Ложный героизм в войне и мире. Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н

В арсенале современной киноиндустрии, к сожалению или к счастью, имеется просто ошеломляющее количество самых разнообразных примеров настоящего героизма, на которые равняется и которым восхищаются все более или менее впечатлительные представители рода человеческого. Непревзойденная Сандра Буллок, к примеру, в одиночку выживает в открытом космосе, в образе доктора Хауса спасает бесконечное количество жизней от волчанки, а всемогущий Терминатор в очередной раз возвращается на Землю для того, чтобы решить все ее насущные проблемы.

Примерно то же самое происходит и с современной литературой. Взять, к примеру, один из последних бестселлеров - книгу Энди Вейера «Марсианин», представляющую собой адаптацию давно привычной читающему населению земного шара робинзонады. Или знаменитую «Песнь льда и пламени» жестокого и беспощадного к своим героям Джорджа Мартина - все это написано о героях.

Спасение мира

Вопрос «что такое героизм?» на первый взгляд кажется довольно глупым и бесполезным. Большая часть людей сможет ответить на него без единой секунды, отведенной на размышления и рассуждения. В самом деле - к чему излишние философствования, если представление о героях, во-первых, для каждого свое, а во-вторых, вкладывается каждому с самых ранних лет сказками, песнями, мультфильмами и шедеврами кинематографа?

Итак, что такое героизм для современного человека? По большому счету, это совокупность качеств, необходимых для совершения благого дела вроде спасения мира, излечения страшного вируса, превращающего всех в зомби или решения проблемы расового неравенства. Одним словом, для большинства людей примеры героизма неразрывно связаны с эдакой глобальной миссией.

для связи с древними греками

Как известно, именно в Элладе находится колыбель современной мировой культуры, а потому кому еще знать точно, что такое героизм, как не древним эллинам? Дело в том, что, если детально ознакомиться с античной мифологией, можно заметить тот факт, что вся она о богах, людях, и как уже можно догадаться, героях. Кем же они были для законодателей философии и тенденций в области искусства и архитектуры?

Ответ очень прост: в сознании древнего грека герой - это существо, рожденное от бога и человека. Согласно известному всем мифу, именно таким был Геракл, или Геркулес, как его назвали впоследствии древние римляне. Рожден он был земной женщиной по имени Алкмена от верховного бога Олимпа по имени Зевс, также известного как Громовержец.

Другим воплощением героизма для древних эллинов был знаменитый Ахиллес, рожденный морской богиней Фетидой от царя Пелея. Одиссей, хоть и не был рожден от бога, все же являлся его потомком - генеалогическое древо данного мифологического персонажа восходит к Гермесу - проводнику душ по загробному царству и покровителю путешественников.

Что такое героизм для древних греков? Помимо безусловного участия в еще и особое происхождение, некоторая близость к божественному началу, за исключением разве что бессмертия, которым ни Геракл, ни Одиссей, ни, как известно, Ахиллес, не обладали.

Comics-культура

Для любого уважающего себя американца существует и несколько иное представление о героях и героизме. В данном случае речь идет о представителях рода человеческого, наделенных по той или иной причине суперспособностями. Многочисленные детища студий MARVEL и DC comics сегодня буквально не сходят с экранов по всему миру.

Для большинства современных детей настоящие примеры героизма - это свершения Железного Человека, Бэтмена, Капитана Америки, Росомахи и целого легиона других обладателей сверхъестественных качеств.

Герои славян

Впрочем, неверным будет предположение о том, что выдающиеся поступки характерны только для представителей западной культуры. Несмотря на то что именно зарубежные Мстители, Гладиаторы и Терминаторы заполонили сознание всего мира, в славянской культуре также есть немало примеров эдаких удалых парней.

Речь в данном случае идет о славных богатырях вроде Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Святогора, о которых почему-то все благополучно стали забывать. Впрочем, даже если опустить традиционный славянский фольклор, всегда остаются знаменитый пес Мухтар и Дядя Степа.

Если говорить серьезно

Истинный и ложный героизм встречается в современном мире практически на каждом шагу. Великие свершения порой происходят за углом, а ничтожная мелочь раздувается до глобальных масштабов.

Чем отличаются истинный и ложный героизм между собой, вопрос достаточно философский, поскольку у каждого имеется свое представление на этот счет. Для одних истинность заключается в бескорыстии того или иного поступка, другие же разграничивают для себя эти понятия путем соизмерения масштабов.

В любом случае, вопреки расхожему мнению, героизм в наше время существует, причем отнюдь не благодаря сверхъестественным способностям или особому происхождению.

Жить и умереть во имя детей

Начать галерею выдающихся поступков можно было бы с кого угодно, однако некоторые действия особенно достойны того, чтобы не быть забытыми. Выдающийся педагог и Человек с большой буквы Януш Корчак в прямом смысле отдал жизнь своим воспитанникам. Оказавшись в Варшавском гетто, он организовал сиротский приют, в котором нашли убежище 192 ребенка разных возрастов.

В нечеловеческих условиях Корчак продолжал лечить, воспитывать и учить детей, несмотря ни на что, пытаясь найти любую возможность спасения своих подопечных. Поскольку в это время гитлеровцами устранялись все «непроизводительные элементы», сиротский приют в полном составе был отправлен в треблинский «лагерь смерти». Корчака было столь огромным, что принесло ему помилование, однако педагог отказался от билета на свободу и провел с детьми их самые страшные последние часы. Вместе с помощницей Стефанией Вильчинской и воспитанниками Януш Корчак принял мученическую смерть в газовой камере.

Рупор для тысячи голосов

Какой была бы сейчас американская демократия, если бы великий Кинг не произнес в свое время знаменитую речь «Есть у меня мечта»?

Тысячи людей пошли за своим лидером для защиты своих гражданских прав и достоинства.

Среди боя и крови

Героизм на войне - дело, казалось бы, обычное, однако не когда тебе шесть. Именно в таком возрасте Сергей Алешков, участвовавший в обороне Сталинграда, дошедший до Польши, спасший своего командира, попал в ряды советских бойцов во время Великой Отечественной войны. Мальчик, раньше времени ставший взрослым, выживший в одно из самых страшных времен в истории человечества.

Тем не менее, героизм на войне - далеко не всегда готовность стрелять во врага на поражение или бросаться под танки ради спасения напарника. Иногда это просто умение оставаться человеком в самых нечеловеческих условиях, когда грани добра и зла становятся особенно тонкими.

Глубина значения

Что же такое героизм? Определение данного термина хоть и кажется простым, допускает огромное количество трактовок. Это первый полет Юрия Гагарина в космос и воспитание собственного ребенка во время войны, это пожертвование всего капитала для улучшения качества жизни в странах третьего мира и готовность прийти на помощь другу в критической ситуации.

Для кого-то настоящим примером героизма является подвиг Рамази Датиашвили - молодого микрохирурга, вернувшего трехлетней Расе ноги, отрезанные комбайном.

Увековечено в книгах

Героизм в литературе нашел просто огромное количество отражений, начиная с классики и заканчивая современной прозой. К примеру, в своем бестселлере «Книжный вор» описал настоящий подвиг немецкой семьи, приютившей еврея в своем подвале посреди фашистской Германии.

Увековечил героизм в литературе и Борис Пастернак, написавший бессмертное произведение, настоящий шедевр мировой классики, роман «Доктор Живаго». Для того чтобы вершить благие дела, совершенно не нужно обладать суперспособностями - достаточно просто быть человеком, верящим в лучшее и готовым к любым житейским невзгодам и неурядицам.

Конспект урока литературы в 10 классе

Тема урока . Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»).

Цели: учащиеся должны знать , что, по мнению Л.Н. Толстого, является главной причиной военных побед и поражений, какую оценку дает писатель действиям и устремлениям «военных трутней» и истинных героев отечества;

понимать , что Шенграбен стал победой русских потому, что нравственная идея защиты своих собратьев одушевляла воинов; Аустерлиц же превратился в катастрофу, ибо не может быть подвига вне истины;

уметь : используя текст романа, ресурсы интернета (исторические документы), составлять монтаж событий; проводить сравнительный анализ героев и событий, подчеркивая, какую роль в романе-эпопее писатель отводит приему антитезы.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточные карточки для учащихся с проблемными вопросами урока и вопросами – заданиями к анализируемым эпизодам.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; читают и комментируют фрагменты текста; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении истинного и ложного героизма.

Ход урока.

    Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

Идя вслед за автором, мы должны разобраться в характере военной кампании 1805 года. Толстому почему-то же было недостаточно изобразить войну 1812 ода, чтобы показать роль этого важнейшего исторического события в судьбе его героев и всей России.

Вот что писал Толстой в одном из своих писем (слайд 2) :

«Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев – воображение мое отказывалось следить за такими громадными действиями: я не понимал их – а интересовал меня сам факт войны – убийство. Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве».

И тем не менее в ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы – приказы, распоряжения, диспозиции и планы сражений, письма и т.д.

К тому же война рождает героев. Но о ком из героев романа можно сказать: «Это настоящий герой»?

    Постановка проблемы урока.

Вы прочитали дома главы, посвященные войне 1805 года. Это эпизоды смотра при Браунау, переправы через Энс, обстрел плотины Аугеста, Тильзитский мир, а также главы о Шенграбене и Аустерлицком сражении.

Какие проблемы, по-вашему поднимает писатель в этих эпизодах?

(Ответы учащихся)

Предлагаю остановиться сегодня на таких проблемах (слайд 3):

Где, по мнению Толстого, определяется исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов он зависит?

Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, а плоды победы пожинают Берг и Долохов?

    Сообщение ученика .

(Исследование вопроса с точки зрения истории)

Слайды 4, 5

Сообщение ученика, подготовившего исторический комментарий о причинах вступления русского правительства в коалицию, о Шенграбенском и Аустерлицком сражениях.

IV .Исследование эпизодов.

Обратимся к роману.

Задание по группам:

1группа работает над эпизодом смотра под Браунау.

2 группа рассматривает эпизод переправы через Энс.

( У учащихся на столах листы с вопросами, которые подскажут, на что обратить внимание во время работы с эпизодом)

Не случайно Толстой выбрал для начальных глав о войне смотр. Идет смотр людям и снаряжению. Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Понимают ли солдаты цели войны?

Выясняется полное непонимание целей войны и взаимоотношений с союзниками и противником. «Со всех сторон переговаривались солдатские голоса».

Назначая смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.

Итак, непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Браунау.

Переправа через Энс.

Обращают внимание на карьеризм Жеркова.

Опасения Несвицкого, что слишком много послали людей поджигать мост, неразбериха во время переправы.

«Общая черта раздраженности и волнения»

V.Сопоставление двух сражений.

Слайд 6

1.Учащиеся работают с эпизодами, освещающими Шенграбенское сражение .(Опираются на задание в карточке)

Обсуждение.

Поведение Долохова, даже геройский поступок он совершает, движимый корыстными побуждениями.

Не численное превосходство, не стратегические планы полководцев, а воодушевление и бесстрашие ротного Тимохина, увлекшего за собой солдат, повлияло на ход сражения.

Артиллерийский капитан Тушин производил впечатление совершенно невоенное. Но именно этот капитан со своими артиллеристами решает исход сражения. Действуя по собственной инициативе, Тушин поджег деревню Шенграбен, где были сосредоточены большие массы неприятеля.

Поиск ответа на вопрос, кто здесь истинный герой и почему Тушин, спасший ситуацию, получает выговор от начальства, а Долохов поощрен.

Слайд 7

2.Аустерлицкое сражение.

Поведение солдат и офицеров в битве.

3. Работа с таблицей в тетради.

Слайд 8

Учащиеся после заполнения таблицы зачитывают свои варианты.

4. Проверка по ключу (слайд 9)

VI . Выводы.

Слайд 10

Подведем итоги нашего исследования.

Учащиеся высказываются по вопросам урока, обобщают.

Имеют ли проблемы, поднятые в романе Толстого, современное звучание?

VII . Домашнее задание. Перечитать главы, воспроизводящие события войны 1812 года (оставление Смоленска, Бородинское сражение)

Сочинение-рассуждение: «Прием антитезы в изображении военных событий как средство решения проблемы истинного и ложного героизма»

Приложение 1.

Карточка для учащихся.

Проблемные вопросы урока.

Где, по мнению Толстого, решается исход сражения (в штабе или на поле боя)? От каких факторов это зависит?

Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?

Почему совершившие подвиг Тушин и Тимохин остаются без награды, плоды победы пожинают Берг и Долохов?

Какую роль в изображении военных событий Толстой отводит приему антитезы? С какой целью писатель противопоставляет внешний вид и внутренний облик героев романа?

Эпизод «Смотр в Браунау», том1, часть2, главы1-2

Что показал смотр?

Готова ли русская армия к войне?

Эпизод переправы через Энс, том 1, часть 2, глава 8

Поведение простых солдат во время переправы.

Мотивы поведения Жеркова и Несвицкого.

Шенграбенское сражение

Проследите контрст между поведением Долохова и штабных офицеров, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой (главы 20-21, том 1, часть 2)

Поведение Жеркова в бою, глава 19, том 1, часть2

Батарея Тушина в бою, главы 20-21, том 1, часть2

Князь Андрей в Шенграбенском сражении

Аустерлицкое сражение

Поведение солдат и офицеров в битве

Война 1805г. Обстановка в театре военных действий была следующей: тридцатипятитысячная русская армия отступает, преследуемая стотысячной французской армией под начальством Наполеона. Кутузов послал наперерез врагам четырёхтысячный авангард Багратиона, который, опередив французов, должен был задерживать их, сколько мог. Задача была не из лёгких... Ночью Багратион, пройдя сорок пять вёрст с голодными, разутыми солдатами по горам, без дороги, растеряв при этом третью часть отставшими, прибыл в назначенное место на несколько часов раньше французов. Но тут случилось неожиданное... Мюрат, встретив отряд Багратиона, подумал, что это вся армия Кутузова и предложил перемирие на три дня. Для русских это была единственная возможность выиграть время, дать отдохнуть измученному отряду Багратиона. В отличие от Мюрата, Наполеон сразу разгадал обман. Пока отряд Багратиона отдыхал, к Мюрату скакал адъютант Бонапарта с грозным посланием. Русские успели немного отдохнуть, поесть солдатской каши, и тут... внезапно слышится свист, падает ядро, затем следующее, и следующее... Тушин, командир батареи, приказал начать огонь по Шенграбену.

А тем временем пехотные полки, застигнутые французами в лесу врасплох, хаотично, в панике, выбегали из леса, крича: "Обошли! Отрезали! Пропали!". Полковой командир бежал за своими солдатами, пытаясь их остановить, но они его не слушали и продолжали бежать. Он остановился в отчаянии, ему казалось, что всё кончено. Но тут он увидел, что французы, только что наступавшие, вдруг побежали назад. В лесу показались русские стрелки - это рота Тимохина, единственная оставшаяся в порядке, сидела в канаве, дожидаясь врага, а затем внезапно атаковала. Тимохин был будто пропитан бодростью и решительностью в эту минуту, он, держа в руке одну шпагу, наполненный великим чувством долга и боевым духом, побежал на французов, и те, не успев опомниться, побросали оружие и побежали. В этот момент Долохов бежал рядом с Тимохиным, убил в упор одного француза и "первый взял за воротник сдавшегося офицера". Бегущие солдаты возвращались к своим батальонам. Полковой командир стоял с майором Экономовым и отдавал ему приказ, в это время к нему подбежал один бледный солдат, это был Долохов. Он показал командиру французскую шпагу и сумку, сказал, что взял в плен офицера и остановил роту. И ещё он просил командира запомнить его. А после, продолжая мешать разговору, Долохов показал свою рану, доставшуюся ему от французского штыка.

Если сравнивать Тимохина и Долохова, можно сказать, что Тимохин - храбрый, решительный, целеустремлённый, отчаянный, с огромной силой воли, ведь, когда все солдаты других рот начали панически куда-то бежать, подцепляя за собой остальных, Тимохин не поддался этому и остался сидеть в лесу, в засаде, поджидая удобного моманта для нападения. Ведь для победы в сражении важно не только иметь большую армию, хотя и не без этого, важно уметь правильно настроить эту армию, этих солдат, придать им хорошего боевого духа, веру в свои силы и желание во что бы то ни стало защитить людей от гибели. А если все начали падать духом, унывать, думать, что всё кончено, то постепенно они присоединяют к себе других, и тем самым очень легко поддаться этому и побежать со всеми...

А когда пришёл тот самый нужный момент, Тимохин скомандовал для наступления, затем он бежал впереди всех и убивал французов, попадавшихся ему на пути. В этот момент у него был такой огромный заряд энергии, нужной в бою, что он заразил ею свою роту, и они, следуя его примеру тоже бежали на противника. Среди них был и Долохов.

Обычно, когда сравнивают двух людей, один получается положительным, а другой отрицательным. Тимохин получился положительным, но нельзя сказать, что Долохов прямо совсем отрицательный. Ведь Долохов бежал рядом с Тимохиным, зная, что любая вражеская пуля может попасть в него, и всё..., значит, Долохов выходит тоже храбрый и смелый. Да, он первый схватил за воротник сдавшегося офицера, чтобы показать всем, что он герой, но всёже, он ведь не в кустах отсиживался во время боя, а потом выбежал и схватил его, а он тоже бежал в лицо опасности, рисковал своей жизнью...

Но Тимохин, в отличие от Долохова, не говорил командиру, чтобы тот его запомнил, Тимохину этого было не нужно. Он делал это очень искренне, не напоказ, считая это своим долгом, не видя в этом подвига... А вот Долохов...., в этом, конечно, он отличается от Тимохина сильно... Он делал все эти "подвиги" исключительно для того, чтобы все увидели, какой он молодец, какой он герой. Но ведь другие солдаты вокруг него делали тоже самое, разве нет? В этом и заключается долг военной службы!

Больше всего мне не понравилось, когда он сказал командиру: "Я остановил роту". Это же неправда! Прямо стоял один и останавливал! Его поведение произвело на меня очень неприятное впечатление. В нём было столько показухи, лицемерия, игры... Он как будто бы делает вид, что сейчас играет в героя, а на самом деле, создаётся впечатление, что ему это всё не нужно, нет, ну конечно, он тоже, может быть, хочет помочь войскам в борьбе с противником, но в этом столько неискренности и лжи, что на это просто неприятно смотреть!! Конечно, я не могу с полной уверенностью заявить, что он проявил "ложный" героизм, но он был очень близко к этому, уж точно "истинным" это не назовёшь!

К сожалению, всегда и везде существовала проблема "истинного и ложного героизма". Истинный герой, совершая подвиг, считает это всего лишь своим долгом, он лишён тщеславия и самолюбования. Тушин - яркий пример этого. Но есть люди, которые склонны выдавать за подвиг совершение своего долга и преувеличивать свои успехи. В этом и заключается, на мой взгляд, проблема "истинного и ложного героизма". И каждый солдат стоит перед выбором... Зачастую война проявляет истинный характер человека...

Колоссальное прозаическое полотно «Война и мир», отразившее с невероятной искренностью и правдивостью реальные картины жизни народа в пучине сложных событий первых десятилетий XIX века, стало одним из важнейших произведений в отечественной литературе. Свое высокое значение роман заслужил благодаря серьезности проблематики. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» – одна из центральных идей, актуальность которой не проходит спустя более 200 лет.

Война – испытание характера личности

Несмотря на развернутую систему персонажей произведения, его главным героем является русский народ. Как известно, свои истинные качества люди проявляют, оказавшись в сложных жизненных ситуациях. Нет ничего более страшного и ответственного как для отдельно человека, так и для нации в целом, чем война. Она подобно волшебному зеркалу способна отразить истинное лицо каждого, сорвав маски притворства и псевдопатриотизма одних, подчеркнуть героизм, готовность к самопожертвованию ради гражданского долга других. Война становится своеобразным испытанием для личности. В романе русский народ изображен в процессе преодоления этого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.

Художественный прием сравнения

В ходе изображения войны автор прибегает к приему сравнительного сопоставления настроений и поведения как военных, так и светского общества, сравнивая 1805–1807 годы, когда бои происходили за пределами Российской Империи, с 1812-м – периодом вторжения французов на территорию государства, заставившим народ подняться на защиту Отечества.

Главным художественным приемом, которым автор мастерски оперирует в произведении, является антитеза. Метод противопоставления автор использует и в оглавлении романа-эпопеи, и в параллельном ведении сюжетных линий, и в создании персонажей. Герои произведения противопоставляются друг другу не только своими моральными качествами и поступками, но и своим отношением к гражданскому долгу, проявлением истинного и ложного патриотизма.

Олицетворение истинного патриотизма

Война коснулась различных слоев населения. И многие стараются внести свою лепту в дело общей победы. Крестьяне и купцы сжигают или раздают свое имущество только для того, чтобы оно не досталось захватчикам, москвичи и жители Смоленска покидают свои дома, не желая находиться под гнетом врага.

С особым проникновением и гордостью создает Лев Николаевич образы русских солдат. Героизм и отвагу они продемонстрировали в эпизодах боевых действий под Аустерлицем, Шенграбеном, Смоленском и, конечно же, на Бородинском сражении. Именно там проявилось несравненное мужество простых солдат, их любовь к Родине и стойкость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради свободы и Отечества. Они не пытаются выглядеть героями, подчеркнуть свою удаль на фоне других, а лишь стараются доказать свою любовь и преданность Отчизне. Невольно в произведении читается идея о том, что истинный патриотизм не может быть показным и позерским.

Одним из самых ярких персонажей, олицетворяющим истинный патриотизм в романе «Война и мир», является Михаил Кутузов. Назначенный главнокомандующим русским войском вопреки царской воле он сумел оправдать возложенное на него доверие. Логичность его назначения лучше всего объясняется словами Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».

Одно из самых сложных решений, которое довелось принять Кутузову во время войны, – это приказ об отступлении. Только дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог взять на себя ответственность за такое решение. На одной чаше весов была Москва, а на другой – вся Россия. Как истинный патриот, Кутузов принимает решение в пользу всего государства. Свой патриотизм и любовь к народу продемонстрировал великий полководец и после изгнания захватчиков. Он отказывается воевать за пределами страны, считая, что русский народ выполнил свой долг перед Отчизной, и больше нет смысла проливать его кровь.

Особая роль в произведении отведена партизанам, которых автор сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».

Дух искренней любви к родной земле и государству свойствен не только военным, но и мирному населению. Купцы раздавали свой товар бесплатно, чтобы захватчикам ничего не досталось. Семья Ростовых, несмотря на близившееся разорение, оказывает помощь раненым. Пьер Безухов вкладывает свои средства в формирования полка и даже предпринимает попытку убить Наполеона, невзирая на последствия. Патриотические чувства свойственны и многим представителям дворянского сословия.

Ложный патриотизм в произведении

Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине и разделение народного горя. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика. К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста. Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.

Прием антитезы в изображении наигранного и настоящего патриотизма является одной из идейных линий романа-эпопеи «Война и мир». По мнению автора, истинные чувства любви к родной земле продемонстрировали представители простого народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом. Те, кому нет покоя в минуты общего горя, и отражают искреннюю любовь к Родине. Эта идея является одной из основных в произведении, а также в сочинении на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир». Данное убеждение автор изображает через мысли Пьера Безухова, который осознает, что настоящее счастье в единстве со своим народом.

Тест по произведению

Замысел «Войны и мира» восходит к роману Толстого «Декабристы», над которым писатель начал работать в 1856 году. Героем произведения должен был стать декабрист, возвращающийся с женой и детьми из ссылки. Однако постепенно временные границы романа расширяются, заставляя автора все больше погружаться в исследование исторических событий и жизни русского общества в целом. Да и само произведение перестало быть просто романом, став, как предпочитал называть его сам писатель, книгой. «Это не роман, - говорил Толстой, - еще менее поэма, еще менее историческая хроника».

В «Войне и мире» отражены все стороны русской действительности того времени, все ее положительные и отрицательные черты. А настоящим нравственным испытанием для героев становится испытание войной. Именно при столкновении с масштабной, всеобъемлющей трагедией проявляются истинные душевные качества и раскрывается человеческая сущность. Именно в этих условиях и становится понятно, кто настоящий патриот, а для кого патриотизм был лишь маской.

На протяжении всего романа ведущей является «мысль народная». Именно с народом писатель связывает все положительное, истинное. Потому что народ проявляет неподдельную заботу о будущем своей страны, без напускного хвастовства, решительно встает на защиту Родины, преследуя благородную цель: пусть даже ценой собственной жизни отстоять Россию, не уступить ее врагу. Народ понимал, что решается судьба отечества, и предстоящее сражение считал общим делом. В этом едином народном воинстве, охваченном общей идеей, автор прорисовывает образы отдельных героев. Мы видим Василия Денисова, боевого гусарского офицера, храброго, мужественного, готового на дерзкие действия и решительные поступки. Видим Тихона Щербатого, крестьянина, вооруженного пикой, топором и мушкетоном, который умеет «сгребать» противника, брать языка и «залезать в самую середину французов». Этот самый храбрый человек в партии Денисова, он более всех других побил неприятеля, а помогают ему в этом смекалка, ловкость и ум.

«Скрытая теплота патриотизма» проявляется и в семье Ростовых, и в семье Болконских, и во взглядах Пьера Безухова, и даже у Катишь, которая говорит: «Какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу».

В своем произведении Толстой решительно «срывает маски». Показывая призрачную жизнь высшего общества, он раскрывает и то, каким неестественным, наигранным является на самом деле их патриотизм. Так, Берг, у которого вообще не было ничего святого, который в самое тяжелое время мог думать о приобретении «прелестной шифоньерочки», с наигранным пафосом восклицал: «Армия горит духом геройства... такого геройского духа, истинно древнего мужества российских войск, которое они выказали в этой битве... нет никаких слов достойных, чтобы их описать...». Бросая красивые слова, посетители аристократических салонов обнаруживают все то же равнодушие ко всему, кроме своих корыстных интересов. Сословными интересами проникнуты и «патриотические» настроения дворянской Москвы. Идея народного ополчения вызывает в них опасение, что крестьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще набор... а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, только один разврат», - говорил один из дворян, собравшихся в Слободском дворце. У другого оратора, «нехорошего игрока в карты», «патриотизм» проявляется в исступленном крике: «Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию». Отсутствует дух единения и царя с народом в сцене встречи в Кремле. В толстовском изображении Александра отчетливо проступают черты позерства, двуличия, жеманства.

В последних двух частях романа Толстой воспроизводит широкую и величественную картину народного сопротивления французскому нашествию. Исход войны решило «возбуждение ненависти к врагу в русском народе», вылившееся в партизанское движение. И хотя Наполеон жаловался Кутузову и императору на нарушение обычных правил военных действий, партизаны делали свое благородное дело. Они «уничтожали великую армию по частям... были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотню французов». Здесь сказалась вся мощь народа, который вилами и топорами уничтожал, по выражению Тихона Щербатого, «шаромыжников» и «миродеров». В борьбе с врагом у отрядов Долохова и Денисова проявились неподдельный энтузиазм и неистовство. Это была, по меткому выражению автора, настоящая «дубина народной войны».