Описание картины на привале василий теркин. Описание картины непринцева отдых после боя

Теркин-теткин, сыпь живее,
Жарь ещё назло врагу.
Не могу, запаса жалко,
До бомбежки берегу...
Твардовский. Василий Тёркин.

Художник Непринцев Юрий восхитился образом Василия Тёркина - героя знаменитой поэмы Александра Твардовского и написал картину - "Отдых после боя. Василий Тёркин".
На картине изображен привал солдат после боя. Ясно, что в том бою они нанесли поражение врагу и теперь отдыхают.
Привал они устроили в лесу. Солдаты сыты, у всех овчинные полушубки, в которых не страшен любой мороз. Они вооружены автоматами, рядом в лесочке притаилась рота танков.
В центре картины ротный балагур, в облике которого Непринцев нарисовал Василия Тёркина, что то рассказывает, да так, что солдаты покатываются со смеху.
В руке у него кисет из красной ткани, видимо подарок девушки, которые во время войны посылали на фронт подарки, в числе которых были и такие кисеты, часто с вышитыми надписями - Самому храброму, или что-то в этом же роде.
Тёркина обступили солдаты. Политрук с седыми усами хохочет над его шутками. У политрука шапка-ушанка и пистолет на боку, значит это не простой боец. Остальные солдаты - кто в маскхалатах, кто в танковых шлемах, у кого на голове каска, стоят, сидят, полулежат, словом чувствуют себя совершенно свободно.
Настроение у солдат праздничное, значит завтра они снова пойдут в жестокий бой с врагом и погонят его с нашей земли.

Картины художника Юрия Михайловича Непринцева (1909-1996) узнаваемы по необыкновенно точным и ярким образам, будничным сюжетам, военной тематике. Богатый опыт живописца вобрал в себя незабываемые годы учёбы в академии, память фронтовых дорог и осаждённого Ленинграда, атмосферу мирной жизни. Пожалуй, самой известной картиной Непринцева называют «Отдых после боя».

Внешний облик центрального персонажа напоминает литературного героя А. Твардовского - Василия Тёркина. Образ этот был интересен и другим художникам, например О. Верейскому и И. Бруни. Рисунки О. Верейского мастерски иллюстрировали поэму «Василий Тёркин» и приобрели огромную популярность. Многие художники и скульпторы стали ориентироваться на созданный Верейским образ.

Интересна судьба полотна Юрия Непринцева: трижды он воссоздавал свою картину, первый раз оригинал был отдан китайскому лидеру Мао Цзэдуну, другая версия украшает Георгиевский зал московского Кремля, последняя вошла коллекцию Государственной Третьяковской галереи.

Прочитайте очерк Н. Шубиной о жизни Юрия Михайловича Непринцева и судьбе его замечательной картины «Отдых после боя».

Н. ШУБИНА

Ю. Непринцев «Отдых после боя»

Читая статьи об этом художнике, нередко встречаешь фразу: картина «Отдых после боя» была написана по мотивам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». И хотя второе название известного произведения живописи повторяет заглавие замечательной поэмы, мотивы создания полотна представляются не столь очевидными. Скорее конкретные реальные обстоятельства, фронтовая судьба, последовавший спустя годы отклик художника на память войны стали причиной создания картины.

В воспоминаниях Юрия Михайловича Непринцева находим: память человеческая ограниченна, в ней остаётся далеко не всё - лишь наиболее яркие впечатления и картины... Следуя за мысленным взглядом художника, обращенным в прошлое, бегло наметим основные вехи его пути.

Народный художник СССР Ю.М. Непринцев родился в 1909 году в Тифлисе. Воспитанный в семье архитектора и чувствующий склонность к искусству, он уезжает в 1925 году в Ленинград и поступает в студию В. Е. Савинского. Затем незабываемые годы учёбы на живописном факультете Всероссийской академии художеств, наставничество выдающегося педагога И.И. Бродского, занятия в аспирантуре под руководством Б.В. Иогансона.

«Все необычайно взбудоражены,- вспоминает Непринцев этот день.- Запомнились старинные коридоры института... Педагоги, аспиранты, студенты собирались группами, обсуждали события. Известная растерянность была в сознании многих: как жить дальше, что делать, каково твоё место в новой, военной жизни? Думаю, эти вопросы стояли перед каждым. Большинство решило: надо идти записываться добровольцами. Я записался среди других, но меня направили на маскировку».

С бригадой маскировщиков художник выезжал на оборонительные рубежи - враг рвался к Ленинграду. Потом проходил интенсивное обучение, сделав молниеносную «карьеру» от рядового бойца до помкомроты. Затем и сам стал заниматься с новобранцами. Например, обучал их приёмам штыкового боя. После курсов переподготовки начсостава Балтийского флота - это было зимой в конце 41-го - Непринцев принял взвод и в составе 13-й маршевой роты отправился на фронт.


Здесь непосредственно началась биография картины «Отдых после боя» (или «Василий Тёркин»). Конечно, поэмы Твардовского художник тогда ещё не читал: первые её главы стали публиковаться только в 1942 году. Но будущих героев полотна командир взвода Непринцев уже встретил в своем нелегком походе. Тема подспудно складывалась из различных переживаний, наблюдений, обыденных фронтовых событий. Впечатления копились с первого дня. когда художник прошел со своим взводом 25 километров от мирной остановки ленинградского трамвая до окопов, где надо было сражаться с врагом.

Юрий Михайлович с волнением рассказывает, как начиналась его главная картина:

«Мы шли сказочным зимним лесом, но порядком выдохлись от похода. Наконец команда: «Привал». Для меня, сугубо городского жителя, этот заснеженный лес, нетронутый снег, измятый только там, где сели усталые бойцы, лапы елей с пластами снега, который беззвучно обваливался, эта картина осталась незабываемой. И тишина. Особая тишина зимнего леса. Сидящие на снегу усталые люди: кто поправляет портянку, кто закручивает самокрутку из махорки, кто грызёт сухарь или кусочек сахара. Эта картина, видимо, долго таилась в моей памяти и только значительно позже, после войны, возникла снова, войдя основным компонентом картины «Отдых после боя».

Действительно, мы видим на переднем плане композиции рыхлый снег на опушке леса и очертания этого леса вдалеке вместе с тревожными силуэтами замерших танков. Сцена привала представлена во всей её будничности, характерной непринуждённости, теплоте и задушевности общения людей, отдыхающих после трудного боя.

Автору удалось дать индивидуальный портрет каждого из более двадцати изображённых персонажей. Бойцы в белых маскхалатах, в солдатских ушанках, касках, танковых шлемах точно характеризованы особой позой, мимикой лица, манерой поведения, конкретной мерой и эмоциональной интонацией участия в общем весёлом разговоре. Центральная группа бойцов, расположившихся в непосредственной близости от главного рассказчика, почти симметричные группы стоящих фигур справа и слева, отдельные фигуры склонившегося с ложкой над котелком немолодого солдата, курящего цигарку воина в каске, бойца в шинели, развязавшего вещмешок, - все персонажи объединены не только чётко продуманной композицией, но и как бы самой занимательной темой разговора.

Мастерство композиции, виртуозность портретирования, тщательный отбор деталей, умение придать цельность, общность настроений картине отдыха солдат делают эту работу развёрнутым изобразительным повествованием, в которое «вслушиваешься» постепенно, с нарастающим интересом. Немой монолог главного героя становится вдруг звучным, физически ощутимым. Мы не знаем, о чём конкретно рассказывает товарищам центральный персонаж и какими репликами подбадривают его однополчане, но очевидны задор, лукавство, здоровый юмор неторопливой, сочной, выразительной речи. Невольно вспоминается строфа из «Тёркина»:

Балагуру смотрят в рот.
Слово ловят жадно.
Хорошо, когда кто врёт
Весело и складно.

Примечательно, что строки эти взяты из главы, названной Твардовским «На привале». Видимо, сердце художника и слух поэта чутко реагировали на желанную в изнурительном солдатском походе команду «Привал». А их наблюдательность, острота видения, цепкое внимание к жизни и фронтовой работе простого солдата позволили создать ту самую сцену в живописи и в поэзии, которую можно назвать и «Отдых после боя», и совсем кратко: «На привале».

Своего Теркина Юрий Непринцев, как и Александр Твардовский, много раз встречал в самой гуще фронтовых событий. Были такие солдаты, которые умели в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей удачной шуткой, острым словом, ко времени рассказанной складной байкой. А в ратном деле они показывали пример подлинного мужества, находчивости, несгибаемости.

Истинно народный характер живописного образа и героя поэмы обеспечил прочный союз картины и литературного творения. Не случайно многие годы в школьном учебнике неразлучны строки поэмы Твардовского и зримые черты героев полотна Непринцева. У них действительно общая судьба, окрыляющий успех - они стали главными произведениями художника и поэта.

Александр Трифонович Твардовский написал «Дом у дороги», «За далью - даль», «По праву памяти», но народная память закрепила рядом с его именем прежде всего имя заветного героя - Василия Теркина. Юрий Михайлович Непринцев известен как иллюстратор, автор станковых офортов «Рассказы о ленинградцах», создатель живописных полотен «Родная земля», «Балтийцы», «Вот солдаты идут»... А широкое народное признание обеспечила ему именно картина «Отдых после боя».

Ещё раз убеждает нас в том, что холст написан не по мотивам поэмы Твардовского, а так же, как и Василий Тёркин»,- по мотивам самой жизни, один интересный факт, который с гордостью приводит художник:

Нередко зрители «узнавали» себя или своих друзей, родственников в героях картины «Отдых после боя». Писали мне: «Где вы видели моего брата (или сына)? От него нет писем, он пропал без вести. Сообщите, пожалуйста, о нём, что знаете». Этой достоверностью, выстраданностью и тем, какую роль сыграло это полотно в моей жизни, оно мне и дорого...

Дорого оно и нам - уже нескольким поколениям зрителей, родившихся после войны, - своим проникновенным рассказом о простом советском человеке, герое Великой Отечественной!

Литература

Шубина Н. Репринцев Ю. Отдых после боя / Юный художник. - 1988. - №5. - С.16-17.


Отдых после боя (1951)

В 1951 году на осенней выставке ленинградских художников зрители подолгу простаивали перед этой картиной. Улыбались, смеялись, обсуждали характеры героев, одобряли работу в целом и в деталях. Оценка была на редкость единодушной: «Необыкновенно хорошо. Просто. Душевно».
Действительно, картина Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» оказалась замечательным произведением, правдивым и поэтичным рассказом о советских солдатах - тружениках войны.
«Как и почему я выбрал именно эту тему? Пожалуй, нельзя сказать, что я ее выбрал. Она родилась из самой жизни, из всего пережитого, перечувствованного, наблюденного мною за военные годы, из многих фронтовых встреч, из разных событий, свидетелем или участником которых я был», - вспоминает художник.
Для него, командира взвода на Ленинградском фронте в период Великой Отечественной войны, это было воспоминанием о товарищах по оружию. И оно обязательно должно было стать рассказом о красоте советского человека, без пышных фраз и громких слов вставшего на защиту Родины и выполнявшего свой долг в нелегких военных буднях.
Картина «Отдых после боя» принадлежит к тому жанру, который родила сама жизнь с ее сложностью и многообразием, - военно-бытовому. Не к сугубо «мирному» бытовому жанру, но и не к батальному в прямолинейно военном его толковании. Это армия, показанная не в бою, а на отдыхе; солдаты, не сугубо военные, а глубоко характерные мирные люди, по необходимости взявшие в руки оружие, которым они защищают самое дорогое на земле: мир, труд, людей, дом и всю свою Советскую Родину. Так простота очень тонко выбранного мотива сразу же помогла художнику взять верный тон и в частном, казалось бы, случае раскрыть глубокое и значительное содержание.
...Наконец-то, отдых после боя. Привал. Солдатский перекур. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывший солдат, балагур и весельчак. Плотным кольцом окружили его боевые друзья. Не спеша свертывая самокрутку, Теркин со вкусом рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и даже подошедшим к «царице полей» танкистам. Как всякий хороший рассказчик, Теркин почти серьезен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка. Выразительным жестом рассказчик подчеркивает какую-то интересную деталь. Слушатели - все внимание. Одни слушают, пряча скептическую усмешку, другие едва удерживаются от смеха, третьи жадно ловят каждое слово, четвертые безудержно хохочут, пятые... Нет возможности описать все градации смеха, которые уловил и передал художник. Улыбается и сам Теркин, но и в веселую минутку - характерная деталь - он не позабыл бережно поставить винтовку прикладом на носок сапога. И вот он перед нами, в кругу солдат, простой, веселый и обаятельный человек.
«За годы войны я много раз встречал живых Теркиных, умевших в трудную минуту подбодрить, развеселить товарищей шуткой, острым словом, а в деле показать пример подлинного мужества, находчивости и героизма. Так из характерных черт разных людей, из многих фронтовых встреч сложилось и мое представление о Василии Теркине - простом советском человеке, герое Великой Отечественной войны», - говорит сам автор о процессе становления образа главного героя своей картины.
Знаменательно, что картина Непринцева и по своему характеру, и по сюжету, и по образам героев теснейшим образом перекликается с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин», появившейся на страницах «Правды» в тяжелом 1942 году. Не случайно и второе название картины, данное ей зрителями,-«Василий Теркин»: образ, созданный поэтом, неразрывно слился с образом, возникшим на полотне живописца. И произошло это потому, что оба художника увидели своего героя среди реальных людей, своих современников, хорошо знакомых обоим по общей боевой судьбе. Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
В общем строе картины Теркин выделен не каким-то формальным приемом, не светом и не цветом, а местом в кругу бойцов и яркой психологической характеристикой. Но Теркин - хороший боец, весельчак, любимец товарищей - не единственный главный герой в картине. В ней нет второстепенных, а тем более лишних персонажей, ибо каждый солдат по-своему интересен и нужен в картине как необходимая ее часть. Каждый из слушателей Теркина - это яркий индивидуальный характер. Вот паренек справа от Теркина - он боится пропустить слово рассказчика. Хозяйственный старшина, сам бывалый человек, удобно усевшись на ротном имуществе, доброжелательно улыбается в усы, Боец с вещевым мешком за плечами, безудержно хохоча, схватился рукой за щеку (эта фигура носит автопортретные черты). Стоящий рядом с ним чубатый парень в лихо сдвинутой набок шапке расплылся в улыбке: он по достоинству оценивает рассказ товарища. «В прошлом - рабочий, комсомолец, любимец девушек, первый парень на заводе, он смел, находчив, здорово воюет, сам мог бы рассказать не хуже Теркина. Тем не менее он слушает его хотя и чуть снисходительно, но все же поддается очарованию рассказа», - так говорит о нем Непринцев. Боец в маскхалате с автоматом сдвигает на лоб шапку и почесывает затылок. Солдат с огнивом в руке сохраняет покойное выражение, но и он не пропустит ни слова. Его сосед энергичным жестом включается в рассказ Теркина. Сидящий за спиной старшины пожилой солдат, участник многих войн, наверняка пошел на фронт добровольцем: в трудный час земли родной он не мог не пойти на войну. Много повидавший и узнавший в жизни, он человек хозяйственный и рассудительный: пользуясь возможностью, он с аппетитом расправляется с содержанием солдатского котелка, что не мешает ему доброжелательно-снисходительно слушать балагурство молодых парней, годящихся ему в сыновья.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют миролюбивый советский народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде они удивительно симпатичные ребята, разного возраста, жизненного опыта, взглядов на жизнь. При всем их различии, изображенные на картине люди - оптимисты и жизнелюбы. В показе психологического многообразия и богатства чувств и переживаний человека - одна из крупнейших удач художника. «Хотелось дать в картине все так же просто, как в жизни, и вместе с тем так же сложно по разнообразию психологического состояния людей», - писал Непринцев.
Художником успешно решена основная задача - передать ощущение подлинности изображенного, максимальной жизненности и правдивости. Этому способствует все - и мягкий предвечерний свет, и спокойная красочная гамма, и скромный пейзаж, и очень естественная, на первый взгляд совершенно «случайная» композиция холста, и мельчайшие детали картины.
Работая над эскизами композиции, Непринцев отказался от первоначальных решений: контрастное солнечное освещение было заменено мягким, не отвлекающим внимания от главного, спокойным светом - такое освещение позволило точнее передать выражения лиц; группа солдат, состоявшая из двенадцати-тринадцати человек, в центре которых находился Теркин, выросла до двадцати пяти человек. Это произошло потому, что художник хотел максимально убедительно представить зрителю большой, сильный, дружный коллектив, который состоял бы из многих ярких индивидуальностей. Вместо первоначального решения сцены - полукруга солдат, развернутого на зрителя, художник построил группу по кругу и слегка по диагонали в глубину, слева направо, что создало большее пространство и придало большую естественность сценке, как будто случайно выхваченной из жизни.
Меняя численность фигур, конкретизируя место действия, Непринцев вновь добавлял необходимых действующих лиц, одновременно решительно («но скрепя сердце», - признается художник) убирая удачные сами по себе, интересные живописно-пластические образы, которые «не работали» на картину в целом. Так исчезли из левого угла картины раненый боец и перевязывающая его медсестра. Среди героев картины Непринцева нет статистов, все бойцы живут на полотне.
Глядя на картину «Отдых после боя», понимаешь, что Непринцев тщательно изучал классиков нашей живописи. Он многому у них научился, и едва ли не больше всех у Репина. В самом деле, «Отдых после боя» имеет много черт, роднящих ее со знаменитой картиной И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Прежде всего, это яркие образные характеристики персонажей картины. Во-вторых, ее композиционное построение настолько же продуманное и сложное, насколько простым и случайным представляется оно на первый взгляд. Непринцев умело объединяет много действующих лиц вокруг одного героя, он сливает формальный центр композиции с центром смысловым, раскрывает сюжет, показывая реакцию каждого персонажа на действие, затрагивающее всех. Герои «Отдыха после боя» показаны так, как будто зритель, войдя в круг бойцов, сам оказался участником этой сцены и может наблюдать за каждым ее участником. Красное пятно кисета ненавязчиво подчеркивает роль Теркина как центральной фигуры, построенной по кругу композиции. На первом плане - чуть сдвинутые в глубину люди. Они главный, но не единственный элемент картины. Пейзаж входит в нее как необходимая часть, органично сливающаяся с остальными.
Над «Отдыхом после боя» художник работал три года (1949- 1951). Бойцов он писал с бывших участников войны, которые охотно позировали для картины, живо и активно участвовали в работе художника советами и замечаниями, рассказами и воспоминаниями о фронтовой жизни. Все пейзажные этюды сделаны в районе Зеленогорска под Ленинградом. Пейзаж в картине не просто фон действия, а один из главных элементов композиции. Не броский и не пышный, хорошо знакомый каждому русскому человеку, обыкновенный пейзаж Средней России, он по-настоящему скромен, лиричен и полон той душевной теплоты, которую дарит человеку русская природа.
Значение картины Непринцева не только в том, что она полноценное, яркое произведение искусства социалистического реализма, но и в том, что она решена принципиально отлично от многих помпезно-парадных полотен тех лет. В ее правдивости кроется сила типического явления, необыкновенно просто и конкретно раскрытого. И в этой конкретности частного факта заключено огромное обобщение принципиально важного содержания.
И хотя художник и раньше, и позже обращался к военной теме («Последняя граната», «Пей, сынок, пей» и др.), нигде он не раскрыл свой замысел с такой глубиной и убедительностью, как это удалось ему сделать в картине «Отдых после боя».
«Я очень любил своих героев и всячески стремился найти средства передать эту любовь к ним и зрителю», - вспоминает художник.
Имя Теркина, созданного А. Т. Твардовским, ярко воплощенного в графике О. Г. Верейским, а в живописи Непринцевым, стало именем-символом, приобрело нарицательное значение. Теркин - это героический и простой, «святой и грешный русский чудо-человек», советский солдат, сын России.
Описывая путь создания своей картины в статье «Как я работал над картиной «Отдых после боя», Непринцев подчеркивал, что ему необходимо было «правильно выбрать и применить именно те средства выражения, которые с наибольшей полнотой вскрывали бы идейную сущность образа». Эти средства - верность жизненной правде, глубокий психологизм, сложную простоту композиционного построения - ему удалось найти в арсенале реалистического искусства. Вот в чем секрет воздействия его картины на зрителя. В этом же - в глубоко патриотическом содержании ее, в богатстве жизненных наблюдений, в щедрости души, в искренности чувства - причина непреходящей любви зрителей к этому яркому полотну одного из самых популярных советских художников.

Винсент Ван Гог (1853-1890) – известный живописец из Голландии. Давайте узнаем больше о его жизни и посмотрим на самые известные картины.

Звездная ночь
Жизненный путь художника начался в небольшом городке Гроот-Зундерте в семье священнослужителя Теодора и Карнелии Ван Гог. Свою профессиональную карьеру еще шестнадцатилетний юноша Винсент начал с продажи живописи в Англии.
Ирисы

Затем, по истечению семи лет, он становится проповедником Библии в Бельгии, и лишь в возрасте 27 лет, после всех скитаний, приходит в искусство. А способствовала этому поездка с проповеднической миссией в нищий рабочий поселок Боринаж. Винсент был поражен безысходностью жизни местных шахтеров до такой глубины, что навсегда отрекся от проповеди веры и узрел свое призвание в служении народу с помощью искусства, а простой рабочий, крестьянин стал, в последствии, главной фигурой его картин.

Ночная терраса кафе

Винсент Ван Гог никогда не получал специального художественного образования, кроме непродолжительного обучения мастерству у художника Мауве. Он развивался сам, путем экспериментов с образами и их выражением. Так главная тема его творений голландского периода – природа и ее неустанный служитель – простой крестьянин, ремесленник, рыбак. Все его творения проникнуты сочувствием к трудной жизни этих людей, скорбным пониманием их житейских тягот. Картины этого периода исполнены в темных, скорее даже мрачных тонах. Это такие полотна как «Едоки картофеля», «Крестьянка».

Едоки картофеля

Во Франции, куда Ван Гог переехал в 1886 году, художник постепенно отходит от этого подавленно состояния, что проявляется в появлении новых светлых тонов в его полотнах («Мост через Сену», «Портрет папаши Танги»).

Портрет папаши Танги

Мост через Сену

В 1888 году живописец переезжает в город Арль. Именно тут проходит период расцвета творчества. Его полотна то полны оптимизма и наполнены яркими тонами («Жатва. Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари»), то зловещи, и выражают подавленность («Ночное кафе»). В этот время начинает проявляться душевная болезнь художника. Он уже не в силах контролировать свои эмоции, которые резко сменяют одни другими. В ходе разногласий со своим другом , он отрезает себе часть мочки уха, после чего попадает в лечебницу, где пребывает до 1889 года.

Жатва. Долина Ла-Кро

Рыбачьи лодки в Сент-Мари

Последние моменты жизни художника прошли в небольшой французской деревне Овер, где жил его брат со своей семьей. Там созданы такие произведения как «Пейзаж в Овере после дождя», «Вороны над пшеничным полем». Но душевная болезнь не отступала, и 1890 году художник покончил с собой, выстрелив в грудь из пистолета.

Пейзаж в Овере после дождя

Вороны над пшеничным полем

Биография Ван Гога наполнена слухами и надуманными фактами. Ниже представлены наиболее интересные аспекты жизни художника, имеющие место быть.

Полдень: отдых от работы

Мало кому известно, что после выстрела из пистолета, Ван Гог прожил еще двое суток, а его брат пережил Винсента всего лишь на полгода, и похоронен с ним рядом.

Красные виноградники в Арле

Одно из своих самых знаменитых полотен художник создал в психиатрической лечебнице («Звездная ночь»).

Церковь в Овере

При жизни Винсенту удалось реализовать лишь оно свое произведение «Красные виноградники в Арле».

Спальня в Арле

За свою жизнь художник написал чуть менее тысячи писем, адресованных своему брату, с которым был очень дружен.

Автопортрет

Удивительным человеком был Ван Гог: биография художника это подтверждает.

Ваза с подсолнухами

Пара кожаных сабо

Я узнал, что в основе картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя» - поэма Твардовского «Василий Теркин». Именно ее прочтение послужило тому, что художник нарисовал такую замечательную картину на военную тему. В своей работе Непринцев показал солдат, которые расположились на опушке зимнего, заснеженного леса. Каждый из них занят своим делом, но, в то же время, они держатся все вместе. Кто-то из них обедает, кто-то курит, кто-то слушает рассказы своих друзей-однополчан.

Судя по всему, беседа идет не на грустные темы, потому что лица героев картины радостны, они с удовольствием смеются. Смотрятся они достаточно беззаботно. Думаю, что художник специально нарисовал их такими, ведь невозможно все время находиться в напряжении. По-возможности, люди старались отвлекаться от фронтовых будней, хотя бы на несколько часов и снова рвались в бой, добиваясь новых военных высот. С трудом можно поверить, что эти люди не один раз смотрели в глаза смерти, совершали подвиги, защищали друг друга и нашу Родину. Сейчас они бодры, веселы и набираются новых сил, чтобы продолжить свои боевые подвиги.

Не смог художник обойти стороной и тему красоты русской природы. Солдаты показаны на поляне между великолепными соснами. Герои картины отстаивают не только свободу своих близких, право на жизнь, но и возможность любоваться местной неповторимой природой.

Хотелось бы отметить оттенок белого цвета, который использовал художник. Снег показан идеально белоснежным, далеко не в каждой картине можно встретить такой тон, независимо от того, на какую тему рисует автор. Я думаю, это сделано не случайно, а для того, чтобы подчеркнуть благополучный исход сражения и всей войны в целом. Я считаю, что картина получилась очень жизнеутверждающей и светлой, а темные краски мы наблюдаем лишь при изображении шинелей солдат.