Скульптор даши намдаков работы. Бурятский гений - Даши Намдаков

Малакшинова Дарима

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Джидинский район

МБОУ

«Цагатуйская средняя общеобразовательная школа

Имени Н.С. Сосорова»

XIV Республиканская научно-практическая

конференция учащихся

по гуманитарным дисциплинам «Сибирская весна»

Номинация: Культурология

Тема: «Бурятский скульптор Геннадий Васильев и его образы на Джидинской земле»

Выполнила : Малакшинова Дарима, ученица 8-го класса

Телефон:89085914415

Руководитель : Балданова Баярма Дашиевна,

учитель бурятского языка и литературы.

Домашний адрес: с. Цагатуй, ул. Молодёжная, 20

Телефон: 89024506965

2012-2013 учебный год

Введение

  1. Известный бурятский скульптор Геннадий Васильев
  2. Произведения Геннадия Васильева на Джидинской земле
  • В Бурятии установлен памятник первому ученому.
  • Образ Бурин-хана.
  • Оригинальнальный образ Будды Шакьямуни.
  • Добрый реалист

Заключение

Использованная литература

Приложения

Введение

Каждый народ справедливо гордится своими знаменитыми людьми, крупными учеными, общественными деятелями. 190 лет назад в бурятском улусе Ичётуй, на берегу быстроводной Джиды, впадающей в голубую Селенгу, родился озорной смуглолицый мальчик по имени Доржи. Ни сверстники, с которыми он играл, ни соседи, на глазах которых он рос, ни отец и мать не могли знать, что он станет в будущем первым бурятским учёным, талантливым востоковедом. Мы, джидинцы, в прошлом году, отмечая юбилей Доржи Банзарова, по праву гордились своим земляком, который в условиях царизма смог пробить себе дорогу в научный мир и стать известнейшим ученым.

Юбилейные «Банзаровские чтения» прошли под девизом и мы решили провести исследовательскую работу о Геннадии Васильеве, авторе памятника Доржи Банзарову, установленному на его малой родине, также о других скульптурах, созданных по инициативе Матвея Рабдановича, украшающих наш район.

Цель работы: выяснить историю создания скульптурных композиции Геннадия Васильева на территории нашего района.

Задачи:

  1. Найти в Интернете материалы о Геннадии Васильеве и о его работах;
  2. Анализ и обработка материалов;
  3. Оформление и формулировка выводов;
  4. Составление путеводителя

Я прочитала в Интернете о том, что «в Джидинском районе за последние 5 лет наметилась положительная динамика увеличения объёмов обслуживания туристов. По внутреннему туризму ежегодное увеличение потока туристов составляет в среднем 10 %, а по въездному 4 %. В связи с невысокими денежными доходами населения получает все большее развитие внутренний туризм». И поэтому, большой интерес для туристов представит наличие нашего путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым, даст возможность развития внутреннего и внешнего туризма. В этом актуальность нашей работы.

Объект исследования: «Памятные места Джидинской долины»,

Предмет исследования: Скульптуры Геннадия Васильева

При выполнении работы были использованы следующие методы:

Теоретический метод: сбор материалов об авторе скульптур, и о его работах, изучение и обработка собранных материалов по теме. (Интернет, школьная и сельская библиотеки.) Практический метод: Составление путеводителя по памятным местам, созданным скульптором Геннадием Васильевым и о его авторе.

Практическая значимость работы: Составленный в ходе работы путеводитель важен для будущего развития образовательного туризма на территории Джидинского района.

Об известном бурятском скульпторе Геннадии Васильеве.

Прежде я не знала об этом великом человеке нашей республики буквально ничего, хотя его произведения культуры много раз видела в журналах, в книгах и т. д. Изучив материалы о нём с Интернета, я узнала многое.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств, скульптора Геннадия Васильева вот уже три десятилетия занимает ведущее место в изобразительном искусстве республики. Многие скульптуры ваятеля посвящены извечной и благодатной для художника теме детства, которая проходит красной нитью сквозь его творческую биографию. В работе “Мальчик с птичкой” мы наблюдаем «волшебное мгновенье” – состояние удивления и сосредоточенности ребенка, бережно держащего в ру ках крохотное пернатое создание. В композиции “Дети тайги” показана трогательная встреча юных представителей мира людей и животных: мальчик и олененок доверчиво тянутся друг к другу, испытывая взаимное любопытство и дружелюбие . “Обучение верховой езде”, изображая бытовую сцену передачи исконных навыков ребенку, содержит идею эстафеты поколений, преемственности традиций и опыта от отца к сыну. Эти и многие другие сюжеты, по словам автора, он впитал в пору собственного детства, которое прошло в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Тогда же он стал свидетелем сценок, положе н ных в основу его будущих скульптур “Два упрямца”, когда мальчик и козлик не хотят уступить дорогу друг другу, и “Кто сильнее?”, где малолетние борцы выясняют между собой престижный мужской вопрос.

Первые секреты рукотворного ремесла в те далекие годы мальчику открыл его дедушка – потомственный кузнец. А интерес к художественному творчеству привил родственник по материнской линии – живописец Роман Сидорович Мэрдыгеев, стоявший в свое время у истоков бурятского профессионального искусства наряду с такими классиками национальной культуры, как Ц.Сампилов, Г.Павлов, А.Хангалов, И. Дадуев.

Окончив в 1962 году Ломоносовское училище резьбы по кости в Архангельской области, Г.Васильев несколько лет трудился реставратором в музейных фондах Бурятии. В повседневном общении с реликвиями буддизма, произведениями бурятского народного искусства молодой скульптор глубоко проникся культурой Востока, знанием национальной мифологии и эстетики, приобрел ценный опыт художественной обработки традиционных поделочных материалов. На этой основе у Г. Васильева сформировалась своя система взглядов на искусство ваяния, ни с кем несравнимый творческий почерк. Твердо встав на позиции традиционализма, он остается верен этому направлению три десятилетия к ряду.

Его произведения украшают интерьеры общественных зданий и природные ландшафты, знаменуют мемориальные места нашего города и сельских поселков республики. Это – декоративные маски по мотивам народного эпоса “Гэсэр” в государственном бурятском академическом театре драмы имени Х.Н. Намсараева, резное деревянное панно “Природа Бурятии” в столовой Совмина, анималистическая скульптурная композиция “Олени” при въезде на Селенгинский мост близ села Вахмистрово, памятник А.У.Модогоеву в центре столицы республики и многие другие.

«У каждой эпохи должно быть свое лицо», – убеждал скульптор. – «Отсутствие
единой программы градостроительства существенно обедняет городскую среду. В
современном цивилизованном городе, и в курортной зоне в особенности, необходимо
создание садово-парковых скульптур, созвучных нынешнему духу времени,
культурным традициям региона. Эпос, фольклор, экология Бурятии предоставляют
широкие возможности в выборе анималистических и жанровых мотивов
изображения. Комплексное решение этой проблемы позволит сделать более привлекательным и колоритным облик нашего города, эстетически облагородит места массового отдыха и курортные зоны республики».

Умелым рукам ваятеля были подвластны различные материалы – металл, мрамор, бетон. Однако Геннадий Георгиевич особо выделял для себя дерево, и прежде всего – наш сибирский кедр. “Это мягкий, податливый в обработке материал, обладающий неповторимой текстурой и пластичностью”, – объяснял скульптор. Геннадий Васильев был постоянным участником художественных вернисажей, проводимых в республике, в стране и за рубежом. Три его произведения – “Покровитель животных”, “Мать”, “Арканщик” находятся в Государственной Третьяковской галерее, около двух десятков – в республиканском художественном музее имени Ц.Сампилова, а также в других городах страны и зарубежных коллекциях. Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии РБ, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев.

На вопрос: «Какими принципами Вы руководствуетесь в личном творчестве?» Геннадий Георгиевич отвечал: «Стараюсь, чтобы скульптура была цельная, выразительная, образная. Чтобы с ходу она была читаема как бурятская скульптура и в то же время являлась авторски узнаваемой». «Необходимо ли в Вашей работе то особое состояние, которое принято называть вдохновением?» «Да, обязательно», - говорил он. – «Очень важно уметь ставить цель и эмоционально войти в образ. Уже изначально надо видеть в материале, в куске дерева скульптуру, движение. Если делать холодно, вяло, таким же получится и результат. Всегда необходимо подходить к работе с желанием, с огоньком».

Профессиональный авторитет бурятского скульптора подчеркивает тот факт, что он около двух десятков лет являлся постоянным членом зонального выставочного комитета. Будучи членом-корреспондентом РАХ, Г.Васильев при жизни вёл регулярную выездную деятельность. Принимал участие в “элитарных” академических выставках, организуемых на фоне выездных сессий Академии художеств в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске. Являясь признанным мэтром скульптурного жанра республики, он передавал свои знания и опыт студентам ВСГАКИ. Один из первых его учеников – Даши Намдаков, как мы знаем, уже вырос в самостоятельную “звезду” пластического искусства, чьи выставки с успехом проходят во всём мире.

Матвей Чойбонов оживляет Джидинские степи скульптурами героев и богов.

Лама, поэт и казачий генерал Матвей Чойбонов оживляет скульптурами героев и богов Джидинские степи. Батор - огромный богатырь, восседающий на смолисто-черном коне у священной горы Буринхан, возникает перед путником, словно сказочный персонаж. Это самая запоминающаяся и величественная скульптура из всех монументов, воздвигнутых Матвеем Чойбоновым. Ее автор, как, впрочем, и остальных монументов, - скульптор, академик Геннадий Васильев.

«Буринхан бережет наш народ и чистоту Джидинской степи, - говорит Матвей Чойбонов. - В годы войны он спасал своих сыновей. Им было видение всадника на смолисто-черном коне и слышался громогласный голос: «Уходите отсюда!». И только бойцы покидали это место, как тотчас на это место обрушивался шквальный огонь! » Недалеко от Буринхана, около села Боргой, лама, поэт установил скульптуры пяти ланей, бегущих в сторону священной горы. Кроме того, Матвей Рабданович на свои собственные средства и при поддержке спонсоров воздвиг скульптуру Будды Шакьямуни на хребте, разделяющем Джидинский и Селенгинский районы. А в селе Верхний Торей установил бюсты Дугаржапа Дашиева, народного артиста СССР Найдан Гендуновой (Степановой) и Соднома Будажапова, народных артистов России. И это еще не все. Матвей Рабданович имеет непосредственное отношение к строительству 34 ступ в южных районах республики и 5 ступ в Республике Тыва. Очевидно, любовь к монументальному искусству у знаменитого ламы и председателя Союза писателей республики развилась давно. Ещё будучи настоятелем Сартул-Гэгэтуйского дацана в Джидинском районе, по его инициативе отстроен этот монастырь, а его двор украшен разнообразными скульптурами из буддийской мифологии. Дружба двух великих людей Матвея Рабдановича и Геннадия Георгиевича подарила нам джидинцам такие прекрасные творения, которые на века будут радовать наши глаза, но и самое главное, оберегать нас.

В Бурятии установлен памятник первому ученому республики.

Почти два года назад в Джидинском районе Бурятии появилась скульптура, изображающая Доржи Банзарова. 10-11 июня 2010 года Джидинский район республики Бурятии праздновал 75-летие своего рождения. В рамках юбилея 11 июня состоялось торжественное открытие памятника первому бурятскому ученому Доржи Банзарову. «Открытие памятника стало возможным благодаря народной помощи, - сообщил «Информ Полису online» генерал казачьих войск Матвей Чойбонов. - Средства собирали всем миром. Помогали предприниматели Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, жители района несли деньги. Собрали более 500 тысяч рублей». «Скульптура высотой 2,5 м изготовлена из искусственного камня в мастерской Союза художников в Улан-Удэ, - поведал автор памятника, известный бурятский скульптор Геннадий Васильев. - Постамент высотой 3,15 м построили жители села Нижний Ичетуй под руководством главы поселения Сергея Цыбикова. Работы продолжались 21 день». По словам скульптора, памятник выполнен в классическом стиле. На памятнике Доржи Банзаров изображен в иркутский период жизни, в правой руке ученый держит перо, в левой - раскрытую книгу. На мраморной плите постамента золотыми буквами высечена надпись: «Выдающемуся сыну бурятского народа, первому бурятскому ученому Доржи Банзарову, 1822-1855 гг., от благодарных земляков». Установлен памятник на его родине, в джидинской степи, приблизительно в 3 км от села Нижний Ичетуй, в нескольких сотнях метров от автотрассы «Улан-Удэ - Закаменск», у горы Сарбадуй-Хутул. Скульптура смотрит в сторону горы Бурин-Хан.

На торжественной церемонии открытия памятника присутствовали представители Народного Хурала Бурятии, глава администрации президента и правительства Бурятии Петр Носков, глава Джидинского района Виталий Батодоржиев, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Борис Базаров, высокопоставленные чиновники, общественные деятели, ученые, бизнесмены. Также были гости из Монголии, Тайваня, Москвы, Иркутска, Читы и других регионов России. После открытия памятника состоялась научно-практическая конференция, посвященная жизни и творчеству первого бурятского ученого.

Образ Бурин-хана

Гора Бурин-Хан - одна из пяти величайших святынь Азии расположена в Боргойской степи, близ села Инзагатуй Джидинского района Бурятии , на водоразделе рек Джида и Темник.

Бурин-хан в переводе с бурятского языка означает - «совершенный, действительный хан», царь всем не только его окружающим горам, но и горам всего Забайкалья . Он выделяется среди них не только высотой и величием, но и красотой, богатством своей флоры и фауны.

Гора состоит из трех родственных вершин: южной, северной и средней. Самая высокая и наиболее чтимая бурятами - южная , она собственно и называется Бурин-ханом. Вторая по важности - северная вершина, зовется она Ханшей. А между ними находится вершина, имя которой - Сын.

С юго-восточной стороны горы, на небольшой террасе, на высоте 1600 метров над уровнем моря находится озеро , где имеются 12 маленьких обо , расположенных по кругу, и одно большое. Каждое обо почитается отдельным родом.

Этой горе поклоняются бурятские роды, живущие в Боргойской и Селенгинской долинах. Поклонение и жертвоприношение проводится второго числа последнего летнего месяца по лунному календарю . С двух сторон Бурин-хана (с западной - Инзагатуй, Боргой, Ичетуй и восточной - Иро, Удунга, Ташир, Селендума) каждый год поднимаются мужчины, благодарят хозяина горы за жизнь, просят благословения своим детям и всему краю.

Геннадием Васильевым выполнена скульптура Бурин-Хана у подножия одноименной святой горы. Инициатор создания, как было сказано выше, скульптуры являлся Матвей Рабданович Чойбонов. Скульптура была закончена и открыта 16 августа 2009 года. Сегодня у горы возвышается скульптура огромного богатыря, восседающего на смолисто-черном коне, высотой 5,5 м, выполненная из бетона и искусственного камня. Она олицетворяет образ священной горы. Перед ошарашенными путниками неожиданно возникает 5-метровый исполин, фольклорный богатырь на огромной черной лошади. Сейчас одна из самых внушительных скульптур «Бурин-хан» стоит посреди степи и оберегает всех от злых духов, охраняет нашу спокойную счастливую жизнь.

Оригинальный образ Будды Шакьямуни.

Удостоенный за творческие заслуги Государственной премии республики Бурятия, скульптор активно трудился в избранном им амплуа, всякий раз удивляя зрителей свежестью и оригинальностью этнических образов своих героев. Его работа, созданная в октябре 2008 года этому свидетельство. Это Статуя Будды Шакьямуни. Она находится на хребте, разделяющем два района республики Бурятия. Стоит на перевале внушительных размеров монумент Будды Шакьямуни, и охраняет покой всех путников.

В 1973 году Васильев в составе делегации советских художников выехал в Чехословакию. Остановились в так называемой парковой зоне на полном обеспечении принимающей стороны. Но за два месяца бесплатного проживания гости должны были рассчитаться своими работами. Васильев поехал с полным чемоданом инструментов - топориком, стамесками, ножами и прочим. А вместе с ними заехал один венгерский скульптор. Вскоре он и говорит Васильеву: «Я сделал отличную скульптуру! Пойдем - оцени!». Работа представляла два раскрашенных ящика, сколоченных из досок и поставленных друг на друга. Посмотрел Васильев на его работу и только головой покачал: «Извини, Иштван, но я в абстракции не силен!». А венгр получил за работу гонорар и укатил в Голландию. А Васильев еще два месяца вырезал свои скульптуры из дерева. Зато получились они очень удачные. Это к тому, что Геннадий Георгиевич всегда выполнял свои работы от души, от всего сердца. Поэтому-то он и стал академиком.

Добрый реалист

Проезжая мимо села Боргой, на повороте в село Инзагатуй внимание каждого человека притягивают скачущие лани-косули. Скачущие в сторону горы Бурин-хан прекрасные 5 ланей гармонично вписываются в окружающую степь, сливаются с природой, как бы с глубокой древности обитали, бегали здесь, которых и видел, согласно легенде, Великий Чингис-хан. Васильев - реалист, и добиться сходства с натурой для него не проблема. Не все, наверное, знают, что легендарные «Олени» над Селенгой - это работа Васильева и что его чуть было, не убили за это. А поставили композицию в 70-х годах прошлого века. Тогда построили новый мост через Селенгу, и высокая скала над ней удачно подошла на роль постамента. В момент, когда завершалась установка композиции, раздался выстрел. Пуля чиркнула о скалу и рикошетом ушла в сторону реки. Автор и рабочие залегли. Оказалось, это проезжавший мимо водитель вытащил винчестер. Увидев скульптуры в лучах восходящего солнца, он принял их за живых оленей!

Эти изваяния монументальны, внутренне устойчивы, основательны. Они твердо стоят на земле, словно выросшие из нее. Эта земная привязанность скульптурных образов - характерная черта творчества Васильева. Она проявляется даже в таких темпераментных сюжетах, как бегущие лани, как бегущие лошади, - к ним особенно привязан мастер.

Творчество заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской Академии художеств вот уже более трех десятилетий, действительно, заслуженно занимают ведущее место в изобразительном искусстве республики. Как говорит искусствовед Маргарита Хабарова: «Диапазон его творчества широк и разнообразен. Работы, созданные Васильевым, современны, самостоятельны и оригинальны. Он не подражает слепо старым образцам, не заимствует у древности ни форм, ни манеры, ни стиля, и в то же время в его скульптурах нет формального любования пластическими объёмами».

Его работы рядом с нами. Они украшают наши природные ландшафты, знаменуют мемориальные места Джидинского района.

Заключение

Выполнив работу, я пришла к такому выводу. Бесспорно, Доржи Банзаров, является одним из выдающихся деятелей российского монголоведения первой половины XIX века, чьим именем бурятский народ всегда должен гордиться. Но также мы должны гордиться теми людьми, кто вложил все силы, весь свой талант для нас, для будущего поколения, оставляя после себя великие творения. Мы должны во все века высоко чтить память своего первого учёного Доржи Банзарова, также память великого человека, мэтра скульптурного жанра республики Геннадия Васильева, равняться на них, широко изучать и пропагандировать их жизнедеятельность и творческое наследие.

Использованная литература

  1. Богомолова И.И. « Выставка, посвященная 70-летию со дня рождения бурятского скульптора Г. Васильева». Материал с Интернета
  2. Кончин Е. «Легенды мудрого Будамшуу». Материал с Интернета
  3. Материалы с Интернета
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На Джидинской земле Путеводитель Произведения Васильева Геннадия Георгиевича

Скульптор Геннадий Васильев фигура известная в художественном мире. Родился 2 февраля 1940 года в селе Хандагай Голумецкого района Иркутской области. Жил и работал в Улан-Удэ. В 1962 г. окончил Ломоносовскую школу художественной резьбы по кости (Архангельская обл.). Республиканская премия Бурятской АССР 1981 г. за скульптурные произведения "Дети тайги", "Рабочие ЗММК", «Встреча» и «Сказитель». Премия Бурятии 1975 г. за скульптуры "Укрощение огня», «Голова бурята» . Почетная грамота Президиума Верховного Совета Бурятской АССР 1982 г. за оформление интерьеров Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева. Среди основных работ также скульптурные композиции: "Материнство" (1978), "Мать" (1987), " Арканщик " (1990), " Чабанка " (1990), "Кто победит?" (1990), "Танцующие лошади" (1996). Член-корреспондент АХ СССР (1988), Отделение "Урал, Сибирь, Дальний Восток". Заслуженный художник РСФСР (1986). Народный художник Бурятской АССР (1979). Председатель правления Союза художников с 1991 года.

Скульптор среди своих произведении

Статуя Будды Шакьямуни Описание: Статуя Будды на границе с Селенгинским районом. Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: октябрь 2008 года Автор фото: Аркадий Зарубин

Описание: Лани бегущие в сторону горы Бурин-Хан Автор скульптуры: Геннадий Васильев Время создания: август 2009 года Автор фото: Аркадий Зарубин « Инзаганууд »

Описание: Памятник первому бурятскому учёномуДоржи Банзарову Автор скульптуры: Геннадий Георгиевич Васильев Время создания: 11 июня 2010 года Автор фото: Аркадий Зарубин Памятник первому учёному

Работу выполнила: Малакшинова Дарима, ученица 7-го класса МБОУ « Цагатуйская средняя общеобразовательная школа» Джидинского района РБ.

Даши родился в 1967 году в небольшом селе в Читинской области в многодетной семье народного мастера-умельца.
Отец Даши слыл в деревне человеком, который умел делать своими руками буквально все - и мебель, и металлические дверные ручки, и ковры. Его вырезанные из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки - буддийские иконы, устанавливались в монастырях. Поэтому с самого детства, помогая отцу, дети учились разным ремеслам, умели мастерить, используя разные материалы.

Даши рос в этой атмосфере с самого раннего детства и поэтому ко времени взросления уже умел многое делать своими руками. Но так сложились обстоятельства, что в 15 лет Даши неожиданно сильно заболел, и в течение долгих 7 лет все хождения по врачам не приносили никакого результата. Юноша оказался на грани смерти.

В конце концов, родители оказались у шаманки, которая объяснила причину болезней и недомоганий тем, что люди забыли свои корни, перестали вспоминать о своих предках, помнить их имена. Шаманка провела свой обряд. Невероятно, но боль отступила сразу. А уже через 7 дней Даши находился в другом городе и искал работу. Та шаманка предрекла ему успех, потому что у Даши была способность видеть красоту окружающих вещей и воплощать ее в своих работах.

Даши начинает работать в мастерской бурятского скульптора Г.Г.Васильева в г. Улан-Удэ, где оттачивает свои навыки работы с разными материалами. Затем в 1988 г. поступает в Красноярский художественный институт. Его наставниками становятся известные художники - Л.Н.Головницкий, Ю.П.Ишханов, А.Х.Боярлин, Э.И.Пахомов.

После окончания института в 1992 г. Даши возвращается в Улан-Удэ, где продолжает работать. В 2000 г. после первой персональной выставки в г. Иркутске стало понятно, что в мире искусства появилось новое имя - Даши Намдакова. Выставка произвела фурор в арт-истеблишменте. Затем последовали успешные выставки в других городах России, успешные показы за рубежом.

"Образы зачастую посещают меня ночами, - говорит Даши, - когда сознание находится в пограничном состоянии между реальным миром и миром, населенным иллюзиями и духами". Эти видения Даши скрупулезно заносит на бумагу, чтобы не забыть, а потом мастерски переносит увиденное на другой материал - бронзу, серебро.

Скульптуры Даши родом из далеких миров. Оттуда, где нет границы между человеком и вселенной, там всё - частицы мироздания, занимающие уготованную каждому нишу в бесконечном потоке вселенских превращений. Именно так восток воспринимает этот мир - находя красоту в его целостности и хрупкой гармонии, боясь неловким движением разрушить установленный всевышним порядок.

Отсюда в работах Даши появляются шаманы, которые до сих пор играют важную роль в жизни современных бурят. Увиденная Даши мудрость вещей пронзает все его работы. Его воины, усталые от войны, не кажутся бесчеловечными варварами, а исполнены мудрости и величия. Женщины у Даши поземному соблазнительны и чувственны, но при этом стыдливо отворачивается от лишенного скромности художника. Если внимательно присмотреться к отдыхающей лани, разве можно не увидеть в ней спящую девушку? Красота окружает нас, где бы мы ни были, но увидеть ее дано не каждому.

"Воспринимай мир таким, какой он есть, ибо его создатель мудрее тебя, - говорят скульптуры Даши, - тогда тебе откроется истинная красота".

Работы Даши Намдакова, благодаря удивительному сочетанию новаторства и древних традиций Бурятии, необычной пластике и исключительному мастерству исполнения, были приобретены для личных коллекций первых лиц России, включая Президента РФ В.Путина.

Даши Намдаков — скульптор, не нуждающийся в представлении. Его работы выполнены в технике художественного литья, ковки и смешанной технике. Любимые материалы мастера — серебро, золото, бронза, медь, дерево, конский волос, бивень мамонта. В скульптурах, ювелирных миниатюрах, графике — во всем этом виден его самобытный почерк, не похожий ни на какой другой, в основе которого лежат элементы национальной культуры, традиции Центральной Азии, буддийские мотивы. И в тоже время его творчество понятно всем, будто есть в его работах что-то, что задевает за самые тонкие струны души человека любоссй национальности.

Легенда (браслет)

Азарт (кулон)

Африка (кольцо)

Африка (кулон)

Африка (серьги)

Барашек (кулон)

Близнецы (шейное украшение)

Ноктюрн (перстень)

Вавилон (перстень)

Вечность (кулон)

Вечность (серьги)

Голова лошади (нагрудное украшение)

Жук-носорог

Змея (кулон)

Истина (браслет)

Козерог (перстень)

Комар (статуэтка)

Лемур (перстень)

Личинки (серьги)

Лягушка (перстень)

Маленький Будда (миниатюра)

Манта (кулон)

Манта (перстень)

Маска (печать)

Наутилус (кулон)

Носорог

Овен (кольцо)

Осьминог (перстень)

Охотница

Пантера (кулон)

Пантера (серьги)

Паук (кулон)

Полет (кулон)

Принцесса

Просветленный

Рождение

Сверчок

Скифия (кулон)
божьим даром: “По повелению западных тэнгриев кузнец Божинтой отправил на землю своих детей, чтобы обучить людей кузнечному ремеслу, это искусство стало передаваться по наследству потомкам” (строки из предания бурят). Отец Даши Намдакова — мастер на все руки: делал мебель, ткал ковры, занимался живописью, вырезал из дерева скульптуры буддийских божеств и тангки (буддийские иконы). Взращенный в такой среде Даши впитал в себя все самое лучшее.

Учился в Красноярском Государственном художественном институте, после окончания которого перебрался в Улан-Удэ.

Ниже приводим с Даши Намдаковым интервью, которое взяла Елена Преображенская. (Источник: Преображенская Е. Пластика Будды./ Елена Преображенская.// Крестьянка. - 2004. - № 1 - с.68-71)

Даши Намдаков. Лучник. 2000


Скульптор Даши НАМДАКОВ необычен во всем. Экзотическое имя, которое полностью звучит как Даши-Нима и в переводе означает «удачливое солнце», родители дали ему по совету буддийских лам. В его истории есть тяжелая болезнь, снятое, как он считает, проклятие, последовавшее выздоровление и успех — такой, какого ждут порой всю жизнь. Но самое главное и поистине волшебное — это его работы.

Шаманы, воины, князья, звери, птицы, духи природы, деревья — его обычные герои. Бронза — любимый материал. Сегодня Даши Намдаков более чем популярен и востребован. Выставки скульптора проходят с неизменным успехом. Его пригласили к сотрудничеству крупнейшие галереи мира. Именно его работы стали призами Международного экологического кинофестиваля и целого ряда конкурсов. Государственный Эрмитаж приобрел скульптуры Даши для своей экспозиции, не говоря уже о коллекционерах Европы, Японии, Германии и США. Три скульптуры Даши Намдакова есть в личной коллекции Владимира Путина.

- А что это была за обстановка?

Я вырос в таком мире, который обычному человеку просто незнаком. Родился в селе Укурик, в Читинской области, что возле Бурятии. Наша земля насыщена мифами, сказаниями, легендами. Там и сегодня верят в духов, шаманов, колдовство. Хотя верят — это даже не совсем подходящее слово. Как жители Древней Греции и не думали сомневаться в существовании богов, их воли, духов, драконов, всевозможной нечисти, вполне комфортно существуя в такой системе мира, примерно так живут и буряты. А человеку, выросшему и живущему вне бурятской земли, трудно все это воспринять.

- И вы действительно должны были стать шаманом, а не скульптором?

У меня мощные шаманские корни. Но я с детства стремился к другому: быть художником, реализовать себя в изобразительном искусстве. Вообще нас воспитывали так: никогда не ругали, никогда не били, никогда ничего не советовали. Например, я серьезно занимался боксом и прекрасно видел, что родители относятся к этому неодобрительно. Мне не было сказано ни одного слова, но я чувствовал их крайнее недовольство.

- Но вы игнорировали это?

Дело в том, что я был вынужден заниматься спортом, мне нужно было хорошо драться, чтобы выжить. В семь лет я попал в интернат, порядки в котором вполне сравнимы с армейскими. Этот жестокий мир стал контрастом миру моего раннего детства, наполненному красотой, сказками, общением с природой. Я думаю, что болезнь, которая преследовала меня вплоть до юношеского возраста и которую многие отнесли к разряду пиар-приемов, была не в последнюю очередь вызвана этим диссонансом. А шаманы, проклятия, предписанные ими методы лечения — все это тоже присутствовало и совершенно логично накладывалось на жизненную ситуацию. Я очень чувствительный человек, и существовать среди грубости и жестокости мне было крайне сложно. Пришлось учиться себя защищать.

- А как осуществлялось художественное воспитание внутри семьи?

Мои родители — крестьяне, но отец при этом — буддийский художник. Не художник по профессии, он всегда рисовал, вырезал из дерева для буддийских храмов. Таким художником может быть только верующий человек. Все воспитание в семье ориенировало детей — а нас восемь человек — именно на художественное творчество. Мы все лепили, резали по дереву, рисовали, ткали шерсть, чеканили по металлу. Садились в кружок и ткали, например, ковер. Отец давал определенную тему, и каждый по-своему ткал свою часть общего рисунка. Точно так же и рисовали: каждый в меру своих сил выполнял тот фрагмент общей картины, который ему по плечу. Так что я всегда мечтал быть именно художником.

Даши Намдаков. Ритуал. 2001


- Буддийским художником?

Видите ли, у этого понятия — буддийское искусство — есть своя специфика. Все, что делает буддийский художник, подчинено одной цели: выразить отношение искренне верующего человека к религии. Маленький ребенок — это Бог, все, что он делает, абсолютно лишено греховности. И с этой точки зрения все, что я делал тогда, в детстве, было гораздо ближе именно к буддийскому искусству. Но нужно понимать: то, что я делаю сегодня, то, что представлено на моих выставках и в каталогах — это абсолютно светское творчество. Существует огромное количество нюансов,которые,собственно,и делают скульптуру религиозной или светской. Для того чтобы всерьез заниматься буддийским искусством,мне нужно еще очень многое изучать более подробно и глубоко — традиции, историю... Малейшая ошибка влечет за собой наказание — таков взгляд на творчество буддиста. Религиозные вещи предназначены строго соответствовать канону. Сегодня я не чувствую себя готовым, достаточно зрелым для такого рода работы. Я оставил это на потом, придет время, и я займусь действительно буддийской пластикой. Наверное, для человека, далекого от буддийской среды, любая экзотика — монгольская, тибетская, бурятская и есть буддийская. Я же родился в этой культурной традиции, вырос в ней, и, видимо, все, что я делаю, будет нести в себе несколько экзотический, а для дилетанта именно буддийский отголосок. Даже если я очень захочу, избавиться от этого невозможно.

В Бурятии я жил в абсолютно замкнутом пространстве, не бывал ни в Америке, ни в Европе, в Москве-то был пару раз и не подолгу. Я не видел музеев мира,не имел особенно четкого представления о современном искусстве. Но, знаете, иногда мне кажется, что если бы я с детства вращался в более открытой среде, я не стал бы таким, какой я есть. Мои работы были бы посредственными и безликими, в них трудно было бы уловить мою индивидуальность. Конечно, информация необходима, нельзя, да и невозможно искусственно ограждать себя от нее. Но некоторая замкнутость позволила мне максимально полно впитать в себя, пережить и прочувствовать культуру и историю Бурятии, моего родного народа.

Даши Намдаков. ЖЕМЧУЖИНА. Бронза, 2OO1 г. Женские образы в скульптурах Даши Намдакова целомудренны, нежны и лиричны.

— Но при этом вы получили классическое художественное образование?

— Да, я окончил отделение скульптуры Красноярского художественного института. Но, как видите, академическое образование никак не скорректировало мой собственный авторский взгляд, не сделало мои работы более европейскими, не лишило их того, что называется «этническим колоритом». Вполне возможно, окончи я какую-либо из более авторитарных школ живописи — скажем, Суриковский институт в Москве или Академию художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, — все было бы несколько иначе. Там, во всяком случае, до недавнего времени, преподавали достаточно жестко. Освободиться от влияния определенной школы в живописи сложно: мы ведь знаем массу примеров, когда целый поток учеников пишет так, как их учитель — и ничего с этим не поделаешь.

В таком случае нужно ли вообще художнику учиться? Нет в этом угрозы для его самобытности?

Чтобы чем-либо заниматься, обязательно нужно иметь определенную базу. В институте я получил чисто академические навыки: изображение света, тени, пропорций, пластические приемы. Овладение всем этим на уровне техники дает свободу в выражении идеи. Но учеба никак не повлияла на мое восприятие мира. Мне очень повезло с педагогами. Среди них были, например, такие люди, как Эдуард Пахомов и Азат Баярлин, они сами совсем недавно окончили Репинку и совершенно не стремились как-то воздействовать на своих студентов с позиций авторитета, не подавали себя как менторы. Влиять, воспитывать в искусстве — дело крайне ответственное, и они это, к счастью, понимали. У нас сложились скорее дружеские, чем ученически-наставнические отношения. Но после института пришлось заниматься самыми разными вещами, в том числе и не имеющими никакого отношения к изобразительному искусству. Я ведь окончил институт в 1992 году, помните, что это было за время — кризис, неопределенность. К тому же дело было в Улан-Удэ, а не в Москве. Если здесь появлялись состоятельные иностранцы, интересующиеся живописью, то там все было гораздо труднее. Во всяком случае, никаким искусством заработать на жизнь было не реально. Но я должен был содержать семью. И я, например, занимался бизнесом — торговал чаем. Всякое было. Мне очень повезло: меня всегда поддерживала моя жена. Она бухгалтер, работала тогда в банковской структуре и не пилила меня, не заставляла идти и во что бы то ни стало зарабатывать деньги. Жена мне говорила: «Подожди, пусть не сейчас, но позже придет твое время».


Даши Намдаков. Царица. 2001. Грациозные движения гибкой от природы кошки энергичны. Развитая мускулатура и выпущенные когти ни на минуту не дают засомневаться в том, что материнский инстинкт черной пантеры силен, а она опасна тому, кто может представлять угрозу ее потомству.

- Если бы бизнес принес крупные успехи, вы могли бы отказаться от живописи в пользу торговли или предпринимательства?

Это все-таки не мое призвание. Я видел тогда ребят, действительно гениальных в этой сфере, бизнес — это ведь тоже призвание, точно такое же, как рисовать или петь. Не думаю, что смог бы отказаться от своей мечты стать скульптором. Сейчас, когда мы с женой приезжаем отдыхать на турбазу, для меня просто мука — сидеть без дела на берегу речки. Я думаю о своей будущей работе и одновременно рисую, вижу то, что хочу сделать, целиком. Ведь скульптура, на мой взгляд, сложнее, чем живопись. Там художник имеет дело с плоскостью, что-то может спрятать от зрителя, утаить, поиграть со светом и тенью. Все, что делает скульптор, — на виду.

А вообще меня многое увлекает. После института я пять лет работал в ювелирном деле. Это было, с одной стороны, любопытно для меня, с другой — давало возможность что-то заработать: свою первую выставку скульптуры я сделал именно на средства, заработанные ювелирной пластикой.

Сейчас я несколько устал от скульптуры, хочу опять вернуться к ювелирному делу. Возможно, это будут какие-то утилитарные, носибельные вещи, возможно, статуэтки, сделанные из драгоценных металлов. Пока точно сказать не могу. Еще меня привлекает книжная графика, я очень хочу проиллюстрировать героические бурятские эпосы. Складываясь в течение веков, они стали слишком сложными для восприятия обычного человека, если он не этнограф и не историк, так что здесь очень важна качественная литературная обработка. Если такая будет представлена кем-то из писателей, я с удовольствием поработал бы над иллюстрациями. Есть еще идея заняться анимацией, разработать рисунки для большого мультфильма, опять же по мотивам бурятской мифологии. Мне все интересно, я во многом готов себя попробовать.

- А какие книги вы читаете?

Сейчас я стал читать, кстати, гораздо больше, чем в юности. Конечно, перечитываю Толстого, Достоевского, это нужно делать обязательно. Многие идеи, мысли этих авторов я начинаю понимать по-настоящему только теперь. Читаю модных авторов — думаю, это тоже нужно, хотя бы для того, чтобы получить представление о книгах, которые популярны сегодня. Так что Харуки Мураками и Паоло Коэльо мною прочитаны. Кстати, «Алхимик» Коэльо мне очень понравился, я временами даже чувствовал, что эта книга обо мне: так много параллелей с моей жизнью, с моими мыслями. Мне было интересно.

- Знаете, говорят, будто бы Коэльо, будучи учеником мага, заколдовал тиражи своих книг, поэтому они так быстро расходятся. О вас говорят, что вы специальным образом энергетически заряжаете свои скульптуры и человек, попав под этот заряд, не может спокойно пройти мимо.

Да, я читал у кого-то из искусствоведов нечто подобное. Естественно, имея очень сильную предрасположенность к шаманской практике, я просто не могу не сообщать своим вещам некоторый потенциал. Один шаман, пришедший на мою выставку, просто пулей вылетел из зала: ему стало невозможно находиться около моих скульптур. Это очень тонкие вещи. Но специально для того, чтобы мои статуэтки продавались, я, конечно, не провожу над ними обрядов.

- Как с критиками складываются отношения?

Честно говоря, пока я какой-то отрицательной серьезной критики не замечал. Видимо, матерые искусствоведы пока до меня не добрались. Когда доберутся, буду внимательно смотреть, вдруг в их замечаниях будет рациональное зерно?

- Кто вам нравится из современных коллег?

— Мои интересы, приоритеты постоянно меняются. Если говорить о современниках, мне интересны Джакомо Манцу, Генри Мур, Бранкузи. Не так давно я открыл для себя итальянского скульптора Марино Марини. Пока не увидел его работ «живьем», я находил их примитивными.

Раньше главными ориентирами в искусстве для меня были те, которые навязывались и пропагандировались школой: Греция, Рим, Итальянское Возрождение. Но когда я уже сам начал подробно интересоваться мировой культурой, я понял, что существуют никак не менее интересные и значительные ее элементы. Например, в скульптуре Африки есть внешне абсолютно примитивные вещи, но совершенства в них никак не меньше, чем в Давиде Микеланджело. Придя в музей, я первым делом иду в зал первобытной культуры. Искусство этого периода не спрятано под шелухой цивилизации. Мне близко все от Египта, Ассирии, Вавилона, Финикии, в сторону Индии, Китая и Японии. А все, что делалось южнее — скажем, Индонезия, — мне не так нравится: слишком, на мой взгляд, слащаво. Но в принципе, если бы современное искусство достигло уровня первобытного, это был бы просто эстетический прорыв. Если задаться целью и поездить по России, можно найти с десяток очень и очень интересных скульпторов. В Якутске, на Урале есть ребята на голову выше раскрученных сегодня мастеров. Просто они сидят у себя в глубинке, и никто о них не знает. Все тусовки и пиар-акции происходят в Москве, именно здесь художник становится известным. Ведь для того, чтобы музей или коллекционер купил работу того или иного художника, она должна быть продемонстрирована.

- В современной России есть институт меценатства?

Он должен быть в каждом культурном обществе, в нашем, к счастью, возрождается. Мне повезло, на моем пути встретился Константин Ханхалаев, он буквально за уши вытащил меня в Москву. Кто-то должен помогать художникам, без этого невозможно развитие искусства. Я не знал, будет ли воспринято и востребовано то, что я делаю, за пределами моей земли, но я и не задумывался об этом, просто искал то, что меня увлекает. Я понимал, что этот поиск — тонкое лезвие, шаг влево, шаг вправо—и ты оступился, просто не нашел своего лица. В этом главная опасность, потому что в таком случае ты не интересен ни себе, ни зрителю. Но, судя по тому, что мои выставки интересны и в Европе, и в Америке, и в России, смею надеяться, что мне удалось и удастся в будущем удержаться на этой тонкой грани.

http://www.dashi-art.com/ru/about.php сайт, посвященный искусству Даши Намдакова, статьи о его творчестве и биографии, его произведения.


Всадница

С творчеством Даши Намдакова я знакома достаточно давно. Когда впервые увидела его скульптуры – влюбилась сразу, с первого взгляда. С тех самых давних пор я являюсь большой поклонницей творчества этого знаменитого бурятского скульптора, известность и признанность которого распространяется далеко за пределы России. У его скульптур особый стиль, присущий только Даши. Эти артефакты не спутаешь ни с чьими. Они распознаются уже издалека по едва заметным силуэтам.

Скрипачка

Если в вашем городе вдруг будет проходить выставка шедевров Даши Намдакова или его семьи – обязательно сходите. Эти уникальные работы найдут отклик в сердце каждого, даже тех людей, кто далек от искусства. Это некое ощущение, для описания которого я не могу подобрать нужных слов.

Алтаргана

Творчество Даши накрепко переплетено с культурными традициями его родины – Забайкальского края. Его предки, потомки кочевников, кроме основного занятия – скотоводства, были умелыми ремесленниками и славились искусной обработкой природного материала: дерева, кости, кожи, шелковых тканей, чеканного серебра, конского волоса, овечьей шерсти.

В настоящее время в Иркутске проходит выставка авторских кукол семьи Намдаковых УЛЬГЕР (в переводе с бурятского – сказка), которые изготовлены по эскизам Даши. Эта коллекция выставляется впервые. Ну, естественно, я не могла пропустить такое событие.
В основе образа каждой куклы лежит графический эскиз, который рождает идею куклы.
Даши делает эскизы, другие члены семьи мастерят каркасы кукол, третьи – придают основную форму и колорит образа персонажа, «одевая» его, используя натуральные материалы и традиционные техники. Деревянные троны, лица из папье-маше, коралловые бусы, ручное шитье и плетение из конского волоса придают изделиям уникальность и неповторимое очарование.

И опять я не могу выразить словами их внешнее спокойствие и внутренний глубинный смысл. Некая внешняя отрешенность и внутренняя глубина. Вот как это назвать? Может быть — внутреннее пространство?!
Они напоминают персонажей исторических легенд, героев бурятского эпоса или буддийских притч.
Куклы статичны, но у каждой из них есть определенных характер, а в изысканной позе – характерная пластика. Следование национальной традиции бурят при обработке дерева, и тканей, а также «ювелирные» техники шитья, плетения из конского волоса, волоса яка, декорирование разными материалами, вызывают восторг и восхищение мастеровом рукодельниц.

Девушка-лебедь или Хуун-шубуун — прародительница одного из больших бурятских родов - хори. К этому роду принадлежит и сам художник.

Тема «кукол» в прикладном творчестве многих народов мира тесно связана с ритуалами и играми, которые возникли еще в глубокой древности. Традиция изготовления кукол в культуре бурят происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам местности. Позднее пришла культура ламаизма, в которой представлены богатейшие традиции художественного ремесла в самых разных видах искусства. На алтарях храмов, в ритуалах и театрализованных представлениях можно видеть божества и маски, выполненные ремесленниками из разных материалов и в различных техниках. В подражание им в семьях бурят на домашних алтарях также появились фигуры божеств-хранителей, искусно сделанных руками мастеров.

представляет свою работу «Хранитель Байкала» . Это древнее дерево, с засохшим стволом, в короне из рогов сакрального животного. Сейчас оно застыло, но проснется в тот момент, когда озеру будет угрожать опасность. Цель скульптуры – обратить внимание всего мира на экологические проблемы Байкала, чтобы помочь сохранить чистоту и первозданный вид озера. Даши планирует установить подобную скульптуру, только высотой 7,5 м, на берегу Байкала, на самой высокой точке – мысе Хобой, где открываются прекрасные панорамные виды на озеро. И эти виды доступны посетителям выставки, только в виртуальной реальности. Вы перенесетесь в то место: подойдете к краю мыса, зайдете в дупло дерева и увидите его изнутри…Впечатляет!

Для Даши Намдакова очень важна связь человека с природой: «Мы не должны отрываться от своих корней, от сил природы. Земля, вода, воздух… Любви к стихиям не научишь. Их надо чувствовать и черпать в них силы» . Но художник тоже пришел к этому осознанию не сразу. Его подтолкнуло одно событие – немного удивительное, мистическое: будучи подростком, Даши сильно заболел. Медицина была бессильна перед его заболеванием. Исцелить художника смогла лишь шаманка, проведя сложный обряд. Она объяснила ему потом, что болезнь является платой за разрыв связей с природой. Именно с этого момента начинается новый этап в жизни и творчестве художника. Кстати, имя Даши Намдакова в переводе с тибетского означает «удачливое солнце».

В работах Даши Намдакова отчетливо видны образы древнего мира. Художник словно «вдыхает» новую жизнь в забытые сюжеты и формы прежних эпох, перенося их в современный мир, наполняя силой и энергией. По вероисповеданию Даши – буддист. В свое время его отец вырезал из дерева буддийские символы, фигурки божеств и лам. Традиционные образы работ Даши Намдакова – это кочевники, всадники, воины, сакральные фигуры, тотемные животные, мифологические существа. Его персонажи, как правило, с изогнутыми, вытянутыми, непропорциональными частями тела, и почти все из них обладают азиатскими чертами лица. По словам Даши, он часто видит будущее творение во сне.

Скульптуры Даши Намдакова находятся в частных коллекциях В. В. Путина, М. Ш. Шаймиева, Ю. М. Лужкова, Р. А. Абрамовича, а также в частных собраниях в Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване. А его ювелирные украшения носят многие звезды, в том числе и голливудская актриса Ума Турман.

В чем секрет успеха бурятского скульптора? Некоторые зрители, разглядывавшие работы Даши, утверждают, что его работы обладают необычайно сильной энергетикой, которая притягивает. В них есть что-то «мистическое», «колдовское», «шаманское».

О 7-й московской биеннале современного искусства написано