Проект «Венок дружбы» по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям народов Поволжья. Проект: «К истокам татарской народной культуры Проект ознакомление дошкольников с культурой татарского народа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Радищевский детский сад №1»

Проект

«Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями татарского народа»

Подготовила:

Воспитатель Г.Р. Богданова

р.п. Радищево

2016-2017 гг.

Актуальность . На современном этапе развития общества проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной. Первые шаги в социум связаны с приобщением ребенка к народной культуре. Чтобы понять и принять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и социальную ценность.

Традиции каждого народа неповторимо своеобразны. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, т.е. особым педагогическим процессом, охватывающий в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

Цель. Приобщение детей к культуре татарского народа.

Задачи.

  1. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре, народному творчеству, традициям, народным детским играм.
  2. Воспитывать любовь к родному дому, семье, малой родине – селу, к родной земле.
  3. Знакомить детей с истоками народной мудрости: сказками, потешками, загадками, закличками, пословицами и поговорками.
  4. Развивать у детей чувство причастности к традициям и бытовой культуре татарского народа.
  5. Воспитывать желание создавать красоту своими руками.

По продолжительности проект долгосрочный (1год); познавательно – творческий.

Подготовительный этап.

  1. Подбор материала для бесед, игр и занятий.
  2. Сбор иллюстрации, демонстрационного материала, литературы.
  3. Подбор фольклорного материала.
  4. Составление картотеки подвижных и хороводных игр.
  5. Сбор материала и предметов быта для развивающей среды (с помощью родителей).

Работа над проектом.

Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники и развлечения, игровая деятельность, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, работа с родителями и социумом.

Прогнозируемый результат.

Культурные традиции татарского народа окажут большое воспитательное влияние на воспитанников. В результате реализации проекта у детей формируется:

  • нравственно-патриотические чувства;
  • основы национального самосознания;
  • умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
  • положительное эмоциональное отношение к произведениям татарских
  • писателей; предметам народной культуры.

Тематический план

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Народная культура и традиции татар.

Познакомить с народными традициями, обычаями, обрядами; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о татарской национальной кухне.

Октябрь

«Я и моя семья». Обычаи и традиции.

Знакомство с понятием «Семья» - Гаиля. Закрепить представление детей о семье, семейных традициях.

Воспитывать интерес к семейным реликвиям, обогатить словарный запас детей.

Ноябрь

Народные татарские праздники и игры.

Познакомить детей с татарскими национальными праздниками: их историей, когда проводятся, какие обычаи на празднике соблюдаются.

«Праздник гуся – Каз омясе».

Разучить татарские народные подвижные игры: «Продаём горшки», «Тюбетейка», «Спутанные кони».

День татарских народных игр.

Декабрь

Татарская национальная одежда (мужская и женская).

Художественное творчество.

Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, тюбетей, читек) и женского (кюльмэк, калфак, читек) костюмов.

Рисование. Украшение фартука татарским национальным орнаментом.

Чтение стихотворения «Калфак» Р. Валеевой.

Январь

Национальная кухня и гостеприимство татарского народа.

Ознакомление с национальными блюдами. Национальные блюда: чак-чак, бэлеш, кош теле, губадия, кыстыбый и др.

Лепка: «Чак-чак – национальное татарское блюдо»

Ознакомление с правилами приема гостей в татарских семьях.

Февраль

Татарстан.

Познакомить с республикой Татарстан, с ее символикой, природой и людьми.

Знакомство со столицей Татарстана – город Казань.

Развлечение «Путешествие в Татарстан»

Март

Устное народное творчество

Знакомство детей с малыми жанрами татарского фольклора.

Познакомить детей с пословицами, как формой выражения народной мудрости.

Знакомство с татарскими народными сказками.

Слушание татарских мелодий.

Проведение праздника «Грачиная каша – Карга боткасы».

Апрель

Творчество поэтов и писателей Татарстана.

Познакомить с творчеством Габдуллы Тукая.

Чтение сказки «Шурале» (Леший).

Разучивание стихотворения Г. Тукая «Работу закончил – можно поиграть»

Инсценировка стихотворения Г. Тукая «Ребёнок и мотылёк».

Экскурсия в библиотеку.

Расширить представление детей о татарском народе.

Май

Люби свой край и воспевай.

Фестиваль славянской культуры «Дикий пион»

Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник.

Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре.

«Венок дружбы». Представление татарской площадки.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2004 г.
  2. Ахметзянова Ю.А. Татарские блюда/ Ю.А. Ахметзянова – Казань, 2008 г.
  3. Зиганшина Р.Г. «Чишмэ» (Родник) методическое пособие по ознакомлению дошкольников с языком и культурой татарского народа. Ульяновск, 2010.
  4. «Культура народов Поволжья» УИПК ПРО г. Ульяновск. 2011 г., А. Ш. Кержнер. В.А. Архипова.
  5. «Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста». УИПК ПРО г. Ульяновск. 2004 г.

народов Поволжья »

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №3 «Звёздочка»

г. Ершова Саратовской области»

Мартышкина О.А.

Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.

Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »

«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Актуальность темы:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.

Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.

Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

    Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.

    Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.

    Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

    Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.

Задачи проектируемого процесса на родителей:

1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.

Ожидаемые результаты проекта:

    Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.

    Укрепление образовательного поля «ребенок семья - учреждение – общество».

    Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.

    Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.

Средствареализации проекта:

    Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);

    просвещение родителей;

    чтение художественных произведений;

    экскурсии.

Проект реализуется в 3 этапа:

1этап организационно-подготовительный этап;

2 этап практическая деятельность;

3 этап заключительный.

I этап - организационно-подготовительный этап:

    Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.

    Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.

    Разработка проекта.

II этап практическая деятельность - реализация проекта

Срок

Познавательная деятельность

Игровая деятельность

Продуктивная деятельность

Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора

Октябрь

Беседа о народах Поволжья.

Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья».

Д/и « Одень куклу в национальный костюм»,

«Подбери узор», «Чей головной убор?»

Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка»

Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.

Рассказывание русских и татарских сказок.

Ноябрь

Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.

Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Раскраска «Народные костюмы»

Создание книжки-малышки «Национальный костюм»

Праздник «День народного единства»

Участие в муниципальном фестивале народностей

«В семье единой»

Декабрь

Совместные посиделки с родителями и детьми:

«Мои корни», «Традиции»

История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.

Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды»

Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья

НОД «Музыка народов Поволжья»

Развлечения «Сказки народов Поволжья»

Январь

Чтение сказок народов Поволжья

Беседа -семейные обряды

Разучивание подвижных народных игр

Театрализация народных сказок

Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии».

Разучивание танцев

русского, татарского, казахского.

Февраль

Беседа «Как появилась кукла»

Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры».

Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок».

Разучивание подвижных народных игр

«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол

Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»

Март

Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека

Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор»

Оформление фото-альбома «Национальные праздники»

Украшение мордовского национального пояса бисером

Весенние обрядовые заклички.

Развлечение «Масленица»

Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».

Апрель

Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах

Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды».

Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта»

«Укрась фартук» орнамент татарского народа.

Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов.

Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».

Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья»

Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр»

Создание альбомов семейных традиций

Развлечение

«Дружно мы живем в краю нашем родном»

Мероприятия с родителями дошкольников:

    Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.

    Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.

    Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.

    Консультации для родителей:

- «Как играть в народные игры» (ноябрь)

- «Подвижные игры разных народов» (январь)

III этап - заключительный

Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.

Список литературы

    «Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003

    Русские народные игры» http://www.laduski.ru

    «Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002

    Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

    Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

    Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

    Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

    Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012

Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.

Проект «Венок дружбы».

Аннотация.

Описание краткосрочного проекта «Венок дружбы» по приобщению детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям народов Поволжья. Материал рекомендован работникам дошкольных учреждений и родителям.

Актуальность.

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.

Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность «Венок дружбы».

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети разновозрастной группы от 5 до 6 лет и их родители.

Алгоритм разработки проекта.

Подготовительный этап.

1. Выбор темы проекта

2. Определение целей и задач, составление плана работы.

3. Подбор материала, уточнение имеющейся информации.

Практический этап /формирование специфических знаний, умений, навыков/.

1. Образовательная область «Познавательное развитие»:

Беседы; дидактические игры и упражнения.

2. Образовательная область «Речевое развитие»

Беседа о национальных костюмах и орнаментах

Дидактические игры

Драматизация сказок

3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки

Рисование, лепка, аппликация.

4. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Дидактические и сюжетно-ролевые игры

5. Образовательная область «Физическое развитие»

Народные подвижные игры.

Методологическая основа проекта: формирование человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других национальностей, умеющего жить в согласии с людьми разных национальностей;

Подготовка к жизни в политическом социуме;

Взаимосвязь этнических, национальных, языковых элементов Самарской области и их влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

Задачи проекта :

Знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья (русские, татары, чуваши, мордва);

Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

Обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

Воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, родному краю;

Формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья;

Формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно – патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

Все вышеперечисленные задачи проекта реализуются как во время проведения организованно образовательной деятельности, так и во всех режимных отрезках.

Форма проведения занятий:

ознакомление, обыгрывание, заучивание, закрепление.

Время проведения: 20 мин.

Место проведения: музей СП д/с «Берёзка» ГБОУ СОШ с. Орловка.

Для приобщения дошкольников к народной культуре Поволжья созданы определенные условия : многофункциональные уголки в группе «Уголок ряженья»; центр «Театр», где размещены различные виды театров; аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок; произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта; библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира; картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Приобщая детей к истокам народной культуры, знакомим детей с народными костюмами.

В нашей области, да и в нашем селе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, мордва.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов, обладать такими личными качествами, как: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьёй. Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада, с энтузиазмом включаются в поиски предметов быта, национальной одежды, обшить куклу в национальный костюм.

Конспект НОД на тему: «Красота татарского национального костюма»

Программные задачи:

Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.

Учить различать татарские головные уборы – калфак и тюбетейку.

Развивать интерес к культуре народов своего края. Воспитывать доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Продолжать учить украшать узором фартуки, используя элементы татарского орнамента.

Ход занятия:

В группу заходит родитель в татарском национальном костюме и здоровается на татарском языке: « Исэнмесез! ». Предлагает детям поздороваться на татарском языке.

Рассказ родителя о татарских нарядах.

Картинка №1. Женский праздничный татарский народный костюм.

Это женский татарский национальный костюм. Посмотрите, женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. Камзол шили из бархата, а платье из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).

Картинка №2. Калфак

На голову женщины одевали калфак. Он также шился из дорогой ткани – бархата, парчи и украшался вышивкой золотыми нитями, бисером, пайетками.

Картинка №3 Мужской татарский народный костюм.

Это мужской татарский костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку.

Картинка №4 Тюбетейка.

Тюбетейки шились из бархата и также, как женский калфак украшались вышивкой из бисера или золотых, серебряных нитей.

Картинка № 5 Ичиги.

На ногах и женщины и мужчины носили ичиги - сапоги, сшитые из мягкой кожи. Ичиги украшались кожаной мозаикой.

Картинка № 6 Татарский орнамент

У татарского народа существует три вида орнамента:

1) Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

2) Второй вид орнамента – «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий.

3) Третий вид – «зооморфный» - среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток.

Одежда татар в основном украшалась цветочно-растительным орнаментом.

А сейчас давайте поиграем в татарскую национальную игру «Тимербай».

    Пять детей у Тимербая,

    Дружно, весело играют.

    В речке быстрой искупались,

    Нашалились, наплескались,

    Хорошенечко отмылись

    И красиво нарядились.

    И ни есть, ни пить не стали,

    В лес под вечер прибежали,

    Друг на друга поглядели,

    Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Предлагает потанцевать под татарскую национальную музыку.

Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Сегодня мы с вами будем украшать орнаментом девочки – фартуки, а мальчики – тюбетейки. Для этого давайте перейдём за столы, на которых размещены все необходимые для вашей работы предметы.

(Дети украшают орнаментами свои фартуки и тюбетейки. Во время работы детей фоном включается кассета с татарской национальной музыкой).

Итоги работы

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Посмотрите, какие красивые фартуки у нас получились (рассматриваются работы ребят).

Из красивых лоскутков

Фартук праздничный готов

И горят на ней цветы

Небывалой красоты.

Конспект НОД на тему: «Сказ о национальном костюме Мордовском».

Цель:

Приобщать к истокам Мордовской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

Развивать у детей познавательный интерес к народному творчеству.

Формировать опыт общения и чувство коллективизма.

Включение детей в художественную деятельность, основанную на материале народного творчества.

Познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;

Продолжать развивать творческие способности.

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к изделиям народных мастеров.

Демонстрационный материал:

Мордовский национальный костюм.

Красочные иллюстрации и репродукции, картинки.

Материал для продуктивной изобразительной деятельности.

Словарная работа: сапоня, панго, пулай, панар.

Формы и средства обучения: образно-художественная, практическая, игровая, наглядная.

Ход занятия:

Родитель в мордовском национальном костюме: Шумбратадо, шабат! Я поздоровалась с вами на мордовском языке. Это означает: «Здравствуйте дети!». Предлагает повторить.

Дети повторяют: Шумбратадо! (Здравствуйте)

Р: Скажите, ребята, на каком языке мы с вами поздоровались?

Д: Ответы детей (на мордовском)

Р: Правильно ребята, мы с вами поздоровались на мордовском языке.

Рассказ родителя.

Мордва один из древнейших народов – России.

Давным-давно жил был народ Мордовский. Жили они дружно. Мужики землю возделывали, на охоту и рыбалку ходили. А женщины мужикам в поле помогали, кушать готовили, холсты ткали и одежду шили. И вот в один из дней, когда мужчины были на охоте, пришел в деревню человек злой да жадный, пришел не один, а с войском своим большим. А в деревне только дети, старики да женщины. И ограбил он деревню, забрал все, что было ценного и не очень, и когда уходил, сказал, что скоро вернется. Погоревали жители деревни, да стали думать, что делать. Думали, думали да придумали. Женщины соткали холст. Сшили из него рубахи себе длинные, назвали на мордовском языке «панар» (Дети повторяют). Несколько дней и ночей вышивали они узор замысловатый на «панаре» из ниток шерстяных, черного цвета как земля Мордовская, красного, как кровь, которая соединяет народ Мордовский, а еще в вышивке были нити желтого цвета как солнышко ясное и зеленого, как лес дремучий. Нарядились они в эти «панары» белые, вышитые, сверху надели передник красный «сапоня» (Дети повторяют, расшитый и украшенный лентами разноцветными, ещё повязали пояс – «каркс» (Дети повторяют, украшенный бисером, ракушками и монетами. На головы завязали платки разноцветные – «руця» (Дети повторяют). И вышли встречать злодея. Удивился он, когда увидал женщин в нарядах диковинных и вдруг засмотрелся на вышивку на костюмах. Да так засмотрелся, что забыл, зачем пришёл. А люди не стали ему напоминать об этом. Выбрал он себе девушку в жёны, большую мастерицу по вышивке и остался жить в этой деревне. Так и жили они себе, поживали. Дружно работали, так же дружно и веселились. Давайте ребята и мы повеселимся, поиграем в мордовскую народную игру «Раю – раю».

(Игра «Раю – раю»)

Р: Молодцы ребята. Можете веселиться, а сейчас садитесь на свои места и давайте рассмотрим нашу выставку национального мордовского костюма. (На доске цветные иллюстрации мордовского костюма.) Ребята, а из ниток какого цвета выполнена вышивка?

Д: Ответы детей (Красный, черный, желтый, зеленый)

Р: Правильно. Ребята вы внимательно слушали сказку. Названия, каких головных уборов и предметов одежды мордвы вы запомнили?

Д: Ответы детей (Дети вспоминают элементы костюма, называют их на мордовском языке.)

Р: Дети, мастера по костюмам сшили много рубашек, но не успели их расшить. Давайте поможем украсить рубашки для национального мордовского костюма.

(Аппликация рубашки)

Р: Спасибо вам! Все вы молодцы, правильно отвечали и выполняли работу.


НОД на тему: «Русский народный костюм».

Цель: ф ормировать представления детей о социокультурных ценностях нашего народа.

Задачи:

    Закреплять представления детей об особенностях народного костюма, о характерных элементах росписи.

    Развивать любознательность, познавательную мотивацию, воображение и творческую активность.

    Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре, традициям, творчеству русского народа, желание творить самим.

    Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

    Продолжать приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества.

Материал и оборудование:

    Картинки женских и мужских русских народных костюмов,

    силуэты рубахи (для мальчиков) и сарафана (для девочек),

    набор для продуктивной (рисования) деятельности детей,

    фонограммы русских народных мелодий.

Ход проведения НОД:

Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Входит родительница в русском народном костюме.

Р. : Здравствуйте, ребята. Ребята, скажите, пожалуйста, какая песня сейчас прозвучала? В каком я наряде?

Ответы детей.

Р: Я хочу поговорить с вами о русском народном костюме.

Картинка «Женщина в русском народном костюме».

Это женский народный костюм. Женщины поверх рубахи одевали сарафан, понёву, навершник, фартук-занавеску. Поверх юбки носили (повязывали) женщины - фартук, передник. В старину такой фартук называли занавеской.

Р.: Давайте поиграем с вами.

Звучит «Камаринская», произносим слова с движениями:

Встала баба на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку!

У-у-ух!

Картинка «Мужчина в русском народном костюме».

Мужчины носили рубахи и штаны-порты. Рубаху носили все, это самый старинный вид одежды. Мужскую рубаху называли – косоворотка. Обязательно повязывали поверх рубахи мальчики и мужчины пояс.

Р.: Простые сельские жители носили домотканую одежду. Обязательной частью одежды был пояс, считалось, что пояс оберегает от злых духов. Ворот, оплечья, края подола и рукавов одежды обшивали цветными нитками или полосками ткани. Считалось, что это оберегает человека от несчастий. Из конопляного волокна шили повседневную одежду, просторную, удобную для работы. Из тонкого льняного полотна шили праздничную одежду.

Р.: Ребята, расскажите, пожалуйста, из каких деталей состоит русский народный сарафан, какого он цвета и какую геометрическую фигуру напоминает.

Ответы детей.

Р.: Посмотрите на русский народный костюм и скажите, как (чем) он украшен?

Ответы детей (вышивкой, ленточками, узорами) .

Р.: Это не просто вышивка, узоры, это ещё и оберег. Оберег – от слова оберегать от всего плохого: от болезней, от бед, от плохих людей. В старину поклонялись люди природе-матушке. А что больше всего почитали, любили, отгадаете загадку и вспомните: «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (Солнце)

Какой формы солнце? (Круглой) .
Р.: В старину считали, что круг оберегает человека, потому, что он похож на
солнце. Поэтому вышивка, расположенная кругом по краю одежды была обязательной. Как можно изобразить солнце, не используя красок, ниток, инструментов? Как мы все вместе можем это сделать? (Построить хоровод, взявшись за руки). Давайте построим хоровод. (Дети выстраиваются в хоровод).

Р.: Давайте поиграем в русскую народную игру «Карусель».

Произносим слова с движениями:

«Ели-ели, закружились карусели, ( Дети идут шагом) .

А потом, потом, потом, все бегом, бегом , (Дети побежали).

Тише, тише, не спешите карусель остановите.

(Дети останавливаются, идут шагом ).

Р.: А теперь мы с вами поработаем. Мы будем украшать: мальчики русскую народную рубаху, а девочки – сарафан. Перед каждым из вас силуэт рубахи или сарафана. Последующие вопросы можно задавать в ходе самостоятельной деятельности детей.
Р.: Красный цвет был самым любимым. Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Самые старинные наряды украшали только красным цветом, но мы будем пользоваться разными цветами, изображая силы природы во всей её красе. Какие формы, элементы можно использовать в узоре? (Круги, ромбы, треугольники, веточки, галочки). Все эти элементы что-то обозначают. В старину люди изображали силы природы на одежде. Силу воды можно нарисовать волнистой или прерывистой линией. Силу земли изображали: засеянное поле, семена-точками, квадратиками, ромбами. На узоре могли изобразить: птичек - галочек, дерево – веточкой.

Р.: Каждый из вас представит, что и как вы будете рисовать, а по окончании работы расскажете, что у вас получилось. Приступаем к работе. (Звучит спокойная народная музыка).



Конспект НОД на тему: «В гостях у сказки»

Цель:

формирование национального самосознания, приобщение детей к культуре чувашского народа, его духовным и материальным ценностям, знакомство с историей родного края.

Задачи:

образовательные: знакомство с чувашской национальной одеждой и украшениями, кухней, культурой быта;

воспитательные: воспитание чувства патриотизма, интереса к культуре, материальным и духовным ценностям чувашского народа;

коррекционные: развитие зрительно-моторной координации, развитие наглядно-образного мышления.

Материалы и оборудование:

ноутбук; презентация демонстрационного материала в электронном виде; мягкая игрушка Лиса.

Ход НОД:

В гости приходит родитель в чувашском национальном костюме с мягкой игрушкой лисичкой и рассказывает детям о том, как недавно лисичку поймал Старик, принес к себе в избу и хотел сшить из ее шкуры новую шапку.

Р.: - Ребята, давайте, и мы с вами представим, что оказались в чувашской избе вместе с Лисой, Стариком и Старухой.

Раз – два – три, глазки ты сомкни,

Вокруг себя обойди и в сказку попади!

(Дети садятся за рабочие столы. Перед ними – на мониторе ноутбука - слайд №2.)

Р.: - Вот мы и очутились в чувашской народной сказке «Лиса-плясунья»! Вот поймал Старик Лису и стал нож затачивать, чтобы ее зарезать (слайд №3)

Р.: - Хотел Старик сшить из лисьего меха себе новую теплую шапку, а свою старую шапку-ушанку в огонь бросил. Попробуйте найти среди этих мужских головных уборов шапку-ушанку Старика! (слайд №4)

(Дети выбирают правильный ответ.)

Р.: - Поставила Старуха в печь (слайд №5) чувашские национальные блюда (слайд №6) . Посмотрите, это ширтан – мясная колбаса; хуплу – пирог с картофелем и мясом; шурпи – суп из внутренностей животных; пирог с рыбой. Как все вкусно и аппетитно выглядит!

Лиса: - А Старик со Старухой и говорят мне, чтоб сплясала я напоследок, да развеселила их!

Р.: - Давайте и мы, ребята, разомнемся вместе с нашей гостьей – Лисой!

Поиграем с лисичкой в чувашскую народную игру «Тили-рам?» (В игре участвуют две команды. Игроки обеих команд строятся лицом друг к другу на расстоянии 10 - 15 м. Первая команда говорит хором: «Тили-рам, тили-рам?» («Кого вам, кого вам?») Другая команда называет любого игрока из первой команды. Он бежит и старается грудью или плечом прорвать цепь второй команды, взявшейся за руки. Потом команды меняются ролями. После вызовов команды перетягивают друг друга через черту.

Правила игры . Если бегущему удается прорвать цепь другой команды, то он уводит в свою команду одного из двух игроков, между которыми прорвался. Если бегущий не прорвал цепь другой команды, то он сам остается в этой команде. Заранее, до начала игры, устанавливается количество вызовов команд. Победившая команда определяется после перетягивания каната).

Лиса: - А я попросила их дать мне платье, чтобы нарядиться для танца!

Старуха достала из сундука несколько чувашских платьев – кепе (слайд №7) . Я одела самое красивое. Потом я спросила хушпу. (слайд №8)

Р.: - Дети, головные уборы для женщин называются хушпу, а для девушек – тухья. Для их изготовления используют монетки и бусины. Вот какие они нарядные и красивые!

Лиса: - А Старик со Старухой все не унимаются, все заставляют меня сплясать. Я тогда попросила у них еще монисто. (слайд №9)

Р.: - Это украшение на грудь. То, что носят девушки, называется шулкеме, а то, что носят женщины - алка.

Лиса: - Потом попросила я еще браслет – сула (слайд №10) . Он тоже сделан из монеток и бусин.

Вот заиграл Старик на гуслях (слайд №11) .

Р.: - Послушайте, ребята, как играют гусли – это старинный музыкальный инструмент (музыкальное сопровождение слайда №11)

Лиса: - Одела я все украшения и стала плясать (слайд №12). А Старик со Старухой и рады, в ладоши хлопают, смеются. Стало мне жарко и попросила я дверь приоткрыть. Старуха открыла дверь, а я – и убежала в лес! Только меня и видели!

Р.: - А Старик со Старухой остались без новой шапки, да и старая в печке сгорела!

Р.: - Вот какая Лиса хитрая, да изворотливая! Обманула Старика со Старухой, да и была такова! Как же это у нее получилось? (Ответы детей.)

Давайте и мы спляшем с Лисой чувашский народный танец! (слайд №13)

(Дети вместе с педагогом исполняют элементы чувашского народного танца под музыкальное сопровождение слайда №13.)

Лиса: - Вот и сказочке конец! А кто слушал, да смотрел – молодец!

До новых встреч, ребята! Мне пора в лес!

(Дети прощаются с Лисой. Она уходит в лес.)

Р.: - Раз – два – три – глазки ты сомкни,

Вокруг себя обойди, и снова в садик попади!

Ребята, а где мы побывали?

(Дети: - В чувашской народной сказке «Лиса-плясунья».)

А что мы там видели?

(Дети: - Чувашскую избу, наряды и украшения, угощения на стол.)

А что мы там слышали?

(Дети: - Чувашскую народную музыку, звучание гуслей.)

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Представленный конспект отражает работу по ознакомлению старших дошкольников с татарскими народными весенними обрядовыми традициями. Особое внимание уделяется общности и отличительным особенностям встречи весны у разных народов Среднего Поволжья. Здесь народные заклички, игры по ознакомлению дошкольников с татарскими народными традициями.

В ходе наблюдения и диагностического обследования дошкольников можно сделать выводы,что представления выпускников детского сада о культуре, традициях наших предков отрывочны и поверхностны. Возможно, это происходит оттого, что в программе задачи по знакомству с родной культурой сформированы общими фразами. А так же окружающая действительность (особенно в городе) не даёт возможности реального приобщения детей к народной культуре.

По нашему мнению, большое место в ознакомлении детей с народной культурой, должны занимать народные праздники как форма ознакомления детей с традициями народов. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Пробелы, возможно, восполнить с помощью разнообразных форм деятельности в этом направлении, фольклорных праздников, краеведческих экспозиций, народно-прикладного искусства и т.д. Однако, для воспитанников детского сада это не всегда возможно, т.к. материал требует большой грамотной переработки для дошкольников. Поэтому, в свете изложенных проблем, тема приобщения к истокам традиций народов через праздники, становится актуальной.

Задачи занятия:

  • формировать представления детей о весенних обычаях и традициях татар: отметить отличительные и сходные традиции с русскими обычаями,
  • развивать познавательный интерес детей к национальным традициям татар, культуре, национальным блюдам.

Материал: флаг Татарстана, костюмы, угощение «чак-чак».

Ход занятия


Действие в группе. Дети в татарских костюмах «ходят в гости» в соседние национальные деревни (группы).

Воспитатель: А мы татары из деревни «Выселки», к вам в гости пришли. А мы татары весну встречаем. Закличками зовём.

Все: Жаворонок, жаворонок!

Возьми себе зиму,

А нам отдай весну.

Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

Реб: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб.: Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

Реб: А мы татары встречаем весну на берегу рек. Смотреть на проводы льда приходят все нарядные с гармонистами. На льдинах мы зажигаем солому. Так мы встречаем весну.

Реб:Мы татары любим в игры играть, хороводы водить, становись скорее в круг.

Игра: «Как у тёти Фании...»

Как у тёти Фании было семеро детей, было семеро детей, было семь сыновей,

Вот с такими вот ушами. Вот с такими вот глазами.

Вот стаким вот носами. Вот с такими вот зубами,

Вот с такой головой. Вот с такой бородой.

Вот такими вот ногами. Вот таким животами.

Тётя Фания не зевай, кого хочешь выбирай.

Реб: А у нас у татар есть «День красного яйца». Яйца мы красим в луковой шелухе. Печём маленькие булочки, кренделя, а также покупаем конфеты.

Мальчики и девочки рано-рано встают и идут по домам собирать яйца. А потом играют на улице в разные игры.

Воспитатель: И мы пришли к вам не с пустыми руками. Угадайте наше угощение? Кушайте на здоровье! Соседи мы с вами и живём мы в одной огромной стране России. Будем жить дружно, в игры играть, да весну встречать.

Игра «Арина».

Воспитатель: Ну что ж, хорошо в гостях, а нам возвращаться в свою деревню пора. Сау булыгыз!

Действие в зале. 4 деревни, украшенные в соответствии с обычаями народов.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите к нам в Чайхану. А мы тут чай пьем, день Земли отмечаем. Весну заклинками встречаем.

Реб: Жаворонок, жаворонок, возьми зиму, а нам отдай весну. Жаворонок, жаворонок, возьми себе сани, а нам отдай телегу!

Дети: А мы татары весной День красного яйца отмечаем. Мы красим яйца луковой шелухой, печем крендельки и маленькие булочки, покупаем конфеты. Мальчики и девочки встают очень рано, ходят по домам и собирают яйца. А потом играют в разные игры и поют песни.

Попробуйте, гости дорогие наше национальное блюдо чак-чак. Мы его готовим на праздники.

Ведущий в татарском костюме: Здравствуйте гости дорогие! Приходите к нам в деревню. Мы весну встречаем: песни поем, танцуем.

Исполняется песня и танец «кидернейс».

Ведущий в татарском костюме: А мы татары, народ мастеровой, посмотрите, как мы их умеем украшать разными узорами. А вам на память о нас мы хотим подарить наши национальные платочки с пожеланиями крепкого здоровья и достатка в доме. И приглашаем Вас к себе в мастерскую.

Творческая деятельность с детьми в группе

Тема: «Украшение платочков».

Литература:

Мороз, Н.Я. Народная мудрость - детям: методико-практические материалы в помощь учителю начальных классов / Н.Я.Мороз. - Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» , 2001.
Пигилова, Т.А. Введение в предмет «Народная культура» / Т.А.Пигилова // Как научить детей любить Родину: руководство для учителей и воспитателей. - М., 2003.
Снапкоўская, С.В, Ля вытокаў нацыянальнай педагогікі / С.В.Снапкоўская. - Мн: Народная асвета, 1995.
Старжынская, Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе / Н.С.Старжынская. - Мн., 1995.
Старжынская, Н. Мова душы. Мова памяці / Н.Старжынская, Т.Паліева // Пралеска. - 2003. - № 5.

Алябвьева Гульнара Альбертовна, воспитатель первой категории АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №182 «Золотой ключик». Педагогический стаж: 27 лет. Педагогические достижения: участник творческой лаборатории «Современные образовательные технологии в детском саду»» детского сала №182 «Золотой ключик» на тему: «Формирование социально-нравственных норм у старших дошкольников с использованием технологии «Фото-кейсов».