Открытое занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе. Рисование на тему «Сорока оглянулась»

Занятие по ИЗО для детей 6-7 лет

Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации для дошкольников "Овечка" с пошаговыми фотографиями.

Марина Николаевна Ракутина, педагог дополнительного образования.
Место работы: МБОУ ДОД "Уинская ДШИ".
Описание работы: предлагаю вашему вниманию конспект занятия по рисованию для детей 5-7 лет. Данное занятие рассчитано на 35-40 минут и позволяет детям познакомиться с такими понятиями как "фон", "аппликация", "нетрадиционные техники рисования".
Цель: научить детей создавать выразительный образ овечки работая в новой технике аппликации и рисунок.
Задачи:
- научиться создавать фон для аппликации с помощью акварельных красок;
- закрепить умение рисовать плоскостью и кончиком кисти;
- закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать все части на листе бумаги;
- развивать глазомер, развивать зрительный контроль действия рук;
- развивать пространственное мышление и воображение;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Методы обучения: объяснение, беседа, загадки, вопросы, указания, работа с образцами, подведение итога.
Материалы и оборудование: по количеству учащихся – альбом для рисования, кисть среднего размера, баночки с водой, акварель, салфетки, клеенка для стола, ножницы, клей-карандаш, шаблоны и кусочки газеты.
Зрительный ряд: презентация, образцы работ, выполненные педагогом.

Ход занятия

I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Прежде чем мы начнем рисовать, предлагаю вам послушать стихотворение - загадку, и отгадать, о ком в нем говорится.
Среди березок стройных - зеленая опушка.
В густой траве пасутся кудряшки - завитушки.
У них крутые рожки и бархатные ушки.
Между собой бодаются кудряшки - завитушки.
Играют в догонялки, копытцем мнут ромашки.
И белые и черные веселые кудряшки.
(Барашки, овечки)
Сегодня на занятии мы будем изображать овечку или барашка, с помощью акварельных красок и аппликации из бумаги.
II. Основная часть.
- Ребята, как вы думаете, почему у нас в загадке барашка и овечку назвали кудряшками – завитушками? (Ответы детей).
Конечно, потому что у них кудрявая, кучерявая шерстка.
- Это домашние или дикие животные? (Ответы детей)
- Правильно, овца – домашнее животное. Шерсть у овцы густая, кудрявая, колечками, бывает белого, серого, черного цвета. У барана большие выгнутые вниз рога. Ноги короткие. На пастбище они переходят с места на место, поедая траву. Если на них нападает хищник, они бьют его своими рогами, овцы не защищаются, а убегают. Овца питается травой, молодыми листьями. Зимой ее кормят сеном, мягкой соломой, а в воду добавляют немного соли. Живет овца зимой в теплом хлеву. Овца – полезное человеку животное. Из ее шерсти делают прекрасные шерстяные ткани, валяную обувь, вяжут теплые шапки, варежки, носки.
Практическая часть:
Задание №1. Ребята, овечку мы сегодня будем вырезать из бумаги и наклеивать на альбомный лист. Но чтобы рисунок стал ярким и красочным нам с вами нужно подготовить фон. То есть нарисовать голубое небо и зеленую полянку, на которой будет пастись наша овечка.

А пока полянка подсыхает, давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Гром»
(Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения).
Перед нами луг широкий, (дети разводят руки в стороны)
А над нами лес высокий, (поднимают руки вверх)
Справа сосны, (опускают руки вниз, ставят их на пояс, выполняют поворот туловища вправо)
Слева ели, головами зашумели. (поворот туловища влево, покачивают головой)
Грянул гром, (хлопок в ладоши перед собой)
Побежали быстро в дом. (лёгкий бег на месте)

Задание 2. А теперь нам нужно вырезать овечку. Ребята, скажите, пожалуйста, из каких частей тела состоит ее изображение?(туловище, голова, уши, копыта).
Вырезайте, пожалуйста, аккуратно, ножницами пользуйтесь осторожно.


Вот так должно получиться



- Молодцы, с упражнением вы справились отлично! Теперь вам предстоит самостоятельно собрать овечку, приклеить ее на подготовленный фон. (вырезаем все детали, выкладываем изображение на листе и после наклеиваем)


- Ребята, а вы помните, что у овечки шерсть колечками? А какого цвета? (серый, черный, коричневый) Теперь я предлагаю вам взять кусочек газеты, свернуть его в трубочку и обмакнуть в выбранный цвет. После оставляем отпечатки на туловище, рисуем глаза, нос и копытца.



III. Подведение итогов.
- Ребята, у вас получились очень интересные работы. Давайте покажем их друг другу и поместим на выставку, у вас получилось очень красиво и все работы замечательные! Расскажите, что было трудно выполнять? Что легко?
- Вижу с заданием все справились отлично, молодцы! Спасибо за внимание! До новых встреч!
Уборка рабочего места

Т. С. Комарова Занятия по изобразительной

деятельности в в подготовительной к школе группе детского

сада. Конспекты занятий

©Комарова Т.С., 2011

©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного исполь- зования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru )

Предисловие

В книгу включены программа по изобразительной деятельности и конспекты занятий с детьми 6–7 лет по рисованию, лепке и аппликации, расположенные в том порядке, в кото- ром их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок. Иногда жизнь требует поменять последовательность, напри- мер, воспитатель вносит в тематику занятий изменения, продиктованные региональными особенностями, потребностью сократить разрыв между двумя взаимосвязанными по содер- жанию занятиями, необходимостью формирования формообразующего умения и т. п.

Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей 6–7 лет и основаны на следующих положениях.

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и взаимосвязана со всеми ее направле- ниями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, при- родой во всем ее многообразии; с разными видами искусства – как классического, совре- менного, так и народного, включая литературу и др., а также с разнообразными видами деятельности детей.

Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с разнообразными играми. Разносторонняя связь с игрой повышает интерес детей как к изобразительной деятельности, так и к игре. Необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и предметов для игр («кра- сивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использо- вание игровых методов и приемов; применение игровых, сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей», «расписать крылья бабочки – ее украшения с крылышек смыло дождем» и т. п.) во всех видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Следует предо- ставлять детям возможность изображать, как они играли в разнообразные сюжетно-ролевые и подвижные игры.

Для обогащения образных представлений, развития эстетического восприятия и вооб- ражения, успешного овладения детьми изобразительной деятельностью важна взаимосвязь занятий с дидактическими играми. Подробнее об этом можно узнать из книги «Преем- ственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе» 1 , в которой также представлены конспекты занятий по созданию с детьми дидакти- ческих игр, которые могут быть использованы педагогами при работе в старшей и подгото- вительной группах.

Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс ребят, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов, формата бумаги для рисунков, аппликаций, соответствующего величине и пропорциям изображаемых предметов цвета бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.

Важное значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятия, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважитель- ном отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использо-

1 Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. – М., 2005.

ванием их в оформление групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у ребят положительного, доброжелательного отношения друг к другу и т. п.

В основе развития любых способностей дошкольников лежит опыт непосредствен- ного познания предметов и явлений, сенсорное воспитание. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей пооче- редные движения кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук, сенсомотор- ный опыт закреплялся и на основе его ребенок впоследствии мог самостоятельно создавать изображения различных предметов и явлений. Этот опыт следует постоянно обогащать, раз- вивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо разви- вать у них формообразующие движения, движения рук, направленные на создание изобра- жений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных, во всех видах деятельности (рисовании, лепке и аппликации). Это позволит детям изображать раз- нообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формооб- разующими движениями во второй младшей, а затем в средней группе, тем легче и свободнее он будет в старших группах создавать изображения любых предметов, проявляя творчество. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имею- щихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свой- ства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, раз- маху, длительности), поэтому мы будем рассматривать каждый вид изобразительной дея- тельности, включенной в педагогический процесс, отдельно.

Если в предыдущих группах обучение изобразительной деятельности осуществлялось систематически и последовательно, то в подготовительной к школе группе дети овладевают обобщенными способами изображения. Это позволяет им изображать самые разные пред- меты, что способствует свободе выбора темы рисунка, лепки, аппликации; свободе творче- ского решения.

Важно помнить, что все виды изобразительной деятельности должны быть взаимо- связаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т. п. Создание изображений в рисова- нии, лепке, аппликации и формирование творчества основывается на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости и др.), которые, в свою очередь, развиваются в этих видах деятельности.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать ребят вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя их опыт, что похожее они уже рисовали, лепили, как это делали; вызывать ребенка для показа, как можно изобразить тот или иной предмет.

Особое значение в подготовительной группе приобретает рассматривание и оценка созданных детьми изображений. Опыт детей 6–7 лет в изобразительной деятельности, рас- сматривании созданных ими рисунков, лепки, аппликаций, как индивидуальных, так и кол- лективных, дает им возможность создавать самые разные картины, скульптурные изоб- ражения, аппликации, используя усвоенные навыки, знания и умения, а также осознанно оценивать получившиеся изображения. Постепенно от общей оценки «нравится», «красиво» следует подводить детей к выделению тех качеств изображения, которые составляют его

красоту, вызывают чувство удовольствия. Для этого необходимо обращать внимание детей на то, как выглядит изображение: какова форма, величина, расположение частей, как пере- даны характерные детали. При рассматривании сюжетного изображения следует обратить внимание детей на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответ- ствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как расположены на листе бумаги, под- ставке (в лепке), как передано соотношение предметов по величине (в композиции) и т. п. Задавая вопросы, педагог активизирует детей, направляет их внимание на качество изобра- жения, его выразительность. Оценкой детских работ должно завершаться каждое занятие. Если на оценку не осталось времени, можно внимательно рассмотреть с детьми и оценить работы во вторую половину дня. Целесообразно дополнить оценку, данную работе детьми, подчеркнуть что-то, выделить, подвести итог занятия.

Предложенные в данном пособии занятия продуманы таким образом, чтобы не вызы- вать перегрузки детей, их продолжительность соответствует требованиям СаНПина. В под- готовительной к школе группе проводится 3 занятия по изобразительной деятельности в неделю – 12 занятий в месяц. В месяцах, содержащих 31 день, число занятий может увели- чиваться на 1–2. В этом случае воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия лучше провести в качестве дополнительных. Если конспектов, представленных в книге, недоста- точно, можно воспользоваться конспектами занятий, предлагаемыми в книге Т. С. Комаро- вой «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

Конспекты занятий включают: программное содержание, методику проведения, мате- риалы, связь с другими образовательными областями и видами деятельности.

Конспекты некоторых занятий разработаны более подробно (это касается сложных тем); педагоги могут рассматривать их как образцы открытых занятий, мастер-классов. В некоторых конспектах развернуто дана связь конкретного занятия с различными образо- вательными областями, чтобы продемонстрировать, что связь осуществляется достаточно широко и охватывает всю воспитательно-образовательную работу с детьми, обеспечивая глубокую всестороннюю интеграцию. Подробное описание каждого занятия не представля- ется необходимым, так как это может ограничить творчество педагогов.

В начале (сентябрь, первая половина октября) и в конце года (май) можно провести диагностическое занятие с целью определения уровня развития творчества детей (описание методики проведения такого занятия и обработки его результатов см. в книге Т. С. Комаровой

«Изобразительная деятельность в детском саду», стр. 174–187).

Надеемся, что книга будет полезна педагогам дошкольных учреждений, групп допол- нительного образования, руководителям кружков, студий и не только поможет им грамотно спланировать работу по изобразительной деятельности, но и будет способствовать развитию творчества самих педагогов, ведь все занятия надо осмысливать, основываясь на развитии детей конкретной группы, что-то менять, дополнять.

Значение изобразительной деятельности для подготовки детей к школе

Изобразительная деятельность в подготовительной группе имеет особое значение для подготовки детей к школе, осуществляющейся по всем направлениям: всестороннему вос- питанию и образованию детей, психологической и предметной подготовке.

Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют решению ряда задач подго- товки детей к школе. Специалисты выделяют несколько направлений, по которым осуществ- ляется подготовка детей к школе: всестороннее развитие личности ребенка, его психологи- ческая и специальная подготовка. Как подчеркивал известный психолог А.В. Запорожец, основу подготовленности к школе составляет всестороннее развитие ребенка (умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое), осуществляемое в детском саду. Пси- хологическая подготовка заключается в том, что в детском саду детей учат заниматься, под- чиняя свои действия задачам занятия; формируют умение целенаправленно действовать, слушать воспитателя, выполнять поставленные задачи, готовиться к занятию в соответствии с поставленными задачами, общаться друг с другом и со взрослыми.

Исследования психологов показывают, что большое значение для овладения деятель- ностью учения – и не только в начальной, но и в средней школе, даже в старших классах – имеет сформированность у детей образных представлений, которые наиболее успешно фор- мируются в процессе изобразительной деятельности и конструирования. Ученые советуют учителям начальных классов, в случае если у ребенка не сформированы образные представ- ления, давать ему задания на дом: что-то нарисовать, построить из конструктора; при опре- делении заданий следует руководствоваться «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе худо- жественно-творческой деятельности формируются предпосылки учебной деятельности, заключающиеся в введении детей в ситуации овладения началами учебной деятельности. По концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова учебная деятельность включает четыре ком- понента.

Учебная задача, умение понять ее, принять и выполнить (во всех видах художествен- ной деятельности: в музыкальной – пропеть музыкальную фразу, песню, прохлопать рит- мический рисунок, воспроизвести движение танца, исполнить мелодию на музыкальных инструментах и т. п.; в изобразительной – создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления и т. д.).

Овладение способами решения учебной задачи в художественных деятельностях – усвоение средств и способов создания образа. Способы создания образа предмета и явления специфичны для каждого вида художественной деятельности, но без овладения ими ребе- нок оказывается бессильным в передаче впечатлений от окружающего мира и возникших у него на этой основе замыслов. Это вызывает отрицательные эмоции, ребенок теряет инте- рес к художественной деятельности и отказывается ею заниматься. Овладение способами деятельности происходит в процессе обучения под руководством взрослого.

Формирование действий контроля. Создавая образ предмета или явления в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их. Исследова- ние Т.Н. Дороновой позволило определить, что в процессе обучения изобразительной дея- тельности в подготовительной группе детского сада можно сформировать у детей действия контроля трех видов: контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия), контроль по результату и контроль предвосхищающий (на основе создания образа

будущего изображения). Последний – наиболее трудный вид контроля. Исследование пока- зало, что сформировать действия контроля можно постепенно, вначале показывая детям, как осуществить их, а затем лишь обращая внимание на необходимость контролировать про- цесс изображения, подводя их к самостоятельному использованию действий контроля. При- менение этих действий не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности, способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно-выразительного решения, повышению качества изображения в целом. Это вызы- вает у детей чувство удовлетворения, повышает интерес к деятельности, стремление выпол- нить работу как можно лучше. Вместе с тем они приобретают необходимые для обучения в школе умения.

Формирование действий оценки. В процессе обучения той или иной художественной деятельности у ребенка формируется потребность в оценке созданного образа (изображе- ния). Сначала такую оценку он слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной зада- чей, индивидуальными особенностями ребенка, спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке работы (его собственной и работ сверстников) следует привлекать и ребенка. Так он будет овладевать действиями оценки. Оценивая свою работу в процессе ее создания и по завершении, ребенок может ее усовершенствовать: уточнить, дополнить созданный образ, подчеркнуть его отдельные стороны. Овладение действиями оценки необ- ходимо прежде всего для совершенствования художественной деятельности через испыта- ние ребенком удовольствия от созданного им «получившегося» изображения, формирова- ние положительного эмоционального отношения к деятельности. Вместе с тем формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как дей- ствия оценки.

Предметная подготовка детей к школе, осуществляемая в процессе изобразительной деятельности, заключается в том, что они овладевают разнообразными художественно-твор- ческими деятельностями (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой), приоб- ретая знания о произведениях изобразительного, музыкального искусства, литературы, и таким образом подготавливаются и психологически, и содержательно к овладению в началь- ной школе учебными предметами (музыка, изобразительное искусство, чтение, в том числе и внеклассное, природоведение и др.). Наблюдения показали, что дети, поступившие в школу из детского сада № 1350, где нами осуществлялась работа по преемственности, чувство- вали себя увереннее по сравнению с другими ребятами, уроки изобразительного искусства доставляли им удовольствие. Они всегда лучше других справлялись с любым заданием, сво- бодно решали творческие задачи. Кроме того, дети приобрели знания, умения, навыки, поз- воляющие им активно включаться в общую жизнь класса, школы (подготовка разнообразных фотомонтажей, классных газет, альманахов, выставок; участие в художественной самодея- тельности, подготовке классных и школьных праздников, вечеров досуга). В процессе заня- тий рисованием, лепкой, аппликацией у детей развивается мелкая мускулатура рук, коор- динация движений руки и глаза, ручная умелость; это облегчает в дальнейшем овладение письмом в школе.

В процессе изобразительной деятельности в детском саду осуществляется всесторон- нее воспитание и психологическая подготовка детей к школе. Но особое значение имеет эта деятельность для эстетического воспитания. Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведе- ниях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. Это особенно ценно, так как в своих рисунках дети передают харак- терные особенности окружающей их предметной, социальной и природной среды. В этом

состоит информационная функция детского творчества и его продуктов, которые рассмат- риваются как своеобразные документы эпохи.

В процессе изобразительной деятельности при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления у детей закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная куль- тура человека. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий. Но для того, чтобы это стало возможным, необходимо совершенствовать все средства эстетического воспитания, в том числе и изоб- разительной деятельности, интерес к которой возникает в раннем возрасте, проходит через все дошкольное детство и часто продолжает развиваться и углубляться в последующие годы. Следует помнить, что решение задач всестороннего воспитания и развития детей в процессе изобразительной деятельности происходит не само по себе, стихийно, а при усло- вии, что педагог будет постоянно помнить об этом и направлять свою деятельность на их

решение.

Учитывая большое значение изобразительной деятельности во всестороннем воспита- нии и развитии детей, очень важно не только включать все виды этой деятельности (рисо- вание, лепка, аппликация, изобразительное искусство) в содержание образования, но и осу- ществлять преемственность всех этапов обучения.

К концу обучения в подготовительной группе у детей должно сформироваться эстети- ческое восприятие. Они должны видеть и понимать красоту окружающей жизни, произведе- ний изобразительного и декоративно-прикладного искусства. У дошкольников должно быть сформировано умение контролировать свои действия, добиваться улучшения изображения, оценивать и аргументировать оценку своих работ и работ других детей в соответствии с задачей изображения; умение задумывать интересное и разнообразное содержание своего рисунка, лепки и аппликации, дополнять изображение деталями, добиваясь выразительной передачи образа предметов и явлений.

Дети должны овладеть разнообразными формообразующими движениями, позволя- ющими рисовать, лепить и вырезывать различные предметы, составлять изображение по частям и слитно (в рисунке – слитной линией контура, в лепке – из целого куска, в аппли- кации – силуэтно).

У детей должно быть развито чувство цвета, сформировано умение создавать изоб- ражения и декоративные композиции, по-разному решая их в цвете: разноцветные, в опре- деленной цветовой гамме. Они должны уметь использовать разные изобразительные мате- риалы и их сочетания, разнообразные способы рисования, лепки, аппликации; владеть доступными средствами выразительности (в рисунке – линии разного характера, различные штрихи, цветовые пятна; в аппликации – вырезывание по частям, силуэтное; в лепке – пере- дача пропорций, поз, движений фигур).

Программа по изобразительной деятельности

Формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Обога- щать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету.

Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументированно и развернуто оценивать свои работы и работы сверстников, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей.

Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

Воспитывать самостоятельность; развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выра- зительные средства.

Совершенствовать умение рисовать с натуры; развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета. Совер- шенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, про- порции, цвет, композицию.

Продолжать развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действо- вать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину.

Формировать умение замечать недостатки своих работ и исправлять их; вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

Рисование

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновре- менно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Пред- лагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Направлять внимание детей на новые способы работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разные способы создания фона для изоб- ражаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью – до создания основного изображе- ния; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как вначале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, упражнять в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и гори- зонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, круп- ных форм, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Развивать умение видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плав- ности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на каран- даш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; учить создавать цвета и оттенки.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, включающих два оттенка (желто- зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т. п.). Обращать их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста поми- доры зеленые, а созревшие – красные). Учить замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое – в пасмурный). Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.

Закреплять умение детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке; разви- вать восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явле- ний (нежно-зеленые, только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчи- ков и их темно-зеленые листья и т. п.).

Сюжетное рисование. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа – передний план или дальше от него – задний план); переда- вать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Формировать умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Про- должать формировать умение передавать в рисунках как сюжеты народных сказок, так и

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Формировать умение выде- лять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах пред- метов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цве- товую гамму.

Лепка

Развивать творчество детей. Формировать умение свободно использовать для созда- ния образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы дви- жениями пальцев и стекой.

Продолжать формировать умение передавать характерные движения человека и живот- ных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику – коллективная композиция).

Развивать умение создавать скульптурные группы из 2–3 фигур, чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная лепка. Продолжать развивать навыки декоративной лепки; учить использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учить при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой. Совершенствовать умение создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

Аппликация

Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

Развивать умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства.

Закреплять приемы вырезывания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.

При создании образов поощрять применение разных приемов вырезывания, обрыва- ния бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, созда- вая иллюзию передачи объема); учить мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции. Поощрять проявления творчества.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Лето»

Программное содержание. Учить детей отражать свои впечатления о лете (передавать содержание песни) в рисунке, располагая изображения на широкой полосе: выше, ниже по листу (ближе, дальше). Закреплять приемы работы кистью и красками, умение составлять нужные оттенки цвета на палитре, используя для смешивания белила и акварель. Учить рас- сказывать о том, что нарисовали.

Занятие 2. Лепка «Фрукты для игры в магазин»

Программное содержание. Учить детей передавать форму и характерные особенно- сти фруктов при лепке с натуры, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сгла- живание и др. Уточнить знание форм (шар, цилиндр). Учить сопоставлять изображение с натурой и оценивать его в соответствии с тем, как натура передана в лепке.

Занятие 3. Декоративное рисование на квадрате

Программное содержание. Закреплять умение детей оформлять декоративную ком- позицию на квадрате, используя цветы, листья, дуги. Упражнять в рисовании кистью раз- ными способами (концом, плашмя и т. д.). Учить использовать удачно сочетающиеся цвета, составлять на палитре оттенки цвета. Развивать эстетические чувства, воображение. Воспи- тывать инициативу, самостоятельность, активность.

Занятие 4. Лепка «Корзинка с грибами»

Программное содержание. Упражнять детей в передаче формы разных грибов с использованием приемов лепки пальцами. Закреплять умение лепить корзину. Уточнить зна- ние формы (диск). Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Вариант занятия. Лепка «Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин»

Программное содержание. Закреплять умение детей передавать форму, пропорции знакомых предметов, используя усвоенные ранее приемы лепки. Учить добиваться большей точности в передаче формы (углубление изгиба шляпки, утолщение ножки). Закреплять уме- ние создавать выразительную композицию (красиво размещать вылепленные предметы на подставке).

Занятие 5. Рисование «Кукла в национальном костюме»

Программное содержание. Закреплять умение детей рисовать фигуру человека, пере- давая строение, форму и пропорции частей. Учить изображать характерные особенности национальной одежды. Закреплять умение легко рисовать контур простым грифельным карандашом и закрашивать рисунок карандашами или красками. Поощрять стремление детей рисовать в свободное время.

Занятие 6. Рисование «Поезд, в котором мы ездили на дачу (за грибами, в другой город)»

Программное содержание. Закреплять умение рисовать поезд, передавая форму и пропорции вагонов. Продолжать закреплять навыки и умения в рисовании. Развивать про- странственные представления, умение продумывать расположение изображения на листе. Развивать воображение.

Занятие 7. Рисование «Золотая осень»

Программное содержание. Учить детей отражать в рисунке впечатления от золотой осени, передавать ее колорит. Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, исполь- зуя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно-серый, черный, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом и концом). Учить располагать изображение по всему листу: выше, ниже, правее, левее. Развивать творчество.

Занятие 8. Аппликация «Осенний ковер»

Программное содержание. Закреплять умение работать ножницами. Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое (цветы, листья). Развивать умение красиво подбирать цвета (оранжевый, красный, темно-красный, желтый, темно-жел- тый и др.). Развивать чувство цвета, композиции. Учить оценивать свою работу и работы других детей по цветовому и композиционному решению.

Занятие 9. Рисование «Придумай, чем может стать красивый осенний листок»

Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, воображение, творче- ство. Закреплять умение передавать сложную форму листа. Развивать ассоциативные связи. Упражнять в аккуратном красивом закрашивании. Формировать эстетический вкус.

Занятие 10. Рисование по замыслу «На чем люди ездят». («На чем бы ты хотел поехать»)

Программное содержание. Учить детей изображать различные виды транспорта, их форму, строение, пропорции (отношение частей по величине). Закреплять умение рисо- вать крупно, располагать изображение посередине листа, изображать легко контур простым карандашом (графитным) и закрашивать цветными. Развивать умение дополнять рисунок характерными деталями, доводить замысел до конца, оценивать свою работу.

Октябрь

Занятие 11. Рисование по желанию.

«Нарисуй свою любимую игрушку»

Программное содержание. Учить рисовать по памяти любимую игрушку, передавая отчетливо форму основных частей и характерные детали. Закреплять умение рисовать и закрашивать рисунок, красиво располагать изображение на листе. Учить оценивать свой рисунок в соответствии с замыслом. Развивать воображение, творчество.

Занятие 12. Рисование с натуры «Ветка рябины»

Программное содержание. Формировать умение передавать характерные особенно- сти натуры: форму частей, строение ветки и листа, их цвет. Закреплять умение красиво рас- полагать изображение на листе. Упражнять в рисовании акварелью. Закреплять разные при- емы рисования кистью (всем ворсом и концом). Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности изображения.

Вариант занятия. Рисование с натуры «Комнатное растение»

Программное содержание. Учить передавать в рисунке характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев), форму цветочного горшка. Формировать умение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их в рисунке, усиливая или ослабляя нажим на карандаш. Развивать мелкие движения руки (при изобра- жении мелких частей растения). Формировать умение регулировать рисовальное движение по силе; удачно располагать изображение на листе.

Занятие 13. Аппликация «Ваза с фруктами, ветками и цветами» (декоративная композиция)

Программное содержание. Закреплять умение детей вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной вдвое. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Учить красиво располагать изображение на листе, искать лучший вариант, подбирать изоб- ражения по цвету. Воспитывать художественный вкус.

Занятие 14. Лепка «Девочка играет в мяч»

Программное содержание. Закреплять умение лепить фигуру человека в движении (поднятые, вытянутые вперед руки и т. д.), передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. Закреплять умение располагать фигуру на подставке.

Вариант занятия. Лепка фигуры человека в движении

Программное содержание. Учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет и

пр.). Учить лепить фигуру из целого куска глины. Закреплять умение прочно устанавливать фигуру на подставке.

Занятие 15. Рисование «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере, по улице»

Программное содержание. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. Учить располагать изображения на листе в соответствии с содержанием рисунка. Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами.

Занятие 16. Лепка «Петушок с семьей» (по рассказу К. Д. Ушинского)

Программное содержание. Учить детей создавать коллективными усилиями неслож- ную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Доби- ваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Занятие 17. Рисование «Город (село) вечером»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке картину вечернего города, цветовой колорит: дома светлее ночного воздуха, в окнах горят разноцветные огни. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Учить оценивать выразитель- ное решение темы.

Занятие 18. Декоративное рисование «Завиток»

Программное содержание. Учить детей украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (типичным главным элементом росписи декоративных изделий). Учить использо- вать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, дуги, мелкие завитки). Развивать разнонаправленные движения, легкость поворота руки, плавность, слит- ность движений, пространственную ориентировку на листе (украшение ветки элементами слева и справа). Развивать чувство композиции. Продолжать учить анализировать рисунки.

Занятие 19. Рисование «Поздняя осень»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке пейзаж поздней осени, ее колорит (отсутствие ярких цветов в природе). Учить использовать для создания вырази- тельного рисунка разные материалы: гуашь, цветные восковые мелки, простой графитный карандаш. Формировать представление о нейтральных цветах (черный, белый, темно-серый, светло-серый), учить использовать эти цвета при создании картины поздней осени. Разви- вать эстетические чувства.

Занятие 20. Рисование по замыслу «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце»

Программное содержание. Учить детей отбирать из получаемых впечатлений наибо- лее интересные, развивать стремление отображать эти впечатления в рисунке. Закреплять умение рисовать карандашами, красками. Учить наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое до конца. Развивать воображение.

Занятие 21. Рисование «Мы идем на праздник с флагами и цветами»

Программное содержание. Учить выражать впечатления от праздника, рисовать фигуры детей в движении (ребенок идет, поднял руку с флагом и т. п.). Закреплять умение передавать пропорции человеческой фигуры. Продолжать учить рисовать контур основных частей простым карандашом и красиво закрашивать цветными карандашами. Учить переда- вать в рисунке праздничный колорит. Направлять внимание на поиск удачного расположе- ния фигур на листе. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции).

Вариант занятия (для детского сада в сельской местности). Рисование «Праздник урожая в нашем селе»

Программное содержание. Учить детей передавать праздничные впечатления: наряд- ные люди, украшенные дома, машины, везущие урожай. Закреплять умение располагать изображения на листе, передавать фигуру человека в движении.

Ноябрь

Занятие 22. Аппликация «Праздничный хоровод»

Программное содержание. Учить детей составлять из деталей аппликации изображе- ние человека, находить место своей работе среди других. Учить при наклеивании фигур на общий лист подбирать удачно сочетающиеся по цвету изображения. Развивать чувство ком- позиции, цвета.

Занятие 23. Аппликация «Рыбки в аквариуме»

Программное содержание. Учить детей вырезывать на глаз силуэты простых по форме предметов. Развивать координацию движений руки и глаза. Учить предварительно заготавливать отрезки бумаги нужной величины для вырезывания изображений. Приучать добиваться отчетливой формы. Развивать чувство композиции.

Занятие 24. Занятие «Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка „Серая Шейка“»

Программное содержание. Воспитывать интерес к созданию иллюстраций к литера- турному произведению. Формировать умение детей выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке. Учить создавать в рисунке образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега, птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; исполь- зования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать у детей интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Занятие 25. Лепка «Ребенок с котенком (с другим животным)»

Программное содержание. Учить детей изображать в лепке несложную сценку (ребе- нок играет с животным), передавая движения фигур человека и животного. Закреплять уме- ние передавать пропорции тела животного и человека. Упражнять в использовании основ- ных приемов лепки.

Занятие 26. Рисование «Как мы играем в детском саду». («Во что я люблю играть в детском саду»)

Программное содержание. Закреплять умение детей отражать в рисунках впечатле- ния от окружающей жизни, передавать простые движения фигуры человека, удачно распо- лагать фигуры на листе, рисовать крупно. Упражнять в создании контуров простым каран- дашом с последующим закрашиванием.

Занятие 27. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством, предлагать выделять характерные особенности городецкой росписи и созда- вать узоры по ее мотивам, передавая характерные особенности. Упражнять в смешивании красок для получения нужных оттенков.

Занятие 28. Лепка по замыслу

Программное содержание. Учить самостоятельно намечать содержание лепки; тща- тельно отделывать форму фигуры, детали, добиваясь выразительности задуманного, исполь- зуя известные способы лепки. Учить доводить начатое до конца, правильно оценивать свою работу и работу товарища. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество.

Вариант занятия. Лепка «Дымковские барышни»

Программное содержание. Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни), соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совер- шенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.

Занятие 29. Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи

Программное содержание. Продолжать знакомство с городецкой росписью. Про- должать формировать интерес к народному декоративно-прикладному искусству, отмечать яркие, жизнерадостные узоры. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи: колорите, составных элементах, композиции. Развивать умение создавать более сложные узоры по мотивам городецкой росписи. Закреплять технические приемы рисования гуашью, смешивания красок на палитре.

Занятие 30. Рисование «Наша любимая подвижная игра»

Программное содержание. Формировать умение отбирать из личного опыта инте- ресное содержание для рисунка, воплощать задуманное. Закреплять приемы создания изоб- ражения простым карандашом и оформления его в цвете. Упражнять детей в рисовании акварелью. Развивать чувство композиции. Учить выбирать при оценке работ наиболее инте- ресные, выразительные рисунки. Развивать воображение, творчество.

Декабрь

Занятие 31. Лепка «Птица» (по дымковской игрушке)

Программное содержание. Закреплять умение лепить из целого куска глины фигурки по мотивам народных игрушек, передавая их характер, используя разнообразные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.). Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 32. Декоративное рисование

Программное содержание. Закреплять умение детей расписывать вылепленную фигурку, передавая характер народной росписи, соблюдая форму элементов, колорит.

Занятие 33. Рисование «Волшебная птица»

Программное содержание. Развивать умение создавать сказочные образы. Закреплять навыки рисования цветными карандашами и закрашивания изображений (используя разно- образные штрихи, разный нажим на карандаш для передачи оттенков цвета). Развивать чув- ство композиции. Учить при анализе рисунков выбирать наиболее интересные, выразитель- ные работы и объяснять свой выбор.

Занятие 34. Лепка «Девочка и мальчик пляшут»

Программное содержание. Учить детей лепить фигуру в движении (по скульптуре). Закреплять умение передавать в лепке фигуру человека, форму частей тела, пропорции. Фор- мировать умение действовать, договариваясь о том, кто кого будет лепить.

Занятие 35. Рисование «Как мы танцуем на музыкальном занятии»

Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке различия в одежде девочек и мальчиков, движения фигур. Продолжать формировать умение рисовать контуры фигур простым карандашом и красиво закрашивать изображения.

Занятие 36. Аппликация «Вырежи и наклей любимую игрушку». (Коллективная композиция «Витрина магазина игрушек»)

Программное содержание. Закреплять умение вырезывать и наклеивать изображения знакомых предметов, соразмерять размер изображения с величиной листа (не слишком круп- ное или мелкое), красиво располагать изображения на листе. Воспитывать вкус при под- боре хорошо сочетающихся цветов бумаги для составления изображения. Совершенствовать координацию движений рук. Развивать воображение, творчество.

Занятие 37. Рисование «Сказка о царе Салтане»

Программное содержание. Воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина, стиму- лировать желание нарисовать иллюстрации к его сказке. Учить выбирать эпизоды сказки, передавать волшебный колорит.

Занятие 38. Лепка «Дед Мороз»

Программное содержание. Учить детей передавать в лепке образ Деда Мороза. Закреплять умение лепить полые формы (шуба Деда Мороза), передавать детали, используя различные приемы лепки: прищипывание, оттягивание, сглаживание поверхности.

Занятие 39. Аппликация на тему сказки «Царевна-лягушка»

Программное содержание. Формировать эстетический вкус, развивать воображение, творчество, образные представления. Учить задумывать содержание своей работы; отра- жать впечатления, полученные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам. Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями. Совершенствовать умение работать различ- ными материалами: мелками, фломастерами, красками, карандашами.

Занятие 40. Рисование «Зимний пейзаж»

Программное содержание. Учить передавать в рисунке образы знакомых песен, сти- хотворений; выбирать изобразительное содержание и отражать наиболее характерные осо- бенности. Закреплять приемы работы красками, умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования и здоровьесберегающих технологий «На морском дне» Программное содержание: Расширить представление детей о подводных обитателях и растениях, познакомить с нетрадиционной техникой изображения. Формировать навыки самостоятельного тонирования бумаги. Развивать фантазию и воображение. Научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей. Развивать зрительный контроль. Использовать здоровьесберегающие технологии, физминутка, пальчиковая игра, гимнастика для глаз, музыкотерапия. Материал: тонированная бумага, запись «шум моря», установка мультимедиа, краски разных цветов и оттенков, кисточки, овощи, нож, тарелки, фартуки, тазики с водой для мытья рук. Предварительная работа: беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций. Перед занятием дети тонируют бумагу по мокрому фону: волнистые широкие линии – голубая, зеленая и т.д., последняя внизу – желтая. Словарная работа: (актиния, коралл, акваланг, батискаф). Ход занятия. Воспитатель: Ребята, а вы были когда-нибудь в подводном царстве? (Дети отвечают.) А хотите попасть в мир волшебства и красоты, подводный мир растений и необычных обитателей? Тогда решайте, на чем можно опуститься на дно. (На подводной лодке, на батискафе, в акваланге, в водолазном костюме.) - Так как мы впервые опускаемся на дно морское, то, думаю лучше всего это сделать в подводной лодке. Но лодка у нас волшебная и не опустится на дно морское, если мы не отгадаем загадки о его обитателях. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног – Вот и весь я - … (осьминог). Как плывут они красиво – Очень быстро и игриво! Нам показывают спины, Из морской воды… (дельфины) Кто же в море, В каменной рубахе? В каменной рубахе, В море… (черепахи). Ловко мусор собирает, Дно морское очищает. (Краб.) Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг … (Морской конёк.) Воспитатель: Ну что ж, загадки вы отгадали, занимайте места в подводной лодке, мы отправляемся! (Дети садятся в импровизированную лодку.) Я буду исполнять роль вашего экскурсовода. Слышите музыку? Это звучит голос моря (слушают спокойную тихую музыку). Смотрите, какая красота (на слайдах) необычайные растения, подводные пещеры, необычной окраски рыбки, раковины, что-то похожее на звезды. Ой, ребята, (на экране актиния), что это такое? Дети высказывают предположение (на цветок не совсем похоже и на рыбу тоже). Мы сейчас откроем очень умную книгу – энциклопедию и прочитаем. Имя этой незнакомки – актиния. Запомним название и повторим его громко, тихо, шепотом. Далее воспитатель рассказывает и показывает это морское животное. Воспитатель: На экране появляются новые картины подводного мира. Как красиво! Волшебный подводный мир... Как в сказке. Ребята, ну раз мы с вами в сказке, то давайте попробуем превратиться в морских обитателей. Физкультминутка: (упражнения основываются на внешнем образе животных). Актиния – руки поднимаем вверх и плавно перемещаем вниз, вверх и дотрагиваемся до головы. Коралл – по воображению детей. Осьминог - наклон вперед, коснуться руками носка левой и правой ноги. Морская звезда – руки и ноги расставлены в сторону. Воспитатель. Ну что ж, наша подводная лодка продвигается дальше. Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница - акула, и необыкновенный морской конек, и похожий на инопланетянина осьминог... Ребята, посмотрите в бинокль (дети делают пальцами два кольца, имитируя бинокль, смотрят слайд), на нас плывут медузы, давайте с ними поиграем! Дети (да!). Пальчиковая игра «Медузы». (Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы, Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнееВот как гнуться мы умеем! Какое интересное и необычное путешествие у нас получилось! А теперь пора возвращаться в детский сад. Я хочу предложить вам нарисовать удивительное, необычное морское дно и его обитателей. Дети походят к столам. Воспитатель объясняет технику рисования. Сегодня мы рисуем не совсем обычным способом - отпечатками пальцев, ладоней и даже различных предметов, овощей. Отпечаток ладони – станет веселым осьминожкой, отпечатками пальцев нарисуем рыбок и морских звезд, тыльной стороной ладони – водоросли, разрезанным картофелем – камушки. Если мы разрежем картофель пополам, проведем рубцами вилки несколько поперечных полосок, то получиться необычайная раковина (вилка и нож находятся у педагога, манипуляции выполняет он). А из разрезанной пополам луковицы получатся интересные морские растения. Пузырьки, поднимающиеся на поверхность, мы отпечатаем концом пластмассовой палочки. Кистью вы можете дорисовать необходимые мелкие детали. (Перед работой проводится гимнастика для глаз. Воспитатель выставляет карточки, для снижения напряженности глаз). Дети самостоятельно принимаются за работу. Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Какое у вас получилось морское царство! Давайте посмотрим, ваши картины, вы как настоящие художники! (Дети рассматривают свои рисунки.) Воспитатель. За такую хорошую творческую работу у меня для вас сюрприз со дна морского – ракушки и камушки, в память о нашем путешествии.

Методы обучения, применяемые в подготовительной к школе группе, направлены на развитие самостоятельности и активности детей . Приступая к занятию, дети должны быть готовы не только смотреть, что им показывают, и слушать, что говорят, но и отдавать себе отчет в том, что видят и что слышат. Воспитатель чаще задает вопросы, чем объясняет. Детей не только спрашивают, но и вызывают для объяснения на наглядном материале. Дети учатся отвечать и объяснять. Необходимость рисовать на виду у всех для показа и пояснения способа работы приучает действовать быстрее.

Изображение предметов

По-новому организует воспитатель анализ натуры , так как внимание детей обращают на индивидуальные характерные признаки . Передача признаков требует повторного восприятия и в процессе выполнения изображения. Дети не сразу могут отрываться от незаконченного изображения, вновь смотреть на натуру, а затем возвращаться к последующему изображению. Вот почему образ предмета после его анализа должен быть сформирован достаточно хорошо, чтобы дети могли выполнять изображение по памяти, лишь в отдельных случаях поглядывая на него.

При подборе моделей для рисования воспитатель обращает внимание не только на доступность изображения , но и на художественность самого образа . Например, детям дают для рисования с натуры игрушку — сказочного коня сивку-бурку: крутой изгиб шеи, плавная линия головы. Игрушка так создана, что запоминается. Дети изображают коня простым карандашом, передают особенности его силуэта. Форма не дробится на части — она изображается плавной слитной линией. От этого рисунок приобретает красоту, выразительность.

В другом случае воспитатель дает совершенно по-иному решенный образ веселого клоуна. Этояркая декоративная по цвету игрушка, обобщенная по форме, условная. Игрушка четко воспринимается по частям: круглая головка, туловище ввиде двух конусов, сложенных вместе основаниями, круглая плоская подставка. Дети легко воспринимают игрушку и передают ее цветной гуашью на сером фоне. Рисунок получается декоративно-ярким, веселым.

Основная задача при изображении предметов окружающего и при рисовании с натуры — укреплять зрительную память. Этому помогают рассматривание предмета, обрисовывающий жест, проговаривание переносимого в изображение, яркие, эмоциональные характеристики предмета.

Когда ребенок рисует и не может зрительно представить себе какую-либо часть или деталь, он называет ее или определяет ее свойство.

Развивают зрительную память и наблюдения вне занятий. Для этого воспитатель отбирает предметы, отличающиеся определенными признаками, и на них сосредоточивает внимание детей. И опять слово выступает в роли связующего звена.

Декоративное рисование

Особенность декоративного рисования в этой возрастной группе : образцами служат произведения декоративного искусства , которые дети учатся анализировать. Воспитатель облегчает задание наводящими вопросами, определениями, обогащая словарь детей названиями элементов узора, конкретных сочетаний цветов.

Произведения декоративного искусства — образцы для занятий рисованием — воспитатель подбирает в последовательности усложнения и по различным стилям орнамента: хохломская роспись, узоры Дымковской игрушки, украшения, выполненные современными художниками по ткани, керамике, на коврах и пр.

Таким образом, значение приобретают систематическое и последовательное знакомство с произведениями искусства и постановка перед детьми цели работы — для ковра, платка, поздравительного билета и пр. Одни работы как бы эскизы вещей, другие — украшают сами вещи.

При выполнении коллективных рисунков воспитатель работает со всей группой и с подгруппами. Атмосфера в группе должна быть творческой, т. е. дети могут советоваться друг с другом, договариваться, помогать, вставать с места, но все тихо, спокойно, чтобы не нарушать общего порядка.

Воспитатель обращает внимание детей на последовательность выполнения коллективной композиции. Например, предлагает им как «художникам» придумать узоры для ковров. Дети договариваются между собой и приступают к работе небольшими группами. В каждой группе — один ведущий. Он в процессе работы следит за тем, как рисуют остальные. Такая творческая работа увлекает детей, способствует проявлению инициативы, самостоятельности.

Воспитатель, используя умение детей составлять различную цветовую гамму, предлагает им творческое задание, например на тему «Нарисуй своей любимой кукле летнее платье». Суть задания: ребенок самостоятельно продумывает, какое сочетание цветов в узоре можно применить для летней ткани. Он сам выбирает фон (из тех цветных фонов, что подобрал воспитатель вместе с детьми). Чтобы получить более разнообразные оттенки тканей, воспитатель иногда предлагает детям тонированную бумагу. Путем смешения и разбеливания дети подбирают ту цветовую гамму для узора, которая им больше нравится (контрастная или нежная, пастельная).

Аналогичные задания воспитатель может предложить детям перед Новым годом, 8 мартаи т. д. Так, для новогоднего платья, лыжного костюма дети должны придумать узоры на зимние мотивы — снежинки, звездочки, елочки и т. д. Воспитатель помогает им подбирать фон для узора. Наиболее удачны в этом случае различные оттенки голубого и синего. К слову, яркие цвета, характерные для летнего периода времени (красный, оранжевый, желтый, малиновый), подойдут и для узора к лыжному костюму.

Очень важно, чтобы воспитатель и для занятий декоративным рисованием организовывал наблюдения окружающих предметов и явлений. Это значительно обогатит декоративное творчество. Надо подвести детей к пониманию того, что предмет, цветок, силуэты животного, птицы могут быть элементами узора. Все дело в том, для чего его создают. В декоративных работах чаще основное содержание узора составляют цветы, листья, ягоды, веточки.

Сюжетное рисование.

Рассматривание картин и рисунков художников — один из способов обучения детей передавать сюжет, строить композицию рисунка. Рассматривание можно проводить как самостоятельное занятие, а затем — повторно в начале занятия рисованием; цель анализа — раскрыть художественные средства картины. Однако в ходе работы, и это подчеркивает педагог, дети сами придумывают способы выражения содержания.

Так, перед тем как предложить детям нарисовать солнечный зимний день, воспитатель проводит наблюдения на прогулке: обращает внимание на яркость, белизну снега («Он как бы сверкает на солнце»), на цвет голубого неба, на то, как на белом снегу яркими цветовыми пятнами выделяются фигурки лыжников. Здесь уместно заострить внимание: лыжник, что на переднем плане, выглядит значительно крупнее тех, кто катается далеко. После прогулки воспитатель может предложить детям рассмотреть репродукции, иллюстрации на эту тему.

Рассматривание картинок имеет также познавательное значение, поскольку дети иллюстрируют сказки о предметах, ранее им неизвестных.

Желательно показать детям книги, иллюстрированные разными художниками . Так, иллюстрации Ю. Васнецова к книге «Три медведя» создают сказочный интерьер, где живут медведи: причудливой формы мебель, домашняя утварь (чашки, ложки). Каждый сказочный персонаж Е. Рачев наделяет своим характером: хитрая, коварная лиса; ее противоположность — медведь — простодушный, добрый увалень.

Познакомившись с творчеством художника, дети обычно с интересом иллюстрируют сказки «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый волк», «Конек-горбунок» и др.

В сюжетном рисовании воспитатель, используя наблюдения окружающего , предлагает такие темы: «Наш родной город», «Моя улица», «Дом, в котором я живу» и т. д. Основная задача — обратить внимание детей на дома, различные по величине, на их архитектурный облик. При изображении дети должныпередать характерные особенности зданий , которые можно легко узнать (например, высотные дома). Желательно, чтобы дети, рисуя улицу, передавали особенности времени года, погоду (день пасмурный, дождливый или яркий, солнечный).

Технические навыки.

За 4 года пребывания в детском саду прочно усваиваются технические навыки . Однако, чтобы дети не утратили их, не приобрели привычку неверно держать карандаш (у самого конца, судорожно сжимая руку), воспитатель постоянно уделяет внимание технике пользования карандашом, кистью. Показ действий применяет очень редко, так программа почти не предусматривает ознакомления с новыми приемами.

Уточняются и обогащаются приемы работы акварелью . Вот почему дети выполняют упражнения для освоения показанного приема или усовершенствования уже известного.

При обсуждении работ — до или после занятия, при показах,— дети учатся оценивать технические качества . Новые знания, новые правила дети отрабатывают в процессе рисования, воспитатель лишь направляет их деятельность словом и контролирует знания. Дети приобретают свободу действия, уверенность и быстроту.

Воспитатель, предоставляя детям как можно больше самостоятельности , вместе с тем формирует у них умения воспринимать увиденное, действовать, создавать . Он готов прийти на помощь, но помогает в необходимых случаях.

Для подготовки к обучению в школе у детей необходимо воспитывать способность самостоятельно применять полученные знания и умения, стремление добиваться лучшего качества выполняемой работы и завершение ее, преодолевать трудности. Те знания и умения, которые дети получают в детском саду, позволят им без особых, затруднений выполнять в школе задания по рисованию и ручному труду, осваивать письмо, выполнять графические и аппликационные работы для таблиц, стенгазет и пр.

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.
  • Учить детей изображать знакомый образ птицы к известной потешке «Совушка», передавая форму и строение частей тела, их расположение, соблюдая пропорции между ними.
  • Учить детей в умении придавать выразительность образу птицы через прорисовку тёмных штрихов (перьев) на светлом силуэте, нанося их в разных направлениях в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях.
  • Упражнять в умении сочетать разную технику в процессе рисования (тушовка и штриховка), используя различные художественные материалы.
  • Развивать цветоощущения и технические навыки при работе фломастерами и кистями разного ворса.
  • Продолжать закреплять у детей позицию созидателя и чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда.
  • Воспитывать интерес к книжной графике.

Словарная работ а: иллюстрация, потешка, совушка, пёрышки, штрихи.

Материал:

  • листы форматом А3 тонированные в разные оттенки с элементами природных явлений – трава, кустики, дерево-сосна (выполненные детьми на предыдущем занятии);
  • портрет художника Ю.А.Васнецова;
  • иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым;
  • магнитофон; кассета с пением лесных птиц;
  • 3 образца с нарисованными совушками;
  • 3 образца со штриховкой перьев;
  • образцы-иллюстрации с совой из книги «Потешки» для детей (на каждый стол) и подставки к ним;
  • образец воспитателя с деревом, кустом и травой;
  • кисти 2-х видов (толстый и тонкий ворс);
  • акварельные и гуашевые краски (в наборе должны быть светло и тёмно-коричневые);
  • наборы фломастеров;
  • салфетки для просушивания кистей; по 2 баночки с водой на каждого ребёнка.

Предварительная работа: беседа о книжной графике «Зачем в книжках нужны картинки», знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова «Добрый сказочник Юрий Васнецов», д/игра «Узнай работу художника», рисование «Лесная полянка».

Ход занятия

Перед занятием на мольберте выставить иллюстрации к сказкам и потешкам художника Ю.А.Васнецова и его портрет.

Воспитатель подводить детей к выставке.

1. Беседа возле выставки.

Ребята, мы с вами изучали творчество одного известного художника-иллюстратора, который создал эти яркие, весёлые и нарядные иллюстрации. Его портрет вы видите на выставке.

Вспомните и скажите мне, кто же этот художник?

Для кого Васнецов рисовал иллюстрации?

К каким произведениям он их нарисовал?

А сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной работой художника Юрия Алексеевича Васнецова.

Эту работу вы узнаете, если послушаете потешку, которую расскажет для вас (имя ребёнка).

2. Чтение потешки «Совушка».

«Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидела,
Головой своей вертела,
С дерева свалилася,
В яму покатилася».

Посмотрите внимательно на выставку и скажите, есть ли такая иллюстрация по содержанию потешки?

Вы её нашли?

С какой иллюстрацией она находится?

Кто изображён на этой иллюстрации?

(Воспитатель обобщает ответы детей и приглашает их занят места за столами).

Я вам снова предлагаю поработать в нашей художественной мастерской, где вы будете художниками-иллюстраторами.

А теперь скажите мне, про кого мы с вами будем создавать иллюстрацию?

Почему вы так думаете?

Мы с вами на прошлом занятии нарисовали старое дерево-сосну с ветками, травку под деревом и кустик с ягодами, как на иллюстрации у художника Юрия Васнецова. Вы нашли сходство между своей иллюстрацией и иллюстрацией художника. Я очень рада, что вы это смогли увидеть и об этом догадаться, хотя я вам не говорила, для чего нам нужна будет эта лесная полянка.

Кого на лесной полянке у вас не хватает?

Сегодня в нашей художественной мастерской я научу вас рисовать сову. Чтобы сова получилась красивой и интересной, я предлагаю вам рассмотреть поближе эту иллюстрацию.

3. Раздача образцов-иллюстраций с совой.

У каждого из вас на столе сейчас будет стоять иллюстрация художника, вы её внимательно рассмотрите.

4. Рассматривание иллюстрации к потешке и беседа по ней.

Чем занята совушка?

На чём сидит сова?

На какую фигуру походят голова, туловище и крылья?

Чем эти овалы отличаются друг от друга?

Где расположены крылья?

Какие движения ими может выполнять сова?

Что находится на голове у совушки?

Какого размера глаза?

На что походят брови?

Какой формы клюв?

Чем покрыто тело совушки?

Как показал их художник?

Какого цвета краски нужны для рисования совушки?

Какой кистью рисовать сову?

5. Показ способа рисования птицы, соблюдая последовательность.

а) рисование совушки кистью с широким ворсом и светло-коричневой краской:

  • туловище-овал большого размера (овал стоит);
  • голова-овал наверху над туловищем среднего размера (овал лежит);
  • крылья-овалы по бокам от туловища (место,где голова и туловище вместе соприкасаются);

б) рисование кистью с тонким ворсом:

  • глаза (2 черных круга)
  • брови над глазами в виде 2-х дуг «как птичка»;
  • клюв в виде треугольника, острым концом вниз;
  • коготки (по 3 штриха из одного места), находятся под туловищем;

6. Физминутка по потешке «Совушка».

Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова, (руками показать над головой большой круг)
Ты на дереве сидела, (приседания)
Головой своей вертела, (повороты головой в разные стороны)
С дерева свалилася, (наклоны влево и вправо)
В яму покатилася» (повороты вокруг туловища).

87. Самостоятельная творческая деятельность детей, руководство воспитателя работой детей, индивидуальная помощь, включение магнитофона с пением лесных птиц.

А сейчас последнее задание и ваши совушки станут, как настоящие. Вы нанесёте на тело совы перышки разными способами и они станут у вас такими (показ образцов).

На что походят пёрышки?

Не забудьте «оживить» сосну.

Как вы её «оживите»?

Чем можно нарисовать иголочки?

(выбор детьми штриховки и нанесения её на тело совы).

8. Анализ детских работ.

Что вам понравилось рисовать?

Что вы чувствовали, когда создавали свою иллюстрацию?

Каждый из вас нарисовал свою совушку-сову, они у вас получились разными (обратить внимание на позу совы).

Чтобы ваши работы были законченными, как у художника, мы с вами вечером напишем текст потешки и подарим эти иллюстрации детям младших групп.

Прежде чем начнёте наводить порядок на рабочих столах, я прошу вас полюбоваться работами друг друга.