Война и мир важные моменты 1 тома. Положительные аспекты планирования

Класс: 10

При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» у учащихся 10-ых классов возникает ряд затруднений, связанных, во-первых, с большим объемом текста, во-вторых, со сложнейшим переплетением сюжетных линий и действующих лиц, а также со своеобразным изображением писателем конкретных исторических событий. В связи с этим, считаю нецелесообразно создавать «мозаичное» прочтение романа и рассматривать отдельные темы, перескакивая из одного тома к другому. Исходя из собственного опыта, в который раз убеждаюсь, что десятиклассникам трудно удержать в памяти достаточное количество эпизодов и сцен из разных томов романа, собранных к какой-либо одной проблеме. Поэтому предлагаю избрать иной путь изучения поистине философского романа Л.Н. Толстого, а именно: постепенное чтение романа от тома к тому, повторяя некоторые темы уроков, например, «Поиски смысла жизни А.Болконского в 1 томе» и «Поиски смысла жизни А.Болконского в 3 томе» (хотя формулировку темы для учащихся можно изменить). «Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе: эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики, действие в «Войне и мире» расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Л.Н. Толстой в самых разных её проявлениях и событиях», - считает С. Бочаров в своей книге «Три шедевра русской классики». Таким образом, проанализировав определенные этапы жизни героев в 1 томе, учащимся будет легче понять смысл их поступков в последующих томах. Что же касается обучения анализу отдельных эпизодов, то этот вид учебной деятельности можно осуществить на более малых жанрах: рассказах, повестях. Думаю, понятно, почему ухожу от традиционного изучения романа «с помощью изолированных сцен», собранных «по кусочку» из всего произведения.

Конечно, процесс планирования уроков по роману «Война и мир» подобным образом сложен из-за указанных ниже причин и малого количество часов, отведенных программами, утвержденными МО России. Но начать эту работу можно, опираясь только на 1 и 2 тома или на 2 и 3, изучив другие методом анализа отдельных эпизодов, как предлагают автор учебника и методического пособия Ю.В. Лебедев, учитель-исследователь Е.Н. Ильин, авторы методических пособий И.В. Золотарева и Т.И. Михайлова и другие.

Положительные аспекты планирования:

  1. Возможность прочтения романа в течение учебной четверти, если роман не прочитан на летних каникулах.
  2. Закрепление специальных учебных навыков и умений на «повторяющихся» темах.
  3. Осознанность толстовской концепции развития личности через наблюдение за героями в последовательной, повседневной жизни, вместе с «войной» и «миром».
  4. Некоторые темы остаются традиционными, например, «Общество в салоне А.П. Шерер» и др.
  5. Преобладает групповая форма деятельности (и очень много), которая позволяет большинству учащихся самореализоваться на уроке.
  6. Мотивация на полное и глубокое прочтение романа с первых уроков, а не отбор материала по всем томам.
  7. Тематика уроков может варьироваться с учетом личностных особенностей и общеучебных навыков и умений10 класса.

Отрицательные аспекты:

  1. Упрощенный вариант для учащихся гуманитарных классов.
  2. На изучение романа отводится большее количество времени за счет сокращения уроков внеклассного чтения.
  3. Может возникнуть необходимость «сцепления» текста самим учителем из-за интеллектуальных и личностных особенностей данного класса.
  4. Часть материала все-таки приходится на самостоятельное изучение (чтение – осмысление – вывод).
  5. Десятиклассники практически не пользуются статьями учебника, за исключением отдельных моментов, без которых невозможно правильное осмысление авторского текста, например, «Философия войны Л.Н. Толстого» (хотя этот аспект я бы отнесла к положительным).

Некоторые комментарии к формулировке тем уроков и основной деятельности учащихся на уроке:

  1. Темы, связанные с характеристикой Петербурга через салон А.П. Шерер в 1 и 2 томе, можно построить по принципу контраста, уделяя особое внимание комментированному чтению текста.
  2. Темы, связанные с анализом главных действующих лиц: Пьера, Наташи, Андрея, Николая, - можно «отдать» для групповых форм работы. А на уроках разбирать только выводы, умозаключения учащихся, к которым они пришли в процессе самостоятельного чтения и обсуждения друг с другом. Что же касается письменного оформления урока, то уместны (даже очень) опорные схемы, конспекты глав в виде таблиц и тезисов. Но необходимо учитывать, что данные темы являются самыми сложными, так как характер героя развивается с каждой ситуацией, положительной или отрицательной, и жить любимому герою Толстого становится все сложнее и сложнее до 4 тома произведения.
  3. При изучении глав, определяющих основной ход войны в произведении, следует уделить внимание индивидуальным заданиям и комментированному чтению с элементами пересказа-анализа. Следует также учесть, что меняется стиль писателя. Часто из художественного он переходит в публицистический, особенно, если речь заходит о философии войны.
  4. Некоторые темы необходимо сохранить в том виде, как предлагают авторы методических пособий, например, «Увлечение Пьера масонством» - разные главы из второго тома. События, происходящие между этими главами, представляют собой изолированные сцены, поэтому никакого отношения к данной теме не имеют и легко «вычленяются» из неё.
  5. Тематика уроков типа «Поиски смысла жизни Пьера Безухова» легко может ограничиться каким-либо томом и будет выглядеть примерно так: «Поиски смысла жизни Пьера Безухова во 2 томе». Подобная тема обычно предполагает отбор материала из всего произведения «Война и мир», но не всегда эта работа достигает желаемого результата, так как не все учащиеся могут охватить такой объемный материал. Поэтому можно постепенно знакомиться с героем, возвращаясь к подобной теме через несколько уроков при изучении каждого тома, собирая материал для итогового занятия.

Основные виды деятельности учащихся при самостоятельной подготовке к уроку и на уроке

Деятельность учащихся дома Деятельность учащихся в классе
1. Внимательное чтение глав и выявление + запись в тетради основополагающих событий. 1. Взаимопроверка с комментариями и анализом.
2. Самостоятельное определение тематики уроков по предложенным учителем критериям:
  • оценка образа одного из главных героев романа по «излюбленному пути» Л.Н. Толстого – от внешнего к внутреннему, от простого – к более сложному;
  • «нелюбимые» герои Толстого, наличие у них общих отрицательных черт, одинаковость и однотипность героев;
  • рассмотрение нескольких разных жизненных эпизодов с целью определения авторской позиции
2. Составление опорных схем, таблиц, опорных тезисов.
3. Пересказ-анализ эпизодов.
4. Выразительное чтение отрывка из романа наизусть «На краю дороги стоял дуб…»

Рассмотрим подобные виды работ на примере 2 тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Основные события 2 тома:

  • Возвращение с войны Николая Ростова, отношение к нему домашних, дружба с Долоховым, проигрыш в карты: «Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?» (1, 1 -2, 10 - 16)
  • Дуэль Пьера с Долоховым. «Новое» в характере Долохова: «был самый нежный сын и брат» (1, 3 – 5)
  • «Но в чем же я виноват?...- В том, что ты женился, не любя её, в том, что ты обманул и себя и её…» Намерение Пьера «навсегда разлучиться» с женою: «через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния…» (1, 6)
  • Жизнь в семье князя Болконского: ошибочное известие о смерти Андрея, роды и смерь Лизы Болконской: «Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» Возвращение Андрея к жене и отцу. Рождение маленького Николеньки: «…священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика» (1, 7 – 9)
  • Знакомство Пьера с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым: «Высшая мудрость одна…Для того чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться…» Вступление в масонство (2, 1 -4) Попытка преобразований - освобождение крестьян от крепостной зависимости (2, 10) Деятельность в масонской ложе. (3, 8)
  • Второй вечер у Анны Павловны. Все та же «несчастная и прелестная» Элен Безухова. (2, 6 – 7)
  • Перемены в жизни семьи Болконских после 1805 года. Жизнь Андрея в Богучарово: «князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе…» Воспитание сына. (2, 8 – 9)
  • Поиски смысла жизни Пьером: «Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем» (2, 11 – 14) . Самоопределение, история жизни в дневнике (3, 8 – 9) «Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь» (5, 1)
  • Возвращение Николая Ростова в полк. Ранение Денисова. Переговоры Александра и Наполеона «глазами» Ростова (2, 15 – 21)
  • Поиски смысла жизни князем Андреем Болконским:«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» (3, 1) «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей». Знакомство с графом Аракчеевым, работа в комиссии военных уставов Сперанского: «Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте» (3, 2 – 6)
  • Бал у екатерининского вельможи накануне 1810 года – знакомство Наташи и Андрея, развитие отношений между ними. «Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым» Помолвка с Наташей (3, 14 – 19, 21 – 26)
  • Нелюбимые герои Толстого: Берг и Вера. «Берг встал и, обняв жену, осторожно, чтобы не измять кружевную перелинку, за которую он дорого заплатил, поцеловал её в середину губ» (3, 20)
  • Охота старого князя Ростова, Николая, Пети, Наташи (4, 4 – 8)
  • Святки (4, 9 – 12)
  • Женитьба Бориса на Жюли Карагиной (5, 5)
  • Важные «уроки» Наташи Ростовой: встреча Наташи с Анатолием Курагиным, самообман героини. «Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?» - спрашивала она себя …» Попытка Анатоля украсть Наташу (5, 8 – 18) Встреча с Пьером «Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе» (5, 19 - 21)

Прочитав 2 том и определив основные события каждой главы или ряда глав, можно приступать к планированию уроков, учитывая количество часов на каждый том + итоговые занятия. Получается не так много: около 4 - 5 уроков. Конечно же, практически на каждом уроке, помимо ключевой идеи, возникнут и «околотемные» моменты, которые будут достаточно легко подхвачены классом, так как урок построен, прежде всего, на знании учащихся текста! Приступая к этапу формулировки темы и идеи урока, а в связи с этим и постановки целей, необходимо проделать следующее:

  1. Выявить некоторую закономерность в основных событиях каждой главы 2 тома, например: очень похожи события первых четырех моментов из жизни разных героев романа. Возвращение с войны Николая Ростова – проигрыш в карты; дуэль Пьера с Долоховым – разочарование первого в себе и,как следствие этого, желание «избавиться» от Элен в последующих главах; смерть и рождение в семье Болконских. Можно объединить эти моменты в один урок, сформулировав тему «Нашли ли любимые герои Толстого смысл жизни?» (по поводу Николая Ростова можно поспорить). Идем дальше: знакомство Пьера с масонами, второй вечер у А.П. Шерер, жизнь А.Болконского в Богучарове, самоопределение П. Безухова, возвращение Н.Ростова в полк, поиски смысла жизни А. Болконского и бал у екатерининского вельможи – все это переходит в тему «Нравственные искания героев. Попытки переосмыслить собственную жизнь» и т.д.
  2. Можно выявить более значимую тему «Путь исканий Пьера Безухова» или «Путь исканий Андрея Болконского», а про остальных героев поговорить на уроке «в том числе».

Итак, примерная тематика уроков по 2 тому:

  1. Нашли ли любимые герои Л.Н. Толстого смысл жизни?
  2. Путь исканий П. Безухова и А.Болконского.
  3. «Нелюбимые» герои Л.Н. Толстого.
  4. Рр Анализ эпизодов «Охота» или «Святки». Сила русского характера.
  5. Важные «уроки» Наташи Ростовой.

Очень интересно, используя данную форму планирования, сопоставлять и обобщать повторяющиеся сцены. Так первые две темы помогут вернуть учащихся к главам 1 тома, проследить, что жизненный путь А. Болконского повторяется во многих эпизодах: «уход» от светского общества и жены на войну 1805 года – «мнимый подвиг» и разочарование в своем идеале – познание истины через небо Аустерлица - смерть любимой жены – «уход» от войны (как казалось навсегда) в мирную жизнь – безрезультатная деятельность в комиссии Сперанского и тщетные преобразования в собственном имении – любовь к Наташе Ростовой и возрождение к жизни – разочарование и «смерть» Наташи для Андрея – «уход» на войну 1812 года – смертельное ранение и обретение покоя. Таким образом, слова «уход» и «истина» становятся ключевыми при анализе образа данного героя. Именно князю Андрею предстоит выдержать мучительную борьбу с земными привязанностями и через своего сына все-таки прикоснуться к великой тайне, ведь его собственные попытки «постичь небо» оказались не совсем удачны. Да, здесь, на земле, он был «слишком хорош», по словам Наташи. И Пьер говорит о нем:« Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти». Истина открывается князю перед его смертью, т.е. уходом, поэтому он спокоен. Путь исканий П. Безухова другой. Основные события, формирующие характер этого персонажа, как раз и находятся во 2 томе. Женитьба Пьера на Элен (1 том) повлекла за собой ряд событий, которые заставляют героя страдать: слухи по поводу любовника, дуэль с Долоховым, дружба с Баздеевым, невозможность признаться в любви Н. Ростовой. Он тоже пытается найти свою истину, как и князь Андрей, но у Пьера другое «небо». В этих эпизодах решаются важнейшие вопросы человеческого бытия - что такое добро, справедливость, человеческая жизнь, для чего человек живет на земле? На мой взгляд, не все учащиеся сразу ответят на подобные вопросы, поэтому предоставим им ещё одну возможность при изучении 3 тома и 4 тома романа «Война и мир».

Основополагающий вопрос. Софья. Соня и Наташа. Лучшие черты «ростовской породы». Графиня Ростова и Наташа. Граф Ростов. Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Содержание. Отряд Денисова. Графиня Ростова. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Ростов Николай-сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер. Петя. Одно из определяющих качеств и достоинств Наташи.

«Болконский «Война и мир»» - Роль эпизода в развитии действия романа. Представление князя Андрея о смысле человеческой жизни. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Небо Аустерлица. Герой – мелочен. Вторая «встреча» с Наполеоном в госпитале. Болконский участвовал в войне. Представление о пространственно- временной организации. Эпитеты, характеризующие Наполеона. Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь. «Встреча» с Наполеоном после ранения на поле боя.

«Тема семьи «Война и мир»» - Война и мир. Семья. Болконские. Индуктор. Д. Шмаринов. « Война и мир» глазами художников. Разрыв. Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. Жизненные принципы семьи Ростовых. Семья Ростовых. Семь - я. Социоконструкция. Жизненные принципы семьи Курагиных. Дементий Шмаринов. Болконские. Тема урока. Курагины. Ростовы. Жизненные принципы семьи Болконских. Курагины. Мысль семейная. Что нужно для счастья.

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Бегство Наполеона. Победа под Бородином. Сопоставительный анализ. Панорама народного сражения. Бородинское сражение в истории. Взгляд писателя. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бородинское сражение.

«Мир Наташи Ростовой» - Женские образы романа. Наташа и Элен. Аналитическая беседа. Выводы по образу героини. Поиски автором портрета героини. Творческое предварительное задание. Наташа и раненый князь Андрей. Мужчины в жизни Наташи. Образ Наташи в эпилоге. Встреча с Наташей. Падения и взлёты Наташи Ростовой. Любимая героиня Л.Н.Толстого. Чтение эпизода «У дядюшки». Наташа Ростова. Внутренний мир Наташи. Русский характер Наташи Ростовой.

«Семья Болконских» - Николай Андреевич. Семья Болконских. Болконские - истинные патриоты. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николенька. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Марья Болконская. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В армии князя Андрея настигает разочарование.

основные события романа Война и мир (1 и 2 том)? срочно надо =_= ответ "читай краткое" не учитывается. и получил лучший ответ

Ответ от Dasher_Dasher[новичек]
Том 1.
ЧАСТЬ 1
1.Июль 1805 года. У Анны Шерер, фрейлины, приближенной императрицы Марии Федоровны, больший прием
2.У Ростовых празднуют именины матери и младшей дочери Наташи.
3.Церемонией прощания с графом Безуховым. Граф скончался. Пьер - наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России.
4.В Лысые Горы, в имении князя Николая Андреевича Болконского, Приезжает князь Андрей со своей женой и оставляет ее в имении отца.
ЧАСТЬ II
1.Октябрь 1805 года. Русские войска занимают села и города эрцгерцогства Австрийского. В ставке Кутузова неожиданно появляется Мак. Австрийцы разбиты и сдали всю свою армию под Ульмом.
Николай Ростов служит в гусарском Павлодарском полку под командой ротмистра Денисова.
28 октября Кутузов переходит с армией на левый берег Дуная.
Победа воодушевила раздетых, изнуренных солдат.
2.Князь Андрей идет к Кутузову. бой. Отступление.
ЧАСТЬ III
1.Венчание Пьера и Элен.
2.Неудачное сватовство Анатоля и Марьи Балконской
3. Явление французский парламентер Савари с предложением мира и свидания императора Александра с Наполеоном.
4.Поражение четвертая колонны, при которой находился сам Кутузов, на Праценских высотах.
5.Ранение Андрея Балконского.
P.s.
писала только что сама, поэтому если что не так извини)

Ответ от Gfnz gfnz [эксперт]
большое спасибо) очень выручили))


Ответ от Макс Бродов [новичек]
спс нрорм


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: основные события романа Война и мир (1 и 2 том)? срочно надо =_= ответ "читай краткое" не учитывается.

Ответ от 3 ответа [гуру]

  • Пьер Безухов – один из самых любимых героев автора, который на протяжении романа живет насыщенной жизнью. После смерти графа Безухова становится очень богатым наследником. Из-за своей нерешительности и неумения противостать мнению светского общества, делает роковую ошибку, вступая в брак с Элен Курагиной, женщиной коварной и неверной.
  • Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона. В её доме нередко собираются гости.
  • Анна Михайловна Друбецкая – мать Бориса Друбецкого, женщина, которая очень беспокоится о своем сыне, в связи с чем предпринимает попытки повлиять на его судьбу: просит замолвить слово перед государем князя Василия; играет решающую роль при решении вопроса о разделе наследства графа Безухова, находящегося на смертном одре.
  • Борис Друбецкой – сын бедной княгини Анны Михайловны Друбецкой, чей характер на протяжении романа меняется от лучшего к худшему. Если сначала это подающий надежды твердый и целеустремленный юноша, то позже предстает перед читателем как человек расчетливый и ищущий выгодных знакомств.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – отец большого семейства, самоуверенный пожилой человек, который любит устраивать пиры.
  • Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича, женщина лет сорока пяти, у которой много детей. Графиня живет в роскоши и не привыкла экономить.
  • Николай Ростов – сын графа Ильи Ростова, юноша с веселым и общительным характером. Желая быть полезным Отчизне, принимает решение уйти на войну. Во второй и третьей части первого тома предстает перед читателем как смелый и отважный офицер, который испытывает трепетные чувства по отношению к государю и готов без раздумий отдать жизнь за Родину.
  • Наташа Ростова главная героиня произведения. Сначала это по-детски непосредственная девочка-подросток, но с возрастом её характер меняется, и она превращается в обаятельную и чутко реагирующую на происходящие события женщину.
  • Соня Ростова двоюродная сестра Наташи, которая живет в семье Ростовых; добрая девушка, влюбленная в её старшего брата – Николая Ростова.
  • Вера Ростова – нелюбимая дочь графини Ростовой, которая, несмотря на свою красоту и ум, производит неприятное впечатление, потому что имеет гордый и надменный характер.
  • Николай Болконский – отставной генерал, отец семейства Болконских, умный человек с жестким характером, который в строгости воспитывает свою дочь Марью, желая привить ей хорошие качества.
  • Мария Болконская – знатная дворянка, дочь Николая Болконского, добрая и нежная, верующая девушка, которая любит людей и старается поступать так, чтобы никого не огорчить. К тому же, она умна и образована.
  • Мадмуазель Бурьен – живет в семье Болконских как компаньонка. Это женщина, которая не дорожит добрым к ней отношением и предает Марью, флиртуя с Анатолем Курагиным.
  • Андрей Болконский – сын Николая Болконского. Поведение этого героя на протяжении романа меняется. Сначала это амбициозный молодой человек, ищущий славы и признания и поэтому отправляющийся на войну, но позже его характер, пройдя закалку, меняется в лучшую сторону. Андрей, будучи адъютантом Кутузова, с радостью и преданностью выполняет приказы, желает служить родному Отечеству.
  • Маленькая княгиня, Елизавета – жена Андрея, женщина, не равнодушная к светскому обществу, милая, красивая, улыбчивая. Болконский уходит в армию, оставив супругу в трудном положении, ведь Лиза – беременна. Позже героиня романа умирает при родах.
  • Князь Василий Курагин – очень влиятельный человек, важный чиновник, который лично знаком с императрицей. Родственник графа Кирилла Безухова, вначале претендующий на его наследство, но когда богатство достается незаконному сыну Пьеру, принимает решение женить на нем свою дочь Элен и придумывает план, как это осуществить.
  • Элен Курагина – дочь князя Василия, которая обладает природной красотой. Несмотря на это она циничная, подлая и вульгарная девушка, которая, выйдя замуж по расчету за Пьера Безухова, разбила ему жизнь.
  • Анатоль Курагин, сын Василия Курагина – крайне отрицательный персонаж в романе «Война и мир». Он совершает непристойные поступки, ведет себя развязно и подло.
  • Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов – мудрый полководец, который переживает за русскую армию и самоотверженно сражается с врагом.
  • Наполеон Бонапарт – реальная историческая личность, французский император, воевавший с Российской армией, человек крайне эгоцентричный, самовлюбленный и самодовольный, сделавший войну своим ремеслом.

Часть первая

«Война и мир» – произведение, в котором главные герои проживают насыщенную жизнь – каждый свою. С первых страниц романа мы встречаемся с Анной Шерер, которая была приближенной императрицы и фрейлиной. В её доме собрались гости – князь Василий, который нанес визит первым, Элен Курагина, маленькая княгиня Лиза Болконская.

Анна Павловна непринужденно беседует с князем Василием, обсуждаются разные темы. Вдруг появляется Пьер Безухов, который, не умея держаться в обществе, своими нелепыми выводами и рассуждениями, создает о себе неприятное впечатление у окружающих. Этот неожиданный визит вызвает беспокойство Анны Павловны, которая, кратко поговорив с Пьером, делает о нем вывод как о молодом человеке, не умеющем жить. Да и сам Безухов чувствует себя крайне неловко в такой обстановке.

А вот кем действительно восхищаются, так это Элен Курагиной, чья красота и грациозность сразу бросается в глаза.

Наконец, в гостиной появляется Андрей Болконский, князь, который, в отличие от супруги, маленькой княгини Лизы, очень не любит появляться в светском обществе, но делает это из необходимости.

Он человек целеустремленный и амбициозный, но, тем не менее, дружит с Пьером Безуховым, чья неуклюжесть и рассеянность бросается в глаза. Вот и сейчас Болконский, увидев друга и поздоровавшись к ним, воспользовался случаем и пригласил Пьера в гости.

Тем временем между князем Василием и княгиней Анной Павловной Друбецкой происходит беседа. Женщина слезно просит князя Василия походатайствовать перед государем о том, чтобы перевести её сына Бориса в гвардию. Княгиня Друбецкая настойчива, и, наконец, князь уступает её мольбам, пообещав сделать невозможное.

Когда Пьер Безухов переступает порог дома князя Андрея Болконского, то чувствует себя у друга свободно. Завязался непринужденный разговор, но Андрей Болконский дал понять, что детские рассуждения друга о Наполеоне ему не интересны. Однако, на вопрос, для чего же он идет на войну, князь ответил: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!»

Обещание, данное княгине Друбецкой, было исполнено. Князь Василий попросил государя о Борисе, и тот был переведен в Семеновский полк прапорщиком.


У Ростовых намечалось празднование именин. Виновницами мероприятия являлись Натальи – мать и дочь. Это дружное семейство, во главе которого был граф Илья Андреевич, отличалось гостеприимством. Вот и в этот знаменательный день собралось много гостей. Здесь были многие представители знати, в том числе приехала Мария Дмитриевна, женщина, знаменитая прямотой ума и простотой обращения, которую знала и Москва, и Петербург, а также – в царских кругах. Собравшиеся гости разговаривали, в основном, на военную тему. Наташа Ростова в этом обществе чувствовала себя непринужденно и просто: утешала племянницу Соню, обидевшуюся на её старшую сестру Веру, произнесшую колкие и неприятные слова; сидя за столом, вопреки приличиям, спросила, будет ли пирожное, но никто не осудил девочку за проявленную непосредственность – одним словом, радовалась происходящему вокруг.

В то же самое время в доме Безуховых происходили очень печальные события – приближение скорой утраты: с графом Кириллом случился шестой удар. В приемной комнате собрались люди, в том числе и духовник, который был готов соборовать умирающего.

Анна Михайловна оказалась дальновидной женщиной. Предполагая, что разгорится борьба по поводу наследства, она поехала к Безуховым, срочно вызвав Пьера. Молодой Пьер хотя и боялся предстоящего свидания с умирающим отцом, однако, понимал, что это необходимо.

Княжна Катерина, следуя совету князя Василия, тайком забирает мозаиковый портфель, в котором находится ценное завещание. Между нею и Анной Михайловной происходит борьба, но, к счастью, вмешивается средняя княжна, и портфель выпадает из рук Катишь. Его тут же подхватывает Анна Михайловна. В это же время сообщают, что Кирилл Безухов скончался.

Тем временем в Лысых Горах, где находилось имение князя Николая Андреевича, ожидали приезда князя Андрея с женой. Требовательный и придирчивый князь дочь держал в строгости, и приезду гостей был не слишком рад. Княжна Марья, напротив, была счастлива, когда приехал её любимый брат. Встреча обещала быть замечательной, однако, её омрачило известие о призыве Андрея на военную службу. Предстояло расставание князя со своей женой – маленькой княгиней Елизаветой. Прощаясь с мужем, она падает в обморок. Ей теперь предстояло жить в деревне без мужа и светского общества, к которому она привыкла.

Часть вторая

Тема войны развивается на протяжении всего произведения Льва Николаевича Толстого. Во второй части военные события и участие в них героев романа занимают особое место. Сначала описывается подготовка к проверке полка главнокомандующим Михаилом Кутузовым. Наконец, смотр начался. В числе приближенных главнокомандующего был и Андрей Болконский, ставший его адъютантом.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию по главам.

Очевидно, что в этом молодом человеке, поставившем превыше всего защиту родной Отчизны, произошли большие перемены: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени».

После проверки полководец со свитой отправились в город.


Австрия, Пруссия и Россия начинают поход против Наполеона. Кутузов применяет хитрый тактический ход и делает все, чтобы избежать участия русских войск в сражении. Русские отступают, оставив возле деревни Шинграбен несколько тысяч солдат под командованием Петра Ивановича Багратиона. Он должен прикрыть отход остальных сил армии и дать возможность объединенными силами трех государств нанести решающий удар. Выиграть некоторое время позволяет и временное перемирие с французским маршалом Иоахимом Мюратом, однако, Наполеон, догадавшись, что русские от этого выигрывают и увидев подвох, приказывает немедленно начать наступление на врага.

Сражение возле австрийской деревушки показало, что боевые действия – это не красивое зрелище, а неприглядный, леденящий душу ужас: стоны раненых, ржание лошадей, крики умирающих. Все это испытал на себе юный Николай Ростов, служивший юнкером в Гусарском Павлоградском полку. Граф не выдержал напряжения боя, и, будучи раненым, проявил некоторое малодушие. Его не осудили: наоборот, побывавшие в военной мясорубке солдаты понимали состояние молодого офицера, который сильно страдал и от боли в руке, и от одиночества и осознания себя никому не нужным, и от собственных заблуждений. В таком состоянии Николая более всего мучил вопрос: правильно ли он сделал, что пошел на войну.

А что же князь – Андрей Болконский? Он живет в ожидании подвига, подвергаясь насмешкам сослуживцев. После Шинграбенского сражения князь знакомится с капитаном Тушиным, который совершил настоящий подвиг: его батарея продолжала обстрел французов, не ожидая приказа. В результате от снарядов разгорелся пожар, и армия противника, безуспешно пытаясь потушить его, опоздала к общему наступлению. Русские войска успели подойти на подготовленные диспозиции. Таким образом, этот, на первый взгляд, нескладный человек сумел переломить ход сражения. Однако, Болконский, как ни странно, был разочарован. Он не мог представить, что геройский подвиг и воинская слава достанутся Тишину, настолько робеющему перед маршалом Багратионом. Однако, и он признал, что «успехом дня они обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Часть третья

Князь Василий представлял из себя такой тип светского человека, который вроде бы и не желал никому зла, однако при этом хотел во что бы то ни стало преуспеть в жизни, для этой цели сближаясь с нужными и полезными людьми. Так как Пьер Безухов внезапно стал очень богатым человеком, у князя возник план выдать за него замуж свою любимую дочь Элен. К сожалению, это намерение не без помощи хитрости и обольщения было воплощено в жизнь, и наивный Пьер, не сумев противостать мнению светского общества, вскоре уже был женихом, а затем и мужем коварной Элен Курагиной.

А вот следующий план князя Василия по поводу того, чтобы женить своего сына Анатоля на некрасивой, но очень богатой Марье Болконской, потерпел крах. Визит этих людей в имение Николая Болконского был воспринят хозяином с большим неудовольствием. Николай воспитывал дочь в строгости и ревностно оберегал от всякого плохого влияния, однако, узнав о намерениях князя Василия, решил предоставить Марье самой сделать такой серьезный выбор в жизни, хотя и видел, что Анатоль – отнюдь не хорошая партия для неё. Спасти девушку от роковой ошибки неудачного замужества помог случай: княжна увидела Анатоля и Бурьен обнимающимися. Реакция несостоявшейся невесты была поразительной: вместо того, чтобы обидеться на соперницу, она стала утешать её, обещая, что все сделает для счастья подруги, которая «так страстно его любит», «так страстно раскаивается».

Тем временем в дом Ростовых пришло радостное известие: письмо от сына Николая, который был на войне. Обрадованный граф, зайдя в свою комнату, стал читать долгожданную весточку – и начал рыдать и смеяться одновременно. Наконец, новость о том, что Николай был ранен, а затем произведен в офицеры, узнали все домочадцы – и бурно отреагировали на неё.

Николаю Ростову сообщили о том, что родные передали ему письма и деньги, и он собирался получить их в условленном месте у Бориса Друбецкого.

12 ноября кутузовская боевая армия, которая стояла около Ольмюца, готовилась к смотру двух императоров – австрийского и русского. Николай Ростов отреагировал на это событие эмоционально: приезд императора Александра вызвал в нем радостные чувства: «Он испытывал «чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества» и готов был без раздумий, если это понадобится, отдать жизнь за родную Отчизну, за царя».

Борис Друбецкой принял решение поехать в Ольмюц к Андрею Болконскому, чтобы по его протекции быть произведенным в адъютанты. Неудивительно, что молодой человек хотел сделать карьеру, ведь, в отличие от Николая Ростова, у него не было больших денег.

Русская армия воевала с противником в сражении по занятию города Вишау и в результате одержала блестящую победу. Однако, впечатлительный император Александр, когда увидел раненых и убитых, заболел.

17 ноября в Вишау прибыл французский офицер по имени Савари с целью свидания с русским императором. Однако, от личной встречи государь отказался и на переговоры с Наполеоном был послан Долгоруков, который, возвратившись, сообщил о том, что французский император более всего боится генерального сражения.

Русская армия начинает готовиться к сражению под Аустерлицем, однако, Михаил Кутузов уверен, что эта военная операция заранее обречена на провал. Но, вопреки своему личному убеждению, участвует в битве и получает ранение в щеку.

Андрей Болконский, сражаясь в бою, в какой-то момент чувствует, что его ранили. Вот как автор описывает эмоциональное состояние своего героя во время этих тяжких испытаний: «Над ним не было ничего уже, кроме неба. Всматриваясь в него, Андрей, наконец, осознал, что все, происходящее ранее, было пустым. «Как же я не видал прежде этого высокого неба?» – удивлялся он.

Как ни парадоксально, но от смерти Болконского спас Наполеон, который, проезжая мимо, остановился и поначалу посчитал, что молодой человек уже мертв. Однако, присмотревшись внимательнее, император понял, что в нем еще теплится жизнь. Оценив ситуацию, Наполеон приказал отнести раненого на перевязочный пункт, поручив осмотреть его своему доктору Ларрею, выводы которого были неутешительными. В конце концов, Андрей Болконский был отдан на попечение жителей деревни.

О романе. Сюжетную линию Лев Толстой построил на основе событий Великой отечественной войны 1812 года. Автор раскрыл историческое развитие Российской империи в начале IXX века, описывая судьбу героев книги. Краткое содержание романа «Война и мир» по томам позволит понять причины поражения русской армии в первой половине французского нашествия и ее победоносного наступления с наступлением зимы.

Том 1

В первом томе читатель знакомится с главными героями. Мирной обывательской картине праздной жизни Петербурга и Москвы Лев Толстой противопоставил ужас, который несет война. Писатель достиг литературного контраста на примере эпохальных сражений под Шёнграбеном и Аустерлицом.

Часть 1

Середина лета 1805 года запомнилась жителя столицы вспышкой гриппа. Анна Павловна Шерер, имеющая связи в царской семье, заболела. Будучи популярной особой в высшем обществе Петербурга, она собрала званный вечер. Сюда съехались главные герои книги.

Первым вошел Его сиятельство князь Василий Курагин. Господь наказал уважаемого человека наследниками. Из уст этого господина выходит цитата, раскрывающая суть его характера, о том, что дети – это обуза существования. Его сиятельство прибыл с дочерью Еленой Васильевной. Красавицу, светскую львицу сопровождает старший брат князь Ипполит Курагин, «спокойный дурак», по словам родного отца.

Вслед за Курагиными прибыла княгиня Лиза Болконская, милая во всех отношениях супруга князя Андрея Болконского. Молодые люди вступили в брак год назад. У хрупкой женщины округлился живот в следствии беременности. Благородная дама принесла свое рукоделие, чтобы провести время с пользой.

Всеобщее внимание привлекла сцена появления молодого графа Петра Кирилловича Безухова. Большой, умный, робкий незаконно рожденный сын графа Безухова не успел узнать традиций и тонкостей этикета высшего общества Петербурга. Поэтому был холодно принят хозяйкой дома.

Появляется сам Андрей Болконский (будущий образ героя Отечества), муж Лизы Болконской.

В конце вечера графиня Друбецкая жалостливо уговаривает князя Василия порекомендовать сына ее, Бориса Друбецкого в адъютанты Кутузову. Остальные гости обсуждают роль Наполеона на политической арене мира.

Пьер посещает дом Болконского, обещает другу не связываться с компанией Анатоля Курагина (непутевого сына князя Василия). Лиза возмущается, что муж идет на войну, отправляет ее к своему отцу князю Николаю Андреевичу Болконскому, видному политическому деятелю при дворе Екатерины II. Андрей Болконский остается жесткий и непреклонный, уезжает.

Пьер окунается в разгульную жизнь петербургских офицеров, которая закончилась скандалом. Пьяные молодые люди, во главе с Курагиным младшим и Долоховым, привязали к спине циркового медведя дежурного стража порядка, пустили зверя плавать в реку. Князь Безухов наказан, его отправляют в Москву, как в более спокойный город.

А вот и Москва, прием у семьи Ростовых по поводу именин графини матушки Натальи и их дочери Наташеньки. Сын Николай Ростов ухаживает за своей пятнадцатилетней кузиной Соней. А юной имениннице нравится Борис Друбецкой.

Старшая дочь Вера ведет себя, как взрослая барышня, а маленький Петенька отличается детской беззаботностью. Читатель наблюдает различия нравов между петербургским высшим обществом и московским. Здесь преобладает искренность, простота общения, в почёте семейные ценности.

Прибыл Пьер Безухов, будучи также приглашенным. Но молодой человек озабочен болезнью отца. За его спиной начинается настоящая борьба кланов за наследство умирающего графа. Ведь князь Василий Курагин в силу родственных связей является претендентом на наследство. Это сильный соперник. Пьер, появившись у одра умирающего, чувствует себя чужим. Скорбь за отцом и природная неловкость осложняют ситуацию юноши.

А в имении Лысые горы томится Лиза, оставленная Андреем на попечение отца и сестры княжны Марьи. Дочь прозябает рядом с чудаковатым стариком, пытаясь разделить с ним тягости его старости.

Часть 2

Наступила осень 1805 года. Войска Кутузова находились на территории эрцгерцогства Австрийского в крепости Браунау. Сам Кутузов обещает вернуть Долохову, разжалованному в рядовые за шутку с медведем, его чин, если будет вести себя на войне, как подобает русскому офицеру.

Князь Андрей служит под рукой самого Кутузова, составляя командованию сводку о передвижении австрийской армии. Главнокомандующий ценит профессионализм своего подчиненного.

Николай Ростов проходит службу юнкером, как гусар Павлоградского полка. Русские войска отступают к Вене, уничтожая за собой переправы и мосты. На реке Энс разгорается битва, настигнувший враг получает отпор от эскадрона гусар. Здесь служит Коля Ростов, это первый его военный опыт. Парень тяжело переживает свое состояние нерешительности и смятения.

Кутузов ведет свое войско (35 тысяч солдат) вниз по Дунаю с целью спасти их от армии Наполеона, в которой на то время было 100 000 солдат. Болконский послан в город Брюнн с хорошей вестью, там встречается с дипломатом Билибином и узнает, что Венну заняли французы. Потом он видит князя Ипполита Курагина, который не пользуется уважением у сослуживцев.

Билибин предлагает Болконскому остаться на службе австрийского короля, пророчит поражение армии Кутузова. Андрей принял решение остаться верным своему главнокомандующему.

Армии Багратиона приказано максимально долго задержать врага. Сутки солдаты под руководством Багратиона героически сдерживали ожесточенный натиск, а потом совершили немыслимо тяжелый переход. К ним присоединяется Андрей Болконский, чтобы взять участие в грядущем сражении.

В этой части романа явно прослеживается тема патриотизма истинного и пафосного. Образ Тушина – портрет русского героя, чей героизм часто остается неоценённым современниками. Так прошло сражение под Шёнграбеном.

Часть 3

Пьеру Безухову удалось получить наследство, он стал завидным женихом. Князь Василий не мешкая сводит его со своей дочерью Элен. Предприимчивый заботливый отец одновременно ведет переговоры с князем Николаем Болконским, пытаясь высватать у него Марию за своего младшего сына Анатолия. Абсолютная привязанность к отцу руководит решением княжны Болконской. Девушка отказывает знатным сватам.

Пришел черед сражения под Аустерлицем. План был заранее утвержден в Петербурге Александром I, поэтому Кутузов не мог что-то изменить. Выспаться – единственное напутствие, которое тот дал армии, полагаясь на волю божию.

Болконскому перед битвой не спалось. Мечта о славе занимает мысли русского офицера. Когда утренний туман рассеялся, состоялась стычка с врагом. Болконский заметил, как упало знамя из рук прапорщика, поднял полотнище и повел за собой солдат. Здесь героя настигла пуля, он лег на землю и глазами обнял небо, бесконечное, теряющее значение для умирающего воина. Волей судьбы Андрея спасает сам Наполеон.

Том 2

Дети взрослеют, бросаются в крайности, руководствуются поиском смысла жизни и влюбляются. До начала войны 6 лет, события происходят во временных рамках с 1806 года по 1812 год.

Часть 1

Радость Ростовых, к ним в отпуск приехал Николай с другом Денисовым. Благородный офицер очарован красотой и умом юной Наташи.

Брак с Элен изменил внутренний мир графа Безухова, ему пришлось разочароваться в своем скоропалительном выборе. Долохов ведет себя оскорбительно, намекая окружающим на неоднозначную связь с графиней Безуховой. Пьер вызывает на поединок бывалого в боях Долохова. Не умея твёрдо держать в руках пистолет, герой попадает в живот любовнику своей жены. После скандала он отдаёт Элен в управление большую часть состояния, уезжает в столицу.

В Лысых горах Лиза ждет мужа, ей не говорят о его вероятной гибели. Вдруг молодой Болконский приезжает в канун родов жены. Трагический момент – Болконская умирает при родах. Мальчика назвали Николай.

Долохов делает предложение руки и сердца Сонечке, но девушка, влюбленная в Николая, отказывает тому. Разозлившись, офицер втягивает Николая Ростова в рискованою карточную игру, юноша проиграл большие деньги.

Наташе делает предложение руки и сердца Василий Денисов. Графиня Ростова отказывает жениху, указывая на ранний возраст дочери. Николай ждет деньги от отца, чтобы уплатить карточный долг.

Часть 2

Граф Безухов вступает в масонское общество. Князь Василий просит зятя в очередной раз примириться с женой, но получает отказ. Проходит время, Пьер разочаровывается в масонском движении. Это случилось в конце 1806 года, когда французы возобновили военные действия в Европе. Борис Друбецкой, получив высокое назначение, обрывает связь с домом Ростовых, часто бывает в гостях у Элен Безуховой. В Москву возвращается Пьер, чтобы проверить состояние дел имений, находит свое состояние в упадке.

Мир меняется, Россия с Францией становятся союзниками, начинают воевать против Австрии.

Князь Болконский, достигнув 31 года жизни, пытается наладить свою жизнь в родовом имении, но будучи в душе солдатом не находит покоя. Его приглашают в дом Ростовых, он впервые встречает Наташу. Речь девушки под поздним небом западает в душу герою. Он запомнит ее утонченной и романтичной. В Москве Андрей по поручению Сперанского занимается государственным законодательством, укладом раздела «Права лиц».

После измены жены у Пьера развивается депрессия. Ростовы пытаются вежливо отвадить от дома вновь повадившегося Бориса Друбецкого. Старшая дочь Вера выходит замуж за Берга.

Первый бал. Наташа Ростова 31 декабря 1809 года вышла в свет. Им пришлось впервые танцевать, опытный мужчина Болконский и взрослеющая девушка Ростова влюбляются. Их чувства взаимны, князь Андрей приходит к Ростовым, слушает пение девушки, ощущает счастье. Встретившись с Пьером, Болонский рассказывает другу о своей новой любви, о решении жениться.

Отец же отговаривает сына со скандалом от его выбора. Поэтому сделав Наташе предложение, Болконский просит оставить это событие в тайне. Свадьбу откладывают на год. В имении Болконских старый князь чудит, разъярённый непослушанием сына. Княжна Марья находится в сложной ситуации.

Часть 4

Чтобы поправить состояние семейства Ростовых, к семье приезжает Николай, но понимает, что не умеет вести хозяйство. Отдохнули на охоте, потом наступили Святки. Парень впервые смог оценить изящную красоту Сонечки, признался сестре Наташе, что хочет жениться на кузине, от чего та была счастлива.

Княгиня Наталья разгневалась, ей не нравится выбор сына, бедная племянница не пара для молодого князя по мнению матери. Коленька скандалит с маменькой, а та начинает портить жизнь бедной Соне, ущемляя ее, придираясь к мелочам. Сын решительно заявляет, что жениться на девушке без благословения, если мать продолжит глумиться над ней.

Стараниями Наташи удается добиться перемирия. Родственники договариваются, что Соню не будут обежать, а Николай отбудет на место службы. Семья обеднела, но возвращается в Москву, оставив в деревне болеющую графиню.

Часть 5

Сложно все в семье Болконских. Проживая в Москве, отец и дочь не могут найти общий язык. Наташа остается в смятении после неласковой встречи с ними. В опере ей встречается Анатоль Курагин, который хочет совратить девушку, едва с ней познакомившись. Сначала ее приглашает в гости Элен Безухова, где ловелас страстно признается ей в любви, буквально преследуя неопытную девушку.

В письмах, которые Наташе тайно передаются, Анатоль пишет, что украдет ее, дабы тайно обвенчаться. Молодой человек обманным путем хотел завладеть девушкой, ведь был уже обвенчан ранее. Соня разрушает коварные планы соблазнителя, рассказав о них Марье Дмитриевне. Пьер раскрывает Наташе тайну о женатом положении Анатоля Курагина.

Наташа разрывает помолвку Болконским. Андрей узнает историю с Анатолием. Пьер приносит Ростовой письма бывшего жениха, Наташа кается. Пьер питает к заплаканной героине нежность. Возвращаясь домой ему посчастливилось наблюдать падение кометы.

Том 3

Автор размышляет о причинах трагедии, которая отразилась на жизни миллионов людей. Война есть злом, которое творят люди своими руками. Герои романа пройдут сквозь скорбь, боль и невосполнимые потери. Их мир никогда больше не будет прежним, а только воспринятый сквозь призму смерти.

Часть 1

Началась Отечественная война. Князь Болконский возвращается в армию с целью отомстить Анатолю за поруганную честь невесты. Потом как офицер принимает назначение в западную армию.

Николай Ростов проявляет особую храбрость, награждается Георгиевским крестом. Между Пьером и Наташей развиваются нежные отношения. Московская знать собирается на совет. Пьер отдает в ополчение 1 000 душ крестьян и их жалование.

Часть 2

Князь Андрей пишет отцу, прося прощения. Советует семье покинуть Лысые горы, но старик остается дома. Часть московского высшего общества с радостью обсуждает приход французов. Большая часть народа настроена патриотически. Кутузова царь назначил главнокомандующим всей русской армии, чтобы избежать конфликтов между командованием.

Княжна Марья Болконская хоронит отца, попадает в сложную ситуацию, из которой ей помогает выбраться Николай Ростов. Денисов организовал полноценное партизанское движение. Князь Андрей и Пьер встречаются перед сражением, обсуждая значение боевого духа самих солдат в исходе битв, а не только умение командиров отдавать приказы.

Князь Андрей ранен осколком гранаты в живот, на операционном столе он видит Курагина и прощает своего врага.

Часть 3

Философия военного времени жестокая. Решение сдать Москву французам далось русскому народу крайне сложно. Кутузов хотел спасти армию, а значит – Россию. Началась эвакуация. На Бородинском поле Пьер получает письмо от жены с просьбой о разводе. Наташа наблюдает за обозом с раненными и находит там Андрея, пытается заботиться о нем по пути отступления. Девушка просит у любимого прощения и получает его.

Нога Наполеона ступает в город, брошенный народом. Завоеватель чувствует горечь разочарования, ведь каждый покинутый город, построенный из дерева, сгорает без людей. Москва сгорела. Пьер планирует убить Наполеона, но попытка не удается. Вместо этого он спасает девочку из горящего дома.

Том 4

Конец 1812 года выдался драматичным для героев романа, для государства. В короткий срок миллионы людей протопали по России сначала с запада на восток, потом в обратном направлении. Это есть народ, а не каждый генерал, гений или правитель, взятый отдельно.

Часть 1

Битва на Бородинском поле отгремела 26 августа. На следующей день умерла больная Элен Безухова, а третьего дня Кутузов доложил, что русские войска выведены из Москвы. За 10 дней культурный город превратившись в пепел, был оставлен вражескими войсками.

Николая Ростова командировали в Воронеж еще до Бородинского сражения. Кавалер-гусар для губернских обывателей был авторитетом, которому поклонялись, особенно девушки. Но сердце воина занято княжной Марьей. Губернаторша, будучи опытной женщиной, знающей жизнь, указывает Ростову на то, что княжна Болконская, действительно может составить юноше достойную партию.

Но как же быть с Соней? Он сам обещал жениться на ней. В доме губернаторши Анны Игнатьевны Ростов встречает Княгиню Болконскую. Их отношения развиваются. Если о Соне парень вспоминал с улыбкой, то о княжне думал с внутренним страхом и трепетом. Мать присылает письмо, рассказывает, как Наташа ухаживает за раненым Андреем. Потом приходит конверт от Сони, она знает о симпатии между ним и сестрой князя, разрывает с ним помолвку.

Пьер попал в плен, был приговорен к расстрелу. Но волею божьей церемония расстрела сорвалась. Княжна Марья добралась до Ярославля, подружилась с Наташей, ухаживающей за братом. Девушки проводят с Андреем последние дни его жизни.

Часть 2

Все что было завоевано французской армией, все достижения разрушил Наполеон. После выхода из сожженной Москвы Бонапарт начал делать грубые тактические ошибки. Войска можно было оставить на зиму в сожженном городе, двинуть их на Петербург или в другом выгодном направлении. Из всех возможных вариантов был избран самый пагубный путь.

Движение по разбитой Смоленской дороге обессилило сильную армию, лишенную возможности питаться. Будто Наполеон запланировал уничтожить собственную армию. Или Кутузов был гений, сдавший Москву, как западню?

В плену Пьер достиг душевного равновесия. Лишения закалили его тело и дух. Среди простых людей он выглядел героем.

Часть 3

Народная война отличается тем, что оружие берут в руки простые люди. Они непредсказуемы в своей ярости, ими руководит острое желание прогнать со своей земли толпу агрессивных человечков, которые даже говорят на чужом смешном и непонятном языке. Так нарастает партизанское движение, в котором воюют люди, переполненные чувством патриотизма.

В отряде партизан Денисова погибает юный Петя Ростов, по воле случая освободив пленного Пьера. Французская армия отступает панически, солдаты грабят обозы соседних отрядов с целью добыть еду. Так просто величие, лишенное доброты, простоты и правды превращается в ничтожество.

Часть 4

Наташа меняется с потерей Андрея, переосмыслив жизнь, девушка понимает, что такое долг, как она привязана к семье, к маме. Графиня Ростова не в силах перенести потерю сына Петеньки. Раннее энергичная пятидесятилетняя женщина превратилась в старую, больную и слабую. Душевные силы покинули мать, только забота дочери спасает ее от смерти.

Так много потерь пережили Наташа и Мария вместе, что война подружила их, они вместе вернулись в Москву.

Эпилог

Часть 1

Спустя год, умирает граф Ростов, отец семейства, кормилец и опора своих детей. Жестокая депрессия охватывает Наташу после его смерти. На помощь приходит Пьер Безухов, который, будучи вдовцом, женится на ней.

Удачно складываются отношения Николая и Марьи. Мужчина, получив наследство отца с долгами, долго не решался сделать девушке предложение. Но княжна Болконская убедила его, что долги не могут быть преградой для счастья двух любящих сердец. Разлука белее болезненный процесс для обоих.

Их свадьба состоялась осенью 1814 года, молодая семья переехала в Лысые горы. Николай Ростов одолжил у графа Безухова деньги, в течении трех лет поднял поместье на ноги, вывел из долгов.

Наступил 1820 год, много событий произошло, в семье Безухова четверо детей. Друзья собираются у Ростовых. Снова автор противопоставляет между собой два дома, разный уклад жизни, манеру общения между супругами. Как будто два параллельных мира в одном государстве. Разные мечты, цели и способы их достижения.

Часть 2

Политическая арена Европы в период с 1805 года до конца 1812 года выделяется на фоне своего исторического развития резкой сменой событий. Первая Отечественная война была народной войной, где решающим стал каждый патриотический поступок простого человека. Законы и закономерности войны не срабатывают под давлением народной воли, которая проявляется в стремлении к свободе.

Именно воля сплоченных бедой людей противостоит страсти к разрушению одного или нескольких человек, умных, обученных и образованных. Герои умирают за свободу, не зная законов истории и экономики. Свобода – это тоже естественная сила, как электрическая сила и сила притяжения; только проявляется она в ощущении жизни, в желании развиваться, находить новые жизненные цели.