Проекты популяризации памятников культуры в сибири. Популяризация культурного наследия в молодежной среде

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невосполнимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Согласно Федеральному закону РФ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, которые возникли в результате исторических событий, которые представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и которые являются свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры .

Одним из главных видов деятельности органа охраны объектов культурного наследия является популяризация памятников истории и культуры.

Под популяризацией объектов культурного наследия понимают деятельность, которая направлена на организацию их доступности для всех и восприятия всеми, духовно-нравственное и эстетическое воспитание людей, повышение их образовательного уровня и организацию досуга, а также другие мероприятия, которые способствуют осуществлению государственной охраны, сохранения и использования объекта культурного наследия.

Популяризация объектов культурного наследия направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на доступ к культурным ценностям, конституционной обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Популяризация включает в себя следующее:

  1. осуществление общественной доступности недвижимого культурного наследия его собственниками и пользователями;
  2. включение в туристическую деятельность объектов культурного наследия и их территорий;
  3. освещение вопросов государственной охраны, сохранения и использования объектов в средствах массовой информации, в том числе выпуск популярных информационно-справочных и рекламных изданий, создание теле- и радиопередач, кино- и видеофильмов, посвященных недвижимому культурному наследию;
  4. изучение вопросов государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в составе образовательных программ всех уровней;
  5. подготовку и проведение научно-практических конференций, семинаров, тематических выставок и презентаций по вопросам государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия;
  6. создание и ведение информационных ресурсов в сети Интернет по вопросам объектов культурного наследия;
  7. иные мероприятия, отнесенные законодательством к популяризации.

Известно, что население не только пользуется объектами культурного наследия, но и формирует критерии отношения к ним. Если в сознании граждан размыто или утрачено понятие об историческом и культурном значении памятников, то деятельность по их охране превращается в сумму мероприятий, лишенных перспективы.

Возможность знакомства с лучшими образцами культурного наследия, несомненно, является одной из наиболее эффективных форм популяризации культурного наследия и заслуживает всемерной поддержки и развития.

Кроме того, комплексный подход к популяризации объектов культурного наследия предполагает включение в социально значимую деятельность подростков и молодых людей, что обеспечивает их доступ к объектам культурного наследия и является эффективным средством самореализации молодежи. Программный подход популяризации объектов культурного наследия представляется единственно возможным и позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении конкретных работ по конкретным объектам культурного наследия.

Для того чтобы популяризовать культурное наследие среди молодежи, которое будет осуществляться органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями, СМИ, необходимо разработать серии передач, молодежных проектов, материалов, которые будут направлены на популяризацию культурного наследия; обеспечить интерес молодежи к области журналистики, которая посвящена историческому и культурному наследию; сделать акцент внимания на необходимости проводить единую государственную политику в сфере популяризации культурного наследия России.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня уже пришла пора изучать, популяризовать, сохранять культурное наследие России. От наших взглядов, поступков молодых людей, отношения к своему Отечеству уже зависит судьба нашей страны и будущее России.

Деятельность Департамента культурного наследия города Москвы по охране и сохранению памятников истории и культуры охватывает широкий комплекс мероприятий по популяризации объектов культурного наследия.

Организация и проведение выставок, форумов, конференций, семинаров, тематика которых связана с культурным наследием нашей страны; издание книг и журналов об архитектурных памятниках столицы и достижениях в сфере реставрации, организация ежегодного отраслевого конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация", вручение почетных званий "Почетный реставратор города Москвы" – ключевые направления деятельности Департамента в области популяризации.

С 2006 года Департамент культурного наследия города Москвы издает научно-популярный журнал "Московское наследие". Журнал рассказывает москвичам об истории и архитектуре нашего города, информирует горожан о деятельности Правительства Москвы по сохранению объектов культурного наследия столицы.

Департамент обеспечивает реализацию конституционного права граждан на доступ к памятникам истории и культуры, ежегодно в рамках Дней исторического и культурного наследия открывая для проведения экскурсий и специализированных мероприятий двери усадеб, особняков, памятников культового зодчества, а также объектов, посещение которых ограничено, –посольств и дипломатических представительств иностранных государств.

Департамент активно взаимодействует с профильными учебными заведениями высшего и среднеспециального образования города Москвы. Студенты колледжей и вузов привлекаются к участию в проведении волонтерских акций и реставрационных работ. На базе учебных заведений специалисты Департамента разрабатывают и проводят лекции по вопросам государственной охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, оказывают содействие в организации курсов повышения квалификации. Для учащихся проводятся специализированные мероприятия: экскурсии с посещением объектов реставрации, встречи с почетными реставраторами города Москвы и др.

В целях обмена опытом в области государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия с зарубежными специалистами представители Мосгорнаследия регулярно принимают участие в международных мероприятиях.

Департамент культурного наследия города Москвы придерживается принципов информационной открытости и прозрачности в работе ведомства. Для наиболее полного информирования общественности о ситуации в сфере сохранения культурного наследия города Москвы Департаментом проводится масштабная работа, включающая различные форматы взаимодействия со средствами массовой информации и заинтересованной аудиторией.

Паспорт муниципальной подпрограммы
""

Наименование подпрограммы

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия

Ответственный исполнитель муниципальной подпрограммы

Муниципальное казенное учреждение "Управление культуры" Миасского городского округа

Соисполнители муниципальной подпрограммы

Муниципальное казенное учреждение "Централизованная библиотечная система"

Муниципальное бюджетное учреждение "Городской краеведческий музей"

Программно -

целевые инструменты

муниципальной

подпрограммы

Мероприятия подпрограммы

Основная цель муниципальной подпрограммы

Обеспечение сохранности объектов культурного наследия для создания условий их полноценного и рационального использования.

Основные задачи муниципальной подпрограммы

Охрана объектов культурного наследия;

Сохранение объектов культурного наследия;

Популяризация объектов культурного наследия.

Целевые индикаторы и показатели

Количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия;

Ежегодное проведение мероприятий (лекции, экскурсии), направленных на популяризацию объектов культурного наследия;

Количество объектов культурного наследия принятых в муниципальную собственность.

Этапы и сроки реализации подпрограммы

I этап - 2017 год

II этап - 2018 год

III этап - 2019 год

Объемы бюджетных ассигнований

Источник финансирования

Прочие источники

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы и показатели её социально-экономической эффективности

Количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия, в 2017-2019 годах - 3 единицы;

Ежегодное проведение мероприятий (лекции, экскурсии, публикации), направленных на популяризацию объектов культурного наследия - не менее 10 единиц.

При изменении финансирования, программа подлежит корректировке согласно, выделенных ассигнований.

Принятые аббревиатуры и сокращения

МГО - Миасский городской округ.

МКУ "Управление культуры" МГО - муниципальное казенное учреждение "Управление культуры" Миасского городского округа.

МКУ "ЦБС"- Муниципальное казенное учреждение "Централизованная библиотечная система"

МКУ "ГДК"- муниципальное казенное учреждение "Городской дом культуры"

МБУ "ГКМ"- муниципальное бюджетное учреждение "Городской краеведческий музей"

ОКН - объекты культурного наследия

Находящиеся на территории МГО памятники архитектуры, градостроительства, археологии, истории, культуры и искусства, утрата которых невосполнима, составляют его историко-культурное наследие и имеют большую ценность, отражая самобытность города.

Нерешенность проблемы сохранения объектов культурного наследия, составляющих духовные и материальные ценности, значимые для сохранения и развития самобытности города, приведет к невосполнимой утрате исторического и культурного наследия города.

Климатические условия, сложности с охраной памятников, увеличение количества актов вандализма ежегодно ухудшают техническое состояние объектов культурного наследия.

На территории города Миасса расположено 84 ОКН, в т.ч. объекты культурного наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и объекты культурного наследия, включенные в Список выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность.

Из общего числа ОКН - 3 находятся в собственности Миасского городского округа и переданы в оперативное управление муниципальным учреждениям культуры:

Наименование ОКН

расположение

пользователь

Бывший особняк Симонова

(городской краеведческий музей)

ул. Пушкина, 8

МБУ "Городской краеведческий музей"

Особняк купеческий

(Централизованная библиотечная система)

ул. Ленина, 6

МКУ "Централизованная библиотечная система"

Магазин Бакакина (Городской дом культуры)

ул. Пролетарская, 12

МКУ "Городской дом культуры"

Данные объекты расположены в исторической части города и составляют архитектурный ансамбль, который входит в проект Зон охраны города Миасса, и в перспективе должен стать украшением и достопримечательностью Миасса. Кроме того, городской краеведческий музей является претендентом на объект, включённый в кластер Синегорье, призванный сыграть не малую роль в развитие туризма нашего города.

Все три объекта находятся в удовлетворительном состоянии и требуют ремонта.

Ремонтные работы по ОКН осуществляются специализированными организациями, после получения положительного заключения экспертизы на проектно-сметную документацию (далее ПСД).В подпрограмме предусмотрены средства на проведение работ по составлению ПСД.

Объем средств для проведения экспертизы и самих ремонтных работ возможно определить только после составления ПСД. В связи с тем, что ремонтные работы необходимо проводить непосредственно после получения экспертизы на ПСД (во избежание дополнительных расходов),целесообразно внести изменения в подпрограмму в 2018 и 2019 году, с включением объема средств на выполнение экспертизы и непосредственно ремонтных работ.

В соответствии с нормами Российского законодательства каждый ОКН:

Является неотъемлемой частью культурного наследия МГО;

Является особым видом недвижимого имущества, в отношении которого устанавливаются ограничения прав владения, пользования и распоряжения;

Представляет собой объект градостроительной деятельности особого регулирования;

Ограничивает проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

Влияет на решение вопросов в отношении объектов, непосредственно связанных с ОКН.

Обязательность широкого взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, культурных, научных и образовательных организаций, общественных объединений и других субъектов в решении проблем сохранения культурного наследия обуславливает необходимость решения поставленных задач программными средствами.

При разработке подпрограммы учтено действующее законодательство Российской Федерации, законодательные акты субъекта Российской Федерации, Миасского городского округа:

V. Система мероприятий муниципальной подпрограммы

Таблица 1

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель

Описание задач в рамках мероприятий

Расчет затрат, тыс. руб.

Установка информационных надписей на ОКН (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК", МКУ "ЦБС")

МКУ "Управление культуры" МГО, МКУ "ЦБС", МБУ "Городской краеведческий музей", МКУ "ГДК"

Изготовление информационной таблички

Проведение лекций и экскурсий,

изготовление информационных буклетов.

Статьи в СМИ.

Ремонтно-реставрационные работы:

составление проектно-сметной документации;

проведение экспертизы;

ремонтно-реставрационные работы.

Составление проектно-сметной документации, в том числе:

Кровля МБУ "ГКМ"

Фасад МБУ "ГКМ"

Фасад МКУ "ГДК"

Проведение экспертизы ПСД (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК")

Ремонтно-реставрационные работы (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК")

Аварийные работы (МБУ "ГКМ", МКУ "ГДК", МКУ "ЦБС")

по факту исполнения

по факту исполнения

по факту исполнения

Разработка раздела предмета охраны на фасад МКУ "ГДК"

Информация об изменениях:

VI. Ресурсное обеспечение муниципальной подпрограммы

Источником финансирования мероприятий подпрограммы являются средства бюджета Миасского городского округа и прочие источники.

Таблица 2

(тыс. руб.)

Источники

ИТОГО, по источникам

Бюджет Миасского городского округа

Прочие источники

ИТОГО, по годам

Финансирование подпрограммы осуществляется в пределах средств, утверждённых в бюджете Миасского городского округа на соответствующий финансовый год. При реализации подпрограммы возможно привлечение средств бюджетов вышестоящих уровней, выделяемых Миасскому городскому округу в качестве субсидий для реализации подпрограммных мероприятий, а также привлечение средств из внебюджетных источников.

VII. Ожидаемые результаты реализации муниципальной подпрограммы с указанием целевых индикаторов и показателей

Подпрограмма направлена на решение важного блока задач, являющихся частью социально-экономического развития Миасского городского округа.

В результате реализации подпрограммы предполагается достижение следующих показателей:

Количество объектов культурного наследия, на которых проведены мероприятия, направленные на сохранение объектов культурного наследия, в 2017-2019 годах - 3 единицы;

Ежегодное проведение мероприятий (лекций, экскурсий, публикаций), направленных на популяризацию объектов культурного наследия - не менее 10 единиц.

Индикативные показатели подпрограммы представлены в таблице 3.

Таблица 3

Наименование

показателя

измерения

Значение показателя

Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия

количество ОКН, на которые проведены мероприятия по сохранению ОКН

Информация об изменениях:

VII. Финансово-экономическое обоснование подпрограммы

Таблица 4

Наименование мероприятия

Источник финансирования

Объемы финансирования, тыс. руб.

Обоснование

Установка информационных надписей на ОКН

Бюджет МГО

Сметный расчет

Обеспечение информированности населения об историческом и культурном наследии города через культурно-просветительскую деятельность.

Бюджет МГО

Ремонтно-реставрационные работы

Бюджет МГО

Сохранение традиции христианской культуры как средство развития творческих сил, воспитания духовности и патриотизма;
Проведение ряда концертов и встреч семейного фольклорного квартета «Истоки» в городах Кузбасса по фольклору христианской тематики, чтобы учащиеся воскресных школ Кузбасской митрополии узнали и разбирались в образцах христианского творчества и относились к ним уважительно.

Цели

  1. Знакомство жителей Кузбасса с народным творчеством и народными традициями Карелии, а так же с традиционной христианской культурой.

Задачи

  1. 1. Повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения; 2. Возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России;
  2. 3. Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества; 4. Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира; 5. Знакомство населения Кузбасса с образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
  3. 6. Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа; 7. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия;

Обоснование социальной значимости

Христианская православная культура в нашем сознании постепенно приобретает особую наполненность и ярко выраженный смысл. И это уже не скоротечная мода на фольклор, а планомерное и осмысленное изучение национального наследия и народных традиций русского народа. Именно уважительное, бережное отношение к народному творчеству, владение знаниями из фольклорных источников и вживание в них позволяют понять сущность нации, ее этнопсихологию, способы развития. Православие наднационально и Евангелие должно быть проповедовано всем народам. Главное - об этом помнить. И именно поэтому фразу "Православная, церковная жизнь в России должна быть неразделима с традиционной культурой" хочется читать, понимать и исполнять в обратном порядке - "Традиционная культура должна быть неотделима от Православия". Путь "через фольклор к православию" - очень понятен, потому что пережит. Путь "через православие к фольклору" - гораздо более спорен - тут всё индивидуально. Важно, чтобы как можно больше людей узнали о настоящей традиционной культуре. Главной целью проекта является повышение духовно-патриотического самосознания у подрастающего поколения, возрождение православных традиций в семье и пропаганда семейных устоев, исторических и культурных ценностей России.
Создание условий для организации работы по возрождению и сохранению традиционного христианского творчества.
Формирование необходимого уровня христианского восприятия мира;
Знакомство жителей Кузбасса с лучшими образцами традиционной христианской культуры Севера Карелии;
Воспитание личности, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия.

География проекта

Целевыми группами проекта являются все население Кузбасса и Карелии, исповедующие христианство, коллективы Воскресных школ Кузбасской и Карельской митрополий по которым будет проходить маршрут творческого коллектива семейного фольклорного квартета «Истоки».

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Женщины
  3. Ветераны
  4. Многодетные семьи
  5. Молодежь и студенты
  6. Пенсионеры
  7. Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию