Как выглядит орфей. Орфей, величайший музыкант, сын аполлона

Все-таки есть в музыке что-то мистическое. Нечто непознанное и невыученное, что может изменять все вокруг. Мелодия, слова и голос исполнителя, соединясь воедино, могут менять мир и человеческие души. Когда-то рассказывали о великом певце Орфее, что от его песен замолкали птицы, животные выходили из нор, деревья и горы жались ближе к нему. Реальность это или вымысел - неизвестно, но мифы об Орфее дошли и до наших дней.

Кто такой Орфей?

О происхождении Орфея ходило много преданий и легенд. Кто-то даже говорил, что существовало два Орфея. Согласно самому распространенному варианту, легендарный певец был сыном бога Эагра (фракийское речное божество) и музы эпической поэзии, науки и философии Каллиопы. Хотя некоторые мифы Древней Греции о Орфее говорят, что он был рожден от музы торжественных гимнов Полигимнии либо от музы истории - Клио. По одной из версий, он вообще был сыном Аполлона и Каллиопы.

Согласно греческому словарю, составленному в Х веке, Орфей родился за 11 поколений до начала Троянской войны. В свою очередь Геродор, известный древнегреческий писатель, уверял, что в мире было два Орфея. Один из них - сын Аполлона и Каллиопы, искусный певец и игрок на лире. Второй Орфей - ученик Мусея, известного древнегреческого певца и поэта, аргонавт.

Эвридика

Да, во многих сказаниях фигурировал Орфей, но существует один миф, в котором повествуется о трагической жизни главного героя. Это история об Орфее и Эвридике. В мифах Древней Греции говорится, что Эвридика была лесной нимфой. Она была очарована творчеством легендарного певца Орфея и в конечном счете стала его женой.

В мифе об Орфее не рассказывается о ее происхождении. Единственное, чем отличаются разные легенды и сказания, это ситуация, что послужила причиной ее смерти. Эвридика наступила на змею. Согласно одним мифам, это произошло, когда она гуляла с подругами-нимфами, а по другим - она убегала от бога Аристея. Но что бы там ни произошло, содержание мифа «Орфей и Эвридика» от этого не меняется. О чем же повествует печальный рассказ?

Миф об Орфее

Как и большинство рассказов о супругах, миф начинается с того, что главные герои очень любили друг друга. Но никакое счастье не бывает безоблачным. В один прекрасный день Эвридика наступила на змею и умерла от ее укуса.

Орфей остался один со своей печалью. Три дня и три ночи он играл на лире и пел грустные песни. Казалось, что вместе с ним плачет и весь мир. Он не мог поверить, что теперь будет жить один, и решил вернуть свою возлюбленную.

В гостях у Аида

Собравшись с духом и мыслями, Орфей спускается в подземное царство. Он верит в то, что Аид и Персефона прислушаются к его мольбам и отпустят Эвридику. Орфей без труда попадает в темное царство, без опаски проходит мимо теней мертвых и подходит к трону Аида. Он начал играть на своей лире и сказал, что пришел только ради своей жены Эвридики, которую укусила змея.

Орфей не переставал играть на лире, и его песня растрогала всех, кто ее слышал. Умершие заплакали от сострадания, остановилось колесо Иксиона, Сизиф забыл о своей тяжелой работе и, облокотившись на камень, слушал чудесную мелодию. Даже жестокие эринии не сдержали своих слез. Естественно, Персефона и Аид удовлетворили просьбу легендарного певца.

Сквозь мрак

Возможно, история имела бы счастливый конец, если бы это не были мифы Греции. Орфею Аид разрешил забрать жену. Вместе с Персефоной правитель подземного царства провел гостей к крутой тропе, что вела в мир живых. Прежде чем откланяться, они сказали, чтобы Орфей ни в коем случае не оборачивался и не смотрел на свою супругу. И знаете, что произошло? Да, здесь нетрудно догадаться.

Орфей и Эвридика долго шли длинной, извилистой и пустынной тропой. Орфей шел впереди, и вот, когда уже к светлому миру оставалось совсем немного, он решил проверить, идет ли за ним его жена. Но стоило ему обернуться, как Эвридика умерла снова.

Послушание

Тех, кто умер, невозможно вернуть. Сколько слез ни лей, сколько ни проводи экспериментов, умершие не возвращаются. И существует лишь один крошечный шанс, один на миллиард, что боги смилостивятся и сотворят чудо. Но что они потребуют взамен? Полного послушания. А если этого не происходит, значит, они забирают свой дар обратно.

Эвридика снова умирает и превращается в тень, вечного обитателя подземного царства. Орфей спешит за ней в глубины мрака, вот только безразличный ко всему перевозчик Харон не прислушался к его стенаниям. Один и тот же шанс не дается дважды.

Теперь между возлюбленными текла река Ахеронт, один ее берег принадлежал мертвым, а другой - живым. Перевозчик оставил Орфея на берегу, что принадлежал живым, и безутешный певец семь дней и семь ночей сидел возле подземной реки, и лишь горькие слезы приносили ему мимолетное утешение.

Без смысла

Но на этом миф об Орфее не заканчивается. Когда минуло семь дней, певец покинул земли мертвых и вернулся в долину фракийских гор. В горести и печали провел он три бесконечно длинных года.

Единственным его утешением была песня. Он мог целыми днями петь и играть на лире. Его песни были настолько завораживающими, что даже горы и деревья пытались быть ближе к нему. Птицы переставали петь, как только слышали музыку Орфея, звери выходили со своих нор. Но, сколько ни играй на лире, в жизни без любимого человека так и не появится смысла. Неизвестно, как долго Орфей играл бы свою музыку, но и его дням пришел конец.

Гибель Орфея

Существует несколько историй о причинах смерти легендарного певца. В текстах Овидия говорилось, что Орфея растерзали почитательницы и спутницы Диониса (менады) за то, что он отвергал их любовные признания. Согласно записям древнегреческого писателя-мифографа Канона, Орфея убили женщины из Македонии. Они были рассержены на него за то, что он не пускал их в храм Диониса к мистериям. Однако эта версия не очень вписывается в общую атмосферу греческого мифа. Хотя у Орфея с богом вина Дионисом и были натянутые отношения, последние три года жизни он провел в скорби о погибшей жене, ему явно было не до того, чтобы не пускать женщин в храм.

Существует еще версия, согласно которой его убили за то, что в одной из своих песен он восхвалял богов и пропустил Диониса. Также говорят, что Орфей стал невольным свидетелем мистерий Диониса, за это его убили и превратили в созвездие Коленопреклоненного. Также в одной из версий говорилось, что его поразила молния.

Согласно одному из мифов Греции («Орфей и Эвридика»), причиной смерти певца стали разгневанные фракиянки. Во время шумного праздника Вакха они увидели в горах Орфея и стали бросать в него камни. Женщины давно гневались на красавца-певца за то, что он, потеряв жену, не захотел полюбить кого-то еще. Поначалу камни не долетали к Орфею, они были очарованы мелодией лиры и падали к его ногам. Но вскоре громогласные звуки бубнов и флейт, что были задействованы в празднике, заглушили нежную лиру, и камни начали достигать своей цели. Но женщинам этого было мало, они набросились на бедного Орфея и стали бить его палками, увитыми виноградными лозами.

Все живое оплакивало смерть легендарного певца. Фракиянки бросили в реку Гебр лиру и голову Орфея, но они не умолкали ни на секунду. Губы певца все еще пели песню, а музыкальный инструмент издавал тихие и таинственные звуки.

Согласно одному из преданий, голову и лиру Орфея прибило к берегам острова Лесбос, на котором в свое время пели песни Алкей и Сафо. Но о тех далеких временах помнят только соловьи, поющие нежнее, чем где-то еще на земле. Вторая история гласит, что тело Орфея похоронили, а его лиру боги хранят среди звезд.

Какой из этих вариантов ближе к истине, сложно сказать, но одно можно утверждать наверняка: тень Орфея оказалась в царстве Аида и воссоединилась со своей возлюбленной Эвридикой. Говорят, настоящая любовь должна быть до гроба. Чушь! Для настоящей любви даже смерть не является преградой.

(или речного бога Эагра) и музы , величайший певец и музыкант греческих мифов.

Тот факт, что Орфей почитался как герой, полностью соответствует мировоззрению античности: эта честь выпадает не только тому, кто превосходит другого в бою, но и превосходному артисту, музыканту, художнику. И величайшие герои считали его ровней себе: например, аргонавты пригласили его участвовать в походе в Колхиду. Это был буквально волшебник своего искусства: когда он трогал струны лиры и начинал петь, дикие звери сходились к нему из чащи, слетались птицы, деревья и скалы собирались вокруг него. Волк лежал рядом с барашком и растроганно внимал Орфею, и даже широколистый платан не бросал тени на полевой цветок. Во всей природе воцарялись мир и согласие.

Не меньше, чем своим искусством, Орфей прославился и своей любовью к молодой жене Эвридике. Но им не было суждено долго наслаждаться счастливой супружеской жизнью. Однажды, собирая на лугу цветы, Эвридика наступила на ядовитую змею, и Орфей, поспешивший на ее крик, застал жену уже бездыханной. Охваченный безмерной скорбью, Орфей решился на отчаянный шаг: он добровольно сошел в царство мертвых. Очарованный его музыкой Харон перевез его через Стикс, и Орфей смиренно предстал перед Аидом и Персефоной, моля выслушать его песню о любви к Эвридике и просьбу вернуть ему желанную супругу. Ведь это будет всего лишь отсрочка - пройдя свой жизненный путь, Эвридика неизбежно вернется в царство Аида. Если же это невозможно, пел Орфей, он просит о другой милости: позволить ему остаться здесь, не разлучать его с милой тенью.

Песнь Орфея тронула все загробное царство. Тантал забыл о жажде и голоде, Сисиф перестал катить в гору свой тяжелый камень, колесо остановилось, и по щекам безжалостных впервые заструились слезы. Когда расплакалась даже суровая Персефона, Аид согласился выполнить просьбу Орфея, но с одним условием: Гермес поведет Орфея из загробного царства, а за ними пойдет Эвридика; и пока они не увидят свет солнца, Орфей не должен оглядываться на нее, иначе она вернется к теням.


Орфей с восторгом согласился на условие Аида и держал себя в руках всю долгую и трудную дорогу. Лишь перед входом в Тенарскую расщелину, за которой уже начиналось царство живых, нервы у Орфея не выдержали. Он оглянулся: не заблудилась ли Эвридика, не отстала ли от них, утомленная долгим путем, - и увидел ее удаляющуюся тень. Он сам стал причиной ее второй смерти…

Тщетно пытался Орфей снова проникнуть в загробное царство, неумолимый Харон не хотел перевозить его во второй раз через Стикс. Семь дней и семь ночей, без еды и питья, сидел Орфей на берегу мрачной реки, умолял и плакал - все было напрасно. Сокрушенный, он вернулся на берега реки Гебр, в родную Фракию.


Орфей снова увиделся с Эвридикой только через четыре года. Он погиб от рук фракийских женщин, которые назвали его врагом рода человеческого за то, что он избегал их после смерти Эвридики. Однажды во время вакхических празднеств захмелевшие вакханки увидели Орфея на поляне под Родопскими скалами и стали бросать в него камнями, но камни останавливались на лету, очарованные пением Орфея. Тогда набросились на него подобно стае хищных птиц, разорвали на куски, а голову и лиру бросили в волны Гебра. Вся природа ужаснулась этому злодеянию и облачилась в траур, плакали даже скалы и своими слезами переполнили реку. С тех пор с приближением годовщины смерти Орфея природа всякий раз печалится заново. Больше всех горюют Родопские скалы, и слезы их до сегодняшнего дня переполняют реку Гебр, хотя теперь она называется Марицей.

Согласно преданию, волны перенесли голову и лиру Орфея на остров Лесбос, на котором и возродилось лирическое пение. Однако некоторые версии мифа об Орфее, не желая примириться с его смертью, утверждают, что Орфею удалось спастись, и он закончил свои дни в блаженной стране гипербореев, над которой никогда не заходит солнце.

В мифе об Орфее отражается высокая значимость пения, музыки и поэзии в греческом мире. Любимца муз почитали повсюду, возникла даже мистическая секта особо ревностных его почитателей (орфики). Трогательная история его любви и трагическая смерть знакомы нам прежде всего благодаря «Георгикам» Вергилия и «Метаморфозам» Овидия.


Сцены из этого мифа запечатлены на множестве античных ваз и рельефов, наиболее известный из них - рельеф работы одного из учеников Фидия (ок. 420 до н. э.), некогда украшавший алтарь олимпийских богов на афинской Агоре; однако нам он знаком только по римским копиям. О популярности О. говорит то, что его изображения нашли место и в раннехристианском искусстве, например на фреске «Христос-Орфей со зверями» в римской катакомбе Домициллы конца 3 в. н. э. В Константинопольском археологическом музее хранится очень поздняя мозаика «Орфей среди чудовищ», созданная в 6 в. в Иерусалиме.

Из многочисленных произведений европейских художников, вдохновленных этим мифом, назовем картины: «Орфей» Беллини (кон. 15 в.), «Игра Орфея» Савери (нач. 17 в., в Пражской Национальной галерее), картины «Орфей и Эвридика» Рубенса (1636–1637), Пуссена (ок. 1659), Коро (ок. 1850), Фейербаха (ок. 1867), Бёрн-Джонса (ок. 1879).


Из скульптур: «Орфей» Кановы (в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже), «Орфей» и «Орфей и Эвридика» Родена, а также «Орфей» работы Горейца (1916) и Кафки (1921 - обе в Пражской Национальной галерее) и «Орфей» Цадкина (1948, Музей современного искусства в Париже).

Естественно, самой большой популярностью Орфей пользовался у композиторов всех жанров. Оперу «Орфей» написал еще в 1607 г. Монтеверди; одной из вершин мирового оперного творчества явилась опера Глюка «Орфей и Эвридика» (1762); Лист написал симфоническую поэму «Орфей» в 1854 г.; более ста лет живет на сцене классическая оперетта Оффенбаха «Орфей в аду» (1858); музыку к балету «Орфей» написал Стравинский в 1948 г. - мы назвали лишь несколько самых известных произведений.


Вновь и вновь возвращаются к Орфею поэты и драматурги, начиная с Амброджини (15 в.) - его «Сказание об Орфее» является первой итальянской драмой, написанной не на религиозную тему, - и отнюдь не кончая Рильке («Сонеты к Орфею», 1923) или Кокто (драма «Орфей», 1928).

В современном языке Орфей - синоним замечательного певца, музыканта:

«Упоительный Россини,
Европы баловень - Орфей»
- А. С. Пушкин, «Отрывки из путешествия Онегина».

По мнению многих историков, философов и литераторов миф об Орфее считается самым древним. В северной части эллинской Греции, где жили доблестные фракийцы, жил певец и бард Орфей. Его чудесным даром был голос, а песни и слава о нём неслись по всей греческой земле.За невероятный талант и великолепные баллады в Орфея влюбляется фракийская девушка Эвридика, которая славилась необыкновенной красотой. Вскоре они поженились. Но прожить долгую и счастливую жизнь вместе им было не суждено.

Как-то раз влюбленные Орфей и Эвридика пошли гулять в лес. Орфей, присев у дерева, начал играть на своей семиструнной кифаре и петь. В это время Эвридика любовалась цветами и собирала букет на поляне. Увлекшись, Орфей не заметил, как его любимая зашла в лесную чащу. Вдруг ей показалось, будто кто-то большой бежит по лесу в ее сторону. Она испугалась и со всех ног кинулась назад, да так быстро бежала, что не заметила под ногами в густой траве змеиное гнездо. Одна из змей обвила ее ногу и ужалила. Эвридика закричала от боли и тут же упала.

Орфей услышал издали ее крик и помчался спасать свою любимую. Но смерть опередила музыканта, он только и мог смотреть вслед ее черным, как ночь, крыльям, которые уносили Эвридику в Подземное царство мертвых.

Горе и тоску Орфея было не описать словами. Он стал отшельником и целыми днями бродил в одиночестве, скитался по лесам, изливал в песнях свою печаль. Эти песни были настолько грустными, что казалось, даже деревья ниже склонялись над ним и окружали певца. Настал день, когда тоска о любимой Эвридике больше не давала ему жить. Тогда решил он спуститься в Царство мертвых и просить самого Аида, чтобы тот вернул ему его возлюбленную.

Долго иль коротко шел Орфей, но очутился в самой глубокой пещере, где протекал ручей, который питал таинственную реку Стикс. Спустившись по его руслу, Орфей вышел к берегам Стикса, где и начиналось Царство мертвых.

После долгого ожидания Орфей увидел, как от другого берега отчалила лодка. Это перевозчик Харон плыл за новыми душами, которых следует переправить к Аиду. Молча причалил к берегу Харон и Орфей стал просить, чтобы тот перевез его к вратам Подземного царства. Но перевозчик был неумолим, ведь живым не было хода в его владения.

Уже отчаливая, услышал Харон жалостные звуки кифары и голос Орфея. Настолько эта песня была печальной, что даже души вслушивались в каждое слово, а сама река стала еще холодней и как будто застыла. Песня Орфея заставила заслушаться даже бездушного перевозчика душ. Не сказав ни слова, Харон причалил обратно и взял Орфея с собой в царство Аида.

В обители темного властелина подземного царства – Аида, возвышаясь на огромном троне из чистого золота, сидел сам грозный бог, а по правую руку сидела его прекрасная супруга Персефона. Сильно рассердился Аид, когда увидел, что смертный смог найти путь в его владения, даже придворные души затаились, почувствовав его гнев. Но услышав песню Орфея, не смог даже слова молвить Аид, настолько поразило его мастерство музыканта.

Когда юноша закончил петь, Аид решил наградить Орфея всем, что тот пожелает. Но у Орфея было одно желание – вернуть свою возлюбленную Эвридику к жизни на землю. Делать нечего, Аид согласился даже на это, но с условием. Эвридика пойдет за Орфеем на землю, но он не должен оглядываться, пока не выйдет на свет.

Направился Орфей назад, откуда пришел, а тень Эвридики последовала за ним. Долгим показался Орфею путь назад, но ни разу не оглянулся он назад. Вот уже и Харон переправил его на тот берег. А когда впереди показался свет, начала его грызть тревога, ведь как ни звал, Эвридика не отвечала ему.

Никола Пуссен. Пейзаж с Орфеем и Эвридикой,1648.

1. Основные понятия атрибутики, сюжета и значение образа Орфея

Орфей в греческой мифологии является сыном фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился как певец и музыкант, наделённый магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги, и даже природа. Он участвует в походе аргонавтов, игрой на форминге и молитвами усмиряя волны и помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка успокаивает гнев мощного Идаса. Орфей женат на Эвридике и, когда она внезапно умерла от укуса змеи, отправляется за ней в царство мёртвых. Пёс Аида Кербер, Эринии, Персефона и Аид покорены игрой Орфея. Аид обещает Орфею вернуть Эвридику на землю, если он исполнит его просьбу - не взглянет на свою жену, прежде чем войдёт в свой дом. Счастливый Орфей возвращается с женой, но нарушает запрет, обернувшись к жене, которая тут же исчезает в царстве смерти.

Орфей не почитал Диониса, считая величайшим богом Гелиоса и называя его Аполлоном. Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад. Они растерзали Орфея, разбросав повсюду части его тела, собранные и погребённые затем музами. Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Голова его по реке Гебр плывёт к острову Лесбос, где её принимает Аполлон. Тень Орфея спускается в Аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе голова Орфея пророчествовала и творила чудеса. По версии, изложенной Овидием, вакханки растерзали Орфея и были за это наказаны Дионисом: превращены в дубовые деревья.

В мифах об Орфее объединяется целый ряд древних мотивов (сравним волшебное воздействие музыки Орфея и миф об Амфионе, нисхождении Орфея в Аид и миф о Геракле в Аиде, гибель Орфея от рук вакханок и растерзание Загрея). Орфей близок музам, он брат певца Лина. Орфей- учредитель вакхических оргий и древних религиозных обрядов.Он посвящен в Самофракийские мистерии -. С именем Орфея связана система религиозно-философских взглядов (орфизм), возникшая на основе аполлоно-дионисовского синтеза в 6 в. до н.э. в Аттике.

В античном искусстве Орфей изображался безбородым, в лёгкой хламиде; Орфей-фракиец - в высоких кожаных сапогах, с 4 в. до н.э. известны изображения Орфея в хитоне и фригийском колпаке. Одно из древнейших сохранившихся изображений Орфея как участника похода аргонавтов - рельеф метопы сокровищницы сикионцев в Дельфах. В раннехристианском искусстве мифологический образ Орфея связан с иконографией «доброго пастыря» (Орфей отождествляется с Христом). В 15-19 вв. различные сюжеты мифа использовали Дж. Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. В. Тьеполо, П. П. Рубене, Джулио Романо, Я. Тинторетто, Доменикино, А. Канова, Роден и др. В европейской литературе 20-40-х гг. 20 в. тему «Орфей и Эвридика» разрабатывали Р. M. Рильке, Ж. Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др. В русской поэзии нач. 20 в. мотивы мифа об Орфее нашли отражение в творчестве О. Мандельштама, М. Цветаевой.

2. Образ Орфея в искусстве Древней Греции

С давних пор связаны между собой поэзия и музыка. Древнегреческие поэты сочиняли не только стихи, но и музыку для инструментального сопровождения декламации. Писатель Дионисий Галикарнасский говорил, что он видел партитуру еврипидовского «Ореста», а Аполлоний, другой античный автор, сам распределял по ладам лирические поэмы Пиндара, хранившиеся в знаменитой Александрийской библиотеке. И недаром, наконец, хорошо знакомое всем нам слово «лирика» возникло именно в ту далекую пору, когда поэты исполняли стихотворения-песни под музыку на лире-кифаре.

Поэтам, удостоенным наград на Пифийских агонах, которые праздновались в Дельфах раз в четыре года в честь певца Орфея, оказывали высокую честь: искусные резчики воспроизводили их стихотворные произведения на мраморных плитах. Несколько плит было обнаружено археологами: они явились замечательнейшей в своем роде находкой, относящейся к III-1 столетиям до новой эры.

На трех таких плитах (к сожалению, значительно попорченных) вырезан текст гимна Орфея. Гимн воспевает «божественного отпрыска», который прославился игрой на кифаре. Стихотворный текст сопровождался древними нотами, которые помещены вверху каждой строфы гимна и обозначают его напев.

Музыкально-поэтические состязания в театре Дельф, посвященные Орфею, заключались, прежде всего, в пении хвалебных гимнов Орфею под звуки кифары или флейты, а иногда - в игре на этих инструментах без пения. Основными призами здесь являлись пальмовая ветвь (традиционная награда во всех греческих агонах), а также, как свидетельствует изображение на одной из дельфийских монет, лавровый венок и статуэтка ворона. Kaк и сами игры, все эти награды имели непосредственное отношение к Орфею. Победителей Орфей якобы награждал ветками пальмы. Что касается венка, то. по словам историка Павсания, такой приз был установлен потому, что Орфей безнадежно влюбился в лесную красавицу.

Однажды Орфей увидал живущую в лесу прелестнуюкрасавицу. Она, смущенная красотой внезапно появившегося юноши, умчалась к отцу, речному божеству, а тот, укрывая дочь, превратил ее в лавровое дерево. Прибежавший к реке Орфей сплел венок из лавровых веток, слыша в них биение сердца своей возлюбленной. Лавровыми листьями он украсил и свою знаменитую золотую лиру.

Так объясняли в Греции обычай надевать на голову отличившегося поэта или музыканта лавровый венок - награду героя-покровителя искусства. Греки называли этих виртуозов дафнофорами, то есть увенчанными лаврами, а римляне - лауреатами.

Отношение греков к наградному венку, полученному на состязании, характеризует случай, происшедший с ученым Анахарсисом, который в V столетии до новой эры побывал в Афинах и посетил там гимнасий - городскую школу атлетов. Когда этому весьма уважаемому гостю, мало знакомому с греческими призами, венок показался незначительной наградой, то сопровождающие афиняне с достоинством ответствовали: все прекрасное, что только может пожелать себе атлет, выступающий перед публикой на стадионе, сплетено в его победном венке.

Покровитель искусств герой Орфей благоволил не только к музыкантам и поэтам: воображение греков наделило его качествами замечательного атлета.

Греческий писатель Лукиан, которого Маркс называл «Вольтером классической древности», насмешливо говорил, что Орфею, должно быть, нелегко справляться с такой уймой дел и что надо бы ему заняться чем-нибудь одним - музыкой или спортом.

Стихийные силы природы казались непонятными, непознаваемыми, хаотичными. Хотелось видеть во всем окружающем покой, меру и порядок. Противясь хаосу, греки создали в своих мифах примечательное божество-Гармонию. Ее имя стало нарицательным для обозначения меры и порядка во всем, в том числе в музыке.

Сегодня совместными усилиями физиологов и психологов доказано, что различные эмоции человека, вызываемые музыкой, представляют собой сложные ответные реакции его центральной нервной системы. Этим объясняется, например, бодрящее действие музыки марша или героической песни, которые поднимают настроение.

Такое влияние музыки подметили еще древние греки. И это нашло свое яркое выражение в следующей полулегендарной истории Орфея.

Во время войны афиняне, теснимые персами, обратились однажды за помощью к спартанцам. Те прислали Мусагеты и музы. Изображения на римских монетах... единственного человека по имени рфей - «Устроитель хора». Силой своего искусства этот поэт и музыкант поднял утомленных афинских воинов на решительный бой. Сражение было выиграно.

Философ Филолай утверждал, что основу музыки составляет именно гармония. А Платон говорил, что гармония более всего захватывает человека и побуждает его подражать тем образцам прекрасного, которые дает музыкальное искусство. В книгах «Государство» и «Законы» Платон развивал мысль о значении музыки в воспитании мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, гармонически развитой личности. Подобным стремлением к гармонии объяснялось то, что в ряде случаев психология и философия древних были тесно связаны со зрелищами. Гармонию считали матерью девяти «прекрасноволосых муз» - как характеризовала поэтесса Сафо дочерей Зевса, которые вдохновляли выступавших перед публикой поэтов, актеров и даже ученых. Гармонию греки считали ближайшей спутницей и покровительницкй Орфея. Назовем и других, близких к Орфею, мифологических персонажей, отвечающих за искусство или науки.

Юные красавицы Терпсихора, Эрато и Каллиопа, не расстававшиеся с лирой, были искусны в танцах, в поэзии любовной и эпической; Евтерпа же, более склонная к лирике, предпочитала игру на двойной флейте. Мельпомена и Талия вдохновляли театральных актеров, поэтому первая из них всегда изображалась с актерской трагической маской в руках (и, случалось, с увесистой палицей-дубинкой), а вторая - с маской комической. Что же касается наук, то истории покровительствовала Клио, черпавшая сведения о веках и народах из своего пергаментного свитка, а астрономии - ее сестра Урания, вооруженная небесным глобусом. Девятая сестра Полигимния была не только музой пантомимы, но олицетворяла собой все искусства, поэтому она держала наготове наградной венок для каждого, кто заслужит его успехом у зрителей.

Такими мы видим муз, унаследованных от греков, на денариях Римской республики - на деньгах, чеканенных монетным мастером Квинтом Помпонием Мусой. В этих изображениях отражены представления греков, а за ними и римлян об искусстве и зрелищах. Недаром храмы муз прозвали в античности мусейонами, откуда возникло хорошо известное нам слово «музей». А другое современное слово «музыка» тоже происходит от этого корня, ибо ее считали именно искусством муз.

Но старшим в этом созвездии прекрасных покровительниц талантов был мужчина - все тот жеОрфей, которого величали предводителем муз. Орфея Мусагета изображали на лицевой стороне всех упомянутых денариев.

В знаменитой драме Вергилия, которая особенно нравилась широким слоям публики, есть такой эпизод: Орфей собрался спуститься в царство мертвых, но, напуганный рассказами об ужасах загробного мира, загримировался под Геракла, чтобы иметь устрашающий вид. Когда же он появился в таком виде перед настоящим Гераклом, тот просто рассмеялся над жалким обликом юнца в облике прославленного силача и героя.

Но вот перед нами скульптура самогоОрфея в исполнении неизвестного древнегреческого скульптора из собрания Лувра. Опирающийся на арфу, неустрашимый герой невольно вызывает у нас в памяти зрелища, которые устраивали в его честь в Немейской долине, в греческой области Арголиде.

Греки высоко ценили изумительную силу и смышленость Орфея, его мужество и бесстрашие: он, любимец многочисленных сказаний, покровительствовал спортивным школам-гимнасиям и палестрам, где учили юношей искусству побеждать. А у римлян прославленному герою тпосвящали свое оружие уходившие в отставку гладиаторы.

Из мифов о Посейдоне и в особенности об Аполлоне мы уже знаем, что в античности существовали неразрывные связи между музыкой, поэзией и атлетикой. Философ Платон подчеркивал, что есть два основных метода воспитания человека: атлетика-для его тела, музыка - для духовного совершенствования.

Вот почему в трактате Плутарха «О музыке» особо упомянуто, что Орфей не был чужд музыке, искусству муз. В свою очередь, сами музы занимались физическими упражнениями, чтобы в случае необходимости бесстрашно бороться и побеждать. Греки стремились к совершенному единству физической силы и духовной красоты. И зрелища античного мира учили любоваться и восхищаться таким единством.

На Немейских играх, которые устраивались каждые два года на том самом месте, где, по преданию, могучий Орфей голыми руками задушил свирепого волка, призовой венок получали не только те, кто отличился в атлетических и конных состязаниях, но наравне с ними и те, кто одерживал победы в соревнованиях музыкальных. Поначалу этот венок был масличным; в знак скорби по жертвам персидских войн греки заменили его венком из сухого сельдерея, травы печали.

Для победителей зрелищ-состязаний был создан еще один вид наград, популярный и в наши дни.

По другим греческим преданиям, Афина-мудрейшая из богинь, родившаяся из головы Зевса, - нашла однажды оленью кость, сделала флейту и научила играть на ней самого Орфея. Она же положила начало военной музыке и пиррихе - танцам с оружием - в честь победы, одержанной богами над титанами. Поэтому вошло в обычай открывать праздник Панафинеи в Одеоне - музыкальном театре в Афинах.

В программу этих зрелищ-состязаний в Одеоне входили: игра на флейте и струнных инструментах, сольное и хоровое пение, исполнение под аккомпанемент лиры поэтических произведений. На сцене можно было увидеть знаменитых поэтов, писателей, даже философов. С чтением своей «Истории», девяти книгам которой греки дали впоследствии имена муз, выступал в Одеоне Геродот.

Панафийеи продолжались на стадионе и ипподроме. Наряду с музыкой, Орфей, конечно же, увлекался атлетикой и опекал всех, кто занимался спортом: бегуны молили Орфея даровать им большую быстроту, а возницы прославляли его за изобретение вожжей, без которых нельзя было управлять лошадьми.

До наших дней дошел интересный документ - перечень наград, составленный агонофетами (судьями состязаний, организаторами и распорядителями агонов). Он дает наглядное представление об основных видах атлетических состязаний в Афинах, а также об их участниках и призах. Почти во всех из них упоминается Орфей, как вдохновитель соревнованйй.

3. Образ Орфея в мировом искусстве

Орфей - герой трагедии Ж.Кокто «Орфей» (1928). Кокто использует античный материал в поисках вечного и всегда современного философского смысла, скрытого в основе древнего мифа. Именно поэтому он отказывается от стилизации и переносит действие в антураж современной Франции. Кокто практически не изменяет миф о «поэте-волшебнике», который спускается в царство смерти, чтобы вернуть к жизни свою жену Эвридику, а затем погибает, растерзанный менадами. Для Кокто это миф не о вечной любви, а о «растерзанном поэте». Драматург противопоставляет мир поэтического сознания (Орфей, Эвридика) миру ненависти, вражды и равнодушия (вакханки, полиция), который уничтожает творца и его искусство.

Теме Орфея были посвящены два фильма Ш.Кокто - «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1960), в которых гиавную роль сыграл Ж.Маре. Е.Э.Гущина

Орфей также является героем «семейной драмы» Г.Ибсена « Орфей» (1884). Мечтающий о солнце и тепле, юноша-художник поставлен автором в экстремальные условия. Орфей болен страшной болезнью - его ожидает безумие, и он знает об этом. В отличие от своей матери, фру Алвинг, живущей призраками прошлого, Орфей живет «здесь и сейчас». Он любит жизнь, но уже ощущает невидимую преграду, отдаляющую его, еще живого, от здешнего мира. Финальные слова героя: «Мама, дай мне солнце!» -перекликаются с гамлетовским «дальше - тишина», отмечая переход героя из мира призраков, привидений в вечность. Себя самого Орфей воспринимает как собственного двойника, действия которого невозможно подчас предугадать, за поступки которого он не в состоянии ответить. С острой наблюдательностью художника он фиксирует в этом двойнике необратимые изменения, поразительно точно предсказав близкие пределы собственной способности самоконтроля.

Сценический образ Орфея создавали такие актеры, как И.Кайнц, С.Моисси, А.Антуан, Э.Цак-кони. На русской сцене - П.Орпенев, И.Москвин.

Орфей является также героем романа Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959). Теперь Орфей - уроженец немецкой провинции, области бедной и убогой. Окружающая героя жизнь - это нечистоплотные связи, пьянство и дебоши, и он в знак протеста решает перестать расти. Фантастическую ситуацию маленький Орфей инсценирует вполне реалистически - травмой, полученной при падении. Орфей остается карликом на всю жизнь, что не мешает ему пользоваться житейскими благами и благосклонностью женского пола. Орфей имеет необыкновенный дар: он наделен пронзительным голосом и может разбивать стеклянные предметы, чем и потешается, разнося вдребезги витрины, люстры , посуду. В детстве Орфею подарили жестяной барабан, и тут обнаружился еще один дар - на этом барабане он выстукивает историю своей страны и свою собственную. А жизнь Орфея пришлась на годы первой мировой войны, Веймарской республики, потом власти нацистов и снова войны, закончившейся поражением.

Орфей продолжает галерею образов, характерных для античной литературы; он, конечно, художник, «Орфей-нигилист», который не созидает, а разрушает и издевается. Орфей отнюдь не патриот, он видит продажность властей, трусость обывателей, жестокость нацистов, гнев победителей. На барабане он выстукивает истинную историю своей Германии и одновременно ее пародийный вариант, издевательский и беспощадный. Герой разбивает, как стекла витрин магазинов, мифы о великой нации, о семейных добродетелях, о патриотизме и гуманизме. Орфей убежден, что в жизни властвуют темные побуждения (во всяком случае в той, которая его окружает и с которой он непосредственно знаком), а поступки людей продиктованы грязными и корыстными намерениями. Потому его страна была обречена на режим, подобный нацистскому, и все эксцессы, с этим режимом связанные, закономерны. В финале в обстановке всеобщего хаоса Орфею удается узнать еще много неутешительного о роде человеческом, о Германии, о немцах. Кто-то спарывает свастику с флага, опасаясь прихода русских, кто-то, когда город занят победителями, глотает нацистский значок. Орфей кончает свои дни в психиатрической больнице, roe и пишет свою историю.

Роман Грасса и образ Орфея вызвали негативный резонанс в германской прессе, особенно у националистически настроенных критиков. Эти нападки усилились после того, как двадцать лет спустя был снят фильм «Жестяной барабан» и режиссер Фолькер Шлендорф получил за картину «Золотую пальмовую ветвь» (1979).

Орфей является также героем трагедии Вяч.И.Иванова «Орфей» (1904). В данном варианте Орфей - сын Зевса и нимфы Плуто, царь Сипила во Фригии, наказанный за оскорбление олимпийских богов тяжкими муками. Вяч.Иванов сотворил по сути новый миф, связав его с духовными коллизиями «серебряного века». Тема трагедии поэта-символиста - богоборчество, посягающее на мировое устройство и естественный порядок вещей.

Властитель Орфей затаил злобу на своего отца Зевса за то, что был рожден смертным человеком. Орфей мечтает о бессмертии и рассчитывает отнять у олимпийских богов впасть над миром, ибо уверен, что один он способен править жизнью, земной и небесной. План Орфея прост и коварен. Во время пира, на который к нему снизойдут бот, он принесет им в дар сына, прекрасного отрока Пелопса. Полагая, что за обладание мальчиком между Зевсом и Посейдоном разгорится ссора, Орфей рассчитывает в общей сумятице похитить чашу бессмертия.

Задуманное удается осуществить. Однако божественный напиток сыграл злую шутку. Орфей погружается в сон, и ему грезится, что от него рождаются солнца, что он повелевает светилами. Пока Орфей спит, Зевс восстанавливает «конституционный порядок». В финале трагедии Зевс отправляет Орфея в тартар.

Вина Орфея, «слишком щедро одаренного богами», что и сделало его богоборцем, в желании переделать мироздание и тем изменить установленный строй бытия. (Орфей намеревался напоить из чаши бессмертия всех людей, и тогда все они станут богами, а Олимп падет.) Космос оказался перед угрозой хаоса, и только решительность Зевса позволила отвести катастрофу. Последствия такой мировой катастрофы Вяч.Иванов рассматривает в трагедии о Прометее, которому, в отличие от Орфея, удалось не только похитить сокровище Олимпа (огонь), но и одарить им людей.

Орфей является героем трагедии М.И.Цветаевой «Федра» (1927), а также небольшого стихотворного цикла «Федра» (1923), созданного в период работы над трагедией. Беря за основу трагедии традиционный мифологический сюжет, Цветаева не модернизирует его, придавая характерам и поступкам главных героев большую психологическую достоверность. Как и в других трактовках этого сюжета, конфликт страсти и нравственного долга является для цветаевской Федры неразрешимой внутренней дилеммой. В то же время Цветаева подчеркивает, что, полюбив пасынка Орфея и открыв ему свою любовь, Федра не совершает преступления, ее страсть - несчастье, рок, но не грех, не злодеяние. Цветаева облагораживает образ Орфея, «отсекая» некоторые отягчающие обстоятельства.

Создавая лирический образ чистой, честной и безумно любящей женщины, Цветаева в то же время раскрывает идею вечной, вневременной, всепоглощающей и гибельной страсти. В трагедии заметны напластования всех литературных воплощений сюжета об Орфее.Цветаевский Орфей как бы несет на себе груз всех Орфеев, созданных мировой культурной традицией.

Орфей является герой «вакхической драмы» И.Ф.Анненского «Фамира-кифарэд» (1906). Вслед за недошедшей до нас трагедией Софокла Ин. Анненский замыслил «трагического Орфея». Исторический мотив в изложении автора таков: «сын фракийского царя Филаммона и нимфы Агриопы, Орфей прославился своей игрой на кифаре; его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен музыкального дара». Ин.Анненский осложняет эту схему внезапной любовью нимфы к своему сыну и рисует последнего мечтателем, чуждым любви и все-таки погибающим в сетях влюбленной в него женщины. Рок является в образе блистательно равнодушной музы лирической поэзии- Эвтерпы. Орфейм выжигает себе углем глаза и идет выпрашивать подаяния; преступная мать, превращенная в птицу, сопровождает его в скитаниях, она вытаскивает жребии из уже бесполезной кифары. Орфей - безумец мечты, ее мученик. Он отрешен от жизни, одержим музыкой и напоминает отшельника, живущего только духовными радостями. Он признает единственного бога - созерцателя Аполлона - и не желает присоединяться к плотским радостям дионисийских действ сатиров, вакханок и менад. Предложение нимфы о состязании с Эвтерпой заставляет Орфея метаться между «звездами и женщинами», он мечтает стать титаном, похитившим с небес огонь. За гордыню Орфей наказан Зевсом, приговорившим его, «чтоб музыки не помнил и не слышал». В приступе отчаяния он лишает себя дара зрения.

Сюжет иного времени, иной культуры интерпретировался Ин.Анненским в соответствии с идеями начала XX века, «с болезненной осторожностью современного человека», как писал О.Э.Мандельштам. Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию. Возвышенные мечты Орфея оказались разбитыми при соприкосновении с косной материей жизни, но его «мыслестрадание» сеяло сомнение в правомерности существующего миропорядка, в котором невозможно свободное существование личности. Эта тема подчеркнута контрастами между лирическим и будничным, дана в соотношениях комических и трагических элементов драмы, в ее пространственно-цветовой гамме сцен, вереницей движущихся от «бледно-холодной», «голубой эмали» к «пыльно-лунной», «белесоватой» и «заревой». Роль Орфея исполнял Н.М.Церетели (Камерный театр, 1961).

Орфей - герой новеллы Т.Манна «Смерть в Венеции» (1911). По признанию писателя, существенное влияние на образ Орфея оказала «изнуряюще яркая индивидуальность» композитора Густава Малера, скончавшегося в 1911 г., вскоре после того, как Т.Манн познакомился с ним в Мюнхене.

Для понимания образа Орфея необходимо иметь в виду признание автора: в период работы над «Смертью в Венеции» он пять раз перечитал «Избирательное сродство» И.В.Гете, ибо первоначально задумывал написать новеллу о безответной любви старика Гете к Ульрике фон Леветцов, и только «одно лирически-личное дорожное переживание» надоумило его «заострить ситуацию мотивом «запрещенной» любви».

Поддавшись внезапному порыву, Орфей приезжает в Венецию, где в отеле на Лидо встречает аристократическое польское семейство, состоящее из матери, трех молоденьких девушек и мальчика лет четырнадцати необычайной красоты. Встреча с Тадзио, так зовут незнакомца, пробуждает в душе Орфея неведомые ранее мысли и чувства. Впервые в жизни он начинает постигать красоту как единственно зримую и осязаемую форму духовности, как «путь чувственности к духу».

Художник, на протяжении всего своего творчества убеждавший читателя, «что все великое утверждает себя как некое «вопреки» - вопреки горю и муке, вопреки бедности, заброшенности, телесным немощам, страсти и тысячам препятствий», Орфей не может и не хочет противостоять хмельному восторгу охватившей его страсти - страсти к чувственной красоте, которую художник может воспеть, но не в состоянии воссоздать.

Окружающая действительность воспринимается им мифически преображенной. Он видит Тадзио то в образе Гиацинта, осужденного умереть, потому что его любят два бога; то в облике прекрасного Федра, которого Сократ обучает тоске по совершенству и добродетели; то в роли Гермеса Психолога - проводника душ в царство мертвых.

Поклонник Аполлона - этого светлого гения принципа индивидуальности, божества нравственного, требующего от своих последователей меры и самоограничения, как представлял его Ф.Ницше, - орфей не в силах противиться охватившей его страсти, ломающей упорное сопротивление его интеллекта, разрушающей все сдерживающие индивидуума границы. История безысходной любви Орфея к прекрасному Тадзио, разворачивающаяся на фоне зараженной холерой Венеции, находящая выход только через смерть, наряду с «Будденбро-ками», «Доктором Фаустусом» и отрывком «Гете и Толстой. К проблеме гуманизма» отражает важнейшую проблему творчества писателя, - проблему величайшей противоположности природы и духа, жизни и художественного творчества.

В «Размышлениях постороннего», Т.Манн сформулировал ее следующим образом: «Два мира, взаимоотношения которых эротичны, без явственной полярности полов, без того, чтобы один мир представлял мужское начало, а другой - женское, - вот что такое жизнь и дух. Поэтому у них не бывает слияния, а бывает лишь короткая опьяняющая иллюзия слияния и согласия, и между ними царит вечное напряжение без разрешения...».

Музыкант, о котором пойдет сейчас речь — и легенда, и быль. Мифологическое воплощение определенной художественной тенденции, имевшей место в музыкальной жизни древней Греции и, одновременно, собирательный образ многих мастеров. Поэтому представленный здесь силуэт полумифического-полуреального персонажа не следует понимать как повествование о конкретном когда-то жившем человеке, а только как прообраз некогда типичной ситуации, воплощенной в мифическом образе.

Franc Kavčič - The Lament of Orpheus

По мнению одних («Суда»), Орфей родился за одиннадцать поколений до Троянской войны. Античные писатели относили Троянскую войну к периоду между 1336 и 1334 гг. до н. э., и считалось, что на столетие приходилось по три поколения людей. Следовательно, самая древняя дата рождения Орфея должна быть соотнесена с первой половиной XV в. до н. э. Наиболее же поздняя дата сообщена Геродотом. С его точки зрения, Орфей творил после Гомера и Гесиода, а время их жизни он датировал серединой IX в. до н. э. Таким образом, шесть столетий — это те рамки, в которых, по представлениям древних, могла проходить деятельность Орфея. Осознание того, что шесть столетий — слишком большая амплитуда колебаний во взглядах на время жизни одного человека, привело к желанию уменьшить ее. В связи с этим «Суда» сообщает о воззрениях, которые, не нарушая традиционных, стремятся сблизить далеко отстоящие друг от друга временные точки: оказывается, Орфей прожил не одну жизнь, а жизнь, равную не то одиннадцати, не то девяти поколениям.

Шарль Жалабер. Нимфы слушают песни Орфея

Чтобы понять облик и направленность деятельности тех древних музыкантов, которые запечатлены народной памятью в полулегендарном образе Орфея, нужно постоянно помнить слова Фабия Квинтилиана о том, что музыка в древнейшие времена была неотъемлемой частью научного знания и религиозного почитания. Она относилась к той возвышенной сфере деятельности, мудрость и верования которой были неразрывно связаны с художественным творчеством, и одни и те же лица занимались музыкой, пророчеством, поэзией и философией. Поэтому в одном человеке сосуществовал и мудрец, и поэт, и жрец, и музыкант. Все эти виды деятельности были неотделимы друг от друга, «...можно подумать, что древняя мудрость эллинов была особенно направлена на музыку. Именно поэтому они причисляли Аполлона к богам и Орфея к полубогам и считали их самыми музыкальными и самыми мудрыми » (Афиней XIV 632 с). Но тот, кто хочет рассказать об Орфее-музыканте, вынужден ограничиться описанием лишь одной его ипостаси. Он был сыном музы Каллиопы и речного бога Эагра, потомка знаменитого титана Атланта, поддерживавшего на своих плечах небесный свод. Однако Аполлоний Родосский считает, что Орфей — плод любви той же Каллиопы и некого фракийца Эагра. Кто бы ни был его отец, выдающиеся музыкальные способности он унаследовал от своей матери — «прекраснозвучной» нимфы. Родился Орфей в Пиерии, под Олимпом, на юго-западе Македонии, в излюбленном месте пребывания муз.

Alexandre-Auguste Hirsch - Calliope Teaching Orpheus, 1865

Совершенно очевидно, что сразу же после рождения Орфея, (наставник муз, златокудрый Аполлон, сделал его боговдохновенным. Значит, с младенчества Орфей оказался приобщенным к важнейшим таинствам Аполлона и муз: пророчеству и врачеванию, поэзии и музыке. Во всяком случае, так сообщается в одной из версий гимна Деметре, изложенной в папирусе, относящемся ко II в. до н. э. (Берлинский папирус 44). Конечно, все эти искусства не одинаковы по своей природе.

Одни, кроме божественного озарения, предполагают большой опыт и глубокое знание жизни. К таким искусствам относятся врачевание и пророчество. Для других на первых порах достаточно врожденного таланта и любви к делу. А этим Орфей был наделен своей матерью сполна. И действительно, сын Каллиопы начал свой земной путь, одухотворяя людей прекрасным искусством поэзии и музыки. Аполлодор даже считает, что Орфей ввел в эллинскую жизнь пение, сопровождаемое игрой на кифаре. Можно сомневаться в том, что Орфей был первым кифаредом, так как человеческой истории не дано знать того, кто первый из людей запел, аккомпанируя на кифаре. Но невозможно не верить в то, что Орфей был выдающимся кифаредом Эллады. Недаром Гораций («Оды» I 12, 67, 8) называет его «звучным» (vocalis). Какую же музыку нес людям Орфей? О чем говорило созвучие его голоса и кифары?

Жан Батист Камиль Коро. Орфей, выводящий Эвридику из царства мертвых


Филострат Младший («Картины» 8) описывает картину безымянного художника, на которой были запечатлены древние представления о музыке Орфея: рядом с поющим и играющим Орфеем стояли замерев, как зачарованные и внимающие божественным звукам, Лев, дикий кабан, орел, волк, заяц, овца. В обычной жизни, где сильный пожирает слабого, их невозможно увидеть вместе. А здесь не только звери, но даже столь разные деревья, как сосна, кипарис и ольха, соединив свои ветви, окружили Орфея и, заслушавшись его пением, стоят не шелохнувшись. Нужна величайшая гармония, унимающая распри, облагораживающая сильных, наделяющая мужеством слабых, и вносящая согласие в то, что по природе своей кажется враждебным. Значит, музыка Орфея должна была быть самим воплощением гармонии, способной совершать чудеса.

Себастьян Вранкс. Orpheus and the Beasts - c. 1595

Гораций («Оды» I 12, 7—12), передавая общеантичные воззрения приписывает Орфею умение с помощью игры на струнном инструменте останавливать реки и ветра. Ведь если существует возможность создавать гармонию, то она должна проявляться абсолютно всегда и везде, в том числе и в стихиях, ибо они являются важным фактором согласия в природе.

Столь удивительные возможности лиры Орфея не были случайными. По одним свидетельствам, она была создана как олицетворение соразмерности в движении звезд и, подобно семипланетному небу, обладала семью струнами (Лукиан «Об астрономии», 10). Иначе и быть не могло. Музыка, способствовавшая всеобщей гармонии на земле, должна была соответствовать и гармонии небес. Лукиан (там же) говорит, что в знак глубочайшего преклонения перед искусством Орфея эллины назвали группу звезд «Лирой Орфея» (в современном каталоге звезд Лира — созвездие северного полушария). Звездная «Лира Орфея» служила небесным отражением земного инструмента сына Каллиопы. И, наоборот, инструмент Орфея воспроизводил в своей конструкции гармонию планетной системы. Сервий в комментариях к Вергилиевой «Энеиде» (VI 645) называет Орфея создателем «гармонии сфер». Конечно, фракийский певец не был творцом знаменитой идеи о «гармонии сфер». Но совершенно очевидно, что его искусство и воззрения внесли свою лепту в осознание гармонической целостности мира.

Никола Пуссен. Landscape with Orpheus and Euridice. Ок. 1650 г.

(Каждая из семи струн его лиры соответствовала одному из состояний человеческой души и заключала в себе закон одной науки и одного искусства. К сожалению, в дальнейшем был утрачен ключ, с помощью которого можно было бы привести её в состояние полной гармонии; тем не менее различные её тона никогда не перестают звучать для людей, способных их услышать.)

По другим свидетельствам (Каллистрат «Описание статуй» 7, 1), лира Орфея состояла не из семи струн, а из девяти — в честь девяти муз, среди которых была и мать фракийского певца.

С точки зрения историка музыки здесь нет никакого противоречия. Каждая эпоха стремилась прославить Орфея. В период использования семиструнных лир, Орфей превозносился как исполнитель на семиструнном инструменте. Впоследствии, когда в художественной практике стали использоваться девятиструнные образцы, а семиструнные вышли из употребления, он мог фигурировать только как музыкант с девятиструнным инструментом. Поэтому по одним свидетельствам он играл на семиструнной лире, а по другим —на девятиструнной. Если семиструнная лира олицетворяла гармонию земной и небесной жизни, то девятиструнная — земной и божественной так как ее звучание приближало смертных к сладкоголосому хору муз - разве это не подтверждало старую эллинскую мудрость, дошедшую до нас благодаря Гераклиту Эфесскому (544—483 гг. до н.э.): «Скрытая гармония лучше явной». Действительно, по явному количеству струн эти лиры различны. Однако от мастерства музыканта зависит сделать так, чтобы лиры с разным количеством струн, с неодинаковым строем могли воссоздавать одни и те же художественные формы. А это — скрытая гармония, находящаяся в ведении музыканта, приобщенного к тайнам искусства, но недоступная для непосвященных.

Эдвард Джон Пойнтер. Орфей и Эвридика

Естественно, что Орфей, стремившийся к всеобщей гармонии и красоте, чувствовавший их постоянно, смотрел на жизнь восторженно. Ведь если окружающий нас мир является податливой материей, способной постоянно излучать свет красоты, то и все одухотворенное живое, населяющее этот мир, должно быть прекрасным. Значит, не только космос и стихии, не только растения и животные, но и все люди есть частицы всеобщей гармонии. Что же касается их пороков и слабостей, то это только детали, существующие временно, пока каждый человек не найдет свою гармонию с миром. А достичь ее должен каждый, ибо она заложена в самой природе, и ее отсутствие противоестественно, а потому не может продолжаться долго.

Такое мировоззрение всегда создает восторженно-поэтическое отношение к жизни и к людям. Однако готовит для его обладателей неожиданные и крутые повороты, вынуждающие рано или поздно изменить убеждения, либо погибнуть. Для таких людей первая любовь становится одновременно и последней, а трагедия любви — трагедией жизни. Не произошло ли то же самое и с Орфеем? Знаменитая легенда гласит о его глубокой и бесконечно нежной любви к нимфе Эвридике. Любовь была взаимная. Здесь гармония воплотилась в своей идеальной форме и послужила еще одним подтверждением справедливости красоты мира. Счастье Орфея и Эвридики было беспредельно. Но жизнь не столь однопланова, как представлял ее себе юный Орфей, и боги создали людей не только для счастья. Каждый должен в меру своих сил и способностей узнать все грани человеческого бытия. И Орфей не мог быть исключением.

Фредерик Лейтон. Орфей и Эвридика

Аристей, подобно Орфею, был рожден не смертными. Его отцом считается сам Аполлон, а матерью — нимфа Кирена. Однако дела Аристея были более «земными», нежели у Орфея. Он занимался пчеловодством и владел обширными виноградниками. Он также успешно лечил людей. Мифической судьбе было угодно, чтобы Аристей Увидел Эвридику. Он не знал, что перед ним жена Орфея, и полюбил её, причем так сильно, что не мог сдержать свою страсть. Аристей начал преследовать Эвридику. Она же, верная своему Орфею, бросилась бежать прочь. Никто не знает, как долго продолжалась эта погоня. Но завершилась она трагически: Эвридику укусила змея и ее земная жизнь оборвалась.

Со смертью Эвридики для Орфея рухнуло все. Ведь мир без гармонии и красоты не существует. Какая может быть гармония без Эвридики? А вместе с падением мира наступает и конец самой музыки. Голос молчит, и лира безмолвствует. Молчаливый, отрешенный от всего, бродил Орфей по земле, и вместо прекрасного пения из его уст раздавался вопль, в котором можно было различить звуки, некогда составлявшие имя его возлюбленной: «Эвридика!» Это был вопль существа, обреченного на одиночество в земной жизни.

Гибель Орфея, стамнос работы вазописца Гермонакса, Лувр


А может быть, он напрасно начал сомневаться во всеобщей красоте? Не послала ли ему судьба новое подтверждение гармоничности мира? Ведь гармония в природе не постоянна. Она возникает, пропадает, потом опять возникает, но уже преображенная. Подлинная гармония никогда не лежит на поверхности, и для ее достижения нужно приложить усилия. Для установления нынешней гармонии в мире Зевс должен был вступить в борьбу с Кроносом и титанами. А сколько существует великих богов, ежегодно умирающих и ежегодно рождающихся? Хотя бы прекрасная Деметра. Может быть ему, Орфею, также надлежит попытаться сделать все возможное и даже невозможное, чтобы вернуть Эвридику? Конечно, это не просто. Предстоит испробовать на крепость те законы жизни, которые еще совсем недавно казались высшим воплощением гармонии.

Можно ли вызволить Эвридику из рук смерти, из мрачного царства Аида? При помощи чего можно добиться этого? Зевс одерживал свои победы хитростью и силой. Он же, Орфей, лишен и того, и другого. Но боги наделили его необычайной музыкальностью. Если он своим искусством завораживал свирепых диких зверей и управлял стихиями, то неужели он не сможет умилостивить могущественного властителя подземного царства Аида и его жену Персефону? Не может быть! Гармония вновь должна восторжествовать! Орфей берет свою лиру, отправляется в путь и через некоторое время достигает царства Аида. Спускаясь под землю, он ударяет по струнам и начинает петь так, как он никогда еще не пел. Горе и надежда придают Орфею силы и страсть его музыке. Никто на земле никогда не слышал ничего подобного, а в подземном царстве -и подавно. Стикс — мрачная река со своими вечно безмолвными берегами — огласился божественным пением. Старец Харон, испокон веков перевозящий через Стикс лишь души умерших, так был пленен музыкой, что перевез через реку смерти живого Орфея. Страшный трехглавый Цербер, охраняющий вход в подземное царство, и тот пропустил мимо себя Орфея.

И вот музыкант очутился у трона Аида и Персефоны.

François Perrier

Он знал, сейчас решится его судьба и судьба Эвридики. Нужно применить все свое умение и мастерство, необходимо сравняться в искусстве с Аполлоном и даже, страшно подумать, превзойти его. Только в таком случае можно надеяться на чудо. И Орфей начал новую песнь.

Аид видел перед собой и слушал прекрасно поющего и играющего юношу. Ему было искренне жаль его. Но никто не в состоянии нарушать установленные в мире законы, основывающиеся на равновесии гармонии жизни и смерти. Люди боятся смерти и не могут понять, что она важнейший элемент гармонии жизни. И, как ни странно, но именно смерть является тем, что составляет, наряду с рождением человека, его извечную гармонию. Никто из людей еще не поднялся до понимания этой великой истины. Милый юноша, он первый человек, прошедший в подземное царство живым. Может быть, это поможет ему сделать тот громадный шаг в деле познания гармонии жизни и смерти, который до сих пор был недоступен людям?

Орфей же продолжал петь, и прекрасная музыка звучала под вечно безгласными сводами дворца Аида и Персефоны. Когда-то супруги слышали на Олимпе пение и игру на кифаре Аполлона. Юноша ничем не уступает ему. Удивительно, как талантливы некоторые из людей. Но что же делать с бедным Орфеем? Он так надеется и так мечтает вновь обнять свою Эвридику. Аид подумал, что он с большой радостью удовлетворил бы желание Орфея. Но это не в его силах. Наивные люди заблуждаются, когда думают, что он, Аид, решает, кому умереть, а кому жить. На самом деле все намного сложнее. И пусть Орфей не обижается, так как никто и ничто не в состоянии оживить того, кто побывал в объятиях бога смерти Таната. Однако чтобы остаться в глазах певца милосердным, сделает так, что Орфей на этот раз потеряет Эвридику якобы по своей вине. Ведь Аид хорошо знает слабости людей. Самое главное, чтобы путешествие в подземное царство не прошло для него бесследно: он должен усвоить азы подлинной гармонии. Поющий Орфей слышит, что Аид согласен отдать ему возлюбленную, но только с одним условием. Эвридика будет идти по подземному царству вслед за Орфеем. Если он ни разу не взглянет на Эвридику до того, как они поднимутся на землю, она останется с ним. В противном же случае Эвридика навсегда возвратится в царство Аида.

Завершение мифа хорошо известно. Как и предполагал Аид, Орфей так сильно хотел увидеть свою возлюбленную вновь живой по прежнему прекрасной, что не выдержал, обернулся и в тот же момент потерял ее навсегда.

music Очерки Е.В. Герцмана

Легенда об Орфее и мифы о нём развивались на основе использования различных мифологических мотивов (мотив волшебного действия музыки Орфея заимствуется из старофиванских мифов об Амфионе, нисхождения в Аид - из подвигов Геракла, растерзание Орфея вакханками - из мифов о Дионисе Загрее, растерзанном титанами). С другой стороны, миф об Орфее вкрапливается теперь с старые мифы, как, например, в миф об аргонавтах: вождь аргонавтов Ясон приглашает этого фракийского певца в далёкое путешествие, и то побеждает своим пением Сирен, усмиряет бури и помогает гребцам (Пиндар, Аполлоний Родосский).

Орфею в то время приписывали много литературных произведений, большую теогоническую поэму в 24 песнях, дошедшую до нас во фрагментах, многочисленные отрывки гимнического, пророческого, полумифологического, полуфилософского содержания, отдельный сборник под названием "Орфические гимны", в который вошли гимны, начиная с VI - V вв. до н.э. и кончая первыми веками н.э.

После гибели Орфея тело его было похоронено Музами, и его лира и голова по морю приплыли к берегам реки Мелета около Смирны, где Гомер, по преданию, сочинял свои поэмы.

Джон Уильям Уотерхаус. Нимфы находят голову Орфея