Натан рубинштейн композитор биография. Рубинштейн антон и николай григорьевичи

Рубинштейн Антон Григорьевич

(1829-1894) русский пианист, композитор, дирижер, педагог

Рубинштейн Николай Григорьевич

(1835-1881) русский пианист, дирижер, педагог

С именем братьев Рубинштейнов связано развитие музыкального искусства России XIX века и всего последующего времени. Они основали Петербургскую и Московскую консерватории, воспитали целое поколение талантливых музыкантов, композиторов и исполнителей.

Антон и Николай, два брата - старший и младший, с детства знали, что будут музыкантами, потому что в их доме постоянно звучала музыка. Они начали осваивать музыкальную грамоту едва ли не раньше, чем научились читать и писать.

Сначала музыкой с ними занималась мать, потом братья оттачивали мастерство под руководством пианиста-педагога А. И. Виллуана и теоретика музыки Э. Дэна.

Старший брат Антон в десять лет начал уже давать концерты. Тогда же он совершил свое первое концертное турне по Европе, которое прошло с большим успехом. Он несколько лет провел за границей, где совершенствовал свое мастерство и занимался теорией композиции.

В 1849 году, в возрасте 20 лет, Антон возвращается на родину, но через 5 лет снова уезжает за рубеж и с 1854 по 1858 год выступает там с концертами. Антон Рубинштейн целых полвека занимался концертной деятельностью и за это время завоевал мировую славу гениального пианиста-виртуоза. Он стал основоположником русской фортепьянной школы. Выдающийся пианист особенно любил музыку польского композитора Ф. Шопена. 1ак же великолепно А. Рубинштейн исполнял музыку Ф. Листа, с которым его связывали тесные дружеские отношения.

Антон Рубинштейн и сам писал музыку. Трудно перечислить все, что он создал за свою творческую жизнь. Легче выразить это в цифрах. Он создал 15 опер, среди которых самая известная лирико-драматическая опера «Демон» на сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова; 5 ораторий, 6 симфоний. Наиболее известными из них считаются Вторая, под названием «Океан», и Четвертая - «Драматическая». Из пяти фортепианных концертов, написанных композитором, сейчас чаще всего исполняется Четвертый. Антон Рубинштейн сочинял и камерную музыку: ему принадлежит около 20 камерно-инструментальных ансамблей, 4 фортепианные сонаты, более 160 романсов и песен, среди которых такие известные, как «Ночь», «Персидские песни» и др.

Несмотря на огромную занятость, Антон Рубинштейн находил время для общественной деятельности. Он видел, сколько в России музыкальных талантов, и стремился помочь им. В 1859 году пианист основал Русское музыкальное общество. Главной его задачей явилось «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов».

Реализация этой программы началась с создания музыкальных классов, на основе которых в 1862 году была открыта первая в России Петербургская консерватория. Антон Рубинштейн потратил много сил на ее организацию и стал первым директором консерватории. При этом он вел там класс композиции, и среди его учеников были будущий великий композитор П. И. Чайковский, музыкальный критик Н. Ларош, пианист И. Гофман. Впоследствии свои жизненные и педагогические впечатления А. Г. Рубинштейн описал в книге «Музыка и музыканты».

Николай Рубинштейн во всем следовал примеру своего старшего брата. Он был блестящим пианистом и дирижером. Но главным делом его жизни стало развитие музыкальной культуры Москвы. По примеру Антона он создает Московские классы Русского музыкального общества, на их основе в 1866 году организует Московскую консерваторию и приглашает работать в ней лучших музыкантов. В течение 14 лет в Московской консерватории преподавал П. И. Чайковский, который по рекомендации А. Г. Рубинштейна приехал в Москву из Петербурга и на первое время даже поселился в доме Н. Г. Рубинштейна.

Благодаря таланту и энергии Николая Григорьевича российские любители музыки могли слушать произведения выдающихся композиторов - Бетховена, Берлиоза, Шумана, Листа, Шопена, Глинки, Чайковского.

До конца жизни Николай Григорьевич Рубинштейн оставался директором и профессором Московской консерватории. И также до конца жизни выступал как солист и дирижер симфонических и камерных концертов Московского отделения Русского музыкального общества, которое сам же и создал в 1869 году.

Значительный вклад в развитие музыкальной культуры России внес Антон Рубинштейн. Произведения, такие как этюд "Ундина", оперы "Христос", "Дмитрий Донской", "Демон", симфонические поэмы "Фауст", "Иван Грозный" и многие другие, принесли ему мировое признание. Именно он считается основоположником в развитии пианизма. Многие композиции в его исполнении имеют колоссальный успех даже в наше время.

История детства

Всемирно известным автором, дирижером и учителем музыки был Антон Григорьевич Рубинштейн. Биография его началась 16 ноября 1829 года в селе Выхватинец Подольской губернии в зажиточной иудейской семье. Его Романович, был торговцем в нескольких поколениях. Мама, Карелия Христофоровна, была музыкантом. Также у великого музыканта были две младшие сестры и брат. Когда Антону было около трех лет, его семья переехала в Москву.

Начало творческой деятельности

С первоначальными истоками музыкального искусства героя нашего повествования познакомила мама. В семилетнем возрасте Антон Рубинштейн брал уроки у А.И. Виллуана, благодаря чему получил игры на фортепиано. Первое выступление в десятилетнем возрасте открыло ему дорогу к известности. Сразу после успешного выступления он отправляется в сопровождении своего наставника с концертным туром по Европе.

Спустя несколько лет семья Рубинштейна переехала в Берлин. Там он продолжает заниматься музыкой, но теперь его учителем стал знаменитый Зигфрид Ден. Именно здесь юный музыкант знакомится с выдающимися Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

Когда Антону было семнадцать лет, после смерти папы, его мама и младший брат возвращаются в Москву, а Рубинштейн едет жить в Вену. Чтобы хоть как-то прожить, он дает индивидуальные уроки музыки для детей из богатых семей.

Через три года после переезда он снова приезжает в Россию. Поселившись в Рубинштейн занимается дирижированием. Помимо этого, он дает частные концерты при царском дворе, которые имеют колоссальный успех. Также в это время его творческая деятельность переплетается с известными композиторами и виолончелистами, такими как М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.Ю. Виельгорский, К.Б. Шуберт.

Произведения

В 1850 году проходит концертное выступление, где герой нашего рассказа дебютирует в роли дирижера. А спустя два года он пишет одну из самых больших опер - "Дмитрий Донской". Вскоре после первого опыта уже как композитор Рубинштейн Антон создает три одноактных произведения: "Месть", "Сибирские охотники" и "Фомка-дурачок". Также в это время он делает первые неудачные шаги по созданию музыкального учреждения в Санкт-Петербурге.

В 1854 году Рубинштейн решает переехать в немецкий городок Веймар, там происходит знакомство с Ф. Листом, который помогает ему в постановке оперы. Зимой 1854 года композитор выступает с концертом в Гевандхаусе, который заканчивается большим триумфом. После этого успеха он отправляется в очередной концертный тур по крупным городам, таким как Вена, Мюнхен, Гамбург, Ницца.

Возвращение на родину

Спустя несколько лет, по приезде в Россию, Антон Рубинштейн направляет все свои усилия на открытие Русского музыкального общества. Именно здесь, исполняя произведения, он выступает в роли дирижёра оркестра. Помимо этого, композитор не прекращает свою гастрольную деятельность за границей. После открытия классов произошла реорганизация Общества в Первую российскую консерваторию. Известный пианист Рубинштейн был не просто одним из первых ее руководителей, но и дирижером оркестра и хора, профессором по фортепиано и аранжировке.

В 1867 году из-за разногласий, связанных с ролью открытой им музыкальной школы, возникших с не менее известными музыкальными деятелями того времени, он оставляет пост директора.

Великий труд

Через несколько лет Антон Рубинштейн пишет величайшее произведение - "Демон". Именно его цензоры не пропускали еще на протяжении четырех лет. Тем временем композитор является руководителем концертов «Общества друзей музыки в Вене».

В 1873 году он отправляется в гастрольное турне по Америке совместно с Генриком Венявским (скрипачом). Возвратившись по прошествии года в Петергоф, композитор пишет Четвертую и Пятую симфонии для "Маккавеи" и "Купец Калашников".

В 1885-1886 годах состоялся ряд многозначительных исторических концертов в городах центральной Европы, где прозвучали почти все сольные произведения для фортепиано. А спустя год Рубинштейна опять назначили на руководящую должность в консерватории.

8 ноября 1894 года, находясь в Петергофе, Антон Григорьевич Рубинштейн скончался. Похоронен он в Некрополе, на кладбище мастеров искусств.

Успех

Несомненно, огромный вклад по созданию первой музыкальной школы в России внес Антон Рубинштейн. Биография этого выдающегося человека свидетельствует о том, что всю жизнь он был идейным борцом за культурное просвещение народа. Поэтому его также считают родоначальником музыкального образования. Его учениками были такие известные люди, как П.И. Чайковский, И. Гофман, Г.А. Ларош.

Практически все охватывает творческое достояние Антона Рубинштейна. Шедевры, написанные им, стали яркими образцами русской лирической оперы.

Так, за всю свою жизнь он написал большое количество произведений, из них 13 опер, 6 симфоний, 5 ораторий и концертов для фортепьяно с оркестром, более 120 романсов и песен, свыше 200 сочинений для пианино.

Также удачны были его пробы в качестве автора некоторых книг, таких как "Автобиографические рассказы", "Музыка и ее представители", "Короб мыслей". В них автор открыто описал свои взгляды на жизнь, музыкальную и творческую деятельность многих известных композиторов прошлого и современности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что неоценимый вклад в музыкальную культуру внес Антон Рубинштейн. Биография этого великого человека показывает, что он открыл своими произведениями дорогу для создания великих творений.

За свою профессиональную деятельность он был награжден орденом "За заслуги в области искусства и науки".

У вас кончились все попытки на сегодня, заходите завтра.


Акиба Кивелевич Рубинштейн

Шахматист, уроженец Польши, гроссмейстер и соперник Эмануэля Ласкера, прославившийся исключительным талантом, удачей и слабыми нервами. Благодаря таланту он собрал с десяток первых призов на между-народных турнирах, удача помогла выжить во время Второй мировой в оккупированной фашистами Бельгии, а слабые нервы обусловили конец карьеры в 50 лет из-за острого душевного расстройства. В историю шахмат вошел дебютными схемами, оставшимися в ходу до сих пор, а просто в историю - совершенно неправдоподобным анекдотом о чудесном спасении. Нацистский офицер, приехав на инспекцию в клинику, где лежал Рубинштейн, спросил у того, счастлив ли он и не желает ли отпра­виться в Германию работать на благо рейха. «Решительно несчастлив, отправлюсь с большим удовольствием», - отрапортовал шахматист. «Точно спятил», - решил нацистский инспектор и пощадил его.


Александр Борисович Рубинштейн

Революционер средней руки, член партии социал-демократов и подпольщик (клички - Старик, Борисовский). В 1920-х был членом румынского ЦК, входил в Бессарабский обком партии, представляя его на Украине; редактировал коммунистические газеты. После оккупации румынской Бессарабии в 1940 году советскими войсками продолжил было политическую карьеру при новой власти, но следующей, немецкой оккупации 1941 года ему пережить уже не удалось.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Антон Григорьевич Рубинштейн

Пианист, композитор, друг Ивана Тургенева и Ференца Листа, мировая звезда, подтверждение чему - многолетние гастроли в Европе и Америке. Написал 14 опер (самая известная - «Демон»), шесть симфоний, пять фортепианных концертов, остававшихся крайне популярными вплоть до революции, несмотря на насмешки «Могучей кучки»: композиторы высмеивали Рубин­штейна за излишний академизм. Оставшиеся силы он отдавал просвещению: основал первую в Российской империи консерваторию; дважды, в 1862 и 1887 году, становился ее директором; преподавал Чайковскому и, согласно расхо­жему анекдоту, не побоялся публично попенять императору Александру III на то, что здание учебному заведению досталось неотремонтированное.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ариэль Рубинштейн

Израильский экономист, профессор в университетах Тель-Авива и Нью-Йорка и один из потенциальных кандидатов на Нобелевскую премию. Разрабатывает теорию ограниченной рациональности - экономической модели, предпола­гающей, что люди, принимая решения, руководствуются не только доводами разума, — а также теорию игр, в которой ему удалось в 1982 году совершить открытие, вошедшее в учебники микроэкономики как «модель торгов Рубинштейна».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Артур Рубинштейн

Польский пианист, дебютировавший в Карнеги-холле в Нью-Йорке, когда ему не исполнилось еще и двадцати. Успеха снискать не удалось, но в Польшу Рубинштейн уже не вернулся, отправившись во Францию, где подружился с Жаном Кокто и Пабло Пикассо и стал давать концерты по всей Европе, а в конце 1930-х триумфально вернулся в Америку. Продвигал композиторов Латинской Америки; играл музыку для фильма — биографии Клары и Роберта Шуманов (с Кэтрин Хепбёрн в роли Клары); побывал с концертом в СССР в разгар холодной войны; «несравненно», согласно The New York Times, исполнял Шопена; стал героем докумен-тального фильма, получившего «Оскар». По отзывам современников, был крайне жизнелюбивым; умер в возрасте 95 лет.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Виктор Моисеевич Рубинштейн

Рубинштейн, известный под псевдонимом Важдаев. Советский этнограф-любитель и профессиональный детский сказочник. В юности много путешествовал (в том числе записывал фольклор в Казахстане по поручению Горького), а всю оставшуюся жизнь перекладывал творчество народов СССР в нравоучительные сказки для младшего школьного возраста вроде «Мальчик с пальчик - партизан», адаптируя их под требования «советского детства». В 1950 году печатно разгромил за космополитизм автора «Алых парусов» Александра Грина (к тому моменту уже покойного), а к старости стал известным в Москве бонистом - коллекционером бумажных денег.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дагмар Рубиновна Рубинштейн

Дагмар Рубинштейн, по мужу Нормет, - эстонская писательница, автор детских сказок (герои - мальчик Мати, щенок Тупс и волшебники Насыпайка и Засыпайка), сценаристка, переводчица книги «Бабушка на яблоне», цени­тельница старого Таллина. Снятая по ее сценарию в 1959 году комедия «Озорные повороты», рассказывающая о любви легкомысленного эстонского гонщика, стала столь успешной, что вскоре у нее появился едва ли не первый в советском кинематографе ремейк.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джон Рубинштейн

Сын пианиста Артура Рубинштейна и уроженец Калифорнии, совместив-ший отцовскую, музыкальную, стезю с карьерой актера: сыграл в паре десятков кинофильмов, от «Генералов песчаных карьеров» до «21 грамма» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (здесь, правда, в эпизодах), и в паре сотен телефильмов и сериалов, отметился как на Бродвее, так и вне его, исполнил роль Гильденстерна в пьесе Тома Стоппарда и даже записывал аудиокниги. Останавливаться, судя по всему, не собирается и недавно освоил новый формат - вел онлайн-трансляцию Международного конкурса имени Чайковского в Москве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Джонатан Рубинштейн

Крестный отец плеера iPod (англоязычная пресса Рубинштейна так и про­звала - Podfather) и в прошлом одна из ключевых фигур в Apple: когда инженер в 2006 году объявил, что уходит из компании, Стиву Джобсу, по словам биографов, потребовалось время, чтобы совладать с обидой и гневом. Ничего равного айподу с тех пор не создал, но и не прозябает: занимал ключевые должности в компаниях Palm и HP, а сейчас входит в совет директоров Amazon.com.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Дмитрий Леонович Рубинштейн

Финансист, аферист, кредитор правительства Николая II и знакомец Распутина - биография человека, известного под прозвищем Митька Рубинштейн, тянет на сценарий голливудского фильма. Входил в правление нескольких петербургских банков, заведовал каменноугольными копями и газетой «Новое время», принимал Распутина в доме Нирнзее (здание с 1915 года тоже принадлежало Рубинштейну), был под следствием по подозрению в коррупции и государственной измене, пока не вступилась императрица Александра Федоровна. Даже эмигрировать Рубинштейну удалось красиво: вскоре после его очередного ареста случилась Февральская революция и его освободили из тюрьмы восставшие отряды. Дальнейшие следы героя теряются в Стокгольме и Франции; иностранные полицейские ведомства также собрали на него увесистые досье.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ева Рубинштейн

Дочь пианиста Артура Рубинштейна, балерина, актриса и фотограф. Училась танцу в 1930-х в Париже у Матильды Кшесинской (той было уже за шестьде­сят), танцевала у Джорджа Баланчина, а когда карьера балерины в силу возраста подошла к концу, увлеклась фотографией, и тут выбрав себе правильных учителей: наставницей Евы стала Диана Арбус. Вела мастер-классы в нью-йоркских университетах, выставлялась в США, Франции и Польше (родному городу ее отца, Лодзи, был посвящен отдельный фотопроект).

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Зельда Рубинштейн

Из-за проблем с гипофизом Зельда Рубинштейн выросла не выше 130 санти­метров, но маленький рост она компенсировала своей энергичностью: окон­чила Беркли, работала бактериологом, а в 45 лет решила стать актрисой - в чем неожиданно преуспела. Играла в триллерах и фильмах ужасов (самый известный - «Полтергейст»), с удовольствием пугая людей и умирая на экране самым затейливым образом, в том числе замерзая в холодильнике. Славу использовала во благо: отстаивала права карликов и ВИЧ-инфицированных людей еще тогда, когда это было совсем непопулярно. Пропагандировала безопасный секс и шагала на первом в Лос‑Анджелесе марше в поддержку борьбы со СПИДом в 1984 году.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ида Львовна Рубинштейн

Та самая гипнотически угловатая красавица с портрета Серова : танцовщица Русских сезонов Дягилева, наследница миллионного состояния, в 1910-х эмигрировавшая в Париж. О талантах Рубинштейн как танцовщицы и основательницы собственной балетной труппы современная ей критика отзывалась сдержанно, зато ей удалось превратить в искусство собственную жизнь: танцы для нее ставил Михаил Фокин, костюмы рисовал Бакст, музыку писали Стравинский и Морис Равель, а ее специфическую красоту прослав­ляли, помимо Серова, еще десяток живописцев, включая ее возлюбленную - американскую художницу Ромейн Брукс.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Иосиф Рубинштейн

Французский эстрадный певец с удивительной биографией - на самом деле он родился и вырос в Америке, а французский начал учить уже подростком. Сын удачливого американского кинорежиссера, потомок одесских иммигрантов, вплоть до 12 лет Иосиф жил в Штатах; переехать в Европу семья решила в разгар маккартизма, когда отца заподозрили в связях с коммунистами. В Европе Иосиф получил хорошее образование, вернувшись в Штаты, стал преподавать этнологию, освоил гитару, увлекся песнями Жоржа Брассенса, а в 1962 году, после развода родителей, снова переехал во Францию. Там благодаря череде счастливых случайностей началась его новая жизнь автора-исполнителя романтических баллад. В числе его альбомов — «Путь папы», «Она была ох!..», «13 новых песен», «Замки из песка», «Последний медляк», «Белый костюм» и другие. Через некоторое время Рубинштейн стал популярен во всем мире. В 1979 году он даже приезжал с гастролями в Советский Союз и пел дуэтом с Аллой Пугачевой на открытии гостиницы «Космос»: запись должны были использовать в «Голубом огоньке», но помешали технические накладки. Рубинштейн умер в августе 1980 года от последствий инфаркта, случившегося прямо на сцене.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Владимирович Рубинштейн

Историк, писатель, военный корреспондент. Учился в МГУ по специаль-ности «Дальний Восток», работал в Академии наук и дружил с Олейнико-вым и Хармсом, писал повести для подростков о Японии, а с 1939 года освещал войну - от Финляндии до Маньчжурии. После карьеры военного корреспондента вернулся к детской литературе и с 1960-х работал в издательстве «Детгиз», публикуя приключенческие повести то о борьбе Севера и Юга в Америке, то о «тайнах Староконюшенного переулка» в Москве. В 1980 году, в возрасте 75 лет, решил эмигрировать и начал еще одну жизнь, уже в Нью-Йорке.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Лев Семенович Рубинштейн

Поэт, концептуалист, соратник Пригова, Сорокина, Кабакова и прочих. Визитной карточкой Рубинштейна стал придуманный им в конце 1970-х жанр картотеки — короткие (обычно одно или несколько предложений) тексты на карточках, которые зачитывались автором лично и иногда пускались по рядам зрителей. Гибрид поэтического чтения, перформанса и демонстрации визуального объекта (каковыми картотеки поначалу и задумывались) сделал Рубинштейна важнейшей фигурой московского концептуализма, а ироническая, квазицитатная, моментально узнаваемая интонация принесла ему популярность. «Стратегия ускользания», сформулированная Рубинштейном («Художник — как колобок, которого никто не может понять; неясно, цитата это или не цитата, смешно или нет»), оказалась идеально созвучна эпохе. В середине 1990-х превратился в активного публициста и эссеиста, и значительной части читающей публики известен именно в этом качестве.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Модест Иосифович Рубинштейн

Ученый-экономист, обласканный советской властью: его предисловие к брошюре 1948 года «Когда Россия будет иметь атомную бомбу?» редактировал лично Сталин. Что еще удивительнее, успехов ему удалось достичь без экономического образования: Рубинштейн закончил еще до революции медицинский факультет, а после этого начал делать партийную карьеру, пройдя путь от начальника политотдела до члена президиума Госплана. Заведовал иностранным отделом газеты «Правда», а после войны критиковал капитализм и клеймил буржуазную науку в рамках службы в Академии наук. Везение Рубинштейну не изменило и после смерти Сталина: в конце 1950-х он успел побывать советником правительства Индии и членом советской делегации на выборах президента США.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Григорьевич Рубинштейн

Младший брат Антона Рубинштейна, пианист и дирижер. Шел по стопам брата: вместе с ним в детстве давал концерты, в 1866 году в свою очередь основал консерваторию, уже Московскую, и тоже способствовал становлению Чайковского, наняв его в консерваторию преподавателем. Впрочем, и отличия в характерах тоже были: Николай Рубинштейн относился к участникам «Могучей кучки» куда доброжелательнее брата, а также мало гастролировал за рубежом, большую часть времени и сил отдавая музыкаль­ному просвещению. В знак признательности в 1879 году дирижировать на премьере «Евгения Онегина» Чайковский пригласил именно его.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Николай Леонидович Рубинштейн

Автор учебника «Русская историография» - первого труда на эту тему, написанного с точки зрения марксистской идеологии. В 1947-м товарищ Жданов в своем выступлении потребовал от автора публичного покаяния - за преувеличение западноевропейского влияния и недостаточное внимание к заслугам Ломоносова. Вновь заняться наукой Рубинштейн смог только после смерти Сталина и окончания борьбы с космополитизмом и сосредоточился на этот раз на изучении сельского хозяйства XVIII века.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Ревекка Ионовна Рубинштейн

Египтолог, сотрудница Пушкинского музея и автор учебных пособий и научно-популярных книг по истории - самая известная из них называется «Глиняный конверт» и посвящена приключениям двух подростков при царе Хаммурапи в Древней Месопотамии.

В апреле 1966 года, поставившая вопрос прямо: Is God Dead?


Фаннина Борисовна Рубинштейн

Фаннина Рубинштейн родилась в Российской империи, вышла замуж за гражданина Австро-Венгрии (фамилия по мужу - Галле) и приезжала в СССР изучать древнерусскую каменную архитектуру уже как иностранка, что не помешало ей разработать концепцию русской романики, опубликовать труды про архитектурную пластику Владимиро-Суздальского княжества и собрать первую немецкую монографию о русских иконах. Запросто осмыс­ляла и новейшее искусство: писала о Шагале, Кандинском и Клее, дружила с художником Кокошкой и между делом позировала ему. В 1930-е увлеклась социологией, создав исследование об эмансипации женщин в СССР, и продолжила заниматься им в Америке, куда эмигриро-вала в 1940 году, спасаясь от нацистов.

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн


Элена Рубинштейн

Основательница косметического концерна Helena Rubinstein, процве-тающего и поныне. Уроженка Кракова эмигрировала в Австралию в 30 лет, не имея толком сбережений, там придумала производить косметику и оказалась пионером маркетинга: на этикетки кремов помещались завлекательные надписи вроде «с экстрактом карпатских трав», в салонах для солидности консультанты носили белые халаты, а кремы стоили дороже, чем в среднем по рынку, создавая этим флер роскоши и иллюзию эффективности. Неудивительно, что к концу жизни заработанное Рубинштейн состояние исчислялось десятками миллионов долларов и для своего флагманского салона на Пятой авеню в Нью-Йорке она приобретала работы Хуана Миро. Ее личная биография столь же увлекательна: Рубинштейн славилась остроумием и недюжинным цинизмом. «Нет уродливых женщин, есть ленивые», - любила приговаривать она, а на упрек подвыпившего французского посла ее друзьям-англичанам: «Ваши предки сожгли Жанну дʼАрк», только пожала плечами: «Ну кто-то же должен был это сделать».

Я думаю, что этот Рубинштейн — не Рубинштейн

Изображения: Getty Images, РИА «Новости», ТАСС, MGM, Wikimedia Commons, bryn mackenzie from the Noun Project

Выдающийся дирижёр, композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Родом был из небогатой еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. В Москве родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (1835-1881), который позднее основателем Московской консерватории.

Первым учителем для Рубинштейна была его мать, обучавшая игре на фортепиано. А в 1837-1842 годах с мальчиком, подающим большие надежды, безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которого Рубинштейн называл своим вторым отцом. Десятилетним мальчиком он дал свой первый концерт в Москве, а в 1840-1843 годах триумфально концертировал в европейских городах. В этоот период были изданы его первые музыкальные сочинения.

В 1844 году мать Рубинштейна повезла Антона и его младшего брата Николая в Берлин для того, чтобы они смогли получить серьезное музыкальное образование. Там оба брата стали заниматься теорией музыки у З.Дена. До 1848 года Антон Рубинштейн жил за границей (Берлин, Вена), встречался с Ф.Мендельсоном и впоследствии с Ф.Листом, оказавшими влияние на формирование его творческой личности. В 1848 году он вернулся в Россию и благодаря покровительству великой княгини Елены Павловны поселился в Петербурге, выступал как дирижер и пианист (главным образом с собственными произведениями).

В 1850 году Антоном Григорьевичем Рубинштейномбыланаписана первая опера - "Куликовская битва" ("Дмитрий Донской" ), а в 1851 году - 2-я симфонию ("Океан" ). В 1854-1858 годах он вновь уехал за границу, концертировав в странах Западной Европы, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая концертная деятельность. За рубежом были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вокальный цикл "Персидские песни" (1854).

Вернувшись в 1858 году в Россию, Рубинштейн занялся музыкально-общественной деятельностью. В 1858 году по его инициативе и под его руководством была организована Певчая академия, а в 1859 году - Русское музыкальное общество. Рубинштейн вошёл в состав дирекции, участвовал в качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества.

В 1862 году в Петербурге первые в России были открыты Музыкальные классы (в 1873 году получившие название Консерватории), возглавил их Рубинштейн. В период с 1862 по 1867 года он являлся профессором и первым директором Консерватории. Эта работа осложнялась столкновениями с придворными кругами, а также острой борьбой с А.Н. Серовым, В.В. Стасовым и членами "Могучей кучки" по вопросу о роли национального начала и значения профессионального музыкального образования в развитии русского музыкального искусства.

В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейна как пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: он написал оперу "Фераморс" (1862), 4-й концерт для фортепиано с оркестром (1864). В 1867 году А.Г. Рубинштейн покинул консерваторию и Русское музыкальное общество. В конце 1860-х годов он на сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Среди произведений этих лет - лучшая опера "Демон" (1871, была запрещена театральной цензурой, затем поставлена с большим успехом в 1875 году в Петербурге и в 1879 году в Москве).

В начале 1870-х годов Рубинштейн совершил концертную поездку по многим городам Европы, везде имея оглушительный успех. Был художественным руководителем и главным дирижёром Общества друзей музыки в Вене (1871-1872), а затем вместе со скрипачом Г. Венявским успешно выступал в США (1872-1873).

Вернувшись в Россию, Рубинштейн поселился на своей даче в Петергофе, отдавшись композиции. В сезоне 1882-1883 года он был приглашен дирижировать симфоническими концертами Русского музыкального общества, но кульминацией его концертной деятельности были грандиозные по масштабам Исторические концерты (1885-1886) в крупнейших городах Европы, в которых он дал картину эволюции фортепианной музыки от её истоков до произведений современных русских композиторов.

В 1887 году возобновилась активная музыкально-общественная деятельность Рубинштейна. Он вновь возглавил Петербургскую консерваторию, вёл класс фортепиано, прочел курс лекций-концертов по истории фортепианной музыки, вызвавший огромный интерес у русских музыкантов, дирижировал концертами Русского музыкального общества, выступил с проектом организации в стране всеобщего музыкального воспитания, настаивал на открытии государственных консерваторий, а также добился нового помещения для Петербургской консерватории. В 1889 композитор получил звание Почетного гражданина Петергофа, которое ознаменовало полувековой юбилей его артистической деятельности

В 1891 году Рубинштейну пришлось вторично уйти из консервотории. Связано это было с травлей, которой подверглась деятельность Рубинштейна со стороны реакционной прессы, и главным образом осознанием невозможности осуществления широких музыкально-просветительских планов в условиях царской России. Последние годы жизни (1891-1894) А.Г. Рубинштейн провёл преимущественно в Дрездене, изредка выезжая в другие города на благотворительные концерты. Помимо этого, он занимался педагогической, литературной и композиторской работой.

Создатель русской пианистической школы А.Г. Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Старом Петергофе (ныне Петродворец), лишь несколько дней не дожив до своего 65-летия. Похоронили музыканта в Петербурге, на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, однако в 1938 году прах его был перенесен в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище). Могила А.Г. Рубинштейна находится на Композиторской дорожке, напротив могил Бородина и Мусоргского.

Как виртуоз-пианист, ему не было равных. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных произведений и романсов. В 2005 году был торжественно открыт памятник А.Г. Рубинштейну в Петергофе, где композитор проживал многие годы.


Рубинштейн Антон Григорьевич
Родился: 16 (28) ноября 1829 года.
Умер: 8 (20) ноября 1894 года.

Биография

Антон Григорьевич Рубинштейн (16 (28) ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября 1894, Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Антон Рубинштейн родился в приднестровском селе Выхватинец Подольской губернии (теперь Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельной еврейской семье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович (Рувенович) Рубинштейн (1807-1846) - происходил из Бердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли в Бессарабской области и к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач, 1827 - 30 сентября 1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн, 1807 - 15 сентября 1891, Одесса) - музыкант, происходила из прусской Силезии (Бреслау, впоследствии семья перебралась в Варшаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна Вейнберг (1833-1903), преподаватель фортепиано музыкальных классов К. Ф. фон Лаглера - была замужем за одесским адвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторов Петра Вейнберга и Павла Вейнберга. Другая сестра, София Григорьевна Рубинштейн (1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля 1831 года 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрёл дом на Ордынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сын Николай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в 1839 году Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл в Париже, где познакомился с Фредериком Шопеном и Ференцем Листом, в Лондоне был тепло принят королевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертами Норвегию, Швецию, Германию и Австрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844 Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852 ― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники». 14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае 1855 года в одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859 добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

Вернувшись в 1874 в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер 20 ноября 1894 года в Петергофе и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

Благотворительная деятельность

Как пишет критик А. В. Оссовский, «денежная щедрость Рубинштейна замечательна; по приблизительному расчёту, им было пожертвовано около 300 000 рублей на разные добрые дела, не считая безвозмездного участия в концертах в пользу всяких учащихся, которым А. Г. всегда покровительствовал, и не принимая во внимание тех раздач, которых никто не видел и не считал».

Память

Именем Рубинштейна назван Высший музыкальный колледж в Тирасполе, а также бывшая Троицкая улица в Санкт-Петербурге, на которой композитор жил с 1887 по 1891 годы.
В селе Выхватинцы Рыбницкого района Приднестровской Молдавской Республики есть музей. И в музее есть уголок памяти Рубинштейна.
В Петергофе, городе последних дней композитора, его именем названы улица и музыкальная школа.
На доме по адресу Троицкая улица, дом 38 в Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска.

Сочинения

Среди произведений Рубинштейна 5 духовных опер (ораторий):
«Потерянный рай»
«Вавилонская башня»
«Моисей»
«Христос» (до 2011 года считалась безвозвратно утраченной)
одна библейская сцена в 5 картинах - «Суламифь»,
13 опер:
«Дмитрий Донской» (1849; по трагедии В. А. Озерова, поставлена в 1852 - Большой театр, Санкт-Петербург).
«Демон» (1875).
«Купец Калашников» (1880).
«Нерон» (1877).
«Попугай».
«Сибирские охотники, или Сороковой медведь» (на немецком языке).
«Фераморс» (1862).
«Хаджи-Абрек».
«Фомка-дурачок».
«Дети степей».
«Маккавеи» (1875).
«Среди разбойников».
«Горюша» (1889).

Балет "Виноградная лоза"

Шесть симфоний (наиболее известна Вторая с программным названием «Океан»), пять концертов для фортепиано, концерты для виолончели, скрипки с оркестром, более 100 романсов, а также сонаты, трио, квартеты и другая камерная музыка.

Тема с вариациями Среди литературных произведений - дневниковые записи под общим названием «Короб мыслей», которые впервые увидели свет лишь через десять лет после кончины автора.