Проблема мечты в пьесе на дне. Мечты и жестокая реальность в пьесе М

В начале урока преподаватель подробно разбирает отношение жителей ночлежки в пьесе Максима Горького «На дне» к людям, раскрывает образ Луки и его понимание правды жизни.
Ночлежка – символ человеческой жизни вообще, стремление удрать из этого мира в какую-то мечту, ибо мечта – порождает людей, которые продвигают мир. Пьесы Максима Горького «На дне» самый замечательный феномен начала XIX века.

Тема: Русская литература конца XIX - начала XX вв.

Урок: Максим Горький. « На дне»: что такое правда?

Пьеса «На дне» — социально-философское произведение, являющееся, по мнению многих литературных критиков, центральным в творчестве писателя. «Как бы к Горькому ни относиться, драма «На дне» переживёт и ругань его врагов, и кликушеские восторги подобострастных друзей»,— писал литературный критик Д. В. Философов. «Основной вопрос, который я хотел поставить,— говорил сам Горький,— это — что лучше: истина или сострадание?».

«На дне» — пьеса неоднозначная, допускающая различные толкования, в том числе и несогласные с замыслом своего автора. В ней отразился личностный конфликт самого автора: противоречие между Горьким-идеологом и Горьким-человеком. Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише, после того как Максим Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: не только «на дне» жизни, а в первую очередь — «на дне» человеческой души.

Рис. 1. К.С.Станиславский, А.М.Горький и М.П.Лилина ()

Здесь под мрачными и угрюмыми сводами ночлежного дома нашли себе приют люди самого различного характера и социального положения, выходцы почти изо всех слоев тогдашнего русского общества. Разные пути привели их на "дно", все они достойны лучшей участи. Большинству из них грозит неминуемая нравственная, и даже физическая гибель. Но именно здесь, "на дне" среди жалких искалеченных бродяг, среди мрака и безысходности зарождается спор о человеке и о смысле его жизни...

Пьеса Максима Горького «На дне» своим появлением взбудоражила общество. Первое её представление вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники? Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые — серые, мрачные, грязные. Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. Но вот герои заговорили.

Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. «Органон» в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек». Этими словами Сатин показывает своё превосходство над остальными ночлежниками.

Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись». У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие героя. В. Лужский, исполнявший в М ХТ роль Бубнова, вспоминает беседу с Максимом Горьким: «Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее».

Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво и угрюмо смотрит на жизнь.

Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную «культуру» городской проститутки.) Она уже нашла «возвышающий обман» до прихода Луки.

Лука появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной». На вопрос Василисы: «Ты кто такой?» отвечает: «Проходящий… странствующий».

Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат,

что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других,— о своём. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то — проблема наказания, для кого-то — проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях). Развитие конфликта начинается с появления Луки. Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно, появление Луки в первом действии пьесы — кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем — как относиться к человеку; появление Луки — наиболее яркий момент ещё и потому, что от него тянутся лучи-мысли к следующим действиям драмы.

Бубнов, картузник, 45 лет

Справка. Прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает,неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (метонимия на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове), лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение «забубённая головушка», то есть пропащий человек.

Бубнова и Анну зритель видит только в пределах костылёвской ночлежки. Даже в III акте, когда все остальные ночлежники оказываются «на воле» (на «пустыре»), он остаётся в подвале, выглядывая оттуда в окно.

.. «В любимом вся душа» — с этим утверждением Луки можно согласиться. У картузника Бубнова «любимое» — острожная песня, которую он самозабвенно распевает с Кривым Зобом,— та, которую «испортил» Актёр.

В ответ на замечание Луки: «Погляжу я на вас, братцы,— житьё ваше — о-ой!..» — Бубнов отвечает: «Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё». Картузник при этом переиначивает пословицу: «Без правды житьё — вставши, да и за вытьё».

Сатин, лет под 40

Справка. Сатин — от Сата, Сатя — сокращённые варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино).

Фамилию Сатин связывают также с «князем тьмы» — Сатаной.

Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста», который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца», ибо «у него нет сил».

Слова Сатина: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»?

Лука, странник, 60 лет

Справка . Лука — Лукиан (лат. — светлый, светящийся). Лукой звали и одного из 70 учеников Христа, посланных Им «во всякий город и место, куда сам хотел идти», автора одного из канонических Евангелий и «Деяний Апостолов», искусного врача. В Евангелии от Луки подчёркнута любовь Христа к беднякам, блудницам, вообще грешникам. Лукавый — хитрый, умышляющий, коварный, скрытный и злой, обманчивый, притворный. Тип странника «прижился» в русской литературе давно. Вспомните, например, Феклушу из драмы А. Н. Островского «Гроза».

Внешность Луки описана довольно подробно: автор сообщает о его вещах: палке, котомке, котелке и чайнике, однако о росте, телосложении и пр. «приметах» он умалчивает.

В последнем разговоре Костылёв поучает Луку: «Не всякая правда нужна»?

Для ночлежников правда становиться невыносимой, они находятся на дне, они не могут справиться с правдой. Правда о своей ненужной жизни никому из героев не нужна.

Все они мечтают вырваться из этой ночлежки. В каждом герое живет страстная мечта, и Лука видит мечту каждого, он уважает тот мир, который герои сами себе придумали.

Как Лука воспринимает людей? Ему не нужно само утверждаться, он не вздорит с другими людьми, он интересуется ими, относится с любопытством. Каждый человек для него имеет свою ценность. С другой стороны, люди «уж больно суетятся».

Для Луки цивилизация ценности не имеет. Лука начинает наводить порядок в ночлежке теми силами, которые у него есть, и Лука выслушивает каждого и слушает всех. Всем дает совет, который соотносится с внутренним желанием человека. Он говорит: «Человек все может, лишь бы захотел».

Мечта может украсить жизнь, а правда бывает иногда беспощадна. Каждый герой по-своему не выдерживают реальности. «Зачем.. правда?»

Лука именно тот персонаж, который из людей может извлечь то, что они представляют собой на самом деле, извлечь из них этот внутренний конфликт мечты и реальности и преподнести его зрителям. Лука - единственный человек, который не делит людей на хороших или плохих. Зло и агрессия в человеке возникает тогда, когда он не видит нормального отношения к себе, не видит ни любви, ни жалости, ни сострадания. Он иногда чувствует, когда говорить правду, а когда можно и солгать во имя правды.

Один из главных (если не самый главный) пунктов все рассуждения героев пьесы,— это вопрос о цели жизни человека (или человечества).

Первая правда — правда Бубнова, её можно назвать правдой факта. Бубнов убеждён, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнёт бесчеловечных обстоятельств.

В чём правда Бубнова?

«На что мне совесть? Я — не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все люди на земле лишние…» «Всё сказки…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…»

Вторая правда — правда Луки — правда сострадания и веры в Бога. Приглядевшись к босякам, он для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, он вселяет в каждого надежду: рассказывает Актёру о лечебнице для алкоголиков, советует Пеплу уйти в Сибирь, Анне говорит о счастье в загробном мире. То, что говорит Лука, нельзя назвать просто ложью. Скорее он внушает веру в то, что из любой безвыходной ситуации выход есть. «Все ищут люди, все хотят — как лучше, дай им, Господи, терпенья!» — искренне говорит Лука и добавляет: «Кто ищет — найдёт… Помогать только надо им…» Лука несёт людям спасительную веру. Он думает, что жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно излечить его душу, чтобы самый последний вор понял: «Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно… было уважать…»

В чём правда Луки?

«Во что веришь, то и есть…» «Христос всех жалел и нам велел» «Человек — всё может… лишь бы захотел…» «… Если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…» «Всяко живёт человек… как сердце налажено, так и живёт…»

Третья правда — правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога. Он считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он

Клеща. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, способном перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания,— о человекобоге.

В чём правда Сатина?

«Всё — в человеке, всё для человека. Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит — гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью…» «Что такое правда? Человек — вот правда!» «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека

В противопоставлении мечты, лжи и правды в пьесе есть еще один нюанс: мечта - это то, что порождает безумцев, которые странно смотрят на жизнь. Каждый из героев стремятся к прекрасному, искусству (чтение романа, стихов). В ночлежке искусство (обрывки) - это единственный источник ярких эмоций, который здесь не хватает, где все темно и серо. Финальная реплика Сатина - «Дурак, испортил песню»- относится и к Барону (который сообщает, что Актер повесился), и к самому Актеру (который повесился). Песня эта - частица искусства.

«Три правды» трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяница, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек»?

Получается, что для того, чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда.

Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставляет ещё острее почувствовать несправедливость общественного устройства, задуматься о человеке, его свободе. Он говорит: не надо мириться с неправдой, несправедливостью, необходимо сберечь в себе доброту, сострадание, милосердие.

Заключение

В пьесе «На дне» М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением страшной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание на первый взгляд разрозненных эпизодов — трагическое столкновение трёх правд, трёх представлений о жизни.

Нет одного ответа, в чем правда?

Дополнительное

Драма (греч.— действие) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ограничен и в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа), и в количестве действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть

реализовать себя). Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства.

Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.

Домашнее задание

Составить цитатную характеристику Луки.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. - 5 -е изд. - М.: ООО 2ТИД « Русское слово - РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

5. Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне»//Литература в школе. 1998 №8

6. Юзовский Ю. «На дне» М. Горького. М., 1968

Видео и аудио материла

Пьеса “На дне” - вершина драматургии М. Горького. Центральная идея пьесы - спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее -правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Авторскую позицию выражает Сатин, противоположную - Лука. Пьеса имела грандиозный успех по выходе, но сам автор был ею недоволен. Читателю же поневоле больше нравится гуманизм и человечность Луки, чем пламенные слова, произнесенные шулером: “Человек - это звучит гордо!” Сатин, говорящий эти слова, даже и не пытается изменить свое положение: “Работать? Для чего?.. Человек - выше сытости!..” Горький не смог найти более “положительного” героя на дне общества, способного произнести слова о гордом Человеке И оттого мы чувствуем фальшь, неестественность в речах Сатина. Недаром позже Горький напишет пьесу “Старик”, в которой попытается лишить образ Луки обаяния, рассказав о темном прошлом своего героя.
Ночлежка для нищих - символ, образ последнего дна, на которое опустились люди, потерявшие смысл жизни, потерявшие надежду и веру в себя. Пьеса начинается с описания ужасной обстановки ночлежки. Все персонажи - “бывшие люди”: Барон - бывший аристократ, Актер- артист, Клещ - рабочий. Кто-то из них уже отчаялся: Актер, Анна, Пепел, Настя ищут выход в мечтах, и только Клещ действительно хочет вырваться отсюда. Крайнюю позицию занимает Сатин, презирающий труд и любые социальные условности.
С появлением Луки с его философией любви и жалости к человеку однообразная жизнь ночлежки меняется. Первоначально Лука был задуман как отрицательный персонаж, в то время как Сатин - положительный.
.Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления.
О самом Луке мы знаем очень немного: странник “лет шестидесяти”. Он добр (во всяком случае, таким он предстает перед нами), он жалеет людей, пытается пробудить в них надежду, проповедует сострадание к человеку. Он считает, что полная правда для человека губительна, поэтому и рассказывает историю о бедняке, жившем одной надеждой - найти праведную землю - и не пережившим разочарования в своей мечте. И действительно, Актер кончает жизнь самоубийством, не вынеся “правды” Сатина. Недаром пьеса заканчивается словами Сатина: “Эх... испортил песню... дур-рак!”
Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: “Отдохнешь там!..”, -хотя сам не верит в Бога (“Во что веришь, то и есть...” - уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) делает вид, что верит Насте: “Я -верю!.. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь... значит - была она!” Старик дарит надежду Актеру: “Ты... лечись! От пьянства нынче лечат... Бесплатно...”, указывает дорогу Пеплу: “...Уйди с ней отсюда...”. И он по-своему прав. Действительно, зачем женщинам, с детства живущим в жестокой действительности и никогда не видевшим в жизни прекрасного, нужна жестокая правда - пусть они будут счастливы хотя бы в мечтах. Актер же и Пепел по-настоящему поверили Луке и решили вырваться из нищеты и грязи. И, как знать, возможно, это бы им удалось... Так, Актер говорит: “Я сегодня - работал... а водки не пил”. Он наконец-то ощутил себя человеком, у него появился интерес к жизни, он даже стал вспоминать стихи.
С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он “разбудил” шулера, пробудив в нем человека. Сатину Неприемлема позиция Луки, но тот, по крайней мере, заставляет его задуматься. Недаром Сатин запрещает всем плохо отзываться о старике: “Он- умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету...” Именно теперь Сатин произносит свой знаменитый монолог: “Я- понимаю старика... да! Он врал... но- это из жалости...Кто слаб душой...и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Ложь - религия рабов и хозяев”. “Правда - бог свободного человека!” - таков девиз Сатина. Человек обязан знать, как низко он пал, чтобы начать новую жизнь, говорит шулер. Человек “выше всего”, он ни в чем не нуждается: ни в любви, ни в жалости, ни в сострадании. Настоящий, свободный, сильный человек достоин правды. Безусловно, философия Сатина - это ранняя романтическая философия автора, согласно которой “человек выше жалости”, “человек есть все” и “нет ничего, кроме человека”.
И с этим трудно поспорить, тем более что сюжет развивается в соответствии с позицией автора: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже Клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь, то есть Лука никому реально не улучшил жизнь. Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.
Таким образом, несмотря на определенную позицию автора, основной вопрос пьесы остается неразрешенным. Каждый заново решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку нужна иногда поддержка и сочувствие, хотя жить одними иллюзиями тоже бессмысленно.

О чём мечтают ночлежники?( сочинение в формате итогового сочинения по направлению «Мечта и реальность») Авт. Бахтин С.Ф.

Вступление(тезис )«На дне» - самая известная пьеса М.Горького. В драме, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для малоимущих – воры, шулеры, нищие, голодные, калеки, униженные и оскорблённые, выброшенные из жизни –бывшие…Почти в каждом живет мечта о другой, счастливой жизни.(39 слов).

Основная часть(аргументы).

1 .В центре сюжета – спор о человеке, противопоставление мировоззрений, проблема правды и лжи. Герои произведения - в большинстве своем сломленные обстоятельствами люди, потерявшие нравственные ориентиры. При этом каждый обитатель «дна» живет мечтой , которая не имеет ничего общего с действительностью. При помощи психологизмов автор раскрывает характеры героев, их мечты о достойной жизни. Например, молоденькая Настя грезит о чистой любви, но имеющиеся реалии никак не соответствуют мечте девушки. Книга «Роковая любовь» является важной деталью в раскрытии образа Насти, она призвана поддерживать ее мечты . (79 сл.).

2 . Интересен факт, что не все персонажи имеют имена, фамилии, некоторые представлены лишь прозвищами. Думаю, этим Горький показывает степень обреченности героев. Каждый из них в прошлом пережил свой личный социальный конфликт, в результате которого оказался в жалком положении. К примеру, спившийся Актер когда-то давно блистал на сцене, зрители знали его как Сверчкова-Задунайского. Об этом мы узнаем лишь из собственных воспоминаний героя, теперь у него осталось лишь прозвище, напоминающее о былой жизни. Его мечта – попасть в лечебницу, а потом – снова выйти на подмостки. Но, увы, его грезам также не суждено осуществиться, поскольку реальность намного суровей мечтаний .(95 сл.).

3 .Любой обитатель ночлежки желает лучшей жизни, но при этом абсолютно ничего не предпринимает для исправления ситуации. Куда проще слушать пустые слова странника Луки, вселяющие надежду на реализацию фантазий . Его успокаивающая правда заключается в одной фразе: «Во что веришь – то и есть». Но формула надежды, не подкрепленная действием, губительна для большинства обитателей ночлежки. К примеру, узнавший об отсутствии бесплатной больницы для алкоголиков Актер повесился на пустыре. Притча Луки о праведной земле дала ему ложную надежду, и он повторил судьбу безымянного персонажа … (81 слово).

Заключение(вывод ).

Таким образом, автор показывает, что даже самые светлые сокровенные мечты при бездействии навсегда обречены остаться таковыми, поскольку жестокая реальность куда сильнее. Мысль Горького ясна: судьба человека всегда в его собственных руках. Одно дело - попасть на дно в силу сложившихся обстоятельств, и совсем другое - смириться со своим положением, опустить руки и прекратить борьбу за достойное существование. Проблемы, затронутые в драме, до сих пор не утратили своей актуальности. Мы ежедневно видим на улицах обитателей дна и даже не задумываемся над тем, как их много и как они оказались в таком плачевном положении. Я уверен, что среди них есть такие, кого сломали тяжелые обстоятельства, кому-то не хватило участия близких. И большинство, к сожалению, предпочитает оставаться на дне сознательно.

(115 слов) Итого - 409 слов.

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») - центральная тема произведения М. Горького.

Мечты героев

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Столкновение мечты с реальностью

М. Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ - такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице - ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Причины конфликта

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.