Сочинение: Трагическая судьба Катерины (по пьесе А. Н

Катерина - одна из главных героинь пьесы, жена Тихона Кабанова. Катерина была девушка религиозной, доброй, естественной. Религиозность Катерины подтверждают строки из пьесы: «И до смерти я любила в церковь ходить. Точно, бывало, я в рай войду…» Девушка не способна даже ложь и на обман.
Н. А. Добролюбов в своей статье назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Он подробно разобрал мотивы поступков Катерины, считал, что она «вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все облагородить в своем воображении».
По-другому обстоит дело с ее отношениями в жизни. Катерина вышла замуж за Тихона Кабанова не по любви, а по понятиям. Понятия в девятнадцатом веке были другие - имелось определенное различие между понятиями «брак» и «любовь». Считалось, что брак - это достойная жизнь, а любовь - это нечто грешное не запретное. Катенька не любила Тихона, не испытывала к нему никаких теплых чувств и очень сильно изменилась после замужества: она не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами. Но она продолжает стараться быть верной своему мужу даже тогда, когда влюбляется в Бориса - племянника Дикого, человека умного и образованного, но слабохарактерного. Впоследствии она, конечно, признается в любви к Борису своему мужу.
Но жизнь Кати осложняет еще и то, что в ней появляется Кабаниха. Её смело можно назвать антиподом Катерины, полной противоположностью. Она человек сильный и властный, не верит во всепрощение и милосердие. Кабаниха соблюдает старые основы жизни, протестует против движения жизни вперед, является ярким представителем патриархальной уклада жизни. Кабаниху сильно раздражает Катя, и она постоянно к ней придирается, причем Тихон не пытается воспрепятствовать, говоря так: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо говорить! Ну и пущай говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Но Катюша не тот человек, который может игнорировать эти нападки, «пропускать мимо ушей», потому что она боролась с этим темным царством, не желала становится его частью.
А вот Добролюбов в своей статье как раз этого и не уловил. Не уловил главного - принципиального различия между религиозностью Кабанихи и религиозность Катерины.
Таким образом, возможно, именно нападки Кабанихи стали причиной гибели девушки. Также определенную роль мог сыграть несостоявшийся роман с Борисом. Как я уже не раз упомянул - Катерина - девушка свободолюбивая, не пожелавшая мириться с действительностью, а самоубийство Катерины - это своего рода протест, бунт, призыв к действию.

Более новые статьи:

  • Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»). - .

Катерина - одна из главных героинь пьесы, жена Тихона Кабанова. Катерина была девушка религиозной, доброй, естественной. Религиозность Катерины подтверждают строки из пьесы: «И до смерти я любила в церковь ходить. Точно, бывало, я в рай войду…» Девушка не способна даже ложь и на обман.

Н. А. Добролюбов в своей статье назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Он подробно разобрал мотивы поступков Катерины, считал, что она «вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все облагородить в своем воображении».

По-другому обстоит дело с ее отношениями в жизни. Катерина вышла замуж за Тихона Кабанова не по любви, а по понятиям. Понятия в девятнадцатом веке были другие - имелось определенное различие между понятиями «брак» и «любовь». Считалось, что брак - это достойная жизнь, а любовь - это нечто грешное не запретное. Катенька не любила Тихона, не испытывала к нему никаких теплых чувств и очень сильно изменилась после замужества: она не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами. Но она продолжает стараться быть верной своему мужу даже тогда, когда влюбляется в Бориса - племянника Дикого, человека умного и образованного, но слабохарактерного. Впоследствии она, конечно, признается в любви к Борису своему мужу.

Но жизнь Кати осложняет еще и то, что в ней появляется Кабаниха. Её смело можно назвать антиподом Катерины, полной противоположностью. Она человек сильный и властный, не верит во всепрощение и милосердие. Кабаниха соблюдает старые основы жизни, протестует против движения жизни вперед, является ярким представителем патриархальной уклада жизни. Кабаниху сильно раздражает Катя, и она постоянно к ней придирается, причем Тихон не пытается воспрепятствовать, говоря так: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо говорить! Ну и пущай говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Но Катюша не тот человек, который может игнорировать эти нападки, «пропускать мимо ушей», потому что она боролась с этим темным царством, не желала становится его частью.

А вот Добролюбов в своей статье как раз этого и не уловил. Не уловил главного - принципиального различия между религиозностью Кабанихи и религиозность Катерины.

Таким образом, возможно, именно нападки Кабанихи стали причиной гибели девушки. Также определенную роль мог сыграть несостоявшийся роман с Борисом. Как я уже не раз упомянул - Катерина - девушка свободолюбивая, не пожелавшая мириться с действительностью, а самоубийство Катерины - это своего рода протест, бунт, призыв к действию.


Главной героиней произведения Островского «Гроза» является Катерина. Это очень добрая милосердная девушка. Она очень свободолюбивая. Катерина любит ходить в церковь, ей это доставляет огромное удовольствие.

Однажды Катерине пришлось выйти замуж за Тихона. Она не любила этого человека. Но в то время любовь и брак – это были разные вещи. Но несмотря на это Катерина пыталась всегда угождать своему мужу во всем.

Позже Катерина встречает Бориса.

Она полюбила этого человека. И ей было больно от того, что она не может с ним видеться. Позже она призналась своему мужу в чувствах к Борису.

Еще одним возможным обстоятельством, которое привело Катерину к гибели можно считать поведение Кабанихи. Она все время нападала на Катерину. Ее очень раздражало все, что было связано с ней, поэтому Кабаниха все время придиралась к ней. А Тихон только и говорил Катерине, чтобы та просто не обращала внимания. Но Катерина не могла просто это выслушивать.

На мой взгляд, именно все вышеперечисленное и поспособствовало тому печальному концу, который выбрала для себя Катерина.

Обновлено: 2017-06-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

А.Н. Островский вошел в историю русской культуры, как великий драматург, он основал «Русский Национальный театр Островского».
Автор в своих пьесах раскрывает человеческие пороки, задевая острые проблемы общественности. Одна из ярчайших и впечатляющих воображение пьес – «Гроза». Она, по праву, именуется «русской трагедией».
Мы оказываемся в провинции, на берегу славно реки Волги. Противоречия, которые помогают нам понять посыл, который нам хотел донести автор прослеживается в любовной линии Катерины и Бориса Григорьевича. Страсть

Катерины подобна «року», именно он и подчеркивает «трагедию» пьесы.
Катерина – молодая и красивая женщина. По натуре она сильная и свободная, на самом же деле, со вторым возникают проблемы – она жена Тихона Кабакова. До замужества ее жизнь протекала совершенно по-другому, она была «резвая», как выражалась героиня сама о себе. Раньше ее окружали только любовь, внимание и забота. Все перевернулось в жизни девушки, когда она пришла в дом Кабаковых. Всем заправляла злая и грубая Кабаниха, а Тихон (муж), был безволен и до приторности послушен. В этом мире ее никто не понимает. К слову,Варвара, с которой подружилась героиня, говорила о том, что та «какая-то мудреная». Катерина, будучи натурой вольнолюбивой страдает под гнетом «темного царства». Ее характер крайне не прост, его фактически не понимают в ее новом мире. Катерина является олицетворением идеального мира, «темное царство», в свою очередь, предполагает власть демонических сил.
Девушка смогла раскрыться «настоящей» только одному человеку, и это был Борис. Душа Катерины наделена страстностью, пылкостью. Она находится в душевной плоскости с Богом, по своим внутренним ощущениям жизни.
Сцена свидания с Борисом Григорьевичем пропитана греховностью, в противовес такой сладкой любви. Здесь как раз и проявился решительный характер Катерины, которая отбрасывает любые сомнения и идет на сделку с собственной совестью и небесным наказанием. Гроза является вестником Божьего гнева. И, конечно, в этот момент все условности мирской жизни пред ней меркнут. Героиня и сама говорит о том, что если она «греха не побоялась», то побоится ли она «людского суда». Апогеем пьесы является привселюдное признание в содеянном, эпичный момент грозы. Она призналась, однако не покаялась. Катерина не в состоянии преодолеть барьер – признать свой грех и отречься от любви.
Трагическое стечение обстоятельств: требования мирной жизни и противоречивое мироощущение Катерины не могут больше сосуществовать, что приводит к потере искреннему желанию жить. Катерине, вдруг, приходит и осознание неискупимости греха самоубийства. Однако, даже это не повлияло на ее решение.
Смерть Катерины символизирует невозможность примерить «земное» и «небесное». Таким образом, Островский показал, что такие чистые натуры, как Катерина в нашем «грязном» мире обречены на гибель.

Драма «Гроза» - это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В «Грозе» этим новым, отличным от других героем, «лучом света» становится . Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в «царстве деспотов и самодуров» человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству. Катерина - женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять «царству самодуров и деспотов».

Свекровь (Кабаниха) - натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: «Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня...

от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны». Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода.

Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве.. После смерти главной героини Кулигин говорит: «... душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас».

Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, «что мне захочется, так и сделаю», «Я уйду, да и была такова». С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски. В этом «темном царстве» все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови.

Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: «Мне жалко его очень». Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга («как бы я тебя любила»), - это слова отчаяния, Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: «Не разберу я тебя, Катя!» Да уж куда ему «разобрать» ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его годр-рит Катерине: «Я не понимаю, что ты говоришь».

В «темном царстве» нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть.

Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: «Вы ее совсем загубить хотите». На последнем свидании он говорит Катерине: «Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой», - ведь при первой встрече женщина сказала ему: «Загубил, загубил, загубил». Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой.

Ее душа - это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу «лишь бы все было шито да крыто», не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она не встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что «только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго! » Одна из проблем Катерины в том, что «обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может».

Ни обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.

В переводе с греческого имя Екатерина означает «всегда чистая», и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полураспустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.