Русские композиторы женщины. Выдающиеся женщины – композиторы

В ероника Дударова, София Губайдулина, Елена Образцова — имена, известные не только в России, но и за ее пределами. Вспоминаем великих женщин-музыкантов ХХ века.

Вероника Дударова

Вероника Дударова. Фотография: classicalmusicnews.ru


Вероника Дударова. Фотография: south-ossetia.info

Вероника Дударова родилась в Баку в 1916 году. В 1938 году она окончила фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и приняла необычное для того времени решение — стать дирижером. В СССР тогда еще не было женщин, решившихся выйти к симфоническому оркестру. Вероника Дударова стала ученицей двух мэтров — Лео Гинзбурга и Николая Аносова.

Дебютировала она в качестве дирижера в Центральном детском театре в 1944 году. Затем работала в оперной студии Московской консерватории.

В 1947 году Вероника Дударова стала дирижером Московского государственного симфонического оркестра, а в 1960 году заняла пост главного дирижера и художественного руководителя этого коллектива. В репертуар Дударовой постепенно вошел огромный объем сочинений — от Баха и Моцарта до Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной.

В интервью она не раз говорила о кровавых репетициях, о том, что порой приходится «сурово добиваться результата». В 1991 году Дударова организовала и возглавила Государственный симфонический оркестр России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она стала первой в мире женщиной, проработавшей с симфоническими оркестрами более 50 лет.

Фестиваль, посвященный Веронике Дударовой:


София Губайдулина


София Губайдулина. Фотография: remusik.org


София Губайдулина. Фотография: tatarstan-symphony.com

Композитор София (Сания) Губайдулина родилась в 1931 году в Чистополе. Ее отец был геодезистом, мать — учительницей младших классов. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Казань. В 1935 году София Губайдулина начала заниматься музыкой. В 1949-м она стала студенткой фортепианного факультета Казанской консерватории. Позже пианистка решила писать музыку сама и поступила на композиторский факультет Московской консерватории — сначала в класс Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, а потом в аспирантуру под руководством Виссариона Шебалина.

Коллеги Софии Губайдулиной отмечали, что уже в первых сочинениях она обращалась к религиозным образам. Это особенно заметно в партитурах 1970-80-х годов: «De profundis» для баяна, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение»), «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. Проявлялось это и в поздних сочинениях — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва».

«Моей целью всегда было услышать звучание мира, звучание своей собственной души и изучить их столкновение, контраст или, наоборот, сходство. И чем дольше я иду, тем яснее мне становится, что я все это время занимаюсь поисками того звучания, которое соответствовало бы правде моей жизни».

София Губайдулина

В конце 1980-х годов София Губайдулина стала всемирно известным композитором. С 1991 года она живет в Германии, но часто приезжает в Россию. Сегодня в разных странах проводятся посвященные ей фестивали, с ней сотрудничают лучшие музыкальные коллективы и солисты.

Документальный фильм о Софии Губайдулиной:


Елена Образцова



Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Елена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Когда наступило время поступать в университет, девушка выбрала вокальный факультет Ленинградской консерватории, хотя ее отец настаивал на том, чтобы дочь занималась радиотехникой. В 1962 году студентка Образцова стала победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Вскоре молодая певица дебютировала в Большом театре — ее первой партией стала Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского.

В русский репертуар певицы вошли также Марфа из оперы «Хованщина» Мусоргского, Любаша из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Элен Безухова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Партию Графини в «Пиковой даме» Петра Чайковского Елена Образцова исполняла на протяжении всей музыкальной карьеры. Певица говорила: «Я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками» .

Одной из самых известных ролей из зарубежного репертуара Образцовой стала Кармен в опере Бизе. Не только советские, но и испанские слушатели признавали ее лучшей исполнительницей этой партии.
Партнерами Образцовой были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мирелла Френи. Важным событием в жизни певицы стала встреча с композитором Георгием Свиридовым: он посвятил ей несколько вокальных сочинений.

Программа «Линия жизни» с Еленой Образцовой:

Элисо Вирсаладзе


Элисо Вирсаладзе. Фотография: archive.li


Элисо Вирсаладзе. Фотография: riavrn.ru

Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси в 1942 году. Ее педагогом в школе и консерватории была бабушка — известная грузинская пианистка Анастасия Вирсаладзе. В 1962 году Элисо получила третью премию на II Международном конкурсе имени Чайковского. В 1966 году, после окончания Тбилисской консерватории, она поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс Якова Зака.

С 1967 года Элисо Вирсаладзе преподавала в Московской консерватории. Среди выпускников ее класса — лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Каприн.

В репертуаре пианистки особое место занимают сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Чайковского, Прокофьева. Она часто выступает в ансамбле с виолончелисткой Наталией Гутман.

«Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина» , — так говорил о Вирсаладзе Святослав Рихтер.

Сегодня Элисо Вирсаладзе много выступает с сольными и камерными программами, часто играет с оркестрами. О концертах она говорит как о таинстве: «Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь» .

Программа «Собрание исполнений» и концерт Элисо Вирсаладзе:


Наталия Гутман



Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru

Родилась будущая виолончелистка в Казани в 1942 году, первые уроки игры на виолончели получила у своего отчима — Романа Сапожникова. Затем она занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1964 году Наталия окончила Московскую консерваторию по классу Галины Козолуповой, а в 1968 — аспирантуру Ленинградской консерватории, где ее руководителем был Мстислав Ростропович.

Еще в консерваторские годы Наталия стала лауреатом нескольких конкурсов, в том числе II Международного конкурса имени Чайковского. В 1967 году она начала преподавать в Московской консерватории.

«Если я буду просто профессионально водить смычком и думать о своем — это будет сразу слышно! Для меня автоматизм исполнения, безучастность — страшный провал!» — говорит она.

Сейчас Наталия Гутман обучает молодых музыкантов во многих европейских городах, организует крупные фестивали и продолжает гастролировать.

Выступление на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ имени Пушкина:


______________________________________________

В ероника Дударова, София Губайдулина, Елена Образцова — имена, известные не только в России, но и за ее пределами. Вспоминаем великих женщин-музыкантов ХХ века.

Вероника Дударова

Вероника Дударова. Фотография: classicalmusicnews.ru


Вероника Дударова. Фотография: south-ossetia.info

Вероника Дударова родилась в Баку в 1916 году. В 1938 году она окончила фортепианное отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории и приняла необычное для того времени решение — стать дирижером. В СССР тогда еще не было женщин, решившихся выйти к симфоническому оркестру. Вероника Дударова стала ученицей двух мэтров — Лео Гинзбурга и Николая Аносова.

Дебютировала она в качестве дирижера в Центральном детском театре в 1944 году. Затем работала в оперной студии Московской консерватории.

В 1947 году Вероника Дударова стала дирижером Московского государственного симфонического оркестра, а в 1960 году заняла пост главного дирижера и художественного руководителя этого коллектива. В репертуар Дударовой постепенно вошел огромный объем сочинений — от Баха и Моцарта до Альфреда Шнитке, Микаэла Таривердиева, Софии Губайдулиной.

В интервью она не раз говорила о кровавых репетициях, о том, что порой приходится «сурово добиваться результата». В 1991 году Дударова организовала и возглавила Государственный симфонический оркестр России. Ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса: она стала первой в мире женщиной, проработавшей с симфоническими оркестрами более 50 лет.

Фестиваль, посвященный Веронике Дударовой:


София Губайдулина


София Губайдулина. Фотография: remusik.org


София Губайдулина. Фотография: tatarstan-symphony.com

Композитор София (Сания) Губайдулина родилась в 1931 году в Чистополе. Ее отец был геодезистом, мать — учительницей младших классов. Вскоре после рождения дочери семья переехала в Казань. В 1935 году София Губайдулина начала заниматься музыкой. В 1949-м она стала студенткой фортепианного факультета Казанской консерватории. Позже пианистка решила писать музыку сама и поступила на композиторский факультет Московской консерватории — сначала в класс Юрия Шапорина, затем Николая Пейко, а потом в аспирантуру под руководством Виссариона Шебалина.

Коллеги Софии Губайдулиной отмечали, что уже в первых сочинениях она обращалась к религиозным образам. Это особенно заметно в партитурах 1970-80-х годов: «De profundis» для баяна, концерт для скрипки «Offertorium» («Жертвоприношение»), «Семь слов» для виолончели, баяна и струнных. Проявлялось это и в поздних сочинениях — «Страсти по Иоанну», «Пасха по Иоанну», «Простая молитва».

«Моей целью всегда было услышать звучание мира, звучание своей собственной души и изучить их столкновение, контраст или, наоборот, сходство. И чем дольше я иду, тем яснее мне становится, что я все это время занимаюсь поисками того звучания, которое соответствовало бы правде моей жизни».

София Губайдулина

В конце 1980-х годов София Губайдулина стала всемирно известным композитором. С 1991 года она живет в Германии, но часто приезжает в Россию. Сегодня в разных странах проводятся посвященные ей фестивали, с ней сотрудничают лучшие музыкальные коллективы и солисты.

Документальный фильм о Софии Губайдулиной:


Елена Образцова



Елена Образцова. Фотография: classicalmusicnews.ru

Елена Образцова родилась в 1939 году в Ленинграде. Когда наступило время поступать в университет, девушка выбрала вокальный факультет Ленинградской консерватории, хотя ее отец настаивал на том, чтобы дочь занималась радиотехникой. В 1962 году студентка Образцова стала победителем Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки. Вскоре молодая певица дебютировала в Большом театре — ее первой партией стала Марина Мнишек в «Борисе Годунове» Модеста Мусоргского.

В русский репертуар певицы вошли также Марфа из оперы «Хованщина» Мусоргского, Любаша из «Царской невесты» Николая Римского-Корсакова, Элен Безухова из «Войны и мира» Сергея Прокофьева. Партию Графини в «Пиковой даме» Петра Чайковского Елена Образцова исполняла на протяжении всей музыкальной карьеры. Певица говорила: «Я могу ее до ста лет петь, пока звучит голос. И она обрастает и обрастает новыми красками» .

Одной из самых известных ролей из зарубежного репертуара Образцовой стала Кармен в опере Бизе. Не только советские, но и испанские слушатели признавали ее лучшей исполнительницей этой партии.
Партнерами Образцовой были Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мирелла Френи. Важным событием в жизни певицы стала встреча с композитором Георгием Свиридовым: он посвятил ей несколько вокальных сочинений.

Программа «Линия жизни» с Еленой Образцовой:

Элисо Вирсаладзе


Элисо Вирсаладзе. Фотография: archive.li


Элисо Вирсаладзе. Фотография: riavrn.ru

Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси в 1942 году. Ее педагогом в школе и консерватории была бабушка — известная грузинская пианистка Анастасия Вирсаладзе. В 1962 году Элисо получила третью премию на II Международном конкурсе имени Чайковского. В 1966 году, после окончания Тбилисской консерватории, она поступила в аспирантуру Московской консерватории в класс Якова Зака.

С 1967 года Элисо Вирсаладзе преподавала в Московской консерватории. Среди выпускников ее класса — лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Каприн.

В репертуаре пианистки особое место занимают сочинения Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Чайковского, Прокофьева. Она часто выступает в ансамбле с виолончелисткой Наталией Гутман.

«Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина» , — так говорил о Вирсаладзе Святослав Рихтер.

Сегодня Элисо Вирсаладзе много выступает с сольными и камерными программами, часто играет с оркестрами. О концертах она говорит как о таинстве: «Выходишь на сцену и принадлежишь композитору, которого исполняешь, и залу, для которого играешь» .

Программа «Собрание исполнений» и концерт Элисо Вирсаладзе:


Наталия Гутман



Наталия Гутман. Фотография: classicalmusicnews.ru

Родилась будущая виолончелистка в Казани в 1942 году, первые уроки игры на виолончели получила у своего отчима — Романа Сапожникова. Затем она занималась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1964 году Наталия окончила Московскую консерваторию по классу Галины Козолуповой, а в 1968 — аспирантуру Ленинградской консерватории, где ее руководителем был Мстислав Ростропович.

Еще в консерваторские годы Наталия стала лауреатом нескольких конкурсов, в том числе II Международного конкурса имени Чайковского. В 1967 году она начала преподавать в Московской консерватории.

«Если я буду просто профессионально водить смычком и думать о своем — это будет сразу слышно! Для меня автоматизм исполнения, безучастность — страшный провал!» — говорит она.

Сейчас Наталия Гутман обучает молодых музыкантов во многих европейских городах, организует крупные фестивали и продолжает гастролировать.

Выступление на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ имени Пушкина:


______________________________________________

Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .

Александр Николаевич Скрябин

Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.

Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.

Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.

В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.

Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.

Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.

В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:

  • модернистский стиль;
  • разрушение установившихся музыкальных канонов;
  • экстравагантность и изобретательность композиторских приемов

В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.

Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

КОМПОЗИТОРЫ-ЖЕНЩИНЫ

Не ищите в оглавлении этой книги женских имен, вы их не найдете. По той причине, что все «самые-самые» западные композиторы наделены от природы по крайней мере одним общим свойством - наличием Y-хромосомы.

Виновата в таком положении вещей многовековая традиция не допускать женщин к музыкальному образованию и выступлениям на публике. В Средние века женщинам запретили услаждать слушателей пением и игрой на музыкальных инструментах, хотя в тиши аббатств монахини создавали оркестры и даже сочиняли музыку. Запрет на женские публичные выступления сняли только тогда, когда кастраты уже не могли удовлетворять спрос на высокие голоса. (Кастрацию юных певцов окончательно сочли предосудительной в конце восемнадцатого века.) Женщины получили возможность прославиться в качестве оперных певиц - впрочем, нелегко добиться серьезного отношения к себе как к артистке, если все вокруг держат тебя за проститутку.

Кроме оперной сцены, иные пути в музыку для женщин были отрезаны. На протяжении всего девятнадцатого века женщин не принимали в музыкальные учебные заведения, так что учиться они могли только дома. Но даже если женщине удавалось получить солидную подготовку, применить свои умения на практике означало бросить вызов условностям и натолкнуться на непонимание окружающих.

Лишь в середине двадцатого века в составе ведущих оркестров появились женщины. В разгар Второй мировой войны они заняли места мужчин, призванных в армию. С тех пор женщин среди музыкантов становится все больше и больше, однако женщинам-дирижерам и по сей день приходится доказывать свою состоятельность - пусть даже те, кто смог пробиться, вроде Марин Олсоп, руководившей Балтиморским симфоническим оркестром, блестяще продемонстрировали, что женщины способны управиться с дирижерской палочкой не хуже мужчин.

В результате и вопреки духу времени в искусстве композиции по-прежнему доминируют мужчины. Не то чтобы женщин-композиторов вовсе не существует. Например, англичанка Элизабет Маконки (1907–1994) создала замечательную музыку к поэтическим произведениям, в том числе к известному стихотворению Дилана Томаса «И смерть свою утратит власть». Маконки считалась лучшей студенткой на курсе в Королевском музыкальном колледже, но престижную стипендию Мендельсона она не получила, поскольку, как сказал директор колледжа: «Вы же замуж выйдете и больше ни одной ноты не напишете». Ни одно произведение, написанное женщиной, не укоренилось в современном репертуаре концертных залов или оперных театров, хотя, судя по некоторым признакам, ситуация меняется - женщины-композиторы все чаще и внушительнее заявляют о себе.

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Женщины Аркадий Натанович всегда был мужчиной привлекательным. Женщинам он нравился.Однако относился он к ним настороженно. «Женщины для меня как были, так и остаются самыми таинственными существами на Земле, – говорил он. – Они знают что-то, чего не знаем мы, – тут он

Из книги Тамерлан автора Ру Жан-Поль

Женщины В Тимуровом царстве разница между тем, как жили иранские женщины, и образом жизни женщин тюркских была огромной. Первые должны были терпеть все ограничения, проистекавшие из мусульманских законов и обычаев; вторые подчинялись кочевническим тюрко-монгольским

Из книги Кинозвезды. Плата за успех автора Безелянский Юрий Николаевич

Женщины Со всеми кинодивами, с которыми снимался Марчелло Мастроянни, судя по светской хронике, его связывали любовные отношения. Так или не так? Сам Мастроянни не любил откровенничать, а тем более, бахвалиться. Он всегда скромно опускал глаза и говорил:- Нет, я не

Из книги Ступени профессии автора Покровский Борис Александрович

КОМПОЗИТОРЫ Когда я встретился с Сергеем Сергеевичем Прокофьевым, мне было чуть больше 30 лет, что по режиссерскому летосчислению может считаться молодостью. В сущности я был юнцом-режиссером. В этом возрасте запоминаешь совсем не то, что надо, что целесообразно, а то, что

Из книги Хроники Фрая автора Фрай Стивен

Шахматы, классическая литература, классические композиторы, любознательность и каверзность Оказалось, что в «Куинзе» действительно было два декана - декан церкви и тот, который отвечал за обучение. В каждую первую неделю месяца один из них устраивал прием, где нас

Из книги Князь Андрей Волконский. Партитура жизни автора Дубинец Елена

Из книги Из пережитого в чужих краях. Воспоминания и думы бывшего эмигранта автора Александровский Борис Николаевич

Российские композиторы Славянская музыка мне неинтересна, она рыхлая, не построена. Я включаю сюда и русскую музыку. К счастью, у Глинки есть итальянщина. Мне пришлось сдавать русскую музлитературу, а я терпеть не мог русские романсы, они меня убивали до тошноты. Педагог

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

XIII Зарубежные русские композиторы, писатели, художники Кроме промелькнувших перед моими глазами за 27 лет пребывания за рубежом многих тысяч эмигрантских политиканов, «активистов», неистовых «рыцарей белой мечты», разного рода авантюристов, о которых шла речь в

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

ЖЕНЩИНЫ …Интимная жизнь Чехова почти неизвестна. Опубликованные письма не вскрывают ее. Но, несомненно, она была сложная. Несомненно, до позднего брака с Книппер Чехов не раз не только увлекался, но и любил «горестно и трудно».Только любивший человек мог написать «Даму с

Из книги ОбрАДно в СССР автора Троицкий Сергей Евгеньевич

Из книги Я – Беглый автора Пробатов Михаил Александрович

СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ОТ ЧЕРНЕНКО И АНДРОПОВА После окончания школы, наш певец и басист ушли в ар­мию, мы остались вдвоем с барабанщиком Моргом. Я остал­ся один в большом городе и не понимал, что теперь делать с музыкой....Вообще, 1984 год был самым х...вым, так как Черненко

Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

О, женщины… Был у меня приятель в бане. Приходил ко мне париться. Его звали Женька. Он киснул каким-то младшим научным сотрудником в Институте Пути, в Свиблово, а там, на улице Вересковой была небольшая баня, где я работал одно время. Работа эта, несмотря на постоянную суету,

Из книги Блок без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Американские композиторы от Айвза до Эллингтона Чтобы понять культурное беспокойство, которое овладело композиторами во время “бурных 1920-х”, нужно просто прочитать книги Карла ван Вехтена. В 1920-е годы этот американский критик, романист и обличитель нравов в той или

Из книги Мир итальянской оперы автора Гобби Тито

Женщины Любовь Дмитриевна Блок:Физическая близость с женщиной для Блока с гимназических лет это – платная любовь, и неизбежные результаты – болезнь. Слава Богу, что еще все эти случаи в молодости – болезнь не роковая. Тут несомненно травма в психологии.

Из книги Дневник расстрелянного автора Занадворов Герман Леонидович

Из книги автора

ЖЕНЩИНЫ Павел вскрикивал. Скрипел зубами. Неожиданно затихал. Наташе казалось, он уже не дышит. Наташа испуганно прижимала ухо к запекшимся губам.Старуха спала. Лампешка без стекла мигала на припечке. Неверный свет делал уродливой костистую разгоряченную голову на

В эпоху становления оперного вокала для женщин-певиц условия были не так, чтобы очень благоприятные. Однако это не сильно затормозило глобальный процесс и мы знаем немало имен настоящих звёзд – оперных див, даже не буду их и перечислять. Но вот женщины, писавшие музыку … тут что-то либо совсем не было условий, либо не было столько таланта … Во всяком случае ни одно из имён женщин-композиторов не заблистало столь же ярко, как скажем имена Бетховена, или ! И всё-таки давайте-ка посмотрим: чем мы тут располагаем?:)

  • Хильдега́рда Би́нгенская

Пусть женские имена и не снискали такой же славы в мире музыкального сочинительства, как мужские, но зато есть имя очень значительное с точки зрения истории музыки. Это Хильдегарда Бингенская – одна из первых средневековых композиторов, оставивших записи своих сочинений. Ну-у, сочинения понятно какие, ведь это ж 12 век! Вероятно, современному слушателю надо быть очень большим фанатом, чтобы получать удовольствие от прослушивания средневековых церковных распевов. Впрочем, это сугубо теоретические мои измышления – что-то послушать из Хильдегарды мне пока не удалось. В интернете нашла пока только вот что , но там надо сначала стать членом клуба, а уж потом слушать. Ход до этого ещё не дошёл, хотя в планах имеется:). Но в этой истории, пожалуй, важнее другое: сама личность монахини, которую в 2012 году Папа Римский официально канонизировал. А ещё очень проникновенно о ней написал :

История ее представляется еще более замечательной, когда начинаешь размышлять о том, с какими, наверное, трудностями было сопряжено в то время не просто существование женщины-композитора, - господи, да это и сейчас дело не из легких, - но, чего уж там, существование женщины, ХОТЬ ЧТО-ТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯВШЕЙ.

Давайте возьмем в одну руку портрет Хильдегарды, а в другую - наполненный вином кубок, покажем себе крупным планом 1179 -й и провозгласим тост за ее ничуть не ведьмячью, эксцентричную музыкальность.

  • Барбара Строцци

Может я, конечно, и покажусь невеждой, но музыку этой дамы я тоже не слушала и … почему-то думаю, что и это имя оставило след скорее исторический, чем музыкальный. А именно: Барбара Строцци одной из первых начала публиковать свои произведения не в сборниках, а как говорится – соло, а это уже,согласитесь, заявка! Жила и творила она в любимейшую мною и в любимейшей стране – Италии. Прозвище имела “Виртуознейшая”, но опять-таки думается, что эта оценка относилась скорее к Строцци – певице. А как композитор – могла ли она соперничать со множеством блистательных авторов, живших в то время? Во всяком случае, Монтеверди, Бах, Вивальди, Пёрсел, Гендель – это мировые масштабы. А вот имя Барбары Строцци не так часто и услышишь. Впрочем, хватит умничать, сейчас вместе с вами впервые послушаю её сочинение:

Ну, и как вам? Я заслушалась, очень красиво!

  • Клара Шуман

Вот и в этом случае, так и хочется сказать: да-да, Клара была женой композитора Роберта Шумана. То есть как бы производное от известного мужского имени. Но ведь на самом деле скорее Клара “продвигала” своего мужа, именно она была первой исполнительницей его произведений. Так же, как и музыку Брамса публика впервые услышала в исполнении Клары. Кстати, это и есть ключевые фразы – исполнение . Потому как Клара была виртуознейшей пианисткой, собственно она была вундеркиндом, её выступления и гастроли начались ещё в детстве. А последний концерт Клара дала в возрасте 71 год. Вот как пианистка – да, она была знаменита и успешна. Как композитора в то время её просто не принимали всерьёз (не женское это дело!), а сейчас творчество Клары Шуман вызывает интерес, но её произведения исполняются не слишком-то часто.