Народное творчество искусство создаваемое народом. Серавин А

Построю дом себе я из консервных банок

И ярко-красное себе сошью пальто,

И проживу жизнь чудаком из старых сказок,

Который смотрит в мир с раскрытым ртом.

Виктор Луферов «Построю дом…»

Зачем творчество определять?

Чтобы понятней было, что исследовать и что исследуют и о чем говорят другие.

Как исследователь я всегда помню золотое правило экспериментатора: прежде чем обнаружить что-либо новое, не замеченное ранее другими наблюдателями, необходимо сначала сформировать новый понятийный аппарат. Объект конкретного исследования диктует метод, адекватный его изучению.

Биографы Эйнштейна повествуют об одном поучительном разговоре. Когда молодой Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком основывалась бы на наблюдаемых фактах и не содержала никаких домыслов, тот с сомнением покачал головой:

Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать.

В науке принято уважительно относиться к терминологии. Размышляя о задаче, ученый думает терминами. Между тем, каждый термин отражает старое, уже существующее представление. Термин стремится навязать традиционное, привычное видение объекта. По сути, термины – это защитные механизмы научных парадигм, показатель психологической инерции ученых.

Что же такое творчество? Для начала мы проанализировали 126 определений творчества. Аристотель считал, что мир вечен; в смысле времени он не имеет ни начала, ни конца. Творчество в природе есть процесс постоянного образования и разрушения, цель которого - приближение материи к духу, победа формы над материей, осуществляющаяся, наконец, в человеке.

ТВОРИТЬ что, давать бытие, створять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит. Древо доброе плоды добры творит, Матф. Творить умом, созидать научно или художественно. Закон вину творит. | Производить, делать, исполнять, чинить. Старцу пакости не твори. Творить суд и правду. Зло творя, что помышляешь? Чего себе не желаешь, того и другу не твори. Творить память по ком, поминать. Творить милостыню. Кому служу, того и волю творю. Вино сперва веселит, а там без ума творит... Что ни творится над нами - все по грехам нашим. Затворяй дверь. Натворили бед! Отворите окно. Притворился бедняком. Пошла беда - растворяй ворота! Сотворим доброе дело. Мир сотворили, и нас-то не спросили! Творенье, действ. по глаг. | Все созданное, сотворенное; создание, тварь. И козявка Божье творенье. Всякое творенье ведает Творца. | Сочинения, и вообще все, созданное умом человека. Бессмертные творения знаменитых писателей. Творения Брюллова. И всякое творение рук человеческих бренно. Какой это человек, это жалкое, болезненное твореньице! Творево ср. пск. что растворено, разжижено; квашня. Творило ср. сосуд, в коем что-либо растворяется, особ. ящик, или обшитая досками яма, в коей разводят известь на воде с песком… Творец, Бог, Создатель, Мироздатель. Творец неба и земли. | Делатель, производитель, исполнитель, изобретатель, сочинитель, основатель. Творец оратории "Сотворение мира". Творец нынешнего, свободного быта крестьян. Отец мой творец, мать - кормилица. Подражателей много, а творцов нет. Творитель, -ница, делатель. Творитель бед, добра, чудес. -тельный падеж, грамматич. в склонении имен, означающий орудие, средство, на вопрос кем, чем… Тварь ж. тварина сиб. творенье, божеское созданье, живое существо, от червячка до человека. Всякая тварь славит Господа, а человек славословит… Творчество ср. творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство; творческий, ко творцу и ко творчеству относящ. Творчество поэта, живописца и ваятеля является в образах: в речах, в очерках и красках, в истукане. (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народными творцами и бытующие в народе поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирической пьесы, театр кукол), танец, изобразительное и декоративное искусство. Зародилось в древности, тесно связано с традициями какого-либо вида художественной деятельности и является исторической основой мировой художественной культуры (Современный Энциклопедический Словарь).

ТВОРЧЕСТВО - абсолютно оригинальное создание человеком небывалого, …откровение самой человеческой природы (Н. А. Бердяев).

ТВОРЧЕСТВО - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности (Большой Энциклопедический Словарь (БЭС).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, сущность и отличительная черта которой состоит в создании нового, не имеющего аналогов в природе и в культурной деятельности человека, социума (Культурология. Краткий словарь).

ТВОРЧЕСТВО – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры» (Психоаналитический глоссарий).

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского).

ТВОРЧЕСТВО – уникальная компиляция, понятная для творца и непонятная для окружающих. (Карманов А.)

Основываясь на исследованиях Богоявленской и Матюшкина, согласно которым ТВОРЧЕСТВО можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний) (В. Н. Дружинин).

В переносном смысле творением, ТВОРЧЕСТВОМ называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии. (Краткая философская энциклопедия).

Какие слова, близкие к понятию творчества, существуют в русском языке? Откроем словарь русского языка Ожегова С. И.: «ТВОРЕНИЕ, -я, ср. (высок.). Произведение, результат творчества. Великие творения Пушкина.

ТВОРЕЦ, -рца, м. (высок.). 1. Человек, к-рый создает, создал что-н. творчески. Советский н арод - т. нового мира. 2. Бог как мифическое существо, создавшее мир.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ: творительный падеж - падеж, отвечающий на вопрос кем-чем? ТВОРИТЬ, -рю, -ришь; несов., что. 1. Творчески создавать (высок.). Художник творит прекрасное. 2. Делать, совершать (какие-н. поступки), осуществлять. Т. добро. Т. суд и расправу. Не ведает, что творит (книжн.). Что ты только творишь! (вытворяешь). II сов. сотворить, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена). ТВОРИТЬ 2 , -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена); несов., что. Приготовлять (какой-н. состав), растворяя, разжижая. Т. тесто. Т. известь. II сое. затворить, -рю, -ришь; -рённый (-ён, -ена). 1Г прил. творильный, -ая, -ое (спец.).

ТВОРИТЬСЯ (-рюсь, -ришься, 1 и 2 л. не употр.), -рится; несов. (разг.). Делаться, происходить (обычно о чём-н. странном или предосудительном). Что тут творится? С ним творится что-то неладное. 1| сов. сотвориться (-рюсь, -ришься, 1 и 2 л. неупотр.), -рится. Сотворилось чудо.

ТВОРЧЕСКИЙ, - ая, -ое. 1. см. творчество. 2. Созидательный, самостоятельно создающий что-н. новое, оригинальное. Т. труд. Творчески (нареч.) мыслить. Творческие силы народа.

ТВОРЧЕСТВО, -а, ср. Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Художественное т. Народное т. Т. Пушкина. Т. новаторов. II прил. творческий, -ая, -ое. Т. дар. Т. путь писателя».

Талант – совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью (Психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.).

Недавно появилось еще одно слово - «креативность», близкое к понятию склонности или способности к творчеству.

Понятие креативности (от лат. creatio – созидание), введенное Торренсом, обозначает способность к творчеству в широком смысле слова - способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач. Креативность, однозначно так и не определенная Торренсом, продолжает восприниматься как синоним творческой активности в любой сфере человеческой деятельности (Адаскина А.А.)

Креатив – творческий человек, склонный к нестандартным способам решения задач, способный к оригинальным и нестандартным действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (В. Н. Дружинин).

«Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечал автор, "их число растет каждый день"… Видимо, количество определений креативности, накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, "процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена". Авторы одного из последних исследований определяют креативность как "достижение чего-либо значимого и нового... Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир" (Торшина К.А.).

Появление невероятно большого количества определений и их несогласованность свидетельствует о терминологическом кризисе и терминологическом поиске в этой области.

Академик Владимир Васильевич Шаронов выделял следующие виды творческой деятельности, которые могут быть представлены тремя основными группами.

А) Деятельность по выдвижению принципиально новых решений.

Б) Деятельность по детализации, конкретизации, проработке этого нового с целью определения принципиальной возможности его практической реализации.

В) Деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.

Такая классификация творческой деятельности родилась в рамках современного науковедения и относится, прежде всего, к видам научного творчества (фундаментальное, прикладное и техническое знания). Но она, по его мнению, может быть отнесена и к творчеству как таковому.

Имеющиеся в литературе определения творчества позволяют выделить некие общие его основания. Прежде всего, качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, творчество - это деятельность.

Творчество можно классифицировать по следующим признакам:

· субъективное, или внутреннее, до выхода из духа, и объективное, или внешнее, – после выхода из духа (В. В. Розанов «О понимании»);

· субъективно индивидуальное (личное творчество, личная инициатива) и субъективно коллективное (народное творчество);

Родившееся вследствие «проб и ошибок» или благодаря когнитивному познанию, в результатах которых не содержится непосредственно исходных предпосылок;

· серое и разрешенное. Творчество контролируемое и бесконтрольное.

Ключевой характеристикой творчества является принципиальная новизна продукта, то есть творческое мышление характеризуется поиском принципиально новых решений, выходом за рамки существующей системы, что не соответствует определениям ни конвергентного, ни дивергентного мышления. Напомним, что Дж. Гилфорд разделил мышление на дивергентное и конвергентное. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта.

Существуют два принципиальных постулата в теории творчества, поддерживаемые подавляющим числом исследователей. Первое : с точки зрения академика А. Д. Александрова, творчество есть специфическая видовая особенность человека , самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры. Второе : творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы. По своему содержанию оно тесно связано с игрой , считает академик В. В. Шаронов.

Судя по тому усредненному определению творчества, которое существует, то шимпанзе Келлера, вставляющие одну палку в другую и достающие при помощи нее фрукты, тоже занимались творчеством, относительно своего вида. Утверждение о возможности творчества только у человека при детальном рассмотрении растворяется в пыль, так как многие черты сходства обиходнофилософскипсихологического творчества есть и у животных.

Творчество - это не только феномен человеческой деятельности, но и например, поведение животных (Большой психологический словарь. Общ. ред. Б.Мещерякова, В.Зинченко).

Одна из характерных особенностей игры - это несерьезность (Серавин, 2002); кто сможет утверждать, что творчество невозможно при серьезном к нему отношении.

Один из основных спорных моментов - творчество имманентно присуще любому виду человеческой деятельности. Академик А. Д. Александров решительно возражает против не столь редкого в философской и психологической литературе принципиального разделения видов человеческой деятельности на творческие (креативные) и нетворческие (репродуктивные).

В связи с этим стоит вспомнить парадокс Станиславского, суть которого в том, как оценить степень творческого, нового, принципиально нового вклада актера в роль. Где грань между конвергентным и дивергентным в деятельности актера? В субъективной оценке трех равных типов экспертов:

Самоудовлетворении актера, его катарсической самореализации,

В профессиональной оценке его коллег и критиков,

В признании у зрителя, публике, журналистов.

Какая из этих оценок более значима для самого актера, его творческого и зрительского успеха? Где их мера? В чем критерий этих оценок и его вклад в историю? Где разница между новым, личным вкладом и опытом, историей? Парадокс Станиславского – порождение субъективности оценки человеческой деятельности, – проявляет себя в любой нашей деятельности.

Считается, что новое качество – продукт творчества – возникает только тогда, когда две (или более) относительно автономные системы знания соединяются в одну новую систему. Именно их взаимодействие в рамках этой новой системы ведет к возникновению нового качества. Не случайно, в частности, именно пограничные области знания считаются наиболее творчески потенциальными, а в практической жизни – таковыми являются, как правило, переходные периоды (В. В. Шаронов).

Одна из основных проблем творчества - это то, что даже в толковом словаре русского языка, где есть определение творчества, нет ни одного случая использования термина «творчество» по назначению.

АДИ (Ady) Эндре (1877 - 1919), венгерский поэт. Его творчество, близкое импрессионизму и символизму…

Творчество Камю, питавшееся и социальным критицизмом, стало выразителем трагического сознания XX в.

Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменуют важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры. Литература изучается филологией, преимущественно литературоведением.

СУЛТАН ВЕЛЕД (Sultan Velet) Мухаммед Бехаэддин (1226 - 1312), турецкий поэт-суфий (смотри Суфизм). Сын Дж. Руми. Писал на фарси. Все творчество посвящено жизни, деятельности и учению отца.

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО (абстракционизм, беспредметное искусство, нефигуративное искусство), совокупность направлений в изо-культуре XX в., заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность более или менее свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь угадываются, символически подразумеваются или исчезают вообще). Издревле беспредметное творчество существовало в виде орнамента или нон-финито, но только в новейшей истории оформилось в особую эстетическую программу. Среди родоначальников абстрактного искусства - В. В. Кандинский, К. С. Малевич, П. Мондриан, мастера орфизма. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (1787-1851) - российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в.

АРТИСТ (франц. artiste от лат. ars - искусство), то же, что актер. В широком смысле - человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле - человек, достигший мастерства в своем деле.

…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского).

В 90% случаев слово «творчество» трактуется в словаре как описание жизнедеятельности человека, чью работу общество признало социально-желательной. Например: «…Полнее всего творчество мастера представлено в основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя (Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского)». В 99 случаях из 100 слово «творчество» используется как обозначение трансформации отношения общества к продукту творчества. Сейчас существует 4 типа определений творчества: бытовое творчество, как выход за рамки существующей системы в самом широком смысле, творчество как создание новых материальных и духовных ценностей, творчество как деятельность и творчество как продукт деятельности. Неоднозначность определения - суть природы творчества. Как мы видим, большинство определений характеризуют творчество как деятельность, а при использовании термина «творчество» подразумевается продукт. То есть творчество понимается как продукт, который требует признания и с которым можно познакомиться в «картинной галерее». В «картинной галерее» мы знакомимся не с творчеством, а с творениями.

Рассмотрим «бытовой» термин «творчество». Лет восемь назад я работал охранником-администратором в парикмахерской. Начальник попросил меня вызвать вечером водопроводчика, который должен был за ночь починить финскую мойку для головы, и оставил денег. Мне стало жалко расставаться с этими деньгами, а так как я все равно должен был вместе с ним сидеть всю ночь, то я решил, что для человека с высшим образованием нет ничего невозможного, и задумал починить мойку сам. Я разобрал ее и изучил строение, потом собрал, и мойка заработала. Но обнаружилось три детали, которые я не вставил. Я разбирал и снова собирал мойку всю ночь, не понимая, в чем целесообразность этих деталей. Под утро я ее все же собрал, без двух деталей, и она без поломок проработала два года. По мнению некоторых авторов, это было бы творчество, но я не вижу здесь творчества потому, что я изучал систему мойки и потом, воспользовавшись этими знаниями, починил ее. На мой взгляд, знания и умение пользоваться этими знаниями существующей системы принципиально отличается от открытия новых межгалактических систем. Недоверчивый коллега может спросить: «Не кажется ли вам, что открытие новых межгалактических систем есть тот же вариант починки мойки? Ведь открытие их идет по определенным законам, выработанным людьми, и при этом отсутствует элемент новизны. Здесь нет выхода за рамки системы!». В том-то и дело, что прежде чем открыть новый закон, необходимо творческое открытие. «Сидящий на земле» человек не воспринимает разнообразие межгалактических систем; прежде чем он их откроет, необходимо допустить и обосновать теоретическую возможность их существования, а потом доказать это сообществу. К сожалению, нельзя сказать, идет ли творчество поступательно от открытия к открытию, или каждое следующее творческое открытие - это другое? Вероятно, случается и так, и так. Эта проблема очень сложна для исследователей, во многом она схожа с вопросом «как происходит эволюция» - поступательно или с помощью катастроф. Творчество – это индивидуальная деятельность, а продукт деятельности коллективный, так как только в сравнении с достижениями предшественников мы можем определить принципиальную новизну полученного продукта. По сути, новым продуктом можно счесть и «мойку без двух-трех деталей», но принципиальной новизны в сравнении с общечеловеческим опытом в этой мойке нету. По этому случаю вспоминаю свою дискуссию с одним профессором математики в Тольятти. Профессор считал, что на его факультете студентов учат творчеству, заставляя решать известные задачи (конвергентное мышление) новыми путями и способами (дивергентное мышление), а я говорил, что это они учат своих студентов не творчеству, а совсем иной деятельности - умению применять знания существующей математической системы. Вероятно, умение решить задачу стандартным способом – обычная осведомленность (конвергентное мышление), хорошее знание этого предмета, умение решить задачу несколькими способами – это находчивость (дивергентное мышление), а творчество - это все же нечто большее, чем осведомленность и находчивость. Творчество - это выход за рамки существующей системы, то есть студент-математик должен был бы придумать некую систему, изучить её и, пользуясь своими знаниями, решить задачу из новой системы при помощи новых правил, а потом еще суметь доказать обществу, что это все было и есть. То есть мышление можно разделить на дивергентное, конвергентное и творческое.

С определением конвергентного мышления проблем не возникает. Например, М. А. Холодная определяет «конвергентные интеллектуальные способности – в виде уровневых, комбинаторных и процессуальных свойств интеллекта, – которые характеризуют один из аспектов интеллектуальной активности, направленной на поиск единственного (нормального) результата в соответствии с заданными условиями деятельности». Расплывчато определение дивергентного мышления: исследователи стараются определить его или как всё остальное, что не вошло в определение конвергентного мышления, или пытаются притянуть в это определение всё, что только возможно, – эта деятельность является теоретическим и исследовательским кризисом данного понятия. «Дивергентные способности (или креативность) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие, интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уллах), способность осознавать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд)» (М.А. Холодная 2002).

Основная черта творчества - это выход за рамки системы. Не обязательно слияние или пересечение систем, суть в нахождении или создании новой. Если не учитывать системный подход к пониманию творчества, то мое знание системы, как сантехника, ничем не отличается от творчества Эйнштейна. Но это же не так! Творчество Эйнштейна - это принципиально другой порядок. Необходимо разграничить бытовое понимание термина и психологическое, или ввести новый термин, который разграничивал бы истинное творчество и хорошее знание системы. Под настоящим творчеством автор всегда понимает выход за рамки.

Однако истинное творчество, которое выходит за рамки системы, требует описания его в рамках той системы. То есть как только мы определяем творчество, вгоняя в некую систему, мы его сразу же теряем. Вспоминаются слова классика: «Судить художника можно только по законам, им самим созданным».

Вся работа по определению творчества мне напоминает вторую серию фильма «Место встречи изменить нельзя», когда Жеглов с Шараповым ловили карманника Кирпича. Он ответил следователю Жеглову то, что творчество отвечает каждый день исследователю, который пытается его конвергентно-ориентированно определить.

Так что нет у вас (уголовки) методов против Кости Сапрыкина.

Исследователи творчества его определяют точно такими же методами , благодаря которым следователь уголовного розыска Жеглов поймал карманника Кирпича.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм.

Если мы чего-то не можем определить, то это совсем не значит, что не можем это исследовать. Откровенно говоря, кризис развития науки и в познании творчества – это кризис научной парадигмы, которая показывает свою несостоятельность. В творчестве нет парадигм. А.Н. Лук писал, что мышление постоянно оперирует размытыми, нечетко очерченными, недостаточно определенными понятиями. По мере продвижения на пути познания понятие определяется все более полно, но никогда не может быть исчерпано. Мы определяем творчество как деятельность, связанную с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных». То есть все-таки даём определение, пускай техническое и размытое.

М. Боуэн подчеркивает, что психолог в своей практике сталкивается с широким кругом явлений, часто не вписывающихся в рамки научной логики, имеет дело с психической реальностью, основная сущность которой выражается в непредсказуемости. Все это может нарушить целостность понимания психологом реальности и, следовательно, снизить качество профессиональных действий по отношению к клиенту. Неудивительно, что многие психологи начинают осознавать неадекватность профессионального языка и способа мышления для описания психической реальности.

Мы провели сравнительный анализ типов мышления по принципу нахождения решения (таблица №1) и пришли к выводу, что, помимо двух типов мышления, выделенных Гилфордом, целесообразно выделить творческое мышление, которое связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть независящее от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Тесты Гилфорда, Торренса и др. исследуют дивергентное и конвергентное мышление, не касаясь творческого, поскольку основаны на поиске прогнозируемых решений в рамках заданных условий, существующей системы.

Теперь, когда мы тактически определили творчество и подготовили новый понятийный аппарат для нового видения этой деятельности, пришло время перейти к анализу методов и подходов исследования творчества, применявшихся в прошлом столетии, и разработке адекватных методов исследования под новое видение.

Таблица №1

Мышление

Характерная особенность

Диагностика

Прогностическая

значимость результатов

Ключевое слово

(Характеристики

успешного процесса)

Конвергентное

мышление направлено на поиск единственно верного результата

диагностируется традиционными тестами интеллекта

осведомленность

Дивергентное

связано с порождением множества решений на основе однозначных данных

диагностируется специализированными тестами

слабо предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

находчивость, оригинальность

Творческое

связано с нахождением принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных»

диагностируется специализированным исследованием

предсказывают реальные творческие достижения человека в его обыденной и профессиональной деятельности

гениальность,

талантливость

Медитация

неактивное нахождение каких-либо решений или пребывание вне поиска решений

диагностируется специализированным наблюдением

невозможно предсказать интеллектуальные достижения человека в реальной жизнедеятельности

В широком значении народное искусство (фольклор) - это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту.

17. Виды народного искусства. Выделяют два направления: городское художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву Хохлома, Городец, Северная Двина) и по фарфору (Гжель), глиняную игрушку (Дымка, Каргополь, Филимоново), матрешек (Сергиев Посад, Полхов - Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино, Палех, Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи).

18. Декоративность. Декоративность в народном и декоративно-прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является особенностью произведений других видов искусства. Декоративный образ выражает не единичное, а общее - «видовое», (лист, цветок, дерево, птица, конь и т. д.). Декоративный образ требует художественно-образного мышления. Поэтому в народном искусстве принято выде­лять образы-типы изделий традиционных художе­ственных промыслов, которые отражают мифоло­гические и эстетические представления народа. Например, образ птицы, коня, древа жизни, жен­щины, знаки-символы земли, воды, солнца мож­но увидеть, в разных художественных материалах: вышивке, ткачестве, кружеве, росписи по дереву и металлу, резьбе по дереву, керамике и др. Устойчи­вость и традиционность этих образов, их архетипичность во многом обусловливают высокую худо­жественно-эстетическую ценность произведений народного искусства. В то же время универсальность образов-типов в искусстве разных народов мира показывает их един­ство, связанное с общностью подходов к процес­су эстетического познания природных и обществен­ных явлений. Образы в профессиональном декоративном ис­кусстве также отражают представления того или иного народа о красоте. Они тоже часто создаются на основе природных или геометрических моти­вов, однако здесь допускается большая свобода в трактовке образов. Исторические сюжеты или темы современной жизни активно используются в про­изведениях прикладного искусства.



19. Народные художественные традиции . Авторы современных исследований в области искусствознания рассматри­вают традиции как диалектическое явление, связанное не только с прошлым, но и с настоящим и будущим. В понимании С.Б.Рождественской традиция есть сокровищница всего эстетически совершенного, что передавалось из поколе­ния в поколение, комплекс изобразительных средств, устойчивых и меняю­щихся одновременно. Формирование и развитие народных художественных традиций той или иной местности проходило под влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. МА.Некрасова рассматривает народное искусство как творческую, куль­турную, историческую систему, которая утверждает себя через преемствен­ность традиций, функционирует как особый тип художественного творчества в коллективной деятельности народа. И каждый народ несет свою культуру поэтически-образных и ремесленных традиций. Они складывались веками и шлифовались многими поколениями людей. С традициями в народном ис­кусстве передаются не только мастерство, но и образы, излюбленные наро­дом мотивы, художественные принципы и приемы. Традиции формируют главные пласты народной художественной культуры - школы и одновремен­но определяют особую жизненность народного искусства. Невозможно недооценить силу традиции для развития народного искус­ства. М.А.Некрасова совершенно справедливо обосновывает художественное богатство образов, форм, средств и техники именно этим. Она считает, что только особенно своеобразное в национальных системах, в системах региональ­ных, в системах школ народного искусства может определить жизнь народ­ного творчества как культурного очага, только живая традиция дает путь его развитию. Закон традиции оказывается главной силой в развитии.



20. Национальный характер . В народном творчестве выражены национальный темперамент и национальный характер. Именно они во многом определяют многообразие форм народного искусства. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Тради­ция в таком случае - творческий метод. Традиционное выступает в народном искусстве в виде системы, для кото­рой важны следующие аспекты: связь человека с природой, выражение наци­онального, школы народного искусства (национальная, региональная, кра­евая, школа отдельных промыслов). В народном искусстве художественный навык, техническая сноровка, ме­тоды работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная сис­тема отрабатывается коллективно. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбивши­еся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проходят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым учени­кам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

21 . Композиция как значимое соотношение частей художественного произ­ведения в народном и декоративно-прикладном искусстве может строиться по разнообразным схемам. Условно выделяют следующие активные элементы декоративной композиции: цвет, орнамент, сюжет (тема), плоскостное или объемное пластическое решение. Для постижения композиционных закономерностей обязательно воспри­ятие образа художественной вещи или пространственно-объемной компо­зиции в целом.

22. Цвет - одно из выразительных средств в народном и декоративно-при­кладном искусстве- рассматривается как важнейший компонент декоратив­ного образа. Он не ассоциируется с конкретными признаками изображаемо­го предмета или явления. В каждом центре народного творчества создаются свои колористические решения художественных вещей, связанные с тради­ционной технологией обработки материалов, сохранением архетипов и дру­гими условиями коллективного творчества. Достижение выразительности в декоративной работе связано с тоновым и цветовым контрастами. В декоративной работе художники также заботятся о гармоничном соот­ношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть заменены символическими. Колористическое единство всех элементов орнаментов до­стигается с помощью цветовых контрастов или нюансов. При подборе цвето­вых отношений в декоративной работе учитывается размер частей рисунка, их ритмическое расположение, назначение вещи и материал, из которого она сделана.

23. Тема . В декоративной скульптуре или на керамических сосудах тему и сюжет можно выразить различными способами. Например, в гжельской керамике сцену чаепития изображают на посуде или лепят в мелкой пластике. А сосуд с легкостью превращают то в зверя, то в птицу. Тематическая декоративная композиция имеет свои закономерности, свой художественный язык. Она, как и любое произведение изобразительного ис­кусства, рассказывает о людях, вещах или событиях. Но при этом изобрази­тельный рассказ подчинен декоративным целям, как правило, служит укра­шению предмета. Поэтому декоративная композиция родственна также и орнаменту. Ее варианты неисчислимы в зависимости от конкретных задач, а художественные возможности могут быть расширены при использовании разнообразных материалов и техник, изменении назначения и масштаба изоб­ражения. Тема декоративной композиции может быть выражена способами, прин­ципиально отличающими ее от композиции картины. Пространственные со­отношения реальной натуры могут полностью отсутствовать. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в этом случае дальние планы помещают над ближними.

Народное художественное творчество -- коллективное творчество народных масс. В русской науке оно иногда обозначается и другими терминами: народно-поэтическое творчество, народная поэзия, устно-поэтическое творчество; народная словесность, устная словесность. Все эти обозначения указывают, что это -- искусство, создаваемое массой народа.

Аналогичные термины существуют и у других народов: в немецкой науке принят термин Volksdichtung (народная поэзия, народное творчество), у французов и итальянцев -- tra dition populaire, le tradizioni popolari (народная традиция, обычай).

Наряду с этим существует международный термин фольклор. В переводе он значит: мудрость народа, народное знание. Этот международный термин вошел в широкое употребление с середины XIX в.

За границей его понимают в широком смысле слова и в понятие «фольклор» включают весь комплекс духовной и материальной культуры народа. В русской науке закрепилось понимание фольклора как термина, обозначающего народнопоэтическое творчество. Иногда его относят к народной музыке и тогда говорят: музыкальный фольклор. Танцевальное же искусство, как правило, называют народной хореографией; о народных художественных изделиях чаще говорят как о народном изобразительном искусстве.

Применение термина «фольклор» к народно-поэтическому творчеству вполне справедливо. Поэтическое творчество трудящихся масс действительно не только является видом искусства, но и заключает в себе элементы народных верований и обычаев. Величественный эпос, проникновенная лирика, народная драма создавались силой коллективного творчества народа. Это не значит, что произведения эти должны были обязательно слагаться и исполняться сразу несколькими людьми. Нередко они пелись или сказывались одним человеком. Но каждое такое произведение, независимо от того, создавалось оно одним человеком или несколькими людьми, выражало и обобщало веками накапливавшееся коллективное поэтическое творчество народных масс, опираясь на традиции коллективного народного творчества, и существовало, развивалось в его рамках. В фольклоре ярко отразились могучие творческие силы трудового народа, убежденность в конечной победе над враждебными ему силами. Народное творчество дает нам ценный материал для понимания роли народа в общественной жизни, в истории культуры и искусства.

В русской науке термин «фольклор» получил широкое распространение уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда же наука о народном творчестве получила наименование фольклористики.

Большинство школ и направлений в литературоведении и фольклористике XIX в. изучало устное коллективное творчество народа, но сущность его понималась ими различно. Исследователи, стоявшие на идеалистических позициях, говорили о нем как о проявлении некоего мистического народного духа, существующего извечно и лишь облекающегося в разные национальные одежды. Этому противостояло материалистическое истолкование коллективного творчества как искусства народных масс, создаваемого в определенных условиях социальной жизни. С особой силой эта проблема выдвигалась в периоды обострения классовой борьбы; так было, в частности, во второй половине XIX и в начале XX в. В то время идеологи реакционной буржуазии повели яростную атаку на демократические принципы изучения искусства, объявили народ косной массой, неспособной к творческой деятельности. Фр. Ницше, например, называл суеверием признание того, что народ способен создавать ценности культуры и искусства.

Теория, согласно которой фольклор рассматривался исключительно как создание господствующих, эксплуататорских классов вычеркивала деятельность народа из истории культуры. Так, в работах многих буржуазных исследователей утверждение о заимствованиях фольклора начинало звучать как утверждение о миграции культуры в господствующих классах, откуда якобы произведения искусства, обычаи, культурные навыки спуска-ются в народ. Согласно этой концепции «косная масса», неспособная к созидательной деятельности, перенимает «моду» от «высших» кругов, когда там она уже выходит из употребления. Одно из наиболее ярких выражений теория «сниженной культуры» нашла в работах немецкого ученого Ганса Наумана, написанных после первой мировой войны.

Подобные реакционные теории и поныне имеют хождение среди определенной части буржуазных ученых, которые утверждают, что трудящиеся не способны к творчеству, что попытки рассматривать народную культуру, народное искусство как нечто самостоятельное, а не как ущербное отражение культуры господствующих классов, «ненаучны».

Эти взгляды имеют широкое хождение в реакционных кругах фольклористов капиталистических стран, но в, то, же время они вызывали и вызывают там протест передовых деятелей культуры и науки, которые выступают против этой концепции творческой бесплодности народа. Так, в коммунистической печати капиталистических стран был опубликован ряд статей, посвященных великой роли народа в создании и развитии культуры. Борьба против реакционных концепций по этому вопросу, правильное освещение взаимоотношения коллективного и индивидуального творчества, самодеятельного и профессионального искусства имеет большое значение для понимания закономерностей развития художественного творчества в прошлом и настоящем.

Прямая связь, преемственность творческих актов, общность образно-стилистических форм -- не внешняя примета фольклора, а его существенное качество, запечатлевшее массовое внеличное художественное содержание фольклора. Он непосредственно народен. Фольклорным можно называть лишь такое произведение, которое обрело содержание и форму в процессе жизни в народе -- либо в результате многократных актов пересказывания, пения, либо в результате единичного творческого акта, но такого, который опирается на принадлежащий народу художественный опыт. На стиле, образах произведений всегда лежит печать духовного мира народной массы, и по этой причине говорят, что фольклор не имеет автора, что его автор -- народ.

Рассмотрение специфики фольклора позволяет понять соотношение его признаков, которые неоднократно назывались разными исследователями. Некоторые признаки являются главными, другие -- производными, второстепенными, одни -- существенными, другие -- несущественными. В научной литературе в особенности часто указывают на множественность вариантов, вариативность, анонимность, традиционность, устность и непрофессионализм.

Вариативность, рассматриваемая отдельно от других свойств фольклора, не может быть признана существенным признаком, отличающим фольклор от литературы. Ведь вариативность есть и в литературе: существуют разные авторские редакции произведения. Однако в фольклоре вариативность -- это результат совместного творчества, исходящего от разных лиц, а в литературе она свидетельствует лишь о творческой истории какого-либо произведения, об интенсивной деятельности автора, ищущего лучшего осуществления художественного замысла. Правда, в средневековых литературах бывала и такая вариативность произведения, которая сходна с фольклорной, существовали списки -- редакции и версии рукописных произведений, но это говорит лишь о том, что фольклор исторически предшествовал литературе и влиял на ее ранние формы. Однако и по существу вариативность средневековых письменных произведений отлична от фольклорной. Об этом писал еще в XIX в. О. Ф. Миллер в предисловии к монографии «Илья Муромец и богатырство Киевское». Он так характеризовал разницу. Отметив, что «отсутствие личного творчества, каким отличается устная словесность народа, в продолжение долгого времени до известной степени продолжает проявляться и в самой письменности», ученый писал далее: списки могут оказаться с произвольными «сокращениями и распространениями», «наростами». Важную разницу между списками и фольклорными вариантами («пересказами») О. Ф. Миллер усмотрел в том, что устные произведения сохранялись «в течение долгих веков просто памятью», но не памятью отдельного человека или даже нескольких лиц: они сберегались «общим трудом, участием общей памяти». «Напротив того, в уголку, про себя совершали свои труды переписчики, некому было остановить, надоумить: смотри, вот ты тут пропустил, там не понял и переписал неверно, а там, второпях описался (...) Все терпит хартия!» -- восклицал О. Ф. Миллер. «В деле пересказывания произведений народной словесности, -- продолжал он, -- совершенно наоборот, преобладала гласность... Попробуй певец народный дать слишком большой простор своим собственным присочинениям, -- и они сразу прозвучали бы вопиющей разноголосицей для народного слуха. Только исподволь, мало-помалу, могло проникать в постоянно проверяемые общим народным судом пересказы песен то изменяющее начало, которое делает их вариантами». Если рукописный вариант -- плод творчества и изменений, вносимых в произведение переписчиком, то фольклорный вариант -- результат творчества и изменений, принятых, одобренных народной массой. Отсюда проистекает разница. Она по-своему выявляет различие народно-массового и авторского творчества. Нельзя отождествлять фольклорное и письменно-книжное варьирование. Вариативность тогда становится признаком, существенно отличающим фольклор от литературы, когда принято во внимание то, чему она сопутствует. В фольклоре вариативность обнаруживает про-цесс массового коллективного творчества, в этом ее своеобразие и отличие от варьирования книжного произведения по спискам и авторским редакциям.

Понятие анонимности не применимо к фольклору. Анонимность означает, что у поэтического произведения был творец-автор, но имя его осталось по каким-либо причинам неизвестным. Фольклорные произведения хотя и обязаны начальным происхождением кому-то одному, но, передаваясь от лица к лицу, в результате многочисленных изменений и дополнений обрели вид, соответствующий среде бытования. В данном случае нельзя говорить о том, что был автор, его создавший. Произведение вобрало в себя творчество многих лиц, и никто из них, отдельно взятый, не может быть признан автором. Надо считаться и с тем, что уже творческий акт первого лица не бывает в фольклоре свободным от существующих поэтических традиций. Возникающие произведения всегда зависят от предшествующего творчества: исторические песни приняли в себя свойства былин; лирические песни многим обязаны причитаниям и свадебным песням; баллады XIV--XVI вв. влияли на военно-исторические и социально-бытовые песни XVII--XIX вв.; частушки усвоили свойства лирических протяжных и плясовых песен; анекдот вобрал в себя черты бытовых сатирических сказок и т. д.

Традиционность, как следует из сказанного, действительно существенный признак, отличающий фольклор от литературы, но, как и при рассмотрении вариативности, надо выяснить и принять во внимание проявлением чего является традиционность. Литература тоже по-своему традиционна: вне поэтической традиции развитие литературы немыслимо. В. Г. Белинский писал: «Муза Пушкина была вскормлена и воспитана творениями предшествовавших поэтов. Скажем более: она приняла их в себя, как свое законное достояние, и возвратила их миру в новом, преображенном виде. Можно сказать и доказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик; но нельзя сказать и еще менее доказать, что он что-нибудь заимствовал от своих учителей и образцов».

Подчинение общим традициям, обнаруживаемое в творчестве самых даровитых певцов, сказочников, сказителей, означает, что каждый из них разделил общий массовый взгляд на действительность, слил свои художественные воззрения и понятия с общепринятыми. В литературе художник тоже представляет свой народ, среду, класс, но в индивидуальном, неповторимом проявлении. Этим, в частности, можно объяснить ту особенность литературной традиции, что она препятствует прямому использованию труда предшественников. Таким образом, традиционность творчества в фольклоре можно рассматривать как выражение народных, массово-коллективных основ устного творчества. Традиционность соотносится с коллективностью фольклора как явление и сущность.

Устность многие исследователи считают самым существенным признаком, отличающим искусство слова в фольклоре от письменного творчества. Разница действительно очень важна, но едва ли устность может считаться признаком, который позволяет всегда безошибочно отличить фольклор от литературы, если не считаться с тем, чему сопутствует устная форма в художественном творчестве. Имея в виду литературное творчество,

Остается отметить, что и непрофессионализм искусства народных певцов и рассказчиков не является чертой фольклора в такой мере, чтобы, опираясь исключительно на нее, отличать его от профессионального искусства.

Так что же такое фольклор как искусство слова? Это совокупность устных художественных произведений, созданных народом, массой трудящихся, в результате их совместного коллективного труда. Родовым признаком, общим у фольклора с литературой, необходимо признать их принадлежность к художественному творчеству, а видовым признаком, отличающим фольклор от литературы, -- процесс устного массового, непрофессионального творчества, основанного на традициях. Тради-ционное коллективное устное художественное творчество народа -- вот что такое фольклор в самом кратком определении.

Если говорить о функциональной содержательной народно-художественного творчества, то необходимо выделить самые основные его функции такие как: эстетическая, коммуникативная, кумулятивная с ярко выраженными элементами трансформации в современные виды искусства, воспитательно-образовательная, познавательная и др.

Представить себе жизнь человека без творчества практически нереально. Даже в каменном веке люди тянулись ко всему прекрасному и создавали предметы, которые становились неотъемлемой частью культуры. Человечество прошло огромный путь - от наскальных рисунков до развития высочайших технологий. Творческая деятельность - это не просто новые открытия и создание неповторимых ценностей. Это то, без чего невозможно представить себе планету Земля.

Что такое творческая деятельность?

Этот термин обозначает создание человеком нового, ранее не существовавшего продукта. К такой деятельности можно отнести не только музыку, живопись или поэзию, но и огромное множество других направлений. Каждый человек способен заниматься творческой деятельностью, невзирая на свои профессиональные навыки. Это может быть пассивное участие в исследованиях или проведении научных опытов. Любой, кто сопереживает или выражает другие эмоции, может с уверенностью сказать, что занимается творческой деятельностью. Этот факт относится не только к людям - даже животные способны демонстрировать свои таланты посредством уникальных возможностей.

Виды творческой деятельности

Невзирая на все негативные факторы человеческой жизни, гении рождались и создавали свои нетленные творения. Даже в заключении и нищете люди не могли прожить без того, чтобы не привнести в этот мир ничего нового. Каждый человек рождается творцом и имеет задатки гениальности. Дальнейшее развитие талантов зависит только от самого индивидуума.

Эта творческая деятельность всегда занимала особое место в жизни человечества. Произведения художников считаются культурным наследием и подлежат тщательному анализу. Их хранят в помещениях с определенной температурой и зачастую в специальных рамках, которые предотвращают разрушение холста. Величайшие творцы оставили неизгладимый след в искусстве. Улыбка «Моны Лизы» уже 5 веков не дает покоя всем ценителям творчества Леонардо да Винчи. Пожалуй, самая знаменитая в мире картина вызывает много толков и пересудов. Кто-то сравнивает загадочную женщину с хищницей перед прыжком. Кому-то она кажется идеалом красоты. А есть и такие, кто не видит в ней ничего необычного и не понимает шумихи вокруг этого портрета.

Благодаря художникам современные люди могут представить, как жили и выглядели люди несколько веков и даже тысячелетий назад. Самые значительные картины не выставляются на продажу, но даже не столь выдающие произведения известных авторов стоят порой целое состояние. Ценители готовы отдавать большие деньги за право владеть произведением искусства. Та же «Мона Лиза» оценивается в миллиард долларов, но увидеть ее на аукционе никогда не удастся. Не только да Винчи создавал шедевры. Картины Моне, Рембрандта, Тициана, Гойи, Сальвадора Дали. Ренуара, Ван Гога являются частью мирового культурного наследия и никогда не выставляются на продажу.

Музыка

Это самый большой источник вдохновения и неотъемлемая часть жизни любого человека. Под музыку заключаются браки и провожают людей в последний путь, без нее невозможно представить праздник или романтический вечер. Вид этой творческой деятельности способен вызвать самые разные эмоции - от ненависти до любви. Недаром композиторы писали музыку для маршей, под которые солдаты уходили на войну. Она вызывала не только патриотические чувства, но и придавала уверенности в победе. В современном мире все чаще музыка звучит в операционных и помогает хирургам во время проведения сложных операций. В художественных фильмах композиции способны настроить зрителя на нужный лад и даже предупредить о том, что будет в следующей сцене.

Как и художники, композиторы и музыканты посредством своего творчества передают настроение. Слушатель может легко представить себе ситуацию, которая стала источником вдохновения для автора. Наиболее сильно на человеческие эмоции может влиять лирика. Мелодии драматического и эпического рода имеют свои свойства, но струны в душе затрагивают чувственные лейтмотивы. Стоит отметить, что музыка способна воздействовать не только на человека. Некоторые животные воспринимают мелодии и даже реагируют на них на физическом уровне.

Литература

К этой творческой деятельности человечество относится с особым трепетом. Чтение всегда было одним из самых лучших способов провести свободное время с пользой. Оно развивает воображение и заставляет испытывать самые разные эмоции. Писатели и поэты способны вовлечь своим талантом в невиданный мир приключений, любви или детективных головоломок. Творцы человеческих душ, учителя и педагоги, с детства прививают любовь к чтению, потому что литература способна изменить любого человека. Любовь к поэзии прививается с целью сделать из маленького человека чувственного и духовно развитого члена общества. Множество романов, детективов и прочих литературных произведений могут дать читателю необходимый жизненный опыт.

Кинематограф

Кинематограф не так давно стал неотъемлемой частью жизни. Желание показать людям то, что они читали в книгах, привело к развитию творческой деятельности в области визуального искусства. В данный момент художественные фильмы и анимация занимают первое место среди популярных развлечений в мире. Более ста лет люди ходят в кинотеатры, чтобы окунуться в другой мир и пережить незабываемые моменты. Благодаря этому виду творческой деятельности человечество может легко перенестись в прошлое или заглянуть в будущее, а также узнать о подробностях важных исторических событий. Кинематограф может развивать такие чувства человека, как интуиция, сострадание, любовь, ненависть и многие другие.

Декоративно-прикладное искусство

Не менее важная часть творческой деятельности включает в себя огромное множество составляющих: шитье, вышивание, вязание, ткачество, выжигание, резьба, мозаика, витраж, декупаж, лепка, скульптура, плетение, роспись. С этим видом искусства человек сталкивается каждое мгновение. Вся жизнь наполнена узорами на отделочных материалах, посуде, одежде, предметах обихода. Особое внимание стоит уделить такому виду, как скульптура. Памятники, которые символизируют важные для страны и мира события, а также значимых в истории людей, всегда занимали большое место в жизни общества. Еще несколько веков назад скульптура была самым популярным видом искусства, ею восхищались все - от простого народа до королей. Сейчас другие приоритеты, но она по-прежнему имеет свой вес в культуре.

Почему важно заниматься творческой деятельностью?

Во все века искусство играло большую роль в жизни человека. Тяга ко всему прекрасному привела к тому, что развитие у детей творческой деятельности стало носить массовый характер. Большое множество кружков по интересам и различных секций есть в любой стране. У ребенка есть возможность выбирать, чем он хочет заниматься в свободное время. Выбор поистине огромен, и это существенно повлияло на развитие многих отраслей в последние несколько десятков лет. Уже с детства ребенок должен учиться и развиваться в нескольких направлениях, помимо школьной программы. Это поможет достичь успеха в будущем, ведь такие люди будут уметь выражать свою индивидуальность.

Дети и искусство

Творческая деятельность детей помогает раскрыть все стороны личности ребенка. Не стоит возлагать большие надежды на малыша и ждать от него шедевров - для взрослого человека эти творения могут не нести никакой ценности. Но именно по работам детей можно легко определить их душевное состояние и помочь с выбором профессии в дальнейшей жизни. Не стоит ставить перед ребенком каких-либо заданий в процессе творческой деятельности. Только фантазия и воображение должны сопровождать их на пути к искусству. Для детей неважен конечный результат - им интересен сам процесс. Как и в любом другом жизненном аспекте, нужно хвалить ребенка за любые достижения и результаты. Это воодушевляет и придает сил для новых свершений.

Больше чем увлечение

Организацией творческой деятельности важно заниматься каждому родителю. Даже в домашних условиях всегда можно найти интересное занятие для малыша. Любая игра может развивать воображение и легко выявить таланты у ребенка. Рисование способно уже в первые годы после рождения определить, есть ли у вашего чада талант к этому виду искусства. Развивающие игры могут дать ответ на вопрос о том, в какой области ребенок будет наиболее успешен.

Учебные заведения

Большая ответственность ложится на плечи воспитателей и преподавателей. Именно от них зависит, насколько ребенок будет развит и способен понимать окружающий мир. Большинство учебных заведений имеют кружки по интересам, и в школьной программе присутствуют занятия музыкой. Помимо этого, проводятся праздничные мероприятия, на которых дети могут полностью раскрыть свой талант в спектаклях, сценках и музыкальных выступлениях. Уроки химии и физики включают в себя практические занятия и опыты, а это тоже неотъемлемая часть творческой деятельности. Русский язык и литература развивают воображение посредством изложений и сочинений на заданные темы. Давно доказано, что абсолютно любой ребенок имеет способности к творческой деятельности, и задача учителей - увидеть их и помочь развить. Не стоит забывать, что выбранные и навязанные родителями занятия могут навредить и оттолкнуть детей от искусства.

Значение творческой деятельности в современном мире

Начало нового века перевернуло представление о культуре. Глядя на современных творческих людей, простой обыватель неоднозначно оценивает их деятельность. В умах укрепилась мысль, что это бездельники, которые просто не хотят физически работать и поэтому становятся писателями, актерами, музыкантами и модельерами. Но в то же время эти люди с радостью потребляют продукт их творчества: фильмы, песни, одежду и многое другое. XX век был перенасыщен войнами, и мировоззрение человечества изменилось. Однако даже в самые трудные времена именно искусство позволяло людям справляться с горестями и бедами.

В новом тысячелетии творческая деятельность человека стала необходимостью. У каждого теперь есть возможность заниматься любимым делом и получить призвание в выбранной профессии. Без творчества люди до сих пор жили бы в каменном веке. Только интерес и любопытство сделали человека разумным существом. Все изобретения и открытия были частью творческого процесса. Чтобы не останавливаться на достигнутом и продолжать улучшать качество жизни, необходимо постоянно двигаться вперед и дать волю воображению и фантазии. Ведь то, что еще пятьдесят лет назад было описано в фантастических романах и считалось невероятными выдумками, сейчас уже доступно любому человеку!

  • 3. Факторы производства, их виды и функционирование
  • 4. Экономика и государство
  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 4. Творческая деятельность и искусство

    1. Понятие творческой деятельности В широком смысле слова творчество охватывает все сферы человеческой жизни, не только духовную, но и материальную ее сторону. Вместе с тем любая действительно духовная деятельность человека представляет собой творческий процесс, ибо творчество является одной из основных характеристик духовного. Можно с уверенностью сказать, что вне творчества нет духовного, лишь благодаря ему философия, религия, любовь и совесть обретают действительный смысл и развитие. Творчество - это всегда выход в неведомое, ибо оно есть трансцендирование. Оно качественно отличается от механического процесса, в котором все повторяется и от биологического, в котором осуществляется лишь воспроизводство. Творчество - это качественный скачок, где новое имеет своей предпосылкой старое, но не может быть непосредственно выведено из него. Творческий акт становится возможным исходя из свободы, он и есть ее осуществление. Само движение мысли есть творчество (философствование), которое случается не так уж часто. Дух без материи беспомощен и бесполезен, он лишь пустая форма. В соединении его с материей возникает творчество (Шеллинг). Творчество свободно, не предопределено и, следовательно, непредвидимо. "Попробуйте предсказать заранее научное открытие, не говоря уже о художественном произведении. Чем выше оно, тем неожиданнее, удивительнее, чудеснее. Задним числом пытаются "объяснить" его. Но в сущности не идут дальше общего его фона, обстановки, в которой оно увидело свет. Его рождение - богочеловеческая тайна" 9 . Истинное творчество рационально неосуществимо и непознаваемо, оно всегда спонтанно, хотя и реализуется в рамках канона. Кант определял спонтанность как способность человека к продуктивному воображению, на основе которого возникают мыслительные акты. В философии Шеллинга истинное творчество берет свой исток в сфере бессознательного, можно добавить, что и сверхрационального. В собственно духовном плане творческая спонтанность в работе сознания выражается в самообнаружении смыслов, которые как бы рождаются вдруг и из ничего. Эта творческая спонтанность основана на интуиции, которой предшествует исследовательский труд. Временем зарождения искусства в общем смысле слова (пока только изобразительного), был палеолит. Только в его конце древний человек начал изображать, рисовать и вырезать. Изображались почти одни только звери. В среднем каменном веке стали изображать также группы людей, где индивиды еще не выделены, у них нет лица. Зато особое внимание придавалось ритуальной одежде. Переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки и философии оно вмещало практически весь опыт познания мира. С отступлением ледника (около 9-10 тыс. лет назад) началась современная эпоха. Мир оседлых земледельцев стал другим. В их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент - искусство, связанное с измерением и числом. В орнаменте начинают появляться отдаленные признаки письменных знаков. Открытие письменности относятся приблизительно к 3300 г. до н.э. в Шумере (пиктография), к 3000 г. до н.э. в Египте (иероглифы) и к 2000 г. до н.э. в Китае, хотя алфавит был изобретен финикийцами и усовершенствован греками лишь в первом тысячелетии до н.э. Творчество, по-видимому, как и религия, возникает вместе с человеком. Создание первого искусственного орудия, и даже использование природных орудий в труде - это уже творческий акт. Переход от инстинктивной к трудовой деятельности связан не только с материальной необходимостью, но и с творчеством, изобретательностью. Однако искусство возникает гораздо позже этого момента. Искусство обретается в полной мере лишь тогда, когда оно осознает свою специфику и исходит из своих целей и задач, когда оно - "искусство ради искусства". Такое произошло уже после возникновения цивилизаций, примерно в "осевое время". Поэтому искусство в собственном смысле слова исторически равно философии и высшим формам религии. Правда это не означает, что не было творческого искусства в доосевое время. Ведь храмы строили издревле, с момента возникновения городов, культур и цивилизаций. Но особенность состоит в том, что тогда искусство не играло самостоятельной роли, не было выделено в особую сферу духовной деятельности. Оно было служебным, реализовывало религиозные запросы, было всецело подчинено религиозным интересам. Свободных художников, как и ученых и философов, тогда не было, и быть не могло. Истинное творчество в искусстве возникает тогда, когда художник реализует собственные духовные запросы, движим личностными интересами самопознания и самореализации, а не диктуемыми ему извне. Лишь тогда появляются различные самостоятельные и независимые виды искусства (Древняя Греция). Пирамиды в Древнем Египте - прежде всего культовые сооружения, и лишь после этого и в связи с этим, в рамках исключительно этого - они и, в придачу, произведения искусства. А вот трагедии Эсхила, даже произведения Гомера и Гесиода, хотя и говорят о мифах, уже явлены как нечто самостоятельное. В этом смысле искусство лишь тогда выражает свою сущность, когда оно "для искусства". Так происходит со всеми формами духовной деятельности человека, они лишь тогда реализуются, когда отвечают исключительно своим внутренним потребностям и задачам: философия для философии, религия для религии. И это не значит плохо.

    2. Творчество в собственном смысле слова. Искусство Если в широком смысле слова творчество может охватывать всю деятельность человека, то в узком - оно есть особый вид труда, культурно-созидательная деятельность по формированию ценностей-символов. Такое творчество завершается созданием произведений искусства, оно нацелено именно на него. Творчество в собственном смысле слова реализуется в эстетическом отношении к действительности, которое выражается в способности воспринимать и ценить прекрасное. Эстетическое восприятие воспитывается, формируется и образовывается вместе с духовным развитием человека. Оно не столько отражает действительность и жизнь человека, сколько выражает его чаяния и идеалы. Оно - не пассивно, ибо его сущность - в созидании нового. В этом его отличие от науки, которая открывает законы природы, в то время как искусство творит прекрасное и возвышенное. Хотя творчество присуще и науке. Итак, творчество в точном смысле слова реализуется именно в искусстве, ибо только в нем оно освобождается от внешних и предзаданных целей, но стремится выразить красоту, идею и смысл как таковые. Искусство призвано реализовывать исключительно духовные запросы человека, а не его материальные и иные потребности. Строя дом, человек ставит своей целью его крепость, сохранение тепла, удобство и т.д., а, создавая храм, он, прежде всего, заботится о его величии и красоте. В идеале все формы человеческого труда должны приближаться к творчеству в искусстве, ибо, созидая красоту и живя в мире красоты, человек очищает и совершенствует свою душу. Нельзя духовную сферу человека и общества рассматривать по аналогии с материальной, которая несамодостаточна и реализует телесные потребности человека. Строительства, например, не может быть и не должно быть ради строительства, а ради нужд человека. Совсем иначе в духовной сфере, ибо она уже изначально в человеке и для человека, поэтому, чем более она автономна, тем в большей степени она служит человеку и обществу. В этой связи лозунг "искусство для народа" равносилен его уничтожению. Не зря он господствовал в тоталитарных режимах и идеологизированных обществах. На деле искусство в этом случае превращается в служебный механизм власти, которая стремится использовать его по своему назначению, - для самообоснования и самоподдержания властвования. В этом случае истинное искусство подавляется, а легальное - вырождается. В итоге получается все наоборот: когда мы говорим "искусство ради искусства", то призываем его к развертыванию собственных потенций, а людей искусства - к самореализации. Потому только в этом случае мы действительно обретаем "искусство для народа". Если же начинать с лозунга "искусство для народа", то уничтожается внутренний творческий побудительный мотив, и в итоге не оказывается искусства, и тем более оно не служит народу, а служит тоталитарной власти, превращается в "искусство для власти". "Плохо" искусству не только в тоталитарных режимах, где оно вынуждено пробивать себе дорогу как трава сквозь асфальт - вопреки власти и господствующей идеологии, подвергаясь насилию и жестокой цензуре. Плохо ему и в условиях рыночной экономики, которая никак не заинтересована в его развитии и процветании. Если бесценные произведения искусства становятся предметом купли-продажи, то бизнес обращает на него внимание, гонясь за прибылью и престижем. Лишь в условиях социального государства искусство способно поддерживаться и достойно развиваться. Необходимо также отметить, что истинное искусство всегда элитарно. Это совсем не значит, что произведения искусства могут создавать лишь избранные натуры (Шопенгауэр), так же, как и понимать его. Совершенно нет! Истинное искусство, так же как сущность религии и философии, открыто для всех и создается для всех. Духовная истина не может быть скрываема, превращаться в секрет, и не носит избирательный характер. Она доступна всем, однако не все хотят к ней приобщаться. Искусство - это подарок духа. Оно дарится и должно дариться всем и каждому бесплатно и безвозмездно. Но человек настолько искажен и испорчен, что не хочет, не готов принять этот дар. В созидающую искусство и его понимающую элиту, поэтому, приходят лишь те, кто хочет ! Приобщение к духовности - дело добровольное. Но человек бежит от свободы (Э. Фромм), ибо она несет с собой ответственность; убегает от красоты, ибо она обнаруживает его безобразие; прячется от веры, ибо она вскрывает его несовершенство и противоположность духовному идеалу; не стремится мыслить и философствовать, ибо это трудно; избегает истины, ибо она открывает ложь его существования. Существуют разные версии соотношения природы и искусства. Так, Кант полагал, что "красота в природе - это прекрасная вещь", а "красота в искусстве - прекрасное представление о вещи". Таким образом, он сводил искусство к подражанию. Шеллинг и немецкие романтики, напротив, ставили искусство выше природы. Однако в трактовке гения их взгляды схожи. Кант писал, что гений "дает искусству правила", "гений - любимец природы". О природе творчества гения Кант говорит следующее: "Гений сам не может описать или научно обосновать, как он создает свое произведение - он дает правила подобно природе; поэтому создатель произведения, которым он обязан своему гению, сам не ведает, как к нему пришли эти идеи, и не в его власти произвольно или планомерно придумать их и сообщить другим в таких предписаниях, которые позволили бы им создавать подобные произведения". Всему тому, что изложил великий ум Ньютона можно научиться, "но невозможно научиться вдохновенно создавать поэтические произведения". В науке - достаточно таланта, в искусстве - требуется гений. Это не означает, конечно, что в науке нет гениев. Просто гений избыточен для науки, или он превращает науку в философию и искусство. Гегель ставил искусство ниже философии и религии, полагая, что оно отягощено чувственностью, т.е. выражает духовную идею в неадекватной ей форме. Только философия находит для идеального идеальную форму - понятие. Когда художник выражает духовную идею в материальной форме, происходит неизбежное ее отчуждение, овнешнение и огрубление, замысел никогда не соответствует реализации. В отличие от Гегеля Шеллинг полагал, что "философия в качестве философии никогда не может быть общезначимой... Абсолютная объективность дана одному искусству. Можно смело утверждать: лишите искусство объективности, и оно перестанет быть тем, что оно есть, и превратится в философию; придайте философии объективность, и она перестанет быть философией и превратится в искусство. Философия достигает, правда, наивысшего, но она приводит к этой точке как бы частицу человека. Искусство же приводит туда, а именно к познанию наивысшего, всего человека , каков он есть, и на этом основано извечное своеобразие искусства и даруемое им чудо". Таким образом, в том, в чем Гегель видит недостаток искусства, Шеллинг, создатель "Философии искусства", видит достоинство, потому что именно благодаря своей чувственной форме искусство становится общедоступным и увеличивается его энергия воздействия на человека. Это таинство искусства каждый ощущает на себе: просмотрев глубокий кинофильм или будучи завороженными живописным полотном, музыкальным или художественным произведением, мы вдруг открываем для себя новый смысл, новое видение. Это состояние настолько удивительно и восхитительно, что оставляет о себе глубокую память. Так происходит катарсис - очищение, которое дарует искусство. В целом искусства разделяют на пространственные (архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика)) и временные (литература, театр, танец, кино и телевидение). Наряду с музыкой особо высоко ценится в философии поэзия. Поэты тоже философы, только используют они для выражения духовного не идеи, а словесные символы. Они, как и философы, истинные создатели языка. Духовное - это творчество во всем, а философия и вера - поэзия духа. Бердяев определяет философию как "искусство познания в свободе через творчество идей..." . Творчество не является служебным по отношению к метафизике и этике, но пронизывает их, наполняет жизнью. Красота столь же важна для целостного духовного развития человека, как истина и добро: гармонию создает их единство в любви. Именно поэтому великий русский писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский, повторив мысль Платона, сказал, что "красота спасет мир".