План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Конспект НОД по формированию целостной картины мира в первой младшей группе Тема: «Перелетные птицы. Конспект занятия "Перелётные птицы" во второй младшей группе

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, музыка, социализация, физкультура.

Цель: закрепить знания детей о перелётных птицах.

Задачи:- закрепить знания детей о перелётных птицах, характерных особенностях внешнего вида;

Активизировать словарь детей (трудолюбивый, голосистый);

Развивать наблюдательность, внимание;

Продолжать учить детей изображать в аппликации предмет, составляя его из нескольких частей; определять форму частей; закрепить цвет; умение правильно выкладывать части и наклеивать их;

Закрепить понятие «один», «много»; пространственное местоположение «высоко», «низко».

Продолжать учить детей ходить друг за другом, умение прыгать на двух ногах, бегать на носочках между предметами.

Развивать умение четко выполнять упражнения, а также ловкость, координацию движений, равновесие.

Ход занятия: Проходите ребятки, посмотрите сколько гостей пришло, давайте поздороваемся с гостями……

Ребятки, посмотрите, какое солнышко в нашем зале и каждый из вас для нас как маленькое солнышко, а ваши ручки – лучики. Давайте возьмёмся за ручки - лучики и скажем:

Вместе с солнышком встаём

Вместе с птицами поём

С добрым утром,

С ясным днём

Вот как славно мы живём.

Воспитатель: Посмотрите, как светло стало в нашем зале. Улыбнёмся солнышку и порадуемся ясному дню. На дворе весна, месяц апрель. Из тёплых краёв прилетают птицы. Какие птицы к нам возвращаются? (грачи, скворцы, жаворонки, ласточки)

Почему весной птицы возвращаются домой? (на улице стало тепло, появились жучки, червячки, букашки; стало больше корма для птиц).

Самая первая весенняя птица это грач.

Компанейская грач птица

Может лишь толпой селиться.

Там, где грач, и шум, и гам,

Но и гибель червякам.

Ребята, а какая птица грач (большая, черная, трудолюбивая),

(рассматривают картинку с грачом).

Ребята, послушайте загадку: На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его ….. скворец.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Ребята, а какой скворец (маленький, пёстрый, голосистый), (иллюстрация).

Прилетев домой, птицы ищут себе домики или строят гнёзда. (грач строит гнездо из прутиков, скворец ищет себе скворечник).

Посмотрите на наше дерево, где сидит грач (высоко на веточке, а скворец низко на веточке). Сколько грачей (много), а скворцов (один).

Инструктор: Вводная часть . Ребята, а давайте мы с вами превратимся в грача. По величине грач большой.(ходьба на носках, руки в стороны)

Гордо прохаживается грач по проталинкам в поисках корма или подходящей веточки для своего будущего гнезда. (ходьба на пятках, руки за головой).

Любимое лакомство грача – черви и личинки. А ещё грач очень любит всходы ржи. Он ходит по полям на своих сильных лапах от растения к растению: вперёд и назад.(ходьба в рассыпную, приставной шаг вперёд и назад).

Важная забота всех птиц весной – найти себе пару. Становитесь парами и, как птицы, летите. (бег парами).

(А теперь шагом марш, остановились и вдохнули через нос руки в стороны, выдох руки вниз и сказали краааак)

Основная часть . Ребята, птицам приходиться много летать и поэтому они по утрам делают зарядку, чтобы быть сильными. А мы с вами делаем зарядку? (да).

1. И. п. ноги вместе, руки опущены вниз.

В. 1,3 – поднимаем руки вверх и выполняем хлопок.

2. И. п. ноги на ширине плеч, руки к плечам.

В. 1,3 – наклон туловища достать до носков ног.

3. И. п. н. ш.п, руки на поясе.

В.1-поворот туловища вправо отводим руку назад.

2,4 – и. п. 3 – тоже влево.

4.И. п.ноги вместе руки в стороны.

В. 1,3 – присели обняли ноги.

5.И. п. ноги вместе руки внизу.

В. Прыжки ноги вместе ноги врозь.

Каждая птица занята своим делом:

Здесь шагают скворцы по длинной веточке (ходьба по скамейке приставным шагом боком)

Перепрыгивают скворушки через короткие веточки (прыжки через мягкие палочки)

А здесь шагает важно грач (перешагивание через рейки лесенки)

Бегают грачи между растениями (бег змейкой)

П/и «Грачи и автомобиль»

Как-то раннею весной на опушке, на лесной

Появилась стая птиц: не скворцов и не синиц,

А большущие грачи цвета тёмного ночи.

Разбежались на опушке, прыг-скок, прыг - скок!

Тут жучок, там червячок! Крак - крак-крак!

Воспитатель : Ребята, скажите, чем покрыто тело птиц? (перьями)

Сколько у птиц лапок? (две)

Сколько у птиц крылышек? (два)

Инструктор: Давайте покажем.

Лапка, раз (встать на одну ногу)

Лапка, два (встать на другую)

Скок - скок - скок (прыгают на двух ногах)

Крылышко, раз (одну руку отвести в сторону)

Крылышко, два (другую руку отвести)

Хлоп - хлоп - хлоп (по бокам хлопают руками)

Глазик, раз (закрывают один глаз)

Глазик, два (закрывают другой)

Глазки открываем

Головой киваем

По лесу летаем! (бег врассыпную)

Прилетели птички,

Птички - невелички.

Воспитатель : Ребята, давайте поможем нашим птицам построить домик.

Из чего состоит домик скворца? (цвет и формы деталей).

Выложите домик на листе. Что сначала будем приклеивать?

Мы построили скворечник -

Дом весёлого скворца.

Мы повесим наш скворечник

На участке у себя.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.

Тема

Задачи

Перспективный план

Перелетные птицы

1.Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2.Формировать представления о количественных отношениях между предметами (один – мало - много).

3. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

4. Развитие художественно- творческих способностей.

5.Учить подлезать под предметы, бегать в колонне по одному, упражнять в координации своих движений в прыжке.

Беседы: «Почему птицы улетают в теплые края», «Птицы наши друзья», «Вот какие птички, птички-невелички», «Покормим птиц зимой», «Где живёт воробей?».

Наблюдения : за сезонными изменениями в природе, за птицами, прилетающими к кормушке, за снежными тучами, за долготой дня, сравнение березы и ели осенью.

Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков поздней осени.

Труд: полив комнатных растений, повесить кормушки на участке, подкормка птиц, очистка дорожек от снега, помощь воспитателю в подготовке пособий к занятию.

Чтение: потешки и загадки о птицах, И. Токмакова «Голуби», русские народные сказки «Лиса и петух», «Лиса и журавль», А. Майков «Ласточка», М. Горький «Воробьишко», Е. Чарушин «Почему Тюпа не любит птиц», Л. Толстой «У Вари был чиж», «Птица свила гнездо», Н. Романова «Умная ворона», В. Даль «Ворона», М. Зощенко «Умная птичка», С. Маршак «Где обедал воробей?».

Разучивание: А. Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица».

Аппликация : «Птицы на ветке».

Рисование : «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

Лепка: из природного материала «Птички-невелички»

Дыхательная гимнастика: «Птички», «Птички полетели», «Чья птичка дальше улетит».

Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений «Перелетные птицы».

Дидактические игры: «Кормушка»,«Кто как поет?», «Парные картинки-Найди такую же птичку», «Кто что ест?», «Кто к нам прилетел?», «Сложи картинку», «Чья тень», «Какой птицы не стало?».

Пальчиковые игры : «Перелетные птицы».

Хороводные игры : «Мы теперь пойдем…», «Кукушка».

Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Собачка и воробьи», «Воробушки и кот», «Птицы в гнёздышках», «Птички, раз! Птички, два!», «Где спрятался воробей»,

Речевые игры : «Назови ласково», «Один – много», «Скажи наоборот».

С. Р. игры : «Семья», «Магазин игрушек», «Детский сад».

Исследоват. деятельность : «Волшебное перышко».

Развлечение: «Птицы перелетные в дорогу собираются».

Соц. партнерство: экскурсия в «Дом природы».

Приложение

Хороводная игра «Мы теперь пойдем...»

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо,
А затем пойдем налево,
А потом в кружок сойдемся,
И присядем на немножко.
А теперь назад вернемся,

И на месте покружимся,
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе....

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Хороводная игра «Кукушка»

Дети становятся в круг. В центре круга ведущий, у него завязаны глаза. Дети водят хоровод и поют:


«К нам кукушка в огород прилетела и поёт.
Ты кукушка не зевай, кто кукует отвечай!»


После чего воспитательница показывает на какого-нибудь ребёнка в кругу, он должен сказать: «ку-ку». Водящий должен угадать, кто это.

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди

пальцы на руке.

Дыхательная гимнастика «Птички полетели»

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.

Подвижная игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Птички раз, птички два»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками .

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп ! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс .

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками .

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда! » дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь: маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:

Вылетайте из гнездышек,

воробышки!

Поклюйте зернышек,

воробышки!

Быстро летайте,

Крыльями махайте!

Раз-два, раз-два,

Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воробышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Игра малой подвижности

«Где спрятался воробей? »

Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см).

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Артикуляционная гимнастика

по теме «Перелетные птицы»

1.Упражнение на дыхание:

«Улетают птицы»-- И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;

2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

«Голодные птенчики» . Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу» . Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц» . Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. « Мама-птица прогоняет от птенцов куницу» . Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

«Птенчики ждут пищу» . Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист» . Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести-восьми»


Юлия Чудинова
Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы »

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :

Повторить названия птиц ;

Расширять знания детей о перелетных птицах ;

Продолжать развивать мелкую моторику рук; добиваться согласованности в движениях пальчиков.

Развивать воображение, творческие способности;

Учить сопереживать , сочувствовать.

МАТЕРИАЛЫ :

Предметные картинки по теме, два мольберта.

Ход занятия.

I. Сообщение темы занятия .

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами вспомним перелетных птиц . Какие это птицы ?

Дети : которые улетают, а потом прилетают.

Воспитатель : Правильно. Они улетают осенью, а возвращаются весной, когда становится тепло.

Воспитатель : - Ребята, какое время года у нас на дворе? Весна

Воспитатель : Правильно, весна, значит возвращаються перелетные птицы . А каких перелетных птиц мы знаем ? Дети называют их : грач, лебедь, утка, кукушка.

Воспитатель : -Молодцы ребята, давайте теперь разомнем наши пальчики.

II. Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испёк пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

III. Игра «Чье перо?»

Воспитатель : -Ребята, пока птицы к нам летели , они растеряли перья, давайте поможем им собрать.

На один мольберт прикрепляем изибражение грача, а на другой изображение лебедя. Дети должны прикрепить белое перо лебедю, а черное к грачу.

Воспитатель : -Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, какие красивые у нас получились птицы .

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Не заботиться о детках

Ищет гнездышки на ветках

Непутевая подружка

И зовут ее …. «Кукушка»

Воспитатель : -Давайте расскажим стихотворение про кукушку.

IV. Чтение стихотворения «Кукушка»

Кукушка, кукушка,

Ты нам не подружка

Деток своих не любишь,

Кукушат не голубишь

Деток родишь,

А сама улетишь

V. Итог занятия .

Воспитатель :Молодцы,ребята. Со вмеми заданиями справились.

Так о каких же птицах мы говорили ?

Дети : - О перелетных .

Повторение названия перелетных птиц .

Наше занятие окончено ,спасибо за внимание.

Задачи:

Закрепить знания детей о перелетных птицах (ласточка, грач, скворец, кукушка, журавль, аист, соловей).
Расширять и активизировать словарь по теме (перья, крылья, клюв, птенцы, гнездо).
Закреплять грамматические категории:

Родительный падеж множественного числа существительных (ласточек, грачей…).
Практическое употребление простых предлогов (в, из, на, перед, за, около).
Правильно употребление окончаний существительных в косвенном падеже при построении предложений.

Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивать связную речь (отвечать на вопросы простыми предложениями из трех - четырех слов).
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы.
Закреплять графические навыки (рисование по точкам).
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Материал:

Картинки с изображением перелетных птиц.
Модель понятия «птица».
Мешочек, перышко.
Гнездо, птичка.
Мячик.
Карандаш, картинка.

Организация детей:

Часть I. Дети стоят вокруг стола.

Часть II. Дети сидят полукругом перед фланелеграфом.

Часть III. Дети стоят вокруг стола.

Часть IV. Дети стоят перед фланелеграфом.

Часть V. Дети сидят на полу.

Часть VI. Физкультминутка «Птичка».

Часть VII. Дети стоят перед воспитателем.

Часть VIII. Дети сидят за столом.

Ход занятия.

I. - Дети, посмотрите, что я вам принесла (Достать из мешочка перо).

Что это? (Перо).

Кто его потерял? (Птица).

Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах.

II. - Давайте назовем птиц. Кого узнал Эдик? (Дети отвечают по очереди).

Вот сидят все птицы в ряд,

На ребят они глядят,

С ними поиграть хотят.

Сейчас поиграем в игру «Один и много». Послушайте, как будем играть. Например, я говорю: «Одна птица», а вы: «Много птиц».

(Одна ласточка, один грач, один скворец, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло, одно гнездо).

Молодцы. А сейчас покормим птичек.

Пальчиковая гимнастика

«Птичка»

Птичка перышки помыла,

Птичка крылышки сложила,

Птичка клювом поводила,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла

И тихонько полетела.

Как называются эти птицы? (Перелетные птицы).

Почему этих птиц так называют? (Птицы улетают осенью, когда наступает холод, в теплые края. А весной возвращаются обратно).

Почему эти птицы улетают осенью? Что служит им кормом? (Эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края).

III. - У меня есть что-то интересное. Подойдите сюда (к столу).

Что это? (Гнездо).

А это? (Птица).

Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде).

Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).

Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда).

IV. - Подойдем к фланелеграфу. Давайте вспомним, кто такие птицы. Что означают эти картинки? (Дети отвечают по очереди: «Тело птиц покрыто перьями», «У птиц два крыла и две ноги», «У птиц есть клюв», «Птенцы вылупляются из яиц»).

V. - Садитесь на пол и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду каждому бросать мячик и называть слово, а вы будете говорить, как оно звучит ласково.

У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково? (Крылышки).

(Ноги - ножки, клюв - клювик, глаз - глазик, голова - головка, птенец - птенчик, хвост - хвостик, гнездо - гнездышко, перо - перышко, кукушка - кукушечка, журавль - журавлик).

VI. - А сейчас мы превратимся в птиц и полетаем. Встаньте в круг.

Физкультминутка

«Птичка»

Птичка летает,

Птичка порхает.

Плавно кружится,

На ветку садится.

Ветку нагнули,

Птичку спугнули.

Быстро взлетает

И улетает.

VII. - А теперь поиграем в игру «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы перья.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а у птицы крылья.

У человека ребенок, а у птицы птенец.

VIII. - Правильно! Птенчики появляются на свет маленькими, слабенькими, не умеют ни летать, ни прыгать. У меня есть птенчик (Показать картинку). Он хочет научиться прыгать по точкам. Вы сейчас сядете за стол и нарисуете линии.

Молодцы! Вы помогли птенчику, теперь он не пропадет.

О чем мы сегодня говорили? (О перелетных птицах). Наше занятие закончено.