Корней чуковский праздник в начальной школе. Литературный праздник " страна чукландия"

Литературный праздник, посвященный творчеству

К.И. Чуковского «Рада, рада детвора»

И приставали к папе и маме.

Внимательно слушали их. Много раз!

Про Тараканища и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про телефон и Федорино горе.

Ученик.

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго они приставали-

Откуда они этих героев узнали?

Про Тараканища и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про телефон и Федорино горе.

Ученик.

Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дедушка Корней.

Сказочник. Критик. Поэт. Чародей.

Слайд 2.

Учитель. В одном из тихих уголков Подмосковья, в посёлке Переделкино, много лет жил человек, которого знали дети всей страны и звали ласковым именем «Чукоша». Не только мы, но и наши родители, бабушки, дедушки не представляли своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Бармалея», «Путаницы», «Мойдодыра».

Живя на даче, он вставал с первыми лучами солнца, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, и тот час к нему со всех сторон бросалась армия ребят. Большие и маленькие начинали кричать: «Корней Иванович! Корней Иванович!» Вот как любили дети этого весёлого старика. Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки и именно таким малышам он посвящал свои книги.

Слайд 3. Видео «Чуковский в гостях у детей»

Учитель . Корней Чуковский – это литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящую фамилию или отчество Чуковского? Николай Васильевич Корнейчуков. (Отчество – Васильевич – дано по имени крестившего его священника).

Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже день рождения отмечал он 1 апреля. А первое апреля, как известно, считается днём шуток, веселья и смеха. Датой рождения поэта считается 1 апреля 1882 года. Так, что если бы он был жив, ему было бы сейчас 130 лет.

Слайд 4.

Однако детство поэта было совсем не простым. Отец, петербургский студент Эммануил Левенсон, в семье которого работала прислугой мать Чуковского, - полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчук через три года после рождения Коли оставил семью, в которой уже кроме сына была дочь Маруся. Матери с детьми пришлось переехать на юг в город Одессу.

Слайд 5.

Екатерина Осиповна, не разгибая спины, стирала чужое бельё, и деньги, получаемые ей за стирку, были, её единственным заработком. Но она прилагала все силы, чтобы дать детям образование, и маленький сын поступил в гимназию.

Слайд 6

С детства он пристрастился к чтению и с малых лет начал писать стихи и поэмы. Однако из 5 класса гимназии мальчик был исключён, так как вышел указ, по которому в гимназии не могли учиться дети из бедных семей. Тогда он самостоятельно прошёл гимназический курс, сдал экзамены и получил аттестат зрелости.

В 1901 году в газете «Одесские новости» появилась его первая статья под литературным псевдонимом «Корней Чуковский».

Когда поэт стал взрослым, то создал семью с Марией Борисовной Голдфельд.

Слайд 7.

Со своей женой он воспитывал двух сыновей и двух дочерей. Их семья была очень весёлая и дружная. Чуковский безумно любил своих "любимейших бобрят", как он называл ребятишек.

Слайд 8

В своих воспоминаниях Корней Иванович пишет:

«Детским поэтом и сказочником я стал случайно.

Слайд 9.

Однажды, работая в своём кабинете, я услышал детский плач. Это плакала младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание умываться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно тихо ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам - стыд и срам! Стыд и срам!

А вот ещё один случай.

Слайд 10.

Однажды мой маленький сынишка заболел. Я вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь его развлечь, я стал выдумывать сказку:

«Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Сынишка неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, я снова рассказал вчерашнюю сказку.»

Однако именно с детьми связаны величайшие трагедии его жизни.

Слайд 11.

Младшая дочь Маша, или Мура, как ее называли в семье, фантастически одаренная девочка с потрясающей памятью, знавшая наизусть десятки книг, заболела костным туберкулезом. Она долго и мучительно умирала в туберкулезном санатории близ Алупки. Именно ей – любимой Мурочке были посвящены многие стихи поэта. Давайте послушаем одно из них.

ЗАКАЛЯКА
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
"Это - ёлочка мохнатая.
Это - козочка рогатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой".
"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
"Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала".
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я её боюсь!"

Учитель . Всю его жизнь вокруг Корнея Ивановича, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. "Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!"- писал Чуковский. И свою книгу " От двух до пяти" он посвятил детям.

Слайд 12.

Поэта очень забавляли детские высказывания:

Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!

Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.

Жил - был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.

Ну, Нюра, довольно, не плачь!

Я плачу не тебе, тёте Симе!.

Здорово! Не правда ли? Не меньшую радость приносят нам стихи Корнея Ивановича. Давайте их сейчас вспомним!

Черепаха

До болота идти далеко.
До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»

Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:

«Это – ЧЕ!
Это – РЕ!
Это – ПАХА!
Это – ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»

Головастики

Помнишь, Мурочка, на даче
В нашей лужице горячей
Головастики плясали,
Головастики плескались,
Головастики ныряли,
Баловались, кувыркались.
А старая жаба,
Как баба,
Сидела на кочке,
Вязала чулочки
И басом сказала:
- Спать!
-Ах, бабушка, милая бабушка,
позволь нам еще поиграть.

Бутерброд

Как у наших у ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.

Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.

И сманил он с собой
На прогулку
Краснощекую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали
Стуча и бренча закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдешь –
Пропадешь,
Муре в рот попадешь!

Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот,
Попадешь!»

ОБЖОРА

Была у меня сестра,
Сидела она у костра
И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр
Хитёр
И снова нырнул в костёр.

И осталась она голодна,
Без обеда осталась она.
Три дня ничего не ела,
Ни крошки во рту не имела.
Только и съела, бедняга,
Что пятьдесят поросят,
Да полсотни гусят,
Да десяток цыпляток,
Да утяток десяток,
Да кусок пирога
Чуть побольше того стога,
Да двадцать бочонков
Солёных опёнков,
Да четыре горшка
Молока,
Да тридцать вязанок
Баранок,
Да сорок четыре блина.
И с голоду так исхудала она,
Что не войти ей теперь\
В эту дверь.
А если в какую войдёт,
Так уж ни взад, ни вперёд.

Слайд 13.

Учитель . В Переделкино, Корней Иванович часто играл с детьми около своей дачи, строил с ними различные крепости, затевал увлекательнейшие игры, в которых сам принимал участие. Для маленьких гостей по его инициативе была построена библиотека, где он сам подбирал и выдавал книжки детям.

А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком.

" Всегда,- писал он,- где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей". И сейчас я предлагаю вам попробовать разгадать некоторые из них.

Слайд 14.

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб- всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)

Слайд 15.

Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца, баран - барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну - обезьяна,

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

Слайд 16.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

Словно каменная!

(Коньки)

Слайд 17.

Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня!

(Крапива)

Слайд 18.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт -

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

Слайд 19.

Я лаю со всякой

Со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревёт,

Я тоже реву:

(Эхо)

Слайд 20.

Учитель. К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г.

«Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.». А на свет появилась «Муха- Цокотуха».

Слайд 21.

А о днажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Так появилось " Федорино горе."

Слайд 22.

А сейчас у нас будет необычная встреча. Мы увидим с вами героев из разных произведений Корнея Ивановича. Давайте внимательно посмотрим и послушаем и назовем все эти произведения.

Крокодил:

Это что так светит в глазки?

Солнце яркое опасно!

Слишком много сразу свету,

От него я так ослепну!

А еще в ожогах кожа,

На кого я стал похожим?

Жить мне лучше в темноте,

Знаю я, что делать мне.

Я решу проблему эту:

Съем его и солнца нету.

(Крокодил снимает солнце и уходит)

Ведущий:

Месяц небо осветил,

Спит спокойно крокодил.

Хорошо теперь крокодилу,

Ведь теперь темно и сыро.

(Выходит Муха)

Муха:

По лужочку я гуляла,

И монетку потеряла,

А ведь я друзей позвала.

Ну куда она пропала?

Если б было здесь светло

Я нашла б ее давно.

Самовар мне не купить.

Что же делать, как мне быть?

(Садится на пенек, плачет. Входит паук)

Паук:

Вот удача, вот везенье,

Само в руки мне идет.

Не пришлось на дне рожденье

Потревожить мне народ.

Ничего не видит муха,

Сидит тихо на пеньке.

Подкрадусь тихонько сзади,

Все! Попалась в руки мне.

(Муха встает. Паук обматывает ее лентой.)

Муха:

Паучок, голубчик, милый,

Погодите обнимать.

Лучше денежку большую

Помогите отыскать.

Паук:

Ваши деньги ни к чему мне.

Да и чай я не люблю.

Темнота – мое спасенье,

В ней спасенье пауку.

(Обмотал лентой, отходят в сторону. Выходит медведь )

Медведь:

Пришла беда в наш лес друзья.

Что делать я не знаю.

Спешите все скорей сюда,

Совет я собираю!

Нам солнце красное вернуть

На небо быстро нужно.

Вперед друзья, быстрее в путь,

Мы выступим все дружно.

Выходят Лиса и Медведь.

Лиса:

Ах, медведь, куманек,

Вы идите без нас.

У меня не видит глаз.

Медведь:

У меня стреляет в бок.

Самый сильный вы в лесу

Справитесь и сами.

А мы спрячемся в нору.

Лиса:

Но мыслями мы с вами.

Медведь:

Сидят все звери по углам,

Злодея все боятся.

Немного я боюсь и сам,

Но я пойду сражаться!

Комар, скорее прилети,

Мне путь – дорогу освети.

Комар:

Свети сильнее мне в пути,

Мой маленький фонарик.

Я крокодила не боюсь,

Ведь я герой- комарик.

А вас паук я попрошу:

Вы муху отпустите.

Веревки толще и прочней

Скорее вы сплетите!

Муха:

Ах, паук голубчик, милый,

Помогите комару.

Пирожки спекла я с мясом,

Я вас тоже угощу.

Паук: (распутывая ленту)

Да в душе совсем не злой я,

Просто ведь обидно мне:

Мною все детей пугают.

Вот и прячусь в темноте.

Медведь, Паук, Комар:

Мы все герои храбрецы,

Злодеи трепещите,

Сильнее и смелее нас

Подите, отыщите. Крокодила мы найдем,

Как бы он не прятался.

Солнце красное вернем,

Всем зверям на радость.

(Выходит Кошка)

Кошка:

Федора сказала - иди на подмогу,

Без солнышка жить нам нельзя.

К болоту я, братцы, знаю дорогу,

Идем же скорее друзья.

Крокодил:

Не отдам я солнце никому.

Мне нужно оно самому.

Ну а если захочу,

То и месяц проглочу.

(Звери окружают крокодила, танцуют и поют)

Звери:

Ты зачем же крокодил,

Наше солнце проглотил,

Чтобы не было беды,

Лучше солнышко верни.

А не то придется драться,

И царапать тебя и кусаться.

Крокодил:

Ой, не надо, не кусайте,

Солнце ваше забирайте,

Я ведь просто пошутил,

Понарошку проглотил.

Просто нет у меня друзей,

Ну а с солнышком мне веселей.

(Айболит появляясь, берет крокодила за руку)

Айболит:

Чтобы все с тобой дружили,

Надо стать тебе добрей,

Быть внимательным и чутким,

Не пугать в лесу зверей.

Так дадим же обещанье

Никого не обижать.

Ну а как нам это сделать, Можно в сказках прочитать!

Выходит Федора

Федора:

Приготовила подарок

Я для мухи и зверей,

Солнца красного спасенье

Мы отметим поскорей.

Очень дружно, Очень дружно,

Станем петь и танцевать.

Ну а зрителям мы скажем:

Учитель. Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Юрий Абрамович Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей.

Слайд 23.

(Прослушивание отрывка.)

Слайд 24.

Учитель . В доме - музее Корнея Ивановича Чуковского в Переделкино есть интересный экспонат - мантия доктора литературы Оксфордовского университета. Это звание было присвоено писателю за знание английского языка, за умелые переводы на русский язык народных и авторских произведений.

Мы с вами уже изучаем иностранный язык и знаем, как сложно бывает перевести текст, чтобы он звучал красиво и правильно. Многие из нас читали чудесные весёлые английские песенки в переводе Чуковского. Сейчас мы вспомним одну из них. Написал музыку композитор Геннадий Гладков.

Песня «Робин Бобин Барабек». Музыка Г. Гладкова.

Слайд 25.

(Прослушивание отрывка.)

Ученик. Жалко нам стало деда Корнея-

В детстве своем он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Ученик По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастать и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею-

Слушаться надо того, кто умнее

Ученик . Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Учитель . Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов. А теперь пришло время нам доказать, что мы не только знаем, но и любим произведения К. И. Чуковского. Предлагаю провести небольшую викторину

Слайд 26.

1 тур называется «Вспомни сказку»

Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

Слайд 27.

II тур. «Кто есть кто».

Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

Слайд 28.

III тур. «Конкурс знатоков».

Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

По горизонтали:

Имя акулы в сказках Чуковского. (Каракула)

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных. (Таракан)

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (Тараканище)

Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю . (Кокоша)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.

Умывальников начальник и мочалок командир. (Мойдодыр)

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

Кто вернул краденое солнце? (Медведь)

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Какое слово повторял Айболит по пути в Африку? (Лимпопо)

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота. (Телефон).

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Слайд 29.

Аукцион.

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

Слайд 30.

I V тур. «Музыкальная страничка»

Бармалей

Муха –Цокотуха

Крокодил

Федорино горе

Мойдодыр

Тараканище

Учитель . В творчестве Чуковского есть еще одно замечательное стихотворение, в котором автор обращается к нам.

ПРА-ПРА-ПРАВНУКАМ

Промчатся над вами
Года за годами,
И станете вы старичками.

Теперь белобрысые вы,
Молодые,
А будете лысые вы
И седые.

И даже у маленькой Татки
Когда-нибудь будут внучатки,
И Тата наденет большие очки
И будет вязать своим внукам перчатки.

И даже двухлетнему Пете
Будет когда-нибудь 70 лет,
И все дети,
Все дети на свете
Будут называть его: «дед»,
И до пояса будет тогда
Седая его борода.

Так вот, когда станете вы старичками
С такими большими очками
И, чтобы размять свои старые кости,
Пойдете куда-нибудь в гости,
Ну, скажем, возьмете внучонка Николку
И поведете на елку.

Или тогда же, в две тысячи сорок четвертом году,
Захочется вам полететь на звезду,
На ту или эту
Планету,
Ну что ж! Покупайте билет
И садитесь в любую ракету.

Скорее! бегом! со всех ног!
Ведь уже третий звонок!
Но дрожат ваши старые ноги,
Споткнулись они на пороге,
И вы опоздали. Ну что ж! не беда!
Здесь за углом у пруда,
Совсем недалёко от наших ворот,
Сейчас отойдет
Голубой звездолет.
Он вас
Через час
До луны,
До самой луны довезет.
Садитесь в кабину! скорее! скорей!

Платите кондуктору десять рублей,
И вот уж вы там, в вышине,
Гуляете взад и вперед на луне,
И добрые лунные люди
Вам лунные песни поют,
И лунные дети на блюде
Вам лунного меду несут.
И вы привезете Николке
От ласковых лунных детей
Звезду золотую для елки
И целую гору сластей.

Слайд 31.

Учитель . Мы с вами вспомнили детские произведения Корнея Ивановича Чуковского. В школьные годы Чуковский откроет нам сокровища русской лирической поэзии. Благодаря талантливому переводу Корнея Ивановича Чуковского мы сможем прочитать великолепные английские, американские романы, повести, стихотворения, такие как, «Приключения Тома Сойера», «Принц и Нищий» Марка Твена, «Доктор Айболит» Гью Лофтинга, «Приключения барона Мюнхаузена» Эрика Распе, «Рикки-Тики-Тави» Редьярда Киплинга и многие другие.

Вот и подошёл к концу наш праздник. Теперь мы знаем, какой огромный мир Корнея Ивановича Чуковского.

Я желаю вам не расставаться с книгами Чуковского, открывать для себя его новые и новые произведения, ведь они дарят нам прекрасные моменты: радость, веселье, праздник, а также пробуждают желание помочь, стать добрее, умнее, лучше.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа

Литературный праздник для учащихся начальной школы

«Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»

подготовила заведующая библиотекой Сердобинцева Валентина Фёдоровна

Г. Новый Уренгой

2013

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ КОРНЕЯ ЧУКОВСКОГО

«По-моему, цель сказочников заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою» К.И. Чуковский

Литературный праздник для учащихся начальной школы.

Действующие лица:

Ведущие, Муха-Цокотуха, Паук.

Цели:

Расширить знания детей о писателе К.И.Чуковском, привить любовь к его творчеству. Научить понимать занимательность сюжетов сказок писателя, особенность его языка. На произведениях Корнея Чуковского показать, что добро побеждает зло, воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным. Сформировать устойчивый интерес к чтению.

Оформление и оборудование:

Портрет писателя, книжная выставка, стенд с макетом дерева и рисунками детей, корзинка с вещами из произведений писателя, самовар и чашки с блюдцами, стол с угощениями к чаепитию, грамзапись стихов и песен.

Ход мероприятия:

(Звучат мелодии детских песен)

Ведущий 1:

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады видеть вас снова у нас в библиотеке. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. А куда – посмотрите вокруг и догадайтесь сами.… Какое-то странное дерево выросло у нас в библиотеке, просто «Чудо - дерево». И листочки на нём очень интересные. Узнаёте ребята? (Ответы детей). Да, это ваши рисунки с героями сказок Корнея Чуковского. Кто не знает его сказок? Даже взрослые люди, теперь уже сами папы и мамы, бабушки и дедушки помнят с детства его весёлые стихи и сказки. И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Ведущий 2:

Но это его литературный псевдоним. А кто сможет назвать настоящую фамилию, имя и отчество Чуковского? Николай Васильевич Корнейчуков. У Корнея Ивановича была большая и интересная жизнь. Родился в 1882 году в Петербурге. Рано начал работать маляром, но одновременно занимался самообразованием: изучал английский язык, много читал. А потом сдал экзамен за курс гимназии и начал работать в газете. Талант его очень многогранный: литературовед, переводчик, сказочник. Свои книги Чуковский писал на даче под Москвой, в посёлке Переделкино. Дети посёлка и всей страны звали его ласковым именем «Чукоша». У него была большая и дружная семья: четверо детей, пятеро внуков и правнуков.

Ведущий 1:

Первую свою сказку для детей Корней Иванович, по собственному признанию, написал случайно. Это была сказка «Крокодил». Её он сочинил в дороге, в поезде, успокаивая своего больного сына. Помните эту сказку?

Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил,-

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

А за ним-то народ

И поёт и орёт:

Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?

Гимназисты за ним,

Трубочисты за ним,

И толкают его,

Обижают его;

И какой-то малыш

Показал ему шиш,

И какой-то барбос

Укусил его в нос,-

Нехороший барбос, невоспитанный.

Ребята, кто помнит, чем же закончилась история про Крокодила?

(Крокодил улетел в Африку, приходил в гости к писателю и пил с ним чай)

А какие интересные события произошли в этой сказке, вы вспомните, когда её перечитаете. Ребята, скажите, пожалуйста, в каких стихах и сказках Чуковского вам встретился Крокодил? Ответы детей. («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»). Корней Иванович написал много замечательных стихов и сказок. В нашей библиотеке часть из них представлена на выставке. Сегодня, мы с вами встретимся с героями этих книг. (Звучит телефонный звонок).

Ведущий 2:

У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Ведущий 2: Откуда?

Дети: От верблюда.

Ведущий 2: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Ведущий 2: Ребята! Откуда вы всё это знаете?

Дети: Из книги Чуковского «Телефон».

Ведущий 2: Правильно ребята! Молодцы!

А узнаёте этих героев из сказки Корнея Ивановича? (Выбегает Муха-Цокотуха).

Муха-Цокотуха:

Я Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!

Я сегодня жду гостей, я сегодня именинница!

Я ходила на базар и купила самовар.

Угощу друзей чайком, пусть приходят вечерком.

У меня для всех гостей много вкусных сладостей!

Ах, забыла я, забыла, кого в гости пригласила.

Ребята, помогите.

Всех гостей мне назовите!

Дети: Букашки, блошки, тараканы, бабушка-пчела, кузнечик, мотыльки…

Муха-Цокотуха:

Спасибо, ребята! Много гостей у меня.

Буду стол накрывать и гостей всех встречать!

(Муха-Цокотуха кружит вокруг стола с самоваром. Вдруг появляется Паук и хватает Муху-Цокотуху).

Муха-Цокотуха:

Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите.

Ведущий 1:

Что случилось? Кого у нас на празднике обижают?

Паук:

Я злой Паучище, длинные ноги и ручищи!

Вашу Муху в уголок поволок

Хочу бедную убить, Цокотуху погубить!

Ведущий 1:

Отпусти её. Почему ты такой злой?

Паук:

Ведущий 1:

Всё понятно. Ребята, вы поможете спасти Муху-Цокотуху? (Ответы детей).

Загадывай паук нам загадки. А мы будем с ребятами их отгадывать.

Паук:

Два коня у меня, два коня,

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная!

(Коньки)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня!

(Крапива)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)

Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут.

(Автобус)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Ёж)

Паук:

Спасибо вам, ребята! Теперь и я буду знать отгадки. А сейчас помогите мне вспомнить названия сказок. Я начну строчку, а вы продолжите фразу и назовёте сказку.

Тараканы прибегали

(Все стаканы выпивали)

«Муха-Цокотуха»

Ехали медведи

(На велосипеде)

А за ними кот

(Задом наперёд)

«Тараканище»

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

(Как лягушка,

Ускакала от меня)

«Мойдодыр»

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

(Словно яблоки)

«Чудо-дерево»

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

(От Гиппопотама)

«Айболит»

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

(В Африку гулять!)

«Бармалей»

Эй вы, глупые тарелки,

Что вы скачете, как

(белки) «Федорино горе»

Но бессовестный смеётся

Так, что дерево трясётся:

«Если только захочу,

(И луну я проглочу!»)

«Краденое солнце»

Паук:

Спасибо, ребята! Молодцы! Как много вы читали. Какие весёлые сказки у Чуковского. И мне стало с вами весело. Теперь я добрый. Можно и мне с вами веселиться на празднике?

Муха-Цокотуха:

Простим его, ребята? (Ответы детей). Мне так понравилось, как вы меня спасали и дружно отвечали на вопросы Паука. А сможете ответить и на мои вопросы? Если не будете знать ответ, добрый Паук вам поможет. В корзине под Чудо-деревом у нас собраны разные вещи из произведений Чуковского. Вы должны помочь нам найти владельцев. Назовите, кому принадлежала вещь, и прочитайте строчку из произведения, в которой о ней говорится:

(Достаёт вещи из корзинки и показывает детям).

    Воздушный шарик;

(А за ним комарики на воздушном шарике)

Комарикам. «Тараканище»

    Блюдце;

(А за ними блюдца-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!)

Федоре. «Федорино горе»

    Мыло;

(Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса)

Мойдодыру. «Мойдодыр»

    Термометр;

(И ставит, и ставит им градусники!)

Айболиту. «Айболит»

    Пряник;

(Пряник мятный,

Ароматный,

Удивительно приятный.)

Бармалею. «Бармалей»

Вот и опустела наша корзинка. Но у меня для вас припасены ещё интересные вопросы викторины. Давайте вместе вспомним весёлые стихотворения Корнея Ивановича:

    Что выросло на деревьях в стихотворении «Радость»?

    • На берёзе; (Розы)

      На осине. (Апельсины)

    О чём просили головастики свою бабушку-жабу в стихотворении «Головастики»?

(Поиграть)

    Кого испугалась Мурочка в стихотворении «Закаляка»?

(Своего рисунка «Бяки-Закаляки Кусачей»)

    На чём плавал Бибигон в сказке «Приключения Бибигона»?

(На калоше)

    Кто спасал Бибигона в его приключениях?

(Свинья, жаба, Федосья, внучки)

    Что упало на слониху в сказке «Тараканище»?

(Луна)

    Чем лечил добрый доктор Айболит больных зверей в Африке?

(Гоголем-моголем)

    Зачем свинья из стихотворения «Телефон» просила прислать к ней соловья?

(Чтобы с ним спеть)

Муха-Цокотуха:

Молодцы, ребята! И на мои вопросы вы дружно отвечали. Я знаю, что многие из вас помнят наизусть стихотворения Корнея Чуковского. И сейчас мы с удовольствием послушаем стихотворения, которые подготовили для вас учащиеся вторых классов. (Дети читают стихотворения)

Ведущий 1:

Сегодня мы с вами вспомнили многих героев сказок и стихотворений К.И.Чуковского: Муху-Цокотуху, Мойдодыра, Айболита и даже злого Бармалея, который стал добрым. Без этих замечательных сказочных героев жить нам было бы грустно. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича. Когда вы станете старшими, познакомитесь с переводами Чуковского произведений зарубежных писателей и узнаете новых героев: Робинзон Крузо, Том Сойер, барон Мюнхгаузен и другие. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, весёлый. Во всех его книгах добро всегда побеждает зло. Сказки и стихотворения Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы, песни. Давайте послушаем маленький отрывок из музыкальной сказки Чуковского «Телефон». (Звучит запись сказки).

Ведущий 2:

Вот и подошло к концу наше путешествие по произведениям Корнея Ивановича Чуковского. Замечательного и весёлого сказочника и поэта. Впереди у вас новые встречи с героями его книг. А наши герои Муха-Цокотуха и Паук прощаются с вами. До новых встреч! Ждём вас в библиотеке!

Муха-Цокотуха и Паук угощают детей сладостями. Звучат мелодии детских песен.

Список использованной литературы

    Петровский, М. Корней Чуковский.- М.: Дет. лит, 1989.-125с.

    Русские писатели. XX век. Биографический словарь: В 2 ч. Ч.2.М-Я /Редкол.: Н.А. Грознова и др.; Под ред. Н.Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1998.- 656 с.: ил.

    Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто имён: Био-библиографический справочник. Ч. 2. М-Я.- М.: Школьная библиотека, 2002.- 224с.

    Чуковский, К.И. Собрание сочинений в 2 т./Корней Чуковский.- М.: Правда, 1990.

Т.1: Сказки; От двух до пяти; Живой как жизнь.- 653с.

Т.2: Критические рассказы.- 620с.

5. Чуковский, К.И. Любимые стихи.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.- 256 с.: ил.

6. Чуковский, К. Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисл. В.Смирновой;

Цели :

  1. познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, обобщить знания о произведениях писателя;
  2. развивать внимание, память, умение выразительно читать стихотворения, анализировать сказки, развивать творческие способности учащихся;
  3. воспитывать эстетические чувства, дисциплинированность, культуру общения.

Ход мероприятия

(группа детей читают стихи)

    Вот и начнутся каникулы вскоре
    Много книг прочитали мы в школе –
    Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
    Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
    Повести, сказки, рассказы, стихи –
    Все это сами мы в школе прочли.

    В детстве читать не умели мы сами,
    И приставали к папе и маме.
    Слушали сказки все дни напролет.
    Были те сказки наперечет;
    Про Тараканище и Крокодила,
    Про Айболита и Мойдодыра,

    Мамы и папы нам рассказали,
    Что этих героев давно они знали.
    Бабушки в детстве им сказки читали –
    От них они этих героев узнали.

    К бабушкам долго мы приставали –
    Откуда они эти сказки узнали?
    Про Тараканище и Крокодила
    Про Айболита и Мойдодыра,
    Про Бармалея в сказочном море,
    Про телефон и Федорино горе.

    Бабушки вот что нам рассказали -
    Сказки они эти в книжках читали.
    Книжечки эти писал дед Корней –
    Сказочник, критик, поэт, чародей.

    Жалко нам стало деда Корнея -
    В детстве своем он не знал Бармалея.
    Сколько же в жизни он потерял.
    Что этих сказок в детстве не знал.
    Про Тараканище и Крокодила,
    Про Айболита и Мойдодыра.
    Про Бармалея в сказочном море,
    Про Телефон и Федорино горе.

    По ним мы учились все понемножку
    Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,
    Чтобы животных жалеть и любить,
    Чтобы не хвастаться и не хитрить,
    Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
    Надо порядок поддерживать в доме;
    Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
    Слушаться надо того, кто умнее.

    Хорошие книжки писал дед Корней.
    Воспитывал взрослых он и детей.
    Будут и внуки наши, и дети
    Сказки читать веселые эти.

Ведущий: Итак, дорогие наши гости!

Как, вы уже поняли, речь сегодня пойдет о Корнее Ивановиче Чуковском. О нем с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем. О нем с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем своим детям, потом внукам, потом правнукам и т.д. Давайте сегодня вместе вспомним К.И.Чуковского и его замечательные книги.

1 ученик: Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А Первое апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Всю его жизнь вокруг него ни на миг не смолка звонкая детская речь. «Милая детская речь. Никогда не устану ей радоваться!» – писал К.И. Чуковский.

2 ученик: Он написал книгу «От 2 до 5» и посвятил ее детям. Вот отрывки из нее

– Когда Ляле было 2,5 года, ее спросил какой-то незнакомец: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная».

А однажды гуляя по взморью, она впервые в жизни увидела вдали пароход и закричала: «Мама, мама, паровоз купается!»

Да, приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж стрекозы - стрекозел.

Очень забавляли Чуковского детские высказывания:

  1. Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
  2. Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
  3. Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
  4. Ну, Нюра, довольно, не плачь!
  5. Я плачу не тебе, а тете Симе!

Ведущий: Вот здорово! Правда? Не меньшую радость приносят нам стихотворения К.И. Чуковского. Давайте их сейчас вспомним. Маленькие гости помогут нам в этом.

Бебека
Взял барашек
Карандашик,
Взял и написал:
«Я – Бебека,
Я – Мемека,
Я медведя
Забодал!»
Испугалися зверюги,
Разбежалися в испуге.
А лягушка у болотца
Заливается, смеется:
«Вот так молодцы!»

Поросенок
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котенок полосатенький,
Не утенок
Не цыпленок
А курносый поросенок.

Свинки
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Слониха читает
У слона была жена
Матрена Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата», –
Ничего не разобрать!

Федотка
Бедный Федотка-сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа, да дедушка с бабушкой.

Бутерброд
Как у наших у ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощекую сдобную
Булку.
Но чайные, чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот
А пойдешь –
Пропадешь,
Муре в рот попадешь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадешь!»

Ведущий: А вы знаете, что К.И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача – я, чтобы не тратилось время попусту, сочинял загадки для детей.

Сейчас мы с вами будем вместе их отгадывать.

    Был белый дом, чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо –
    Такое теплое, такое пушистое и золотое.
    (яйцо и цыпленок)

    Красные двери в пещере моей,
    Белые звери сидят у дверей.
    И мясо, и хлеб – всю добычу мою
    Я с радостью белым зверям отдаю.
    (Рот и зубы)

    Хожу – брожу не по лесам,
    А по усам и волосам,
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей.
    (Расческа)

    Мудрец в нем видел мудреца,
    Глупец – глупца, баран – барана,
    Овцу в нем видела овца,
    И обезьяну – обезьяна.
    Но вот подвели к нему Федю Баратова.
    И Федя неряху увидел лохматого.
    (Зеркало)

    Паровоз
    Без колес!
    Вот так чудо – паровоз!
    Не с ума ли он сошел –
    Прямо по морю пошел!
    (Пароход)

    Растет она вниз головою,
    Не летом растет, а зимою.
    Но солнце ее припечет –
    Заплачет она и умрет.
    (Сосулька)

    Лежу я у вас под ногами,
    Топчите меня сапогами,
    А завтра во двор унесите меня
    И бейте меня, колотите меня,
    Чтоб дети могли поваляться на мне,
    Барахтаться и кувыркаться на мне.
    (Ковер)

    Я одноухая старуха,
    Я прыгаю по полотну
    И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну.
    (Иголка)

Ведущий: К.И. Чуковский написал много сказок. Сейчас проверим, хорошо ли вы их знаете?

Попробуйте, угадайте из каких сказок пришли к вам эти гости.

(На доске рисунки героев из сказок К.И. Чуковского)

Ведущий: Хорошо! Но это еще не все. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны найти владельца. Но вы должны назвать не только, кому принадлежала эта вещь, но и прочитать строки из произведения, в котором о ней говорится.

(В мешке телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, калоша, термометр).

Ведущий: А какие еще сказки К.И. Чуковского вы знаете? (Дети называют).

Ведущий: Молодцы, сказки вы знаете. А сейчас мы узнаем об истории создания этих сказок.

1-й ученик: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил...»

2-й ученик: Однажды Корней Иванович часа 3 лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжелыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было «Федорино горе».

3-й ученик: А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказал: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в 3 ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Явышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам!

4-й ученик: вспоминая Черное море Корней Иванович писал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?

(Показывается инсценировка из сказки о добром Айболите).

4-й ученик: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями К.И. Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Житкове, с которым он учился в одном классе. И всегда Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхаузен, Робинзон-Крузо, Том Сойер, Принц и Нищий, Рикки-Тикки-Тави и др.

5-й ученик: Корней Иванович необыкновенно красиво читал свои произведения. Вот послушайте запись сказки «Чудо-дерево», которую он сам читает. (Учитель включает запись для прослушивания)

Ведущий: Произведения К. Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек. Ираклий Андроников писал, что талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый и праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!

Елена Ефимова
Сценарий праздника «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»

«По-моему, цель сказочников заключается

в том, чтобы какою угодно ценою воспитать

в ребёнке человечность – эту дивную

способность человека волноваться чужими

несчастьями, радоваться радостями другого,

переживать чужую судьбу как свою»

К. И. Чуковский

Оформление :

Портрет К. И. Чуковского (1882 – 1969 гг.) .

Выставка детских рисунков к произведениям К. И. Чуковского .

Выставка книг “Чудо-дерево”.

В зале оформлена выставка детско-родительских рисунков по сказкам К . И. Чуковского .

Вед. Наш праздник хочу начать с загадки :

«Без языка, а обо всем рассказывает , без головы, а все знает, без ног, а везде бывает».

Это (книга (показываю книгу Чуковского )

Вед. Книга - великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и пословиц. Я предлагаю вам вспомнить пословицы о книге.

Книга – лучший друг.

Чтение – вот лучшее учение.

Кто много читает, тот много знает. Как Вы понимаете эти пословицы (ответы детей) .

В : Давайте любимые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице :

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

(Выходят дети)

И приставали мы к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет .

Были те сказки наперечет :

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море ,

Про телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали ,

Что этих героев раньше не знали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали ?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море ,

Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник , критик, поэт, чародей

Вед. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского . (показ слайдов)

1 слайд. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский . 1 апреля 2012 года исполняется 130 лет со Дня его рождения.

2 слайд. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков . Родился он в Петербурге, а детство прошло в Одессе. К. И. Чуковский написал много сказок , стихов, загадок, переводил с английского языка песенки и сказки .

3 слайд. Но детским писателем он стал случайно. А вышло это так. Заболел, его маленький сынишка К. И. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать сказку :

«Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил».

Мальчик затих и стал слушать. А утром попросил еще рассказать эту сказку .

4 слайд. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович :

«Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал :

Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр» .

5 слайд. С ранних лет его произведения приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки выросли на стихах и сказках дедушки Корнея !

6 слайд. Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие , встретимся с героями сказок Корнея Чуковского !

7 СЛАЙД. Ведущий : Ребята, слышите, кто-то уже спешит на нашу сказочную поляну . Входит Доктор Айболит. (МУЗЫКА) .

Айболит : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться,

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок, И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…

Дети : Айболит!

Айболит : Правильно! Я доктор Айболит. А из какой сказки я к вам пришел ? А кто написал эту сказку ? (Ответы детей.)

Айболит : Молодцы!

8 СЛАЙД Звонит телефон.

Айболит читает отрывок из сказки «Телефон» Дети отвечают на вопросы по тексту.

Айболит : У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Дети : Слон

Айболит : Откуда?

Дети : От верблюда

Айболит : Что вам надо?

Дети : Шоколада.

Айболит : Для кого?

Дети : Для сына моего. Он у меня еще маленький.

Айболит : Вы узнали эту сказку ? Молодцы! (Звенит звонок.) Ой! Опять звонок! Это не телефон. Это в дверь звонят. Надо открыть.

Входит мальчик – Грязнуля.

Грязнуля : Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку – Свечка в печку.

Я за книжку - Та бежать,

И вприпрыжку под кровать.

Грязнуля плачет.

Айболит : Ребята, вы узнали, из какой сказки этот мальчик ? Как ему помочь?

Айболит : Правильно!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Айболит : (обращается к Грязнуле) .

Ну что, вы поняли, что нужно делать

Грязнуля : Да здравствует мыло душистое!

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Да! Я обязательно стану чистюлей!

ВЕДУЩИЙ : Наш Грязнуля все понял, правда ребята?

И Вы поняли, что всегда надо умываться и утром и вечером!

Я смотрю, что то Вы загрустили, давайте покажем Доктору Айболиту, как мы умеем с Вами танцевать.

(Хоровод. «Руку правую вперед, а потом ее…» )

Мальчик убегает.

Опять звенит звонок.

Айболит : Ну что такое?

Не уже ли Ваши дети заболели

Ладно, ладно побегу

Вашим детям помогу

Айболит прощается и уходит.

Звенит звонок, и вносят посылку.

Игра «Волшебный ящик» Ведущий задает детям вопросы по сказкам К . Чуковского , дети отвечают, демонстрируя соответствующие предметы.

Ведущий : В ящике то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон» . Что это?

Дети : Капли.

Ведущий : В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» . Что это?

Дети : Колоша.

Ведущий : В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»

Дети : Мочалка.

Ведущий : В ящике то, чем решили поиграть лисички из сказки «Путаница» .

Что это? Дети : Коробок спичек.

Ведущий : В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище» .

Что это? Дети : Воздушный шарик

Ведущий : В ящике то, что просили прислать мартышки из сказки «Телефон» . Что это?

Дети : Книжки.

10 СЛАЙД. ВЕДУЩИЙ : Молодцы! А сейчас ребята вы увидите одно из сказок К . И. Чуковского . Какую? Попробуйте отгадать?

Сказка наша оживает , и дружить нам помогает.

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

М. -Ц.: Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!

(Входят 2 таракана, 2 букашки, бабочка) .

Тараканы : Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.

Букашки : А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.

М. -Ц.: Бабочка-красавица, кушайте варенье!

Или вам не нравится наше угощенье?

Нашу Муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

М. -Ц.: Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея загубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!

(все разбегаются, прячутся)

И в руке его горит маленький фонарик.

Комарик : Где убийца? Где злодей

Не боюсь его когтей.

(уводит паука)

Я злодея загубил,

Я тебя освободил.

А теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!

Все : Слава, слава Комару – победителю!

Вед.: К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был : в трамвае, в магазине, в приемной зубного врача, он не любил попусту тратить время, он сочинял для детей загадки.

Попробуйте их разгадать.

1. Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.

(коньки)

2. Ах, не трогайте меня :

Обожгу и без огня! -

(крапива)

3. Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

(крапива)

Ведущий : Вот и подошел к концу наше путешествие ! Что нового Вы узнали? Ой, Ну, что это? Чемоданчик Доктора Айболита? А в нем лучшее лекарство от всех болезней – шоколад.

ДЕТИ : Пусть много детвора читала,

Пускай тут каждый эрудит.

Чудесных книг еще не мало

Прочесть нам в жизни предстоит.

Дети : Закончен праздник . Он у нас

Рассчитан на один лишь час.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!

Дополнительные вопросы для пауз.

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )

2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )

3. В какой сказке прославляют воробья ? («Тараканище» )

4. Назовите сказку , главную мысль которой можно выразить словами : «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр» , «Федорино горе» )

5. Назовите сказку , в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон» : (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы» ? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница» , «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Телефон» , «Бармалей» , «Краденое солнце» , «Крокодил» )

10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

11. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище” ? (На трамвае)

12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)

13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

14. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр” . “ Да здравствует мыло душистое и…”

15. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)

Сценарий вечера посвященного дню рождения К. И. Чуковского «В гостях у дедушки Корнея» - страница №1/1


« В гостях у дедушки Корнея».

Воспитатель:

Нарусон Н.П.

Конспект сценария вечера представлен на конкурсе: «Инновационные технологии на интегрированных уроках»

Сценарий вечера посвященного дню рождения К. И. Чуковского

« В гостях у дедушки Корнея».
Цель: Развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они познакомились раньше, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, учить понимать юмор его произведений;

Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;

Побуждать «помогать» героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи;

Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы;

Воспитывать интерес к литературе.

Образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Предварительная работа:


  1. Чтение стихотворений и сказок К.И. Чуковского: «Катауси и Мауси», «Курица», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Краденое солнце», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе», «Путаница».

  2. Разучивание танцев и песен, подготовка инсценировок.

  3. Изготовление масок и подбор костюмов.

  4. Просмотр мультфильмов по произведениям К.И. Чуковского.

  5. Слушание аудиозаписей произведений К.И. Чуковского в авторском исполнении.

Оборудование и стимульный материал:

1. Портрет К.И. Чуковского.

2. Выставка книг.

3. Аудиокассета с записями детских песен.

4. Костюмы: Муха Цокотуха, Скоморохи, Букашки, Комар, Таракан, Паук,

5. Призы: фрукты, сладости, книги.

Оформление зала: портрет писателя, детские рисунки по известным произведениям К. И. Чуковского.

Ход вечера
Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о самом любимом детском писателе - Корнее Ивановиче Чуковском. Его стихи приносят радость всем. Не только дети, но и их родители, дедушки и бабушки не представляют своего детства без сказочных героев Чуковского.

А вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу писатель Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И « Крокодила» не читал,

Не восхищался « Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Действительно, трудно представить, что когда- то этих « самых главных книг» не было. Дети, а вы любите сказки Корнея Ивановича Чуковского? (Да). За что же они вам любимы? (Они добрые, забавные, смешные, интересные, веселые) А ещё все они очень поучительные. После каждого знакомства со сказкой вы начинаете понимать, что есть добро, а что зло. И стараетесь походить на добрых и смелых персонажей. Но секрет успеха произведений Чуковского не только в героях и их персонажей. Но секрет успеха произведений Чуковского не только в героях и их приключениях, но ив том, как они написаны. Вот послушайте внимательно эти строчки из известной вам сказки.

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком.

Правда, похоже на то, что слова как будто бегут по лестнице, перепрыгивая друг через друга? Такие строки легко запоминаются на всю жизнь! Звучные стихи Чуковского развивают и обогащают нашу речь.


Дети читают стихи.

Мы Чуковского все знаем,

С детства раннего читаем.

Сказки, песни для детей

Писал дедушка Корней.

И теперь в саду у нас

Есть чудо-дерево для вас,

А над ним комарики

На воздушном шарике.

Рыбы по саду гуляют,

Жабы по небу летают,

Пуще прежнего шалят,

Веселиться всем велят!

Всех Чуковский рассмешит,

Позабавит, удивит,

И покажет ребятишкам,

Как добру учиться в книжках!

Звонит телефон, ведущий берет трубку.


Ведущий: У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Ведущий: Откуда?

Дети: От верблюда.

Ведущий: Что вам надо?

Дети: Шоколада.

Ведущий: (кладет трубку). Как называется стихотворение, отрывок из которого вы помогли мне прочесть?

Дети: «Телефон».

Ведущий: Правильно! А знаете ли вы, что сказки Корней Иванович писал не всегда, они родились у него случайно. Первым появился «Крокодил». У Корнея Ивановича заболел сын. Он вёз его домой в ночном поезде и, чтобы хоть как-нибудь облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать:

Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил.

По-турецки говорил,

Крокодил, Крокодил Крокодилович...

А знаменитый «Мойдодыр» появился, когда однажды, работая в своем кабинете, писатель услышал, как ревёт в три ручья его маленькая дочка, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал:

Надо, надо умываться.

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам-

Стыд и срам! Стыд и срам!

А уж потом было множество других сказок и стихов. Сегодня произведения Чуковского инсценируют в детских театрах, по их мотивам создают мультфильмы, детские музыкальные оперы, они переведены на многие языки народов мира.

Дети, а что еще необычного вы заметили в произведениях Чуковского? «имена героев». Да, Корней Иванович был настоящим выдумщиком и фантазером, придумывал необычные и забавные имена своим главным героям, например Мойдодыр. Вслушайтесь в звучание этого слова: Мой-до-дыр. Из каких слов оно состоит? «ответы». А Айболит? Почему автор так назвал своего героя? От каких слов произошло это имя? «ответы».

(Звучит аудиозапись «Жужжание мухи» (кассета «Звуки окружающей среды»).

Ведущий: Дети, слышите этот звук? Как вы думаете, какому сказочному персонажу Чуковского он соответствует? (Мухе-Цокотухе). А сейчас вам дети покажут переделанную сказку « Муха-Цокотуха». (После сказки «Танец-полька»).

Ведущий: эта сказка, как и все сказки Корнея Ивановича, со счастливым концом. В любой библиотеке, в каждой семье есть книги этого писателя. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, стоит маленький дом, снаружи расписанный картинками из сказок. Это библиотека, которую построил Чуковский для своих маленьких друзей. В ней можно не только почитать интересные книги. Здесь есть специальный зал для игр, где малыши любят проводить время за рисованием и лепкой. При жизни Чуковский часто заходил сюда: рассказывал детям что-нибудь, загадывал загадки. И у нас в детском саду много книг этого замечательного писателя.

(звучит музыка, входит Бармалей с угощением для детей).

Добрым стал, веселым я,

Всех детишек я люблю,

Сушки, пряники дарю!

Пряник мятный, ароматный,

Удивительно приятный.

Приходите, получите,

Ни копейки не платите,

Потому что Бармалей

Любит маленьких детей!

(входит Федора чистая, опрятная, со сверкающим самоваром).

Федора:

Самовар вас в зале ждет,

Сладкий чай, конфеты, мед.

Ешьте, угощайтесь,

Здоровья набирайтесь!

(Дети благодарят Федору и Бармалея, все исполняют веселый танец.)

Ведущий: Дети, порадовала вас встреча с героями сказок? Трудно представить жизнь Чуковского без детей, а нам- без его книг. Дети, читайте произведения Корнея Ивановича Чуковского, они принесут вам огромную радость, и вы их непременно полюбите! А взрослым хотелось бы пожелать:

Не бойся сказки. Бойся лжи. А сказка не обманет. Ребенку сказку расскажи- на свете правды больше станет.

(В. Берестов)

Дети и взрослые идут группу на чаепитие.

Выходит муха

Ах какой чудесный день,

Встать с постели мне не лент.

Приглашу я в дом гостей,

Угощу их повкусней.

Схожу- ка на базар

И куплю большой самовар

« Майский чай» для гостей заварю

И пампушки с вареньем куплю-

Ну, не буду терять ни минутки,

Ждут меня на базаре покупки.

Солнце светит, так прекрасно,

На душе светло и ясно,

По тропинке я пойду

Песню радостно спою.

На обед я свой воскресный

Буду ждать гостей своих,

Стол накрою я для них.

(останавливается, видит монетку).

Ах, смотрите, там что-то лежит

И на солнышке ярко блестит.

Пойду поближе, посмотрю внимательно. Это же монетка! Ах как

творят любые чудеса.

(входят скоморохи, продавец).

1 скоморох:

Люди добрые, народ честной!

Поздравляем всех!

Под лучами яркими

Мы откроем ярмарку!

Для праздничных веселий

Сколько хочешь развлечений.

Веселись, веселись

У кого деньжата завелись!

2 скоморох:

Ближе, ближе подходите

Да глаза свои протрите,

Мы- весёлые потешки

Скоморохи да насмешки

Зазываем вас на весёлый базар,

Здесь на каждом прилавке затейный товар.

Муха:

Ну и ярмарка богатая,

Полным - полна сластей.

Как бы мне не потеряться

И купить всё для гостей.

Стол большой хочу накрыть я.

Где посуду мне искать?

Вижу чашки, вижу блюдца,

Где же ложки. Не видать!

Продавец:

Наши ложки знает целый мир.

Наши ложки- самый лучший сувенир.

Хохломские, псковские,

Тульские, загорские,

Вятские, смоленские

Ложки деревенские.

Мы можем гжель вам предложить,

Посуду для души купить.

Снежно-белая посуда.

Расскажи-ка, ты откуда?

К нам на ярмарку пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Ах-это гжельская посуда,

Посмотрите, что за чудо!

Муха:

Самовары хороши

Расписные от души.

Там травка вьётся, там цветы,

Чудесной, дивной красоты!

Продавец:

Подходите, покупайте!

Муха:

Самовар мне нужен к чаю,

И его я покупаю.

С полною теперь сумой поспешу скорей домой

Муха бежит домой и видит букашек.

Усачи-трубачи!

Громче в трубы трубите

И на праздник гостей зовите!

А вы тараканы

Бейте громче в барабаны!

Музыку веселую на весь свет включай!

Муха-цокотуха всех зовет на чай!

Пусть моё приглашение

Долетит до всех.

Ждет вас радость, угощенье

И веселый смех.

Букашки (хором):

Нас муха в гости пригласила

И никого не позабыла.

Музыканты, поскорей Заиграйте веселей!

Муха:

Ах прошу вас, дорогие гости не стесняйтесь!

Поудобнее рассаживайтесь, угощайтесь!

Ведущая:

Много собралось гостей у Мухи за столом. Все пили чай, веселились, хвалили Муху за её доброту и гостеприимство. (Звучит музыка. Паук тянет на веревке Муху на середину зала).

Ведущая:

Что случилось? Что случилось? Все вокруг переменилось.

Злой Паук на праздник пришёл и бедную Муху паутиной оплёл. Муха криком кричит, надрывается. А злодей-то молчит, ухмыляется.

Паук: Меня к чаю не позвали, Самовар не показали, Я вам это не прощу, Тебя, Муха, утащу!

Муха:

Дорогие гости, помогите. От паука- злодея защитите! Мы так дружно с вами веселились.

Почему же от меня вы отступились?

Ведущая:

Но жуки-пауки испугались,

И по всем углам разбежались.

Букашки:

Мы боимся с пауком сражаться.

Лучше нам под лавкой отлежаться.

Ведущая:

А бедная муха с Пауком сражается,

И кричит, и кричит, надрывается.

Что же делать? Как же быть?

Муху как освободить?

Слышу, кажется, летит Комарик удалой,

По виду боевой,

Паука он победит,

Муху бедную освободит.

(влетает комар и борется с Пауком).

Комар:

Я тебя освободил?

Паука победил?

А теперь, душа- девица на тебе хочу жениться!

Все: Слава, слава, Комару победителю!

Нынче Муха-цокотуха именинница!

Ведущая: На этом наш вечер сказок закончен. До скорых встреч с новыми сказками.