюмах, создан мини-музей. Была сделана выставка из образцов поделок: сапожок, фартук, колфак, национальная одежда, которую дети украшают, составляя национальные узоры;

· оформлены стенды «Село мое любимое, Ембаево мое!»

· создана символика села (герб и гимн).

Вместе с родителями дети рисовали достопримечательности нашего села, был оформлен стенд «Мы - будущее нашего села»

Детским садом установлена тесная связь с местным музеем, дети посещают музей, где экскурсоводы рассказывают детям об экспонатах. 9 мая стало традицией посещение музея, где детям рассказывают об участниках Великой Отечественной войны. На праздник, посвященный Дню Победы, приглашаем дедушек наших детей - участников ВОВ, и бабушек-тружеников тыла. Дети с удовольствием слушают их рассказы.

Сотрудники музея посещают детский сад, ансамбль созданный при музее знакомит детей со старинными народными песнями, принимают участие в проведении праздников «курбан-байрам», «Карга-ботка» - прилет птиц, «Сабантуй»

У детей дошкольников в двуязычном окружении оба языка усваиваются по принципу родного. Разница заключается в том, что ребенок должен соотносить язык говорящего на нем человека: кто на каком языке говорит - кто на языке папы, кто - мамы.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из важных приобретений ребенка в детском возрасте. Именно в дошкольные годы дети легко усваивают язык, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то это путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Развитие родной речи, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры.


Мы обучаем русскому языку как языку межнационального общения, а обучение татарскому языку как национальному языку данной местности.

Стали приучать детей прислушиваться к татарской речи.

Вместе с сотрудниками музея был проведен ряд занятий по ознакомлению с народным татарским творчеством: она приносила на занятия фартук, предлагала украсить его татарским национальным орнаментом, также проводили аппликацию сапожка

Пригласили бабушек на занятие, где они знакомили детей с национальными блюдами, стряпали и угощали детей пирогами.

На занятиях по изодеятельности подробно знакомили с татарским народным орнаментом. Ведущими задачами при этом являются:

· обогащение знаний детей о декоративном народном искусстве в жизни человека;

· формирование умения отличать своеобразие декоративного национального искусства, его характерные особенности, а также общие черты.

Мы познакомили детей с декоративными изделиями народного быта, национальными костюмами (тюбетейка, фартук, туфельки, сапоги-ичиги).

Нашей целью было вызвать интерес у детей к искусству татарского народа, научить понимать и оценивать красоту татарских национальных предметов, разнообразие их формы, красочность орнаментального оформления. Были показаны иллюстрации, на которых изображены полотенца, подушка, скатерть, коврик.

Мы делали с детьми аппликацию «Узоры на концах полотенца», «узор на фартуке».

У татарского народа орнамент обычно кладется на цветовой фон. Каждый узор в орнаменте его линии, точки, геометрические и роговидные фигуры, завитки имеют свою легенду.

Оформили альбомы: «Наше - село», «Народно-прикладное искусство».

Дети слушали татарскую музыку, на утренниках сами исполняли татарские песни, танцы. Занятия по изодеятельности проводим по музыку, часто под татарскую.

Знакомим детей с произведениями татарских поэтов и писателей.

Особенно подробно мы знакомим с одним из первых зачинателей поэзии для детей М. Джалилем, была прочитана книга «Красная ромашка». Одна из улиц села Ембаево носит имя великого поэта. Знакомим детей с улицами села. Они названы в честь учителей школы Ахтямова, Биктимирова, Салихова. В деревне Тураево улица названа в честь героя Советского Союза.

Посредством сказок дети знакомятся с жизнью народов в прошлом. Это определяет и методику занятия: включение в беседу по произведению. Вопросы, ответы на которые требуют акцентирования на нравственные качества героев.

Анализируя и сравнивая русские народные и татарские пословицы и поговорки, дети узнавали, что эти народы одинаково оценивают моральные качества человека, воспевают доброту, честность; осуждают трусость, ложь, жадность.

пословицы

татарские

Кто гостей не любит звать, тому радости не знать

Не красна изба углами, а красна пирогами

Без Родины милой будешь птицей бескрылой

Родина любимая, что мать родная

Так постепенно пришли мы к обучению детей татарскому языку. Занятия проводим нетрадиционным методом - игра. Играя, учим песенки, считалки, прибаутки, стихи. Читаем сказки, считаем до 10.

Включаем в программы утренников, развлечений стихи и песни на татарском языке, пляски, хороводы. Приглашаем в гости бабушек, дедушек. Материал готовим сами: оформляем альбомы, дидактические игры, демонстративный материал.


Ребенок замечает, что рядом с ним люди такие же, как он и в тоже время отличные от него, рождается чувство значимости другого. Формируются начала нравственного сознания. Открытие своего «Я», он начинает осознавать, что он не похож на других. В тоже время возникает интерес к своей жизни (биография и жизнь близких ему людей)

Формирование культуры чувств.

Приобщаясь к миру национальной культуры, ребенок открывает для себя гамму чувств, эмоциональных оттенков, прослушивает напевные татарские мелодии, которые воспитатели включают при выполнении художественной деятельности.

Знакомясь с национальными костюмами, начинает переживать красоту национальной культуры, рождается культура чувств, развитие коммуникативности – умение общаться с взрослыми и сверстниками, приглашение в гости бабушек, дедушек.

Углубленно по данной теме у нас работает воспитатель, в свое время она прошла курсы по теме национального воспитания.

Сейчас коллективом детского сада составлена программа «Как приобщить детей к татарской национальной культуре», которая состоит из блоков:

· Твои корни, малыш;

· Наш любимый детский сад;

· Село родное милое, Ембаево моё;

· Национальная культура.

Все материалы блоков представлены у нас на стендах.

Весь материал основывается на «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.

Наш детский сад по национальному признаку можно отнести двуязычному, большинство детей посещающих детский сад «дети с неродным русским языком»

Сейчас в Ембаево хлынул поток эмигрантов - беженцев из сопредельных государств: казахи, чеченцы, таджики, узбеки возникла другая проблема - в этих семьях дети говорят на родном языке и вообще не говорят по-русски.

Конечно, такой ребенок, попадая в среду, где родной язык не является основным, чувствует себя не комфортно, происходит отрыв ребенка от мамы, от привычной культуры и родного языка.

В детском саду другая еда, другие игры, другие правила поведения. Задача родителей и воспитателей объединить усилия для помощи ребенку при налаживании отношений со сверстниками. Воспитатели стараются, как можно скорей обучить таких дети русскому языку, влить их в коллективы групп, при этом выполнять требования программы.

Коллективу детского сада приходиться приложить все усилия, чтоб процесс адаптации прошел быстрее, и русский язык стал вторым родным языком.

Работу по национальному воспитанию нужно вести в 2-х направлениях: по ознакомлению с русской народной культурой и с татарской национальной культурой.

В связи с этим стоит задача воспитания двуязычной личности одинаково хорошо знающей и понимающей, по крайней мере, два языка и две культуры. Чем больше детей вырастет в таких этнических семьях, тем тщательнее следует заниматься организацией их жизнедеятельности, помогать семьям и обществу не вступать в конфликт друг с другом, а мирно сосуществовать, обогащая свою жизнь культурным разнообразием.

Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.

Елена Пивоварова
Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа)

Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья » (средняя группа , средней продолжительности , информационно-творческий)

(Г. О. Новокуйбышевск, Самарская область) .

Вид проекта : групповой .

Состав участников : воспитатель, музыкальный руководитель, родители, дети средней группы .

Тип проекта : информационно-творческий.

По продолжительности : средней продолжительности .

Сроки работы : февраль - апрель.

Охватываемые образовательные области : «Познание » , «Коммуникация» , «Социализация» .

Актуальность :

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций , можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.

Дети должны иметь представление о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту.

Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья .

Задачи проекта :

Задачи проектируемого процесса на детей :

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья .

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье , их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой) .

Задачи проектируемого процесса на родителей :

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с народами Поволжья .

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья .

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья .

1. Беседа о народах Поволжья .

2. Конспект НОД «Народы Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

4. Проведение тематического досуга : «Фольклор народов Поволжья » . (Музыкальный руководитель Шамбарова С. Е.)

5. Ознакомление с народными сказками . (Воспитатель Пивоварова Е. В.)

6. Просмотр презентации на тему : «Национальные костюмы народов Поволжья » . (Воспитатель Пивоварова Е. В)

7. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей с дошкольного возраста с культурой и традициями татарского народа ». (Родитель Кыштымова И. В.) .

Беседа о Татарстане, татарском народе и его культуре , праздниках.

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня татарского народа » .

Слушание песни на татарском языке в записи.

Подвижная игра «Куры и лисица» .

Традиционное чаепитие.

8. Проведение тематического досуга « и традициями чувашского народа ». (Родитель Шефер А. П.)

Беседа о чувашском народе и его культуре

Слушание песни на чувашском языке

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня чувашского народа »

Подвижная игра «Иголочка, ниточка и узелок»

9. Проведение тематического досуга «Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа ». (Родитель Серова Л. И.)

Беседа о мордовском народе и его культуре

Просмотр презентации «Национальные костюмы и кухня мордовского народа »

Слушание песни на мордовском языке- Подвижная игра «В курочек»

Мордовский народный фольклор (считалки)

10. Подготовка к созданию мини-музея. Выставка.

Технологическая карта

Направления разви

тия детей Образователь

ная область Вид деятельности Формы организа

Социально-коммуни

кативное Социализация

Коммуникация

Труд Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Трудовая

Продуктивная

Речевая СОД

Беседы «Быт и традиции Жителей Поволжья » ;

Рассматривание народных игрушек , домашней утвари;

Экскурсия в музей города «История народов Поволжья » ;

Составление рассказа «Мои впечатления об экскурсии» ;

Лепка. Обереги «Подкова» (индивидуальная работа) ;

Рассматривание иллюстраций «Старинная и современная посуда» ;

Рассматривание иллюстраций «Предметы быта, инструменты» ;

Чтение небылиц, прибауток, частушек,считалок,сказок;

Знакомство с блюдами народной кухни ;

Предложить родителям вместе с ребенком приготовить национальное блюдо и рассказать о нём

Познавательное Познание Познавательная

Исследовательская

Коммуникативная НОД -Беседа об оберегах

Исследование характерных особенностей национальных костюмах

Словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы, загадывание загадок.

Художественно-эсте

тическое Художественное творчество

Музыка Изобразительная

Продуктивная

Музыкальная

Двигательная НОД -Рисование «Национальные узоры. Платок» ;

Раскраски «Матрёшка» ;

Роспись дымковской игрушки «Барыня» ;

Лепка «Подкова» ;

Лепка «Чайная пара» ;

Изготовление поделок из пластилина и картона «Национальные узоры. Ваза.» ;

Музыкальный фольклор

Речевое Чтение художественной литературы

Коммуникация Читательская

Коммуникация

Познавательная НОД

ДРМ -Ситуативные разговоры о культуре приема пищи у разных народов ;

Чтение русских, чувашских татарских мордовских и других народных сказок ;

Физическое Здоровье

Физкультура

Безопасность Двигательная

Познавательная

Исследовательская

коммуникативная НОД

Рср -Утренняя гимнастика;

Индивидуальная работа на развитие основных движений;

П/и «Гуси-лебеди» , «Горелки» , «С кочки на кочку» , «Совушка» ; «Иголка, нитка узелок» , «В курочек»

«Мышеловка» , «У медведя во бору»

Предложить родителям совместно с ребенком выполнить книжку-малышку по сказкам;

Знакомить и объяснять пословицы и поговорки о народных праздниках , предметах быта и орудиях труда;

Предполагаемый результат проекта .

Создание фотоальбома «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья » .

Создание мини-музея «Сокровища бабушкиного сундука»

Конспект НОД «Жители Поволжья » .

Тематический досуг «Фольклор Народов Поволжья » .

Тематический досуг «Культура и традиции татарского народа ».

Тематический досуг «Традиции и культура чувашского народа » .

Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа » .

Разделы: Работа с дошкольниками

Пояснительная записка.

Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГТ, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников ДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Татарстан. Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РТ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Цель: культурологическое развитие взрослых и детей в процессе познания исторических и духовных традиций, культур и языков народов РТ.

Задачи:

– способствовать приобщению детей дошкольного возраста к культуре народов, проживающих в Республике Татарстан, их духовным, материальным ценностям;
– создать условия для ознакомления детей и родителей с историей народов Поволжья, формирования нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Татарстан.
– систематизировать работу ДОУ по ознакомлению детей, родителей, педагогов с историко-культурным наследием Республики Татарстан.

Место реализации проекта: дошкольные образовательные учреждения города и региона.

Адресат: педагоги ДОУ, родители, дети.

Актуальность проекта: у нас воспитываются дети разных национальностей. Это особенность Российской Федерации, исторически сложившейся как сообщество разных этносов, культур и религий. Понимание и принятие другой культуры предполагает ее изучение и поддержку, на основе полученных знаний совершается развитие творчества детей в различных видах деятельности (музыкальной, театрализованной, изобразительной, речевой) и, как следствие, развитие самосознания.

Проект построен на принципах культуросообразности:

– обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
– образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд);
– высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной);
– развитие всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

Этапы реализации проекта:

I этап: формирование знаний, представлений о национальной культуре народов, проживающих в Республике Татарстан.
II этап: разучивание и использование национальных игр, песен.
III этап: сбор и создание предметов национальной культуры народов, проживающих в Республике Татарстан.
IV этап: проведение смотров-конкурсов стихотворений, художественного творчества с участием педагогов, родителей, детей.
V этап: проведение праздников народов, проживающих в Республике Татарстан.

Ожидаемые результаты:

– увлечение детей и взрослых исследовательской деятельностью – познание истории народов, живущих в Республике Татарстан;
– независимо от национальности, люди придерживаются общепринятых норм поведения;
– в художественной литературе разных народов восхваляется смелость, правдивость, справедливость; высмеивается и порицается лень, лживость;
– произведения художественного творчества, одежды, предметы быта отличаются ярко выраженным колоритом;
– расширение диапазона знаний об окружающем мире;
– формирование психологически комфортной среды, свойственной творческому коллективу.

Виды деятельности по проекту.

№ п/п Образовательные области. Содержание работы. Деятельность детей. Деятельность родителей. Примечания.
1. Здоровье. Знакомство с лекарственными растениями Поволжья. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры. Сбор лекарственных растений в разных республиках Поволжья.
2 Физическая культура. Разучивание подвижных игр народов Поволжья. Игры на прогулке, на физкультурных занятиях Подготовка атрибутов.
3. Социализация. Знакомство с традициями, обычаями, бытом, костюмами народов, проживающих в Республике Татарстан. Рассматривание иллюстраций, беседа, настольные игры, посещение музея. Шитье костюмов разных национальностей, проживающих в РТ – для кукол. Организация смотра-конкурса кукол в костюмах народов, проживающих в РТ, вышивка полотенец.
4. Труд. Выполнение сезонных работ на участке.

Знакомство с особенностями профессий людей, проживающих в РТ (нефтяник, рабочий КамАЗа).

Труд на участке, рассматривание видеофильмов о КамАЗе, первостроителях; рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Работа на участке – выполнение сезонных работ.

Рассказывание о своих профессиях, участие на встречах с детьми.

5. Безопасность. Знакомство с реками, протекающими по РТ, правилами безопасного поведения на водоемах;

знакомство с улицами и проспектами городов РТ, правилами.

Рассматривание иллюстраций, участие в беседах. Показ на личном приеме, рассказывание.
6. Познание. Формирование представлений о государстве, флагах, гербах, республиках, столицах. Экскурсии по родному городу, в музеи города. Активное участие на занятиях, беседах, посещение выставок и музеев. Участие в формировании уголков народов, проживающих в РТ, организация посещений выставок, музеев.
7. Коммуникация. Формирование умения общаться, соблюдая нормы, независимо от языка общения. Обогащение словарного запаса детей, нахождение одинаковых слов разных народов. Общение с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Общение с детьми на родном языке, отмечая красоту речи, участие на праздниках и развлечениях.
8. Чтение художественной литературы. Ознакомление с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов, живущих на территории РТ. Разучивание стихотворений разных авторов, знакомство с героями сказок (положительных и отрицательных), нахождение общих качеств. Формирование библиотеки, разучивание стихотворений на родном языке, участие на праздниках и развлечениях.
9. Художественное творчество. Знакомство с народным промыслом, аппликация, лепка, рисование предметов быта с элементами узоров по мотивам народных промыслов и росписи Рисование, аппликация, лепка предметов быта народов, проживающих в РТ. Пополнение музея предметами быта разных народов.
10. Музыка. Знакомство с народными музыкальными инструментами, композиторами республик Поволжья. Разучивание песен, фольклорных произведений, игра на музыкальных инструментах народов, проживающих в РТ. Участие на праздниках и развлечениях с народным творчеством. Разучивание танцев разных народов коллективом “Балкыш”, участие в смотрах-конкурсах.

Основные этапы и сроки реализации проекта в течение учебного года.

№ п/п Время проведения. Народы. Возрастные группы. Объем знаний. Итоговые праздники.
1 Сентябрь Татарстана II младшая

Старшая Подготовительная

Материальная культура (поселение, жилище, одежда, украшения, утварь, транспортные средства).

Духовная культура, язык (сказки, пословицы, поговорки, подвижные игры, музыкальные произведения).

Искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы, и изобразительного искусства).

Общечеловеческие нравственные качества, нормативная культура (правила общения между людьми внутри своего этноса и вне его).

Сюмбеля.
2. Ноябрь России II младшая

Старшая Подготовительная

Пришла коляда – открывай ворота.
3. Январь Татарстана II младшая Каргатуй.
Башкортостана Старшая Подготовительная
4. Февраль Россия II младшая Масленица.
Башкортостана Старшая
Чувашии Подготовительная
5. Март Татарстана II младшая Толсур.
Чувашии Старшая
Удмуртии Подготовительная
6. Апрель России II младшая Пеледыш пайрым (праздник цветов).
Чувашии Старшая
Марий эл Подготовительная
7. Май Татарстана II младшая Все народы – в гости к нам!
России II младшая
Мордовии Подготовительная

Перспективы.

  • Реализация данного проекта позволит педагогам и родителям развить у детей все интегративные качества в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду.
  • Обогащение материально-технической базы пособиями и изделиями, изготовленными участниками проекта.
  • Формирование нравственной культуры социума с опорой на общественные традиции народов, проживающих в Республике Татарстан.
  • Духовное обогащение взрослых и детей как следствие познания быта, традиций разных народов.
  • Выявление талантливых детей и взрослых, сохранение народной культуры.

Литература:

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы” под руководством авторской группы Н.Е.Вераксы.
  2. Бабынина Т.Ф., Хабибуллина И.З., Харисова Н.И. “Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста на основе культурно-исторического опыта”, Казань, 2010.
  3. Методическое пособие “Использование проектной деятельности в детском саду”, Казань, 2011.
  4. Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования”, Казань, 2012.