В каких произведениях реализуется принцип саморазоблачения помещиков. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20-70 годах XIX века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков

О том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется - «Помещик».

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ.

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств. Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится в нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную». Он произносит нелепые «патриотические» речи: «Русь-матушка, с охотою утратила свой рыцарский, воинственный, величественный вид». Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

При всей своей комичности Оболт-Оболдуев не так уж безобидно смешон. В прошлом убежденный крепостник, он и после реформы надеется, как и прежде, «жить чужим трудом», в чем он видит назначение своей жизни.

Но все же времена таких помещиков прошли. Это чувствуют и сами крепостники, и крестьяне. Хотя Оболт-Оболдуев разговаривает с мужиками снисходительно-покровительственным тоном, однако приходится ему стерпеть недвусмысленные крестьянские издевки. Это чувствует и Некрасов: Оболт-Оболдуев просто недостоин ненависти автора и заслуживает лишь презрения и недоброжелательной насмешки.

Но если об Оболт-Оболдуеве Некрасов говорит с иронией, то образ еще одного помещика в поэме - князя Утятина - обрисован в главе «Последыш» с явным сарказмом. Символично само название главы, в которой автор, резко саркастически используя в какой-то мере прием гиперболизации, рассказывает историю самодура - «последыша», не желающего расставаться с крепостническими порядками помещичьей Руси.

Если Оболт-Оболдуев все же чувствует, что к старому возврата нет, то выживший из ума старик Утятин, даже в облике которого осталось мало человеческого, за годы барства и деспотической власти настолько проникся убеждением, что он «божеской милостью» господин, которому «на роду написано блюсти крестьянство глупое», что крестьянская реформа представляется этому деспоту чем-то противоестественным. Именно поэтому родственникам не стоило особого труда уверить его в том, что «мужиков помещикам велели воротить».

Рассказывая о диких выходках «последыша» - последнего крепостника Утятина (которые кажутся особенно дикими в изменившихся условиях), Некрасов предупреждает о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Ведь именно они, сохранившиеся в сознании не только бывших рабов, в конечном счете погубили «непокладистого» мужика Агапа Петрова: «Не будь такой оказии, не умер бы Агап». Ведь в отличие от Оболт-Оболдуева князь Утятин и после крепостного права остался фактически хозяином жизни («Известно, не корысть, а спесь его подрезала, Соринку он терял»). Утятина опасаются и странники: «Да барин глуп: судись потом…» И хотя сам Последыш - «юродивый помещик», как зовут его крестьяне, - скорее смешон, чем страшен, концовкой главы Некрасов напоминает читателю о том, что крестьянская реформа не принесла подлинного освобождения народу и реальная власть по-прежнему остается в руках дворянства. Наследники князя бессовестно обманывают крестьян, которые в конце концов лишаются своих заливных лугов.

Все произведение проникнуто ощущением неизбежной гибели самодержавного строя. Опора этого строя - помещики - изображены в поэме «последышами», доживающими свой век. Давно нет на свете свирепого Шалашникова, умер «помещиком» князь Утятин, не имеет никакого будущего ничтожный Оболт-Оболдуев. Символичный характер имеет картина опустевшей барской усадьбы, которую по кирпичику растаскивают дворня (глава «Крестьянка»).

Таким образом, противопоставив в поэме два мира, две сферы жизни: мир господа помещиков и мир крестьянства. Некрасов с помощью сатирических образов помещиков приводит читателей к выводу о том, что счастье народа возможно и без Оболт-Оболдуева и Утятиных и лишь тогда, когда сам народ станет подлинным хозяином своей жизни.

Вершиной творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской литературы.

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» - этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты,царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Какой-то барин кругленький;

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам». Вспоминая свое житье при крепостном праве - «как у Христа за пазухой», он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два - по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и «прислуги целый полк». По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок - «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!» Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Поля - недоработаны,

Посевы - недосеяны,

Порядку нет следа!

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Презрение вызывает слабоумный «последыш» князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы «Последыш». Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

О помещике Утятине рассказывает бурмистр Влас. Он говорит, что помещик у них «особенный» - «весь век чудил, дурил, да вдруг гроза и грянула». Когда он узнал об отмене крепостного права, то вначале не поверил, а потом от огорчения слег - у него отнялась левая половина тела. Наследники, опасаясь, чтобы он не лишил их наследства, начинают во всем потакать ему. Когда старику стало получше, ему сказали, что мужиков приказано вернуть помещику. Старик обрадовался, велел отслужить молебен, звонить в колокола. С тех пор крестьяне начинают ломать комедию: делать вид, будто крепостное право не отменено. В имении пошли старые порядки: князь отдает глупые приказы, распоряжается, отдает приказ женить вдову семидесяти лет на соседе Гавриле, которому только исполнилось шесть лет. Крестьяне смеются над князем за его спиной. Только один мужик Агап Петров не хотел подчиняться старым порядкам, и когда его помещик застал за воровством леса, высказал Утятину все прямо, назвав его шутом гороховым. Утятина хватил второй удар. Старый барин уже не может ходить - сидит в кресле на крыльце. Но по-прежнему проявляет свою дворянскую спесь. После обильной трапезы Утятин умирает. Последыш не только страшен, но и смешон. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крестьяне согласились лишь «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш». Прав был непокладистый мужик Агап Петров, открывший князю Утятину истину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка - и кончен бал!

Пройдя через горнило битвы , герой претерпевает изменения. Он узнаёт, кто он на самом деле. Это знание либо уничтожает его, либо делает сильнее. Саморазоблачение является значительным, если:

  • происходит внезапно
  • сокрушительно для героя
  • герой получает ранее неизвестную информацию о себе
  • герой понимает как и в чём он был не прав в отношении других

Эффективность истории в значительной мере зависит от качества саморазоблачения . Внимание: Убедитесь, что герой получает действительно важный опыт, а не просто красивые слова или банальности.

Возможные ошибки:

  • Герой не достигает саморазоблачения.
  • Саморазоблачение наступает в истории слишком рано
  • Саморазоблачение не является моральным актом: герой не осознаёт свои ошибки в прошлом и не понимает, как достойно жить дальше.
  • Персонаж изменяется, но это не изменение характера. (Например: добился личного успеха, вылечил болезнь)

Контрольные вопросы:

  • Учится ли герой понимать людей как личности, а не только как инструменты для своей игры?
  • Действительно ли герой получает новую часть информации?

Шаг 21: Моральный выбор

Когда в результате саморазоблачения герой понимает, как следует действовать дальше, он должен сделать и моральный выбор . Моральный выбор происходит в тот момент, когда герой стоит на развилке, где каждая из дорог обозначает определённую систему ценностей и образ жизни.

Моральный выбор является выражением того, что герой узнал в процессе саморазоблачения . Его действия показывают, кем он стал.

Возможные ошибки:

  • Вы не даёте герою сделать в конце истории моральный выбор . Персонаж, который не выбирает в конце истории между двумя способами действия, не скажет аудитории, какой образ жизни (в который вы верите) является правильным.
  • Вы даёте герою ложный выбор. Выбор между добром и злом. Правильный выбор – между двумя позитивами или уход от двух негативов.

Контрольные вопросы:

  • Заключительный моральный выбор – это выбор между двух позитивных ценностей?
  • Может ли аудитория сделать этот выбор в повседневной жизни?

Шаг 22: Новое равновесие



После того, как недостаток героя был преодолён, а желание героя было исполнено, все возвращается в нормальное русло. Но есть одна большая разница. Из-за саморазоблачения герой в настоящее время находится либо на более высоком, либо на более низком уровне.

Возможные ошибки:

  • Нет ощущения окончания истории.
  • Окончание не следует логически (притянуто за уши)

Контрольный вопрос:

  • Даёт ли окончание понимание более глубокой проблемы, на которой базируется история?

Возможные ошибки по другим аспектам истории

Состав персонажей

  • У вас слишком много персонажей в истории
  • Вы не представляете ясно роль и функцию каждого персонажа.
  • Все ли персонажи необходимы, чтобы рассказать эту историю?

Связь между персонажами

  • У вас нет четырёхточечного противостояния. Вам нужно как минимум три противника, с которыми будет сражаться герой .
  • Второстепенные характеры абсолютно недетализированы или же наоборот – столь же сложны, как и главный герой.
  • Конфликт между героем и противником поверхностный
  • Герой
  • Противник не обеспечен детальным набором ценностей и убеждений.
  • Кто главный противник и кто вторичные противники?
  • Как противник использует основные слабости героя ?
  • Что является той драгоценностью, за которую сражаются между собой герой и противник ?
  • Что, по мнению героя , включает в себя понятие «жить правильно»?
  • Чем ценности противника отличаются от таковых героя ?

Мир персонажа

  • Вы не смогли создать детализированный мир истории
  • Мир не выражает глубоких слабостей героя .
  • Мир не меняется из-за действий героя .
  • История развивается в мире, который не выходит за пределы семьи.
  • Продумали ли вы мир так же тщательно, как и героя ?
  • Каковы самые значительные последствия деяний героя ?
  • Могли бы эти последствия быть более значительными?

Контекст / Общество / Институты

  • Вы не смогли соединить уникальное созданное общество с большим миром. Это значит, что арена действия слишком узка и специализирована.
  • Сможет ли широкая аудитория ассоциировать себя с уникальным обществом или институтом вашей истории?

Социальная среда

  • Не показано, как социальные силы воздействуют на героя .
  • Осознаёт или не осознаёт герой воздействие социальных сил?

Символика мира

  • Какие глубокие значения закреплены за установками вашего мира?

Время года / Праздник

  • Использованное время года (или праздник) является клише или предсказуемо.
  • Какой глубокий смысл или философия заключены в использовании времени года или праздника и как это относится к истории?

Диапазон изменения мира

  • Мир не меняется с течением истории.
  • Есть ли фундаментальный сдвиг в том, как выглядит мир на протяжении истории?

Визуальные семь шагов

  • Места, где происходит каждое из основных событий не слишком отличаются друг от друга.

Диалоги

  • Сцена не сфокусирована на главном
  • В цене лидирует не тот характер.
  • Нет противостоящих характеров с разными целями.
  • У ведущего в этой сцене характера нет стратегии движения к цели.
  • У сцены нет ясной концовки.
  • Диалоги имеют значение, но не двигают историю.
  • Нет аргументов»правильного» и «неправильного».
  • В диалогах нет индивидуальности персонажей.
  • Вы пишете диалоги, которые не отражают уникальное значение каждого характера.

Моральные действия

  • На протяжении истории характер не растёт и не падает морально.
  • Другие характеры не реагируют, если герой действует аморально.
  • Как далеко может зайти герой , пытаясь достичь цели?
  • Как ваш герой критикуется другими за свои поступки?
  • Достигает ли герой к концу истории понимания того, как надо жить достойно?

Предпосылка

  • Затёртая до дыр предпосылка. Аудитория видела это уже тысячу раз.
  • Мелкая идея растянута на два часа.
  • Предпосылка не является чем-то личным для сценариста. (Не то, что прочувствовано)
  • Предпосылка слишком личная: приемлема и понятна только для вас, но не для широкой аудитории.
  • Почему вас волнует эта проблема?
  • Интересует ли лично вас решение этой проблемы?
  • Насколько хорош характер, чтобы выразить эту идею?
  • Может ли идея выйти за пределы двух-трёх хороших сцен? (может ли идея занять два часа времени?)
  • Затронет ли аудиторию на личностном уровне решение этой проблемы?
  • Действительно ли эта сюжетная линия настолько универсальна, чтобы заинтересовать людей кроме вас?

Список сцен

  • В сцене используется более одной сюжетной линии.
  • Описание поверхностных элементов вместо сути действия.
  • Можно ли объединить несколько сцен в одну?
  • Расставлены ли сцены по порядку?
  • Нет ли промежутков в списке сцен?

Течение истории

  • Вы не в состоянии проверить «спинной хребет» истории.
  • В сценах нет символов.

Символ в сцене

  • Нет символов, ключевых фраз чтобы фокусировать диалог.
  • Ваши символы не связаны с темой.
  • Вы не в состоянии найти символ, который может быть связан с миром, обществом или институтом.
  • Нет символа, который выражает основной аспект характера вашего героя.
  • Имеется ли объект, который выражает визуально мир истории?
  • Какой символ выражает изменение характера вашего героя?
  • Имеется ли имя или объект, который может выразить сущность вашего персонажа?

Тема

  • Неправильно выбрана структура или жанр, чтобы рассказать вашу историю.
  • Повествование не сосредоточено на самом глубоком конфликте в истории.
  • Не знаете свою тему.
  • Не имеете стратегии, чтобы лучше рассказать историю.
  • Нет единственной линии диалога, который повторяется несколько раз в течении истории, чтобы выразить тему.

Сатирическое изображение помещиков. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гнев­ным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучи­тельно переживал покорность народа, его забитость, темноту.

На помещиков Некрасов смотрит глазами кресть­ян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

Сатирически гневно рассказывает Некрасов о па­разитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда дышала грудь помещичья свободно и легко.

Барин, владевший «крещеной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему « покорствовало »:

Ни в ком противоречия,

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В ус­ловиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения поме­щиков, их привычки и взгляды:

Закон - мое желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловоррот!..

Отмена крепостного права ударила «одним кон­цом по барину, / Другим по мужику». К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспосо­биться не может и не желает - неизбежным стано­вится запустение усадеб и разорение господ.

Вез всякого сожаления говорит поэт о том, как «по кирпичику» разбираются господские дома. Сати­рическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт- Оболдуев, Утятин («Последыш»). Особенно выразите­лен в поэме образ князя Утятина - Последыша. Это барин, который «весь век чудил, дурил». Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 г.

Совершенно не зная своих крестьян, Последыш от­дает нелепые распоряжения по вотчине, приказыва­ет на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!»

Мужики хохотом встречают этот приказ, так как «той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!»

Глухонемого дурака Последыш назначает сторо­жем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина.

Нелепы не только приказы Последыша, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий прими­риться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные И - разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан и по­мещик Шалашников, «воинскою силою» покоряв­ший собственных крестьян.

Савелий говорит, что еще более жесток управляю­щий немец Фогель. При нем «настала каторга кореж- скому крестьянину - до нитки разорил!»

Мужики и барин - непримиримые, вечные вра­ги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», - гово­рит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину - вот тот вывод, к кото­рому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы.

В поисках счастья герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо» прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.

Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. «Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван» – такое толкование этого слова предоставляет в своем словаре Даль. Использованное в качестве имени собственного, оно отлично передает отношение крестьян в пореформенной Руси к помещикам. Сам Оболт-Оболдуев своим вопросом «Чему учился я?» косвенно подтверждает правильность своей фамилии. Любопытно, что Некрасов не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.

Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления. «Румяненький и кругленький», с «молодецкими ухватками», любящий посмеяться, он не похож на злого человека. Его наивная гордость своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать разве что добродушную усмешку. Сам же он предпочитал обращаться с крестьянами, как отец: «больше ласкою я привлекал сердца».

Он с горечью вспоминает ушедшие времена, когда на праздники он христосовался с крестьянами, воспринимая их как одну большую семью, «по-братски» беседовал с вернувшимися с заработков мужиками и с невинным любопытством ждал их подарков: вина, варенья и рыбы. Не лишен Оболдуев и некой поэтической черты в характере. Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли. Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, «рыцарской, исконно-русской потехи» – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.

По жизни по помещичьей
Звонят!.. Ой жизнь широкая!
Прости-прощай навек!

Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.

Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы «пузатенький» барин перестал вызывать сочувствие. И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: «сорил казну народную».