Искусство как познание мира презентация. Искусство как специфическая форма познания мира

Понятие и сущность искусства. Специфика искусства. Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство. Роль искусства в познании мира. Основные общественные функции искусства как способа познания мира. Актуальность и перспективы развития различных видов искусства...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ФИЛОСОФИЯ

Реферат на тему: "Искусство как форма познания мира"

Выполнила:

Студентка 1 курса Ю-1401 группы

Дубровина Елизавета

Руководитель:

Федчук Д.А.

Доцент, кандидат философских наук

Санкт-Петербург

2014

Введение

До сих пор ученые не смогли прийти к общему выводу о том, как же зародилась творческая деятельность человека. Многообразие мнений по этому поводу говорит о важности искусства и позволяет нам рассматривать его как духовную деятельность человека и одну из основных форм познания мира. Сложно найти компромисс, благодаря которому сформулировалась бы общая теория, потому что каждый исследователь опирается на свои знания и на личностное мнение.

Искусство - это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

С древности люди стремились обогатить свою жизнь различными украшениями и придать красок своему постоянному месту пребывания. Так, они мастерили серьги, необычные ожерелья, разнообразные тотемы, маски, браслеты, а на стенах жилища, при помощи растительных и животных красителей, появлялись рисунки, отражающие основное занятие человека в те времена. Позднее искусство рассматривалось, как желание повторить уникальные явления природы и воспроизвести специфические особенности мира. А в эру компьютерных технологий искусство используется как один из методов шифрования информации, что обеспечивает не только надежность ее сохранения, но и актуальность использования. Такое разнообразие содержания творческой деятельности человека указывает на ее многогранность и исторически сложившийся опыт предыдущих поколений. Но возникновение искусства никак нельзя сопоставлять в одни рамки с моментом возникновения материальных благ, которыми оно однозначно пользуется ныне, ведь никто не знает наверняка, были ли потребности в духовном обогащении толчком для создания необходимых ресурсов. Возможно, люди берегли свои идеи в памяти и, передавая их вербальными знаками, старались сохранить для своих потомков, которые в свою очередь уже нашли способ создания тех самых благ.

Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности.

В общественной жизни искусство играет очень важную роль и его значение для многих индивидов сложно переоценить. Любое реформирование общественных порядков и устоев напрямую связано с искусством. Люди готовят четкие и понятные лозунги на демонстрации, рисуют агитирующие плакаты, надевают одежду, отличающую их в толпе, и т.д. Таким образом, оно предстоит перед нами как значимая составляющая общественного познания.

Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.

Понятие и сущность искусства

Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.

Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью. Произведения искусства создаются авторами благодаря наличию множества материальных ресурсов, таких как, звуки, краски, костюмы, маски, слова, глина, песок и многие другие.

Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано. Такое невозможно при реализации отдельных, частных наук, которые основываются на теоретических фактах и доказательствах и не несут в себе эстетический характер. Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.

Предмет эстетики. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком

Разделяя способы познания мира на научный и художественный, ученые предоставляют им право быть основополагающими для развития эстетики. Ведь ее отношение и привязанность к красоте показывают философско-теоретическое рассмотрение мира искусств как способ выявления отличий между этими формами познания.

Эстетическая мысль зародилась как осознание важности и ценности всего мира в целом, отдельно человека и результатов его деятельности. С давних пор искусство существовало лишь в мифологических представлениях, легендах, которые не имели доказательств, но были главным предметом возвеличивания какого-либо героя и его подвигов. Позднее оно приобрело более реалистичный характер и истолкование стало возможным на всех языках мира. В различных сферах общественной жизни отличия красоты от добра, пользы, истинности и священности были связаны с осознанием неравнозначности этих понятий. Поэтому стал вопрос о необходимости найти некие общие черты и факторы во всех ее проявлениях, чтобы установить те рамки, на которые смогли бы опираться незнающие или начинающие творцы.

Искусство проявляется в эстетике полноценно и является ее предметом относительно всех великолепных граней, которые позволяют познать мир, заниматься и развивать тот его вид, который подходит ближе к личностному мировосприятию. Таким образом, можно сказать, что искусство выступает в роли проявления души человека.

Специфика искусства

Выражение действительности в художественной форме при помощи образов является специфическим для искусства как деятельности, поэтому его можно с легкостью отличить от остальных практических действий человека. Эта особенность содержит в себе знания всех предыдущих поколений и одновременно является продуктом творческого процесса настоящего времени.

Художественный образ как выражение человеком результата познания мира через искусство

В данном случай художественный образ выступает перед нами не просто как копирование реальной действительности, а как один из методов самому автору добавить или изменить некоторое ее содержание с целью донесения своих чувств до членов общества.

Художественный образ - это отражение и воссоздание окружающего мира именно с позиций автора с учетом его интересов и характера. Он может быть реализован как музыкальное произведение (опера, симфония), как литературное творение (роман, драма), как театральное выступление (спектакль, балет), как визуальный труд (картина, фотография), как архитектурный памятник (здание, собор) и т.д.

Говоря об уникальности и специфике искусства, можно выделить следующие характерные черты, являющиеся его некоторыми отличительными признаками:

  1. Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.
  2. Для выражения эмоций автора существует множество способов отражения действительности или выдумки. В музыкальном творчестве этим способом являются ноты, в литературе - слово, а скульптуре - объемные формы. Таких примеров не мало, поэтому узнать все, что думает тот или иной автор, будет намного легче и проще.
  3. Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.

Роль искусства в познании мира

Развитие содержания понятия художественного познания мира человеком в разные эпохи

На сколько мы знаем, еще ни один исторический временной период не закончился без наложения отпечатка на следующий, что дает возможность понять устои и обычаи, действующие в те времена и их связь с искусством. Особенно важно помнить, что развитие искусства на протяжении всей жизни людей - это закономерный процесс становления эстетики, как художественного сознания.

Еще совсем недавно взгляды всей эпохи отождествлялись с изречением того или иного философа по различным аспектам общественной жизни. Зато теперь в сознании человека находятся мысли о постижении самого себя и догадки о разнообразных предпосылках создания искусства как такового. Опираясь на известные и достоверные факты всего исторического процесса, можно рассмотреть и проанализировать многогранность художественного сознания, а также его историческое движение вперед. В действительности, этот фактор является важнейшим моментом в познании мира через искусство, так как люди каждой эпохи, создавая незыблемые в будущем знаменитые памятники и оставляя после себя культурное наследие, руководствовались лишь существующими тогда знаниями и опытом практической деятельности, популярной на тот момент.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира:

  1. в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию . С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение.
  2. выполняя социальную функцию , искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений.
  3. для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию . Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней.
  4. понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д.
  5. реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция . Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека.
  6. огромная роль отводиться воспитательной функции , которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию.
  7. не стоит забывать про прогностическую функцию . Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания - это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении.

И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

Актуальность и перспективы развития различных видов искусства

Искусству присущи такие факторы, как поиск новых направлений и форм, непреодолимое стремление к неизведанному, выявление наиболее современных средств творения произведений искусства, но они не являются главными составляющими в развитии художественной деятельности. В его устройстве важнейшую роль играют социальные потребности людей, а также тот способ, благодаря которому определенный вид искусства способен удовлетворять эти потребности. Легко подтвердить это примером, когда в эпоху Возрождения изобразительные искусства достигли таких необыкновенных высот, что, говоря об этом историческом периоде, буквально каждый сможет дать оценочную характеристику культурному развитию того века.

Актуальный вид искусства всегда будет наиболее полно выражать социальные потребности не только одного человека, но и всего общества. Все эти виды искусства, естественно, изменчивы и подвергаются влиянию со стороны общества, так как потребности в связи с прогрессом у людей меняются, а также меняются взгляды субъекта на художественный процесс.

Зачастую общество делает акценты на отдельных видах искусства, что дает им реальную возможность развиваться в условиях острой социальной потребности в них. Ведь известно, что во время любой эпохи существовали определенные тенденции и практически каждый второй следовал моде. Естественно, те, кто разбирался и следил за всеми изменениями в мире творчества, составляли ту часть населения, мнение которой являлось наиболее значимым. Соответственно, именно они способны были финансировать понравившиеся им виды искусства и развивать эти области в лучшую сторону.

В социуме развитие современных технологий и средств коммуникации проходит опять же с участием эстетических потребностей. Например, телевидение возникло в следствие необходимости быстрого и качественного донесения информации до всех слоев населения. Сейчас мы с легкостью можем узнать новости, которые произошли совсем недавно, или смотреть прямую трансляцию, становясь уже в некоторой степени участником тех событий, что происходят на экране. Но как бы нас не устраивали свойства телевидения, потребности человека безграничны, и поэтому технологии совершенствуются с каждым днем.

Это очень хорошо для множества иных видов искусств, так как и музыка, и театр и многое другое смогли бы напрямую транслировать спектакль, оперу без проблем и задержек, а каждый человек получил бы возможность обогащать свой внутренний мир и наслаждаться искусством у экрана телевизора.

Только действительно художественное воздействие способно вызвать у человека воодушевление и нравственные чувства, с помощью которых и формируется творческая личность. Для ее активных действий требуется некий толчок, который сможет разбудить чувства прекрасного и подарить миру новый шедевр.

Также немаловажным стало появление записи музыкальных произведений. Сейчас каждый может воспользоваться различными средствами воспроизведения музыки и тем самым приблизиться к искусству. Примечательно, что многие продукты, содержащие в себе современные технологии, находятся на прилавках магазина, и всякий, будь то профессионал, эстет или просто рядовой слушатель, может приобрести необходимый ему товар. Благодаря профессиональным записям происходит синтез между театром, телевидением и т.д.

С одной точки зрения звукозаписи играют важную роль, передавая всю имеющуюся информацию следующим поколениям, музыку классиков или современных исполнителей. С другой же стороны их значение проявляется в территориальном вопросе. Человек, будучи за пределами одного государства или региона, все равно может услышать, купить или скачать понравившуюся песню, которая была создана в определенном месте, может быть даже за океаном.

Подводя итог, заметим, что абсолютно все виды искусств динамичны и находятся в постоянном развитии, помогая обществу совершенствоваться, и каждый день, месяц, год находятся новые пути взаимодействия тех или иных форм познания мира. А искусство прогрессирует и как форма передачи знаний из поколения в поколение, и как внедрение свежей инфор мации в духовную сферу общества.

Список использованной литературы

  1. Толстикова И. И. Садохин А. П. "Мировая культура и искусство";
  2. Силичев Д. А. "Культурология";
  3. Маркова А. Н. "Культурология. История мировой культуры";
  4. Хренов Н. А. " Социальная психология искусства: переходная эпоха".

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

12907. МАТЕМАТИКА - ЯЗЫК ПОЗНАНИЯ МИРА 20.25 KB
ЗАЧЕМ НУЖНЫ МОДЕЛИ Прежде чем ответить этот вопрос следовало бы определить что такое модель. Сначала приведем несколько примеров которые помогут сформировать интуитивное представление о понятии “модель†а уж потом дадим определение. Это модель.
4710. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16.45 KB
Наука как специфическая деятельность – это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Специфика научной деятельности определяется через специфику ее субъекта, объекта и средств.
10573. Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование 196.8 KB
Предмет экономической и социальной географии мира. Политическая карта мира. Ее формирование Цель занятия сформировать у учащихся понятие о политической карте мира ознакомить с современной политической картой мира научиться использовать ее. Задачи занятия научиться пользоваться политической картой мира находить страны на карте.
6070. ИСКУССТВО ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ 14.88 KB
Завершение переговоров. Искусство ведения переговоров. Одной из самых больших проблем переговоров является непонимание или неправильное понимание того что говорит один из оппонентов.
2296. Философские проблемы познания 1.09 MB
Основные проблемы гносеологии: А Проблема источника познания: что является основным источником познания Классическая философия даёт два варианта ответа: либо чувственный опыт эмпиризм либо разум рационализм. Сторонники этой концепции утверждают что основным источником познания является чувственный опыт. Всё что в него приходит – приходит извне через чувственное восприятие. 4 Рационализм утверждает что главной целью познания является разум: он первичен.
13397. Искусство Древней Передней Азии 461.5 KB
К 4 началу 3 тысячелетия до н. Период Обейда начало 4 тысячелетия до н. В период Урука середина 4 тысячелетия до н. В стены из кирпичасырца вставлены гвозди из обожженной глины их шляпки раскрашены в разные цвета Период ДжемдетНаср конец 4 начало 3 тысячелетия до н.
6741. РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА 51.06 KB
Хотя нужно также признать факт появления новых изменений еще в XVII веке но в начале XVIII столетия новое искусство получает бурное развитие и одерживает решительную победу. Таким образом русское искусство XVIII столетия во многом резко отличается от средневекового древнерусского искусства хотя и имеет с ним внутренние связи. Характерными чертами искусства XVIII века являются обмирщение искусства т.
17256. Искусство и современные информационные технологии 22.59 KB
Их усилиями около 30 областных городов России получили возможность предоставлять бесплатные интернет-услуги преподавателям студентам работникам сферы культуры и искусства. Данная работа имеет цель и задачи выяснить особенности влияния информационных технологий на искусство рассмотреть специфику взаимодействия искусства и науки продуктом которой являются новые технологии на современном этапе и дать характеристику результатам взаимодействия информационных технологий и искусства...
18650. Садово-парковое искусство Индии 3.18 MB
Курсовая работа По дисциплине Основы садово-паркового искусства Тема: Садово-парковое искусство Индии Работа выполнил Студент гр. Содержание I Введение II Садово-парковое искусство Индии III Тадж-Махал IV Раджпутский сад V Растительность Индии VI Цветы Индии VII Самые известные садово-парковые комплексы Индии VIII Заключение IX Список использованной литературы I Введение Мой сад - моя жизнь - пожалуй это древнее индийское...
8897. Познание как процесс. Структура познания 11.09 KB
Структура познания. Структура познания: объект и субъект познания. Роль практики в процессе познания. У Аристотеля теория познания в работах Категории Логика Трактат о душе.

Искусство - это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Основные общественные функции искусства как способа познания мира: в формировании эстетического вкуса у человека искусство играет основополагающую роль. Так, оно выполняет эстетическую функцию. С самого детства у человека заложено желание творить, что заметно на примере, где маленькие дети зачастую выбирают наиболее красивые вещи или предметы из множества предложенных. Даже у детей, которые не имеют возможности полноценно контактировать с миром из-за врожденных патологий или перенесенный заболеваниях, развит инстинкт красоты, помогающим им наслаждаться красотой по-своему и получать эстетическое наслаждение. выполняя социальную функцию, искусство преобразует общество и социальную реальность, что позволяет людям объединяться в группы в зависимости от их интересов. Благодаря этой функции люди имеют общие знания, идеи, мысли, что дает толчок на развитие межличностных отношений. для восполнения недостатка красоты в обыденной жизни, для релаксации искусство выполняет компенсаторную функцию. Она дает возможность оправиться после стресса, решить неотложные психологические проблемы человека, а также восстановить его душевное равновесие после сложных трудовых будней. понять действительность с помощью разнообразных художественных образов позволяет познавательная функция искусства. В обществе зачастую образование зависит oт культурного воcпитания человека, так кaк с детства родители приобщают ребенка к искусству посредством походов в музeи, театры, слушая классическую музыку и т.д. реальное удовольствие от искусства человеку помогает получать гедонистическая функция. Стать сопричастным автору, понять его творчество - это и есть наслаждение. Еще в Древней Греции обращали внимание на особенный, исключительный характер эстетического удовольствия, который не схож с плотскими утехами. Это духовное наслаждение, где не возможны проявления материальных и утилитарных потребностей человека. огромная роль отводиться воспитательной функции, которая занимается социализацией личности. Искусство развивает в людях определенные мысли и чувства, благодаря которым становится реальным формирование личности, взаимодействующей со всем обществом. Влияние этой функции распространяется на все аспекты человеческой жизни, а следовательно каждый подвержен этому положительному воздействию. не стоит забывать про прогностическую функцию. Разные виды искусства способны предугадывать будущее, что делает его еще более интересным и загадочным. Одна из наиболее примечательных особенностей этого предсказывания - это возможность строить прогнозы, не имея полной и достаточной информации о том или ином исследуемом явлении. И это только основные функции искусства, которые оно выполняет каждодневно. Творческая деятельность обладает еще множеством других функций, которые раскрывают и распределяют ряд основных обязательств.

План-конспект урока с использованием мультимедиа

1. Цели урока : - овладение учащимися системными знаниями об искусстве как форме художественного познания; - развитие умений преобразования информации, самостоятельного поиска решения, творчества; - развитие навыков оценочных суждений, аргументации собственного мнения, умений применять обществоведческие термины, понятия и обобщения при выражении и обосновании своей позиции по высказыванию (при выполнении эссе); - осознание места и роли искусства в познании мира и в жизни общества; - формирование критического мышления, интереса, уважения, бережного отношения к памятникам искусства, ответственности за их будущее, отношения к произведениям искусства (памятникам мировой художественной культуры) как общечеловеческой ценности.2. Методы: - проблемно-поисковые (размышления над проблемными ситуациями, составление эссе и т. д.) - индуктивные (работа над понятием «искусство»)3. Приёмы учебной работы: - работа с высказыванием, участие в беседе,4. Средства наглядности: - слайды мультимедиа;5. Тип урока: - урок получения и применения знаний, формирования умений и навыков;6. Форма урока: - традиционный урок с использованием ролевых ситуаций, мультимедиа7. Структура урока: - 1. Вводная часть (мотивация учебной деятельности, постановка учебных задач) 2. Основная часть: - особенности художественного познания - понятие искусства - назначение искусства 3. Оценочная часть – организация рефлексии
    Источники информации: - Л. Н. Боголюбов и др. Человек и общество, М., 2001г.,
- Рассказы о трех искусствах. М., 1998г., - Возрождение. Пособие для преподавателей, С-П., 1993г., - Домашний репетитор по обществознанию, М., 1999г. - Этюды об изобразительном искусстве, М., 1997г.Постановка проблемы: Добрый день, уважаемые 10-классники! На ваших столах стоит емкость с жидкостью. Я попрошу вас, осмотрев, испробовав на вкус (не бойтесь, не отравитесь), проделав любые действия с жидкостью (единственное условие при этом - не навредить окружающим) – выполнить задание: зафиксировать на листе бумаги то, что вы видите, исходя из заданной вам роли(ученики на уроке химии, ученики 2 класса, американские ученики 2 класса, художники, поэты). На работу я вам даю 3 минуты. Роль определена на листе бумаги. Пожалуйста, огласите, покажите результаты своей работы. Пока не будем делать комментариев. Я попрошу вас ответить на следующие вопросы: - Что было объектом вашей деятельности? (жидкость без цвета, без запаха…) - Назовите субъекта деятельности? (каждый из вас) - В какой вид деятельности сейчас включился каждый из вас? (изучали жидкость, она по-разному отражалась в вашем сознании, каждый из вас получил определенный результат) – это называется познанием . - Что является результатом вашей деятельности (ученики на уроке химии, ученики 2 класса, американские ученики 2 класса) – вы в знаковой форме(«Н2О», «вода», « water ») зафиксировали эту жидкость: именно так отражается действительность в науке) Демонстрируется 1 слайд - художники, поэты, писатели, скульпторы, архитекторы – каков ваш продукт? Ваши работы близки к произведениям искусства. Демонстрируется 2 слайд Искусство также как и наука тоже является формой познания. Результатом научного познания являются формулы, законы, теории. Что же является результатом познания в искусстве, каковы особенности искусства как формы познания? Эти проблемы нам и предстоит решить.

Тема урока «Роль искусства в познании мира»

«У искусства есть враг: имя ему невежество» Б. Джонсон Давайте попытаемся вместе поставить задачи, руководствуясь обозначенной темой. (Вместе с учениками определяется структура урока):

    Искусство: понятие, виды. Особенности искусства как формы познания окружающего мира. Назначение искусства.
На протяжении всего урока мы будем работать с минипособием. Оно у вас на партах. Понятие искусства имеет несколько определений.
    Искусство – это высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство – это художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Из скольких частей состоит 2-е определение? (из 2-х) Прочитайте 1-ю часть. В первой части определения перечисляются виды, слагаемые искусства. Проведем небольшой мозговой штурм: я называю вид искусства, вы приводите примеры произведений искусства, которые относятся к названному виду искусства. Например: – живопись: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, ……..;Демонстрируется 3 слайд – скульптура: «Медный всадник» Фальконе, …….;Демонстрируется 4 слайд – архитектура: «Зимний дворец» Растрелли, …….. ;Демонстрируется 5 слайд - декоративно-прикладное искусство: дымковская игрушка, хохломская роспись…… – литература: «Слово о полку Игореве», …... Итак, мы структурно рассмотрели искусство и сделали вывод: как нечто целое состоит из таких видов как живопись, …Переходим к решению следующей задачи. Каковы особенности искусства как формы познания. Прочитайте 2-ю часть определения, выделенную жирным шрифтом. Искусство это еще и форма художественно – образного освоения мира, это художественное освоение мира в форме художественного образа. Если результатом научного познания являются теории, законы, формулы, то результатом познания в искусстве являются художественные образы. Демонстрируется 6 слайд Готовясь к уроку, я искала в литературе, живописи художественные образы воды, потому что именно вода была предложена вам в качестве объекта познания. Меня заинтересовали прозаический образ воды (моря), созданный М. Горьким в «Песне о соколе», образ моря в картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца». Сейчас мы познакомимся с этими образами, и определим, что же такое художественный образ. Прочитайте эти описания. Скажите, пожалуйста, является ли рассказ Горького самим морем. Нет. Этот рассказ воспроизводит свойства моря? Мы можем воссоздать этот образ с помощью нашего сознания, фантазии?. Посмотрите на картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца».Демонстрируется 7 слайд Из окна гостиницы в Гавре Моне наблюдал за восходом солнца. И вот каким он увидел море... Эта репродукция является отражением действительности (воссоздает реально существующие явления)? Можем мы где-то реально увидеть такое зрелище? Да. Но это не сама действительность.Таким образом, что такое художественный образ? Художественный образ – это результат освоения мира, отражение действительности, он обладает свойствами реально существующего предмета, но не является самим предметом, событием, явлением.
    Следующую особенность художественного познания постарайтесь сформулировать сами.
Демонстрируются 8-9 слайды В 15 в. в Италии были созданы два скульптурных памятника, посвященные библейскому герою Давиду. Учитель просит учащихся вспомнить о Давиде. «Давид жил в Иудее, был сыном пастуха и в юности пас отцовские стада. Во время войны между израильтянами, возглавляемых царем Саулом и филистимлянами юный Давид прославился победой над великаном Голиафом. Он убил его камнем, пущенным из пращи, и потом отрубил ему голову мечом…… Впоследствии Давид стал царем Израильско-Иудейского государства. Подвиг Давида воспевался в разных произведениях деятелей эпохи Возрождения». Пожалуйста, посмотрите на два скульптурных памятника Давиду, созданных в 15 веке и объясните, почему они разные. Автором первой скульптуры является Донателло. На этой скульптуре мы видим Давида хрупкого, уже после схватки с Голиафом, под его ногами отсеченная голова Голиафа. Автор представил Давида стройным подростком, вызывая ощущение, что одержать победу ему помогла высшая сила. Автором второй скульптуры является Микеланджело. Он изваял титана, обязанного победой только себе; он запечатлел его перед схваткой, в момент предельной собранности сил и воли, огромного внутреннего напряжения. Сюжет одинаковый, а почему скульптурные произведения разные? Учащиеся высказывают свое мнение.Демонстрируется 10 слайд В искусстве огромна роль фантазии и воображения познающего. А у каждого творца они индивидуальны, разные. В научном же познании вымысел недопустим (ученый стремится к истине – точному соответствию полученных знаний действительности). Ваши одноклассники, играя роли художников, поэтов тоже проявили свою фантазию при выполнении задания в начале урока и представили свои произведения. 3. Прочитайте еще раз прозаическое описание моря, сделанное Горьким. Вы можете представить описанное? Используя какое средство, Горький воссоздал образ моря? В литературе средством воспроизведения окружающей действительности является слово. В живописи? С помощью какого средства воспроизводится действительность? С помощью цвета, линии, композиции. В музыке? – с помощью звука. Таким образом, в каждом виде искусства способы воспроизведения окружающего мира специфичны: в литературе – слово, в музыке – звук, живописи – цвет, в скульптуре – объемно-пространственные формы и т. д. Демонстрируется 11 слайд 4.Что является предметом, объектом художественного познанияДемонстрируются 12-13 слайды Сейчас я вас попрошу - парней познакомиться с «Портретом Жанны Самари» Ренуара, девчонок – со стихотворением Лермонтова «Волны и люди» и ответить на вопрос? Что является предметом познания для данного автора. Ренуар – французская актриса, ее привлекательность, красота, раскованность, умение слушать (Хорошая собеседница)Лермонтов – человеческая природа несовершенна, бездуховность, нравственная пустота окружающих. Таким образом, объектом художественного познания является окружающий мир, человек, его внутренний мир; отношения человека с окружающим миром.Демонстрируется 14 слайд Мы разобрали особенности художественного познания. Но было бы кощунственно говорить об искусстве как только форме познания окружающего мира. Назначение искусства значительно шире. В чем оно состоит?Демонстрируется 15 слайд Вашему вниманию приводится фрагмент интервью с директором парижского музея Мармоттан Жаном Батистом Дебюро, показанный по 1 телеканалу 15 августа 1995года. - Господин Дебюро, 10 лет назад ваш музей Мармоттан пережил серьезную драму. -Действительно, 10 лет назад четыре человека, вооруженные пистолетами, ворвались в наш музей и похитили знаменитую картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и другие его произведения, а также полотна Ренуара, Моризо. - Какие меры предпринимались по поиску картин? - Следствие, начатое совместно с Интерполом ничего не дало. В мае 1987 году во французское посольство пришел человек, у которого была информация о грабителях. Они предложили вернуть полотна за 20 миллионов франков. Однако французские власти не уступили вымогателям, и пока неизвестно, где находятся произведения, среди которых картина, давшая название целому направлению... - Господин Дебюро, спасибо за интервью. - Господин Дебюро, 10 лет назад ваш музей Мармоттан пережил серьезную драму. -Действительно, 10 лет назад четыре человека, вооруженные пистолетами, ворвались в наш музей и похитили знаменитую картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца» и другие его произведения, а также полотна Ренуара, Моризо. - Какие меры предпринимались по поиску картин? - Следствие, начатое совместно с Интерполом ничего не дало. В мае 1987 году во французское посольство пришел человек, у которого была информация о грабителях. Они предложили вернуть полотна за 20 миллионов франков. Однако французские власти не уступили вымогателям, и пока неизвестно, где находятся произведения, среди которых картина, давшая название целому направлению... - Господин Дебюро, спасибо за интервью. Я вас попрошу выслушать информацию и составить отзыв к высказыванию Б. Джонсона по предложенной памятке Джонсона «У искусства есть враг: имя ему невежество».Демонстрируется 16 слайд Свое мнение вначале выскажите в парах, а затем на весь класс. Учитель после выполнения задания предоставляет возможность учащимся поделиться со своими отзывами, затем показывает свой отзыв, иллюстрируя его слайдами мультимедиа:Демонстрируются 17-26 слайды «Невежество – это отсутствие знаний, бескультурность. Враг – это объект, от которого исходит угроза, опасность. В силу своей безграмотности невежественные люди являются источником опасности для искусства, потому что они не понимают что произведения искусства являются величайшей ценностью : они как летописи в истории свидетельствуют об уровне экономического, социального развития(мы можем узнать как одевались люди, каким был их быт), какие политические потрясения испытывали народы, отражают нравственные, эстетические идеалы эпохи, они содержат сильный воспитательный потенциал – оказывают влияние на сознание людей; произведения искусства обогащают внутренний мир человека , в годины испытаний люди в них черпают силы .Не зная об этом, невежественные люди могут облить серной кислотой «Данаю» Тициана, подвергнуть бомбардировке картинную галерею и погубить картину «Дробильщики камня» Курбе (немцы в 1945 г.), уничтожить скульптурные конные памятники Рима (их было 22, остался один) – вандалы. После действий вандалов в Древнем Риме акт уничтожения произведений искусства люди стали называть вандализмом. Не по приказу ли невежественного ли человека был совершен акт вандализма: взорван Храм Христа Спасителя в 1931г. Отрадно то, что нынешнее поколение россиян осознало преступность действий своих советских предков и спустя 60 лет после уничтожения этот храм восстановило. Этот храм сегодня - символ не только искупления грехов наших предков, но и символ национального и культурного возрождения России. Слова Джонсона – это предостережение ныне живущим и будущим поколениям людей»Какой след оставим мы, познавая этот мир, след, достойный невежественного или культурного человека. Покажет время. Об этом судить нашим потомкам.

Cлайд 1

Изобразительное искусство – средство познания себя и мира Картавцева О.Д.- к.п.н., доцент кафедры изобразительного искусства

Cлайд 2

Изобразительное искусство- средство познания себя и мира Идея новой педагогики- не только бытие определяет сознание, но и сознание человека с развитыми способностями творит бытие –создает произведения искусства, влияющие на мировоззрение и образ жизни. Светлана и цветы

Cлайд 3

Творчество «Свеченьем розовым Незримый Бог играет В богатстве форм Творенье проявляет: Цветы, плоды, серебряные птицы…» О.Д.Картавцева Для всех, кто прикасается к искусству, непревзойденным Учителем является божественная природа, чьи творения никогда не повторяются, полны жизненной силы, дарующей вдохновение. Сельский пейзаж в Краснодарском крае

Cлайд 4

Познание Занятия изобразительным искусством развивают зрительное восприятие, которое позволяет видеть мир с большим количеством цветовых оттенков. Так, например, деревья видятся в тени цветными и содержат фиолетовые, лиловые и сиреневые оттенки. Цветной мир –это чудо, которое творит сам человек, сознательно развивая художественные способности Фрагмент дерева.

Cлайд 5

Пейзаж При написании пейзажа с натуры выбирается мотив и учитываются законы композиции, перспективы, освещения. О каких художественных способностях автора свидетельствует эта работа? В. Кондратов «В окрестностях ст. Вешенской»

Cлайд 6

Рисунок –средство познания формы Окружающий мир – мир форм. В изобразительном искусстве одним из средств познания формы является рисунок. Форма имеет характеристики: пропорции, конструкцию, объем, тон, материальность, которые передаются по законам изобразительной грамоты. О. Филатова.» Женский портретУчебная работа

Cлайд 7

Организация постановки Обучение изобразительному искусству основано на работе с натуры. Пример организации постановки натюрморта с предметами искусства.

Cлайд 8

Живопись с натуры Этапы работы с натуры: -создание композиции и подготовительный рисунок натюрморта -цветовое и колористическое решение натюрморта. Какие еще изобразительные задачи решаются в работе с натуры? С. Картавцева. Натюрморт с белым кувшином. Учебная работа

Cлайд 9

Натюрморт Творчество в работе над живописным натюрмортом- создание на плоскости холста иллюзии пространства, в котором «живут» объемные предметы, чувствуется воздух и глубина пространства О.Д. Картавцева «Цветы и плоды»

Cлайд 10

Освещение Солнечное освещение на желтых цветах порождает в окружающем пространстве дополнительные цвета - сиреневые, голубые оттенки. О.Д. Картавцева «Желтые цветы»

Cлайд 11

Живопись фигуры Живопись фигуры человека требует знаний ее анатомического строения, пластической моделировки формы в пространстве, учитывается влияние освещения и игра цветовых рефлексов. Каковы особенности пропорций фигуры человека? С.. Картавцева«Сидящая фигура» . Учебная работа. С.. Картавцева«Сидящая фигура» . Учебная работа

Cлайд 12

Портрет В задачи живописного портрета входит не только объективное изображение натуры, но и подчеркивание характерных качеств личности портретируемого. О. Игнатов «Залина» Фрагмент

Cлайд 13

Творческая работа Сформированное художественное восприятие позволяет личности видеть в обычных бытовых предметах эстетическое содержание и делиться им с другими через картины. С.. Картавцева «Компьютерный столик»,Дипломная работа.

Cлайд 14

Эстетическое восприятие и эстетические потребности Сформированные эстетические потребности -это потребности работать творчески самостоятельно. А художественное восприятие позволяет отражать мир как эстетическое явление Алфимова О. «Лето»

Cлайд 15

От живописи с натуры к сюрреализму Получив опыт реалистического изображения, художник выбирает любой творческий стиль. Сюрреализм, например. Дайте собственное определение сюрреализму. О. Игнатов «Возвращение Европы»

«Мир искусства» - Краеведческий музей в Петергофе. Что вам там запомнилось? Путешествие в мир искусства. Галерея художников. Каких? Валентин Алексеевич Серов (1865-1911). Иван Иванович Шишкин (1832-1898). Натюрморт «Персики» Эдуард Мане. Жил –был художник. Музеи. К посещению музея люди готовятся. Скульптор М,А. «Автопортрет» Исаак Ильич Левитан (1860-1900).

«Книги по искусству» - Вып. 1. Мейсенский фарфор. Автопортрет. 1500 г. Около 1610 – 1611 гг. История стекла стара как мир. Альбрехт Дюрер. Вып.2. Волшебная сила искусства. 1.Успенский собор Москов-ского кремля. 1479 г. 2. Большой наряд царя Михаила Федоровича Романова. 1627 г. В настоящем выпуске рассматривается первобытное искусство, ис- кусство Древнего мира, ис- кусство средних веков и Возрождения.

«Знаки и символы искусства» - Пабло Пикассо. Подсолнухи. 1887. Знаки и символы искусства. Винсент ван Гог (1853-1890). Н. Римский-Корсаков. Искусство говорит с людьми на языке символов. П. Клас. И. Штраус. Музыкальные инструменты, ноты - краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов.

«Искусство» - Классицизм Характерная особенность – обращение к образам античного искусства, четкость, простота. «Аленушка». «Джоконда». Рембрандт «Даная». Парфенон. Искусство как специфическая форма познания мира. Венера Таврическая. Медный всадник (Фальконе) Александровская колонна (Монферран). Эстетическая – направлена на преобразование мира на основе красоты.

«Символы и знаки» - Например: (любой медицинский знак). В геральдике. Знаки и символы в изобразительном искусстве и в жизни. В древнем мире – изображение рога изобилия – символ богатства. Знаки и символы возникли на заре человечества. И еще о знаках и символах. В традициях народного искусства славян изображение ромба –обозначает землю.