Достоевский преступление и наказание сцены уличной жизни. Какие есть сцены уличной жизни,в романе преступление и наказание Ф.Достоевский? Творческая история романа

Название сочинения: Изображение жизни униженных и оскорбленных в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

План:
1.Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.
2.Широта изображения в романе нисчеты и страданий бедных людей:
а)описание Петербургских хрущоб
б)униженные и оскорбленные романе:Соня Мармеладова и её семья.Сестра и мать Раскольникова.
3.Выводы:
Боль за человека-основа авторских позиций в романе Ф.М,Достоевского "Преступление и наказание"

ЛЮДИ НУЖЕН ПЛАН ПО РОМАНУ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО ПОЖАЛУЙСТА ПОБЫСТРЕЕ НАДООО:*

Ф. М. Достоевский - великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над романом «Преступление и наказание». Это произведение при несло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.

Один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман “Преступление и наказание”.

Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.

Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”.
Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет.

После убийства начинается новая полоса существования Раскольникова. Он и раньше был одинок, но теперь это одиночество становится бесконечным; он отчужден от людей, от семьи, от Бога. Его теория не оправдала себя. Единственное, к чему она привела - невыносимые страдания. «Страдание - великая вещь», - сказал Порфирий Петрович. Эта мысль - мысль об очистительном страдании - звучит в романе неоднократно. Для того чтобы облегчить нравственные муки, Порфирий советует обрести веру. Подлинный носитель спасительной веры в романе - Соня Мармеладова.

В первый раз Раскольников услышал о Соне, о ее разрушенной судьбе в распивочной от Мармеладова. Она пошла на великую жертву, чтобы спасти от голода свою семью. И уже тогда только лишь одно упоминание о ней Мармеладова задело в душе Раскольникова какие-то тайные струны.

В те дни, которые стали для него самыми тяжелыми, Раскольников идет не к кому иному, как к Соне. Он несет свою боль не к матери, не к сестре, не к другу, а к ней. Он чувствует в ней родственную душу, тем более что их судьбы так схожи. Соня, как и Раскольников, сломила себя, растоптала свою чистоту. Пусть Соня спасала семью, а Раскольников всего лишь пытался доказать свою идею, но они оба погубили себя. Его, «убийцу», влечет к «блуднице». Да ему больше и не к кому пойти. Его тяга к Соне порождена еще и тем, что он стремится к людям, которые сами пережили падение и унижение, а поэтому смогут понять надрыв и одиночество.

Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь - преступление. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это.

По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему.

128.12kb.

  • , 438.39kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тип урок , 52.21kb.
  • Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. М. Достоевский. Преступление , 74.26kb.
  • Урок зарубіжної літератури в 10 кл. Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление , 58.53kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» конспект , 242.9kb.
  • Урок по литературе в 10-м классе. Учитель Баранова Г. В. Тема: Ф. М. Достоевский: многоплановость , 43.74kb.
  • Достоевский Ф. М. Теория Раскольникова (по роману «Преступление и наказание») , 27.45kb.
  • , 115.33kb.
  • Гуманизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» , 29.31kb.
  • ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

    Петербург в романе - это реальный город определенного време­ни, в котором произошла описанная трагедия.

    1. Город Достоевского имеет особый психологический климат, располагающий к преступлению. Раскольников вдыхает вонь распи­вочных, всюду видит грязь, страдает от духоты. Жизнь человека ока­зывается зависимой от этого «зараженного городом воздуха». Сы­рым осенним вечером у всех прохожих «бледно-зеленые больные
      лица». Нет движения воздуха даже зимой («снег без ветра») или осе­нью... Все к этому привыкли. «Господи, что за город?» - говорит мать Раскольникова. Сравнивает с комнатой, в которой не открыва­ется форточка. Свидригайлов тоже подчеркивает его ненормаль­ность: «город полусумасшедших», «странно сочинился».
    2. Петербург - город пороков, грязного разврата. Публич­ные дома, у трактиров пьяные преступники, а образованная моло­дежь «уродуется в теориях». Дети порочны в порочном мире взрос­лых. Свидригайлову снится пятилетняя девочка с порочными глазами. Конченый человек, он ужасается.
    3. Город страшных болезней и несчастных случаев. Никого не удивляют самоубийства. (Женщина на глазах у прохожих бросается в Неву, Свидригайлов стреляется на глазах охранника, попадает под колеса коляски Мармеладов.)
    4. Люди не имеют дома. Главные события в их жизни происхо­дят на улице. Катерина Ивановна умирает на улице, на улице Рас­кольников обдумывает последние детали преступления, на улице происходит его покаяние.
    «Климат» Петербурга делает человека «маленьким». «Малень­кий человек» живет ощущением надвигающейся катастрофы. Его жизнь сопровождается припадками, пьянством, лихорадкой. Он бо­лен своими несчастьями. «Нищета - порок», так как разрушает личность, ведет к отчаянию. В Петербурге человеку «некуда пойти».

    Миколка, начитавшийся «раскольничьих книг», выдает себя за преступника, потому что привык себя считать всегда виноватым. (Сектантская вера приводит к мысли: это социальная и нравственная причина, происходящая от желания вырваться за пределы города.)

    5. Привыкание к оскорблению, быть скотом дорого обходится людям. Катерина Ивановна сходит с ума, даже в «забытьи» вспоми­нает о былом «благородстве». Соня становится проституткой, чтобы спасти от голода семью. Милосердием, любовью к людям она и жива.

    «Маленький» человек у Достоевского обычно живет только сво­ими несчастьями, он ими упоен и не пытается что-то изменить в сво­ей жизни. Спасением же для него, по Достоевскому, является его лю­бовь к такому же человеку (Соня) или страдание. «Нет счастья в комфорте. Покупается счастье страданием», - писал Достоевский после опубликования «Преступления и наказания». Человек не ро­дился для счастья ни в какие времена.

    6. Петербург в романе является той исторической точкой, в кото­рой сосредоточились мировые проблемы. (Когда-то вера людей была поддержана воскресением Лазаря, который и воскрес, потому что ве­рил.) Сейчас Петербург - нервный узел истории, в его судьбе, в его социальных болезнях решаются судьбы всего человечества.

    Петербург в романе Достоевского дается в восприятии Расколь­никова и Свидригайлова. Город преследует Раскольникова, как кош­марный сон, неотвязчивый призрак, как наваждение.

    Куда бы ни повел нас писатель, мы не попадаем к человеческому очагу, к человеческому жилью. Комнаты называются «каморками», «проходными углами», «сараями». Господствующий мотив всех опи­саний - безобразная теснота и духота.

    Постоянные впечатления от города - толчея, давка. Человеку в этом городе не хватает воздуха. «Петербургские углы» производят впечатление чего-то нереального, призрачного. Человек не признает этот мир своим. Петербург - город, в котором невозможно жить, он бесчеловечен.

    Роман «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского или «Лик мира сего».

    Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались ге­рои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа - конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

    Ход урока.

    I. Беседа по первичному восприятию романа «Преступление и наказа­ние».

    1. Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам?
      Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных
      вами.
    2. Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?
    3. Современник ФМ. Достоевского Н.К. Михайловский назвал та­лант писателя «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждени­ем?
    4. На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступле­ние и наказание»?
    5. В чем причина преступления Раскольникова?
    6. Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопро­сы вам интересно было бы получить ответ?
    7) Каково ваше отношение к героям романа?
    П. Оформление тетрадей.

    Роман «Преступление и наказание» (1866).

    Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагне­тено «ужасов», до неестественности...Но - бессилен,!

    А. Фадеев

    III. Вступительное слово учителя.

    В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман «Пьяненькие» и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, Мармеладов отступил перед Раскольниковым на задний план, но авторской отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным: безвольный пьянчуга, автор всем повествованием взывает: «О, люди возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство, а по изменению в штатах», т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибели в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево - на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

    Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступ­ление в защиту человеческой личности.

    IV. Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их. В «Петербурге Достоевского»:

    • Кто главный герой романа? Каким мы видим его?
    • Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?
      Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Обратите
      внимание на общую атмосферу улицы.
      (Учащиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома
      процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).
    Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: «Каморка его приходилась под чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдил­ся и от которого морщился». Учащиеся отметят удушающую тесноту помеще­ния и укажут, что каморка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в кото­ром задавлен и обездолен человек. Эту мысль подтверждает и пейзаж: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петер­буржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

    Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звучание его по­лучат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изобра­жение летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поми­нутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна тоненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

    Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора» котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «духом немым и глухи полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

    Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

    Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опустился и об-неряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»" Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процент­щица с «вострыми и злыми глазками»; Катерина Ивановна.

    Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жал­кого, безобразного.

    Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение ос­новного пейзажного мотива. Каково ваше самое сильное впечатление, ко­гда вы, «покидая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

    Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому чело­веку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не со­всем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький сто­лик».

    Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...»

    Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров не­уклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

    Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов.

    Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он выслушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики - типичная трактирная обстановка. И соответствующая публика здесь: «пьяный мюнхенский немец, вроде паяца, с красным носом, но отчего-то чрезвычайно унылый», «прынцессы» увеселительных заведений почти «все с глазами подби­тыми». Трактирная и уличная стихия - противоестественная, нечеловеческая I вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский устами Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трактир «битком набитом», и в коморках. Все несет на себе печать общей неустроенности человеческого существования. Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли :

    1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч.1, гл. 2)
    2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)
    3. Встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)
    4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч.1, гл. 5)
    5. Описание комнаты Сони (ч,4, гл. 4)
    6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)
    7.Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)
    Беседа по этим сценам :
    1. Какие эпизоды вас наиболее потрясли?
    2. Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?
    3. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них
      людей?
    4. Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в рас­пивочной?
    5. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: «Человеку неку­да пойти»?
    6. В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?
    7. Как вы понимаете выражение: «Жизнь на аршине пространства»?
    8.Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
    Цель этой беседы - подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои. Символический, образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу...Надорвалась-!»). Удушливой скученно­сти толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, чувствует себя одинокой песчинкой в безбрежном океане жизни. Сплошные картины жизни униженных, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездолен­ных. Страшная жизнь людей вызывает сочувствие и возмущение, мысль о том, что так жить человек не может. Герои романа бессильны разрешить противоре­чия, тупики, в которые их ставит жизнь. Да и все это зависит не от воли людей, а от состояния общества. В отношениях людей друг к другу поражает равнодушие, всеобщее, раздражение, злоба, злое любопытство, невольно приходишь к выводу о духовном одиночестве человека в толпе. Сделайте вывод по теме урока. Запишите его.

    С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Стрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя коморках, «похожих на гроб», на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

    Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть»

    Пейзажи : ч.1, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч. 2, гл. 1 (повторение предыдущей картины); ч. 2, гл. 2 («великолепная панорама Петербурга»); ч. 2, гл. 6 (вечерний Петербург); ч. 4, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова); ч. 4, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубий­ства Свидригайлова).

    Сцены уличной жизни : ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

    Интерьеры : ч. 1, гл. 3 (каморка Раскольникова); ч.1, гл. 2 (кабак, где Рас­кольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1, гл.2 и ч.2, гл.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч. 4, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч. 4, гл. 4 (комната - «сарай» Сони),

    Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А.С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург не однозначен:. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Сказка, холод и гранит...

    Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тя­жело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

    Свой Петербург и у Достоевского. Скудные материальные средства и бро­дячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», В холодных угловых домах, где люди «так и кишат». Из. крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам иде т Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ива­новну, Соню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце If века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах d грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

    Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди оту­пели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними и может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, зло­радной насмешки.

    Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «ка­морка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, от­дельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все э то темные, сырые «гробы».

    Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, ин­терьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен че­ловеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скан­далы и преступления.

    Домашнее задание:

    1. По выбору творческая работа: «Как изображает Достоевский столицу

    Российской империи»; «История семьи Мармеладовых».

    2. Подготовиться к беседе:

    • Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)
    • Раскрыть смысл рассуждения Раскольникова после встречи с Мармеладовым (со слов: «Ай-да Соня...Так тому и быть!».)
    • Подумать над вопросами: Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили? Как вы объясните эти проти­воречия? Какие выводы о характере Раскольникова вы делае­те на основании поступков? Мотивы преступления?

    «Потрясенный, выбитый из колеи герой» или Раскольников среди униженных и оскорбленных.

    Цель: Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство лю­дей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова. Оборудование: индивидуальные карточки.

    Ход урока.

    В ходе беседы, используя чтение с комментированием эпизодов, прихо­дим к мысли о неприятии Раскольниковым мира, в котором человек унижен и оскорблен.

    Во вступительном слове учитель рассказывает о Раскольникове, о его ду­шевном состоянии и материальном положении к началу действия романа. Герои мучительно думает над вопросом о «существовании аршина земли». Он выход, не желая «принять судьбу так, как она есть». Для Раскольникова - Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

    Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать «про­бу» «предприятию», мысли о котором возникли месяца полтора назад? Вспомните разговор студента с офицером в распивочной.

    - Какова причина возникновения «безобразной» мечты героя?

    Мысль об убийстве старухи рождена «несправедливым, жестоким устрой­ством общества и желанием помочь людям». Возникнув полтора месяца назад, идея убийства глубоко проникла в душу Раскольникова. Сознание героя в пле­ну у этой идеи. «Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи...», бежал всякого общества, не выходил из своей камор­ки, «насущными делами своими он перестал и не хотел заниматься» Сейчас у Раскольникова «все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика», но он «все еще сам себе не верил».

    - В чем же сомневался герои?

    В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного созна­ния, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.

    - Зачитайте мысли Раскольникова, когда он идет к старухе -процентщице, в распивочной, после сна.

    «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?» Когда выходит от нее: «О боже! Как это отвратительно!...И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пако­стно, гадко, гадко!» В распивочной: «Все это вздор...и нечем тут было сму­щаться!» После сна о забитой кляче: «да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове,...Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Господи! Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!» Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучитель­ный разлад.

    - Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи
    Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2 - 4). Данные эпизоды
    говорят о противоречивости характера героя. Какие противоречия вы
    можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

    В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.

    Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова?

    (монолог о семье Мармеладовых: «Какой колодезь, однако ж, сумели вы­копать, и пользуются!...Ко всему-то подлец-человек привыкает!»; монолог после встречи с пьяной девочкой на бульваре: «Бедная девочка!...- сказано: процент, стало быть, и тревожиться нечего»; письмо матери).

    Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «...так тому и следует быть!». В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Раскольников - мыслитель, жизнь окружающих людей вызывает в нем глубо­кие размышления, он бьется над решением общечеловеческих нравственных вопросов. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. И вновь при­ходит мысль об убийстве старухи. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение.

    Действие в романе разворачивается быстро. От посещения старухи с це­лью «пробы» до явки Раскольникова с повинною протекает 14 дней, из них девать с половиной показаны в действии, о событиях остальных дней лишь упоминается.

    История преступления и наказания Родиона Раскольникова (день заднем): Первый день: ч. I, гл. 1-2; Второй день: ч.1, гл. 3-5; Третий день: ч. 1, гл. 6-7; Четвертый день: ч.2, гл. 1-2; Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1; Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч.4 , гл. 1-4; Десятый день: ч. 4, гл. 5-6; Тринадцатый день: ч. 4, гл. 1-6; Четырнадцатый день: ч. 4, гл. 7-8; Спустя полтора года - эпилог.

    Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, за­казывает чаю, задумается. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. - Вывод по теме урока:

    Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей? Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление?

    1. Ответить на вопросы:
    a. В чем главная причина преступления Раскольникова?

    B. какой мотив убийства из тех, которые Раскольников на­зывает Соне, является ведущим? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора?

    Библиотека
    материалов

    Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

    Оборудование урока:

    2) презентация;

    Учащиеся должны знать:

    Главные образы;

    Учащиеся должны уметь:

    Выделять главное в тексте.

    Ход урока

    I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

    II . Подготовка к восприятию.

    Учитель:

    III . Основное содержание урока.

    Учитель: Что означает имя Пётр?

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид,

    Свод небес зелёно-бледный,

    Сказка, холод и гранит…

    Учитель:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Пейзаж;

    Сцены уличной жизни;

    Интерьер.

    Учитель:

    Пейзаж.

    Учитель:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель: Сцены уличной жизни.

    Учитель:

    Учитель:

    Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учитель:

    Учитель:

    Учитель:

    Учитель:

    Учитель:

    Учащиеся:

    Учащиеся

    Учитель:

    Учитель:

    Учащиеся

    Учитель:

    Учитель:

    Учитель:

    это и город-убийца

    и город-призрак,

    и город-тупик.

    О нём думает Раскольников.

    IV . Подведение итогов урока.

    V . Домашнее задание:

    VI . Оценки.

    ОБРАЗ ГОРОДА

    Алгоритм написания сочинения

    1. Сценический принцип;

    4. Детали городского быта.

    IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

    Найдите материал к любому уроку,
    указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

    Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

    Все учебники

    Все темы

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Краткое описание документа:

    Тема урока Петербург Достоевского или «Лик мира сего».

    Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения ; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

    Оборудование урока:

    1) технические средства обучения (компьютер, телевизор);

    2) презентация;

    3) тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

    4) Тетради для работ по литературе.

    Учащиеся должны знать:

    Основную мысль произведения;

    Главные образы;

    Роль города в жизни героев;

    Основную схему изображения города Петербурга в романе (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер).

    Учащиеся должны уметь:

    Правильно отвечать на поставленные вопросы;

    Обобщать и систематизировать учебный материал;

    Выделять главное в тексте.

    Ход урока

    I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

    II . Подготовка к восприятию.

    Учитель: Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).

    Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.

    Петербург… Когда произносишь это название, сразу возникает параллель – Достоевский Фёдор Михайлович.

    Петербург Достоевского… Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.

    Великий писатель изображением Петербурга представил нам «Лик мира сего», каким его видел сам, в каком жил тогда, в середине 60-х годов 19 века, когда в России зарождался капитализм.

    Мы сегодня вместе с писателем и его героем, Родионом Раскольниковым, пройдём по улицам Петербурга, увидим пейзаж и сцены уличной жизни, заглянем в комнаты-углы, где живут его герои.

    Достоевский - это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует по­чти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это - город, насильственно по­строенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург - город бедных, несча­стных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

    III . Основное содержание урока.

    Учитель: Что означает имя Пётр?

    Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интерес­ную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург - это каменный мешок, мерт­вый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всад­ника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник - символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург - это медный всадник посреди болота.

    Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

    «Преступление и наказание» называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин и Гоголь, и Некрасов, раскрывая всё новые и новые его грани.

    Учитель: - Кто из русских писателей и поэтов касался темы изображения Петербурга в своём творчестве?

    Учащиеся: Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двувеликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека.

    Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

    Город пышный, город бедный,

    Дух неволи, стройный вид,

    Свод небес зелёно-бледный,

    Сказка, холод и гранит…

    Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

    Н.В.Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до нереального символа города-призрака.

    Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.

    Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.

    Учитель: Свой Петербург у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «Так и кишат».

    Это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, себя ли, другого ли.

    Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Со­ню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состо­явший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пья­ных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

    Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво­стью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безраз­личия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

    Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо­вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

    Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

    Учитель: - Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.

    Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава.

    Учитель: Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий. На зовите места, где происходят действия в романе?

    Учащиеся:

    Сенная площадь, Столярный переулок, Екатерининский канал, Большая и Малая Нева, Петровский остров, «дом Раскольникова», «дом Сони», «дом старухи процентщицы».

    Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

    Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

    Работа на уроке пойдёт по схеме:

    Пейзаж;

    Сцены уличной жизни;

    Интерьер.

    Учитель: - Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

    Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

    Пейзаж.

    Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр. 121, 126.

    Часть 2, глава 1 – повторение предыдущей картины, стр. 189.

    Часть 2, глава 2 – великолепная панорама Петербурга, стр. 204.

    Часть 2, глава 6 – вечерний Петербург, стр. 235.

    Часть 6, глава 6 – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова, стр. 496, 505.

    Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара … … нервы юноши».

    Чтение учащимися указанных эпизодов.

    Учитель: Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звуча­ние его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной пло­щади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всяко­го сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

    Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

    Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

    Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глу­бочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного ро­да пейзаж. Вот он на берегу Невы:

    Учащиеся: «… смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец».

    Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина. Это тот же Петербург, что окружает Евгения в «Медном всаднике», но здесь он лишён всех прекрасных черт, которыми наделила его русская история; этому Петербургу уже нельзя сказать, как сказал Пушкин: «Люблю тебя».

    С ним вообще нельзя говорить – даже так, как говорил со «строителем чудотворным» несчастный Евгений, как говорил с городом мечтатель «Белых ночей». Перед Раскольниковым, перед всеми героями романа «немой и глухой» город, давящий всё живое.

    «Небо было без малейшего облач­ка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каж­дое его украшение».

    Учитель: Может быть, эта картина нравится герою и он находит успокоение и удовлетворение от увиденного?

    Учащиеся: И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду­хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.

    Учитель: А есть ли место, где Раскольников любит бывать?

    Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

    Учитель: - Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

    Учащиеся: Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опус­тился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глаз­ками»; Катерина Ивановна.

    Учитель: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

    Учитель: Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?

    Учащиеся:

    Погибает под колёсами коляски Мармеладов;

    На улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;

    На улицу идёт Соня продавать себя;

    На проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;

    На Неве находят женщину-утопленницу;

    На Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку;

    На Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;

    По улицам города бродит он и после убийства.

    Учитель: Сцены уличной жизни.

    1) Часть 1, глава 4 – встреча с пьяной девушкой, стр. 153 – 155.

    2) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 203 – 204.

    3) Часть 2, глава 6 – а) шарманщик и толпа женщин у распивочной, б) сцена на … мосту, утопленница, стр. 235 – 237, + 246.

    4) Часть 5, глава 5 – смерть Катерины Ивановны, стр. 441 – 447.

    Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Встреча Раскольникова с пьяной девушкой).

    Учитель: В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников в глубокой задумчивости стоит на мосту и видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышаться крики другой женщины. «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков … анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

    Учитель: Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу … надорвалась!»).

    Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

    Учитель: Перескажите сон Раскольникова о забитой кляче.

    Сон Раскольникова. Часть 1, глава 5 – о забитой кляче.

    Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.

    Учитель: Зачитаем отрывок из романа «Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние».

    Учитель: Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.

    Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.

    В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

    Учитель: Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?

    Вот одна их них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни, всех квартир, во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

    А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи…

    Учитель: Зачитаем отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.

    Часть 1, глава 3 – каморка Раскольникова, стр. 139.

    Часть 1, глава 2 – комната – «проходной угол» Мармеладовых, стр. 136.

    Часть 4, глава 4 – комната – «сарай» Сони, стр. 355.

    Учитель: - Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «поки­дая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

    Учащиеся: Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, магов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтеньки­ми, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все каза­лось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответство­вала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, краше­ный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик».

    Учащиеся : Отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что ка­морка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

    Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце ле­стницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

    Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.

    Учитель: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, ин­терьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

    Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он вы­слушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая пуб­лика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увесели­тельных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестест­венная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский уста­ми Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трак­тире, «битком набитом», и в коморках.

    Учитель: Каким мы увидели Петербург в романе «Преступление и наказание»?

    Учащиеся : Всё несет на себе печать об­щей неустроенности, скудности человеческого существования.

    Петербург - город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка гово­рил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

    Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, - это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Пе­тербурге - это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота.

    Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екате­рининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

    Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского - своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

    Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского - город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в от­дельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсег­датаев - тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петер­бурга Достоевского - атмосфера тупика и безысходности.

    Сообщение ученика “Символика цвета в романе Достоевского”.

    Учитель:

    Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу.

    Часть 1, глава 6 – Мечта о счастливом городе. «Проходя мимо Юсупова».

    Учитель: Петербург у Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,

    это и город-убийца

    И город-призрак,

    И город-тупик.

    Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе.

    О нём думает Раскольников.

    Но это мечта, а город – это ужас и безумие.

    Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

    В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

    Мечта Достоевского о прекрасном городе.

    IV . Подведение итогов урока.

    Что вы можете сказать о Петербурге Достоевского?

    Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть.

    V . Домашнее задание:

    VI . Оценки.

    ОБРАЗ ГОРОДА

    Алгоритм написания сочинения

    I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

    II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

    1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

    2. Времяпрепровождение жителей города;

    3. Всестороннее изображение государственного правления;

    4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

    5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

    6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

    III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

    1. Сценический принцип;

    2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;

    3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

    4. Детали городского быта.

    IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

    ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на Подать заявку Очное участие Дистанционное участие Курс повышения квалификации (36 часов) + Сертификат участника “Инфофорума”

    Оставьте свой комментарий

    Чтобы задавать вопросы.

    Работу выполнили:
    Меньщикова Алена, Мельников Захар,
    Хренова Александра, Печенкин Валерий,
    Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
    Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

    Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

    Раскольников идёт по улице и впадает "в
    глубокую задумчивость", но от
    размышлений его отвлекает пьяный,
    которого провозили в это время по улице в
    телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
    немецкий шляпник". Раскольников не
    застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
    не хотел бы привлекать ничьего внимания.

    В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
    описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
    характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
    Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
    окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
    окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
    нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
    эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

    Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

    На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
    собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
    пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
    возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
    человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
    над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
    сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
    Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
    героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
    подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
    швыряет двугривенный в воду.

    Переходя к художественному построению текста и художественным
    средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
    образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
    противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
    дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
    зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
    раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
    указывает на привычное отношение петербургской публики к
    "униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
    издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
    нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
    грошей на улице".
    Художественные средства направлены на усиление чувства
    одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
    Петербурга.

    Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

    Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
    Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
    одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
    тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
    становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
    распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
    на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
    ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
    гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
    дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
    простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
    месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
    впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
    как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
    соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
    и истасканное»).

    В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
    («большая группа женщин толпилась у входа, иные
    сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
    собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
    своем бедственном положении и рады поглазеть на
    происходящее.
    На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
    одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
    непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

    В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
    стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
    происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
    Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
    собравшимся на мосту.
    Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
    пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
    собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
    страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
    "Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
    безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
    примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
    совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
    энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
    бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
    увиденного.

    Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

    Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
    предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
    было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
    Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
    преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
    интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
    зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
    ужасна и непредсказуема.
    Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
    личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
    Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
    Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
    Любовь и Бога.
    Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
    их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

    Вывод:

    Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
    самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
    воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
    Петербург душит, угнетает и ломает личность.
    Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
    блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
    возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
    От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
    недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
    безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
    людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
    безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
    «униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
    воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
    непонимания, равнодушия людей друг к другу.

    Гроза В 6-й главе шестой части душный и мрачный вечер разрывает страшная гроза, в которой без перерыва сверкают молнии, а дождь «хлынул как водопад», безжалостно исхлестывая землю. Это вечер накануне самоубийства Свидригайлова, человека, доведшего принцип «возлюби себя» до крайней точки и погубившего себя этим. Гроза продолжается беспокойно шумящим, а затем завывающим ветром. В холодной мгле звучит тревожный набат, предупреждающий о возможном наводнении. Звуки напоминают Свидригайлову о виденной некогда девочке-самоубийце в гробу, усыпанном цветами. Все это словно подталкивает его к суициду. Утро встречает героя густым молочно-белым туманом, заволакивающим город, сознание, душевную пустоту и боль.

    Петербург достоевского. сцены уличной жизни

    В 4-й главе четвертой части мы видим жилище Сони в старом зеленого цвета доме Капернаумова (случайно ли библейское созвучие?). Это здание тоже является достопримечательностью для поклонников книг Федора Михайловича, оно по сей день носит название «дом с тупым углом».
    Здесь, как и всюду в романе, в комнату Сони ведет узкая и темная лестница, а сама комната напоминает сарай в форме неправильного четырехугольника с «чрезвычайно низким потолком». Безобразно перерезывающая комнату стена с тремя окнами выходила на канаву.
    Уродливость и убогость, бросающаяся в глаза, парадоксально усиливает эмоциональную характеристику героини, обладающей редким внутренним богатством. Третья глава шестой части романа представляет сцену исповеди Свидригайлова Раскольникову в трактире, недалеко от Сенной.

    Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

    Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей. Петра творенье По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы.


    Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом. Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально.


    В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.

    Post navigation

    Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни Работу выполнили:Меньщикова Алена, Мельников Захар,Хренова Александра, Печенкин Валерий,Швецова Дарья, Валов Александр, МецлерВадим, Елпанов Александр и Томин Артем.2. Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) Раскольников идёт по улице и впадает «вглубокую задумчивость», но отразмышлений его отвлекает пьяный,которого провозили в это время по улице втелеге, и который крикнул ему: «Эй ты,немецкий шляпник».

    Раскольников незастыдился, а испугался, т.к. он совершенноне хотел бы привлекать ничьего внимания. В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает егохарактер и делает намёки на замысел Раскольникова.Он чувствует отвращение ко всему окружающему иокружающим, ему некомфортно: «и пошёл, уже не замечаяокружающего и не желая его замечать».

    Урок. образ петербурга в романе ф.м.достоевского (преступление и наказание)

    Впервые мы встречаемся с полным Петербургом на улицах беднейших кварталов,на одной из которых «посчастливилось» жить Раскольникову.Городской пейзаж безотраден и сумрачен.“Духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу” сдавливают еще не убитую,но уже угасающую человеческую душу Родиона Романовича железным кольцом безысходности. Я-дитя века» История создания романа. Презентация. В русской литературе второй половины XIX века роман стал ведущей формой изображения дей­ствительности.

    Внимание

    Наряду с Толстым, Достоевский-ро­манист занял в ней одно из самых главных мест. Достоевский «перепахал» сложившиеся в литературе рационалистические, основанные на за­дан­ных рецептах улучшения мира представления о человеке.

    One more step

    Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали, конечно, и многие другие писатели: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены.
    В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании». Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит летом и погода стоит жаркая. Тема: Преступление и наказание События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского - это город, в котором невозможно жить человеку.
    Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья.

    Важно

    Но человек не способен жить в одиночестве, и Раскольников в том числе. В следующих эпизодах он вновь идёт к людям, то есть на улицу.


    Как обычно это Сенная. Здесь он слушает пение девицы лет пятнадцати под аккомпанемент шарманщика. Раскольников заговаривает с людьми, проходит через Сенную, сворачивает в переулок, где оказывается рядом с большим домом, в котором были распивочные, а также разные увеселительные заведения. Его всё занимает, он заговаривает с женщинами, ко всему ему хочется примкнуть. Мы видим, что Раскольников не может усидеть у себя в каморке, несмотря на плохое самочувствие. Он идёт на улицы. Здесь он или наблюдает жизнь, как например, женщину-самоубийцу, бросившуюся с моста, на котором он стоял, или принимает активное участие, например, в сцене гибели Мармеладова под колёсами коляски.

    Сцены уличной жизни

    Достоевского неравнодушен к душевной патологии, которую переживает герой. Город пристально следит и громогласно обличает, дразнит и провоцирует.

    Во 2-й главе второй части город физически воздействует на героя. Раскольникова плотно хлестнул кнутом извозчик, и сразу вслед за тем какая-то купчиха дает ему двугривенный в подаяние.

    Эта замечательная городская сцена символически предвосхищает всю дальнейшую историю Раскольникова, еще «недозревшего» до того, чтобы смиренно принять милостыню. Любите ли вы уличное пение? В 6-й главе второй части романа Родион слоняется по улицам, где обитает нищета и теснятся питейные увеселительные заведения, и становится свидетелем непритязательного выступления шарманщиков.

    Его тянет в гущу народа, он со всеми заговаривает, слушает, наблюдает, с какой-то лихой и безысходной жадностью впитывая в себя эти мгновения жизни, как перед смертью.

    Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

    А пока в 6-й главе второй части романа мы видим вечерний Петербург глазами Достоевского-гуманиста, пронзительно жалеющего опустившуюся городскую бедноту. Здесь валяется поперек улицы «мертвецки пьяный» оборванец, гомонит толпа женщин «с подбитыми глазами», и Раскольников на этот раз в каком-то болезненном экстазе вдыхает в себя этот томящий воздух.

    Город-судья В 5-й главе пятой части романа Петербург показывается краешком, из окна каморки Раскольникова. Вечерний час заходящего солнца пробуждает в молодом человеке «мертвящую тоску», которая мучит его предчувствием свернувшейся в крошечную точку вечности – вечности «на аршине пространства».

    И это уже тот приговор, который выносит раскольниковской теории логика событий. Петербург Достоевского в этот момент предстает не только как соучастник преступления, но и как судья.

    Уличные сцены в романе преступление и наказание цитаты

    Исследователи творчества Достоевского подсчитали, что Петербург изображен писателем в 20 – ти его произведениях. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова). сцены уличной жизни - часть первая, гл. I (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); часть вторая, гл.

    2 (сцена на

    Николаевском мосту, удар бича и подаяние); часть вто­рая, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно увесели­тельного» заведения); часть вторая, гл. 6 (сцена на. ском мос­ту); часть пятая, гл. Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

    Пейзажи: ч.1 г.1. («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2.г. 1 (повторение предыдущей картины); ч.2.г.2. («великолепная панорама Петербурга»); ч.2.г.6. (вечерний Петербург); ч.4.г.5.