Из чего состоят пуанты. Пуанты

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Пуанты
Классический балет

Балерина в пуантах в позе на одной ноге
Происхождение Первыми танцовщицами, кто начал определённо подниматься на кончики пальцев в своих танцевальных туфлях, были итальянка Фортуната Анджолини (1776-1817) и француженки Женевьев Гослен (1791-1818) и Фанни Биас (1789-1825). Примечательно, что все первые достоверные упоминания о танце на пуантах связаны с Лондоном и с балетом «Зефир и Флора » в постановке Шарля Дидло . Историк балета Юрий Бахрушин прямо утверждал, что позы на пуантах ввёл никто иной, как этот балетмейстер:

Женский классический танец в этот период достиг большого расцвета. Решающим моментом в этом отношении было появление „положения на пальцах“. Эту позу ввёл Дидло, и первой танцовщицей, исполнившей её, была, вероятно, Данилова в балете „Зефир и Флора“ в 1808 году.

Вполне вероятно, что допущение Бахрушина ошибочно и Дидло подсмотрел приёмы новой пальцевой техники у итальянки Анджолини , танцевавшей в его лондонских постановках после того, как балетмейстер в 1811 году перебрался из Петербурга в Англию. Доказательств «русской» версии происхождения пуантов на данный момент не существует, в пользу «итальянской» говорит то, что вплоть до XX века все балетные технические новшества и достижения виртуозности шли именно из Италии - тем более, что Анджолини была представительницей известной балетной династии XVIII века. Тем не менее, очевидно, что в Париж новинка попала не напрямую из Италии, а через Лондон, следуя за Дидло: в году он поставил «Зефира и Флору» в Париже, на сцене Королевской академии музыки . Кастиль-Блаз писал по этому поводу: «Мы узнаём из газет, что старшая мадемуазель Гослен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах, sur les pointes des pieds - вещь доселе невиданная» .

Мужской танец на пуантах активно использует основанная в году американская труппа «Балет Трокадеро », в которой танцовщики-мужчины исполняют пародии на популярные классические спектакли. В отличие от этой комедийной труппы, артисты «Мужского балета Валерия Михайловского », организованного в Санкт-Петербурге в 1992 году, стремились к академическому исполнению женских балетных партий мужчинами . В XXI веке неизменным успехом у публики пользуется дуэт из балета Дмитрия Шостаковича «Светлый ручей » в постановке Алексея Ратманского (2003), в котором танцовщик, по сюжету переодевшийся в балерину и отправившийся вместо неё на свидание, пародирует известные движения и позировки героинь классических балетов (первый исполнитель - Сергей Филин , получивший за эту партию театральную премию «Золотая маска »).

Изготовление туфель

Во второй половине XIX века в туфли балерин вставлялась круглая, в 2 пальца толщиной пробка . Относительно дорогая пробка в начале XX века была заменена специальным крахмальным клеем - им пропитываются все внутренние слои «коробочки» или «стакана» (часть туфли, в который помещаются пальцы ноги), тем самым достигая той степени жёсткости, которую требует современная пальцевая техника, достигшая необычайной виртуозности во 2-й половине XX века. Слегка овальный «пятачок» пуанта, благодаря которому достигается устойчивость в различных позах , делается плоским.

Так как пуанты должны плотно прилегать к стопе, не вызывая дискомфорта, балерины , по возможности, предпочитают заказывать туфли по индивидуальной мерке, а не подбирать их в магазине по размеру из существующего модельного ряда. В советское время при таких крупных театрах, как Большой или Мариинский , существовали собственные театральные мастерские, делающие обувь индивидуально для каждого артиста - при этом балерина закреплялась за определённым мастером, который запоминал пожелания и анатомические особенности каждой артистки, и мог выполнять туфли, не требующие дополнительной примерки.

После снятия мерки, из дерева выполняется типовая обувная колодка , точно повторяющая контуры ступни. В закройном цехе режут крой по нужным размерам (чаще всего - из атласа нежно-розового цвета), из него по колодке шьётся заготовка. Затем к колодке прибивается маленькая, меньше размера ноги, подошва из плотной кожи. Атласная заготовка изнаночной стороной кверху надевается на колодку, и на неё подклеиваются несколько слоёв мешковины и тарной ткани . Прошив заготовку прочной нитью и срезав лишний материал, её снимают с колодки, выворачивают лицевой стороной наружу и вновь надевают на колодку, на этот раз закрепив мелкими гвоздиками, после чего всю туфлю тщательно околачивают молотком для того, чтобы она повторила форму колодки.

Сняв туфлю с колодки, в неё подклеивают многослойную стельку из кожи или картона с вставленной внутрь узкой прямоугольной пластинкой из жёсткого картона, которая поможет поддерживать стопу в вертикальном положении. Чтобы подчеркнуть изгиб стопы и дать возможность дотягивать пальцы, подошве придаётся выгнутая форма. После того, как подошва со стелькой склеены, туфлю вновь натягивают на колодку и ставят в сушильный шкаф - печь с температурой 60-70°. Через сутки, когда клей полностью отвердевает, пуанты вынимают из печи. затем внутрь каждой туфельки вкладывают хлопковую стельку, с которой будет контактировать стопа .

В день один мастер может сделать 6-7 пар обуви, изготовленной вручную, небольшой коллектив способен выпускать около двух тысяч пар в месяц.

Одними из наиболее авторитетных изготовителей пуант являются английская фирма Freed of London , основанная в 1929 году и производящая около 700 пар ежедневно, и австралийская Bloch , существующая с 1931 года. Труппы Королевского балета и Нью-Йорк Сити Балет пользуются туфлями фирмы Freed : первая закупает ежегодно около 12 тысяч пар, тратя на них примерно 250 тысяч £, вторая старается придерживаться бюджета в 500 тысяч $. Австралийский балет закупает туфли фирмы Bloch .

Также большим спросом у современных балерин пользуются туфли американской компании Gaynor Minden , основанной в Нью-Йорке в 1993 году. В отличие от традиционных клеёных пуантов их основу составляет стакан, отлитый из полимерных материалов - такие туфли не нужно «разбивать» перед тем, как надеть, их можно стирать, их стелька не ломается и они более долговечны. Благодаря использованию современных технологий они лучше поддерживают стопу, позволяя тратить меньше мышечных усилий при спуске и подъёме, поэтому их не рекомендуется использовать слишком часто во избежание ослабления мышц. По этой же причине пуанты Gaynor Minden не разрешается использовать в некоторых ведущих балетных школах, так как беря на себя часть работы, они не позволяют правильно сформироваться необходимому мышечному аппарату.

Использование

Для того, чтобы в готовых туфлях можно было танцевать, балерины проделывают с ними множество различных манипуляций: пришивают к ним ленточки-завязки и различные виды резинок, не дающие «вываливаться» подъёму, а самим туфлям - соскальзывать с ноги; отбивают с помощью молотка твердый «стакан» («коробочку») из слоя проклеенных тканей, чтобы он нигде не давил и не натирал пальцы; срезают атласный «пятачок» и обмётывают его нитками или обвязывают крючком (так же существуют нескользящие накладки, которые можно наклеивать прямо на «пятачок»), делают небольшие надрезы на стельке с помощью ножа или тёрки. Хотя некоторые балерины предпочитают работать босиком, большинство вставляют внутрь силиконовые прокладки и другие вкладыши, помогающие предотвратить появление мозолей .

От многочисленных подъёмов на пальцы во время танца и спуска с них туфли постепенно размягчаются и разбалтываются. Их срок службы зависит от интенсивности нагрузки: так, балерина, исполняющая главную роль в балетном спектакле, с большим количеством дуэтов , вариаций и других выходов, может сменить за вечер несколько пар обуви. Кроме того, для таких спектаклей, как «Жизель », где каждый акт требует своей техники и выразительности, артисты готовят разные туфли для каждого действия.

Чтобы не поскользнуться во время движения, раньше, когда покрытие планшета сцены и репетиционных залов было деревянным, для лучшего сцепления использовали канифоль а также обычную воду - садовая лейка была непременным атрибутом репетиционных залов. Существовала даже пословица: «Кто не умеет поливать - тот не умеет танцевать». После того, как дерево было повсеместно заменено сценическим линолеумом , артисты стали использовать липкую при высыхании сладкую газировку, например, «кока-колу ».

В культуре

Галерея

    Pair of Woman"s Slippers (Wedding?) LACMA 52.44.15a-b.jpg

    Женские башмаки на каблуках из замши и атласа (Франция, 1870-е)*

    Pair of Woman"s Shoes LACMA M.59.24.29a-b.jpg

    Шёлковые туфли (Великобритания, 1793-1798). В подобных туфлях на низких каблучках танцевали на сцене на рубеже XVIII-XIX веков*

    Pair of Woman"s Slippers LACMA M.60.12.12a-b.jpg

    Туфли из кожи и шёлкового атласа (1810, Великобритания или США)*

    Pair of Woman"s "Grecian Sandals" in Shoe Bag LACMA M.2000.10.2a-c.jpg

    «Греческие сандалии» из чёрного шёлка с кожаной подошвой (Великобритания, 1819)*

    Kröningssko Desideria.Undersida - Livrustkammaren - 24062.tif

    Зауженная подошва туфель королевы Дезидерии (Париж, 1829)**

    Pair of Woman"s Slippers LACMA 52.44.20a-b.jpg

    Женские туфли из замши и шёлкового атласа (ок. 1840)*

    Skor från Hallwylska museet - Livrustkammaren - 40855.tif

    Пуанты предположительно 1-й половины XX века**

(**) - коллекция Ливрусткаммарен (Стокгольм, Швеция)

(***) - коллекция Музея Нортгемптона (Великобритания)

Напишите отзыв о статье "Пуанты"

Примечания

Источники

Комментарии

Ссылки

  • Олеся Якунина. // Деньги. - М .: Коммерсантъ , 28.05.2007. - № 20 (626) .
Видео
  • // Австралийский балет (англ.)
  • // Freed of London (англ.)

Отрывок, характеризующий Пуанты

«Так уж всё кончено! – думал он. – И как это всё сделалось? Так быстро! Теперь я знаю, что не для нее одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно свершиться. Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их. Но как это будет? Не знаю; а будет, непременно будет!» думал Пьер, взглядывая на эти плечи, блестевшие подле самых глаз его.
То вдруг ему становилось стыдно чего то. Ему неловко было, что он один занимает внимание всех, что он счастливец в глазах других, что он с своим некрасивым лицом какой то Парис, обладающий Еленой. «Но, верно, это всегда так бывает и так надо, – утешал он себя. – И, впрочем, что же я сделал для этого? Когда это началось? Из Москвы я поехал вместе с князем Васильем. Тут еще ничего не было. Потом, отчего же мне было у него не остановиться? Потом я играл с ней в карты и поднял ее ридикюль, ездил с ней кататься. Когда же это началось, когда это всё сделалось? И вот он сидит подле нее женихом; слышит, видит, чувствует ее близость, ее дыхание, ее движения, ее красоту. То вдруг ему кажется, что это не она, а он сам так необыкновенно красив, что оттого то и смотрят так на него, и он, счастливый общим удивлением, выпрямляет грудь, поднимает голову и радуется своему счастью. Вдруг какой то голос, чей то знакомый голос, слышится и говорит ему что то другой раз. Но Пьер так занят, что не понимает того, что говорят ему. – Я спрашиваю у тебя, когда ты получил письмо от Болконского, – повторяет третий раз князь Василий. – Как ты рассеян, мой милый.
Князь Василий улыбается, и Пьер видит, что все, все улыбаются на него и на Элен. «Ну, что ж, коли вы все знаете», говорил сам себе Пьер. «Ну, что ж? это правда», и он сам улыбался своей кроткой, детской улыбкой, и Элен улыбается.
– Когда же ты получил? Из Ольмюца? – повторяет князь Василий, которому будто нужно это знать для решения спора.
«И можно ли говорить и думать о таких пустяках?» думает Пьер.
– Да, из Ольмюца, – отвечает он со вздохом.
От ужина Пьер повел свою даму за другими в гостиную. Гости стали разъезжаться и некоторые уезжали, не простившись с Элен. Как будто не желая отрывать ее от ее серьезного занятия, некоторые подходили на минуту и скорее отходили, запрещая ей провожать себя. Дипломат грустно молчал, выходя из гостиной. Ему представлялась вся тщета его дипломатической карьеры в сравнении с счастьем Пьера. Старый генерал сердито проворчал на свою жену, когда она спросила его о состоянии его ноги. «Эка, старая дура, – подумал он. – Вот Елена Васильевна так та и в 50 лет красавица будет».
– Кажется, что я могу вас поздравить, – прошептала Анна Павловна княгине и крепко поцеловала ее. – Ежели бы не мигрень, я бы осталась.
Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери.
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чье то чужое место. Не для тебя это счастье, – говорил ему какой то внутренний голос. – Это счастье для тех, у кого нет того, что есть у тебя. Но надо было сказать что нибудь, и он заговорил. Он спросил у нее, довольна ли она нынешним вечером? Она, как и всегда, с простотой своей отвечала, что нынешние именины были для нее одними из самых приятных.
Кое кто из ближайших родных еще оставались. Они сидели в большой гостиной. Князь Василий ленивыми шагами подошел к Пьеру. Пьер встал и сказал, что уже поздно. Князь Василий строго вопросительно посмотрел на него, как будто то, что он сказал, было так странно, что нельзя было и расслышать. Но вслед за тем выражение строгости изменилось, и князь Василий дернул Пьера вниз за руку, посадил его и ласково улыбнулся.
– Ну, что, Леля? – обратился он тотчас же к дочери с тем небрежным тоном привычной нежности, который усвоивается родителями, с детства ласкающими своих детей, но который князем Василием был только угадан посредством подражания другим родителям.
И он опять обратился к Пьеру.
– Сергей Кузьмич, со всех сторон, – проговорил он, расстегивая верхнюю пуговицу жилета.
Пьер улыбнулся, но по его улыбке видно было, что он понимал, что не анекдот Сергея Кузьмича интересовал в это время князя Василия; и князь Василий понял, что Пьер понимал это. Князь Василий вдруг пробурлил что то и вышел. Пьеру показалось, что даже князь Василий был смущен. Вид смущенья этого старого светского человека тронул Пьера; он оглянулся на Элен – и она, казалось, была смущена и взглядом говорила: «что ж, вы сами виноваты».
«Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», думал Пьер, и заговорил опять о постороннем, о Сергее Кузьмиче, спрашивая, в чем состоял этот анекдот, так как он его не расслышал. Элен с улыбкой отвечала, что она тоже не знает.
Когда князь Василий вошел в гостиную, княгиня тихо говорила с пожилой дамой о Пьере.
– Конечно, c"est un parti tres brillant, mais le bonheur, ma chere… – Les Marieiages se font dans les cieux, [Конечно, это очень блестящая партия, но счастье, моя милая… – Браки совершаются на небесах,] – отвечала пожилая дама.
Князь Василий, как бы не слушая дам, прошел в дальний угол и сел на диван. Он закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся.
– Aline, – сказал он жене, – allez voir ce qu"ils font. [Алина, посмотри, что они делают.]
Княгиня подошла к двери, прошлась мимо нее с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен так же сидели и разговаривали.
– Всё то же, – отвечала она мужу.
Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щеки его запрыгали с свойственным ему неприятным, грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам, прошел в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошел к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его.
– Слава Богу! – сказал он. – Жена мне всё сказала! – Он обнял одной рукой Пьера, другой – дочь. – Друг мой Леля! Я очень, очень рад. – Голос его задрожал. – Я любил твоего отца… и она будет тебе хорошая жена… Бог да благословит вас!…
Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его дурно пахучим ртом. Слезы, действительно, омочили его щеки.
– Княгиня, иди же сюда, – прокричал он.
Княгиня вышла и заплакала тоже. Пожилая дама тоже утиралась платком. Пьера целовали, и он несколько раз целовал руку прекрасной Элен. Через несколько времени их опять оставили одних.
«Всё это так должно было быть и не могло быть иначе, – думал Пьер, – поэтому нечего спрашивать, хорошо ли это или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения». Пьер молча держал руку своей невесты и смотрел на ее поднимающуюся и опускающуюся прекрасную грудь.
– Элен! – сказал он вслух и остановился.
«Что то такое особенное говорят в этих случаях», думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях. Он взглянул в ее лицо. Она придвинулась к нему ближе. Лицо ее зарумянилось.
– Ах, снимите эти… как эти… – она указывала на очки.
Пьер снял очки, и глаза его сверх той общей странности глаз людей, снявших очки, глаза его смотрели испуганно вопросительно. Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движеньем головы пeрехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно растерянным выражением.
«Теперь уж поздно, всё кончено; да и я люблю ее», подумал Пьер.
– Je vous aime! [Я вас люблю!] – сказал он, вспомнив то, что нужно было говорить в этих случаях; но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за себя.
Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов, в большом петербургском заново отделанном доме графов Безухих.

Старый князь Николай Андреич Болконский в декабре 1805 года получил письмо от князя Василия, извещавшего его о своем приезде вместе с сыном. («Я еду на ревизию, и, разумеется, мне 100 верст не крюк, чтобы посетить вас, многоуважаемый благодетель, – писал он, – и Анатоль мой провожает меня и едет в армию; и я надеюсь, что вы позволите ему лично выразить вам то глубокое уважение, которое он, подражая отцу, питает к вам».)
– Вот Мари и вывозить не нужно: женихи сами к нам едут, – неосторожно сказала маленькая княгиня, услыхав про это.
Князь Николай Андреич поморщился и ничего не сказал.
Через две недели после получения письма, вечером, приехали вперед люди князя Василья, а на другой день приехал и он сам с сыном.
Старик Болконский всегда был невысокого мнения о характере князя Василья, и тем более в последнее время, когда князь Василий в новые царствования при Павле и Александре далеко пошел в чинах и почестях. Теперь же, по намекам письма и маленькой княгини, он понял, в чем дело, и невысокое мнение о князе Василье перешло в душе князя Николая Андреича в чувство недоброжелательного презрения. Он постоянно фыркал, говоря про него. В тот день, как приехать князю Василью, князь Николай Андреич был особенно недоволен и не в духе. Оттого ли он был не в духе, что приезжал князь Василий, или оттого он был особенно недоволен приездом князя Василья, что был не в духе; но он был не в духе, и Тихон еще утром отсоветывал архитектору входить с докладом к князю.
– Слышите, как ходит, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пятку ступает – уж мы знаем…
Однако, как обыкновенно, в 9 м часу князь вышел гулять в своей бархатной шубке с собольим воротником и такой же шапке. Накануне выпал снег. Дорожка, по которой хаживал князь Николай Андреич к оранжерее, была расчищена, следы метлы виднелись на разметанном снегу, и лопата была воткнута в рыхлую насыпь снега, шедшую с обеих сторон дорожки. Князь прошел по оранжереям, по дворне и постройкам, нахмуренный и молчаливый.
– А проехать в санях можно? – спросил он провожавшего его до дома почтенного, похожего лицом и манерами на хозяина, управляющего.
– Глубок снег, ваше сиятельство. Я уже по прешпекту разметать велел.
Князь наклонил голову и подошел к крыльцу. «Слава тебе, Господи, – подумал управляющий, – пронеслась туча!»
– Проехать трудно было, ваше сиятельство, – прибавил управляющий. – Как слышно было, ваше сиятельство, что министр пожалует к вашему сиятельству?
Князь повернулся к управляющему и нахмуренными глазами уставился на него.
– Что? Министр? Какой министр? Кто велел? – заговорил он своим пронзительным, жестким голосом. – Для княжны, моей дочери, не расчистили, а для министра! У меня нет министров!
– Ваше сиятельство, я полагал…
– Ты полагал! – закричал князь, всё поспешнее и несвязнее выговаривая слова. – Ты полагал… Разбойники! прохвосты! Я тебя научу полагать, – и, подняв палку, он замахнулся ею на Алпатыча и ударил бы, ежели бы управляющий невольно не отклонился от удара. – Полагал! Прохвосты! – торопливо кричал он. Но, несмотря на то, что Алпатыч, сам испугавшийся своей дерзости – отклониться от удара, приблизился к князю, опустив перед ним покорно свою плешивую голову, или, может быть, именно от этого князь, продолжая кричать: «прохвосты! закидать дорогу!» не поднял другой раз палки и вбежал в комнаты.
Перед обедом княжна и m lle Bourienne, знавшие, что князь не в духе, стояли, ожидая его: m lle Bourienne с сияющим лицом, которое говорило: «Я ничего не знаю, я такая же, как и всегда», и княжна Марья – бледная, испуганная, с опущенными глазами. Тяжелее всего для княжны Марьи было то, что она знала, что в этих случаях надо поступать, как m lle Bourime, но не могла этого сделать. Ей казалось: «сделаю я так, как будто не замечаю, он подумает, что у меня нет к нему сочувствия; сделаю я так, что я сама скучна и не в духе, он скажет (как это и бывало), что я нос повесила», и т. п.
Князь взглянул на испуганное лицо дочери и фыркнул.
– Др… или дура!… – проговорил он.
«И той нет! уж и ей насплетничали», подумал он про маленькую княгиню, которой не было в столовой.
– А княгиня где? – спросил он. – Прячется?…
– Она не совсем здорова, – весело улыбаясь, сказала m llе Bourienne, – она не выйдет. Это так понятно в ее положении.
– Гм! гм! кх! кх! – проговорил князь и сел за стол.
Тарелка ему показалась не чиста; он указал на пятно и бросил ее. Тихон подхватил ее и передал буфетчику. Маленькая княгиня не была нездорова; но она до такой степени непреодолимо боялась князя, что, услыхав о том, как он не в духе, она решилась не выходить.
– Я боюсь за ребенка, – говорила она m lle Bourienne, – Бог знает, что может сделаться от испуга.
Вообще маленькая княгиня жила в Лысых Горах постоянно под чувством страха и антипатии к старому князю, которой она не сознавала, потому что страх так преобладал, что она не могла чувствовать ее. Со стороны князя была тоже антипатия, но она заглушалась презрением. Княгиня, обжившись в Лысых Горах, особенно полюбила m lle Bourienne, проводила с нею дни, просила ее ночевать с собой и с нею часто говорила о свекоре и судила его.
– Il nous arrive du monde, mon prince, [К нам едут гости, князь.] – сказала m lle Bourienne, своими розовенькими руками развертывая белую салфетку. – Son excellence le рrince Kouraguine avec son fils, a ce que j"ai entendu dire? [Его сиятельство князь Курагин с сыном, сколько я слышала?] – вопросительно сказала она.
– Гм… эта excellence мальчишка… я его определил в коллегию, – оскорбленно сказал князь. – А сын зачем, не могу понять. Княгиня Лизавета Карловна и княжна Марья, может, знают; я не знаю, к чему он везет этого сына сюда. Мне не нужно. – И он посмотрел на покрасневшую дочь.
– Нездорова, что ли? От страха министра, как нынче этот болван Алпатыч сказал.
– Нет, mon pere. [батюшка.]
Как ни неудачно попала m lle Bourienne на предмет разговора, она не остановилась и болтала об оранжереях, о красоте нового распустившегося цветка, и князь после супа смягчился.
После обеда он прошел к невестке. Маленькая княгиня сидела за маленьким столиком и болтала с Машей, горничной. Она побледнела, увидав свекора.
Маленькая княгиня очень переменилась. Она скорее была дурна, нежели хороша, теперь. Щеки опустились, губа поднялась кверху, глаза были обтянуты книзу.
– Да, тяжесть какая то, – отвечала она на вопрос князя, что она чувствует.
– Не нужно ли чего?
– Нет, merci, mon pere. [благодарю, батюшка.]
– Ну, хорошо, хорошо.
Он вышел и дошел до официантской. Алпатыч, нагнув голову, стоял в официантской.
– Закидана дорога?
– Закидана, ваше сиятельство; простите, ради Бога, по одной глупости.
Князь перебил его и засмеялся своим неестественным смехом.
– Ну, хорошо, хорошо.
Он протянул руку, которую поцеловал Алпатыч, и прошел в кабинет.
Вечером приехал князь Василий. Его встретили на прешпекте (так назывался проспект) кучера и официанты, с криком провезли его возки и сани к флигелю по нарочно засыпанной снегом дороге.
Князю Василью и Анатолю были отведены отдельные комнаты.
Анатоль сидел, сняв камзол и подпершись руками в бока, перед столом, на угол которого он, улыбаясь, пристально и рассеянно устремил свои прекрасные большие глаза. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто то такой почему то обязался устроить для него. Так же и теперь он смотрел на свою поездку к злому старику и к богатой уродливой наследнице. Всё это могло выйти, по его предположению, очень хорошо и забавно. А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает, думал Анатоль.
Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою, и с прирожденным ему добродушно победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. Около князя Василья хлопотали его два камердинера, одевая его; он сам оживленно оглядывался вокруг себя и весело кивнул входившему сыну, как будто он говорил: «Так, таким мне тебя и надо!»
– Нет, без шуток, батюшка, она очень уродлива? А? – спросил он, как бы продолжая разговор, не раз веденный во время путешествия.
– Полно. Глупости! Главное дело – старайся быть почтителен и благоразумен с старым князем.
– Ежели он будет браниться, я уйду, – сказал Анатоль. – Я этих стариков терпеть не могу. А?
– Помни, что для тебя от этого зависит всё.
В это время в девичьей не только был известен приезд министра с сыном, но внешний вид их обоих был уже подробно описан. Княжна Марья сидела одна в своей комнате и тщетно пыталась преодолеть свое внутреннее волнение.
«Зачем они писали, зачем Лиза говорила мне про это? Ведь этого не может быть! – говорила она себе, взглядывая в зеркало. – Как я выйду в гостиную? Ежели бы он даже мне понравился, я бы не могла быть теперь с ним сама собою». Одна мысль о взгляде ее отца приводила ее в ужас.
Маленькая княгиня и m lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним. Получив эти сведения, маленькая княгиня с m lle Bourienne,еще из коридора слышные своими оживленно переговаривавшими голосами, вошли в комнату княжны.

Пуанты – профессиональная обувь. Она появилась не так давно и сильно облегчила жизнь балеринам. Термин «на пуантах» означает позицию, когда балерина опирается только на кончики пальцев, а не на стопу. В этом положении пальцы испытывают большое напряжение без поддержки, а неправильное выполнение может грозить травмой. После появления специальной обуви репетировать и выступать стало гораздо проще, чем босиком. Пуанты считаются предшественниками балеток, которые завоевали популярность в последние годы. Но сами они остаются узкоспециализированной обувью, которую шьют мастера вручную, а каждая модель подгоняется под ногу балерины.

Что такое пуанты и как их делают

Пуанты состоят из коробочки, подошвы и лент, которые надежно закрепляют обувь на ноге. Изготовление каждой части требует мастерства и внимательности, поэтому обувь чаще создается вручную.

Главное в пуантах – достаточно твердая коробочка. Она защищает пальцы от искривлений и помогает лучше распределить нагрузку. Для ее изготовления требуется 5–6 слоев ткани или мешковины, которые хорошо проклеиваются до затвердевания. В машинном производстве используются пластиковые вставки, но чаще применяется натуральный клей, который надежно скрепляет слои ткани, создавая твердую корку. После этого обувь прошивается и отбивается специальным молотком, чтобы убрать выступающие швы.

Другим важным элементом является подошва. Она состоит из трех частей: кожаной подошвы, пластиковой гибкой вставки и внутренней стельки. Кожа предотвращает скольжение на гладком полу и помогает удержать равновесие, не утяжеляя обуви. А пластиковая вставка позволяет лучше выполнять взмахи и облегчает становление на пальцы – она поддерживает стопу в вертикальном положении. Выпускают пуанты с различной степенью жесткости стельки.

Снаружи пуанты обшиваются бежевым атласом или бязью. Оба вида ткани хорошо пропускают воздух и легко принимают форму стопы, не стесняя движений. Бежевый атлас не бликует, сливается с цветом кожи – это позволяет балерине выглядеть легче и воздушнее, удлиняет ноги. Пуанты крепятся на ноге с помощью лент, которые, по традиции, балерина пришивает самостоятельно. Натуральный клей и текстильная основа позволяют обуви легко принять форму ноги танцовщицы, а отсутствие выступающих швов уменьшает риск травм. Но это недолговечная обувь. Одной пары не хватает даже на одно полноценное выступление – они быстро протираются, особенно при интенсивном танце.

Ручное шитье не позволяет изготавливать большое количество пуант, поэтому качественная балетная обувь высоко ценится на мировом рынке. Форма модели часто используется современными дизайнерами, чтобы создать экстравагантные туфли. В такой обуви передняя часть напоминает по форме пуанты, а подошва снабжена высоким каблуком, который поднимает стопу практически вертикально.

Розовые пуанты IGNeria

Детские пуанты

История пуантов

До изобретения пуант балерины выступали босиком или в специальных легких сандалиях на завязках, но в них можно было опираться только на полную стопу, а встать на пальцы было невозможно. Первым балетом, который потребовал встать на пуанты, был спектакль «Зефир и Флора», но тогда Мария Данилова встала на пальцы без специальной обуви. После этого прошло около 20 лет и в 1830 г. появились первые туфли с твердым носком. А первой балериной, выступившей в них, была Мария Тальони. Именно ее отец был создателем туфель для танцев.

После этого пуанты стали появляться по всему миру, изменялись материалы и конструкция. Сначала под пальцы подкладывали пробку, чтобы достичь нужной жесткости, но вскоре от этого отказались, так как ноги балерин сильно травмировались. Потом в пуанты подкладывали мягкие материалы: валяную шерсть, ткань. Но они не держали форму и быстро изнашивались. Несмотря на неудобство туфли достигли своей цели. Балерины легче вставали на пальцы, а танец казался воздушным и легким. Пуанты преображались, появлялись новые формы коробочки, дополнительные вкладыши и стельки. Некоторое время вместо клея использовался гипс. Он был достаточно твердым, но не принимал форму стопы танцовщицы.

Нынешнее производство пуант до сих пор остается ручным – мастера шьют и проклеивают модели. Механическое шитье не оправдало себя, хотя некоторые профессиональные балерины пользуются такими пуантами. Самыми известными производителями остается российский Grishko, специализирующийся на ручном шитье, и американская компания Gaynor Minden, производящая пуанты машинным методом.


Видео о том, как вручную делают пуанты:

Видео советы, как выбрать ребенку пуанты:

Ов, мн. (ед. пуант, а, м.). pointes pl. 1. Твердые носки балетных туфель. БАС 1. ♦ Танец, остановка на пуантах; стоять на пуантах. БАС 1. || Умение танцора стоять на пуантах. Я так волнуюсь, воскликнула она, у меня не выходят скачки на пальцах, у … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Пуанты - Пуанты. ПУАНТЫ (французское pointe острие, кончик), обувь, используемая при исполнении женского классического танца, имеет твердый носок. Танец на пуантах танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги. Впервые применила М. Тальони. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от франц. pointe острие кончик) (точнее, танец на пуантах), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги; одно из средств выразительности классического танца. Исполняется в специальных туфлях пуантах с твердым носком … Большой Энциклопедический словарь

ПУАНТЫ, ов, ед. пуант, а, муж. Балетные туфли с твёрдым носком. Стоять на пуантах, танцевать на пуантах (опираясь только на носки таких туфель). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Ов; мн. (ед. пуант, а; м.). [от франц. point остриё, кончик] Твёрдые носки балетных туфель. На пуантах стоять, танцевать (в балете: на кончиках пальцев, на пальцах). * * * пуанты (от франц. pointe остриё, кончик) (точнее, танец на пуантах),… … Энциклопедический словарь

- (фр. pointe букв. острие, ончик) твердые носки балетных туфель; в балете: стоять, ходить на пуантах стоять, ходить иа кончиках пальцев; танец на пуантах танец на кончиках пальцев при вытянутом подъеме ноги. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

Точнее танец на пуантах (от франц. pointe остриё, кончик), танец на кончиках пальцев при вытянутом подъёме ноги; один из основных элементов классического женского танца, требующий специальной балетной обуви с твёрдым носком. Как средство… … Большая советская энциклопедия

Мн. Твердые носки балетных туфель. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

пуанты - пу анты, ов, ед. ч. пу ант, а … Русский орфографический словарь

пуанты - мн., Р. пуа/нтов; ед. пуа/нт (2 м) … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Большая книга о балете Все на пуанты , Годар Д.. Прочитав «Большую книгу о балете», проиллюстрированную замечательной французской художницей Колонель Мутард, маленькая балерина изучит основы классического балета и получит множество советов…

Теперь на них стоит весь мировой балет. А 180 лет назад на них впервые встала французская балерина Мария Тальони. Согласно легенде, восторженные поклонники купили её балетные туфельки на аукционе и... съели их с соусом. И кстати, до сих пор в производстве пуантов не используется вредных для здоровья ингредиентов.

За один театральный сезон прима-балерина буквально "вытанцовывает" несколько сотен балетных туфелек. Пуанты - это всегда эксклюзив. Ручная работа и только из натуральных материалов. Однако и 180-летние пуанты не обошла стороной область высоких технологий. Наряду с их классическим вариантом сегодня производят и абсолютно бесшумные, способные сохранять форму в самом влажном тропическом климате.

Что же такое пуанты, и как создают эту красоту?

Балерины словно рождаются в этих красивых атласных туфельках с жестким носком. Великая Ольга Спесивцева станцовывала их за сезон до тысячи пар. Другая великая, Агриппина Ваганова, считала их важнейшей составляющей классического женского танца. Пуанты как люди. Зовутся по-разному: "ковками" и "касками" в Петербурге, "пальцами" в Москве. Послужив, старятся и становятся "мертвыми".

До пуантов танцевали в туфлях на каблуке по моде эпохи Людовика ХVI или в греческих сандалиях. Стремясь к воздушности, балерины поднимались на пальцы (отсюда термин sur les pointes, танцевать на кончиках пальцев): для этого они клали в туфли кусочки пробки. Такую хитрость вместе с лонжами, помогавшими "летать" над сценой, в 1796 году использовал француз Шарль Дидло. Ему вместе с итальянцем Карло Блазисом, описавшим эту технику танца в книге "Танец Терпсихоры", приписывают изобретение пуантов. Первой балериной, танцевавшей в 1830-м балет "Зефир и Флора" только на пуантах, считается итальянка Мария Тальони. Первой русской балериной на пуантах в 1840-е годы стала прима Большого театра Екатерина Санковская.

В танце на пуантах главное - апломб. Не тот, о котором вы подумали: апломб - это балетный навык удерживать равновесие в разных позах, стоя на кончике пальца.

Умению шить пуанты нигде не учат: мастерство сборки балетных башмачков передается из поколения в поколение. И гарантия качества балетных туфель — уникальные руки мастеров, ведь до 90% манипуляций при изготовлении пуант остаются ручными.

Балетная туфелька состоит более чем из 50 деталей, которые, будучи собраны в готовый пуант, должны идеально облегать колодку. Верх пуантов выкраивается из атласа и бязи. Бязь используется как самая гигиеничная ткань. Атлас на пуантах должен быть прочным, чтобы долго не протираться, и податливым, чтобы идеально облегать носок. А еще он должен не бликовать под лучами софитов и не отвлекать насыщенным цветом зрителей от собственно танца. Поэтому после долгих исследований в НИИ шелка был выбран состав из вискозы и хлопка персикового полутона. Подошва пуанта вырубается из натуральной кожи.

Самую важную деталь пуантов — «коробочку», или «стакан» (так называют жесткую часть над опорным пятачком), делают из шести слоев обыкновенной мешковины и текстиля, наклеивая их одну за другой на вывернутый носок, как в папье-маше. Надев сырую и податливую заготовку на колодку, мастер оглаживает ее, придавая нужную форму, а потом и полирует специальным молотком. Клей варят в основном из натуральных компонентов.

Давайте посмотрим на процесс создания пуантов (с 1:45 до 5:50):

Правильно подготовить и надеть пуанты - целое искусство. Что только не делают балерины, чтобы туфелька сидела по ноге! Пуанты подбивают кусочком ткани или обшивают "пятачок" нитками, чтобы не лохматился, делают петлю-перетяжку внутри туфли со стороны пятки (она прижмет обувь к ноге, чтобы не было "ушей"), разминают и разнашивают, как обычную обувь.

Балерина проводит на пуантах большую часть своей профессиональной жизни. Две трехчасовые репетиции в день или разогрев, а затем идущий около трех часов спектакль, за который исполнительница главной партии "наматывает" по сцене до одиннадцати километров!

Нетрудно представить, сколько балетных травм получают артисты - стертых в кровь пяток и пальцев. Зато пальцы танцовщиков становятся стальными: известен случай, когда человек, напавший на балерину Марию Тальони, получил от нее удар такой силы, что умер на месте.

"За двадцать лет работы на сцене стопа балерины деформируется: пуанты в этом случае можно сравнить со знаменитым орудием пытки "испанский сапожок", - считает заведующий травматолого-ортопедическим отделением горбольницы № 3 Эдуард Голубченко. - Ведь длительное стояние на носках в обуви без опоры для пятки открывает дверь плоскостопию, артрозу и больным суставам, а гипернагрузки - стойким отекам."

А вот что рассказывает о танце на пуантах великий Валерий Михайловский:

В каком возрасте можно начинать заниматься в пуантах?
В последние годы многие школы стали «ставить» детей на пуанты в 6-7 лет. Но лишь опытный педагог может решить, насколько готовы стопы ребёнка к работе в пуантах. Нельзя также забывать о разнице в физиологическом развитии детей, например, севера и юга Европы. Если «южане» могут «встать» на пуанты в 6-7 лет, то «северянам» не рекомендуется экспериментировать с пуантами до 8-9 лет.

Как правильно подбирать пуанты, как они должны «сидеть» на стопе и можно ли пуанты покупать «на вырост»?
Пуанты должны плотно «сидеть» на стопе, чтобы стопа в них не болталась. Пуант должен «держать» стопу. Конечно, нельзя туфельки подбирать на вырост, но в то же время они не должны пережимать стопу и вызывать болевые ощущения.

Надо ли «разбивать» пуанты?
Нет. Разбивая пуанты, вы нарушаете целостность конструкции, и туфельки быстрее изнашиваются. Разбивали пуанты балерины в прошлом веке, т.к. тогда «коробочку» делали из жесткого клея. Коробочка «натирала» пальцы балерины и на них образовывались кровавые незаживающие мозоли. Сейчас для изготовления пуантов используют клей, который быстро принимает форму стопы (приформовывается) и не вызывает таких сильных потертостей стоп.

Как правильно ломать стельку?
Стельку ломать не надо. Если она для вас жесткая, необходимо руками прогнуть пяточную часть стельки. В конструкцию стельки заложена «рабочая часть пятки», которая хорошо «подламывается» под стопу и придает стопе в туфельке более изящный вид.
Если пуанты слишком жесткие, возможно просто стоит перейти на более мягкие стельки.

Как правильно пришивать ленточки, и как правильно завязывать пуанты?
Ленточки пришиваются на уровне боковых швов с изнаночной стороны туфельки. Для наглядности - следующие видео-ролики:

Ещё интересное о пуантах:
http://nesya.livejournal.com/355953.html
http://m-petra.livejournal.com/80537.html

Интервью с президентом компании «Grishko» Николаем Гришко: http://bishelp.ru/rich/Uspeh/licaMB/grishko.php
Интервью с мастером по сборке пуантов компании «Grishko» Александр Шеменевым: http://pragent.ru/public/grishko/

Волшебные балетные туфельки, дающие балерине возможность утратить вес и вопреки земному притяжению парить над сценой.

Пуант - в переводе с французского "острие". Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - значит танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты. Эта система балетного танца стала использоваться в самом начале 19 века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета. Танец на пуантах исключительно женский.

Позже пуантами стали называть и специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах).

Пуанты обычно изготавливаются из атласа. Жесткий носок получается за счет использования специального крахмального клея, которым пропитывают все внутренние слои носка. После сушки пуантов носок становится твердым. Помогает удерживать ногу необычном, танцевальном положении и подошва из кожи. Конструкция пуантов способствует достижению устойчивости на опорной ноге в позахклассического танца.

Несмотря на кажущуюся простоту конструкции процесс "создания" паунтов - это целое искусство. Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые надо изготовить, собрать и подогнать по ноге. Верх пуанта - атлас и бязь (изнанка), подошва - настоящая кожа, "коробочка" - жесткая часть над опорным пятачком - из 6 слоев мешковины и текстиля, наклеенных на вывернутый носок. Клей специальный из натуральных компонентов. Еще сырую заготовку надевают на колодку, придавая ей необходимую форму, а затем полируют специальным молотком. Верх и низ сшивают вручную особым однониточным швом. Нить обрабатывают пчелиным воском и канифолью. Сушат пуанты как фрукты в течение 12 часов при температуре 40 - 50 градусов по Цельсию. Помимо конвективной сушки используются и инфракрасные излучатели.

По мере интенсивности танца твердые носки туфель размягчаются. За один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов .

Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 годаМария Тальонив партии Флоры в балете «Зефир и Флора» вКовент-Гарден, Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижскойГранд-Операв балете «Сильфида» в постановкеФ.Тальони.

Хотя знаменитый историк театра Ю.А. Бахрушин считал что первой "на пальцы" встала русская балерина Мария Данилова, в балете Шарля Луи Дидло "Зефир и Флора" в 1808 году. И это похоже на правду.

Дидло прибыл в Россию 1801 году. Это был уже состоявшийся балетмейстер европейского уровня. Балет он знал, что назывется изнутри, сам долгое время выступал в качестве танцовщика. Его постановки были смелыми и новаторскими для своего времени. Он обожал нововведения и всякие технические трюки. Его так и подмывало оторвать танцовщицу от пола и "забросить" в воздух. Он не мог обходиться без полетов. Амуры, эефиры, нимфы порхали над сценой в его балетах по одиночке и целыми группами. Поэтому поставить балерину на пальцы - это было вполне в его духе. Историки балета утверждают, что все первые изображения арабеска или аттитюда на пальцах относятся именно к его балету "Зефир и Флора". Но, справедливости ради, надо сказать, что это все-таки был не танец на пальцах, а одна, правда сказочно красивая, поза в спектакле.

Первые попытки танцевать на пальцах в Европе в 1815 году сделали танцовщицы Женевьева Гослен и Амалия Брульони. Историк французского историка балетаКастиль-Блаза пишет по поводу спектакля «Зефир и Флора», поставленного Дидло в Париже в 1815 году: «Мы узнаем из газет, что старшая мадемуазельГосслен в течение нескольких мгновений стояла на пальцах,sur les pointes des pieds — вещь доселе невиданная»

И все-таки первой балериной действительно начавшей танцевать на пуантах и тем самым открывшей новую страницу в истории танца - страницу романтического балета, следует признать Марию Тальони. Ее "Сильфида" покорила мир и принесла ей заслуженную славу. Кстати, она совершила революцию не только в сфере балетной обуви, Мария при поддержке своего отца балетмейстера Филиппа Тальони "реформировала" и балетный костюм. Он стал полупрозрачным и воздушным, что прекрасно работало на общую идею легкости и невесомости танца.

А самой первой русской балериной, танцующей на пуантах называютАвдотью Истомину.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

А.С.Пушкин "Евгений Онегин"

Наследницей традиций Тальони и Истоминой в 20 веке стала гениальная русская балерина Анна Павлова, именно ей "было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони". Танец на пуантах стал уже балетной классикой, а Павлова - главной музой романтического балета. Она объехала с гастролями весь мир, по приблизительным подсчетам дала около 9 тысяч спектаклей. Итальянский мастер Ниннолини изготовлял для нее в год в среднем более 2 тысяч балетных туфель.

Работали на Анну и другие мастера. Получив пуанты, Павлова подгоняла их под себя. По воспоминаниям подруги Натальи Владимировны Трухановой, "чтобы чувствовать пол непосредственно, она размачивала клей носка, выдирала из него несколько пластов, и это место подштопывала толстыми нитками. Какой же должна быть техника балерины, если ее вес тела, пусть и всего сорок четыре килограмма, держится только силой мускулов икр, щиколотки и пальцев?!"