Ты вечно с нами, прекрасная душа! Бурятия - будущая Латинская Америка.

13.06.2017 К 55-летию Елены Шараевой

К 55-летию Елены Шараевой

Единство таланта и красоты

Елена Шараева – признанная оперная певица, обладательница уникального сопрано, от природы наделенная прекрасными сценическими данными, Народная артистка Республики Бурятия, Заслуженная артистка Российской Федерации, была ведущей солисткой Бурятского государственного академического театра оперы и балета.

Елена Гомбоевна Шараева родилась 28 июня 1962 году в селе Галбай в семье Гомбо Цыдыповича и Ринчин Доржиевны Шараевых. Природные музыкальные данные у Елены проявились еще в раннем детстве, когда еще не умея говорить, она напевала мелодии бурятских песен.

Окончив Галбайскую и Толтойскую школы Елена поступила в Улан-Удэнское музыкальное училище в класс заслуженной артистки России Клавдии Ивановны Гомбоевой – Языковой. Затем были годы учёбы в Ленинградской консерватории им.Н.А.Римского-Корсакова, где занималась под руководством заслуженного деятеля искусств России, профессора Ираиды Павловны Левандо. Талантливая, одарённая молодая певица Елена Шараева, будучи студенткой консерватории, исполнила партию Домны Сабуровой в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», её дипломной работой была партия Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин».

В 1989 году успешно окончив Ленинградскую консерваторию, Елена Шараева пришла в профессиональную труппу Бурятского государственного академического театра оперы и балета. В репертуаре молодой певицы сразу появились ведущие партии классического оперного репертуара: Татьяна из «Евгения Онегина», Лизы из «Пиковой дамы» П.Чайковского; Саффи из «Цыганского барона» И.Штрауса; Недды из «Паяцев» Р.Леонкавалло; Леоноры из «Трубадура» Дж.Верди; Ярославны из «Князя Игоря» А.Бородина, Тоски из одноименной оперы Пуччини; Маргариты из «Фауста» Ш.Гуно, Земфиры из «Алеко» С.Рахманинова, Розалинды из «Летучей мыши» И.Штрауса, Сильвы из оперетты И.Кальмана, Волховы из «Садко» Н.Римского-Корсакова и др.

В 1993г. Елена Шараева была участницей первого международного конкурса молодых вокалистов в г.Перми, где была удостоена специального приза имени Ольги Бородиной. В том же году она была приглашена на мастер-классы народной артистки СССР Ирины Архиповой.

В 1995г. Елена Шараева становится лауреатом ΧVΙ Международного конкурса вокалистов имени Глинки в г.Уфе. В сложнейшей конкурсной программе, на последнем туре из 131 участника осталось пятнадцать. Среди них было три бурятских певца – Шагдар Зондуев, Николай Сибиряков и Елена Шараева. В жюри конкурса входили народные артисты СССР Ирина Архипова, Мария Биешу, Иван Петров и другие известные вокалисты. Елена спела арии Тамары из «Демона» Рубинштейна, Аиды Верди. Хотя на конкурсах не было принято аплодировать, зал взорвался бурными овациями, и Елене приходилось несколько раз выходить на поклон. Ирина Архипова охарактеризовала Елену, как «красивую женщину с роскошным голосом, настоящую дивную розу, распустившуюся посреди осени на уфимской сцене».

Многое для творческого становления певицы сделала Народная артистка России Дарима Лхасарановна Линховоин, которая помогала готовить выступления Елены на конкурсах в России и на международной сцене. Вместе с Даримой Линховоин Елена Шараева выезжала в Австрию и Голландию, Францию и Японию, Южную Корею и США.

Где бы не выступала Елена Шараева, зрители с восторгом воспринимали пение талантливой певицы. Она блестяще справлялась с труднейшими оперными партиями. Выступления наших оперных певцов в г.Барнауле в 2002г. покорили зрителей, особое внимание привлекла Елена Шараева. В газетах писали: «Не пропустите Елену Шараеву».

Художественный руководитель Бурятского театра оперы и балета Владимир Рылов, выступая по бурятскому радио говорил, что «Сегодня из группы драматических сопрано на первый план вышла замечательная певица Елена Шараева, распевшаяся по настоящему, получившая опыт, пришедшая в пору расцвета своего, и жизненного, и физического и творческого таланта».

Мама Елены, Ринчин Доржеевна, ветеран тыла и труда, награжденная медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», медалями «Материнской славы» 1 и 2 степеней, сейчас проживает в г.Улан-Удэ с дочерью Зиной, которая работает в лесопромышленном колледже. Зинаида Гомбоевна, специалист культуры, создатель ансамбля ятагисток в селе Галбай, много лет творчески трудилась в художественной самодеятельности школы, села, района и республики. Являлась активной участницей фольклорного ансамбля «Хэнгэргэ». Сестра Валентина по профессии инженер-сметчик работала в г.Магадан, сейчас трудится в г.Улан-Удэ.

Сын Цырен работает на севере.

Наше национальное достояние – Театр оперы и балета Бурятии им.Г.Цыдынжапова, где плодотворно трудилась и оставила непревзойденный свой талант Е.Шараева, в декабре этого будет отмечать 75-летний юбилей. В развитии и историю бурятского музыкального искусства она внесла свою определенную лепту. За свои выдающиеся успехи в искусстве Е.Шараева награждена государственными наградами, ей присвоены звания «Заслуженный артист Бурятии» (1995г.), «Народный артист Бурятии» (1997г.), «Заслуженный артист РФ» (2003г.).

К большому сожалению, сценическая биография Елены Шараевой оборвалась очень рано в 2005г., в расцвете творческих сил и возможностей. В памяти своих земляков и всех её благодарных поклонников она всегда остается, как ярчайшая звезда бурятского искусства, обладавшая ярким талантом, красотой, неповторимым голосом и огромным артистическим обаянием.

Песню «Дуунайм жэгүүр Түнхэн» на слова Гунги Чимитова, на музыку Анатолия Андреева, любила исполнять наша землячка, Елена Шараева:

Дуулгата нангин Саяан

Дуранайм мүнхэ жэгүүр.

Байгалин домто аршаан

Байдалайм алтан түлхюур

Припев: Түнхэмни, Түнхэмни

Түхэреэн Буряадайм шэмэг

Yбгэдэй Гэсэрэй домог

Yнэтэй бэлээй.

Зээрэгхэн Хэнгэргэмнай

Зэдэлмэ дуугаа татаад.

Аглагхан аршаанаараа

Айлшадаа hайнаар угтаа.

Гарбалнай хонгоодор юм

Гайхалтай омог дорюун.

Баатарлиг манай хүбүүд

Басагад бэлигтэйнүүд.

Түнхэмни, Түнхэмни…

Эржена Ардуева,

Для появления истинного искусства, говорит Л. Толстой, необходимо совмещение очень многих условий, и совмещаются все эти условия, давая выдающийся результат, крайне редко. Почва, среда, традиция, талант, трудолюбие - всем этим Елену Шараеву судьба не обделила. Кто хоть раз слышал ее пение, попадал под обаяние чарующего голоса. А ведь голос тоже такое же гениальное творение, как возвышенная поэма, как неумирающее полотно или музыка.


На родине, в Галбае, наши дома стояли по соседству, мы с Леной вместе играли, меняясь новыми игрушками. После шести лет, когда моя мама переехала на новое место работы в Тагархай, наши пути надолго разошлись. Я слышала разговоры о том, что Лена хорошо поет, учится в Улан-Удэнском музучилище. А встретились мы, когда она училась в Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Я тогда по журналистской своей привычке старалась понять, откуда у деревенской девушки такой высокий талант. Я узнала, что ее мама Ринчин Доржеевна обладала красивым сильным голосом удивительного тембра и широкого диапазона. Наш великий земляк Цырен Хоборков, народный артист Бурятии, предлагал ей учиться вокалу и получить музыкальное образование. Но жизнь распорядилась иначе: Ринчин Доржеевна вышла замуж за ветерана войны Гомбо Сыдыповича Шараева и посвятила свою жизнь воспитанию семерых детей. А голос ее передался по наследству дочери.
Елене повезло с наставниками. Она с особой благодарностью вспоминала своего первого педагога по вокалу, заслуженную артистку России Клавдию Гомбоеву-Языкову. Это была замечательная певица и удивительная женщина, которая раскрыла редкий талант своей воспитанницы, сумела распахнуть ее душу навстречу красоте гармонии звуков.

В Ленинграде Елена попала в класс профессора И. П. Левандо, заслуженного деятеля искусств России. Ираида Павловна воспитала целую плеяду оперных звезд. Когда приемная комиссия большинством голосов решила, что Елена обладает меццо-сопрано, Ираида Павловна возразила: «Нет, я буду вести ее как драматическое сопрано». Так талантливый педагог не стала ломать голос будущей дивы бурятской оперы, а бережно продолжила дело, начатое ее первым наставником. Совместилось еще одно важное условие, указанное Толстым - эти талантливые учителя следовали лучшим традициям русского классического оперного искусства.

В 1989 году Елена Шараева была принята в труппу солистов Бурятского государственного академического театра оперы и балета, где ей стали поручать ведущие партии классического оперного репертуара. Хорошее знание бурятского языка помогло ей мастерски исполнить на калмыцком языке партию Ага Шавдал в национальной опере К. Чонкушева «Джангар». В 1990 году во время гастролей нашего оперного на Ставрополье и в Элисте восхищенные ее пением калмыки готовы были носить на руках молодую певицу. На Первом международном конкурсе молодых вокалистов в Перми в 1993 г. Елена была удостоена специального приза им. Ольги Бородиной. В этом же году она успешно выступила на фестивале оперных певцов в Токио и знаменитая Ирина Архипова пригласила Елену Шараеву и Татьяну Шойдагбаеву к себе на мастер-класс. Так наши молодые талантливые певицы попали к ней на учебу в Большой театр. Невероятное везение!

Но кроме удачи и таланта, своевременной поддержки ей потребовались такие личностные качества, как стойкость и выносливость, огромное трудолюбие, чтобы создать на сцене яркие запоминающиеся образы. Недда в «Паяцах» Леонкавалло, Леонора в «Трубадуре» Верди, Маргарита в «Фаусте» Гуно, Ярославна в опере «Князь Игорь» Бородина, Лиза в «Пиковой даме» и Татьяна в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Тоска из одноименной оперы Пуччини, Земфира из «Алеко» Рахманинова, Волхова из «Садко» Римского-Корсакова, Саффи из «Цыганского барона» и Розалинда из «Летучей мыши» Штрауса, Сильва из одноименной оперетты Кальмана, Урмай Гоохон из оперы «Гэсэр» Андреева - вот галерея образов, созданных ею на сцене бурятского оперного театра. Кроме этих разнохарактерных ролей в ее багаже насчитывалась камерная лирика, романсы и песни бурятских композиторов.
На творческом пути певицы была встреча с Даримой Линховоин, музыкантом от бога и педагогом по призванию. Народная артистка России, художественный руководитель театра Дарима Лхасарановна Линховоин помогала молодым певцам постичь сложный музыкальный материал, войти в образы оперных героев, готовила их к участию в профессиональных конкурсах. Вместе с ней Елена Шараева давала концерты на сценах многих стран мира: Австрии, Голландии, США, Франции, Южной Кореи, Японии.

В 1995 году произошло незабываемое событие в ее жизни. Из 130 певцов, заявленных на участие в XVI Международном конкурсе вокалистов им. Глинки, Елена Шараева в числе 15 была допущена к финальному туру. Став лауреатом конкурса, по приглашению председателя жюри И. К. Архиповой наша землячка пела в гала-концерте на сцене Большого театра.

Следующий 1996 год принес Елене новый успех - блестящее выступление на конкурсе «Бельведер» в сердце музыкальной Европы Вене. Тогда она получила предложение от импресарио Венского театра на участие в постановке оперы Пуччини «Тоска». Но этому не суждено было сбыться.

Мне вспоминается наш разговор накануне ее бенефиса, состоявшегося 29 апреля 2004г. Мы говорили о ее последних работах. Лена рассказывала, как она работает над образом: представляет себе место и время действия, обычаи и нравы эпохи, характер, состояние души героини. Она тогда сказала: «Я пробую каждый образ на голос». Я представила себе, какой это огромный труд - лепить образ голосом, вложив в него частицу своей души.

Тогда она призналась, что ей очень дорог образ Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, что она трепетно относится к музыке Чайковского и Рахманинова. Это понятно, ведь Елена Шараева выпускница Ленинградской консерватории им. Н. Римского-Корсакова, знаменитой своими традициями, школой русского классического оперного пения. Потому в ее репертуаре особое место отводилось камерным произведениям этих композиторов. Романсы на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов - это русское музыкальное Евангелие, без чего невозможно представить Россию, ощущать ее духовность. А Россия спасалась и спасется, будет всегда, пока у нее есть духовность.

Такой она и осталась в моей памяти - неутомимый труженик, очень требовательный к себе, полный творческих замыслов. Певица щедро делилась своим даром, завоевывала новые вершины, оставаясь в то же время удивительно скромным человеком. Как и все многочисленные поклонники ее таланта, мы были уверены в ее будущих творческих победах, с нетерпением ждали ее новых работ. А она мечтала спеть в Ла Скала...
В ней всегда чувствовалась манящая тайна - души, таланта, всего ее прекрасного облика. Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел, свет которого отражается на лицах и душах добрым очищающим светом. В каждом ее движении, в каждом повороте головы чувствовался дух, исполненный красоты и любви. В этом тоже была тайна...

Беда всегда приходит неожиданно, повергая в отчаяние. Но молитве людской не отвратить всевышней воли, как не дано гаданиям изменить ход звезд. Солнечным майским днем проводили Елену в последний путь. Ты - крылатый призыв к вышине, ты, созданная из огня, где ты сейчас? Благословен твой каждый шаг в неведомом для нас мире, ступай же, как богиня, рассыпая звезды и цветы...

Чарующий голос твой мы будем слышать каждое утро - в пении птиц, в дыхании ветра, в звоне весенних ручьев и шуме дождя. Весной, когда в отрогах Саян расцветает багульник, в его лиловом море мы будем слышать твою песню о Тунке, о счастье, о любви. Под высоким летним небом, бодрствуя вместе с луной и звездами, увидим в небесах твой незабвенный образ. Ты вечно с нами, прекрасная душа!

Из семи встреч председателя Совета Федерации Сергея Миронова в Улан-Удэ была одна никем не афишированная, не значащая в программе визита и проведенная лидером “Справедливой России” вдали от посторонних глаз - на бурятском кладбище, где весной 2005 года была похоронена молодая красивая женщина, заслуженная артистка России, солистка Бурятского театра оперы и балета Елена Шараева. Сергей Миронов возложил на могилу Елены Шараевой букет бордовых роз и, по рассказам очевидцев, поручил своим помощникам привести памятник, у которого открутилась табличка, в порядок. Спикер Совета Федерации, склонив голову, молча постоял несколько долгих минут. Немногочисленные спутники терпеливо ждали неожиданно застывшего и всегда такого подвижного и энергичного Сергея Миронова. Но никто так и не решился спросить у третьего человека государства, что связывало его с бурятской оперной дивой... Сергей Миронов был страстным поклонником таланта Елены Шараевой - одной из самых ярких представительниц мирового оперного искусства конца прошлого - начала нынешнего столетия. Он не упускал возможности посетить ее концерты, когда она гастролировала на западе России. Однажды он помог Елене Гомбоевне издать ее сольный альбом, взяв все материальные расходы, - а это порядка 20 тысяч долларов, - на себя. Сейчас и не спросишь, что привлекло оперную певицу в молодой политической силе - “Российской партии жизни”, куда Елена Шараева вступила одной из первых. Ее лидер - харизматичный Сергей Миронов, бывший геолог, сумевший достичь невероятных жизненных вершин? Само ли название партии? Но очевидно одно: Елена Шараева, по отзывам близких и друзей, любила сильных и ярких личностей. Она любила саму жизнь так, как могут любить ее только люди, способные дарить себя другим... - Настолько жизнь интересна и причудлива, что не знаешь, чего ожидать от нее в следующий момент, что будет за следующим поворотом, - говорила Елена Шараева в одном из своих редких интервью за год до смерти. - Наверное, встречу когда-нибудь человека своей мечты... Честно говоря, не могу сказать, что страдаю от одиночества: работа, творчество, дом, и вот теперь общественные дела полностью поглощают мое время. Смерть забрала ее время без остатка. Как писала в мае 2005 года газета “Культура”, “сценическая биография Елены Гомбоевны Шараевой оборвалась на взлете творческих сил и возможностей”. Таким людям, как Елена Шараева нельзя уходить преждевременно. Ибо они оставляют сиротами тех, кто на них надеется. Уходя, они делают сиротой саму жизнь… Станислав Белобородов. Справка «МК» Обладательница прекрасного драматического сопрано с неподражаемыми сценическими данными Елена Шараева пришла в Бурятский государственный академический театр оперы и балета в 1989 году - сразу после успешного окончания Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. За 16-летнюю певческую карьеру она подарила зрителям целую галерею классических оперных партий: Татьяны в “Евгении Онегине”, Лизы в “Пиковой даме”, Недды в “Паяцах”, Ярославны в “Князе Игоре”, Маргариты в “Фаусте” и мн. другие. Елена Шараева удостаивалась специального приза на Первом международном конкурсе молодых вокалистов в Перми, в 1995 стала лауреатом XVI Международного конкурса вокалистов им. М.Глинки. Певица представляла российское вокальное искусство на гастролях в Голландии, Японии, Южной Корее, Франции, Австрии и США. МК В БУРЯТИИ

Фотографии бурятских красавиц с комментарием:

«Россия богата красивыми девушками, и Бурятия не исключение. Только там девушки обладают своей особенной - почти экзотической - красотой. Республика Бурятия - потрясающее место с богатой историей и культурой, интересными и самобытными традициями и не менее интересными природными местами. Население Бурятии - более 970 000 человек, но в этом посте речь пойдет о женской части ее населения», - пишет «топикстартер».

Естественно, не обошлось без троллинга и скабрезных комментариев (присущих данному развлекательному российскому ресурсу).

В противовес этому На АРД порассуждали более предметно.

Нана Бадуева: У нас красавицы что-то статичные, из в года в год одни и те же, а один и тот же рейтинг ходит по Сети, хотя каждый год конкурсы красоты проводятся. Вот в республике Саха – каждый год новые красотки выявляются.

Евгений Хамаганов: Вперемешку еще фотки с конта и постановочные. В Саха, по-моему, действительно метисок больше.

НБ: Несомненно, красивы... Но где новые-то?

ЕХ: Западные бурятки - все же более европеоидные лица, но тут скорее имхо не только русский субстрат, но и тюркский.

Мэдэгма “Медуся” Доржиева.

За разговором вспомнили и об одной известной статье о бурятской красоте, вызвавшей, в свое время немало откликов.

Лет десять назад нынешний редактор издательского дома «Буряад Унэн» , а тогда – журналист бурятской газеты “Информ Полис” Александр Махачкеев проводил собственное исследование типажей буряток (приводим тут текст полностью, так как он не сохранился в первоисточнике – сайте «Информ Полиса»).

Кстати, недавно в фэйсбуке наш коллега написал:

«Вчера одна красивая дама решительно заявила с грустинкой во взоре: "Мы маленький народ и я выйду замуж только за бурята!" Несколько подумав: "Ну, может быть еще за монгола или калмыка". И далее сделала уж совсем идеологически правильный вывод: "В общем, чтобы в границах империи Чингисхана....».

Этнические красавицы Бурятии

Уникальные типы женской красоты - плоды смешения рас и народов - рассыпаны по городам и весям Бурятии
Как правило, местные мужчины замечают эту привычную этнографическую особенность лишь на уровне рефлекса и оставляют право на обобщения гостям республики. «Какие у вас красивые лица! С вас надо писать портреты и любоваться», - заявил во время прошлогодних гастролей в Улан-Удэ голубоглазый солист дуэта «Непара». С ним согласен и потомок Пушкина из Германии Хенниг Левис оф Менар, участвовавший в работе российско-немецкого форума, проходившего в Улан-Удэ в начале июня. «Я гулял по площади Советов перед головой Ленина, встречал много интересных евро-азиатских лиц. Очень красивы бурятские женщины, редко где можно встретить таких красивых женщин, как в Улан-Удэ».

Северный тип русской красоты

Он сохранился в нетронутом виде в заповедниках семейщины, таких деревнях, как Верхний Саянтуй или Большой Куналей. Это русоволосые, синеглазые и ядреные, что называется, кровь с молоком женщины, с говором ласковым, как ручеек: «Ежели, значить, взясть цветочек в четьверег…»

Орочонский или тунгусский

Крайне редкие экземпляры «таежной княжны Гантимуровой» - с бледно-матовым оттенком кожи, с покорными и дымчатыми, как у важенки, глазами, можно еще найти в селе Холодном в Северобайкалье, в Россошине и Джилинде в Баунте. Сейчас баунтовские и северобайкальские эвенки все больше приобретают европеоидный облик, а баргузинские и курумканские - бурятский. Поэтому этот вид, поэтично описанный Вячеславом Шишковым в «Угрюм-реке», уже исчезает.

Ольхонский или булагатский

Высокая, скорее всего результат рыбно-нерпичьей диеты, стройная женщина с носом с горбинкой, брови вразлет, с кожей бронзового оттенка. Она больше похожа на индейскую скво, прибирающуюся в вигваме. Не поэтому ли некоторые этнографы склонны считать это неопровержимым доказательством близости бурят и индейцев?

Степная хоринская красавица

Этот тип ярко показал художник Намжил Очиров. Вдохновение он черпал в родной Кижинге. Отличительный признак степнячки - волнообразные линии глаз и тонкий стан.
Еравнинские красавицы отличаются от хоринских и кижингинских девушек - здесь вообще нет единого стандарта. Через Еравну шел московский тракт, по которому шли люди разных национальностей. Не потому ли здесь не редкость светловолосые, зеленоглазые и пухлощекие буряточки, обладающие особенным шармом? К тому же Еравна граничит с Баунтом, где в XIX веке на приисках работало более 10 тысяч китайцев, многие из которых впоследствии осели в краю голубых озер и оставили глубокий след. Но еще более сильное влияние на формирование внешности еравнинских красавиц оказали тунгусы, коренные жители этой земли.
Кроме того, здесь живет большая диаспора выходцев из Ольхона, например, в селе Можайка. Поэтому привести к общему знаменателю здешних красоток почти невозможно.

Баргузинские и курумканские красавицы

Славятся своей красотой бурятские девушки из Баргузинской долины. Они белокожи и большеглазы. В старину, когда на Байкале открывался зимник, из Прибайкалья в Баргузин приезжали сваты. Девичья красота оценивалась мешками муки. До сих пор в Усть-Орде доживают свой век баргузинские красавицы, оцененные максимум в два мешка.
В Курумкане свой тип внешности - здесь смешалась кровь верхоленских бурят, тунгусов, китайских бродяг, еврейских и русских поселенцев. Изюминка курумканок - смуглость и узость лица, как, например, у артистки «Байкала» Цыпилмы Аюшеевой.

Монгольский и бухарский (сартульский) тип

Визитная карточка - Кяхта, Джида и Селенга. Красавицы первого типа внешне близки халха-монголам. Второй тип, бухарский (овальное лицо, большие глаза), имеющий свое происхождение из Средней Азии, еще встречается в сартульских селах Джиды.

Хонгодорские красавицы

Они живут в Тунке, Закамне и Оке, их отличает заостренность черт лица, присущая горцам. Типичный образец - певица Елена Шараева. В южных горах сохранились также хамниганский тип, близкий к маньчжурскому (село Мыла), и восточно-тюркский (сойотский) тип (село Сорок).
В горах Закамны встречаются и совершенные образцы немецких Гретхен - белокурые тевтонки, потомки послевоенных ссыльных поселенцев.

Бурятия - будущая Латинская Америка?

На протяжении столетий Бурятия представляет плавильный котел наций. В связи с глобализацией процессы смешения только нарастают. В целом метисация сильно затронула Тунку, Кижингу, Хоринск, Джиду, Баунт и Улан-Удэ. Самые известные красавицы, представляющие смешанный типаж, - актриса Лариса Егорова и просто красавица Алена Албашеева. В будущем у нас, возможно, возобладает именно этот тип, с вариациями в сторону казахского или узбекского образцов.

PS от АРД: Судя по представленным фотографиям, и комментариям на «Яплакаль», этот тип уже возобладал. Хотя на одном из конкурсов красоты на «Алтаргане» в 2008 году, организаторы пытались ввести некие стандарты, скажем, определенный рост конкурсанток. На что представитель одной из делегаций воскликнул – «бурятская красота сантиметрами не меряется!». С чем трудно поспорить – у всех девушек своя красота, а у парней – свои стандарты).

Талантливая певица, надежный друг, отзывчивый депутат и красивая женщина - все эти эпитеты относятся к выдающейся дочери бурятского народа, одной из первых профессиональных певиц Бурятии Клавдии Ивановне Гомбоевой-Языковой . Потомку известного в Верхнеудинске рода Труневых, которой дорогу в музыкальную жизнь открыл сам Бау Ямпилов , в мае 2015 года исполнилось бы ровно сто лет, сообщает ИА UlanMedia.

Клавдия Ивановна Гомбоева-Языкова родилась 9 мая 1915 года в Хоринске в семье Языкова Ивана Александровича . Мама будущей певицы Агния Гавриловна принадлежала древнему роду Труневых. Семья Языковых постоянно устраивала музыкальные вечера, где исполнялись русские, украинские, а также бурятские народные песни. Отец Клавдии Ивановны играл на скрипке, мать на гитаре, брат Кеша на балалайке, брат Павел писал песни.

Начинающая певица была руководителем драматического и хорового кружков, занималась в народном оркестре, работала библиотекарем. Судьба молодой девушки определилась, когда известный композитор Бау Ямпилов пригласил ее на учебу в театрально-музыкальное училище.

Обсудив на семейном совете свои перспективы, Клавдия решила отправиться в Улан-Удэ. На вступительном экзамене девушка блестяще исполнила песню "Зачем тебя я, миленький, узнала?" и украинскую "Ой, не свиты мисяченьку".



Клавдия Языкова-Гомбоева - одна из первых профессиональных певиц Бурятии. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

В 1940 году Клавдия Гомбоева-Языкова становится участницей Первой декады бурятского искусства в Москве. Выступления наших бурятских артистов произвело настоящий фурор в столице, поскольку искусство обладало синтетическим характером и артисты раскрывали себя многопланово.

В Москве у Клавдии Ивановны была возможность близко пообщаться со многими известными деятелями культуры и политики. Довелось пообщаться с Иосифом Сталиным , Климентием Ворошиловым , Вячеславом Молотовым , Лазарем Кагановичем , Михаилом Калининым .

Вернувшись из Москвы после декады выступлений, Клавдия Гомбоева-Языкова уверенно занимает ведущее солирующее место на сцене театра, исполняя ведущие партии с Владимиром Манкетовым - исполнителем главной роли в фильме "Песня табунщика".



Клавдия Языкова-Гомбоева в опере Александра Даргомыжского "Русалка". Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

Клавдия Ивановна стала первой исполнительницей партии Татьяны в опере Петра Чайковского "Евгений Онегин", за которую была награждена почетным званием заслуженной артистки Бурятской АССР.

После ей довелось исполнить известные и весьма серьезные в музыкальном плане партии Арюн-Гохон в первой национальной бурятской опере свердловского композитора Маркиана Фролова "Энхэ Булат-Батор", Маргарита в "Фаусте" Шарля Гуно, Наташа в опере Александра Даргомыжского "Русалка", Чио-Чио-Сан в одноименной опере Джакомо Пучинни и многие другие ведущие партии.



Клавдия Языкова-Гомбоева на сцене. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

В прессе о Клавдии Гомбоевой-Языковой много писали, критики положительно отзывались о ее большом даровании и творческом диапазоне. Музыковеды отмечали ее сценическую красоту, звучный красивый голос, теплый и выразительный тембр лирического сопрано, а также большую музыкальную одаренность и актерские навыки.



Клавдия Языкова-Гомбоева - одна из первых профессиональных певиц Бурятии. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

Карьера Клавдии Гомбоевой-Языковой продолжала стремительно развиваться на фоне непростых событий трудного военного времени.

В военные годы Клавдия Гомбоева – Языкова выступала в госпиталях Владивостока, Хабаровска и Читы. Концертный репертуар певицы был обширен. Она с легкостью исполняла романсы, сложнейшие оперные арии, русские народные песни.

День Победы певица встретила на Первом Дальневосточном фронте.



Клавдия Языкова-Гомбоева - исполнительница партии Софии в опере Станислава Монюшко "Галька". Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

В конце войны Клавдия становится студенткой Московской консерватории. В тот же период Клавдия Гомбоева-Языкова избирается депутатом Верховного Совета второго созыва СССР. В начале 1946 года односельчане, колхозники колхоза им. Сталина, выдвинули её кандидатом в депутаты Совета национальностей. Письмо-представление в кандидаты было опубликовано в газете "Бурят-Монгольская правда" 20 января 1946 года.

После войны, в 1948 году Клавдия Гомбоева-Языкова получает звание заслуженной артистки РСФСР, а затем становится кавалером ордена "Знак почета".



Клавдия Языкова-Гомбоева - исполнительница партии Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин". Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

За всю свою жизнь она спела более 30 крупных партий, отдала 28 лет работе в Бурятском государственном театре оперы и балета, 18 лет преподавала в музыкальном училище имени Чайковского. Певица оставила сцену в 1965 году, спев в последний раз партию Маргариты в опере Шарля Гуно "Фауст".

По словам музыковеда, заслуженного деятеля искусств России, профессора Олега Куницына , "...голосу певицы - лирическому сопрано с большим диапазоном и свободно берущимися „верхами“ - в равной степени были доступны и широкая кантилена, и колоратурные пассажи, и сложные речитативы. К счастливой особенности голоса К. Гомбоевой-Языковой относилась его мягкая и тёплая окраска - при всей звонкости голос певицы был лишён (даже в верхнем регистре) холодной „стеклянной“ пронзительности. Певица пела музыкально, ровно, с верным чувством ритма и темпа. Сценическое поведение артистки отличалось простотой, естественностью, ясностью замысла" (цитата - по информации сайта министерства культуры Бурятии).



Клавдия Языкова-Гомбоева - выдающаяся дочь бурятского народа. Автор фото: Из личного архива Клавдии Языковой-Гомбоевой

Современники Клавдии Гомбоевой-Языковой отзывались о ней не только как о талантливой певице, красивой выдающейся женщине, но также и как о надежном друге, работоспособной коллеге, отличном преподавателе, отзывчивом к нуждам трудящихся депутате и просто добром человеке. А близкие родственники певицы - дети, внуки - навсегда запомнили Клавдию Ивановну любящей, заботливой матерью и бабушкой.

Ольга Левина , внучка Клавдии Гомбоевой-Языковой, вспоминает: "Благодаря бабушке, в доме всегда звучала музыка, устраивались семейные концертные вечера, в которых участвовали и другие гости, оперные исполнители. Мой отец аккомпанировал на фортепиано, а бабушка пела романсы и оперные партии. Частенько в нашей квартире гостили и студенты музыкального училища имени П. И. Чайковского, Клавдия Ивановна занималась с ними, преподавала азы оперного искусства, делилась мастерством. Помню пение бабушкиной ученицы Елены Шараевой , которая стала одной из ведущих солисток театра оперы и балета. Я сама тоже хотела стать музыкантом-концертмейстером, закончила специальную музыкальную школу по классу фортепиано. Однако сейчас занимаюсь лингвистикой, работаю преподавателем в университете, а также работаю на Радио Сибирь - Байкал в качестве программного директора и ведущей эфира. Голос Клавдии Ивановны для меня - это источник гордости и вдохновения"...