Портрет кто написал произведение. Образ ростовщика в повести портрет гоголя и го характеристика сочинение

Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.

Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».

Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Жанр и направление

Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.

Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.

Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.

Композиция

Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:

  1. экспозиция (быт бедного художника)
  2. завязка (покупка портрета)
  3. кульминация (душевное расстройство Чарткова)
  4. развязка (смерть живописца)

Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.

О чем?

Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.

Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

  • Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
  • Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.
  • Темы

    Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.

    • Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец? Один стремится к изучению работ мастеров, но не прочь обрести славу и более легким путём. Другой живописец в первую очередь работает над собой, над своими желаниями и страстями. Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
    • Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант. Но на примере Чарткова мы видим, что изначально благие намерения вложиться в своё совершенствование могут обернуться гибелью, прежде всего, гибелью человеческой души. Только ли мистическая мила наследия ростовщика тому виной? Гоголь показывает, что всё человек может преодолеть, только бы он был сильным. Главный герой же продемонстрировал слабость духа, потому и сгинул.
    • Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.

    Проблематика

    • Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
    • Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
    • Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.

    Смысл повести

    Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.

    Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

    Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

    Чему учит?

    Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.

    В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.

    Критика

    Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.

    Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Предлагаем вам познакомиться с одной интересной повестью, автор которой - Н.В. Гоголь. "Портрет", краткое содержание которого мы сегодня рассмотрим, был создан в 18 34 году.

Краткое содержание первой части

Талантливый молодой художник Чартков снимает квартиру в трущобах Петербурга. Художник очень беден, едва сводит концы с концами.

Произведение начинается с того, что Чартков заходит в лавку, где продают живопись, привезенную с биржи. Он отмечает, насколько плохо большинство работ. Художник долго рассматривает картины, а продавец уговаривает его купить что-то. Наконец Чарткову становится неловко уйти с пустыми руками, и он решает купить какую-нибудь картину. Его привлекает портрет пожилого азиата с очень живыми глазами. Чартков видит, что у художника, написавшего его, есть талант. Однако картина производит странное впечатление. Глаза старика настолько живы, что они даже разрушают гармонию портрета. Эту живость замечает не только Чартков, но и другие люди, чей взгляд падает на картину. "Глядит!" - восклицают они.

Художник отдает последние деньги за портрет и возвращается в свое бедное жилище в скверном расположении духа. Он не горел желанием покупать эту картину, но уходить ни с чем было неловко. Теперь у него нет денег на еду и на оплату ренты, а хозяин квартиры уже завтра должен прийти с квартальным, чтобы требовать денег.

Ночью Чартков видит странный сон, в котором он дважды просыпается во сне, прежде чем по-настоящему проснуться. Во сне он видит, как старик выходит из картины, садится рядом с ним и достает свертки с золотыми монетами. Старик возится с ними, развязывает и завязывает свертки. Вот Чартков замечает, что один сверток лежит несколько поодаль от старика. Он быстро хватает его. Старик уходит в картину, но через некоторое время возвращается и приближается к Чарткову… Художник просыпается, думает что сон закончился. Но вот картина опять будто оживает, а сам он обнаруживает, что не лежит в кровати, а стоит перед ней… Лишь с третьего раза Чартков просыпается по-настоящему.

На следующий день приходит хозяин квартиры с квартальным требовать денег. Квартальный подходит к картине, берет ее за раму. Портрет падает, и художник замечает, как из него вываливается сверток. Он быстро подбирает его, пока никто не заметил. Чартков обещает на следующий же день рассчитаться с долгами.

Оставшись один, художник разворачивает сверток и обнаруживает в нем много денег. Он сначала хочет купить все нужное для работы и создавать шедевры, ни на что не отвлекаясь. Однако жажда развлечений и славы побеждает. Чартков идет к портному, в парикмахерскую, в ресторан, покупает кучу ненужных вещей, снимает шикарную квартиру. Он дает объявление в газету о своих услугах. После этого к нему начинают приходить богатые клиенты. Чартков пишет с них портреты, стараясь угодить им, растрачивая впустую свой талант.

Он становится очень известным, вращается в свете. У него появляются ученики. Проходят годы. Чартков уже почтенный господин. У него появляется страсть к накопительству. Его приглашают на экзамены, в комитеты. Однажды его приглашают на выставку оценить нашумевшую работу одного его товарища, который когда-то уехал в Рим, где самоотверженно трудился на поприще живописи. Картина этого художника потрясает Чарткова. Она пробуждает в нем то, что давно уснуло в нем: чувствительность, вдохновение, способность ценить прекрасное.

С Чартковым случается истерика, он плачет у всех на виду. Он возвращается к себе и в порыве вдохновения пытается создать изображение падшего ангела, но у него ничего не выходит: кисть его привыкла к одним и тем же позам, выражениям лиц, к заученным движениям, и не может воплотить фантазию художника.

Чартков приходит в ярость. Он распоряжается унести все свои работы, так как, прозрев, видит, насколько они бездарны. Чартков рассматривает свои ранние картины и с горечью отмечает, что у него был талант. Тут ему на глаза попадается портрет старика. Он вспоминает, что клад, найденный в нем, стал искушением, погубившим его талант.

В бешенстве он скупает все лучшие картины талантливых художников, невзирая на их стоимость, и безжалостно уничтожает их. Он заболевает горячкой, у него мутнеет рассудок, и через некоторое время Чартков окончательно сходит с ума. Все люди представляются ему ужасными портретами. Они глядят отовсюду своими неподвижными глазами… Бывшие приятели и знакомые теперь сторонятся Чарткова. В скором времени он умирает. На этом заканчивается первая часть повести, автор которой - Н.В. Гоголь ("Портрет").

Краткое содержание второй части

Однажды в Петербурге проходил аукцион, на котором, в числе прочих, была выставлена эта злополучная картина. Уже набили большую цену, но тут обратил на себя внимание молодой художник лет 35. Он рассказал историю, которая очень увлекла слушателей.

Начал художник издалека, с описания Коломны и ее жителей. Это тихая часть города, где живут ничем не примечательные и небогатые люди. Однако был среди них один ростовщик, который очень отличался от других жителей Коломны. Это был старик азиатской внешности, высокого роста, с пронзительными глазами. Отец рассказчика, завидев его, не мог не сказать: "Дьявол!". Об этом ростовщике ходили жуткие слухи. Будто бы с теми, кто брал у него в долг, в скором времени случалось какое-нибудь несчастье.

К примеру, был один меценат, человек высоких достоинств и стремлений. О его выдающихся качествах стало известно самой Екатерине II, которая предоставила ему место, соответствующее его достоинствам. Этот меценат активно покровительствовал наукам и искусствам, и однажды сильно поиздержался. Он решил занять денег у того злополучного ростовщика. После этого в меценате проснулась подозрительность. Во всем ему начала мерещиться Французская революция. Много людей сделал он несчастными. В конце концов императрица узнала об этом. Мецената отстранили от должности, всеобщее презрение обрушилось на него. Он сошел с ума и вскоре умер.

Была еще история об одном молодом человек знатного происхождения. Юноша хотел жениться на первой красавице Петербурга. Он был страстно влюблен в нее, и она отвечала взаимностью. Однако родители девушки были против их брака, так как претендент был не очень богат. Тогда жених отправился в Коломну к тому ростовщику и сделал у него большой заем. Он начал устраивать роскошные приемы, и в конце концов родители девушки, видя, что у жениха есть деньги, согласились на их свадьбу.

Но после свадьбы молодой человек сильно изменился. Он начал ревновать свою супругу, кричать на нее, дошло даже до побоев. Та не выдержала и заговорила о разводе. В припадке ярости муж набросился на нее с ножом и, вероятно, зарезал бы, если бы его не остановили. Тогда он вонзил нож в себя. Так закончилась его жизнь.

Было еще множество подобных историй. В конце концов по городу распространились слухи о том, что в этом ростовщике живет нечистая сила. Старухи предпочитали голодать и даже умирали, но отказывались брать у него заем. Лучше погубить тело, но спасти душу.

Отец рассказчика был талантливым благочестивым художником-самоучкой. Он писал картины на религиозные темы, получал заказы для церкви. Как-то раз поступил заказ написать духа тьмы. Художник как раз раздумывал над картиной, как вдруг к нему пришел тот самый ростовщик с просьбой нарисовать его портрет. "Вот с кого я напишу духа тьмы, сам на картину просится", - подумал художник.

Но писать портрет ростовщика оказалось непросто. Чем дольше работал художник, тем сильнее ощущал он какое-то непонятное чувство смятения в своей душе. Наконец он не мог больше выносить этого гнетущего чувства и сказал ростовщику, что не может закончить портрет. Тот бросился к нему в ноги, сказал, что скоро умрет, но не хочет умереть совсем, что если картина удастся, жизнь его продолжится в этом портрете.

Хотя портрет и остался незавершенным, но художнику удалось сделать его "живым". Ростовщик на другой день умер. После случая с портретом странная перемена произошла в характере художника. В нем появилась зависть к достижениям других. Один его ученик, подававший большие надежды, которым художник гордился и всячески поощрял его, однажды получил хороший заказ. Раньше это только обрадовало бы учителя, но теперь он почувствовал зависть. Художник добился того, что на этот заказ был объявлен конкурс, в котором он принял участие. Отец рассказчика создал работу, которая была на голову выше остальных. Все уже думали, что заказ будет за ним. Но вот одно духовное лицо заметило, что в лицах на картине нет ничего святого, а, напротив, есть что-то демоническое. Они вносят смятение в душу. Заказ все-таки получил ученик художника.

Отец рассказчика, вернувшись домой, вознамерился уничтожить злополучный портрет. Но его остановил друг, который попросил его отдать ему эту картину. Однако через некоторое время друг сообщил ему, что избавился от картины, так как ему начали сниться странные сны. Он отдал портрет своему племяннику, но и с тем стали происходить странные вещи. Племянник продал его собирателю картин.

Отец рассказчика решил уйти в монастырь. Там ему предложили написать образ, но художник сказал, что пока недостоин. Он долго молился, совершал различные аскезы в пустыне. Лишь после этого он взялся за работу. Рождество Иисуса, изображенное на его картине, поразило всех. Вся братья встала на колени перед новым образом.

Окончив Академию, рассказчик решил повидаться с отцом. Тот попросил его отыскать злополучный портрет и уничтожить.

Тут взгляды рассказчика и слушателей устремились в сторону портрета. Но его уже не было на стене. Вероятно, кто-то, воспользовавшись вниманием слушателей, украл картину. На этом завершается повесть Гоголя "Портрет" (краткое содержание по частям).

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, входит в цикл "Петербургские повести". Она была написана в 1833-1843 годах. Впервые увидела свет в книге "Арабески", которая была издана в 1835 году. Со временем автор переработал текст, сегодняшний вариант произведения известен с 1842 года.

Повесть "Портрет"

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей. Прежде чем перейти ко второй, нужно хотя бы кратко ознакомиться с тем, что было в первой.

Произведение начинается с описания жизни бедного художника по фамилии Чартков. В самом начале повести "Портрет" Гоголя (краткое содержание по частям дает представление о сюжете) главный герой приобретает изображение неизвестного ему старого азиата. При этом картина эта оказывается незаконченной. Автор старательно выписал только глаза, которые смотрят будто живые. Все остальное изображено максимально схематично.

Из повести "Портрет", краткое содержание, пересказ которой вы найдете в этой статье, становится ясно, что на эту картину Чартков потратил свои последние деньги. Она его настолько заворожила, что он не смог оторваться. Вместе с ней он возвращается в свою нищую квартирку, узнает, что, пока его не было, снова приходил хозяин, требуя внести деньги за жилье.

Чарткова тяготит бедность. Он уверен, что жизнь с ним обходится несправедливо, потому что, несмотря на талант, он не может выбраться из нищеты. Спать он ложится расстроенным и голодным.

Портрет в ночи

Таинственные и даже мистические события в повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой вы сейчас читаете, начинают происходить в первую же ночь. Картина висит на стене, и когда на нее падает лунный свет, глаза начинают смотреть пугающе и пронзительно. Неожиданно старик на холсте начинает шевелиться, упирается в раму и выпрыгивает к кровати Чарткова.

Из складок своего одеяния он достает деньги, на каждой из бумажек надпись "1000 червонных". В повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой приведено в этой статье, художник с жадностью и вожделением смотрит на них. Старик же пересчитывает и складывает их в мешок, в последний момент одна бумажка выпадает и откатывается в сторону. Чартков незаметно ее хватает... И в этот же миг просыпается. При этом у него остается стойкое ощущение, что это был не сон, а все происходило наяву.

Как добыть денег?

Этот вопрос мучает художника постоянно, а в это утро особенно. Он мечтает, как бы стать обладателем хотя бы малой части тех денег, которые он видел у старика. К тому же опять является хозяин квартиры, да еще и с квартальным, требуя денег за проживание.

Пока Чартков общается с владельцем, квартальный берет в руке портрет азиата и неаккуратно надавливает на раму. В этот момент оттуда выпадает сверток. В нем лежит тысяча червонцев. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что счастью Чарткова нет предела. Он расплачивается с долгами, снимает новое жилье, дает объявление о своем живописном таланте.

Вскоре у него появляются богатые заказчики, жизнь налаживается. Он пишет каждый портрет старательно, вкладывая в него душу. Но со временем заказов становится так много, что он начинает халтурить. К тому же на это практически никто не обращает внимания. Публика его боготворит, хоть отдельные критики и подмечают, что в работах художника стало меньше таланта.

Все изменяется, когда он видит полотно своего старого знакомого. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы можете найти в этой статье, описывается, насколько поражен Чартков. Этот художник несколько лет прожил в бедности и забвении, но упорным трудом сумел достичь истинного совершенства. Главный герой понимает, что такого уровня уже никогда не сможет достичь и начинает завидовать по-черному. Те годы, которые он потратил на зарабатывание денег, убили в нем искру таланта.

Отныне он завидует всем талантливым живописцам. Из повести "Портрет" Н. В. Гоголя, краткое содержание которой вы сейчас читаете, мы узнаем о его странном занятии. Он скупает все достойные картины, что только может найти, и режет дома полотна на куски. Вскоре он сходит с ума, умирает в страшных муках.

Часть вторая

В повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, в дальнейшем рассказывается, что этот же портрет из дома Чарткова вскоре оказался выставлен на аукцион. Удивительные глаза старика привлекли покупателей, цены быстро выросла. В самый разгар торгов появился молодой человек, который рассказал всем историю этой картины.

Оказалось, что его отец жил под Петербургом. По соседству обосновался азиат-ростовщик. Высокий, страшный и с тяжелым взглядом. Он построил громадный дом и стал выдавать ссуды всем желающим под большие проценты. Причем деньги, которые брали у него в долг, вскоре приносили несчастья. Щедрые становились скупыми, добрые - завистливыми, в семьях начинались ссоры и скандалы, доходило даже до убийств.

Отец этого художника писал картины на религиозные темы. Однажды он решил изобразить дьявола, ему показалось, что лучше всего будет взять за образец этого ростовщика. Удивительно, но вскоре азиат сам появился на пороге его дома и попросил написать его портрет.

Ростовщик начал ему позировать. Отец писал картину, вложив в нее весь свой талант, но успел при этом написать только глаза его заказчика. После этого он не смог продолжать работать, ему постоянно казалось, что глаза ожили и пристально смотрят на него. Тогда художник объявил, что отказывается от заказа и денег ему не нужно. Ростовщик умолял закончить работу, но тот был непреклонен. На следующий день азиат умер, завещав работу мастеру.

Судьба портрета

Из повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, мы узнаем, что художник повесил картину у себя в доме. Вскоре он почувствовал на себе демоническое влияние этих глаз. Он начал завидовать своему ученику, а выражение глаз святых для икон стали приобретать дьявольское выражение. Заподозрив, что во всем виноват портрет азиата, он хотел его уничтожить, но один из друзей выпросил картину себе.

Как только портрет унесли, отец стал успокаиваться, а гнетущую силу картину стал ощущать на себе ее новый хозяин. Отныне нарисованное лицо ростовщика приносило беды всем его владельцам.

Перед смертью автор этой картины завещал своему сыну, который тоже стал художником, знание того, что в творчестве всегда содержится некая дьявольская сила, ее надо избегать любыми способами. Оказавшись под влиянием этой силы, он тогда и написал глаза ростовщика. Он завещал сыну найти портрет и уничтожить его. Эта история так всех поразила, что, когда все снова посмотрели на сцену, портрета уже не было. Либо его кто-то украл, либо он исчез таинственным образом.

Создание повести

К написанию этого произведения Гоголя подтолкнула "Пиковая дама" Пушкина, которую все обсуждали в 1834 году. Современники невысоко оценили работу. После провала "Ревизора" автор уехал в Италию, где переработал произведение.

Он изменил многие диалоги, имена персонажей. Главного героя теперь звали Чартков, а не Чертков. Поменялся и финал. Если раньше с картины исчезала фигура ростовщика, то теперь пропал сам портрет.

Композиция произведения

Повесть состоит из двух частей. В каждой из них главным героем является художник. Писатель демонстрирует судьбу двух талантливых живописцев, которые попадают под тлетворное влияние дьявольских глаз ростовщика.

Каждый из мастеров поддается искушению, в основе которого лежит зависть к более талантливым коллегам по цеху.

Характеристика героев

Говоря о персонажах, стоит отметить, что молодой живописец Чартков в начале своей карьеру стремится следовать правде жизни. Он пытается не просто рисовать, а переносить на полотно душу человека. Но когда заказов становится много, он постепенно превращается в обычного ремесленника, который заботится только о количестве, а не о качестве.

Как только он становится богат, он начинает свысока смотреть на молодых и начинающих живописцев. Его приглашают преподавать в Академии художеств, но как только он видит действительно талантливую работу, понимает, что загубил свой талант.

Отец художника из второй части поддается искушению иного рода. В образе ростовщика его привлекает возможность создать портрет нечистой силы. Он воспринимает это как вызов, брошенный его таланту. При этом чувствует, что поступает неверно, но профессиональный интерес берет верх.

Анализ повести "Портрет"

Краткое содержание, анализ повести "Портрет" Гоголя были приведены выше. В ней противопоставляется судьба двух талантливых художников.

Стоит отметить, что и сам автор в период работы над этим произведением находился на творческом распутье. От раннего романтизма он все больше склонялся к реализму, но при этом еще не до конца осмыслил для себя переход к этому новому направлению.

В этой повести Гоголь пытается ответить на вопрос, способно ли искусство досконально изображать действительность жизни. Нужно ли это? Или задача творчества - рисовать действительность исключительно художественными средствами? Ведь во второй части повести именно попытка излишне сблизиться с реальностью привела к тому, что глаза ростовщика стали олицетворением зла, которое прорвалось в этот мир.

В повести "Портрет" Н. В. Гоголя, анализ и краткое содержание которой вы прочли, писатель утверждает, что автор обязан нести ответственность за свое творение.

Меню статьи:

1833– 1834 годы – период, когда из-под пера Гоголя – одного из самых загадочных писателей – вышел цикл произведением, озаглавленный «Петербургскими рассказами». Гоголь, «Портрет» литературной работы которого мы проанализируем ниже, – писатель-мистик. Нотка загадочности не обошла и «Портрет».

Повесть включает две части, которые повествуют о судьбах двух людей творчества. Главные герои произведения Гоголя – художники. Истории связаны мистическим предметом – портретом некоего торговца. Эта вещь сказалась на судьбах персонажей повести. Как именно? Об этом мы и поговорим.

Тематика повести Гоголя

Противостояние добра и зла – это извечная тема в искусстве во все времена. Что есть добро или зло, как они выглядят и как их распознать и различить? Ответы на эти непростые вопросы время от времени задает себе каждый человек. Особенно важно, именно для творческого человека, сохранить свою душу чистой, так как искусство невероятно чувствительно к малейшим проявлениям лицемерия и фальши. Дьявол живет в человеческой душе. Сатана терпеливо ждет своего часа. И как только человек проявляет слабость, вместо духовного отдает предпочтение материальному благу, тут же дьявольская сила начинает всеми способами воздействовать на слабости, и полностью овладевает умом и сердцем человека. Роль такой дьявольской силы, воплощенной в символическом предмете – портрете торговца (ростовщика), – и является центром произведения Гоголя. Противостоять нечистой силе непросто. Чаще всего человек слаб перед демоническими уловками и хитростью. В этом и заключается главная сила зла, которая воздействует на слабости человека, находит даже глубоко спрятанные сокровенные мысли и желания. Личность, достаточно сильная внутри, достойно противостоящая искушению зла, – хрестоматийная редкость.

Николай Васильевич Гоголь в своем творчестве часто затрагивал эту извечную темы борьбы добра и зла. Писатель считался глубоко верующим человеком, поэтому придавал огромное значение чистоте и неподкупности души человека. Довольно оригинальное, специфически гоголевское понимание способов искушения дьяволом непорочной души искусно отражено писателем в повести, названной «Портретом». Это произведение очень красочно: повесть обладает элементами сказки и несет в себе задачу предостеречь наивных, простосердечных и доверчивых людей от коварного искушения темными силами. Каждый человек иногда попадает, как ему кажется, в совершенно безвыходное положение. В такие минуты отчаяния и смятения горькое чувство разочарования и безысходности делает несчастного легкой добычей для дьявольских происков. Никто не застрахован от несчастья в жизни, но не каждый сможет преодолеть выпавшие не его долю трудности и лишения, сохранив при этом свою душу чистой и нетронутой злобой и завистью.

Ремарка о главных действующих лицах повести

В гоголевской повести, традиционно, выделяются центральные персонажи, а также герои второго плана. Среди главных героев – Чартков и отец мастера, живописца по имени Б. Чартков отличается недюжинным талантом, однако теряет дарование и вдохновение, как только приобретает злополучный портрет торговца. После этого, Чартков посвящает жизнь рисованию заказных портретов, чем окончательно ставит крест на высоком искусстве. Что касается отца художника, имени которого автор читателю не сообщает, то герой работал над картинами для церквей. Мужчина не был профессиональным художником, отец Б. выучился ремеслу самостоятельно. Именно этот мастер – автор портрета торговца, который принесет столько бед своим владельцам. Написав портрет, художник уходит в монахи.

Второстепенные герои произведения – непосредственно живописец Б. и сам торговец, портрет которого оказался наделен мрачной силой. Ростовщик описан высоким мужчиной со смуглой кожей и большими, наполненными огнем, глазами. Национальность торговца – необычная для этих краев: то ли индийская, то ли греческая или персидская. Носил же торговец одежду исключительно азиатского покроя.

Образ мастера Андрея Чарткова

Главный герой повести художник Чартков, молодой и талантливый художник. Учитель Андрея Петровича признает наличие таланта у своего ученика, однако, предостерегает Чарткова от крайне опасного для истинного таланта соблазна – искушения праздной и сытой светской жизни. Работа за деньги под заказ даст художнику красивую комфортную жизнь, но может убить талант и погубить душевную чистоту юного мастера. А для того, чтобы творить, нужно любую информацию сначала пропустить через душу, и лишь потом излить в виде искусного творения. Молодой художник старается внять наставлениям профессора и с головой погружается в творчество. Чартков всецело посвящает себя искусству, постоянно ищет что-то новое, еще никем неизведанное и ненаписанное.

Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно…

Но материальные трудности постоянно тяготят Чарткова. Время от времени, наблюдая за приезжими живописцами, которые, не обладая талантом нашего художника, умудрялись в короткие сроки сколотить состояние на своих сомнительного качества работах, вносили в чистую душу Андрея сомнения.

– Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же наконец и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать? Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут. Они полезны, конечно, я это чувствую: каждая из них предпринята недаром, в каждой из них я что-нибудь узнал. Да ведь что пользы?..

В минуты отчаяния душа становится особенно ранимой и подверженной влиянию зла. Может, вовсе не случайно молодой художник находит в старой лавке среди всякого хлама этот странный портрет старика с невероятно живыми глазами.

Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью…

Роковой случай: приобретение портрета старого торговца

Сам не зная, почему и зачем, Чартков покупает за последние деньги этот портрет. Изучая купленный только что удивительный портрет, молодой художник сначала восхищается мастерством и талантом мастера, который сумел так реалистично изобразить глаза на портрете. Но потом эти глаза начинают наводить на Чарткова ужас. Эти слишком живые, слишком реалистичные глаза придают всему образу зловещий вид. Тонкая душа художника почувствовала опасность. Но дьявол уже успел нащупать слабость в доверчивой натуре талантливого человека. Процесс искушения начинается как бы ненавязчиво: во сне Чартков видит, как старик выходит с портрета и начинает пересчитывать деньги из своего мешка. Случайно одна пачка денег выпадает из рук старика и катится прямо к ногам голодного художника. Соблазн оказался сильнее силы воли художника: Чартков готов на все, лишь бы получить заветные деньги.

Демон умело манипулирует мечтами и желаниями творческого человека. Чартков, волшебным образом получив деньги, сперва намеревался потратить ресурсы на кисти, краски и новые холсты. Юный мастер предполагал, что при определенной экономии чудом доставшихся средств сможет три года спокойно заниматься исключительно искусством. Но искушение дьявола оказалось слишком заманчивым. Устоять против давней мечты о богатой и красивой жизни Чартков не в состоянии. Даже такой низкий поступок, как заказ хвалебной статьи в свою честь, кажется герою чудесной идеей. Чартков в полной мере наслаждается лжехвалебными отзывами о своей персоне.

Губительный и дьявольский характер материальных благ и денег

Материальные блага кажутся все более привлекательными молодому человеку. Новый гардероб, вкусный обед в модном ресторане, прогулка в карете по городу и, наконец, новая шикарная квартира – вот на что, в итоге, тратит дьявольские деньги художник. Все возвышенные духовные мечтания отступают на задний план перед материальными благами. Молодой мастер уже готовый тратить свой талант на материальное обогащение. Все предостережения учителя забываются, а праздные наслаждения заполоняют разум художника. Однако первый заказной портрет дается Чарткову непросто. Стремление героя к совершенству в работе вызывает несогласие заказчика.

Художник стал изъяснять, что эти-то пятнышки и желтизна именно разыгрываются хорошо, что они составляют приятные и легкие тоны лица. Но ему отвечали, что они не составят никаких тонов и совсем не разыгрываются; и что это ему только так кажется…

Чартков вынужден был безропотно покориться, стремление удовлетворить желания клиента взяло верх над творческими убеждениями:

Он бесчувственно стал сообщать ему тот общий колорит, который дается наизусть и обращает даже лица, взятые с натуры, в какие-то холодно-идеальные …

Художник старается угодить заказчику, но творческая душа живописца еще не готова отказаться от истинного искусства. Увлекшись работой, Чартков ощущает, как страсть и вдохновение наполняют душу, талант все еще жив, гений не дает художнику писать под диктовку. После ухода клиентов, Чартков не может успокоиться, голова героя переполнена идеями, мыслями и образами. Поэтому мастер достает неоконченную картину Психеи и изливает наполненные вдохновением образы на полотно:

… когда художник, наглядевшись на природу, уже отдаляется от нее и производит ей равное создание ….

Портрет, написанный по велению сердца и заказная работа – сравнение

Эта работа поразила заказчиков. Картина была не просто талантливо написана, в полотне чувствовалась живая частичка художника. Похвала и признание в светском обществе таланта Чарткова очень быстро сделали молодого мастера модным и востребованным художником. Деньги и слава, о которых живописец так долго мечтал, наконец, пришли в жизнь Чарткова. Но работать под заказ оказалось совсем не так приятно, как казалось герою. От художника требовали не проявления многогранности таланта, особого видения образа или великолепия цвета и теней, а ремесленнической работы: сделать портрет максимально привлекательным в глазах заказчика, причем в довольно короткие сроки. Чартков получил желаемое материальное вознаграждение, комплименты и приглашения на обед, даже признание художественного таланта, однако за все это юному мастеру пришлось заплатить своей чистой душой.

Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем и уже готов был обратиться в одно из тех странных существ, которых много попадается в нашем бесчувственном свете, на которых с ужасом глядит исполненный жизни и сердца человек, которому кажутся они движущимися каменными гробами с мертвецом внутри вместо сердца….

«Дьявол играет нами» (Мамардашвили)

Вспоминается цитата философа Мераба Мамардашвили: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно». Здесь подходит первая часть этой фразы. Дьявольская сила поработила душу и сердце художника. Каждое высказывание Чарткова казалось пропитанным злобой и желчью. Герой больше не верил в существование вдохновения, больше не искал новизны образа или свежести красок. Свой талант Чартков променял на славу и деньги. Но почерневшая душа живописца никак не могла найти покоя. Ничего в жизни не могло больше доставить радость Чарткову так, как доставляло ее искусство.

Но дьявольская игра еще не окончена. Однажды Чартков получает приглашение – как уважаемый художник и досточтимый член общества – оценить работу одного малоизвестного художника, присланную из Италии, где долгие годы этот самый художник изучал мастерство великих гениев искусства. Увиденная Чартковым картина поразила мастера в самое сердце.

Дорогие читатели, любители классики! Предлагаем ознакомиться с произведения Николая Гоголя “Мертвые души

Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем. Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами, стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую, невиданную кисть. Все тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отраженное в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти» Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника …

Именно о таком творчестве всегда мечтал он сам. Как могло так случиться, что жизнь оказалась потраченной на ремесленнические портреты, а не на настоящее искусство. И, желая доказать всем и себе, что его талант все еще жив, Чартков берется за кисть, стремясь изобразить подобное увиденной картине малоизвестного художника. Но темная сила в душе не может создавать прекрасные вещи.

Алчность, ненависть и злоба теперь наполняют ум и сердце живописца. Великий талант Чарткова оказался ценой расплаты за незаслуженные деньги и славу. Теперь обозленный и бездушный художник не может ничего создать. Рассудок Чарткова, порабощенный темными силами, подсказывает герою лишь одно решение проблемы. Раз он больше не способен создавать, то следует уничтожать все гениальное и прекрасное.

Результаты дьявольской игры

Значительные денежные запасы, которые Чартков накопил за жизнь, теперь идут на покупку самых выдающихся талантливых художественных творений. Но пораженный злобой и завистью рассудок Чарткова не собирается любоваться картинами, цель героя – уничтожить все достойные произведения искусства. Множество разорванных в клочья талантливых творений навеки сгинут в мастерской безумного художника. Да и сам художник, из-за минутной слабости, лишился не только таланта, а и рассудка. В подобных сделках с темными силами в выигрыше остается всегда лишь сам дьявол.

Образ мастера, создавшего портрет ростовщика

Но слабохарактерный Чартков не единственная жертва странного портрета. Первым, кто пострадал, стал сам художник, который и написал этот портрет. Художник был добродушным человеком со светлой душой и добрым сердцем. Свой талант мастер реализовывал, изображая святых при росписи церквей. Живописец-самоучка никогда не стремился к излишнему достатку или роскоши, а в свою работу вкладывал душу. Такой человек достойная цель для злой силы.

Недалеко от художника в большом каменном доме жил ростовщик. Мужчина славился крупным богатством, но известен был тем, что умел заключать особенные сделки. Район, где пришлось жить художнику, населяли по большей части люди небогатые, поэтому ростовщиков в этом округе жило немало. Все эти мелкие ростовщики – люди довольно бесчувственные:

Эти небольшие ростовщики бывают в несколько раз бесчувственней всяких больших, потому что возникают среди бедности и ярко выказываемых нищенских лохмотьев, которых не видит богатый ростовщик, имеющий дело только с приезжающими в каретах…

Но среди всех ростовщиков один выделялся особо. Герой ходил в странном азиатском наряде, в глаза бросалась смуглая кожа. Тощее лицо и «необыкновенного огня глаза» тоже привлекали внимание. Но самое главное – это умение торговца вести дела:

Он давал деньги охотно, распределяя, казалось, весьма выгодно сроки платежей; но какими-то арифметическими странными выкладками заставлял их восходить до непомерных процентов…

Ростовщик заказывает портрет …

Слухи об этом ростовщике ходили очень неприятные. Говорили, что все те, кто получал у деньги у азиата, погибали трагически и преждевременно. Более того, получивший заем человек в короткие сроки преображался. Должник становился злым, завистливым и во всем видел только плохую сторону. Все деяния таких людей вызывали всеобщее презрение.

Нельзя рассказать, как страдала тщеславная душа; гордость, обманутое честолюбие, разрушившиеся надежды – все соединилось вместе, и в припадках страшного безумия и бешенства прервалась его жизнь…

И вот однажды, этот самый ростовщик обратился к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Художника просто поразили глаза мужчины. Старый мастер как раз старался изобразить дьявола при росписи одной церкви, а образ демона никак не удавался. Старик с огромным любопытством принялся за работу. Все черты лица художник старался максимально реалистично изобразить на полотне. Особенное внимание живописец уделил глазам ростовщика, с особой точность и выразительностью художник сумел проявить все свое мастерство и талант. Глаза получились настолько близкими к натуре, что это испугало самого художника. Чуткая душа героя уже почувствовала прикосновение злой силы. Отцу Б. стало так противно и мерзко, что мастер, не окончив работу, наотрез отказался продолжать писать портрет. Но зло так легко не сдается. Этот злосчастный портрет снова вернулся к художнику. В душу мастера начала заползать тень зла, герой стал завистливым и злобным. А когда попытался изобразить на полотне лик святого, то сам того не желая, нарисовал на картине глаза ростовщика.

Борьба со злом: можно ли победить Дьявола?

Чистая душа художника продолжала бороться с дьявольской силой. Избавившись от опасного портрета, старый мастер отправляется спасать душу в святой монастырь. Искренняя молитва и праведная жизнь помогают художнику сохранить спасти чистоту души и сердца.

Но, понимая опасность написанной картины, отец живописца Б. просит сына уничтожить портрет ростовщика. Однако победить темную силу непросто. Несмотря на все усилия, этот демонический портрет, в самый последний момент исчезает.

Сыновья Тараса Бульбы – Остап и Андрей – центральные персонажи повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба”. Предлагаем вдумчивым читателям

Зло и добро – две части одного целого. Нам следует помнить, что только с нашего разрешения зло начинает превосходить добро. Коварный ростовщик не может заставить человека пойти с ним на сделку против своей воли. Это решение самого человека и только он в ответе за это. Сила у зла немалая, то, что сулит Дьявол – мечта большинства людей. Но не следует забывать и о цене, которую дьявольский ростовщик обязательно взыщет в полном объеме.

Ростовщик - персонаж повести Гоголя «Портрет»; человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым художником-самоучкой , которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая. Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии.

Так, например, один молодой, блистательный вельможа настолько обезумел, что навлек на себя гнев императрицы. Вскоре он умер от безумия. История повторялась, так как все должники зловещего ростовщика либо сходили с ума, либо заканчивали жизнь самоубийством, либо становились ужасными ревнивцами и завистниками. Избранник одной неписанной красавицы после займа у ростовщика стал настолько ревнивым, что чуть было не убил свою любимую, но вовремя одумавшись, убил сам себя.

Художник, согласившийся рисовать его портрет, так и не смог довести свое дело до конца, так как ему казалось, чем лучше он рисует внешность старика, тем живее получаются его глаза на полотне. В конце концов, им овладевает тягостное ощущение вперемешку с отвращением к работе. Ростовщик умоляет его дорисовать портрет, потому как хочет остаться жить в этом портрете сверхъестественной силой. Это в конец пугает художника, и он просто сбегает в монастырь.

Сам ростовщик на следующий день умирает, но как он и планировал его душа остается жить в портрете и продолжает приносить вред людям. Поначалу он одаривает ничего не подозревающих бедняг деньгами, а затем своим «живым» взглядом и необъяснимым влиянием сводит с ума, что и произошло с главным героем повести - молодым петербуржским художником