В каких произведениях есть раскаяние. Осознание собственной вины и раскаяние


Чувство вины. Почему мы его испытываем? Как влияет оно на нашу жизнь? Легко ли избавиться от этого чувства? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Л.М.Леонова.

Что это за событие? О нём мы узнаём из письма солдата любимой девушке Поле. Он пишет, что только ей может рассказать это и просит её сжечь письмо. Что же это за тайна? Мы узнаём, что часть Родиона в составе армии постоянно отступает, оставляя мирное население «на милость врага». Из истории мы знаем, что первые годы Великой Отечественной войны советской армии приходилось отступать. В «одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении», к нему подошла девочка лет девяти с букетиком полевых цветов. “У нее были такие пытливые, вопросительные глаза - на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус... Зажмурился, а принял его у нее». С тех пор Родион носит засохший букетик, «словно огонь за пазухой». И он не знает, «хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о чувстве вины, которое порой неотступно преследует нас.

Позиция автора мне ясна: чувство вины – болезненное чувство, не дающее покоя, заставляющее снова и снова возвращаться в памяти к нашим поступкам, когда мы вынуждены по разным причинам поступать против своих моральных принципов и ценностей. Родион понимает, что эта девочка остаётся на территории, которую вот-вот захватит враг, что отступая, они предают свой народ. Но война диктует свои правила, и изменить их он не в силах.

Я согласна с автором. Чувство вины – это голос нашей совести, внутреннего судьи. Совесть подсказывает нам, что мы поступили неправильно. Я считаю, что люди ответственные, высоконравственные испытывают чаще чувство вины, угрызения совести, потому что осознают сложность, противоречивость, а подчас и несправедливость нашей жизни. Герои художественных произведений нередко испытывают чувство вины. Приведу примеры.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов во время войны теряет самое ценное, что у него было. Дом, семью. Жена и дочери погибли от бомбы, а сын-капитан был убит в последний день войны. Герой прошёл плен, тяжёлую работу в плену, издевательства, неудачный побег и удачный, когда удалось ещё и языка прихватить, важного офицера с документами. Но, узнав о смерти семьи, он винит в этом себя. Он винит себя, что построил дом около аэродрома. Немцы бомбили аэродром, и бомба угодила в его дом. Он винит себя, что упрекнул жену Ирину при расставании, что она плачет, как будто хоронит его. Оказалось, что чувствовала, что больше им не увидеться. Чувство вины тяжёлым грузом легло на сердце героя. Конечно, он винил себя, что жив, а самых родных людей нет. Встреча с Ванюшей, забота о нём отодвинули это чувство на второй план. Андрею Соколову теперь есть для кого жить.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова – молодые люди, но чувство вины испытывают оба. Я не говорю о преступлении и о непристойном заработке, я имею в виду вину за несправедливость в жизни. Почему так плохо живут люди? Почему мучаются, бедствуют? Только ли они в этом виноваты? Раскольников проникается сочувствием к Мармеладову, потому что понимает, как страдает этот человек, как он болен. Сонечка не оставляет Раскольникова, узнав о преступлении, она остаётся с ним, чтобы облегчить его страдания. Девушка понимает, какой мучительный и трудный путь у него впереди. Они не могут быть счастливыми, когда рядом кому-то тяжело. Страдания, переживания, желание помочь ближнему – вот их удел. Неспособность помочь всем, изменить жизнь – они чувствуют в этом и свою вину. Поэтому именно эти герои нам так и симпатичны.

Таким образом, чувство вины не только болезненное чувство, но и очищающее, возвышающее. Только нравственный человек способен по-настоящему испытывать чувство вины. Этот человек не способен ни на подлость, ни на предательство.

Обновлено: 2018-01-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Угрызения совести, испытываемые человеком после совершения постыдного проступка, являются следствием раскаяния - чувства вины перед другими людьми, а также, что более важно, перед самим собой. Виктор Петрович Астафьев, выдающийся советский и российский писатель, поднимает в тексте проблему проявления чувства раскаяния.

Рассуждая над проблемой, автор приводит случай из своего детства, проведённого в детдоме. Будучи раздражённым ни на чей не похожим голосом, он со словами негодования выдернул вилку репродуктора из розетки, чем вызвал сочувствующее отношение ребятни к его поступку. Однако, спустя много лет, став взрослым человеком, автор сожалеет о том, что некогда в детстве он оскорбил Надежду Обухову, певицу, которая теперь является его самой любимой исполнительницей, над чьими песнями он не раз плакал.

Так, шаг за шагом, приходишь к пониманию авторской позиции. Она заключается в том, что человек, раскаявшийся в своих поступках, больше не совершает их. Раскаяние нужно, прежде всего, для того, чтобы простить себя.

Для доказательства своих мыслей обращусь к роману Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников по своей безнравственной теории убивает старуху-процентщицу. Раскаяться в совершенном преступлении ему помогает Соня Мармеладова, которая силой своего духа ставит Раскольникова на путь исправления. Родиону понадобилось много мужества, чтобы признать совершённые ошибки перед следователем, Богом, а самое главное перед самим собой.

Ещё одним примером, доказывающим мою точку зрения, может являться рассказ Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой». Главный герой мальчик Витя, подстрекаемый левонтьевскими ребятишками, решается на то, чтобы обмануть бабушку. Витя кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву. Но совесть мучает ребёнка сразу же, как только он совершил обман. Вите плохо спится ночью и наутро он твёрдо решается сознаться, но не успевает, так как бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачет и раскаивается в содеянном поступке. И бабушка, видя искреннее раскаяние мальчика, всё же дарит ему пряник - коня с розовой гривой, о котором он мечтал. Этот случай стал хорошим нравственным уроком для Вити.

Таким образом, раскаявшись в совершённом проступке, человек становится на путь исправления.

p/s Сочинение написано по тексту В.П. Астафьева

1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.

2 .ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

3 . ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне За нее отомстил отчим.

4 . ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

5 . ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ , непонимания близких людей в сложной ситуации

Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

6. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

7 . Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

8.Проблема исчезновения деревень

Вымирае т духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган , а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура . Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяц ы. Л юди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет .

9.Проблема алкоголизма

Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.

10.Падение общественной нравственности

Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!

11. «Чтиво» и истинная, живая книга.

В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.

12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.

Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.

13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.

Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.

14. Проблема воспитания.

Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

15 . О Боге.

Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…

16.Об отсутствии любви

Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии

Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.

Осознание собственной вины и раскаяние

Многим на жизненном пути приходится встречаться с теми людьми, которые впоследствии становятся их друзьями. Однако дружба бывает настоящая и мнимая.

Проблема текста заключается в том, что человек должен оставаться предельно честным во всех ситуациях, в том числе и в дружеских отношениях.

Комментарий к тексту таков. Если кто-то из друзей совершил скверный поступок, то второй, посвящённый в его тайну, стано­вится его сообщником при условии, что аморальный поступок своего так называемого друга он скроет, не осудит, не предаст огласке.

Какова же позиция автора? Во-первых, люди высоконрав­ственные, с чистой совестью, соединённые дружескими свя­зями, не будут творить заведомо бесчестные, злые дела. Если же они оба или кто-то из них совершат правонарушение, то их задачей становится достойно выйти из создавшегося поло­жения: принять заслуженное наказание и не пытаться «выйти сухим из воды». Честно признаться в содеянном, пережить стыд и тяжесть вины - это поступок не из лёгких, но, только пройдя через всё это, люди нравственно очищаются и дают себе зарок больше не повторять ошибок.

Я подтверждаю правильность позиции автора следующим первым примером. Князь Горчаков, человек с острым складом ума, не был другом, он был современником Пушкина. Напи­санная в 1821 году поэма «Гавриилиада» имела скандальную славу. Авторство приписывалось Пушкину, и он, спустя годы, в 1828 году был строго допрошен властями и даже самим царём. По версии, Пушкин испугался наказания и поначалу заявил: автор произведения - князь Горчаков, которого к тому времени уже не было в живых. Однако есть свидетельство, что впослед­ствии Пушкин признался, что автором поэмы был он. Это при­знание он изложил в письме царю и был им прощён. При этом известно, что сам поэт всю жизнь испытывал чувство вины за допущенные ошибки и проявленное малодушие.

Второй пример, доказывающий правильность позиции автора, можно привести из повести Василя Быкова «Сотников». Партизан Рыбак в плену выдаёт немцам посланного на задание вместе с ним Сотникова и совершает ужасное преступление, выбив из под его ног скамью во время казни. Впоследствии предатель сам наказывает себя: не перенеся мук совести, уходит из жизни.

Вывод. Люди честные, с чистой совестью, живут по законам добра и правды. Если же они в силу каких-то причин совершают безнравственный поступок, то самый строгий приговор себе выносят они сами.

Здесь искали:

  • проблема раскаяния аргументы
  • проблема раскаяния
  • проблема раскаяния аргументы из литературы

Раскаяние - это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен, у него нет морали и совести. Мы нашли некое определение раскаяния, но какое значение оно имеет в жизни людей и почему? В этом помогут разобраться аргументы из литературы.

Касаемо проблемы раскаяния, конечно, самое яркое произведение-это «Преступление и наказание» знаменитого отечественного писателя Федора Михайловича Достоевского. Главный герой-Родион Раскольников совершает убийство и мучается. Он не может найти себе места, хотя изначально и считал, что это убийство на благо его теории о том, что не все люди нужны. После разговора с любимой Сонечкой он по-настоящему раскаивается, уступает совести и сознается обо всем следователю. Он понес свое наказание, но он показал, что остался человеком. Из всего вышесказанного выходит, что раскаяние-это именно то, что позволяет понять, что человек все еще остается таковым, что он не принимает того зла, которое совершил. Это ли не важный показатель?

Далее я хочу обратиться к замечательной пьесе Александра Валентиновича Вампилова «Старший сын». Двое знакомых: Сильва и Бусыгин попадают в семью музыканта, не захотев оставаться ночью на улице в другом городе. Молодые люди принимают решение, что один из них притворится его сыном, и они останутся погреться. Но мужчина был обделен вниманием и любовью своих собственных детей, поэтому очень горячо принял названного сына, он захотел поверить ему. Музыкант дарит самозванцу фамильную ценность.

В конце концов Бусыгин раскаивается, он не хочет разбивать сердце человека, принявшего его так радушно. Поэтому, когда его знакомый раскрывает всем глаза, он признается, хотя мог не делать этого, потому что глава семьи твердо верил, что перед ним его старший сын. После признания их отношения стали только крепче, они так и остались отцом и сыном, Бусыгин стал за короткое время мужчине ближе, чем кто бы то ни был. Таким образом, раскаяние ставит все на свои места, оно позволяет человеку вернуться к состоянию гармонии, когда его чувства и разум - одно целое.

После некоторых рассуждений можно выявить, что раскаяние имеет огромное значение-это то, что держит людей в неком балансе с ними самими, оно дает понять, что внутри человека, несмотря на его поступки, осталось что-то очень важное - мораль. К тому же раскаяние позволяет тем, кого обидели, простить, а это делает раскаяние еще более важным пунктом жизни.

Сочинение Проблема раскаяния по тексту Астафьева Постскриптум

Передо мной раскрыт отрывок из текста известного писателя советского периода, в котором красной нитью выделяется проблема раскаяния. Автор анализирует названную проблему так, что читателю становится совершенно ясно, что некогда совершенный постыдный поступок в детском доме – выключил репродуктор.

Проходят годы, но тот поступок из детства мучает автора до сих пор. Он описывает себя уже взрослого в городском саду. Он испытывает истинное наслаждение от прослушивания симфонического концерта. Но это его времяпрепровождение нарушает поведение других отдыхающих: они встают со своих мест, хлопают крышками сидений, выражаются громко и невежливо. Такое их поведение – проявление невежества, отсутствие воспитания. Важно, что в данный момент автор осознает, что в детстве отнесся неуважительно к проявлению чужого таланта. Сегодня автор – это другой человек, который в собственных мыслях отдает почтение музыкантам, которые «надрываются», чтобы перекрыть шум, который создавали невежды.

Соглашусь с мнением автора. Признание собственных ошибок – это волевой шаг, на который способен далеко не каждый человек. Важно, чтобы раскаяние было чистосердечным, как говорят «от души» - вот тогда ничего подобного в жизни такого человека уже не произойдет.

Постараюсь подтвердить свою точку зрения примерами из художественной литературы.

Во-первых, обращусь к широкоизвестному рассказу «Сотников» Василя Быкова. В нем Василь повествует о партизане Рыбаке, который выдал немцам Сотникова, своего товарища по оружию. Мало того – он во время казни через повешение, выталкивает у него из под ног скамью… Но…, дальше Рыбак не смог жить с такой тяжестью на душе и свел счеты с собственной жизнью.

Во-вторых, перечитаем рассказ Бунина «Темные аллеи». В нем ключевой проблемой тоже является проблема раскаяния. В центре внимания автора – человек, который в молодые годы обманул девушку. Судьба очень жестока к этому человеку: он довольно опытен, одинок, а сын его – негодный человек…

Таким образом, проблема раскаяния очень популярна как в жизни, так и в художественной литературе. Надо помнить, что человек, признавший свои ошибки, не повторит их в дальнейшей жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Алексей Мересьев в Повести о настоящем человеке

    Образ летчика Алексея Мересьева обладает множеством положительных личных качеств героя. Безусловно, сильная черта его характера - настойчивость в достижении поставленной перед собой цели

  • Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс

    Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

  • Кого можно назвать добрым человеком? Итоговое сочинение

    Каждый из нас начинает познавать мир и знакомиться с понятиями добро и зло с раннего детства. Вся дальнейшая жизнь человека складывается так или иначе исходя из того, какой путь он выбрал

  • Вишневый сад драма или комедия сочинение

    Известнейшее произведение Чехова Вишневый сад, является комедией. Не так просто определить жанр произведения, ведь оно состоит из самых разных жанров. Исходя из всего повествования, можно сделать вывод

  • Сочинение описание по картине Репки Водитель Валя

    Передо мной интересная задача – рассмотреть картину «Водитель Валя». Конечно, легко обмануться – подумать, что Валя – мужчина, раз водитель.