Культурное развитие личности. Духовная культура личности и общества: понятие, формирование и развитие


Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Курсовая работа

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

Тула 2008

Введение

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы - доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи :

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура -- это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности - важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены -- через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой..

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства.

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы.

Термин “субкультура” не означает, что та или иная группа выступает против культуры, господствующей в обществе. Однако во многих случаях большинство общества относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Эта проблема может возникнуть даже по отношению к уважаемым субкультурам врачей или военных. Но иногда группа активно стремиться выработать нормы или ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известная контркультура в западном обществе - богема, а наиболее яркий пример в ней - хиппи 60-х годов.

Ценности контркультуры могут быть причиной длительных и неразрешимых конфликтов в обществе. Однако иногда они проникают в саму господствующую культуру. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе, где главным образом через средства массовой информации, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими, поэтому привлекательными для контркультуры и, соответственно, менее угрожающими для культуры господствующей.

1.3 Культура как системное образование

С точки зрения социологии, в культуре можно выделить две основные части -- культурную статику и культурную динамику. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая -- в состоянии движения. Культурная статика -- это внутреннее строение культуры, т. е. совокупность базисных элементов культуры. Культурная динамика включает те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз. Культура -- сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества. Если представить человеческую культуру в виде сложной системы, которая создавалась многочисленными предшествующими поколениями людей, то отдельные элементы (черты) культуры могут быть отнесены или к материальным или к нематериальным видам. Совокупность материальных элементов культуры составляет особую форму культуры -- материальную культуру, куда включаются все объекты, все предметы, которые созданы руками человека. Это станки, машины, электростанции, здания, храмы, книги, аэродромы, обрабатываемые поля, одежда и проч.

Совокупность нематериальных элементов культуры образует духовную культуру. В духовную культуру включаются нормы, правила, образцы, эталоны, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык, литература, искусство. Духовная культура существует в нашем сознании не только как представление о нормах поведения, но и как песня, сказка, былина, шутка, пословица, народная мудрость, национальный колорит бытия, менталитет. В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Географический район, внутри которого разные я культуры имеют сходство в главных чертах, называют культурным ареалом. При этом границы культурного ареала могут не совпадать с государственными или с рамками данного общества.

Часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, которая выдержала испытание временем и передается следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, составляет культурное наследие. Культурное наследие играет чрезвычайно важную роль в периоды кризисов и нестабильности, выступая как фактор сплочения нации, средство объединения. Каждый народ, страна, даже некоторые группы общества имеют свою культуру, в которой может быть масса черт, не совпадающих с той или иной культурой. На земле существует великое множество различающихся культур. И все-таки социологи выделяют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии.

Уверенно называют более нескольких десятков культурных универсалий, т.е. элементов культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. В культурных универсалиях можно вычленить элементы культуры, связанные так или иначе с физическим здоровьем человека. Это возрастные особенности, спорт, игры, танцы, соблюдение чистоты, запрет кровосмешения, акушерство, обращение с беременными, послеродовой уход, отучение ребенка от груди,

К культурным универсалиям относятся и общечеловеческие нормы нравственности: уважение старших, различение добра и зла, милосердие, обязанность прийти на помощь слабому, терпящему бедствие, уважительное отношение к природе и ко всему живому, забота о младенцах и воспитание детей, обычай дарить подарки, нормы морали, культура поведения.

Отдельную весьма важную группу составляют культурные универсалии, связанные с организацией жизни индивидов: кооперация труда и разделение труда, общинная организация, приготовление пищи, торжественные празднества, традиции, добывание огня, табу на пишу, игры, приветствия, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, запрет кровосмешения, правительство, полиция, карательные санкции, закон, право собственности, право наследования, родственные группы, номенклатура родственников, язык, магия, брак, семейные обязанности, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, благопристойность в отправлении естественных надобностей, траур, число, личное имя, умилостивление сверхъестественных сил, обычаи, связанные с наступлением половой зрелости, религиозные ритуалы, поселенческие правила, сексуальные ограничения, статусная дифференциация, изготовление орудий труда, торговля, хождение в гости.

Среди культурных универсалий можно выделить и специальную группу, в которой отражаются взгляды на мир и духовная культура: учение о мире, время, календарь, учение о душе, мифология, гадание, суеверия, религия и различные верования, вера в чудесные исцеления, толкование снов, пророчества, наблюдение за погодой, образование, художественное творчество, народные промыслы, фольклор, народные песни, сказки, сказания, легенды, шутки.

Почему возникают культурные универсалии? Это связано с тем, что люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставят перед ними условия жизни.

Каждая культура имеет стандарты «правильного» поведения. Для того чтобы жить в обществе, люди должны уметь общаться и сотрудничать друг с другом, а это значит, что они должны иметь представление о том, как правильно поступать, чтобы быть понятым и добиться согласованных действий. Поэтому общество создает определенные шаблоны поведения, систему норм -- образцов правильного или подобающего поведения. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, образом того, как люди должны действовать. Нормативная культура-- это система социальных норм или стандартов поведения, которым.члены общества следуют более или менее точно.

При этом нормы проходят в своем развитии несколько этапов: они возникают, получают одобрение и распространение в обществе, стареют, становятся синонимом рутины и косности и их заменяют другими, которые более соответствуют изменившимся условиям жизни.

Одни нормы заменить не трудно, например, этикетные нормы. Этикет - это правила учтивости, правила вежливости, которые в каждом обществе и даже в каждом сословии различаются. Этикетные нормы мы легко можем обойти. Так, если в гостях вас "приглашают к столу, на котором возле тарелки лежит лишь вилка, а нож отсутствует, вы обойдетесь и без ножа. Но есть нормы, которые изменить чрезвычайно сложно, потому что эти правила регулируют важные для общества сферы человеческой деятельности. Таковы государственные законы, религиозные традиции и др. Рассмотрим основные типы норм в порядке повышения их общественной значимости.

Обычаи -- это традиционно установившийся порядок поведения, набор работоспособных образцов, стандартов, которые позволяют членам общества наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Это не индивидуальные, а коллективные привычки, способы жизни народа, элементы повседневной, обыденной культуры. Новые поколения воспринимают обычаи путем бессознательного подражания или сознательного обучения. С детского возраста человек окружен множеством элементов обыденной культуры, поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно возможными и приемлемыми. Ребенок усваивает их и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям, не задумываясь об их происхождении.

У каждого народа, даже в наиболее примитивных обществах, имеется множество обычаев. Так, славянские и западные народы едят второе вилкой, считая само собой разумеющимся пользоваться вилкой, если подали котлету с рисом, а китайцы используют для этой цели специальные палочки. Обычаи гостеприимства, празднования Рождества, уважения к старшим и другие -- это одобренные обществом массовые образцы поведения, которые рекомендуется выполнять. Если люди нарушают обычаи, это вызывает общественное неодобрение, порицание, осуждение.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они становятся традициями. Первоначально это слово означало «предание». Традиционными могут стать подъем национального флага на празднике, исполнение гимна страны во время чествования победителя на соревновании, встречи однополчан в день победы, чествование ветеранов труда и т. д.

У каждого человека, кроме того, имеется много индивидуальных привычек: заниматься гимнастикой и принимать вечером душ, ходить на лыжах по выходным и т. д. Привычки сложились в результате многократного повторения, в них находит выражение и культурный уровень данного человека, и его духовные запросы, и уровень исторического развития общества, в котором он живет. Так, для русского дворянства были характерны привычки устраивать псовую охоту, играть в карты, иметь домашний театр и проч.

Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни порицания. Но есть и так называемые вредные привычки (громко разговаривать, грызть ногти, с шумом и чавканьем есть, бесцеремонно разглядывать пассажира в автобусе и затем вслух высказывать замечания о его внешнем виде и проч.), они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры относятся к этикету, или правилам вежливости. Если привычки формируются стихийно, под влиянием условий жизни, то хорошие манеры необходимо воспитывать. В советское время этикет не преподавали ни в школе, ни в вузе, считая все это буржуазным вздором, «вредным» для народа. Нет этикета в официально утвержденных программах вузов и школ и сегодня. Поэтому грубые манеры стали повсеместной нормой. Достаточно сказать о вульгарных, отвратительных манерах наших так называемых звезд эстрады, которые тиражируются телевидением и воспринимаются миллионами поклонников как эталон поведения и образец для подражания.

Можно ли научиться самому хорошим манерам? Конечно, для этого надо читать книги по этикету, размышлять над своим поведением, применять к себе правила, о которых рассказывается в публикациях. Повседневные манеры воспитанного человека -- следить за тем, чтобы твое присутствие никому не создавало неудобств, быть предупредительным, вежливым, уступать дорогу старшим, подать девушке в гардеробе пальто, громко не разговаривать и не жестикулировать, не быть угрюмым и раздражительным, иметь чистую обувь, выглаженные брюки, аккуратную прическу -- все это и некоторые другие привычки можно быстро усвоить, и тогда общение с вами будет легким и приятным, что, кстати говоря, поможет вам в жизни. Разновидностью обычаев являются церемония и ритуал. Церемония -- это последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию какого-либо важного для группы события. Например, церемония торжественного вступления президента России в должность, церемония (интронизация) возведения на престол вновь избранного папы римского или патриарха.

Ритуал -- это выработанный обычаем и строго установленный порядок совершения чего-либо, который призван драматизировать данное событие, вызвать у зрителя благоговейный трепет. Например, ритуальные танцы шаманов в процессе колдовства, ритуальные танцы племени перед охотой. Нравственные нормы отличаются от обычаев и привычек.

Если я не чищу зубы, то причиняю вред самому себе, если я не умею пользоваться ножом для еды, мои плохие манеры одни не заметят, а другие - заметят, да не скажут об этом. Но если друг в трудную минуту бросил, если человек взял взаймы деньги и обещал отдать, но не отдает. В этих случаях мы имеем дело с нормами, которые затрагивают жизненные интересы людей, являются важными для благополучия группы или общества. Нравственные, или моральные нормы определяют отношения людей друг к другу на основе различения добра и зла. Нравственные нормы люди выполняют, опираясь на собственную совесть, общественное мнение и традиции общества.

Нравы -- это особенно оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества. Каждое общество имеет свои нравы, или мораль. Тем не менее уважение к старшим, честность, благородство, забота о родителях, умение прийти на помощь слабому и т.д. во многих обществах является нормой, а оскорбление старших, издевательство над инвалидом, желание обидеть слабого считается безнравственным.

Особой формой нравов является табу. Табу -- это абсолютный запрет какого-либо действия. В современном обществе табу накладывается на кровосмешение, каннибализм, осквернение могил или оскорбление чувства патриотизма.

Совокупность правил поведения, связанных с понятием достоинства личности, составляет так называемый кодекс чести.

Если нормы и обычаи начинают играть особенно важную роль в жизни общества, тогда они становятся институциональными и возникает социальный институт. Это экономические институты, банки, армия и др. Нормы и правила поведения здесь специально разрабатываются и оформляются в кодексы поведения и строго соблюдаются.

Некоторая часть норм является настолько важной для жизнедеятельности общества, что они оформляются как законы; на страже законов стоит государство в лице его специальных силовых структур, таких как милиция, суд, прокуратура, тюрьма.

Как системное образование культура и ее нормы принимают все члены общества; это доминирующая, всеобщая, господствующая культура. Но в каждом обществе выделяются некоторые группы людей, которые не принимают доминирующую культуру, а образует свои нормы, которые отличаются от общепринятых образцов и даже бросают ей вызов. Такова контркультура. Контркультура вступает в конфликт с господствующей культурой. Тюремные нравы, стандарты поведения в шайке бандитов, группы хиппи -- это ярко выраженные примеры контркультуры.

В обществе могут существовать и другие, менее агрессивные культурные нормы, которые не разделяются всеми членами общества. Различия людей, связанные с возрастом, национальностью, родом занятий, полом, особенностями географической среды обитания, профессией, приводят к возникновению специфических культурных образцов, которые составляют субкультуру; «жизнь иммигрантов», «жизнь северян», «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», «жизнь в общежитии»-- примеры жизни индивида в рамках определенной субкультуры.

2. Роль культуры в жизни человека

2.1 Формы проявления культуры в жизни человека

Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека с порожденной им культурой.

Этноцентризм. Существует известная истина, что для каждого человека земная ось проходит через центр его родного города или деревни. Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, и все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

Без сомнений, мы допускаем, что моногамные браки лучше полигамных; что молодые люди сами должны выбирать партнеров и это лучший способ образования супружеских пар; что наше искусство является самым гуманным и благородным, в то время как искусство, принадлежащее другой культуре, вызывающе и безвкусно. Этноцентризм делает нашу культуру эталоном, с которым мы соизмеряем все другие культуры: по нашему мнению, они будут хороши или плохи, высоки или низки, правильны или ложны, но всегда по отношению к нашей собственной культуре. Это проявляется в таких позитивных выражениях, как "избранный народ", "истинное учение", "сверхраса", и в негативных - "отсталые народы", "примитивная культура", "грубое искусство".

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой и абсурдной. Не только общества, но и большинство социальных групп (если не все) в обществе этноцентричны. Многочисленные исследования организаций, проведенные социологами разных стран, показывают, что люди склонны переоценивать собственные организации и при этом недооценивать все другие. Этноцентризм - всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Правда, в этом вопросе могут быть исключения, например: евреи-антисемиты, аристократы-революционеры, негры, выступающие против негров по вопросам ликвидации расизма. Очевидно, однако, что такие явления можно считать уже формами отклоняющегося поведения.

Возникает естественный вопрос: этноцентризм - это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно. Попытаемся определить положительные и отрицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм, Прежде всего следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам. Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм, презрение к культурам других обществ. Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше. Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп. Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления, как бы примеряя их на себя.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии. Уже одно упоминание об опасности, например, для существования какой-либо организации, сплачивает ее членов, повышает уровень групповой лояльности и этноцентризма. Периоды напряженности в отношениях между нациями или национальностями всегда сопровождаются повышением интенсивности этноцентристской пропаганды. Возможно, это связано с подготовкой членов группы к борьбе, к предстоящим лишениям и жертвам.

Говоря о той значительной роли, которую этноцентризм играет в процессах групповой интеграции, в сплочении членов групп вокруг определенных культурных образцов, следует отметить и его консервативную роль, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур? Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Примером может служить опыт нашей страны, когда высокий уровень этноцентризма в довоенный период стал серьезным тормозом развития культуры. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества. Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма. Еще в Древнем Риме у представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.

Культурный релятивизм . Если члены одной социальной группы будут рассматривать культурные обычаи и нормы других социальных групп только с точки зрения этноцентризма, то прийти к пониманию и взаимодействию очень сложно. Поэтому существует подход к другим культурам, который смягчает действие этноцентризма и позволяет находить пути к сотрудничеству и взаимному обогащению культур различных групп. Одним из таких подходов считается культурный релятивизм. Его основой служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры. Теплая одежда хороша в Арктике, но нелепа в тропиках. То же можно сказать и о других, более сложных культурных элементах и о комплексах, которые они составляют. Культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах. Важно только подойти к этим различиям не с точки зрения доминирования "нашей" культуры, а с точки зрения культурного релятивизма, т.е. признавая за другими культурами возможности иных, отличных от "наших" интерпретаций культурных образцов и осознавая причины таких модификаций. Эта точка зрения, естественно, не этноцентрична, но помогает сближению и развитию различных культур.

Нужно понять основное положение культурного релятивизма, согласно которому определенные элементы отдельной культурной системы являются правильными и общепринятыми потому, что они хорошо себя зарекомендовали именно в этой системе; другие же считаются неправильными и ненужными потому, что их применение порождало бы болезненные и конфликтные последствия только в данной социальной группе или только в данном обществе. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе - сочетание черт и этноцентризма, и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность основным образцам этой культуры, в то же время способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.

2.2 Социализация личности

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Методы социализации личности в каждой культуре отличаются. Обратившись к истории культуры, мы увидим, что в каждом обществе была своя идея воспитания. Сократ считал, что воспитать человека -- значит помочь ему «стать достойным гражданином», тогда как в Спарте целью воспитания считалось воспитание сильного храброго воина. Согласно Эпикуру, главное - независимость от внешнего мира, «безмятежность». В Новое время Руссо, пытаясь сочетать в воспитании гражданские мотивы и духовную чистоту, пришел в конце концов к выводу о несовместимости нравственного и политического воспитания. «Изучение человеческого состояния» приводит Руссо к убеждению в том, что можно воспитать либо «человека для него самого», либо гражданина, живущего «для других». В первом случае он будет находиться в противоречии с общественными учреждениями, во втором -- со своей собственной природой, поэтому приходится выбирать одно из двух -- воспитывать или человека, или гражданина, ибо нельзя создавать одновременно и того, и другого. Через два века после Руссо экзистенциализм со своей стороны разовьет его идеи об одиночестве, о «Других», которые противопоставлены «Я», об обществе, где человек находится в рабстве норм, где все живут так, как принято жить.

Сегодня специалисты продолжают спорить о том, какой же фактор является главным для процесса формирования личности. По-видимому, все они в комплексе осуществляют социализацию личности, воспитание человека как представителя данного общества, культуры, социальной группы. В соответствии с современными представлениями, взаимодействие таких факторов, как физические черты человека, окружающая среда, индивидуальный опыт и культура, создает уникальную личность. К этому следует добавить и роль самовоспитания, т. е. собственных усилий личности на основе внутреннего решения, собственных потребностей и запросов, честолюбия, волевого начала -- сформировать в себе определенные навыки, способности, умения. Как показывает практика, самовоспитание выступает мощнейшим инструментом в достижении личностью профессиональных навыков, карьеры, материального благополучия.

В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и - включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения". В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта.

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Заключение

Подводя итог, следует еще раз особо отметить, что культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Культура -- сложное образование, которое представляет собой многостороннюю и многоаспектную систему, все части, все элементы, все структурные характеристики этой системы постоянно взаимодействуют, находятся в бесконечных связях и отношениях друг с другом, постоянно переходят одно в другое, пронизывают все сферы жизни общества.

Среди множества различных определений данного понятия самым распространенным является следующее: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни.

Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Становление и развитие личности происходит во многом благодаря культуре. Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Список использованной литературы

1. Витаньи И.Н. Общество. Культура. Социология/И.Н. Витаньи - М., 1984 - с.9-15.

2. Добреньков В.И. Социология./В.И. Добреньков, Ю.Г. Волков и др.- М.: Мысль, 2000 - с.52.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., переруб. и доп./Л.Г. Ионин - М.: Логос, 2000 - с.19-24.

4. Коган Л. К Социология культуры. Екатеринбург, 1992 - с.11-12.

5. Кон И.С. Социология личности/ И.С.Кон - М., 1967 - с.113-116.

6. Леонтьев А.Н. К теории развития личности/А.Н.Леонтьев - М., 1982 - с. 402.

7. Минюшев Ф.И. Социология культуры: Учебное пособие для вузов Ф.И. Минюшев - М.: Академический проект, 2004- с. 34-38.

8. Соколов Э.В. Культура и личность/Э.В.Соколов - Л., 1972 - с.51.

9. Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР в 2-х тт.- Т.2 Здравосмыслов А.Г., Ядов В.А. - М., -1996-с.71.

10. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры // Социологический журнал, № 1-2, 1999// http://knowledge.isras.ru/sj/

Подобные документы

    Основное понятие, сущность, виды, особенности и структура культуры, как социального явления. Особенности социальных функций культуры. Компоненты и формы проявления культуры в общественной жизни. Социокультурный процесс, его развитие и динамика.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2008

    Предметное поле социологии культуры. Стратификация общества и культурные различия. Типы культурных образований и их функции в социальной жизни. Формы и способы освоения, создания и передачи объектов культуры. Легитимация культуры. Социальное неравенство.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2009

    Происхождение и социальная сущность культуры. Роль культуры в регуляции социального взаимодействия, взаимовлияние "культурного" и "социального" аспектов общественной жизни людей. Закономерности функционирования культуры. Социальные функции культуры.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2011

    Правосознание в социокультурном измерении, взаимосвязь права и правосознания. Формирование и развитие правовой культуры и культуры прав человека. Программа конкретно-социологического исследования и анализ уровня культуры прав человека жителей г. Макеевка.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2013

    Понимание культуры и культурной деятельности, ее материальная и духовная составляющие. Цивилизация как процесс деятельности личности, социальной группы, общества по развитию культуры; ее формы и типы. Цивилизационные концепции и развитие общества.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Сущность культуры в социологическом понимании, ее компоненты и функции. Типология культуры по происхождению и объекту воздействия, по роли и месту в общественной жизни. Понятие и свойства этноцентризма. Анализ культуры как фактора социальных изменений.

    реферат , добавлен 17.01.2012

    Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Человек как продукт культуры. Культура и идентичность. Формы проявления индивидуальности и культуры. Идентичность в традиционных и современных обществах. Социальные роли, которые исполняет индивид. Различия между традиционными и современными обществами.

    реферат , добавлен 20.04.2015

    Характеристика и отличительные черты социологического подхода к культуре. Субкультуры и контркультуры - культуры отдельных групп и слоев, сформировавших свою систему и иерархию ценностей, норм поведения и стиль жизни. Этноцетризм и культурный релятивизм.

    реферат , добавлен 17.10.2011

    Понятие и основные характеристики современной культуры. Специфика массовой культуры в аксиологическом измерении. Анализ смысложизненных ориентаций молодежи в условиях массовой культуры. Феномен массовой коммуникации и современные формы идеологии.

В статье поговорим о духовной культуре личности и общества. Мы постараемся подробно разобраться в этом вопросе, максимально его раскрыть и обозначить все ключевые моменты.

Немного о теме

В современном мире есть очень много толкований такого понятия, как культура, но на самом деле этот термин пошёл от латинского слова, которое при дословном переводе означает «воспитание». Однако время шло, и значение этого слова расширялось. Таким образом, сегодня под этим термином понимают целую совокупность неких норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, которая представляет наибольший интерес и является наиболее разносторонней.

Духовная культура

Отметим, что деление понятия на материальную и духовную составляющую началось почти две тысячи лет назад. Согласитесь, это довольно внушительный срок, который говорит о том, что на определенном этапе своего развития люди осознали двойственность ценностей. Под материальной культурой понимают разнообразие предметов, созданных руками человека. Это памятники, ландшафты, одежда, инструменты и так далее. Здесь перечислять можно очень много вещей, но цель нашей статьи не в этом. Под духовной культурой подразумевают некоторые нормы и нравы, а также представления о прекрасном и добре, религиозные учения, идеи и так далее. Таким образом, мы понимаем, что к духовной культуре во многом относятся интеллектуальные изобретения людей в сфере мысли. Однако именно отсюда исходит понимание того, что деление на формы духовной культуры довольно условное и размытое. Настоящих границ нет, потому что многие великие идеи получают материальное воплощение. Но мы должны понимать, что в основе этого лежит некий мыслеобраз, который сам по себе является великим достижением. В дальнейшем мы разделим духовную культуру личности и общества для лучшего понимания.

Истоки

Начнем с того, что рассмотрим одно из самых точных и лаконичных определений слова «культура». Оно принадлежит русскому философу Н. Бердяеву. Этот человек утверждал, что культура является продуктом творческой работы человеческого духа над физическими условиями. Таким образом, мы понимаем, что даже духовная культура всегда направлена на преобразование чего-то внешнего, о чем мы говорили выше.

Само понятие своими истоками восходит к немецкому философу, государственному деятелю и лингвисту по имени Вильгельм фон Гумбольдт, который представил довольно интересные философские идеи. Он является создателем теории, согласно которой мировая история - не что иное, как результат духовной силы, которая действует за пределами познания человека и может проявлять себя через отдельные творческие способности и таланты людей. Собственно, плоды этого творчества и являются духовной культурой личности и общества.

Индивидуум и группа

Что представляет собой культура отдельного человека? Во-первых, это некий духовный мир, который есть у каждого человека в той или иной степени. Его характер напрямую зависит от желаний, помыслов и устремлений отдельного индивидуума. Также духовный мир во многом определяется деятельностью человека и тем, насколько он способен создавать духовные продукты. Под этим подразумевается предложение научных идей, создание законов, творческая самореализация, совершенствование мира. Вторым определяющим фактором духовной деятельности отдельного человека являются его духовные ценности, по которым он живет и координирует свою жизнь. Сюда можно отнести законы и обычаи, а также традиции, которым человек подчиняется. При этом не надо недооценивать возможностей группового сознания, из-за которого человек может так или иначе подчиняться каким-то условностям, даже если на самом деле он этого не хочет.

Форма духовной культуры общества проявляется в общественном сознании, которое выражается в политике, в праве, нравах, религии, науке, философии. Уровень общества проявляется в том, как оно относится к искусству и литературе, как помнит и чтит своих предков, как относится к нестандартным решениям и необычным людям.

При этом в целом духовная культура подразумевает науку, религию, образование, язык и так далее. Благодаря всему этому появляются некие правила, модели, нормы поведения, эталоны, знания, символы и мифы. Заметим, что духовная культура человека является результатом работы не его рук, а разума. Несмотря на то, что нематериальные объекты почувствовать или услышать невозможно, так как они находятся лишь в сознании и поддерживаются благодаря общению, всё же определенные объекты культуры имеют своего носителя. Например, знания проявляются в материальном мире при помощи книг, обычаи приветствия - в рукопожатии. Это банальные примеры, но благодаря им можно понять смысл.

Ценности и нормы

Давайте рассмотрим культурные формы при помощи таких фильтров, как духовные ценности. Сюда относится понимание истины, справедливости, красоты и так далее. Известное выражение «вечные ценности» подразумевает под собой некий набор идеальных представлений, которые являются стержнем для человека и его опорой в трудных жизненных ситуациях. Именно эта культурная опора позволяет не опуститься и не потерять себя как личность. Вечные ценности — это ориентир, к которому надо двигаться даже тогда, когда вокруг полная неизвестность. При этом именно такие ценности являются ядром любой культуры.

Мировоззренческие ценности

Основы духовной культуры очень тесно переплетаются с мировоззренческо-философскими ценностями, в которых выражается сам смысл жизни человека и его отношений с миром. И в этом заключаются ключевые понятия, которыми мы будем оперировать и коими являются жизнь и смерть. В разное время эти ценности ассоциировались с противостоянием ада и рая, чёрного и белого, войны и мира. Но глубинная философия понимает, что жизнь и смерть - это не противоборствующие принципы, а единое целое, которое существует вне времени. Бытие человека описывается такими словами, как вечность, судьба, прошлое, настоящее и будущее. Это такие мировоззренческие ценности, которые требуют от человека осмысления и самоопределения. Влияние духовной культуры на общество в этом аспекте невероятно велико. Это вызвано тем, что такие ценности относят человека к классу разумных и думающих существ, которые могут соотносить свое существование с природой и космосом, а также находить взаимосвязи и проводить параллели. Это базовая группа ценностей, которая в каждом обществе является основной и формирует так называемую картину бытия всего мира. Благодаря таким понятиям человек может осознать свое отношение к миру и найти свое место в нем. Здесь подразумеваются такие важнейшие и фундаментальные понятия, как творчество, свобода, гуманизм и индивидуальность. Эти категории очень тонко граничат с нравственностью, о которой сегодня речь идет во всем мире.

Нравственные ценности

Проблемы духовной культуры очень часто касаются по большей части именно нравственной сферы. Дело в том, что эта группа регулирует взаимоотношения человека с окружающим миром с позиции противостояния либо сотрудничества. Ранее взаимосвязь осуществлялась исключительно посредством противостояния. Из-за этого были установлены довольно жесткие неписаные нормы, а также предписание, заповеди и табу, за нарушение которых следовало серьезнейшее наказание либо смерть. На данный момент все эти понятия изучает этика. Сейчас же основными категориями нравственных ценностей становятся добро и зло. Именно определение этих понятий является ключевым при трактовке таких качеств, как милосердие, достоинство, справедливость и человечность. Эти ценности представляют собой масштабный уровень морали, который существует на уровне всего человечества. Многие недооценивают роль нравов, но между тем они оказывают огромное влияние на отношения между отдельными людьми, группами и даже государствами. Ведь на любом из уровней взаимодействия фигурируют такие ценности, как верность, добросовестность, долг, коллективизм, патриотизм, трудолюбие. Всё, что мы перечисляли, позволяет соотносить свои интересы и интересы общества, чтобы добиться максимальных результатов обеих сторон. Именно поэтому мы говорим о том, что духовная культура личности и общества неделима. Нравственные ценности наиболее сильно влияют на частную жизнь каждого человека в области дружбы, такта, вежливости и любви. Этими понятиями во многом определяется качество жизни и внутреннее спокойствие каждого человека. Заметьте, что мораль является мощнейшим регулятором общественных отношений на разных уровнях.

Эстетические ценности

История духовной культуры невозможна без эстетики и красоты. Многие говорят о том, что красота - это добро и любовь, только выраженные по-другому. Что ж, поспорить с этим трудно, ведь эстетика дарит человеку гармонию. Древние греки определяли это чувство как умение понимать единство многообразия, чувство целостности и слаженности в повседневной жизни, в рутине. Когда человек гармонизирует отношения с другими и с миром, он таким образом создает себе отличный психологический климат, может наслаждаться своей жизнью. При этом гармония не может быть обыденной, она всегда приносит вдохновение и порождает красоту. Но эстетические ценности доступны не каждому человеку, так как они связаны с эмоциональным интеллектом. То же самое правило действует на уровне общества. Если человек или группа людей умеют принимать разные эмоции, сострадать, воспринимать разные оттенки чувств, то эта общность может гораздо более тонко и ярко прочувствовать эстетическую составляющую мира. Люди же, которые живут обыденно и не признают другой правды, кроме своей, сильно ограничены в возможностях своего восприятия. Они также будут ограничены в возможности совершенствования до тех пор, пока не освободятся от своих рамок и не научатся замечать окружающий мир. Основными эстетическими ценностями являются такие понятия, как возвышенность, трагедия, комедия, красота.

Формирование духовной культуры в области религиозных ценностей

Религиозные ценности очень специфичны, так как они зависят от конкретного общества и принятых в нём правил. Но при этом есть очень схожие черты. Это некоторые запреты и нравственные ценности, которые имеют наивысшую силу в данной религии. Если запреты преступают, а нравственные ценности не выполняют, то за этим следует грех. Мы не будем углубляться в религию, а просто скажем о том, что основными понятиями религиозных ценностей являются любовь, терпение и вера, смирение и милосердие.

Русская духовная культура

В нашей стране культура очень разнообразна. Это вызвано тем, что территория России очень большая, каждый уголок по-своему уникален. При этом важнейшей особенностью духовной культуры народов России является то, что вера в высшие силы здесь всегда была на первом месте. Люди издавна верили в то, что всё происходит не просто так и имеет свои последствия. Культура много раз преобразовывалась, приобретая новые черты и лишаясь старых, благодаря чему она становилась неповторимой и такой, какой мы наблюдаем её сегодня. Но это понятие динамичное, поэтому мы наблюдаем не статическую культуру, а просто её развитие в определенный временной отрезок.

Большое влияние на формирование русских особенностей оказывали страны Запада и Востока. Особенно ярко это проявилось в ограниченных культурных районах, которые стали благоприятной почвой для насаждения чужих идей. Культура отдельного русского может стать темой целой книги, а не статьи. С одной стороны, образ русского ассоциируется с Иваном-дурачком, который лежит на печи и ничего не делает, а потом резко получает большое богатство. Это характеризует ту часть русской личности, которая всегда стремится получить что-то даром. Не скрыть, что такие черты ментальности действительно присутствуют. Однако вторая часть русского человека заключается в том, что он будет идти к своей цели благородно и справедливо, если действительно этого хочет. При этом он может проявить недюжинную силу духа, смелость и смирение.

Состав

Многие исследователи говорят о том, что понятие духовной культуры для России не подходит в том плане, что она является комплексом сразу нескольких культур. Обычно выделяют три этнических компонента, а именно: финно-угорский, славянский и балтийский. Также заметно влияние германских, северокавказских и тюркских этнических групп.

Доминантной характеристикой нашей культуры является православие, которое было распространено на Руси и развивалось там довольно быстро. Но в то же время оно носило автономный характер. Государство всегда опиралось своей властью на религию, которая была важной областью духовной культуры. Она могла в один момент настроить людей против князя или же за него, что было очень важно.

Идеология

Хотелось бы рассмотреть данную область духовной культуры, которую мы выше никак не упоминали, ведь она довольно существенна. Идеология начала формироваться сравнительно недавно, так как в ранних обществах власть была у представителей силы, а после - у богатых. С приходом идеологии власть перешла в руки умных людей, которые умеют вести за собой массы. Эту проблему очень подробно рассматривали немецкие ученые Фридрих Энгельс и Карл Маркс. Они характеризуют эту категорию с негативной точки зрения, так как она способна формировать ложное сознание у людей. Таким образом, мы понимаем, что идеология является сложным социальным образованием, которое при этом может выгодно работать на того, кто ее создал. По сути, оно формирует ложное самосознание группы, общности или класса. Опасность идеологии в том, что она может привести к очень большим трагедиям, если власть окажется в руках глупого, но очень тщеславного человека, который легко может управлять эмоциями масс. Из-за этого многие исследователи говорят о том, что идеологию нужно рассматривать не как отдельную составляющую культуры, а как некую надстройку, которая присуща всем другим формам культуры.

Это действительно так, ведь религию, философию, искусство, науку, нравственность во многом определяет идеология. Что такое искусство? Духовная культура определяет это понятие как возможность личности самовыражаться и тем самым пополнять сундучок культуры всего мира. Ведь мы знаем, как искусство в руках идеологов может стать сильнейшим оружием и влиять на сознание людей. Для этого стоит вспомнить советские времена, когда некоторые авторы были в цене, скажем так, а некоторым категорически запрещали писать и даже отсылали в лагеря. Всё это было из-за того, что они могли напечатать нечто, неугодное власти, что бы посеяло в головах людей зерно сомнения.

Наука

Несмотря на всю свою рациональность, наука тоже является составляющей частью культуры. Она очень тесно связана с философией, которая является теоретическим фундаментом. Значение науки в современном мире огромно, и переоценить его сложно. Она влияет на сознание людей и их образ мыслей, меняя их мнение, и формирует точки зрения. Если ранее индивидуумы были склонны полагаться на какие-то религиозные книги или тех же идеологов, то сейчас человек в первую очередь обращается к науке и анализирует её доводы, а лишь затем делает выводы. И это замечательно, что современного человека уже не так просто водить за нос.

Федеральное агентство по образованию и науке

Высшее профессиональное образование

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Курсовая работа

на тему: «Влияние культуры на развитие личности»

Выполнила: студентка гр.720871

Пугаева Олеся Сергеевна

Тула 2008


Введение

1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

1.2 Функции и формы культуры

1.3 Культура как системное образование

2. Роль культуры в жизни человека

2.1Формы проявления культуры в жизни человека

2.2 Социализация личности

2.3 Культура как один из важнейших методов социализации личности

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью учения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей. тим примером мы доказали актуальность заданной темы.

Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи :

· провести полный социологический анализ явления культуры;

· выявить различные элементы и составляющие культуры;

· определить, как культура влияет на социализацию личности.


1. Социологический анализ явления культуры

1.1 Понятие культуры

Современное понимание слова культура имеет четыре основных смысла: 1) общий процесс интеллектуального, духовного, эстетического развития; 2) состояние общества, основанного на праве, порядке, нравственности, совпадает со словом «цивилизация»; 3) особенности образа жизни какого-либо общества, группы людей, исторического периода; 4) формы и продукты интеллектуальной, и прежде всего художественной деятельности, таких, как музыка, литература, живопись, театр, кино, телевидение.

Культуру изучают и другие науки, например, этнография, история, антропология, но социология имеет в культуре свой специфический аспект исследования. В чем же состоит специфичность социологического анализа культуры, что характерно для социологии культуры? Характерная особенность социологии культуры заключается в том, что она обнаруживает и анализирует закономерности социокультурных изменений, изучает процессы функционирования культуры в связи с социальными структурами и институтами.

С точки зрения социологии, культура является общественным фактом. Она охватывает все представления, идеи, мировоззрения, убеждения, верования, которые активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием и воздействуют на социальное поведение. Культура не просто пассивно «сопровождает» общественные явления, которые протекают как бы вне и помимо культуры, объективно и независимо от нее. Специфика культуры состоит в том, что она представляет в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают именно для данной группы, данного общества. При этом на каждом этапе жизни общества развитие культуры связано с борьбой идей, с их обсуждением и активной поддержкой, либо пассивным признанием одной из них в качестве объективно правильной. Обратившись к анализу сущности культуры, необходимо учесть, во-первых, что культура есть то, что отличает человека от животных, культура - это характеристика человеческого общества; во-вторых, культура не наследуется биологически, но предполагает обучение.

Ввиду сложности, многослойности, многоспектности, многогранности понятия культура существует несколько сот его определений. Мы будем использовать одно из них: культурой называется система ценностей, представлений о мире и правилах поведения, общих для людей, связанных определенным образом жизни

1.2 Функции и формы культуры

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Н. Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Культура передается от одного поколения к другому в процессе социализации. Поскольку культура не передается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Именно этот процесс является основой социализации. Ребенок усваивает ценности, верования, нормы, правила и идеалы общества, формируется личность ребенка. Формирование личности - важная функция культуры.

Еще одной, не менее важной функцией культуры является регулирование поведения личности. Если бы не было норм, правил, поведение человека стало бы практически неуправляемым, хаотичным и бессмысленным. О том, насколько важна культура для жизни человека и общества, можно судить, если еще раз вспомнить об описанных в научной литературе человеческих детенышах, которые волею случая оказались полностью лишенными общения с людьми и «воспитывались» в стаде зверей, в джунглях. Когда они были найдены - через пять-семь лет и вновь попали к людям, эти дети джунглей не могли овладеть человеческим языком, они оказались не в состоянии усвоить упорядоченный образ жизни, жить среди людей. У этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом. Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования. Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Сложность понимания феномена культуры заключается также и в том, что в любой культуре имеются разные ее пласты, ответвления, срезы.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой.

Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться “массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Практически невозможно дать однозначное определение слову «культура». Этот термин может касаться любого аспекта жизни. В обыденном понимании культура может существовать исключительно в цивилизованном обществе, однако, в реальности дело обстоит несколько сложнее. Стоит помнить, что любая страна имеет свои касательно традиций, правил поведения. Даже примитивное общество обладает своей культурой. Этот термин может использоваться как определение различиям между городским и деревенским течением жизни.

Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. Это две части одного целого. Именно люди создают культуру, которая, в свою очередь, оказывает на них влияние. Это процесс постоянного совершенствования и обновления. Личность является культуры. Человек постоянно совершенствует ее в соответствии с требованиями общества и эпохи. В свою очередь, культура формирует характер человека, делает его более социализированным. Она предполагает определенные правила, без которых невозможно существование ни одного сообщества.

Культура и личность - это достаточно сложное направление в науке, которое можно представить в виде структуры. Человек по отношению к культуре может выступить в несколько ролях. Рассмотрим их все.

Личность является продуктом культуры. То есть только человек, усвоивший все традиции, правила, ценности своего социума может быть адекватен обществу и своему времени.

Личность также выступает и в роли потребителя культуры. То есть человек в готовом виде, чаще всего в форме стереотипов, усваивает язык, традиции, нормы, знания и так далее.

Личность является производителем культуры. Именно человек создает, переосмысляет, дополняет, совершенствует и интерпретирует

Личность - это своеобразный транслятор культуры. Человек передает свои ценности, приоритеты, традиции и правила своим детям, ближайшему окружению.

Культура личности - это необходимый элемент для успешной социализации индивидуума. Ребенок начинает овладевать знаниями, правилами, в чем ему помогают родители. Таким образом, человек становится адекватным культуре, принятой в его обществе. Индивид усваивает определенный набор формируется как личность. Только после этого он сможет успешно функционировать в обществе.

Как уже упоминалось, культура и личность - это две вещи, которые необходимы для социализации. Рассмотрим, на какие именно сферы жизни оказывает влияние культурное развитие.

В первую очередь - это Личность осваивает навыки именно через усвоение определенных правил и норм. Одновременно, культура человека оказывает влияние на умение оценивать свою деятельность и ставить перед собой цели.

Во вторую очередь - сфера общения. Человек не может взаимодействовать с членами конкретного общества, не зная их традиций, правил и норм.

Культура и личность, а также их взаимодействие важно и для сферы самосознания. В этом случае происходит формирование собственного «Я», понимание своей социальной роли.

В подведение итогов можно сказать, что у каждого человека имеется своя особая культура, сформированная под влиянием его окружения. Индивид с младенчества начинает осваивать правила и традиции. Культура - это не просто признак цивилизованного общества, но термин для обозначения устойчивых отличий между определенными группами. Он может относиться к традициям городской или деревенской жизни, к нормам и правилам, существующим в каждой отдельной стране. Кроме того, существует производственная, физическая, интеллектуальная культура, а также множество других ее видов.

Личность и культура.

Выделяют понятия, которые характеризуют духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности стремлений и отношение к внешнему миру. Каждое из них имеет специфическое значение, которое подчеркивает определенный аспект в сложной картине внутреннего мира человека.

Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя своего биологического класса Homo sapiens. Индивидные свойства характеризуют то общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них наследуются. Сами по себе качества индивида не содержат психологические свойства, однако они необходимые для нормального развития психики, становления индивидуальных особенностей и качеств личности (пример: кора больших полушарий необходимая для развития познавательных процессов).

Индивидуальность определяется теми особыми чертами, которые присущи каждому конкретному человеку и отличают людей друг от друга. Индивидуальные особенности не наследуются, то есть не передаются детям от родителей, но они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения. Тесная связь индивидуальности с деятельностью мозга обусловливает и тот факт, что степень влияния социальной ситуации на формирование индивидуальных особенностей ограничена. Индивидуальные качества развиваются в процессе жизни, становятся все больше выраженными, яркими. Поэтому маленькие дети больше походят один на одного, чем подростки или взрослые люди. В то же время некоторые черты, не затребованные ситуацией, наоборот, затухают, другие частично изменяются. Однако полностью изменить индивидуальность человека невозможно.

Современная наука выделяет два уровня в становлении индивидуальности. Первый связан с особенностями строения и динамикой работы нервной системы, представленной отдельными чертами или качествами (пример: скорость ориентирования). Так как эти черты связаны с динамикой, то они получили название психодинамических. Латеральная организация мозга (то есть доминирование правого или левого полушария) также влияет на развитие индивидуальности.



Важные не столько сами по себе эти черты, а их взаимосвязь между собой, и диспозиция, которая составляет определенный тип личности, второй уровень индивидуальности. Именно это соединения отдельных черт и обеспечивают своеобразность поведения, общения и познания человека, который проявляется в индивидуальном стиле жизни.

Понятие «личность» включает в себя, прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни, под влиянием общения с окружением, влиянием социальной ситуации. Потому что все люди, которые не изолированы в первые месяцы жизни (дети маугли), ощущают эти влияния среды, итак, каждый человек является личностью в этом плане , потому что его индивидные предпосылки развития психики меняются под влиянием культуры, социума. В то же время существует еще один уровень развития личности , которая предполагает способность людей действовать под влиянием собственной мотивации даже в чрезвычайных обстоятельствах, способность сделать разумный и сознательный выбор и преодолеть давление «поля», ситуации . Как правило, это происходит в тех случаях, когда требования среды вступают в разногласие с руководящей мотивацией человека, с его потребностью оставаться верным себе, своему призванию, самореализоваться.

Проявляется личность в поступках, то есть действиях, которые она делает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок – всегда результат свободного выбора, который нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, последний на самом деле есть несвобода, потому что он означает, что личность не способна контролировать свои действия и делает их под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждением, принципам, которых она соблюдается независимо от тех или других преходящих обстоятельств. Самую важную роль здесь играют моральные принципы. Таким образом, условием свободы оказывается самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «владеть собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Человек как личность всегда обладает индивидуальностью – своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Личность и индивидуальность не одно и тоже: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности. В личности индивидуальное, уникальное сочетается из общим, типичным. Индивидуальные особенности психики и жизненного опыта личности так или иначе выражают какие-то общие черты духовного облика людей, которые живут в данных конкретных исторических условиях.

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает возможности, заложенные в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Личность – категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимыми для жизни в этом обществе социальными качествами. Приобщаясь в процессе социализации к культуре определенного общества, индивид овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Однако накопленное обществом богатство культуры слишком велико и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, в полном объеме. Каждая личность способна овладеть лишь какую-то малую часть культуры.

Этот выбор зависит от массы факторов. Он может составляться как на основе случайного знакомства с теми или другими сторонами культуры и произведениями искусства, науки, философии, техники, так и вследствие целенаправленного и планомерного изучения какой-то одной сферы культурной жизни общества. Во многом он определяется объективными условиями, которые могут либо способствовать культурному развитию личности, либо ограничивать ее доступ к культурным богатствам человечества. Но немалую роль здесь играют и субъективные особенности личности – ее склонности и способности, ее воля и настойчивость.

В силу своеобразности индивидуального выбора у каждой личности образовывается свой особый комплекс освоенных ею культурных достижений человечества – ее культурный диапазон. В течении жизни он изменяется, и чем оказывается шире, тем выше уровень культурного развития личности. От особенностей культурного диапазона личности зависит ее духовный мир, круг ее знаний, запросов и интересов. Повышение уровня культуры порождает у нее новые и более сложные потребности и интересы, а это, в свою очередь, стимулирует дальнейший культурный рост личности.

Рождаясь и воспитываясь в определенной культурной среде, каждый человек усваивает принятые в ней идеалы, ценности, нормы. В результате его действия в значительной мере обусловлены ими. Он реализует в своих поступках и в своем жизненном пути предложенные ему культурой программы поведения, часто даже не осознавая того. Не следует, однако, думать, что программирование человеческого поведения культурой в принципе лишает личность свободы выбора действий. Развитая, богатая культура несет в себе необъятное множество разнообразнейших программ и предлагает каждому огромный выбор возможностей. Она открыта и для творческого создания новых программ. Вопрос, однако, в том, насколько человек способен к свободному выбору и созиданию и насколько он оказывается в состоянии твердо и последовательно осуществить то, к чему толкает ее свободный выбор.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности – это потребности духовные (ибо материальные обусловленные в конечном итоге биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер). Индивида, который выше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом своей «физической самости».

Культурному человеку не свойственно ограничивать свои духовные интересы одними только утилитарными ценностями, то есть стремиться из всей людской культуры освоить только то, что полезно для выполнения каких-то практических – профессиональных, служебных, бытовых и других – дел. Такая тенденция проявляется, например, в части студентов технических вузов, которые считают достойным внимания только «точное» физико-математическое, техническое знание и с пренебрежением относиться к искусству и всему «гуманитарному» - истории, философии, эстетике. Недооценка общего образования, гуманитарной культуры превращает личность в слугу своей производственной функции, в «фактор производства».

Высшие культурные ценности – добро, красота, свобода справедливость и др. – неутилитарны, они сами по себе никакой практической пользы человеку не приносят. Но во имя ценностей человек временами готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяет то, что называют духовностью.

Духовность личности – ее способность подняться над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» - эта старая истина выражает одно из важнейших условий подлинно человеческого бытия.