Пасхальная служба в церкви: во сколько начинается. Пасхальное богослужение

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Пасхальное богослужение

Праздничное пасхальное богослужение в церкви своими корнями уходит в глубокую христианскую древность. На протяжении многих веков в него вливались новые обряды и песнопения.

Пасхальное ночное богослужение проводится с субботы на воскресенье. Начинается служба около 23 часов и продолжается вплоть до утра. Верующие начинают собираться в храме еще задолго до службы, для них это торжественное и волнительное событие. Служба во всех храмах начинается с пасхальной полунощницы, во время чтения которой диакон и священник уносят плащаницу.

Плащаница представляет собой ткань (плат) из бархата или драпа с золотым шитьем или аппликацией с изображением процедуры положения во гроб Спасителя: над гробом обернутого в пелены тела Христа склонились Богородица, Иоанн Богослов, ученики Христа и жены-мироносицы. По краям плащаницы вышиваются или наносятся типографским способом золотые слова тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаница – это своеобразный символ тех пелен, в которые было завернуто тело Христа после снятия со Креста. В каждом храме есть своя плащаница. До пасхального богослужения плащаница выносится в Великую Субботу из алтаря и до воскресного богослужения находится в храме на символическом Гробе Господнем. Чтобы провести параллель с процедурой помазания тела мертвого Иисуса благовониями, плащаница смазывается ароматическими маслами. Верующие могут молиться перед плащаницей, разрешено целовать раны на теле изображенного Спасителя.

Во время пасхальной полунощницы священник с диаконом после каждения плащаницы относят ее в алтарь, в это время поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати». Плащаница размещается на престоле, там она хранится сорок дней, вплоть до Вознесения Господня (символизируя период, после которого Спаситель вознесся на небеса).

Начинается пасхальная заутреня. Священнослужители облачаются в светлые одеяния. Храм празднично убран, горят сотни свечей, храм будто залит светом. Верующие радостны, сердца наполняются надеждой и верой.

Вот как описал атмосферу праздника в храме иеродиакон Евфимий:

Пасха священная

Вот они – святые дни

Светлыя седмицы!

Все какия у людей

Радостныя лица.

Все так весело глядят,

Все как будто братья,

С поцелуями спешат

Вас принять в объятья.

И слова: Христос воскрес!

С наших уст не сходят,

И везде колокола

Эту весть разносят.

Божий храм народа полн,

Слышны песнопенья,

Как прилив на море волн,

В славу Воскресенья.

Взглянешь на небо – и там

Солнышко играет,

А в воздушной синеве

Пташка распевает.

Вся природа в эти дни,

Сняв зимы оковы,

Вновь цветной убор весны

Одевать готова…

Всюду ныне радость, мир,

Все так полно ласки,

Всюду людям светлый пир

В дни священной Пасхи.

Во всех местах храма, и особенно перед Царскими Вратами, совершается курение фимиама, то есть сжигаются благовонные вещества. Это символизирует благодать, распространяющуюся из Гроба Христова на всех верующих.

О скором наступлении полуночи предупреждает колокольный звон. Этот благовест говорит верующим о торжественном моменте, когда наступит Воскресение Христово.

Ровно в полночь раздается пение, сначала тихое, затем громкое, стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Торжественно открываются Царские Врата. Оттуда выходят священники, начинается крестный ход вокруг храма со святынями, верующие присоединяются к нему. Колокола продолжают звонить, пение стихиры продолжается. Крестный ход рано утром вокруг храма символизирует то, как святые жены-мироносицы и апостолы направлялись в вертоград (виноградник) Иосифов, где размещалась погребальная пещера. Кроме того, крестный ход вне храма символизирует, что Христос был погребен за пределами Иерусалима.

В притворе участники крестного хода останавливаются. Двери в храм закрыты. Это означает, что Гроб Господень был задвинут камнем, закрыт.

Колокол перестает звонить. После каждения настоятелем храма духовенством и хором поется торжественный пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вослед звучат слова молитвы:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Хор поет:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Чтобы войти в церковь, священнослужитель творит крестное знамение при помощи креста и трехсвечника. Двери отворяются. Участники процессии торжественно, радостно входят в светлый храм.

Далее поется Канон святого Иоанна Дамаскина, передающий смысл и значение праздника. Во время пения песен канона священнослужители ходят по храму с крестом и кадилом, поздравляя всех присутствующих с праздником: «Христос воскресе!» Прихожане отвечают традиционно: «Воистину воскресе!»

Заканчивается утреня. Теперь все прихожане должны поприветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!», при этом обычай предписывает целовать друг друга три раза и обмениваться крашеными и освященными яйцами. Священнослужители в алтаре также христосуются между собой. Один из священников выходит с крестом к прихожанам и произносит трогательное приветствие. Он осеняет присутствующих крестом и после уходит в алтарь.

После целования поется Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Именно это произведение Православная Церковь считает самым точным, передающим смысл праздника. Хотя оно невелико по объему, имеет огромное значение для укрепления силы духа и веры прихожан. Слово призывает отметить праздник всех, даже тех, кто не соблюдал пост. Полный его текст был приведен выше.

По окончании утрени поются пасхальные часы. Это короткое богослужение, которое читается в Пасхальную неделю утром и вечером вместо молитв. В это время Царские Врата остаются открытыми. Они не будут закрываться всю неделю. Это означает, что Иисус своей искупительной жертвой открыл для людей двери в Царство Небесное. Когда поются часы, диакон производит каждение сначала алтаря, а потом всего храма.

После звучит литургия, прославляющая Пресвятую Троицу и памятующая о смерти и воскресении Спасителя. Читается Евангелие от Иоанна. Как правило, если службу совершают несколько священников, они читают фрагменты Евангелия на разных языках: на идише, латыни, греческом, русском, церковно-славянском, английском, немецком и пр. Набор языков в данном случае не важен. Важен просто факт многоязычия. Это делается для того, чтобы показать, насколько Воскресение Христа важно для всех людей мира и что учение Его открыто для всех. Чтение Евангелия сопровождается колокольным перезвоном-перебором (бьют по всем колоколам, от маленьких до больших).

Когда литургия подходит к концу, происходит освящение пасхального хлеба – артоса, части которого затем раздаются прихожанам. После литургии можно освятить куличи, пасхи и яйца.

Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик - это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле - пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение - певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно - 1 лик и 2 лик), а тропари - на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) - это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни - ипакои Пасхи, а по 6 - кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи - 1 гласа, на Понедельник - 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование - христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование - это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон - это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи - Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды - это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий - пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Близится светлый праздник – день Воскресения Христова. Многие наверняка соберутся в церковь посетить службу на Пасху – вместе с детьми, родными и близкими… Но многие ли из нас знают, как именно проходит пасхальная служба? Мы расскажем, что и как нужно делать, находясь в храме или церкви...

Вот и наступила Страстная неделя, до Светлого Воскресения Христова – остались считанные дни… По традиции, с утра в Страстной четверг верующие пекут куличи и красят яйца, вечером готовят пасху, а в субботу несут их в церковь – освящать. А в ночь с субботы на воскресенье – начинается светлый праздник Пасха…

Итак, оригинальные, яркие, причудливые , и в ночь с субботы на воскресенье многие верующие идут на Крестный ход – службу, знаменующую собой начало Пасхи и праздник Воскрешения Христа. Но не многие знакомы со всеми церковными правилами. Мы поможем вам разобраться, как правильно вести себя в церкви во время пасхальной службы и что нужно делать.

Пасха – главный христианский праздник, который знаменует победу добра над злом, жизни над смертью. Праздник Пасхи предваряет – время освобождения от грехов, страстей, пагубных привычек. Для этого предписывается воздержания в пище, в развлечениях, в эмоциях. Но даже если вы не постились, смело идите в храм и празднуйте Светлое Воскресение Христово. По традиции, в Великую субботу верующие несут в церковь куличи, крашеные яйца и другие продукты для пасхального стола, чтобы освятить их.

А в ночь с субботы на воскресенье в храмах совершается праздничное ночное богослужение, которое обычно начинается около одиннадцати вечера и длится до трех-четырех часов ночи:

  • 1 С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, который следует против солнца (против часовой стрелки), что символизирует следование навстречу воскресшему Спасителю. При пении второй половины тропаря Пасхи «И сущим во гробех живот даровав» церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
  • 2 В конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга обнимем, братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие говорят друг другу «Христос воскресе!» - отвечают «Воистину воскресе!». Троекратно целоваться и дарить друг другу пасхальные яйца лучше не в храме, а после службы, чтобы не отвлекаться от молитв и не провоцировать толчею.
  • 3 Затем утреня переходит в Божественную литургию, верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы хотите причаститься, то надо заранее исповедаться и получить благословение священника.

Посещение храма или церкви в день Воскресения Христова, особенно во время пасхальной службы - обязательный "пункт" праздника для каждого верующего...

Теперь немного об общих правилах поведения в храме, которых стоит придерживаться, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не смущать других (более сведущих в церковных делах) верующих в храме:

  • одежда должна быть чистой и опрятной. Женщинам следует надеть юбку или платье, при этом рукава должны быть хотя бы до локтя, а полы юбки – до колена или ниже. В России принято, что все девушки и женщины покрывают голову – причем не важно, платком, шляпой, шапочкой или беретом. Воздержитесь от глубоких вырезов и прозрачных тканей. Использование косметики не возбраняется в разумных пределах, но губы лучше не красить, чтобы при целовании икон и креста во время пасхальной службы не оставлять следов.
  • есть такой миф, что особам женского пола в критические дни нельзя посещать церковь , но это не так. В эти дни можно ходить в храм, можно ставить свечки и подавать записки, можно целовать иконы, но от участия в таинствах (причастие, крещение, венчание и т.д.) лучше воздержаться, однако и это не является строгим правилом. В случае, если пикантный физиологический момент вклинился в ваши планы, просто посоветуйтесь со священником – дело житейское, ничего страшного в этом нет. И уж точно – женщина может присутствовать на пасхальной службе,
  • входя в церковь, надо трижды перекреститься с поясными поклонами (троеперстием и только правой рукой, даже если вы левша). Креститься надо, сняв перчатки или рукавицы. Мужчинам при входе в православный храм следует снять головной убор.
  • во время службы на Пасху (как и во время любой другой церковной службы) нельзя громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном и расталкивать молящихся у икон – когда служба закончится, вы можете помолиться и поставить свечки у образов, а также подать записки о здравии и об упокоении. Из благоговения не принято целовать лики святых, изображенных на иконах.
  • во время богослужения нельзя стоять спиной к алтарю . Всем женщинам и не получившим благословения мужчинам в алтарь заходить запрещено.
  • если вы берете с собой на службу детей, объясните им, что в церкви нельзя бегать, шалить и смеяться . Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, чтобы не нарушать общей молитвы во время пасхальной службы, или ненадолго покиньте храм, пока малыш не успокоится.
  • ставить свечи за упокой и за здравие вам нужно в разных местах: о здравии живущих – перед иконами святых, за упокой умерших – на панихидный столик (квадратный подсвечник с распятием), который называют «канун». Записки о здравии и об упокоении отдают служкам на свечном ящике, после чего они передаются священнику в алтарь. В эти поминания не записывают имена людей другой веры, самоубийц и некрещеных.
  • когда священник во время службы на Пасху осеняет вас крестом , Евангелием и образом, надо кланяться. Креститься надо при словах «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и других возгласах.
  • если вы что-нибудь захотите спросить , сначала обратитесь к священнику со словами «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.
  • уходя из храма по окончании пасхальной службы, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Надеемся, что эти элементарные, но очень важные правила помогут вам чувствовать себя более уверенно в православном храме в любой день, и во время службы на Пасху - в частности.

Благодарим отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за помощь в написании статьи.

доцент Московской Духовной академии А. Георгиевский

Алексей Иванович Георгиевский († 4 декабря 1984 года) - заслуженный профессор Московской Духовной академии, всю свою трудовую жизнь - свыше пятидесяти лет - посвятивший научно-педагогической деятельности.

А. И. Георгиевский родился 14(27) января 1904 года в семье священнослужителя Ильинской церкви, что в селе Черкизове под Москвой. Окончив Перервинское Духовное училище и единую трудовую школу в Москве, в 1922 году он поступил в Государственный Институт слова. Окончив институт, был утвержден кандидатом словесных наук и преподавал русский язык и литературу в высших учебных заведениях Москвы.

В 1943 году, когда Московский Патриархат начал работу по возрождению Духовных школ, А. И. Георгиевский был одним из первых, кто вошел в состав Комиссии по подготовке к открытию Московских Духовных школ. В 1944 году был назначен доцентом кафедры литургики и ученым секретарем Богословского института, реорганизованного в 1946 году в Московскую Духовную академию. Член Совета и Правления института, а затем академии со дня их организации.

В 1958 году Совет МДА удостоил А. И. Георгиевского звания профессора, а в 1974 году за большие заслуги перед Духовными школами и в связи с 70-летием - звания заслуженного профессора по кафедрам литургики и стилистики русского языка.

А. И. Георгиевский совмещал преподавательскую работу в академии с трудами в других учреждениях Московского Патриархата. С 1950 по 1953 год исполнял обязанности ответственного секретаря редакции «Журнала Московской Патриархии», редактировал Православный церковный календарь, сборник «Богослужебные указания». С 1954 по 1959 год - член Отдела внешних церковных сношений.

От Московских Духовных школ избирался членом Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1945 и 1971 годов.

Широко известны работы А. И. Георгиевского, изданные Московской Патриархией. В 1951 году вышла его книга «Чинопоследование Божественной литургии», получившая высокую оценку в церковном мiре и переведенная на иностранные языки. Много его статей, преимущественно литургического содержания, опубликовано в «Журнале Московской Патриархии», в сборнике «Богословские труды», в зарубежных церковных периодических изданиях.

Среди торжественных богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является богослужение Святой Пасхи. Само наименование праздника - «Пасха» (с древнееврейского - переход к жизни вечной) в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых вызывает у христианина священный радостный трепет. «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе…», - воспевал боговдохновенный поэт святой .

Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального богослужения.

Богослужение кануна праздника - Великой Субботы наряду с воспоминанием о пребывании Господа во Гробе и Его сошествии во ад содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения.

В этот субботний день, на вечерне, соединенной с литургией святого , после входа с Евангелием и пения «Свете Тихий…», читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий . После 6-й паримии при открытых царских вратах поется стих «Славно бо прославися» и в заключение чтения паримий - «Господа пойте и превозносите Его во веки». В этих паримиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через Крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении.

Пение за литургией вместо «Трисвятаго» «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» напоминает молящимся о времени преддверия Праздника Пасхи, когда в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о Крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола (), которое повествует о жизни христианской, о том, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.

Перед чтением Евангелия, во время пения, вместо «Аллилуия», стиха 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех…», содержащего пророчество о силе Воскресшего Господа, и пения других стихов этого псалма священнослужители переоблачаются из темных облачений в светлые (белые), чтобы принять в свои сердца и сердца молящихся радостное евангельское благовестие о Воскресении Христовом () в светлых облачениях, подобно первым свидетелям и вестникам Воскресения Христова - святым ангелам, явившимся во Гробе Господа, вид которых «был, как молния, и одежда бела, как снег». Темные одежды снимаются также с престола, жертвенника и аналоев, чтобы ко времени чтения Евангелия все было облачено в светлые одеяния.

Вместо «Херувимской» поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча…», в которой раскрывается таинственный смысл совершаемого великого входа около Плащаницы. Святая внушает верующим сомкнуть свои греховные уста, отложить все земное и помышлять о «Царе царствующих и Господе господствующих», давшем Себя «в снедь верным». Сам Он после добровольных Крестных страданий ради вечного спасения людей теперь «плотию субботствует».

Задостойник «О Тебе радуется…» заменяется пением ирмоса 9-й песни канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо, и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». В этом песнопении, так же как и в словах причастна: «Воста, яко спя, Господь и воскресе спасаяй нас», виден переход от состояния уничижения Господа к радости Его Востания из Гроба.

Согласно древнему обычаю, для подкрепления сил молящихся по отпусте литургии (так по Уставу) положено совершать освящение хлебов и вина и раздавать хлеб остающимся в храме до наступления пасхального торжества.

Далее священным приготовлением к встрече Светлого Дня Пасхи является благоговейное слушание до предпразднственной полунощницы чтения книги Деяний апостольских, в которой засвидетельствована истина Воскресения Христова.

Богослужение Светлого Праздника начинается последованием полунощницы, на которой поется канон Великой Субботы «Волною морскою…». Однако скорбь от переживания Страстей Христовых при пении этого канона в Субботу на утрени здесь постепенно ослабляется и переходит в радостное ожидание Воскресения Христова.

Во время пения «Не рыдай Мене, Мати…» открываются царские врата, через которые священнослужители исходят из алтаря к Плащанице, совершают каждение ее и при пении слов: «Востану бо и прославлюся…» - вносят Плащаницу на своих главах в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются, и полагают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в знак сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

В полночь, в ожидании наступления священной минуты Воскресения Христова, священнослужители в алтаре в полном праздничном светлом облачении, с Евангелием, иконой Воскресения и с зажженными свечами стоят в молитвенной сосредоточенности. Настоятель, держа в левой руке пасхальный трисвещник с Крестом, а в правой - кадило, наполненное фимиамом (благоуханием), совершает с диаконом, держащим в руке пасхальную свечу, каждение Престола. В это время все молящиеся зажигают свечи и с благоговением слушают пение священнослужителей, доносящееся из закрытого алтаря, который знаменует Небо: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас, на земли, сподоби чистым сердцем Тебе славити». Священнослужители во второй раз поют эти слова тоже в алтаре, но уже с отдернутой завесой царских врат - в знак того, что великие судьбы человечества открываются на Небесах прежде, чем являются на земле.

Открываются царские врата, и священнослужители исходят из алтаря с пением в третий раз: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех», а хор от лица молящихся продолжает: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Начинается трезвон.

Крестный ход выходит из храма через западные двери и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с ароматами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе…» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, как бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую весть о Воскресении Христовом. Трезвон в это время прекращается. Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, трижды начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» - и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, вместе с духовенством поет трижды всерадостный тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

В этом тропаре содержится основная мысль Праздника, что Христос воскрес, Своею смертию попрал смерть и тем положил начало новой, вечной жизни.

Вслед за настоятелем хор трижды повторяет: «Христос воскресе…»

Священнослужители пением стихов псалма пророка Давида: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…» - трогательно выражают крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение грядущего Спасителя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к вечной радостной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе…» как бы отвечает ветхозаветным праведникам, что пророчества исполнились, Христос воскрес, смерть уничтожена и праведникам дана жизнь вечная.

Далее, можно сказать, ветхозаветные праведники исповедуют исполнение своих ожиданий через пение священнослужителями «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», на что певцы и верующие с еще большим воодушевлением отвечают: «И сущим во гробех живот даровав». Открываются двери храма, который оглашается пением «Христос воскресе…». Священнослужители входят в алтарь в открытые царские врата, которые не закрываются во все дни Светлой седмицы - в знак того, что с Воскресением Господа Царство Небесное открыто для всех верующих.

Диакон с амвона произносит великую ектению, держа возжженную свечу, как и во время всех других ектений. Молящиеся также стоят со свечами - в знак пламенеющей любви к Воскресшему Господу.

За великой ектенией непосредственно поется пасхальный канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе…». Это величественное и торжественное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому и, согласно с высокими мыслями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, беспредельной преданности и любви к Нему.

Каждую песнь канона начинают петь священнослужители в алтаре. Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над смертью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтобы в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в сомнении, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!»

Есть обычай, согласно которому священнослужители перед выходом на каждение переоблачаются в знак радости о Воскресшем Господе.

Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасителя.

В песнопении ипакои : «Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от Гроба, слышаху от ангела…» - повествуется о том, как жены-мироносицы узнали о Воскресении Господа.

В кондаке праздника: «Аще и во гроб снизшел еси, Бессмертне…» - кратко излагается само событие Воскресения Христова, а в икосе: «Еже прежде солнца…» - свидетельствуется о переживаниях святых жен-мироносиц в Святую ночь.

После 8-й песни канона, заканчивающейся прославлением Святой Троицы, диакон, держа свечу и кадило, возглашает на солее перед иконой Богоматери припев 9-й песни: «Величит душа моя Воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца» - и совершает, во образ ангела, каждение, приветствуя молящихся: «Христос воскресе!» А хор в это время поет ирмос и самую ангельскую пасхальную песнь Богородице: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый. Людие, веселитеся!»

Ексапостиларий Пасхи: «Плотию уснув, яко мертв…» - изъясняет, что Господь Иисус Христос Своим тридневным Воскресением упразднил смерть. Поэтому смерть называется у христиан сном или упокоением.

Во время пения стихир Пасхи: «Воскресения день! И просветимся торжеством…» - при словах: «…и друг друга обымем! Рцем: братие!..» - священнослужители в подражание ученикам Христовым () радостно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» - восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя истину Воскресения Христова, а другой в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» - и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

После христосования священнослужителей пасхальные приветствия становятся всеобщими. Они сопровождаются взаимным троекратным целованием друг друга в духе любви Христовой как выражение примирения, любви и истинной радости о вечном спасении. Кроме того, при приветствии в знак Воскресения Господа из Гроба принято дарить друг другу красные яйца, ибо яйцо служит для христиан символом воскресения: из-под мертвой скорлупы яйца рождается жизнь, которая была сокрыта, как в гробе. Красный цвет яйца напоминает верующим, что новая, вечная христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

Начало дарения красных яиц, как и пасхальные приветствия, восходит к апостольским временам.

Церковное Предание повествует, что святая Мария Магдалина, явившись по Вознесении Господнем в Рим к императору Тиверию, вручила ему красное яйцо со словами: «Христос воскресе!» - и таким образом начала проповедь о Христе Распятом и Воскресшем.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины первые христиане при пасхальном приветствии, исповедуя животворящую смерть и Воскресение Спасителя, также дарили друг другу красные яйца. Этот обычай свято соблюдается в Православной Церкви.

В конце Светлой утрени Святая словами замечательного по глубине мысли и силе чувства Огласительного Слова на Святую Пасху святого призывает всех насладиться настоящим светлым торжеством веры и войти в радость Господа Воскресшего.

К Огласительному Cлову Святая Церковь присоединяет пение тропаря великому вселенскому учителю святому у в благодарственное прославление его памяти за святительские труды его.

В заключительной части Светлой утрени, в праздничном отпусте: «Христос, воскресый из мертвых…», который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» - Святая Церковь вновь кратко, но торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

По многолетнах поется первый час, который, как и другие пасхальные часы, состоит из песнопений, прославляющих Святую Пасху.

Непосредственно за Светлой утреней совершаются пасхальные часы и литургия по чину святого .

По начальном литургийном возгласе: «Благословено Царство…» - священнослужители поют: «Христос воскресе…» - и стихи: «Да воскреснет Бог…», возвещая этим радостным песнопением, что литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной смерти и Воскресения из мертвых Христа Спасителя, ныне особенно прославляет само событие Воскресения Христова.

При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

Впении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (), «Боже, ущедри ны и благослови ны…» (), а также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога…» - Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…» читается Апостол из книги Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам.

Далее наступает торжественное чтение Евангелия, благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог…» Евангелие читается на различных языках: еврейском, греческом и римском , на которых была сделана надпись на Кресте Христовом, а также и на новых языках мiра, благовествующих истину веры Христовой в знак радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца.

По древней практике Русской Церкви, Евангелие на литургии первого Дня Пасхи читается на разных языках - в знак того, что Воскресение Христово проповедуется всем народам мiра.

Чтение Евангелия сопровождается звоном колокола и заканчивается кратким трезвоном, как бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высокой светлой пасхальной радости.

К особенностям службы следует отнести пение ирмоса 9-й песни канона: «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» - с припевом: «Ангел вопияше Благодатней…» - и многократное радостное повторение в течение службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых», который поется вместо «Благословен Грядый…», «Видехом Свет истинный…», «Да исполнятся уста наша…», «Буди Имя Господне…», «Благословлю Господа…» и во время причащения мирян.

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, именуемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа.

Обычай освящать артос сохраняется в Церкви от святых апостолов, которые по Вознесении Господа от земли на Небо, каждый раз собираясь на общую трапезу, в воспоминание о явлениях и действиях Воскресшего Учителя оставляли первое место незанятым и полагали перед ним хлеб - в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует и благословляет их трапезу.

В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и болезни, о даровании здравия вкушающим святой артос .

Артос остается в храме на аналое в течение всей Светлой седмицы в воспоминание тех чудесных явлений Воскресшего Господа, свидетелями и очевидцами которых были апостолы, а также в знак невидимого присутствия среди верующих Воскресшего Господа.

В заключение пасхальной литургии священник вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» поет первую половину тропаря «Христос воскресе…», а хор заканчивает: «И сущим во гробех…»

Далее священник произносит праздничный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых…», и заканчивает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (трижды): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Хор поет (трижды): «Христос воскресе…» (быстрым напевом) - и заканчивает: «И нам дарова живот вечный; покланяемся Его тридневному Воскресению».

Под торжественный колокольный звон верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном восторге приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

В Великую Субботу, на утрени и вечерне с литургией святого , пред святой Плащаницей произносятся ектении, читаются входные молитвы к литургии, паримии, Апостол и Евангелие, совершаются малый – с Евангелием и великий – с Дарами вход, читается заамвонная молитва. Только причащение народа бывает, как обычно, на солее чести ради Святых Христовых Таин. На солее совершается и освящение хлебов и вина.

Латинском.

В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и раздается для вкушения верующим. Верующие, получив артос, хранят его и вкушают с величайшим благоговением.

Журнал Московской Патриархии, No 4-5 за 1996 год.