"трагическое стечение обстоятельств, которое привело катерину к гибели". Трагическое стечение обстоятельств, которое привело Катерину к гибели по пьесе Гроза (Островский А

Драма "Гроза" - это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и сообща с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В "Грозе" этим новым, отличным от других героем, "лучом света" становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но сообща с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в "царстве деспотов и самодуров" человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.

Катерина - леди с сильным характером, но между тем более того она не может противостоять "царству самодуров и деспотов".
Свекровь (Кабаниха) - натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: "Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел: стены-то более того противны". Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: "...душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас". Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее личность стремится к свободе любой ценой, она говорит, "что мне захочется, так и сделаю", "я уйду, да и была такова". С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и более того любовь к Борису не избавляет ее от тоски.

В этом "темном царстве" все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, безусловно, не способен не дать в обиду Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: "Мне жалостно его очень". Жалость - единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга ("как бы я тебя любила"), - это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство - любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее - его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: "Не разберу я тебя, Катя!" Да уж куда ему "разобрать" ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: "Я не понимаю, что ты говоришь".

В "темном царстве" нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и более того Борис - герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь - это бурная река, его же - маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во час отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает более того предупреждение Кудряша: "Вы ее совсем загубить хотите". На последнем свидании он говорит Катерине: "Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой", - ведь при первой встрече леди сказала ему: "Загубил, загубил, загубил".

Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да более того и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее личность - это дорогой булыжник, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, работать по принципу "лишь бы все было шито да крыто", не может существовать, храня в себе такую страшную тайну, и более того признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук - это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но более того если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, быть может, понимает и Борис и говорит, что "только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!" Одна из проблем Катерины в том, что "обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может". Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.

В переводе с греческого имя Екатерина означает "всегда чистая", и наша героиня, безусловно, постоянно стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, более того попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязища, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.

Катерина - одна из главных героинь пьесы, жена Тихона Кабанова. Катерина была девушка религиозной, доброй, естественной. Религиозность Катерины подтверждают строки из пьесы: «И до смерти я любила в церковь ходить. Точно, бывало, я в рай войду…» Девушка не способна даже ложь и на обман.
Н. А. Добролюбов в своей статье назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Он подробно разобрал мотивы поступков Катерины, считал, что она «вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все облагородить в своем воображении».
По-другому обстоит дело с ее отношениями в жизни. Катерина вышла замуж за Тихона Кабанова не по любви, а по понятиям. Понятия в девятнадцатом веке были другие - имелось определенное различие между понятиями «брак» и «любовь». Считалось, что брак - это достойная жизнь, а любовь - это нечто грешное не запретное. Катенька не любила Тихона, не испытывала к нему никаких теплых чувств и очень сильно изменилась после замужества: она не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами. Но она продолжает стараться быть верной своему мужу даже тогда, когда влюбляется в Бориса - племянника Дикого, человека умного и образованного, но слабохарактерного. Впоследствии она, конечно, признается в любви к Борису своему мужу.
Но жизнь Кати осложняет еще и то, что в ней появляется Кабаниха. Её смело можно назвать антиподом Катерины, полной противоположностью. Она человек сильный и властный, не верит во всепрощение и милосердие. Кабаниха соблюдает старые основы жизни, протестует против движения жизни вперед, является ярким представителем патриархальной уклада жизни. Кабаниху сильно раздражает Катя, и она постоянно к ней придирается, причем Тихон не пытается воспрепятствовать, говоря так: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо говорить! Ну и пущай говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Но Катюша не тот человек, который может игнорировать эти нападки, «пропускать мимо ушей», потому что она боролась с этим темным царством, не желала становится его частью.
А вот Добролюбов в своей статье как раз этого и не уловил. Не уловил главного - принципиального различия между религиозностью Кабанихи и религиозность Катерины.
Таким образом, возможно, именно нападки Кабанихи стали причиной гибели девушки. Также определенную роль мог сыграть несостоявшийся роман с Борисом. Как я уже не раз упомянул - Катерина - девушка свободолюбивая, не пожелавшая мириться с действительностью, а самоубийство Катерины - это своего рода протест, бунт, призыв к действию.

Более новые статьи:

  • Разговор Ларисы с Карандышевым (анализ 4-го явления I действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»). - .

Катерина - одна из главных героинь пьесы, жена Тихона Кабанова. Катерина была девушка религиозной, доброй, естественной. Религиозность Катерины подтверждают строки из пьесы: «И до смерти я любила в церковь ходить. Точно, бывало, я в рай войду…» Девушка не способна даже ложь и на обман.

Н. А. Добролюбов в своей статье назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Он подробно разобрал мотивы поступков Катерины, считал, что она «вовсе не принадлежит к буйным характерам, недовольным, любящим разрушать. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все облагородить в своем воображении».

По-другому обстоит дело с ее отношениями в жизни. Катерина вышла замуж за Тихона Кабанова не по любви, а по понятиям. Понятия в девятнадцатом веке были другие - имелось определенное различие между понятиями «брак» и «любовь». Считалось, что брак - это достойная жизнь, а любовь - это нечто грешное не запретное. Катенька не любила Тихона, не испытывала к нему никаких теплых чувств и очень сильно изменилась после замужества: она не чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами. Но она продолжает стараться быть верной своему мужу даже тогда, когда влюбляется в Бориса - племянника Дикого, человека умного и образованного, но слабохарактерного. Впоследствии она, конечно, признается в любви к Борису своему мужу.

Но жизнь Кати осложняет еще и то, что в ней появляется Кабаниха. Её смело можно назвать антиподом Катерины, полной противоположностью. Она человек сильный и властный, не верит во всепрощение и милосердие. Кабаниха соблюдает старые основы жизни, протестует против движения жизни вперед, является ярким представителем патриархальной уклада жизни. Кабаниху сильно раздражает Катя, и она постоянно к ней придирается, причем Тихон не пытается воспрепятствовать, говоря так: «Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо говорить! Ну и пущай говорит, а ты мимо ушей пропущай!» Но Катюша не тот человек, который может игнорировать эти нападки, «пропускать мимо ушей», потому что она боролась с этим темным царством, не желала становится его частью.

А вот Добролюбов в своей статье как раз этого и не уловил. Не уловил главного - принципиального различия между религиозностью Кабанихи и религиозность Катерины.

Таким образом, возможно, именно нападки Кабанихи стали причиной гибели девушки. Также определенную роль мог сыграть несостоявшийся роман с Борисом. Как я уже не раз упомянул - Катерина - девушка свободолюбивая, не пожелавшая мириться с действительностью, а самоубийство Катерины - это своего рода протест, бунт, призыв к действию.

Драма "Гроза" — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он вводит в драму героя, отличного от этой общины, чуждого ей, выявляет влияние общества на этого человека, то, как персонаж входит в круг этих людей. В "Грозе" этим новым, отличным от других героем, "лучом света" становится Катерина. Она принадлежит к старому патриархальному миру, но вместе с тем вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере писатель показывает, насколько ужасно находиться в "царстве деспотов и самодуров" человеку с такой чистой душой, как Катерина. Женщина вступает в конфликт с этим обществом, и, наряду с внешними проблемами, в душе Катерины назревают внутренние противоречия, которые в совокупности с роковыми обстоятельствами приводят Катерину к самоубийству.
Катерина — женщина с сильным характером, но между тем даже она не может противостоять "царству самодуров и деспотов".
Свекровь (Кабаниха) — натура грубая, властная, деспотичная, невежественная, она закрыта для всего прекрасного. Из всех действующих лиц Марфа Игнатьевна оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Сама героиня признается: "Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел: стены-то даже противны". Кабаниха постоянно обвиняет Катерину чуть ли не во всех смертных грехах, упрекает и придирается к ней по поводу и без повода. Но Кабаниха не имеет морального права издеваться и осуждать Катерину, ведь внутренние качества жены ее сына по своей глубине и чистоте не могут сравниваться с огрубевшей, черствой, низкой душой Марфы Игнатьевны, а между тем Кабаниха является одной из тех, по чьей вине Катерина приходит к мысли о самоубийстве. После смерти главной героини Кулигин говорит: "...душа теперь не ваша: она перед судьей, который милосерднее вас". Катерина не может смириться с гнетущей, давящей атмосферой, которая господствует в Калинове. Ее душа стремится к свободе любой ценой, она говорит, "что мне захочется, так и сделаю", "я уйду, да и была такова". С замужеством жизнь Катерины превратилась в сущий ад, это существование, в котором нет радостных мгновений, и даже любовь к Борису не избавляет ее от тоски.
В этом "темном царстве" все ей чуждо, все гнетет ее. Она, по обычаям того времени, вышла замуж не по своей воле и за немилого человека, которого она никогда не полюбит. Катерина вскорости поняла, насколько слаб и жалок ее супруг, он сам не может противостоять своей матери, Кабанихе, и, естественно, не способен защитить Катерину от постоянных выпадов со стороны свекрови. Главная героиня пытается убедить себя и Варвару в том, что любит мужа, но все-таки позже признается сестре мужа: "Мне жалко его очень". Жалость — единственное чувство, которое испытывает она к мужу. Катерина сама прекрасно понимает, что ей никогда не полюбить мужа, а слова, произнесенные ею при отъезде супруга ("как бы я тебя любила"), — это слова отчаяния. Катериной завладело уже другое чувство — любовь к Борису, и попытка ее ухватиться за мужа, чтобы предотвратить беду, грозу, приближение которой она чувствует, тщетна и бесполезна. Тиша не внемлет ей, он стоит рядом с супругой, но в своих мечтах уже далек от нее — его мысли о пьянках и гулянье за пределом Калинова, сам же он говорит жене: "Не разберу я тебя, Катя!" Да уж куда ему "разобрать" ее! Внутренний мир Катерины слишком сложен и непонятен для людей, подобных Кабанову. Не только Тихон, но и сестра его говорит Катерине: "Я не понимаю, что ты говоришь".
В "темном царстве" нет ни одного человека, душевные качества которого были бы равны Катерининым, и даже Борис — герой, выделенный женщиной из всей толпы, недостоин Катерины. Ее любовь — это бурная река, его же — маленький ручеек, который вот-вот грозит пересохнуть. Борис собирается всего лишь погулять с Катериной во время отъезда Тихона, а потом... потом видно будет. Его не слишком заботит, чем обернется увлечение для Катерины, Бориса не останавливает даже предупреждение Кудряша: "Вы ее совсем загубить хотите". На последнем свидании он говорит Катерине: "Кто же это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой", — ведь при первой встрече женщина сказала ему: "Загубил, загубил, загубил".
Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только (да даже и не столько) в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Ее душа — это драгоценный камень, и вторжение в нее инородных частиц невозможно. Она не может, подобно Варваре, действовать по принципу "лишь бы все было шито да крыто", не может жить, храня в себе такую страшную тайну, и даже признание перед всеми не приносит ей облегчения, она понимает, что никогда не искупит вину перед собой, и не может смириться с этим. Она встала на путь греха, однако не будет усугублять его, солгав себе и всем, и понимает, что единственное избавление от ее душевных мук — это смерть. Катерина просит Бориса взять ее в Сибирь, но даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. В какой-то мере это, возможно, понимает и Борис и говорит, что "только одного и надо у Бога просить, чтобы она умерла поскорее, чтобы ей не мучаться долго!" Одна из проблем Катерины в том, что "обманывать-то она не умеет, скрыть-то ничего не может". Нк обманывать, ни скрывать ни от себя, ни тем более от других она не может. Катерина постоянно мучается сознанием своей греховности.
В переводе с греческого имя Екатерина означает "всегда чистая", и наша героиня, безусловно, всегда стремится к душевной чистоте. Ей чужда всякого рода ложь и неправда, даже попав в подобное опустившееся общество, она не изменяет своему внутреннему идеалу, она не хочет стать такой же, как многие люди того круга. Катерина не впитывает грязь, ее можно сравнить с цветком лотоса, который растет на болоте, но, несмотря ни на что, расцветает неповторимыми белоснежными цветами. Катерина не доживает до пышного цветения, ее полурасцустившийся цветок завял, но в него не проникли никакие отравляющие вещества, он умер невинным.