Тема общей судьбы человека и природы в современной прозе. Человек и природа в современной прозе (на примере одного произведения) Человек и природа в современной прозе

М. М. Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом. Особый интерес вызывает глубоко личная, философская поэма «Фацелия», первая часть «Лесной капели». В жизни много тайн. И самая большая тайна, по-моему, - собственная душа. Какие глубины в ней таятся! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Почему возможность счастья иногда пугает, страшит и почти добровольно принимается страдание? Этот писатель помог мне открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий.

«Фацелия» - лирико-философская поэма, песнь о «звезде внутренней » и о звезде «вечерней» в жизни писателя. В каждой миниатюре светит истинная поэтическая красота, определяемая глубиной мысли. Композиция позволяет проследить нарастание общей радости. Сложную гамму человеческих переживаний, от тоски и одино - чества до творчества и счастья. Человек раскрывает свои думы, чувства, мысли не иначе, как тесно соприкасаясь с природой, которая предстает самостоятельно, как активное начало, сама жизнь. Ключевые мысли поэмы выражены в названиях и в эпиграфахафоризмах ее трех глав. «Пустыня»: «В пустыне мысли могут быть только свои, вот почему и боятся пустыни, что боятся остаться наедине с самим собой». «Росстань»: «Стоит столб, а от него идут три дороги: по одной, по другой, по третьей идти - везде беда разная, но погибель одна. К счастью, иду я не в ту сторону, где дороги расходятся, а оттуда назад, - для меня погибельные дороги от столба не расходятся, а сходятся. Я рад столбу и верной единой дорогой возвращаюсь к себе домой, вспоминая у росстани свои бедствия». «Радость»: «Горе, скопляясь в одной душе больше и больше, может в какой-то прекрасный день вспыхнуть, как сено, и все сгореть огнем необычайной радости».

Перед нами - ступени судьбы самого писателя и любого твор - чески настроенного человека, способного осуществить себя, свою жизнь. А вначале была пустыня… одиночество… Боль утраты еще очень сильна. Но уже ощущается приближение небывалой радости. Два цвета, синий и золотой, цвет небес и солнца, начинают сиять нам с первых строк поэмы.

Связь человека с природой у Пришвина не только физическая, но и более тонкая, душевная. В природе ему открывается то, что происходит с ним самим, и он успокаивается. «Ночью мысль какая - то неясная была в душе, я вышел на воздух… И вот тут-то я узнал в реке свою мысль о себе, что не виновен я тоже, как и река, если не могу перекликаться со всем миром, закрытый от него темными покрывалами моей тоски об утраченной Фацелии». Глубокое, философское содержание миниатюр определяет и их своеобразную форму. Многие из них, насыщенные метафорами и афоризмами, помогающими предельно сгустить мысли, напоминают притчу. Стиль лаконичен, даже строг, без всякого намека на чувствительность, на украшательство. Каждая фраза необыкновенно емкая, содержательная. «Вчера эта река при открытом небе перекликалась со звездами, со всем миром. Сегодня закрылось небо, и река лежала под тучами, как под одеялом, и боль с миром не перекликалась, - нет!». Всего в двух предложениях зримо представлены две различные картины зимней ночи, а в контексте - два разных душевных состояния человека. Слово несет на себе насыщенную смысловую нагрузку. Так, путем повторения усиливается впечатление по ассоциации: «… все равно оставалась рекой и сияла во тьме и бежала»; «…рыба… плескалась гораздо сильней и громче вчерашнего, когда звезды сияли и сильно морозило». В двух заключительных миниатюрах первой главы появляется мотив бездны - как наказание за упущения в прошлом и как испытание, которое необходимо преодолеть.

Но глава заканчивается жизнеутверждающим аккордом: «…и тог да может случиться, что человек победит даже смерть последним страстным желанием жизни». Да, человек может победить даже смерть, и, конечно же, человек может и должен преодолеть свое личное горе. Все компоненты в поэме подчинены внутреннему ритму - движению мысли писателя. И нередко мысль оттачивается до афоризмов: «Иногда у сильного человека от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола».

Вторая глава «Росстань» и посвящена выявлению этой скрытой творческой силы. Здесь особенно много афоризмов. «Счастье творческое могло бы сделаться религией человечества »; «Нетворческое счастье - это довольство человека, живущего за тремя замками»; «Где любовь, там и душа»; «Чем тише сам, тем больше замечаешь движение жизни». Связь с природой становится все теснее. Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человека». Очеловечивает ли Пришвин природу? В литературоведении не существует единого мнения на этот счет. Одни исследователи находят в произведениях писателя антропоморфизм (перенесение присущих человеку психи - ческих свойств на явления природы, на животных, на предметы). Другие же придерживаются противоположной точки зрения. В человеке получают продолжение лучшие стороны жизни природы, и он по праву может стать ее царем, но очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:

«Я стою и расту - я растение.

Я стою, и расту, и хожу - я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо - все небо мое. И начинается симфония Бетховена, и тема ее: все небо - мое». В художественной системе писателя важную роль играют развернутые сравнения и параллелизмы. В миниатюре «Старая липа», завершающей вторую главу, раскрывается главный признак этого дерева - бескорыстное служение людям. Третья глава называется «Радость». И радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр: «Победа», «Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Птички», «Эолова арфа», «Первый цветок», «Вечер освящения почек», «Вода и любовь», «Ромашка», «Любовь», Притча-утешение, притча-радость открывает эту главу: «Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места, если сам поражен… Но если победа, - а ведь всякая победа - это над самим собой, - если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе».

Окружающий мир предстает не только во всем великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой арфы, до мощных ударов ручья в кручу. И все разнообразные запахи весны писатель может передать одной-двумя фразами: «Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черемухи…».

Неотъемлемыми структурными элементами в пейзажных зарисовках Пришвина являются художественное время и пространство. Например, в миниатюре «Вечер освящения почек» наступление темноты и смена картин вечернего лета переданы очень наглядно, зримо, с помощью слов - цветовых обозначений: «начало темнеть… стали исчезать почки, но капли на них светились…». Четко очерчена перспектива, ощущается пространство: «Капли светились… одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу». Человек, если он не нарушил согласия с окружающим миром, неотделим от него. Такое же напряжение всех жизненных сил, как в распускающемся лесу, и у него в душе. Метафорическое употребление образа распускающейся почки дает это почувствовать во всей полноте: «Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, такому прекрасному, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью».

В философском плане очень важна миниатюра «Лесной ручей». В мире природы Михаила Михайловича особенно интересовала жизнь воды, в ней он видел аналоги с жизнью человеческой, с жизнью сердца. «Ничто не таится так, как вода, и только сердце человека иногда затаивается в глубине и оттуда вдруг осветит, как заря на большой тихой воде.

План ОТВЕТА

1. Любовь к малой родине. «Прощание с Матёрой» В. Распутина.

2. Расставание стариков с Матёрой; их боль и страдания.

3. Молодые герои повести. Их позиция.

4. Что останется потомкам?

5. Цена преобразований.

1. У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая является Вселенной и всем тем, чем стала Матёра для героев повести Валентина Распутина. От любви к малой родине берут истоки все книги В. Распутина. Не случайно в повести «Прощание с Матёрой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матёра - это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матёра. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. И не нужно было жителям Матёры ни благоустроенных домов с отоплением, ни кухни с газовой плитой. Не в этом видели они счастье. Была бы только возможность прикоснуться к родной земле, затопить печку, попить чаю из самовара, прожить всю жизнь рядом с могилками родителей, а когда придет черед, лечь рядом с ними. Но уходит Матёра, уходит душа этого мира.

2. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Остров попал в зону затопления. Всю деревню надо переселять в новый поселок на берегу Ангары. Но эта перспектива не радовала стариков. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матёре не только она выросла. Это - родина ее предков. А сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что «нам Матёру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились».

И встают матёринцы на защиту своей родины, пытаются спасти свою деревню, свою историю. Но что могут старики и старухи сделать против всемогущего начальника, который отдал приказ затопить Матёру, стереть ее с лица земли. Для чужих этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего новоявленные строители попытались снести на острове кладбище. Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. «Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же... А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит... Че про совесть, ежели этакое творится!» Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению, остались верными Матёре лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиной.


3. Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матёру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору? Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матёры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков: «Не больно терять это только тем, кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду», - считает он. Но и восстать против переселения Павел не в силах. Андрею, внуку Дарьи, легче. Он уже вкусил новое. Его тянет к переменам: «Сейчас время такое живое... все, как говорится, в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась...» В его представлении, ГЭС - это вечность, а Матёра - уже что-то отжившее. Андрею изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим своим единомышленникам, «пришлым», которые делают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матёры - заставлять людей покидать обихоженную землю.

4. Итог плачевен... С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер. Что же теперь будет с Андреем, мечтавшим о строительстве электростанции и пожертвовавшим счастьем своей малой родины? Что будет с Петрухой, который готов за деньги продать свой дом, свою деревню, отречься от матери? Что будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле, как на Матёре, где уцелел царственный листвень, где обитательницы - старухи-праведницы привечают неузнаваемого нигде, гонимого миром Богодума, странника, юродивого, «божьего человека»? Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матёру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матёры весна и передавать родную землю некому. Да и сама земля скоро перестанет существовать, превратившись в дно искусственного моря.

5. Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Природа и человек в современной отечественной прозе. Василий Владимирович Быков - талантливый мастер слова. Он включает в свои произведения раз­личные метафоры, не столько украшающие его до­ходчивую и яркую речь, сколько помогающие читате­лю понять замысел автора, проникнуться его идеей.

Писатель прекрасно знает традиции русской клас­сической литературы, являясь достойным преемни­ком мастеров слова XIX в.

Быков дает картины природы не для того, чтобы они служили фоном происходящего. Они являются полноправными участниками событий, оттеняя настроение героя или контрастируя с ним.

В повести «Пойти и не вернуться» природа посто­янно сопровождает героев, предостерегая, укрывая или пугая своим могуществом и силой. Идя на зада­ние и попав в снегопад, Зоська Норейко со страхом за­мечает; что заблудилась в «этом бесконечном боло­те». Выскочивший из-под ног заяц заставил девушку замереть от ужаса. Она еще не догадывается, что природа - ее союзник. Надо бояться людей, а при­рода согреет и приютит, как это получилось со стож­ком, в котором промокшая в ручье Зоська обогрелась и пообсохла.

Писатель старается показать, что, если человек слит с родной природой, он из этого источника черпа­ет свои душевные силы. Романтичная и мечтатель­ная натура Зоськи, безусловно, отозвалась бы на ок­ружающую красоту, не будь она так озабочена предстоящим заданием, но нет-нет, да промелькнет в ее сознании мысль об окружающем ее мире, той красоте, которую пытаются растоптать и отнять фа­шисты. «Зоська осторожно выбралась из стожка. Кругом стояла тишина, слегка подмораживало». Не­ман пугает девушку своим могуществом. Она не представляет, как можно перебраться в такую погоду через огромную реку.

Находясь в утлом суденышке, Зоська ощущает свою беззащитность, уязвимость, но она пока боится больше реки, чем немцев и предстоящего перехода. Пророчески звучат слова перевозчика Бормотухина: «Хиба тут страшно?» И только попав под обстрел немцев, раненная в голову, Зоська спасается в роще, в полной мере отдаваясь на волю природе. «Антон по­мог Зоське встать, с короткими остановками они пе­решли поле и углубились в следующую рощу». Не до­ходя до деревни, остановились под деревом. «Это была груша-дичка, роскошно раскинувшая крону почти до земли. Тут же были навалены камни, собранные с поля. За ними можно было укрыться от ветра». Словно волшебное дерево из детской сказки, всегда помогающее героям, оно и теперь укрывает Зоську, дает ей возможность собраться с силами перед реши­тельным и последним разговором с Антоном. Писа­тель наводит нас на мысль, что, может быть, это де­рево уберегло героиню от смерти, уготованной ей Голубиным.

В. Быков помогает оценить всю значимость окру­жающего мира, умеет обрисовать незабываемую кар­тину природы, помочь читателю вызвать желание со­хранить ее красоту.

I. Человек – хозяин и защитник природы.

II. Проблема взаимоотношения человека и природы в произведениях русских писателей.

1. Человек и природа в произведениях В. Астафьева и Ч. Айтматова.

2. Отношение к земле и отчему дому в произведениях В. Распутина.

III. Гармония человека и природы – обязательное условие жизни.

Все мы, ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей. Еще в начале двадцатого века наш соотечественник В. И. Вернадский утверждал, что человечество становится геологической и, возможно, космической силой. Не сразу были поняты и оценены эти пророческие слова. Но сейчас каждый из нас может убедиться в их верности: человечество «сотрясает» Землю, подобно геологическим катаклизмам. Масштабы влияния человека на природу постоянно растут. Растут и последствия его деятельности.

Ядерная война, экологическая катастрофа, духовное беспамятство – это три стороны одного и того же процесса самоуничтожения человечества, процесса, который можно еще остановить. Поэтому не случайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек – часть природы и, уничтожая ее, он уничтожает самого себя.

Еще в прошлом веке русские публицисты впервые заговорили о симптомах того явления, которое в наши дни получило название «экологического кризиса» и которое ныне представляет серьезную опасность для существования человека. Так, к примеру, известно, что сейчас на планете исчезает безвозвратно до десятка видов животных и по одному виду растений еженедельно. Нет сомнения, что материальные потери в результате варварского обращения с природой могут быть подсчитаны. Гораздо труднее подсчитать духовные потери, которые отражаются на характере людей, на их мышлении, отношении к окружающему миру и к себе подобным. Об этом способно говорить разве что искусство.

Проблемы взаимоотношения человека с природой, роли человека на Земле постоянно волновали известных писателей. Во многих произведениях В. Распутина и В. Астафьева, В. Белова и Ч. Айтматова, Ф. Абрамова и Д. Гранина звучит мысль о том, что природа наша – это дом, который человек разрушает собственными руками. Так, в своем произведении «Царь-рыба» В. Астафьев с болью задает вопрос: «Кто и как искоренит эту давнюю страшную привычку хозяйствовать в лесу, будто в собственном дворе? Почему появляются такие люди, как Гога Горцев?» Гога Горцев, «турист», никогда не считал людей ни друзьями, ни товарищами, был, по своему собственному признанию, «свободной личностью». Такие люди, как Гога, кажутся сильными личностями. Им свойственна жажда нового, стремление повидать мир и людей. «Туристы» вроде Гоги Горцева на первый взгляд могут даже вызвать симпатию. Но для них главное – урвать свой кусок, ради которого они готовы пожертвовать чужой жизнью. Бездуховное отношение к жизни («после нас хоть потоп»), эгоизм, самомнение приводит таких героев к ощущению абсурдности существования, к духовной деградации и физической гибели.

Случайно поскользнувшись, погибает в тайге «сильная личность» Гога Горцев, подтверждая тем самым мысль о том, что случайность – это проявление закономерности. Тщеславие и гордыня роднят астафьевского героя с Орозкулом из повести Ч. Айтматова «Белый пароход». Орозкулу всегда сладко слышать, как называют его «большим хозяином большого леса». Он зверски расправляется не только с этим лесом, но и с Рогатой матерью оленихой, чьими детьми считали себя старик Момун и его внук.

Что происходит с человеком? Такой вопрос волнует многих людей. Внутренняя сущность человека раскрывается не только во взаимоотношении друг с другом. У каждого из нас есть то, что мы называем святынями: отчий дом, мама…

Если человеку не жаль родного дома, где гарантия того, что он может когда-нибудь пожалеть родную мать? Об этом размышлял В. Распутин в повестях «Последний срок», «Прощание с Матерой». А в повести с символическим названием «Пожар» писатель рассказывает о пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Пожар в поселке, пожар в душах людей…

Мысль о том, что человек не должен воевать с природой, что она не враг ему, ибо он сам есть часть ее, стала ныне очевидной. Гармония человека и природы является обязательным условием продолжения жизни на Земле.

Летом на клумбах парка море цветов… Осенью пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, барбарис, зеленеют ели, сосны. Вдоль дорог тянутся вверх тополя. Многие дома окружены высокими туями, серебристыми елями и кустарниками. Как хочется, чтобы эта красота природы была вечной… Только что я прочитала рассказ «И грянул гром». Прочитала и глубоко задумалась… Герои этого рассказа из наполненного благополучием настоящего на машине времени совершают путешествие в отдаленное прошлое. Одно из обязательных условий такого перемещения – категорическое требование ничего не трогать, ничего не пытаться изменить, ни к чему не прикасаться. Один из персонажей совершает, казалось бы, совсем незначительный грех: он наступает на бабочку, и та погибает. Вроде бы ничего не меняется в окружающем мире, и жизнь продолжается. Но после возвращения домой, в исходную точку времени, путешественники находят свой мир совсем другим, непохожим на тот, что был, – «и грянул гром».

Фантастика? Хорошая литературная аллегория? Нет и еще раз нет. Все в нашем сложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. Но планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Вот поэтому и нельзя топтать ногами бабочек. Ухудшается экологическое положение, что представляет угрозу для всего живого. Ежегодно на нашей планете отмечаются два особых календарных дня: День земли и День окружающей среды. Люди в этот день говорят о проблемах экологии («Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды»). Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. Сломанное неокрепшее деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разбросанный мусор, прорывы нефтепроводов, утечка газа, промышленные выбросы, плохая вода, которую мы пьем, плохой воздух, которым мы дышим, – все это лишь предполагаемые мелочи. За последние тридцать-сорок лет на планете людей исчезли многие виды животных и растений. Кислотные дожди губят почву, тропические леса – «легкие» планеты – вырубаются со скоростью 20 га в минуту, загрязняются водоемы, разрушается защитный озоновый слой; болезни, причиной которых являются экологические проблемы, уносят ежегодно сотни тысяч жизней… Каждое государство, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

Мир таинственный и загадочный… Вот, например, у нас в квартире живет черепаха Чака. Ей уже четыре года. Мы ее купили в Донецке на базаре. У нее твердый панцирь, спинная сторона которого образована разросшимися в ширину ребрами, а брюшная – срастается с грудью, надежно защищает мягкие части тела животного. При прикосновении она прячет под щит голову, лапы и хвост.

Надежно защищены роговыми щитками наружные части лап черепахи и ее голова. Когда она ходит, то слышно стук ее панциря по кромке стола. Движения ее тяжелые. Наша черепаха не плавает, я читала в книге «Живые животные в школе», что болотные черепахи плавают в воде, работая всеми четырьмя ногами.

отные черепахи плавают в воде, работая всеми четырьмя ногами. При опасности черепаха втягивает в глубь панциря голову, задние конечности и хвост. Она с большой охотой питается листьями одуванчика, капустой и цветком «Невеста». Легкие черепахи отличаются большими размерами. Мы очень любим свою чудо-черепаху. Сейчас она спит в коробке под шифоньером. В настоящее время черепах насчитывается около двухсот видов, большинство из которых встречается в тропических странах. На островах Индийского и Тихого океанов живут гигантские черепахи, вес которых достигает трехсот килограммов. В болотах и озерах живет болотная черепаха, питающаяся различными водными животными. В школьных уголках живой природы ученики кормят черепах сочной травой, резаной капустой, морковью, свеклой, мякотью арбузов и дынь. Сколько черепах осталось на Земле? Мне хочется всем сказать: «Любите черепах так, как я, они – украшение земли, как бриллианты», по словам художника-анималиста А. Н. Комарова, который написал картину «Наводнение».

Вспомним строки из известной повести Антуана де Сент-Экзюпери: «Куда вы посоветуете мне отправиться?» – Спросил Маленький принц географа. «Посетите планету Земля, ответил географ. – У нее неплохая репутация. Земля – планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. И хочется предупредить: «Люди! Берегите все живое на Земле!».