Биография. Сведения об институте Родной город ростроповича

    Мстислав Леопольдович Ростропович. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович (родился в 1927), российский виолончелист, дирижер. Ярко образный исполнительский стиль Ростроповича сочетает эмоциональную приподнятость с интеллектуальностью, исключительно… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927) российский виолончелист, дирижер. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 в эмиграции; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены гражданства СССР. В 1990 гражданство… … Большой Энциклопедический словарь

    Виолончелист, дирижер, Народный артист СССР; родился 27 марта 1927 г. в г. Баку; окончил Московскую государственную консерваторию; с 1948 г. солист Московской филармонии, одновременно занимался музыкально педагогической деятельностью, являясь… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 27.3.1927, Баку), советский виолончелист, народный артист СССР (1966). Родился в семье музыканта. В 1946 окончил Московскую консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова, занимался композицией в классе В. Я. Шебалина (1943‒46). С 1948 … Большая советская энциклопедия

    - (р. 1927), виолончелист, дирижёр, народный артист СССР (1966). Ученик С. М. Козолупова. Профессор Московской консерватории (1960 74). С 1974 живёт в США; в 1978 за правозащитную деятельность Ростропович и его жена Г. П. Вишневская были лишены… … Энциклопедический словарь

    Ростропович Мстислав Леопольдович - (род. 1927) виолончелист, дирижер, пианист, обществ. деятель. Учился игре на фортепиано, позднее на виолончели, композиции у отца, Л. В. Ростроповича. В 1946 окончил Моск. конс. по кл. виолончели у С. М. Козолупова, композиции у В. Я. Шебалина… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Ростропович, Мстислав Леопольдович - (р. 1927) почетный член РАО (2000; Отделение образования и культуры), профессор. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 468) См. также Российская академия образования (РАО) Ч33(2)7 8 … Педагогический терминологический словарь

    Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

    Мстислав Леопольдович Ростропович Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора, 1978 год Дата рождения 27 марта 1927(19270327) Место рождения … Википедия

Книги

  • , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович - великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…
  • Мстислав Ростропович. Любовь с виолончелью в руках , Афанасьева Ольга Владимировна. Мстислав Ростропович – великий виолончелист, дирижер и пианист, объявленный лондонской газетой "Таймс""величайшим из ныне живущих музыкантов" . Он родился в Баку, в семье музыкантов, в 4 года…

Мстислав Леопольдович Ростропович (27 марта 1927, Баку - 27 апреля 2007, Москва) - советский и российский виолончелист, пианист и дирижёр, общественный деятель, защитник прав человека и духовной свободы, педагог. Народный артист СССР (1966). Лауреат Ленинской премии (1964), Сталинской премии второй степени (1951) и двух Государственных премий России (1991, 1995). Пятикратный лауреат премии Грэмми.

Мстислав Ростропович родился в семье профессиональных музыкантов - виолончелиста Леопольда Ростроповича, сына пианиста и композитора Витольда Ростроповича, и пианистки Софьи Федотовой, в Баку, куда семья переехала из Оренбурга по приглашению азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова.

Ростропович начал заниматься музыкой в раннем детстве с родителями.

В 1932-1937 годах учился в Москве в Музыкальном техникуме имени Мусоргского.

В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов, где Мстислав учился в музыкальном училище, в котором преподавал его отец.

В 16 лет он поступил в Московскую консерваторию, где изучал виолончель у Семёна Козолупова и композицию у С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича.

Мстислав Ростропович в детстве

Получил известность как виолончелист в 1945 году, выиграв золотую медаль Третьего Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве.

Наряду с 18-летним Ростроповичем, выдержавшим труднейшее состязание и одержавшим свою первую победу, первую премию на конкурсе музыкантов-исполнителей получил и уже имевший к тому времени известность пианист Святослав Рихтер.

В 1947 году выиграл 1-ю премию на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге.

Благодаря международным контрактам и турам Ростропович стал известен на Западе. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки, и впоследствии многие произведения были написаны специально для него. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле со Святославом Рихтером, в трио с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с женой Галиной Вишневской.

По его собственному признанию, на формирование его личности огромное влияние оказали три композитора: Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Бенджамин Бриттен.

В 1955 году, спустя четыре дня после знакомства на фестивале «Пражская весна» с известной оперной певицей Г. П. Вишневской, фактически стали мужем и женой. После возвращения из Праги Вишневская решительно рассталась со своим прежним супругом, директором Ленинградского Театра оперетты М. И. Рубиным и связала жизнь с «человеком из оркестра».

Вместе Ростропович и Вишневская прожили 52 года. Семья обосновалась в квартире «Дома композиторов» в Газетном переулке. Вскоре родились две дочери - Ольга и Елена. По воспоминаниям дочерей, отец был очень строгим, педантичным родителем, постоянно занимавшимся их воспитанием.

Мстислав Ростропович в Галина Вишневская

Начиная с 1969 года Ростропович и его семья поддерживали , разрешив ему жить на своей даче под Москвой, и написав открытое письмо в его защиту. За этим последовала отмена концертов и туров, остановка записей.

В 1974 году получил выездную визу и выехал с женой и детьми за границу на длительный срок, что было оформлено как командировка Министерства культуры СССР.

В 1978 году они были лишены советского гражданства. Газета «Известия» от 16.03.1978 писала: "Выехавшие в зарубежные поездки М. Л. Ростропович и Г. П. Вишневская, не проявляя желания возвратиться в Советский Союз, вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, звание гражданина СССР. Они систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям за рубежом. В 1976-1977 годах они дали, например, несколько концертов, денежные сборы от которых пошли в пользу белоэмигрантских организаций. ...Учитывая, что Ростропович и Вишневская систематически совершают действия, наносящие ущерб престижу Союза ССР и несовместимые с принадлежностью к советскому гражданству, Президиум Верховного Совета СССР постановил на основании ст. 7 Закона СССР от 19 августа 1938 года «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик» за действия, порочащие звание гражданина СССР, лишить гражданства СССР М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневскую" .

Гражданство СССР было возвращено Ростроповичу и Вишневской в 1990 году.

С 1974 года стал одним из ведущих дирижёров Запада. В течение 17 сезонов он был бессменным дирижёром и художественным руководителем Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, вошедшего под его руководством в число лучших оркестров Америки, регулярным гостем Берлинской филармонии, Бостонского симфонического оркестра, Лондонского симфонического оркестра и Лондонской филармонии.

Последними записями Ростроповича были Концерт для виолончели с оркестром № 2 Шнитке и «Возвращение в Россию» - документальный фильм о поездке в Москву вместе с Национальным симфоническим оркестром в 1990 году.

Во время августовского путча 1991 года и событий октября 1993 года выступал на стороне Президента России , в августе 1991 года находился в рядах защитников Белого дома.

В течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, семь лет был педагогом Ленинградской консерватории.

С 1959 по 1974 годы Ростропович - профессор, а с 1993 года - почетный профессор Московской консерватории.

Репертуар Ростроповича-виолончелиста включал наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели, написанных специально для него. Свои сочинения Ростроповичу посвятили около 60 композиторов, в том числе Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Лучано Берио, Альфред Шнитке, Леонард Бернстайн, Анри Дютийе, Оливье Мессиан, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий и, особенно, Бенджамин Бриттен.

В 2002 году лондонская газета «The Times» провозгласила Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». Музыкальный колумнист газеты «Daily Telegraph» Ллойд Уэббер назвал Ростроповича «вероятно, величайшим виолончелистом всех времен» (28 апреля 2007).

Ростропович известен и своей благотворительной деятельностью: он был президентом Благотворительного фонда Вишневской-Ростроповича, оказывающего помощь российским детским лечебным учреждениям, а также одним из попечителей школы имени А. М. Горчакова, возрождаемой в духе и традициях Царскосельского лицея.

Летом 2006 года Мстислав Леопольдович тяжело заболел: в феврале и в апреле 2007 года он перенёс две операции в связи со злокачественной опухолью печени.

Прощание с Ростроповичем состоялось 28 апреля в Большом зале Московской консерватории. Отпевание прошло в Храме Христа Спасителя.

Похоронен Ростропович в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Всемирно известный виолончелист, дирижер Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку (Азербайджан), где его отец, виолончелист Леопольд Ростропович (1892-1942), тогда профессор Азербайджанской консерватории, выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. Мать, Софья Федотова, была пианисткой. Предки Ростроповича по отцу принадлежали к польским дворянам .

В четыре года Мстислав Ростропович сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда с родителями в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы имени Гнесиных. В 13-летнем возрасте Мстислав Ростропович исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели Камиля Сен-Санса в городе Славянске.

В 16 лет он поступил в Московскую государственную консерваторию, которую окончил в 1946 году .

Учился по классам виолончели у Семена Козолупова и композиции у Виссариона Шебалина. Под руководством композитора Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки.

В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947, 1950) и в Будапеште (1949), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Мстислава Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года — по странам Европы, а затем и по всему миру.

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. В 1968 году в Большом театре под управлением Ростроповича прошла премьера оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, в 1970 году в Большом театре под его руководством прошла опера "Война и мир" Сергея Прокофьева.

С 1947 года Мстислав Ростропович вел преподавательскую деятельность сначала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а затем в 1948-1974 годах — в Московской государственной консерватории. С 1960 года — профессор, с 1961 года возглавлял кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории, где в 1961-1966 годах был заведующим кафедрой виолончели.

В 1969 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская приютили у себя на даче писателя Александра Солженицына, чем спровоцировали гонения со стороны советских властей. В 1974 году семья была вынуждена временно уехать за границу. В 1978 году супругов , которое им вернули спустя двенадцать лет — в январе 1990 года.

В 1977-1994 годах Мстислав Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне. В 1990 году он предпринял с оркестром турне по России.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как "Польский реквием" Кшиштофа Пендерецкого, "Новелетты" Витольда Лютославского и 6-я симфония Альфреда Шнитке, посвященные Ростроповичу, "Timbres, Espace, Mouvement" Анри Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам — Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

На дирижерском счету Ростроповича мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также девяти опер, в числе которых "Эра Водолея" Софьи Губайдулиной (Генуя, 1991), "Жизнь с идиотом" (Амстердам, 1992) и "Джезуальдо" (Вена, 1995) Альфреда Шнитке, "Лолита" Родиона Щедрина (Стокгольм,1994) и "Видения Иоанна Грозного" Сергея Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, Нидерландский королевский симфонический оркестр, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Он был организатором фестивалей, посвященных Сергею Прокофьеву (1991), Бенджамину Бриттену (1993) и Альфреду Шнитке (1994), принимал участие в работе и организации конкурса имени Чайковского в Москве; с 1987 года по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция).

В августе 1991 года Ростропович приехал в Москву на защиту Белого дома. В 1993 году он был награжден медалью "Защитнику свободной России ".

В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне "Благотворительный фонд помощи детям России".

С 2002 года входил в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Ростропович был членом шести академий, являлся почетным доктором 50 университетов (среди них — Гарвард, Принстон, Кембридж, Йель, Оксфорд, Сорбонна, Болонья).

Был обладателем свыше 130 высших наград и премий из более чем 30 стран мира. В их числе: высшая награда США — Президентская медаль Свободы, Орден Почетного Легиона (Франция), орден "Рыцарь Британской Империи" (Великобритания), высшая награда Швеции "Полярная звезда", императорская премия Японии, премия принца Астурийского, международная премия Карла IV и др.

Был удостоен титула "Сэр Королевства Великобритании".

На родине Мстислав Ростропович был отмечен многими государственными и профессиональными наградами. В 1964 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Ленинской премии (1965), Государственной премии РСФСР (1991) и Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995 года. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" (1997) и степеней (2007).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Творчество прославленного талантливого музыканта, виолончелиста, выдающегося дирижера Мстислава Ростроповича принадлежит мировой культуре.

Биография Мстислава Леопольдовича Ростроповича началась в потомственной музыкальной семье. Он родился 27 марта 1927 года в Баку.

Свое начальное музыкальное образование Ростропович получил благодаря отцу, профессору Бакинской консерватории. В 30-х годах Ростропович учился в Московской музыкальной школе имени Гнесиных.

С началом ВОВ в 1941 году Ростропович с семьей эвакуировался в Оренбург. Одаренный музыкант Мстислав Ростропович уже в возрасте 15 лет стал давать уроки музыки, зарабатывая на хлеб для всей семьи.

Музыкальное дарование юного Ростроповича позволило ему уже в раннем возрасте сделать серьезные профессиональные успехи в сочинительстве и исполнительстве.
В годы эвакуации вместе с музыкантами оркестра Малого театра Ростропович давал концерты для бойцов Красной Армии.

Вернувшись из эвакуации в 1943 году, юный музыкант поступил в Московскую Консерваторию, совмещая учебу по курсу виолончели и на факультете композиторства. Ростропович был замечен мэтром отечественной музыки композитором Дмитрием Шостаковичем, который высоко оценил творчество Мстислава Ростроповича - его первый фортепьянный концерт.

Ростропович все больше оттачивал свой исполнительский дар на виолончели. В 1945 году он уже удостоен Первой премии на Конкурсе молодых исполнителей и досрочно закончил консерваторию.

На конкурсе в Праге в 1950-м музыкант также одержал победу.

Музыкальное образование Ростропович продолжил в аспирантуре и в 1948 году стал преподавателем Московской Консерватории, где отслужил более четверти века.

Ростропович блистательно исполнял разнообразный репертуар классической музыки: сонаты для виолончели и фортепиано Бетховена, виолончельные концерты Дворжака, Гайдна, Шостаковича, симфонические произведения Лютославского и Р. Штрауса. Музыкальные критики считают, что необычайно полно и ярко талант виолончелиста Ростроповича раскрылся при исполнении произведений Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

Ростропович успешно пробует свои силы в дирижерском мастерстве. В 1967 году он впервые дирижировал оркестром Большого театра при исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского. Затем он принимал участие еще в нескольких оперных спектаклях Большого театра, в том числе «Война и Мир» Прокофьева.

В мировом музыкальном сообществе необычайно ценили талант виолончелиста и дирижера Ростроповича. В 50-х-60-х годах он уже выступал на известных музыкальных подмостках Европы.

За творческую биографию Ростропович сыграл с такими выдающимися мэтрами музыки как Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Исаак Стерн, Г. Кремер, Юрий Башмет. Специально для Ростроповича создавались музыкальные произведения самыми известными композиторами 20 века, в том числе Шостаковичем, которого Ростропович всю жизнь считал своим главным наставником.

В 60-х годах Ростропович делает блистательную музыкальную карьеру вместе со своей женой оперной солисткой Большого театра Галиной Вишневской. Но в 70-х творческий дуэт Ростропович—Вишневская попадает в немилость из-за сочувствия советскому диссиденту, писателю Александру Солженицыну, после чего они были вынуждены покинуть СССР.

Перешагнув «железный занавес», Ростропович был обласкан на самых известных мировых подмостках Европы и США, в Вашингтоне он возглавлял Национальный симфонический оркестр в Вашингтоне.

С началом перестройки Ростропович и Вишневская смогли вернуться в СССР, где Мстислав Леопольдович включился в активную политическую жизнь страны, в дальнейшем поддерживая линию президента РФ Ельцина.

С 1993 года Ростропович вновь становится почетным профессором Московской Консерватории.

Биография Мстислава Ростроповича отмечена выдающимися творческими достижениями. В разное время он был пожалован наивысшими наградами и званиями, как на Родине, так и за рубежом. Мстислав Ростропович - лауреат Сталинской и Ленинской премий, многочисленных государственных наград СССР и России, Народный артист СССР, почетный профессор нескольких зарубежных университетов, в том числе Принстонского (США), Оксфордского и Кембриджского (Великобритания), Сорбонны (Франция). Кавалер многочисленных орденов Европы, пятикратный лауреат премии Грэмми.

Величайший российский виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович остался в памяти своих соотечественников, не только как талантливый музыкант, но и как справедливый, честный и неравнодушный человек.

В последние годы своей жизни он был учредителем нескольких благотворительных фондов и организаций по защите прав человека.

Скончался Мстислав Ростропович в возрасте 80 лет в апреле 2007 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В память о Ростроповиче продолжают звучать благодарные и восхищенные слова. «Великий музыкант Мстислав Леопольдович Ростропович, человек, у которого хватало смелости быть самим собой».

Виолончелист, педагог, дирижер, композитор, общественный деятель

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1945, 1-я пр.)
Лауреат Всемирных фестивалей молодежи и студентов в Праге (1947,1-я пр.) и в Будапеште (1949, 1-я пр.)
Лауреат Международного конкурса виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1950, 1-я пр.)

Лауреат Сталинской премии (1951)
Лауреат Ленинской премии (1964)
Лауреат Государственной премии РФ (1995)
Лауреат премии им. Альберта Швейцера (США, 1985)
Лауреат премии «Полярная звезда» (Швеция, 1995) и многих других

Сын виолончелиста Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892-1942), окончившего Петербургскую консерваторию по классу А. В. Вержбиловича с золотой медалью. Первые годы жизни Ростроповича связаны с Баку, где отец, тогда профессор Азербайджанской консерватории много выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. В 4 года сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы им. Гнесиных. В 13-летнем возрасте исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели К. Сен-Санса в г. Славянске.

С 1943 года был студентом Московской консерватории по классам виолончели (у С. М. Козолупова) и композиции (у В. Я. Шебалина). Под руководством Д. Д. Шостаковича изучал курс инструментовки. Необычайную одаренность молодого музыканта в те годы отмечали не только его наставники, но и Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян. В 1946 году блестяще закончил консерваторию (имя Ростроповича занесено на мраморную доску выдающихся выпускников Московской консерватории). В 1947 году, будучи аспирантом, исполнил малоизвестный тогда Первый концерт для виолочели с оркестром С. С. Прокофьева.

Концертная деятельность

С огромным успехом концертировал в СССР (города Сибири, Заполярья, Дальнего Востока), а также во всех союзных республиках и во многих странах мира. Выступления Ростроповича на фестивалях в Праге, Будапеште и особенно на Международном конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана стали сенсационными. Диапазон выразительных возможностей артиста, его репертуар стремительно расширялись. В сложившиеся традиции исполнения виолончельных шедевров И. С. Баха и Л. ван Бетховена внес много нового (трактовка музыкальных образов, драматургии и т. д.). В 1949-1950 впервые исполнил (с С. Т. Рихтером) сонаты для виолончели и фортепиано Мясковского и Прокофьева (посвящены Ростроповичу). В 1951 году за 2 вечера исполнил все Сюиты Баха для виолончели соло, через 2 года — 5 сонат Бетховена (также с Рихтером). Внес исключительный вклад в процесс создания Прокофьевым Симфонии-концерта ор. 125 (впервые сыграл ее в Копенгагене, 1954). Среди выдающихся достижений Ростроповича — исполнение им концертов Шостаковича для виолончели с оркестром ор. 107 (1959) и ор. 126 (1966). Активно выступал в составе фортепианного трио с Э. Г. Гилельсом и Л. Б. Коганом. В 1960-е годы за короткий срок Ростроповичем были осуществлены не имевшие тогда аналогов масштабные концертные циклы, представлявшие собой широкую панораму музыки для виолончели (сочинения А. И. Хачатуряна и К. С. Хачатуряна, А. Жоливе, Д. Б. Кабалевского, А. Соге, М. С. Вайнберга, Л. Пипкова, В. Я. Шебалина, Ю. А. Левитина, У. Пистона, П. Фосса, Е. К. Голубева, В. Лютославского, Л. К. Книппера и мн. др., большинство сочинений посвящено Ростроповичу).

Искусство Ростроповича вызвало к жизни появление сочинений для виолончели в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, где ранее интерес к этому инструменту практически отсутствовал. В те же годы возникла творческая дружба с Б. Бриттеном. Композитор, до того не обращавшийся к сольной виолончели, за короткий срок создал для нее ряд значительных сочинений (Симфония-концерт, Соната для виолончели и фортепиано, 3 сюиты для виолончели соло). Огромный художественный резонанс вызывали также совместные выступления Ростроповича с певицей Г. П. Вишневской (женой; исполнял партию фортепиано.). Новизна интерпретации известных вокальных шедевров стимулировала появление новых (вокальные циклы Шостаковича, Бриттена).

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. Через 6 лет под его руководством в Большом театре была осуществлена новая постановка оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, позднее — оперы «Война и мир» Прокофьева. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. продолжал активную исполнительскую деятельность.

С 1974 года Ростропович жил в США; в 1978 году за право-защитную деятельность Ростропович и Вишневская были лишены гражданства СССР, в 1990 году гражданство было восстановлено. В 1977-1994 годы возглавлял Национальный симфонический оркестр США (Вашингтон). В 1990 году предпринял с этим оркестром турне по России.

Педагогическая деятельность

Преподавать начал в 1947 году в ЦМШ, будучи аспирантом. С 1948 года — ассистент Козолупова в Московской консерватории, вскоре получил собственный класс, с 1960 года — профессор. С 1961 года возглавил кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории (в 1961-1966 заведующий кафедрой виолончели). Не порывая связей с традициями школы Козолупова, в своей системе преподавания многое унаследовал от отца, особенно в вопросах воспитания и развития артистической фантазии ученика. Педагогический облик Ростроповича отмечен меткостью афоризмов, смелостью ассоциаций, выразительностью жестов, неповторимостью личного показа. При кажущейся импровизационности урока всегда присутствовала скульптурно-точная форма его построения, опирающаяся на пропорциональность периодов «показа» и «слушания».

В 2002 году вошел в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Народный артист СССР (1966)

Член Академии наук и искусств США, Академии «Санта-Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Великобритании, Королевской академии музыки Швеции, Баварской академии изящных искусств, Академии Франции («Сорок бессмертных»)
Был президентом Эвианского фестиваля (Франция)

Обладатель докторских степеней 36 университетов, институтов, консерваторий, музыкальных академий и высших музыкальных школ различных стран мира.

Почетный профессор Ленинградской, Ереванской, Московской (1993) консерваторий, Кубинской национальной консерватории
Почетный член Дома Бетховена (Германия, Бонн), Королевского музыкального колледжа (Великобритания)
Почетный председатель Нью-Йоркского общества виолончелистов и др.

Награжден высшими государственными наградами СССР и РФ

Удостоен титула «Сэр Королевства Великобритании»
Награжден золотыми медалями более 20 городов
Обладатель «Золотых ключей» 8 городов, почетный гражданин 15 городов мира
Кавалер ордена Почетного легиона, командор Ордена литературы и искусств Франции, командор ордена «Феникс» (Греция)
Награжден орденом Искусств и литературы Швеции, Командорским крестом Ордена за заслуги (ФРГ) и др. (свыше 24)
Обладатель золотых медалей Королевского филармонического общества Великобритании, Римской Академии «Санта-Чечилия», «Виотти д"Оро», а также медалей Международного конгресса памяти Андрея Сахарова «Мир, Прогресс и Права человека» (1991); Фонда американско-российского культурного сотрудничества (США), «Защитнику свободной России» (1991) и др.

Участие в жюри конкурсов

Председатель жюри Международного конкурса виолончелистов им. П. И. Чайковского (1962, 1966, 1970). Основал Международный конкурс виолончелистов М. Ростроповича (Франция), Благотворительный фонд поддержки молодых музыкантов России, Музыкально-педагогический институт им. Л. и М. Ростроповичей в Оренбурге.

Ученики:

Среди учеников: М. Абрамян, Т. Габарашвили, К. Георгиан, Д. Герингас, Н. Гутман, М. Майский, А. Никитин, Б. Пергаменщиков, Э. Тестелец, Ю. Фалик, М. Чайковская, Н. Шаховская, а также С. Апполин (ЧССР), Ж. Дю Пре (Великобритания), Л. Г. Ренар (Мексика), Р. Сухецкий (Польша), П. Циммерман (ГДР).

Сочинения

Литература о данном педагоге:

  • Музыкальная энциклопедия. Т. 4
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Редколлегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина. М., 1966.
  • Козолупов С. Мстислав Ростропович // Советское искусство. 1946. 11 мая
  • Гинзбург Л. М. Л. Ростропович // Советская музыка. 1954. № 1;
  • Гайдамович Т., Книппер Л. Зрелость артиста // Советская музыка. 1957. № 3;
  • Блок В. Концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1958. № 21-22;
  • Сабинина М. Сольные концерты М. Ростроповича // Музыкальная жизнь. 1961. № 2;
  • Берлинский В. Два концерта М. Ростроповича // Советская музыка. 1961. № 2;
  • Гусман И. Дирижерские дебюты Д. Шостаковича и М. Ростроповича // СК. 1962 № 138;
  • Мильман М. Сонатный вечер М. Ростроповича и С. Рихтера // Советская музыка. 1962. № 4;
  • Медведев А. Три века виолончели (концертный цикл М. Ростроповича) // Музыкальная жизнь. 1963. № 22;
  • Гайдамович Т. Личная тема — современность // Музыкальная жизнь. 1964. № 12;
  • Шостакович Д. Красота души человеческой // Комсомольская правда. 1964. 10 марта;
  • Юдин Г. Звучит музыка Шостаковича, и оперой дирижирует Ростропович // СК. 1967. № 136;
  • Гайдамович Т. В классе Ростроповича // Советская музыка. 1968. № 1
  • Гайдамович Т. Мстислав Ростропович. М., 1969;
  • Золотов А. Два вечера с Ростроповичем // Известия. 1990. 15 февр.;
  • Хентова С. Ростропович. СПб., 1993;
  • Грум-Гржимайло Т. Ростропович и его современники. В легендах, былях и диалогах. М., 1997 и др.