Отношение героев к фоме гордееву. Фома Гордеев и его окружение

"Фома Гордеев", краткое содержание, анализ и главных героев которого мы представим в этой статье, - повесть, в которой рассказывается о крепнущей буржуазии, описывается то, как она постепенно набирала силы. Маякин, ее идеолог, недаром считает, что жить становится все интереснее. Однако повесть Алексея Максимовича показывает не только рост русской буржуазии. Главная ее мысль - о том, как в этой действительности приходилось биться здоровому, энергичному человеку, который искал себе дело по силам и простор для своей энергии.

Анатолий Щуров и Яков Маякин

В представлена целая галерея образов людей, которых можно назвать "хозяевами жизни". Это, например, крупный торговец лесом Щуров Анатолий Саввич. Этот человек является воротилой купеческого мира. Маякин говорит о нем, что это "хитрый старый черт". Однако в хитрости не уступает никому и сам Яков Маякин. Купцы называют его "мозговым человеком". Яков является идеологом купечества. Он обучает своей "философии" крестника Фому. Яков говорит, что в государстве купец - первая сила, так как с ним миллионы. Именно поэтому, отмечает он, чиновникам и дворянам следует посторониться для того, чтобы дать простор купцам, чтобы они могли вкладывать свои капиталы и употреблять свои силы.

Представителем патриархального купечества, старого и дикого, является Анатолий Щуров. Этот человек выступает против всяческих новшеств, против облегчающих жизнь машин. Он злобно пророчит, что человек гибнет от свободы. Заметим, что Яков Маякин также является представителем старого купечества. Однако он умеет приспособиться к изменившимся условиям.

Тарас и Африкан Смолин

Тарас (сын Якова), а также Африкан Смолин (зять) продолжают дело отцов. Однако они действуют более трезво, более расчетливо, придают своему занятию европейский лоск. Эти люди рвутся к власти. Они стремятся преобразовать на европейский манер отечественную промышленность.

Игнат Гордеев

Тем не менее, уже в старшем поколении, уже в рядах тех, кто основывал состояние, встречаются люди, внутренне протестовавшие против несправедливых порядков этого мира. Однако они не могли изменить экономические отношения, складывавшиеся в то время. Таков, например, Игнат Гордеев. Это умный и одаренный человек из народа. Игнат жаден до жизни, он работает с неукротимой страстью. Когда-то он служил водоливом, а сейчас стал богачом. Игнат Гордеев владеет десятком барж и тремя пароходами. Автор отмечает, что его жизнь не текла по прямому руслу, как у многих, подобных ему. Она, мятежно вскипая, стремилась вон из колеи, пыталась уйти от наживы. А ведь нажива для купцов является главной целью существования, как отмечает Максим Горький.

Фома Гордеев

Краткое содержание, представленное ниже, подробно познакомит вас с событиями в жизни этого героя. Сейчас же мы остановимся на его внутреннем мире. Фома не хочет идти по пути стяжательства и накопительства. Инстинктивно этот герой тянется к красоте, он не умеет и не хочет фальшивить. Для него тюрьмой является мир собственнических отношений. Фома говорит, что ему "душно", что у него душа болит. Это как раз тот самый "здоровый человек", жаждущий свободы в жизни. Ему тесно в рамках этой действительности. Фома упорно пытается уйти из мира хозяев, и автор видит в этом показатель неустойчивости современности, того, что наступит время изменить ее.

Этот герой не может до конца понять устройство жизни. Он не знает методов и путей ее изменения. Как от народа, так и от передовой интеллигенции далек Фома Гордеев. Краткое содержание, представленное ниже, свидетельствует о том, что он не находит общего языка ни с теми, ни с другими, хотя и тянется к ним в душе. Гордеев много размышляет о жизни, однако тяги к книге и знаниям у него нет. Фому отпугивает общество образованных и умных людей. Он не ощущает потребности иметь друзей. Мир собственности, отвергаемый героем, купеческий уклад жизни оставили след в его душе. Фома рано познал то, какую снисходительную жалость к голодному проявляет сытый. Этот герой в конце повести унижен и повержен. Абсолютную победу над бунтарем торжествует маякинский мир.

Однако это победа над запутавшимся и слабым человеком, а не над читателем. Всю неприглядность царства маякиных и щуровых раскрыл перед нами М. Горький ("Фома Гордеев"). Краткое содержание произведения поближе познакомит вас с этим царством. Прочитав повесть, возможно, вы лучше поймете главного героя.

Первая глава

Краткое содержание "Фомы Гордеева" начинается с описания внешности и жизни Игната Гордеева. Это удачливый, неглупый и красивый человек. Он один из тех, кто смог сделать миллионное состояние на Волге. Этот человек уже к 40 годам был собственником десятка барж и трех пароходов. Его считали умным и богатым человеком. Однако ему дали прозвище "Шалый", поскольку жизнь его текла не размеренно, а все время взрывалась потрясениями. Игнат Гордеев мечтает о сыне. И его мечта исполняется - вторая жена наконец рожает ему мальчика. К сожалению, женщина при родах умирает. Игнат, устроив похороны супруги и окрестив своего сына Фомой, отдает его скрепя сердце на воспитание в семью Маякина, крестного отца. Автор отмечает, что смерть жены добавила много седин в его бороду, однако в блеске глаз Игната появилось что-то новое - ласковое и мягкое.

Вторая глава

Переходим ко второй главе, описывая краткое содержание "Фомы Гордеева". В ней рассказывается о доме, в котором живет Яков Маякин. Он очень большой, двухэтажный. Этот дом окружают старые липы. Семейство Маякина состоит из Якова, его дочери и жены, а также пяти родственниц. Кроме того, у него есть сын Тарас, однако Маякин отрекся от него, поскольку тот поступил против его воли, женившись на какой-то девушке в Москве. По роду занятий Яков Маякин - купец. Он владеет канатным заводом, а также держит лавочку у пристани. Шесть лет прожил в семье Якова Фома Гордеев. Очень краткое содержание не позволяет подробно останавливаться на его жизни здесь. Скажем лишь, что это время было, в общем-то, неплохим.

Фома выглядел в свои годы старше, как внутренне, так и внешне. Через некоторое время Игнат забрал своего сына домой. Привязавшийся к нему Яков попросил оставить его. Однако Гордеев возразил, что родил Фому не для него. После возвращения домой за нашим героем начала присматривать Анфиса. Фома с тех пор каждый день засыпал под звуки голоса этой старухи. Мальчику шел восьмой год, когда отец сообщил ему, что пора начинать учиться. После того как он проучится зиму, Игнат пообещал взять его весной в плавание. Отец сдержал обещание, и весной отправился на "Ермаке" вместе со своим сыном. Игнат напомнил мальчику, что они являются хозяевами, а к матросам следует относиться как к слугам. Ребенок услышал недовольные перешептывания членов команды по поводу его отца. Случай с утопленником описан автором в конце этой главы. Матросы толкают мертвеца от бортов, чтобы утопленник не забился в колесо. Мальчик пугается, однако отец объясняет ему, что это необходимо. Мертвому все равно, что будет с его телом, а пароходу не нужны лишние проблемы с властями. Все это фиксирует в своей памяти Фома Гордеев. Краткое содержание по главам продолжается событиями третьей главы.

Третья глава

Фома поступает в училище. Здесь он знакомится со Смолиным, который был сыном богатого заводчика. Кроме того, он дружит с обычным бедным парнем Ежовым. Фома вместе с ними занимается ребячеством - гоняет голубей и ворует яблоки по садам. Когда ему исполняется 19 лет, он выходит в первое самостоятельное плавание. Ефим - капитан ведущего корабля. Это опытный матрос, которого хорошо знает Фома. Этот человек просвещает его "по бабьим делам", а также знакомит с Пелагеей. В это время Игнат начинает со скуки сильно выпивать. Когда его сын возвращается из плавания, он уже плох и через некоторое время умирает.

Четвертая глава

Игната хоронят, в честь него устраивают поминальный обед. Фома встречается на закладке ночлежки с Софьей Медынской, которая приглашает его на обед. Фоме не по душе собравшееся общество. Он разговаривает о жизни с Любой, и кажется, что понимает ее.

Пятая глава

У главного героя складывается двоякое впечатление о Якове. Маякин помогает Фоме в делах, однако юноша считает, что тот хочет женить его на Любе. Яков, узнав, что Фома много времени проводит в обществе Софьи, предостерегает его. Юноша признается Медынской в любви.

Встреча с Щуровым и Ухтищевым

Маякин однажды послал Фому к Щурову Ананию Саввичу по делу. Этот человек - торговец лесом. О нем ходят жуткие слухи. Он будто бы приютил в своей бане каторжника, делавшего для него, а затем убил его и сжег в бане. Кроме того, он изжил двух жен, а затем отбил супругу у собственного сына. Во время встречи Щуров плохо отзывается о Маякине.

Затем Фома направляется в клуб, где встречает Ухтищева. Он узнает от него, что Софья завтра уезжает на все лето за границу. Какой-то человек (как оказалось, зять вице-губернатора) вмешивается в разговор и плохо отзывается о Медынской. Фома хватает его за волосы. Это возбуждает у Ухтищева интерес к нему.

Кутежи Фомы Гордеева

Через 3 дня Фома кутит на лесной пристани. Его дама - Александра. О безобразиях Фомы пишут в газете. Маякин ругает его, но остановить не может. Одна Саша среди сутолоки кутежей ровна и спокойна. Фому привлекает тайна, скрытая в ней. Однако он чувствует, что не любит эту женщину.

Саша предупреждает его о том, что обязательно пропадет Фома Гордеев. Краткое содержание (9 глава на этом завершается) продолжается тем, что главный герой никак не может найти свое место в жизни. Он гуляет с женщинами, смеется над ними, однако не поднимает никогда на них руку.

Вскоре Фома узнает, что Маякин пустил слух, будто он не в своем уме и нуждается в опеке. Наш герой смирился с этим и продолжил кутить. В конце концов произошла сцена на корабле. Фома смотрел на слушателей с ненавистью и говорил, что они сделали тюрьму, а не жизнь, выковали цепи на человека. Гордеев вспомнил о присутствующих купцах все, что знал о них преступного.

Заключительные события

Прошло 3 года, как отмечает Горький ("Фома Гордеев"). Краткое содержание заключительных событий следующее. Маякин умер после мучительной агонии, оставив сыну, дочери и Африкану Смолину, своему зятю, все состояние. Ежова выслали за что-то из города. В городе появился торговый дом, вывеска на котором гласила "Тарас Маякин и Африкан Смолин". О Гордееве не было слышно ничего. Говорили, что Маякин отправил его к родственникам матери за Урал.

Однажды он появляется в городе. Фома, почти всегда пьяный, то мрачный, то улыбается грустной и жалкой улыбкой блаженного. Он живет теперь во флигельке на дворе крестной сестры. Над ним часто смеются горожане и купцы. Фома избегает людей и редко подходит к зовущему.

На этом заканчивается краткое содержание "Фомы Гордеева" (фото автора представлено выше). Отметим, что мы описали лишь основные события. Эта повесть довольно объемна, поэтому краткое содержание "Фомы Гордеева", представленное выше, дает лишь самое общее представление о ней.

В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво-ей средой, «выламывание» из нее.

Фома Гордеев — сын купца, один из богатейших людей на Вол-ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро-вания характера и взглядов Фомы. И отец — хищный, умный Иг-нат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед-ника и продолжателя дела. Они внушали Фоме свою философию жизни: будь ближе к тем, от кого может быть польза; только день-ги дают власть — они сила и ум людской, за чужое не следует «бороться», «нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кров-ное»; «кто хочет от жизни толку добиться — тот греха не боится»; «или всех грызи, иль лежи в грязи». Наблюдения над жизнью по-степенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково «алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга». Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья. Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение «из пут своего богатства». Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.

Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным. Он видит тяжелый труд одних и сытость дру-гих, сомневается в законности жизни тех, «которые командуют». Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: «Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!» Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным. Материал с сайта

Метафорой его духовных поисков является эпизод из детст-ва, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, — только перья летят от него, а все толку нет». Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала. Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев — это «блудный сын» бур-жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.

Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу-азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • поиск смысла жизни фома гордеев
  • протест бунтаря одиночки фомы гордеева
  • поиск смысла жизни в рассказе фома гордеев
  • упок романе горького фома гордеев
  • смысл жизни в романе фома гордеев

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Билет № 25 «Романы воспитания» горького9Фома Гордеев, Мать, Трое)

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя. Прежде всего необходимо строго выделить момент существенного становления человека. Все движение романа, все изображенные в нем события и приключения перемещают героя в пространстве, перемещают его на ступенях лестницы социальной иерархии: из нищего он становится богачом, из безродного бродяги — дворянином; герой то удаляется, то приближается к своей цели — к невесте, к победе, к богатству и т. п. События меняют его судьбу, меняют его положение в жизни и в обществе, но сам он при этом остается неизменным и равным себе самому.

В своих сочинениях Горький по-своему возвращается к классическому первоисточнику — традициям просветительского «романа воспитания». Традиции и воскрешаются, и обновляются. Оптимистический пафос горьковских произведений почерпнут не только в доброй «естественной» сущности человека, но прежде всего в движущейся истории, которой становится постепенно сопричастен герой.

В течение 1899—1901 гг. появляются первые романы Горького — «Фома Гордеев» и «Трое». В них интенсивно развивается тенденция к «расширению границ», наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм не было только художественным сдвигом. В центре обоих произведений снова оказываются анархические бунтари — Фома Гордеев и Илья Лунев (в «Троих»), многим близкие ранним горьковским героям. Однако они значительно глубже вписаны в свое историческое время. Российская действительность впервые у Горького предстает в кругу основных социальных проблем времени. Писатель размышляет над сменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России — животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистами и народниками, и в своих решениях приближается к первым.

"Фома Гордеев"

Роман "Фома Гордеев" как своеобразный итог творческих исканий Горького 90-х гг

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман "Фома Гордеев". Это широкая, содержательная картина современности, в которой повествуется о набирающей силы русской буржуазии.

Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот "хитрый, старый черт" был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: "…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…"

Рядом с ним умный волевой Игнат Гордеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное - его душа мятежно вскипает и бросает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.

Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу - простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, "жулика первой степени", ничего передового ждать нельзя.

Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гордеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальшь. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое "ведь ты ужасно не похож на купца", - замечает Люба. "Есть в вас что-то особенное", - говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: "…или всех грызи или лежи в грязи". Глядя на Фому, капитан "Прилежного" заметил: "…хорошей породы щенок, с первой же охоты - добрый пес". Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. "Душно мне, - восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!" Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: "Не жизнь вы сделали - тюрьму…" он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.

Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: " Правду не свяжешь, врешь!" трагедия Фомы Гордеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил в радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, "будущее принадлежит людям честного труда".

Фома Гордеев пребывает на протяжении всего сюжета в процессе становления собственной личности. То есть, перед нами типичный, что называется, роман воспитания (непременное его условие, по Бахтину, в том, что образ героя - величина переменная). Фома Гордеев - сын зажиточного купца, который становится наследником огромного состояния и должен теперь продолжать дело своего отца. Начиная с момента рождения и далее он в своей жизни будет взаимодействовать с людьми, которые, так или иначе должны повлиять на становление его личности. С одной стороны, Фому воспитывают отец и крёстный, учащие его, так сказать, премудростям купеческого дела и прагматической философии жизни, смысл которой, если рассматривать очень утрированно, в том, чтобы быть хозяином и преумножать капитал. С другой стороны, перед Фомой постоянно маячит дочка его крёстного Люба, эту самую философию презирающая (накопление капитала она считает делом бессмысленным). К этому двойному влиянию привносится вещь, унаследованная Горьким от европейского натурализма: влияние на героя не только среды, но и наследственности. Так сложилось, что у Фомы, помимо сильного, волевого отца, была совершенно другого характера мать, которая, казалось бы, проявила пассивность и полное безразличие к жизни. Поэтому Фома в общем-то отлично справляется с обязанностями купца, у него достаточно крутой норов, он может дать подзатыльник, прикрикнуть, забыть, что перед ним живой человек. Но есть в нём и нечто другое - то, что подмечает отец, который говорит "нет, есть в тебе что-то не от моей крови". И эта раздвоенность в личности Фомы приводит его, ясное дело, к конфликту - как внешнему (конфликт со средой, с существующим порядком жизни человека), так и внутреннему (вопрос самоопределения: кто я такой, для чего я родился, для чего я пришёл в этот мир?).

Вопрос самоопределения мучает героя постоянно. И именно с ним связаны ключевые темы (проблемы, мотивы) романа. Это и неприятие автором существующего социального строя, порождающего такого вот лишнего человека как Фома - человека, не находящего смысла в жизни, - и критика купеческой среды, купечества как класса якобы лучшего, высшего, господствующего, класса, который поведёт Россию вперёд.

«Трое»1901 г.

Основная проблема повести — выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова — сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева — сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности и нищете, окруженные жадными и завистливыми людьми, все трое страстно увлекались чтением книг, рыцарских романов, уносивших их воображение в «страну чудесных вымыслов». Однако возвышавшиеся до небес неприступные замки, сверкающие золотом дворцы и подвиги рыцарей не могли заслонить от юных героев окружающую их бедность, грязь, грубость, пьянство, жадность, зависть. Одних это подавляло, других заставляло сопротивляться, искать выход.

Прослеживая три судьбы, Горький полемизирует с Толстым и Достоевским, с их философией смирения и непротивления. Жертвой смирения становится Яков Филимонов: неспособный к сопротивлению («Чтобы жить в этой жизни, надо иметь бока железные, сердце железное»), он уходит в религию, в бесплодные размышления о боге и дьяволе, о жизни и смерти. Внутренне опустошенный, больной чахоткой, покорившийся отцу, разбогатевшему в результате ограбления умирающего старика, Яков в полном смирении становится за стойку отцовского буфета.

Подобно Фоме Гордееву, Илья Лунев взбунтовался против окружающих его сытых, довольных и процветающих людей, вся жизнь которых — ложь, подлость и преступление. «Вот если бы я мог… уничтожить вас… всех!.. Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!..» Илья действительно не знал, какая сила сможет разрушить отвратительный буржуазно-собственнический мир. В этом была его трагедия. И все же это трагедия возрождения, а не гибели. Здесь важно заметить вот что: если Фома Гордеев, признав свое поражение в схватке с купцами, их силе противопоставил свою слабость («пропал… не от вашей силы… а от своей слабости»), то Илья все же считал себя сильным. Он лишь признает, что сам он оказался оторванным от той большой силы, которую он чувствовал в Павле Грачеве и его товарищах.

Итак, Илья Лунев — крестьянский паренек, ставший купцом. Но его история — это не история созревания купца, а история освобождения от всего купеческого и мещанского. Он сумел разбогатеть, но сумел и разорвать с тем миром, морали которого он было подчинился.

Совсем по-особому складывается жизненный путь третьего товарища — Павла Грачева. Он, как Илья, рано осиротел, с детства начал трудиться, — скачала у сапожника, затем — в типографии, работал слесарем-водопроводчиком. Жизнь была трудной, полуголодной, однако его не прельстила перспектива стать хозяином мастерской, как советовал ему Илья, предлагая деньги на обзаведение. Павел остался рабочим человеком. Познакомившись с социал-демократкой Софьей Медведевой, он связал свою судьбу с революционерами.

Павел Грачев еще не стал настоящим героем своего времени. В нем Горький еще только угадывает тип пролетарского революционера, каким станут Нил («Мещане»), Павел Власов и другие герои романа «Мать» и пьесы «Враги». Однако важно отметить, что путь борьбы за счастье людей труда Горький уже тогда связывал с революционной социал-демократией, с рабочим классом.

Из лекций:

Илья Лунёв совершает убийство, но оно спонтанное. Он убивает старикашку, который покупает ласки женщины, которую он любит. Это убийство-сопротивление порочному устройству мира. В повести есть суд над проституткой, но в отличие от Катюши Масловой(«Воскресение») , она совершила преступление.

«Мать»

«Мать» —повесть, написанная в 1906 году во время путешествия Горького в США.

В повести отразились идеи «богостроительства», литературного евангелизма. Горький использовал библейские образы, сравнивает героев то с ангелами, то с апостолами, первомайская демонстрация названа «крестным ходом», главного героя автор сравнивает с Христом. Однако, заповеди сильно переосмысливаются героями, и в итоге из-за повести против самого Горького было заведено уголовное дело с обвинением в богохульстве.

Из лекции: «Мать» надо рассматривать в духе религиозном. Горький в это время начинает рассуждать над религией для народа, богостроительством. Это система, при которой будут обожествляться силы народа, творческие силы. Горький в новой социалистической теории обретает спасительную силу жизни. Андрей -очень яркий, восторженный человек, сопротивляющийся жестокости.

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. Горький в произведении затрагивает самые высокие человеческие стремления: к свободе, к познанию сущего. Героические события революционного движения — непременное условие, источник духовного преображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямую аналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознания действующих лиц романа. “Мать” — художественное произведение: все здесь определено человеческими взаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно и многогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовке слободки выделена главная черта беспросветного существования рабочих — “застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали “одинокие искры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власова бессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся, “наследственной... болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пелагеи Ниловны оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла “странная, молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщение сына о его политической позиции уничтожило горе и подозрение Ниловны, вызвав привычный для нее отклик: “Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевное состояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таить врожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попрано жестокими социальными условиями.

Внутреннее действие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, а набирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связывает будущее человеческих отношений вообще. Нередко поведение Ниловны объясняется тем, что слепая привязанность ее к сыну сменяется осмыслением революционных идей и устремлений. Но это не совсем так. Для Горького человеческое сознание основано на мыслях человека, его эмоциях.

Мужание Ниловны — борца — это мужание человека, новые убеждения взращены самоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл ее революционной практики. На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктовано появлением в доме Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова и других. Но сколько здесь авторской прозорливости в выборе психологической ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла. Чуткая Ниловна сразу это понимает, проникаясь к ним участием. Сцена первого знакомства с друзьями Павла по борьбе успокаивает испугавшуюся было Власову, позволяя впервые ощутить необходимость для Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод венчается пробуждением у всех троих подлинной радости дружеских, доверительных отношений. Находка начинает мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить трудно, научить человека добру еще труднее...” Наташа тоже проникается к Ниловне полным доверием.

Изменяется и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому. Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишь озлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резким диссонансом. Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.

Далее в романе следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына. Знакомство с другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства и раздумья, и они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее. Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоционально насыщенно.

Влечение Ниловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровых проявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро и красоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну и его друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы только зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни. Проходя через все это с огромной материнской любовью в сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: “Можно ли любить без веры? Нет!” Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой, самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна не разделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, а результат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных. Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.

Сочинение

Начало нового этапа в творчестве Горького связано с его романом. «Фома Гордеев» (1899), посвященным изображению «хозяев жизни», представителей русской буржуазии - купечества, с которыми мы уже встречались в некоторых рассказах Горького 90-х годов. Писатель особенно глубоко постиг мир капитала, когда в качестве корреспондента «Нижегородского листка» и «Одесских новостей» несколько месяцев провел на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 896 году. Именно в это время были написаны его рассказы о «хозяевах»: «Тоска», «Тронуло», «Колокол» и др.

В «Фоме Гордееве» Горький на первый план выдвигает проблему морали. Он ставит перед собой задачу показать, как подлинно человеческое начало вступает в противоречие с лицемерной, лживой, а часто и откровенно циничной моралью капиталистов. В романе показана группа «хозяев», представляющих разные социально-психологические типы русского купечества. Среди них есть и представители старых, патриархальных первонакопителей и тех, кто, почувствовав свою экономическую силу, рвется к политической власти. К купцам первого типа относится крупный лесоторговец и пароходчик Ананий Шуров, прообразом которого, как свидетельствует автор, был нижегородский купец Гордей Чернов, отличавшийся необузданным самодурством и жестокостью. К богатству Шуров шел через целую цепь преступлений. Он разбогател на том, что с помощью беглого каторжника делал фальшивые деньги, затем убил его и труп сжег вместе с банькой, где каторжник прятался от людей. Через преступления пришли к богатству Луп Резников, Кононов, Зубов, Робустов и другие купцы, изображенные или упомянутые в романе. «Среди этих людей,- пишет Горький,- нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного».

Эти люди ради денег готовы пойти на любое преступление - в этом суть капитализма, его «фамильная черта». Так показаны капиталисты не только Горьким. И. Франко еще в 80-е годы в повести нарисовал яркий тип хищника в образе Германа Гольдкремера, в душе которого постепенно «разгоралась страшная лихорадка, слепая жажда денег, она заглушала все остальные чувства, заставляла его не видеть никаких преград и манила его к одной только цели - богатству». Во второй редакции повести (907) Франко еще больше заострил черты хищника в характере Германа, подчеркнув, что для расширения своих богатств он не останавливается перед прямым грабежом, вступив в разбойничью шайку барышников. Не лишена основания мысль о том, что такое заострение образа Франко сделал под влиянием романа Горького, который он высоко ценил.

Иным, хотя не менее жестоким и беспощадным, представлен в романе Яков Маякин. Он не только богатый купец, крупный делец, но и идеолог класса. Если Шуров - враг просвещения и технического прогресса, считающий, что машина развращает людей («машины работают, а люди от этого балуются»), то Маякин готов человека подменить машиной: машину «завел - она и кует тебе рубли… без всяких слов, без хлопот… А человек - он беспокойный». Маякин и за просвещение, но такое, которое помогло бы нивелировать людей, превращать их в «простые кирпичи» «одной меры», чтоб удобно управлять: «как я хочу, так и положу». Маякин любит разглагольствовать о купечестве как носителе культуры. Хорошо понимая экономическую силу буржуазии, он считает, что купечество «по нынешним дням» вправе потребовать и политической силы, «простора» в делах государственных, «свободы действий».

Однако при всей самоуверенности, при всем оптимизме, с которым он смотрит на будущее купечества, Маякин, как человек трезвого и практического ума, не мог не почувствовать, что в мире назревают какие-то перемены, что для России наступают тревожные дни, жизнь становится беспокойной и неустойчивой: «Смутилась Россия, и нет в ней ничего стойкого: все пошатнулось!..»

Россия действительно «смутилась». Даже в купеческой среде появились люди, которые почувствовали фальшь собственнического мира. Именно таков главный герой романа молодой купец Фома Гордеев, «выламывающийся» из своего класса. Впрочем, Горький и Якова Маякина считал центральным персонажем, и для этого есть основания: Маякин и Фома - два полюса в романе, два центра, в них в наибольшей мере воплощена борьба двух тенденций, двух моралей - морали капиталиста и морали человека, стремящегося к здоровому жизненному началу. Маякин даже как бы заслоняет собой Фому. В то же время, как заметил Горький в письме к Чехову (август, 1899), Фома «загородил» Маякина от цензуры.

Не ограничиваясь изображением буржуазного класса и людей, поднимающих бунт внутри этого класса, Горький пытается найти те силы, которые могли бы повести осознанную борьбу за изменение жизни. И хотя писатель и сам еще ясно не представлял эти силы, взоры его все чаще обращались в сторону людей труда, в сторону рабочего класса. Образы рабочих в «Фоме Гордееве» не занимают много места, однако они играют в нем важную роль. Первый протест против хозяев мы слышим из уст матросов на пароходе Игната Гордеева; матрос Ефим, называя хозяина кровососом, гневно говорит: «…драть с меня шкуру, которой я не продал… Это уж без совести! Ишь ты, какой мастер соки-то из людей выжимать».

Образы людей труда, особенно рабочих-наборщиков, наиболее грамотных в среде рабочего класса, с которыми журналист Ежов знакомит Фому во время загородной прогулки, придают роману особое революционное звучание. «Будущее принадлежит людям честного труда… Великая работа предстоит вам!» В этих словах Ежова выражена горьковская вера в силы и возможности народа.

Другие сочинения по этому произведению

«Делу не хозяин, а лютый враг» (по роману «Фома Гордеев») «Купец сила» (по роману «Фома Гордеев») Изображение купечества в повести «Фома Гордеев» Образ Фомы Гордеева в одноименной повести М. Горького.

Знаменитый пролетарский писатель Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» продолжил тему разоблачения нечеловеческой тяги к наживе и обогащению любой ценой, начатую классиками русской литературы Салтыковым-Щедриным и Островским. Во время своей работы над повестью писатель обозначил ее, как «новую форму бытия в литературе». Прочитав «Фому Гордеева» известный американский писатель Джек Лондон дал ей характеристику в качестве «большой» и «целительной» книги «утверждающей добро».

В своем произведении Максим Горький со всей резкостью и прямотой осуждает зарождающийся новый класс беспринципных «дельцов» в России, которые ради собственной наживы готовы пожертвовать жизнями миллионов людей, обрекая их на голодную смерть и попирая элементарные человеческие нормы взаимопонимания и помощи. Писатель показал, как в среде новоявленных нуворишей рождаются настоящие «хищники» готовые к уничтожению конкурентов.

В повести Горький концентрирует внимание читателей на главных человеческих пороках, которые изнутри подрывают новоиспеченных «хозяев жизни». Их общество обречено, но всеми силами пытается удержать свою власть любыми доступными способами. Почему «новая буржуазия» стала на путь вырождения? Это прекрасно описано Горьким на примере семьи Гордеевых.

Отцом рода является Игнат Гордеев, на котором держится весь семейный бизнес. Этот человек прошел путь от водолива до владельца пароходов. Игнат очень сильный и властный мужчина, внутри которого бушуют нешуточные страсти. В нем одновременно живут три личности – опытный, расчетливый бизнесмен, безудержный пропойца и истовый христианин. У него не дрогнет сердце при потоплении своих барж в результате ледохода. Игнат может выделить огромную сумму денег на возведение приюта для бездомных, но, в это же время, прогулять состояние с друзьями и собутыльниками. Старший Гордеев не жалеет заработанного капитала и считает, что деньги, как пришли так и уйдут.

Сын Игната Фома вырос одиноким и нелюдимым молодым человеком. Его отец понимает, что наследник совсем не годится для продолжения семейного дела. Гордеев младший растет ленивым и необразованным юношей, а после смерти Игната не знает, как ему дальше жить.

У Фомы есть крестный по фамилии Маякин, который очень любит деньги и пытается внушить крестнику, что настоящее счастье в богатстве. Из-за этого Фому терзают еще большие сомнения. Он не видит в крестном единомышленника, так как относится к деньгам пренебрежительно. Для него – это бесполезный мусор.

Со временем Фома становится бунтарем, протестующим против окружающих его нуворишей и стяжателей. Он часто затевает драки, уничтожает нажитое отцом имущество и даже является причиной гибели людей, которые работают на семейных предприятиях.

Через образ Фомы Гордеева писатель пытался показать бессмысленность бунта, не имеющего под собой идеологической основы. В повести Горькому удалось довольно объемно показать типичные образы капиталистов того времени.

Ананий Щуров – это предприниматель старой закалки, который относится к деньгам с трепетом, но терпеть не может ничего нового. В свое время он стал богатым в результате совершенных им преступных деяний. Горький рисует его образ в самых негативных тонах, в качестве злобного пережитка из прошлого.

Намного более неоднозначен владелец заводов Яков Маякин, который пользуется большим авторитетом у купечества. Его ценят за ум и рассудительность. Маякин время от времени любит похвалиться своей старинной родословной. Это типичный представитель зарождающейся буржуазии, которой не чужда политическая деятельность. Для него все люди делятся на две категории – господа и рабы. К первым он относит именно буржуазию. Богатые люди, в случае общей опасности, умеют сплотиться, чтобы защитить свои капиталы.

Методы идеологического влияния

В результате долгих бесед с Фомой Гордеевым он доводит молодого человека до полного безумия. Маякин внушает наследнику капиталов ценности, которые тому абсолютно чужды. В итоге Фома становится чужаком в «волчьей стае властителей мира».

Главная идея книги

Произведение Максима Горького «Фома Гордеев» стало продолжением традиций русского реализма в литературе конца XIX века. Главной идеей повести является показ внутреннего разложения российской буржуазии и обреченность капиталистического строя. Горький со всей жестокой откровенностью показал новых «хозяев жизни», среди которых было много представителей зарождающегося класса капиталистов.
В книге основным выразителем их идей выступает Яков Маякин. Но, все же, главным героем повести стал Фома Гордеев. Краткое содержание этого произведения доказывает, что здоровый и энергичный молодой человек, который не может найти применения своим идеям и мыслям, обречен на трагическую судьбу. Жизнь будет его больно бить, пока не забьет до смерти. Фома чувствует себя чужим, как среди представителей зарождающейся буржуазии, так и в обществе простых людей. Горький показал весь трагизм этого персонажа, но не со злобой, а с сочувствием к нему.

Тему, начатую в «Фоме Гордееве» писатель продолжил в своих знаковых произведениях «Васса Железнова», «Дело Артамоновых» и «Очерки об Америке».

Анализ произведения

Формально главный герой повести относится к буржуазии, но в отличие от типичных представителей этого нового для России класса, не стал «хищником», а обладает многими положительными человеческими качествами. Чем больше Фома Гордеев общается с новыми «хозяевами жизни», тем более чувствует к ним отвращение. Со временем это чувство превращается в протест.

На празднике у Кононова главный герой откровенно высказывает все свои мысли прямо в глаза купцам и заводчикам. Он говорит им о том, что благодаря их «усилиям» народ голодает и бедствует, в то время, когда богачи пухнут от переедания и пьянства. Фома упрекает их в бессовестности и безбожие по отношению к своим работникам. В результате его же крестный Маякин называет Гордеева тронутым умом.

С помощью главного героя Горький пытается вскрыть все проблемы, существующие в буржуазном обществе. Одно из важных мест в книге занимает зарождающийся пролетариат, в среде которого появляются свои искренние и честные лидеры, готовые повести за собой народ не просто на бессмысленный бунт, а на смену существующего уклада жизни.

Рассказ Максима Горького не похож на другие произведения автора, так как в сюжете присутствует мистическая тема.

В своей пьесе изображает жизнь самых низких слоев общества, обреченных терпеть лишения и невзгоды.

После первой публикации «Фомы Гордеева» богатый купец Бугров из Нижнего Новгорода назвал писателя опасным для государства человеком, а книгу – крайне вредной. Кроме этого, он выразился, что таким, как Горький, самое место в Сибири.

С другой стороны в среде рабочих произведение пролетарского писателя перечитывали по многу раз и использовали его в качестве пропагандистской литературы. Один из старых подпольщиков Березовский вспоминал, что во время собраний их организации они не раз читали отрывки из «Фомы Гордеева».

Страницы этой повести пропитаны жгучими словами ненависти к несправедливости и нечеловеческим условиям жизни в среде рабочего класса. На этой книге было воспитано несколько поколений будущих российских революционеров.