Симфонии бетховена. Симфонии бетховена Дополнительные источники, ноты

Народный артист России Сергей Стадлер и Симфонический оркестр Санкт-Петербурга посвятили Четвёртый Осенний музыкальный марафон творчеству Людвига ван Бетховена. Это событие, без сомнения, станет сенсацией мирового масштаба. Впервые все симфонии великого композитора прозвучат в один вечер в исполнении одного коллектива под управлением одного дирижёра!

«Гигант, чьи шаги мы неизменно слышим за собой», – говорил о Бетховене Брамс. Симфонии Бетховена по замыслу самого композитора были адресованы не узкому кругу ценителей, а всему «страждущему человечеству»: воля и энергия, заключенные в этой музыке, никого не оставляют равнодушным вот уже более двухсот лет.

Во времена Бетховена, когда в Вене не было ни концертных залов, ни профессиональных оркестров, премьера каждой симфонии композитора становилась историческим событием. В XXI веке, когда взыскательную публику сложно чем-либо удивить, Симфонический оркестр Санкт-Петербурга и Сергей Стадлер предлагают слушателям стать частью новой истории музыки. Впервые все симфонии великого композитора прозвучат в один вечер в исполнении одного коллектива под управлением одного дирижёра!

Напомним, что программа «Все симфонии Бетховена» - не первый просветительский проект Народного артиста России Сергея Стадлера. Предыдущие «Осенние музыкальные марафоны» в 2014, 2015 и 2016 годах были посвящены творческому наследию Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса и Вольфганга Амадея Моцарта. Эти беспрецедентные по продолжительности концерты имели большой резонанс в СМИ и в среде ценителей музыкального искусства. Проекты народного артиста России, дирижера и скрипача Сергея Стадлера несут в себе не только просветительскую и культурную значимость, но также имеют большую социальную значимость. Студенты, школьники и пенсионеры имели возможность посетить концерты цикла по льготным ценам, часть билетов распространялась через муниципальные и ветеранские организации.

ПРОГРАММА

I отделение 15.30

Симфония № 1 до мажор (1799–1800), ор. 21
Симфония № 8 фа мажор (1811–1812), ор. 93
Симфония № 2 ре мажор (1801–1802), ор. 36

II отделение 17.30

Симфония № 3 ми бемоль мажор «Героическая» (1803–1804), ор. 55

III отделение 18.45

Симфония № 4 си бемоль мажор (1806), ор. 60
Симфония № 5 до минор (1804–1808), ор. 67

IV отделение 20.45

Симфония № 6 фа мажор «Пасторальная» (1807–1808), ор. 68
Симфония № 7 ля мажор (1811-1812), ор. 92

V отделение 22.15

Симфония № 9 ре минор для солистов, хора и оркестра (1822–1824), ор. 125

Солисты:

лауреат международного конкурса Виктория Ребенко (сопрано)
заслуженная артистка России Галина Сидоренко (меццо-сопрано)
лауреат международных конкурсов Дмитрий Воропаев (тенор)
заслуженный артист Республики Карелия Владимир Целебровский (баритон)
Концертный хор Санкт-Петербурга (Камерный хор Смольного собора)
Руководитель – заслуженный артист России Владимир Беглецов

Войти в зал или покинуть его можно в перерывах между исполнениями произведений. Билеты действительны в течение всего вечера.

Марафон проходит под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Пламенное обращение ко всему человечеству. Замысел для создания столь грандиозного по масштабу произведения закладывался на протяжении всей жизни композитора. Музыка дает исчерпывающий ответ на вопросы мироздания, она обладает удивительным свойством существования вне исторического времени. Уникальность претворения финала, его своеобразное решение достигается включением кантаты «Ода к радости».

Историю создания «Симфонии №9 » Бетховена, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В 1785 году появилось произведение Шиллера «Ода к радости», призывающее людей к объединению и сплочению. Оно являлось отражением революционного времени, когда люди желали создать новое общество и сделать жизнь лучше. Сочинение несло не только общекультурную, но и социальную значимость. В последствие именно это произведение привлекло внимание одного из самых успешных композиторов современности - Людвига ван Бетховена .


С того самого времени, как он в первый раз прочел оду, творец задался задачей создания по-настоящему грандиозного произведения. Первые эскизы датируются 1809 годом. Спустя восемь лет композитор решил написать скерцо для симфонии. Работа над созданием шла медленно, Людвиг постоянно откладывал ее в сторону. Процесс сочинения ускорил поступивший заказ от Лондонского симфонического общества.

Тогда композитор был горячо любим в Англии, и даже планировал постепенно перебраться в страну туманного Альбиона. Но материальное положение не позволило ему осуществить собственные намерения. Он остался проживать в Германии. Еще в июле 1823 года Бетховен хотел создать два отдельных произведения - Девятую симфонию и произведение для хора «Ода к радости».


Но в процессе сочинения композитор понял, что необходимо объединить музыкальный материал. Синтез инструментальной и хоровой музыки в симфонической практике – это необычайная редкость для современности Бетховена. К счастью, риск был оправдан. Премьера, состоявшаяся 7 мая 1824 года в одном из фешенебельных театров Вены, прошла с оглушительным успехом. Зал рукоплескал, гул аплодисментов был нескончаемым. Жаль, что автор уже ничего не слышал. Несколько минут после того, как отзвучали последние аккорды, Бетховен не поворачивался к залу. По легенде, к нему подошла одна из хористок и показала, чтобы он повернулся к зрителям. Автор увидел, какое впечатление произвела симфония на людей. Благодарная публика кидала в воздух шляпы, некоторые плакали от счастья. Мечта Бетховена сбылась, музыка сумела объединить людей, сплотить их. Разве это не лучшая благодарность для творца?



Интересные факты

  • Несмотря на то, что симфония еще раз подтвердила гениальность автора и была признана публикой, больших материальных средств она не принесла. Великий Бетховен еле сводил концы с концами. Иной раз он даже не выходил на улицу, так как его ботинки были давно изношены.
  • Л.Н. Толстой не понимал творчества венского классика. В своем эссе писатель, рассуждая на тему «Что такое искусство?», назвал 9 симфонию дурным произведением, не имеющим отношения к искусству.
  • Многие композиторы после Бетховена боялись браться за сочинение симфоний с номером 9. Так как существовало суеверие, что после написания симфонического произведения с номером 9, композитор вскоре должен умереть. После смерти Бетховена «проклятию» подверглись известные композиторы, а именно Франц Шуберт , Антонин Дворжак , Антон Брукнер. Считается, что данную связь между номером симфонии и окончанием пути проследил знаменитый композитор Густав Малер , который также скоропостижно покинул мир после девятой симфонии, которой дал подзаголовок «Песнь о Земле». Шёнберг считал, что те, кто пишут 9 симфонию, слишком близко подходят к черте потустороннего мира. Суеверие существует до сих пор, и многие композиторы боятся его.
  • Дирижировал произведением известный в те времена дирижер и капельмейстер И. Умлацф. Бетховен стоял неподалеку и показывал темп. Оркестранты плохо разучили новое произведение, но даже небрежное отношение к новаторскому сочинению не повлияло на слушателей, они остались в восторге от премьеры.
  • IV часть, а именно «Ода к радости» используется как «Гимн Евросоюза».



  • Общее время сочинения от замысла до реализации составило примерно 15 лет.
  • Сочинение посвящено королю Пруссии Фридриху-Вильгельму. Королевская особа на премьеру не явилась и самые дорогие места в концертном зале остались пустыми, поэтому исполнение симфонии не окупилось композитору, и гонорар оказался ничтожно мал.
  • Компания Phillips при разработке компакт-диска специально увеличила его размер, чтобы на носитель помещалась аудиозапись симфонического цикла. Продолжительность симфонии – 74 минуты.
  • По традиции в Японии в канун Нового года исполняется симфония Бетховена.

Девятая симфония (d-moll) – это венец эпохи Просвещения. Классичность проявляется, прежде всего, в традиционно выверенной циклической форме, состоящей из четырех частей:

  1. Allegro ma non troppo, un poco maestoso (d-moll)
  2. Molto vivace (d-moll)
  3. Adagio molto e cantabile (B-dur)
  4. Presto (d-moll - D-dur)

Выбранные тональности не случайны. Ре минор рассматривается как олицетворение скорби и печали. Постепенно напряжение снимается появлением Си-бемоль мажора, который знаменует и символизирует Веру, Надежду и Любовь, как опору всего в этом мире. Завершается грандиозная композиция ликованием в Ре мажоре, который принято соотносить с понятиями радости, счастья и жизни.


Новаторство Бетховена заключается в введении в инструментальную композицию вокальной музыки. Так классическая симфония расширяет собственные границы, постепенно, поэтапно трансформируясь в кантату. Многие музыкальные исследователи рассматривают финальное сочинение Бетховена, как «мессу», повествующую о Ветхом Завете. Произведение сочинялось параллельно с Торжественной мессой, и связано с ним неразрывными узами.

Первая часть рисует картину сотворения мира. Неясно звучат инструменты, будто бы оркестр только начинает настраиваться. Пусто и одновременно тембрально наполненно звучат квинтовые интонации. Постепенно из вступления рождается рельефная, пунктирная тема главной партии. Достигнув вершины, она скатывается в интонационную бездну. Смутное, грозовое настроение продолжает нарастать. Происходит внутренняя борьба, тучи сгущаются, фактура уплотняется. Словно светлый луч пронзает побочная партия. Мир лирики содержит в себе будущий материал для создания темы радости. Кульминацией первой части становится утвердительная и ясная заключительная партия. Она является вариантом главной партии, но существенно преобразованной, наполненной силой преодоления, решимости. Возвышаясь, заключительная партия скатывается к стихийной и необузданной разработке. Все меняется, трансформируется. Борьба и процесс становления сопровождаются яркими кульминациями и стремительными спадами. Настроения коды неоднозначны: траурный марш на фоне нисходящей по хроматизмам гаммы, символизирующей фигуру катабасис сменяется на главную тему, которая утвердительно завершает часть.

Вторая часть представляет уникальное для творчества Бетховена скерцо. В нем чувствуется бесконечная пульсация жизни. Музыка рисует жизнь, как счастливое бытие в раю. Основой для части является жанрово-бытовой тематизм, имеющий опору на песенные и танцевальные интонации. Необычна интерпретация традиционной трехчастной формы, как сонатной. Полифоничность наиболее ярко проявляется в виде фугато. Образный мир части подготавливает появление темы радости.

Третья часть – это удивительно глубокая, задумчивая музыка. Философия медленной части открывает слушателю мир души. Здесь царит светлая, архитектурная атмосфера, которая фундаментально держится на двух просветленных темах. Бесконечной кажется первая тема. Она развивается вариационно, и каждая вариация несет особую изысканность и уточненность. Вторая тема словно парит, кружится в вальсе . Танцевальность постепенно ослабевает и уже в коде резко врывается, нарушая гармонию, фанфарное звучание. Это напоминание о том, что совершенство еще не достигнуто. Идея объединения еще не материализовалась.

Оригинально претворение финала . Бетховен словно пытается кратко воспроизвести материал предыдущих частей. Фанфары ужаса, открывающие занавес четвертой части – как символ рока, призрак вступления первой части, он продолжается скерцозными интонациями второй и приходит к сладостному звучанию адажио. Наконец-то получает развитие подготавливаемый ранее материал для темы Радости. Легкое и прозрачное звучание деревянно-духовых инструментов утверждается и постепенно переходит в более сочный и низкий тембр виолончелей . Цепь вариацией разрастается с геометрической прогрессией, приводя ее к кульминации. Но голос оборвался вторжением фанфар ужаса. Тема радости излагается в партии бас-солиста. Картина торжества подхватывается звучным хором. Особенно ярко звучит тема «Обнимитесь миллионы!», которая в процессе будет виртуозно с точки зрения полифонии объединена с темой радости.

Неслучайно введение текста в симфонию, ведь в начале было слово. Как и искусство, слово помогает объединить людей. Кантата «Ода к Радости» , включенная в симфонический цикл, это масштабный гимн человеческого духа.

Девятая симфония совмещает полярные аффекты. Так эмоциональный накал может сменяться спокойствием и умиротворением, героичность уступает место лирическим моментам, светская по определению музыка имеет ярко выраженные черты религиозной музыки. Многогранность музыкального материала позволяет создать атмосферу, свойственную искусству кинематографа. Это определяет и объясняет популярность 9-й симфонии в современных фильмах.


  • Симпсоны (2017)
  • Бумажный дом (2017)
  • История призрака (2017)
  • Юные преступники (2016)
  • Поваренная книга алхимика (2016)
  • Рождество (2015)
  • Ловушка для приведения (2015)
  • Экспериментатор (2015)
  • Сверхъестественное (2012)
  • Книга жизни (2014)
  • Джон Уик (2014)
  • Набережная Орсе (2013)
  • Песня для Марион (2012)

В юношеские годы молодой всерьёз говорил о том, что стремится служить своим искусством человечеству. В более взрослом возрасте, когда были изучены многие философские труды, композитор пришел к выводу, что искусство объединяет. Но ему не нужны были слова, все было сказано в музыке. Девятая симфония – это послание к человечеству. Эта музыка вечна. Искусство Бетховена заключалось в служении людям. Пройдя сквозь времена, его музыка стала носителем идеальной идеи о равенстве и братстве миллионов людей.

Людвиг ван Бетховен «Симфония №9»

Самый серьезный и ответственный жанр оркестровой музыки. Подобно роману или драме, симфонии доступен круг самых разнообразных явлений жизни во всей их сложности и многоплановости.

Как велик и необъятен мир открытий Бетховена, в какие глубины и высоты человеческого духа проник его гений!

Почти все бетховенские увертюры возникали в связи с драматическими замыслами и проектами, как вступление к опере, балету, театральной пьесе.

Оперные увертюры Глюка, Моцарта, Керубини были отправной точкой для Бетховена. В сценических произведениях композиторов XVIII века назначение увертюры состояло главным образом в том, чтобы мобилизовать внимание и определенным образом его направить, подготовить к восприятию музыкально-театрального действия. Бетховен же в силу своего исключительно симфонического мышления испытывает интерес к увертюре как к самостоятельному произведению.

Чрезвычайно усилившееся значение увертюры в творчестве Бетховена и даже перевес ее, как симфонической части, над остальной музыкально-драматической композицией отмечал Серов в разборе увертюры «Леонора № 3»: «В своем отвлеченном мире чувств она (увертюра. - В. Г. ) несравненно выше оперы, в которой Бетховен под гнетом духа времени не мог вполне следовать своим идеалам... можно сказать, что эта увертюра, по могуществу своей выразительности, своего художественного значения, могла бы принадлежать идеальной опере Бетховена, стоящей на одной высоте с его симфониями,- опере, которую он не дал нам!»

Идейно-философское, эмоционально-психологическое содержание драматического произведения Бетховен обобщает и концентрирует именно в увертюре. Вследствие этого она перестает быть вступлением к последующему, драматический центр как бы перемещается, и увертюра сама превращается в «драму идей», в самостоятельный и независимый музыкальный организм, подчиняющийся своим внутренним законам развития.