Описание историй из бежин луг. «Человеческий и фантастический мир в рассказе Тургенева «Бежин луг

Работа представляет собой анализ рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" с точки зрения использования и роли историй-страшилок, которые рассказывают ребята ночью у костра. Ученики определяют особенности образов, которые встречаются в страшилках: домовой, русалка, духи, привидения. Знакомят слушателей с историями-страшилками своей территории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Верховинская средняя общеобразовательная школа № 29 имени А.Н.Корчагина

Тугулымский городской округ Свердловской области

Научно-исследовательская работа

по литературе

Хорзова Кристина,

Хайрова Елена,

ученицы 6 класса

МКОУ Верховинская СОШ № 29.

Руководитель

Шандыбина Наталья Александровна,

учитель русского языка

и литературы

МКОУ Верховинская СОШ № 29

С.Верховино, 2017 г

Введение ……………………………………………………………………3-4

1.Основная часть. Истории-страшилки в рассказе Тургенева « Бежин луг»

1.1.Образ домового в русской мифологии и рассказе Тургенева «Бежин луг»…………………………..………………………………………………5-8

1.2.Образ русалки в фольклоре и рассказе Тургенева………………………….…………………………………………8-9

1.3.Разрыв-трава……………….…………………………………………..9-10

1.4.Философский смысл рассказа…...……………………………………1-11

Заключение………………………………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………………..13

Приложение…………………………………………………………………..

Роль историй-страшилок в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Введение

В этом учебном году на уроках литературы нас, шестиклассников, ждало большое количество абсолютно разных литературных героев: путешественники, изобретатели, школьники, былинные богатыри, герои самых разных сказок…, но больше всего нас увлёк рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг». Мы ярко себе представили мальчиков, наших ровесников, которые ночью пасут лошадей и рассказывают разные истории-страшилки. Кто из нас, находясь на отдыхе в детском оздоровительном лагере не слышал рассказов про Пиковую Даму, чёртика, приведения?! Даже дух захватывает! Тургеневским героям более ста лет, мир давно изменился, а детский интерес к страшилкам остался. Кроме того, мы задумались, Тургенев был одним из самых образованных людей своего поколения, почему он уделил в рассказе так много внимания этим историям? Какую цель преследовал русский классик? Все это сподвигло нас к исследованию.

Объектом исследования в данной работе выступает рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг»

Предмет исследования – истории-страшилки, которые рассказывают ребята ночью у костра.
Цель исследования – выявление роли историй-страшилок в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»


Задача поставлена таким образом:

  • проанализировать рассказ Тургенева «Бежин луг»;
  • обработать фактический материал;
  • определить особенности образов, которые встречаются в страшилках: домовой, русалка, духи, приведения.;
  • познакомиться с историями-страшилками нашей местности, записать их;


Мы думаем, что наше исследование интересно не только нам, оно имеет определенную значимость, т ак как образы домовых, леших, русалок, приведений встречаются довольно часто в произведениях русской литературы. Их мы видим у А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, в рассказах Тэффи, А.И.Куприна других авторов. Данное исследование поможет определить его смысл и значение этих фольклорных героев.

Результаты работы могут быть использованы и учителями, и учащимися на уроках литературы при изучении рассказа «Бежин луг».
Данная научно-исследовательская работа готовит учащихся к дальнейшему знакомству с литературой.

Новизна исследования заключается в том, что в своей работе мы использовали различные источники и справочные материалы, опиралась на собственные литературоведческие знания и исследовательские способности.

1. Основная часть. Истории-страшилки в рассказе И.С Тургенева «Бежин луг»

В рассказе "Бежин луг" читатель встречается с охотником, который заблудившись в лесу, выходит на равнину, где и встречает пятерых деревенских мальчишек. Он остается рядом с ними переночевать у костра, чтобы утром, когда будет светло, найти дорогу обратно. Автор наблюдает за ребятами, слушая их рассказы. У крестьянских детей он отмечает природную даровитость и смекалку. Автор с большим интересом прислушивается к тому, о чем говорят мальчики. Эти рассказы - скорее поверья, так как в них очень мало правды, но дети, выросшие в глухих деревнях, очень суеверны, они почти все без образования, поэтому верят всем этим «страшилкам». Он для себя отмечает в их рассказах поэтичность и романтичность. С приходом темноты в ночной степи, у детей появляются тревожные мысли, и они наперебой рассказывают разные небылицы. Тургенев , описывая очень подробно природу, чем помогает читателям лучше понять не только характеры, но и душевное состояние этих крестьянских детей.

1.1. Образ домового в русской мифологии и рассказе Тургенева «Бежин луг».

Одним из пяти сидевших у костра мальчиков был Илюша , ему было на вид лет двенадцать. Одет он был очень бедно: онучи, лапти да подпоясанная толстой веревкой черная свитка.

Илюша, как и все крестьянские дети, вынужден работать самого раннего возраста. Героями его рассказов были лешие, домовые, русалки. В его повествовании мы видим сильные эмоции страха, ощущение большой таинственности. Он очень хорошо знает разные поверья и приметы. Из рассказов старших, которые он слушал в деревне, было много тем о покойниках. Ребенок, как губка впитывал эти байки. Илюша был отличным рассказчиком, он с большим мастерством и увлечением пересказывал услышанные им страшные истории об оборотнях, антихристе, гадании, о покойном барине, о водяном, лешем и домовом. Все пятеро мальчиков отличались своей речью, манерой общения друг с другом и даже по голосами. Так, у Илюши был слабый и сиплый голос, в его рассказах было много повторений. Он очень эмоциональный. Все у него в рассказах окутано мрачной таинственностью.

Все мальчики очень внимательно слушали рассказ Илюши о домовом, которого они с его братом Авдюшкой и другими приятелями якобы видели в помещении маленькой бумажной фабрики, на которой они все работали. Это произошло темной ночью. Мальчишки, оставшись ночевать прямо на фабрике на своих рабочих местах, перед сном всегда рассказывали друг другу разные страшные истории, которые слышали от взрослых. Но как только кто-то из них вспомнил о домовом, то ребятам вдруг послышались чужие шаги в темном помещении фабрики.

А что вообще известно о домовых? Конечно, это история из серии "Хотите - верьте, хотите - нет". Рассказываем с точки зрения того, что думали и знали о домовых наши предки. Впрочем, кое-кто верит в домовых и ощущает их присутствие и сейчас.

В Толковом словаре С.И.Ожегова «Домовой – в славянской мифологии: сказочное существо, обитающее в доме, злой или добрый дух дома».

Из интерне-ресурсов мы узнали о домовой следующий, очень итересный для нас материал: 10 февраля (а по старому стилю 28 января) на Руси отмечали Велесичи (Кудесы). Этот день в отечественной фольклорной традиции - День угощения домового.Считалось, что если домовой в этот день останется без гостинца, то жди беды. Поэтому после ужина за печкой обязательно оставляли горшочек каши с приговором: "Дедушка-суседушка! Кушай кашу да избу храни нашу" - чтобы дух дома поужинал.

Как его только не называли на Руси! Помимо собственно домового были иносказательные "он" и "сам". А также доброжил, доброхот или доброхотушко, кормилец и уже упомянутый дедушка-суседушка. А еще: господарь, большак, дед, дедко, дедушко, братанушко, хозяин, чурило, чур, хлебник, избной, подпечник, подпольник, глумицо, жировик, лизун, гнетка, шишок… В Вологодской области его называли "кормильцем", а на русском Севере "Суседком" или "Батанушком". А вот не ладящих с хозяевами домовых именовали "некошном".Как он выглядит
На самом деле, никто этого не знает. Ведь считалось, что домовые не показываются человеку.
Тем не менее, на Руси считали, что это маленький волосатый старичок, являющийся обладателем длинной бороды и широких ладоней, обильно покрытых густой растительностью. А в Вологодской губернии верили, что у него есть маленькие рожки и подогнутый хвостик.Полагали также, что иногда домовой является в образе зеркального отражения человека, которому явился. А также в образе различных животных: змеи и ужа, жабы и лягушки, мыши и крысы, петуха и коровы, свиньи и ягненка, кошки и собаки, ласки и белки, медведя и зайца.

Какими они бывают? Считалось, что домовые могут выступать в разных амплуа, в зависимости от места обитания: домовой обычный и дворовый, запечник и хлевник (домовые, живущие при скотине). Доможил, например, обитает в доме, в углу за печью, а дворовый - во дворе.

Особенности поведения .Место для жительства в доме домовой всегда выбирает сам. По ночам он может шуметь, бродить по дому, вздыхать, и бормотать...Домовые могут предупреждать об опасности, например, плакать к беде или смеяться к счастью. Еще считали, что посреди ночи домовой может тяжело навалиться сонному человеку на грудь, после чего поутру надо спросить: "К худу или к добру?" Если к добру - домовой погладит ладонью. Если к худу - ущипнет или дернет за волосы.

Домовые - отличные помощники в хозяйстве. Они любят возиться с лошадьми (правда, если лошадь не полюбилась домовому, он может и извести животное) и даже… приглядывать за детьми, к которым сильно привязан. Домовой охраняет дом от воров и пожаров. А еще он расположен к курам, поэтому в ноябре в его честь устраивают курячьи именины, на которые пекут пироги с курятиной, жертвуя корочки от них домовому.

Домовой не может жить без людей. Иначе он становится злым и агрессивным. Домовым приятны те семьи, где царят мир и согласие, а сам дом содержится в чистоте. А вот ссоры и бардак в доме могут привести к вредительству со стороны домового.Его любимое блюдо - просоленная горбушка хлеба. А еще ему нравятся каша, молоко, конфеты, печенье и прочие сладости. Его любимая забава - игра со старыми бусами и прочей бижутерией, и вообще со всем блестящим. А вот табачный дым домовых раздражает. Домовой может выживать неприятных ему гостей. Его семья
У домового есть и жена - "доманя", и дети - "домовенки". Впрочем, голоса они не подают. Что же касается "домани" - это совершенно отдельное существо.

Женщины-домовые
Иногда это, собственно, жена домового, а иногда - дух дома в женском образе. А на Урале "домовинка" считалась дочерью домового. У хранительницы дома тоже много имен: домаха, доманушка, домовица, домовиха, домовичка, доможириха. Что же касается описаний ее внешнего вида, она часто сходна с кикиморой. Ей присущи чисто женские занятия: делать уборку, прясть, а обитает она за печкой. Часто, при переездах, ее зазывали перебраться в новый дом вместе с домовым: "Дом-домовой, пойдем со мной, веди и домовиху-госпожу - как умею награжу!". Кстати, считалось, что женщины-домовые чаще поселяются в тех домах, где живут слишком уж хлопотные, заботливые, усердные хозяйки.
В рассказе Илюши домовой – фабричный, живущий в старой рольне (на бумажных фабриках называется то строение, где в чанах вычерпывают бумагу, оно находится у самой плотины, под колесом). Какой же домовой мог жить на бумажной фабрике? Добрый он или злой? Почему он напугал ребят? Возможно, они нарушили его обычный распорядок, оставшись ночевать на фабрике. А скорее всего, уставшие за день дети, увлеченные историями-страшилками, услышали домового уже во сне. Тем не менее, в рассказе действия домового описаны как настоящего сердитого и рачительного хозяина, в тоже время он обладает сверхъестественными свойствами: «…над головами у нас заходил; но а лежали-то мы внизу, а заходил он наверху, у колеса. Слышим мы: ходит, доски под ним так и гнутся, так и трещат; вот пришёл он через наши головы; вода вдруг по колесу как зашумит, зашумит; застучит колесо, завертится; но а заставки у дворца-то спущены. Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако, колесо поветелось, да и стало. Пошёл опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопиться; ступеньки под ним так даже и стонут…ну, подошёл тот к нашей двери, подождал, подождал – дверь вдруг вся так и распахнулась.. Всполохнулись мы, смотрим- ничего… Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя и опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери подошёл да вдруг как закашляет, как заперхается, словно овца какая, да зычно так…Мы так ворохом и свалились, друг под дружку полезли… Уж как же мы напужались о ту пору!»

1.2. Образ русалки в фольклоре и рассказе.

После рассказа Ильюши все ребята начинают вспоминать истории-страшилки, которые они слышали от своих родителей, бабушек, дедушек или случайно подслушали у взрослых. Но лучшим рассказчиком среди них выделяется всё-таки Ильюша.

Рассказ Кости про Гаврилу, слободского плотника и русалку тоже завораживает читателя. Русалка « ..светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь,- а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный…. А волосы у неё зелёные, что твоя конопля..»

Русалка - персонаж славянской мифологии . Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере , в Поволжье , на Урале , в Западной Сибири , существенно отличаются от западнорусских и южнорусских . По версии Л. Н. Виноградовой - вредоносный дух , появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин.

По народным поверьям, русалки обитают в лесу на высоких деревьях (например, на дубе или липе), на которых любят раскачиваться как ночью, так и днём. Свои следы на берегу русалки стараются скрывать, поскольку могут перерыть песок и загладить следы (застать их можно, согласно наблюдениям В. И. Даля , только врасплох). В сосновом бору часто встречаются деревья, вокруг которых не растёт трава: по народному преданию, русалки водят хороводы вокруг этих деревьев и вытаптывают круги.

Описание русалки в рассказе Тургенева схоже с описанием этого персонажа других произведений. Представление людей о русалках как мифическом существе тоже схожи почти везде. И везде русалки заманивают людей, могут защекотать их досмерти или утопить. Встреча с русалкой всегда к потере покоя. Заманивают русалки только молодых парней. В сборнике детских работ участников областного краеведческого конкурса «Юные знатоки Урала», посвященного 130-летию со дня рождения П.П.Бажова «Волшебная шкатулка» (Екатеринбург 2010 год) мы нашли «Верховинские побасёнки», найденные и записанные учениками нашей Верховинской школы. Речь идет о верховинском парне Евграфке, который, возвращаясь из соседней деревни с вечёрки берегом реки Кармак, увидел русалки. Она сидела на камне и расчёсывала волосы. Потерял покой Евграфка, а потом и вовсе сгинул.

1.3. Разрыв-трава.

Следующий рассказ Ильюши про Ермилу отличается от предыдущих, во-первых, в нем нет мифического героя, есть, скорее всего, намёк на переселение душ. И если в предыдущих историях дети сами анализировали рассказанное, соглашаясь с ним или не соглашаясь (например, «Твой батька сам это рассказывал?», «Чудно дело!», «Чего ж он раскашлялся?), то в эта история остаётся без детского комментария.

Зато историю про старого барина, ищущего разрыв-траву, герои Тургенева уже не подвергают сомнению, а даже продолжают, опираясь будто бы на свой жизненный опыт: «..в родительскую субботу ты можешь и живого увидать, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в том году…» И опять Ильюша рассказывает ребятам поверье, где действующими лицами выступают жители их деревни. Ребята заворожено слушают Ильюшу, сопоставляют рассказываемое с реальностью: «Ну что ж, ведь она ещё не умерла?» «Да году-то ещё не прошло. А ты посмотри на неё, в чём душа держится?»

Ребятам знакомы герои историй, они знают места, где произошла та или иная история, названия травы, которую ищет старый барин, и её свойства.

Мы решили узнать, что такое разрыв-трава , так как такое растение часто встречается в произведениях русской литературы. Пользуясь интернет-ресурсами, мы узнали, что название этой магической травы отличается в различных регионах и у различных этносов. У сербов - это расковник, у болгар - разковниче, в некоторых регионах Македонии - «ёж-трава», в Славонии - «земляной ключ» и т.д.

Согласно русскому поверью, разрыв-трава цветёт один раз в год в купальскую ночь (ср. Цветок папоротника ), при этом цветение очень коротко - за время его человек едва может прочитать молитвы « Отче наш », «Богородица» и «Верую». По восточносербскому поверью, разрыв-трава ночью светится. Найти эту траву можно только случайно: попав на неё, коса переламывается; если бросить разрыв-траву вместе с другой скошенной травой в воду, она одна поплывет против течения (рус., укр., бел.). Если её положить на наковальню, кузнец не сможет сковать железо (рус.). Если на детелину наступит конь, у него выпадут гвозди из подков (серб.); для добывания разрыв-травы на луг выводили коня в железных путах, которые рассыпались при соприкосновении с ней (серб.). Способностью этого растения «пересиливать» металлы пользовались воры, закладывая её в разрез на пальце или ладони и давая ране срастись. Разрыв-траву можно было также носить под языком. После этого человек получал способность открывать замки (рус., бел., серб., хорв., з.-болг., малопол.

Сербское предание говорит о том, что очень немногие люди могут отыскать разрыв-траву. Сербский фольклорист Вук Стефанович Караджич пишет о расковнике:

Это некая (возможно воображаемая) трава, благодаря которой, как считается, отмыкается любой замок и всё открывается, если ею притронуться

В болгарской мифологии разрыв-трава описывается как « клевер с четырьмя лепестками». Он растёт на лугах, но только посвящённые могут его узнать . Считается, что эта трава разверзает землю в месте, где зарыты сокровища . Кроме этого, с помощью травы можно обращать железо в золото , трава может дать человеку вечное счастье или богатство . Разрыв-трава может исполнить любое желание человека.

1.4 .Философский смысл рассказа

Истории про антихриста, лешего, затмение солнца, водяного взаимосвязанны с жизнью простых людей, так же как и природа и фольклор находятся в тесной взаимосвязи: во время рассказов страшных историй доносятся издалека страшные, непонятные ночные звуки, вокруг появляются тени, шуршат камыши.

Одним из переломных моментов является разговор о мальчике-утопленнике Васе. Павлуша во время этого разговора ушел за водой, а когда вернулся - рассказал, что слышал голос этого самого Васи, будто он его звал «Павлуша, а Павлуша, подь сюда».

Но погиб мальчик вовсе не от воды, а от того, что он любил, - от лошадей.

По мнению автора, страшно не то, чего мы боимся, а то, чего не боимся и о чем не знаем. По стечению обстоятельств, голос в воде явился лишь плохой приметой, предостерегающей от опасности, но не указывающей на нее.

Мы, читатели, видим крестьянских детей, своих сверстников, пусть и необразованными, зато тонко чувствующими природу: звезды на небе, ночные звуки, птицы, ищущие ночного пристанища – всё это они замечают и очень образно об этом говорят: «…гляньте на Божьи звёздочки, что пчёлки роятся!» И читатель понимает, что крестьянские дети, истории-страшилки, звезды на небе, герои славянской мифологии – всё это вместе взятое и есть настоящая, широкая русская душа.

Заключение.

У нас этот рассказ вызывает только положительные эмоции, в нем, помимо красочной картины природы и интересного фольклора, вложена важная философская проблема о судьбе человека, о его месте в мире, о его единении с природой и космосом. Мы проанализировали данный рассказ, инсценировали его, нарисовали иллюстрации, собрали истории –страшилки нашего края, представили их в приложении к работе, провели анкетирование по теме серди учащихся 4-6 классов и взрослого населения.

«Бежин луг» входит в круг детского и подросткового чтения и интересен подрастающему поколению, потому что с течением времени интерес к «страшилкам» не иссяк, разве что крестьянские дети 19 века были более суеверны в этом плане. Мы не считаем, что рассказы были выдумкой ребят. Ребятам в устной форме было передано то культурное наследие народа, которое живо по сей день. Легенды и поверья передаются из уст в уста через многие поколения, они не только пугают ребят, но и выполняют воспитательную функцию, предостерегая от возможных опасностей: не ходить в лес одному, не подходить близко к воде.

Пейзажные зарисовки и фольклор гармонично сочетаются и отражают широкую русскую душу, огромные русские территории, историю народа и культурные традиции. Неслучайно рассказчик, грамотный, образованный человек, заслушался у костра историями-страшилками и не стал разуверять ребят в том, что это не правда, что это всё выдумки, он здесь выступает в роли стороннего наблюдателя и проводника. Тургенев, как и многие писатели и поэты 19 века, лишь использует, передает в своем произведении поверья, не комментируя услышанное.

Многие писатели, как классики, так и современники обращаются к фольклорным традициям. Интерес этот не случаен, так как только через фольклор раскрывается душа русского человека, его быт, его языческое начало, его страх перед непознанным, его сила добра в борьбе со злом.

Роль историй-страшилок заключается в том, чтобы попытаться раскрыть непростую русскую душу: русский человек часто верит в то, чего он не видел или не может объяснить, ему в трудных ситуациях хочется верить, что кто-то к нему придёт на помощь, а если неудача неизбежна, значит, злобные силы навредили доброму христианскому делу. Через содержание историй-страшилок читатель узнает быт крестьян, их традиции, увлечения, душевные переживания.

Список использованной литературы

1. Златковская Т. Д. Rosalia - русалии? (О происхождении восточнославянских русалий) // VIII Международный съезд славистов: История, культура, этнография и фольклор славянских народов. - М., 1978. - С. 210-226.

2.Левкиевская Е. "В краю домовых и леших. Персонажи русской мифологии" (М.: ОГИ, 2009)

3.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва.1999 год.

4.Разрыв-трава / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - С. 396-397. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.

5. Русалки / Иванов Вяч. Вс. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . - 2-е изд. - М. : Советская Энциклопедия , 1988. - Т. 2: К-Я. - С. 390.

Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987

6.Сборника детских работ участников областного краеведческого конкурса «Юные знатоки Урала», посвященного 130-летию со дня рождения П.П.Бажова». Екатеринбург. 2010 год. С.66.

Приложение № 1.

«Верховинские побасёнки» (отрывок)

…Соберутся, бывало, под вечер ватагою на покосе под копёшкой отдохнуть, да и давай байки друг другу рассказывать. От стариков, мол-де слыхали, что был в деревне случай такой. Пошли как-то бабы вечером за водой. Только в воду зашли, бадейки зачерпнули, глядь, а над водой голова Змея морского появилась. И прямо к берегу плывет. Бабы завизжали, вёдра побросали и побежать. С той поры на то место за водой никто не хаживал.

А с Евграфкой, парнишкой молодым, вот что приключилось. Возвращался он как-то поздно с вечёрки из соседней деревни. Там у него, слыш-ко, зазноба жила. Евграфка и подумал: «Пойду-ка я берегом реки, глядишь, версты две и выгадаю» Сказано-сделано. Пошёл он напрямую. Сперва ходко шёл, потом намаялся, решил водицы испить. Только наклонился, тут у него голову и обнесло. Глядь, а на камне у берега какая-то девушка сидит да волосы расчёсывает. Глянула она на парня и захохотала. А потом нырк в воду, только хвост рыбий и мелькнул. Испугался паренёк и унёсся куда глаза глядят. Рассказал он об этом, а ему никто не верит. Потерял парень покой, всё бегал на свою русалку поглядеть, да однажды и совсем пропал.

(Из сборника детских работ участников областного краеведческого конкурса «Юные знатоки Урала», посвященного 130-летию со дня рождения П.П.Бажова». Авторы: Шандыбина Даша, Кармакских Никита, Ошкукова Наташа, Синозацкая Вика 7 класс, 2010 год)

Приложение № 2

Народные приметы, связанные с домовым
При переезде в новый дом домового было принято звать с собой. Но пороге хозяин произносил: "Хозяин мой, пойдем со мной!" или выманивал домашнего хранителя при помощи угощения - ломтя хлеба с солью и чашки молока.

При строительстве нового дома в подпол клали монетки для домового. А когда в новой печи пекся каравай, от него отрезалась горбушка, которая солилась и кидалась под печь - так угощали домового.

Домового полагалось ублажать и поддерживать с ним добрососедские отношения. Помните про привязанность домового ко всему блестящему? Сложите всякие бусы, пуговицы да монетки в коробку без крышки и сообщите домовому, что сей подарок адресуется ему. Также домового было принято всегда одаривать денежкой, которая иногда клалась в щели в полу (впрочем, в современных городских условиях сей номер сложно выполним). При этом говорили: "Дедушка домовой! Вот тебе денежка на сапоги и семечки. От души даю, тебе дарю!". Помимо всего, с домовым полагалось здороваться и прощаться.

А еще существовала примета не оставлять на столе на ночь колющих и режущих предметов, и острую пищу в виде, допустим, перца или чеснока, так как все это мешает домового бороться с темными силами. Ведь сам он дух, все-таки, более-менее добрый.

Чтобы домовой помог вам найти какую-то пропавшую вещь, надо произнести, встав в угол комнаты: "Домовой, домовой, поиграй и отдай". Как ни странно, парочку раз мы наблюдали ситуации, когда этот способ действительно сработал! Или это совпадение?

Считалось, что 30 марта по старому стилю, или 12 апреля - по новому, домовой не узнает своих хозяев. В этот день хранителя дома особо активно прикармливали.

Приложение № 3

АНКЕТА.

  1. Видели ли вы домового? Если да, то как он себя проявлял?
  2. Если нет, хотите его увидеть?
  3. У вас живет домовой?
  4. Верите в сновидения?

Анализ анкетирования

Взрослые люди приняли участие в анкетировании 9 человек. Результаты получились следующие:

  1. 2 человека ответили да, 7 человек ответили нет. Домовой проявлял себя тем, что брякал посудой и ронял вещи.
  2. Нет.
  3. 7 человек ответили да. 2 человека ответили нет.
  4. Все ответили да. Все истории слышали в детстве.
  5. 2 человека ответили да. 5 человека ответили нет. 2 человек не знают.
  6. Все ответили да.

Такие же вопросы мы предложили учащимся 4-6 классов нашей школы. (56 человек)

Результаты получились следующие:

1 .Видели ли вы домового? Если да, то как он себя проявлял.

32 человека –видели домового (в лагере, дома, у прабабушки живёт,)

24-не видели

2 . Если нет, хотите его увидеть?

41- да

15-нет

3. Знаете ли истории о нем? Можете рассказать?

34-да

22-нет.

4. Много вам рассказывали про потусторонние силы? Если да, то кто?

56-да, смотрят программы по телевизору, рассказывали в лагере, рассказывали друзья.

5. У вас живет домовой?

13-да

24-не знаю

29-нет

6. Верите в сновидения?

14-нет

25-мне не снятся сны

17-да

Приложение № 4.

Эта история произошла с моей родственницей по имени Лена. Ей 27 лет, есть 2 дочки 4 и 7 лет. С мужем разведена. И что очень важно, живут они с недавнего времени снова вместе в одной квартире, просто как квартиранты. Бывший муж Лены на момент тех событий уехал на заработки на целый месяц. Тогда то и стало все происходить. Сначала Лена по ночам чувствовала, что по ней кто-то ходит, будто кошка. Она, естественно, испугалась, рассказала все нам. В интернете мы вычитали, что нужно положить в духовку кусок хлеба с солью. Так и сделали, ночью опять приходило что-то и уже душило ее. Каково же было изумление, когда на следующее утро она из духовки достала абсолютно мокрый кусок.

В общем, это продолжалось примерно неделю. Лена была на грани срыва, боялась засыпать, молилась. Но стоило заснуть, как все повторялось. Она пошла к нашей гадалке местной, и та ей сказала, что это, возможно, домовая (то есть женского пола), и она ревнует бывшего мужа Лены к ней и злится, что тот уехал, а Лена осталась. Вскоре произошла развязка. Расскажу со слов Лены: опять ночь, то ли сплю, то ли нет. Снова чувствую, что мою руку кто- то трогает. Затем начинает щипать ее. Я кричу, но не слышу своего голоса. Вдруг откуда-то появляются силы. Я схватила это нечто за палец и стала сильно давить. Палец был как у малыша. Давила так, что руку свело. Ругаюсь на него и, наконец, слышу свой голос. И вот так отругала его, он спрыгнул с меня, и я услышала, как кто-то выбежал в коридор. С тех пор стала спать спокойно. Но недавно опять что-то стало неясное. У Лены остался ночевать ее маленький племянник Глеб. Ему 4 года. Кстати, говорить хорошо он стал не так давно. Так вот, настало время ложиться спать. У Глеба началась, истерика, что не могла успокоить. Он показывал пальчиком в угол комнаты и орал «боюсь бабайку». Еле успокоили его.

Приложение № 5

ЛЕШИЙ.

Эту страшную историю рассказала мне прабабушка. Дело было во время Великой Отечественной войны. Ей тогда было 9 лет. С едой было не густо, и по этому прабабушка с подружками, как начинался сезон, все время собирали любые грибы и ягоды, которые можно было употреблять в пищу.

В этот раз их было четверо. Моя прабабушка, две соседки и Марфа, девочка с другого конца деревни. Решили они зайти поглубже в лес, благо знали его как свои пять пальцев. Там должно было быть много морошки, из которой отец Марфы гнал самогон и выменивал на него еду.

Зашли они в лес, нашли большую поляну с огромными кустами этой самой морошки, собирают ее. Вдруг слышат как крик звериный, но еле слышный. Прошло несколько минут и тот же звук, но уже на много ближе. А потом вдруг это крик в смех перерастает. Похоже на гогот пьяного человека.

Самое главное- рядом никого, кто мог так смеяться. Решила прабабушка с подружками выбираться от туда, но тут осознали, что не понимают, где находятся. В какую сторону бежать- непонятно.

Тут в метрах тридцати от них ветки начали хрустеть, и листва рассыпаться, будто по ней идет кто-то. И с этой стороны хохот начал слышаться. С каждой секундой звуки все ближе и ближе. Тут Марфа она постарше всех была, догадалась: « Это леший, быстрее одежду снимайте и надевайте наизнанку».

А Леший между тем, был все ближе. Уже трещали ветки на соседних деревьях, в лесу поднялся сильный ветер, птицы начали истошно кричать. Шаги были буквально за спинами, хохот стоял громогласным.

Все это время девочки дрожащими руками выворачивали одежду на изнанку. И когда последняя из них закончила, все смолкло. Марфа, да и прабабушка, внезапно поняли, где находятся. Оказалось, что они дошли чуть ли не до соседней деревни, хотя та была в половине дня пути. Девочки больше не стали ни минуты оставаться в лесу и домой возвращались через поле.

Бабушка говорит, что тогда Марфа спасла им жизнь, сумев уберечь их от лешего. В то время в лесу сгинуло много детей. И я думаю, леший приложил к этому руку.

Приложение № 6

Иллюстрации по теме


Разделы: Литература

Класс: 6

Цели: - раскрыть взаимосвязь человека и природы в рассказе, особенности национального самосознания;

Развивать навыки выразительного чтения, краткого и подробного пересказа, анализа художественного текста, навыки устной речи;

Воспитывать внимание к слову, патриотическое отношение и любовьк Родине.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрация к рассказу “Бежин луг” “Мальчики у костра”, выставка детских рисунков, мелодия Джеймса Ласта “Одинокий пастух”, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы поговорим на тему вечной борьбы света и мрака в природе и душе человека.

Жизнь и смерть. Добро и зло. Бог и духи народных поверий. Вера и поверья. День и ночь. Свет и мрак. Вся жизнь, все в мире построено на контрасте. Это противостояние есть и в человеке, и в природе.

Ребята, давайте обратимся к уже прочитанному вами рассказу “Бежин луг”, пристальнее вглядимся в краски, пейзажные зарисовки, услышим звуки таинственной ночи и раннего утра, постараемся проследить вечную борьбу света и мрака, подмеченную художником слова И.С.Тургеневым. Этот рассказ входит в цикл “Записки охотника”. Повествование ведется от первого лица, и это не случайно, ведь Тургенев сам был заядлым охотником (обратить внимание на портрет писателя ).

3. Аналитическая беседа по вопросам.

Каким пейзажем открываются страницы рассказа? (Утро. День. Июль .)

Слово учителя: Тургенев – необыкновенный художник, давайте посмотрим, насколько внимательно вы прочли текст. Перед вами творческое задание “Восстановите утренний пейзаж”, где необходимо из данного ряда выбрать тургеневские эпитеты и метафоры.

Восстановите пейзаж

Творческий материал

1) Небо (каково?)... 1) Светло, ясно , чисто

2) Утренняя заря разливается(как?)... 2) Нежным румянцем, тихим

румянцем, кротким румянцем

3) Солнце (какое?)... 3) Яркое и лучистое, светлое и приветно лучезарное,

сверкающее и бесконечно

лучезарное.

(Прим . Ученики в рабочей тетради по литературе записывают правильный ответ)

Слово учителя: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь давайте прочитаем весь пейзаж, чтобы почувствовать красоту июльского утра (Был прекрасный июльский день... могучее светило” ).

Какими красками природы (эпитетами) пользуется художник слова Тургенев, чтобы нарисовать картину июльского восхода и полуденного солнцестояния? (Румяный, лиловый, серебряный, серебристый, золотисто-серый, лазурный, бледно-лиловый, голубоватый ).

Все ли краски (цвета) вы можете представить?

Лазурный, лиловый – это какие? (Лазурный – светло-синий, голубой; лиловый – сиреневый, фиолетовый ).

(Прим .: обратить внимание детей на выставку рисунков, дать краткий комментарий к пейзажам, зарисованным учениками).

Слово учителя: Вы заметили, какой образ появился в пейзаже? (Образ свечи ).

Этот образ передает гармонию(согласованность, стройность) перехода от одного начала к другому в природе . Подчеркиваю – именно в природе.

Как вы понимаете слова “на всем лежит печать какой-то трогательной кротости”?

(Трогательный – вызывающий умиление, способный растрогать. Кротость – нежное смирение ).

(Прим .: снова обратить внимание на выставку рисунков).

Что произошло с героем-рассказчиком, оказавшимся один на один с природой, уходящей во тьму? (Заблудился ).

Ребята, как вы думаете, рассказ похож на сказку? Чем? (Герой заблудился, ночь стала преградой на пути к дому, идет наудалую, видит огоньки, идет на них ).

Кто сидит у огня? (Крестьянские ребятишки, стерегущие табун ).

Слово учителя: Уставший герой прилег и стал глядеть кругом. Ему открылась “чудесная картина”, давайте ее найдем. (Учитель выразительно читает отрывок “около огне дрожало... мрак боролся со светом ).

Вот она, борьба света и мрака в природе (мире).

Давайте теперь поговорим о тех, для кого находиться, по словам Тургенева, в “таинственном великолепии” вокруг огней – праздник, истинное наслаждение.

Чем были дороги деревенским мальчишкам разговоры у костра? (Могли говорить о таинственном, загадочном, проверить себя на смелость, когда вокруг сгущалась темнота ).

О чем же они разговаривали? (О духах, нечистой силе ).

Слово учителя: В душе русского человека живут два начала: вера в Бога и вера в духов, всевозможные поверья, приметы (следы языческой культуры)

Язычество – многобожие, вера в духов и разных богов, олицетворяющих силы природы. До принятия христианства древние славяне – язычники представляли мир в виде “Мирового древа”. Крона принадлежит верхнему миру, корни – подземному, ствол осуществляет связь между этими мирами, символизируя землю.

Небесный мир принадлежал высшим богам (Белбог, Перун, Сварог и др.), в подземном мире обитали бесы, черти, а Землю наряду с людьми населяли домовые

лешие, русалки, водяные и прочая нечисть. (Рассказ по таблице “Мир в представлении древних славян” ).

Одни духи были враждебны по отношению к человеку, другие доброжелательны.

Теперь обратимся к историям, которые поведали деревенские ребятишки.

Что рассказывает Илюша? О каком духе? (пересказ, близкий к тексту, о домовом ).

Как относятся слушатели к рассказу о домовом? Верят ли?

Чем привлекательна реакция Павлуши? (Беспокойство, сочувствие: “Вишь как!..Чего ж он раскашлялся?”. Не ругают, не проклинают ).

Слово учителя: У нас на уроке присутствуют религиоведы, они помогут дать нам точные сведения о духах славянской мифологии. Итак, кто же такой Домовой?

(Один из учеников )

Домовой – покровитель дома. Является в образе старика, черного человека, кошки, крысы, зайца, белки. По ночам шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, разбрасывает муку. Чаще помогает людям: моет посуду, колет дрова, качает колыбель с ребенком. Домовой смертен. На смену старому приходит молодой. В новый дом въезжает верхом на кошке.

А что поведал Костя? (подробный пересказ о встрече Гаврилы с русалкой ).

Религиовед 2 о русалке.

Русалка – дева вод, жена водяного. Высокая красивая девушка, живущая на дне водоема в серебряном дворце или в доме водяного. Ночью плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Она бестелесна, не отражается в воде. Прохожего может защекотать до смерти или увести за собой. Русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви.

Какой способ спасения от нечисти был испокон веков у русских людей?

(Крестное знамение ).

Какие слова героев рассказа убеждают нас в том, что в народе всегда страх жил рядом с юмором, иронией? (О Тришке-антихристе, небесном предвиденье – краткий пересказ + выразительное чтение ).

О каком духе еще толкуют мальчишки? (Краткий пересказ о путавшем мужика лешем ).

Религиовед 3 о лешем.

Леший – дух леса. Появляется в облике простого человека, реже – зеленого старика. Показывается и исчезает внезапно. Иногда шутит с людьми, старается запутать их, завести в глубь леса, а потом пугает их свистом. Он веселый, часто слышен его хохот. Летом живет в лесной чаще, ходит к людям играть в карты. С женой и детьми живет в дупле старого дерева.

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на то, что разговоры о всякой нечисти прерываются обращением к Богу: “Гляньте-ка, ребятки,..на божьи звездочки, - что пчелки роятся!”.

Расскажите коротко, что произошло с Павлушей, когда он пошел на реку за водой? (Водяной звал. Дурная примета ).

Религиовед 4 о водяном.

Водяной – это дух рек, озер. Показывается в облике нагого человека с длинными зелеными волосами и бородой из тины. Тело покрыто чешуей, на руках перепонки. Появляется только вечером или ночью. Рыбаки приносят ему жертвы.

Как отнесся к произошедшему Павлуша? Что сказал в ответ на слова испуганных ребятишек? (“Своей судьбы не минуешь”).

Слово учителя: Фраза Павла произвела на ребят “глубокое впечатление”. Но вот ночь на исходе, и Тургенев пишет, что “разговор мальчиков угасал вместе с огнями”.

Каким пейзажем завершает повествование писатель? Найдем и прочитаем выразительно (Чтение отрывка “...утро зачиналось... веселой дрожью” под мелодию Джеймса Ласта “Одинокий пастух” ).

Слово учителя: Посмотрите, ребята, как построен рассказ. Чем начинается и чем заканчивается? (Восходом солнца ). Это построение называется кольцевой композицией . И очень важно, что завершает автор повествование утренним пейзажем, солнцем, его молодым и горячим светом.

(Прим.: Обратить внимание на таблицу “Звуки ночи и утра”, дать сравнительную характеристику).

Какими словами Тургенев передает пробуждение природы? (“Зашевелилось, запело, зашумело”).

Но вот пронеслись самые важные звуки. Какие? (“Принеслись звуки колокола” ).

Слово учителя: Посмотрите, какие удивительные эпитеты подобрал писатель к колокольному звону – “чистые, ясные, словно обмытые утренней прохладой”.

Как вы поняли, что же должно, по мысли Тургенева, брать верх в душе человека? (Божественное начало, очищающий колокольный звон ).

4.Выводы по теме урока: Вот мы с вами увидели, что борьба света и мрака существует как в природе, так и в мире людей. В природе переход более гармоничен, а вот чего будет больше в душе человека, зависит от него самого. Конечно, человек должен стремиться к солнцу, свету, Богу.

Основное общее образование

Литература

«Бежин луг»: мистика в творчестве Тургенева, враждебная природа и роковая судьба

Этот рассказ из цикла «Записки охотника» - программное произведение, однако часто у учителя есть соблазн «пролистать» его, прочитать в сокращении, вскользь упомянув, что Тургенев был настоящим мастером описания русской природы. Однако такого понимания недостаточно, чтобы отдать должное гению Тургенева и свободно использовать этот материал для раскрытия темы сочинения.

У нас появился новый формат! Теперь статью можно прослушать

В чем суть?

«Бежин луг» - произведение на первый взгляд простое, однако, разбирая его, необходимо исключить неточности, которые иногда допускают ученики в сочинениях и устных ответах.

Кто главный герой? Формально, «Бежин луг» - рассказ о детях. На самом же деле его главным героем является русская ночная природа, таинственная и сильная. Да и сами дети, пасущие коней в ночном и коротающие ночь у костерка за страшными историями – дети природы, к которым она до поры до времени благосклонна. А вот рассказчику стихия ночи предстает во всем ее ужасе и великолепии. Ночной пейзаж, полный мистической опасности, мощи и безразличия к заблудившемуся человеку. Это классический пример образа природы в творчестве Тургенева: необузданная сила, живущая своей жизнью, показывающая случайному путнику, что он ей чужой и готовая пожрать его в любую минуту.

Человек и природа. Иногда в ученических сочинениях, реже в учебной литературе, можно встретить высказывания о том, что по изменениям, происходящим в природе, «видно, как меняется настроение рассказчика». Это не совсем точное утверждение: у Тургенева настроение рассказчика всегда меняется вслед за природой; это не отражение настроения человека, а наоборот, реакция человека на изменения во внешней среде. В данном случае, на рассказчика влияют надвигающаяся страшная необъятная темнота, ночные звуки и ночная тишина, неожиданные пейзажи, обманчивые холмы и петляющие тропы. Можно заметить, что природа для Тургенева олицетворяет путь в незнакомый, дикий, иной мир, в котором человек бесправен и немощен. Известно, что Тургенев был по убеждениям атеист, но в то же время он был мистик и обладал удивительной способностью тонко чувствовать страхи, волнения – как в природе, так и в душе человека.

Вопросы и задания, представленные в тетради, соответствуют содержанию входящего в систему "Алгоритм успеха" учебника (авторы Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова) с учетом структуры государственных аттестаций в 9 и 11 кдассаъ (ОГЭ и ЕГЭ). Учебный материал сопровождается красочными иллюстрациями, позволяющими активизировать работу над развитием речи учащихся. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (2010 г.).

Что взять для проработки?

День и ночь. Тургенев действительно является непревзойденным мастером словесных пейзажей; даже Владимир Набоков, весьма требовательный читатель, который считал Тургенева «ничем не примечательным беллетристом», отдавал ему должное как певцу природы. Рассмотрите с учениками два отрывка: описание утра, с которого начинается рассказ, и описание вечера и ночи, когда рассказчик уже признается себе в том, что заблудился. Обратите внимание на художественные средства, которые использует автор. Можно создать два поля эпитетов и метафор: дневных и ночных. Самые выразительные отрывки, описывающие природу, можно заучить наизусть.

Портреты мальчиков. «Бежин луг» дает нам классический пример литературного портрета. В УМК Т.Ф. Курдюмовой в учебнике для 6 класса изучение рассказа проходит именно в таком ключе; в электронной форме учебника изучение начинается с подробной мультимедийной презентации, посвященной литературному портрету. Затем дается виртуальный тест, где ученикам предлагается узнать персонажа по словесному портрету. Только после этого ученики приступают к разбору рассказа «Бежин луг», уже готовые подмечать все детали и делать выводы о творческом мастерстве Тургенева.

Писатель подробно описывает всех детей, а затем дает их образам раскрыться в полной мере – через манеру говорить, реакции, поведение. Обсудите в классе характер каждого персонажа, а затем попробуйте почитать диалоги по ролям, стараясь подчеркнуть особенности их образов. Ванечка будет больше всех напуган, Федя – брать на себя инициативу, стараться не подавать виду, что ему беспокойно, Павел – может быть даже будет относиться к некоторым страхам товарищей снисходительно. Ученики смогут доказать через манеру чтения свое видение персонажа.

Тема судьбы. В рассказе есть занятная сюжетная линия: в какой-то момент детям нужно идти за водой. Это значит – отойти от спасительного теплого огня, шагнуть в темную бездну враждебной природы, подойти к воде (а в воде-то нечистая сила, о которой только что рассказывали!)… Принести воды решается Павел, самый волевой и смелый из всех детей. Он возвращается, гордый собой и тем, что высшие силы его не тронули. Затем, в финале, мы узнаем, что спустя год после описанного вечера Павел упал с лошади и разбился насмерть. Эту неслучайную деталь стоит обсудить особо: волевые персонажи присутствуют в романах Тургенева, они притягательны и интересны, но в финале судьба непременно находит таких и наказывает за то, что человек смел и готов действовать.

Что обсудить на классном часе?

Для юных героев рассказа «Бежин луг» бытовая мистика – народные поверья, домовые, русалки – неотъемлемая часть повседневной жизни, способ объяснить все необъяснимое. Но почему детям XXI века, имеющим доступ к любой научной информации, по-прежнему так нравятся «ужастики» - «Жуткий детский фольклор», собранный и обработанный Эдуардом Успенским, многочисленные триллеры Стивена Кинга, «аниматроники» и т.д.? Что можно найти для себя в мистической литературе – возможность «пощекотать нервы», привлечь внимание сверстников, или нечто большее? Может быть, в наши дни мы также склонны искать объяснения непонятным явлениям не в сфере науки, а в бытовой магии?

Рабочая тетрадь входит в состав УМК по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и соответствует ФГОС основного общего образования. Также тетрадь может использоваться с учебником, соответствующим Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. Помимо тетради в состав УМК входят электронное приложение к учебнику, методическое пособие и рабочая программа. Бесплатный доступ к электронному приложению и рабочей программе можно получить на сайте www.drofa.ru . Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников.

Что оставить на будущее?

Тургенев – писатель необыкновенно реалистичный. Он ничего не придумывает, а только наблюдает и описывает реальных людей, природу, события. Страшные истории из рассказа «Бежин луг» тоже не были придуманы писателем: это реальные бытовые легенды, бродившие по его родовому имению Спасскому-Лутовинову. Детство Тургенева было наполнено этими жутковатыми историями – скорее всего, это сыграло свою роль в его дальнейшем тяготении к мистике. Так пишет об этом Юрий Лебедев:

«…Все легенды об основателе Спасской усадьбы неизменно окрашивались в какие-то жутковатые тона. Погребен был Иван Иванович в фамильном склепе под часовней, им самим сооруженной при въезде в усадьбу, в углу старого кладбища. С этой часовней и расположенным невдалеке от нее Варнавицким оврагом связывали крестьяне страшное поверье. Два эти места считались в народе нечистыми: неспокойно лежалось усопшему барину в каменном склепе, мучила совесть, давила могила. Говорили, что по ночам выходит он из часовни и бродит по зарослям глухого Варнавицкого оврага и по плотине пруда в поисках разрыв-травы. Из поколения в поколение передавалась эта легенда, и не случайно звучит она в устах крестьянских ребят из «Бежина луга».

Сам Тургенев всячески избегал родового склепа Тургеневых на Спасском кладбище и ни за что не хотел быть там похоронен: с детства эти места вызывали у него страх. Еще одно «нечистое место» в Спасском-Лутовинове – заброшенная усадьба на Ивановском поле. От дома, сада и парка остались только канавы, пересохший пруд и три высокие ели, росшие близко одна от другой. «В 1847 году одна ель упала во время бури на вал канавы так, что вершина ее осталась над землей и служила забавными качелями для крестьянских ребят, пока однажды ель не скатилась и не захлестнула вершиной мальчика и девочку», - рассказывает Юрий Лебедев.

«Авдюхин пруд, возле которого Наталья назначила свидание Рудину, давно перестал быть прудом… Тут же существовала усадьба. Она давным-давно исчезла. Две огромные сосны напоминали о ней; ветер вечно шумел и угрюмо гудел в их высокой, тощей зелени... В народе ходили таинственные слухи о страшном преступлении, будто бы совершенном у их корня; поговаривали также, что ни одна из них не упадет, не причинив кому-нибудь смерти; что тут прежде стояла третья сосна, которая в бурю повалилась и задавила девочку».

Итак, Тургенев был мистиком; его привлекали сюжеты, связанные с необъяснимыми силами, будь то судьба, рок или бытовые поверья. Наиболее мистические свои произведения Тургенев писал в конце жизни; их создание принято связывать с тем, что в последние месяцы жизни Тургенев мучился от рака спинного мозга, не мог жить без морфия и часто жаловался на кошмарные сны. Самые поздние произведения Тургенева не входят в школьную программу, их можно оставить «на вырост» наиболее заинтересованным ученикам.

Рабочая тетрадь входит в УМК по литературе для 7 класса (авт. Г.В.Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л.Ерохина). Предназначена для самостоятельной работы учащихся, но может быть использована и на занятиях в классе.


В 60-х годах XIX века из-под пера знаменитого русского писателя И.С. Тургенева вышел ряд рассказов, посвященных теме мистического и сверхъестественного. Впоследствии литературоведы окрестили их «Таинственные повести». Не исключено, что написаны они были под влиянием некоторого личного опыта, пережитого писателем.

Реалист и «Призраки»

В 1863 г. вышел рассказ «Призраки», имевший подзаголовок «Фантазия». Советские критики ссылаются на «душевный кризис», пережитый в этот период на фоне «обострения классовой борьбы». Сам же Тургенев в письме своему ближайшему другу В.П. Боткину от 26 января 1863 г. пишет: «Это ряд каких-то душевных dissolving-views (туманных картин. - Авт.), вызванных переходным и действительно тяжелым и темным состоянием моего „Я“».

Исследователь творчества И. Виноградов замечает: «Трезвый реалист, всегда поражавший удивительной жизненной достоверностью своих картин, - и вдруг мистические истории о призраках, о посмертной влюбленности, о таинственных снах и свиданиях с умершими... Многих это сбивало с толку».

Особенно скептически был встречен рассказ «Собака» (1864), герой которого, разорившийся калужский помещик, сталкивается, как сегодня сказали бы, с феноменом полтергейста. В сатирическом журнале «Будильник» была опубликована стихотворная рецензия некоего П.И. Вейнберга на это произведение:

Я прочитал твою «Собаку»,
И с этих пор
В моем мозгу скребется что-то,
Как твой Трезор.
Скребется днем, скребется ночью,
Не отстает
И очень странные вопросы
Мне задает:
«Что значит русский литератор?
Зачем, зачем
По большей части он кончает
Черт знает чем?»

За «Собакой» последовали «Странная история» (1869), «Стук... Стук... Стук!..» (1870), «Часы» (1875), «Сон» (1876), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти» (1882) и еще ряд «таинственных повестей», последней из которых стал так и не оконченный рассказ «Силаев», написанный уже в конце 1870-х.

Полеты во сне и леший в «ночном»

Может, все-таки за «повестями» о таинственном стояло нечто большее, чем фантазии? Взять хотя бы тех же «Призраков». Его герой путешествует по ночам над землей вместе с женщины по имени Эллис. «Меня поймет всякий, кому случалось летать во сне», – такая фраза проскальзывает в тексте. Скорее всего, Тургенев перенес на бумагу собственные впечатления.

Лишь спустя сто с лишним лет, когда российская пресса стала активно писать о различных «паранормальных» явлениях, некоторые исследователи обратили внимание на то, как точно совпадают детали «Призраков» с рассказами людей о «выделении астрального тела» во сне или в измененном состоянии сознания. Как правило, в этих случаях очевидцы рассказывают, что их душа покидала телесную оболочку и путешествовала по различным местам, становилась свидетелем событий, информация о которых была недоступна человеку в его физическом теле.

Порой «выходы из тела» осуществлялись по желанию, становились результатом медитации. Так, Д. Уайтмен в своей книге «Таинственная жизнь» описывает более 600 таких «астральных путешествий». В свою очередь, Р. Монро в книге «Путешествия вне тела» утверждает, что пережил более 900 подобных опытов.

Не обходит Тургенев вниманием и . Так, в рассказе «Бежин луг» из «Записок охотника» крестьянские ребятишки в «ночном» рассказывают друг другу истории о домовых, русалках, леших, водяных, покойниках и других мистических явлениях. А один из юных героев слышит голос утопленника и в конце рассказа погибает, упав с лошади. «Я вовсе не желал придать этому рассказу фантастический характер», - оправдывается автор в письме к Е.М. Феоктистову.


Ужас в лесу

Исследовательница Майя Быкова в книге «Легенда для взрослых» повествует об одной истории, приключившейся с Тургеневым в молодости, которая, возможно, и является ключом ко всему циклу «Таинственных повестей».

Впервые Иван Сергеевич во всеуслышание поведал об этом в Париже, в салоне Полины Виардо, когда среди гостей зашла речь об ужасном и необъяснимом. Подробности его рассказа были отражены не менее знаменитым французским литератором Ги де Мопассаном в новелле «Ужас».

Как-то молодой Тургенев отправился на охоту. Дело происходило в средней полосе России. К вечеру он вышел на берег лесной речки и захотел искупаться. Вдруг он ощутил, что кто-то касается его плеча и, обернувшись, увидел странное существо - не то женщину, не то обезьяну. У нее было широкое морщинистое лицо, будто гримасничающее, голые груди болтались как мешки, за спиной развевались длинные спутанные волосы…

Молодой человек ощутил леденящий страх и резко повернул к берегу. Однако существо постоянно нагоняло его, касаясь шеи, спины, ног. При этом оно издавало радостный визг.

Выбравшись на берег, Тургенев со всех ног бросился бежать, не захвати ни одежды, ни ружья. Существо последовало за ним… К счастью, им встретился мальчик-пастушок, который принялся стегать чудище кнутом и этим обратил его в бегство. Крича от боли, «женщина-обезьяна» скрылась в лесных зарослях.

Как ни странно, этот случай так и не стал темой для рассказа. Но люди, которым хоть раз довелось столкнуться с чем-то из сферы «непознанного», нередко потом всю жизнь проявляют к этому интерес. По-видимому, это и произошло с одним из самых выдающихся русских писателей-классиков.