Проблема детства аргументы из жизни. Аргументы к сочинению ЕГЭ

  • События, произошедшие в детстве, пробуждают в человеке новые стремления.
  • Взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил еще в детском возрасте.
  • Не всегда любовь, которой окружен ребенок, идет ему во благо.
  • Детство – это подготовка к взрослой жизни, ведь уже в детстве у человека начинают формироваться моральные ценности.

Аргументы

1. Л.Н.Толстой «Война и мир». Один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», юный Петя Ростов, унаследовавший все лучшие черты «ростовской породы»: доброту, открытость, желание помочь человеку в любую минуту – в годину суровых испытаний не может оставаться дома. Несмотря на запреты и уговоры отца и матери, Петр добился своего: его отправили в действующую армию. И там он проявляет свои лучшие качества, привитые еще с детства. Петя пожалел французского пленного барабанщика, как щедро угощал своих старших товарищей сладостями, как смело и безрассудно мчался на своем коне в самое пекло боя…

2. Л.Н. Толстой “Война и мир”. Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве, стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.

3. И.А.Гончаров «Обломов». Детство главного героя Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» было сказочным и безоблачным. Маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, оберегали от всяческих опасностей. Обломов ничего не делал, родители запрещали ему проявлять свою волю, а любые попытки к самостоятельности немедленно пресекались. Такая чрезмерная опека и забота заглушили в Обломове всякое желание делать что-либо самому, познать что-то новое. В дальнейшем мы видим, каким вырос герой: ленивым, апатичным, совершенно не приспособленным к жизни.

4. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Безоблачным было детство героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Добрый и отзывчивый мальчик не мог терпеть несправедливости. Об этом мы узнаем из его сна о бедной лошадке, которую забивает на глазах у десятка людей пьяный Миколка. Взрослые опасаются попасть под руку озверевшего человека, а маленький Родя, громко плача и крича, с кулаками набрасывается на хозяина лошади. Это детское воспоминание всплывает в его больном сознании за несколько дней до убийства старухи и, казалось бы, останавливает его, подталкивает на отречение от задуманного…Но, увы!

5. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Маленький Павлуша Чичиков на всю жизнь запомнил наказ отца: умей угождать вышестоящим лицам, общайся с людьми ради выгоды и бережно относись к деньгам. Сила отцовского завета отразилась во взрослой жизни Чичикова. Для него главная цель в жизни была связана с миром вещей, а деньги – единственные истинные друзья. Таким образом, Чичиков не только стал безнравственным человеком, который может переступить через любую мораль ради выгоды, но и одиночкой, не познавшим настоящей дружбы и любви.

6. А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Отец, отправляя Петра Гринева на службу, сказал очень важную и правильную вещь: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Слова отца стали для молодого человека важнейшим нравственным ориентиром. В самых сложных условиях, грозящих смертью, Петр Гринев сохранил свою честь. Для него было по-настоящему важно не предать отца и Родину. Этот пример – яркое подтверждение того, что наставления родителей помогают ребенку усвоить важнейшие нравственные ценности.

Тема: «Детство»

Алёша Пешков, рано оставшийся без родителей, живёт в семье деда Каширина вместе с многочисленным родственника — семьями двух сыновей деда. Дедушка с бабушкой и все остальные родственники оказали огромное влияние на его судьбу, каждый по-своему закладывал в нём основы характера, мировоззрения.

Сложным была жизнь в доме деда, не всегда в нём было довольство, бывали случаи,когда Алёше приходилось донашивать чью-то ветхую одежду и не было денег на покупку книг для школы.

Но если бы только материальные проблемы были в доме. В семье царила жестокость, грубость, неуважение друг другу. Дед часто избивал бабушку, дядья вечно ссорились из-за наследства, даже среди двоюродных братьев царила вражда. Каким мог бы вырасти в такой атмосфере ребёнок?

А сколько смертей пришлось пережить мальчику! На его глазах умерли родители,Цыганок, которого он так любил, братья. Взрослому-то сложно всё это пережить, не то что ребёнку. Да и само детство очень рано закончилось: после смерти матери дед отправил Алёшу « в люди», то есть на работу к людям.

И всё же мальчик не озлобился, не затаил обиды. Он вырос открытым, добрым и чутким человеком. Даже в это доме, где было столько вражды, он находил то, что радовало его: общение с дорогими ему людьми. А это была и его бабушка, и Цыганок, и Хорошее Дело. Они скрашивали безрадостные дни.

Сколько тепла было в отношении к нему бабушки, Акулины Ивановны, этой удивительно доброй и нравственно чистой женщины. Во многом благодаря ей Алёша стал чутким и внимательным, любящим прекрасное, народное творчество, она научила его видеть красоту жизни. Бабушка была для Алёши «самым близким сер­дцу моему, самым понятным и дорогим человеком».

Хорошее Дело притягивал Алёшу своей образованностью, начитанностью, своей непохожестью на остальных. Он возбуждал в мальчике желание учиться, познавать мир. Но даже «свинцовые мерзости» закаляли характер героя, делая его сильнее.

Сирота-подкидыш Цыганок, добрый, весёлый, жизнерадостный, тоже очень нравился Алёше. Сколько весёлых минут они проводили вместе! Как трагична судьба Цыганка — он погиб, надорвался, когда нёс крест.

Тянется Алёша и к подслеповатому мастеру Григорию Ивановичу, потерявшему зрение, работая на деда.

Как важно, чтобы в детстве, кода формируется характер, ребёнок встретил хороших, настоящих людей. Ведь именно в этом возрасте закладываются основы будущей взрослой личности, те ценности, которым человек будет следовать всю жизнь.

Были такие люди и в детстве Алёши. Атмосфера любви и уважения царила и между родителями Алёши, жаль, что оба они так рано умерли.

«В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание - всё-таки мед».

Чем прекрасна память о детстве?

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть этого автора знакомит нас с историей мальчика, посетившего множество планет в самых отдаленных уголках нашей необъятной вселенной. Общаясь с многими их жителями, он к своему удивлению обнаружил, что стал свидетелем существования огромной дистанции, которая разделяет детей его возраста с взрослыми людьми. Маленький путешественник отмечает, что все интересы взрослых сводятся к вещам рациональным и неинтересным. К примеру, один из его собеседников с багровым лицом, кроме цифр не интересовался ничем и с гордостью называл себя очень серьезным господином. Ему были чужды такие чувства, как любовь, привязанность и дружба, и по выражению Маленького принца, больше походил на гриб, чем на нормального человека.

Ценность воспоминаний о детстве.

«Детство» Лев Николаевич Толстой

Первая книга этой трилогии знакомит нас с юным персонажем Николенькой и его бурными воспоминаниями о безвозвратно ушедших годах золотого периода своего детства. Он вспоминает маму, бабушку, окружающую природу, которая казалась ему в тот период великой и грандиозной. Классиком этот мир показан настолько проникновенно и чисто, что никаких сомнений в уникальности этого счастливого этапа жизни для уже повзрослевшего мальчика, не возникает. Он действительно счастлив и светел в своих воспоминаниях. Следующие книги этого произведения повествуют о более зрелом возрасте Николеньки. Его жизнь наполнена множеством событий, смертью матери, переездом на новое место жительства и отсутствием той теплоты и участия, к которой он привык, будучи ребенком. И все же светлые воспоминания о своем первом осознанном периоде жизни, греют его душу и помогают преодолевать трудности наступившего отрочества и зрелости. Атмосфера детских лет наполняет его радостью и любовью. Она служит тем спасательным кругом, который всю последующую жизнь будет поддерживать его и не давать опуститься в омут равнодушия и злобы.

Роль детских воспоминаний в жизни взрослого человека

«Обломов» Иван Александрович Гончаров

Подобные ностальгические чувства по ушедшему в небытие детству, испытывает и удивительный персонаж пьесы И.А. Гончарова «Обломов». Находясь в гуще петербургской суеты, главный герой не может отвлечься от сладких детских переживаний. Воспоминания той поры, когда он мог оставаться самим собой без оглядки на установленные правила и условности, наполняют его душу теплом и покоем. По словам Обломова, умиротворенное детское сердце только в этот период наполнено ожиданием нескончаемой цепочки чудес, приключений и радостей.

Отношение детей и родителей. Чем страшно равнодушие к своим близким.

«Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский

Довольно часто повзрослевшие дети, окунаясь в суету ежедневных забот, без всяких на то причин, перестают общаться со своими родителями. К. Г. Паустовский в своем рассказе «Телеграмма» описывает отношение взрослой дочери к своей одинокой постаревшей маме. Екатерина Петровна коротала свой век в забытой Богом деревне, в то время как Настя, ее дочь, занималась благоустройством своей жизни в северной столице. Общение последних трех лет между матерью и дочкой ограничивались редкими письмами, которые Настя порой не удосуживалась прочесть, и денежной помощью в двести рублей, пересылаемой ею матери раз в месяц. Екатерина Петровна была безмерно благодарна дочери за ее заботу, но почтовые переводы больше интересовали ее той парой строк, которыми Настя сопровождала пересылаемые деньги. Она с жадностью по несколько раз перечитывала эти обрывочные лаконичные сообщения, в которых дочь сетовала на нехватку времени даже на то, чтобы написать полноценное письмо, и хранила их как самое ценное, что у нее было в доме. Мать не обижалась на безразличие дочери, но очень скучала и тосковала по ней. Она внимательно прислушивалась к каждому дверному скрипу и шагам под окнами своего дома, в надежде, что сейчас распахнется калитка и во двор войдет ее единственная любимая дочь. Чувствуя приближение смерти, Екатерина Ивановна отправила письмо дочери с просьбой приехать, чтобы попрощаться, но Настя так и не собралась в гости к матери, да и вообще не восприняла содержание письма всерьез. Осознание наступило лишь с приходом телеграммы, сообщавшей о том, что ее мать при смерти. И лишь в этот момент сердце дочери наполнилось нестерпимой болью и обидой на себя. Она вдруг четко поняла, что никто в жизни ее так не любил, как эта умирающая в одиночестве старушка, что нет для нее в этом мире человека более близкого и родного чем мама. К сожалению, все произошло очень быстро. Екатерина Ивановна отошла в мир иной, так и не успев попрощаться с дочерью, а Настя вернулась после похорон с чувством невосполнимой утраты и непоправимой вины. Видимо с этим ощущением, она и жила все оставшиеся годы, поскольку попросить прощения было уже не у кого.

Проблема одиночества. Можно ли обрести счастье в одиночестве?

В лице персонаже Максима Максимыча поэт представил нам пример человека, оставшегося на склоне лет одиноким и никому не нужным. Долгие годы службы в условиях, не позволивших нашему герою обзавестись семьей, и частая перемена мест своего жительства, способствовавшая отсутствию у него крепких дружеских связей и круга близких знакомых, сыграла со старым воякой дурную шутку. К старости он остался в полном одиночестве. Старик жил уединенно и общался лишь с приезжавшими в город по делам службы, командированными чиновниками и офицерами. Как любой нормальный человек он тянулся к людям, нуждался в обыкновенном человеческом общении и не находил, кому предложить свои неистраченные силы, заботу и любовь. Молодые люди, обычно, так остро не чувствуют, отсутствия рядом с собой родных и преданных людей. Они заняты проблемами устройства своей жизни, выстраиванием карьеры и множеством иных неотложных дел. Что же касается Максима Максимыча, то возраст диктовал ему уже совершенно другие потребности и желания – ему необходим был постоянный круг общения, близкое окружение, хлопоты по воспитанию внуков и деятельное участие в делах своих взрослых детей. К сожалению, в силу сложившихся обстоятельств, всего этого он был лишен, и встреча с Печориным на короткое время изменила все. Старый солдат отнесся к нему как к родному сыну. Он направил весь свой богатый жизненный опыт и чисто человеческое желание оказать помощь, в адрес молодого офицера, однако тот не ответил взаимностью и воспринял его заботу холодно и безразлично. Такое отношение Печорина глубоко обидело старика, он стал замкнут и, осознавая свою ненужность, полностью потерял интерес к жизни. Вывод из этой истории напрашивается следующий: для счастья человеку нужно не так уж и много – близкие, которые бы нуждались в его заботе и друзья, с которыми можно поговорить о самом сокровенном и наболевшем. Одиночество способно ожесточить и сделать несчастным любого самого жизнерадостного человека – оно противоестественно.

Что чаще всего становится причиной одиночества?

«Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов

На примере Григория Александровича Печорина, Лермонтов обрисовал и совершенно иную проблему феномена одиночества. Главный герой этого произведения обладает приятной внешностью, весьма неглуп, пользуется успехом у противоположного пола, но полностью лишен способности к глубоким чувствам и искренней привязанности. Причина его обособленности и отчужденности кроется в определенных чертах характера. Печорину удается испортить отношения с людьми, которые проявляют неподдельное стремление к дружбе с ним, он отталкивает своей холодностью и безразличием даже тех, чьи чувства к нему чисты и искренни. Через жернова его равнодушия прошли все основные персонажи романа: Вернер, Максим Максимыч, Вера, Грушницкий и прочие. Понятно, что такое отношение к окружающим, ничем хорошим закончиться не могло. Григорий Александрович умер, возвращаясь из Персии, так и не испытав настоящей любви, не став мужем и отцом, и не оставив за своей спиной никого, кто бы действительно сожалел о его преждевременной кончине. Можно подытожить все это одной единственной фразой. Основной причиной одиночества является беспросветный эгоизм и болезненное самолюбие.

Причина конфликта детей и родителей.

«Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев

Знаменитый роман И. С. Тургенева ярко иллюстрирует проблему отношений между новым и старым поколениями. Главный персонаж произведения, некто Базаров, является представителем прогрессивной молодежи того времени. Он «с пеной у рта» категорически опровергает убеждения местного дворянского общества, в лице братьев Кирсановых. Его нескрываемое презрение к отцовским традициям и веками выработанным устоям, достойно всяческого изумления. Отъявленный, можно сказать, реакционный нигилизм главного героя, напрочь перечеркивает все нормы нравственности, которых веками придерживалось старшее поколение. Он склонен к отрицанию даже таких незыблемых понятия, как брак, любовь и семья. Сам автор вынес окончательный приговор этому наглому и амбициозному персонажу. Он обрек его на смерть, настолько нелепую и противоречащую всем его «гениальным» построениям, что Базаров перед смертью вынужден был опровергнуть свои собственные убеждения, признавшись в искренних чувствах к своей возлюбленной, госпоже Одинцовой.

Проблема конфликта поколений существовала всегда, и не только в нашей стране. Ни один философ или мыслитель не дал четкого рецепта, как этого избежать, но стоит помнить одно – нельзя создать новое без твердой опоры на прошлое. Если бы наши предки ожесточенно «растаптывали» все те ценности, которые им оставили предыдущие поколения, человечество просто прекратило бы свое существование.

Текст из ЕГЭ

(1)На меня самое сильное впечатление производят сны, в которых поднимается далёкое детство и в неясном тумане встают уже не существующие лица, тем более дорогие, как всё безвозвратно утраченное. (2)Я долго не могу проснуться от такого сна и долго вижу живыми тех, кто давно уже в могиле. (3)И какие всё милые, дорогие лица! (4)Кажется, чего бы не дал, чтобы хоть издали взглянуть на них, услышать знакомый голос, пожать их руки и ещё раз вернуться к далёкому-далёкому прошлому. (5)Мне начинает казаться, что эти молчаливые тени чего-то требуют от меня. (6)Ведь я стольким обязан этим бесконечно дорогим для меня людям…

(7)Но в радужной перспективе детских воспоминаний живыми являются не одни люди, а и те неодушевлённые предметы, которые так или иначе были связаны с маленькой жизнью начинающего маленького человека. (8)И сейчас я думаю о них, снова переживая впечатления и ощущения детства.

(9)В этих немых участниках детской жизни на первом плане всегда, конечно, стоит детская книжка с картинками… (10)И это была та живая нить, которая выводила из детской комнаты и соединяла с остальным миром. (11)Для меня до сих пор каждая детская книжка является чем-то живым, поскольку она пробуждает детскую душу, направляет детские мысли по определённому руслу и заставляет биться детское сердце вместе с миллионами других детских сердец. (12)Детская книга — весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодарную почву семян. (13)Дети, благодаря этой книжке, сливаются в одну громадную духовную семью, которая не знает этнографических и географических границ.

(14)3десь мне придётся сделать небольшое отступление именно по поводу современных детей, у которых приходится сплошь и рядом наблюдать полное неуважение к книге. (15)Растрёпанные переплёты, следы грязных пальцев, загнутые углы листов, всевозможные каракули на полях -одним словом, в результате получается книга-калека.

(16)Трудно понять причины всего этого, и можно допустить только одно объяснение: нынче выходит слишком много книг, они значительно дешевле и как будто потеряли настоящую цену среди других предметов домашнего обихода. (17)У нашего поколения, которое помнит дорогую книгу, сохранилось особенное уважение к ней как к предмету высшего духовного порядка, несущего в себе яркую печать таланта и святого труда.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

Вступление

Детство – самое трепетное и волшебное время для человека. Эта светлая пора накладывает неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь. Будучи ребенком, мы укрепляем в сознании модель поведения человека в семье, впитываем, как губка, созданную нашими родителями атмосферу.

Именно в детстве закладываются главные жизненные ценности: мы начинаем ценить то, что ценили наши родные и близкие, негативно относимся к тому, о чем с недовольством отзывались мама и папа.

Проблема

Проблему детства поднимает в своем тексте Д. Мамин-Сибиряк. Воспоминания о детстве, о людях, которые окружали героя в детские годы, о предметах, столь дорогих сердцу, наполняют сердце автора и заставляют задуматься о прошлом.

Комментарий

Автор часто видит свое давно ушедшее детство во сне, где рядом находятся давно ушедшие люди, особенно дорогие из-за невозможности вновь увидеть их в реальности. Душа сильнее болит от желания поговорить с ними, обнять, услышать родной голос и увидеть угасшие лица.

Порой кажется, что эти люди что-то требуют от него, ведь невозможно восполнить то, чем герой им обязан.

В памяти всплывают не только родные и близкие, но и предметы детства, которые были постоянным спутником той поры. В первую очередь вспоминается книга – яркая, красочная, открывающая перед сознанием ребенка весь прекрасный огромный мир, пробуждающая душу растущего человека.

Автор сетует на то, что в современном мире у детей совершенно не такое отношение к книге. Оно характеризуется неуважением к ней, небрежным отношением. Д. Мамин-Сибиряк пытается понять причины этого, находит ее в том, что детская книга стала дешевле, доступнее, от того и потеряла свою ценность.

Авторская позиция

Своя позиция

С самого раннего детства стоит учить малыша и уважению к окружающему миру: к природе, к животным, к игрушкам и книгам. Иначе он не сможет впоследствии ценить то, что приносит ему удовольствие и пользу.

Аргумент №1

Говоря о влиянии детства на формирование характера человека, стоит вспомнить Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова «Обломов». В произведении есть целая глава, которая называется «Сон Обломова», где автор представляет нам мир, который воспитывал Илью Ильича с момента рождения и до студенческих лет.

Родители и няньки угождали ему во всем, уберегали от внешнего мира. Главной ценностью в Обломовке была еда и сон. И повзрослев, герой больше всего в жизни стал ценить лежание на диване и возможность вкусно поесть.

Друг Обломова, Андрей Штольц, воспитывался совсем по-другому. В его семье ценили деятельность, практичность, умение работать. И вырос он именно таким – целенаправленным практиком, ни минуты не тратящим попусту.

Аргумент №2

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» тоже можно разглядеть влияние детства на развитие главной героини Катерины. Ее детство было светлым и радужным. Родители любили ее и воспитывали в ней любовь к свободе и умение жертвовать всем ради любимых людей.

Оказавшись после замужества в семье Кабановых, она впервые в жизни очутилась в недоброжелательной обстановке, в месте, где не воспринималась свобода личности и свобода выражения чувств, где все делалось по правилам домостроя.

Катерина не выдержала гнета и погибла, бросившись в отчаянии в реку.

Заключение

Как бы мы ни чувствовали себя в то или иное время, как бы не сожалели о собственной жизни и не разочаровывались в завтрашнем дне, дети не должны этого всего чувствовать и знать. Будьте ответственны перед своими детьми, научите их тому, что действительно пригодится им в жизни, что поможет им приспособиться к тому миру, в котором им придется жить и воспитывать собственных детей.

Виды проблемы

Роль детства в жизни человека

Аргументы

Л.Н.Толстой «Война и мир». Один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир», юный Петя Ростов, унаследовавший все лучшие черты «ростовской породы»: доброту, открытость, желание помочь человеку в любую минуту - в годину суровых испытаний не может оставаться дома.

Несмотря на запреты и уговоры отца и матери, Петр добился своего: его отправили в действующую армию. И там он проявляет свои лучшие качества, привитые еще с детства. Вспомним, как Петя пожалел французского пленного барабанщика, как щедро угощал своих старших товарищей сладостями, как смело и безрассудно мчался на своем коне в самое пекло боя...

И.А.Гончаров «Обломов». Детство главного героя Обломова в романе И.А.Гончарова «Обломов» было сказочным и безоблачным. Маленького Илюшу все любили, ласкали, баловали, оберегали от всяческих опасностей. Обломов ничего не делал, родители запрещали ему проявлять свою волю, а любые попытки к самостоятельности немедленно пресекались. Такая чрезмерная опека и забота заглушили в Обломове всякое желание делать что- либо самому, познать что-то новое. В дальнейшем мы видим, каким вырос герой: ленивым, апатичным, совершенно не приспособленным к жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Безоблачным было детство героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова. Добрый и отзывчивый мальчик не мог терпеть несправедливости. Об этом мы узнаем из его сна о бедной лошадке, которую забивает на глазах у десятка людей пьяный Миколка. Взрослые опасаются попасть под руку озверевшего человека, а маленький Родя, громко плача и крича, с кулаками набрасывается на хозяина лошади. Это детское воспоминание всплывает в его больном сознании за несколько дней до убийства старухи и, казалось бы, останавливает его, подталкивает на отречение от задуманного.. .Но, увы!

Ч.Диккенс «Дэвид Копперфилд». В большинстве романах Ч. Диккенса можно проследить за тем, насколько важно детство для становления каждого человека. Наиболее характерный в этом отношении роман "Дэвид Копперфилд". Герой этого произведения проходит длинный путь духовного развития. Несчастливое детство, сиротство, поиски родных людей изменяют характер Дэвида, дают ему жизненный опыт.

Н.В.Гоголь «Страшная месть». В сюжетах повестей "Страшная месть", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка" Н.В. Гоголь, раскрывая внутренний мир своих героев, нередко ищет причины появления их характерных особенностей в событиях, пережитых в детстве. Для Гоголя этот мотив с течением времени приобретал все большее значение. Например, в "Страшной мести" именно через обращение к детству главного героя повести - колдуна - автор пытается объяснить причины его поступков.