Конспекты литературных викторин в доу подготовительная группа. Викторина для детей подготовительной группы совместно с родителями на тему: «В гостях у сказки

Сценарий открытого занятия


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад комбинированного вида № 3 «Солнышко»» г.

Норильска

Сценарий открытого занятия

«Викторина по сказкам» для подготовительной группы
Составитель: Хомич Людмила Геннадьевна
Норильск
2016г.

Сценарий развлечения для подготовительной группы

«Викторина по сказкам»
Цели: Закрепить с детьми творчество поэта А. С. Пушкина, писателя К. Чуковского. Расширять кругозор знания детей о сказках и о героях этих сказок. Развивать мышление и память. Оборудование: мольберт, портрет с изображением Пушкина А. С., Чуковский К., книги по сказками, мяч, скакалка, 4 картинки в разрезанном виде (с изображением какого – либо эпизода сказки, бумажные сердечки в подарок детям. Ход развлечения. Ведущий: У сказки чистая душа, Как ручеек лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной. Родной народ ее творец, Народ – хитрец, народ – творец, В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец. - Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая. - Ребята, а вы любите сказки? (да) - А вы знаете сказки? (да) - Вот сейчас мы это и проверим.
Выставляем мольберт.
- Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Кто изображен на портрете? (Пушкин) - Правильно, это великий русский поэт А. С. Пушкин. Он написал много стихов о природе, о родине, а так же он любил сочинять сказки. - Попробуйте отгадать, откуда эти строки? 1. Вот пошел старик к синему мору, Видит, - море слегка разыгралось. Стал он кликать золотую рыбку, Приплыла к нему рыбка, спросила «Чего тебе надобно, старче? » (Сказка о золотой рыбке) 2. Три девицы по окном Пряли поздно вечерком… «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица Я б для батюшки – царя Родила богатыря» (Сказка о царе Солтане) - В своих сказках А. С. Пушкина много говорит о море. И мы сейчас тоже с вами покачаемся на волнах.
Физ. минутка.

Дети берутся за руки и раскачиваются из стороны в сторону сначала медленно затем (подул ветер, и волны стали выше) раскачиваются, сильнее держа, руки над головой и снова (ветер стих) раскачиваются тихо. Молодцы! Ведущий выставляет на мольберт кроссворд в виде солнышка. - Ребята, посмотрите, какое необычное солнышко заглянуло к нам в зал. В его лучах спрятаны слова. Давайте попробуем их отгадать. 1. Вспомните название сказки: «Финист – ясный … (сокол) 2. Маленькое насекомое, которое спасало жителей болота от медведя (комар) 3. Бедный мальчик, у которого была волшебная лампа (Аладин) 4. Имя девочки, которую фея нарядила в принцессу и отправила на бал (Золушка) 5. Имя злого всемогущего персонажа в русских народных сказках (Кощей) 6. Имя девочки, которая попала в страну чудес (Алиса) Молодцы! Вот и мы разгадали кроссворд, и наше солнце засияло сказочными лучиками. - Посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Кто изображен на портрете? (К. Чуковский) - Правильно, молодцы. А давайте поиграем?
Игра «Отгадай из какой сказки» (дети делятся на три команды)
1. «Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста) 2. «Телефон» (телефон, перчатки, шоколад) 3. «Айболит» (градусник, вата, шприц, фонендоскоп). Молодцы. Правильно. - А сейчас ребята попробуйте исправить ошибки в названиях сказок. Я вам буду говорить неправильное название сказки, а вы правильное. «Петушок ряба» «Даша и медведь» «Волк и семеро ягнят» «Утки – лебеди» «Лисичка с кастрюлькой» «Заюшкин домик» «Царевна – индюшка» «Мальчик с кулачек» Молодцы ребята!
Игра с мячом.
- Давайте, ребята, поиграем. Я буду вам бросать мяч, называть сказочного героя, а вы возвращать мне мяч с продолжением его названия. Дети встают в круг. Мышка – норушка Лягушка – квакушка Зайчик – побегайчик Лисичка – сестричка Сестрица – Аленушка Братец – Иванушка Серый – волк Царевна – лягушка Шапка – невидимка Ковер – самолет Золотой – ключик Жар – птица Василиса – премудрая
Конек – горбунок Сивка- бурка Кощей – бессмертный Змей – Горыныч Петушок – золотой гребешок Красная – шапочка Три – поросенка Бременкие – музыканты Мороз – красный нос Бычок – смоленой бочек Хорошо молодцы! Садитесь на свои места! -
Ну а теперь настало время загадок. Готовы отгадывать? Начинаем.
1. На сметане мешен, На окошке студен. Круглый бок, румяный бок. Покатился (колобок) 2. Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое, А ну подскажите как ее. (красная шапочка) 3. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей Сквозь очки свои глядит Добрый доктор… (Айболит) 4. Толстяк живет на крыше Летает он всех выше. (Карлсон) 5. Она красива и мила А имя ее от слова «зола» (Золушка) 6. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш Шалунишка наш … (Малыш) 7. У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный. Что за странный человек На земле и под водой ищет Ключик золотой? (Буратино) Какие вы молодцы все загадки отгадали. - Ребята посмотрите на столы. Здесь лежат картинки из разных сказок. Но чтобы узнать какие это сказки, нужно картинку собрать.
Игра «Собери картинку»
Молодцы! Вот мы и узнали, из каких сказок эти картинки. - А теперь дети попробуйте догадаться кому принадлежат эти слова. Влезь ко мне в одно ушко … (корова, Сивка – Бурка) Не пей братец, козленочком станешь … (Аленушка) Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Машенька) Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная … (Морозко) Битый не битого везет … (лиса) Слышим, слышим не матушкин это голосок, наша матушка поет тоненьким голоском … (козлята)
- Ну вот, ребята! Наше мероприятие подошло к концу. Вы молодцы показали себя знатоками сказок. И я хочу вам вручить вот эти сердечки (из бумаги). Как символ наших сердец, в которых всегда будут жить сказки. Любите сказки и тогда все у вас будет хорошо на этом наше наша викторина закончилась.
Используемая литература
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва Мозаика – Синтез 2010 2. Русские народные сказки Москва Мозаика – Синтез 2012 3. Сказки А.С. Пушкина 4. Сказки К. Чуковского

Сценарий литературной викторины для детей 6 - 7 лет. "Сказки любим, сказки знаем".


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию сценарий литературной викторины "Сказки любим, сказки знаем", которая развивает способность самостоятельно оценивать произведения искусства, вызывает желание эмоционально воспринимать содержание художественного произведения, умение узнавать и называть знакомые сказки. Материал будет полезен для педагогов детского сада, педагогов дополнительного образования, родителей.
Цель: Развитие основ эстетического вкуса детей, умение узнавать и называть знакомые сказки
Задачи:
- развивать эстетический вкус детей;
- развивать самостоятельность в оценке произведения искусства;
- формировать понятия "авторская сказка", "русская народная сказка";
- вызывать желание эмоционально воспринимать художественные произведения;
- умение узнавать, называть сказки;
- развивать детское творчество, воображение.
Материал: костюм Сказочницы, медали (фишки) с изображением картинок к сказкам, призы
Предварительная работа: Рассказывание, чтение, разыгрывание сказок авторских и русских народных. Просмотр мультипликационных фильмов по мотивам сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.

Ход викторины:

В зал в русском костюме входит Сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, ребятки, девчонки и мальчишки! Меня зовут Сказочница. Скажите, вы сказки любите?
Дети: Любим!
Сказочница: Сегодня мы с Вами будем соревноваться - кто лучше сказки знает. За каждый правильный ответ игрок получит медаль с картинкой к сказке. Победитель будет тот, кто больше медалей в конце игры наберет. Ребята, подскажите, пожалуйста, как сказки называются, которые народ сочиняет?
Дети: Народные сказки.


Задание 1. "Волшебные предметы".
Сказочница: Молодцы, ребята, правильно! В сказках народ воплощал свои мечты, а некоторые мечты даже явью стали. Первое задание такое: нужно назвать волшебные предметы, о которых в русских сказках говориться, и то, что эти предметы сегодня может заменить.
Дети: волшебное зеркальце - телевизор, ковер - самолет - вертолет, самолет, дудочка волшебная - магнитофон, чудесные лапоточки, сапоги - скороходы - машина, автобус, поезд.
Дети, которые правильно дали ответы получают медали


Задание 2. "В какой сказке это было"
Сказочница: А теперь проверим, насколько хорошо знаете вы русские народные сказки.
Назовите, пожалуйста, сказку, в которой старик у волшебной сумы помощи просил?
Дети: Сказка "Сума, дай ума": из волшебной сумы два молодца с дубинками выскакивали и обидчиков наказывали.
Сказочница: В какой сказке был предмет волшебный, стоит перекинуть его с места на место - появлялись двенадцать молодцев и за одну ночь выполняли все, что приказывали им?
Дети: Сказка "Волшебное кольцо" - перекидывать кольцо надо было с одной руки на другую.
Сказочница: Как называется сказка, в которой воробей - младший брат Ивана, подарил ему одежду волшебную: "Эту одежду пуля не берет, коли наденешь ее, никто тебя не осилит"?
Дети: "Чудесная рубашка" - русская народная сказка.
Сказочница: Умнички, ребята, молодцы! Предлагаю вам отдохнуть и поиграть!
Игра "Тише едешь - дальше будешь".
Водящего выбирают считалкой:
У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царевне подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!
Водящий стоит спиной на противоположной от детей стороне зала и говорит: "Тише едешь - дальше будешь!", а дети стараются подойти к нему как можно ближе. Водящий произносит слово "вон!", поворачивается к детям лицом - дети замирают. Кто к водящему приблизится первым, дотронется до него, тот водящим становится.


Задание 3. "Герои сказок".
Сказочница: Теперь давайте проверим, хорошо знаете ли вы героев русских народных сказок. У Иванушки была сестра, как ее зовут?
Дети: Аленушка
Сказочница: Как зовут внучку Деда Мороза?
Дети: Снегурочка
Сказочница: Молодцы! Двух братьев - Морозов?
Дети: Красный Нос и Синий Нос
Сказочница: Какие имена у сестер Хаврошечки?
Дети: Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.
Сказочница: Какое имя у младшего брата - дурака, который поймал щуку?
Дети: Емеля
Дети, которые дали верные ответы, получают медали.


Задание 4. "Угощения".
Сказочница: Наша викторина продолжается. Новое задание называется "Угощения". Назовите сказку, в которой была "молочная река - кисельные берега"?
Дети: "Гуси - лебеди"
Сказочница: Чем угощала Журавля Лиса?
Дети: Кашей
Сказочница: А чем потчевал Лису Журавль?
Дети: Окрошкой
Сказочница: Солдат кашу варил из чего?
Дети: Из топора
Сказочница: Мужик как гусей разделил?
Дети: Царю отдал голову, задок - барыне, ножки - сыновьям, крылья - дочерям, а себе взял туловище

Хоровод или русская народная игра (на выбор педагога).


Задание 5. "Ехали, ехали".
Сказочница: Теперь нужно отгадать, кто на чем или на ком передвигался, назвать сказку. Как девочка Маша передвигалась, сидя в коробе и приговаривая:"Не садись на пенек, не ешь пирожок"?
Дети: Маша в коробе сидела, а короб нес медведь. Сказка называется "Маша и медведь".
Сказочница: Лисичка - сестричка, которая приговаривала: "Битый небитого везет", как ехала?
Дети: Волк лису вез. "Лисичка - сестричка и серый волк".
Сказочница: Кто на крылья нес мальчика?
Дети: Мальчика несли на крыльях гуси - лебеди. Сказка называется "Гуси - лебеди".
Дети, которые дали правильные ответы, награждаются медалями.


Задание 6. "Слова из сказки".
Сказочница: Теперь задание такое - отгадайте в какой сказке слова: "Ложись спать - утро вечера мудренее".
Дети: Сказка "Царевна - лягушка".
Сказочница: "Козлятушки - ребятушки, отопритеся, отворитеся".
Дети: Сказка "Волк и семеро козлят".
Сказочница: Такие слова: "Ловись, рыбка, мала и велика"
Дети: Сказка "Лисичка - сестричка и серый волк".
Сказочница: "Высоко сижу, далеко гляжу. Не садись на пенек, не ешь пирожок".
Дети: Сказка "Маша и медведь".
Дети, которые дали правильные ответы, награждаются медалями.
Сказочница: Вот и подошла к концу наша викторина. Вы ребята молодцы, вижу, что сказки знаете, сказки любите! А сейчас мы подведем итоги, и я приготовила для вас подарки!
Подведение итогов, награждение

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

Цели:
- активизировать детское чтение;
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки». Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок». Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный». Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Литературная викторина

«Путешествие по сказкам»

Воспитатель: Епишева.О.В.

Методическая разработка. Подготовительная группа.

«Викторина по русским народным сказкам»

Задачи:

Учить детей описывать внешний вид персонажей, правильно строить предложения.

Упражнять в образовании однокоренных слов, развивать умение сравнивать и делать умозаключение.

Совершенствовать внятное правильное произношение звуков и слов.

Закреплять знания о знакомых сказках.

Развивать память, мышление, воображение, доброжелательность, интерес и любовь к сказкам.

Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

Оборудование: жетоны; картинки-сюжеты сказок, разрезанные на части; сундучок; полоски бумаги с фразами: «Сестрица Аленушка и братец Никитушка», «Иван - царевич и черный волк», «Перышко Финиста - Ясна - филина», «По собачьему веленью», «Дарьюшкина избушка», «Сивка - будка», «Плавучий корабль», «Волк и 7 тигрят»; 2 комплекта карточек с цифрами от 1 до 9.

Ход викторины.

Воспитатель:

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

А почему они волшебные? Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои. Вы помните таких? Как их зовут?

Дети: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший; происходят чудеса - лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят…

Воспитатель: Сейчас вы станете участниками викторины по сказкам между командами. Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Верный ответ - команда получает жетон. Итак, начнем!

Конкурс 1. «Хорошо ли вы знаете сказки».

Воспитатель:

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей.

Дети: Царевна-лягушка.

Воспитатель:

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

Дети: Волк и 7 козлят.

Воспитатель:

На окошке он студился,

Взял потом и укатился

На съедение лисе.

Дети: Колобок.

Воспитатель:

Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы.

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

Дети: «Гуси-лебеди».

Воспитатель:

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался.

Дети: «Сивка-бурка».

Воспитатель:

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

Дети: Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Воспитатель:

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

Дети: Заюшкина избушка.

Воспитатель:

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Дети: Кот, петух и лиса.

Воспитатель:

Вымолвил словечко -

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней?

Дети: По щучьему велению.

Воспитатель: Здорово у вас получилось! Только в сказке транспортным средством передвижения станет русская печь или ступа с помелом. Только в сказке происходят самые невероятные чудеса, когда звери и птицы разговаривают человеческими голосами и т.д.. И сейчас мы это докажем.

Конкурс 2. «Разминка».

Воспитатель: Описать внешний вид персонажа кратко, дать характеристику, ответив на вопрос «Какой он (она)?».

  1. Что ел медведь, когда садился на пенек? (Пирожок)
  2. Назовите имя курицы, которая снесла золотое яйцо? (Ряба)
  3. Что выпил мальчик, превратившегося в козленочка? (Воду из копытца)
  4. Кто съел Колобка? (Лиса)
  5. Самая страшная старушка русских народных сказок? (Баба -Яга) - коварная злодейка.
  6. Как звали девочку, которая пришла в избушку к медведям? (Маша)
  7. Назовите близких родственников Колобка, Мальчика-спальчика, Снегурочки. (Дед и Баба).
  8. Кто украл Иванушку у Аленушки? (Гуси-лебеди).

Конкурс 3. «Собери картину» - сюжет из сказки из частей. (Используются разрезанные картинки, лежащие в конвертах).

Конкурс 4. « Игра-хоровод» .

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!

Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте! (Дети встают в круг, идут хороводом, произнося слова.)

Дети: Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» (Хоровод останавливается, дать правильные названия сказок, воспитатель читает на полосках бумаги из сундучка.)

Воспитатель:

  1. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
  2. «Иван-царевич и черный волк»
  3. «Перышко Финиста - ясна-филина»
  4. «По собачьему веленью»
  5. «Дарьюшкина избушка»
  6. «Сивка-будка»
  7. «Плавучий корабль»
  8. «Волк и 7 тигрят»
  9. «Пашенька и медведь»
  10. «Царевна-индюшка»


Конкурс 5. « Математическое задание ».

Воспитатель: Сосчитай героев в русской народной сказке и выбери нужную цифру. Проверим вашу память. “Репка”?

Дети: 6.

Воспитатель:

“Машенька и медведь”

Дети: 4

Воспитатель:

Волк и 7 козлят

Дети: 9 (10)

Воспитатель:

“Колобок”

Дети: 7

Воспитатель:

“Курочка Ряба”

Дети: 4

Воспитатель:

Дети: 6.

Конкурс 6. «Измени концовку сказки».

Воспитатель: Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса? (Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Слушается несколько вариантов, предложенных детьми).

Воспитатель: А теперь последнее задание. Послушайте стихотворение и помогите мне найти в нем слова, противопо-ложные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу —

Ну, отвечай... (конец).

Не нужны были подсказки,

Угадали вы все сказки.

Создали их мудрецы,

А вы все вместе... (Молодцы!)

Воспитатель:

Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора.

Мы жюри попросим все

Подвести итог игре.

Подводятся итоги игры, подсчитываются жетоны команд. Награждаются все участники викторины.

Литературная викторина для детей подготовительной группы « По сказкам А.С. Пушкина» Цель викторины –Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. Пушкина. Задачи: 1. Закрепить знания сказок А. С. Пушкина. 2. Расширить кругозор воспитанников. 3. Развивать внимание, память, речь и мышление. 4. Показать ценность совместной работы между группами. 5. Формировать навыки работать в команде. Предварительная работа: 1. Рассказать о поэте А. С. Пушкине. 2. Чтение сказок Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» ; эпилог сказки «Руслан и Людмила»; «Сказка о золотом петушке»; « Сказка о попе и его работнике Балде». 3. Просмотр мультфильмов 4. Рассматривание иллюстрации к сказкам. 5.Прослушивание музыкальных произведений с музыкальным работником. 6. Изо деятельность по сказкам. Оборудование. Портреты писателей и поэтов, 2. Мольберта, иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина (пазл) , «Чудесный мешочек» с вещами: зеркало, яблоко, рыба, веревка, белочка, петушок, 10 рыбок пластмассовых + 4 обруча, 2 платка, магнитофон. Ведущий. Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца. В нашей жизни вечно будут. Этих сказок голоса. Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало, Но все Пушкинские – это. Наше вечное начало! Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то золотая рыбка исполняет желания, то царевна превращается в лебедя - все это очень интересно. Сегодня мы вспомним любимые всеми сказки А. С. Пушкина. Итак, мы начинаем нашу викторину. Давайте разделимся на 2 команды: золотые петушки и золотые рыбки. За каждый правильный ответ команда получает фишки. В конце конкурсов подсчитаем полученные фишки и определим победителей. Итак… начнём… . 1 конкурс « Найди портрет поэта» Среди портретов писателей и поэтов найти портрет Пушкина. 2 конкурс «Из какой сказки отрывок? » 1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди) . 2. «Ах, ты мерзкое стекло, Это врешь ты мне назло».(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) 3. «Год, другой проходит мирно; Петушок сидит все смирно».(«Сказка о золотом петушке».) 4. «На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто».(«Сказка о рыбаке и рыбке») 5.А Балда приговаривал с укоризной: „Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной“. («Сказка о попе и его работнике Балде») 6. «Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит». («Поэма «Руслан и Людмила».) 3 конкурс «Закончите строки» 1.Ветер весело шумит, Судно весело… (бежит) 2.Мимо острова Буяна В царство славного… (Салтана) 3. Жил старик со своею старухой У самого синего (моря) 4. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь; Не мышонка, не лягушку, а неведома … .(зверюшку) 5. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи (кругом) 6. Белка песенки поет, да орешки все (грызет) 7. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник) 8. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло) 9. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка) 10. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок) Музыкальная пауза. Пока играет мелодия, вы должны вспомнить и изобразить героя из любой сказки, мелодия закончится, вы должны замереть, а я попробую угадать, какого героя вы изобразили. 4 конкурс «Собери картинку» Условия игры: каждая команда должна собрать разрезанную картинку с иллюстрацией из сказки А. С. Пушкина (по типу мозаики). Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет ее название. 5 конкурс « Вопрос- ответ» 1. Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года) . 2. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочёт.) 3. В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем (Поварихой.) 4.Сколько раз закидывал старик? (3) 5. С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря? (С зайкой) 6.К кому обращался за помощью Царевич Елисей с просьбой помочь найти царевну. И кто ему помог?(Солнцу, месяцу, ветру, помог ветер) 7. Князь Гвидон в сказке 3 раза превращался в насекомых. Назовите их? (В комара, муху, шмеля. «Сказка о царе Салтане») . 8. Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце.) Игра «Невод» Двум игрокам из команды нужно будет перенести рыбку с помощью платка из одного водоема в другой, затем передать платок другим двум игрокам. Чья команда быстрее поможет рыбкам оказаться в чистом водоеме. 6 конкурс « Волшебный ящик» В коробке лежат предметы (орех, белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку) . 7 конкурс « Пантомима» Дети по одному показывают пантомиму к строкам из сказок, остальные отгадывают. 1. Старик тянет невод из моря. 2. Белка грызет орешки. 3. Гвидон стреляет из лука. 4.Петушок хлопает крыльями. -Ну, вот мы и побывали в стране сказок А. С. Пушкина. Что объединяет все сказки А. С. Пушкина? (Волшебные превращения, чудеса, красивые царевны, добро побеждает зло… Подведение итогов. Выставка рисунков в группе по сказкам Пушкина.