Может ли зло быть привлекательным. Сочинение на тему: «Неужели зло так привлекательно? (по роману Лермонтова Герой нашего времени)

еужели зло так привлекательно? Чтобы ответить на этот вопрос Печорина, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное.

С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова «зло»:

1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.

2. Беда, несчастье, неприятность.

3. Досада, злость.

В этих определениях трудно найти что-либо привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень спорные понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешить загадку добра и зла.

Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведений писал: «Людям давно пора осознать, что без противопоставления жизненность угасает. Однако противоположное долгое время было синонимом плохому. Несмотря на обилие поговорок вроде "Разнообразие придает вкус жизни", "Все нужно...", "Трава всегда зеленее на другой стороне".., многие люди автоматически рассматривают противоположности как "зло"». (Не совсем корректный перевод с английского языка может немного замутнить смысл цитаты, но суть должна быть понятна.)

Он хотел сказать, что зло в людском понимании – это не обязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что им не понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить теорию относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждого человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться. Например: в средние века, во времена инквизиции, христианами совершались многочисленные кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью обратить «неверных» в христианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле были оправданы потому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в свою очередь являлись самым страшным злом для самих язычников.

И так, зло – это нечто необычное и непонятное. А может ли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Если бы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, как звери.

Но можно ли это толкование зла применить к произведению Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»?

Печорина, несомненно, можно назвать необычным человеком. У него нестандартное мировоззрение. Печорин в своём дневнике несколько раз называет себя злодеем. Он был очень расчётлив в отношениях с друзьями и возлюбленными. Хладнокровно и эгоистично сортируя все свои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций. «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет...».

Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим Максимович (можно сказать) сводит его с Бэлой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В "любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именовать себя злодеем.

Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся, что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывал всех женщин.

В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.

Глубокое и давнее чувство Вера испытывала к Печорину. "Она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть". Вера лучше, чем кто-либо другой, "проникла во все тайны" его души. Про Веру Печорин говорил: «За что она меня так любит, право, не знаю! ... Неужели зло так привлекательно?..» Именно из-за нее он задаёт себе этот вопрос. Я думаю, что Вера его любила как раз за его «зло», то есть за необычность. Есть такой тип женщин, как Вера, их непременно привлекают мужчины, с которыми они никогда не будут счастливы. Отношения с этими мужчинами для них явное зло. Познав горечь разочарований, эти женщины в следующий раз выбирают такого же мужчину. Яркость чувств, и, хоть и недолгая любовь с необычным человеком, для них привлекательнее размеренных устоявшихся отношений с надёжным мужчиной.

Зло на самом деле бывает очень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся того, что им неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает неприязнь или даже ненависть. Такое произошло в отношениях Печорина с Грушницким. Печорин о Грушницком отзывался так: «Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. ... Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. ... Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Они друг друга не любят, как раз из-за того, что не могут понять друг друга. Каждый видит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы кто-нибудь из них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может они бы стали настоящими друзьями.

>Сочинения по произведению Герой нашего времени

Неужели зло так привлекательно

Роман «Герой нашего времени» в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает если не центральное, то одно из главных мест. Название произведения указывает нам на то, что автор хотел написать не только об одной личности, но и о нравах своей современности. Главный герой романа Григорий Печорин – личность в высшей степени противоречивая и эгоистичная. Сам себя он считает неизбежным злом для окружающих. Он знает, что приносит одни только беды и разочарования, поэтому его искренне удивлял тот факт, что люди к нему тянулись.

На самом деле, герой Лермонтова хорош собой. Возможно, именно его внешняя привлекательность так очаровывает людей, а возможно и суровая интонация. Ведь известно, что чем равнодушнее мы относимся к человеку, тем больше эмоций мы в нем вызываем. Видимо, Печорин этим приемом умело пользовался во всех жизненных ситуациях, потому что он довольно холодно относился даже к самым преданным и верным людям, встречавшимся ему на пути. Герой придерживался мнения, что настоящая любовь, как и искренняя дружба между людьми невозможна.

Как видим, у Печорина нестандартное мышление и расчетливый взгляд на вещи. Он не мог дать волю настоящим чувства, так как разум всегда затмевал голос его сердца. Знакомясь с женщиной, он безошибочно мог предсказать, будет ли она его любить или нет. В первой повести он познакомился с Бэлой , которая была далека от вопросов любви. Она привлекла Печорина своей нравственной чистотой и неискушенностью. Но, как только он добился от нее ответного чувства, сразу же охладел.

С княжной Мери он поступает не лучшим образом. Затевая с ней интрижку, он не преследует никакой серьезной цели. Однако, почувствовав зарождающиеся чувства, он прекратил отношения, из страха потерять свою свободу. Самое низменное зло в нем проявляется во время отношений с искренне любящей его Верой , которая, несмотря на свое слабое здоровье, жертвует всем, чтобы быть рядом с ним. Именно из-за нее он задается вопросом: «Неужели зло так привлекательно?»

Печорин прекрасно знает, что принесет ей одни горести и разочарования, оттого не может понять, почему она так предана ему. В действительности, Вера относится к такой категории женщин, которых привлекают мужчины вроде Печорина. Даже зная, что он не принесет ей ничего кроме боли, она предпочитает недолгую любовь с таким неординарным человеком, нежели размеренные отношения с надежным мужчиной. Получается, что зло может быть порой удивительно привлекательным и притягательным.

В своем прощальном письме к нему она признается, что никого она не сможет уже полюбить сильнее, потому что таких таинственных и особенных людей она не знает. Она настолько прониклась тайнами его загадочной души, что другого счастья для себя не представляла. Несмотря на то, что Печорин искренне любил эту женщину, моральных сил бороться за нее он не нашел. Понимая это, Вера с грустью о нем сказала, что «никто не может быть так истинно несчастлив как он».

В помощь выпускнику 11 класса

Образец итогового сочинения-рассуждения на тему «Неужели зло так привлекательно?» (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)

«Неужели зло так привлекательно?» Многие герои произведений Михаила Юрьевича Лермонтова могли бы произнести эти слова. Но восклицание принадлежит Григорию Александровичу Печорину, главному герою романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Одни согласятся с мнением Печорина, другие будут его опровергать. Что же такое зло в широком смысле этого слова? Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру. «Тогда как же оно может быть привлекательным?» - спросите вы. Оказывается, может, по выражению самого Печорина. Попробую доказать свою точку зрения.

Мысленно перелистывая страницы романа, прихожу к выводу, что зло в некотором роде – это состояние души Печорина. Очень жестоко по отношению к герою, но, думаю, что правдиво, потому что он действительно герой своего времени. Это «едкая истина», по словам писателя, который указал «болезнь» века. Почему эта «болезнь» разъедала душу Печорина? И почему зло стало для него привлекательнее добродетели? Всё очень просто. Печорин жил без веры, без цели, без любви. Хотя однажды он искренне любил Веру, но ничего, кроме страданий ей не принёс. Вера была единственной женщиной в его жизни, которая понимала его совершенно, увидев «мелкие слабости» и «дурные страсти». Печорина мучил вопрос: за что она его так любила? «Неужели зло так привлекательно?..» Да нет! Печорин хорошо понимал, что «зло порождает зло», что он любит только себя, что он ничем не пожертвовал ради любви, что он злопамятен, завистлив. Он испытывал удовольствие, заставляя других страдать, и мучился от этого сам, называя такое состояние своей души «жизнью». Он был неспособен к благородным порывам, боялся показаться смешным, боялся потерять свою свободу, испытывал непреодолимое отвращение к женитьбе. Однажды одна старуха гадала его матери и предсказала ему смерть от ЗЛОЙ жены. Он испытывал страх перед женщинами и за это иногда себя презирал. Из-за него погибла Бэла, он разбил сердце княжне Мери. Чувство злобы и оскорблённого самолюбия руководили им, когда он стрелял в Грушницкого. Он делал несчастными всех, кто его окружал. Даже обидел доброго Максима Максимыча. У него на сердце был камень. Именно поэтому критики того времени называли его «страдающим эгоистом». Зачем он жил? Для какой цели родился?

Вера в своём прощальном письме к нему признавалась, что никого не будет любить так, как его, потому что в нём есть что-то особенное, таинственное, что «ни в ком зло не бывает так привлекательно, и никто не может быть так истинно несчастлив». Вера проникла во все тайны его души! Печорин искренне любил её за это, но бороться за любовь сил в себе не нашёл! Да и зачем? Его душа была наполнена злобой и грустью, он сделался «нравственным калекой».

Выходит, что зло вовсе непривлекательно! Оно делает человека глубоко несчастным и ведёт к душевной и физической гибели, что и произошло с Печориным. Зло порождает только зло и не ведёт к добродетели. А значит, не может быть «привлекательным». Вот почему Печорин в галерее образов русской литературы 19 века был «лишним человеком». Я так думаю. Надеюсь, что я ответил на поставленный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Г(И)А - 9 класс. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

В данном материале даётся описание опыта работы по обучению учащихся 9 класса написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....

В помощь выпускнику 11 класса (учебные материалы по подготовке к ЕГЭ по русскому)...

Сочинение Неужели зло такпривлекательно? По роману Лермонтова Герой нашего времени. Филипп КексГ. Таллинн01 Н еужелизло так привлекательно? Чтобы ответить на этот вопрос Печорина, надо сначалауяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечтоположительное.С. И. Ожегов в сво м толковом словаре да т такиеопределения слова зло 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.2. Беда, несчастье, неприятность. 3. В этих определениях трудно найти что-либопривлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом делеочень трудно оспорить эти определения.

Но добро и зло это очень спорныепонятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешитьзагадку добра и зла.Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведенийписал Людям давно пора осознать, что без противопоставления жизненностьугасает.Однако противоположное долгое время было синонимом плохому.Несмотря на обилие поговорок вроде Разнообразие придает вкус жизни, Все нужно, Трава всегда зеленее на другой стороне многие люди автоматически рассматривают противоположности как зло. Не совсем корректный перевод с английского языка может немного замутнить смыслцитаты, но суть должна быть понятна.

Он хотел сказать, что зло в людском понимании это необязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что имне понятно, нечто необычное.На понятия зла и добра можно распространить теориюотносительности.

У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждогочеловеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться. Например всредние века, во времена инквизиции, христианами совершались многочисленныекровавые Крестовые походы на земли язычников.С целью обратить неверных вхристианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле были оправданыпотому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в свою очередьявлялись самым страшным злом для самих язычников.И так, зло это нечто необычное и непонятное.

А можетли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Еслибы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, какзвери.Но можно ли это толкованиезла применить к произведению Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашеговремени? Печорина, несомненно,можно назвать необычным человеком. У него нестандартное мировоззрение. Печоринв сво м дневнике несколько раз называет себя злодеем.Он был очень расч тлив вотношениях с друзьями и возлюбленными.

Хладнокровно и эгоистично сортируя всесвои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций. Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любитьили нет. Приехав служить за Терек, Печорин знакомится сМаксимом Максимовичем.Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый,накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. МаксимМаксимович можно сказать сводит его с Бэлой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры.

В любви дикарки он пытается найти забвение от его тоски, но егоненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, онобличает е на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и вс в то время. Он, не желая, заставляет е умереть.Печорин приносит страдания всемокружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именоватьсебя злодеем.Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся,что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывалвсех женщин.

В истории с Мэри Печорин, затевая интригу,не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавитьзарождающееся чувство.Глубокое и давнее чувствоВера испытывала к Печорину.Она единственная женщина в мире, которую я нев силах обмануть. Вера лучше, чем кто-либо другой, проникла во всетайны его души. Про Веру Печорин говорил За что она меня так любит,право, не знаю! Неужели зло так привлекательно Именно из-за нее онзада т себе этот вопрос. Я думаю, что Вера его любила как раз за его зло, тоесть за необычность.

Есть такой тип женщин, как Вера, их непременно привлекаютмужчины, с которыми они никогда не будут счастливы. Отношения с этими мужчинамидля них явное зло. Познав горечь разочарований, эти женщины в следующий развыбирают такого же мужчину.Яркость чувств, и, хоть и недолгая любовь снеобычным человеком, для них привлекательнее размеренных устоявшихся отношенийс над жным мужчиной.

Зло на самом деле бываеточень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся того, чтоим неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает неприязнь или дажененависть. Такое произошло в отношениях Печорина с Грушницким. Печорин оГрушницком отзывался так Его цель - сделаться героем романа.Он так часто старался уверить других в том, чтоон существо, не созданное для мира, обреченное каким- то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился.

Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Я его также не люблю ячувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать. Они другдруга не любят, как раз из-за того, что не могут понять друг друга. Каждыйвидит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы кто-нибудьиз них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может они бы сталинастоящими друзьями.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:


И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет.. Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем -.. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении.Не решены однозначно вопросы: «..

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова " Герой нашего времени"
В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отобразил 30-е годы XIX века России. Время написания романа пришлось на период реакции.. Через два года после появления в печати “Героя нашего времени” А. И. Герцен.. Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным.Они оба устали от пустоты светской жизни.

История изучения романа Лермонтова "Герой нашего времени"
И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет.. Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем -.. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об этом небольшом произведении.Не решены однозначно вопросы Положительное..

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Встречаются оба героя как старые приятели.Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он.. Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между.. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. ..

Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени"
Уже в раннийпериод творчества поэта волнует проблема свободы. Представление поэта о свободеменялось в течение жизни. Так, первые стихотворения носят.. Так, в стихотворении Желание Лермонтов пишет Зачем я не птица, не ворон.. Интересно, что дляпоэта воображаемый мир более реален, чем окружающая действительность. Обществомелькает как будто бы..

Нравственные проблемы романа Лермонтова "Герой нашего времени"
Господствующим типом эпохи был тот тип человеческой личности,который известен в истории русской общественной мысли под горьким названием лишнего.. Он дает четкие иметкие характеристики людям. Он быстро и верно понял Грушницкого, княжну Мери,доктора Вернера. Печорин смел, обладает большой выдержкой и силой..

Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Наша диссертация посвящена выявлению художественного подтекста как средства раскрытия характеров героев в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” в.. Наша диссертация является первым исследованием, направленным на выявление.. Диссертация ставит целью выявление художественного подтекста в романе “Герой нашего времени”. Целью также является..

Система образов в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Как всякое подлинное классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью.. Одна из самых старейших исследователей Лермонтова Э.Г.Герштейн, подводя итог.. Явившись закономерным итогом русского и мирового литературного движения на определенном этапе «Герой нашего времени»..

Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить пленительные. И это правда. Женщина - источник радости, силы ивдохновения. Лермонтов.. Печорин, увидевее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то.. Совсем другой выглядит княжна Мери. Оней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано водяноеобщество..

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтова. Нравственно-психологический роман
Лермонтов ведетчитателя от поступков Печерина в первых трех повестях к их мотивам в 4 и 5 повестях, то есть от загадки кразгадке. При этом мы.. Лермонтов демонстрирует примеры печеринскогоравнодушия, жестокости к.. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременносовестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В Княжне Мери..

0.058

Сочинение

«Неужели зло так привлекательно?» По роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Филипп Кекс

Г. Таллинн

еужели зло так привлекательно? Чтобы ответить на этот вопрос Печорина, надо сначала уяснить, что значит зло, и может ли это понятие вообще нести в себе нечто положительное.

С. И. Ожегов в своём толковом словаре даёт такие определения слова
«зло»:

1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.

2. Беда, несчастье, неприятность.

3. Досада, злость.

В этих определениях трудно найти что-либо привлекательное. Но значит ли это, что ответ на вопрос найден? На самом деле очень трудно оспорить эти определения. Но добро и зло – это очень спорные понятия. И многие философы, как древние, так и современные, пытались разрешить загадку добра и зла.

Антон Шандор ЛаВей в одном из своих произведений писал: «Людям давно пора осознать, что без противопоставления жизненность угасает. Однако противоположное долгое время было синонимом плохому. Несмотря на обилие поговорок вроде "Разнообразие придает вкус жизни", "Все нужно...", "Трава всегда зеленее на другой стороне".., многие люди автоматически рассматривают противоположности как "зло"». (Не совсем корректный перевод с английского языка может немного замутнить смысл цитаты, но суть должна быть понятна.)

Он хотел сказать, что зло в людском понимании – это не обязательно что-либо вредное и дурное, люди часто принимают за зло то, что им не понятно, нечто необычное. На понятия зла и добра можно распространить теорию относительности. У каждого человеческого сообщества, а быть может и у каждого человеческого индивидуума, эти понятия могут сильно различаться.
Например: в средние века, во времена инквизиции, христианами совершались многочисленные кровавые Крестовые походы на земли язычников. С целью обратить «неверных» в христианство или уничтожить их. И эти зверства, в каком-то смысле были оправданы потому, что язычество являлось для христиан злом. А христиане в свою очередь являлись самым страшным злом для самих язычников.

И так, зло – это нечто необычное и непонятное. А может ли оно быть привлекательным? Конечно да! Загадки всегда привлекали людей. Если бы нас не привлекала неизвестность, то мы бы до сих пор жили в пещерах, как звери.

Но можно ли это толкование зла применить к произведению Михаила
Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»?

Печорина, несомненно, можно назвать необычным человеком. У него нестандартное мировоззрение. Печорин в своём дневнике несколько раз называет себя злодеем. Он был очень расчётлив в отношениях с друзьями и возлюбленными. Хладнокровно и эгоистично сортируя все свои и чужие мысли и чувства. Он не оставлял шанса выходу истинных эмоций. «Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет...».

Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем.
Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим Максимович (можно сказать) сводит его с
Бэлой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В
"любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям. И по этому он тоже совершенно справедливо может именовать себя злодеем.

Он не позволял себе влюбляться, потому, что боялся, что ему могут изменить и нанести нестерпимую боль. И тем самым он обманывал всех женщин.

В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство.

Зло на самом деле бывает очень привлекательным. Но может быть и наоборот, иногда люди боятся того, что им неизвестно и непонятно, а страх в, свою очередь, вызывает неприязнь или даже ненависть. Такое произошло в отношениях Печорина с Грушницким. Печорин о Грушницком отзывался так: «Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. ... Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. ... Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». Они друг друга не любят, как раз из- за того, что не могут понять друг друга. Каждый видит в другом соперника. У них разные жизненные принципы, и если бы кто-нибудь из них понял бы и согласился с мировоззрением другого, быть может они бы стали настоящими друзьями.