Главным архитектурным памятником древней руси. Киевская Русь: где в Украине найти самые старые памятники прошлого

Наконец дошли руки показать в подробностях удивительные артефакты, найденные в 1999-2000 годах при расчистке территории Лужецкого Ферапонтова Монастыря в Можайске (Московская обл.). Информацая уже мелькала в сети, в частности довольно подробно об этом писали А. Фоменко и Г. Носовский.

Есть интересная работа Л.А. Беляева «Белокаменное надгробие Ферапонтова монастыря» описывающяя первый найденый в 1982 году артефакт такого рода. Однако обширных фотоматериалов, а тем более подробного анализа артефактов до сих пор мне не встречалось.
Пробую восполнить пробел.

Речь пойдет вот о таких камнях.

Благодаря впечатляющей фотосессии, сделанной моим братом Андреем, есть возможность рассмотреть всё это подробнее и в деталях. Я уже писал где-то что постепенно сворачиваю собственные исторические изыскания сосредотачиваясь исключительно на письменности и языке, но, возможно, публикация всколыхнет пытливые умы других исследователей и мы наконец сможем хотя бы отчасти понять что представляла собой Русь до Раскола, до реформ патриарха Никона, а по некоторым версиям до настоящего, фактического крещения Руси в 17 веке а не в мифическом 10-ом.
Эта тема мне особо дорога еще и тем, что речь идет о моей малой родине. На развалинах этого монастыря мы пацанами играли в войну и пересказывали друг другу легенды о черных монахах, подземных ходах и сокровищах, которые конечно сокрыты в этой земле и замурованы в эти стены. :)
Собственно мы были не далеки от истины, земля эта действительно хранила сокровища, но совершенно иного рода. Прямо под нашими ногами находилась История, которую возможно хотели скрыть, а может рушили по недомыслию или от недостатка ресурсов. Кто знает.
Что мы можем сказать точно - перед нами осколки (в буквальном смысле:)) настоящей истории Руси 16-17 (а по Беляеву даже 14-17) веков - подлинные артефакты прошлого.

Итак, поехали.

Историческая справка.

Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь - расположен в городе Можайске , существует с XV века . Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря ) из 18 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней.

Монастырь основан св. Ферапонтом Белозёрским , учеником Сергия Радонежского по просьбе князя Андрея Можайского . Это произошло в 1408 году по прошествии 11 лет от основания им же Белозёрского Ферапонтова монастыря . Посвящение Лужецкого монастыря Рождеству Пресвятой Богородицы связано с решением самого Ферапонта. Видимо Рождество Богородицы было близко его душе, так как и Белозёрский монастырь также посвящался Рождеству. Кроме того, этот праздник особо чтился князем Андреем. Именно в этот праздник в 1380 году его отец, великий князь московский Дмитрий Иоанович сражался на поле Куликовом . По преданию, в память о том сражении его мать великая княгиня Евдокия построила в Московском Кремле Церковь Рождества Богородицы .

Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала XVI века , после чего был разобран, а на его месте, в -1547 годах , выстроен новый, пятиглавый, сохранившейся до наших дней.

Первый архимандрит Лужецкого монастыря - преподобный Ферапонт, прожив девяносто пять лет, скончался в 1426 году и был похоронен у северной стены собора. В 1547 году причислен к лику святых Русской православной церкви . Позже над его захоронением был построен храм.

Лужецкий монастырь просуществовал до 1929 года , когда согласно протоколу Мособлисполкома и Моссовета от 11 ноября был закрыт. Монастырь пережил вскрытие мощей основателя, разорение, разрушение и запустение (он стоял бесхозным ещё в середине 1980-х). В довоенный период в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медицинского оборудования. На монастырском некрополе находились фабричные гаражи со смотровыми ямами, складские помещения. В братских келиях были устроены коммунальные квартиры а здания переданы для устройства столовой и клуба воинской части.
Вики

«Позже над его захоронением был построен храм...»

Эта короткая фраза из вики и предваряет всю нашу историю.
Храм преподобного Ферапонта был воздвигнут во второй половине 17-го века т.е. уже после реформ Никона.
Все бы ничего, но постройка его сопроваждалась масштабным сбором и укладкой в фундамент храма могильных плит с окрестных кладбищ. Практика эта нашему уму не постижима, но вообще-то была довольно распространенной в старину и объясняется экономией дефицитного камня. Могильные плиты не только укладывали в основания построек и стены но даже мостили ими монастырские дорожки. Ссылки сейчас не найду но в сети можно поискать. Такие факты точно есть.

Нас же интересуют собственно сами плиты, хотя их вид заставляет задуматься только ли из экономии ресурсов их так глубоко прятали.

Но сначала сориентируемся на местности:).
Вот собственно что осталось ныне от храме преподобного Ферапонта. Этот тот самый фундамент, на который надкнулись рабочие при расчистке территории монастыря в 1999 году. Крест установлен на месте обретения мощей святого.
Весь фундамент сложен из надгробий!
Обычного камня там нет вообще.

Попутно для сторонников теории катастроф, ну той когда все засыпало:)
Часть Собора Рождества Пресвятой Богородицы (первая половина 16-го века) где виден красный кирпич - полностью находилась под землей. Причем в этом состоянии он претерпел поздние реконструкции о чем свидетельствует положение ворот. Лесница главного входа в собор - новодел, восстановленный по откопанным обломкам оригинала.

Высота освобожденной от земли кладки собора около двух метров.

Вот еще вид на фундамент

А вот собственно сами плиты

Большенство артефактов оформлено по единому принципу и содержат узорную окантовку, вилообразный крест (во всяком случае так его принято называть в научной литературе) в нижней части плиты, и розетку в верхней части. В узле ветвления креста и центре розетки располагается круглое раширение с солярным символом или крестом. Примечательно, что солярные символы у креста и розетки всегда одинаковы на одной плите но различны на разных плитах. Этих символов мы еще коснемся, а пока просто их виды крупно.

Ветвления креста

Розетки

Бордюры

Плиты бывают довольно тонкими, сантиметров 10, бывают средними, около 20 сантиметров и довольно толстыми до полуметра. Плиты средней толщины часто имею боковые бордюры примерно такие:

«...есть надписи на русском языке»(с) ВСВ

Как-то с трудом верится что приведенные выше фотографии относятся к Руси, да еще и Руси христианской. Мы не видим решительно никаких признаков традиций к которым привыкли. А ведь по официальной истории Русь на тот момент уже крещена шесть столетий.
Недоумение законное, но есть артефакты которые ставят в тупик еще больше.
Некоторые плиты содержат надписи, в большенстве кириллической вызью, иногда очень высокого уровня исполнения.

Вот например такие.

«Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ»
Надпись не оставляет кажется сомнения что похоронен христианский монах.
Как видно надпись выполнялась искуссным резчиком (вязь очень хороша) на боковой части камня. Лицевая сторона оставалась свободной от надписей. Саватей почил в 1669 году от р.х.

А вот еще. Это шедевр из любимых. Именно эта плита перевернула мою жизнь:), именно с неё я собственно «заболел» русской вязью как уникальным способом письма, несколько лет назад.

«Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея»
Т.е. Таисия почила в 1651 году от р.х.
Верхняя часть плиты утрачена полностью, потому нет возможности узнать как она выгледела.

Или вот образец где сторона с надписью уложена в стык блоков. Прочитать ее не разрушив кладку невозможно, но видно что и там работал большой мастер.

Уже из этих трех картинок появляются вопросы.
1. Не кажется вам странными столь богатые надгробия монахов? Схимники конечно почетаемы в православии но настолько ли чтоб иметь подобные последние почести?
2. Даты погребения заставляют усомнится в версии о том что в дело строительства шли якобы только старые надгробия (есть такая точка зрения). Приведенные плиты ушли в фундамент очень молодыми о чем кстати говорит и их сохранность. Будто вчера резаны. Воля ваша, но дюже странно так обходится со свежими захоронениями да еще и святой братии.
Я могу осторожно предположить что... не братья они уже были реконструкторам никонианским, а как бы люди иной веры. А с усопшими иноверцами можно не церимонится, тогда и живых не шибко берегли.

Еще несколько плит с надписями разного качества исполнения, прежде чем мы завершим эту часть материала.

Как видно по последним примерам практика гравировки эпитафии на узорную горизонтальную поверхность плиты таки тоже имела место. По видимому в этом случае надпись делалась в поле между вилообразным крестом и верхней розеткой.
Вот тут это хорошо видно. И бордюр и розетка и крест и надпись довольно органично соседствуют.

Итак, что мы имеем?
В конце 17 века по завершении реформы патриарха Никона на территории Лужецкого монастыря возводят храм преподобного Ферапонта. При этом в основание фундамента храма кладут надгробия наличествовавшие на тот момент в округе. Т.е. плиты разного возраста консервируются в фундамент на триста лет. На триста лет консервируется и дониконианский канон православного надгобия. То что мы можем видеть сейчас по сути есть состояние качества, износа, и косвенно возраста артефактов на момент их закладки в фундамент.
Очевидно что менее изношенные плиты соответствуют времени создания примерно 1650-1670 годов. Представленные в этой части образцы как раз соответствуют в основном этому времени.
Но! В фундаменте есть и более старые плиты и на них тоже есть надписи.
Но об этом в следующей части.

Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы ) в Киеве — первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины русских первомучеников Феодора и его сына Иоанна. Начало строительства Десятинной церкви «Повесть временных лет» относит к 989 году. Князь Владимир Святославич выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом забравшегося на своды народа, пытавшегося спастись от монголов.


Софи́йский собо́р
в Киеве построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м.кв.) и фресок (3000 м.кв.) первой половины XI века. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1240 году Софийский собор был разграблен воинами Батыя. После этого оставался митрополичьей резиденцией до конца 13 века.

Софийский собор в Новгороде — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах Ярославом Мудрым. Представляет собой крестово-купольный храм. На протяжении столетий оставался духовным центром Новгородской республики. На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.

Церковь Покрова на Нерли - белокаменный храм, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Был построен в 1165 г. князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне Изяславе. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Униаьная особенность - построена на рукотворном холме. Обычный фундамент был продолжен основанием стен, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. Стены церкви украшены резными рельефами. Церковь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Арха́нгельский собо́р - православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения. Является усыпальницей правителей из династий Рюриковичей и Романовых: первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита, последним — император Пётр II. Объект культурного наследия РФ.

Успенский собор во Владимире - белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. До возвышения Москвы, был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. Уникальный памятник русского зодчества XII века. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота во Владимире - построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонительных функций, выполняли роль парадного въезда в город и служили непосредственно религиозному назначению — в них находилась действующая Ризположенская церковь. После взятия Владимира татаро- монголами, в 1238 году дубовые, покрытые золочёной медью, ворота были сняты ими с петель, погружены на телегу, и была предпринята попытка вывезти их за город в Орду. Однако лёд на реке Клязьме под телегой провалился, и ворота затонули. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Золотые ворота в Киеве - памятник оборонного зодчества Древнерусского государства периода правления князя Ярослава Мудрого. Своё название получили от Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. Вероятно, это было своеобразное соперничество с великой Византийской империей. Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким проездом. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. В 1240 году ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Полностью реконструированы в начале XXI в.

Дмитриевский собор во Владимире - придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо в конце XII века. Представляет собой белокаменный крестово-купольный храм владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. В росписи собора принимал участие известный иконописец Дионисий. В 1547 году здесь было впервые совершено венчание на царство Ивана IV. В здании собора проходил Земский собор 1613 года, на котором царём был избран Михаил Фёдорович. В петербургский период продолжал быть местом коронации всех российских императоров, начиная с Петра II. В 1812 году собор был осквернён и разграблен наполеоновской армией, хотя наиболее ценные святыни были эвакуированы в Вологду.

Благовещенский собор - храм на Соборной площади был построен в 1489 году псковскими мастерами. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. После пожара 1547 года для иконостаса были подобраны два древних ряда — Деисусный и Праздничный, эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. Объект культурного наследия РФ.

Грановитая палата - главный парадный приёмный зал великокняжеского дворца. В нём проходили собрания Боярской думы, заседания Земских соборов, празднества в честь покорения Казани (1552), победы под Полтавой (1709 год), заключения Ништадтского мира со Швецией (1721 год). Здесь на Земском соборе 1653 года было принято решение о воссоединении Украины с Россией. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом. На южной стороне фасада располагается лестница, которая сейчас называется «Красное крыльцо». По ней проходили русские цари и императоры на коронование в Успенский собор. В XXI веке Грановитая палата является одним из представительских залов при резиденции президента РФ. Объект культурного наследия РФ.

Троице-Сергиева лавра - крупнейший православный мужской монастырь России, основанный Сергием Радонежским в 13 веке. Был духовным центром московских земель, поддерживал московских князей. Здесь в 1380 году Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя вышли монахи и богатыри Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы.

В росписи Троицкого собора монастыря участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов.

Архитектурный ансамбль лавры включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.


Андроников монастырь (Спасо-Андроников ) бывший мужской монастырь в черте г. Москвы. Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся московских храмов. Основан в середине 14 века митрополитом Алексием. В интерьере Спасского собора уцелели фрагменты фресок, выполненных Андреем Рублёвым. В XIV—XVII веках Андроников монастырь был одним из центров переписки книг. В 1812 году монастырь был разорён французами. В 1985 года монастырь стал Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Объект культурного наследия РФ.

Несмотря на прогресс в наше время и постоянно совершающиеся открытия, о зодчестве древних славян до нас дошло очень мало фактов. Все это потому что в те времена в основном все сооружения строились из дерева, а так, как этот материал недолговечен, то основные исторические памятники не сохранились.

Древние славяне обладали хорошими строительными способностями. И с утверждением христианства на Руси стало строиться много каменных сооружений, таких как храмы и церкви. Очень развито было тогда строительство крестово-купольных соборов. Всё это обусловлено тем, что христианство пришло к нам из Византии, а соответственно и построение храмов осуществлялось на основе схем Византийских конструкций.

История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.

Собор Святой Софии в Новгороде

История этого собора очень интересна. Он был построен в честь новгородцев, которые в свое время помогли Ярославу Мудрому сесть на престол Великого князя. Строился он семь лет и освятили храм аж в 1052 году. В киевской церкви Святой Софии похоронен сын Великого князя Ярослава – Владимир, который скончался 4 октября 1052 года.

Стоит заметить, что собор построен из смешанного материала – каменного и кирпичного. Его конструкция строго симметрична, а также в нем нет галерей. Изначально, стены этого собора не подвергались побелке. Это связано с тем, что славянские архитекторы в первую очередь ориентировались на византийские конструкции, в которых предпочтение отдавали мозаичной и мраморной облицовке. Чуть позднее мозаики были заменены на фрески, а мрамор на известняк.

Каркас композиции внешне выглядит как крестово-купольный храм с пятью нефами. Такой тип конструкции присущ только храмам, построенным в XI веке.

Первую соборную роспись произвели в 1109 году, но большинство фресок сохранить до нашего времени не удалось, за исключением «Константин и Елена». Множество фресок было утрачено в период Великой Отечественной войны.

В соборе Святой Софии было сконструировано несколько иконостасов, а точнее, их было три. Основные иконы, находящиеся в соборе: икона Божьей Матери «Знамение», Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный, Тихвинская икона Богородицы. Удалось сохранить остатки святых книг, из них самый уцелевшие – это шесть книг: княгини Ирины, князя Владимира, князей Мстислава и Федора, архиепископов Никиты и Иоанна.

Фигурой в виде голубя украшен крест центрального купола, что является символом Святого Духа.

Собор Святой Софии в Киеве

История этого собора начинается с 1037 года, когда он был заложен киевским князем Ярославом Мудрым. София Киевская очень хорошо сохранилась до наших дней, уцелели даже живописные убранства, такие как фрески и мозаики. Это два вида живописи, сочетающиеся не только в соборе Святой Софии, но и почти во всех памятниках архитектуры Древней Руси. Сейчас в церкви находится 260 квадратных метров мозаики и почти три тысячи метров квадратных фрески.

В храме расположено огромное количество мозаик с изображениями главных святых. Такие работы выполнены на золотом фоне, что помогает выгодно подчеркнуть всю насыщенность этих шедевров. Мозаики включают в себя более 177 оттенков. Но имена творческих мастеров, создавших такую красоту, и по сей день остаются неизвестными.

Основные соборные мозаики: Богородица «Нерушимая Стена», Благовещение, Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий.
Помимо, росписей фреской и мозаикой сохранилось большое количество графичных изображений (граффити). На стенах собора представлено более семи тысяч граффити.

В Софийском храме захоронено пятеро князей: Ярослав Мудрый, Всеволод, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах, Вячеслав Владимирович.

Церковь Покрова на Нерли

Один из выдающихся памятников архитектуры Древней Руси. Церковь целиком выполнена из камня и считается вершиной творчества белокаменного зодчества. Построена она была в 1165 году, по приказу князя Андрея Боголюбского, в честь его погибшего сына, который был убит булгарами. Храм возведен во Владимирской области, на междуречье рек Нерль и Клязьмы.

Это первый памятник в истории архитектуры Древней Руси, который посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы.
Конструкция церкви довольно-таки проста. Она состоит из четырех столп, крестообразного купола и трех апсид. Это одноглавая церковь с изысканными пропорциями, за счет которых издалека кажется, словно храм парит в воздухе.
Церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор во Владимире

Датой основания собора считается 1197 год. Этот храм славится среди других памятников архитектуры Древней Руси, своей техникой выполнения – белокаменной резьбой.

Храм возводился лично для князя Всеволода Большое гнездо и его семьи. Позже церковь была освящена в честь небесного покровителя – Дмитрия Солунского.

В основе композиции лежат типичные конструкции византийских храмов (четыре столпа и три апсиды). Купол церкви позолочен и увенчан аккуратным крестом, флюгер которого изображен в виде голубя. Строительство храма производилось исключительно русскими зодчими, а вот отделка выполнялась греческими искусниками, именно поэтому в соборе можно обнаружить черты свойственные западным базиликам. В кладочной технике, а также отделки явно выражены элементы романской архитектуры.

Стены собора украшены разнообразными мифическими изображениями, всадниками, псалмовцами и святыми. В храме расположена скульптура Давида-музыканта. Его миниатюра символизирует идею бога хранимого государства. Также в церкви есть изображение Всеволода Большое Гнездо и его сыновей.

Хотя Дмитриевский собор не обладает внешне красотой, внутри его интерьер достаточно богат. К сожалению, из фресок до наших дней сохранился лишь «Страшный суд».

Золотые ворота города Владимир

Композиция была возведена во Владимире, основанием, для строительства которой был приказ князя Андрея Боголюбского в 1164 году. Всего было построено 5 ворот, из которых до нашего времени сохранились только Золотые. Они служили въездом в княжескую городскую часть, которая считалась самой богатой. Строительство ворот осуществлялось владимирскими мастерами.

Ходят слухи о том, что под конец возведения работ, они обрушились на двенадцать человек, занимавшихся строительством. Горожане подумали, что мастера погибли, и тогда Боголюбский решил обратиться с молитвами к иконе Божией Матери. Когда обвал расчистили, то людей заваленных остатками ворот вытащили целыми и живыми. После этого случая над воротами была построена белокаменная часовня.

Высота триумфальной арки Золотых ворот достегает четырнадцати метров. Основной задачей сооружения была защита города Владимир от набегов. В основу конструкции входила боевая площадка, с которой велся обстрел врагов. Остатки площадки до сих пор находятся в воротах. Войти и сойти с площадки можно было при помощи каменной лестницы, примыкавшей к ней.

Золотые ворота – это символический образ княжеской власти и величия.

Во время монголо-татарского нашествия многие памятники из Золотых ворот были спрятаны горожанами. Большинство из них занесены в список ЮНЕСКО и признаны уничтоженными памятниками. В 1970 году в Советский Союз приехала группа японских археологов, с целью расчищения дна реки Клязьмы. По окончании экспедиции были найдены многие предметы, которые археологи считали потерянными. В числе них оказались и драгоценные створки, вынесенные из Золотых владимирских ворот. Хотя эту версию всё-таки больше воспринимают как легенду. Так как исторические факты говорят о том, что у жителей Владимира не было достаточно времени для того, чтобы спрятать реликвии, а тем более вывезти их из города. Если створки и были найдено, то местоположение золотых пластин неизвестно и по сей день.

Десятинная церковь

Это первая русская церковь, которая была построена из камня, ее освящено произвелось в 996 году. Церковь освещена именем пресвятой Богородицы. Ее название связано с тем, что на строительство церкви Великий князь Владимир выделил десятину государственного бюджета, то есть десятую часть.

История церкви напрямую связана с крещением Руси. Дело в том, что она возведена на месте, где проходила стычка язычников с христианами. Само строение является неким символом религиозной розни.

Киево-Печерская лавра

Еще одним неповторимым памятником архитектуры Древней Руси считается Киево-Печерская лавра. Этот монастырь входит в список первых древнерусских монастырей. Его возведение было осуществлено в 1051 году, в период правления Ярослава Мудрого. Его основателем принято считать монаха Антония, корни которого происходили из Любеча.

Местоположение монастыря – город Киев (Украина). Расположен на побережье Днепра, на двух холмах. Сначала на месте монастыря была обычная пещера, в которую приходил священнослужитель Иларион, но когда его назначили Киевским митрополитом, пещера была заброшена. Примерно в это же время в Киев приехал монах Антоний, он нашел пещеру Илариона и остался в ней. Чуть позже над пещерой возвели церковь, а уже в 1073 году ее обделали камнем. В 1089 году ее освятили.

Фрески и мозаики украшающие церковь выполнены византийскими мастерами.

Кирилловская церковь

Считается древнейшим памятником в истории архитектуры Древней Руси. Датой ее основания принято считать 1139 год. Название церкви связано с именами святых Афанасия и Кирилла. Церковь является одной из главных составляющих композиции Кирилловского монастыря, который расположен недалеко от Чернигова, в селе Дорогожичи. Кирилловская церковь строилась при князе Всеволоде Ольговиче и впоследствии стала усыпальницей рода Ольговичей. Там было произведено захоронение жены Всеволода – Марии, которая была дочерью Мстислава Великого. Также в этой церкви был захоронен князь Святослав в 1194 году.

В 1786 году была произведена конфискация земель у церкви в пользу государства и на этом история Кирилловского монастыря закончилась. Церковь была переделана в больничный храм.

Церковь Спаса-на реке Нередице

Собор построен в городе Новгород и датой его возведения приходится 1198 год. Стиль постройки выделяется своей необычно простой конструкцией и строгими мотивами, стоит отметить, что все новгородские постройки выполнены именно в таком стиле. Церковь прекрасно гармонирует с пейзажем за счет простоты композиции. Собор Спаса-на реке Нередицы, как и большинство построек того времени, белокаменный. Интерьер церкви полностью соответствует внешнему стилю.

Выполнение росписей носит сугубо строгий характер, преобладание четких форм. В изображениях святых прослеживаются открытые взгляды, создается впечатление, что облики непросто изображены на стенах храма, а как бы заколочены в них. В целом собор представляет собой символ могущества и силы.

Новгородский кремль

Основой каждого древнерусского города считался крепкий кремль, который смог бы защитить горожан и выстоять во время обороны от неприятелей. Новгородский кремль – один из древнейших. Вот уже десятый век он украшает и защищает свой город. Стоит отметить, что, несмотря на то, что кремль города Новгород – старая постройка, он до сих пор сохраняет свой первоначальный вид. Выполнен кремль из красного кирпича. На территории кремля расположен Новгородский Софийский собор, который тоже входит в список архитектурных шедевров Древней Руси. Его внешний вид и интерьер выполнен в утонченном стиле. Пол отделан мозаикой, над которой трудились лучшие мастера того времени.

Новгородский кремль – это ансамбль лучших архитектурных памятников, которыми жители города могут гордиться и в наши дни.

Времена Древней Руси, памятники культуры которой составляют предмет настоящего обзора, - это важнейший период в отечественной истории, так как именно тогда были заложены основы государственности, общественной, политической, экономической и социальной структур, что нашло свое выражение в письменных, археологических и архитектурных источниках.

Общая характеристика эпохи

Основы государства управления складывались во времена Древней Руси. Памятники культуры данной эпохи интересны тем, что в них отразились идейные основы молодого российского общества, только что принявшего православие. Большую роль в их создании сыграла инициатива князей, которые очень часто способствовали каменному строительству, написанию летописей, возведению зданий гражданского и оборонительного назначения. Впоследствии инициатива перешла и к населению, в первую очередь к городским жителям, которые очень часто на собственные средства возводили церкви, храмы. Большое значение в этом культурном процессе сыграло греческое влияние. Византийские мастера стали строителями многих памятников, а также обучили многому русских, которые, переняв их правила и традиции, скоро стали создавать свои собственные уникальные сооружения.

Тип храмов

Времена Древней Руси, памятники культуры которой в основном представлены церковным строительством, традиционно принято датировать домонгольским периодом, с 9 по начало 13 века, однако в более широком смысле к данному понятию применимы и поздние столетия. Русская архитектура восприняла византийские традиции, поэтому крестово-купольные храмы Древней Руси, в принципе, повторяют их особенности. Однако в нашей стране в основном распространение получило возведение белокаменных прямоугольных церквей, а полукруглый купол был заменен на шлемообразный. Мастера очень часто создавали мозаики и фрески. Особенно были распространены четырехстолпные храмы, реже встречались с шестью и восьмью колоннами. Чаще всего они имели три нефа.

Ранняя церковь

Времена Древней Руси, памятники культуры которой неразрывно связаны с крещением и принятием православия, стали эпохой расцвета каменного храмового строительства. В списке этих строений следует выделить самые основные, возведение которых стало знаковым событием в истории и послужило началом к дальнейшему сооружению. Одной из первых наиболее крупных и значимых храмов стала церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая также получила в народе название Десятинной, так как князь специально выделил для нее десятую часть своих доходов. Она была построена при Владимире Святославиче Святом, который крестил русскую землю.

Особенности

Археологи затрудняются восстановить ее первоначальный облик, тем не менее некоторые сохранившиеся данные, такие как греческие клейма на кирпичах, мраморные украшения, говорят о том, что строительство проводили греческие мастера. Вместе с тем сохранившиеся надписи на кириллице и керамические плитки позволяют говорить об участии в возведении славян. Церковь построена как крестово-купольное сооружение по традиционному византийскому канону.

Храмы 11 века

Времена Древней Руси, памятники культуры которой доказывают быстрое распространение и утверждение православия в нашей стране, стали периодом активного строительства церквей, разных по размеру, композиции и структуре. Второй по значимости храм в этом списке - это Он был возведен при княжении Ярослава Мудрого и должен был стать главным религиозным центром новой державы. Его особенностью является наличие больших хоров. Он имеет тринадцать куполов с окнами. В центре расположен главный, ниже - четыре поменьше, а далее находятся еще более маленькие восемь куполов. Собор имеет две лестничные башни, двухъярусную и одноярусную галереи. Внутри имеются мозаики и фрески.

Крестово-купольные Руси получили большое распространение в нашей стране. Еще одной важной постройкой стала Киево-Печерской лавры. Она имела три нефа, просторный интерьер и один купол. Он был взорван в годы Второй мировой войны и впоследствии восстановлен в традициях украинского барокко.

Новгородская архитектура

Памятники русской культуры разнообразны по стилю и структуре. Новгородские храмы и церкви имеют свои уникальные особенности, которые позволяют выделить эту традицию как особую в истории отечественной архитектуры. Отдельно в списке древнерусских строений следует выделить который долгое время оставался главным религиозным центром республики. Он имеет пять куполов, лестничную башню. Купола имеют формы шлемов. Стены построены из известняка, интерьер похож на киевскую церковь, арки удлинены, однако некоторые детали претерпели небольшое упрощение, что впоследствии стало характерной особенностью архитектуры города.

Поначалу мастера подражали киевским образцам, однако впоследствии новгородская архитектура получила свой самобытный облик благодаря уникальным и легко узнаваемым особенностям. Их храмы отличаются небольшими размерами, приземистостью и простотой оформления. Одна из самых известных церквей в данном стиле - это Спасо-Преображенский храм на Нередице. Он очень прост, однако имеет очень величественный облик. У него небольшие размеры, в нем нет внешнего декора, линии очень просты. Эти особенности характерны для новгородских храмов, внешний облик которых даже отличается некоторой непропорциональностью, что делает их неповторимыми.

Постройки в других городах

Памятники в Нижнем Новгороде также входят в список наиболее известных древнерусских строений. Одна из церквей посвящена святому Она была возведена в 16 веке в память избавления города от нашествия татар и ногайцев. Поначалу она была деревянная, но потом, в середине 17 века, была перестроена в камне. В 19 веке церковь из одноглавой была перестроена в пятиглавую, которая дала название улице в городе.

Памятники в Нижнем Новгороде занимают видное место в истории отечественной архитектуры. Один из наиболее известных - это Михайло-Архангельский собор, построенный в 13 веке. Это была белокаменная церковь с 4 столпами и 3 апсидами.

Итак, города других земель и удельных княжеств также стали центрами активного архитектурного строительства. Их традиции отличаются своими оригинальными и неповторимыми особенностями. Церковь Николы Надеина в Ярославле - это уникальный храм 17 века. Он был возведен на берегу Волги и стал первым каменным храмом на посаде города.

Инициатором выступил купец Надей Светешников, после которого многие торговцы и ремесленники стали также возводить церкви. Основа храма была поднята на высоком основании, наверху было пять куполов на тонких барабанных шейках. Церковь Николы Надеина имеет уникальный иконостас. Он выполнен в барочном стиле и заменил в 18 веке более древний.

Значение

Таким образом, древнерусская архитектура является уникальной по своим особенностям, стилю и интерьеру. Поэтому она занимает видное место не только в отечественной культуре, но и в мировом искусстве в целом. В связи с этим в настоящее время особенно важна охрана памятников истории и культуры. Многие из них не дошли до нашего времени, некоторые были разрушены в годы войны, так что современные археологи и реставраторы придают большое значение их реконструкции и обновлению.

Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее известными.

Ярославские шедевры

Церковь Николы Надеина в Ярославле

Церковь считается первым каменным храмом на Ярославском посаде. Стоит отметить, что возвели это удивительное архитектурное сооружение после Смуты. Если говорить об архитектуре и стенописи храма, то они, в основном, ориентированы на традиции XVI столетия.

Красивейший Спасо-Преображенский собор в Ярославле

Важно знать, что Спасо-Преображенский собор является одним из древнейших соборов не только Ярославля, но и всей России. Стоит отметить, что данное сооружение основали в домонгольское время, когда в Ярославле правил князь Константин Всеволодович. Если говорить об истории формирования архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского собора от Спасского монастыря, то она дарит историкам, а также археологам множество новых открытий. Кроме этого, с историей данного собора связаны следующие имена: митрополит Макарий, грозный царь Иван IV, Дмитрий Пожарский и другие.

Троицкий собор Данилова монастыря

Этот собор в Переславле-Залесском занимает достойное место среди наиболее известных памятников древнерусской архитектуры. Вот такие памятники культуры древней руси можно с легкостью назвать уникальными. Отдельное внимание нужно уделить простым и монументальным формам собора, которые выдержаны в стилях среднерусской архитектуры XVI века. Уникальной можно с легкостью назвать фресковую роспись.

Церковь Иоанна Богослова в Кремле

Представленную церковь возвели в 1680 году благодаря митрополиту Ионы, который является выдающимся русским церковным деятелем XVII века. Стоит отметить, что именно данное сооружение - завершающий этап формирования всемирно известного кремлевского ансамбля. Если говорить об интерьере представленной церкви, то здесь идеально сохранилась настенная роспись. Сюжеты росписи включают в себя житийные циклы знаменитых апостолов.

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря

Этот собор возвели в 1310 году. Отличается данное сооружение уникальными фресками. Кроме этого, Собор Рождества Богородицы - один из памятников Пскова, который практически идеально сохранился.

Это строение было создано благодаря псковским художникам, а также зодчим. Особое внимание хочется уделить пластической выразительности архитектуры, которая насыщена иконографической программой росписи, а также свободной манерой исполнения фресок. Представлений собор считается центральным памятником русской художественной культуры XIV столетия. Вот почему охрана памятников культурного наследия должна осуществляться качественно.

Церковь Рождества Христова на Красном поле близ Новгорода

Эта церковь была возведена с 1381 по 1382 годы. Отличается постройка хорошо сохранившейся стенописью. В период соперничества таких городов как Москва и Новгород здесь появился удивительный рождественский фресковый ансамбль. Художники, а также архитекторы воплотили в этом храме скромный облик идеалов нестяжательства.

Все выше представленные памятники культуры времён древней руси являются уникальными в своем роде, так как каждый из них имеет свою удивительную историю возведения. Эта тема является достаточно популярной среди многих ученых, что интересуются историей и культурой.