Куда пропали субкультуры. Мы знаем, что их заменит

Нынешняя молодежь за последний год очень сильно изменилась внешне. Еще недавно серая масса людей разбавлялась подростками, которые одевались в широченные штаны, арафатки, вешали большущие кресты на шеи, нацепляли на одежду многочисленные значки, а на джинсы — цветастые булавки

Теперь на улицах Качканара редко увидишь подростков в подобной одежде. Все стали похожими друг на друга. Даже те, кто причисляет себя к «чисто реальным пацанам и девчонкам», все чаще стали одеваться в цветастые приталенные рубашки с короткими рукавами и потертые джинсы.

В качестве прически на головах молодых людей, которые еще вчера носили панковские ирокезы, косые чёлки или стрижки под ноль, сегодня длинные, аккуратно уложенные волосы, часто — крашеные или мелированные. Куда же пропали те самые рокеры, панки, хиппи, эмо? Оказывается, они все еще рядом с нами. Просто одни перестали так ярко выражать свою индивидуальность через внешний вид, а другие считают, что моду на их образ жизни вытесняет ненавистный гламур. Я поговорила с ребятами, которые раньше называли себя неформалами, и вот что выяснила.

Маша, 18 лет

Мне кажется, что на них прошла мода. Их перестали замечать на улицах города, реагировать на них так, как им хотелось бы. Некоторые просто вырастают из этого детского состояния и начинают нормально одеваться, вести себя адекватно, меняют стиль и взгляды на мир. Вместо них сейчас гламурные девахи и парни им под стать. Мы уже к этому привыкли, сегодня это считается нормальным и приемлемым для толпы.

Настя, 17 лет

Я считаю, что большая часть ребят поумнела. Может быть, им надоели косые взгляды со стороны, вечное гонение. А может, просто захотелось надеть каблучки и юбочку, а парням снять пирсинг и походить в качалку. Сейчас вместо неформалов — люди, которые выросли из неформального общества. Им стали интересны совершенно другие вещи, у них изменились взгляды.

Почему я перестала причислять себя к неформалам? Думаю, потому что меня стало интересовать другое общество, я повзрослела.

Максим, 17 лет

Нас стало меньше, потому что поменялась мода. Но те, кто перестал считать себя нефором, следовательно, никогда ими и не были. Они просто носили соответствующую одежду: кеды, арафатки, цепи. По большому счету все эти аксессуары большой роли не играют. Главное, жить и чувствовать себя как неформал. В нашем городе есть неформальные подростки, и что это за стереотип, что нефор обязательно должен быть эмо, готом или хиппи? Неформал — это человек с неформатным мышлением.

Оля, 15 лет

По-моему, это была просто модная волна на неформальные образы. Когда она прошла, то многие надели обычную одежду, сняли пирсинг и подровняли чёлки. Есть, конечно, и сейчас отдельные личности, которых можно назвать неформалами, но им совершенно всё равно, как их называют окружающие. Для них это не имеет значения, они не ходят по городу, колотя себя в грудь, со словами, что они неформалы.

Я же перестала причислять себя к обществу неформалов, не потому что прошла мода, просто мне стало понятно, что как бы человек не называл себя, он всё равно остается таким, какой он есть. Так что сегодня я — это просто я.

Гортензия, 19 лет

Я думаю, что экснефоры просто повзрослели и поняли, что это не главное. Не обязательно выделяться из толпы с помощью цветастых футболок, шокирующих причёсок и многочисленных пирсингов. В общем, выросли они из всего этого!

Кто вместо них сейчас? Даже не знаю, что ответить. Наверное, обычная молодёжь, которая не стремиться что-то кому-то доказать своим поведением и манерами. Почему я вышла из круга неформалов? Я просто выросла.

Свет + Ка

Парни и девчонки? Что вы думаете по этому поводу? Куда делись неформалы? Почему прошла мода на стиль «эмо»? И как вообще расшифровывается понятие «неформальный».

В 2007-2010 годах страна переживала бум различных субкультур. По улицам ходили одетые во всё чёрное готы, яркие панки и эмо. Появлялось всё больше молодёжных культур, подростки стремились выделиться.

Постепенно волна субкультур сошла на нет. Готы, панки и эмо ушли с улиц. Редакция задалась вопросом: куда они исчезли? Чтобы узнать это, мы взяли интервью у бывшей готессы по имени Кира.

ВГ: Кира, расскажите, к огда Вы примкнули к готам и почему?

Кира: Сейчас мне 23 года. Готикой увлекалась с 13 до 16 лет. Я всегда была изгоем и белой вороной. В любых коллективах. Единственными отдушинами были рисование и музыка. В 13 лет я увидела в интернете фотографии, на которых были изображены готы. Какое-то время спустя по телевизору была программа, где рассказывали о готах. Тогда-то я и подумала: “В от, вот эти люди, которые меня поймут!”

Сперва моей храбрости хватило только на футболки с черепами из стразов. Но всё изменилось, когда меня позвали на первый в моей жизни рок-фестиваль. М ы ехали в маршрутке, доверху забитой готами и панками, и я впервые почувствовала себя в безопасности. На самом фестивале была потрясающая дружелюбная атмосфера. Все свободно болтали с кем угодно, и никто не тыкал пальцем и не кричал в спину. Глядя вживую на эту огромную толпу людей, я осознала, что я такая не одна!

ВГ: Что Вам нравилось в этой субкультуре?

Кира: Больше всего мне нравилось, что никто мне не говорил о прелестях мира и о радужном восприятии бытия. Тогда я уже находилась в глубокой депрессии, и только в компании моих готичных друзей никто не заставлял меня улыбаться.

ВГ: В обществе есть стереотип, что готы любят проводить время на кладбище и интересуются магией . Что Вы можете сказать по этому поводу?

Кира: На кладбище я была целый один раз. Судя по рассказам, остальные ребята по нескольку раз были на кладбище, но особо часто никто туда не ходил. Самое яркое воспоминание того времени как раз связано с тем, как я пошла впервые на кладбище. На улице уже было хоть глаз выколи. Мы с парнем просто ходили по заснеженным тропинкам между могил, наслаждалась умиротворением этого места.

Магией вроде никто не интересовался. В моей компании все были реалистами.

ВГ: С какими сложностями Вы сталкивались, будучи готессой?

Кира: Из бытовых трудностей - только то, что найти косметику (например, чёрную помаду) было почти нереально. С социумом проблем особо не было. Бабушки, конечно, плевались и крестились. Н о это было скорее смешно, чем вызывало трудности.

ВГ: К ак родные и знакомые относились к Вашему новому стилю?

Кира: Моя мама была просто в восторге и сама помогала мне с образом. Остальные родственники посмеивались. Одноклассники травили и пакостничали.

ВГ: Расскажите о каком-нибудь курьёзном случае из того времени.

Кира: Однажды в школьной столовой давали огромные красные яблоки. В тот день я была очень «нарядная». На мне была д линная чёрная юбка в пол, блузка с развевающимися кружевными рукавами. Чёрные длинные волосы были распущены, на губах - тёмно-вишнёвая помада. Я взяла яблоко с собой . Затем подошла к одному из своих одноклассников. Плотоядно улыбаясь и подкидывая огромное ярко-красное яблоко в руке, я спросила у него: «Яблочко хочешь?» О дноклассник замотал головой и, заикаясь, выдавил из себя только «Не, не, не, не! Я не г-голоден! С-спасибо!» А кто-то проходящий у меня за спиной крикнул: «Ведьма!»

ВГ: Ещё лет 6 тому назад на улицах можно было встретить представителей различных субкультур. Сейчас же такого разнообразия нет. Как Вы думаете, куда исчезли готы, панки и эмо?

Кира: Я думаю, дело в том, что тогда было больше свободы. Никто не боялся лишний раз выделиться . Конечно, гопники и прочие антисоциальные личности были и тогда, но в то время панки ходили развлекаться путём избиения оных. Сейчас же любой, кто хочет выделиться, гораздо сильнее чувствует на себе давление толпы и её агрессию. Недавно вот был бум хипстеров. Как только их не оскорбляли, особенно в Интернете! Э то сказывается и на других людях , которые и рады бы выделится, но лишний раз задумываются — а стоит ли это того?

ВГ: А почему лично Вы перестали быть готессой?

Кира: Однажды я осознала, что люди, которых я считала своими новыми друзьями — просто алкоголики и наркоманы. Их с каждым днём всё больше интересовало посидеть дома, накурившись и напившись. С ними просто стало опасно общаться. Тогда моя депрессия стала подходить к концу, я стала видеть больше позитивных вещей в своей жизни. Постепенно забросила весь свой готичный гардероб.

ВГ: К ак Вы считаете, как сейчас проявляют себя люди, которые хотят быть яркими и выделяться?

Кира: В последние два-три месяца я всё чаще вижу на улице девушек с ярко окрашенными волосами — зелёными, салатовыми, синими, бирюзовыми, розовыми. Хоть уже моя зелёная краска с волос смылась, моё сердце ликует, видя этих ярких звёздочек в пучине серости.

ВГ: По-Вашему, почему нет новых ярких субкультур?

Кира: Д ело ещё и в том, что общество меняется. В начале 2000-х общество стремилось к тому, чтобы сбросить накопившееся напряжение 90-х. Эмо смотрели на мир в радужном свете и ждали, что впереди их ждёт только лучшее, готы считали, что дальше всё будет только хуже, панки веселились и наслаждались жизнью, пока могли . Сейчас же наступил период стабильного ожидания. Никто не знает, что будет дальше.

Общество меняется, те, кто были в субкультуре в 2007-2008 годах, выросли, новые подростки уже не такие, какими были мы. И они прекрасно знают, что лучше быть такими, как все, и особо не выделяться. Н а мой взгляд, нынешнее поколение подростков более дружное, нежели раньше. Но их жизнь проходит в основном в Интернете.

И лишь в Крыму готы продолжали существовать как отдельный народ как минимум до XVI, а может быть, и даже до XVII-XVIII веков. Проникшие в Крым в III веке н.э. готские племена оседают преимущественно в юго-западном Крыму и, приняв христианскую веру византийского образца, начинают смешиваться с местным аланским населением, одновременно перенимая язык и культуру греков-византийцев. Данные археологии свидетельствуют о том, что в VI-VII веках крымско-готские женщины носили типичный германский костюм, в состав которого входили драгоценные застежки-фибулы, серьги, браслеты и удивительные по своей красоте массивные пряжки с изображением головы орла (т.н. «орлиноголовые»). Из-за смешения с аланами (предками современных осетин), средневековые путешественники и современные ученые называют крымских готов «готаланами» или даже «аланоготами».
После вторжения в Крым татар в XIII веке некоторая часть готов в дополнение к греческому начинает также использовать татарский. Даже во второй половине XVI века (а по некоторым данным вплоть до конца XVIII) готское население Крыма продолжало использовать в качестве языка домашнего общения родной германский диалект. Этот уникальный диалект является хронологически самым поздним реликтом восточногерманских языков, на которых говорили европейские готы.
В 1475 году в Крым вторгаются новые завоеватели – турки-османы. После этого грецизированное готское население начинает культурно (а, возможно этнически и религиозно) «татаризироваться» и утрачивать свою готскую идентичность. Тем не менее, даже в XIX веке некоторые этнографы и историки считали потомками готов голубоглазое и светловолосое население греческих деревень Мариуполя и горного Крыма. В годы Второй Мировой войны «готскую тему» пытались использовать нацистские идеологи, вынашивавшие замыслы переименования Крыма в «Готенланд» и заселения полуострова этническими германцами.

Наша постоянная читательница Татьяна из Санкт-Петербурга интересуется : «Буквально лет 5 назад было ооочень много субкультур. особенно в больших городах. были и готы, и панки, и эмо, и прочие «нестандартные» подростки. сегодня как таковых субкультур нет. ну на самом деле нет! каждый третий сегодня покрыт татуировками, носит рок-н-ролльную одежду (благо, мода это диктует) и красит волосы во всем цвета радуги. а конкретно сформированных субкультур практически нет. Вот почему?) Спасибо!»

Мы спросили нашего эксперта, практикующего психолога с большим стажем, Ольгу Стадницкую , что повлияло на менталитет людей. Об этом пойдет речь в нашей публикации.

Куда делись субкультуры в России?

Еще лет пять – семь назад в славном городе Санкт-Петербурге водилось множество странного вида людей. Чуть ли не на каждом шагу можно было встретить группу товарищей пубертатного и постпубертатного возраста, резко выделяющуюся из общего фона. Не станем углубляться в типологию или классификацию субкультур и контркультур. Об этом много написано и без нас.

Эмо девочка

Эмо — молодой человек

Вопрос в том, куда они подевались? Отчего не видно ирокезов, корсетов и фенечек?

То есть, иногда еще попадаются фрики разной степени запущенности, метросексуала иной раз доведется встретить. Но на фоне разгула демократии, свойственного современным модным тенденциям, внешняя атрибутика субкультур как-то померкла .

Проведя блиц-опрос среди друзей и знакомых различных возрастных категории, у автора наметились две основные версии.

Версия 1: все сбежали в сеть

Так, молодежь склонна полагать, что причина кроется в сети. До недавнего времени для поиска единомышленников и решения вопросов самоидентификации молодому человеку нужно было пойти в народ и оглядеться. Теперь необходимость в этом отпала. Выходи на просторы интернета и становись кем угодно не вставая с кресла. Можно быть эльфом, троллем, хиккимори, фанатом любой музыкальной группы или целого музыкального направления. Если в кресле не сидится, найди людей со схожими интересами или мировоззрением и встречайся с ними в реале. В этом плане лично у автора большой интерес вызывают флешмобы и профлеши. Обилие интеренет-сообществ предоставляет молодежи возможности поистине неограниченные.

Не станем давать оценку этому явлению. Отметим лишь одно обстоятельство: молодежь, нашедшая себя в сети, в глаза не бросается.

Версия 2: не против чего воевать

Другая точка зрения, которой склонен придерживаться и автор, не отрицая, однако, интернет – версии, гласит примерно следующее: субкультурам помимо внешней атрибутики присуща определенная идеология. Опять же, не станем углублять в анализ особенностей систем ценностей и степени агрессивности различных субкультур. Не о том речь.

Не станем также углублять в психологические предпосылки тяги подростков к протестному поведению. Об этом написано ещё больше, чем о субкультурах. Обратим внимание на следующее: идеология и система групповых ценностей любой субкультуры практически всегда выступала в оппозиции к ведущей, официальной идеологии.

Давайте попробуем представить себе Россию периода «развитого социализма» и «построения коммунизма» в виде большого такого родителя. Причем, родитель этот совершенно точно знает, что нужно его детям и жестко насаждает требуемые контекстом времени ценности и идеи.

А отдельные субкультуры представим в виде ребенка. Дети, как и положено, протестуют. С «дикого запада» контрабандой поступают идеологические вредные предложения: хиппи, рок, панк и т.д. и т.п. У детей появляется выбор формы для выражения протестных реакций.

Выбор альтернативной идеологии продиктован темпераментом, степенью агрессивности и интеллектуальным статусом подростка.

Родитель наказывал, запрещал, перевоспитывал, дети уходили «из дома», зализывали порванные уши, но не сдавались.

Но тут случилось то, что случилось. Россию постигла перестройка. Единая государственная идеология приказала долго жить, уступив место абсолютному разгулу демократии и плюрализма. Этот процесс сопровождался бурным ростом наиболее агрессивных и вызывающих субкультур. При этом, чем более выразительной становилась их внешняя атрибутика, тем меньше в них оставалось идейного, ценностного наполнения. Оно и понятно. В процессе кипения всегда первым делом образуется накипь.

В настоящее время автору не удалось обнаружить подвижек в области создания государством – родителем новой, единой системы ценностей. Соответственно, подросткам стало просто не с чем бороться, против чего протестовать. Упования нынешних властей на РПЦ пока не оправдываются. Не справляется православие с задачей создания единой государственной системы ценностей.

А возникшее в результате попытки реанимации духовных ценностей движение пастафарианцев с дуршлагами на голове, согласитесь, на субкультуру пока тоже не тянет.

Да, отдельные граждане молодого возраста все ещё пытаются самовыражаться, давая выход так называемым «подростковым реакциям» с помощью крашенных во все цвета радуги дредов и пирсинга в самых неожиданных частях тела. Но как-то разрозненно, безыдейно. Даже просто обратить на себя внимание такими способами стало проблематично.

Но так даже интереснее. Есть, однако, предположение, что интернет будет предоставлять всё больше возможностей для адаптации и социализации подростков в реальной взрослой жизни. Или для ухода от реальности — были хиппи, стали хикки. Ну что же, поживем – увидим.

В далеком 2007 году, задолго до появления песен Скриптонита, шоу Юрия Дудя и подворотов на джинсах российские подростки жили в эпоху субкультур: красили волосы в черный и розовый, плакали под музыку Animal ДжаZ, гуляли по кладбищам и романтично рассуждали о смерти. В нашем материале мы рассуждаем о том, куда пропали все неформалы и смогут ли они вновь возродиться в условиях современной России.

Кажется, что всех длинноволосых неформалов, надевающих мрачные футболки с изображением Tokio Hotel и вставляющих пирсинг в любую видную для окружающих часть тела, смыло волной из бородатых хипстеров и юных школьников, не выпускающих из рук «айфон». Сложно поверить, что субкультуры, которые так старательно выстраивали свою идеологию и породили столько музыкальных групп, внезапно исчезли, даже не успев объясниться перед своими почитателями. Суровые неформалы, казавшиеся агрессивными и необщительными, так и не смогли найти общий язык с людьми в подворотах и ушли в подполье.

Расцвет субкультур пришелся на 2007-2008 годы – время, когда почти в каждом российском дворе можно было встретить грустных эмо-боев, впадающих в депрессию по любому поводу, а среди подростков наблюдалась большая любовь к вещам из черно-белой клетки (главная расцветка субкультуры «ска»), песням Аврил Лавин и черепам на рюкзаках. При этом, несмотря на большую любовь к мрачным вещам, такие неформалы жили обычной жизнью: ходили на учебу, работу, концерты любимых групп, наслаждались курсом доллара в 30 рублей и кушали дешевые гамбургеры в «Макдональдс».

Это было вполне себе обычное время, когда подростки, параллельно с учебой и подготовкой к тогда еще менее суровому ЕГЭ, грустили о неразделенной любви под «Три полоски» Animal ДжаZ и «Осень» группы «Китай», не думали о незаконных митингах и смене власти, а также жили без видоблогеров на Youtube.

Поколение нежных и чувственных подростков жило и грустило в стране, в которой на тот момент все было хорошо: никаких санкций, высокого курса доллара и евро, свободный въезд в Киев и полная гармония на Украине. На фоне российской стабильности меланхоличные эмо и агрессивные готы смотрелись довольно смешно, но в этой псевдоинтеллектуальной грусти и выражался их протест старшему поколению, наслаждавшемуся счастливыми временами.

Прошло несколько лет и депрессивным подросткам стало некогда грустить: стабильность в России была подорвана, начался экономический кризис, а юные эмо, покинув школу, оказались в реальном мире, где у взрослых людей, как оказалось, практически нет времени на меланхолию. Выкинув из гардероба мрачные вещи и стерев из своего телефона все песни в жанре альтернативы, бывшие неформалы погрязли в будничных делах вроде получения диплома, поиска работы и личного счастья.

Вчерашние неформалы превратились во вполне себе обычных людей, утопающих в проблемах и скрывающих свою грусть за кружкой пива в вечер пятницы.

Оказавшись во взрослой жизни, бывшие эмо и готы поняли, что их идеология не приносит никакой пользы российскому обществу, и тем самым навсегда похоронили любую идею о возрождении этих субкултур. Эмо, готы, «ска» и панки были убиты меньше, чем за год своими создателями, решившими забыть о своем подростковом прошлом.

Нельзя сказать, что неформалы полностью покинули российскую действительность. Конечно, в прошлое ушла мода на черно-розовую одежду, длинные челки и пирсинг по всему лицу. Теперь неформалы по-другому выражают свою приверженность определенной субкультуре и, как правило, не особо акцентируют внимание на своем внешнем виде в угоду общественным правилам (ты можешь быть абсолютным панком в душе, но на работу тебе все равно придется ходить в костюме).

Зато российские неформалы с удовольствием посещают концерты альтернативных рок-групп, репертуар которых почти не изменился с 2007 года, и иногда достают из шкафа патрули с черепами, ностальгируя по прошлому. И хотя кажется, что количество неформалов за пару лет заметно сократилось, депрессивные эмо и готы по-прежнему живут и здравствуют: заказывают одежду в «Неформаркете» (магазин, который знает каждый ярославский неформал), ходят на концерты группы «Слот» и AMATORY и пересматривают канонические фильмы неформальной культурой (вроде «Реквиема по мечте» или депрессивных фильмов Бергмана).

Точка зрения

Начнем с того, что есть понятие «субкультура», а есть понятие «неформал». Сейчас в России правят балом две субкультуры — рэперы и хипстеры. Но неформалами они не являются, т.к. у хипстоты в основе ретро-стилистика (а это в обществе считается нормальным, т.к. все носили эти шмотки когда-то), а рэперы просто вызывают смех и не считаются чем-то уникальным для нашего общества.

У неформалов по большей части 4-5 основных направлений: панки, готы, эмо, риветхыды и т.д. Собственно, само понятие неформал пошло от того, что эти люди, как минимум, выглядят не как все, т.к. чтобы принадлежать этим стилистикам, надо носить спецэффичный мерч/образ. У панков — косухи и ирокезы, у металлистов — длинные волосы и металл, у готов – черная одежда и мрачный макияж.

Сейчас настоящие неформалы ушли в прошлое. Разумеется, есть много людей, которые поддерживают идеи неформалов и слушают соответствующее музло, но выглядят они как все. Я бы даже сказал, что это современный тренд. Если посмотреть фотки нынешних панк-исполнителей, то можно заметить, что они выглядят как обычные люди. Сейчас у людей все меньше потребностей в том, чтобы выделяться из толпы, все больше стираются грани между стилями, поэтому со временем настоящих готов/эмо/панков все меньше и меньше.

Я, например, не помню, когда последний раз видел вживую трушного нефора, хотя нефоров «духовных» знаю кучу. Я знаю огромное количество людей, поддерживающих панк направление. Среди моих знакомых есть готы, эмо. Просто сейчас что в России, что в мире, нет потребности носить нефорский мерч.

/Алексей Федоров, видеограф/

То, что неформалов стало меньше, очень заметно. Сейчас уже фактически не встретишь на улице гота, эмо и специфически ярких представителей других субкультур. Сама эстетика субкультур осталась в творчестве, музыке, ещё в каких-то сферах жизни, но в одежде и в быту всё это сейчас не особо модно.

Кто был неформалом 10-20 лет назад, теперь, как правило, вырос, обзавёлся семьёй, и весь этот стиль считает чем-то «не по возрасту». Или оставляет какие-то отдельные детали — длинные волосы, аксессуары по мелочи. Зато иногда бывшие нефоры приводят к нам детей и радостно покупают им атрибутику с разными группами. Клиенты у нас самые разные, без ограничений: от детей до пенсионеров. Больше всего, пожалуй, школьников, но так всегда было и, видимо, будет.

Правда, среди нашей клиентуры остались люди, которым нравится выглядеть ярко и интересно. Просто теперь к нам приходят купить не белой пудры и не шипастые наручи по локоть, а стильные, жанровые, но гораздо менее броские кольцо или браслет. Их на улице не будет видно за километр.

Сами течения неформалов давно смазались и превратились по большей части во что-то вроде простого увлечения музыкой или пирсингом, аниме или стимпанком, да чем угодно. Сейчас видимо просто нет нужды одеваться «субкультурно», вычурно и как-то особо характерно. Скорее всего, большая часть внешних атрибутов ушла с улиц на фестивали.

А что до идейной составляющей субкультур — идеи-то многие остались. Та же готика, всю эту тёмную эстетику очень многие любят. Панк вообще вечен — это и музыка, и философия своего рода. Рок и металл тоже слушают, да ещё как.

Сами субкультуры в том виде, в каком их понимали, скажем, 10-15 лет назад, как явление, наверное, просто слегка исчерпали себя сейчас.

/Лис Никанор, магазин «Неформаркет»/