Лунный свет история создания. Телеведение

Клод Дебюсси

Французский композитор, пианист, дирижер и музыкальный критик Клод Дебюсси родился в 1862 году в пригороде Парижа. Его музыкальное дарование проявилось очень рано, и уже в одиннадцатилетнем возрасте он стал студентом Парижской консерватории, где обучался в классе фортепиано у А. Мармонтеля и композиции – у Э. Гиро. В 1881 году Дебюсси побывал в России в качестве пианиста в семье Н. Ф. фон Мекк. Здесь он познакомился с неизвестной для него ранее музыкой русских композиторов.

В 1884 году Дебюсси, выпускник консерватории, получил Римскую премию за кантату «Блудный сын», благодаря чему смог продолжить обучение в Италии. В Риме композитор, увлеченный новыми веяниями, создавал произведения, вызывавшие негативную реакцию у академических профессоров на родине, куда Дебюсси посылал свои работы в качестве отчетов.

Холодная встреча, уготованная музыканту по возвращении в Париж, заставила его порвать с официальными кругами музыкального искусства Франции.

Яркое дарование композитора, его неповторимый стиль проявились уже в ранних вокальных произведениях. Одно из первых – романс «Мандолина» (ок. 1880), написанный на стихотворение французского поэта-символиста П. Верлена. Хотя мелодический рисунок романса лаконичен и прост, каждый его звук необыкновенно выразителен.

К началу 1890-х годов Дебюсси уже был автором таких прекрасных произведений, как «Забытые песенки» на стихи П. Верлена, «Пять поэм» на слова Ш. Бодлера, «Бергамасская сюита» для фортепиано, и целого ряда других сочинений. В этот период произошло сближение композитора с поэтом-символистом С. Малларме и его окружением. Стихотворение Малларме «Послеполуденный отдых фавна» вдохновило композитора на создание в 1894 году балета с тем же названием. Поставленный в Париже, он принес Дебюсси крупный успех.

Лучшие произведения музыканта были написаны в период с 1892 по 1902 год. В их числе – опера «Пеллеас и Мелизанда», «Ноктюрн» для оркестра, пьесы для фортепиано. Эти работы стали примером для подражания молодых французских композиторов. Слава Дебюсси вышла за пределы его родины. С большим восторгом его встретила публика в Петербурге и в Москве, куда он приезжал с концертами в 1913 году.

Л. Бакст. Фавн. Эскиз костюма к балету К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна»

Как и искусству Рамо и Куперена, которых Дебюсси высоко ценил, его творчеству присущи такие качества, как жанровая живописность, выразительность звучания, классическая ясность форм. Все это есть даже в тех его произведениях, которые написаны в духе импрессионизма с его стремлением передать кратковременные, изменчивые впечатления. Дебюсси, обладавший сильно развитым музыкальным чутьем и тонким художественным вкусом, несмотря на свои творческие искания, безжалостно отсекал все лишнее, что мешало созданию по-настоящему яркой и выразительной музыки. Его работы восхищают своей цельностью, завершенностью, тщательно проработанными деталями. Композитор умело применяет не только импрессионистические средства, но жанровые элементы, а также интонации и ритмы старинных народных плясок.

Большое влияние на Дебюсси оказали великие русские композиторы Римский-Корсаков, Балакирев, Мусоргский. Их творчество стало для него примером новаторского использования национальных музыкальных традиций.

Искусство Дебюсси необыкновенно многогранно. Он создавал поэтичные и яркие пейзажные зарисовки (пьесы «Ветер на равнине», «Сады под дождем» и др.), жанровые композиции (оркестровая сюита «Иберия»), лирические миниатюры (песни, романсы), дифирамбические поэмы («Остров радости»), символические драмы («Пеллеас и Мелизанда»).

В числе лучших произведений Дебюсси – «Послеполуденный отдых фавна», в котором в полную силу проявилось колористическое мастерство автора. Произведение изобилует необыкновенно тонкими тембровыми оттенками, в создании которых большое участие принимают деревянные духовые инструменты. Слушатель словно погружается в пронизанную жаркими солнечными лучами атмосферу чудесного летнего дня. «Послеполуденный отдых фавна» показывает вариант симфонизма, характерный для большинства произведений Дебюсси. Музыке композитора свойственны колористическое изящество, тончайшая звукопись жанровых сцен и изображений природы.

Большой интерес представляют также «Ноктюрны» (1897 – 1899), состоящие из трех частей («Облака», «Празднества», «Сирены»). В импрессионистических «Облаках» отразилось представление музыканта о небе, покрытом грозовыми облаками над Сеной, а «Празднества» навеяны воспоминаниями о народных гуляньях в Булонском лесу. Партитура первой части «Ноктюрнов» изобилует колористическими сопоставлениями, создающими впечатление мерцающих световых бликов, пробивающих себе дорогу сквозь тучи. В отличие от этой проникнутой созерцательностью картины «Празднества» рисуют слушателю веселую сцену, наполненную мелодиями звучащих вдали песен и танцев, завершающуюся звуками приближающегося праздничного шествия.

Но наиболее полно импрессионистические принципы выразились в третьем ноктюрне – «Сиренах». Картина представляет море в серебристом лунном свете, нежные голоса сирен, раздающиеся откуда-то издалека. Партитура этого произведения более колоритна, чем две предыдущие, но она и самая статичная из них.

В 1902 году Дебюсси завершил работу над оперой «Пеллеас и Мелизанда», в основу которой была положена пьеса бельгийского драматурга и поэта-символиста М. Метерлинка. Чтобы передать тончайшие оттенки человеческих переживаний, композитор построил произведения на едва уловимых нюансах и необыкновенно легких акцентах. Он воспользовался ариозно-речитативной мелодией, лишенной контрастов, даже в самые драматические моменты не выходящей за рамки спокойной повествовательности. Музыке свойственны ровные ритмы, плавные движения мелодии, что придает вокальной партии оттенок камерности.

Оркестровые эпизоды в опере невелики, но тем не менее играют значительную роль в ходе действия, как бы досказывая содержание предыдущей картины и подготавливая слушателя к следующей. Оркестровка поражает богатством красочных переливов, она помогает создать нужное настроение, передать самые трудноуловимые движения чувств.

Символистской драме Метерлинка присуще ощущение пессимизма и обреченности. Пьеса, так же как и опера Дебюсси, передает умонастроения некоторой части современников композитора и поэта. Это явление охарактеризовал в 1907 году Р. Роллан: «Атмосфера, в которой развивается драма Метерлинка, – это усталая покорность, отдающая волю к жизни во власть рока. Ничто не может ничего изменить в порядке событий. Наперекор иллюзиям человеческой гордыни, мнящей себя господином, неведомые и непреодолимые силы определяют от начала до конца трагическую комедию жизни. Никто не ответствен за то, чего хочет, за то, что любит… Живут и умирают, не зная зачем. Фатализм этот, отражающий усталость духовной аристократии Европы, был чудесно передан музыкой Дебюсси, которая прибавила к нему свою собственную поэзию и чувственное очарование, сделавшие его еще более заразительным и непреодолимым».

Лучшая оркестровая работа Дебюсси – «Море», написанная в 1903 – 1905 годах у моря, где композитор пребывал в летние месяцы. Произведение состоит из трех симфонических эскизов. Отказавшись от эмоциональных романтических зарисовок, Дебюсси создал настоящую «натурную» картину, основанную на звукозаписи стихии моря. «Море» восхищает слушателя своим красочным богатством и выразительностью. Здесь композитор вновь обратился к импрессионистическим приемам передачи непосредственных впечатлений, и ему удалось показать изменчивость морской стихии, спокойной и тихой или разгневанной и бурной.

В 1908 году Дебюсси написал партитуру «Иберии», вошедшую в трехчастный симфонический цикл «Образы» (1906 – 1912). Две другие его части носят названия «Печальные жиги» и «Весенние хороводы». В «Иберии» отразился интерес музыканта к испанской теме, волновавшей воображение и других французских композиторов.

Партитура произведения состоит из трех частей – «На улицах и дорогах», «Ароматы ночи», «Утро праздничного дня». Создавая их, Дебюсси использовал ритмы и интонации народного музыкального искусства. «Иберия» – одно из самых радостных и жизнеутверждающих произведений французского музыканта.

В этот период композитор написал и целый ряд замечательных вокальных работ, в том числе «Три баллады Франсуа Вийона» (1910), мистерию «Мученичество святого Себастьяна» (1911).

Значительное место в творчестве Дебюсси отведено музыке для фортепиано. В основном это небольшие пьесы, отличающиеся жанровостью, картинностью, а иногда – программностью. Уже в раннем фортепианном произведении музыканта, «Бергамасской сюите» (1890), где еще чувствуется связь с академическими традициями, ощущается необыкновенная красочность – качество, выделяющее Дебюсси из числа других композиторов.

Особенно хорош «Остров радости» (1904) – самая крупная фортепианная работа Дебюсси. Ее живая, энергичная музыка заставляет слушателя почувствовать брызги морской волны, увидеть веселые танцы и праздничные шествия.

В 1908 году композитор написал альбом «Детский уголок», включающий ряд нетрудных пьес, интересных не только для детей, но и для взрослых.

Но настоящим шедевром фортепианного творчества музыканта стали двадцать четыре прелюдии (первая тетрадь появилась в 1910, вторая – в 1913 году). Автор объединил в них пейзажи, картины-настроения, жанровые сцены. О содержании прелюдий говорят уже их названия: «Ветер на равнине», «Холмы Анакапри», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе», «Прерванная серенада», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна». Дебюсси виртуозно передает не только картины природы или конкретные сцены, например фейерверк, но и рисует верные психологические портреты. Прелюдии, быстро вошедшие в репертуар самых известных пейзажистов, интересны еще и тем, что содержат сюжеты и фрагменты из других произведений композитора.

В 1915 году появились «Двенадцать этюдов для фортепиано» Дебюсси, в которых автор ставит перед исполнителями новые задачи. Каждый отдельный этюд раскрывает конкретную техническую проблему.

В творческом наследии композитора есть и несколько произведений для камерного ансамбля.

До последних дней жизни Дебюсси не покидала слава. Музыкант, которого современники считали самым значительным композитором Франции, умер в Париже в 1918 году.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Клод Альбер Клод (Claude) Альбер (р. 23.8.1899, Лонглье), бельгийский биолог, цитолог. Окончил Льежский университет. Работал в Рокфеллеровском институте медицинских исследований (с 1929). В 1949-71 директор института Ж. Борде в Брюсселе, с 1970 заведующий лабораторией биологии клетки и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ША) автора БСЭ

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино Европы автора Дорошевич Александр Николаевич

Шапп Клод Шапп (Chappe) Клод (25.12.1763, Брюлон, департамент Сарта, - 23.1.1805, Париж), французский механик, изобретатель оптического телеграфа. В 1793 получил звание телеграфного инженера. В 1794 совместно со своими братьями построил первую линию оптического телеграфа между Парижем и

Вагнер и Дебюсси Вот почему с таким сильным воодушевлением приветствовали символисты «божественного Рихарда Вагнера в ореоле вершителя таинства». Властное и безраздельное его господство питало ревнивые мечты мастеров словесного и пластического искусства.

Из книги автора

Жан-Клод Килли (Родился в 1943 г.)Французский горнолыжник. Чемпион Xзимних Олимпийских игр в Гренобле (Франция), 1968 годКогда Жана-Клода Килли спрашивали, как стать великим горнолыжником, он отвечал: «Первым приходи на гору и последним уходи с нее - вот единственный способ

Из книги автора

Клод Дебюсси (Debussy, Claude) Однажды преподаватель консерватории спросил юного Дебюсси: «Что же вы, юноша, такое сочинили? Это же против всех правил». Дебюсси не моргнув глазом ответил: «Для меня, как для композитора, нет никаких правил; что я хочу, то и правило».А спустя

Сюита для фортепиано:

1. «Прелюдия» (Prélude)
2. «Менуэт» (Menuet)
3. «Лунный свет» (Clair de lune)
4. «Паспье» (Passepied)

Трудно с уверенностью говорить о «Бергамасской сюите » (Название, очевидно, не от старинного итальянского танца, а от термина Верлена («...masques et bergamasques...» в «Clair de lune» из первой серии «Fetes galantes».), поскольку это произведение, возникшее первоначально в 1890 году, не раз переделывалось и комплектовалось, получив окончательный вид только в 1905 году, в эпоху полной зрелости Дебюсси .

В первой, второй и четвертой частях «Бергамасской сюиты» («Прелюдия », «Менуэт » и «Паспье ») сильны неоклассические тенденции. В Прелюдию и Менуэт, вероятно, было внесено особенно много позднейших переделок и доделок - эти части сильнее всего отражают позднейший стиль Дебюсси. Подобное столкновение старого с новым делает их несколько надуманными. Паспье более наивно и свежо (хотя и более многословно, менее компактно по форме), поскольку здесь Дебюсси дальше от стилизации и свободнее пользуется найденными импрессионистскими контрастами и пятнами красок.

Но лучшей частью сюиты следует, конечно, назвать ноктюрн «Лунный свет » (быть может, это - та часть, которая называлась первоначально «Сентиментальной прогулкой»). «Лунный свет» - одно из самых обаятельных вдохновений нежного и хрупкого романтизма раннего Дебюсси, который еще очень осторожно пользуется гармоническими средствами, но уже находит среди них весьма тонкие и изысканные.

В музыке этой пьесы несомненно изображение струящейся воды (что сближает ее с пьесой «На лодке» из «Маленькой сюиты »), но эмоциональное содержание гораздо глубже и поэтичнее. «Струистость» всего лирического пейзажа поразительно пластична, форма неторопливо развертывается и замыкается с редкой естественностью и мягкостью. Мелос, при всей своей текучести, все-таки образует очень заметный и остающийся в памяти рисунок крупных, плавных волн благодаря секвенционным повторениям и усилениям основных попевок, а также благодаря ясным кульминациям. Несмотря на вероятные позднейшие усовершенствования пьесы, ранний Дебюсси повсюду чувствуется лирико-романтическими акцентами, позднее утраченными. Вновь приходит на память возможный прообраз этой музыки, и далекий и близкий по своему эмоциональному строю,- далекий в плане драматической напряженности, но близкий в плане поэтической одухотворенности. Это - дуэт Марины и Самозванца из «

Сочинил огромное количество прекрасных произведений, но символом его творчества неизменно является сочинение для фортепиано «Лунный свет». Возвышенная музыка словно состоит не из нот, а из тихого света ночного светила. Сколько тайн хранит в себе магия ночи, столько спрятано в сочинении.

Историю создания «Лунного света» Дебюсси, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В конце февраля 1887 года вернулся из Рима (в 1884 году он получил премию, дающую возможность жить и работать в столице Италии за казённый счёт). Сразу с головой окунувшись в кипучую Парижскую жизнь, он не только встречался с прежними знакомыми, но и обзаводился новыми друзьями. Ярких впечатлений у молодого человека было предостаточно, а потому его творчество начало весьма интенсивно развиваться.

Жизнь Дебюсси стала весьма насыщенной, но особенно содержательным для него был 1889 год. Сначала весной Клод в течение двух месяцев наслаждался морским воздухом на северо-западе Франции в Динаре на берегу залива Сен-мало. Затем летом композитор побывал на Всемирной выставке, где заслушивался звучанием экзотических оркестров из Китая, Вьетнама и острова Ява. Эта музыка воспринималась им как призыв к существенному обновлению его творческого стиля.


Кроме того, в рамках международного мероприятия Клод вновь смог окунуться в такой притягательный для него мир русского музыкального искусства. В Париже 22- го и 29 - го июня состоялись два концерта, на которых под управлением Александра Глазунова и Николая Андреевича Римского-Корсакого прозвучали как их собственные сочинения, так и произведения Даргомыжского , Мусоргского, Чайковского , Лядова, Бородина , Балакирева и Кюи. Несмотря на то, что Дебюсси был уже хорошо знаком с сочинениями авторов, от концерта он остался в большом восторге.


Далее сильные впечатления композитора пополнились от знакомства с творчеством бельгийского писателя Мориса Мотерлинка. Его пьесу «Принцесса Малейн» он читал с особым упоением. А затем стремление приблизиться в искусстве к современным новаторским направлениям привели Клода в салон поэта-символиста Стефана Малларме. Всё это, а также влюблённость в девушку, которую он называл Габи с зелёными глазами, сильно отразилось на творениях Дебюсси данного периода. В то время из-под пера композитора выходили очаровательные сочинения полные увлекательных грёз и поэтической упоённости. Именно в 1890-ом году он и создал свой знаменитый ноктюрн «Лунный свет », который первоначально был именован автором «Сентиментальной прогулкой». Это обаятельное произведение нежного романтизма раннего Дебюсси было представлено автором как вторая часть «Бергамасской сюиты». Следует отметить, что фортепианный цикл несколько раз композитором переукомплектовывался и в окончательном варианте был издан лишь в 1905 году.



Интересные факты

  • Одну из самых оригинальных версий аранжировки создал русский композитор и аранжировщик Дмитрий Тёмкин. Он переложил сочинение для органа. Музыка прозвучала в фильме «Великан» (1956).
  • «Лунный свет» не был включен в «Фантазию» Уолта Диснея из-за временного ограничения. Спустя практически пятьдесят лет фрагмент был восстановлен и включен в расширенную версию мультипликационного фильма.
  • Музыка в оркестровке Андре Каплета использовалась в 1953 году в балете «Голубой ангел».
  • Композитор, вдохновленный клавесинной французской музыкой 18 века, сочинил еще несколько произведений для данного цикла. Тем не менее «Лунный свет» сильно отличается по стилистике. Сочинитель долго думал, стоит ли включать композицию, именно в этот цикл, но сомнения были побеждены после безоговорочного успеха сочинения на премьере.
  • 22 августа 2013 года в честь 151-летия Дебюсси европейский сервер Google Doodle решил организовать виртуальное путешествие по набережной столицы Франции. Атмосфера, созданного ролика полностью отражала эпоху девятнадцатого века. В качестве музыкального произведения выбрано самое романтичное и яркое произведение композитора «Лунный свет». Антураж видеоролика был дополнен воздушными шарами, городскими огнями, ветряными мельницами на Монмартре. В завершении, по Сене проплывают две лодки, начинается дождь, и влюбленные прячутся под одним красным зонтом.


  • После окончания сочинения у Дебюсси было несколько вариантов названия, среди которых были такие как «Сентиментальная прогулка» и «Ноктюрн», но в итоге выбор пал на самое романтичное и вдохновенное название «Лунный свет».
  • Считается, что на создание ноктюрна, композитора вдохновило стихотворение известного французского поэта Поля Верлена «Лунный свет». На самом деле все произошло ровно наоборот. Вдохновленный легкой и гармоничной музыкой писатель написал 3 чудесных четверостишья. В первом Верлен изящно отсылает нас к первоисточнику: «Печальный, дивный антураж, старинной бергамаски»
  • Во время сочинения композиций во Франции была мода на Комедию дель арте. Дебюсси не мог не увлечься этим маленьким миром бродячих артистов. В честь, чего и была сочинена «Бергамасская сюита».

«Лунный свет» по праву считается одним из шедевров импрессионизма. Первоначально, импрессионизм появился не в музыкальном, а в художественном искусстве. Считается, что направление основывается на технике под названием «Впечатление». Художник словно останавливает мгновенье, запечатляя его на холсте. Но музыка способна выразить больше, чем одно мгновенье. Вместо одной картинки, созданной нашим воображением, прорисовывается пусть и небольшой, но сюжет. Развитие сюжетной линии возможно только при правильном выборе музыкальной конструкции.


Умело обращается с формой произведения. Ноктюрн представляет собой сложную трехчастную форму с эпизодом и кодой:

  1. Первая часть рисует нам спокойную водную гладь, в которой безмятежно отражается лик луны. Тихие лучи медленно растворяются в темной, ночной воде.
  2. Эпизод, как и положено, имеет свободную форму. Он состоит из нескольких дополняющих построений, которые разграничены сменой темпа и тональности.
  3. Реприза варьированная дополняется мелодическим аккомпанементом из эпизода. Слушатель может наблюдать, как ночь наполнилась новыми красками.
  4. Кода построена на интонациях эпизода, что делает произведение еще более логичным.

Арочная замкнутость не дает произведению развалиться. Возвращение к первоначальным мотивам навевают слушателю первоначальные воспоминания. Но ночной мир уже изменился, развитие достигнуто. Лунная дорожка медленно растворяется, предоставляя дорогу солнцу и новому дню.


В произведении проявлены лучшие черты музыкального импрессионизма:

  • Тонкие ассоциативные параллели. Произведение не является программным, даже несмотря на наличие говорящего названия. Таким образом, создаются не прямые аналогии с объектом наблюдения, а лишь намеки на него. Это образ, воспоминание, а не действительность.
  • Звукоизобразительность. Главная идея импрессионизма – это созерцание. Создание едва ощутимого образа, посредством использования музыкальных инструментов – вот главная задача композитора, сочинявшего в подобном направлении. Звук обогащается колористикой. Нельзя ни минуты сомневаться в наличии изобразительности звуков в ноктюрне.
  • Необычная гармонизация. Умение правильно гармонизовать мелодию, чтобы не перегрузить сочинение – это дело вкуса. Дебюсси прекрасно справился с задачей. Практически каждый такт сочинения можно отметить яркими и запоминающимися отклонениями или модуляциями в далекие тональности.
  • Легкость динамики. Практически все произведения, созданные Дебюсси имеют динамику на пианиссимо. Только в зоне кульминации можно заметить динамическое увеличение.
  • Воссоздание выразительных приемов, которые характеризуют искусства предыдущего времени. Эпизод отсылает нас к романтической эпохе. Об этом свидетельствует взволнованный аккомпанемент с наличием большого количества пассажей.
  • Пейзажное начало. Это красивый ночной пейзаж, в котором кроется необыкновенная глубина.

Многие считают, что классическая музыка обязательно должна подчиняться законам драматургии. Это подразумевает нахождение конфликта, заложенного внутри построения. Ведь подобным образом строилась практически вся музыка, начиная от барокко и заканчивая поздним романтизмом. Дебюсси открыл для человека совершенно другой способ мировоззрения – это созерцание. Слияние с природой помогает найти самый простой путь к обретению спокойствия и внутренней гармонии.

Чистота музыки, восторженно-мечтательный характер, привлекают режиссеров практически в каждом уголке света. Тысячи кинолент украшает дивная мелодия «Лунного света». Мы подобрали самые известные сериалы и фильмы, в которых можно услышать произведение.


  • Западный мир (2016);
  • Тутанхамон (2016);
  • Вечность (2016);
  • Моцарт в джунглях (2016);
  • Афера по-американски (2013);
  • Судная ночь (2013);
  • Ученик мастера (2012);
  • Разрушители (2011);
  • Восстание планеты обезьян (2011);
  • Курьер (2010);
  • Сумерки (2008);
  • Гнев (2004);
  • Одиннадцать друзей Оушена (2001);
  • Казино Рояль (1967).

Ноктюрн «Лунный свет » представляет собой одно из немногих сочинений, позволяющих человеку не бороться с судьбой, а наслаждаться каждым мгновением жизни. Ведь счастье оно заключается в осознанности, в настоящем. Будь то волшебная ночь или утренний рассвет, ты живешь только тогда, когда можешь чувствовать этот мир. Созерцание – это и есть бесконечность.

Видео: слушать «Лунный свет» Дебюсси

В XIX веке. Будучи выдающимся пианистом, он открыл в фортепианном звучании совершенно новые, неиспользованные возможности.

Пианизм Дебюсси - это пианизм тонкого прозрачного звучания, журчащих пассажей, господства колорита, изысканной педальной техники, связанной со звукописью. Те же качества современники отмечали в его игре, которая поражала, в первую очередь, удивительным характером звучания : чрезвычайной мягкостью, легкостью, текучестью, «ласкающей» артикуляцией, отсутствием «ударных» эффектов .

Интерес к фортепианному творчеству у композитора был постоянным. Первые фортепианные «опыты» датированы 80-ми годами («Маленькая сюита» для 4 рук), последние произведения созданы уже в годы войны (1915 г. - цикл 12 этюдов «Памяти Шопена», сюита для двух роялей «Белое и черное»). В общей сложности Дебюсси написал более 80 фортепианных сочинений, большинство которых - общепризнанные шедевры мировой пианистической литературы.

Новизна фортепианного стиля Дебюсси заявила о себе уже в ранних сочинениях, особенно ярко - в «Бергамасской сюите» (1890) . Композитор на новой основе возрождает здесь принципы старинной клавирной сюиты: в «Прелюдии», «Менуэте», «Паспье» узнаются черты клавесинной музыки XVIII века. А рядом с ними впервые возникает импрессионистический ночной пейзаж - «Лунный свет» (3 часть), самая популярная пьеса этого цикла.

Подавляющее большинство фортепианных пьес Дебюсси - это программные миниатюры либо циклы миниатюр, что говорит о влиянии эстетики импрессионизма (для фиксации мимолетных впечатлений масштабные формы оказались не нужными). Во многих пьесах композитор опирается на жанры танца, марша, песни, на различные формы народной музыки. Однако трактовка жанровых элементов неизменно обретает импрессионистический характер: это не прямое воплощение, а скорее причудливые отзвуки танца, марша, народной песни. Яркий пример - «Вечер в Гренаде» из цикла «Эстампы» (1903).

Цикл состоит из трех программных пьес, своеобразных музыкальных «портретов» трех различных национальных культур - Китая («Пагоды»), Испании («Вечер в Гренаде») и Франции («Сады под дождем»). В каждой - особая прелесть ладового строя (так, например, весь тематизм «Пагод» вырос из пентатоники и составляющих ее элементов - больших секунд и трихордов), своеобразие тембров (в «Пагодах» - китайские барабаны, гонги, яванские народные инструменты).

В пьесе «Вечер в Гренаде» возникает картина чудесного летнего вечера. Главные элементы ее музыки - это танцевальные мотивы типа хабанеры и подражание звону струн гитары. Возникает впечатление, будто летним вечером кто-то негромко наигрывает на гитаре испанские народные мелодии. Испанский колорит так ярок, что испанский композитор Мануэль де Фалья назвал пьесу испанской в каждой детали (подлинным чудом проникновения в сущность образов Андалузии, правдой без достоверностей, то есть без цитирования фольклорных подлинников ). Можно выделить три разных темы танцевального характера. Первая, воплощающая атмосферу восточной экзотики, выдержана в дважды гармоническом миноре, то есть миноре с двумя увеличенными секундами (как в лейтмотиве роковой страсти Кармен). Длительное звучание доминантового звука «сis» в верхнем «ярусе» фортепианной фактуры усиливает яркую колористичность гармонического языка. Две другие темы, при всей своей оригинальности, не столь национально характерны. Несмотря на пронизывающую всю пьесу танцевальность, она не является танцем в прямом смысле слова.

Дебюсси говорил, что исполнителю «надо забыть, что у фортепиано есть молоточки»

Название в данном случае означает - «итальянская»

Живописно-графический термин «эстампы» (франц. «estampe» - печать, оттиск), давший название этому сочинению, видимо, призван подчеркнуть специфику «черно-белого» фортепианного письма, лишенного оркестровой красочности. Однако во всех трех пьесах композитор использует очень яркие фонические эффекты. Таково, в частности, подражание яванскому оркестру - гамелану, с его особой настройкой, и китайскому гонгу в «Пагодах».

Дебюсси услышал их звучание еще во время всемирной Парижской выставки, и уловил в этом нечто большее, чем просто экзотику. Искусство «нецивилизованных» народов помогло ему обрести собственную манеру высказывания.

другими мотивами. Так, тема рефрена (А) при первом проведении состоит из двух неравных предложений - в 11 тактов и 6 тактов. В этих 17-ти тактах как минимум четыре различных мотива. Первый эпизод (В) складывается также из четырех мотивов, причем, один из них выведен из рефрена. Кроме того, есть мотивы, которые имеют явные связи с Прелюдией (на уровне мелодических, ритмических и фактурных элементов).

ПРИМЕР 23. Менуэт (Берга.часская сюита)

ПРИМЕР 23а. Прелюдия (Бергамасская сюита)

ПРИМЕР 24. Менуэт (Бергамасская сюита)

ПРИМЕР 24а. Прелюдия (Бергамасская сюита)

Таким образом, уже в этой пьесе Дебюсси демонстрирует неисчерпаемую фантазию и свободу в форме. Но главное - оригинальное, вне всякой стилизации преломление жанра старинного танца.

Лунный свет Clair de lune

Andante, tres expressif(Andante очень выразительно), Des-dur, 9/8

Лунный свет - шедевр молодого Дебюсси, одна из самых репертуарных его фортепианных пьес. Она сушествует в различных переложениях: для скрипки, для виолончели, для оркестра.

«С„Лунным светом"мы проникаем в новую вселенную», - сказал Хальбрейх®". Действительно, это первое сочинение Дебюсси в области звукового пейзажа, причем пейзажа ночного, особенно им любимого, более того, пейзажа лунного. Достаточно вспомнить названия более поздних произведений, чтобы представить «ночную» тему Дебюсси: И луна спускается на некогда бывший храм. Терраса свиданий при лунном свете, фортепианный Ноктюрн, оркестровые Ноктюрны, Ароматы ночи, романс Звездная ночь...

Пьеса полна очарования, тонкого звукового аромата. Особую роль играет фонизм поюших терций, параллелизмов нисходящих мягко звучащих септаккордов. А терции - интервал, который много значил для Дебюсси (не случайно у него есть прелюдия Чередующиеся терции, этюд Для терций, «терцовая» прелюдия Паруса).

Тональность Des-dur {Cis-dur) матового колорита, наверное, также много значила для Дебюсси: это тональность фортепианного Ноктюрна, оркестровой постлюдии Пеллеаса, ариозо Пеллеаса из третьего действия, симфонии Море, прелюдий Феи - прелестные танцовщицы. Ворота Альгамбры Все это, кроме Ноктюрна, было написано значительно позднее.

Как это ни парадоксально, Лунный свет тонкими нитями связан с Прелюдией к Послеполудню Фавна. По смыслу две пьесы контрастны (ночь - день), а вместе с тем есть явные параллели между ними. Во-первых, обе пьесы в одном, довольно редком размере 9/8- Во-вторых, при основной тональности E-dur, Фавн начинается в cismoll - одновысотном строе для Des-dur, в котором написан Лунный свет. В-третьих, есть мотив в начальной теме Лунного света, который появится затем в начальных тактах Фавна.

Lockspeiser Е., Halbreich Н Ор. cit. Р. 558.

ПРИМЕР 25. Лунный свет (Бергамасская сюита)

ПРИМЕР 25а. Послеполудень фавна

р doux et expressif

Наконец, фонизм звучания терцовой темы в Лунном свете - явно флейтовый (основная тема Фавна поручена флейте). В трехчастной форме, где средний раздел в более подвижном темпе и где мелодия звучит на фоне струящихся фигураций, воплощена излюбленная стихия Дебюсси, та, что связана со струящимся потоком воздуха, воды, света - солнечного или лунного. И в этом также параллель с Фавном.

Отказ от квадратных структур становится нормой для ритмической организации и свидетельствует о новом ощущении музыкального времени. Так, например, первое предложение - восемь тактов, а второе - восемнадцать.

В области динамики заложено главное: преобладание pianopianissimo и только два такта во всей пьесеforte. Это именно то соотнощение, которое станет характерным для большинства сочинений Дебюсси.

Интересно, что во втором предложении, когда мелодия поднимается в верхний регистр и появляется аккордовая фактура и когда любой композитор-романтик написал бы forte, у Дебюсси динамика остается pianissimo (несмотря на скромное, почти незаметное crescendo). Здесь уже скрыта дебюссистская трепетность, томительная недосказанность, утонченность чувства. Кульминация все же есть - в среднем разделе один такт forte, после которого быстрое (два такта) угасание звука - сначала два piano, затем в репризе три piano. А в коде после pianissimo - morendo jusqu"d la fin {замирая до самого конца).

В. Янкелевич, размышляя над философией лунного света как такового у Дебюсси, высказал интересные мысли, которые заслуживают того, чтобы их широко процитировать:

«„Лунный свет"... дебюссистский ноктюрн имеет мало общего с романтическим лунным светом, так как этот лунный свет лишь повод раскрыть мечту и размышления поэта. Ночь для Дебюсси - это то, что обостряет его чувства; а они для нас [...] как неожиданная милость. Эти чувства проникают в нашу душу тем более глубоко, что абсолютно ненавязчивы: они отражают некое состояние наивности - условие для поэтичного воодушевления [...]. Ведь наши мечты часто возникают от дуновения ветра, от запаха глицинии, которые возбуждают в нас волнующие воспоминания, чувство ностальгии по прошедшей весне [...].

В противоположность всякой субъективности [...]Дебюсси остается, если можно так сказать, в гармонии с природными стихиями, [...] с всеобщей жизнью. Он чувствует себя погруженным во вселенскую музыку, присущую природе. Эта музыка нас обволакивает одинаково хорошо как в солнечном свете, так и в лунном свете ночи [...]. Можно сравнить музыку Дебюсси с экстазом - экстазом молитвы. Его светлый взгляд есть в определенном смысле зеркало внешнего мира. В галлюцинирующих образах, в которые нас погружает эта музыка, где есть сам Клод Дебюсси? Клод Дебюсси забыл о себе, Клод Дебюсси соединился в экстазе с ночью и со светом, со светом полдня, сумраком полночи...»^.

Поэтично и очень ёмко сказано о главном для понимания музыки Дебюсси.

Паспье Passepied

Allegretto та поп troppo, fls-moll, 4/4

Финал сюиты - самая развернутая пьеса. И она полна очарования, не уступая в этом Лунному свету. Ее идея - д в и ж е н и е. Но в этом непрерывном движении воплощено очень многое.

Размер 4/4 не соответствует ритму паспье - старинному танцу на 6/8 или 3/8. Может быть, Дебюсси использовал это название именно как символ быстрого и непрерывного движения? Но аллюзии на музыку той эпохи, когда паспье входил в сюиты, все же есть и, прежде всего, в аскетической фактуре двухголосия, в приближении к звучанию клавесина.

Элегантную мелодию (на редкость протяженную для Дебюсси) сопровождает непрерывное staccato ровными восьмыми аккомпа-

немента (в духе альбертиевых басов), вызывая видение скачки. Но не той драматической скачки, что в Лесном царе Шуберта, и не той драматической скачки Вронского из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина. Нет! Милая, мирная картинка. Можно себе представить прогулку верхом на лошади в Булонском лесу. Но под этим внешним слоем содержания воплощено множество различных тончайших эмоций, словно эта скачка смешалась с вереницей воспоминаний о чем-то легком, приятном, обольстительно нежном, светлом, связанном с прогулкой. В. Янкелевич совершенно верно пишет о том, что Дебюсси ощущает таинственность вещей даже там, где, казалось бы, тайны нет. «Поэтическая тайна, тайна атмосферы привычных явлений, будничных событий он преподносит как мечту»^К И это сказано как раз по отношению к Паспье.

Пьеса по самому своему духу французская. В ней французская изысканность, тонкость, неуловимость ощущений, легкость и обаяние. На непрерывный остинатный фон наслаиваются мотивы и темы разного характера, среди которых мечтательные, хрупкие, томительно-нежные, колокольные, звонкие. Калейдоскоп мотивов сочетается с тонкой игрой тональными красками, с гибкой непринужденной ритмической организацией, с наложением триолей четвертями на ровное движение восьмыми.

Форма Паспье - сложная трехчастная (основная тема при каждом новом повторении варьируется) с многотемной средней частью и варьированной репризой, в которой середина - на новой теме:

А (а-Ь-а,)

С (с-с1-е-Г-е,-ход) Aj (a^-g-aj)

Трудно согласиться с Ю. Кремлевым, который, кроме Лунного

света, все пьесы сюиты называет «надуманными», в то время как нет ничего более естественного и уже очень самобытного в этой замечательной сюите.

Для фортепиано (1901) Pour le piano

Около 10 лет отделяют Бергамасскую сюиту от сюиты Pour le piano. Это десятилетие стремительной эволюции композитора, период создания оперы. Возможно, некоторые пьесы сюиты были написаны немного ранее. Но факт остается фактом: Pour le piano -

" Jankelevitch V. Debussy et le myst^re de I"instant. P. 19.

одно из первых послепеллеасовских сочинений. Гармонический язык значительно усложнился. Дебюсси использует цепочки неразрешенных септ- и нонаккордов, сопоставление трезвучий отдаленных тональностей, целотоновость и в гармонии, и в мелодии.

Цикл составляют три пьесы, что становится характерно для многих произведений Дебюсси разных жанров. Несмотря на достаточно большую временную дистанцию, которая отделяет Бвргамасскую сюиту от Pour le piano, они близки своей неоклассической направленностью, воскрешением жанров музыки XVIII века. Но каков этот «неоклассицизм»? Он своеобразно сочетается с импрессионизмом. Дебюсси использует аллюзии на творчество композиторов эпохи Баха, Скарлатти, Куперена, но одновременно демонстрирует, что можно сделать со старинными жанрами, формами, даже некоторыми принципами развития в новое время, в новых эстетических условиях импрессионизма.

Прелюдия Prelude

Assez anime et tresritme(Довольно живо и оченьритмично), a-moll, 3/4

Энергичная, быстрая Прелюдия - пожалуй, единственное произведение Дебюсси, в котором композитор «вспоминает» Баха. Единая ритмико-фактурная формула, основанная на движении шестнадцатых, выдерживается на протяжении почти всей прелюдии, лишь дважды прерывается аккордовым martellato и завершается ре- читативно-импровизационной кодой. Прелюдии свойственна баховская «серьезность», значительность. Низкий гулкий регистр основной темы - словно тяжелые, органные басы. Непрерывное становление темы напоминает барочные формы типа развертывания. К Баху отсьшает и непрерывное движение шестнадцатых (как в Прелюдии с-тоИ из I тома ХТК), речитатив-импровизацрш в коде напоминает конец той же прелюдии. Все это заставляет предположить, что аллюзии на музыку Баха были намеренными.

ПРИМЕР 26. Прелюдия (Для фортепиано)

Tempo di cadenza

ПРИМЕР 26а. Бах. Прелюдия c-moll, I том ХТК

При этом в гармонии и в построении формы - это типичный Дебюсси. Он хитро вуалирует грани формы. Так, четыре такта, которые воспринимаются как вступление, дающее ритмическую пульсацию, на самом деле содержат важный тематический материал (мотив а, см. схему), на котором построены контрастные разделы формы.

Схема № 1. Прелюдия {Для фортепианоУ^

Средняя часть

а, (16) bi (22)

а2 -(21)

(производный

каденция (16)

Вторая тема {Ь) - оригинальна. В моторике 16-х вырисовывается скрытый нижний голос (мелодия ровными четвертями) в духе григорианского хорала. Длительное развертывание темы охватывает 37 тактов. Помимо этих двух тем в первом разделе есть еще и третья: аккордовое martellato fortissimo, в котором преобладают параллелизмы увеличенных трезвучий (образ колокольного звона - он словно врывается в литургическое пение). Но эта, казалось бы, новая тема (с) в сущности является вариантом (и образной трансформацией) мотива вступления (а).

Средний раздел переключает в соверщенно иной образный план, хотя основан он на мотивах экспозиции {а и Ь). Он построен на непрерывном трепетном секундовом тремоло (оперы Пеллеас и Мелизанда!), на фоне которого разрабатывается сначала мотив а, затем мотив Ь. Тональность неустойчивая, преобладает опора на целотоновую гамму. Но главное - в этом разделе на сильной доле почти непрерывно акцентируется пеллеасовский тритон d-as. Все, что с ним связано в музыке Дебюсси, всегда таинственно и тревож-

"" Буквы в схеме - мотивы, цифры - количество тактов в мотиве. Такая форма записи останется в последующих схемах.

но. Хоральная тема переходит в высокий регистр (здесь вступает в силу имитация тембра челесты или колокольчиков), становится хрупкой и беспокойной; в качестве продолжения основного зерна на биение 16-х накладываются большетерцовые триоли восьмыми как звон высоких колокольчиков.

Количество тактов в мотивах показывает новый тип временной организации. Органическая неквадратность лежит в основе всей пьесы. Каждая тема в новом проведении всегда появляется в ином масштабном измерении, то есть ее структура все время меняется, одни элементы исчезают, другие возникают.

Сарабанда Sarabande

Avec ипе elegance grave et lente (С элегантной серьезностью, медленно), cis-moll, 3/4

Сарабанда - одна из самых экспрессивных фортепианных пьес Дебюсси. И к этому жанру позднее Дебюсси обратится еще не раз и тем самым привлечет к нему внимание композиторов нового поколения. В ритме и движении Дебюсси сохраняет основные черты Q /a с акцентом на второй доле) этого жанра.

Музыка Сарабанды полна нездешней печали и нежности. В настроении пьесы чувствуется отклик на одну из сцен Пеллеаса. Композитор почти незаметно в середине пьесы вводит лаконичную цитату (можно сказать, скрытую цитату) из оркестрового вступления к 3-й картине I действия (первая встреча юных героев). Цитата - мотив Мелизанды в ее самом распетом и самом красивом варианте. В таком виде этот мотив олицетворяет и первый зов любви, и печаль предчувствия. Дебюсси вуалирует его появление в Сарабанде, давая мотив не целиком, а лишь его «хвостик». Он словно прячет цитату и вместе с тем вьщеляет ее динамикой mezzo forte (первый раз), mezzo piano (второй раз) в окружении piano и pianissimo, а также общей тональностью cis-moll пьесы и данной сцены. Так скромно, ненавязчиво Дебюсси фиксирует внимание на этой цитате.

ПРИМЕР 27. Сарабанда (Для фортепиано)

ПРИМЕР ,. 27». Пеллеас и Мелизанда (I - 3)

Темы Сарабанды - замечательная мелодическая находка Дебюсси: это утолщенные септаккордами, нонаккордами (изредка и трезвучиями) мелодические линии, звучащие то терпко, то мягко, но с огромным внутренним напряжением. Очень выразительна начальная тема, изложенная септаккордами в натуральном cis-moll, хотя и достаточно туманном, ибо подчас он воспринимается как gis-moll. Гармонический колорит - изысканный. Еще дальше в смелости гармонии идет композитор во второй теме (начало среднего раздела). Она построена на параллелизмах кварт-секундак- кордов очень специфического тембрового колорита. Но самая впечатляющая мелодия - третья: целые гроздья септаккордов в двух руках, которые звучат с пронзительной печалью. Главное: настроением и интонациями все мелодические линии вытекают из цитаты, они рождены ею и тем смыслом, который вкладывал композитор в эту тему в опере. Т а к Сарабанда с т а л а п е р в о й ф о р т е п и а н н о й п ь е с о й, с м ы с л к о т о р о й м о ж н о р а з г а д а т ь ч е р е з а л л ю з и и на к о н к р е т н у ю с ц е н у

о п е р ы.

В фактуре пьесы - оригинальное противопоставление аккордовой мелодии и строгих архаических унисонов, или противопоставление диссонирующих аккордов консонансам трезвучий. Так, в репризе первая тема гармонизована не септаккордами, как в начале, а трезвучиями (при этом начинается с трезвучия второй низкой ступени для cis-moll, forte). Ее характер кардинально меняется. Из хрупкой и таинственно нежной она превращается в торжественную, словно напоминая другой момент оперы: «Я принц Голо\». Таким образом, Сарабанда - с двойным дном, со скрытым смыслом.

Токката Toccata

У1/(Живо), cis-moll, 2/4

Финал цикла - воплощение идеи движения (как и Паспье), точнее -радости движения. Блестящая, легкая, живая виртуозная пьеса. Паспье - тоже движение, но иное, чем в Токкате. Там почти зримая картинка, здесь композитор переносит все в абстрактный план. В сущности, идея не нова - идея моторных пьес Баха, Вивальди и их современников. Токката близка Прелюдии, открывающей сюиту Pourlepiano. Но если в той - «серьезность», массивность органных пьес Баха, то Токката ближе легким клавирным пьесам французских клавесинистов. Ее фактура опирается на особое ощущение «клавишности» беспедального инструмента. Здесь, в частности, сочетается фактура старинных клавирных пьес - сухая, одноголосная, играемая двумя руками, где музыка лишена яркого тематизма (т.е. основана на фигурациях, секвенцировании, гармонических модуляциях) и фактура, в которой появляется экспрессивная мелодическая линия.

От старинных клавирных пьес - принцип развертывания ткани на непрерывном движении 16-х длительностей. Причем тем- по-ритм Токкаты выдерживается от начала пьесы до конца без каких-либо отклонений (достаточно редкий случай у Дебюсси). Но с непрерывным движением 16-х Дебюсси творит удивительные вещи. Атематическая музыка (в духе барочной) здесь сменяется обыфыванием фонизма педального фортепиано. А это уже поворот к современной с о н о р и к е. Подобный контраст интересен сам по себе. Вот, мол, смотрите, как было тогда и что можно с тем же материалом сделать сейчас на современном рояле и средствами современной гармонии. П о в о р о т к н е о к л а с с и ц и з м у и з н а м е н о в а л о э т о с м е л о е о б н о в л е н и е в с е г о ф о р т е п и а н н о г о с т и л я в о п о р е на с т а р и н н у ю м у - зыку.

Барочный принцип развертывания (на единой ритмико-фактур- ной формуле) Дебюсси сочетает с непрерывным обновлением фактуры и разукрашиванием ее свежими гармоническими красками, необычными тональными сопоставлениями, модуляциями. Так, в начале Токкаты cis-moll - E-dur быстро сменяются хроматическими секвенциями с неустойчивым тональным центром. Средний раздел начинается в далеком C-dur, который быстро уступает место неустойчивому блужданию по тональностям.