Ругательные слова на букву п. Всякие ругательные слова (приличные)

*Дурак *
Очень долгое время слово "дурак" обидным не было. В документах XV-XVII вв. это
слово встречается в качестве имени. И именуются так отнюдь не холопы, а люди вполне солидные "Князь Федор Семенович Дурак Кемский", "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", "московский дьяк (тоже должность немаленькая В.Г.) Дурак Мишурин". С тех же времен начинаются и бесчисленные "дурацкие" фамилии Дуров, Дураков, Дурново. А дело в том, что слово "дурак" часто использовалось в качестве второго, нецерковного имени. В старые времена было популярнодавать ребенку второеимя с целью обмануть злых духов мол, что с дурака взять?

*Жлоб *
Есть теория, что сперва "жлобами" прозвали тех, кто пил жадно, захлебываясь. Так или иначе, но первое достоверно известное значение этого слова "жадина, скупердяй". Да и сейчас выражение "Не жлобись!" означает "Не жадничай!"

*Зараза *
Девушки бывают разные.Возможно, и на слово "зараза" не все обижаются, но комплиментом его уж точно не назовешь. И тем не менее, изначально это был все-таки комплимент. В первой половине XVIII века светские ухажеры постоянно "обзывали" прекрасных дам "заразами". А всё потому, что слово "заразить" изначально имело не только медицински-инфекционный смысл, но и было синонимом "сразить". В Новгородской Первой летописи, под 1117 годом стоит запись: "Единъ от дьякъ зараженъ былъ отъ грома". В общем, заразило так, что и поболеть не успел. Так слово "зараза" стало
обозначать женские прелести, которыми те сражали (заражали) мужчин.

*Идиот *
Греческое слово "идиот" первоначально не содержало даже намека на психическую болезнь. В Древней Греции оно обозначало "частное лицо", "отдельный, обособленный человек". Не секрет, что древние греки относились к общественной жизни очень ответственно и называли себя "политэс". Тех же, кто от участия в политике уклонялся (например, не ходил на голосования), называли "идиотэс" (то есть, занятыми только своими личными узкими интересами).Естественно, "идиотов" сознательные граждане не уважали, и вскоре это слово обросло новыми пренебрежительными оттенками "ограниченный, неразвитый, невежественный человек". И уже у римлян латинское idiota значит только "неуч, невежда", откуда два шага до значения "тупица".

*Кретин *
Если бы мы перенеслись где-то веков на пять-шесть назад в горный район французских Альп и обратились к тамошним жителям: "Привет, кретины!", никто- бы вас в пропасть за это не скинул.. А чего обижаться на местном диалекте слово cretin вполне благопристойное и переводится как "христианин" (от искаженного франц. chretien). Так было до тех пор, пока не стали замечать, что среди альпийских кретинов частенько встречаются люди умственно отсталые с характерным зобом на шее.. Позже выяснилось, что в горной местности в воде частенько наблюдается недостаток йода, в результате чего нарушается деятельность щитовидной железы, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Когда врачи стали описывать это заболевание, то решили не изобретать ничего нового, и воспользовались диалектным словом "кретин", чрезвычайно редко употреблявшимся. Так альпийские "христиане" стали "слабоумными".

*Лох *
Это весьма популярное ныне словечко "лох" два века назад было в ходу только у жителей русского севера и называли им не людей, а рыбу. Наверное, многие слышали, как мужественно и упорно идет к месту нереста знаменитый лосось (или, как его еще называют, семга). Поднимаясь против течения, он преодолевает даже крутые каменистые пороги. Понятно, что добравшись и отнерестившись, рыба теряет последние силы (как говорили, "облоховивается") и израненная буквально сносится вниз по течению. А там ее,
естественно, ждут хитрые рыбаки и берут, как говорится, голыми руками. Постепенно это слово перешло из народного языка в жаргон бродячих торговцев-офеней (отсюда, кстати, и выражение "болтать по фене", то есть общаться на жаргоне). "Лохом" они прозвали мужичка-крестьянина,который приезжал из деревни в город, и которого было легко надуть.

*Мерзавец*
Этимология "мерзавца" восходит к слову "мерзлый". Холод даже для северных народов никаких приятных ассоциаций не вызывает, поэтому "мерзавцем" стали называть холодного, бесчувственного, равнодушного, черствого, бесчеловечного в общем крайне (до дрожи!) неприятного субъекта. Слово"мразь", кстати, родом оттуда же. Как и популярные ныне "отморозки".

*Мымра *
"Мымра" коми-пермяцкое слово и переводится оно как "угрюмый". Попав в русскую речь, оно стало означать прежде всего необщительного домоседа (в словаре Даля так и написано: "мымрить" - безвылазно сидеть дома"). Постепенно "мымрой" стали называть и просто нелюдимого, скучного, серого и угрюмого человека.

*Наглец *
Слова "наглость", "наглый" довольно долго существовали в русском языке в значении "внезапный, стремительный, взрывчатый, запальчивый". Бытовало в Древней Руси и понятие "наглая смерть", то есть смерть не медленная, естественная, а внезапная, насильственная. В церковном произведении XI века "Четьи Минеи" есть такие строки: "Мьчаша кони нагло", "Реки потопят я нагло" (нагло, то есть, быстро).

*Негодяй *
То, что это человек к чему-то не годный, в общем-то, понятно. Но в XIX веке, когда в России ввели рекрутский набор, это слово не было оскорблением. Так называли людей, не годных к строевой службе. То есть, раз не служил в армии, значит, негодяй!

*Подлец *
А вот это слово по происхождению польское и означало всего-навсего "простой, незнатный человек". Так, известная пьеса А. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в польских театрах шла под названием "Записки подлеца". Соответственно, к "подлому люду" относились все не шляхтичи.

*Подонок*
Еще одно слово, которое изначально существовало исключительно во множественном числе. Иначе и быть не могло, так как "подонками" называли остатки жидкости, остававшейся на дне вместе с осадком.А так как по трактирам и кабакам частенько шлялся всякий сброд, допивающий мутные остатки алкоголя за другими посетителями, то вскоре слово "подонки" перешло на них. Возможно также, что немалую роль сыграло здесь и выражение "подонки общества", то есть, люди опустившиеся, находящиеся "на дне".

*Пошляк *
"Пошлость" слово исконно русское, которое коренится в глаголе "пошли". До XVII века оно употреблялось в более чем благопристойном значении и означало все привычное, традиционное, совершаемое по обычаю, то, что ПОШЛО исстари. Однако в конце XVII начале XVIII веков начались Петровские реформы, прорубка окна в Европу и борьба со всеми древними "пошлыми" обычаями. Слово "пошлый" стало на глазах терять уважение и теперь всё больше значило "отсталый", "постылый", "некультурный", "простоватый".

*Сволочь *
"Сволочати" по-древнерусски то же самое, что и "сволакивать". Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребли в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: "Сволочь все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни".. Со временем этим словом стали определять ЛЮБУЮ толпу, собравшуюся в одном месте. И уж потом им стали именовать всяческий презренный люд - алкашей, воришек, бродяг и прочие асоциальные элементы.

*Стерва *
Каждый, открывший словарь Даля, может прочесть, что под стервой подразумевается "дохлая, палая скотина", то есть, проще говоря, падаль, гниющее мясо.. Вскоре словцом "стервоза" мужчины стали презрительно называть особо подлых и вредных ("с душком") шлюх. А так как вредность женщины мужчин, видимо, заводила (чисто мужское удовольствие от преодоления препятствий), то и слово "стерва", сохранив изрядную долю негатива, присвоило себе и некоторые черты "роковой женщины". Хотя о первоначальном его значении нам до сих пор напоминает гриф стервятник, питающийся падалью.

*Ублюдок *
Слово "гибрид", как известно, нерусское и в народный арсенал вошло довольно поздно. Гораздо позже, нежели сами гибриды - помеси разных видов животных. Вот и придумал народ для таких помесей словечки "ублюдок" и "выродок". Слова надолго в животной сфере не задержались и начали использоваться в качестве унизительного наименования байстрюков и бастардов, то есть, "помеси" дворян с простолюдинами.

*Чмо *
"Чмарить", "чморить", если верить Далю, изначально обозначало "чахнуть", "пребывать в нужде", "прозябать". Постепенно этот глагол родил имя существительное, определяющее жалкого человека, находящегося в униженном угнетенном состоянии. В тюремном мире, склонном ко всякого рода тайным шифрам, слово "ЧМО" стали рассматривать, как аббревиатуру определения "Человек, Морально Опустившийся", что, впрочем, совершенно недалеко от изначального смысла.

*Шантрапа *
Не все французы добрались до Франции. Многих, взятых в плен, русские дворяне устроили к себе на службу. Для страды они, конечно, не годились, а вот как гувернеры, учителя и руководители крепостных театров пришлись кстати. Присланных на кастинг мужичков они экзаменовали и, если талантов в претенденте не видели, махали рукой и говорили "Сhantra pas" ("к пению не годен").

*Шаромыжник *
1812 год. Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые "завоеватели Европы" превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить, обращаясь к ним "сher ami" ("люб друз "). Крестьяне, в иностранных языках не сильные, так и прозвали французских попрошаек "шаромыжники". Не последнюю роль в этих метаморфозах сыграли, видимо, и русские слова "шарить" и "мыкать".

*Шваль *
Так как крестьяне не всегда могли обеспечить "гуманитарную помощь" бывшим оккупантам, те нередко включали в свой рацион конину, в том числе и павшую. По-французски "лошадь" cheval (отсюда, кстати, и хорошо известное слово "шевалье" рыцарь, всадник).. Однако русские, не видевшие в поедании лошадей особого рыцарства, окрестили жалких французиков словечком "шваль", в смысле "отрепье".

*Шельма *
Шельма, шельмец - слова, пришедшие в нашу речь из Германии. Немецкое schelmen означало "пройдоха, обманщик". Чаще всего так называли мошенника, выдающего себя за другого человека. В стихотворении Г. Гейне "Шельм фон Бергер" в этой роли выступает бергенский палач, который явился на светский маскарад, притворившись знатным человеком. Герцогиня, с которой он танцевал, уличила обманщика, сорвав с него маску.

Прислано Львом Утевским

РУССКИЙ MАT

Каждый человек в России с самого раннего детства начинает слышать слова, которые называет матерными, похабными, нецензурными. Даже если ребенок растет в семье, где не употребляют мат, все равно он слышит его на улице, заинтересовывается значением этих слов и довольно скоро сверстники растолковывают ему матерные слова и выражения. В России неоднократно делались попытки борьбы с употреблением нецензурных слов, вводили штрафы за матерщину в общественных местах, но безуспешно. Бытует мнение, что мат в России процветает из-за низкого культурного уровня населения, однако я могу назвать множество имен высококультурных людей прошлого и настоящего, которые принадлежали и принадлежат к самой высокоинтеллигентной и культурной элите и в то же время - большие матерщинники в быту и не чураются мата в своих произведениях. Я их не оправдываю и не призываю всех употреблять мат. Боже упаси! Я категорически против матерщины в общественных местах, против использования нецензурных слов в художественных произведениях, а особенно по телевидению. Однако мат существует, живет и не собирается умирать, как бы мы ни протестовали против его употребления. И не надо быть ханжами, закрывать глаза, надо изучать это явление и с психологической стороны, и с точки зрения языкознания.

Я занялась сбором, изучением и толкованием матерных слов студенткой в шестидесятых годах. Защита моей кандидатской диссертации проходила в такой секретности, словно речь шла о новейших ядерных исследованиях, и сразу же после защиты диссертация ушла в спецхраны библиотек. Позже, в семидесятых годах, когда я готовила докторскую, потребовалось уточнить некоторые слова, и я не смогла получить в Ленинской библиотеке собственную диссертацию без специального разрешения органов. Так было совсем недавно, когда, как в известном анекдоте, все прикидывались, что знают диамат, хотя никто не знал его, но все знали мат, а прикидывались, что не знают его.

В настоящее время каждый второй писатель употребляет в своих произведениях нецензурные слова, матерщину слышим мы с экрана телевидения, но все же несколько лет ни одно издательство, которым я предлагала издать научный толковый словарь матерных слов, не решилось выпустить его. И только сокращенным и адаптированным для широкого круга читателей словарь увидел свет.

Для иллюстрации слов в настоящем словаре я широко использовала фольклор: матерные анекдоты, частушки, которые издавна жили в народе, часто использовались, но опубликованы были в последние годы, а также цитаты из произведений классиков русской литературы от Александра Пушкина до Александра Солженицына. Много цитат взято из стихов Сергея Есенина, Александра Галича, Александра Твардовского, Владимира Высоцкого и других поэтов. Конечно, не могла я обойтись без произведений Ивана Баркова, без «Русских заветных сказок» А. И. Афанасьева, без народных матерных песен, стихов и поэм, без современных писателей, таких, как Юз Алешковский и Эдуард Лимонов. Кладезем для исследователей русского мата является цикл хулиганских романов Петра Алешкина, которые почти полностью написаны нецензурными словами. Я могла бы проиллюстрировать этот словарь только цитатами из его произведений.

Словарь предназначен для широкого круга читателей: для тех, кто интересуется матерными словами, для литературных редакторов, для переводчиков с русского языка и т. д.

В этом словаре я не указывала, в какой среде функционирует слово: относится ли оно к уголовному жаргону, к молодежному сленгу или к жаргону сексуальных меньшинств, потому что границы между ними довольно зыбкие. Нет слов, которые употреблялись бы в одной среде. Также я указывала только матерное значение слова, оставляя за его пределами другие, обычные значения.

И последнее. Вы держите в руках толковый словарь «Русский мат»! Помните, что в нем только матерные, похабные, нецензурные слова. Иных вы не встретите!

Профессор Татьяна Ахметова.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Русский мат [Толковый словарь] автора Русский фольклор

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Из книги Энциклопедия доктора Мясникова о самом главном автора Мясников Александр Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

РУССКИЙ ДОМ «Журнал для тех, кто все еще любит Россию». Выходит ежемесячно с 1997 года. Учредитель - Фонд русской культуры при поддержке Московской Патриархии. Объем - 64 полосы с иллюстрациями. Тираж в 1998 - 30 000 экземпляров. Занимает умеренно-националистическую позицию;

Из книги автора

РУССКИЙ MАT Каждый человек в России с самого раннего детства начинает слышать слова, которые называет матерными, похабными, нецензурными. Даже если ребенок растет в семье, где не употребляют мат, все равно он слышит его на улице, заинтересовывается значением этих слов и

Из книги автора

Из книги автора

7.8. Русский характер Как-то раз в Нью-Йорк приехал писатель из России и участвовал в одной из многочисленных передач на тамошнем телевидении. Конечно, ведущий спросил его про загадочную русскую душу и русский характер. Писатель проиллюстрировал это следующим

Любить человека, которому на меня абсолютно пох** -это в моём стиле, да...

В мире много хороших людей, но я всегда общаюсь с е**нутыми, с ними интересней

А в белом платье и фате иду с цветами к алтарю а мне отец кричит вослед Антон бл**ь не позорь семью!

Кто сказал, что для ненависти нужна обоснованная причина? Ни**я подобного.

Если кот летит жопой вперёд через забор, значит он что-то сп**дил со стола.

Даже миллиард сердечек под твоей авой не исправят недочеты природы на твоем е*ле

Коротко о себе - е*у мозги и много вы**ываюсь

Дома говорят: "Оставляй нервы на работе!", на работе: "Оставляй нервы дома!". Б**ть, где оставить нервы?

Я уважаю океан. Он забирает жизни и ему по**й.

Говорят, когда тебе становиться по**й на человека, он начинает понимать что потерял. Так пусть пох**зм правит миром. Все будут счастливы.

Вышел ёжик из тумана, кончилась марихуана, коноплю он вдруг нашел, и в туман опять зашел!

И снова шагаю в бездонную высь,с огромным плакатом... "Все за**ись".

Речь — это показатель ума.
Сенека

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово — это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить. Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова».

Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе детей. А самих детей, так же как их родителей и учителей - воспитателей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно, за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

ОРУДИЕ МЕСТИ

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно, появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают.

До 5 лет ребенок ругается матом в основном неосознанно либо для привлечения внимания к своей персоне. В 5-7 лет дети матерятся, вполне понимая, что это делать нельзя, и тем самым пытаются показать самостоятельность и несогласие. В 8-12 лет нецензурная лексика используется для самоутверждения среди друзей и в подражание старшеклассникам. В 12-14 лет мат перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации и используется редко, за исключением случаев, когда в его окружении материться через слово является нормой общения.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

Их, в первую очередь, привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае, бранные слова становятся орудием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей в детском саду, учителей в школе.

Детям надо объяснить, что люди используют ругательства, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка «плохих слов» взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются; сидя за рулем автомобиля, очень эмоционально негодуют на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование они выражают с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения эмоциональные, несдержанные дети копируют кого-то из родных, всего лишь повторяя слышанные многократно слова.

Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что, таким образом, он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

НЕ УХОДИТЕ ОТ ОТВЕТА

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа.

Скажите ребенку: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении». Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком.

Это хорошо для детей школьного возраста, а малышам лучше сказать о том, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.

И уж совсем не стоит поступать как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»

Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Вообще, как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это и признак бескультурья (но и великие не гнушались бранными словами, например Пушкин), это и средство доказать свою независимость, взрослость (лучше уж так, чем с помощью алкоголя, курения, ранних сексуальных отношений). Без крепкого словечка теряют всю соль анекдоты.

Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.

Родителям не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Иногда знание и умение употребить бранное слово необходимо, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае, ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

КЛИЧКИ И ДРАЗНИЛКИ

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в детском саду и начальной школе. В проведенном опросе: «За что вы не любите некоторых детей в группе, классе?» чаще всего звучали ответы: «За то, что он (она) обзывается»

Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника)

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих)

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять)

— провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится, таким образом, спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться)

— шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих)

— самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти)

4. «Не со зла» (дразнящий ребенок не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

О ВНЕШНОСТИ И ПРОЗВИЩАХ

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает ощущать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, воспитатель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я — курносый...»

Иногда одна такая фраза способна, если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых — родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя — на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Воспитательная цель состоит не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего «Я» и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы.

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью (актриса Вупи Голдберг, режиссер Вуди Ален и др.).

УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ

И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача взрослых — пресечь появление и использование обидных прозвищ. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно поговорить со всеми детьми в группе или классе на эту тему.

С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются — обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнение помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные слова.

Итак, что можно сделать, если ребенка обзывают:

1. Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но, в некоторых случаях, эффективно. Пусть ребенок не отзывается, пока не обратятся к нему по имени, сделает вид, что не понимает, к кому обращаются. Скажет: «Меня, вообще-то, Васей зовут. А ты разве меня звал?»

2. Отреагировать нестандартно.

Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

3. Объясниться.

Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

4. Не поддаваться на провокацию.

5. Не позволять собой манипулировать.

Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».

Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки — но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы этого не сделал.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее - доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

6. Ответить.

Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Может быть, учить этому и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

7. Отговориться.

Согласно наблюдениям М.В. Осориной, 5-9-летним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения.

Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Последнее слово, в этом случае, остается за пострадавшим.

Вот примеры отговорок.

1) Черная касса — Ключ у меня,

Кто обзывается — сам на себя!

2) Чики-траки — стеночка!

(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)

3) Шел крокодил,

Твое слово проглотил,

А мое оставил!

4) Кто так обзывается — сам так называется!

5) — Дурак!

— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

По материалам статьи Марины КРАВЦОВОЙ,

газета «Школьный психолог», №15, 2004 .

1. М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Санкт - Петербург, из-во «Речь », 2004

Невероятные факты

Материться и произносить плохие слова –эстетически не привлекательная привычка.

Однако мало кто знает и о разрушительном влиянии мата на жизнь и здоровье человека.

Сегодня матерные слова можно услышать везде. Они стали неотъемлемой частью современных людей. Их произносят, как женщины, так и мужчины, а иногда даже подростки и дети.

Никто из них не задумывается о том, что означает мат и каково его влияние на нашу жизнь.


Откуда появился мат


Как и когда в русском языке появились матерные слова?

По мнению одних исследователей, мат достался людям от завоевателей и положил своё начало во времена монголо-татарского ига.

Другие же считают, что это заблуждение. Ведь некоторые слова были обнаружены еще на берестяных грамотах, которые использовались намного раньше монголо-татарского нашествия.

Тогда получается, что мат имеет славянское происхождение, уходя своими корнями в глубокую древность.

Одни утверждают, что в самом начале мат не обладал столь резкой смысловой окраской. А некоторые слова вовсе употреблялись в нескольких вполне безобидных значениях. Со временем они вытеснялись из языка, уступая место более сильному значению.


Таким образом, случилось изменение смыслового значения слова. В первую очередь, это относится к простым, на первый взгляд, ругательным словам и выражениям.

Что это означает, рассмотрим на примере.

Возьмем, слово "стерва".

Если верить Большому толковому словарю Даля, это слово означает следующее: "труп околевшего животного, скота; падаль, мертвечина, дохлая, палая скотина".

Но есть и переносное значение, которое даёт Даль: сварливая, скандальная, нетерпимая женщина.

В наши дни смысл слова претерпел значительные изменения. Сегодня, произнося слово "стерва", мы имеем ввиду роковую женщину, умело манипулирующую мужчинами и получающую от них всё, что ей нужно.

Влияние мата на человека


Кроме того, существует версия того, что мат это не что иное, как языческие заклинания. Якобы они произносились с целью остановить человеческий род или нанести ему существенный вред.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что большинство этих нехороших слов обозначает названия половых органов, а также физическую близость двух людей?

Это значит, что если вы произносите матерные слова, вы притягиваете отрицательную энергию на свою репродуктивную функцию.

Существует мнение, что в будущем это может привести к серьёзным заболеваниям половой системы и вызвать бесплодие и импотенцию.

Находиться же среди людей, ругающихся матом, не только неприятно, но и вредно. Энергетика плохих слов также негативно отражается на здоровье людей.

Женщинам особенно нужно быть осторожными в выражениях. Ведь со временем в её организме могут произойти гормональные нарушения. Тогда количество мужских половых гормонов поползет вверх, и она просто перестанет быть женщиной и уподобится мужскому полу.

Вполне вероятно, что даже могут возникнуть проблемы с зачатием и рождением ребенка.


Стоит также отметить, что даже когда вы материтесь про себя, это наносите вред своему организму. Ведь та же отрицательная энергетика копится внутри вас.

Что же происходит, когда вы произносите матерные слова, и почему они могут негативно влиять на ваше здоровье?

Всё дело в том, что наше тело на 80 процентов состоит из воды.

Эмото Масару о воде


А одним из свойств воды является запоминание информации. Именно так считает учёный из Японии Масару Эмото (Masaru Emoto).

Несколько лет назад Масару опытным путём доказал, что слова, звуки и поступки способны повлиять на структуру воды и изменять её кардинальным образом.

Вот фотографии обычной питьевой воды, которую мы употребляем ежедневно.


Эти четыре изображения представляют собой молекулярную структуру четырех образцов воды после воздействия на них внешних факторов.

Доктор Эмото, блестящий ученый, провел некоторые тесты на образцах воды. В результате проведенного исследования, можно заметить разницу в молекулярной структуре, которая четко видна и на фотографиях.

Что именно сделал доктор Эмото с водой?

Ученый просто проговаривал некоторые слова и фразы, стоя рядом с каждым образцом, и с водой вдруг начинали происходить чудеса. После того, как были произнесены слова, она изменяла свою структуру на глазах!

Первый образец - это обычная вода, которую мы пьем.


Читайте также: 10 удивительных экспериментов с жидкостями

Вторая картина - тот же самый образец, только уж после того, как стоявший рядом Эмото громко произнес приятные положительные слова.

Третья картина - это структура образца после того, как ученый произнес фразу "ты делаешь меня больным".

Четвертая картина - молекулярная структура воды после того, как в комнате, где проводили эксперимент, громко прозвучала музыка в стиле тяжелого рока.

Поскольку эти слова и фразы были произнесены на японском языке, это значит, что энергетика говорящего человека отвечает за изменение структуры воды. Ведь вода не может говорить и понимать по-японски.

Плохие слова отрицательно влияют на структуру воды, в то время как хорошие слова, похвала, классическая музыка и молитвы помогают сделать кристаллы воды чище и красивее. Они способны улучшить её свойства.


А вот тяжелая музыка, матерные слова и фразы или же просто слова с негативным значением, действуют на воду отрицательно.

Всё это заряжает её отрицательной энергетикой, в результате чего происходит следующее:

когда мы произносим ругательства, структура воды разрушается, она становится непригодной к употреблению, в некоторых случаях превращаясь в настоящий яд.

В этот момент важно вспомнить о том, что более чем 70 процентов нашего тела состоит именно из воды. Это означает, что наш организм также питается тем, что мы произносим и тем, что мы слышим от окружающих.

Неправильные слова могут отравить ваше настроение

Сила, данная слову


Когда человек произносит хотя бы одно слово, через это слово он передаёт вам также свою энергию. Если энергия человека была отрицательной, то, вероятно, вы будете затронуты словами человека, так как вода в вашем теле поглотит эту энергию.

То есть, вы также пропитаетесь этой негативной энергетикой.

Если человек ругается и все время, то, вероятно, он будет посылать вам много отрицательной энергии, даже если ругательные слова не предназначены для вас.

Влияние мата на здоровье человека


Примерно тоже самое происходит, когда человек матерится. Отрицательная энергетика мата очень разрушительна не только для психического состояния, но и для физического здоровья человека.

Страшно представить, что происходит с нашим здоровьем, когда ежедневно мы слышим потоки матерной брани. А если, к тому же, мы сами употребляем эти слова, то наш организм разрушается с удвоенной силой.

Мат разрушает ДНК


Негативное влияние матерных и плохих слов также доказывают и другие ученые.

Так, например, в конце 20 века, специалисты из Института РАН взялись за исследование, которое доказывает, что воздействие матерных слов на молекулы ДНК самые что ни на есть сильные.

В ходе эксперимента специальное устройство отслеживало электромагнитные импульсы, которые исходили от произносимых слов и фраз.

В качестве экспериментального объекта был выбран не человек, а семена некоторых растений. Они были посажены в горшочки и помещены в комнату с магнитофоном. В течение дня магнитофонная запись воспроизводила матерные слова и фразы.

Так продолжалось до тех пор, пока не пришло время, когда семена должны были взойти. Но этого не случилось…


Что же произошло с семенами?

Большая их часть не взошла, а части из них, хоть и удалось это сделать, все они имели серьезные генетические отклонения. Этот опыт также доказывает негативное влияние и разрушительную силу мата на живой организм.

Теперь представьте, что примерно то же самое происходит и со здоровьем человека.

Матерные и ругательные выражения могут привести к генетическим отклонениям. Другими словами, мат способствует болезням и препятствует появлению на свет здорового человека.

Именно этим объясняется то, что матерные выражения особенно вредны для женщин, которые хотят стать матерями.

Влияние мата на жизнь человека


Кроме того, мат оказывает разрушительное влияние и на нашу жизнь. Ведь многие из нас верят, что слова и мысли материальны. То есть, всё то, что мы говорим и о чем думаем, мы благополучно притягиваем в свою жизнь.

И это, действительно, так.

Это подтверждается и на примерах успешных, счастливых и богатых людей. Основной секрет успеха большинства из них –это правильное позитивное мышление и добрые слова.

Чем больше мы сосредотачиваем свое внимание на чем-то отрицательном, жалуемся, ссоримся, злимся, спорим и раздражаемся, тем больше негативного мы получаем в свою жизнь.

Ведь, действуя так, мы неосознанно притягиваем в свою жизнь череду плохих событий.

Если мы перестанем употреблять в разговоре матерные и отрицательные слова, мы ступим на лучший путь, открыв двери навстречу добру, удаче и счастью.

Почему материться плохо

Итак, подводя итог, необходимо выделить следующие важные пункты, объясняющие, почему материться плохо:

1. Негативное влияние мата на здоровье человека



Употребляя в своей речи матерные и ругательные выражения, вы подвергаете риску мочеполовую систему.

Такое предупреждение касается, как мужчин, так и женщин. Также не стоит находиться в обществе людей, ругающихся матом. Это также приводит к проблемам со здоровьем и пагубно сказывается на самочувствии.

С научной точки зрения, такое негативное влияние мата объясняется тем, что мы состоим более чем на 70 процентов из воды. А она, как известно, обладает способностью впитывать и "запоминать" всё, что "слышит".

2. Мат оказывает разрушительное влияние на молекулы ДНК человека



Поэтому, если вы материтесь матом во время беременности, это может быть опасным для будущего ребенка да и для вас самой.

Если вы хотите избежать болезней и серьёзных нарушений в здоровье ребенка, стоит отказаться от использования ненормативной лексики и больше сосредоточиться на позитивных вещах.

Ведь мат, действительно, несёт реальную угрозу.

3. Мат, ругательные выражения и негативные эмоции отрицательно действуют на другие аспекты жизни человека



Плохие слова, ругательства и тому подобные вещи с отрицательной энергетикой соответственно притягивают в нашу жизнь также негативные вещи.

У человека могут начаться материальные проблемы, проблемы на работе, ухудшается личная жизнь.

4. Мат –это плохо с точки зрения религии



Кроме того, мы не затронули религиозный аспект. Конечно же, по мнению церкви, сквернословие –это большой грех, который совершает человек, произнося неугодные богу слова.

Потому совет будет следующим:

Если вы ругаетесь матом, хотя бы на время перестаньте это делать. Обратите внимание на перемены, которые последуют вслед за отказом от мата.

Возможно, они случатся не сразу и не так быстро, как бы хотелось вам. Но поверьте, они будут очевидны. Вы почувствуете, как улучшится ваше самочувствие, а дела пойдут в гору.

Использование матерных слов –это такая же дурная привычка, как алкоголь или курение. И её также нелегко искоренить. Но это точно того затраченных усилий.