Отношение к хлебу как результат человеческого труда. Друзья с хлебом пожизненно

Текст от 9 класса. Типа изложение. На пробном, кстати, экзамене. Авторские знаки и грамотность сохранены.

Вариация на тему раз.
Издавна у славян был обычай. Люди бравшие хлеб становились друзьями с хлебом на всю жизнь. При вкушении хлеба жизнь изменяется. И хлеб становится твоим другом навсегда. Народ считает, что хлеб жизнь, жизнь хлеб бог.
Существует связь с хлебом. Хлеб всегда стоит на почетном месте. Хороших гостей встречают хлебом-солью. Но не каждый гость знает, что хлеб надо надломить самому съесть и гостям раздать. Не каждый человек знает, что перед разломом хлеба его надо поцеловать.

Вариация на тему два.
Издавна у славян был обычий. Хлеб ценили, когда провожали в путь когото, когда умирал ктото. Хлеб нельзя бросать, потому что грех наказывал. Люди прислонившийся хлеб оставались навсегда верными друзьями друг другу. Хлеб батюшка был всех народов обычий, когда провожали людей на другой свет.
В каждой зернышке была вложена в хлеб. Нахлебники живут за чужой счет, они зарабатывают на хлеб что бы прожить жизнь. Но есть одно без всякого исключение, хлеб - это жизнь человека. Гостей встречают всегда на праздниках с хлебом и солью.
Уважение к хлебу и любви в семье. К хлебу надо относиться аккуратно. Чем добрее его душа, тем совестливей человек. Кто не ценит хлеб, того наказывал грех.

Еще из одной работы, полувариация:
Люди, преложившие хлеб, становяться друзьями пожизненно.

И еще одна:
При вкушении хлеба жизнь народа изменяется.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется.И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества.О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб,в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..
Хлеб, доставшийся даром,не заработанный трудом,человека портит, потому что лишает его нравственной основы.Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его,тем совестливее и добрее сам человек.

Отрывок, разумеется, так себе, но не такой уж сложный. Соблазн опять же в том, что это есть в Сети, причем в разных вариантах, следовательно дети начали списывать откуда попало и забыли изначально прочитанный им текст изложения.

Есть несколько ценных понятий в нашей жизни. Это относится к земле, воде, солнцу, воздуху и, естественно, к хлебу. «Хлеб - всему голова» - эта известная всем пословица имеет свои корни в хлебосольной Украине. В этой стране выращивают пшеницу, из которой производится хлеб, с давних предавних времен, с самого развития этого благодатного края. У наших славянских народов была и останется всегда на первом месте забота о детях и воспитание в них заботливого и трепетного отношения к хлебу. Был даже такой праздник, он отмечался в первых днях начала жатвы - первый сноп. Косари надевали свои самые праздничные, вышитые рубашки и выходили в­ поле. Так они отдавали дань почтения и хвалу хлебу.

К хлебу всегда относились особенно, его сравнивали с жизнью и солнцем. Хлеб, словно живое существо,­ он наш­ кормилец. Пшеницу называют уважительно - «ее величество». По древней легенде, богиней плодородия Деметрой людям было подарено растение - пшеница, которую они вырастили и­ сделали из неё муку, а затем выпекли первых хлеб. И с тех самых пор жизнь всего человечества стала просто немыслимой без него. И ведь действительно: ни званый ужин,­ ни свадьба, ни простой каждодневный завтрак не обходится без хлеба. Этот ценный продукт - вечный символ достатка и благополучия. Неуважение к нему всегда было равным страшному оскорблению, нанесенному человеку.

Любовь и уважение к нему прививается в любой семье с самого раннего детства. Нужно объяснять, что для того, чтобы на столе лежала буханка хлеба требуется колоссальный труд многих людей. Одни работают в поле, выращивая рожь и пшеницу, другие на мукомольных заводах,­­ делая из зерна муку, и только после этого пекари пекут нам хлеб. Мы должны быть им благодарны за такой тяжелый труд.­ Так уж повелось на великой Руси, ни в одной семье не садятся за обеденный стол, если нет на нем хлеба. Он у каждого человека свой, любимый. Выпекаются на хлебных комбинатах батоны, белый хлеб, черный, ржаной, серый, круглый, кирпичик и еще очень много различных сортов. Сохранять традиции в крови каждого русского человека.­­­­ ­

У хлеба своя история, вспомните уроки, когда мы проходим Великую Отечественную войну? В то время хлеб был действительно всему головой. Чего стоила краюшка хлеба в осажденном Ленинграде? Она спасла тысячи жизней в этом городе. Наверное, именно поэтому более пожилые люди, особенно те, кто пережил эту страшную войну, никогда не выбрасывают даже крошки со стола, они их собирают и отдают птицам. Такое бережное отношение они стараются передать своим детям и внукам.

Частное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 18 среднего общего образования открытого

акционерного общества

«Российские железные дороги»

Беседа о бережном

отношении к хлебу


Подготовила

воспитатель 2 класса

Осипова А.Н.

2017 г.

Цель :

воспитание бережного отношения к Родине, хлебу, продукту труда людей.

Задачи :

    Обобщить знания о хлебе, о разнообразии хлебобулочных изделий.

    Формировать личностные, коммуникативные, познавательные УУД.

    Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход занятия.

    Вступительное слово.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе. (Хлеб)

Это было давно. Во времена каменного века.

Когда на Землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего стало есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колос. Чтобы зёрна было удобно есть, их смачивали водой, потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жары и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костёр в пещере научил людей печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции, приблизительно 15 000 лет назад. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Их название созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены.

Хлеб – очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом.

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?

(Ответы детей)

    Основная часть.

Воспитатель: Ребята, тема нашей беседы сегодня. «Цена ломтика»

    Ребята, кто объяснит, что такое ломтик? (ответы детей)

(Ломтик – это кусок хлеба, ломтик - это маленький кусочек хлеба).

    Ребята, как вы думаете, что означает цена ломтика? (ответы детей)

(Цена ломтика - это ничего не стоит, булка хлеба – 24 рубля)

Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте отрывок из рассказа А.Раскина «Как папа бросил хлеб» и ответьте на вопрос - Какой страшный поступок совершил мальчик?

(Рассказ читает один из учащихся)

В одной семье рос мальчик, и он отказывался от хлеба, потому-то тот ему казался невкусным. Он даже мечтал, что никогда не станет есть хлеб, когда вырастет. И однажды он совершил страшный поступок. Ему предложили ужинать, но он отказался от хлеба и бросил его на пол. И тогда няня ему сказала следующие слова: «Ты думаешь, ты хлеб бросил? Я тебе сейчас скажу, что ты бросил. Я маленькая была, за кусок хлеба целый день гусей пасла. У нас в одну зиму совсем хлеба не было. У меня брат – тебе ровесник с голоду помер. Если бы тогда кусок хлеба, он бы жив остался. Учат тебя и писать, и читать. А как хлеб родится не учат. Люди на тебя работают, хлеб растят, а ты его на земь. Эх ты! Не хочу я на тебя смотреть!»

Ребята, как вы оцениваете поступок мальчика? (ответы детей)

(Мальчик поступил плохо)

Ребята, вы кушаете в столовой, как вы относитесь к хлебу? (ответы детей)

(Да, кушаем; мы не бросаем хлеб; мы видели, как другие дети бросают хлеб)

Итог по рассказу: Мальчик поступил плохо не ценил хлеб, а ведь было в нашей стране тяжелое время. В годы войны в блокадном Ленинграде жителям осажденного немцами города выдавали 125 грамм хлеба.

    Беседа об этапах приготовления хлеба, о профессиях людей, которые участвуют при создании хлеба.

Воспитатель: Назовите этапы выращивания и приготовления хлеба.

(Вспахивание поля, высевание зёрен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки.)

Воспитатель: А сейчас мы узнаем о тех профессиях, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите: на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.

На доску прикрепляются таблички с названиями различных профессий: артист, пианист, шофёр, тракторист, повар, пекарь, комбайнёр, учитель, механизатор, портной, мельник, кондитер.

Показ презентации об этапах приготовления хлеба: «Как делают хлеб?»

    Конкурс «Продолжи пословицу»

Воспитатель: Сейчас, ребята, я предлагаю вам продолжить пословицы о хлебе.

Много снега - … (много хлеба.)

Ржаной хлебушко … (калачу дедушка.)

Хлеб на стол - … (и стол престол.)

Хлеб … (всему голова.)

Снег на полях - … (хлеб в закромах.)

Есть хлеб - … (будет и песня.)

Хлебушко – пирогу … (дедушка.)

Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

Не в пору и обед, … (коли хлеба нет.)

Ешь пироги, а хлеб … (вперёд береги.)

Покуда есть хлеб да вода, … (всё не беда.)

Нет хлеба - … (нет обеда.)

    Конкурс загадок.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

1. Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (Хлеб)

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья. (Зерно)

3. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Колос)

4. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвёл и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришёл на стол он … (Хлебом)

Воспитатель: Что ещё можно приготовить из муки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а когда остается от обеда хлеб, что можно из него приготовить? (Ответы детей: сухарики, гренки)

Воспитатель: Всегда нужно помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рождённое народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!»

    Диагностическая методика: «Ассоциации».

Воспитатель: Ребята на листочках бумаги, на которых записано слово «хлеб», должны нарисовать небольшой рисунок, который, по их мнению, отражает смысл данного слова.

(Данная методика позволит определить, насколько широко развиты представления младшего школьника, связанные с данным понятием.)

    Итог занятия.

Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии? (Ответы детей)

Что запомнилось вам на нашем занятии? (Ответы детей)

Что было для вас наиболее интересным? (Ответы детей)

Мы - славяне! Семенова Мария Васильевна

Хлеб

Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания. Почему же именно хлеб – «всему голова»? Потому, что в прошлые времена было больше нечего есть? Но ведь мы уже видели – это не так.

Дело в том, что теперь просто мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб.

Знак засеянного поля

Выше уже говорилось о том, как относились славяне-язычники к Земле, в частности к хлебному полю. Добавлю ещё, что в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – это Божья ладонь!

Знак засеянного поля: 1 – на средневековой церковной вышивке, 2 – на женской статуэтке, 3 – в античной росписи, 4 – на алтарике для первых плодов, 5 – на русской деревянной солонке

Кроме того, ту же репу, например, можно есть и сырую, а зерно требует тепловой обработки. Его надо хотя бы поджарить. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить «союз» Огня, Воды и зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян Божествами, всем трём поклонялись. Сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Уместно напомнить здесь о Яриле и о «воскресающем» зерне, которое только радуется собственным «похоронам». В священной каше с зерном соединяется ещё и мёд – один из символов «живой воды» у самых разных народов, и ягоды, также связанные с идеей «неисчислимого» плодородия. И вся эта символика «прочитывалась» древними так же легко, как мы читаем вот эту книжку, сразу схватывая смысл и не думая про каждую букву!

Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в христианские ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис…

Другой древнейшей ритуальной едой с незапамятных пор у славян были блины. Учёные-языковеды пишут, что произношение слова «блин» – искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что «молоть» и «мелкий», обозначая таким образом пищу из размолотого зерна. Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин отчасти схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему и доныне блины пекут опять-таки на поминках и ещё на Масленицу, когда празднуется победа над злой Богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны…

Освоив приготовление каш и блинов, древнейшие предки славян так или иначе вышли и на хлеб.

Хлеб унаследовал все священные свойства, о которых только что говорилось, но многое и добавилось. Всем нам случалось видеть (и трогать руками) тесто, приготовленное для пирога. Если же не случалось – полюбопытствуем. Оно кажется совершенно живым – тёплое, нежное, дышащее. О поверьях, связанных с тестом и хлебом, учёными написано множество книг; сколько-нибудь полно пересказать их здесь невозможно. Вот хотя бы некоторые воззрения. Возвращаясь домой с похорон, наши предки старались первым долгом заглянуть в квашню с тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. На квашню, покрытую подушкой, перед свадьбой усаживали невесту, чтобы новая семья жила весело, богато, дружно и многодетно. Вынимая хлебы из печи, примечали, в какую сторону наклонились макушечки ковриг: если вовнутрь печи – к прибытку в доме, наружу – к разорению и беде. На свадьбах перемешивали хлеб, испеченный в доме невесты, с хлебом, испеченным в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами из одной печи»… О том, что это было не просто иносказанием, подробнее рассказывает глава «В едином хлебе». А почему молодых осыпали зерном, я думаю, теперь понятно и без подсказки.

Печь для выпечки хлеба. X век

А вот как в древней Англии определяли преступника: давали подозреваемому съесть сухую корочку хлеба. И если он внезапно давился, – значит, был виноват. Сегодня мы объяснили бы это волнением преступника, боящегося разоблачения, но в древности не сомневались, что святой хлеб сам указывает злодея…

Упомянув об Англии, вспомним два хорошо известных всем слова: «леди» (lady) и «лорд» (lord). Оказывается, они имеют к хлебу самое непосредственное отношение. Вот что можно прочесть в толковых словарях английского языка: «леди» в первоначальном значении – это попросту «та, что замешивает тесто для хлеба»; «лорд» же – «хранитель хлебов». Когда в древней Англии разводилась супружеская пара, муж получал из домашнего имущества весь хлеб, выпеченный к моменту развода. А жена – всё тесто, ещё находившееся в квашне!

А что такое «коровай»? Да-да, это слово правильнее писать именно так, а не «каравай», как мы привыкли. Уже было рассказано, как язычники в необходимых случаях приносили в жертву животных, в частности коров и быков. Однако бывало и так, что требовалось умилостивить Богов, а жизнь не позволяла расстаться с коровой-кормилицей. Вот тогда и лепили из теста изображение коровы, а позже – хлеб, увенчанный рожками, «коровай». В первые века русского православия Христианская Церковь порицала «молёные», то есть выпеченные с языческими молитвами, короваи, которые приносили в жертву Роду и Рожаницам. Потом борьба эта утихла, смысл её давно позабылся, а короваи остались. Осталось и наше отношение к хлебу…

Обрядовое печенье «мосты», «козули», «кресты», «жаворонки», «богачи»

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Хлеб В Средние века хлеб наряду с бобами являлся основной пищей. Долго были распространенными каша из проса, затем из ячменя, овсянка, каша из ржи, пшеничная для богачей («сливки, пшеницы и рис», – писал Франсуа Вийон). Затем начали делать галеты, мало чем отличавшиеся от

автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб скоту Таня, домработница, рассказывает, что у нее на родине, в Тульской области, хлебом кормят скот. И все стараются взять побольше черного хлеба: «Если берешь две буханки черного, тебе в нагрузку дают батон белого за двадцать пять копеек. Писали об этом в газетах, на

Из книги Молотов. Полудержавный властелин автора Чуев Феликс Иванович

Хлеб - Хлеб какой, - возмущается Малашкин, - есть нельзя. Домешали чем-то, что это такое? При Сталине трудновато было доставать хлеба, но хлеб был замечательный!.. Он человек большой, и Вячеслав Михайлович рядом с ним. Иногда не хватало хлеба, ордера были, но хлеб

Из книги Испанские репортажи 1931-1939 автора Эренбург Илья Григорьевич

Из книги Демографическая история Европы автора Ливи Баччи Массимо

Хлеб и то, что с хлебом Об основных тенденциях питания европейского народонаселения в прошлом известно немногое: при обилии эпизодического и анекдотического материала не хватает достоверной базовой информации. Поэтому трудно более-менее однозначно установить,

Из книги Нерон. Владыка Земного Ада автора Грант Майкл

Хлеб и зрелища И, добавляет Тацит, народу также нравились развлечения, которые предоставлял император, поскольку это был второй элемент девиза «хлеба и зрелищ!» – panem et circenses – классического рецепта, с помощью которого цезари пользовались благосклонностью населения

Из книги Германский вермахт в русских кандалах автора Литвинов Александр Максимович

Собачкин хлеб - Сынок, что ж ты подвел тетю Маню? - в комнату мама вошла с настроением испорченным. - Щавель так поздно принес… Почему? Разве не знал, что мужчины придут на обед?- Знал, - Валерик потупился, - а потом и забыл…- А забыл почему?- Потому. На базаре там

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Великий Ленин. «Вечно живой» автора Поцелуев Владимир

Битва за хлеб Продовольственный кризис, начавшийся в 1915 г. в связи с общим расстройством российской экономики вследствие войны, поставил страну перед экономической катастрофой. Временным правительством были созданы Общегосударственный и местные продовольственные

Из книги Повседневная жизнь победителей: быт советских людей в послевоенное время (1945-1955) автора Короткова Марина Владимировна

«Второй хлеб» Основная реалия повседневной жизни того времени, шлейфом тянувшаяся из военной эпохи, - постоянная нехватка еды, полуголодное существование. Не хватало самого главного - хлеба. «Вторым хлебом» стала картошка, ее потребление увеличилось вдвое, она спасала

Из книги «Как в посольских обычаях ведется...» автора Юзефович Леонид

Хлеб да соль Торжественный обед, устраивавшийся государем для иностранных дипломатов, издавна был на Руси столь же обязателен, как и пир в честь гостя, принятый в частном быту. «Ради посла было пированье почестное», - говорится в былинах. В 1566 году, договариваясь о

Из книги Крейсер "Эмден" автора Мюккэ Хэльмут фон

6. Хлеб наш насущный Самым серьезным для нас вопросом было снабжение углем. Уголыцик "Markomannia" самоотверженно следовал за нами из Циндао в Индийский океан, но он оказался почти пуст, когда "Эмден" начал свои операции в этих водах. А у нас не было ни одной гавани, где мы могли бы

Из книги Авантюры открытого моря автора Черкашин Николай Андреевич

Красный хлеб В маленький баварский городок Вайсенбург осенью 41-го года доставили шесть экипажей с интернированных советских судов «Хасан», «Волгалес», «Днестр», «Магнитогорск», «Эльтон» и «Каганович». Их разместили в старинном замке Вюрцбург, расположенном на вершине

автора

ХЛЕБ Каждый день, когда мама уходила на работу в свой научный институт, Лёнька ждал открытия ларька, в котором продавали хлеб по карточкам. Ждал и думал о еде. Теперь он всегда о ней думал. Вспоминал, как до войны они всей семьей обедали в пятой столовой. Отец потирал руки и

Из книги Повести о войне и блокаде [антология] автора Смирнов-Охтин Игорь Иосифович

ОПАСНЫЙ ХЛЕБ По льду Ладожского озера машины ехали ночью. В каждой машине – по несколько человек. Мама объяснила Лёньке, что машины – это фронтовые радиостанции. Они отправляются на фронт.Лёнька хотел спросить маму, как же радиостанции попадут на фронт, если они едут в

Из книги Мы - славяне! автора Семенова Мария Васильевна

Хлеб Каждому из нас приходилось слышать о необходимости уважительного, бережного отношения к хлебу. Однако причину при этом называют обычно одну: в хлебе, мол, заключён нелёгкий человеческий труд. Между тем нелёгкий труд вложен во всякую хорошую вещь или продукт питания.

Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Ознакомить учащихся со значением хлеба; Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев; Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб; Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и достоянию страны. Цель урока:



Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Без хлеба куска нам везде… Худ обед… Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной… Рожь поспела, берись… Что посеешь, то и… Пахать – не в дуду… Хлеб да вода – молодецкая… Будет день – будет и… Хлеб наш насущный – хоть черный, да… Продолжите пословицу: тоска. когда хлеба нет. отец родной. за дело. пожнёшь. играть. еда. хлеб. вкусный.


Из истории создания хлеба. В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.


В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад. В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный лет назад.




Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб». Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались «клибанос». Отсюда и возникло название «хлеб». У древних готов хлеб называли «хлайфс»; в старонемецком языке – «хлайб»; у украинцев – «хлеб»; у эстонцев – «лейб».


Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.


Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: «Хлеб ногами топтать – народу голодать». С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице- матушке.


Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.


Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.




Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им! Для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял хлеб, нужно было потрудиться многим людям: это комбайнеры, шофера, грузчики, мукомолы, пекари, технологи, продавцы. Их труд почетен и благороден. Мы низко кланяемся им!


У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нём работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. и др. они имеют много наград и дипломов за свой благородный и почётный труд. Мы гордимся нашими земляками!


Ответьте на вопросы: 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы? 1. Что вы запомнили из истории создания хлеба? 2. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней? 3. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете? 4. В чем ценность муки? 5. Кто дарит нам хлеб? 6. В какой песне хлеб является мерилом дружбы?


Заключение 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д. 1.Выводы. 2. Подведение итогов. 3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.