Планирование является функцией управления. Планирование как функция управления (курсовая работа)

Предлагаемые тесты включают в себя 3 варианта итоговых тестов по изучаемой дисциплине, а также разноплановые тесты, нацеленные на выявление сформированных компетенций по принятию управленческих решений в заданной ситуации, по постановке целей и определению оптимальной сферы трудовой деятельности обучающихся.

Для формулировки обучающимися выводов по результатам выполнения тестовых заданий предлагается шкала оценки результатов в зависимости от количества набранных баллов.

Как правило использование в ходе учебных занятий данных тестов повышает привлекательность изучаемой дисциплины для обучающихся и способствует росту их мотивации к приобретению компетенций, определённых действующим ФГОС для соответствующей специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест 1 .

1. По отношению к управлению планирование рассматривают как:

а) его функцию;

б) метод.

2. Определяющей характеристикой менеджера является:

3. Менеджмент как наука сформировался:

а) в средние века;

4. Функцией менеджмента является:

а) формулирование целей;

б) аттестация персонала;

в) организация работы;

г) оценка результатов деятельности.

5. Универсальный принцип управления - единоначалие - предложен учеными научной школы:

а) человеческих отношений (М. Фоллет, Э.Мейо);

б) административного управления (А. Файоль);

в) научного управления (Ф.Тейлор).

6. Главное качество, которым должен обладать японский менеджер, это:

а) профессионализм;

б) координация действий подчиненных.

7. Верным является следующее умозаключение:

а) каждый менеджер - руководитель;

б) каждый руководитель - менеджер.

8. Определяющим фактором среды прямого воздействия промышленного предприятия является:

а) научно-технический прогресс;

б) состояние развития экономики; в)потребители продукции.

9. В учебных заведениях США стремятся готовить менеджеров-универсалов:

а) да;

б) нет

10. Перегрузка менеджеров высшего звена управления характерна для организационной структуры:

а) линейного типа;

б) матричного типа.

11. Для традиционного принципа хозяйствования как составной части процесса управления характерны индивидуализм, имущественное право, самостоятельность решений:

а) да;

б) нет.

12. Современный («экологический») научный подход к работе менеджера по контролю деятельности подчиненных предполагает:

а) утверждение планов по отдельным видам продукции;

б) координацию работы по производству группы продукции;

в) сочетание этих вариантов.

13. Мотивация труда - это:

г) подведение итогов.

а) да;

б) нет.

16. К преимуществам штабной структуры управления относится:

а) повышение персональной ответственности за результаты работы;

б) централизация управления в организации;

в) высокая степень специализации деятельности.

17. Процесс принятия решений начинается:

а) с определения альтернатив;

б) анализа факторов внешней среды;

в) диагностики проблемы;

г) сбора информации о состоянии внутренней среды организации.

18. Оптимальный прием снижения отрицательного воздействия стресса в работе предполагает:

а) делегирование полномочий;

б) тщательное планирование загрузки;

в) организацию работы сверх установленного лимита времени.

19. Основная цель заключительного контроля в менеджменте заключается:

а) в учете материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

б) предотвращении ошибок в будущем;

в) проверке нормативной документации; г) оперативной корректировке плановых показателей.

20. Конфликтная ситуация - это:

а) синоним слова «конфликт»;

б) основной элемент конфликта;

в) следствие конфликта.

Тест 2 . Выберите правильный вариант ответа.

1. Основным лимитирующим показателем деятельности менеджера является:

а) ограничение ресурсов;

б) потребительский спрос;

в) фактор времени;

г) бюрократические барьеры.

2. Впервые необходимость разработки норм выработки была обоснована учеными:

а) школы научного управления (1885-1920 гг.);

б) административной школы (1920-1950 гг.);

в) школы человеческих отношений (1930-1950 гг.);

г) школы количественных методов (1950 г. - настоящее время).

3. Способный менеджер в работе с людьми:

а) беспокоится о том, что они не справляются с поставленной задачей;

б) обращает внимание на то, что они хорошо делают.

4. Классическая модель японского менеджмента предполагает организацию системы оплаты труда персонала на основе индивидуальных результатов работы:

а) да;

б) нет.

5. Основным критерием оценки эффективности работы менеджеров в Германии является:

а) выполнение текущего плана;

б) получение прибыли;

в) повышение квалификации сотрудников;

г) организация оплаты труда персонала;

д) обеспечение производства ресурсами;

е) охрана труда.

6. В процессе управления получение и обработка информации о состоянии объекта предшествуют выработке решений:

а) да;

б) нет.

7. Верным является утверждение, что неформальные коммуникации обладают высокой степенью достоверности:

а) да;

б) нет.

8. Оптимальным вариантом действий менеджера в условиях лимита времени являеа) отсутствие какого-либо решения;

б) рациональное решение;

в) интуитивное решение.

9. Долгосрочное планирование деятельности предприятия в условиях рыночной экономики - это:

а) нонсенс;

б) полезно, но вряд ли возможно;

в) вполне осуществимо.

10. В соответствии с теорией Ф.Герцберга менеджер должен использовать в качестве средств мотивации:

а) повышение уровня оплаты труда всем сотрудникам;

б) признание и одобрение результатов работы;

в) поощрение за выслугу лет;

г) улучшение условий труда.

11. Контроллинг - это:

а) текущий контроль;

в) заключительный контроль.

12. Можно утверждать, что инновационная деятельность менеджера является следствием «чудесного озарения»:

а) да;

б) нет.

13. Корпоративная культура базируется:

а) на правилах внутреннего распорядка организации;

б) национальных традициях;

в) убеждениях и ценностях, разделяемых большинством сотрудников;

г) общепринятых нормах поведения.

14. Действия менеджера в условиях риска в первую очередь предполагают:

а) определение допустимого уровня риска;

б) оценку рисков;

в) выявление источников риска.

15. Компромисс - наилучший способ разрешения конфликтной ситуации:

а) да;

б) нет.

16. Слухи, распространяемые в организации, можно рассматривать как:

а) нежелательное явление;

б) свидетельство приближающегося банкротства;

в) позитивное явление.

а) формальным;

б) неформальным;

в) частных предприятиях;

г) совместных предприятиях.

20. Справедливым является утверждение, что объектом социальной направленности работы менеджера должно быть общество:

а) да; б) нет.

Тест 3. Выберите правильный вариант ответа.

1. В американской модели менеджмента характер принятия решений:

а) коллективный, на основе единогласия;

б) индивидуальный.

2. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:

а) потребители, конкуренты;

3. Обратная связь в коммуникационном процессе может повысить эффективность обмена информацией:

а) да;

б) нет.

4. Структура аппарата управления предприятием определяется, как правило:

а) объемом работы, сложностью продукции, численностью работающих;

б) местом расположения предприятия, принадлежностью к конкретной отрасли, требованиями профсоюза.

5. На глубоких знаниях и большом опыте работы менеджера основано следующее решение:

а) организационное;

б) основанное на суждениях;

в) компромисс;

г) рациональное.

6. Основной лимитирующий показатель в работе руководителя (менеджера) - спрос на продукцию предприятия - характерен:

а) для социалистической (командно-административной) экономики;

б) рыночной экономики.

7. Элементы коммуникационного процесса - это:

а) отправитель, сообщение, канал, получатель;

б) разработка идеи, кодирование, выбор канала, передача сообщения.

8. Менеджер должен наказывать распространителей неформальных коммуникаций (слухов):

а) да;

б) нет.

9. Основным критерием продвижения по служебной лестнице в американской модели менеджмента является:

а) возраст и стаж работы;

б) личный результат работы.

10. Факторы внутренней среды предприятия - это:

а) структура, персонал, технология;

б) поставщики ресурсов, законы. Развитие менеджмента в России сдерживается в первую очередь:

а) отсутствием теории организации и управления производством;

б) дефицитом эффективных менеджеров;

в) бюрократизацией исполнительной власти.

11. Контроллинг - это:

а) текущий контроль;

б) совокупность методов планирования, учета, анализа и контроля;

в) заключительный контроль.

12. Менеджмент как наука сформировался:

а) в средние века;

б) в конце XIX - начале XX в.;

в) после Второй мировой войны.

13. Мотивация труда - это:

а) планирование деятельности на перспективу;

б) организация работы коллектива;

в) формирование необходимых стимулов;

г) подведение итогов.

14. Создание менеджером его подчиненным необходимых условий для профессионального роста, предоставление ответственной работы позволяет удовлетворить их:

а) первичные потребности; б)вторичные потребности; в) одновременно те и другие.

15. Делегированием в менеджменте является не только передача полномочий, но и ответственности подчиненным:

а) да;

б) нет.

16. Среду прямого воздействия как составляющую внешней среды предприятия формируют следующие факторы:

а) потребители, конкуренты;

б) экономика, научно-технический прогресс.

17. Либеральный стиль руководства основан:

а) на снисходительности и терпимости к людям;

б) объективности к сотрудникам;

в) избирательном отношении к руководителям и подчиненным.

18. Менеджер должен стремиться быть лидером:

а) формальным;

б) неформальным;

в) сочетающим эти характеристики.

19. Иерархическую структуру управления используют:

а) на государственных предприятиях;

б) предприятиях всех форм собственности;

в) частных предприятиях;

г) совместных предприятиях.

20. Определяющей характеристикой менеджера является:

а) организация и управление в условиях рыночной экономики;

б) стремление к получению прибыли;

в) наличие подчиненных в организационной структуре.

Тест 4

Развитие российских предприятий значительно повышает требования, предъявляемые к методам принятия стратегических решений менеджерами, последствия которых проявляются не сразу.

Результаты предлагаемого теста могут показать, в какой мере предприятие следует в своей деятельности продуманной стратегии.

В ходе выполнения тестового задания поставьте после приведённых утверждений ответы: «да» или «нет», отражающие, по вашему мнению, справедливость того или иного утверждения, а затем подсчитайте сумму ответов «да».

Направление будущего развития предприятия ясно определено его менеджерами.

Каждый менеджер детально знает стратегию предприятия.

Каждый руководитель разделяет общую точку зрения на новые услуги и рынки, определенные стратегией предприятия.

Стратегия предприятия является важнейшим фактором, который учитывают при анализе новых возможностей.

Процесс создания стратегии проходил независимо от перспективного планирования.

Стратегия лежит в основе планов и распределения ресурсов между подразделениями предприятия.

Стратегия базируется на анализе и предположениях, а не на планах.

Стратегия определяет возможные приобретения других предприятий, а не наоборот.

Каждый филиал или дочерняя фирма предприятия имеет ясную стратегию.

Стратегия каждого филиала (дочернего предприятия) полностью соответствует общей стратегии головного предприятия.

Каждый отдел имеет ясную стратегию.

Тест 5. Умеет ли менеджер ставить правильные цели?

(Составлен с использованием информации еженедельника «Элитный персонал»)

Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение и подсчитайте общее число набранных баллов (ответ а - 3 балла; б - 2 балла; в - 1 балл).

1. Вы представляете свое будущее через 5 лет:

а) вполне определенно;

б) в общих чертах;

в) я предпочитаю жить сегодняшним днем.

2. Ваш жизненный стиль лучше определяет следующее классическое суждение:

а) дальновидный человек должен определить место для каждого из своих желаний и затем осуществлять их по порядку;

б) так как вы не можете делать все, что хотите, то желайте только того, что можете сделать;

в) надо ввязаться в бой, а там поглядим, что получится.

3. Серьезное препятствие на пути к цели является для вас:

а) стимулом удвоить усилия;

б) подсказкой, что следует искать другой путь;

в) сигналом, что цель выбрана неправильно.

4. Вы считаете необходимым расширять свой кругозор:

а) да, это необходимо в современных условиях;

б) это желательно, но не обязательно;

в) нет, мой кругозор и так достаточно широк.

5. Вы готовы отправиться в путешествие в ближайшие дни, если выиграли в лотерею экзотический круиз:

а) скорее, я не воспользуюсь этой возможностью, так как это нарушит ритм моей жизни;

б) постараюсь, если удастся отложить текущие дела;

в) разумеется, так как упускать такой шанс нельзя.

6. Вам предстоит решить несколько задач разной трудности, вы начнете:

а) с самой легкой, для разминки;

б) с задачи средней трудности, чтобы оценить общий уровень задач;

в) с наиболее трудной, поскольку возможную неудачу можно компенсировать решением более простых задач.

7. Неодобрительное или скептическое отношение окружающих может заставить вас отказаться от намеченной цели:

а) напротив, меня это только дополнительно мобилизует;

б) возможно, придется скорректировать свои намерения;

в) я не смогу осуществить задуманное без поддержки окружающих. 8. Ваши юношеские мечты сбылись:

а) да, в значительной степени;

б) во многом нет, но в настоящее время я понимаю, что это были нереалистичные планы;

в) моя жизнь сложилась совсем не так, как когда-то мечталось.

Тест 6 (по мотивам теста Д.Букина и М.Букина)

Одним людям легче иметь дело с техникой. Другие умеют взаимодействовать с людьми - коллегами и клиентами. К какой из этих групп относитесь вы? Какая группа более характерна для собирательного образа менеджера? Выберите вариант ответа на соответствующее утверждение.

1. Я предпочел бы иметь дачу:

а) в оживленном поселке;

б) в маленькой деревне;

2. На работе мне интереснее всего:

а) с техникой;

б) иногда с техникой, иногда с людьми;

в) с людьми.

3. На общественные должности меня выдвигали:

а) не выдвигали никогда;

б) редко;

в) много раз.

4. Чья работа интереснее - химика-исследователя или директора гостиницы:

а) химика;

б) не знаю;

в) директора гостиницы.

5. Вы любите делать подарки:

а) да;

б) не уверен;

в) нет.

6. Вы сделали полезное изобретение. Ваши дальнейшие действия:

а) буду совершенствовать его в лаборатории;

б) затрудняюсь ответить;

в) позабочусь о его практическом применении.

7. На ваш взгляд, интереснее всего в профессии сейлз-менеджера:

а) общение с заказчиками, клиентами;

б) затрудняюсь ответить;

в) ведение счетов и документации.

8. Если бы адвокаты и летчики получали одинаковую заработную плату, интереснее было бы стать:

а) адвокатом;

б) мне трудно выбрать между этими профессиями;

в) летчиком.

9. Если выбирать между профессией художника и общественного деятеля, то интереснее быть:

а) художником;

б) затрудняюсь сказать;

в) общественным деятелем.

10. Лучше всего в музеях я чувствую себя:

а) в одиночестве;

б) когда вокруг только близкие люди;

в) при большом скоплении публики.

Используя табл. 1, подсчитайте общую сумму баллов.

Ответы

Вопрос

КЛЮЧИ К ТЕСТАМ:

ТЕСТ 1

1 - а; 2 -б; 3-б; 4-в; 5-б; 6-б; 7-а; 8-в; 9-б; 10-а;

11-а; 12-б; 13-в; 14-б; 15-а; 16-в; 17-в; 18-б; 19-б; 20-б.

ТЕСТ 2

1 - б; 2 - а; 3 - б; 4 - б; 5 - б;

6 - а; 7 - а; 8 - в; 9 - в; 10 - б;

11 - б; 12 - а; 13 - в; 14 - в; 15 - б;

16 - в; 17 - а; 18 - в; 19 - б; 20 - а.

ТЕСТ 3

1- б; 2 - а; 3 - а; 4 - а; 5 - б;

6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - б; 10 - а; 11- б.

ТЕСТ 4

Оценка результатов

10 и более ответов «да». Наиболее вероятно, что руководство предприятия является единой командой, которая четко осознает цели его развития. Личные цели каждого менеджера хорошо взаимоувязаны с общей стратегией предприятия. Практически все серьезные решения рассматриваются сквозь призму принятой стратегии. Возможно, на предприятии существует специальное подразделение стратегического планирования, отслеживающее и корректирующее выполнение стратегического плана.

Организационная структура предприятия базируется на стратегических бизнес-центрах, каждый из которых руководствуется собственным планом.

Активная позиция менеджмента повышает устойчивость предприятия на рынке. Концентрация ресурсов на отдельных приоритетных направлениях деятельности дает предприятию возможность усилить свою конкурентоспособность.

5 - 10 ответов «да». Видимо, вопросы разработки и следования принятой стратегии касаются лишь высшего руководства предприятия. Неосведомленность руководителей среднего звена и рядовых сотрудников в основных положениях принятой стратегии приводит к неоправданному распылению усилий и ресурсов в подразделениях предприятия. Деятельность номинально существующего подразделения стратегического планирования воспринимается на предприятии скептически. Ежегодно подразделения предприятия готовят лишь формальные бизнес-планы, которые не используют в работе.

На предприятии существует система, при которой возможно принятие «оперативных» решений без должной проработки, а также в отрыве от решений, принятых ранее и планируемых в будущем.

В такой ситуации вал текущих вопросов и проблем накрывает топ-менеджеров предприятия, не оставляя им ни времени, ни сил принимать просчитанные и последовательные стратегические решения.

Менее 5 ответов «да». Стиль менеджмента можно охарактеризовать как неформальный с крайней степенью гибкости и спонтанности; отсутствие четко очерченных обязанностей, каких-либо планов и внутреннего контроля сопряжено с высокой степенью риска в системе принятия стратегических решений. В условиях усиливающейся конкуренции на рынке увеличивается вероятность поглощения предприятия более крупной структурой. Ощущение нестабильности и отсутствия долгосрочной перспективы, зафиксированной в стратегическом плане, может отразиться на настроениях сотрудников, а в конечном счете и потребителей продукции предприятия.

Результаты теста не являются гарантией будущих успехов или неудач предприятия. В конечном счете, даже наиболее совершенная стратегия базируется на большом числе предположений о будущем. Искусство управления заключается именно в способности менеджера предвосхищать события, умело направляя деятельность предприятия на ранее проложенный курс, а также трезво оценить возможности команды и запас прочности корабля, чтобы противостоять штормам.

ТЕСТ 5

Оценка результатов

Менее 12 баллов. Вы уверены, что, чему суждено произойти, случится, независимо от ваших усилий. Действительно, многое в жизни складывается помимо нашей воли. Однако не стоит недооценивать и собственную активность.

12-18 баллов. Вы умеете соизмерять свои потребности и реальные возможности, предпочитаете не строить детальных планов, ограничиваясь лишь некоторыми общими намерениями. Такой подход позволяет использовать для достижения цели наиболее подходящие средства.

Свыше 18 баллов. Вы - целеустремленный человек, знаете, чего хотите от жизни, и умеете этого добиваться. Для достижения новых успехов вам необходимо больше гибкости.

ТЕСТ 6

Оценка результатов

От 0 до 7 баллов. Вы более склонны работать в одиночестве, чем иметь дело с сослуживцами. «В тишине зреет интеллект» - эта поговорка про вас. Вы стремитесь к четкости и ясности, к проникновению в суть происходящих процессов, к четкой классификации окружающих вас людей, явлений и событий. Вам трудно разобраться в тонкостях отношений между людьми, зато вы легко справляетесь со сложными и трудоемкими задачами.

Вполне возможно, что окружающие воспринимают вас как холодного человека. Если вы не умеете достигать компромиссов, негибки в оценках, то негативное впечатление окружающих только усиливается. Скорее всего, у вас ровные взаимоотношения с людьми, и многие это ценят, но вам трудно добиться глубокой привязанности.

Друзей и близких могут обижать ваше безразличное отношение к ним, отсутствие теплоты и участия, а вы, скорее всего, обвиняете их в непонимании и излишней капризности. Попробуйте иногда как-то выражать свое отношение к тем, кто вам дорог или симпатичен.

От 8 до 13 баллов. Вы одинаково хорошо можете работать с документами и взаимодействовать с коллегами. Вам интересны и сосредоточенная работа с техникой, и контакты с людьми.

Вас сложно назвать замкнутым человеком, хотя иногда вам хочется побыть одному. Вы плохо работаете только в одном случае - когда в вашей комнате нет совсем никого. Вам скучно без общения, в котором вас больше увлекает не цель, а непосредственно процесс. Вам стоит развивать свою способность находить общий язык с людьми.

От 14 до 20 баллов. Вы созданы для работы с людьми. Вам свойственны открытость и доброжелательность, вы отзывчивы и непринужденны, с вами легко общаться. Постоянная готовность к сотрудничеству, внимательность к людям, уживчивость привлекают к вам окружающих. У вас много друзей, еще больше - знакомых.

Вы не боитесь критики, не смущаетесь, легко запоминаете лица и имена, окружающие воспринимают все это как проявление вашего расположения к ним. Однако вам следует больше внимания уделять самым близким людям, чтобы легкость в общении с ними не превратилась в поверхностность.


Как было отмечено, современная организация представляет собой сложную систему, которая включает особые специализированные виды управленческой деятельности - функции менеджмента. По мнению Короткова Э.М., функция - это «работа, которая выполняется не только для получения какого-либо результата, но и для последовательного движения от одного результата к другому, для движения к цели» Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. - М.: Юрайт, 2012. - С.6-8 . Подобную трактовку разделяет и Разу М.Л.: Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль... Менеджмент необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ - функций менеджмента Менеджмент: учебник / кол. авт.; под ред. М.Л. Разу. - 3-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2011. - С.112 .

Тейлор Ф. в своей работе «Научная организация труда» пишет, что «осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива, будь то патриархальная община или современная корпорация, требует управленческого регулирования в четырех его главных ипостасях: планирование, организация, руководство, контроль» Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 6 (58). - С. 4-30. .

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам:

  • · по содержанию процесса управления (основные функции);
  • · по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Выделяют 5 функций менеджмента:

  • · Планирование - это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
  • · Организация - это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), причем важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
  • · Мотивация - средство выполнения организационной работы; в ограниченной своей сути это - управление подчиненными.
  • · Координация - гармонизация деятельности для достижения успеха.
  • · Контроль - проверка и надзор за тем, чтобы се шло так, как запланировано.

Процесс управления в соответствии с предоставленной принципиальной схемой начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Таким образом, процесс менеджмента начинается с предоставленной информации по результатам контрольных процедур для принятия управленческих решений и завершается фазой контроля, определяющей успех реализации принятого решения.

Планирование - это самостоятельная функция управления и исходный этап процесса управления (рис.1).

Рис. 1 - Планирование как функция менеджмента Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - С.31

Планирование, как функция менеджмента, представляет собой определение целей деятельности, а также разработку и фиксацию перечня действий, подлежащих обязательному исполнению для их достижения. С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования и осуществления деятельности предприятия.

Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - С.35:

  • · конкретные и измеримые цели. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
  • · достижимые и реалистичные цепи. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
  • · цели должны содержать сроки исполнения;
  • · цели должны призывать к превышению стандартов. Стандарты - уровень исполнения, который приемлем для организации. Цели - желаемый результат.
  • · цели должны быть гибкими, чтобы их можно было пересмотреть в случае непредсказуемых изменении.

Каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Соответственно создаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет.

Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления организации в их взаимосвязи. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако планирование деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерева целей объективно необходимо.

В зависимости от значимости в деятельности организации выделяют стратегическое, тактическое и оперативное планирование (рис.2).


Рис.2 - Виды планирования Репина Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - С.72

Результатом стратегического планирования является разработка стратегического плана, который может быть оформлен в виде бизнес-плана. Тактические планы конкретизируют стратегический план. Если стратегическое планирование сосредоточено на том, чего хочет добиться организация, то тактическое - на том, как организация должна достичь такого состояния. Оперативное планирование - планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке: планирование производства, маркетинга, составление бюджетов и прочие.

В зависимости от объекта планирования различают Репина Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - С.105:

  • · планы фирмы;
  • · производственных подразделений;
  • · планы рабочих мест (должностей).

По видам внутрифирменной деятельности:

  • · производственное планирование;
  • · финансовое и проч.

Принцип - это доминирующее положение или исходная идея при разработке плана. Выделяют следующие принципы планирования:

  • · Планирование «от достигнутого» - менеджер считает своей основной задачей повторение в этом году всего того, что было свойственно организации в прошлом году с учетом состоявшихся или ожидаемых изменений. Это представляет собой перенос достигнутых результатов на следующий период с определенными корректировками.
  • · Планирование по целям. При обращении к этому принципу менеджер абстрагируется от прошлого опыта, он не привязывает планируемый результат к фактически достигнутому и не использует его как базис для совершения своих последующих действий. Исходной базой в этом случае выступает формулируемая им цель - то есть желаемый результат и реальность его достижения.

Метод планирования - это совокупность приемов и способов действий, используемых управляющим при осуществлении процедуры разработки и реализации плана. К основным методам планирования относятся:

  • · Балансовый метод - наиболее универсальный и распространенный. В его основе - сопоставление доходной и расходной частей (затрат с результатами). Сущность метода состоит в разработке балансов (материальных, финансовых, трудовых и т.д.) в форме таблиц, содержащих наличные ресурсы и направления их расходования.
  • · Нормативный метод планирования состоит в выполнении плановых расчетов с использованием научно обоснованных норм и нормативов. Его используют при планировании себестоимости, трудоемкости, численности персонала, заработной платы.

Экономическая норма - это максимально допустимая величина расхода конкретных ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) установленного качества в определенных условиях и промежуток времени. Норматив - относительный показатель.

· Программно-целевой метод. В современной практике планирования все шире используются экономико-математические методы планирования, которые позволяют найти оптимальное сочетание использования ресурсов при заданных ограничениях.

Различают также вертикальные и горизонтальные методы планирования. К методам вертикального планирования относятся метод планирования сверху вниз и снизу вверх. К планированию «сверху вниз» обращаются в тех случаях, когда цели и задачи организации и всех ее структурных подразделений формулируются высшим управленческим звеном. Плановые задания спускаются сверху.

Метод планирования «снизу вверх» используется тогда, когда:

  • · управляющий стремится к активному вовлечению подчиненных в процедуру планирования;
  • · управляющий не в состоянии самостоятельно определить потенциальные возможности каждого структурного подразделения своей организации и стремиться получить такого рода информацию от подчиненных;
  • · управляющий планирует приступить к реализации нового для организации проекта и стремиться к тому, чтобы каждое структурное подразделение самостоятельно определило свою роль, возможности и задачи.

Методы вертикального планирования нацелены на формирование результатов организации, которые необходимо получить в планируемом периоде. Объектом планирования может быть прибыль, объем производства и реализации. При горизонтальном планировании объектом планирования являются сам производственный процесс, или отдельные комплексы работ (то есть конкретные проекты, на реализацию которых нацеливается организация). Основными методами горизонтального планирования являются:

  • · планирование общей схемы производственного процесса;
  • · сетевое планирование.

Таким образом, планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

Понятие и сущность планирования ……………………………

Сущность планирования…………………………………………..

Выбор цели…………………………………………………………

Эффективность планирования……………………………………

ГЛАВА 2.

Система планирования …………………………………………..

Формы планирования……………………………….…………...

Факторы, влияющие на выбор формы планирования…………...

Механизмы планирования………………………………………...

Процесс планирования…………………………………………….

ГЛАВА 3.

Типы планирования ………………………………………………

Стратегическое планирование……………………………………

Тактическое планирование………………………………………..

Оперативно-календарное планирование…………………………

Бизнес-планирование……………………………………………...

Заключение ……………………………………………………………………….

Список использованной литературы …………………………………………

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время, в литературе по управлению до сих пор недостаточно разработана классификация функций управления по четко определенным признакам. Так называемый функциональный подход к управлению обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, так как они частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию, или где одна функция заканчивается, а другая начинается. [ 1 ]

Процесс управления складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей способом воздействия на управляемый объект. [ 2 ] Поэтому процесс управления выступает как объективно преодоленная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла

Функции управления - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Одна из функций управления это – планирование.

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления является не маловажной.

Прежде чем начать какое-либо дело, необходимо тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств оно должно быть достигнуто. В противном случае намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели реализации процесса, направленного на достижение главной цели. [ 3 ]

Процесс управления постоянно претерпевает изменения, которые могут быть вызваны обострением конкуренции, трансформацией хозяйственных связей и постоянным изменением внешней и внутренней среды организации. Быстрые изменения расцениваются большинством как неуправляемые и непланируемые. Поэтому темп и значительность изменений заставляют руководителей уделять больше внимания планированию. Таким образом хочу отметить, что планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие в перспективе, что всегда считается актуальным.

Цель курсовой работы - рассмотрение функции планирования как неотъемлемой части процесса управления.

Объектом курсовой работы является функция планирования при принятии управленческих решений.

Задача состоит в том, чтобы установить необходимость планирования при определении цели и её достижении.

Курсовая работа занимает 34 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 23 наименований источников

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

      Сущность планирования

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата

Общеизвестно, что процесс управления заключается в планировании, организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны вышеназванные этапы, тем результативнее управление. Планирование является средством, позволяющим определять характер, формы и последовательность будущих действий на протяжении продолжительного периода.

В общих чертах в планирование входят: выявление перспектив развития, формулирование целей и вероятных стратегий, установление первостепенных задач и определение курсов действий для их достижения. Продукцией планирования является система планов долгосрочных, среднесрочных и оперативных. Процесс планирования охватывает все уровни управления и создает необходимые предпосылки для обеспечения в принципе точного соответствия предпринимаемых действий требованиям общих целей.

В работе по планированию деятельности, прежде всего, формируется исходное положение, для достижения оптимального распределения ресурсов с целью их эффективного использования. Многое в достижении успеха зависит от умения менеджеров использовать новейшие теоретические положения, различные аналитические инструментарии для отыскания наилучших связей настоящего с будущим, для решения задач, определения целей.

Объектом планирования является любая деятельность, под которой понимается выполнение определенных функций.

Сущность планирования заключается в обосновании предстоящих целей, их развития и форм деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых объемов и сроков выполнения, и установления таких показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Очень важно подчеркнуть, что смысл планирования, в конечном счете, сводится к определению решений, которые требуется принять сегодня для обеспечения эффективной деятельности организации и ее роста в будущем.

Назначение планирования состоит в выявлении будущих возможностей и организации действий по их использованию. В процессе планирования принимают следующие решения:

    выбор как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий организации;

    выработка ориентирующих линий и действий, которые помогают выполнять поставленные цели или преодолевать угрожающие ситуации;

    установление стандартов оперативной деятельности, которые используются как база для осуществления контроля;

    пересмотр более ранних планов в свете меняющихся условий.

1.2. Выбор цели.

Цели выражают конкретные отдельные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определённых ценностей на которые ориентируется высшее руководство.

Цели должны обладать рядом характеристик, тогда они будут вносить вклад в успех организации.

Цели должны быть конкретными и измеримыми. Они должны выражаться в конкретных измеримых формах, создавать чёткую базу отсчёта для последующих решений и оценки хода работы. Такие цели, как максимизация прибыли или минимизация издержек, вполне измеримы (Примеры: 1) Повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год; 2) Увеличить продвижение по службе на 15% в год; 3) снизить текучесть кадров на 10% в год.) В этом случае руководители среднего звена будут иметь ориентиры для своих решений. Также будет легко определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Что становится важным для выполнения контрольных функций. Сложнее обстоит дело с задачами сохранения стабильности, овладения рынком, пути выпуска новых видов продукции и т.п.. Недостаточная измеримость формулируемых целей усложняет взаимную увязку всех подсистем для обеспечения выполнения целей.

Ещё одна характеристика целей это ориентация целей во времени - конкретный горизонт прогнозирования. Необходимо определить время достижения результата. Цели обычно устанавливаются на длинные или короткие промежутки времени. Краткосрочная цель представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах 1 года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от 1 до 5 лет. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования примерно в 5 лет.

В первую очередь организация формулирует долгосрочные цели. Последующая выработка средне- и краткосрочных целей связана с обеспечением выполнения долгосрочных целей.

Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. “Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников менее эффективными”.

Цели организации должны поддерживать друг друга. То есть, действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведёт к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

Цели формируются после того, как будут изучены возможности, определено влияние различных факторов внешней среды, оценены вероятные ограничения. Наиболее важными целями являются: повышение производительности, более полное использование имеющихся мощностей, достижение ритмичного выполнения промежуточных задач.

Как сказал Питер Ф.Друкер: “Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства создание клиента”.

Когда цели сформулированы, создаются условия для оценки работы менеджеров - по успехам в выполнении поставленных задач.

Достижение целей организации во многом обеспечивается реальной практикой управления на основе планирования. Рассмотрим данную функцию управления более подробно.

Планирование - это процесс определения целей, задач и показателей деятельности организации на будущее, а также конкретных действий (мероприятий) и необходимых для их решения материальных и людских ресурсов.

По сути, планирование - это процесс выработки и принятия решения, позволяющего обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем. В узком смысле слова планирование сводится к работе по составлению специального документа - плана, определяющего конкретные действия по достижению поставленных целей в рамках предстоящего планового периода.

План работы - документ, определяющий содержание, объем, последовательность, сроки выполнения мероприятий и их исполнителей.

В процессе планирования деятельности организации решаются следующие основные задачи :

    обеспечивается целенаправленность деятельности;

    создаются организационные основы управления деятельностью;

    обеспечивается координация усилий всех сотрудников структурных подразделений в процессе деятельности;

    вырабатывается оптимальный вариант управленческого решения;

    определяется система конкретных показателей, с помощью которых осуществляется контроль их выполнения, дается объективная оценка деятельности каждого сотрудника, структурных подразделений и организации культуры в целом.

Планирование как процесс реализуется в системе планов, в которых с различных позиций зафиксированы прогноз развития организации, промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы выполнения плановых заданий и использования ресурсов, сроки выполнения определенных мероприятий и ответственные лица.

Эта система планирования включает различные виды.

    С точки зрения уровня принятия решений:

планы вышестоящих органов;

планы собственной организации;

планы структурных подразделений;

индивидуальные планы сотрудников.

    В зависимости от обязательности выполнения:

прогнозные планы (дают ориентировку, концепцию развития);

директивные (содержат четкие показатели, конкретные мероприятия, сроки исполнения и ответственных лиц).

    По направленности:

тематические;

комплексные (программные).

    В зависимости от срока (длительность периода), на который они разрабатываются:

перспективные (которые могут быть долгосрочными или стратегическими, среднесрочными и краткосрочными);

текущие (на месяц, квартал);

оперативные (на неделю, декаду).

Рассмотрим наиболее важные виды планирования деятельности организации более конкретно.

Перспективное планирование этой деятельности может осуществляться на срок от 1 до 5 лет и более.

В перспективном планировании деятельности организации особую актуальность имеет такая его разновидность, как программирование.

Программирование представляет собой процесс подготовки целей и задач развития организации, рассчитанный на длительный период. Программа - это совокупность организационных, хозяйственных, экономических мероприятий с единым управлением, вертикальными и горизонтальными связями, согласованными по времени, ресурсам и исполнителямСм.: Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 118..

Цель программирования - объединить усилия всех реальных и потенциальных субъектов деятельности по достижению ее целей. Таким образом, программирование интегрирует в себе деятельность не столько одной организации в отдельности, сколько всей совокупности субъектов этой деятельности, объединенных по территориальному, отраслевому, объектному и другому признаку, оно решает проблему развития в целом, определяет основные направления и виды деятельности, их конечные и промежуточные цели, сроки и исполнителей. Поэтому программирование может и должно осуществляться субъектами управления на территориальном, многоотраслевом уровнях, а затем использоваться и конкретизироваться в низовых структурах организации.

Перспективное планирование организаций определяется миссией и общими стратегическими целями. Их перспективные планы существенно отличаются от планов других организаций, т.к. свое будущее они не связывают с показателями прибыли.

В перспективных планах определяются действия, которые организация намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ресурсов, развития творческого потенциала, оборудования, увеличения количества посетителей и пользователей культурных услуг.

Тактическое планирование направлено на реализацию тактических целей, имеет более короткий планируемый период (обычно квартал, месяц). В организациях тактические планы определяют конкретные мероприятия деятельности с указанием времени их проведения и исполнителей.

Оперативные планы разрабатываются в структурных подразделениях организации. Они определяют последовательность действий по достижению оперативных целей, решение промежуточных тактических задач и направлены на выполнение тактических планов.

На основе оперативных планов строится деятельность специалистов и структурных подразделений. Оперативные планы могут разрабатываться в форме планов-графиков или сетевых планов, представляющих собой привязанные к календарю последовательно выполняемые операции и работы.

Технология планирования деятельности организации предполагает ориентацию на определенную систему принципов.

    Принцип научности ориентирует на использование выводов и рекомендаций науки в процессе планирования.

    Принцип целенаправленности и непрерывности требует четкости в выработке целей и реализации плановой деятельности как постоянного и непрерывного процесса. Непрерывность требует также, чтобы все планы разрабатывались с учетом перспектив и результатов выполнения предшествующих планов, как система перспективных и текущих планов.

    Принцип конкретности ориентирует на четкость и ясность формулировок задач, мероприятий, ответственных лиц и сроков исполнения.

    Принцип реальности предполагает учет условий и реальных возможностей выполнения плана, обеспеченности необходимыми ресурсами, наличия времени и других факторов.

    Принцип связи с жизнью , состоянием окружающей социальной среды.

    Принцип установления персональной ответственности позволяет обеспечить контроль исполнения и дать объективную оценку деятельности специалистов и структурных подразделений.

    Гибкость. Реализация данного принципа достигается путем корректирования планов в процессе деятельности с учетом изменения условий, задач и других обстоятельств.

    Экономичность. Суть данного принципа состоит в том, чтобы затраты на плановую деятельность не превышали ожидаемую от него эффективность.

Технология планирования деятельности предполагает выделение нескольких этапов.

    Организационно-подготовительный этап.

    Этап разработки проекта плана.

    Этап согласования и утверждения плана.

На первом этапе создаются организационно-методические предпосылки для успешной плановой деятельности и решаются следующие вопросы.

    Определение ответственных разработчиков проекта плана (обычно эта задача поручается наиболее квалифицированным сотрудникам или группе сотрудников).

    Определение сроков разработки и утверждения плана.

    Организация методического обеспечения (проводится совещание всех участников процесса планирования, разъясняются цели и задачи планирования, его методика и другие вопросы).

    Информационное обеспечение, суть которого состоит в том, чтобы предоставить участникам плановой деятельности необходимую для планирования информацию.

На втором этапе (этап разработки проекта плана) решаются следующие вопросы.

    Редактирование целей и задач социально-культурной деятельности.

    Выбор формы и структуры плана работы. Следует отметить, что стандартных требований по этому вопросу не существует, однако здравый смысл и опыт работы показывают, что структура плана (его разделы) должна соответствовать системе задач организации.

    Определение форм и методов деятельности. Эта задача решается с учетом возможностей организации и наличия материальных, финансовых, людских и других ресурсов.

    Определение сроков (времени) проведения мероприятий и их исполнителей. В решении данного вопроса целесообразно использовать календарную форму рабочего документа. Намеченные мероприятия сначала расписываются в календарном виде, по дням (и даже числам). Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени и исполнителям.

    Оформление проекта плана в соответствии с требованиями к документам, изложенными в государственных стандартах.

На третьем этапе решается задача согласования и утверждения плана. План необходимо согласовывать со всеми заинтересованными лицами.

Планирование в деятельности организации

В организации планирование осуществляется на нескольких уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. На стратегическом уровне руководство организации разрабатывает долгосрочные цели и направления деятельности. Разработка таких планов возможна лишь на основе прогнозирования развития организации в будущем. В этой связи организация нуждается в разнообразных прогнозах.

На тактическом уровне планирования цели и задачи конкретизируются в русле принятых стратегий.

Основой планирования в организации является оперативное планирование , в котором устанавливается перечень конкретных работ, действий, необходимых для достижения целей, а также сроки исполнения и ответственные лица.

Все виды планирования в организации образуют единую систему. Технология работы по планированию представляет собой достаточно сложный и творческий процесс. Она предполагает выделение определенных этапов работы, которые могут быть универсальными, однако методы планирования и прогнозирования существенно отличаются.

Содержание:
Введение…………………………………………………….
Глава 1. Методологические основы планирования
1.1 Сущность и содержание планирования как управленческой категории
1.2. Место планирования в управленческом процессе
Глава 2. Особенности процесса планирования в условиях организационных изменений
2.1. Организационные изменения в условиях сокращения рынка туристических услуг
2.2 Планирование организационных изменений на примере туристической компании «…….»
Заключение…………………………………………………

Сева! Этот план будет наиболее предпочтительным. Никаких 3-х глав не надо. С этими надо справиться. Попробуй это план раскрыть. Смотри название главы и параграфа и старайся весь свой материал разместить по этим главам, как-бы «уложи все на свои полочки». Принципы и виды планирования отправляй в 1.1.
Теоретического материала достаточно, оформляй его в логике содержания и приступай ко второй главе. Для поиска материала по туризму посмотри журналы «Секрет фирмы», еженедельник«Эксперт», Газету «ВЕДОМОСТИ» там могут быть статьи

Глава 1. Планирование: определение, понятие
Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование– это функция, одним из аргументов которой является время.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
постановка целей и задач;
составление программы действий (проектирования);
вариантное составление программы (вариантное проектирование);
выявление необходимых ресурсов и их источников;
определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;
фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме и т. п.
Плaниpoвaниe–этooдин из cпocoбoв, c пoмoщьюкoтopoгopyкoвoдcтвooбecпeчивaeтeдинoeнaпpaвлeниeycилийвcexчлeнoвopгaнизaции к дocтижeниюeeoбщиxцeлeй.
Фyнкцияплaниpoвaнияoзнaчaeтвыpaбoткy и пpинятиeoпpeдeлeннoгoпocтaнoвлeния, пиcьмeннoгo или ycтнoгo, в кoтopoмпepeдoбъeктoмyпpaвлeниябyдeтпocтaвлeнaтa или инaяцeль, зaдaчa. Этoпocтaнoвлeниe– yпpaвлeнчecкoepeшeниe.
На производстве. Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Играет важную роль в жизни любой организации (предприятия) с участием людей.

1.1 Сущность и содержание планирования как управленческой категории
План – сущность термина посмотри словари и дай определения

Функция планирования являются первой в процессе управления организацией (предприятием, корпорацией). Она осуществляется менеджерским корпусом для определения целей организации, а также путей и средств их достижения. По своей сути реализации функция планирования представляет заблаговременную и детальную подготовку к будущему. Планирование – это функция менеджмента, которую менеджер реализует ежедневно. Нельзя считать нормальным трудовой процесс, осуществляемый только время от времени, хаотично, без четко определенных производственных ежедневных заданий. Планируя, менеджер реально сопоставляет будущие проблемы, возможности и решает, на каком направлении стоит предпринять наиболее значимые усилия.
Планирование является важнейшей функцией управления, которая, так же как и управление, видоизменяется в процессе развития экономики. Переход к рыночной концепции управления потребовал пересмотра всех элементов планирования.
Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).
Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Планирование предусматривает разработку целей и комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных результатов деятельности с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и организацией в целом.
Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса:
1. Где мы находимся в настоящее время?
2. Куда мы хотим двигаться?
3. Как мы собираемся это делать?
Ответ на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее основной деятельности на основе анализа ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы, производство и др.
При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, научно-технического прогресса, политические условия и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению.
Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей.
При таком подходе реализация функции планирования выходит за рамки определения планов деятельности организации (предприятия, корпорации). Планирование в этом случае рассматривается как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение успеха путем детального представления желаемого результата и определения мероприятий по его достижению с учетом использования возможностей предприятия и внешней среды.
Планирование опирается на определенные закономерности, получившие название принципов. Принципы – отправные основополагающие понятия, определяющие задачи, направления и характер разработки планов, а также проверки их выполнения. Правильное их применение создает предпосылки для эффективной работы, уменьшает возможность появления отрицательных результатов.
Впервые принципы планирования были сформулированы еще
А. Файолем. В 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» он выделил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Впоследствии Р.Акофф дополнил их пятым принципом – участия.
Принцип единства (системности) предполагает, что планирование должно носить системный характер. В соответствии с этим принципом, и система в целом, и каждая ее подсистема должны осуществлять функцию планирования в направлении единого вектора цели. Увязка планов должна осуществляться путем интеграции и дифференциации по вертикали и путем координации по горизонтали. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее их планировать одновременно и во взаимосвязи.
Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный процесс в рамках установленного цикла, когда разработанные планы приходят на смену друг другу. Принцип касается, прежде всего, планов различного временного периода, но включает и связь планирования с прогнозированием, кругооборот и последовательность этапов планирования.
Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Кроме того, в соответствии с этим принципом, в планах необходимо предусматривать резервы («подушки» или «надбавки безопасности»), которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планов в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе и трудозатратам исполнителей.
Принцип участия (Р.Акофф) означает, что в разработку планов должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости – специалисты извне и партнеры. В процессе такой работы вносятся новые идеи, предлагается собственное видение решения проблем, что значительно обогащает и уточняет содержание планов, обеспечивая их необходимость и реальность.
В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических принципов, широкую известность получили общеклассические принципы: комплексность, оптимальность, динамичность, эффективность, стабильность и др.
Виды (формы) планирования и виды планов
По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.
С точки зрения обязательности плановых заданий.
- директивное;
- индикативное планирование;
Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
Индикативное планирование представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер.
В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать.
- долгосрочное планирование (перспективное)
- среднесрочное планирование
- краткосрочное планирование (текущее)
По содержанию плановых решений выделяют:
- стратегическое планирование
- тактическое планирование
- оперативно-календарное планирование
- бизнес-планирование
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.
Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.
Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование - процессом их реализации.
Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки -выпуск - прибыль¬ - цена». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование.
Оперативно - календарное планирование. Оперативно – календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
В процессе оперативно-календарного планирования выполняются следующие плановые функции:
- определяется время выполнения отдельных операций по изготовлению сборочных единиц изделий и изделий в целом путем установления сопряженных сроков передачи предметов цехами-поставщиками их потребителями;
- осуществляется оперативная подготовка производства путем заказа и доставка на рабочие места материалов, заготовок, инструментов, приспособлений и другой оснасткой, необходимой для выполнения плана производства продукции;
- ведется систематический учет, контроль, анализ и регулирование хода производственного процесса, предупреждающие или ликвидирующие его отклонения от планового графика.
Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.д.
Бизнес – планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.
Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:
текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;
предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
целесообразности оказания мер государственной поддержки.
В теории и практике планирования могут также выделяться другие виды планирования, охватывающие как главные, так и второстепенные аспекты этого процесса.
В частности, планирование можно классифицировать по следующим категориям:
I. По степени охвата:
- общее планирование, охватывающее все аспекты проблемы;
- частичное планирование, охватывающее только определенные области и параметры;
II. По объектам планирования:
- целевое планирование, относящееся к определению стратегических и тактических целей;
- планирование средств, относящееся к определению средств достижения поставленных целей (планирование таких потенциалов, как оборудование, персонал, финансы, информация);
- программное планирование, относящееся к разработке и реализации конкретных программ, например программ производства и сбыта;
- планирование действий, например, специальных продаж, наем кадров;
III. По сферам планирования:
- планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта);
- планирование производства (производственной программы, подготовки производства, хода производства);
- планирование персонала (потребности, найма, переподготовки, увольнения);
- планирование приобретений (потребности, закупок, реализации излишних запасов);
- планирование инвестиций, финансов и т.д;
IV. По глубине планирования;
- агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков;
- детальное планирование, например, с подробным расчетом и описанием планируемого процесса или объекта;
V. По координации частных планов во времени:
- последовательное планирование, при котором процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов;
- одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования;
VI. По учету изменения данных:
- жесткое планирования;
- гибкое планирование;
VII. По очередности во времени:
- упорядоченное (текущее) планирование, при котором о завершении одного плана разрабатывается другой план, (планы чередуются последовательно один за другим);
- скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период;
- внеочередное (эвентуальное) планирование, при котором планирование осуществляется по мере необходимости, например, при реконструкции или санации предприятия.
Все планы можно разбить на две большие группы: стандартные (базовые), которые реализуются многократно по мере необходимости, и нетиповые (индивидуальные), которые выполняются при решении конкретной задачи.
Все они разрабатываются для того, что бы усиливать друг друга и в конечном итоге способствовать достижению основных целей организации и подразделения. Высший уровень менеджмента разрабатывает наиболее важные стандартные планы, и, в свою очередь, каждый менеджер так же формирует необходимое количество стандартных планов для своего подразделения.
Процедуры, подобно стратегическим подходам, представляют собой разработки (планы) многократного использования при достижении целей. Они взаимосвязаны со стратегией, но являются более специфической конкретной категорией. Они представляют собой руководство к действию, а не к обдумыванию, размышлению. Процедуры определяют хронологическую последовательность действий, которые реализуются конкретными исполнителями при достижении целей. Целью процедур является определение последовательности шагов, действий, предпринимаемых при выполнении какой-то работы.
Планирование предполагает принятие конкретных решений о функционировании развитии производственной системы. Это позволяет обеспечить ее эффективное функционирование и развитие в будущем, уменьшить их неопределённость. Такие решения принято относить к плановым, которые могут быть связаны с постановкой определённых параметров.
1.2 Место планирования в управленческом процессе
Основными функциями управления являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.
3.1 Последовательных этапов (стадий) планирования
В целом процесс планирования включает несколько последовательных этапов (стадий) конкретных управленческих действий, в том числе:
Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит.
Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные?
Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей?
Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой?
Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение?
Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1.
Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы?
Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. Контроль как функцию менеджмента обсудим в одном из дальнейших разделов настоящей главы.
Выбирая схему планирования, следует регламентировать вариант каждого из шести принципов этого процесса:
Связь уровней управления: а) планирование сверху вниз, б) планирование снизу вверх (укрупнение плана);
Привязка к календарю: а) планирование по интервалам времени, б) привязка к календарным датам, в) привязка к датам завершения отдельных работ, г) свободное планирование очередности;
Длина горизонта планирования: а) планирование на один интервал, б) скользящее планирование, в) остаточное планирование, г) гибкое планирование с выбором горизонта;
Влияние предшествующего результата: а) планирование с нуля (прошлые обязательства пропадают), б) возвратное планирование (прошлые обязательства остаются);
Описание плана: а) планирование по группам продукции, б) планирование по заказам, в) планирование по технико-экономическим показателям, г) планирование по статьям калькуляции;
Связь планов участников производственного процесса: а) планирование по узкому месту, б) планирование от «выхода к входу», в) планирование от «входа к выходу», г) последовательная проводка единиц продукции.
Планирование не является самостоятельной целью, поэтому предпочтительный вариант процесса планирования в конкретных условиях определяется особенностями функционирования управляемого производства, задачами, которые ставятся перед производством.
Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия должна обеспечивать полноту и максимальную достоверность планирования, ясность и однозначность планов, гибкость планирования, возможность контроля за выполненными планами, а также непрерывность планирования.
Обеспечение полноты и достоверности планирования означает, что планы должны отражать все виды деятельности организации и ее подразделений, необходимые для достижения успеха, определяемого как соответствующие конкретные цели и задачи. При планировании должны учитываться все факторы и ситуации, которые могут оказать влияние на развитие организации. При этом необходимо использовать современные подходы, методы, средства и процедуры, обеспечивающие повышение достоверности прогнозов и рациональное использование всех привлекаемых ресурсов.
Ясность и однозначность планов означает, что цели и задачи должны иметь понятные и воспроизводимые формулировки, доступные для недвусмысленного понимания всеми членами организации. Они должны иметь количественные показатели и быть измеримыми.
Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности осуществления планирования, реализация которого сама также представляет много этапный процесс.
Гибкость планирования означает возможность оперативной корректировки планов.
Таким образом, планирование является первоочередной функцией управления. Планирование – это не дискретный, а непрерывный процесс.
Система планирования по целям
Среди множества систем планирования в управлении, важную роль играет система планирования по целям.
Первым шагом в планировании является разработка целей и задач, соответствующих общим целям и результатам, которые во всех планах и работах должны быть указаны. Постановка общих целей – это функция высшего уровня менеджмента. Менеджеры всех уровней должны быть информированы об основных целях предприятия, организации на предстоящий период деятельности.
Общие цели включают в себя деятельность по совершенствованию производства и распределению продукции или реализации услуг, улучшению качества продукции. Такие цели становятся ориентиром при выполнении работ и определении, формулировании конкретных, специальных целей для всех подразделений, входящих в общую структуру организации, корпорации.
Каждое подразделение должно иметь свои собственные цели. Цели филиалов или подразделений организации обычно называют вспомогательными целями, вторичными или направляющими целями. Но как бы они не назывались, вспомогательные цели должны быть внутри общей организационной структуры, имеющей общую или, точнее сказать, основную цель всей организации.
Реализация вторичных целей обеспечит вклад подразделения в достижение основной цели организации. Вспомогательные цели иногда имеют вероятностный характер, так как в некоторой степени зависят от наличия ресурсов или от модернизации производства. Вспомогательные цели обычно находятся в условиях, отражающих специфику работы подразделения или филиала. Например, служба ремонта может иметь такую цель: «Сохранять производственное оборудование постоянно функционирующим с минимумом остановок во время работы» или «Обеспечить необходимое техническое обслуживание всем объектам завода».
Типы целей весьма специфичны и являются частью общих целей организации. Когда возможно, вспомогательные должны отражать специфику целей, намечаемых менеджером совместно с работниками. Обычно подобная цель ставится на короткий отрезок времени и содержит конкретное, иногда количественное измерение. Например: «Сократить сверхурочное время на пять процентов», «Проводить еженедельное собрание с менеджерами завода».
Подобные цели позволяют менеджеру четко и ясно организовать работу в конкретный промежуток времени. Такой подход – непрерывная часть программ целевого управления (менеджмента по целям), который используется во многих организациях как система планирования и достижения результатов. Значение целей определяется тем, что каждая организация существует ради некого результата, а цели позволяют как определить его, так и довести информацию до сотрудников и общества. План является маршрутом движения организации к поставленным целям, включающим в себя схемы распределения ресурсов, различные графики, промежуточные задачи. Цели – конечные результаты; планы – имеющиеся в распоряжении на текущий момент средства. Термин планирование объединяет цели и планы то есть это процесс определения целей организации и средств их достижения.
Система управления по целям должна развиваться с учетом характерных свойств и специфики организации. Не существует такого понятия, как «чистая» или типовая модель, которую можно использовать для любых ситуаций и в любой организации. Одна из схем, применяемых в различных организациях, для достижения цели.
1. Высший уровень менеджмента разрабатывает основные цели организации на предстоящий (плановый) период. Обычно это происходит в то время, когда идет разработка ежегодного бюджета. Высшие менеджеры должны определить основные цели на предстоящий период по таким показателям, как объем сбыта, производства, цены, уровень рентабельности, развитие коллектива и т.п. Хотя цели организации по существу могут быть ориентировочными, они в основном отражают специфические особенности, присущие целям всех основных подразделений и филиалов данной организации. Это означает, что высший уровень менеджмента согласовал их с менеджерами всех остальных уровней. И в конце концов они пришли к консенсусу по поводу избранных целей, вполне реальных и достижимых для всех структурных подразделений.
2. Для каждого менеджера, ответственного исполнителя оформляется конкретное задание. Благодаря этому появляется уверенность в объеме полномочий и пределов ответственности, распределенных между работниками, точно знающими, что им предстоит выполнить. Тщательное персональное распределение обязанностей и прав позволяет избежать «белых пятен», где не конкретизированы работы.
3. Этот этап предназначен для определения специфических особенностей каждого участка работы в тесной взаимосвязи с общими целями организации. Каждый работник подготавливает перечень целей (от шести до десяти), которые должны обеспечить достижение желаемых результатов в рамках их сфер деятельности.
4. Обязательно должна быть проведена встреча между работником и его руководителем для обсуждения целевого задания. Особенно важен первичный уровень менеджмента, на котором все цели, разбитые на подцели и задания, достигают своего конкретного исполнителя именно на этом уровне работники весьма критически подходят к оценке заданий и разработке совместного соглашения с менеджерами. Обе стороны стремятся выработать согласие по избранным целям на основе реальных и достижимых условий. В случае необходимости могут быть установлены и приоритеты.
5. Для периодических отчетов о ходе выполненных работ в соответствии с намеченными объемами предусматривается определенное время. Многие специалисты предполагают использовать квартальную форму отчетности в качестве основной. После регулярных отчетов цели могут быть скорректированы либо в сторону понижения, либо повышения в случае необходимости.
6. Заключительный этап, на котором выполняется анализ результатов по достижению намеченных целей и разрабатывается отчет в конце года. Весьма полезным методом разработки отчетов является включение в него каждым работником индивидуальных отчетов по самооценке своей деятельности в соответствии с поставленными целями. На этом этапе менеджеры должны быть более самокритичны и отмечать свои промахи, не дожидаясь, пока это сделают вышестоящие менеджеры. Затем обычно проводится общее собрание, на котором обсуждается персональный вклад работников под руководством вышестоящего менеджера в производственные достижения.
Процесс прогнозирования – это главный аспект сущности управления по целям. Есть много утверждений о том, что менеджеры еще не один раз смогут оценить этот подход, выбирая его в качестве главного. Конечно, его не следует считать панацеей от всех бед и проблем менеджмента. Но некоторые аспекты управления по целям уже используются во многих компаниях и организациях в том или ином виде. Большинство менеджеров успешно планируют объемы производства, реализации, прибыли и т.д.
Управление по целям характеризуется как подход и система менеджмента, которая собирает вместе источник менеджмента и мотивационные принципы для достижения наилучшей производственной деятельности индивидуумов и организаций.
Управление по целям может быть также представлено как процесс, в котором высший и подчиненные ему менеджеры организации совместно определяют их общие цели, степень ответственности каждого в условиях достижения ожидаемых результатов. Они используют эти рычаги для воздействия на производственную деятельность подразделений, тщательно оценивая вклад каждого в достижение общей цели.
Из этого определения следует особо выделить, что управление по целям – это система менеджмента, т.е. общий подход в менеджменте, включающий в себя аспекты коллективного или партисипативного менеджмента.управление по целям требует объединения всех целей организации, начиная с высшего уровня менеджмента и заканчивая учетом личных целей каждого работника организации. Подчеркивается, прежде всего результат, а не технология его достижения.
Существуют следующие причины, почему компании и организации внедряют управление по целям:
управление по целям ориентировано на результат, требует тщательного планирования, организации, контроля, коммуникативного взаимодействия и создания необходимой моральной атмосферы в организации;
будучи внедренным целевое управление помогает воздействовать на мотивацию и оценку сотрудничества по достижению результатов;
оно позволяет повысить персональное участие в производственной деятельности на основе критерия достижения как личной цели, так и подразделения; целевое управление предусматривает более справедливую и рациональную основу для поощрений в организации в форме выплат и компенсаций за личные достижения.
Чтобы осуществлять процесс планирования на должном уровне, необходимо владеть методологией планирования.
Методология планирования - это в 1.1.
Методология планирования, как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию.
Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она развивается, совершенствуется вместе со всей экономической наукой.

Решение любых проблем управления, а, следовательно, и планирования, имеет определенную логику – упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы планирования, а также определение исходного пункта, от которого начинается движение и на который должен опираться весь процесс планирования.
Логика планирования определяет процесс планирования.
Процесс планирования включает следующие этапы:
1. Определение и формулирование цели или системы целей (исходный пункт логики планирования);
2. Анализ исходного уровня объекта и формирование конечной ситуации;
3. Поиск альтернатив;
4. Оценка и выбор наилучшей альтернативы;
5. Выбор и оформление лучшего решения.
Основой методологии планирования выступает системный подход, согласно которому каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. С этих позиций должна использоваться и методология планирования в ходе разработки планов.
Планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Оно обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Таким образом, современное планирование и управление, представляет собой целенаправленные, последовательные, а также ограниченные определенными принципами действия, позволяющие разрабатывать сбалансированные и оптимальные планы развития предприятия, увязанные на конечные цели его существования. При этом необходимо обеспечить не только интересы собственников хозяйствующего субъекта, но и государства, а также партнеров, заинтересованных в долгосрочном сотрудничестве с предприятием.
Система управления по целям должна развиваться с учетом характерных свойств и специфики организации.