Серенада история создания. Что такое серенада: в средневековье, в классическом исполнении

Франц Петер Шуберт (1797 - 1828) - гениальный австрийский композитор. Он прожил всего-навсего 31 год, и на его могиле известный поэт того времени Грильпарцер написал: "Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды". Тем не менее, даже за этот короткий отведенный ему срок, композитор написал множество замечательных произведений. Именно благодаря Шуберту жанр песни вошел в классическую музыку и получил свою форму. Жанр, ранее считавшийся незначительным, композитор возвел в степень художественного совершенства. Шуберт является автором более 600 песен, в том числе, на стихи Иоганна Вольфганга фон Гёте, Генриха Гейне и других знаменитых немецких поэтов.
Франц Шуберт - Серенада

Речь пойдет о песне Шуберта "Standchen" (она же "Serenade", она же "Вечерняя Серенада") из сборника "Schwanengesang" ("Лебединая песня", 1828).
Серенада - одно из произведений, опубликованных вскоре после смерти Шуберта. Многие его произведения, что называется, пылились в столе, а его семья и друзья не догадывались о подлинных масштабах его музыкального наследия.
Leise flehen meine Lieder
Durch die Nacht zu dir...

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной...

Shtil antloyfn mayne lider
durkh der nakht tsi dir...
Для начала, познакомимся с музыкой гениального композитора. Вот мелодия этой песни в фортепианном переложении Ференца Листа и исполнении Сергея Васильевича Рахманинова.
Шуберт-Лист (Рахманинов) - Серенада



Обратимся теперь, к немецкому тексту песни, который принадлежит перу берлинского поэта и музыкального критика Людвига Рельштаба (1779 - 1860).
Вот как звучит эта песня на немецком в исполнении выдающегося эстонского советского баритона Георга Отса.
Георг Отс - Серенада [Франц Шуберт]

Людвиг Рельштаб, "Leise flehen meine Lieder durch die Nacht zu dir"
Беньямино Джильи... - Вечерняя Серенада Шуберта

Leise flehen meine Lieder
Durch die Nacht zu dir;
In den stillen Hain hernieder,
Liebchen, komm zu mir!

Flusternd schlanke Wipfel rauschen
In des Mondes Licht;
Des Verraters feindlich Lauschen
Furchte, Holde, nicht.

Horst die Nachtigallen schlagen?
Ach! sie flehen dich,
Mit der Tone su?en Klagen
Flehen sie fur mich.

Sie verstehn des Busens Sehnen,
Kennen Liebesschmerz,
Ruhren mit den Silbertonen
Jedes weiche Herz.

La? auch dir die Brust bewegen,
Liebchen, hore mich!
Bebend harr" ich dir entgegen!
Komm, beglucke mich!

Интересно, что Людвиг Рельштаб переслал Бетховену ряд своих стихотворений, рассчитывая, что композитор положит их на музыку. Последний, однако, лежал в это время на смертном одре. Шиндлер сообщает, что после смерти Бетховена он передал стихотворения Шуберту. По свидетельству русского поэта Н. П. Огарева, Рельштаб остался недоволен шубертовскими песнями на его тексты. Описывая встречу за ужином с Ф. Листом и Л. Рельштабом в 1842 году в Берлине, Огарев замечает: "За ужином был поэт Рельштаб - несносное существо. Сухой критик. "Вечерняя серенада" ("Standchen") - его лучшее произведение. Он уверяет, что Шуберт испортил его стихи. Дурак нестерпимый". Но в мемуарах "Из моей жизни", изданных в 1861 году, Рельштаб не высказывает какого-либо порицания шубертовским песням. Возможно, сказалась возросшая известность песен Шуберта, с которой поэту пришлось считаться.

Замечательный лирический поэт Николай Платонович Огарев (1813 - 1877) перевел это стихотворение на русский язык.
Николай Огарев, "Serenade"

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло
Листья в поздний час,
И никто, о друг мой милый,
Не услышит нас.

Слышишь, в роще зазвучали
Песни соловья,
Звуки их полны печали,
Молят за меня.

В них понятно все томленье,
Вся тоска любви,
И наводят умиленье
На душу они,

Дай же доступ их призванью
Ты душе своей
И на тайное свиданье
Ты приди скорей!

Впервые этот перевод появился в составе повести И. И. Панаева "Актеон" (1841). Перевод, как можно видеть из сравнения двух текстов, достаточно вольный. И действительно, сам Огарев считал свое произведение связанным в гораздо большей мере с музыкальной интерпретацией, чем с поэтическим оригиналом. Поэтому неудивительно, что стихи Огарева с музыкой Шуберта тоже стали знаменитой песней, в которой нерасторжимы нега ночи и тепло души, чистота воздуха и искренность любовного восторга. Тихие мерные гармонические созвучия фортепиано сопровождают певучую, полную чувства мелодию. Воздушный звуковой фон резонирует призывной песне и, подобно эху, имитирует мелодические концовки.
Вот она в исполнении великого лирического тенора Ивана Семеновича Козловского

Стихотворение Евдокии Петровны Ростопчиной «Слова на серенаду Шуберта» было написано в 1846 году; впервые опубликовано в том же году в «Северной пчеле» под заглавием «Соловью. На голос серенады Шуберта». Эпиграф взят из стихотворения немецкого писателя Людвига Рельштаба «Serenade», положенного на музыку Францем Шубертом.

Тихо мои песни
Летят к родному краю

Замолчи, не пой напрасно,
Сладкий соловей!
Мне тревожна, мне опасна
Песнь любви твоей!
Ах! была весна другая...
Были прежде дни...
Я жила, тебе внимая
В томном забытьи.

Лишь твои забьются трели
В дремлющих лесах, -
Выйду я... В глазах веселье,
В сердце дрожь и страх...
Звездный хор ярчей сияет
В синеве небес;
Белый ландыш расцветает
В этот час чудес.

И покуда не проснется
Рдеющий восток
И на долы не прольется
День, как светлый ток, -
Прелесть ночи с жадной страстью
Пью душой моей...
И поет мне песни счастья
Сладкий соловей!

Но волшебные мгновенья
Сгинули как сон,
Рай мой был одно виденье, -
Быстро скрылся он!
Уж не мил мне ландыш белый,
Звезд я не люблю...
Мне теперь какое дело
Слушать песнь твою!

Несколько слов про современную жизнь этой песни.
В кантате "Халоймес", музыку к которой написал Юрий Красавин, а либретто (если можно так выразиться) - небезызвестный Псой Галактионович Короленко, звучат семь песен Шуберта. В их числе и "Серенада", причем для нее Псой Короленко и Андрей Бредштейн написали новый текст, на идиш.

Shtil antloyfn mayne lider
durkh der nakht tsi dir
inem shtiln veldl, liber,
kim arup tsi mir!
Gib a kik vi shpitsn royshn
in levune-shayn,
in levune-shayn,
zay zhe azoy git, mayn sheynster
kim tsi mir arayn
kim tsi mir arayn
Herst, vi soloveyen shrayen?
oy, zey betn dir,
mit di sladke taynes-klangen
betn zey far mir.
oy, farshteyen zey rakhmunes,
libe-veytik oykh,
libe-veytik oykh,
in di shkhine mit ir fligl
shvebt in himl hoykh
shvebt in himl hoykh
Loz mir nor dayn brist barirn,
liber numen mayn
oy, ikh vil mit dir shpatsirn
in levune-shayn
in ganeydn-shayn
in shtiler shayn...
Тихо убегают мои песни
сквозь ночь к Тебе
в тихий лесок, Любимый,
спустись ко мне
взгляни как шумят вершины
в лунном свете
в лунном свете
ну пожалуйста, мой Прекраснейший,
входи ко мне
входи ко мне
слышишь, как соловьи кричат?
ой, они просят Тебя
сладкими просящими звуками
просят они за меня
ой, они понимают милосердие
и любовную боль
и любовную боль
и Шхина на своих крыльях
парит в небе высоко
парит в небе высоко
дай мне лишь дотронуться до твоей груди
Бог мой
ой, я хочу с тобой гулять
в лунном свете
в райском свете
в тихом свете...

Этих исполнителей сегодня представлять не надо. ТРИ ТЕНОРА.
Schubert-Serenade (3 tenors).

Мы не знаем, что именно вкладывал в эту мелодию сам Шуберт. Но мы наблюдаем явную тенденцию времени ко все большей трансформации этой мелодии - ко все большей ее позитивности. Она уже совершенно другая, чем прежде - в ней больше силы, света и свободы, хотя она еще не освободилась до конца от оттенка безысходности, которой наделяли ее тонко чувствовавшие время исполнители прошлого.Такие были времена, такая была атмосфера в природе. еще не затронутая изменениями эволюции нового наступающего времени, когда на землю в 1933 году уже был принесен Дух Света и начал свое незаметное и незримое шествие, которого уже никто и никогда не сможет предотвратить.
Серенада Шуберта - из к/ф "Приходите завтра"

Шествие, которого уже никто и никогда не сможет предотвратить, как новую силу мира, несущую такой долгожданный рассвет и которая уберет все старое - всю старую жизнь коренным образом.. На корню. И теперь (невозможно не высказать эту мысль) на тайное свидание нас призывает уже сам Дух Света. На тайное свидание с этой новой небывалой будущей жизнью, которой никто никогда ранее не видел. Особенно мощно звучит эта позитивность после неожиданно откуда-то взявшейся и нетипичной для данной мелодии, возникшей уже почти в ее середине мощной вихревой трансформации - как Дух Света и явился именно в такой вихревой трансформации с такой своей новой мощью на землю, - это мы знаем по истории, - уже в этот период времени.
Павенская Ольга - Серенада, Шуберт, обр.Павенской

Ричард Клайдерман - Серенада Шуберта.

В современной интерпретации эта песня, летящая в пространстве, обрела сегодня куда большую масштабность и мощь, динамику и энергию, стремящиеся к свету. Что-то потеряла, что-то нашла, но она, как и весь мир, находится в процессе развития - не всегда простого.
Франц Шуберт Вечерняя серенада. Edward Simoni пан-флейта

СЕРЕНАДА
Значение:

СЕРЕНАДА

(ит. serenata, от sera - вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается.

СЕРЕНАДА

Литературная форма, род песни, перенятая у трубадуров; каждый куплет оканчивается провансальским: sera - вечер.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинов А.Н., 1910)

СЕРЕНАДА

вечерняя или ночная песня, исполняемая под аккомпанемент струнного инструмента.

(Источник: «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Павленков Ф., 1907)

СЕРЕНАДА

ит. serenata, франц. serenade, от ит. sera, вечер; от лат. serus, поздний. Пение в Италии под окнами любимых или уважаемых особ.

(Источник: «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней». Михельсон А.Д., 1865)

СЕРЕНАДА

итальянское название песни, которую поет возлюбленный под окном своей милой, от слова сэра - вечер; отсюда всякое вообще музыкальное произведение нежного характера.

(Источник: «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке». Попов М., 1907)

Сборный словарь иностранных слов русского языка

Значение:

серена ́да

ж.

1) Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров).

а) Музыкальное произведение - род дивертисмента - для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшееся на открытом воздухе.

б) Музыкальное произведение типа сюиты для камерного инструментального ансамбля.

в) Род вокального камерного произведения или инструментальная лирическая пьеса.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

СЕРЕНАДА

Значение:

(франц. serеnade, от итал. serenata, от sera - вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальное музыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

серенада

Значение:

СЕРЕНА́ДА, -ы, ж.

1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной.

2. Род лирического музыкального произведения.

Малый академический словарь русского языка

serenata , от sera - вечер) - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.
  • В самом старом значении серенада - песня , исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, связанных с дивертисментом, и главным образом сочиняемый в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют с XX столетия. Обычно таких сочинений легче чем других сочинений из многих частей для большого ансамбля (например симфония), где мелодичность, более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Серенада" в других словарях:

    - (ит. serenata, от sera вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    серенада - ы, ж. sérénade f., пол. serenata <, ит. serenata. 1. В средние века вечерняя приветственная песня трубадуров, исполнявшаяся под открытым небом. БАС 1. || Вечерняя песня в честь возлюбленной, получившая широкое распространение в Испании и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Серенада - Серенада. А. Ватто. Мецетен. 1719. Метрополитен музей. Нью Йорк. СЕРЕНАДА [французское serenade, от итальянского serenata (от латинского serenus ясный, безмятежный, радостный), переосмысленного под влиянием итальянского sera вечер], 1) с 16 в. в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРЕНАДА, серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее… … Толковый словарь Ушакова

    СЕРЕНАДА, исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (франц. serеnade от итал. serenata, от sera вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой… … Большой Энциклопедический словарь

    - (почетная музыка подъ окнами чествуемаго; любовная вечерняя или ночная). Ср. Вотъ взошла луна златая... Тише! Чу! гитары звонъ. Вотъ испанка молодая Оперлася на балконъ. А. С. Пушкинъ. Каменный гость. Лаура. Ср. Въ часы тишины и прохлады Синьора … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СЕРЕНАДА, ы, жен. 1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    - (словесн.) литературная форма, принятая у трубадуров.Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera вечер, подобнотому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube утренняя заря) …

    - (от итальянского слова sera вечер) музыкальное сочинение,возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночноепение или музыку под чьим либо окном, в знак любви или уважения. С.вокальная, небольших размеров, пишется в коленном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Серенада - песня о любви, над которой не властно время

Как растопить сердце неприступной красавицы? Исполнить для нее серенаду, наполненную любовью и романтикой. В настоящее время мало кто готов отважиться на такой поступок. Времена и нравы не те. Но сцены из фильмов, где обаятельный мужчина исполняет томную песню под звуки гитары для своей возлюбленной, не оставляют равнодушными прекрасных особ. Серенада – это эталон признания в любви.

Историю серенады и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое серенада?

В итальянском языке есть слово serenata, которое переводится как «ясный, открытый». Считается, что от него и произошло название жанра. Слышится в серенаде и отголоски латинского языка: слово sera или «поздний» еще раз подчеркивает вечерний характер исполнения песен. Получается, серенада – это буквально пение под открытым небом в вечерний час.

Что делает серенаду такой особенной?

    В первую очередь это приватность ситуации, в которой она исполняется. Все действие напоминает театрализованное представление, когда молодой человек берет в руки гитару и поет для своей женщины. Серенада – это история двух людей, рассказанная на языке музыки.

    Мелодия наполнена чувствами. Грусть, печаль, нежность, пылкость, теплота – эмоции слышны в каждой ноте.

    Музыкальный мотив отличается гибкостью. В нем улавливается вступление, смена интонаций и кульминационный момент.

Все это и заставляет заслушиваться серенадами.

Популярные серенады

  • «Вечерняя серенада» Франца Шуберта. На немецком она звучит как Standchen. Песня вошла в сборник «Лебединая песня», который увидел свет в 1828 году. Это произведение было опубликовано после смерти гениального композитора. Текст песни написал Людвиг Рельштаб, а перевод на русский язык сделал поэт Н.П. Огарев. «Песнь моя летит с мольбой...» – с таких слов начинается эта серенада.

«Вечерняя серенада» (слушать)

    «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта. Это классика, созданная в 1787 году, и подлинный образец настоящей серенады ушедшей эпохи.

«Маленькая ночная серенада» (слушать)

    Серенада для струнного оркестра была написана Петром Ильичом Чайковским . Вдохновением для композитора служило творчество Моцарта. Впервые произведение было исполнено в Санкт-Петербурге в 1881 году.

«Серенада для струнного оркестра» (слушать)

    «Испанская серенада» , созданная Исааком Альбенисом. Этот испанский композитор не лишал себя удовольствия писать музыку в народном духе. Благодаря этому в его серенаде чувствуется атмосфера Испании, когда было принято признаваться в любви с помощью песни.

    «Серенада Трубадура» в исполнении Муслима Магомаева. Большинству эта песня известна как «Луч солнца золотого», без которой сложно представить советский мультфильм «Бременские музыканты». И пусть М. Магомаев всего лишь спел партию главного героя, но серенада стала настоящим хитом. Ночь, луна, гитара, спокойная мелодия полностью воссоздают специфику настоящей любовной песни. Но самое главное – личность трубадура. Именно они бродили по Европе, сочиняя лиричные серенады о прелестных дамах.

«Серенада Трубадура» (слушать)


История серенады

Зарождение этого жанра восходит к эпохе Средневековья и неизменно ассоциируется с рыцарями. Доблестный воин, вставший на одно колено, признается в своих чувствах даме сердце – буквально такие картинки рисует воображение при слове «серенада». На самом деле первые серенады исполняли трубадуры или поэты-музыканты, которые стали появляться в Европе в XII-XIII веках.


Культ «прекрасной дамы» был главным в творчестве трубадуров. Не обходилось при этом и без темы куртуазной любви, под которой понимают галантное отношение к представительницам прекрасного пола. А это, в свою очередь, привносило в лирику большое количество любовно-рыцарских сюжетов.

Где искать истоки серенады? В Италии и Испании. Именно здесь под жаркими лучами солнца и были исполнены первые песни, восхвалявшие женскую красоту. Первоначально песнями трубадуров наслаждались простые горожане. В эпоху позднего Средневековья серенады становятся достоянием элитарного общества: ими начинают заслушиваться в домах именитых особ. Одним из городских наслаждений были «музыкальные ухаживания» под звуки барабанов, скрипок и гитар, когда красивые мелодии наполняли улицы и волновали сердца всех влюбленных.

С XVII века начинается новый виток в развитии жанра. Он буквально проник во все слои общества: от мелких ремесленников до королевского двора. Но главные изменения связаны с расцветом театра. Оказалось, что серенада с ее театральностью лаконично вплеталась в драматические оперные сцены. Песни поэтов-музыкантов становятся основой многих арий.

Одновременно с этим происходит развитие оркестрового искусства. Появляются серенадные ансамбли. В те века они преимущественно состояли из духовых инструментов. Чуть позже к ним добавили звучание струнных. При этом исполняли серенады под открытым небом в вечернее время, когда пространство вокруг наполнялось светом звезд и шуршанием пышных платьев.

Л. Боккерини, И. Гайдн и Й. Тоэши, В.А. Моцарт , Ф. Шуберт – композиторы, чьи имена неизменно связывают с жанром серенады. Благодаря им лирическая песня продолжала жить в сердцах европейцев.


В XIX интерес к оркестровым серенадам начинает угасать. Жанр вновь видоизменяется, чтобы удовлетворить интересы публики. Так появляется вокальная серенада, напоминающая романс. Она начинает проникать в мюзиклы, кинофильмы и спектакли.

Как будет развиваться направление дальше, затрудняются сказать даже специалисты. Кто-то видит его угасание, кто-то – слияние с другими жанрами. В одном музыковеды едины: пока в сердцах людей есть место для любви, серенада не исчезнет.

Как серенада появилась в России?

Санкт-Петербург, начало XVIII века. В это время Российская Империя находилась в руках Петра I, не безразличного к европейской культуре. Именно ему мы и обязаны появлением серенады. Пока Европа испытывала бурный расцвет этого жанра, Россия только приобщалась к западным традициям и перенимала «диковинный» опыт.

Серенада в Петровскую эпоху представляла собой развлечение для высших персон. Романтичные песни были типичным придворным досугом. Приятные и легкие мелодии в исполнении оркестра сопровождали императорскую семью во время отдыха на природе, также без них не обходились светские мероприятия.

А как же любовь и выражение чувств? В этом отношении ничего не изменилось даже на русской земле. Примером служит история графа П.А. Зубова и великой княгини Елизаветы Алексеевны. По воспоминаниям очевидцев граф с помощью серенад пытался привлечь внимание к своей персоне, чем смущал и волновал княгиню.

В России также появился свой жанр серенады – музыка на воде. Знатные особы не пренебрегали прослушиванием утонченных мелодий даже во время речных прогулок. В те времена суда вмещали большое количество музыкантов, что и позволяло привносить в обычный досуг нотку помпезности и роскоши.

В конце XVIII века серенады проникают в музыкальные салоны Санкт-Петербурга, где витала театрально-игровая атмосфера. Одновременно развивается любовная поэзия, буквально созданная для этого жанра песни. Все условия благоволят развитию вокальной серенады. Но русские поэты не спешили менять типичный европейский сюжет на русский. Поэтому в песнях все так же имели место балкон и звезды, розы и гитара , и, конечно, прекрасная молодая испанка/итальянка.


Интересные факты

    В Средние века, когда зародился жанр, мало кто называл песни под балконом серенадами. Обычно под этим направлением скрывался кансон, баллада и т. д.

    Ежегодно в Теоро на юге Италии проходит Фестиваль серенад. Его суть сводится к следующему. Пять девушек на балконах слушают песни в исполнении своих возлюбленных. Но спеть серенаду недостаточно. После театрализованного выступления юноши взбираются на балконы и преподносят своим дамам красные розы. Заключительное действие – поцелуй.

    Серенада или серената? Специалисты разграничивают эти понятия. Так, под серенадой понимается лирическая песня, а серената обозначает драматическую композицию.

    На юге Италии нередко можно увидеть сцены предложения руки и сердца в лучших традициях серенады. Все начинается вечером в канун свадьбы. Жених подходит к балкону своей возлюбленной в окружении музыкантов и начинает исполнять для нее романтические песни. Он ждет, пока в окнах ее комнаты зажжется свет, а сама она выйдет на балкон. Этими действиями невеста дает свое официальное согласие на брак. Теперь можно начинать свадебные гулянья и наслаждаться итальянскими блюдами, о которых уже позаботились родители девушки.


    На острове Формоза в Тихом океане также существует традиция предлагать руку и сердце с помощью своеобразной серенады. Почему своеобразной? Потому что гитару здесь заменяет самодельная арфа из бамбуковой ветви и бечевки, а балкон – обычное окно хижины. Да и на галантного мужчину формозец мало похож: одежда выдает в нем представителя местного племени. Но суть обычая остается прежней. Если девушка выходит из хижины и берет потенциального жениха за край одежды, то молодые начинают жить вместе. Если она удаляется в глубь хижины, то формозец остается один.

    Особую страсть к серенадам испытывают мексиканцы. Широкополые сомбреро, расшитые болеро и гитара – неизменные атрибуты местных музыкантов, которых называют марьячи. Они исполняют серенады… по утрам. Так влюбленный желает своей невесте доброго утра. Услышать музыку в 5 утра – вполне нормальное явление для мексиканцев. Песни звучат до тех пор, пока девушка не покажется из окна или не выйдет на балкон. Кстати, серенада в Мексике называется маньянитой.

    «Девушка с гитарой», «Приходите завтра», «Собака на сене», «Серенада солнечной долины», «Безумно влюбленный» – малая часть фильмов, где герои исполняют серенаду.

Серенада неизменно будет ассоциироваться с любовью и романтикой. И это неудивительно, ведь жанр был создан для признания в чувствах к той самой, которая смогла заставить биться сердце чаще.

Видео: слушать Серенаду

С незапамятных времен по земле бродят поэты-певцы. В Древней Греции странствующие поэты, нараспев читающие свои стихи, звались рапсодами. У северных народов Европы в большом почете были барды. В более поздние времена по городам и селам ходили веселые ваганты. Но певческими талантами отличались и рыцари, совершавшие подвиги во имя славы и любви.


Рыцарь не был рыцарем, если не умел слагать песни о возвышенной, неземной любви к Прекрасной Даме. Бытовали даже состязания-турниры, в которых решался рыцарский спор: кто воспоет даму сердца изысканнее, учтивее и благороднее? О своей любви рыцари пели без устали, целые вечера напролет. Так вот, свои вечерние воспевания они и называли серенадами (чтобы не путать с альборадами, то есть утренними воспеваниями).


Серенада - это рыцарское изобретение. Само слово «серенада» имеет корни во французском (от слова «сера» — вечер) и итальянском («аль серено» — на открытом воздухе) языках.


Ну, а зародилась серенада на юге Европы, под синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы всегда доносились звуки музыки. Чаще всего это было пение под аккомпанемент лютни или гитары. Недаром опера Россини «Севильский цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни, начинается именно серенадой. Ее под окнами очаровательной Розины поет влюбленный граф Альмавива в сопровождении наемных музыкантов. Пение под аккомпанемент наемных музыкантов рыцарскими правилами вполне допускалось.


Времена рыцарей давно прошли, а серенады все равно не умирали. Лишь немного изменилась картина: влюбленный пел сладкозвучную серенаду — песнь о любви — под аккомпанемент собственной гитары. В XVII-XVIII веках появились первые серенады для небольшого оркестра. Представьте себе такую картину: ласковый, теплый вечер; почтенное общество проводит время на свежем воздухе, услаждая свой слух приятной музыкой, которую играет оркестр.


Как правило, серенады для оркестра сочинялись по заказу знатных лиц. Серенада для оркестра - это музыка вечернего настроения, она должна дать отдых «усталым» чувствам. А самое главное — это музыка, которую предстоит играть не в закрытом помещении, не в театре, а на открытом воздухе. Такие серенады писали Гайдн и Моцарт.



В XIX веке этот жанр почти прекратил существовать. Исключением стала лишь «Серенада» Чайковского для струнного оркестра. Правда, огромную популярность завоевала вокальная серенада - уже не песня рыцаря под балконом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Одной из самых популярных вокальных серенад является «Серенада» Франца Шуберта, начинающаяся со слов: «Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной...»