Можно ли научить человека творчеству. Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла

Это заблуждение очень распространено, потому что освобождает каждого от необходимости трудиться над своим разумом. Если способность к - врожденный дар, не стоит лезть из кожи вон, чтобы ему научиться.

При этом, как правило, ссылаются на исключительные случаи врожденного таланта, такие как Моцарт, Эйнштейн или Микеланджело. Следуя этой же , можно утверждать, что бессмысленно учить детей , игре на скрипке или теннису, потому что невозможно из каждого ребенка сделать Пуанкаре, Листа или Мартину Навратилову.

Даже в том случае, если вы далеко не , знание математики или умение играть на рояле может оказаться очень полезным.

Представьте себе группу бегунов, приготовившихся к старту. По сигналу все бросаются вперед. Кто-то всегда приходит первым, кто-то отстает. Преимущество на стороне тех, кто имеет врожденные беговые данные. Теперь вообразите, что кто-то изобрел доску на колесиках и научил всех участников кататься на ней. Снова начинается соревнование. Теперь скорость гораздо выше, но все равно кто-то придет раньше, кто-то позже.

Если мы не будем заботиться о своем , нам останется только полагаться на «врожденные данные». Но если мы приложим усилия и научимся целенаправленно применять специальные методы, то резко повысим общий уровень своих творческих возможностей. Конечно, всегда найдется кто-то более талантливый, чем вы, но каждый человек в состоянии освоить мышления в такой степени, чтобы извлекать из него пользу. Слова «тренировка» и «талант» не исключают друг друга. Это может подтвердить любой тренер или учитель пения.

То, что некоторые люди от природы наделены творческими способностями, вовсе не означает, что они не могут усилить свой природный дар с помощью специальных методов и тренировок. Это также не означает, что все остальные люди не могут научиться творчеству.

Когда я начинал писать на эту тему, то был почти уверен, что действительно талантливые люди решат, что не нуждаются в подобных методах. Действительность оказалась прямо противоположной. Многие известные люди говорили мне о том, насколько полезными оказались для них некоторые мои приемы.

Сегодня накоплен солидный , говорящий о том, как метод помогает разрабатывать блестящие идеи, и о том, какую пользу может приносить человеку тренированный разум.

На простых примерах очень легко продемонстрировать, как даже такой простой прием, как метод случайного слова, может немедленно вызвать несколько совершенно новых идей - таких, которые иначе никогда бы не пришли в голову.

С моей точки , изучение творческого метода мышления ничем не отличается от изучения математики или какого-либо вида спорта. Нельзя сидеть сложа руки, отговариваясь тем, что талант дается от Бога и человек ничего не может с этим поделать. Сегодня мы знаем, что можно научить каждого полезным навыкам . Мы знаем, что природный дар можно усовершенствовать, применяя целенаправленные методики и упражнения.

Творчеству можно и нужно учить. Те, кто придерживается противоположных взглядов, тормозят развитие общества.

Возможно, мы не сможем сделать каждого человека гениальным - но в мире так много возможностей для творчества, что каждый может найти здесь свое место.

Творческая личность художника Басин Евгений Яковлевич

Можно ли научить творчеству?

Можно ли научить творчеству?

Известный театральный режиссер Г Товстоногов утверждает: «Будущего живописца можно научить основам перспективы, композиции, но научить человека быть художником нельзя. В нашем деле тоже».

Если это высказывание понимать так, что для того, чтобы стать художником, нужна специальная одаренность, творческий потенциал, то спорить с этим невозможно. Сегодня нередки случаи, когда одаренные родители – художники ли, композиторы и т. п. – стремятся сделать так, чтобы дети пошли по их стопам. Однако при этом они чаще всего совершают ошибку и нередко коверкают судьбу своих детей. Дело в том, что существует закон регрессии к среднему уровню (см. подробнее: Лук А.П. Психология творчества. – М., 1978), Этот закон не утверждает, что потомство талантливого человека непременно вырождается. Но тот же закон говорит, что лишь в очень небольшом числе случаев оно так же талантливо, как и родители. Потомки нобелевских лауреатов не удостаиваются Нобелевских премий (исключение – дочь Пьера и Марии Кюри и сын Нильса Бора). Чаще всего способности потомства оказываются на полпути между средним уровнем и уровнем родителей. Из закона регрессии к среднему уровню с необходимостью следует перемещение потомства из профессиональных групп, к которым принадлежат родители, в другие профессиональные группы, требующие иной специальной одаренности.

Если из каждого человека нельзя сделать художника, то, может быть, из каждого можно воспитать творческую личность? На этот вопрос большинство ученых дают положительный ответ. Более сложным и дискуссионным является вопрос о том, какое место в этом воспитании принадлежит процессам обучения, научения, школе в широком смысле слова. В дальнейшем мы будем говорить о художественной, живописной школе.

Бытует точка зрения, что школа препятствует выявлению творческого потенциала личности художника. Наиболее крайнее выражение эта позиция нашла в высказывании Дерена, французского художника, одного из «диких» (фовистов), «Избыток культуры, – считает он, – самая большая опасность для искусства. Настоящий художник – это необразованный человек». Близка к нему и позиция русского художника А.Н. Бенуа: «…все вредно, если ты этому учишься! Надо работать с охотой, наслаждением, увлечением, брать, что попадается, любить работу и на работе незаметно для себя учиться».

Даже те, кто за школу, за науку, не могут не видеть объективных противоречий между обучением правилам, законам и творчеством. Когда выдающийся русский живописец М.А. Врубель начал занятия в Академии художеств у известного и талантливого «всеобщего педагога русских художников» (по выражению Стасова) П.П. Чистякова, ему показалось, что «детали техники», требования серьезной школы в основе расходятся с его отношением к искусству.

Дело в том, что обучение неизбежно содержит элементы «схематизации природы, которая, – по словам Врубеля, – так возмущает реальное чувство, так гнетет его, что… чувствуешь себя страшно не по себе и в вечной необходимости принуждать себя к работе, что, как известно, отнимает наполовину в ее качестве». Разумеется, при этом достигалась определенная цель – технические детали усваивались. Но достижение этой цели не может искупить огромность потери: «наивного, индивидуального взгляда – вся сила и источник наслаждений художника. Так, к сожалению, и случается иногда. Тогда говорят: школа забила талант». Но Врубель «нашел заросшую тропинку обратно к себе». Произошло это потому, что основные положения педагогической системы Чистякова, как понял художник позднее, «были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено». Вывод отсюда один: необходимо построить систему обучения, школу так, чтобы она не только не мешала бы развитию творческой личности художника, но всячески способствовала этому.

Заслуживают внимания в этой связи мысли замечательного скульптора А.С. Голубкиной, высказанные ею в небольшой книге «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923). Скульптор также считает, что, приступая к учебе, самоучки теряют в школе искренность и непосредственность и жалуются на школу, что она в них убила это. «Отчасти это правда». Часто до школы в работах бывает больше своеобразного, а потом они становятся «бесцветными и шаблонными». На этом основании некоторые даже отрицают школу. «Но это неверно…» Почему? Во-первых, потому, что у самоучек без школы в конце концов вырабатывается свой шаблон, а «скромность незнания превращается в бойкость невежества». В результате моста к настоящему искусству быть не может. Во-вторых, бессознательная непосредственность незнания долго удержаться не может. Даже дети очень скоро начинают видеть свои ошибки и на том их непосредственность кончается. Назад к бессознательности и непосредственности дороги нет. В-третьих, школа может и, должна быть организована так, чтобы не только нейтрализовать негативные моменты, связанные с необходимостью усвоения ремесла, навыков, правил или шаблонов, но даже в процессе обучения ремеслу одновременно «учить» творчеству.

В чем же заключаются основные моменты организации учебного процесса, способствующие формированию творческой личности художника? В мировой и отечественной художественной педагогике в этом отношении накоплен известный опыт. Много ценного, например, содержится в педагогической системе Чистякова, Станиславского, Г. Нейгауза и др. Объясняется это тем (помимо всего прочего), что выдающиеся педагоги порой интуитивно, а нередко и теоретически осознанно учитывали важнейшие психологические закономерности творческой деятельности.

Творчество свободно, непредсказуемо и индивидуально. Как это совместить с необходимостью выполнять определенные задания (упражнения), в соответствии с правилами (принципами и т. п.), общими для всех тех, кто обучается в данной школе? В педагогической системе П.П. Чистякова, как вспоминает художница В. Баруздина, был принцип: «Один для всех был лишь закон, а различные способы подхода к разрешению задачи предоставлялись индивидуальности ученика». Различие в способах связано с двумя обстоятельствами, о которых хорошо пишет Голубкина.

Первое и самое главное: к работе следует приступать обдуманно, увидеть в задании нечто для себя интересное. Если такого интереса не будет, получится не работа, а «вялое упражнение», которое, не освещаясь интересом, только утомляет и гасит художника. Если смотреть на задание с интересом, всегда найдется и совершенно неожиданное. Конечно, способность увидеть интересное во многом врожденная, но она «может развиться до большого проникновения», и важная роль здесь принадлежит педагогу, его фантазии, его способности учесть индивидуальность ученика.

Второе обстоятельство, которое обусловливает возможность разных подходов к выполнению одной и той же технической задачи, заключается в том, что руки, глаз, чувства и мысли у каждого свои, не похожие ни на кого другого. Поэтому и «техника» не может не быть индивидуальной, «если не вмещать в нее постороннего, обезличивающего». В чем состоит задача педагога в этой связи? П.П. Чистяков был прав, что «своеобразию», или «манерности» техники, учить не надо, она всякому присуща «по натуре». Но акцентировать внимание ученика на индивидуальном выполнении обязательного и одинакового задания представляется важным, ибо в этом уже заключено то, что В.Д. Кардовский (ученик Чистякова, известный график) удачно охарактеризовал как «предчувствие искусства».

Еще больше такого «предчувствия» было не в обязательных, а в творческих заданиях, широко и разнообразно практикуемых в системе обучения Чистякова. Здесь гораздо больше было возможности для свободы, непредсказуемости и индивидуального самовыражения ученика.

Предлагая ученикам выполнить как обязательное, так и свободное творческое задание, педагог должен учитывать психологические закономерности творческого развития . Один из этих законов, или принципов, известный советский психолог Л.С. Выготский назвал «социальной ситуацией развития». Существует особое соотношение внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Американский психолог, известный специалист в области художественной педагогики В. Лоуенфелд обозначает этот принцип как «систему роста». Практика воспитания, формирования творческой личности в процессах художественного и речевого творчества позволяет трактовать «систему роста» более расширительно, принимая во внимание не возрастной этап, а фазу творческого развития. Так, например, советский психолингвист Ю.И. Шехтер применительно к речевому творчеству различает три фазы развития: начальную, продвинутую и завершенную. Давая задания ученику, ставя перед ним творческие задачи, необходимо учитывать фазу развития (для каждого человека индивидуальную), в которой он находится.

Учет этого важного фактора в практике художественного воспитания опять-таки можно показать на системе П.П. Чистякова. Например, в качестве методического приема он использовал копирование великих мастеров прошлого (Тициана, Веласкеса и др.), беря их за образец. Но подобное задание давалось уже довольно самостоятельному художнику. Когда же речь шла о менее продвинутых учащихся, Чистяков на их просьбы копировать Тициана прямо отвечал: «Рано, не вовремя». Он считал, что копированием следует пользоваться очень осторожно, исключительно на старших курсах, на том этапе развития учащегося, когда он в полной мере может понять, для чего копирует и что хочет увидеть в выбранном оригинале. Задания давались им строго по ступеням. В беседах, письмах к молодым художникам он всегда помнил, какую именно фазу, ступеньку надо помочь преодолеть и притом именно одну, не перескакивая через непройденные фазы развития. Одна из важнейших заповедей Чистякова: «Осторожность». Как утверждал педагог, «надо подталкивать осторожно колесо, оно будет катиться все быстрее и быстрее, получится энергия – увлечение, но можно сильно толкнуть колесо и уронить его, а толкнув в противоположную сторону – остановить».

В процессе научения творчеству педагог должен знать главных «врагов» творческого развития, факторы торможения. Психология творчества утверждает, что самый главный враг творчества – страх . Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. АС. Голубкина в уже упомянутой нами книге о ремесле скульптора пишет, что настоящий художник, творец, должен быть свободен от страха. «А не уметь, да еще трусить, – это невесело».

В связи со сказанным встает очень важный практический вопрос о целесообразности экзаменов, оценок в процессе научения творчеству . Например, П.П. Чистяков считал, что, поскольку «молодые силы любят соревнование», выполнение заданий на оценку в принципе полезно и может стимулировать успехи в обучении. Однако постоянную работу «на номер», т. е. на экзамен и конкурс, он считал вредной. Такая работа неизбежно связана со страхом не уложиться в срок. Учащийся отвлекается от творческого решения задачи и подменяет ее погоней за выполнением обязательных правил. «Формальность» соблюдается, а дело ускользает; оно поставлено на второй план. Торопясь окончить работу к экзамену, художник пишет «грубо-полумерно», и винить его за это нельзя.

Сегодня многие педагоги, озабоченные тем, чтобы в процессе обучения (например, иностранным языкам) одновременно развивать, формировать творческую личность учащегося, приходят к выводу, что вообще надо снять систему оценок успеваемости и перейти на определение динамики успеваемости с помощью тестирования . Результаты тестирования важны для педагога, для того, кто управляет процессом обучения и развития. Учащийся должен знать, что он движется вперед. Чистяков, например, постоянно подчеркивал, что ход постепенного и неуклонного подъема должен ощущаться молодым художником. Место страха должны занять положительные эмоции – могучий фактор творческого развития.

Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность , становящейся творческой личности, боязнь ошибок и несовершенств. Молодой художник должен твердо усвоить по меньшей мере два обстоятельства. О первом обстоятельстве хорошо и поэтично сказал французский художник Одилон Редон: «В мастерской художника должна обитать неудовлетворенность… Неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество…» Интересную мысль о пользе недостатков высказал известный бельгийский живописец Джемс Энсор. Призвав молодых художников не бояться ошибок, «обычных и неизбежных спутников» достижений, он отметил, что в известном смысле, а именно с точки зрения извлечения уроков, недостатки даже «интереснее достоинств», они лишены «одинаковости совершенств», многообразны, они – сама жизнь, в них отражена личность художника, его характер.

На второе обстоятельство очень точно указала Голубкина. Молодому художнику, считает она, важно уметь находить и беречь хорошее в своей работе. «Это так же важно, как умение видеть свои ошибки». Хорошее, может быть, не так уж хорошо, но для данного времени оно лучше, и его надо беречь «как ступеньку» для дальнейшего движения. Не надо стыдиться того, что любуешься и ценишь хорошо взятые места в своих работах. Это развивает вкус, выясняет присущую данному художнику технику. Нельзя одинаково относиться ко всему, что делается художником. Но не разовьется ли в таком случае самодовольство, останавливающее развитие? Его бояться не надо, ибо то, что хорошо сейчас, через месяц может никуда не годиться. Значит, художник «перерос» эту ступеньку. «Ведь, если вы радуетесь своему хорошему, вам еще хуже покажется плохое, в котором недостатка никогда не бывает».

Третий серьезный враг творческого развития личности – лень, пассивность . Против такого врага нет более эффективного противоядия, чем умение, искусство педагога пробудить и поддерживать у ученика интерес к работе, внимание, энергию с помощью, увлекательных задач, даже при обучении «элементарной» технологии. И учеников надо приучать к этому. Чистяков говорил им: «Никогда не рисуйте молча, а постоянно задавайте себе задачу». «Необходимо постепенно и постоянно усложнять задачи, а не повторять их механически». Чистяков, например, использовал контраст – «резко обратное упражнение»: сразу вместо натюрморта написать голову. Цель таких приемов – поддерживать интерес, эмоциональный тонус. «Возить землю в тачке, – говорил Чистяков, – можно и тихо, и мерно, и однообразно; обучаться же искусству так нельзя. В художнике должна быть энергия (жизнь), кипучесть», Как завещание молодым художникам звучат слова педагога: «В работах не прохлаждайтесь, и делайте как бы на срок, но не торопясь и не кое-как», «во всю мочь, от всей души, какая бы ни была задача, большая или маленькая…»

Педагогические методы П.П. Чистякова заслуживают большого внимания и, без сомнения, могут быть применены в любом виде художественного творчества, не только в живописи.

В предыдущих главах мы уделили серьезное внимание эмпатии как одной из важнейших способностей, необходимых для творческой личности художника. Нетрудно догадаться, что для того, чтобы успешно учить творчеству, надо создавать благоприятные условия для развития, тренировки творческих способностей, в том числе и эмпатической. Рассмотрим кратко, что говорит современная наука по этому поводу.

Экспериментально установлена (главным образом в зарубежных исследованиях, в нашей стране экспериментальное изучение эмпатии только начинает развиваться) связь между научением эмпатии (симпатии) и научением подражанию . Расхождение наблюдается в ответах на вопросы, что сначала, а что потом. Большое влияние на силу эмпатии оказывает сходство между педагогом и учеником . Играет роль и вера в то, что говорят другие о сходстве обучаемого с моделью. Замечено: чем больше подражают, тем больше видят сходство. Сходство особенно эффективно при научении эмпатии, когда оно привлекательно для обучаемого, Привлекательность модели (в частности, учителя или ученика), с которой происходит идентификация, часто описывается как особое чувство любви, выступающее главным мотивационным рычагом эмпатии . Возникает исследовательская задача – как усовершенствовать обучение любовью. Любовь – это один из законов обучения творчеству . Кроме нее важны такие мотивы, как «забота», «общее дело» группы, к которой принадлежит или хочет принадлежать ученик. В такого рода группе (так называемой референтной группе) эффективно действует механизм замещающего опыта, или замещающего переживания. Ученик идентифицирует себя с другими учениками и сопереживает им (так называемая «ролевая идентификация»). Эффективнее действуют и механизмы поощрения («подкрепления»). Значение имеет не только эмпатия ученика с учителем, но и способность учителя войти в мир воображения и переживаний учеников. Некоторые данные говорят о том, что подражание, идентификация дают удовлетворение и сами по себе, без подкрепления.

Среди объектов идентификации при научении творчеству важное место отводится делу, которым занимается референтная группа. Идентификация с делом – путь к формированию творческой личности с более высокой мотивацией, зрелой, самоактуализирующейся личности.

Идентификация, в особенности в раннем возрасте, лежит в основе эффективности имитационного (подражательного) обучения в последующие годы.

При формировании творческой личности художника особое значение имеют методы, приемы (например, оживление, олицетворение и др.), способствующие идентификации с художественной формой , со средствами выразительности (линиями, пространственными формами, цветовыми и др.), с материалом и инструментами (кистью, резцом, скрипкой и т. п.) творчества.

Можно было бы указать еще на многие экспериментальные результаты, связанные с обучением эмпатической способности. Знание этих данных необходимо для повышения эффективности научения творчеству. Следует только не забывать, что многим теориям художественного обучения и воспитания как на Западе, так и в нашей стране нередко свойствен функционалистский подход. Односторонность его в том, что обучение и воспитание в этой области трактуется не как формирование художественной, творческой личности как целостности , а как тренаж только отдельных (хотя и важных) способностей, узко направленных мотиваций и т. п. Более продуктивным оказывается развитие не отдельных способностей, а личности как целостности, и вместе с ней способностей. На этом необходимо, на наш взгляд, делать акцент в практике формирования творческого потенциала художественной личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

8. Как можно философствовать? Философствовать можно по-разному. На то и существует множество философских школ. Я, например, материалист и рационалист в том смысле, что истинные знания преимущественно можно получить лишь при помощи разума (сознания, мышления), опирающегося

Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству (94)…Только та часть искусства, которая охватывает процесс художественного образотворчества, может быть предметом психологии, а никоим образом не та, которая составляет собственное существоЛЮБОВЬ К ТВОРЧЕСТВУ Продолжая предыдущую тему, заметим, что мужчины-Посейдоны - это часто спонсоры (в нормальном смысле этого слова) и меценаты. Люди, дающие деньги на поддержание жизненного существования творческих людей и ублажение души большого количества остальных.

Можно ли проникнуть в будущее? На первый взгляд физическое объяснение и обоснование такого явления как ясновидение, то есть предвидение (точное предсказание) будущих, еще не состоявшихся событий – неосуществимо в принципе. Поскольку будущее еще не наступило, то получать

Можно ли вмешаться в прошлое? То, о чем говорилось выше, с трудом укладывается в наши обыденные представления, тем более в общепринятую научную картину мира. В то же время описанные выше факты и события дают ключ к объяснению таких удивительных явлений как психофизический

45. Можно ли научиться философии? В силу того что философия есть способ бытия, в котором сбывается человеческое существование, научиться философии нельзя. Здесь «научиться» означает «понять человека как человека»; научиться философии значит научиться быть человеком. Но

182. Можно ли обойтись без религии? По нашему мнению, надо говорить не о религии вообще, но о христианстве (в других религиозных традициях ситуация иная). Так вот, можно ли обойтись без христианства – без того христианства, которое некогда было основой духовных ценностей

183. Можно ли обойтись без науки? Без науки, породившей величайшие технические достижения, без которых мы не сможем прожить сегодня и минуты; науки, представляющей сегодня основу системы образования; науки, являющейся основным мировоззрением современности? Вопрос кажется

Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству Карл Густав Юнг швейцарский психоаналитик, психиатр, философ культуры, основатель одного из направлений психоанализа – аналитической психологии. Родился в Кессвиле (Швейцария) в семье

Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству Этот доклад К.Г. Юнга был прочитан им в мае 1922 г. на собрании цюрихского Общества немецкого языка и литературы. Перевод выполнен В. В. Бибихиным, сверен А. В. Михайловым. Необходимость

ФОТО Getty Images

«Прежде всего, креативность – это процесс рождения оригинальных идей, которые имеют ценность. Это именно процесс, а не событие, случившееся в одночасье. Оригинальные идеи редко возникают случайно (хотя и такое бывает). Как правило, приходится потратить немало времени и усилий, прежде чем удастся решить сложную проблему. Затем это решение нужно воплотить в жизнь, причем конечный результат может сильно отличаться от первоначальной идеи.

Во-вторых, креативное мышление – это оригинальное мышление. Совсем необязательно придумывать что-то новое для всего мира, мысль должна быть оригинальной для вас самих и, возможно, для вашего круга. Иногда случаются открытия, которые полностью меняют взгляд людей на окружающий мир, но это не обязательное условие креативности.

В-третьих, в любом творческом процессе нам приходится оценивать и критиковать свои труды для того, чтобы достичь «идеала». Если вы пишете поэму, разрабатываете дизайн или планируете речь, совершенно естественно при взгляде на свою работу чувствовать, что «это немного не то, что я задумывал» или «я не уверен, что хорошо справился с этим». Мы постоянно оцениваем, что-то меняем, ведь творчество – это не самопроизвольный процесс, у которого есть начало и конец. Часто все начинается с мозговых штурмов, теорий и гипотез, а затем следует неустанная работа, попытки снова и снова сделать все как надо.

Существует мнение, что креативность нельзя оценить. Однако если вернуться к определению, ключевые понятия креативности – оригинальность и ценность. В любой области можно определить критерии оригинальности, а также подумать, какие идеи могут считаться ценными. Как вы, например, оцените работу по математике? Можно поинтересоваться мнением людей, которые разбираются в этой области и могут судить, насколько работа оригинальна. Но помните о том, что нельзя оценивать детский рисунок и олимпийского чемпиона одинаковыми мерками.

Другим мифом является то, что креативности нельзя научить. На самом деле, когда люди так говорят, они основываются на очень узком представлении о том, что же такое преподавание. Да, обучать креативности совсем не то же самое, что учить водить машину. Нельзя научить быть креативным посредством прямых указаний: «Просто делай то, что делаю я, и ты сразу станешь креативнее». В любой области существуют техники и методики, которыми необходимо овладеть. Но преподавание – это гораздо больше, чем просто инструкции. Учить – значит открывать новые возможности, вдохновлять, наставлять и поддерживать. Одаренные учителя помогают людям открыть их творческие таланты, взрастить их и в результате стать более креативными.

Можно быть креативным в любой области. Люди часто говорят: «Я совершенно не творческий человек», имея в виду только то, что они далеки от искусства. Они не играют ни на каких инструментах, не рисуют, не выходят на театральную сцену и не танцуют. Мы забываем, что можно быть творческим математиком, творческим химиком или творческим шеф-поваром. Все, в чем участвует человеческий интеллект, является тем полем, на котором возможны творческие достижения».

Сэр Кен Робинсон (Ken Robinson) – британский писатель, мотивационный спикер и эксперт с мировым именем в области образования, развития творческих способностей и инновационного мышления. Один из вдохновителей и организаторов программ позитивного образования, основанных на идеях позитивной психологии.

К нам поступает множество запросов от родителей и педагогов на тему: есть ли развивающие методики для детей школьного возраста? "Мы всегда старались быть в курсе новостей по раннему развитию, очень много занимались со своим малышом по авторским методикам. И вот он идет в школу и... все?

Если ты можешь это вообразить - значит, ты можешь это осуществить.
Уолт Дисней

К нам поступает множество запросов от родителей и педагогов на тему: есть ли развивающие методики для детей школьного возраста? "Мы всегда старались быть в курсе новостей по , очень много занимались со своим малышом по авторским методикам. И вот он идет в школу и... все? Расскажите о методиках, по которым можно заниматься со школьником!"

Конечно, такие методики есть. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - на сегодняшний момент наиболее разработанная система обучения творчеству. Ее автор - Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ-педагогика исходит из того, что техникам и приемам творчества можно обучить как взрослого, так и ребенка. Владеющий ТРИЗ человек способен преодолевать заданные противоречия, прогнозировать и предотвращать затруднительные (аварийные) ситуации, генерировать плодотворные фантастические идеи, причем не беспорядочно (обрывками, клочками), а системно разворачивая их в цельную картину. Здесь я хочу отметить, что граница между изобретением и фантастической идеей - довольно зыбкая. То, что кажется сейчас противоречащим научному знанию и здравому смыслу, в самом недалеком будущем может быть реализовано!

Любой курс обучения дошкольников должен решать такие задачи, как создание учебной мотивации, формирование общеучебных умений и навыков, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми и т.д. А вот какие специфические задачи ставят перед собой педагоги, занятые развитием творческого воображения (РТВ) ребенка:

  • учить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  • видеть позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях;
  • формулировать противоречия;
  • комбинировать части в целое, в том числе части различных объектов;
  • строить модели объектов, ситуаций; создавать объекты, ситуации по заданным моделям;
  • проводить аналогии между разными предметами;
  • находить сходное у разных предметов;
  • переносить свойства одних предметов на другие;
  • учить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов и т.п.

Разумеется, для дошкольников перечисленные задачи ставятся только в отношении простых предметов, действий, высказываний.

Храбрый Портняжка

Храброму Портняжке из одноименной сказки пришлось состязаться в силе со злым Великаном. Проигравшему грозит съедение. Кто сильнее сожмет камень? Великан так сильно сжал камень, что тот превратился в пыль. Что предпримет Портняжка в качестве ответного хода?

Пчелы в самолете

В самолете, в багажном отделении, стоят ульи. Это группа ученых перевозит из одной африканской страны диких и очень кусачих, хоть и медоносных пчел для дальнейшего изучения и скрещивания с привычными для нас видами. Уже в полете обнаруживается, что летки ульев от вибрации открылись, и рой раздраженных тряской и гудением двигателей пчел сейчас заполнит салон. Со всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями для пассажиров. Что делать?

Когда мы решаем подобные задачи с детьми, не важно, известен ли ответ мировому сообществу. Важно, что он неизвестен лично решателю. И ему в процессе решения приходится делать свое личное изобретение .

Изобретение - продукт творческой деятельности, новое оригинальное разрешение имеющегося затруднения, противоречия, проблемы. Изобретения совершаются во всех сферах человеческой деятельности, хотя в обыденном сознании и в управленческой практике их обычно связывают с технической сферой. А в области науки основные продукты творческой деятельности принято называть открытиями.

Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности, без творчества можно считать личность не состоявшейся. Творчество бывает созерцательным и созидательным, преодолевающим противоречия, затруднения и являющим новый замысел, оно бывает продуктивным и самодостаточным. И все чаще умение создавать новое предстает перед нами как жизненно важное (в том числе и профессиональное) умение.

Мелькают объявления о найме на работу: "Требуется творческий директор... креативный менеджер... специалист по креативу... продуктивный консультант по рекламе и PR..." Опять же, предпринимательство - ведь это деятельность по созданию новых видов человеческой деятельности, а значит, творчество - основа и этой профессии. Похоже, обучение творчеству как процессу создания новых норм, образцов, эталонов человеческой деятельности и культуры становится востребованным учебным курсом .

Возьмем, к примеру, умение находить позитивные и негативные свойства предметов, явлений в разных ситуациях. Вот как может выглядеть игра "Хорошо-плохо" на занятии с пятилетками.

Игра "Хорошо-плохо"

  1. Знакомство с позитивными и негативными сторонами предметов, явлений. На рисунках - объекты в разных ситуациях: костер в комнате и костер под котелком; кисточка, рисующая в альбоме, и кисточка, пачкающая одежду; мороженое в школьном портфеле и мороженое в стаканчике. Воспитатель просит раскрасить те картинки, на которых объект играет положительную роль.
  2. Поиск позитивных и негативных сторон предметов, явлений.
    Взрослый: "Сегодня к нам в гости пришел Зайчонок. Он готовится к зиме и решил поговорить с вами про нее".
    Взрослый помогает детям рассказать Зайчонку, какие природные явления бывают только зимой.
    В: Зайчонок спрашивает: зима - это хорошо или плохо? Давайте с ним поиграем в игру "Хорошо-плохо"!
    В.: Холод - это плохо. Почему? (Д.: мерзнут люди, звери и растения, много одежды нужно, нет цветов, нельзя купаться).
    В.: Но холод - это хорошо! Почему? (Снег и лед не тают, интересные сосульки образуются, холодильник для мороженого не нужен).
    В.: Лед - это плохо. Почему? (Скользко ходить, машинам скользко ездить).
    В.: Но лед - это хорошо! Почему? (Можно на коньках кататься, через речку без моста переходить).
    В.: Снег - это плохо. Почему? (Надо дорожки чистить, от него одежда мокрая, в глаза летит и пр.)
    В.: Но снег - это очень хорошо. Почему? (Красиво, земля и растения от холода укрыты, можно лепить снеговиков...)
    Дети с помощью взрослого делают вывод, что в любой ситуации есть хорошие и плохие стороны.
  3. Поиск позитивного в негативных ситуациях.
    Воспитатель напоминает о правилах поведения в лесу, ведь мы там гости и можем нечаянно повредить его обитателям. Беседа проводится по схеме:
    - Что плохо делать в лесу? (Дети называют "плохое" поведение.)
    - А где это... ("плохое" поведение) может быть хорошим, подходящим? (Дети называют альтернативную ситуацию, где такое поведение было бы уместным.)
    Например:
    Д.: Плохо громко кричать, испугаешь зверей. Громко кричать хорошо, если спасаешься, видишь пожар или поешь песню вместе с друзьями.
    Д.: Плохо поджигать траву или деревья, будет пожар. Жечь костер хорошо, когда выбрал место и следишь за огнем.
    Плохо рвать цветы. Хорошо делать это у себя на огороде.
    Дети с помощью взрослого делают вывод, что любая "плохая" ситуация может быть хороша для чего-то другого.
  4. Выявление негатива в положительном.
    В: Мы с вами сыграли в шумовой оркестр, а в качестве инструментов использовали окружающие предметы. Очень хорошо уметь играть на любых вещах! Захотелось музыки - взял и сыграл! А что может быть в этом плохого?
    Д.: Если громко шумишь - можно помешать другим, сильно стукнешь по вазе - может разбиться, если возьмешь для игры чужую вещь - ее хозяин огорчится и пр.
    В.: Молодцы! Вы, оказывается, не только умеете играть, как музыканты, вы еще и очень предусмотрительные.
    Чем старше дети, тем больше сторон у более сложных явлений они могут найти.

Мир наших детей не будет похож на наш мир. Будущее во многом зависит от их способности понимать, воспринимать и строить новые концепции, создавать возможность выбора там, где, кажется, его не может быть, а также учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям всей своей жизни.

Если вы обратили внимание на задачи в начале статьи, то вам, возможно, будет интересно познакомиться с решениями, которые предлагают малыши.

Храбрый Портняжка

Великан добыл из камня пыль. Портняжка же сообразил задать великану невозможный критерий: выжать из камня воду. В сказке он добыл воду из комка творога, похожего на камень.

Дети предложили Портняжке еще множество способов спасти себя, сжимая в руке: мокрую тряпку; губку; яйцо; корнеплод; фрукт, похожий на камень (слива, черный виноград); засунуть в рукав стакан с водой (как у фокусника) - при наклоне вода польется по руке и камню, как будто выливаясь из него; льдинку, комок снега; комок мокрой земли; пирожок с начинкой.

Попробуйте предложить решения и вы, сделав следующий шаг - выжмите из камня что-нибудь газообразное!

Пчелы в самолете

В задаче про пчел дети начинают тщательный поиск ресурсов: что есть вокруг нас, пассажиров самолета? Что есть у пчелы?

После сбора необходимой информации юные решатели выдают варианты. Забаррикадировать салон чемоданами и другим багажом. Завернуть пассажиров в парашюты, пчелы не прокусят. Всем пассажирам катапультироваться или спрыгнуть с парашютом. Вывести пассажиров на крыло, пока стюардессы поймают пчел. Резко снизиться, рой пчел останется на месте и стукнется об потолок, бесчувственных пчел можно собрать руками или веником. Приманить их в другой конец самолета едой, духами, лекарствами из аптечки. Развесить липкий скотч у входа в салон. Сдуть воздухом из вентиляторов. Обрызгать их водой, пчелы в дождь не летают. Выключить свет в салоне, ночью пчелы тоже спят, а включить возле ульев.

Теперь предложения надо проанализировать. После обсуждения сходятся на том, что самыми гуманными и экономичными являются два последних способа, но сбрасывать со счетов остальные не стоит - мало ли когда они могут пригодиться?

Задача курса ТРИЗ-РТВ заключается в обучении тому, как учиться, в обучении тому, как думать, в изучении новых методов, которые вы можете использовать для решения любой возникающей перед вами задачи в любом возрасте.

В нашей студии курс ТРИЗ-РТВ начинают осваивать с 6 лет. Родители с удовольствием присутствуют на занятиях, а на следующий год потребовали ввести его в программу лектория для взрослых. Для нас это - показатель важности и нужности нашей работы!

Наталия Ключ
педагог-методист студии "Планета Фантазеров" НОУ УМЦ "Учимся, играя"
Статья из июльского номера журнала

Комментировать статью "Можно ли научить творчеству"

Еще по теме "Обучение творчеству творчество помогает детям":

Сириус. Литературное творчество.. Образование, развитие. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми И табели с оценками на выходе вручают. У кого дети были (помню, что здесь такие есть), это так? И вообще как впечатления именно от этого направления?

Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Конечно развивайте! Дети не так часто хорошо и увлеченно лепят. А в этом возрасте объемное мышление есть далеко не у всех.

Можно ли научить творчеству. Психология детского творчества (часть 1). Искусство - детям. Лучшие арт-студии для малышей. Творчество занимает все большую часть вашей жизни, и вы подумываете, не заняться ли только им?

Посоветоваться про творчество и ребенка. Кружки, секции. Образование детей. Посоветоваться про творчество и ребенка. У меня младший вроде как художественно одарен. Мнение не мое (я вообще ничем таким не одарена), а репетитора и учительницы из студии по...

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей " "Школьное и дополнительное образование детей ". Я мечтаю о школе, больше похожей на дом творчества, где дети ходят на кружки по рисованию, музыке, словесности, математике, химии.

Детский центр творчества. Кружки, секции. Образование детей. Сложилась непростая ситуация в нашем центре детского творчества. Руководство центра невзлюбило педагога нашей студии, главным образом за то, что не носит деньги им в конверте (принципиально) и не...

Научится, лет с 10 можно научить рисовать кого угодно, если задаься целью. Не хочет лепить, рисовать в общем все творчество мимо... В итоге в школе за 8 лет ребенка научили рисовать, не супер, но научили.

Центр художественного образования: Студия изобразительного творчества Школа художественных ремесел (срок обучения 3 года): роспись по ткани, роспись по дереву, вышивка. Студия литературного творчества: - начальное литературное развитие (7-9 лет).

Можно ли научить творчеству. Раздел: Творчество (ансамбль александрова обучение ребенка). Ансамбль выступает на лучших площадках Москвы, выезжает на зарубежные гастроли. Обучение платное 2500р. м.Смоленская, занятия пн, вт, пт.

Обучение детей фотографии. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками А там еще хотят вместить туда же что-то о творчестве. 2. О фотографии «в игровой форме», куда Домашние задания и их разбор помогают понять насколько усвоен материал и над чем нужно работать.

Ребенок хочет стать архитектором.. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок хочет стать архитектором. :) С нашей с мужем точки зрения он вполне серьезно об этом заявил. Строит из разных конструкторов всю свою жизнь, с математикой очень дружит.

идеи для творчества. Хобби, увлечения, досуг. Ребенок от 7 до 10. Лекции и мастер-классы для детей по Москвоведению. помогите с волшебной сказкой. Сочиняем сказку. Уроки творчества для малыша. Главная > Дети > Обучение ребенка > Творчество.

Дорогие мамы, очень инересует такой вопрос: насколько вы готовы "продвигать" своего ребенка к известности и славе? Например, ребенок хорошо от природы поет, танцует или рисует. Воспользуетесь возможностью (или будете искать такую возможность)организовать его персональную выставку, участие в концерте, съемки на телевидении? Или все это не нужно ребенку. Пусть ковыряется потихоньку в своих делах, наслаждается творчеством как процессом?

Можно ли научить творчеству. Школа бального танца Бибирево -Отрадное-Алтуфьево? Чтобы были дети примерно одного возраста, первого года Там же в доме творчества БИБИРЕВО (на Лескова) есть студия бального танца ВИТАМИН С Ведет Михаил Юрьевич Соколов.

У большинства слух можно развить, если заниматься музыкой. Врожденный слух далеко не у всех, а для скрипки он важен, так как там с самого Я занимался на скрипке, братьев своих тоже учил, контролировал занятия... Если маленькая скрипка заведомо не бракованная - то не...

Это ч. Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями Вот можно ли ее записать в какой-нибудь дома творчества? Там берут в любое время, или в сентября? Насколько там все платное?

Вот подскажите, как можно научить писать. Чтобы научить писать - нужно cначала научить ЧИТАТЬ текст произведения, анализировать его, замечать в нем мелкие детали и интерпретировать их, иначе написание сочинения становится мукой высасывания темы из...

Можно ли творчеству научиться?

Мы знаем, что труд - важнейшее проявление человеческой деятельности. С его помощью человек обеспечивает себе необходимые условия существования. Современная наука трактует труд как деятельность, направленную на создание общественно полезного продукта, способного удовлетворить материальные или духовные потребности человека. В соответствии с этим мы легко можем определить социальную суть творчества: это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. Отсюда особая сложность трудового процесса, взгляд на творчество как на высшую форму труда.

В развитом обществе творчество, как и всякий труд, приобретает специализированный характер. Что это означает?

У человека множество потребностей. Общество как организм, объединяющий людей, имеет их еще больше. Развитие, дифференциация системы потребностей - непрерывны. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимыми соответствующие области творчества. И они возникают, оформляясь в конкретные социальные институты - организации, объединения, учреждения. Все эти области подчинены общим закономерностям творчества, и тем объединены. Но в каждой из них действуют и собственные законы, а это их разделяет, сообщает им специфику (правильнее сказать, составляет их специфику). Она отражается в представлениях людей о некоторых общих признаках, характерных чертах продуктов того или иного вида творчества. Уже трехлетний ребенок в ответ на предложение потанцевать не станет рассказывать стишок или петь песенку - он закружится или запрыгает в танце.

Складываются подобные представления стихийно, и роль их в становлении человеческой личности весьма существенна: на первых этапах развития они выступают как побуждение к пробе творческих сил - посыл к выбору своего творческого пространства. Но и для общества в целом эти представления имеют большое значение: в процессе разделения труда, специализации творчества они совершенствуются на базе формирующегося научного знания, уточняются и постепенно осознаются как порождающие модели того или иного вида творческой деятельности, поддающиеся освоению. В сознании профессионалов они образуют своего рода «взлетную полосу» для творческого процесса и одновременно представляют собой сигнальные огни, высвечивающие «посадочную полосу»: чтобы «вписаться» в нее, надо идти определенным курсом. Потому и выходят из-под кисти художника живописные полотна, из-под резца скульптора изваяния, а инженерные проекты превращаются в машины. Именно потому и у журналиста результат труда - не симфония, опера или поэма, а журналистское произведение.

Особая сфера творчества - исполнительские искусства. На первый взгляд, это простое тиражирование однажды подаренных миру шедевров. Но вспомним, как непохожи порой бывают образы, родившиеся у разных исполнителей на одной и той же литературной или музыкальной основе! В данном случае именно эта основа используется как порождающая модель для создания новых уникальных творений человеческого ума и души. В истории культуры сохранятся как величайшие ценности балетные партии Галины Улановой и Майи Плисецкой, концертные программы Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера, спектакли Анатолия Эфроса и Марка Захарова, роли, сыгранные Фаиной Раневской, Юрием Никулиным, Любовью Орловой...

Стоит учитывать, однако, что в порождающих моделях таится и некая опасность для творчества - стандартизация. Люди, не озабоченные развитием своего творческого потенциала, подвергаются ей часто. К таким применяется обычно определение «ремесленник». Означает это одно: человеку не удается оторвать «самолет» творчества от «взлетной полосы». Поднялся, может быть, чуть- чуть и опять опускается на плоскость порождающей модели. А она ведь предполагает «приращение объемов», впрочем, об этом речь уже шла. Дома Гауди, хоть и дома, но в то же время - нечто совершенно фантастическое, захватывающее дерзостью проникновения в невидимые связи человека и природы.

И все-таки употребление слова «ремесленник» в таких ситуациях представляется некорректным. Понятие «ремесло» родилось в сфере материального производства, и прямой его смысл весьма конкретен: изготовление изделий ручным, кустарным способом, в большинстве случаев - индивидуально. Такое производство вовсе не исключало творческих решений! В то же время оно предполагало знание дела , т.е. способность хорошо выполнять репродуктивные элементы деятельности, ориентированные на копирование уже существующих продуктов, в соответствии с социальным заказом на их тиражирование. Это и дало путевку в жизнь переносному смыслу понятия «ремесло»: умение действовать на основе уже существующих решений - не более того. Иначе говоря, слово «ремесло» фактически стало синонимом понятия «репродуктивная деятельность». Но ведь мы уже разобрались: любой вид творчества в той или иной степени включает в себя репродуктивное начало - «чистого творчества» практически не найти. Все дело в том, как соотносятся репродуктивное и творческое в самой разновидности творческой деятельности и в мотивации творца.

А теперь вернемся к вопросу, с которого наши размышления начались: можно ли творчеству научить? Иногда на него отвечают так: «Конечно, нельзя. Но вот ремеслу как элементу творческого процесса - можно и нужно». Наверное, с этим не стоит спорить. Однако когда дело касается характеристики теоретических положений, предпочтительней не пользоваться переносными значениями слов. Поэтому наш ответ будет звучать несколько иначе: да, творчеству научить нельзя, но можно научить профессиональному способу той или иной творческой деятельности. Структура его достаточно сложна и отнюдь не сводится к технической стороне дела.

В развитом обществе все области творческой деятельности существуют в двух формах: любительской и профессиональной. Рождается любое творчество как любительское. Это первая фаза его существования, исходная форма организации. Она отмечена тем, что творческая деятельность осуществляется вне рамок каких-либо должностных обязанностей, без специальной подготовки и жесткой ответственности за качество результата. Область ее выбирается человеком стихийно, в зависимости от склонностей, в которых проявляет себя характер задатков личности. (Гёте по этому поводу заметил: в наших желаниях уже заключено предчувствие возможностей их осуществить.)

Творчество же профессиональное формируется на базе любительского в процессе разделения труда. Оно характеризуется тем, что становится для человека основным родом занятий, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением соответствующих обязанностей и с ответственностью за качество результата. И тут уж возникает нужда в специальной подготовке.

Чем по существу отличается творчество любительское от профессионального? Только одним: первое представляет собой стихийное следование закономерностям данного вида деятельности, тогда как второе основывается на-закрепленном в профессиональной установке сознательном изучении этих закономерностей и стремлении следовать им.

Однако с возникновением профессионального творчества любительское вовсе не отмирает. Оно живет параллельно: его продуцирует творческая природа человека. И нередки ситуации, когда из любителей вырастают классики, а иные профессионалы не выдерживают сравнения с любителями средней руки. Дело тут не только в разной мере таланта. Убедительно свидетельствует об этом судьба Константина Сергеевича Станиславского - любителя театрального искусства, выросшего в реформатора театра. Какими обстоятельствами было отмечено становление его творческой личности? Во-первых, конечно же, богатыми задатками, со временем развившимися в талант. Во-вторых, редкой целеустремленностью, которая позволила ему достичь высокого уровня благоприобретенных качеств, необходимых для артиста и режиссера. В-третьих, благоприятным окружением - творческой средой, в которой он получал импульсы для развития.

Отсюда вывод: если человек с хорошо обозначенными задатками попадает в благоприятные обстоятельства, в творческое окружение, он может стихийно и достаточно глубоко освоить способ того или иного вида творчества, сформировать себя как личность, пригодную к данной сфере деятельности. В этом случае профессионалы охотно принимают его в свою среду. В то же время человек, выбравший то или иное занятие своей профессией, может по разным причинам (например, не очень яркие задатки или неблагоприятные условия обучения) не освоить способ деятельности профессионально, даже получив документ об образовании. И это оборачивается драмой: профессиональная общность отторгает его, не принимает в коллеги. Подобные процессы весьма болезненны. К сожалению, наблюдать их можно в самых разных областях творчества, и нередко. Потому так важно заранее проверить, готов ли ты вступить в профессиональную среду.

Анализ обстоятельств адаптации вчерашнего студента к «взрослой» профессиональной жизни позволяет утверждать, что готовность к успешной деятельности определяется, прежде всего, такими моментами:

  • 1) степенью точности представлений об общественной роли профессии и устойчивых характеристиках произведений данного вида творчества, а также его способе (ясно же, что путь к созданию симфонии - не то же самое, что процесс подготовки оригинального инженерного проекта);
  • 2) мерой развитости способностей и личностных качеств, соответствующих данному виду творчества;
  • 3) наличием умений и навыков, необходимых для решения основных и второстепенных творческих задач;
  • 4) богатством общего творческого потенциала личности, во многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального, нравственного развития;
  • 5) устойчивостью и качеством профессиональной мотивации деятельности (иначе говоря, преобладанием в ней профессионально значимых мотивов творческого поведения).

Все это более или менее отчетливо проявляется, как только человек оказывается «в полевых условиях» - на практике начинает самостоятельную творческую жизнь среди профессионалов.

Опыт показывает, что профессионализма можно достигнуть еще на студенческой скамье. Но при этом надо иметь в виду, что есть три его ступени. Первая, исходная - обученность. Это такой уровень освоения профессии, при котором процесс творческой деятельности идет успешно, когда надо решать принципиально знакомые задачи и потому можно обойтись в основном использованием уже известных приемов и средств. Источником новизны продукта оказывается в таких случаях предмет творческой деятельности. Новизна предмета неизбежно осваивается человеком и отражается в цели акта творчества, а значит, воплощается в продукт.

Тот, кто бывал на Арбате, не раз, наверное, обращал внимание на художников, пишущих портреты с натуры. Как правило, тут не увидишь особого своеобразия выразительных средств. Тем не менее встречаются работы, которые заставляют остановиться.

Мудрое стариковское лицо... Смешливые глаза девчушки... Отчаяннонапряженный взгляд красивой, но чем-то раненной женщины... Наверное, знатоку изобразительного искусства эти работы показались бы мало интересными - так, копия, где тут творчество?

А творчество есть. Во-первых, художник сумел увидеть в предмете отображения то, что неповторимо, уникально. Во-вторых, сумел передать это средствами, которыми овладел. А в-третьих... Копировать - значит делать копию, точное воспроизведение чего- то. Натуру копировать невозможно: она всегда много богаче. Можно только схватить ее суть и рассказать о ней, но это всегда процесс творческий, даже если автор стоит на первой ступеньке профессионализма.

Вторая ступень профессионализма - умелость. Ее отличает способность человека решать новые творческие задачи на базе освоенных приемов, методов, нередко - в новых условиях. Здесь новизна продукта достигается уже не только за счет предмета деятельности: в цели творческого акта отражаются и новые задачи, и новые условия, формируя ее новые черты. Вот пример из инженерной практики.

В качестве дипломного задания студент авиационного института разрабатывал проект новой обшивки для корпуса вертолета с учетом важного обстоятельства: машине предстояло участвовать в тушении лесных пожаров. В процессе работы над темой студент выяснил, что такие обшивки существуют, но только для самолетов. Для вертолетов же используемые материалы не подходят по целому ряду параметров. Поняв, что задача перед ним новая и вовсе не учебного характера, он начал исследование с изучения условий работы авиаторов в качестве пожарных, причем условий реальных. Потребовалась командировка в отряд вертолетчиков, а денег на нее в институте не было. Поехал за свой счет, увлекся делом и остановиться уже не мог. Потом - консультации с металлургами, химиками, конструкторами вертолетов. Изучил горы технической литературы, ознакомился с периодикой. И случилось озарение... Когда сел за расчеты, чувствовал себя так, будто у него выросли крылья. Защитился блестяще, и для реализации проекта его пригласили работать в крупное конструкторское бюро. А ведь это был фактически его первый серьезный самостоятельный акт творчества! Но он продемонстрировал и умелость выпускника, и вполне сложившуюся у него мотивацию инженерно-конструкторской деятельности.

Высшее проявление профессионализма - мастерство. Эта ступень представляет собой свободное парение в профессии, когда специалист достигает максимума в развитии своих творческих потенций и оказывается способным к дальнейшему совершенствованию самого способа данного вида творчества. Ему по плечу любые творческие задачи, он в состоянии обогащать средства деятельности, формировать новые методы. Естественно, что новизна результата творчества становится максимальной. При этом далеко не все, что предлагает Мастер, принимается современниками: порой его создания своим смыслом опережают время, и могут пройти десятилетия, пока его идеи поймут и примут. Даже Эйфелеву башню парижане сначала называли безобразием. Они так гордились своими старинными памятниками, и вдруг над этой монументальной красотой вознеслась конструкция из металла, не похожая ни на что! Потребовались годы, чтобы люди оценили ее легкость и стройность, величественность и ажурность, а главное - поняли, что она символизирует новые, наступающие времена.

В журналистике тоже есть такие примеры. Скажем, сколько дискуссий было в 50-х годах прошлого века вокруг «Комсомолки» по поводу «кричащего оформления» номеров и «яканья» журналистов! А сегодня этим никого не удивишь. Но время рождает новые дискуссии. Прогресс высоких информационно-коммуникационных технологий ставит в повестку дня вопрос о путях развития журналистики, и это актуализирует давние споры о правомерности подхода к ней как творческой деятельности. Современная наука о средствах массовой информации, концентрируя внимание на коммуникативных аспектах деятельности СМИ, творческие ее аспекты оставляет в тени. Это невольно способствует распространению взглядов, отрицающих творческую природу журналистики. Как следствие, возникает тенденция к снижению качества информационных продуктов, предлагаемых системой СМИ обществу. Между тем есть все основания даже в маленькой журналистской заметке видеть продукт творчества.

Подумаем: что представляет собой в принципе эта маленькая заметка? Она появляется в информационных каналах общества, потому что несет в себе новость , т.е. сообщает о каком-то существенном для людей изменении действительности. Тем самым она удовлетворяет весьма важную их потребность - знать, что происходит в мире, чтобы вести себя соответственно. Как, какими средствами пользуется журналист, создавая текст, - это вопрос качества. Принципиально же сообщение о новости есть появление в информационной картине дня, необходимой человеку и человечеству для уверенной социальной ориентации, нового звена, новой клеточки, рождение которой - вовсе не автоматическое отражение происходящего. Убедимся в этом на конкретном примере. Вот короткое сообщение, опубликованное в свое время «Комсомольской правдой»:

ВПЕРВЫЕ В МИРЕ АВТОМОБИЛЬ ПРЕОДОЛЕЛ СКОРОСТЬ ЗВУКА!

1229,77 км/ч - с такой скоростью промчался по пустыне в американском штате Невада британский автогонщик Энди Грин, став первым в мире человеком на планете, которому удалось преодолеть звуковой барьер на земле. Автомобиль Thrust SSC разгонялся по пустыне реактивным двигателем от «Роллс- Ройса». Главной задачей конструкторов чуда-автомобиля было не столько обеспечение мощности двигателя, сколько удержание его на поверхности земли. .

Как видим, оригинальностью подачи этот текст не отличается. И, тем не менее, как продукт деятельности он характеризуется новизной: до сих пор в фондах общества данных сведений не содержалось. Не зря материалу предпослана рубрика «Сенсация». Очевидно, что новизна здесь достигается за счет предмета повествования. В качестве такового выступает принципиально изменяющаяся ситуация в автомобилестроении. Автор приводит в сообщении четыре факта, демонстрирующих это изменение:

  • 1) британский автогонщик Энди Грин промчался по пустыне в американском штате Невада со скоростью 1229,77 км/ч;
  • 2) автомобиль Thrust SSC разгонялся реактивным двигателем от «Роллс-Ройса»;
  • 3) Грин стал первым человеком, которому удалось преодолеть звуковой барьер на земле;
  • 4) конструкторы чудо-автомобиля видели свою главную задачу в том, чтобы удержать его на поверхности земли.

И без развернутых пояснений понятно, что в реальности ситуация к четырем данным фактам не сводится. Она включает в себя и массу других, объединенных самыми разными связями: событию в Неваде предшествовала большая работа конструкторов, участников производства и сборки автомобиля, организаторов испытания и т.п. Однако в тексте о них речи нет, сообщение не есть зеркальное отражение реальности. Налицо результат получения и переработки сведений о действительных событиях. Причем переработки, определенным образом ориентированной - так что в итоге появляется не стихотворение, песня, формула или письмо к другу, а именно заметка, несущая в себе новость. Но мы уже видели: подобная переработка первичной информации, приводящая к появлению нового фрагмента реального мира, и образует внутреннюю сторону любого творческого процесса, всегда в большей или меньшей степени сопряженного с репродуктивной деятельностью. Особенность в нашем случае обусловлена тем, что максимум творческих усилий автора направлен на выявление и вычленение новости как предмета сообщения в наиболее существенных ее связях. Но это и есть одно из существенных проявлений той творческой задачи, которая обусловлена общественными потребностями, общественными ожиданиями от авторской журналистской работы!