Парк с военной техникой. Музей военной техники на поклонной горе


В собрании музея представлены экспонаты, которые знакомят посетителей с историей Войск ПВО, а также с их вкладом в Победу СССР во Второй мировой войне. Кроме этого, экспозиция рассказывает об участии воинов противовоздушной обороны в локальных конфликтах в разное время в различных регионах мира.

    Московская область, городской округ Балашиха, микрорайон Заря, улица Ленина, 6


В экспозиции представлены самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, охватывающие всю историю отечественной авиации ― от 1909 года до современности. Посетители могут познакомиться с устройством летательных аппаратов, а также лучше узнать историю авиации по фотоматериалам и редким документам. Располагается музей на территории военно-воздушной базы.

    Московская обл., Щёлковский р-н, пос. Монино, ул. Музейная, 1.


Уникальный музейно-мемориальный комплекс посвящен гордости отечественного танкостроения ― танку Т-34. В экспозиции представлены документы и материалы об истории создания и развития танка, артефакты о боевом применении техники в годы Великой Отечественной войны, а также восемь танков и самоходная артиллерийская установка.

    Московская область, деревня Шолохова, д. 89А, Мытищинский район, п/о Марфино


В экспозиции музейного комплекса под открытым небом представлены: подводная лодка Б-396, экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «Скат», а также большая выставка военно-морского флота. Примечательно, что самостоятельное посещение экспозиции ― бесплатное.

    Парк «Северное Тушино», ул. Свободы, владение 50-56


В коллекции музея представлено более 350 единиц бронетанкового вооружения и техники из 14 стран мира. Около 60 экспонатов музея существуют в единственном экземпляре. Экспозиция занимает площадь более 12 гектар и является одной из крупнейших в мире на данную тематику.

    Московская область, Одинцовский р-н, г. Кубинка-1.


В коллекции музея Вадима Задорожного находится более 1000 экспонатов. Это и боевая техника, и раритетные автомобили и мотоциклы, и самолеты как отечественного, так и заграничного производства. Экспозиция занимает три этажа и аллею, имея общую площадь 6 тыс. квадратных метров. Музей является самым большим частным собранием техники не только в столице, но и в России.

    Московская область, пос. Архангельское, Ильинское шоссе, стр. 9


Знаменитый Центральный музей Великой Отечественной войны является частью Мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в столице. В музейной части ансамбля находятся залы Памяти и Славы, художественная галерея, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, зал встреч ветеранов и прочие помещения.

Военно-историческая экспозиция включает пять разделов, охватывающих период жизни страны накануне Великой Отечественной войны, три этапа во время войны и историческое значение Великой Победы.

Музей постоянно растет, на его территории регулярно проводятся лекции, кинопоказы, встречи и тематические выставки.

    Ул. Братьев Фонченко, 10.Адрес

    Московская область, г. Химки, сквер Марии Рубцовой


    5-й Котельнический пер., 11

Фото: www.mvpvo.ru, www.cruisesv.ru, museum-t-34.ru, img13.nnm.me, tmuseum.ru, www.mbtvt.ru, travel.mos.ru, moskprf.ru, www.museum.ru, nesiditsa.ru, vk.com/bunker42_nataganke

Интерес россиян к событиям и героям Великой Отечественной войны никогда не ослабнет. С годами он даже становится больше. Для того чтобы лучше узнать, с помощью чего удалось победить немецких захватчиков, непременно стоит посетить Открытый музей военной техники в Москве. Местонахождение

Даже у тех туристов, которые плохо знают город, не будет проблем, как найти эту площадку. Поклонная гора, или парк Победы – одно из главных мест в столице, где обычно проходят торжественные мероприятия и где любят отдыхать москвичи. «Минская» – ближайшая к Открытому музею станция метро. От нее до входа на площадку с боевой техникой придется преодолеть около 500 метров. Другой путь – от метро «Парк Победы». В этом случае предстоит пройти через всю территорию Поклонной горы до Музея Великой Отечественной войны, позади которого расположился Военный музей под открытым небом в Москве.

Стоимость билетов

Для того чтобы зайти на площадку, каждому желающему потребуется 300 р. для приобретения входного билета. Льготная цена – 200 р. К этой группе посетителей относятся военнослужащие, пенсионеры, студенты университетов и институтов, инвалиды и старшеклассники. Перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное посещение площадки, размещен на сайте Музея Великой Отечественной войны. Там же можно узнать подробности об условиях предоставления этой услуги. Открытый музей не работает по понедельникам.

Экспозиции

Ни один российский город, кроме Санкт-Петербурга, не может похвастать таким большим числом мемориальных комплексов, как Москва. Музей военной техники под открытым небом, привлекающий самых разных посетителей, занимает особое место среди подобных заведений. Для гостей учреждения открыто несколько экспозиций:

Артиллерии;
военно-воздушных сил;
бронетехники;
железнодорожных войск и сооружений;
военно-морского флота;
фортификационных сооружений;
автомобильной техники.

Прогуливаясь среди более чем 300 машин и установок, посетители погружаются в историю последней войны. Несколько экспонатов – это макеты, но большая часть – подлинная боевая техника. Среди посетителей встречаются представители разных поколений. Подростки и молодежь проявляют повышенный интерес к нескольким экспонатам:

Танкам и гаубицам;
зенитным и артиллерийским установкам;
мотоциклам и минометам;
пушкам и бронеавтомобилям;
самолетам-истребителям и торпедным катерам;
вертолетам и паровозам;
траншеям и подводным лодкам.

Большинство посетителей Открытого музея предпочитают присоединяться к познавательным экскурсиям, во время которых опытные экскурсоводы не только рассказывают о военной технике, но и отвечают на вопросы любознательных гостей заведения.

Сейчас часто говорят, что не нужно поощрять интереса мальчишек к оружию, поскольку это развивает агрессивность. Нужно, дескать, внушать мальчикам, что оружие – это плохо. Но воспитывай не воспитывай, а тяга к военному делу у ребят всегда была и, наверное, будет.

И я здесь не исключение, поэтому с детства по возможности с интересом посещал места, где была представлена военная техника.

Особенно интересовала вражья военная техника. Хотелось увидеть её своими глазами, сравнить и попробовать понять, чья же лучше. И как получилось, что немцы сначала дошли до Москвы и даже до Волги, а война всё же закончилась в Берлине и на Эльбе. И действительно ли «тридцатьчетвёрка» – «лучший танк второй мировой войны», как писалось в учебниках истории в советское время. И всё же — хороши или плохи танки и самолёты наших врагов? Да и про технику «союзников» разное писалось. Особенно если учесть, что эти самые союзники стали в годы «холодной войны» самыми главными противниками.

Известно, что отличное собрание техники находится в подмосковной Кубинке. Но туда пока не добрался.

А теперь не надо долго ехать из Москвы, а можно сесть на метро и доехать до станции «Парк Победы».

Там рядом с Центральным музеем ВОВ под открытым небом расположилась отличная выставка военной техники, где представлено самое разное вооружение и оборудование времён Второй мировой. В ближайшей перспективе будет и выставка современного вооружения. Экспонаты уже расставлены, только доступ туда пока закрыт.

недоступная пока экспозиция современной техники

Билет стоит 250 рублей. За эти деньги пока можно посмотреть технику и вооружение времён Второй мировой войны. Может со временем к этому добавится и оружие более ранних времён. Надеюсь, что будет так.

Сначала, после предъявления билетов, попадаем на выставку немецких танков, самоходок и пушек, развёрнутых против наших укреплений. От некоторых немецких танков остались только остовы. Понятно — это начало войны.

Очень интересны немецкие т-3 и т-4, а так же чехословацкий т-38. После оккупации Чехословакии её техника исправно служила нацистам. Сразу видно, что небезызвестный Резун-«Суворов» напрасно смеялся над отсталостью немецких и чешских машин. Выглядят они грозно. А если учесть всем известное немецкое и чешское качество, то многое становится более понятным.

чехословацкий т-38

самый массовый немецкий т-4

Вражеским противостоят наши танки, пушки и укрепления начального периода войны. Смотрятся тоже внушительно.

т-26 о двух головах

т-26, самый массовый наш танк начала войны

«полуторка»

Роль транспорта в войне, когда нужно было подвезти невероятное количество боеприпасов, оборудования и продовольствия, доставить к фронту миллионы солдат и увезти обратно миллионы же раненых, всем понятна.

Много места занимает артиллерийская экспозиция.

«боги войны»

Отдельно представлена бронетанковая техника конца войны. Наша и союзников. Жаль нет немецких «пантер» и «тигров», не с чем сравнить.

Советские тяжёлые танки впечатляют, вот только всегда ли качество соответствовало внешнему виду. Ведь профессиональных рабочих, ушедших на фронт, на заводах заменили женщины и дети. А были ли они достаточно квалифицированы для производства сложной техники?

ис-2, «зверобой»

ис-3, к сожалению в войне поучаствовать не успел

Привлекает внимание самоходка ису-152. Не знаю, как она проявила себя на фронтах, но выглядит воистину устрашающе.

Внушительны и американский «шерман», и английская «матильда». Может, у «матильды» калибр пушки маловат. Но ведь не всё определятся калибром. А к концу войны был он увеличен до соответствующих времени 75 мм.

американский «шерман»

смертоносный «мессер»

После прохода через воссозданный партизанский район с землянками, между которыми притаились кафе с посетителями, мирно попивающими пивко, попадаешь на выставку военно-морского флота.

«партизанский лагерь»

Там представлены мины и торпедные аппараты, корабельные пушки, подводные лодки и даже пара военных кораблей.

«как жахнет»

Как при таком мощном вооружении наш флот почти не проявил себя в годы войны именно как флот? Например, немцы без особых потерь эвакуировались из Крыма.

Нельзя же считать, что военно-морской флот должен быть поставщиком морской пехоты да служить для поддержки наземных операций? Снятые с кораблей матросы, не обученные сухопутному бою и даже не переодетые в защитную форму ведь не становятся полноценной пехотой, несмотря на весь свой героизм и морской шик.

Очень интересна коллекция японской техники. Слава богу, наша армия много её взяла в качестве трофеев: и при капитуляции Квантунской армии в Маньчжурии, и при освобождении Курильских островов. Может и в самой Японии такого полного собрания нет.

Самолёты японские соответствовали требованиям времени.

А вот танки на вид уступали европейским и были на уровне середины 30-х годов. Что не удивительно. Ну не было у японцев достойного противника в Китае и Юго-восточной Азии. Не с кем было соревноваться, так сказать. Но ведь отставали японские танкостроители всего лет на 5 – 7, а так ли это много?

Хорош плавающий танк Ка-Ми.

плавающий танк «Ка-Ми»

Плавучесть его обеспечивалась 2-мя понтонами, которые сбрасывались после выхода на берег. И опять же вспоминается Резун-«Суворов» много посмеявшийся над этим японским изобретением. «Вот, дескать», писал он, «у тов. Сталина были плавающие танки без всяких понтонов. Плавали они самостоятельно, а у глупых японцев только с понтонами. Ерунда японская». И ведь поверил я Резуну. Но я–то не специалист, а Резун — профессиональный военный. И он должен знать, что танк и не должен плавать. Плавать должны катера и подлодки. У танка совсем другие задачи. Он даже на поле боя может пребывать не своим ходом, а на тягаче. Как у умных израильтян. Ну, или приплыть на понтонах, а перед боем их сбросить, как у японцев. А не гонять по всей Европе на колёсах, как предполагали наши стратеги перед 2-й мировой войной.

Наше вооружение представлено на выставке достаточно полно. Помимо оружия, участвовавшего в боях много опытных образцов, которые, как следует из надписей на пояснительных табличках, никогда не стояли на вооружении. Про многие виды танков и пушек указано, сколько их было произведено. Прямо скажем, военной техники у нас делалось много. И самых разных образцов и модификаций. Денег партия и правительство, и лично товарищ Сталин, на армию не жалели. Выглядит наша техника очень достойно, особенно та, что производилась ближе к концу войны.

1. Музей Победы (ул. Братьев Фонченко, 10 – м. Кутузовская , Парк Победы)
Четыре экспозиции: военно-историческая, диорамная, художественная галерея и…
выставка боевой техники на открытых площадках.
Фишка – аудиовизуальные комплексы (6 видеостен), демонстрирующие подлинную кинохронику военных лет.
‍‍ Деткам – интерактивные программы и “День рождения в музее – квест “Пять редутов” (7+) с маршрутами и головоломками, в компании Василия Тёркина, мастер-классом «Письмо на фронт», фотосессией в землянке в военной форме.
Пнд. выходной. Взрослые 300р., до 16 лет бесплатно. Единый билет: музей + открытая площадка – 400р.
Посл. вскр. месяца – бесплатно.
Др – 1000р./чел., от 10 чел., 1,5 часа. Еда из ресторана музея или своя.
muzeypobedy.ru /

2. Центральный музей Вооруженных Сил РФ (ул. Советской Армии, 2 , м Достоевская, Новослободская, Цветной бульвар)
Образцы техники и вооружения, военной формы, наград, оружия.
На открытой площадке – 150+ единиц боевой артиллерийской, бронетанковой, ракетной, авиационной, военно-морской техники.
‍‍ Деткам – экскурсии и интерактивные занятия.
Фишка. По воскресеньям – семейная программа выходного дня: 12.00 и 15:00 – экскурсия «Великая Отечественная война»,14.00 – интерактивное занятие «Оружие Победы» с кучей оружия в добрые руки. #подержать #свозвратом
Фишка 2 – стилизованное кафе с полевой кухней. Официанты в военной форме подают еду в солдатских котелках.
Ср-пт, вскр. – 10:00-17:00, сб. 11:00-19:00. Взрослые – 200р, школьники 100р.
Каждая вторая среда месяца – бесплатно детям до 18 лет, студентам, многодетным. Бесплатно 23 февраля; 18 апреля; 9 мая; 18 мая.
cmaf.ru
Рядышком – чудный Екатерининский парк.

3. Музей обороны Москвы (Мичуринский просп. , Олимпийская деревня, д. 3, м. Университет , Юго-Западная)
4000 подлинных свидетельств грандиозной битвы за Москву.
Фишка – интерактивные экскурсии для школьников с «обезвреживанием» муляжа немецкой бомбы, экипировкой в форму танкистов и тд. (~7500р. на группу 25 детей)
Вт., ср., пт- вскр: 10:00-18:00; чтв. 13:00-21:00. Взрослые – 150р, дети – 100р.
Посл. вскр. месяца – бесплатно. Первая сб. каждого месяца – многодетным и детям до 18 лет бесплатно.
gmom.su

4. Музей истории ВМФ России (ул. Свободы , влад. 50-56, парк “Северное Тушино”, м Сходненская)
⛵ 3 крупных экспоната: подводная лодка Б-396 «Новосибирский Комсомолец», экраноплан А-90 “Орленок” и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат».
⚓ Под открытым небом на берегу Химкинского водохранилища располагается небольшая площадка боевой техники, где представлен якорь, аварийный буй, выдвижная антенна и др. предметы.
Фишка – интереснейшая экскурсия проходит прямо по большой дизельной подводной лодке.
Вт., ср., пт., вскр. – 11:00 – 19:00, чтв. – 13:00 – 21:00. Взрослые 300р, дети 120р.
Экскурсии: 15:00, 17:00 (вт, ср, пт-вскр) и 17:00, 19:00 (чтв). Взрослые 400р., дети 180р.

Далее – уже без открытой экспозиции.
5. Бородинская панорама (Кутузовский пр-т, 38, м. Кутузовская , Парк Победы)
Отделы музея : “Кутузовская изба” и Музей Героев Советского Союза и России.
‍‍ Для деток предусмотрены адаптированные экскурсии (7+), в том числе весьма эффективная в воспитательных целях – “Один день воспитанника кадетского корпуса” (6-8 класс). #надорожку (6250р./25 детей, 1 час 15 мин.)
Фишка – стилизованные мастер-классы в “Кутузовской избе”
Ежедневно, кроме пт, 10:00-18:00, чтв. до 21:00. Взрослый – 250 р., детский – 100р. Комплексный билет («Бородинская битва», «Кутузовская изба» и территория комплекса): взрослый – 550 р., детский – 350р. До 6 лет бесплатно.
Третье воскресенье каждого месяца – вход в музей свободный.
1812panorama.ru

6. Музей Отечественной войны 1812 года (Площадь революции, 2\3, Охотный ряд, Площадь Революции , Театральная)
Личные вещи участников войны (ордена, сабли и шпаги, униформа и аксессуары, документы, декоративно-прикладные вещи), авторские серии произведений искусства, изобразительное искусство.
‍‍ Для деток – кружки, клубы, обзорные экскурсии.
Взрослые – 400р., до 16 лет бесплатно.

7. Музей Героев Советского Союза и России (ул. Большая Черёмушкинская, 24/3 , м. Академическая, Университет )
Фотографии, документы из семейных архивов, личные вещи, образцы экипировки и снаряжения.
Фишка – детская интерактивная программа “Фронтовыми дорогами ” (10+): вместе с Василием Теркиным дети пройдут курс молодого бойца, покрутят винтовку, напишут фронтовое письмо и устроят привал, как настоящие красноармейцы (7500р./25 детей, 1 час 30 мин.)
Ежедневно, кроме чтв, 10:00-18:00, чтв. 10:00-21:00. Пятница выходной. Взрослый – 150р, дети от 6 лет – 100р.
Третье воскресенье каждого месяца – бесплатно.

8. Музей военной истории “Стрелецкие Палаты” (Лаврушинский пер., 17/1, м. Третьяковская)
3 экспозиции: «Герои Отечества. Георгиевская история России», «Московские стрельцы», воссоздающая историческую эпоху XVII века и «Солдат Отечества».
Фишка – в каждом зале интерактивные экраны с информацией, в двух залах на стену проецируется небольшой ролик, в одном свето-теневая инсталяция.
Вт-вскр. 11:00-20:00 (касса до 19:00). Взрослый 400р., льготный – 200р. с подключением к технологиям дополненной реальности, без – 250/100р. До 7 лет – бесплатно.

9. Музей военной формы одежды (Петроверигский пер., 4/1, м. Китай-Город)
Форменная одежда 33 полков Петра I. Вт-вскр – 11.00-20.00. Билет – 100р.

10. Центральный пограничный музей ФСБ России (Яузский бульвар, д.13, м. Китай-Город)
⚠ По предварительной записи в составе экскурсионной группы.
Большая часть экспонатов посвящена ВОВ, в том числе кирпич из Брестской крепости, орел с Рейхстага, сплетенная контрабандистами сумка из денег, стреляющие ручки, шпионские перчатки.
Взрослые – 100р., школьники – 50р. Экскурсовод для взрослых – 600р. с группы, для детей – 300р. с группы.

11. Музей истории Российского флота (Измайловское ш., 73ж, м. Партизанская , Черкизовская)
⚠ По предварительной записи
Фишка. Музей интерактивен: многие экспонаты можно трогать руками, можно спеть старинную песню, пописать пером, завязать морской узел.
⛵ В музее много моделей старинных кораблей и парусников.
Экскурсии: 4000р. (до 10 чел.), 1 час.
Отзывы что-то неочень.

Всё. Двигаем за МКАД . Там ещё интереснее.
12. На первое место вырвался свеженький парк “Патриот” (Кубинка, Минское шоссе, 57 км )
На открытых площадках – свыше 268 образцов советской и российской авиационной, бронированной, бронетанковой и специальной техники последних десятилетий.
В павильонах – экспозиции бронетанкового вооружения, ВВС, войск противовоздушной обороны и Космических войск ВКС. Также на территории – самый крупный танковый музей мира.
Фишка – “Партизанская деревня”, где восстановлена жизнедеятельность партизанского отряда времен ВОВ. везде можно беспрепятственно залезать и фоткаться.
Вт-вскр. – 10:00-18:00. Комплексный билет: взрослые - 500 р., дети 6+ - 250 р. Некоторые открытые площадки – бесплатно. Только «Партизанская деревня»: взрослые – 200р; дети 6+ – 100 р.

13. Центральный музей ВВС (Щелковский р-н, пос. Монино)
Самолеты, вертолеты, планеры и другая авиационная техника располагаются под открытым небом, в двух ангарах и шести залах.
Ср., чтв., пт., вскр. 9:00-17:00, сб. 9:00-16:00. Школьники – 60 р., взрослые – 150р.
➖ Никуда нельзя забраться.

14. Музейный комплекс “История танка Т-34” (Дмитровское направление, д. Шолохово, 89а, 17 км от МКАД )
Единственный в мире музейный комплекс, посвященный шедевру мирового танкостроения.
На танки можно залезать.
Вт-вскр. – 10:00-18:30. Взрослый – 100 р, дети 7+ – 60р.
Третье воскресенье – бесплатный вход.

15. Музей техники Вадима Задорожного (МО, Красногорский р-н, пос. Архангельское)
Более 100 автомобилей, в том числе уникальные собрания Alfa-Romeo, Delahaye и довоенные модели BMW, Horch, правительственные лимузины советских вождей.
Интерактивная часть музея – боевая техника на территории. По ней можно смело забираться.
Фишка – много интерактивных программ – сборка/разборка автомата Калашникова, «покатушки» на ретро технике, квесты.
Сама территория музея очень приятная, ухоженная, с детской площадкой и отличным ресторанчиком.
Вход в музей: 400-500р. взрослые, 250-350р. школьники (будни/вых), до 6 лет бесплатно. Посещение только уличной экспозиции – 200-300р. будни/вых.
tmuseum.ru

16. Музей войск противовоздушной обороны (Балашиха, м-н Заря, ул. Ленина, 6 , 15 км от МКАД по Горьковскому шоссе )
Более 16 000 экспонатов, 400 из которых – реальные образцы боевой техники и вооружения.
Фишка – можно надеть высотный костюм летчика-истребителя и занять место пилота в кабине самолета МИГ – 23.
Фишка 2 – озвученная панорама с сиренами и падающими бомбами.
Среда-вскр. с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00. Последняя пятница месяца – санитарный день. Взрослые – 100р, дети 7+ – 50р.

17. Государственный военно-технический музей (Ногинский р-н, городской округ Черноголовка, с. Ивановское)
Конные пролетки, кареты, коляски, боевые колесницы, экспозиция автомобильной техники, мототехника, бронетехника времен ВОВ, танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, минометы, пушки, гаубицы, макеты стрелкового вооружения.
Фишки – большая живописная территория, полоса препятствий, катание на БТР-е, тир, лазертаг, кафе с полевой кухней. (График развлечений лучше уточнять перед посещением).
Ср., пт., сб., вскр. – 10:00-17:00. Взрослые – 200 р., дети 8+ – 100р.
gvtm.ru

18. Ленино-Снегиревский военно-исторический музей (Истринский р-н, д. Ленино, по Волоколамскому шоссе, 41-ый км )
Экспозиция показывает начало войны, бои на Истринско-Волоколамском направлении, дальнейшую судьбу воевавших здесь частей. Есть видеозал, где демонстрируют уникальные кадры кинохроники периода войны.
Фишка – часовой квест по внешней территории музея. Командам раздают карты территории и интересные вопросы. По завершению – грамоты и книги в подарок.
Фишка 2 – военно-патриотический игровой полигон Партизанский лес “Застава” (лазертаг).
Вт – вскр – 9:00-17:00. Взрослые – 100р, дети 7+ – 50р. Многодетные взрослые 50р., дети бесплатно. Экскурсии для школьников – 100-150р/чел. (с подарками).
snegiri-museum.ru

В г. Малоярославце (Калужская область) целых два военных музея:
19. Военно-исторический музей 1812 года (ул. Московская , комплекс зданий – д. 13, 23, 27)
О Малоярославецком сражении, о роли Калужской губернии в Отечественной войне 1812 года, об истории городских памятников. В здании бывшей часовни работает диорама «Сражение при Малоярославце 12/24 октября 1812 года» под увертюру П.Чайковского и звуковые эффектами.
10:00-17:30. Ноябрь-май – выходные вскр-пнд., май-ноябрь – понедельник. Последняя пятница месяца – санитарный день. Взрослые – 80-150р, до 16 лет бесплатно.

20. Военно-исторический музей “Ильинские рубежи” (Малоярославецкий р-н, с. Ильинское, 140 км от Москвы)
Военно-исторический музей, два артиллерийских орудия, артиллерийский и пулеметный доты (1941 г.), Курган Славы с Вечным Огнем. В музее представлены: схема обороны Ильинского рубежа, фрагменты оружия, найденные в местах сражений, макет её центрального участка, а также материалы о подольских курсантах.
Ежедневно, кроме пнд. с 10:00 до 17:00. Обязательно уточняйте время работы комплекса по телефону.
Взрослые – 150 р, до 18 лет бесплатно.

Ну а напоследок Бородино и Доронино. #скажикадядя
21. Музей-заповедник “Бородинское поле” (Можайский р-н, с. Бородино, 125 км к западу от Москвы)
Большое количество монументов, памятников, обелисков; братские могилы, земляные артиллерийские укрепления; военно-инженерные сооружения, окопы, ходы сообщения, противотанковые рвы, здание Бородинского музея, Спасо-Бородинский женский монастырь, Дворцово-парковый ансамбль в селе Бородино и Дом-музей игуменьи Марии.
Фишка – регулярные военно-исторические праздники и реконструкции сражений. Первое воскресенье сентября – “День Бородина”, в октябре – праздник “Москва за нами. 1941 год”, в последнее воскресенье мая – детский праздник “Стойкий оловянный солдатик”.
Вход на Бородинское поле свободный. Выходной день – понедельник. Санитарный день – последняя пятница месяца.
Стоимость экскурсий: borodino.ru

22. Военно-историческое поселение Доронино (Можайский р-н, с. Доронино)
⚠ Исключительно по предварительной записи
Живой музей крестьянского и военного быта, расположенный на территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Все постройки, детали интерьера, предметы и вещи доступны в ежедневном обиходе.
Фишка – гости музея становится участниками драматических событий, происходивших на территории Можайского уезда в Отечественную войну 1812 года, достоверно воссозданных членами военно-исторических клубов.
Среда – воскресенье – с 10:00 до 18:00. С июля по сентябрь музей работает без выходных.
Взрослые – от 100р, дети – от 50р.
Запись:

1. Легкий танк Прага 38-Т (Pz. Kpfw. 38(t) Ausf. F) производство Чехословакии. Легкий танк был разработан весной - летом 1937 года на базе экспортной машины TNHP. Предполагалось выпустить 400 танокв для чехословацкой армии, но к марту 1939 года, когда Чехословакия была оккупирована Германией было выпущено всего 10 LT vz. 38. После изучения танка немецкими специалистами производство LT vz. 38 было продолжено под обозначением Pz.Kpfw.38(t). С ноября 1940 года началось производство модификации Ausf.E со спрямленным лобовым листом и усиленным бронированием. Всего с мая 1939 по июнь 1942 года было произведено 1424 танка семейства. Танк послужил оснвой для создания самоходных артиллерийских установок.

2.

3. Средний танк Т-III (Pz.Kpfw.III Ausf.L) производства Германии. Средний танк разработан в 1935 году, с начала 1937 по август 1943 года выпущено 5065 танков данного типа. Танки первых серий имели противопульную защиту, в конце 1938 года толщина брони увеличилась до 30 мм в лобовой части. В конце 1940 года разработана самая массовая версия танка, Pz.Kpfw.III.Ausf.J. По опыту французской компании броню усилили до 50 мм в лобовой части, в корпус и башню внесли множество изменений. С марта 1941 по март 1942 года выпущено 1602 Pz.Kpfw.III с 50-мм пушкой KwK 38 L/42.

4. Та что ближе - самоходная артилерийская установка "Мардер III". 22 декабря 1941 года немецкое управление вооружений инициировало разработку истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.38(t) чешского производства (тот что дальше на фото). Первая версия САУ получила в качестве вооружения 76-мм противотанковую пушку Pak 36(r), представлявшую собой переделку советской 76-мм дивизионной пушки Ф-22 образца 1936 года. Представленный образец разработан весной 1943 года. САУ получила шасси со смещенным вперед двигателем, боевое отделение в кормовой части и 75-мм противотанковую пушку Pak-40. Осенью 1943 года данная версия САУ, изначально имевшая длинный индекс, получила обозначение Marder III Ausf.M. Всего с 1942 по 1944 годы выпущено 1756 САУ семейства Marder III, в том числе 975 Marder III Ausf.M.

5.

6.

7.

8. 160-мм дивизионный миномет МТ-13 образца 1943 г. производство СССР. Разработан в КБ под руководством И. Г. Теверовского. Оригинальность его конструкции состояла в том, что он имел неотделяемый колесный лафет и заряжался с казенной части. При повороте рукоятки ствол занимал горизонтальное положение. После того, как мина была дослана в ствол, он под действием ее веса возвращался в положение для стрельбы. Миномет являлся орудием прорыва и эффективно разрушал полевые укрепления врага и подавлял его батареи.

9.

10. Кроме военной техники на площадке для боевой техники присутствует и инжинерные сооружения в натуральную величину.

11. Внутри все аутентично, но закрыто - иначе растащили бы.

12.

13. Колесно-гусенечный огнеметный танк Т-46-1 производства СССР. Этот танк был разработан в 1933-34 годах КБ завода №185 под руководством А.М. Иванова. Предполагалось, что данная машина заменит в серийном производстве легкий танк Т-26. Помимо колесно-гусеничной схемы, Т-46-1 отличался установкой в корпусе системы дымопуска, а также огнеметом КС-45, находящемся справа от пушки. Т-46-1 был прянт на вооружение РККА 29 февраля 1936 года, в декабре заводом №174 выпущено 4 танка. В 1937 году танк снят с вооружения в виду сложности и высокой стоимости. Выпущенные танки были использованы в качестве долговременных огневых точек на Ленинградском фронте.

14. Переносной стрелковый щит Германия. Назначение сооружения: для защиты от пуль и осколков при стрельбе и наблюдении. При инженерном оборудовании позиций пехотных подразделений в условиях ограниченного времени и трудноразрабатываемых грунтов в вермахте находили применение табельные бронированные стрелковые щитки, которые перевозились с имуществом инженерных складов или с пехотными подразделениями. В наставлениях вермахта рекомендовалось многократное их применение.

15. 37-мм автомати́ческая зени́тная пу́шка образца́ 1939 го́да (61-К) (индекс ГРАУ - 52-П-167) - советская зенитная пушка периода Великой Отечественной войны. Разработана на основе шведской 40-мм пушки Bofors. Главный конструктор - М. Н. Логинов. Являлось первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. На базе 61-К было создано семейство корабельных зенитных орудий, эта пушка устанавливалась на первые советские серийные самоходные зенитные установки на гусеничном шасси ЗСУ-37. 37-мм зенитные пушки 61-К активно использовались в течение всей Великой Отечественной войны, в течение долгого времени состояли на вооружении Советской Армии. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками, 61-К в 1941 году использовались и как противотанковые орудия. В послевоенное время многие орудия были поставлены за рубеж и в составе иностранных армий приняли участие в различных послевоенных конфликтах. На вооружении армий многих государств 61-К находятся и по сей день.

16. Кроме обычной военной техники наличиствует и совсем редкие экспонаты - поезда, корабли и самолеты. Но об этом чуть позже. Экспонат "у нас не курят" :)

17. Легковой автомобиль Mercedes 170B 1936 года выпуска (те что ближе). Автомобиль был разработан в середине 30-х как наиболее массовая модель данной марки. С 1935 по 1942 годы было выпущено 71973 машин данного типа. В годы войны автомобили марки "Мерседес" обслуживали офицерский состав вермахта. Кузов автомобиля найден на месте боев в Калужской области посиковой группой "Экипаж". В экспозиционный вид приведен В. И. Батановым (г. Ярсолавль) и передан в дар музею в 2000 году.

18. Слева BMW 321 1936 года выпуска. Он импользовался младшим командным составом вермахта. Данный автомобиль был вывезер из Германии и обслуживал дирекцию Московского хлебокомбината. Закуплен в 2000 году Музеем у поисковой группы "Экипаж". Справа Опель Олимпия 1935 года выпуска. Она названа в честь олимпийских игр, проходивших в 1936 году в Берлине. Автомобиль имеет несущий кузов со встроенными фарами, малый вес и хорошую аэродинамику. Всего с 1935 по 1940 год было выпущено 168878 автомобилей. Во время Второй мировой войны они использовалис в качестве вспомогательного транспортного средства в вооруженных силах фашистской германии. Найден около города Борисоглебска Воронежской области. Автомобиль восстановлен и передан в дар музею президентом группы компаний "Фаворит-Моторс" Поповым В.В. в мае 2008 года.

19. Легковой автомобиль Газ-67Б производства СССР. Прототипом автомобиля явились модели НАТИ-АР и ГАЗ-64, разработанные в Научном автотрактороном институте и на ГАЗе. С конца 1942 года автомобиль ГАЗ-64 был модернизирован и получил название ГАЗ-67, в 1943 году - ГАЗ-67Б. С 1942 по 1953 года выпущено 62843 автомобиля различных модификаций. На базе конструкции автомобиля обеих модифифкаций разработаны и выпускались легкие двухместные бронеавтомобили БА-54 и БА-64Б.

20. Плавающий автомобиль-амфибия "Форд-ГПА" производства США. Данная амфибия предназначалась для выполнения разведывательных задач, связанных с необходимостью преодоления водных преград. Представленный в экспозиции автомобиль фирмы "Форд" выпущен в 1944 г. Машина общего назначения, разработана на базе легкового полноприводного автомобиля "Форд ГПВ" (4х4). Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Участвовал в боевых действиях при форсировании реки Одер. По окончании войны машина была вывезена из Германии в одну из советских воинских частей.

21. Bofors L60 - автоматическое зенитное орудие калибра 40 мм, разработанное в 1929-1932 годах шведской фирмой «Bofors». Широко применялось в ходе Второй мировой войны, как в сухопутном, так и в корабельном вариантах, состояло на вооружении многих стран мира. Его дальнейшим развитием стало орудие Bofors L70. Bofors L60 часто называют просто «Бофорс».

22. Грузовой автомобиль ГАЗ-АА производства СССР. Самая массовая модель грузовика начала 30-х годов (легендарная полуторка). Данный автомобиль выпущен в 1942 году. Экспозиционный автомобиль найден в местах боев в Смоленской области и передан в дар музею в июне 2000 года.

23. 122-мм полевая гаубица образца 1910/30 годов производства СССР. Разработана в 1910 году, модернизирована в 1930 году конструктором Н.В. Сидоренко. Были увеличены объем зарядной камеры в стволе, вес металтельного заряда, дальность стрельбы. Гаубица использовалась в ходе советско-финляндской войны 1939-1940 годов и в боях начального периода ВОВ.

24. Легковой автомобиль ГАЗ-М1 производства СССР. А на проходившей недавно в была модификация пикап на базе М1. Прототипом М1 явилась американская модель "Форд-Б".

25. Железнодорожный артиллерийский транспортер ТМ-1-180 СССР. Разработан на Ленинградском металлическом заводе в 1935 году. Орудие Б-1-П калибром 180-мм разработано и изготовлено на ленинградском заводе "Большевик". Установка предназначена для стрельбы по морским и сухопутным целям непосредственно с железнодорожных путей без специально подготовленных постоянных фундаментов. Транспортер имел свой двигатель для перемещения на небольие расстояния: через 3-4 минуты после прекращения огня он покидал позицию. В 1941 году СССР имел на вооружении 20 транспортеров ТМ-1-180. Железнодорожные транспортеры до последних дней войны участвовали в боевых действиях. Форт Красная Горка стал последней позицией для уцелевших транспортеров. Они были на вооружении вплоть до 1961 года.

26. Тяжелый танк КВ-1С (КВ-1 скоростной) СССР. Был разработан на базе танка КВ-1 летом 1942 года СКБ-2 ЧКЗ под руководством Н.Л. Духова. Боевая масса КВ-1С по сравненнию с КВ-1 была снижена с 47.5 до 42.5 тонн за счет снижения толщины нижнего лобового листа, бортовых листов и кормы корпуса. Танк получил новую литую башню, которая стала меньше по размеру и получила командирскую башенку с 5 смотровыми приборами. КВ-1с был принят на вооружение РККА 20 августа 1942 года, до сентября 1943 года выпущено 1083 танка данного типа. На базе КВ-1С разработаны тяжелый танк КВ-85 и самоходная установка СУ-152.

27. Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 Н "Катюша". Разработана в 1939 году КБ НИИ-3 под руководством А.Г. Костикова. Система принята на вооружение в 1941 году. Представляет собой метательную установку, смотированную на автомашине и предназначенную для ведения залповой стрельбы 132-мм осколочно-фугасными реактивными снарядами.

28. Знаменитый средний танк Т-34. Он был разработан в 1939 году КБ завода №183 (г. Харьков) под руководством М.И. Кошкина, А.А. Морозова и Н.А. Кучеренко на базе опытных танков А-20 и А-32. Т-34 принят на вооружение 19 декабря 1939 года, еще до начала испытаний. Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны: с июня 1940 по сентябрь 1944 года выпущено 35478 машин данного типа. Осенью 1941 года к производству танка Т-34 подключился судостроительный завод "Красное Сормово" (завод №112). В 1941 году завод №112 сдал 161 танк, а в 1942 году уже 2612 Т-34 и 106 огнеметных ОТ-34. Отличительной особенностью танков выпуска завода №112 была литая башня, в 1942 году повились поручни для десанта.

29. Легкий танк Т-26 двухбашенный 1931-1933 года выпусков. В 1930 году специальной закупочной комиссией УММ закуплена лицензия на производство легкого английского танка Виккерс Мк.Е Тип А. Данная машина была принятя 13 февраля 1931 года на вооружение Красной Армии под обозначением Т-26. По сравнению с Виккерс МК.Е Тип Абыло внесено множество изменений в конструкцию, а также установлено вооружение советского производства. С 1931 по 1933 годы было произведено 1626 Т-26 в двухбашенной версии, из них 450 с пулеметно-пушечным вооружением. По состоянию на 1 июня 1941 года в Красной Армии состоял 1261 двухбашенный Т-26.

30. Легкий танк Т-26 с цилиндрической башней 1933-1938 годов производства. Разработан в конце 1932 года в КБ завода "Большевик" под руководством С.А. Гинзбурга. В серию пошла башня с развитой кормовой нишей и с 45-мм пушкой 20-К образца 1932 года в качестве основного вооружения. Данная модель Т-26, сменившая в производстве двухбашенную версию, производилась с 1933 по 1938 годы, всего было выпущено около 6000 танков данного типа. В ходе производства танк получил усовершенствованную 45-мм пушку образца 1934 года.

31. Ближайшая к нам - 203-мм гаубица большой мощности Б-4М образца 1931 года. Разработана в КБ завода "Большевик" (г. Ленинград. Руководителем проекта вначале был Ф.Ф. Лендер, а после его смерти А.Г. Гаврилов. Сочетание мощного снаряда с большим углом возвышения и переменным зарядом, дающим 10 начальных скоростей, определило блестящие качества гаубицы. Она разрушала укрытия противника и подавляла дальние укрытые цели. После войны Б-4 была модернизирована: гусеничный ход заменили на колесный.

32. Ближняя - 152-мм пушка БР-2 образца 1935 года. Разработана на заводе "Баррикады" (г. Сталинград) путем наложения 152-мм ствола на лафет 230-мм гаубицы Б-4 образца 1931 года. Явлалась орудием артиллерии РВГК и предназначалась для поражения глубоко расположенных резервов, передовых аэродромов, железнодорожных станций, узлов, крупных мостов, штабов и разрушения бетонных сооружений. По своим баллистическим данным и мощности снарядов орудие обеспечивало поражение всей глубины тактической зоны обороны и ближайшего тыла.

33.

34. Экспозиция постепенно перетекает в выставку авиационных достижений человечества.

35. Еще один ГАЗ-67Б с матерчатыми дверьми и таким-же верхом.

36. Истребитель И-15бис СССР. Разработан в 1935 году в ЦКБ Н.Н Поликарпова как дальнейшее развитие истребителя И-15. И-15бис представлял собой одноместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Всего выпущено 2408 самолетов данного типа. В экспозиции представлена полноразмерная копия истребителя выпуска 1938 года, который входил в состав 71 истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.

37. Истребитель Ди-6 СССР. Был разработан в 1934 году старейшим деятелем отечественной авицаии, морским летчиком Первой мировой войны и впоследствии летчиком-испытателем С.А. Кочергиным и В.П. Яценко. Ди-6 представлял собой двухместный полутороплан смешанной конструкции с открытой кабиной и убирающимся шасси. Всего было выпущено 222 самолета, в том числе 61 Ди-6Ш в варианте штурмовика. Самолет принимал участие в Польском походе РККА, а с чего 1940 года передавался в учебные части. В экспозиции представлена полноразмерная копия двухместного истребителя образца 1936 года, который входил в состав 6-го штурмового авиационного полка Леннградсокого фронта (аэродром Майсниеми) в 1941 г.

38. Учебно-тренировачный самолет По-2 СССР. Разработан в 1928 году в ЦКБ Н.Н. Поликарпова. Самолет представлял собой двухместный биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и небирающимся шасси. Самолет предназначался для массового обучения летчиков. Активно использовался для выполнения боевых задач: проведение разведки переднего края противника, связь командования со штабами, эвакуация раненых с передовой, снабжение партизанских отрядов, а также как ночной легкий бомбардировщик. Всего было выпущено 33000 самолетов (14 модификаций). В годы Мировой войны женский полк бомбардировщиков был вооружен самолетами По-2.

39. Легкий бомбордировщик-разведчик Су-2 СССР. Разработан в 1937 году в ОКБ П.О. Сухого. Самолет представлял собой одноместный цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Серийное производство началось в 1940 году, в декабре самолет переименовали в Су-2. Всего до 1942 года было выпущено 893 самолета данного типа. Су-2 применялись как ближние бомбардировщики и как разведывательные самолеты. В экспозиции представлена копия самолета Су-2, который в 1942 году входил в состав отдельной штурмовой авиационной группы 8 воздушной армии Сталинградского Фронта.

40. Дальний бомбардировщик Ил-4 (ЛБ-3Ф) СССР. Цельнометаллический двухмоторный моноплан с убирающимся шасси создан в ЦКБ С.В. Ильющина. Первый полет совершил в марте 1936 года, строился серийно с 1937 года. Выпускался заводами №18 (г. Воронеж), №126 (г. Комсомольск-на-Амуре), №23 и №39 (г. Москва). Всего изготовлено 6563 экземпляра ДБ-3 и Ил-4. 8 августа 1941 года 15 самолетов ДБ-3Т совершили первую бомбардировку Берлина.

41. В экспозиции представлен боевой самолет Ил-4, заводской номер 17404, совершивший вынужденную посадку в районе с. Муравейка Анучинского района (Приморский край). Восстановлением самолета занималась ООО "Авиационно-реставрационная группа". Самолет передан в дар музею в августе 2004 года.

42. Фронтовой многоцелевой истребитель МиГ-17 был разработан в начале 1949 году в ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича на базе истребителя МиГ-15. Самолет представлял собой одноместный среднеплан цельнометаллической конструкции с герметичной кабиной и катапультируемым креслом. Всего было выпущено 7999 самолета данного типа в пяти модификациях, плюс 2825 в других странах по лицензии. МиГ-17 состоял на вооружении ВВС СССР и многих стран мира. 6 февраля 1950 года летчик-испытатель И.Г. Иващенко в горизонтальном полете на МиГ-17 первым в мире превысил скорость звука - 1188 км/ч.

43. Продолжение осмотра в следующий раз:)

Спасибо за внимание, продолжение обязательно будет.